Пост в христианской Церкви имеет различные, зачастую взаимодополняющие значения. 18 марта у православных христиан начинается Великий пост, который продлится по 4 мая, – он предшествует одному из главных церковных праздников, Пасхе. В Великий пост нельзя венчаться, так как в этом время супругам рекомендовано воздерживаться от близости.
У православных верующих начался Великий пост: каковы обычаи и как часто нужно ходить в церковь
В рацион нужно включать крупы, бобовые, овощи и фрукты, мед, сухофрукты, орехи, грибы. Как правильно провести Великий пост: что можно и нельзя делать Еще одна важная составляющая поста, помимо питания, — духовная. Священнослужители формулируют смысл поста так: это время покаяния, дни, которые нужно проводить без осуждения и злобы. Именно в большой пост нужно приложить максимум усилий, чтобы очистить свое сердце и бессмертную душу. Вот что можно сделать, чтобы в эти святые дни вырасти духовно. Забыть старые обиды. Пост начинается сразу после Прощеного воскресенья, поэтому работу над собой в этом направлении можно продолжить. Церковь советует в дни поста перестать копить обиды на других и по возможности примиряться с окружающими. Избавиться от вредных привычек. В дни поста советуют начать отказываться от пагубных пристрастий, например, от сигарет , алкоголя, вредной пищи.
Также будет полезным меньше времени проводить в соцсетях. Отказаться от излишних развлечений. Праздновать дни рождения или ходить в гости, церковь, конечно, не запрещает.
Обед: томатный суп гаспачо. Ужин: печеный картофель с квашеной капустой. Вторник: горячее без масла Завтрак: гречневая каша с луком. Обед: суп с лапшой и овощами.
Полдник: овощной салат с тофу. Ужин: булгур с томатом, репчатым луком и морковью. Среда: сухоядение Завтрак: манная каша с фруктами. Обед: баклажаны, запеченные в духовке. Полдник: смузи из яблока, шпината, банана и апельсина.
Организм растет, развивается, формируются органы и ткани, формируется крепкая работа сердечной мышцы. Ни в коем случае не заставляйте детей поститься, тем более если они этого не хотят. Вторая - люди с хроническими заболеваниями, которым показаны сбалансированная диета и еда как лекарство. И третья категория - скажем так, люди золотого возраста, особенно те, которые не могли себе позволить питаться сбалансированно. Если до этого у них были "пробелы" в аминокислотах, в правильности питания, сейчас пост может просто навредить и обострить хронические заболевания. И беременным женщинам, конечно, противопоказан пост. Вредно ли целый день не есть вообще? Ничего страшного от разовой истории не будет. Если у вас нет противопоказаний, проблем со здоровьем, тогда один день, в который вы не употребляете пищу, но пьете воду, вполне допустим. Как подготовиться к посту? Это ответственное мероприятие, оно больше не про тело, а про очищение души. Как выходить из поста? Постепенно вводить продукты, которые были запрещены во время поста. Первыми на вашем столе должны появиться морепродукты и рыба. Затем постепенно вводите белковые продукты, белое мясо, курицу и красное мясо.
Святой Северин «Сорокадневные посты соблюдал, подкрепляясь пищей только раз в неделю, и, тем не менее, лицо его всегда сияло тихой радостью» [2]. У ранних христиан править Христиане постились чаще иудеев, но образ их поста был почти тот же, то есть носил на себе обыкновенные знаки сетования. Существенное правило поста состояло в том, чтобы не есть более одного раза в день — вечером, воздерживаться от вина, сладкого и питательного, проводить день в уединении и молитве. В книге «Пастырь», весьма уважаемой древними, говорится, что в день поста с самого утра надо уходить на молитву, не вкушая ничего, кроме хлеба и воды, и раздавать нищим избытки своего имущества. Действительно, с постом всегда соединялась раздача милостыни. Самый пост служил средством к тому, убавляя часть дневного расхода. Питие прежде ужина считалось нарушением поста. Некто из святых, идя на мучение, отверг напиток, который ему поднесли для укрепления сил, говоря, что ещё не пришло время прервать пост. Это было в пятницу в 10 часов утра. В первых веках церковный пост у христиан был один, который предшествовал Пасхе , то есть Великий Пост Тертуллиан , «О посте». Церковь соблюдала его в память страданий Иисуса Христа , прилагая к себе сказанное Им: «Когда отнимется у них Жених… тогда будут поститься» Мф. Прочие посты тогда были произвольными Тертуллиан, «О посте» : пост в среду и пятницу каждой недели, подобно Великому Посту, находил свое основание в страданиях Иисуса Христа, поскольку в среду составлен был против Него иудеями совет, а в пятницу Он умер. Эти посты отличались между собой длительностью, подразделяясь на три категории. Посты в среду и пятницу продолжались до девятого часа до трех часов дня , потому назывались полупостами. Пост в Четыредесятницу оканчивался Вечерней , то есть в шесть часов, на закате солнца. Третьим видом поста был сугубый пост, или полное говение, когда целые сутки проводили без пищи. Так говели в Великую Субботу, некоторые к ней присоединяли Великую Пятницу, иные так проводили три дня, иные четыре, некоторые все шесть дней Страстной седмицы — каждый сколько мог. Этот сугубый пост в Испании соблюдали каждую субботу и, сверх того, один день каждого месяца, кроме июля и августа. Обоснованием продолжения поста до девятого часа являлась память часа смерти Иисуса Христа, а до вечера — воспоминание Его погребения Тертуллиан, «О посте». Степени воздержания также были различны. Одни ели все только в сыром виде, другие держались сухоядения Тертуллиан, «О посте» , воздерживаясь не только от мяса и вина, но и от плодов винных и сочных, употребляя только хлеб, орехи, миндаль и т. Сухоядение одобряемо было особенно во время гонений, как приготовление к мученичеству Тертуллиан, «О посте». Некоторые, по свидетельству Лукиана , помимо Страстной седмицы ничего не вкушали в продолжение многих дней, и нередко даже до десятой зари.
Великий пост 2024
Прощеное воскресенье помогает православным христианам войти в Великий пост с чистым сердцем, свободным от бремени взаимных обид. Великий пост у православных в 2024 году начинается 18 марта и закончится 4 мая. Рассказываем, как провести Лазареву субботу, что в этот праздник нельзя кушать и как подготовиться к следующему дню — Вербному воскресенью. Но пост нельзя свести к ряду гастрономических запретов, он нужен не потому, что какие-то продукты «плохие». Что делать христианину в ночь на первое января?
Великий пост 2024: когда начинается, что нельзя делать
Однако такие подвиги подходят не всем. Беременным, больным, пожилым и детям тяжело ограничить своё тело, которое и так чем-то скованно и ограничено. Детям надо расти и полноценно питаться. Беременные женщины и так претерпевают немало трудностей: их тело уже обеспечивает минимум двоих людей. Больные и пожилые люди тоже могут ослабить пост, заменяя телесные подвиги духовными: молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, регулярным участием в богослужениях. Также ограничения в пище не могут выполнять люди, находящиеся на военной службе или в местах заключения. Выбор меню им попросту недоступен. Что можно есть в пост? Как поститься, когда в семье и на работе окружают неверующие? У православных хозяек обычно существует проверенное меню, чтобы пища радовала семью даже в пост.
Если часть семьи не постится, рацион разделяют. В православных семьях с меленькими детьми родители стараются поститься в полной мере, а детей продолжают кормить молочными продуктами и рыбой. В некоторых семьях для детей ограничивают лакомства: вместо конфет во время поста они могут есть фрукты, пастилу или козинаки, чтобы тоже понести посильный подвиг. По мере взросления можно предлагать ребёнку более серьёзные ограничения. Православный человек привыкает жить под удивлёнными или косыми взглядами окружающих. Поэтому никто не боится смутить коллег по работе употреблением постной пищи. Даже в школьных или рабочих столовых вполне можно выбрать что-то подходящее: съесть винегрет вместо оливье или пирожок с капустой вместо беляша. Стоит ли заставлять себя поститься, потому что так надо, условные «все» постятся? Или это должно быть искреннее желание?
Как не сделать этот важный период «искусственным»? Ведь многие люди думают, что получат некий дар от Господа, если будут поститься. Как быть честным с собой?
В субботу и воскресенье разрешено есть горячую пищу с добавлением растительного масла, при этом питаться разрешается дважды в сутки. В Великий пост также существуют ограничения, касающиеся поведения. Запрещено устраивать застолья и шумные веселья, ссориться, сквернословить, злиться, обижать близких, сплетничать, вступать в интимные отношения и развлекаться. В Страстную неделю рекомендуется оградиться от мирской суеты и отказаться от любых развлечений. В Великий пост также рекомендуется молиться, посещать богослужения, исповедоваться и делать добро людям. В пищевом рационе разрешены фрукты, овощи, орехи, семена, ягоды, зелень, крупы, макароны и грибы.
Хлеб можно есть, но лучше избегать сдобных булок и сладкого печенья.
Великий пост 2023 с 27 февраля по 15 апреля. Начинается пост сразу после Масленицы и продолжается до самой Пасхи. Только утром воскресенья на праздник Пасхи можно разговеться. Поэтому верующим христианам надо знать, когда Великий пост 2023 года, что можно и что нельзя делать.
Важность Великого поста Не зря сделали такое строгое и длинное воздержание, которое является большой редкостью в жизни верующих людей. Такой пост дает человеку возможность сделать ревизию своей жизни. Ведь Иисус стал частью мира человеческого, прошел много испытаний, умерев и возродившись он кардинально изменил мир. Поэтому верующий человек должен оставить отзыв на данное действие, прийти к чему-то новому и правильному. Запреты Великого поста Если человек сделал осознанный выбор, и хочет поститься длительное время, но никогда этого не делал, ему надо посоветоваться с духовником.
Ведь это нагрузка на организм. Вместе можно определить степень возможного воздержания. Вот список того, что нельзя делать в Великий пост: Употреблять мясные и молочные изделия, яйца, рыбу.
Спустя 4 дня после похорон друга Христос дошёл до пещеры, где похоронили Лазаря. Иисус начал молиться возле неё, а потом сказал: «Лазарь! Выйди вон! И именно после этого события фарисеи и первосвященники окончательно настроились убить Иисуса. По церковному преданию, после возвращения воскрешения Лазарь прожил ещё 30 лет и стал епископом на острове Кипр в Ларнаке.
После смерти тело святого положили в мраморный ковчег, на котором написали: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В церковном календаре это два соседних дня, но между событиями, которым посвящены праздники, прошло один-два месяца. Вербным считается последнее воскресенье перед Пасхой, или шестое воскресенье Великого поста. Каждый год дата Пасхи сдвигается, как и все привязанные к ней праздники. У католиков и других западных христиан дата Вербного воскресенья отличается, потому что и дата Пасхи отличается это связано с использованием разных календарей — юлианского и григорианского. Но и католический праздник также отстоит на неделю от Воскресения Христова. Пост в Лазареву субботу В Лазареву субботу ещё продолжается Великий пост. Что можно есть в Лазареву субботу Согласно канону, в этот день можно есть: Овощи и фрукты в любых видах.
Что нельзя есть во время поста и можно ли заниматься сексом? Отвечает кемеровский священник
Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. Что можно и что нельзя делать во время Великого поста. Некоторые христиане пытаются сымитировать привычный вкус еды, пытаясь сделать котлеты из гречки или сои, но в Раифе считают, что это просто самообман. Что можно, а что нельзя делать тем, кто решил поститься? Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. Что делать христианину в ночь на первое января?
Великий пост в 2024 году: главные даты, суть, что можно и что нельзя есть
Великий пост в 2024 году: значение, недели, что можно и нельзя делать. Сплошные седмицы (означают отсутствие поста в среду и пятницу как послабление перед многодневным постом или как отдых после него). Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире.
«Великий пост – это выход из зоны комфорта»: монахи рассказали, что можно, а чего нельзя
В пост христиане должны отказаться от продуктов животного происхождения, поэтому из рациона убирают мясо, яйца, молоко, рыбу и многие сладости. Что нельзя делать на шестой неделе. На шестой неделе Великого поста нельзя употреблять скоромную пищу, то есть блюда из продуктов животного происхождения. Великий пост начинается у православных христиан Беларуси с 18 марта 2024. Что делать если нарушил Великий пост. При каких заболеваниях нельзя соблюдать пост?
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
Ее можно есть в те дни, когда по посту разрешена рыба, и непосредственно в Лазареву субботу. Икра может быть любая. Что нельзя есть в Лазареву субботу Как и в другие дни Великого поста, запрещены: мясо млекопитающих и птиц, любых теплокровных животных, молоко и молочные продукты кефир, ряженка, творог, сметана и так далее , сливочное масло, яйца. Всё это съедалось в Вербное воскресенье, ведь в честь Входа Господня в Иерусалим в строгом Великом посте делалось послабление — можно было есть рыбу. Священники совершают чин освящения верб на вечерней службе — Всенощном бдении праздника Входа Господня в Иерусалим. В славянских странах верба — символ праздника и отсылка к ветвям пальм, которыми верующие устлали дорогу Христа в Иерусалим. Почему выбор пал на вербу? Это одно из первых деревьев, которые расцветают весной.
Во время Всенощного бдения принято держать вербы в левой руке. Правой креститься. Сколько верб держать — не имеет значения. Главное — нечётное число. Раньше считалось, что веточек должно быть столько, сколько человек живёт в семье.
Цель его заключается в покаянии и подготовке верующих к Светлому воскресенью.
Предусматривает воздержание в пище, отказ от развлечений, очищение души от грехов. Продолжительность 1 Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи Светлое воскресение. Согласно православным канонам, делится на шесть недель, называемых Четыредесятница, и Страстную неделю седмицу. Четыредесятница установлена в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в пустыне в посте и молитвах, а Страстная неделя посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа. Подготовка 2 Великому посту предшествует четырехнедельный подготовительный период. В его первые две недели запрета на употребление тех или иных продуктов нет.
Во время третьей недели верующим не разрешается есть мясо по средам и пятницам, а во время четвертой, на которую приходится Масленица, полностью запрещается употребление всех мясных продуктов. Последнее воскресенье перед Великим постом Прощеное воскресенье в христианской традиции является кульминацией подготовительного периода. В этот день принято каяться и просить друг у друга прощения за нанесенные за год обиды, чтобы очиститься от грехов и сосредоточиться на духовной жизни. В храмах на вечернем богослужении совершается особый чин: после чтения молитвы настоятель просит прощения у присутствующих на службе, то же самое делают и прихожане.
Великий пост отличается своей строгостью, поэтому ограничивается употребление рыбы и морепродуктов. Духовные упражнения схожи с физическими: невозможно без тренировок поднять рекордный вес, поэтому к определению физической меры поста нужно подходить разумно, чтобы не причинить вреда своему телу и не надорвать душевных сил. Этому будет способствовать память о главной цели поста — преуспеть в любви. Не менее популярный вопрос о том, можно ли проводить обряды крещения в период поста. Ответ на него прост — конечно, абсолютно никаких препятствий для этого в священном писании нет. Еще два вопроса касаются интимной сферы жизни людей. Первый — можно ли заниматься сексом в период поста.
То есть о какой-то пище, которую нельзя есть. Христианство сразу пошло путем, когда оно сказало, что в принципе, человек может есть любую пищу и в любое время дня и ночи. Главное, чтобы он верил в Бога, соблюдал заповеди, и то, что говорил Христос в Нагорной проповеди. На этом можно было бы лекцию заканчивать, и сказать, что все посты не нужны, но ситуация немножко сложнее. Первые упоминания о посте у христиан Примерно к концу второго века мы находим первую практику поста перед Пасхой. И он говорит о том, что в это время, то есть примерно в 190-м году существуют разные традиции празднования поста перед Пасхой. Ибо, пишет мученик Ириней, некоторые думают, что они должны поститься один день. Другие — два дня. Иные даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста. Итак, в конце II века мы имеем только один пост. Мы имеем Великий Пост, точнее, какой-то зародыш этого поста, причем он продолжается максимум сорок часов. Ну, или два дня, по этому свидетельству. И тут мы приходим к еще одному очень интересному моменту, о посте. В христианстве есть два типа поста: пост, как полное неядение. Каждый человек, который готовился к причастию, знает, что мы не едим ничего и не пьем с полуночи, кроме лекарств, или жизненно необходимых каких-то вещей, до момента святого причастия. Это первый пост. И пост, как ограничение некоторых продуктов, когда одни продукты есть можно, а другие продукты есть нельзя. И, скорее, во времена конца II века мы можем говорить о том, что речь шла либо о периоде полного воздержания, то есть когда христиане, допустим, сорок часов не ели, или, допустим, один день перед Пасхой, или ели очень мало. И не можем говорить о том, что была какая-то выраженная кулинарная структура поста. Мы не можем говорить о традиции поста на этот момент, как о традиции пищевой, как о списке продуктов, которые есть можно, а которые есть нельзя. Итак, первое указание о Великом Посте. Давайте, я сделаю небольшое отступление, пока люди садятся, и скажу, почему я говорю больше о Великом Посте сейчас, и буду говорить, потому что это — основной пост для всех христиан. Мы сегодня говорим о православных, о восточных христианах, но, в принципе, мы говорим о больше сначала о практике Великого поста, как главного поста для христиан, из которого потом уже будут вырастать наши основные многодневные посты, о которых я тоже сегодня скажу. Без понимания Великого Поста, мы никуда не пойдем. Итак, у нас где-то третий век. Можно вопрос-отступление про термины? Собственно, под «постом» мы понимаем некоторое пищевое ограничение? Да, я думаю, что с того момента, как я сказал, что у нас есть евхаристический пост, то есть пост, в который мы не едим ничего, и после того момента, как мы уже упомянули Иринея Лионского с несколькими часами или сутками поста, мы теперь говорим о посте только, как о традиции воздерживания от определенного вида продуктов, а не о голодании. С этого момента мы не будем говорить о том, что пост — это какое-то время, в течение которого люди не едят ничего. Иначе мы получим голодный обморок уже на лекции. И пост на сплетни, пост на фейсбук, это уже метафора, что называется. То есть пост в собственном смысле… Нет, разумеется, пост на сплетни, пост на то, что некоторые люди в пост не употребляют алкоголь, некоторые не смотрят телевизор, некоторые не ходят в фейсбук — это тоже разновидность поста, поста, как ограничения. В принципе, эту традицию мы тоже можем обсудить, но я боюсь, что тогда мне нужно напечатать еще страниц шестьдесят, прийти сюда с двумя «талмудами», попросить вас здесь остаться до Нового Года, и у нас будет прекрасный пост! Пост в Древней Церкви Я думаю, что мы сегодня сосредоточимся на посте гастрономическом, в основном, с некоторыми уходами. У меня есть несколько цитат Иоанна Златоуста. А о фейсбуке, о том, можно ли в пост ходить в театр, мы сегодня особо, если вы позволите, говорить не будем, потому что это нельзя все сразу смешать. Я возвращаюсь к основной теме. Мы говорим о том, что к концу II века существовал только «зачаток» Великого Поста, максимальной продолжительностью в двое суток. Первое упоминание идеи «четыредесятницы» — поста в сорок дней, мы находим только в IV веке. До IV века никаких упоминаний о том, что кто-то постился сорок дней, мы найти не можем. Значит, IV век — это 300-е годы. Это время, когда появляются первые монахи. Когда начинается расцвет монашества. Институт поста, вот такого нашего привычного многодневного поста, связан, прежде всего, с институтом монашества. Первым монахом был Антоний Великий. Антоний прожил очень много. А расцвет монашества, как института, как огромных монастырей, египетских или палестинских, или еще каких-то, это уже IV век. Очень важно понять, что изначально традиция поста была традицией монашеской. И в церковных правилах, о которых я тоже буду сегодня говорить, когда речь заходит о многодневных постах, говорится о монахах — раз, о священнослужителях — два, и о церковнослужителях — об алтарниках, диаконисах, о людях, которых мы бы сейчас назвали людьми, которые работают в Церкви профессионально и продолжительное время. Многодневный гастрономический пост для мирян, это очень позднее изобретение. Я забегу вперед, и скажу, что это середина, или в лучшем случае, первая половина второго тысячелетия. То есть это после 1000-х годов, причем, сильно после. Я об этом сегодня скажу. До IV века понятия «четыредесятница» не было вообще, как периода поста. Одним из первых упоминаний о том, что мы сейчас называем «Великий Пост», мы можем найти в праздничном послании Афанасия Великого. Это — святой, который боролся с Арием. В 331 году он попросил, как епископ, свою паству, поститься сорок дней, причем сказал, что особо строгий пост — это Страстная Седмица. И это — первое упоминание того, что какие-то люди, в принципе, постились в обязательном порядке сорок дней. Более того, в ранней истории монашества мы найдем, я сегодня об этом расскажу, удивительные способы не задокументированного поста, когда человек на время Великого Поста уходил в пустыню, причем под пустыней я здесь понимаю в прямом смысле пустыню Египетскую, то есть пустынное место. Это — житие Марии Египетской. Во время Великого Поста, монахи этого монастыря брали с собой еду. Причем они брали с собой все, что хотели: если человек хотел взять с собой 20 кг хлеба, он брал с собой 20 кг хлеба; если он считал, что ему хватит на все сорок дней три-четыре финика и еще чего-то, он брал с собой три-четыре финика. Перед началом Великого Поста, все монахи причащались, и уходили в пустыню. Причем, было особое правило: если вы идете по пустыне и видите монаха из того же монастыря, вы расходитесь с ним, то есть вы не встречаетесь с ним. По прошествии сорока дней, люди возвращались в монастырь, и никто не имел права спрашивать другого: «А чем ты эти сорок дней занимался? Это, собственно, завязка к житию Марии Египетской. Потому что отец Зосима выходит из монастыря, он бродит по пустыне очень долго, и в какой-то момент находит преподобную Марию Египетскую. Я сейчас специально на этом останавливаюсь, это очень важная практика, которая согласуется с Евангелием. Пост — это, прежде всего, дисциплина тайная. Не в том смысле, что мы, как Васисуалий Лоханкин, тайно ночью не едим. А в том смысле, что в принципе задавать, особенно мирянам, вопросы: «Душа моя, а что ты ела в последние две недели? То же самое относится к замечательным вопросам, которые я очень люблю. Я некоторое время назад вел рубрику: «Вопросы батюшке». Выглядит это так: «Уважаемый священник такой-то, а можно ли есть… не знаю, дефлопе, а вот улитки, это рыба или мясо, а вот я случайно проглотила две сосиски…» Я немножко утрирую, конечно, — «Я запиваю молочным коктейлем и думаю, не оскоромилась ли я? В принципе, эти все вопросы всегда имеют стандартный ответ, все они решаются с духовником. Вы приходите к священнику, которому вы доверяете, задаете ему вопросы, получаете от него ответы, и на этом Церковь, как институт, не вмешивается в ваш холодильник. Но, к сожалению, с обеих сторон, и со стороны мирян, и со стороны нашего замечательного духовенства, я сейчас говорю без иронии, есть напряжение, что когда перед каждым многодневным постом идут гастрономические списки, и это очень сильно утомляет священников, то есть из года в год они отвечают на одни и те же вопросы, и редко кто придумывает новую комбинацию. То есть всем примерно интересно, определенный набор продуктов, я, когда готовился к лекции, я еще раз посмотрел. А мидии это как, уже рыба, или еще чуть-чуть не рыба? В тот момент уже был Великий Пост, и была практика для многих людей, есть один раз в день, вечером, для христиан. То есть, это монашеская традиция: одна трапеза в дни поста, вечером. То есть люди ели один раз вечером, и через сутки они опять вечером ели. Вот что говорит Златоуст: «Если некоторые из приходящих в церковь чувствуют телесную слабость и не могут оставаться до вечера без пищи, таким советую, чтобы они и телесную слабость свою подкрепляли, и не лишали себя духовного поучения. Но о нем бы гораздо больше заботились. Ибо и кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворить нам двери дерзновения перед Богом. Итак, кто есть пищу и не может поститься до вечера, пусть подает обильнейшую милостыню. Пусть творит усердную молитву, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию Слова Божия, здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость. Пусть примирится с врагами, пусть изгонит из души своей всякое памятозлобие». Здесь есть очень важный момент. Я напомню, что из жития и из того, что мы знаем об Иоанне Златоусте, это был очень больной желудком человек. Его основная пища составляла какая-то рисовая каша, то есть это была очень строгая диета. И одной из претензий к Златоусту, что он не ходит на императорские обеды, потому что это вредно для его желудка. Сам Златоуст был очень строгим постником просто по состоянию здоровья. Второй момент: он очень четко… это одна из самых важных вещей в восточной традиции, о западной, я надеюсь, о католической западной средневековой традиции рассказать на другой лекции. Одна из фундаментальных вещей всей восточной православной традиции: постная пища должна быть не просто определенного качества в смысле без животных жиров и мяса, а скорее, более простая. То есть еще в одном месте Златоуст напрямую говорит: «Вы готовите, обычно, прихотливые блюда. В пост попробуйте готовить более дешевые блюда и более простые. А сэкономленное время на готовку употребите на добрые дела по отношению к ближним, а сэкономленные деньги на помощь нищим». И эта фраза, конечно, и эта традиция разбивает все наши представления о посте о моллюсках, о том, можно ли есть… мне очень понравилось, я в прошлом году увидел Рождественским постом замечательный баннер в фейсбуке насчет нашей дискуссии: счастливый человек с бородой в отдаленно-монашеской одежде; рядом с ним счастливый ребенок. Великий Пост, извините, Лазарева суббота, и замечательная традиция там: «черная икра от 5000 руб сегодня можно! Но говорить о том, что это — какой-то особый аскетический подвиг, употребление большей части денег на пищу, мне кажется, это не правильно. Еще одна цитата из Златоуста, она тоже очень важна. О формировании традиции перед монашествующими. Докажи мне это своими делами. Какими говоришь делами? Если увидишь нищего, подай милостыню, если увидишь врага помирись. Если увидишь своего друга счастливым, не завидуй. Если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, слух, и руки, и ноги, и все члены вашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания; пусть постятся ноги, перестав ходить на беззаконные зрелища; пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. Зрение есть пища очей. Если она противозаконна и запрещена, то вредит посту и разрушает спасение души. Если же она законна и дозволена, то украшает пост. Всего нелепее было бы в осуждение еды воздерживаться и от позволенной пищи, а глазами пожирать то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не скушай же глазами нескромности. Пусть постится слух, пусть слух о том, чтобы не принимать злословия и клеветы, не внимай к пустому слуху. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птицы, рыбы, в братьев угрызаем и снедаем? Злословящий снедает тело брата, угрызает плоть ближнего». Напомню, это первая половина V века. То есть это — самое начало формирования христианской традиции поста. И здесь я, кстати, могу сразу сказать и о фейсбуке, и о вконтакте, и о телевизоре. Эта практика ограничения себя от каких-то вещей, которые человеку неполезны, которые выводят его из себя, которые заставляют его ругаться, которые заставляют его, попросту говоря, совершать какой-то грех, он понимает, что это — грех, это тоже традиция христианского поста. То есть, в этом смысле, если самая большая зависимость человека это, к примеру, телевизор, или самая большая зависимость человека — это лайканье котиков в фейсбуке, то для него самый сложный пост будет — отсутствие лайков в этом самом фейсбуке. Итак, мы видим, что уже в середине IV века есть две практики. Есть практика воздержания от определенной пищи, но при этом тайное, как мы видим из жития преп. Зосимы и преп. Марии Египетской, и есть практика рассказа о том, что пост — это не только продукты. То есть, уже Златоуст боролся с тем, что к нему приходили благочестивые христиане, и спрашивали его по гастрономическому списку. И здесь мы немножко не будем говорить об остальных постах, а скажем о том, как соблюдались посты в житиях. Вообще нужно сказать, что когда мы говорим о житиях святых, а это мой основной источник о постах, и церковных правилах, здесь нужно учитывать две вещи. В житиях есть очень много вещей, которые называются «топосы». Это — общие места, то есть это благочестивый канон, когда в любом житии должно быть, например, то, что святой ребенком не играл со сверстниками, и по средам и пятницам не ел мяса. Это такой штамп, говоря современным литературным языком. Но это не совсем штамп. Мы не можем, с точки зрения истории опровергнуть его, то есть мы не можем сказать, что на самом деле преподобный такой-то ел мясо, запивал вином, и с десяти лет только и делал, что играл в азартные игры. Это штамп, в котором есть определенная традиция. Есть определенная школа. Тогда люди подражали ушедшим поколениям предков. И после этого я хочу сказать о посте, собственно, монашеском. Потому что в современной практике, до всяких еще уставов, какие-нибудь священники, очень уважаемые, очень известные, вам обязательно расскажут, что во-первых, первый грех был грехом нарушения поста, когда Адам съел яблоко, или там какой-то запретный плод, и обязательно расскажут о том, что древние христиане в отличие от нас грешных, постились чуть ли не круглогодично. А мы можем потерпеть всего лишь 250 или 260 дней в году, в зависимости от длительности постов. То есть у нас это самое большое облегчение. Так вот. На самом деле монашеская практика, особенно практика египетских монастырей, очень разная. Начнем с самых известных рассказов. В Египте был скитский устав. Это когда люди строили себе маленькие кельи типа пещерок или домиков, и жили в них по двое, в лучшем случае, иногда поодиночке. Всю неделю они занимались рукоделием, а по воскресеньям они приходили в большой храм, причащались, и опять уходили, и это очень важно. То есть каждый монах, каждый старец имел, по сути, свой устав. Он мог есть то, что он хочет или не хочет, он мог поститься как он хочет, или не постится, и он мог сам определять качество пищи. Это очень важное предисловие к тому, что я сейчас зачитаю. Один из самых ранних патериков. Патерик — это сборник житий об отцах, живших в какой-то местности, Сейчас мы говорим о Египте. Один из самых первых патериков — это Алфавитный Патерик. Он назван так потому, что рассказы в нем помещены по алфавиту. То есть сначала идут рассказы об анонимных браться, или о братьях по имени на букву «А», потом «Б», и так далее, греческий алфавит. У нас он известен, как Древний Патерик, это самый распространенный его перевод. Я пользуюсь научным изданием Явланской «Значение Египетских Отцов» и поэтому тут некоторые имена я буду передавать привычными традиции. Дело кого из них более угодно Богу? Вот это очень важный момент, который у нас часто забывают, о том, что в христианстве, даже в строгом монашестве, служение ближнему является подвигом более высокого уровня, чем отслеживание собственного холодильника или ледника. В этой истории мы видим практику поста шестидневного. То есть человек шесть дней ничего не ест, а потом ест как-то. Были еще случаи, когда люди не ели и более продолжительные период, например: «Говорили об авве Симеоне Сирийце, что он провел более шестидесяти лет, это Симеон Столпник, стоя на столпе, ничего не ел из пищи людей, так что люди не знали, каким образом он жив». И дальше идет история о том, что ему ангел приносит небесную пищу. Это довольно редкий, но при этом распространенный мотив в житиях: о неком отшельнике, который практически не ест человеческую пищу, и которому прислуживает либо ангел, либо птица, и приносит ему небесные хлеба. Как вы понимаете, эту историю мы не можем применить к повседневной практике поста. Вот еще одна история про Макария Египетского, очень интересная. Если он встречался с братьями за трапезой, он поставил себе правило: если будет подано вино, то взамен одной выпитой чаши вина он проводил весь день без воды. Братья же для подкрепления давали ему вино. Старец пил с радостью, чтобы потом мучить себя. Его ученик, зная об этом, говорил: «Ради Бога, не давайте ему вина, иначе ему придется наказывать себя в келье». И тогда братья узнали об этом, то они больше ему не давали». Вот еще одна практика поста: человек разрешает себе вино, но за это он лишает себя воды. И понятно, что это тоже практика очень радикальная, практика святых, которую мы не можем применять. Вот про другого человека рассказывается о посте: «Он не пил вина, не ел горячей пищи, ни мяса ни рыбы, не кичился богатым одеянием, не садился на лошадь или колесницу, не ел вместе со своим отцом, и не говорил в присутствии того, кто старше его». То есть смотрите: пост входит в комплекс: запрет на определенное качество продуктов, и запрет на определенное поведение, тоже очень важно. В житии Антония Великого можно найти историю про его ученика. Его учеником был Павел, он был уже очень пожилым человеком, он пришел к Антонию и сказал: «Я хочу, чтобы ты сделал меня монахом». Антоний его испытывал. И рассказывается, что этот пожилой человек по имени Павел четыре дня постился, не ел ни хлеба ни воды, сидел перед дверями кельи, поскольку Антоний не давал ему пищи, чтобы испытать его. Это — очень важный момент. В чем наша основная проблема практики поста? Человек читает эти жития, очень хорошие средневековые тексты, кстати. И после этого он думает: «Мама дорогая! Да вот же как жили египетские монахи! Я же тоже так могу! А вот в пятницу, так и быть, у нас такая практика, коливо дают, вот в пятницу свари себе какую-нибудь кашку без масла, с изюмом. И будет тебе счастье». Если я увижу человека, который попробовал это соблюсти в современных условиях, хотя я знаю несколько историй, я поставлю ему памятник, потому что это действительно очень сложно. Когда мы говорим о посте, мы забываем о том, что монах, даже очень хороший, в средние века перемещался куда меньше, чем мы. То есть он трудился, он плел циновки, он носил воду, у него было больше физического труда, но при этом у него было меньше перемещений в пространстве, и меньше связи с другими людьми в том смысле, что ему нужно было бежать из дома в офис, из офиса домой. Не нужно было ухаживать за детьми. И когда мы переносим монашескую практику поста на нашу современную жизнь, у нас часто получается довольно скверная вещь. Это еще один момент, который я говорю, что когда эти эталонные истории житий механически переносятся на современную действительность, и говорится о том, что так жили все христиане, мы получаем одну из самых больших проблем, связанных с постом. Мы получаем как раз легенду о том, что все строго-строго постились, молились и слушали батюшку. Хотя на самом деле это не так. И последнее, что я сейчас еще хочу сказать о житиях, прежде чем переходить дальше к уставу, я вам хочу сказать историю про одного из самых известных юродивых. Звали его Симеон Юродивый. Это не Симеон Столпник, это другой святой. Вот у него была такая практика: целую неделю он не ел хлеба, чтобы никто не знал, что он соблюдает пост, а мясо ел на глазах у всех, чтобы обмануть их. То есть человек, условно, в воскресенье приходил на базарную площадь, покупал себе куски мяса и публично поедал. И из его же жития: он не ел сорок дней, до страстного четверга, а в четверг утром шел к пирожнику и наедался. То есть, опять же, сорок дней человек ничего не ест, после чего он приходит на рынок, покупает себе пирожные и публично ест, чтобы все видели, что он не соблюдает поста. И еще последнее, что скажу о житиях, это то, что все эти числа: сорок дней, двадцать дней, в средневековой литературе это часто не математическое, а символическое обозначение. То есть три, семь, девять, двенадцать, сорок — это такие красивые круглые числа, которые обозначают либо связанность со святой Троицей какую-то, либо как «сорок» обозначает некую полноту. То есть, когда мы читаем средневековый текст о том, что кто-то не ел сорок дней, мы при этом должны учитывать, что с одной стороны это может быть правда, поскольку мы знаем, что Бог может сотворить любые чудеса, а с другой стороны, мы должны помнить, что в средневековой литературе это — символизм, это как «хождение за три моря», или «снашивание трех железных сапог», «трех железных посохов» — это очень долгий, продолжительный период. Это по поводу сорокадневного поста. У нас появись на востоке такие сложные штуки. И, постепенно, начинает формироваться устав. То есть когда монастыри стали более устойчивыми, более продолжительными, появилась необходимость в написании какого-то устава, чтобы человек, или монах мог себе позволить какие-то правила, чтобы все было единообразно. Это связано еще с появлением общежительного монастыря. У нас часто считают, что общежительный монастырь, это монастырь более легкий, чем скит. Так вот на самом деле это не так. Основная идея общежительного монастыря в том, что люди живут в нем, в буквальном смысле слова, практически не имея своих вещей. То есть, у него одежда не принадлежит ему, обувь не принадлежит ему, ест он только в трапезной, и только то, что дают ему на трапезе, кроме старых и больных людей, или людей, которые отсутствуют, в своей келье он не может ничего иметь. Здесь идея в том, чтобы подвиг был более или менее равномерный, но при этом более строгий. То есть если, допустим, мы едим только один раз в день вечером, то это делают все, кроме совсем уж больных и старых монахов. И, поэтому, общежительный устав более строгий в плане выполнения каких-то правил. Кратко о различиях североевропейской и средиземноморской традиций. Студийский устав. А теперь я, наверное, уже вам скажу о том, какие же правила бывают, какие бывают кулинарные традиции. Собственно говоря, их две. Одна — средиземноморская, другая — назовем ее условно, русская, хотя на самом деле это северная Европа. В средиземноморский традиции очень большой упор на морепродукты, овощи, фрукты, больше овощи и оливковое масло. Рыба — основной источник еды и морепродукты. В Северной Европе основная пища — это мясо, это злаковые культуры, это репа какая-нибудь, то есть гораздо более бедный и скудный стол. Именно поэтому в католических монастырях варили пиво, и выдавалось монаху на день в средневековых европейских монастырях что-то около двух литров пива, потому что этот напиток был основным источником питания. Это была несбалансированная диета, как бы мы сейчас сказали, там много болели. Но это был единственный способ дать какие-то питательные вещества человеку в Северной Германии зимой, когда ничего не колосится, не растет. Хоть какие-то витамины, хоть какие-то минералы и питательные вещества. Если мы с вами будем говорить о западных уставах, мы увидим, что там гораздо более либеральный подход к мясу. Во многих монастырях мясо разрешалось даже монахам, а уж о молочном и яйцах мы не говорим. Но зато там было меньше рыбы, меньше средиземноморских овощей, и меньше вещей, которые, например, в Болгарии растут, а у нас не растут. Как вы все прекрасно знаете, наши уставы взяты из Византии. Византия — это средиземноморская культура, и в ней, как раз, основной упор — это южные овощи, фрукты и морепродукты. Вот вам первый монашеский Студийский устав, который привез на Русь преподобный Феодосий Печерский. Федор Студит жил в конце IX века. Что нам предлагает Студийский устав? Я его просто вчера переводил. Итак, переходим к Рождественскому посту. Вот традиционное представление Студийского устава. Монаху в день полагается два блюда. Точнее, две трапезы, а на трапезе два блюда. Обычно, что-то вареное, и то, что мы бы сейчас назвали салатом. Итак, первое, очень важно, никто не имеет права взять в келью даже маленького кусочка, кроме старых и больных людей, или тех, кто отсутствует. Все едят в столовой, в трапезной, во время еды слушают священное Писание. Основная особенность — человек ест только в строго определенное время. На второй трапезе подается хлеб и остатки от первой. То есть, готовится один раз.
Священник объяснил, что делать, если пришлось нарушить пост
Кроме того, рекомендуется отказаться от употребления молочных и мясных продуктов. Как правило, от еды, по возможности, стараются отказаться в два дня. Речь идет про среду и пятницу. Не посещают во время поста и увеселительные мероприятия. Великий пост, как поститься Самыми строгими во время Великого поста принято считать первую неделю, а также Страстную Седмицу, или последнюю неделю перед Пасхой.
Некоторые из постящихся стараются не употреблять еду в указанный период, за исключением воды и хлеба. Однако это не рекомендуется делать пожилым людям, беременным, людям с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Однако существуют некоторые из праздников, когда допускается употреблять рыбу и немого вина. Оно выпало в 2024 году на 28 апреля.
Великий пост, стол Во время Великого поста рекомендуется есть различные крупы, все виды бобовых, грибы. Кроме того, рацион можно дополнить свежими овощами и фруктами, орехами, сухофруктами, грибами в любом виде. Также разрешен мед и хлеб. В отдельные праздники — Благовещение, Лазарева Суббота, Вербное Воскресенье — разрешено приготовить рыбу.
Когда начинается и заканчивается Великий пост в 2024 году Великий пост длится 48 дней, начинается после Масленицы и Прощеного воскресенья и предшествует Пасхе. В 2024 году Великий пост начинается 18 марта и заканчивается 4 мая. Пост делится на Четыредесятницу первые шесть недель и Страстную неделю последняя, седьмая неделя. На Четыредесятницу верующие вспоминают сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне и готовятся встречать Пасху. Страстная неделя также отводится под подготовку к Светлому воскресенью и воспоминаниям о мучениях Христа: предательстве, распятии, крестной смерти и погребении. Как питаться в Великий пост Об ограничениях в еде на Великий пост знают даже те, кто не придерживается церковных правил. Все потому, что запреты непосвященным кажутся очень суровыми. Однако подчеркнем, что строгих ограничений придерживаются те, кто живет по монастырскому уставу. На мирян такие правила не распространяются, им нужно определять меру поста самостоятельно по силам и здоровью.
Еще по теме Когда православным верующим держать посты в 2024 году: календарь Так, по уставу в пост не употребляют мясо, птицу, сдобный хлеб и выпечку, молоко, сыр, сметану, творог и яйца. Рыба и икра тоже под запретом, за исключением Благовещения 7 апреля и Вербного воскресенья 28 апреля. Крепкий алкоголь в дни поста тоже исключается. А вот насчет вина канон не так строг: пару бокалов не возбраняется выпить во время воскресной трапезы.
Серьезные послабления в пост делают для беременных и кормящих матерей, детей, людей, которые серьезно болеют, а также военнослужащих. Питание — даже при запрете на пищу животного происхождения — должно быть разнообразным. В рацион нужно включать крупы, бобовые, овощи и фрукты, мед, сухофрукты, орехи, грибы. Как правильно провести Великий пост: что можно и нельзя делать Еще одна важная составляющая поста, помимо питания, — духовная. Священнослужители формулируют смысл поста так: это время покаяния, дни, которые нужно проводить без осуждения и злобы. Именно в большой пост нужно приложить максимум усилий, чтобы очистить свое сердце и бессмертную душу. Вот что можно сделать, чтобы в эти святые дни вырасти духовно. Забыть старые обиды. Пост начинается сразу после Прощеного воскресенья, поэтому работу над собой в этом направлении можно продолжить. Церковь советует в дни поста перестать копить обиды на других и по возможности примиряться с окружающими. Избавиться от вредных привычек. В дни поста советуют начать отказываться от пагубных пристрастий, например, от сигарет , алкоголя, вредной пищи. Также будет полезным меньше времени проводить в соцсетях.
Великий пост, срок, история Великий пост был установлен в память о том подвиге, который совершил Иисус Христос после своего Крещения. Речь идет о том, что он без еды и воды на протяжении 40 дней находился в пустыне. Цель одного и самых строгих и длительных постов состоит как в физическом, так и в духовном очищении на протяжении всех 48 дней. Великий пост, традиции В период, что длиться Великий пост, рекомендуется сходить в церковь на службы. Следует посетить также и литургии. Кроме того, рекомендуется отказаться от употребления молочных и мясных продуктов. Как правило, от еды, по возможности, стараются отказаться в два дня. Речь идет про среду и пятницу. Не посещают во время поста и увеселительные мероприятия. Великий пост, как поститься Самыми строгими во время Великого поста принято считать первую неделю, а также Страстную Седмицу, или последнюю неделю перед Пасхой. Некоторые из постящихся стараются не употреблять еду в указанный период, за исключением воды и хлеба. Однако это не рекомендуется делать пожилым людям, беременным, людям с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Однако существуют некоторые из праздников, когда допускается употреблять рыбу и немого вина.