Указ Президента Российской Федерации от 3 августа 2018 года №471 "О некоторых вопросах Межведомственной комиссии по защите государственной тайны". Закреплено, что ответственным секретарем Межведомственной комиссии по защите гостайны является один из заместителей директора ФСТЭК России.
Из жизни гостайн
Рассматривая состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, стоит обратить свое внимание на то, что в нее входят лица, занимающие руководящие посты в сфере безопасности на общегосударственном уровне. Согласно документу, Межведомственная комиссия по защите гостайны будет принимать решения об ограничении права на выезд из России лиц, замещавших должности, на которых чиновники считаются допущенными к государственной тайне. Комиссия по защите государственной тайны заявила, что сведения о работе чекистов с 1917 года «сохраняют актуальность», а их публикация может нанести ущерб нацбезопасности России. Президент России Владимир Путин подписал ряд указов, регулирующих деятельность межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Приняты дополнительные законодательные меры по защите государственной тайны
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны будет решать вопросы ограничения права на выезд из России чиновников, занимавших высокие должности и РИА Новости, 11.03.2024. Согласно ст.20 ФЗ, межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом. Как сообщила пресс-служба главы государства, тем же указом от обязанностей председателя межведомственной комиссии по защите государственной тайны освобожден Борис Алешин.
Прокурор разъясняет
- Домен припаркован в Timeweb
- Путин продлил режим засекреченности данных о 2 Мировой войне до 2040 года.: tapirr — LiveJournal
- Основные разделы
- Приняты дополнительные законодательные меры по защите государственной тайны
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны: суть и функции
Соответствующий проект постановления опубликован 16 июня на сайте мэрии. Согласно документу, из комиссии исключат Елену Аксенчик, а включат заместителя главы администрации Кировского округа Александра Дридигера. Датой окончания приема заключений о создании технической комиссии по защите государственной тайны значится 23 июня.
Другими словами, резину можно тянуть сколь угодно долго. А тем временем те же историки а вместе с ними и политологи, и учёные, занимающиеся проблемами современного общества, и многие другие остаются на голодном пайке и гадают, что могло послужить причиной тех или иных событий, процессов или общественно-исторических тенденций. Считается, что все секретные документы, которые всё-таки в конечном итоге рассекречиваются, складируются в Государственном архиве Российской Федерации. Это не вполне так, но в целом истине не противоречит.
Директор Госархива доктор исторических наук Сергей Мироненко время от времени выступает в прессе, развенчивая те или иные исторические мифы. В частности, в «Комсомольской правде» не так давно было опубликовано интервью, в котором глава Госархива сделал немало громких разоблачений. И о том, что не было никаких павших в боях за Москву героев-панфиловцев об этом, со слов Мироненко, стало известно ещё в 1948 году , и о том, что якобы существовали записки Берии и Шелепина в Политбюро о расстреле польских офицеров в Катыни. Там было 16 запечатанных конвертов, на которых от руки было написано: «Вскрывать только с разрешения генерального секретаря или первого секретаря ЦК КПСС», где хранились наиболее неприятные, с точки зрения руководителей советского государства, документы. Эти документы в конвертах уже рассекречены. В любом государстве есть секреты.
Нет ни одного государства без секретов. Просто в СССР секретно было всё. По нему работа движется очень медленно. Секретилось абсолютно всё». И возникают обидные казусы. Вроде бы и данные открыли, вот только забыли их проверить.
А между тем покойному Виктору Илюхину и работавшим вместе с ним историкам Сергею Стрыгину и Владиславу Шведу удалось установить, что подложного Появился «исторический документ» полвека спустя. Позже эта же группа работала в структуре службы безопасности президента Бориса Ельцина, территориально размещаясь в посёлке Нагорное Московской области до 1996 года , а потом была перебазирована в другой населённый пункт — Заречье. Таким образом, в российские архивы были вброшены сотни фальшивых исторических документов и ещё столько же были сфальсифицированы путём внесения в них искажённых сведений, а также путём подделки подписей. И поскольку российскими учёными, в частности доктором исторических наук Михаилом Мельтюховым, уже была доказана фальсификация «Завещания В. Ленина», документов, связанных с отречением от престола Николая II, и другие подобные факты, депутат потребовал начать масштабную работу по проверке архивных документов и выявлению фактов дискредитации советского периода отечественной истории. К сожалению, проверку прервала смерть Илюхина, но речь сейчас не об этом.
А о том, что было достоверно установлено: «вброс» исторических документов, ранее составлявших государственную тайну, действительно имел место.
Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну... В соответствии с п. Учебный центр "СпецПроект" включен в "Перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по окончании которых выдается документ об образовании и или о квалификации, дающий право руководителям организаций, ответственным за защиту сведений, составляющих государственную тайну, считаться прошедшими государственную аттестацию", утвержденный Решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 28 апреля 2015 г.
В 2013 году Конституционный суд признал такую практику неправомерной после жалобы историка Никиты Петрова. Петров попросил суд признать незаконными отказы ФСБ и рассекретить данные документы. В результате КС опубликовал решение, согласно которому 30-летний срок засекречивания документов под грифом «секретно» действует «как до, так и после» вступления в силу закона «О гостайне». По этому закону более длительный срок засекречивания документов возможен лишь в исключительных случаях, и только по решению Межведомственной комиссии по защите гостайны, деятельностью которой руководит лично Владимир Путин.
Во всех остальных случаях по истечению срока секретности документы передаются в Государственный архив, где становятся доступными для всех.
Чиновники отказались рассекречивать архивы ВЧК-НКВД-КГБ
Срок ограничения на выезд не может превышать пяти лет до даты прекращения полномочий и «документально подтвержденного доступа лица к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, которые сохраняют соответствующую степень секретности в течение наибольшего периода времени», - говорится в документе. Отметим, что в перечень должностей, при замещении которых лицо считается допущенным к гостайне, включает в себя премьер-министра РФ, генпрокурора РФ, руководителя Администрации Президента РФ, зампреда и секретаря Совбеза РФ, первого заместителя Председателя Правительства РФ, полномочного представителя президента РФ в федеральном округе, председателя Центризбиркома, председателя счетной палаты РФ, президента Российской академии наук, уполномоченного по правам человека в РФ и другие высшие должности. Указ вступает в силу со дня его подписания — 11 марта 2024 года.
Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-разыскную деятельность; 3.
Сведения, раскрывающие принадлежность конкретных лиц к кадровому составу органов контрразведки; подразделений, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, организованной преступностью и коррупцией, специальным оперативным подразделением; 4. Сведения, раскрывающие силы, средства, методы, планы, состояние или результаты проведения контртеррористических специальных операций, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; 5. Сведения о сотрудниках органов безопасности, выполняющих или выполнявших специальные задания в специальных службах организациях иностранных государств или в преступных группах; 6.
Сведения, раскрывающие состояние, мероприятия или результаты оперативно-мобилизационной работы органов безопасности; 7. Сведения, раскрывающие оперативно-поисковые или оперативно-технические мероприятия, проводимые подразделениями, непосредственно осуществляющими борьбу с организованной преступностью и коррупцией, специальными оперативными подразделениями; 8. Сведения, раскрывающие силы, средства или методы ведения следствия по уголовным делам о преступлениях против основ конституционного строя, безопасности государства, мира или безопасности человечества, по уголовным делам, в ходе предварительного следствия по которым исследоуются обстоятельства, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне; 9.
Межведомственная комиссия будет определять сроки, в которые экс-чиновник станет невыездным. Срок ограничения на выезд не может превышать пяти лет до даты прекращения полномочий и «документально подтвержденного доступа лица к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, которые сохраняют соответствующую степень секретности в течение наибольшего периода времени», - говорится в документе. Отметим, что в перечень должностей, при замещении которых лицо считается допущенным к гостайне, включает в себя премьер-министра РФ, генпрокурора РФ, руководителя Администрации Президента РФ, зампреда и секретаря Совбеза РФ, первого заместителя Председателя Правительства РФ, полномочного представителя президента РФ в федеральном округе, председателя Центризбиркома, председателя счетной палаты РФ, президента Российской академии наук, уполномоченного по правам человека в РФ и другие высшие должности.
Получил 5 лет запрета на выезд из РФ. Каким образом можно уменьшить или отменить срок невыезда? Читать 9 ответов Вопросы ограничения права на выезд бывшего сотрудника ФСБ с 3 формой допуска до 5 лет - как подать исковое заявление Такая ситуация. Есть недавно уволенный сотрудник ФСБ с 3 формой допуска "секретно", у которого закончился контракт. В заключенном им контракте от 2016 года прописано, что может быть ограничено право на выезд сроком до 5 лет со дня ознакомления с совершенно секретными и особой важности данными. С такими сведениями ознакомлен сотрудник не был. То есть нужно рассматривать каждый случай индивидуально.
"Элитам" влупили запрет. После выборов что-то готовится?
Указ Президента Российской Федерации от 3 августа 2018 года №471 "О некоторых вопросах Межведомственной комиссии по защите государственной тайны". Межведомственная комиссия по защите государственной тайны решила продлить сроки засекречивания сведений органов безопасности за 1917-1991 годы до марта 2044 года. «Утвердить прилагаемый состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны», — говорится в указе. “Утвердить прилагаемый состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны”, — говорится в указе. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений.
Комиссия по гостайне будет решать, выезжать ли из РФ чиновникам, бывшим на высоких постах
В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписания договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством. Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством. Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена разработана ими без нарушения законодательства Российской Федерации. Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей Основанием для засекречивания сведений, полученных разработанных в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.
При невозможности идентификации полученных разработанных сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных разработанных сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению изменению. Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению изменению действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности. Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные: о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию; об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя о регистрационном номере; о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены. При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель. Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений. Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и или в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями.
Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Порядок рассекречивания сведений Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений.
Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения. Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании.
В частности, предлагается изменить порядок допуска должностных лиц к государственной тайне. Решение о доступе к гостайне будет приниматься по результатам проведения проверочных мероприятий, уточнил депутат. При этом в допуске к государственной тайне теперь может быть отказано при наличии у гражданина или его близких родственников счетов и вкладов в иностранных банках за пределами нашей страны, недвижимости за рубежом, а также владении и пользовании иностранными финансовыми инструментами. При этом Межведомственная комиссия по гостайне сможет принимать решения о допуске или отказе в допуске к таким сведениям в отношении заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти и госкорпораций Пискарев привел в пример "Росатом" и "Роско смо с".
Законность засекречивания сведений заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне. Обоснованность засекречивания сведений заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан. Своевременность засекречивания сведений заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения разработки или заблаговременно. Статья 7. Сведения, не подлежащие засекречиванию Не подлежат засекречиванию сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд. Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации. Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается. Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены разработаны. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.
Решение Межведомственной комиссии об ограничении права на выезд принимается по результатам заседания Межведомственной комиссии далее - заседание. Заседание проводится не позднее 20 рабочих дней с даты поступления в Межведомственную комиссию заключения. Заседание проводит председатель Межведомственной комиссии либо по его поручению заместитель председателя Межведомственной комиссии. Порядок проведения заседания определяется председательствующим на заседании. На заседание при необходимости приглашаются представители органа организации , представители государственного органа или организации, наделенных полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, доступ к которым имело лицо, а также само лицо или его представитель. Решение Межведомственной комиссии об ограничении права на выезд принимается открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов указанной комиссии. При равном количестве голосов правом решающего голоса обладает председательствующий на заседании. По результатам заседания оформляется протокол.
О компании
- Подборка новостей по тегам
- Межведомственная комиссия по защите государственной тайны: структура и компетенция
- Защита государственной тайны. Органы защиты государственной тайны
- Рекомендуемые сообщения
- Защита документов
- Комиссия по защите государственной тайны
Публикации
- Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 | Редакция действует с 1 февраля 2024 | Юрист компании
- Президент назначил ответственного за разглашение гостайны
- Популярные материалы
- Уголовная ответственность за нарушение требований по защите государственной тайны
- Рассылка новостей
Комиссия по гостайне будет решать, выезжать ли из РФ чиновникам, бывшим на высоких постах
Нормативно-правовые акты по защите государственной тайны | “Утвердить прилагаемый состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны”, — говорится в указе. |
Президент назначил ответственного за разглашение гостайны | Определен порядок принятия Межведомственной комиссией по защите государственной тайны решения об ограничении права на выезд из Российской Федерации в отношении лиц, замещавших должности, предусматривающие допуск к государственной тайне. |
Руководителю | заместитель Министра финансов Российской Федерации; Кучеренко П.А. - заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации; Федулов В.В. |
Указ Президента РФ от 11.03.2024 N 178
Комиссия по гостайне отказалась рассекречивать архивы КГБ - | защите государственной тайны, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2016 г. № 535» в состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны включены: заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации Гостев. |
Путин утвердил новые положения, касающиеся комиссии по защите гостайны | Ну наконец то задумались над миграцией носителей гостайны, после 30 лет бездействия. |
Межведомственная комиссия по защите гостайны: изменения в составе | Повышение квалификации специалистов в области защиты государственной тайны следует проводить не реже, чем один раз в пять лет. |
Сергей Григоров назначен председателем межведомственной комиссии по защите гостайны
1. Внести в состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2016 г. N 535 "Об утверждении состава Межведомственной комиссии по защите государственной тайны". В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен. “Утвердить прилагаемый состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны”, — говорится в указе. Датой окончания приема заключений о создании технической комиссии по защите государственной тайны значится 23 июня.
Указ Президента РФ от 11.03.2024 N 178
Если же им кажется, что срок маловат, говорят: давайте продлим еще на 10 лет. И продлевают — решением ведомства. Но на срок свыше 30 лет после создания документа они все равно этого делать не могут! И в этом смысле закон все правильно предусмотрел — это срок, оптимальный для соблюдения баланса между интересами государства в защите определенной информации и интересами граждан, которые вправе знать, как живет государство и чем оно занималось 30 лет назад. Но вот уже самой Межведомственной комиссии такой наплыв документов и работы совершенно не нужен — она же всего-навсего комиссия. К тому же даже не являющаяся юридическим лицом. Но ее представители в суд не явились, прислав бумагу, в которой объясняли: Межведомственная комиссия не является юридическим лицом, поэтому они в суды ходить не будут.
Получается, что Межведомственная комиссия, отвечающая вообще за всю работу по защите гостайны, выпускающая постановления, обязательные для всех государственных органов, сама является никем! На мой взгляд, наша беда еще в том, что очень мало исследователей, получивших отказы по мотивам секретности запрошенных документов, обращаются в суды. Ситуация изменится лишь тогда, когда такие обращения в суд станут массовыми. А как у нас ныне: получил отказ — и все, уже нет никакой активности. Именно мы, налогоплательщики, и финансируем всю эту, что называется, архивную балалайку. Увы, нет пока этого ощущения.
А архивисты, напротив, обычно так срастаются с документами, которые хранят, что вообще полагают себя их собственниками. Хотя, по сути, являются лишь временно нанятыми на работу — чтобы хранить документы именно для нас. По своему личному опыту могу сказать, когда речь идет о рассекречивании документов, в архивах — не только в ведомственных, но даже и в государственных архивах — царит полный произвол ведомственных экспертов. Правовая безграмотность их ужасающа — порой они совершенно не понимают, с какими материалами имеют дело. Это документ февраля 1950 года, направленный Сталину и Молотову. Советник МГБ докладывал, какие сложности стоят перед главой венгерских коммунистов Ракоши и венгерской госбезопасностью в части борьбы с врагами нового социалистического венгерского государства, каковы категории врагов — речь там шла и о священнослужителях, и о «бывших людях», некогда занимавших должности в буржуазном венгерском государстве, о евреях… Но когда я посмотрел материалы, переданные по фонду Сталина в Российский государственный архив социально-политической истории РГАСПИ , увидел: документ еще числится секретным.
Хотя фонд Сталина и проходил рассекречивание в 1999 году, и там уже вообще ничего не должно оставаться секретным. Я тогда несколько приуныл: как тогда, думаю, это публиковать? А потом случайно обнаруживаю, что в двухтомнике документов «Советский фактор в Восточной Европе» эта записка целиком опубликована. Фонд Молотова был передан в РГАСПИ раньше, в 1992 году, тогда же и прошел рассекречивание — как оказалось, в 1992 году у экспертов были другие глаза. И в обстановке только что победившей в России демократии эксперты сочли, что вся эта ерунда 1950 года представляет исключительно исторический интерес. А вот в 1999 году, когда шло рассекречивание фонда Сталина, у тех же экспертов были уже другие глаза: на дворе вновь был культ тайн и «фирменным знаком» нового российского руководства стала шпиономания — все это, разумеется, повлияло и на экспертов — Какого рода архивную документацию пытаются секретить и поныне?
Они сверхбдительны, когда речь идет о внешнеполитической проблематике: эксперты из Министерства иностранных дел — наиболее ретроградская и самая замшело-консервативная публика. Вторая болевая точка — это, безусловно, репрессии — преступления, совершенные советским режимом внутри страны и за рубежом, государственный терроризм, индивидуальные убийства. Особо чувствительная тема — некоторые наиболее чудовищные факты репрессий, такие, например, как Катынское дело. Вообще все, что, с точки зрения нынешнего российского руководства, марает престиж нашей страны.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции.
В Омске планируют обновить состав комиссии по защите государственной тайны. Соответствующий проект постановления опубликован 16 июня на сайте мэрии. Согласно документу, из комиссии исключат Елену Аксенчик, а включат заместителя главы администрации Кировского округа Александра Дридигера.
Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях. Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре контракте. Заключение трудового договора контракта до окончания проверки компетентными органами не допускается. Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности. Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации. Статья 211. Особый порядок допуска к государственной тайне Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом. Статья 22 изменена с 30 декабря 2020 г. Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд. Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора контракта в связи с проведением организационных и или штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором контрактом обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора контракта , если такие условия предусмотрены в трудовом договоре контракте. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора контракта может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд. Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться: права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре контракте при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне. Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных функциональных обязанностей. Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну. Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом. Часть первая статьи 27 настоящего Закона вводится в действие не позднее 1 января 1995 г. Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и или оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию. Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий: выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений; наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны; наличие у них сертифицированных средств защиты информации. Федеральным законом от 19 июля 2011 г. Порядок сертификации средств защиты информации Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Организация сертификации средств защиты информации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. Сертификация осуществляется в соответствии с настоящим Законом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны. Раздел VII. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны Федеральным законом от 22 августа 2004 г. Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Средства на финансирование государственных программ в области защиты государственной тайны предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации отдельной строкой. Контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых на проведение мероприятий по защите государственной тайны, осуществляется руководителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, заказчиками работ, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации. Если осуществление этого контроля связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, то перечисленные лица должны иметь допуск к сведениям соответствующей степени секретности. Раздел VIII. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны Статья 30. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
"Элитам" влупили запрет. После выборов что-то готовится?
Но у нас всем уволившимся, в том числе и мне, закрыли выезд на 5 лет со дня исключения из списков части. Подписываться под решением об ознакомлении отказался. Планирую обращаться в Межведомственную комиссию МВК по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации. И сразу параллельно с этим обращаться в суд. В связи с этим есть вопросы. Тут стоит вопрос уехать домой и там подать в суд или придётся задержаться, чтобы подать в суд здесь, в месте где я служил? А я такие сведения даже в глаза не видел.
Оо, это уже что-то!! Сначала какой-то дядечка рассказывал, про что написано в этом приказе при чем больше не по теме, а всякие там шутки-прибаутки.
А потом всех заставили расписываться. Кроме этих нескольких приказов 2-3 ни с какими другими СС документами не работали. При чём абсолютно честно, я сейчас даже не помню, про что там было в этих приказах. Мы больше сидели-болтали и писали смски, а не слушали россказни этого дядьки.
Президент России Владимир Путин подписал закон, утверждающий новые положения, касающиеся комиссии по защите гостайны. Фото: Newsler.
Речь идет также и о бывших высокопоставленных чиновниках, имевших доступ к гостайне.
С первым случаем всё более-менее ясно: основанием для рассекречивания является взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями. Ну, скажем, декларирует наша страна, что мы откроем архивы, связанные с тем или иным событием, синхронно с другой страной, и архивы открываются. А вот второй случай в законодательстве прописан весьма и весьма туманно: поводом для снятия завесы тайны может служить «изменение объективных обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной». Согласитесь, звучит по меньшей мере двусмысленно.
Юристы неоднозначно высказываются о четвёртом разделе закона о гостайне как, впрочем, и обо всём законе в целом , но практически все сходятся во мнении, что его неплохо бы уточнить и конкретизировать. В частности, в разное время об этом говорили и Генри Резник, и Юрий Шмидт, и покойная Полина Лупинская, и прочие гранды отечественной юриспруденции. Каждые пять лет руководители органов госвласти, наделённые полномочиями по работе с секретной информацией, должны пересматривать содержание действующих перечней, подлежащих засекречиванию сведений, чтобы определить, что из новых бумаг стоит засекречивать, а что нет, что из архивов можно передать в открытый доступ, а что до поры припрятать. Понятно, что немногим руководителям охота возиться с прорвой малопонятных документов — по этой простой причине чиновники попросту откладывают в долгий ящик решение проблемы, продлевая сроки секретности. По нормативам срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет в особенных случаях этот срок может быть продлён по заключению межведомственной комиссии.
А беспрекословным правом изменения перечня сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются сами же руководители органов государственной власти, их утвердившие, — по закону они несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Ключевая фраза — «несут ответственность». И кто захочет её нести? Другими словами, резину можно тянуть сколь угодно долго. А тем временем те же историки а вместе с ними и политологи, и учёные, занимающиеся проблемами современного общества, и многие другие остаются на голодном пайке и гадают, что могло послужить причиной тех или иных событий, процессов или общественно-исторических тенденций.
Считается, что все секретные документы, которые всё-таки в конечном итоге рассекречиваются, складируются в Государственном архиве Российской Федерации. Это не вполне так, но в целом истине не противоречит. Директор Госархива доктор исторических наук Сергей Мироненко время от времени выступает в прессе, развенчивая те или иные исторические мифы. В частности, в «Комсомольской правде» не так давно было опубликовано интервью, в котором глава Госархива сделал немало громких разоблачений. И о том, что не было никаких павших в боях за Москву героев-панфиловцев об этом, со слов Мироненко, стало известно ещё в 1948 году , и о том, что якобы существовали записки Берии и Шелепина в Политбюро о расстреле польских офицеров в Катыни.
Там было 16 запечатанных конвертов, на которых от руки было написано: «Вскрывать только с разрешения генерального секретаря или первого секретаря ЦК КПСС», где хранились наиболее неприятные, с точки зрения руководителей советского государства, документы. Эти документы в конвертах уже рассекречены. В любом государстве есть секреты. Нет ни одного государства без секретов.