Международный женский день: история и традиции праздника. Когда Международный женский день начали отмечать 8 марта?
Роза Люксембург, Клара Цеткин и Александра Коллонтай: кому мы обязаны праздником 8 марта
Международный женский день считали преимущественно коммунистическим праздником. Ситуация изменилась в 1967 году, когда традицию выходить на митинги 8 марта переняли представительницы второй волны феминизма. Международный женский день В современном обществе Международный женский день — это праздник весны и внимания к женщине (Фото: volser, по лицензии ). Праздновать Международный женский день 8 марта в Советской России стали в 1921 году. Международный женский день стал национальным праздником в России, где продажи цветов удваиваются в течение трех-четырех дней после 8 Марта. Международный женский день в России считается праздником весны и женщин. Согласно официальной версии СССР происхождение праздника 8 Марта связано с маршем протеста, который организовали работницы текстильной фабрики.
Что мы отмечаем 8 Марта? Забастовки и жестокие легенды: бунтарская история женского праздника
Международный женский день 8 Марта — праздник, родившийся из массовых протестов за права женщин и претерпевший со временем множество изменений. Выясняя суть праздника 8 марта, неизменно сталкиваешься с самым интересным парадоксом. 8 Марта – женский день: история, традиции, идеи подарков и мероприятия. Для утверждения праздника в восьмой день марта две дамы-революционерки напомнили о старинном немецком предании из эпохи Средневековья, когда в Германии действовал «закон первой ночи».
Роза Люксембург, Клара Цеткин и Александра Коллонтай: кому мы обязаны праздником 8 марта
В этот день только по старому стилю в 1917 году случилась забастовка текстильщиц, продолжившаяся шествием с требованием равноправия полов. По сути, это событие стало если не спусковым крючком, то явно одним из триггеров Февральской революции. Затем, когда календарь поменялся, день знаковой забастовки превратился в 8 Марта. Праздник весны, как выясняется, таковым совсем не был. Это было протестное движение, вызванное временем. Женщины хотели равноправия, права голоса, трудовых гарантий. Проблема назревала давно, но до 1917 года в России столь массовых требований, колонн суфражисток на улице не было в мире этот процесс начался раньше. Но огонь революции уже разгорался, охватывал все фронты, и женщины не могли уже оставаться в стороне. Февральская активность женщин, их напористость, появление смелых лозунгов например, «Место женщины в Учредительном собрании» привели к вынужденной реакции Временного правительства. Оно под натиском народных волнений уравняло женщин и мужчин в избирательных правах.
Интересно, что в России это случилось даже раньше, чем в Британии и Франции. А когда к власти пришли Советы, женщины обрели право на гуманный восьмичасовой рабочий день, пособие по беременности и другие, прежде практически немыслимые социальные гарантии. И эти действия со стороны властей постепенно лишили смысла протестное движение. Так, день, важный для всех женщин, постепенно превратился в праздник, больше похожий на День матери. Сегодня 8 Марта считается Международным женским днем, и история его создания снова выходит на первый план. Международные организации каждый год выбирают актуальную тему повестки и позиционируют этот день как напоминание о важности соблюдения прав, о борьбе с теми уязвимыми личностными, социальными, профессиональными моментами, с которыми сталкиваются женщины по всему миру. В России в этот день различные сообщества феминисток стараются проводить акции и иные мероприятия, напоминающие об исторической подоплеке праздника. За рубежом Сама дата появилась благодаря социалистическому движению. В феврале 1909 года нью-йоркские женщины вышли на улицы и потребовали равенства зарплат и избирательного права для себя.
Уже через год на женской конференции в Копенгагене Клара Цеткин и Роза Люксембург посчитали, что нужен особый день — праздник, продвигающий равноправие и суфражистские идеи. Клара Цеткин — убежденная немецкая коммунистка с этим движением, что интересно, ее познакомил муж, русский эмигрант Осип Цеткин. Долгое время Клара жила в изгнании, во Франции в большей степени. Там она и стала ведущим идеологом международного женского движения. На момент встречи с активистками из Штатов Цеткин уже была главной по правам женщин в Европе — как в идеологическом смысле, так и в масштабах популярности. И свою борьбу Клара не бросала до конца жизни. При нацистском режиме Цеткин оказалась в новом изгнании. Умерла она в Советском Союзе, похоронена у Кремлевской стены. Дата праздника, инициированного западными активистками, время от времени смещалась но в пределах одного месяца.
Закрепилась же дата 8 Марта на конференции в Копенгагене.
В 1908 году в Нью-Йорке история 8 марта повторилась. По призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации работницы предприятий вновь вышли на массовую демонстрацию, протестуя против эксплуатации детского труда, низкой зарплаты и пытаясь добиться для себя избирательных прав. В проведенной 8 марта акции протеста приняли участие более 15 тысяч человек, что весьма напугало городские власти. Полиция получила приказ разогнать демонстрацию. В ход были пущены импровизированные «водометы» попросту говоря - шланги с грязной ледяной водой.
Но даже этим постыдным для американской полиции действием решительных женщин напугать не удалось. Манифестации продолжились и в конечном итоге, привели к изменению отношения к детскому и женскому труду. В 1909 году женщины Нью-Йорка и еще нескольких американских городов, вновь организовали ряд акций протеста, напомнив властям о своих требованиях предоставить им право участвовать в выборах. А на следующий год в Копенгагене состоялась 2-я Международная конференция работающих женщин, на которой лидер женской группы социал-демократической партии Германии Клара Цеткин призвала всех женщин мира включиться в борьбу за право на достойный труд. Кроме того, Клара Цеткин выдвинула идею ежегодно отмечать Международный день солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие.
Оставалось только определиться с датой этого события.
По счастью, у родственников Розы Люксембург были хорошие связи с хасидами Хабад Любавич, известными толкователями Торы, и через них удалось переправить запрос к самому Шолом-Дов-Беру Шнеерсону. Ответ пришел далеко не сразу и был очень объемным, так как содержал огромное количество ссылок на Тору, Агаду, Шулхан Арух ха-Рав, цитаты из Рамбама, раби Моше Гринвальда и прочих мудрых ребе. К сожалению, документ этот был утрачен во время Второй мировой войны, от него осталось только упоминание вышеперечисленных авторитетов. Известно, что он насчитывал 352 страницы убористого почерка и был написан на идиш. На основании внимательного изучения огромного количества материалов хасидские раввины пришли к выводу, что праздновать следует не день выхода Адама и Евы из рая, а тот день, когда Ева проявила решительность и самостоятельность, сорвав плод с древа познания Добра и Зла. Принято считать, что эту идею внушил Еве змей Быт.
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?
Открытки, выпущенные к 8 Марта, довольно быстро потеряли свою революционно-агитационную выразительность, темой для них стало воспевание женской красоты и материнского подвига. Выходным днем 8 Марта стал в 1966 году, в брежневскую эпоху.
Об активной идее даты, появление которой было отвоевано женщинами, и говорить не приходится. Праздник стал гендерно ориентирован, но про женские права, свободы, равенство говорится разве что совсем в ином отношении. Женщину в этот день стали поздравлять не с ее правом на равенство, а с ее природной физической слабостью, если так можно сказать, с хрупкостью и с тем, что именно ей приходится брать на себя основой бытовой труд и главные заботы о детях.
Даже на корпоративах, посвященных 8 Марта, и сегодня не говорится о равенстве, партнерстве, правах, а отмечаются стереотипно женские черты героинь торжества, они и воспеваются. В садах и школах детьми устраиваются утренники, появление огромной индустрии подарков к этому дню почти уничтожило первоначальную идею праздника. Это называется идеологическая дезориентация, утрата смыслов.
Особенности празднования Есть мнение, что только социалистические страны празднуют 8 Марта. Это не совсем так, хотя мнение объяснимо. В Китае праздник действительно существует, но это не выходной, а только сокращенный рабочий день для женщин.
Во многих странах в Индии, Афганистане и др. В новом тысячелетии праздник приобретает два направления. Первое — протестное, феминистское, правовое, второе — связанное с поп-культурой.
Такая интерпретация праздника все теснее связана с соцсетями: различные флешмобы и челленджи направлены на популяризацию праздника именно как женского дня заботы о себе. Пример тому — масштабная реакция пользователей соцсетей на хештег DearMe, где женщины всего мира пишут себе письма. Себе — юным, в возрасте подростка.
Это приобретает немыслимый охват. На Youtube журналисты и блогеры выкладывают фильмы, интервью, которые ассоциированы не с праздником, а с датой и ее историческим посылом. Если по телевизору 8 Марта все еще показывают передачи сродни «Женским историям» и повторяют фильмы «Москва слезам не верит» и «Девчата», в интернете праздник резонирует с актуальной повесткой.
Фильмы о домашнем насилии, о женщинах нестереотипных профессий, о правозащитницах и их делах — вот что становится главным контентом дня. И это же формирует новое отношение к празднику. Многие современные женщины просят не поздравлять их в этот день привычными цветами и косметикой, а решают направить посильную сумму на счета фондов по борьбе с насилием и женской дискриминацией.
И если несколько лет назад такое поведение не было массовым, сегодня оно прогрессирует. Даже коммерческая составляющая праздника вынуждена подстраиваться под новый общественный запрос. Например, компании, которые предлагают свой товар, позиционируемый как лучший женский подарок на 8 Марта, стараются социально сопроводить предложение.
Обещают, что процент от вырученной суммы отправится в тот же Фонд борьбы с домашним насилием или Фонд помощи женщинам, проходящим реабилитацию после рака груди и т. Интересные факты А теперь только факты — что случалось 8 Марта, и что с разных сторон характеризует этот праздник. Знаменитую мимозу — главный символ советского 8 Марта — правильно называть серебристой акацией.
Международный женский день: как появился праздник 8 Марта
Международный женский день, который принято сегодня отмечать 8 марта, появился не сразу. Впервые Международный Женский День был проведен 19 марта 1911 года в Германии, Австрии, Дании и некоторых других европейских странах. Согласно официальной версии СССР происхождение праздника 8 Марта связано с маршем протеста, который организовали работницы текстильной фабрики. Праздник 8 марта: история возникновения праздника, кто его придумал. В 1965 году Международный женский день в Советском Союзе стал официальным праздником и всеобщим нерабочим днём.
Что мы отмечаем 8 Марта? Забастовки и жестокие легенды: бунтарская история женского праздника
В России праздник 8 марта отмечается уже больше века, а его корни исходят из Нью-Йорка с 1857 года. Международный день женщин – 8 марта был провозглашен официальным праздником в 1975-м. В Германии Международный женский день не являлся государственным праздником до 2019 года, далее — стал выходным, но только в Берлине.
Какой сегодня праздник. 8 марта - Международный женский день
Российские женщины отметили свой первый Международный женский день в 1913 году 2 марта. Как и за границей, день был устроен главным образом представителями рабочих организаций. Никаких выступлений на улицах не было... Было оглашено заявление... В первые годы советской власти он носил название "Международный день работниц". С конца 1920-х годов стал именоваться Международным женским днем.
Этот «праздник» активно продвигала подельница Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз «великой фразой»: «Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды». Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы Историки до сих пор «спорят» была ли Клара Цеткин еврейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие — немца-учителя. Однако, стремление Цеткин связать 8 марта, с еврейским праздником Пурим, неоднозначно намекает на то, что таки была.
Итак, вторая версия гласит, что Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Есфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами. Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Есфирь убедила его не то, что не убивать евреев, а наоборот — уничтожить всех врагов евреев, включая самих персов. Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю этот месяц приходится на конец февраля — начало марта.
Троллинг, самоубийства и теракты: чего на самом деле стоило равноправие В своей борьбе суфражистки были готовы идти на радикальные меры. В отличие от большинства современных радикальных феминисток, которые ограничиваются борьбой в этих ваших интернетах , те женщины были готовы рисковать свободой и жизнью ради лучшей жизни. Встречались среди них и настоящие фанатики... Так 4 июня 1913 года публично покончила с собой 32-летняя Эмилия Дэвидсон. На скачках в Эпсоме девушка бросилась под бегущую лошадь, принадлежащую королю Георгу V.
Через четыре дня суфражистка скончалась от полученных травм. В кармане пальто Эмилии нашли флаг движения, а момент гибели и последующей суматохи был снят на киноплёнку. Несмотря на спорный эффект от подобной акции, Эмилия Дэвидсон стала для многих мученицей, погибшей за дело равенства. Зрители не сразу поняли, что именно произошло. Несколько минут потребовалось, чтобы до публики дошёл ужас случившегося. Но самое печальное в этой истории то, что смерть девушки была не просто напрасной, а вредной для PR равноправия. Противники идеи рассудили, что раз зрелая образованная женщина а Эмилия получила учёную степень по иностранным языкам в Лондонском университете смогла сотворить такое, на что будут готовы пойти менее интеллектуальные "барышни". Одним словом, акция предполагаемого успеха не получила. Другими резонансными делами для суфражисток стали взрыв дома британского премьер-министра Дэвида Ллойда Джорджа, Хрустальная ночь в Лондоне когда дамы повыбивали стёкла в палате лордов, магазинах и жилых домах , оскорбление Короля и Королевы Великобритании за что двое женщин были приговорены к 5 годам каторжных работ.
Кстати, наказания в те времена были вполне реальны, и простым тюремным заточением многие не обходились. Известны случаи группового насилия каторжанок, новости о которых всполошили Лондон и стали причиной нескольких журналистских расследований. Но самым популярным способом сломить волю было принудительное кормление — мера, которую применяли к женщинам, объявившим голодовку в защиту своих убеждений. Проблему принудительного кормления многие находили забавной. В те годы выходили десятки открыток, авторы которых симпатизировали этому методу "образумить женщину": Но праздник же, а мы о трагическом... Стоит отметить, что в борьбе за права женщин было место и остроумному троллингу.
Именно она на международной конференции женщин в 1910 году в Копенгагене провозгласила идею ежегодно отмечать 8 марта как день рождения женского пролетариата. Выбор Цеткин именно 8-го марта в качестве даты празднования Международного женского дня вызывает разноречивые объяснения. Согласно официальной, широко известной версии, Женский день был приурочен к событиям 1857 года, когда 8 марта текстильщицы нью-йоркских фабрик прошли маршем по улицам города. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату.
Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10 часового рабочего дня. На многих предприятиях в США возникли профсоюзные организации. В то историческое 8 марта во многих городах Нью-Йорка сотни женщин вышли на демонстрацию, требуя представления им избирательного права. Однако ряд историков называют и другую — религиозную — причину возникновения праздника, согласно которой в намерения Цеткин входило связать историю женского социалистического движения с историей ее народа — евреев. А именно с той страницей этой истории, которая рассказывает о Есфири, жене персидского царя Ксеркса. Царица Есфирь, воспользовавшись неотразимым воздействием на Ксеркса своих чар, спасла свой народ, иудеев, от истребления.