Верховный суд СССР посмертно реабилитировал режиссера Всеволода Мейерхольда 60 лет назад, 26 ноября 1955 года.
Всеволод Мейерхольд - биография, новости, личная жизнь
Всеволод Мейерхольд - биография и личная жизнь режиссера | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Telegram: Contact @A_bulvar | На горельефе написано: «Здесь жил и работал с 1926 — 1939 годы выдающийся советский режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд». |
Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон | Всеволод Эмильевич Мейерхольд оставил огромный след в театральном искусстве царской, а затем и советской России. |
Всеволод Мейерхольд - биография, новости, личная жизнь, фото, видео - | На горельефе написано: «Здесь жил и работал с 1926 — 1939 годы выдающийся советский режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд». |
Мейерхольд и опера. Несбывшееся
Всеволод Мейерхольд, Мариинский театр, опера, Сергей Прокофьев, советский театр. Да, автор собственного театра, уникального метода театральной игры, идущего от психофизики актера и потому казавшегося окружающим чистым формализмом, — Всеволод Мейерхольд, по мнению сплетников и досужей молвы, удостоился длинной бороды. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. «Тяжкие обвинения, выдвинутые против выдающегося деятеля советского театра Всеволода Эмильевича Мейерхольда, долгие годы тяжким бременем лежали на сердце.
Режиссеры, интриги и цензура
Важно при этом отметить, что помимо работы в императорском театре Мейерхольд организовал студию на Бородинской ул. А в январе 1914 года вышел первый номер журнала «Любовь к трем апельсинам», который имел подзаголовок «Журнал Доктора Дапертутто». Доктор Дапертутто был псевдонимом Мейерхольда, придуманный Михаилом Кузминым в 1910 году, под которым он ставил спектакли в Доме интермедий и Териокском театре. Игра распространялась и на бытовое поведение, которое театрализовывалось, освобождаясь от унылой рутины повседневности и предоставляя человеку новые возможности. Дапертутто — персонаж Гофмана, одной из его «Фантазий в манере Калло», названной «Приключение в ночь под Новый год». А «Любовь к трем апельсинам» — сказка для театра Гоцци. Причем эстетическая борьба, которую вел журнал доктора Дапертутто, была закодирована в образы Гофмана. На нем был огненно-красный сюртук с блестящими стальными пуговицами. Как следует из дальнейшего, Дапертутто оказывается персонажем инфернальным, едва ли не дьяволом «извергом рода человеческого» , сначала лишающим Эразмуса отражения в зеркале, а потом заставляющим его отравить жену и детей, чтобы жениться на Джульетте.
Как режиссер Мейерхольд, действительно, был вездесущим, а описание Дапертутто чем-то напоминало внешность Всеволода Эмильевича. История русского театра с древнейших времен до 1917 года.
Новатор по генетике - Мне повезло - я общался с людьми, которые работали с Мейерхол ьдом, были у него на репетициях, были у него дома... Как Мейерхол ьд смотрел : подбородок чуть вперед и - взгляд сверху, а это всегда человека характеризует. Ощущение, что он все время бежит, летит вперед, потому что у него перспектива вот сюда - в наши годы и дальше... Ему было скучно просто ставить спокойные спектакли, ему нужно было взорвать все. Представить себе, что Мейерхол ьд, предпо ложим, сидит в комнате с завешенными шторами при зажженной свечке и медитирует - вряд ли... Фото: ТАСС Взаимодействие с пространством, на котором организуется театральное действо - ключевая тема его творчества. Мейерхольд был одерж им желанием делать спектакль не просто в классической коробке и на классической сцене. Он был новатор, изобретатель и по рождению, и по своей генетике, кроме того, он был невероятно театрально эрудирован и образован.
Он знал старинные театры и приемы многих театров - от восточного, старинного испанского, итальянского театра дель арте, китайского театра, японского театра и так далее. Он был одержим страстью как лучше взаимодействовать со зрителем в пространстве. Цель была одна - выстроить напряжение так, чтобы зритель не чувствовал себя беспечно. Это вообще самая главная проблема для любого режиссера, если он серьезный режиссер и не ставит перед собой задачу только развлечь: как выстроить напряжение, чтобы зритель не чувствовал себя спокойно, откинувшись в кресле, и не выпадал из зоны эмоционального восприятия. Чтобы он все время был в напряжении, необязательно со сдвинутыми бровями, но был постоянно подключенным к тому, что происходит. Это задача очень важная, причем она другая, если пространство на тысячу человек или на пятьдесят человек или на двадцать - тут совершенно разные подходы. Кто там плачет?! Как не знал артистов? Он сам был очень хорошим артистом. Учился-то у Станиславского.
Начинал-то играть во МХАТе. Поэтому знал и внутреннюю технику очень хорошо. И умел работать с артистами: а как же у него играли прекрасные артисты - и Бабанова, и Ильинский, и Гарин... Ему было скучно просто ставить спокойные спектакли, ему нужно было взорвать все Мейерхольд нач инал именн о как артист, а как режиссер - это была Студия на Поварской, в Москве, 1905 год... Студия была организована по инициативе и под покровительством Станиславского. Называлась она тогда лабораторией. Сегодня это крайне распространенное слово, ставшее штампом, чуть что, все говорят: у меня лаборатория. Три человека и я - не трогайте нас, мы работаем лабораторно... Энергия заблуждения - тоже великая энергия... А там Станиславский совершенно определенно ставил задачу: для него было важно создание этой лаборатории в 1905 году, чтобы помимо реалистической, психологической линии Художественного театра искать, нащупывать и другие формы театра, и в том числе новые формы взаимодействия со зрителем.
Всеволод Мейерх ольд известен не то лько как режиссер, но и как актер. На фотографии - Мейерхольд в ц ентре в ф ильме "Белый орел". Фото: РИА Новости Тогда из этой студии ничего не вышло, она быстро закрылась, потому что молодые люди во главе с Мейерхольдом реш ительно лабо раторничали вплоть до анекдотических вещей. На каком-то спектакле они пробовали, как долго можно артисту говорить в полной темноте. Сегодня этим никого не удивишь - ну, подумаешь. А сто с лишним лет назад такие первые новаторские опыты вызывали шок. Станиславский, когда пришел, сказал: "Зажгите свет. Свет дайте!
Фото: Главархив Москвы Похожая судьба ждала и еще один проект. В 1930-х годах в центре столицы на Большой Садовой улице сейчас — Триумфальная площадь планировалось возвести новое здание Государственного театра им. Всеволода Мейерхольда ГосТиМ. На этом месте еще в 1890-е годы существовал «парижский» кафешантан Шарля Омона, который позже превратился в театр «Буфф», а со сменой владельца в 1912 году — в театр «Зон». Начиная с 1920-х годов здесь располагался Театр вольной мастерской Мейерхольда. По задумке Всеволода Мейерхольда в новом театре сцена должна была расположиться в центре зала наподобие греческого амфитеатра. Над проектом в 1930—1933 годах работали молодые архитекторы-конструктивисты Михаил Бархин и Сергей Вахтангов. После того как в 1933 году утвердили общий план реконструкции, начались строительные работы. Но уже в процессе строительства выяснилось, что здание ГосТиМа не вписывается ни в ансамбль реконструируемой площади, ни во фронт застройки Тверской улицы.
Но в 1928 году ГосТиМ едва не закрыли, потому что Мейерхольда вместе с его женой актрисой Зинаидой Райх заподозрили в измене родине. Отправившись за рубеж для лечения и переговоров о гастролях, они задержались во Франции. Однако Мейерхольд вместе с женой всё же возвращаются в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр. Когда в 1930-м ГосТиМ гастролировал за рубежом, Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, пытался уговорить его не возвращаться в Советскую Россию, где всё более ощущался перелом в культурной политике — отход от «левых» авангардных форм и возврат к более понятным массам классическим. Мейерхольду, впрочем, не только ему, всё сложнее было встраиваться в меняющуюся действительность. Тем не менее, он был твёрд, ответив Чехову, что всегда верил в Революцию и должен вернуться в Советский Союз — «из честности». Читайте также: Михаил Чехов: весь мир — театр Начиная с 1934 года один из самых признанных режиссёров-коммунистов попадает в немилость. Всё началось со спектакля «Дама с камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли. Поняв, что спектакль критикуют со всех сторон с подачи Сталина, актриса не придумала ничего лучше, как изложить свою критическую точку зрения в письме. На упрёки в отсутствии вкуса Сталин ничего не ответил, но не забыл об инциденте. Критика продолжала нарастать, и вскоре творчество Мейерхольда было объявлено «антагонистическим» по отношению к советскому народу. Сам Всеволод Эмильевич, как и его жена, не оценил уровня опасности, искренне веря, что его репутация и безоговорочная преданность коммунизму защитят в любой ситуации. Биомеханика Делом своей жизни Мейерхольд считал систему упражнений, которую он назвал биомеханикой. Эти упражнения многие сравнивали с фортепианными этюдами Карла Черни. Только овладев техникой можно было приступать к следующему шагу — проникновению в суть роли. В статье «Актёр будущего и биомеханика» Мейерхольд прямо сравнивает принцип движения актера на сцене и рабочего на заводе: «... Рассматривая работу опытного рабочего, мы отмечаем в его движениях: 1 отсутствие лишних непроизводительных движений, 2 ритмичность, 3 правильное нахождение центра тяжести своего тела, 4 устойчивость». Но биомеханикой дело не ограничивалось. Движению был посвящён целый ряд занятий. Обратимся к воспоминаниям Эраста Гарина: «Часто на тренировочных занятиях по ритмической гимнастике, танцу или акробатике в зале появлялся Мейерхольд. Он входил в дверь в наброшенной на плечи зелёной солдатской шинели. Нам, молодёжи, да ещё усиленно двигавшейся, это не мешало. Мейерхольд садился к изразцовой печке, потягивал махорочную самокрутку ему единственному разрешалось курить и смотрел на нас, как бы изучая каждого. Был он похож на серого доброго волка. Серые глаза, серые волосы, серый френч. Глаза пристально изучающие, добрые и холодные. Но вот он скидывает шинель. Прерывает наши занятия — пора практически переходить к биомеханике. Ставит посреди комнаты стол. Выбирает ученика покрепче… Подводит к столу.
Выставка, посвященная режиссеру Всеволоду Мейерхольду, открылась в Камерном театре
Исследование известного советского театроведа А.В. Февральского посвящено многосторонним контактам выдающегося театрального режиссера ольда с кинематографом. 2 февраля в Москве был расстрелян театральный режиссёр и педагог Всеволод Мейерхольд. Мейерхольд также руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Александра Пушкина на радио (1937). Советскую власть Мейерхольд встретил восторженно и оказался лидером нового революционного искусства. «Тяжкие обвинения, выдвинутые против выдающегося деятеля советского театра Всеволода Эмильевича Мейерхольда, долгие годы тяжким бременем лежали на сердце. Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики.
Режиссеры, интриги и цензура
Всеволод Мейерхольд был в течение 10 лет творчески связан с Александринским театром, поставил здесь 19 спектаклей, в том числе легендарный "Маскарад". Театр будущего», посвящённая 150-летию со Дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Медленно и торжественно входит в зал режиссер Всеволод Мейерхольд под руку с женой, актрисой Зинаидой Райх, неторопливо помогает ей снять пальто, бережно перебрасывает его через спинку стула. Всеволод Мейерхольд (1874–1940) стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза.
Гибель красного режиссера Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
Главным врагом «театра Мейерхольда» была, разумеется, советская цензура, и в спектакле вспоминают знаменитого «Самоубийцу» Мейерхольда-Эрдмана. 2 февраля 1940 года в Москве по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР был расстрелян театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. 2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры. 1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров. В 1956 году Всеволод Мейерхольд был реабилитирован Верховным судом СССР благодаря упорству и стараниям его внучки Марии Валентей, которой удалось ознакомиться с его делом и доказать, что ее дед не был виновен.
Травля Мейерхольда
Николай Соколов. Маяковский и В. Мейерхольд», 1975 год, Государственный музей В. Это актерский тренинг, система упражнений для подготовки тела к выполнению актерских задач. Система Станиславского предполагает, что поставленный в обстоятельства своего персонажа актер переживает на сцене подлинные чувства, а из этих чувств уже рождается образ, мимика, жесты, интонации, которым зритель поверит. Мысль Мейерхольда движется в противоположном направлении.
Он считал, что физическое действие первично, а эмоция следует уже за движениями тела, порождается ими. Для Мейерхольда тело актера — музыкальный инструмент, позволяющий извлекать из него эмоции. Актерская гимнастика «биомеханика» — серия упражнений, этюдов, которые учат актера владеть этим инструментом. По мнению Мейерхольда, актер должен был вписывать свои движения в общий ритм спектакля. Режиссер часто сам показывал во время репетиций, как именно нужно двигаться.
Есть мнение, что на портрете кисти Бориса Григорьева запечатлен момент, когда Мейерхольд дает наставление актеру. Еще примечательно, что на заднем плане портрета изображен лучник. Свою систему упражнений Мейерхольд сформулирует только через несколько лет после создания картины, но одним из пяти классических «биомеханических» этюдов будет именно этюд со стрельбой из лука остальные четыре — «Игра с камнем», «Пощечина», «Прыжок на грудь», «Удар кинжалом». Борис Григорьев. Достаточно сказать, что второй женой режиссера стала Зинаида Райх, бывшая до этого замужем за Сергеем Есениным.
Мейерхольд усыновил и воспитал детей Есенина Татьяну и Константина, а Зинаиду, которая, по мнению современников, большими талантами не обладала, сделал звездой своих спектаклей. Когда каждый день общаешься с писателями и поэтами, несложно оказаться вписанным еще и в историю литературы. Тут можно вспомнить пронзительные строки из стихотворения Бориса Пастернака «Мейерхольдам»: «Той же пьесою неповторимой, Вы всего себя стерли для грима. Имя этому гриму душа».
Театр будущего», посвящённая 150-летию со Дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Заславский и доктор искусствоведения, директор Государственного института искусствоведения Н.
Лосева-Демидова и кандидат искусствоведения, заведующий Сектором изучения и публикации наследия Вс. Мейерхольда Государственного института искусствознания В. На пленарном заседании модератор: доктор искусствоведения Д. Трубочкин выступили ведущие специалисты в области изучения театрального искусства и, в частности, наследия Вс. Программа конференции включила в себя несколько тематических секций.
И выставил на роль придумщика чуть ли не первого в прошлом эксцентрика Театра Мейерхольда — Эраста Гарина.
Тот знал, что играть. С началом «оттепели» отдельные кружки богемы вновь заболели эксцентрикой Мейерхольда. Попытка её реанимации была предпринята не только Театром на Таганке, но и в кино. Но отсылок к эстетике пролеткульта уже никто не понял. Всё как-то само собой улеглось, дурацкие фортели более не проканывали. Время вылечило.
Жаль, ненадолго. Если в советские времена по пути Мейерхольда твёрдо шёл один только Юрий Любимов, то ныне — слишком многие. Цирковые аттракционы заработали с необычайной силой, никуда от них уже не деться. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
Сначала излагается версия происхождения театра, — сценическое искусство появилось как избавление от скуки и тоски. Мейерхольд уверял, что все самые жуткие, самые чудовищные вещи должны быть выражены на сцене в радости — радости творчества. Для режиссера Брука персонаж Мейерхольд в этом сродни драматургу Шекспиру: Каким бы он ни был метафизическим, религиозным, высокопарным, всегда наступает момент смеховой разрядки, часто замешанный на телесных шутках. И для Мейерхольда, который надеялся, что его театр вновь откроется именно шекспировским «Гамлетом», английский драматург представлялся почти современником: В какие-то эпохи появляются люди, которым до зарезу нужен театр.
Их-то я и называю великими зрителями. Они появились в эпоху Шекспира и вытолкнули его из своей толщи. Еще раз такие зрители появились в России в конце века и сразу после революции. Но в последнем случае они создали вместо драматургов нас, режиссеров, что, может быть, в исторической перспективе одно и то же. Среди современников «великим зрителем» для Мейерхольда был также Гордон Крэг, режиссер, который придумал актеров-марионеток, декорации-ширмы и поразил своим «Гамлетом» Художественный театр и его зрителей. Мейерхольд сразу признал в нем единомышленника, и его имя не могло не прозвучать в спектакле. Дело в том, что стиль Мейерхольда развился под влиянием как психологического театра Станиславского, так и механистического метода Крэга. Актеры в спектакле Брука разыгрывают как будто простые этюды-упражнения.
То они вживаются в крошечную роль Слуги с единственной репликой и выходом, то мужчина изображает крепко выпившего человека, который пытается отпереть ключом дверь. Казалось бы, мелочь, не стоящая времени и внимания, но послушаем Мейерхольда: Поведение пьяных отличается только тем, что все их куски как бы не закончены. Вот начинается движение и вдруг обрывается. Или на движение тратится больше усилий, чем нужно. Или меньше. В этом их комизм. Но он должен быть легким. Чем легче — тем смешнее и изящнее.
Я бы проверял вкус актера по тому, как он играет пьяного. Знаменитая мейерхольдовская биомеханика, возникшая во время работы над «Великодушным рогоносцем», была прежде всего умением располагать свое тело в сценическом пространстве. Способность актеров применить рефлекторную возбудимость на сцене имела и научные обоснования.
К 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда
русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». В 1956 году Всеволод Мейерхольд был реабилитирован Верховным судом СССР благодаря упорству и стараниям его внучки Марии Валентей, которой удалось ознакомиться с его делом и доказать, что ее дед не был виновен. Мейерхольд был назначен главным режиссером всех советских театров и пролеткультов в округе. Верховный суд СССР посмертно реабилитировал режиссера Всеволода Мейерхольда 60 лет назад, 26 ноября 1955 года.