постные дни, кроме сплошных седмиц (пища с растительным маслом и рыбой.).
постные дни среда и пятница что можно кушать а что нельзя
В среды и пятницы, приходящиеся не на пост, вкушение рыбы разрешено. пятница постный день. Среда стала постной в связи с памятью о том, что Иуда предал Христа накануне еврейской Пасхи. Православный пост в среду и пятницу приурочен к самым трагическим дням христианской истории. Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Среда и пятница считаются постными днями для православных по традиции и установлениям Церкви.
Посты в среду и пятницу
Среда и пятница являются днями воспоминания о страданиях и крестной смерти Спасителя. Пост среда пятница воздержание духовная жизнь молитва Тихон Задонский Иоанн Кронштадтский Златоуст Василий Великий. Среда и пятница – дни строгого поста. В эти дни недели в период зимнего мясоеда (между Рождественским и Великим постами) и весеннего (между Великим и Петровым постами) запрещено употреблять в пищу мясо и молочную продукцию.
Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Смотрите онлайн видео «Почему среда и пятница постные дни.» на канале «Мастерство и Индивидуальность» в хорошем качестве, опубликованное 27 сентября 2023 г. 5:24 длительностью PT4M37S на видеохостинге RUTUBE. Существует практика, когда христианам разрешается есть рыбу во все дни, кроме первой, Крестопоклонной и Страстной седмицы, а также среды и пятницы. В дальнейшем был принят устав Церкви о посте, где постные дни недели среда и пятница приравниваются к Великому посту. В какие дни можно не соблюдать пост в среду и пятницу. в память распятия Иисуса Христа в Страстную пятницу.[2] Таким образом.
Почему был установлен пост в среду и пятницу?
Почему установлены для поста именно эти два дня в неделю — среда и пятница? Пост среды и пятницы. Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Скажите, пожалуйста, а почему понедельник, среда и пятница являются днями более строгого поста, а в течение всего года только среда и пятница постные?
Что можно есть в среду и пятницу?
Митрополит Иларион: Среда и пятница — это дни в церковном календаре, которые посвящены воспоминанию страданий Спасителя. Именно поэтому они являются постными. Четыре длинных поста установлены в преддверии великих праздников: 40-дневный Рождественский пост — в преддверии Рождества; Великий пост Великая Четыредесятница , которая по факту длится 49 дней, включая Страстную седмицу, — в преддверии Пасхи; Петров пост — в преддверии праздника святых апостолов Петра и Павла; Успенский пост — в преддверии Успения Пресвятой Богородицы. Все эти посты установлены Церковью для нашей физической и духовной пользы. Но на практике далеко не все христиане исполняют все посты.
К многодневным постам также относятся Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост. Согласно Уставу Православной церкви, существует пост для монахов. Им полностью запрещено есть мясо на протяжении всей их жизни. Подобно Великому Посту и другим многодневным постам, среда и пятница также являются постными днями на протяжении всего года, за исключением «Сплошной седмицы» и если на эти дни выпадают праздники Рождества Христова и Крещения Господня. Тогда разрешается есть мясную скоромную пищу всю неделю. Сплошных седмиц всего пять — это: Святки — период от Рождества Христова до Крещения Господня 7—17 января включительно. Мытаря и фарисея — за 2 седмицы до Великого Поста. Сырная седмица — седмица перед Великим Постом но без мяса. Светлая седмица — седмица после Пасхи. Троицкая — седмица после Дня Святой Троицы. В честь праздника Благовещения в гастрономических правилах Великого поста тоже делается послабление — можно вкушать рыбу. Мясо, яйца, молоко при этом по-прежнему исключаются из трапезы. Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» Но из этого правила есть исключения: если Благовещение выпадает на Страстную неделю седмицу. Страстная седмица или Великая седмица — в исторических христианских церквях предшествующая Пасхе неделя, во время которой вспоминается Тайная вечеря Великий четверг , предание на Суд, распятие Великая пятница и погребение Иисуса Христа Великая суббота. Традиция поститься в среду и пятницу известна еще с давних времён. Уже в раннехристианских произведениях I века, говорится о посте в среду и пятницу всего года, как в дни, связанные с крестными страданиями Спасителя. Особо строгим постом считается Великая Пятница, так как в этот день Иисус Христос претерпел крестные муки. О том как правильно поститься в постные дни и кому разрешены послабления, можно спросить у священника в постоянной рубрике клуба «Русской Иконописной Школы» Не менее значимой в этом смысле является и среда.
Если на эти же дни выпадают двунадесятые Богородичные праздники Рождество Богородицы, Успение, Сретение или великие свв. Петра и Павла, Рождества Иоанна Предтечи, Покрова, бденных святых, то поставляется две трапезы в день и разрешается вкушение рыбы. Пост на молочную и мясную пищу сохраняется. Если на постные дни выпадает средний праздник полиелейные и со славословием , то совершается две трапезы, причем на первую положено сухоядение, а вечером — вареная пища с елеем. Дорогие друзья, обращаем ваше внимание что, данная запись - ориентир для мирян, каждый же соблюдает пост в силу своих духовных и физических сил.
Есть и многодневные посты, среди которых самый долгий и строгий - Великий пост, и однодневные. Все посты призваны для того, чтобы при телесных ограничениях более ясно человек мог увидеть, что происходит с его душой. Часто такие периоды сравнивают с мутной водой. Пост - это как оставить мутную воду в покое, чтобы она очистилась, а осадок упал на дно. Так и наша душа - она "загрязняется" всей той мутью, которой полно в жизни каждого человека. Мы часто "заедаем" наши грехи и плохие поступки, у нас нет времени на осмысление своей жизни. Даже каждого дня. Во время поста мы ограничиваем себя не только в питании, но и в плохих поступках, в неправильных мыслях. Мы должны больше молиться, анализировать свое поведение.
Что можно есть в среду и пятницу?
Можно употреблять крупы, такие как гречка, рис, овес, ячмень, а также бобовые, включая фасоль, чечевицу, горох и нут. Орехи и семечки Орехи и семечки предоставляют организму необходимые жирные кислоты, витамины и минералы. Включите в рацион миндаль, грецкий орех, фисташки, кедровые орехи, а также семена льна, подсолнечника и тыквы. Не забывайте, что в церковный пост также рекомендуется отказаться от алкоголя, кофе и крепкого чая. Следуя этим рекомендациям, вы сможете сделать свой рацион на постные дни разнообразным и питательным. Почему в среду и пятницу церковный пост Нужно соблюдать пост Среда и пятница имеют особое значение как постные дни в Православии. В эти дни постящиеся люди отказываются от скоромной пищи, чтобы вспомнить предательство Иуды Христа и распятие Иисуса Христа, показывая траур по трагичным событиям Его земной жизни. Однако эти дни также спасительны для душ, постоянно демонстрируя дьяволу крепость веры и непоколебимое духовное благополучие. Пост укрепляет духовность верующих людей, очищает их и способствует развитию души, аналогично регулярным тренировкам для спортсменов.
Святитель Петр Александрийский принял св. В среду, по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас». Обратим внимание на слова по Преданию , т.
Поэтому пост в среду не только напоминает об этом страшном падении, но и обличает и нас: своими грехами мы вновь предаем Спасителя мира, Который пострадал за нас. Среда и пятница были постными днями уже в первенствующей Церкви. Если же мирянин, да будет отлучен». Святитель Петр Александрийский принял св.
Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» 1Тим. Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» — возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов — мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» Мф.
Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни. Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк. Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресный день, поэтому естественным образом меняется и его внутренняя структура. В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась. Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Вероятно, чтобы еще более обособиться от «лицемеров», христиане не просто передвинули оба поста на один день вперед, но первый из них был смещен на два дня.
Богословие традиции Любая традиция рано или поздно требует богословского истолкования, особенно если ее истоки с течением лет предаются забвению. В «Дидахи» пост среды и пятницы обосновывается исключительно в рамках противопоставления «нашего» и «их» поста. Однако это толкование, актуальное и понятное для живших в иудейском окружении христиан I в. Мы не знаем, когда начался этот процесс рефлексии, но первые свидетельства о его завершении мы имеем в начале III в. Этот памятник возник в той же самой географической области, что и «Дидахи», но через столетие богословская перспектива меняется: христиане, живущие рядом с иудеями, еженедельно постятся «за них» очевидно, соединяя с постом молитву об их обращении ко Христу. В качестве мотива поста называются два прегрешения: предательство и распятие Христа. Там, где подобный контакт был не настолько тесным, постепенно выкристаллизовываются только темы предательства Христа Иудой и Крестной Смерти. Традиционное истолкование, которое сегодня можно найти в любом учебнике Закона Божьего, мы встречаем в «Апостольских Постановлениях» IV в. Такая терминология понятна в рамках всего богословия этого североафриканского автора, который неоднократно описывает христианство в военных терминах, называя верующих «воинством Христовым» militia Christi. Он говорит о том, что этот пост был исключительно добровольным делом, продолжался до 9 часа дня до 15 часов по нашему времяисчислению , и в эти дни происходили особые богослужения.
Выбор 9 часа глубоко оправдан с богословской точки зрения — это время смерти Спасителя на Кресте Мф. Но если сейчас наши посты носят качественный характер, т. Действительно, в такой перспективе постящиеся христиане уподоблялись солдатам, находящимся на боевом посту, которые также ничего не вкушали, посвящая все свои силы и внимание несению своей службы. Тертуллиан использует ветхозаветные военные сюжеты 1Цар.
Дни поста в православии
Именно в этот день недели произошла смерть Господа Иисуса. В пятницу Христа распяли. По учению Церкви именно в этот день Спаситель мира умер за грехи всего человечества. Благочестивый христианин должен помнить о той цене, которой ему досталось спасение. Поэтому пятница для православного - это время особого телесного и душевного воздержания.
Их пять: Святки — с Рождества до Крещения, неделя мытаря и фарисея за две недели до Великого Поста , последняя неделя перед Великим постом Масленица , Светлая седмица неделя после Пасхи и Троицкая неделя перед Петровым постом. В среду мы постимся, вспоминая предательство Христа Иудой, а в пятницу — страдания и крестную смерть Господа. Часто спрашивают, как правильно поститься в эти однодневные посты: можно ли есть рыбу, растительное масло, когда начинать и заканчивать пост — одновременно с календарными сутками в полночь или с вечера, со времени вечерней службы. Современная практика такова: если это не период одного из четырех длительных постов, то можно есть рыбу и растительную пищу с маслом.
Допустим, из обыкновенного картофеля легко сделать отменные котлеты, а также салат или запеканку.
Из отварных овощей — винегрет. В последнее время стало модно делать супы-пюре. Они очень питательные, быстро и тщательно усваиваются. Такой способ приготовления понравится маленьким детям, людям преклонного возраста. Употребление данного продукта не вызывает затруднений. Рецепт очень прост, потому что все выбранные ингредиенты сначала нужно отварить, а затем измельчить блендером. Далее полученную смесь добавляют в бульон. В зависимости от составляющих калорийность и питательность блюда могут варьироваться. В некоторых странах именно этот способ приготовления является самым распространенным.
Приведем рецепт такого супчика. Суп-пюре с картофелем и белым хлебом Чтобы блюдо получилось богатым витаминами и минералами, возьмем петрушку, сельдерей и морковку, головку репчатого лука. Промоем их под проточной водой, очистим, порежем на небольшие кусочки, чтобы процесс приготовления занимал меньше времени.
Послабление же в эти дни даются только по благословению духовника или приходского священника.
О духовной пользе поста в среду и пятницу, и вознаграждении Господа за труд церковной истории известны многочисленные случаи. Например, был случай с архимандритом Кириллом Павловым , когда его спросили о том, как ему удалось пройти всю войну и остаться невредимым, старец ответил, что его хранила молитва матери, которая всю войну держала строгий пост в среду и пятницу. Подобный случай рассказала женщина, прихожанка одного из московских храмов про свою бабушку, которая своими молитвами и строгим еженедельным постом вымолила у Господа жизнь всем своим четверым детям, ушедшим на фронт. Все четверо вернулись живыми.
В благодарность ко Христу бабушка прихожанки до конца своих дней строго соблюдала постные дни. Анализируя такие истории, невольно приходишь к мысли, насколько же благ и милостив Господь! Что даже за нашу готовность неукоснительно соблюдать христианские правила, Он воздает нам такими дарами, что порою, даже диву даешься! Конечно, держать пост, работая в неверующей среде, очень трудно.
Еще труднее, когда домочадцы не одобряют этот духовный порыв.
Страстная неделя в 2024 году: когда начнется, что можно есть
У верующих началась пятая неделя Великого поста: как правильно питаться, что не следует делать | Среда и пятница у верующих людей постные дни. Почему именно в эти дни постятся и как соблюдать пост рассказывает батюшка. |
Первая неделя Великого поста | исчерпывающая информация. |
Как поститься в Страстную неделю. Меню на каждый день | В среду и пятницу на третьей неделе Великого поста верующие должны посетить храм, где в эти дни служится Литургия преждеосвященных Даров. |
Зачем поститься в среду и пятницу? | Отменяя в неделю мытаря и фарисея в среду и пятницу уставной пост, святая Церковь желает нас предостеречь от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни. |
Почему в Церкви четыре поста? | Среда и пятница — дни «сухоядения». |
Среда и пятница – дни поста в православии: зачем они и что можно есть — исчерпывающая информация
Помоги Вам Бог! Меня интересует такой вопрос: Можно ли молиться за здоровье и благополучие не крещеных детей и внуков? Наталья Здравствуйте, Наталья. Конечно, можно, и нужно молиться, и дома, и в храме. Только в храме поминайте их сами во время чтения часов тогда совершается перед литургией проскомидия , в записках можно писать только крещеных. Благослови Вас Бог. Екатерина Да, Екатерина, можно. Помоги Бог. Спасибо большое иерею Сергию Осипову за ответ на мой вопрос по поводу"... Но дело в том,что когда моя жена идет в церковь,в храм и пишет записки с именами,то мое имя вычеркивают бабушки,принимающие эти записки,мотивируя тем,что моего имени нет в списках православных меня зовут Эдуард и такое уже было ни в одной церкви и ни в одном храме. Поверьте,я Вам не жалуюсь,просто хочу знать,как быть в таких ситуациях?
Можно ли снять на телефон Ваш ответ и показывать его в церквях и храмах,если опять мое имя будут вычеркивать? Или поменять имя своего небесного покровителя? Извините меня,если назойлив и безграмотен в церковных делах. Заранее,спасибо большое. Эдуард Здравствуйте, Эдуард. Этот вопрос решится благословением священника того храма, где свечницы так ревностно проверяют записки. Жена может подойти к нему, но лучше, конечно, Вам самим отстаивать своего святого: Храни Вас Бог. Моему ребенку 1. Крестили Любовью. Так звали мать ее отца.
Имя на Виталию. Святых покровителей с таким именем среди святых женщин нет как я поняла из инернета. Что мне даже кажется знаковым: пусть в крещении она будет любовью, я любила ее отца хоть и жили мы в блуде, он уходил из семьи первой и даже развелся. Назови я ее сразу виталией ее бы все равно крестили иным именем, правильно я понимаю, раз святых женского рода с таким именем нет? Меняю ее имя и фамилию потому что трудно выносить напомтнание имени и памяти этого человека постоянно. Я многи погрешу если осуществлю такую смену или я имею право слегка облегчить свое горе своей утраты опоры и надежды на семейное счастье таким шагом? Ведь это все что я могу. Оговорю сразу что в милосердие божье я не верю и ждать облегчения молитвами и взращиванием в себе веры не могу, слишком тяжело одной остаться. Если Вы решите менять "мирское" имя ребенку, подумайте, не будет ли ей сложно жить с несколько неожиданным, непривычным для девочки именем Виталия. Батюшка, у меня три крестника - Александр родился 5 января , Сергий 12 января и Павел 29 июля.
Каких святых считать их небесными покровителями и когда правильно поздравлять с днём Ангела? Татьяна Дорогая Татьяна, чтобы не гадать и не ошибиться, лучше спросить родителей, какой святой записан в свидетельстве о крещении. По имени святого можно будет определить день ангела, обратившись, например, к сайту days. Поздравлять можно любыми словами, какие на сердце лягут, а в день Ангела хорошо сводить если крестники малыши еще, конечно в храм ко причастию. У меня маленький ребенок, ее отец мой сожитель в течение двух лет, оставил меня летом этого года. Отец не против со слов забрать ее. Я сама чувствую что в его семье откуда он уходил ко мне и разводился дочери будет спокойней во всех смыслах. Что грешней- отдать ее ему сама я готова уйти в монастырь, меня здесь ничто коме долга перед ребенком не деожит, мне уже 40, в городе у нас несколько монастырей, уже писала настоятельницам, искать смирения и веры или держать из принципа при себе принцип т. Врач поможет Вам ее вылечить. Тогда и выбирать из неприемлемых вариантов не придется.
Если я книги матушки Фотинии отнесла в храм, а там пускай что хотят с ними, то и делают, правильно ли я сделала? У нас бывает такое, что люди приносят иконы и книги в храм, а другие их берут. Екатерина Здравствуйте, Екатерина. Когда что-то полезное, но уже не нужное, приносят в храм, чтобы другие, кто желает или нуждается, воспользовались этой вещью, то это хорошо. А вот сектантскую литературу надо сразу уничтожать, чтобы никто не подхватил заразу. Представьте себе, что оставленную Вами книжонку кто-нибудь возьмет и будет читать с доверием, ведь он же ее в храме взял, а значит, она дозволительна для чтения. Человек этот, если окажется несведущим в православном вероучении, повредится, а грех будет на Вас. Исправьте сделанное, если еще не поздно, и обязательно исповедуйтесь. Помогите разобраться в таком вопросе. Я верю, что Бог не подвержен изменению.
Также и верю, что Иисус Христос, наш Спаситель, возшел на небеса вместе с человеческой природой так как в Иисусе Христе обе природы соединились нераздельно и навсегда , и тем самым человеческая природа через Иисуса Христа вошла в состав Святой Троицы. Моему непросвещенному уму кажется, что в Боге все-таки произошла перемена в тот момент, когда Иисус вознесся на небеса. Помогите мне найти ошибку в таких рассуждениях. Спаси Господи! Павел Здравствуйте, Павел. Образ соединения естеств, Божественного и человеческого, во Христе, Халкидонский орос, определяет четырьмя отрицаниями апофатически : неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. Вы обратили внимание только на последние два, "нераздельно и неразлучно". Теперь обратите внимание на то, что это третье и четвертое определение, а первое и второе указывают на "неслитность и неизменность" природ во Христе. Ни человеческая природа ничего не приобрела, несвойственного ей, ни Божественная природа не претерпела изменений. Человечество было "воипостазировано" - воспринято Сыном, как вторым Лицом Святой Троицы, а не воспринято в единую природу сущность Божества, Единой и неделимой Святой Троицы.
Иначе бы и Бог, и человек изменились, а этого не произошло. И даже в Ипостаси Сына, Его Личности, не произошло превращения в нечто среднее между Божеством и человечеством. Орос описывает свойства соединения апофатически, потому что ничего катафатического о нем нельзя сказать, не исказив истины. Мы не видим даже собственной тварной природы, видим только кожу, как же нам судить о природе Божества? Поэтому Святой Собор просто отсекает все то, что истину искажает, но саму истину не формулирует, за неимением возможности логического осмысления этого вопроса.
Это же подтверждают и Святые Отцы, например, священномученик Петр Александрийский в 15-м правиле покаяния говорит: "Мы должны поститься в среду и пятницу.
В среду - по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу - потому что в сей день Он пострадал за нас". А святой Серафим Саровский говорил: «Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу». Послабление же в эти дни даются только по благословению духовника или приходского священника. О духовной пользе поста в среду и пятницу, и вознаграждении Господа за труд церковной истории известны многочисленные случаи. Например, был случай с архимандритом Кириллом Павловым , когда его спросили о том, как ему удалось пройти всю войну и остаться невредимым, старец ответил, что его хранила молитва матери, которая всю войну держала строгий пост в среду и пятницу. Подобный случай рассказала женщина, прихожанка одного из московских храмов про свою бабушку, которая своими молитвами и строгим еженедельным постом вымолила у Господа жизнь всем своим четверым детям, ушедшим на фронт.
Все четверо вернулись живыми. В благодарность ко Христу бабушка прихожанки до конца своих дней строго соблюдала постные дни. Анализируя такие истории, невольно приходишь к мысли, насколько же благ и милостив Господь!
Необходимо отметить, что церковный устав обуславливает разную степень воздержания в среды и пятницы года. Так, если эти дни приходятся на многодневные посты, то запрещается употребление в пищу рыбы. В среды и пятницы, приходящиеся не на пост, вкушение рыбы разрешено. Совет полезен?
Последствия ее — духовная смерть. Если вместо смирения появляется самомнение и гордость, вместо жертвенной любви — духовный эгоизм, то диаволу нетрудно овладеть таким человеком и сделать его пособником в своих делах. Люди неверующие или духовно невнимательные даже не знают и не догадываются, как часто они делают то, что желает враг нашего спасения.
Фарисейство — это не звание и не принадлежность к какой-то религиозной общности. Фарисейство — это состояние души. Оно начинается с самомнения и самовозвышения. Как только в человеке ослабевает внимание и строгость к себе, появляются первые ростки опасного растения, плоды которого могут умертвить душу.
Смерть наступает в результате отравления ядом гордости.