Некоторые сведения о дохристианских свадебных обрядах и обычаях можно почерпнуть из церковных поучений против язычества. Сегодняшние традиции свадьбы и подготовки к ней — смесь из старинных русских обрядов и обычаев, заимствованных у западной культуры. Они вели свадьбу «по обычаю», занимали и развлекали гостей, следили за порядком. современные свадебные традиции, бенгальские огни на свадьбе, организатор RUN THE SHOW AGENCY.
8 современных свадебных традиций
О том, как проходили свадебные обряды у малых народов России – в материале «МИР 24». 04 Если проанализировать источники, описывающие свадебные обычаи русского народа, можно выделить несколько важных этапов создания новой семьи, каждому из которых соответствовал свой обряд. Конечно, за много лет изменились свадебные традиции и обычаи, но сохранилась пышность празднования создания новой семьи.
Игры в покойника. Странные свадебные традиции на Руси
Таким образом невесты страховались от возможного клейма брошенной невесты. В теплые времена года весна, лето, осень дорога от дома до церкви была устлана цветами, а на свадьбах богатых людей вместо цветов была ковровая дорожка, которая стелилась до самого алтаря. По окончании ритуала венчания молодые обедали каждый в своем родительском доме, а жениху разрешалось забрать невесту только после того, как он получит благословение родителей. И именно на этом этапе свадебного дня с жениха требовали выкуп за красавицу невесту. И уже после всех этих испытаний свадебное веселье продолжалось. Само гуляние проходило в доме родителей жениха. Новобрачным запрещалось пить, а есть они могли лишь немного — это была своего рода подготовка к их первой брачной ночи. Первую ночь новоиспеченные супруги проводили, как правило, не дома говорили, что нечистые силы насылали порчу на дом, где проходила свадьба , а в сенях или даже на сеновале.
Где-то ему придется проявить смекалку, где-то — попросту откупиться. Свадебный поезд — по современному, «кортеж». Невесту и жениха перевозят к месту венчания или росписи в разукрашенных транспортных средствах — бричках, санях, лимузинах. Мужчина едет первым, девушка — в другой машине, немного отставая. Гости стараются привлечь внимание к кортежу — шумят, гремят, кричат. И во время тихого венчания, и на торжественной росписи принято обмениваться золотыми кольцами. Этот свадебный обряд стар как мир.
А если и не как мир, то уж точно как Древний Египет — именно там впервые стали обручаться в знак верности до гроба. На выходе из церкви или загса молодых осыпают рисом, зерном, хмелем или монетками и сажают на меховую шубу. Таким образом, им желают богатства и плодородия во всем. Такие ритуалы, как прощание с печкой и плач на могиле родни безвозвратно утеряны вместе с печками. Сейчас мало кто вкалывает иголки в девичьи наряды и веником отгоняет злых духов. Но, например, свечу во время пира молодые по-прежнему зажигают. Перед свадебным пиром по нынешним временам — банкетом, а тогда — «княжьим столом» устраивается прогулка.
Это шествие молодожен по разномастным местам славы и их фотосессия. Обычно именно в гуляние новобрачных тамада предлагает включить «ритуалы» для скрепления брака.
Многие из них за прошедшие десятилетия были забыты и утрачены, сегодня очень важно сохранять и чтить свою историю, передавать из поколения в поколение семейные традиции", - отметил в ходе открытия выставки губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Ранее в пресс-службе Тульского филиала музея ТАСС сообщали, что на выставке будет представлено более 270 подлинных экспонатов, связанных с русскими свадебными традициями и обрядами. Это, в том числе иконы XVII века, праздничные костюмы, предметы из приданого невест, ковши из дерева, стекла и металла разных исторических периодов, живописные полотна, документы из фондов Госархива Тульской области. Экспозиция будет работать с 26 апреля по 26 августа.
Невесту и жениха перевозят к месту венчания или росписи в разукрашенных транспортных средствах — бричках, санях, лимузинах. Мужчина едет первым, девушка — в другой машине, немного отставая. Гости стараются привлечь внимание к кортежу — шумят, гремят, кричат. И во время тихого венчания, и на торжественной росписи принято обмениваться золотыми кольцами. Этот свадебный обряд стар как мир. А если и не как мир, то уж точно как Древний Египет — именно там впервые стали обручаться в знак верности до гроба. На выходе из церкви или загса молодых осыпают рисом, зерном, хмелем или монетками и сажают на меховую шубу. Таким образом, им желают богатства и плодородия во всем.
Такие ритуалы, как прощание с печкой и плач на могиле родни безвозвратно утеряны вместе с печками. Сейчас мало кто вкалывает иголки в девичьи наряды и веником отгоняет злых духов. Но, например, свечу во время пира молодые по-прежнему зажигают. Перед свадебным пиром по нынешним временам — банкетом, а тогда — «княжьим столом» устраивается прогулка. Это шествие молодожен по разномастным местам славы и их фотосессия. Обычно именно в гуляние новобрачных тамада предлагает включить «ритуалы» для скрепления брака. Они могут повесить замочек на мосту влюбленных и выбросить ключик в воду, возложить цветы на могилы погибших, выпустить в небо белых голубей. Некоторые из этих свадебных традиций России придуманы уже в современное время, другие пришли из древних веков.
Современные традиции на свадьбе
- Суть обрядов
- Лучшие свадебные обычаи на Руси
- Будущие традиции, которые зарождаются сегодня
- Русские свадебные традиции и обычаи ? , соблюдаемые в [2022] & обряды русского народа
- Современные свадебные традиции и обряды в России
Будущие традиции, которые зарождаются сегодня
- Свадьбы народов России
- Свадебные традиции в России — 2024: выкуп невесты
- Русские свадебные традиции и обычаи
- Свадебные традиции и обычаи русского народа
Классические свадебные традиции
- Женское счастье
- Народные свадебные обряды и приметы - Русская-народная свадьба | Русские традиции
- О банкетном зале
- О женитьбах и свадьбах в старину на Руси
- Исторический музей знакомит жителей Тулы с истоками русского свадебного обряда
- Свадьба в России сегодня: традиции и современные тренды
Звездные гости, ведущий Басков и традиции: как прошла свадьба сына Жасмин, длившаяся неделю
Конечно, она должна быть посвящена свадьбе, с которой начинается семья, семейным устоям, семейному очагу. Важно не только знать традиции, но и продолжать их с детьми и внуками. Где, как не в Туле, в Музейном квартале, рассказывать об этом? Мы делали выставку так, чтобы она была понятна всем: и старшему поколению, и юному. Посетители узнают что-то новое, а может и вспомнят, что проходило во время их свадебных торжеств», — отметил генеральный директор Исторического музея Алексей Левыкин. В церемонии открытия экспозиции принял участие губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Губернатор поблагодарил Исторический музей за идею провести такую выставку и в целом за реализацию масштабных проектов на Тульской земле.
Она благодарила мать и отца за то, что у неё было хорошее детство, что её правильно воспитали, поили-кормили. Теперь впереди ждут заботы и проблемы, чужой дом. Эта эмоциональная окраска больше была выражена на Севере России, где свадьба считалась почти таким же трагическим событием для семьи невесты, как и похороны. Ведь их дочь прекращала существование в своём роду и уходила к чужим людям. На Юге настолько трагической окраски у этого мероприятия не было. Девичник Мальчишники проводились редко, это не было обязательной традицией, в отличие от девичников. И если сейчас это весёлые развлечения, то эмоциональный градус этих мероприятий несколько столетий назад был совсем иным. Девушка символически прощалась со всеми своими незамужними подругами перед тем, как стать замужней. Если она мало плакала, приглашали специальную плакальщицу, которая своими причитаниями могла разжалобить всех. Стенать нужно было даже в том случае, если сама засватанная была довольна тем, кто жених. Её косы расплетали под ритуальные протяжные песни, а после того вели в натопленную баню, где хорошо парили с веником. Считалось, что такой обряд поможет снять сглаз или порчу, чтобы в ближайшем времени у пары появился здоровый ребёнок. После этой процедуры новобрачная была чиста как в прямом, так и в переносном смысле. Выкуп Выкуп был нормальной практикой. Он действительно имел смысл, так как отдавая свою дочь в другую семью, родители лишались помощницы. Проводили выкуп за сутки до венчания. Вручали обычно не деньги: это могли быть домашние животные, одежда, ткани, зерно, посуда, мебель. Венчание Традиции свадьбы в России с приходом христианства включали в себя венчание. Но длительный период в церкви венчались только высшие слои общества. Простолюдины громко праздновали без венчания, и новость о новобрачных становилась известна по всей округе. Сам факт празднования считался подтверждением законности брака. Праздник Отпраздновать свадьбу могла не каждая семья, так как это требовало больших затрат: нужно было организовать большой пир. Для безбедной совместной жизни по пути из церкви новобрачных обсыпали пшеницей, а дорогу перед ними заметали, чтобы отмести все проблемы и сложности. Пир обычно начинался в доме девушки, и празднества шли 2-3 суток. К концу этого времени новобрачные переезжали к жениху, где в связи с этим тоже организовывали пышное застолье. Чтобы накормить всех гостей, нужно было собрать урожай, зарезать много домашней птицы и скотины, поэтому период венчаний приходился на осень после завершения сбора урожая. Дружка Сейчас дружкой называют свидетельницу со стороны невесты, и это слово пришло из свадебных традиций России, но значение его очень изменилось. Раньше дружкой называли мужчину, который на празднике выполнял одновременно функции распорядителя и тамады. Он следил, чтобы все обряды были соблюдены, развлекал гостей, давал слово родственникам, желающим поздравить новобрачных. В некоторых регионах России считалось, что провести праздник бракосочетания без дружки грозит несчастливой семейной жизнью. Отводины Свои традиции были в России и после свадьбы. После того, как пиршества завершились в доме жениха, молодая пара должна была посетить своих родных вместе с мужем.
Ради многочисленного потомства Старая славянская традиция обсыпания молодожёнов пшеницей, рожью или овсом придумана с той же целью — её соблюдение сулило многодетность. Деньги, рис, лепестки роз — эти атрибуты вошли в обиход, как вы понимаете, много позже. Но если вам нравится кидать лепестки — пусть будут лепестки. В старину на свадьбу непременно приглашали беременных женщин — они должны были передать эстафету новобрачной. Как по мне, так подобные «жирные» намёки немного обидны и для девушки, которая только вступает в брак, и для женщины, в качестве намёка выступающей. Зовите всех, кого считаете нужным. И зовите просто так, чтобы делили с вами удовольствие и радость! А взамен мы посоветуем осуществить довольно молодой свадебный обряд, но очень красивый — посадите плодовое дерево. Например, яблоню. Обряд будет символизировать, что ваша семья только-только пускает корни. Но очень крепко врастает в родную землю и украшает её. Это, согласитесь, гораздо полезней, чем цеплять замки на перила моста — традиция родом из Италии, которая к нам не имеет никакого отношения. Зажигать свечу разрешается в исключительных случаях: на рождение малышей, годовщины бракосочетания и при других важных событиях. Свадебные обереги В старину практически каждая молодая жена делала для себя куколку-оберег, которая называлась Роженица. Обрядовая кукла «Неразлучники». Её делает в подарок молодым кто-то из близких, желательно, сам имеющий благополучную семью. Основа изделия — деревянная палочка-перекладина, общая для двух фигурок. На эту обёрнутую тканью «руку» надеваются две фигурки из лоскутков — справа муженёк, слева жёнушка. Куклу молодожены вешают на стену в своем доме как оберег семьи и залог благополучия. Когда рождаются детки — их маленькие куколки из ниток нужно добавлять на общую «руку», между родителями.
Сено или деревянная стружка, а также ленты, сделают короб изящнее. Закрыть его можно с помощью замка или гвоздей Красивую винную церемонию на свадьбе лучше проводить во время регистрации. Так бракосочетание будет более завершенным. Капсула времени может стать семейной реликвией, напоминающей об этом дне, и хорошим предметом интерьера. Как сделать свадебные обряды наиболее актуальными При составлении списка гостей молодожены зачастую знают, кто из них придет с парой, а кто одинок. Передача свадебной эстафеты — излюбленная история. Для успешного проведения соревнования можно посчитать холостых подруг и друзей, а затем разыграть их номера на аукционе. Кроме атрибута невесты, такого как подвязка, гостям бросают и кусочек галстука, выступающий в роли анти-подвязки. Тот, кто ее поймает, по традиции за год не успеет жениться. Особенно востребован такой обряд будет среди холостых мужчин с хорошим чувством юмора. От первого танца молодых не стоит отказываться даже при отсутствии навыков, ведь помощь можно получить от профессионала. Хореограф или режиссер добавит к любительским движениям профессиональные. Особый антураж номеру дарит коллектив или яркий реквизит. Первый свадебный танец молодых Еще один вариант — исполнение песни дуэтом. Первый свадебный живой клип не запрещается осуществлять под фонограмму. Гости вряд ли этого ждут, поэтому радостно удивляться в любом случае. Какие свадебные обычаи для родителей жениха и невесты? Как уже говорилось, родители могут поставить рогатку на свадьбе, но существует еще ряд объединяющих церемоний. Первое, что должны делать родители невесты, — дать благословение на брак. Для этого отец ведет невесту к жениху, стоящему у алтаря, а на банкете танцует с ней. Родители на свадьбе Классические традиции на свадьбе для родителей жениха включают в себя его танец с родной и крестной мамой. Хорошая идея — оформить эти танцы одним или несколькими из следующих способов: слайд-шоу из детских фотографий;.
Свадебные обычаи и традиции в России
Традиции свадебного дня. "Русская свадьба" покажет живописные полотна, костюмы, иконы и памятники декоративно-прикладного искусства, а также свадебное угощение. Мы составили список свадебных традиций, рассмотрели, какие свадебные обряды можно забыть, а какие стоит использовать на бракосочетании в текущем 2024 году.
Свадебные обряды и традиции
Счастливый избранник прикалывал растение к своему костюму, демонстрируя всему свету, что невеста идет под венец по доброй воле. Сегодня нарушать идеально выверенную композицию, составленную лучшими флористами, не принято. Поэтому, бутоньерку заказывают вместе со свадебным букетом, заранее. Но, при желании можно соблюсти этот красивый, трогательный обычай; бросание букета невесты в стайку незамужних подружек — еще один, свято соблюдаемый, обычай. Редкая свадьба обходится без смешных попыток девушек поймать наперегонки брошенные цветы. Этим жестом невеста делится своей удачей с незамужними подружками. Считается, что самая ловкая и быстрая счастливица выйдет замуж до истечения года, причем брак будет благоприятным.
На современных свадьбах довольно часто наряду с букетом бросают подвязку невесты. Данный обычай пришел к нам из Средневековой Европы. Жених торжественно и красиво снимает подвязку с ножки нареченной, и кидает ее своим холостым друзьям. Невеста должна станцевать со счастливчиком, поймавшим ее элемент гардероба. Также есть примета, что этому парню вскоре быть женатым. Первый поцелуй Изначально жених и невеста впервые целовались на своей свадьбе, в присутствии родственников, уважаемых старейшин, почетных гостей.
Считалось, что при поцелуе объединяется не только дыхание — соединяются души молодых. Прилюдный поцелуй объявлял всем присутствующим, что отныне пара представляет собой единое целое. Сегодня добрачные отношения пар менее целомудренны. Но, как волнителен первый поцелуй, произведенный перед всеми друзьями и родственниками! Он словно закрепляет права молодых друг на друга, добавляет романтики и любви в отношения. Традиция горько на свадьбе Крики «Горько!
Практически на каждой свадьбе можно услышать эти веселые возгласы. Откуда пошел данный обычай? Как ни странно, к поцелуям данное слово, по одной из версий историков, не имеет никакого отношения. Изначально в обязанности невесты входило с почетом обнести всех гостей водкой или иным крепким алкогольным напитком. Присутствующие забирали с подноса рюмки, взамен отдариваясь деньгами или другими ценными подарками, после чего выпивали подношение и кричали «Горько! Вторая версия ближе по смыслу к современному обычаю: данное слово кричали гости во время поцелуя жениха и невесты, чтобы отогнать злых духов.
Считалось, что нечистая сила, обманутая возгласами гостей, не будет вредить новобрачным, ведь им, итак, несладко. По третьей легенде гости своими восклицаниями предупреждали жениха и невесту, что вино горькое, и следует подсластить его крепким, сладостным поцелуем. Битье бокалов Данная традиция имеет глубокие корни, причем соблюдают ее в большинстве стран мира. На Руси били глиняный горшок, доказывая целомудренность невесты. Если тот оставался целым, значит невеста — порченная. В Англии жених бросал на дорогу блюдо с кусками пирога.
Евреи разбивали бокалы, из которых молодые выпили вино. Согласно примете, чем больше образуется осколков, тем счастливее будет жизнь молодоженов. Свадебные танцы В число интернациональных свадебных традиций входят особые, церемониальные танцы. Это первый танец жениха и невесты, открывающий праздничный бал. В этом танце молодые выражают всю свою любовь и нежность. Далее следует прощальный танец невесты и ее отца, после которого глава семьи окончательно передает обязанности по защите и все права на дочь ее мужу.
Церемония разжигания домашнего очага Этот ритуал имеет древние корни. Изначально в таинстве принимали участие только женщины-хранительницы очага: мать и свекровь делились горящими углями из своих очагов с молодой женой, чтобы она могла разжечь в своем доме живой, теплый огонь, благословленный поколениями предков. Сегодня в ритуале могут участвовать и мужчины, а угли заменяют красивыми свечами, лампами или даже бенгальскими огнями. Подача свадебного торта Совместное преломление хлеба во все времена означало единение, братание. Именно такой смысл и вкладывается в обычай торжественного угощения праздничным тортом или пирогом, пришедший к нам из Древнего Рима. Великолепный свадебный торт подается в конце банкета, являясь его кульминацией.
Молодые совместными усилиями разрезают лакомство и одаривают кусочками всех присутствующих, свидетельствуя, что отныне все гости являются членами одной, дружной семьи. Первая брачная ночь Таинство первой ночи завершает длинный, насыщенный событиями и эмоциями день свадьбы. Для невинной девушки это очень важное событие, а для жениха — ответственный момент. В дом жену вносят на руках, как новорожденного младенца, ведь для нового рода молодая жена только-только родилась.
Традиции и обряды", изображения проецируются на стену в одном из экспозиционных залов.
А истории, рассказанные участниками акции в письмах, будут опубликованы на официальных страницах социальных сетей Тульского филиала ГИМ. Выставка приурочена к Году семьи и стала главным выставочным проектом в филиале музея в 2024 году. Многие из них за прошедшие десятилетия были забыты и утрачены, сегодня очень важно сохранять и чтить свою историю, передавать из поколения в поколение семейные традиции", - отметил в ходе открытия выставки губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Ранее в пресс-службе Тульского филиала музея ТАСС сообщали, что на выставке будет представлено более 270 подлинных экспонатов, связанных с русскими свадебными традициями и обрядами.
Когда жених подъезжал к дому невесты, то первым в дом входил дружка — главный персонаж в свите жениха. Он обращался к подругам невесты, чтобы они вышли из-за стола, но те не обращали на него внимания, продолжая петь.
Затем, они говорили, что не уступят даром свое место и хотят, чтобы дружка прислал кого-то помоложе себя и с выкупом. После этого входил жених, а за ним вносили пряники. Жених, подойдя к столу, говорил: «ну, красные девицы, нельзя ли уступить нам это место», потом перед каждой клал по прянику или по два. Подруги невесты продолжали петь, не обращая на него внимания. Затем к девушкам подходил крестный отец жениха со словами: «Красные девицы послушайтесь хоть того, кто постарше вас, а я вам за место заплачу». После этого он клал перед любимой подругой невесты деньги.
Если подругам дар нравился, то они прощались с невестой, выходили из-за стола, а на столе оставляли елку. Елка символизировала красоту. Невеста брала эту елку и выходила из-за стола, елку относила матери, а мать ставила елку в угол. Крестный отец невесты брал ее за руку и сажал на шубу за стол рядом с женихом, рядом садилась сваха, после чего невеста начинала плакать в последний раз. Во время песни сваха расплетала невесте косу, подруги пели свите жениха песни и давали деньги, гости получали угощение. Маковский К.
Под венец. Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов Затем все вместе отправлялись на венчание. Выводил невесту брат или дядя после молитвы и благословения родителей. Выводящий получал благословение, брал от иконы свечку и шел в куть — задний женский угол в избе, где девушки от лица невесты пели каждому члену семейства песню о том, что она отказывается выйти без отца или матери без благословения. Невесту выводили за конец платка, который она держала в руках. Выводящий подводил ее к столу, вместе с ней молился, обводил вокруг стола, ставил возле жениха и предавал ему конец платка, приговаривая: «У меня невеста была послушна и почетна, держи ее так, чтобы она и тебя слушала и у тебя была честна».
В это время женихова сваха заходила в куть куть — угол в избе против устья русской печки и с поднятыми руками вверх говорила три раза: «Обманули — провели! Девушки просили у дружки рыбный пирог, который он отдавал с головы, вставши на стул так, что девушки вынуждены подпрыгивать. Затем они пел песню. Когда жених получал невесту, крестный жениха угощал всех вином и первую рюмку подносил выводящему невесту, потом подносил по рюмке отцу и матери, затем всем остальным подносилось вино. После этого угощения гости садились за стол, и подавалась закуска, состоящие из трех блюд: рыбного пирога, похлебки и челпана — каравая хлеба. Угощение подавалось под деревянными блюдами, что также было обусловлено обрядовым действом — крестный отец жениха снимал блюдо с каждого угощения, после чего мать невесты приносила челпан в знак того, что пора заканчивать закуску.
Жених со свитой привозили с собой пиво, которым угощали родственников невесты и ее подруг. После закуски подруги пели песни для жениха, свахи и гостей, затем целовали гостей, а те дарили им деньги. После этого гости становились посередине избы, а на места невесты с женихом садились родители невесты. Посидев немного, они выходили из-за стола. Жениха и невесту благословляли хлебом и иконой, которые затем передавались свахе невесты. С собой в церковь брали пиво, чтобы угостить гостей после венчания.
Но на этом действо не заканчивалось. Подруги невесты садились на подушку или шубу, на которой за столом сидела невеста, и требовали выкуп. Выкуп уплачивал крестный отец жениха. Только после этого все выходили из избы. Выход жениха и невесты из избы обставлялся как театрализованное действо. В разных регионах России существовали разные традиции выхода жениха и невесты.
Например, в Пермской губернии происходил отъезд к венцу молодых следующим образом: на дворе жених брал в охапку невесту и сам усаживал ее в сани вместе со свахой, а сам верхом ехал вместе с тысяцким тысяцкий - должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси, первоначально военный руководитель городского ополчения. Гости выходили во двор и усаживались. Их нужно было угостить; в это время девушки пели трогательные песни, окружив жениха и невесту. Между тем колдун или знахарь обходил кругом все сани, телеги, верховых лошадей, экипажи и все остальное, чтобы удостовериться, что нигде нет колдовства. Наконец брат или дядя невесты отворяли ворота, и свадебный поезд отправлялся в церковь. При выезде из двора, дружки крестообразно хлестали нагайкой ворота невесты и ближайший угол дома.
После этого девушки в сопровождении вытницы — женщины, причитавшей на свадьбе — возвращались в избу и усевшись на то место, где только что сидела невеста, закусывали пирогом и расходились по домам. Когда свадебный поезд останавливался у церкви, свахи ставили жениха и невесту рядом и давали им держаться руками за концы ширинки и в этом положении вели их в церковь. Кузин С. К свету Божьему. После венчания молодые в сопровождении гостей отправлялись в дом жениха. Свадебный поезд встречали родители жениха и его родственники.
Отец выносил икону, а мать — хлеб-соль. Братья и сестры жениха, если таковые имелись, выходили навстречу поезду с брагой и пивом. Иногда, в северных регионах России, мать жениха выходила навстречу молодоженам грязной, одетой в лохмотья. Таким образом, она хотела показаться страшной молодой жене и внушить ей боязнь к себе. После того, как гостям подавалось вино, все заходили в избу. Отец и мать жениха вставали у стола лицом к дверям.
Молодые молились на икону, которая была в руках у отца, а затем трижды кланялись и подходили за благословением. После благословения свахи уводили молодых за печь или на женскую половину, где новобрачной заплетали две косы вместо одной и надевали головной убор. Затем молодоженов выводили к столу. Молодые усаживались лицом к дверям. Дружка произносил молитву и начинался свадебный пир. В южных регионах России было принято, чтобы после венчания молодожены разъезжались по своим домам.
Вечером молодой муж приезжал к жене и оставался ночевать в ее доме, а утром увозил ее к себе. Свадебный пир имел огромное значение, если говорить о свадебных обрядах. Молодоженов за столом называли «князь» и «княгиня», им отводилось почетное место под иконами обязательно лицом к двери. Соблюдалась степень родства при рассадке гостей, а также мужские и женские места. Жених и невеста не ели и не пили, перед ними ставили пустую миску, а столовые приборы перевязывали красной лентой. Этот обряд связан с представлениями о том, что жених и невеста не имеют права принимать участие в трапезе вместе с женатыми родственниками, поскольку еще к ним не относятся.
Правда, такой запрет распространялся не на все регионы России. Так, например, в Пермской губернии молодые ели одной вилкой и одной ложкой, пили из одного стакана, что символизировало их единство. Существовала круговая подача вина, ее частота определялась возможностями устроителей пира, так у богатых вино подавали после каждого блюда, а у бедных — через три блюда. Во время подачи вина молодой наливал рюмку, а молодая подносила ее на тарелке. Гости выпивали только тогда, когда выпьют молодые. Было принято при каждой подаче высказывать пожелания молодым и дарить им деньги.
Свадебный ужин состоял, как правило, из рыбного пирога, щей, холодца, жареной баранины, утки, индейки и челпана. Если свадьба выпадала на постный день, то предлагались судак с уксусом, рыбный пирог, уха, мед и кисель. Одним из основных свадебных обрядов была брачная ночь. Именно брачная ночь, а не венчание в церкви делала жениха и невесту мужем и женой. В некоторых северных регионах России брачная ночь проводилась следующим образом: спустя час после начала свадебного пира молодых вели спать в сопровождении отца, матери, свахи и всех поезжан, включая знахаря колдуна и дружек. Дружки приносили пирог, пиво, брагу.
Отец и мать называли молодую хозяйкой и предоставляли ей право угощать всех, знахарь доставал свой пирог и подавал молодым. Они его ели вместе, в знак того, что они муж и жена и теперь неразлучны. Поезжане пили и закусывали, целовали молодых по три раза, дарили деньги. Молодая произносила молитву, разувала мужа. Верхнее платье молодой снимал сам. Затем гости уходили, оставались только знахарь и сваха.
Раздетую до рубашки невесту сваха и знахарь просили обнять и поцеловать мужа, уложить его в постель, потом молодая ложилась сама. Когда они ложились, сваха от радости плясала. Знахарь поправлял постель, обходил вокруг и нашептывал заговор. Затем молодых оставляли до утра. Утром к молодым приходил знахарь и будил их. Молодая одевалась и одевала молодого в чистое белье.
Второй день свадьбы начинался с того, что гостей приглашали позавтракать. После завтрака продолжался свадебный пир. Тесть и теща очень редко приглашались на второй день свадьбы. Молодая жена приглашала всех родственников вымыть руки перед тем, как садиться на стол, этим она выражала свою покорность и смирение перед новой родней. После умывания всем дарились подарки. Молодые кланялись отцу с матерью, а затем передавали им подарки — вино, сыр, каравай и медную монету.
Этой медной монетой отец тер усы и бороду, а затем сам одаривал их деньгами, которые клал на блюдо. Подаренные деньги молодая жена брала себе. Праздничный пир начинался примерно в три часа, потому что процедура одаривания была достаточно продолжительной. В конце обеда дружка спрашивал родителей: «Не пора ли молодых спать уложить?
В это время невеста просила благословения умыться и одеться у родителей, кланяясь им в ноги, а затем шла одеваться. Она умывалась с мылом, надевала чистую рубашку, китайник — женскую горничную одежду типа сарафана из синего холста, на плечи накидывала шаль, а на голову повязывала ленту, на которую надевала фату. На ноги невеста надевала чулки и коты — особые женские ботинки. Во время процедуры одевания совершался еще один обряд — голое тело опоясывалось лыком, что символизировало защиту от колдунов, под правую руку ложилось немного льна, шерсти и мыла, что символизировало желание невесты одеваться чисто и богато, на грудь ложилось три кренделя для того, чтобы у мужа никогда не переводился хлеб, и три пряника, символизирующих сытую жизнь. Помогали невесте одеваться ее подруги. После процедуры одевания, они выходили к родителям невесты с песней пожелания здоровья невесте с женихом, ее родителям, а также будущим детям. После песни молились у всех икон, а затем садились на лавки и пели. Пока подруги пели песни, невеста плакала. После песни подруги расплетали невесте косу, что также сопровождалось пением специальной песни - «кому оставить свою руссу косу и девью красоту? Выкуп невесты. Когда жених подъезжал к дому невесты, то первым в дом входил дружка — главный персонаж в свите жениха. Он обращался к подругам невесты, чтобы они вышли из-за стола, но те не обращали на него внимания, продолжая петь. Затем, они говорили, что не уступят даром свое место и хотят, чтобы дружка прислал кого-то помоложе себя и с выкупом. После этого входил жених, а за ним вносили пряники. Жених, подойдя к столу, говорил: «ну, красные девицы, нельзя ли уступить нам это место», потом перед каждой клал по прянику или по два. Подруги невесты продолжали петь, не обращая на него внимания. Затем к девушкам подходил крестный отец жениха со словами: «Красные девицы послушайтесь хоть того, кто постарше вас, а я вам за место заплачу». После этого он клал перед любимой подругой невесты деньги. Если подругам дар нравился, то они прощались с невестой, выходили из-за стола, а на столе оставляли елку. Елка символизировала красоту. Невеста брала эту елку и выходила из-за стола, елку относила матери, а мать ставила елку в угол. Крестный отец невесты брал ее за руку и сажал на шубу за стол рядом с женихом, рядом садилась сваха, после чего невеста начинала плакать в последний раз. Во время песни сваха расплетала невесте косу, подруги пели свите жениха песни и давали деньги, гости получали угощение. Маковский К. Под венец. Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов Затем все вместе отправлялись на венчание. Выводил невесту брат или дядя после молитвы и благословения родителей. Выводящий получал благословение, брал от иконы свечку и шел в куть — задний женский угол в избе, где девушки от лица невесты пели каждому члену семейства песню о том, что она отказывается выйти без отца или матери без благословения. Невесту выводили за конец платка, который она держала в руках. Выводящий подводил ее к столу, вместе с ней молился, обводил вокруг стола, ставил возле жениха и предавал ему конец платка, приговаривая: «У меня невеста была послушна и почетна, держи ее так, чтобы она и тебя слушала и у тебя была честна». В это время женихова сваха заходила в куть куть — угол в избе против устья русской печки и с поднятыми руками вверх говорила три раза: «Обманули — провели! Девушки просили у дружки рыбный пирог, который он отдавал с головы, вставши на стул так, что девушки вынуждены подпрыгивать. Затем они пел песню. Когда жених получал невесту, крестный жениха угощал всех вином и первую рюмку подносил выводящему невесту, потом подносил по рюмке отцу и матери, затем всем остальным подносилось вино. После этого угощения гости садились за стол, и подавалась закуска, состоящие из трех блюд: рыбного пирога, похлебки и челпана — каравая хлеба. Угощение подавалось под деревянными блюдами, что также было обусловлено обрядовым действом — крестный отец жениха снимал блюдо с каждого угощения, после чего мать невесты приносила челпан в знак того, что пора заканчивать закуску. Жених со свитой привозили с собой пиво, которым угощали родственников невесты и ее подруг. После закуски подруги пели песни для жениха, свахи и гостей, затем целовали гостей, а те дарили им деньги. После этого гости становились посередине избы, а на места невесты с женихом садились родители невесты. Посидев немного, они выходили из-за стола. Жениха и невесту благословляли хлебом и иконой, которые затем передавались свахе невесты. С собой в церковь брали пиво, чтобы угостить гостей после венчания. Но на этом действо не заканчивалось. Подруги невесты садились на подушку или шубу, на которой за столом сидела невеста, и требовали выкуп. Выкуп уплачивал крестный отец жениха. Только после этого все выходили из избы. Выход жениха и невесты из избы обставлялся как театрализованное действо. В разных регионах России существовали разные традиции выхода жениха и невесты. Например, в Пермской губернии происходил отъезд к венцу молодых следующим образом: на дворе жених брал в охапку невесту и сам усаживал ее в сани вместе со свахой, а сам верхом ехал вместе с тысяцким тысяцкий - должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси, первоначально военный руководитель городского ополчения. Гости выходили во двор и усаживались. Их нужно было угостить; в это время девушки пели трогательные песни, окружив жениха и невесту. Между тем колдун или знахарь обходил кругом все сани, телеги, верховых лошадей, экипажи и все остальное, чтобы удостовериться, что нигде нет колдовства. Наконец брат или дядя невесты отворяли ворота, и свадебный поезд отправлялся в церковь. При выезде из двора, дружки крестообразно хлестали нагайкой ворота невесты и ближайший угол дома. После этого девушки в сопровождении вытницы — женщины, причитавшей на свадьбе — возвращались в избу и усевшись на то место, где только что сидела невеста, закусывали пирогом и расходились по домам. Когда свадебный поезд останавливался у церкви, свахи ставили жениха и невесту рядом и давали им держаться руками за концы ширинки и в этом положении вели их в церковь. Кузин С. К свету Божьему. После венчания молодые в сопровождении гостей отправлялись в дом жениха. Свадебный поезд встречали родители жениха и его родственники. Отец выносил икону, а мать — хлеб-соль. Братья и сестры жениха, если таковые имелись, выходили навстречу поезду с брагой и пивом. Иногда, в северных регионах России, мать жениха выходила навстречу молодоженам грязной, одетой в лохмотья. Таким образом, она хотела показаться страшной молодой жене и внушить ей боязнь к себе. После того, как гостям подавалось вино, все заходили в избу. Отец и мать жениха вставали у стола лицом к дверям. Молодые молились на икону, которая была в руках у отца, а затем трижды кланялись и подходили за благословением. После благословения свахи уводили молодых за печь или на женскую половину, где новобрачной заплетали две косы вместо одной и надевали головной убор. Затем молодоженов выводили к столу. Молодые усаживались лицом к дверям. Дружка произносил молитву и начинался свадебный пир. В южных регионах России было принято, чтобы после венчания молодожены разъезжались по своим домам. Вечером молодой муж приезжал к жене и оставался ночевать в ее доме, а утром увозил ее к себе. Свадебный пир имел огромное значение, если говорить о свадебных обрядах. Молодоженов за столом называли «князь» и «княгиня», им отводилось почетное место под иконами обязательно лицом к двери. Соблюдалась степень родства при рассадке гостей, а также мужские и женские места. Жених и невеста не ели и не пили, перед ними ставили пустую миску, а столовые приборы перевязывали красной лентой. Этот обряд связан с представлениями о том, что жених и невеста не имеют права принимать участие в трапезе вместе с женатыми родственниками, поскольку еще к ним не относятся. Правда, такой запрет распространялся не на все регионы России. Так, например, в Пермской губернии молодые ели одной вилкой и одной ложкой, пили из одного стакана, что символизировало их единство. Существовала круговая подача вина, ее частота определялась возможностями устроителей пира, так у богатых вино подавали после каждого блюда, а у бедных — через три блюда. Во время подачи вина молодой наливал рюмку, а молодая подносила ее на тарелке. Гости выпивали только тогда, когда выпьют молодые. Было принято при каждой подаче высказывать пожелания молодым и дарить им деньги. Свадебный ужин состоял, как правило, из рыбного пирога, щей, холодца, жареной баранины, утки, индейки и челпана. Если свадьба выпадала на постный день, то предлагались судак с уксусом, рыбный пирог, уха, мед и кисель. Одним из основных свадебных обрядов была брачная ночь. Именно брачная ночь, а не венчание в церкви делала жениха и невесту мужем и женой. В некоторых северных регионах России брачная ночь проводилась следующим образом: спустя час после начала свадебного пира молодых вели спать в сопровождении отца, матери, свахи и всех поезжан, включая знахаря колдуна и дружек. Дружки приносили пирог, пиво, брагу. Отец и мать называли молодую хозяйкой и предоставляли ей право угощать всех, знахарь доставал свой пирог и подавал молодым. Они его ели вместе, в знак того, что они муж и жена и теперь неразлучны. Поезжане пили и закусывали, целовали молодых по три раза, дарили деньги. Молодая произносила молитву, разувала мужа. Верхнее платье молодой снимал сам. Затем гости уходили, оставались только знахарь и сваха. Раздетую до рубашки невесту сваха и знахарь просили обнять и поцеловать мужа, уложить его в постель, потом молодая ложилась сама. Когда они ложились, сваха от радости плясала. Знахарь поправлял постель, обходил вокруг и нашептывал заговор. Затем молодых оставляли до утра. Утром к молодым приходил знахарь и будил их. Молодая одевалась и одевала молодого в чистое белье.
Свадебные традиции
Во-первых, сваты стали приходить к невесте не от родителей жениха, а от него самого, помимо этого жених зачастую стал брать с собой сватов только для поддержки и соблюдения обычаев сватовства. Сватовство могло проходить по поручению жениха, но эти случаи редки. Как правило, сватов засылали все-таки родители жениха. При этом разрешение на брак давали родители невесты, даже если сама невеста была против. Невеста могла быть вообще не знакома с женихом, это не имело никакого значения для успешного сватовства. Журавлев Ф.
Перед венцом. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Успешное сватовство завершалось росписью приданого — так называлось составление списка того, что давалось в приданное невесте. В эту роспись включалось все движимое и недвижимое имущество. Составленная роспись передавалась родителям жениха через сватов. Жених не мог увидеть эту роспись до того момента, когда заключался сговор, то есть принималось решение о браке.
Жених не имел право, и видеться с невестой до сговора. Обязанность посмотреть на невесту возлагалась на так называемых смотрильщиц. Эти женщины приходили в дом невесты, родители показывали им свою дочь, а смотрильщицы осматривали ее, проводили беседу, после чего сообщали жениху, достойна ли его невеста. Этот обряд существовал во всех слоях общества, но дольше всего продержался у простонародья. О том, что обряд сватовства поддерживался всеми классами, свидетельствует история сватовства древлянского князя Мала к княгине Ольге, поскольку не сам князь приехал к Ольге просить ее стать его женой, а послал послов, чтобы они посмотрели на невесту и убедили ее выйти замуж: «Гордясь убийством как победою и презирая малолетство Святослава , древляне вздумали присвоить себе власть над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал, женился на вдове Игоря: ибо они, платя дань государям киевским, имели еще князей собственных.
Двадцать знаменитых послов» древлянских приплыли в ладии к Киеву и сказали Ольге: Мы убили твоего мужа за его хищность и грабительство; но князья древлянские добры и великодушны: их земля цветет и благоденствует. Будь супругою нашего князя Мала. Ольга с ласкою ответствовала: Мне приятна речь ваша. Уже не могу воскресить супруга! Завтра окажу вам всю должную честь.
Теперь возвратитесь в ладию свою, и когда люди мои придут за вами, велите им нести себя на руках. Несмотря на то, что в случае с княгиней Ольгой , сватов ждала смерть, вообще на Руси сваты всегда пользовались большим уважением. Они одаривались подарками, в случае если сватовство прошло удачно, им отводились почетные места на свадебном пиру. О таком отношении свидетельствует, в частности, описание свадьбы дочери князя Всеволода III Верхуславы с сыном Рюрика Ростиславом: «князь Рюрик сыграл сыну своему Ростиславу свадьбу богатую, какой не бывало на Руси» и что «Якова — свата и бояр отпустил к Всеволоду в Суздаль с великою честию, одаривши их богато». Поиск хороших сватов считался залогом удачного сватовства, а потому этот поиск требовал значительных усилий.
Сваты и свахи обязательно должны были быть женатыми и замужними — это свидетельствовало об их опыте в подобных делах и серьезности намерений. Они обязательно должны были уметь красиво говорить, быть обходительными, располагать к себе людей. Приход свахи в дом сопровождался большим количеством обрядовых действий. Зайдя в дом, она проходила к печи и грела руки у огня — это, по представлению русского народа, служило залогом успешного сватовства. Перед сватовством практиковались гадания с участием свахи.
Зайдя в дом к невесте, сваха садилась на лавку таким образом, чтобы половица из-под ее ног направлялась прямо к двери — это свидетельствовало о том, что невесте предстояло оставить родительский дом и выйти замуж. Сваха играла видную роль и в свадебных церемониях. Она подносила новобрачным жареную курицу, причесывала новобрачных, осыпала их в спальне и церкви хмелем и житом в знак благополучия и плодородия. Пимоненко Н. Краснодарский краевой художественный музей им.
Коваленко Окружалось обрядами и приданное. Готовить приданное родители девочки начинали задолго до замужества, иногда прямо со дня ее рождения. С первой половины XVI века существовали так называемые «рядные записи», посредством которых совершалось назначение приданного. Типовая структура традиционной русской свадьбы Русская свадьба была строго регламентирована, начиная с утра подготовки к бракосочетанию и заканчивая вторым днем свадьбы. Подруги невесты ночевали в ее доме накануне свадьбы.
Утро невесты начиналось с плача. Она, не зажигая свечи и накрывшись платком, как только ударяли колокола к заутрени, обращалась к матери. Затем, также с плачем обращалась к крестному отцу, тоже ночевавшему в доме невесты. Затем все вместе отправлялись на утреннюю службу в церковь. Даже поход в церковь был регламентирован.
Впереди шел крестный отец, за ним шла невеста, а за нею — подруги. После службы, выйдя из церкви, невеста снова обращалась с плачем к крестному отцу, после чего шла домой. Отец с матерью, увидев, что дочь приближается к дому, открывали ворота, после чего невеста входила во двор, оборачивалась к подругам и обращалась с плачем к ним. Затем она кланялась подругам и проходила в избу. Все шли за ней следом.
Войдя в избу, невеста молилась, а затем снова плакала. После этого ритуального плача подруги невесты расходились по домам, чтобы переодеться в праздничные наряды и снова вернуться в дом невесты. С их приходом начинался обряд выкупа невесты. В это время жених, получив от родителей благословение иконой и хлебом-солью, выезжал за невестой. Вместе с ним ехали его родственники, которых на Руси называли «поезжане».
В это время невеста просила благословения умыться и одеться у родителей, кланяясь им в ноги, а затем шла одеваться. Она умывалась с мылом, надевала чистую рубашку, китайник — женскую горничную одежду типа сарафана из синего холста, на плечи накидывала шаль, а на голову повязывала ленту, на которую надевала фату. На ноги невеста надевала чулки и коты — особые женские ботинки. Во время процедуры одевания совершался еще один обряд — голое тело опоясывалось лыком, что символизировало защиту от колдунов, под правую руку ложилось немного льна, шерсти и мыла, что символизировало желание невесты одеваться чисто и богато, на грудь ложилось три кренделя для того, чтобы у мужа никогда не переводился хлеб, и три пряника, символизирующих сытую жизнь. Помогали невесте одеваться ее подруги.
После процедуры одевания, они выходили к родителям невесты с песней пожелания здоровья невесте с женихом, ее родителям, а также будущим детям. После песни молились у всех икон, а затем садились на лавки и пели. Пока подруги пели песни, невеста плакала. После песни подруги расплетали невесте косу, что также сопровождалось пением специальной песни - «кому оставить свою руссу косу и девью красоту? Выкуп невесты.
Когда жених подъезжал к дому невесты, то первым в дом входил дружка — главный персонаж в свите жениха. Он обращался к подругам невесты, чтобы они вышли из-за стола, но те не обращали на него внимания, продолжая петь. Затем, они говорили, что не уступят даром свое место и хотят, чтобы дружка прислал кого-то помоложе себя и с выкупом. После этого входил жених, а за ним вносили пряники. Жених, подойдя к столу, говорил: «ну, красные девицы, нельзя ли уступить нам это место», потом перед каждой клал по прянику или по два.
Подруги невесты продолжали петь, не обращая на него внимания. Затем к девушкам подходил крестный отец жениха со словами: «Красные девицы послушайтесь хоть того, кто постарше вас, а я вам за место заплачу». После этого он клал перед любимой подругой невесты деньги. Если подругам дар нравился, то они прощались с невестой, выходили из-за стола, а на столе оставляли елку. Елка символизировала красоту.
Невеста брала эту елку и выходила из-за стола, елку относила матери, а мать ставила елку в угол. Крестный отец невесты брал ее за руку и сажал на шубу за стол рядом с женихом, рядом садилась сваха, после чего невеста начинала плакать в последний раз. Во время песни сваха расплетала невесте косу, подруги пели свите жениха песни и давали деньги, гости получали угощение. Маковский К. Под венец.
Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов Затем все вместе отправлялись на венчание. Выводил невесту брат или дядя после молитвы и благословения родителей. Выводящий получал благословение, брал от иконы свечку и шел в куть — задний женский угол в избе, где девушки от лица невесты пели каждому члену семейства песню о том, что она отказывается выйти без отца или матери без благословения. Невесту выводили за конец платка, который она держала в руках. Выводящий подводил ее к столу, вместе с ней молился, обводил вокруг стола, ставил возле жениха и предавал ему конец платка, приговаривая: «У меня невеста была послушна и почетна, держи ее так, чтобы она и тебя слушала и у тебя была честна».
В это время женихова сваха заходила в куть куть — угол в избе против устья русской печки и с поднятыми руками вверх говорила три раза: «Обманули — провели! Девушки просили у дружки рыбный пирог, который он отдавал с головы, вставши на стул так, что девушки вынуждены подпрыгивать. Затем они пел песню. Когда жених получал невесту, крестный жениха угощал всех вином и первую рюмку подносил выводящему невесту, потом подносил по рюмке отцу и матери, затем всем остальным подносилось вино. После этого угощения гости садились за стол, и подавалась закуска, состоящие из трех блюд: рыбного пирога, похлебки и челпана — каравая хлеба.
Угощение подавалось под деревянными блюдами, что также было обусловлено обрядовым действом — крестный отец жениха снимал блюдо с каждого угощения, после чего мать невесты приносила челпан в знак того, что пора заканчивать закуску. Жених со свитой привозили с собой пиво, которым угощали родственников невесты и ее подруг. После закуски подруги пели песни для жениха, свахи и гостей, затем целовали гостей, а те дарили им деньги. После этого гости становились посередине избы, а на места невесты с женихом садились родители невесты. Посидев немного, они выходили из-за стола.
Жениха и невесту благословляли хлебом и иконой, которые затем передавались свахе невесты. С собой в церковь брали пиво, чтобы угостить гостей после венчания. Но на этом действо не заканчивалось. Подруги невесты садились на подушку или шубу, на которой за столом сидела невеста, и требовали выкуп. Выкуп уплачивал крестный отец жениха.
Только после этого все выходили из избы.
Обычными дарами был чай и густое масло, которое тоже добавляли в напитки и блюда; традиционное жертвоприношение на счастливую жизнь молодых была свежеотрубленная баранья голова. Она находилась в доме все время, пока семья «оформлялась»; невеста после свадьбы получает другое имя, которое ей «назовет» дух предков жениха.
Для скрепления союза произносится йорял — молитва, похожая на шаманские камлания. Это очень колоритно, но в наши дни придется долго уговаривать настоящего колдуна взяться за дело — они не любят суеты и показухи. Тувинская Культура относится к буддийским, отсюда и свадебные обряды, и традиции с соответствующим колоритом.
В принципе, сватовство и прочие этапы помолвки схожи с общепринятыми, но есть несколько интересных моментов, отличающих тувинскую свадьбу от остальных: сватовство происходило только в доме родителей девушки, иначе считалось, что она «не вышла», и свадьбу могли даже признать недействительной. Даже теперь современные молодые люди поддерживают этот обычай и едут для этого шага в родные края, если живут отдельно от родных; связывание кос — в старину их носили и мужчины. На свадьбе молодым связывали концы волос и соединяли руки шерстяной ниткой.
Так молодые сидели все торжество, не веселясь в прямом смысле; возможный развод считался проклятием для женщин — ради них на сватовство забивался баран, а это в буддийской вере считается страшным грехом, если жертвоприношение было сделано зря. Также будущий муж и вообще все родственники жениха просто обязаны были одарить молодую драгоценностями. Для этого на свадьбе с нее снимали простые кольца и сережки и надевали «богатые».
Все сокровища оставались в распоряжении будущей жены навсегда. Армянская Этот народ славится своими традициями, пышными торжествами и «громким» сопровождением. На таких свадьбах всегда много хлеба, вина, мяса.
И это не случайно — с древних времен армяне проводили свадьбы по завершении уборки урожая, заготовок на зиму. Есть и другие интересные факты: лучшим временем для сватовства и начала семейной жизни считается осень и начало зимы еще и потому, что дети, зачатые в это время, отличались силой и красотой; торжества продолжаются 7 дней — число считается магическим в культуре; в каждой будущей семье есть кавор — крестный жениха. В будущем он и шафер, и будущий крестный всех родившихся детей, и вообще самый уважаемый человек клана, практически талисман.
После образования новой семьи молодые не принимают самостоятельных решений, пока живы старшие родственники третьего поколения — бабушки и дедушки. Потомки, в свою очередь, также отнесутся и к ним. Еврейская Ортодоксальная культура очень сложна для точного повторения.
Но без неё не обойдется, если будущие муж и жена принадлежат этой вере. Устроением свадьбы будут заниматься специальные люди. Для всех остальных нет строгих правил.
Но некоторые свадебные обычаи требуется знать: ктуба — специальный документ, типа брачного договора, в котором прописаны обязанности супругов. Его вешают у входа в дом; хупа — четырехугольная арка с навесом из ткани, концы которых держат 4 человека. Под аркой произносятся клятвы, а люди, держащие ткань, становятся хранителями семьи, с обязанностями оказывать ей любую помощь; танец Хара — супругов, сидящих на стульях, поднимают и исполняют ритмичные па в таком виде, как показано на фото выше.
Еврейские свадьбы очень веселые, несмотря на строгие традиции, прописанные в Торе. Адыгейская Свадьба в одном из регионов Кавказа мало отличается от обряда других конфессий.
День свадьбы начинается с подготовки к торжественному событию. Макияж, прическа и заранее купленные платье невесты и костюм жениха должны быть идеальными. Чаще всего на свадьбу заказывают лимузин для жениха и невесты, и автобусы для гостей, украшенные в свадебные аксессуары. Сохранились традиции выкупа невесты. Происходит он практически на каждой современной свадьбе, но в отличие от древних традиций, выкуп невесты принял более шуточную форму, представляет собой веселые конкурсы и игры.
Часто сумма выкупа обходится небольшой, когда как раньше сумма могла быть больше приданого невесты и всех подарков. Роли подневестниц и подженишника сохранились в сегодняшних свидетелях невесты и жениха. Но при регистрации брака их присутствие уже необязательно.
Без благословения молодым не видать счастливой и богатой жизни. Если родителей у одного из молодых нет, значит благословляли их крестные родители или самые уважаемые представители рода. Первое благословение молодые получают на утро в день свадьбы от родителей невесты. Раньше это делалось задолго до торжества. Сегодня же перед посещением ЗАГСа или церкви родители благословляют своих детей на счастливый брак. Сам ритуал благословения проводится так, как посчитают нужным молодые и их родители.
Можно расстелить рушник, на который жених и невеста встают на колени, взять икону и сказать напутственные слова. Или же родители могут просто пожелать молодым счастья и дать несколько важных советов. Благословение показывает, что родители невесты полностью одобряют выбор дочери. Они принимают мужчину в семью. Второе благословение получают уже от родителей жениха. Это происходит чуть позже, по традиции, на пороге дома жениха, куда он приводит молодую жену. Сегодня благословлять молодых можно перед входом в ресторан, после бракосочетания в ЗАГСе, на поляне при выездной регистрации и т. Жених и невеста по своему желанию могут включить процедуру благословения в само торжество. На банкете ведущий даст родителям слово.
Они пожелают любви и долгих счастливых лет, скажут напутственное слово. Чтобы сделать эту церемонию более трогательной и милой, можно подготовить видео с детскими фото. Традиция кричать «Горько! Существует несколько версий происхождений этого обычая. По одной из них, это слово отображает горечь расставания молодой дочери со своими родителями. Поцелуй мужа должен был скрасить эту горечь. По другой версии «Горько! Также это слово может быть напрямую связано с горькой настойкой, которую часто подавали на свадебном торжестве. Современным невестам не всегда нравится этот немного устаревший обычай.
Как только начинается дружный перезвон, молодые понимают, что пришло время для поцелуя. Для жениха и невесты может стать дискомфортным момент прилюдного поцелуя. Поэтому они могут использовать забавные таблички или маски, которыми прикрывают нижнюю часть для во врем поцелуя. Обязательна ли фата на свадьбе? Фата — это не только красивые свадебный атрибут, который делает образ невесты еще более воздушным, нежным и неземным. Корнями фата уходит в далекое прошлое. Раньше ее необходимо было носить, чтобы защитить юную невесту от дурного глаза. В Древнем Риме невесту полностью закутывали в фату, оставляя лишь лицо. Этот обычай защищал девушку от злых духов.
На Руси вместо легкой фаты использовали тяжелые ткани с вышивкой. Это символическое покрывало снималось только в доме жениха.
Свадебные традиции и обычаи
Венок отдавался на сохранение, на память о девичестве. После того подносили свахе мису с осыпалом; она осыпала невесту и жениха и опахивала сорока соболями, которые держал, как выше сказано, один из свадебных чинов, называемый держальником. У посадских людей во время расчесывания был такой обычай: когда жених и невеста сидели, отделенные друг от друга покровом, им приказывали приложить щеки к покрову. Перед ним держали зеркальце, и жених мог увидеть в зеркало лицо будущей своей жены и дружелюбно ей улыбнуться; в то же время один из гостей подходил к ним в вывороченной шубе вверх шерстью и желал невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. Во все продолжение обряда окручивания невесты сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни; а дружка, взяв нож, подходил к отцу и матери невесты и говорил: — Благословите резать перепечи и сыр? Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ее руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме. В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их гостями все, что было на осыпале, — серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк налету хватал, что успевал схватить.
Между тем подавали другое яство, за нею подавали третье; как только оно появлялось на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения — везти молодых к венцу. Церемония до ухода в церковь в брачном доме. Миниатюра «Благослови Бог! Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями. Подле них становился священник.
Новобрачные кланялись и принимали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу. Наконец, отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж! В продолжение этого обряда каравайщики и свечники выходили. За ними выступали свадебные гости. Устилался путь кусками материй, и новобрачные шли по этим кускам к дверям.
Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. Тысяцкий устраивал порядок шествия. Между тем те, которые держали сорок соболей, взятых с места, где сидели новобрачные, клали их на то же место, а скатерть, на которой резали перепечи и сыр, складывали и отдавали ключнику. Венчание На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг или каптанов. Когда свадьба происходила у бояр, близких особ царя, то им на этот торжественный день давались царские лошади и экипажи. Сани невесты убирались до того нарядно, как только допускал это достаток; описывают, что она поволакивалась атласом, а на седалище клалась бархатная подушка; богатый ковер спускался со спинки; под дугой привешивались лисьи и волчьи хвосты.
К таким саням подводилась невеста, в санях сидело другое лицо: его следовало свести, точно так, как сводится сидевший подле невесты, вместо жениха. Невеста садилась вместе с двумя свахами. Над нею держали соболей. Этот обряд соблюдался также и относительно жениха. У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамак и ехал к венчанию. Если же, по причине непогоды, нельзя было ехать верхом, то жених садился с тысяцким в сани или в коляску, а тот, кто прежде сидел в экипаже, шел пешком.
Жених должен был ехать с своим поездом вперед и прибыть ранее невесты. В самых простых свадьбах новобрачные ездили, а не ходили пешком. В простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни и забавники отпускали шутки. Это не одобрялось Церковью, и духовные особы свадебные песни называли нелепым криком и козлогласованием. Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своим двумя помощниками стерег коня и сани, чтоб кто-нибудь не перешел дороги между верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили. Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое место пред аналоем также устилалось, и сверх того, на нем клали соболей.
Когда свадьба была вечером, то жених и невеста тотчас после прихода в церковь становились на свои места; но иногда свадьбы были после обедни: тогда жених и невеста становились у церковных столбов и слушали литургию и по окончании… становились к аналою. К свету Божьему» После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение; в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал жену учить палкою, как подобает главе. Потом брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им поцеловаться. Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты. Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж принимал, отпивал и давал жене; та отведывала и опять подавала мужу. Таким образом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарки и топтал ее разом с женою, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между ними раздор и нелюбовь».
Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собою первенство пред другим. Но как ни старались в этом жены, им никогда этого первенства не удавалось [1]. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а между тем тысяцкий уже посылал дружку вперед к отцам жениха невесты и к оставшимся в доме свадебным чинам известить, что молодые обвенчались в добром здоровье. Каравай В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его вероятно, чрез того же дружку посылал отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба — хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, показывая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Если венчание было вечером, из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа; у простого народа сопровождался он песнями, криками и плясками.
Когда поезд прибывал в дом мужа, навстречу выходили отец и мать жениха, с образом и с хлебом-солью благословляли новобрачных. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечере жену проводили в дом мужа, и там происходило брачное торжество. Приезд молодого от родителей в дом тестя на свадебный пир При входе в дом потешники, по распоряжению ясельничьего, играли в сурьмы и бубны чинно, благолепно, доброгласно. Тогда новобрачные садились за стол: все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать по обычаю , выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни. Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья. Когда гостям подавали третью перемену — лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту жареную курицу и обвертывал скатертью, второю из трех скатертей, положенных на постели перед новобрачными до венчания.
При этом он обращался к отцу и матери и говорил: — Благословите вести молодых опочивать! Те отвечали «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, а мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник, за ним шли свечники, каравайники и ставили свечи в кадь со пшеницею, стоявшую в изголовье брачного ложа молодых. Тысяцкий, дружка и свахи вставали, жених и невеста подходили к дверям; и отец брал за руку невесту и говорил жениху: — Сын наш! Божьим повелением а если свадьба устраивалась по повелению царя, то прибавлялось и «царским желанием» и благословением нашим и матери твоей повелел тебе Бог сочетатися законным браком и понять взять такую-то. Приемли ее и держи, как повелел Бог и как Он чадолюбивый устроил в законе нашей истинной веры и святые апостолы и отцы предаша.
Брачная комната Сын брал жену за руку, выходил с нею из дверей и шел из сенника; тут встречала их мать или сваха в вывороченной шубе мехом кверху, посыпала их хмелем или льняным семенем. Таким образом новобрачные входили в сенник. Гости уходили в покой, откуда вышли, и продолжали допировывать, и дружка и сваха вступали с новобрачными в сенник и раздевали — дружка жениха, а сваха невесту, и потом сами уходили, чтобы присоединиться к прочим гостям и продолжать пирушку. Когда молодые были на сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил или ездил ясельничий с обнаженным мечом для предохранения от всякого чародейства и лиходейства. По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если чрез дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье; дружка за то получал подарки, и все свадебные гости отправлялись в сенник кормить новобрачных.
Почему важны традиции и обычаи Соблюдение свадебных традиций и обычаев повелось еще давно, многие из них придумывались и широко использовались при проведении любого свадебного торжества.
А в основе большинства традиций и обычаев лежит ценный опыт семейной жизни. Придерживаться традиций следует из уважения к старшему поколению, их советы и напутствия как никогда нужны молодой паре, вступающей в брак. Традиции России на свадьбе отличаются от многих других традиций. В основе этих традиций лежит российская культура, которая за годы своего существования накопила бесценный опыт. На традициях и обычаях строятся многие конкурсы и другие неотъемлемые элементы свадебного торжества.
Окручивание невесты Сваха снимала с невесты покрывало, потом венок; другая женщина подносила мису с кикой и гребнем. Сваха омочала гребень и чарку с медом и расчесывала невесту, потом свивала или скручивала ей волосы и надевала волосник, кику и подзатыльник и наконец закрывала иногда тем же покровом, который разделял ее от жениха. Венок отдавался на сохранение, на память о девичестве. После того подносили свахе мису с осыпалом; она осыпала невесту и жениха и опахивала сорока соболями, которые держал, как выше сказано, один из свадебных чинов, называемый держальником. У посадских людей во время расчесывания был такой обычай: когда жених и невеста сидели, отделенные друг от друга покровом, им приказывали приложить щеки к покрову. Перед ним держали зеркальце, и жених мог увидеть в зеркало лицо будущей своей жены и дружелюбно ей улыбнуться; в то же время один из гостей подходил к ним в вывороченной шубе вверх шерстью и желал невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. Во все продолжение обряда окручивания невесты сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни; а дружка, взяв нож, подходил к отцу и матери невесты и говорил: — Благословите резать перепечи и сыр? Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ее руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме. В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их гостями все, что было на осыпале, — серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк налету хватал, что успевал схватить. Между тем подавали другое яство, за нею подавали третье; как только оно появлялось на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения — везти молодых к венцу. Церемония до ухода в церковь в брачном доме. Миниатюра «Благослови Бог! Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями. Подле них становился священник. Новобрачные кланялись и принимали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу. Наконец, отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж! В продолжение этого обряда каравайщики и свечники выходили. За ними выступали свадебные гости. Устилался путь кусками материй, и новобрачные шли по этим кускам к дверям. Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. Тысяцкий устраивал порядок шествия. Между тем те, которые держали сорок соболей, взятых с места, где сидели новобрачные, клали их на то же место, а скатерть, на которой резали перепечи и сыр, складывали и отдавали ключнику. Венчание На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг или каптанов. Когда свадьба происходила у бояр, близких особ царя, то им на этот торжественный день давались царские лошади и экипажи. Сани невесты убирались до того нарядно, как только допускал это достаток; описывают, что она поволакивалась атласом, а на седалище клалась бархатная подушка; богатый ковер спускался со спинки; под дугой привешивались лисьи и волчьи хвосты. К таким саням подводилась невеста, в санях сидело другое лицо: его следовало свести, точно так, как сводится сидевший подле невесты, вместо жениха. Невеста садилась вместе с двумя свахами. Над нею держали соболей. Этот обряд соблюдался также и относительно жениха. У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамак и ехал к венчанию. Если же, по причине непогоды, нельзя было ехать верхом, то жених садился с тысяцким в сани или в коляску, а тот, кто прежде сидел в экипаже, шел пешком. Жених должен был ехать с своим поездом вперед и прибыть ранее невесты. В самых простых свадьбах новобрачные ездили, а не ходили пешком. В простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни и забавники отпускали шутки. Это не одобрялось Церковью, и духовные особы свадебные песни называли нелепым криком и козлогласованием. Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своим двумя помощниками стерег коня и сани, чтоб кто-нибудь не перешел дороги между верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили. Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое место пред аналоем также устилалось, и сверх того, на нем клали соболей. Когда свадьба была вечером, то жених и невеста тотчас после прихода в церковь становились на свои места; но иногда свадьбы были после обедни: тогда жених и невеста становились у церковных столбов и слушали литургию и по окончании… становились к аналою. К свету Божьему» После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение; в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал жену учить палкою, как подобает главе. Потом брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им поцеловаться. Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты. Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж принимал, отпивал и давал жене; та отведывала и опять подавала мужу. Таким образом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарки и топтал ее разом с женою, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между ними раздор и нелюбовь». Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собою первенство пред другим. Но как ни старались в этом жены, им никогда этого первенства не удавалось [1]. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а между тем тысяцкий уже посылал дружку вперед к отцам жениха невесты и к оставшимся в доме свадебным чинам известить, что молодые обвенчались в добром здоровье. Каравай В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его вероятно, чрез того же дружку посылал отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба — хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, показывая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Если венчание было вечером, из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа; у простого народа сопровождался он песнями, криками и плясками. Когда поезд прибывал в дом мужа, навстречу выходили отец и мать жениха, с образом и с хлебом-солью благословляли новобрачных. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечере жену проводили в дом мужа, и там происходило брачное торжество. Приезд молодого от родителей в дом тестя на свадебный пир При входе в дом потешники, по распоряжению ясельничьего, играли в сурьмы и бубны чинно, благолепно, доброгласно. Тогда новобрачные садились за стол: все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать по обычаю , выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни. Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья. Когда гостям подавали третью перемену — лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту жареную курицу и обвертывал скатертью, второю из трех скатертей, положенных на постели перед новобрачными до венчания. При этом он обращался к отцу и матери и говорил: — Благословите вести молодых опочивать! Те отвечали «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, а мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник, за ним шли свечники, каравайники и ставили свечи в кадь со пшеницею, стоявшую в изголовье брачного ложа молодых. Тысяцкий, дружка и свахи вставали, жених и невеста подходили к дверям; и отец брал за руку невесту и говорил жениху: — Сын наш! Божьим повелением а если свадьба устраивалась по повелению царя, то прибавлялось и «царским желанием» и благословением нашим и матери твоей повелел тебе Бог сочетатися законным браком и понять взять такую-то. Приемли ее и держи, как повелел Бог и как Он чадолюбивый устроил в законе нашей истинной веры и святые апостолы и отцы предаша. Брачная комната Сын брал жену за руку, выходил с нею из дверей и шел из сенника; тут встречала их мать или сваха в вывороченной шубе мехом кверху, посыпала их хмелем или льняным семенем. Таким образом новобрачные входили в сенник. Гости уходили в покой, откуда вышли, и продолжали допировывать, и дружка и сваха вступали с новобрачными в сенник и раздевали — дружка жениха, а сваха невесту, и потом сами уходили, чтобы присоединиться к прочим гостям и продолжать пирушку.
Если же в семействе росли одни дочери, то самой богатой наследницей была старшая из них. Как только все организационные вопросы были решены, девушка и молодой человек приобретали новый статус жениха и невесты. Смотрины Поскольку судьбу своих детей решали родители, жених и невеста часто не были знакомы к моменту сватанья, поэтому после того, как окончательное решение было принято, устраивали смотрины. Даже если молодые уже знали друг друга раньше, это была первая их встреча в новом качестве. Как правило, молодая должна была накрыть на стол и постоянно прислуживать гостям. А родственники парня хвалили то, какой он работящий и хозяйственный. Вытие Это женский обряд, во время которого девушка голосила и причитала по поводу прощания с девичьей беззаботной жизнью. Она благодарила мать и отца за то, что у неё было хорошее детство, что её правильно воспитали, поили-кормили. Теперь впереди ждут заботы и проблемы, чужой дом. Эта эмоциональная окраска больше была выражена на Севере России, где свадьба считалась почти таким же трагическим событием для семьи невесты, как и похороны. Ведь их дочь прекращала существование в своём роду и уходила к чужим людям. На Юге настолько трагической окраски у этого мероприятия не было. Девичник Мальчишники проводились редко, это не было обязательной традицией, в отличие от девичников. И если сейчас это весёлые развлечения, то эмоциональный градус этих мероприятий несколько столетий назад был совсем иным. Девушка символически прощалась со всеми своими незамужними подругами перед тем, как стать замужней. Если она мало плакала, приглашали специальную плакальщицу, которая своими причитаниями могла разжалобить всех. Стенать нужно было даже в том случае, если сама засватанная была довольна тем, кто жених. Её косы расплетали под ритуальные протяжные песни, а после того вели в натопленную баню, где хорошо парили с веником. Считалось, что такой обряд поможет снять сглаз или порчу, чтобы в ближайшем времени у пары появился здоровый ребёнок. После этой процедуры новобрачная была чиста как в прямом, так и в переносном смысле. Выкуп Выкуп был нормальной практикой. Он действительно имел смысл, так как отдавая свою дочь в другую семью, родители лишались помощницы. Проводили выкуп за сутки до венчания. Вручали обычно не деньги: это могли быть домашние животные, одежда, ткани, зерно, посуда, мебель. Венчание Традиции свадьбы в России с приходом христианства включали в себя венчание. Но длительный период в церкви венчались только высшие слои общества. Простолюдины громко праздновали без венчания, и новость о новобрачных становилась известна по всей округе. Сам факт празднования считался подтверждением законности брака. Праздник Отпраздновать свадьбу могла не каждая семья, так как это требовало больших затрат: нужно было организовать большой пир. Для безбедной совместной жизни по пути из церкви новобрачных обсыпали пшеницей, а дорогу перед ними заметали, чтобы отмести все проблемы и сложности. Пир обычно начинался в доме девушки, и празднества шли 2-3 суток. К концу этого времени новобрачные переезжали к жениху, где в связи с этим тоже организовывали пышное застолье.
Народные свадебные обряды и приметы - Русская-народная свадьба
Эти свадебные традиции, пожалуй, стоит исключить из списка, планируя торжество: некоторые из них просто устарели, другие могут испортить праздник. Свадебная традиция России, похищать друзьями жениха туфельку невесты на второй день ради шуточного откупа, проходила в древности иначе. Приметы и обычаи свадьбы. За свадебным столом молодожены должны были переплести ноги или поставить нога на ногу, чтобы между ними не пробежала черная кошка.