По данным опроса, который провел ВЦИОМ, православными считают себя 68% россиян.
Православных стало меньше?
Кроме православного христианства, в России существует также значительное количество других конфессий, в том числе протестантизм, католичество и другие формы христианства. 23 февраля 2019 Мария Степанова ответила: По данным "КоммерсантЪ", большинство людей, придерживающихся православия, живет в центральной части России: Липецкая область, Тамбов, Мордовия, Нижегородск. Русская православная церковь (РПЦ) – самая крупная и влиятельная российская религиозная организация. Согласно исследованию проведенному Российской православной церковью, в 2023 году в России проживают около 75% православных христиан. Отвечаем, даты празднования на 2023 год: 16 апреля – православная, 9 апреля – католическая.
Что хотите найти?
Православие является доминирующей религией в России, с подавляющим большинством населения исповедующим эту веру. рубрика Анонсы в новостях Калуги и Калужской области. Читайте последние новости на сегодня по теме РПЦ. В своих доводах они ссылаются на данные соцопросов, согласно которым к православным себя причисляют "80 процентов" населения России.
Количество православных христиан в России в 2023 году: статистика и тренды
Причём предлагали разные понимания патриотизма, в том числе контрпродуктивные. Опять-таки, в ядре общины понимание патриотизма чаще всего оказывается наиболее адекватным. Патриотизм понимается как любовь к Родине и готовность работать и действовать на благо процветания страны, но при этом люди не считают, что твоя страна всегда и во всех отношениях лучше других, и тому подобное. Но в какой-то момент у меня родилась гипотеза, возникшая просто из моего священнического опыта Исповеди, о котором я пишу в своей работе. Если мы с вами говорим о городских храмах. Священник постоянно чувствует, что он в состоянии непрерывной спешки. У него постоянное ощущение, что с ним кто-то хочет поговорить, а он не успевает: либо ему приходится в это же время говорить с кем-то ещё, либо он должен уже куда-то бежать. Моё личное убеждение, что половина тех проблем, которые связаны с конфликтными ситуациями в храме, о которых я часто читаю в Facebook или в печати, связаны с этим обстоятельством. Скажем, человек рассказывает, как он пришёл в храм, и священник к нему грубо отнёсся.
Я, анализируя эти ситуации, прекрасно понимаю, что едва ли не в половине случаев, если не больше, это произошло потому, что священник, скорее всего, куда-то поторопился. Он поэтому просто не успел понять этого человека, не успел с ним поговорить, не успел его почувствовать. Невнимание из-за постоянной спешки становится частью наработанной привычки. Уже есть привычка торопиться, и она чуть ли не автоматически порождает невнимание и отношение свысока, конечно, совершенно недопустимое для священника. Потому что даже несмотря на то, что это защитная реакция, это не может не отталкивать людей, не может не производить на них тяжёлое впечатление. Типичной является ситуация, когда во время какого-то праздничного богослужения перед священником на исповедь стоит очередь чуть ли не в 100 человек, и он должен за час со всеми поговорить! А среди этих людей могут оказаться как те, которым просто надо подойти под разрешительную молитву, так и те, кто зашли в храм первый раз за месяц, а то и за год. Однако никакого глубокого контакта со священником не может быть в такой ситуации в принципе.
И любой священник, который живёт приходской жизнью и для которого исповедь составляет важную часть его служения, тяжело переживает эту проблему. Я сам служу не так много для священника, немногим больше 20 лет, но даже за это время очень чётко чувствуешь разницу между тем, что было тогда, и тем, что есть сейчас. Разница эта очень проста: то внимание, которое ты мог раньше уделять людям, ты сейчас уделять уже не можешь. Катастрофически не хватает времени. Тех людей, которые тебя хорошо знают и регулярно к тебе приходят, становится так много, что они просто не вмещаются в то время, которое может быть выделено для исповеди. Это очень простое наблюдение и связанные с ним болезненные переживания подвели меня к тому, что дальше я задался простым вопросом: сколько же людей я могу принять? Какая община вообще может быть у священника? Это и была моя изначальная гипотеза, которая затем полностью подтвердилась эмпирически.
В ходе своих исследований я попытался сделать приблизительные подсчёты, какой размер общины может быть у одного священника. И хотя нам не удалось довести дело до полномасштабного исследования, мы получили простой вывод на основании бесед со священниками и анализа литературы, что максимальный размер общины, окормляемой одним священником, совсем небольшой: всего около 200, максимально 500 человек. Зато тех, кто с ним общался постоянно, было весьма ограниченное количество людей. Поэтому классический пример священника-харизмата, духоносного старца, нетипичен и нехарактерен для священника, у которого есть своя община, живущая регулярной церковной жизнью, свои постоянные прихожане, которых он всех знает, которые с ним регулярно общаются и регулярно у него исповедуются по многу лет. Также нам удалось установить следующие интересные данные. В одном из всероссийских опросов мы задали вопрос «Знаете ли вы священника, к которому сможете обратиться в кризисной ситуации? То есть вокруг священника есть близкая ему община в количестве примерно 200—500 человек, а может быть и такой вот круг или сеть связей, в среднем примерно до полутора тысяч. И это на самом деле некий предел.
Любой человек — он ограничен и больше ему отпущенного не вмещает. К тому же мы знаем, что священники бывают разные. Есть те, которые занимаются преимущественно духовничеством. Есть сельские священники, которые служат в деревнях и сёлах, где у них на всенощной стоит по 3—5 человек, и они не знают, что делать, и т. Но на этом наше исследование не было закончено. Дальше мы попытались проанализировать процесс Исповеди. В одно из воскресений, когда не было какого-то большого церковного праздника, мы сразу в 50-ти московских храмах просто посчитали, сколько длилась Исповедь и сколько человек успели поисповедаться. При этом мы получили достаточно небольшой разброс среднего времени Исповеди.
Несмотря на то, что люди могут исповедоваться по-разному и разное время, в основном оно составило диапазон примерно от 3—5 и до 15—20 минут. Хотя были храмы, где несколько человек исповедовались у батюшки гораздо дольше, а были, напротив, такие, где люди исповедовались ещё быстрее.
Также опрос развеял стереотипы, касающиеся отношения православных к донорству органов: сейчас среди них больше людей, готовых пожертвовать своими органами. Исследование было проведено в январе — феврале этого года в 44 субъектах РФ.
Православные в таких случаях говорят: «Сподобился». Считается, что такая честь — стать паломником Афона — оказывается людям с чистой душой и чистыми помыслами. Здесь им многое открывается — и в собственной душе, и в постижении главных проблем, которые их волнуют. Испокон веков между Россией и Афоном существовало тесное духовное общение. Но впервые представитель светской власти такого ранга посетил одну из главных святынь православного мира. До этого в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре молились лишь великие князья Константин Николаевич и Алексей Александрович…Святая Гора Афон представляет собой полуостров в северо-восточной части Греции — восточный выступ полуострова Халкидики, далеко вдавшийся в воды Эгейского моря, приблизительно на 80 км в длину и около 12 км в ширину. Несмотря на то что это полуостров, попасть сюда можно по воздуху вертолетом доставляют только особо важных паломников , пешком по горным тропам, но предпочтительнее — морем. Несколько лет назад Евросоюз выделил средства на строительство автотрассы, но монашеская республика резко воспротивилась этому проекту. Для спасения души бездорожье не помеха, а потому асфальта здесь нет лишь накатанные грунтовые просеки , светофоров тоже, поскольку Афон — место не туристическое, а отшельническое.
Фурмана, игумена Иннокентия Павлова. В частности, в книге "Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России" под редакцией К. Каариайнена и Д. Обратимся к некоторым статистическим данным, относящимся к "традиционным верующим", которые привел Д. Каариайнен и Д. Фурман, "традиционными верующими". Нам, священникам, очень хотелось бы, чтобы эта многочисленная более 18 миллионов человек группа соотечественников, как раз и свидетельствующая о религиозном возрождении, чаще ходила в храм, и чаще причащалась, и регулярно читала Евангелие, и относилась бы к своей вере более сознательно. Но требовать от них этого мы не можем: мы понимаем, что беспощадная карательная машина тоталитарно-атеистического государства не только уничтожила десятки миллионов людей, но и страшно покорежила души оставшихся в живых. Лечить эти души нужно осторожно и быть к ним в нынешней ситуации более снисходительными, чем требовательными. Ведь Библии и Евангелия только в последнее десятилетие разошлись в десятках миллионов экземпляров по России; только совсем недавно после 70-летнего перерыва возродилось религиозное просвещение - создались практически при всех городских и поселковых храмах, а также при монастырях воскресные школы, открыты сотни богословских курсов, училищ, семинарий, институтов, университетов, духовных академий. И совсем последние цифры: мощи преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары побывали в 2004-2005 гг. Им поклонились около 10 миллионов человек. Это очень впечатляющие и обнадеживающие цифры. Но все эти показатели, повторяю, очень важны для священнослужителей.
РПЦ - все новости на сегодня
РПЦ — все самые свежие новости по теме. рубрика Анонсы в новостях Калуги и Калужской области. Теперь прибавим к ним православных этнических кряшен — и увидим, что Православие исповедуют около 30% российских татар. РПЦ заявляет, что в России 80 процентов населения являются православными. Православие в России является наиболее распространённым вероисповеданием. Россия исповедует особую форму христианства – православие (православных верующих России насчитывается – более 80%).
ВЦИОМ: почти 70% россиян считают себя православными
То есть, можно учитывать только номинально верующих. А дальше берём статистику по возрастам Она у меня от 1 января 2017, но сойдёт. В россии где то 32 миллиона людей младше 20 лет, 50 миллионов от 20 до 40 лет и 71 миллион старше 40 лет. Среди молодёжи меньше всего процент верующих, но за несовершеннолетних часто принимают решения родители.
Возможно, это просто комната в административном помещении — в селе, где пока еще нет храма, — и там нерегулярно, время от времени служится Литургия. То есть, даже не домовая церковь. Считать это храмом? Есть еще такой момент. Как правило, если есть действующий храм с устоявшимся и сформировавшимся приходом общиной , то на Пасху Литургия в нем служится обязательно. По данным МВД, в 2016 году на Пасху «более 4,3 миллионов россиян посетили 11 000 храмов»… В общем, сколько храмов в России пока точно сказать нельзя.
Сколько храмов в Москве? По данным, которые опубликовали информационные агентства в 2016-м году, в Москве сейчас существуют 1110 храмов и часовен. Именно эту цифру следует брать за основу. Почему число приходов может отличаться от числа храмов? Во-первых, часовни. Сами по себе они могут не иметь — и как правило, не имеют — своего прихода. Во-вторых, число храмов. На территории Подворья располагаются два храма — главный, Троицкий храм , и — домовый храм в Митрополичьих палатах. Троицкий храм Службы служатся и там, и там, но приход сложившаяся община у Подворья один.
Православие было одним из столпов Российской империи, поэтому на конец 2016 года на территории страны действовало 55 173 церкви и более 25 тысяч часовен. В следующие несколько лет их количество быстро сокращалось. На начало 1941 года число православных церквей составило 4 225. После начала Великой Отечественной войны количество храмов и молитвенных домов снова несколько возросло. По некоторым оценкам на конец 1945 года оно равнялось примерно 20 тысячам.
После завершения войны снова наметилась отрицательная динамика. К 1961 году число храмов и молитвенных домов РПЦ составило 11 572. К 1988 году количество приходов сократилось до 6893. Распад Советского Союза снова в корне изменил политику государства по отношению к религии. Результатом стало резкое увеличение количества приходов.
В конце 1994 года их число составило 15 985, в 2004 году — 26 590, в 2011 году — 30 675, на начало 2019 года — 38 649 храмов и других молитвенных помещений.
Промышленное развитие, быстрая урбанизация, рост уровня грамотности, распространение научных знаний и общественных идей привели к тому, что в конце XIX века в России начался слом традиционного мировоззрения — преимущественно религиозного, аграрного, патриархального и монархического по характеру. Среди российской элиты — в первую очередь интеллигенции — этому слому оказалось подвержено большинство людей, а в других слоях населения — в особенности среди рабочих, оторвавшихся от своих сельских корней — слом старых взглядов быстро распространялся, в том числе в форме таких идей, как атеизм и различные политические идеологии либерализм, анархизм, национализм, социализм, коммунизм. В результате ранее сравнительно цельный в духовном отношении народ оказался в состоянии идейного разброда и шатания. Это во многом положительно сказалось на развитии и обогащении русской культуры новыми течениями, но в плане государственного единства и безопасности стало значительной угрозой, так как, с одной стороны, технологии и уровень грамотности позволили к тому времени широко распространять новые идеи, но, с другой стороны, ещё не была в полной мере выработана культура их мирного обсуждения и интеграции, а не противопоставления друг другу. Согласно статье « Причины кризиса и развала Российской Империи », указываются следующие факторы кризиса: Важным фактором мировоззренческого раскола в российском обществе был сравнительный упадок церковной жизни во второй половине XIX — начале XX века. Хотя число храмов Русской Православной Церкви росло и православие активно распространялось среди окраинных народов Российской Империи, репутация Церкви в этот период испытывала проблемы. Ещё со времён Петра I церковь в России из автономного института была фактически превращена в государственное ведомство так называемый Синодальный период в истории Русской Церкви. Уже из-за одного этого негативное отношение отдельных граждан к государству переносилось на Церковь, и наоборот.
В 1764 году Екатериной II была произведена монастырская реформа, в результате чего многие монастыри были закрыты, а оставшиеся переведены на государственное содержание, что привело к упадку многих исторических центров духовности в стране. И хотя в этот период было немало выдающихся церковных деятелей писателей, учёных, подвижников и святых , но в целом идейный и образовательный уровень духовенства заметно отстал от требований эпохи характерно, что общее число святых, прославленных в России в XVIII—XIX вв. Сыграло свою роль распространение идей дарвинизма и прочих достижений естественной науки, которые вступали в противоречие с буквальным прочтением Библии, и на которые в тот период не были даны или не были распространены убедительные ответы со стороны религиозных мыслителей. Ещё одной проблемой было негативное наследие церковного раскола XVII в. При этом староверами оставались многие влиятельные купеческие фамилии, например, староверами были Савва Мамонтов и Савва Морозов, и негативное влияние раскола сказывалось на их действиях в экономике. Также имело место недовольство со стороны представителей других христианских и нехристианских конфессий, которые находились в неравном положении по сравнению с православием переход в православие часто административно поощрялся, а переход из православия в другую веру, напротив, долгое время наказывался. Некоторые из них, например секта хлыстов , даже по нынешним меркам квалифицируются как деструктивные секты. Другие, как например тайное общество «вольных каменщиков» масонство , способствовали распространению в России революционных идей и служили проводниками влияния западных стран масонами, до запрета масонства в России в 1822 г. Некоторые масонские течения прямо противопоставляют себя православию.
С приходом к власти большевиков Православная церковь подверглась жесточайшим репрессиям.
Дискредитация церкви
- Православие в цифрах
- Верующих в России становится все меньше. Церкви нужно измениться?
- Сколько в России воцерковленных христиан и почему
- ПРАВОСЛАВИЕ
- В России наибольшее число мусульман проживает в Казани, Краснодаре и Воронеже
- Число церквей и храмов в России
"Индекс веры": сколько на самом деле в России православных
Однако, в целом, Православие является одним из определяющих факторов религиозной идентичности российского общества. Ислам в России: процентное соотношение Ислам является важной частью культуры и традиций этих регионов, а также оказывает значительное влияние на развитие образования, права и политики. Многие исламские общины в России объединены в мусульманские духовные администрации, которые контролируют мечети и организуют религиозную жизнь мусульман. В России проживает много разных этнических групп мусульман, включая татар, башкир, лезгин, азербайджанцев и дагестанцев. Эти группы сохраняют свой язык, культуру и традиции, в то время как также интегрируются в российское общество и экономику. Ислам является важной частью духовной и религиозной жизни России, и его влияние продолжает расти. Для правительства страны важно поддерживать свободу вероисповедания и обеспечивать условия для практики ислама в России.
Доля католиков в стране остается стабильной на протяжении последних десятилетий. Католики в России являются разнообразной группой и включают в себя представителей различных этнических групп.
Пиарятся на этом разве что официальные политики. Так руководитель «коммунистической» партии благостно разродился текстом пасхального поздравления, в котором умудрился процитировать китайскую «Книгу перемен», входящую в конфуцианское Пятикнижие. Очевидно, эти народные избранники не читали свою собственную конституцию, которая в статье 19 утверждает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии... Алексей Алекин.
Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна. Например, так называемый "индекс воцерковленности", который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике. Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой", — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов. Результаты Синодального периода с 1721-го по 1917 год. В то же время у Церкви есть определенное отношение к тем людям, которые называют себя православными, но не ведут соответствующий образ жизни. Это потенциальная паства — может быть, они намереваются прийти в храм, у них нет сознательной предубежденности против Церкви. Соответственно, это та самая часть наших граждан, которая в любой момент может стать активными прихожанами", — добавляет протоиерей. Но как подсчитать эту "потенциальную паству", пока непонятно. Во всяком случае, исследования на эту тему публикуются с оговоркой: все цифры условные.
Географический центр православия продолжает находиться в Центральной и Восточной Европе Хотя с 1910 года общая численность неправославных христиан во всем мире возросла практически в четыре раза, показатели для православного населения увеличились лишь вдвое — с 124 до 260 миллионов человек. Что любопытно, почти каждый четвертый православный христианин мира живет в России. В советское время миллионы русских православных христиан переехали в другие страны Советского Союза, включая Казахстан, Украину и Прибалтику, а многие живут там и по сей день. На Украине их примерно столько же, сколько приверженцев самоуправляемой Украинской Православной Церкви — в общей сложности около 35 миллионов православных христиан. Аналогичные показатели фиксируются в Эфиопии 36 миллионов ; ее церковь Tewahedo уходит корнями в ранние века христианства. Ввиду быстрого прироста населения, в Африке в последнее время увеличилась как численность православных христиан, так и их доля в общей численности населения. В странах Африки к югу от Сахары численность православного населения увеличилась за последнее столетие более чем в десять раз с 3,5 миллионов человек в 1910 году до 40 миллионов в 2010-м. Между тем, значительные группы православных проживают также на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки, главным образом в Египте 4 миллиона человек, по оценкам 2010 года , и чуть меньше приходится на Ливан, Сирию и Израиль. В 19 странах живет не менее миллиона православных христиан, в том числе в Румыниы 19 миллионов и Греции 10 миллионов. В 14 странах мира православных зафиксировано большинство, и все они, за исключением Эритреи и Кипра, сконцентрированы в Европе. В данном докладе Россия классифицируется как европейская страна. Большинство из 260 миллионов православных христиан мира живут в Центральной и Восточной Европе Удвоение численности православного населения мира примерно до 260 миллионов человек не соответствовало темпам роста общей численности населения мира или других христианских общин, совокупная численность которых в период между 1910 и 2010 годами возросла почти вчетверо — с 490 миллионов до 1,9 миллиарда человек. А общая численность христианского населения, включая православных, католиков, протестантов и представителей других конфессий, возросла с 614 миллионов до 2,2 миллиарда. Такое территориальное распределение отличает православное население от других основных христианских групп, которые распределены по миру гораздо более равномерно. В 1910 году вне региона проживало лишь 11 миллионов православных христиан — из 124-миллионного населения мира. Сейчас за пределами Центральной и Восточной Европы проживают 60 миллионов православных христиан, а общее православное население составляет 260 миллионов человек. Одной из неевропейских частей мира, где наблюдался-таки значительный рост численности православного населения, являются страны Африки к югу от Сахары, где 15-процентная доля общей численности православного населения превышает показатель 1910 года в пять раз. Большинство из сорокамиллионного православного населения региона проживает в Эфиопии 36 миллионов и Эритрее 3 миллиона. В то же время православные остаются незначительным меньшинством христиан Африки к югу от Сахары, большинство из которых исповедуют католичество или протестантизм. Больше всего православных зафиксировано в России, Эфиопии и Украине В 1910 году православное население России составляло 60 миллионов человек, однако в советское время, когда коммунистическое правительство подавляло всякое проявление религиозности и пропагандировало атеизм, количество считающих себя православными россиян резко сократилось до 39 миллионов в 1970 году. С момента распада СССР количество православных в России подскочило до отметки, превышающей 100 миллионов человек. Второе по численности православное население в мире находится в Эфиопии, где с начала 20-го века количество православных выросло в десять раз — с 3,3 миллиона в 1910 году до 36 миллионов в 2010-м. Аналогичный рост был зафиксирован и в отношении общей численности населения Эфиопии за этот период — с 9 до 83 миллионов человек. Православное население Украины практически равно эфиопскому 35 миллионов человек. В 19 странах мира православное население составляет 1 миллион человек и более. По данным на 2010 год, восемь из десяти стран с наибольшим православным населением находятся в Центральной и Восточной Европе. За два отдельно взятых года — 1910 и 2010 — список стран с десятью наиболее многочисленными православными общинами по большому счету не менялся, причем в обоих случаях в первую десятку входило население один и тех же девяти стран. В 1910 году список дополнила Турция, а в 2010-м — Египет. Всего в мире 14 стран с православным большинством , и все они расположены в Европе, за исключением африканской Эритреи и Кипра, который в данном докладе рассматривается как часть Азиатско-Тихоокеанского региона. Появление православных диаспор в Америке и Западной Европе За последнее столетие в Америке и Западной Европе сложилось несколько крупных диаспор православных христиан, численность которых еще век назад была невелика. Семь стран Западной Европы имели менее 10 000 православных в 1910 году, а теперь их численность возросла по меньшей мере до 100 000. Крупнейшими из них являются Германия, где в 1910 году было всего несколько тысяч православных, а сейчас их 1,1 миллиона, и Испания, в которой столетие назад православно общины не было вообще, а теперь она насчитывает около 900 тысяч человек. В Северной и Южной Америке похвастать более чем стотысячным православным населением могут три страны: Канада, Мексика и Бразилия, хотя еще сто лет назад таковых было менее 20 000. Соединенные Штаты с их нынешним почти двухмиллионным православным населением в 1910 году имели лишь 460 000. Отступление: Православие в Соединенных Штатах Появление православных христиан в пределах нынешних границ США датируется 1794 годом, когда небольшая группа российских миссионеров прибыла в Кадьяк, штат Аляска, для обращения местных жителей в свою веру. Данная миссия продолжалась на всем протяжении 1800-х годов, но по большей части рост православия в Соединенных Штатах все же обязан иммиграции из стран Центральной и Восточной Европы в конце 19-го — начале 20-го века. К 1910 году в США проживало почти полмиллиона православных христиан, а в 2010 году этот показатель составил приблизительно 1,8 миллиона — около полпроцента от общей численности населения страны. Присутствие православных в США носит разрозненный характер. Разобщенность населения более чем 21 конфессии отражает разнообразные этнические связи со странами, имеющими собственные самоуправляемые православные патриархаты. И все же самый большой рост православного населения за пределами Центральной и Восточной Европы наблюдается именно в Африке. Эфиопия, где за последний век православное население увеличилось с трех до 36 миллионов человек, не входит в состав православной диаспоры; ее православная история датируется четвертым веком христианства, а это более чем за полтысячелетия до того, как христианство появилось в России. За последнее столетие рост количества православных Эфиопии и соседней Эритреи во многом обусловлен естественным приростом населения.
Сколько в России воцерковленных христиан и почему
- Изучение религиозного состава в России 2023 года
- Православие в XXI веке (Pew Research Center, США) | 07.10.2022, ИноСМИ
- Поделиться
- Сколько православных храмов в России?
- Патриарх Кирилл подсчитал количество храмов и численность духовенства РПЦ
- Религиозный состав России в 2023 году: статистика и данные
Дискредитация церкви
- Что хотите найти?
- Дискредитация церкви
- Росстат: православных стало в 2 раза меньше : Некоммерческая Исследовательская Служба "Среда"
- ПРАВОСЛАВИЕ
- Православные страны: список. Распространение православия по странам