По завершении ввода избирательных бюллетеней распечатываются контрольные данные о ходе голосования, содержащие информацию о количестве избирательных бюллетеней, содержащихся в КОИБ.
Выборы президента в 2024 году: где голосовать и как правильно заполнить бюллетень
Согласно приложению к документу, больше всего бюллетеней на территории России отпечатают для Москвы 7 680 300 шт. На зарубежные участки отправился почти 900 тысяч бланков, часть комиссии за пределами РФ изготовят сами типографским способом. Зампред ЦИК Николай Булаев пояснил, что при определении тиража бюллетеней по регионам комиссия исходила из количества зарегистрированных там избирателей по состоянию на 1 июля 2023 года. По факту востребованность бланков для голосования может быть другой, отметил Булаев. В том числе - из-за проведения дистанционного электронного голосования ДЭГ.
С 2022 года на выборы не нужно было даже регистрироваться заранее. Так было организовано и на выборах Президента, чтобы максимально упростить процесс для избирателей. Все данные проверены Московской городской избирательной комиссией до начала голосования. Москвичи получили сообщение в личном кабинете на mos.
Почему голосовать онлайн можно было только с полной учетной записью? Подтверждение учетной записи — это аналог проверки паспорта перед выдачей бюллетеня. То же самое происходило и на избирательных участках. Проверить статус учетной записи можно было в личном кабинете на mos. Как сохранялась анонимность голосования? Безопасность и анонимность голосования обеспечивал специальный прокси-сервер анонимайзер. Это можно сравнить с поездкой в метро — система идентифицирует пассажира, проходящего через турникет, но никак не может предугадать его дальнейший маршрут. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже у системного администратора нет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета.
Все голоса на входе в анонимную зону перемешивались, ссылки на бюллетени назначались с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее. Голосовать онлайн можно было с любого устройства? Со смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с доступом в интернет было необходимо устойчивое соединение. У сотрудников центра госуслуг «Мои документы» есть мои данные — они могли проголосовать онлайн за меня? Для участия в голосовании необходимо было получить СМС или звонок только на ваш телефон. Кроме того, для голосования были нужны логин и пароль вашего личного кабинета на mos. На избирательных участках работали наблюдатели. Как они контролируют голосование, которое проходит онлайн?
На электронном голосовании наблюдателем мог стать каждый. Например, можно было скачивать все зашифрованные транзакции через ноду наблюдателя, наблюдать за ними через специальный сервис в интернете, а также записывать проверочные транзакции в блокчейне. Все транзакции связаны между собой определенным образом, и, когда в блокчейн попадала проверочная транзакция, это было похоже на появление дополнительного замка между звеньями цепи. С 2023 года аналогичным образом можно контролировать и голоса, отданные на участках с помощью терминалов. Какие риски остаются в системе электронного голосования? Система электронного голосования выдержала все публичные тестирования, нагрузку более двух миллионов голосующих во время выборов в Государственную Думу в 2021 году, попытки компрометации и вмешательства, ни одна из которых не удалась.
То есть можно нарисовать и галочку, и крестик, но только в одном квадрате. Писать какие-то фразы или призывы запрещено. После заполнения бланк кладут в ящик для голосования. Если урна прозрачная, документ складывают лицевой стороной внутрь, чтобы защитить тайну голосования. Бюллетень признают недействительным в следующих случаях: все квадраты напротив фамилий кандидатов пустые или знаки стоят в двух и более квадратах, если человек написал какой-то текст на бланке, бланк не заверен подписью членов избиркомов и печатью, не имеет специальной марки, бюллетень заполнен карандашом, бланк поврежден, например разорван, или перечеркнут. Если бюллетень незначительно поврежден или испачкан, но из него можно узнать, за кого голосовал человек, голос учтут. Речь идет, например, о залитых зеленкой бланках — такие случаи произошли на участках в нескольких регионах России. Залитые зеленкой урны опечатаны, а после окончания голосования члены избиркомов проверят, насколько испорчены бюллетени. Если возможно узнать результаты голосования, голоса учтут. А тех, кто залил избирательные урны, строго накажут. Любое хулиганство на избирательном участке, создание помех работе избиркома или голосованию граждан — это преступление. По статье 141 Уголовного кодекса за это могут лишить свободы на срок до пяти лет. Электронное голосование — на раздумья час Жители 29 регионов могут проголосовать как на участке, так и онлайн.
Список избирателей в целом после подсчета суммарных данных заверяется подписью председателя, заместителя или секретаря и печатью УИК. Списки избирателей после этого убираются в сейф или в охраняемое помещение, всякая работа с ними без коллегиального решения УИК не допускается. В случае сомнений в правильности подсчета голосов избирателей проголосовавших по спискам избирателей с помощью члена комиссии с ПРГ или доверенного лица произвести выборочный или тотальный пересчет количества проголосовавших по избирательным спискам ПОЛИСТНО. Результаты проверки должны совпадать с количеством проголосовавших избирателей объявленных комиссией. При расхождении сообщить в штаб и написать заявление. В первую очередь производится подсчет бюллетеней из переносных ящиков для голосования. Если число бюллетеней в переносном ящике оказалось больше чем заявлений от избирателей для голосования вне помещения то все бюллетени из этого ящика признаются недействительными. К определению поданных голосов за тот или иной список кандидатов или партию допускаются только члены УИК с правом решающего голоса ПРГ 9. Не допустить вброса при «вываливании» на стол бюллетеней из стационарных урн и при их сортировке по стопкам. Во время определения отданных голосов за те или иные списки кандидатов у членов УИК не должны находиться посторонние предметы пакеты, сумки и т. Член УИК оглашает содержание каждого бюллетеня и предоставляет возможность лицам, присутствующим при подсчете голосов убедиться в правильности определения результата голосования. Задача наблюдателя в этот период не допустить перемещения бюллетеней из стопки в стопку или вброса дополнительных бюллетеней. В случае сомнений в правильности распределения бюллетеней наблюдатель с членом комиссии с ПРГ может произвести выборочную или полную проверку бюллетеней в стопках. Оглашение результатов голосования более чем одним членом УИК одновременно не допускается. Результаты каждого последовательного действия УИК при подсчете голосов, начиная с подсчета и гашения неиспользованных бюллетеней, заносятся в увеличенную форму протокола. По окончании работы комиссии необходимо: 1. Получить заверенные подписью председателя, заместителя или секретаря и печатью УИК копии протоколов с надписью «копия верна». Подписывать незаполненные бланки протоколов до окончания подсчета голосов запрещено. Копия протокола должна содержать полные данные по всем позициям, а также регистрационный номер УИК. Несоответствие копии протокола оригиналу отсутствие каких-либо данных или исправления в строках , делает эту копию недействительной и не дает возможности в случае необходимости оспаривать результаты голосования в суде. При возможности получить заверенную ксерокопию оригинала протокола. Срочно передать устно, по телефону основные данные об итогах голосования в избирательный штаб. Принять меры для доставки заверенных копий протоколов в избирательный штаб. В случае возникновения необходимости составления повторных протоколов прибыть на избирательный участок и получить их заверенные копии. Ни при каких обстоятельствах залив, отключение света и т. В этом случае надо срочно доложить в штаб, а комиссия доложить в ТИК и принять меры для устранения неисправностей и для сохранения документации в помещении для голосования Краткий инструктаж по работе на УИК для наблюдателя На основании Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 25 июля 2011 г. Перед прибытием на избирательный участок произвести осмотр прилегающей территории на предмет наличия агитационных материалов. По прибытии на УИК необходимо представиться председателю комиссии, предъявить паспорт и направление от партии для регистрации в качестве наблюдателя. Наблюдатель с правом совещательного голоса вместе с членом комиссии просят ознакомить их со списками избирателей. Они должны убедиться в том, что в списках нет посторонних пометок, подписей, за исключением тех, кто выбыл с указанием документа, подтверждающего выбытие и тех кто получил открепительные удостоверения. Это ваше право согласно п. В случае нарушений оповестить штаб и составить заявление. Необходимо узнать составлен ли реестр заявок на голосование вне помещения и сколько избирателей в них внесено. Основанием для внесения в реестр является Заявление избирателя. В ходе голосования заявки могут поступать по телефону до 14-00 или через других избирателей с последующим оформлением заявления согласно п. При этом в списках избирателей должна быть сделана карандашом пометка «голосование на дому». Это не даст возможности гражданину голосовать дважды. Не составление реестра, не оформление выписки из реестра для членов комиссии убывающих с переносной урной является нарушением п. По прибытию на избирательный участок обратить самое пристальное внимание на расположение и нахождение стационарных и переносных урн. Переносные урны должны находиться в поле зрения наблюдателей и быть проверены на предмет наличия посторонних предметов и опечатанными до момента их использования. Приемное окно должно быть заклеено скотчем. Стационарные урны должны располагаться так, чтобы рядом с ними не находились представители избирательной комиссии, стулья для пожилых граждан, тумбочки, противопожарный инвентарь, средства связи и сигнализации, а также аппаратура музыкального сопровождения или агитационной бригады. Эти урны тоже должны быть проверены на предмет отсутствия в них каких-то вложений урны старого образца проверить на наличие второго дна и после проверки опечатаны. До начала голосования комиссия должна погасить оставшиеся неиспользованные открепительные удостоверения и составить об этом Акт. При проведении досрочного голосования опечатанные конверты с избирательными бюллетенями за подписью двух членов ТИК УИК вскрываются в присутствии наблюдателей и бюллетени опускаются в избирательную урну. Количество досрочно проголосовавших должно соответствовать количеству росписей в списках избирателей.
Выборы в Госдуму-2021: сколько листов бюллетеней, и какие нужно заполнять
Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число зарегистрированных избирателей. необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы. Количество избирательных бюллетеней для обеспечения досрочного голосования на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, определяется ИКСРФ в пределах количества избирательных бюллетеней. Обеспечение сохранности избирательных бюллетеней, если на избирательном участке используется КОИБ. 15 и 16 МАРТА 2024 ГОДА.
Как будет проходить голосование
- Сколько бюллетеней получит избиратель?
- Согласно закону, количество бюллетеней должно соответствовать численности избирателей
- Защита документов
- ЦИК утвердил бюллетень для выборов президента РФ. Сколько в нем кандидатов?
- Сколько бюллетеней должно быть на избирательном участке?
4 бюллетеня в руки. Как разобраться в сложной системе голосования?
На сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, после его запечатывания ставятся подписи не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей по их желанию. В случае использования двух сейф-пакетов в отношении них составляется один акт, и при этом указываются номера обоих сейф-пакетов. С указанным актом вправе ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдатели. Указанные лица вправе по желанию получить заверенную копию такого акта. При этом заверение выдаваемых копий осуществляется председателем, или заместителем председателя, или секретарем участковой избирательной комиссии. Лицо, заверяющее копию акта, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать участковой избирательной комиссии. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет производится в помещении для голосования. При перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе присутствовать: члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, присутствовавшие выезжавшие при проведении голосования с использованием переносного ящика для голосования; члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования; иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования. Если к моменту перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет указанные лица отсутствуют, то такое отсутствие не является препятствием для перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет. Перед перемещением избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования члены участковой избирательной комиссии демонстрируют присутствующим лицам, что используемый сейф-пакет является пустым. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет необходимо осуществлять в зоне видеонаблюдения.
В случае если средства видеонаблюдения не применяются, необходимо использовать средства видеофиксации устройства стационарного или подвижного типа, предназначенные для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации. Наблюдатели, представители средств массовой информации при перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе с использованием фото- и или видеоаппаратуры запечатлеть факт запечатывания сейф-пакета и составления в отношении данного сейф-пакета акта. Факт запечатывания сейф-пакета и составления акта с использованием фото- и или видеоаппаратуры также может быть зафиксирован членами участковой избирательной комиссии. После этого сейф-пакет, составленный в отношении него акт, а также заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать на дому помещаются в отдельный сейф металлический шкаф, металлический ящик участковой избирательной комиссии, предназначенный для хранения сейф-пакетов. Хранение в таком сейфе металлическом шкафу, металлическом ящике иной документации не допускается. Сейф-пакет не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Места хранения сейф-пакетов должны круглосуточно находиться под видеонаблюдением видеофиксацией. Избирательным комиссиям в целях контроля за сохранностью упакованных в сейф-пакеты избирательных бюллетеней в случае, если не применяются средства видеонаблюдения либо места хранения сейф-пакетов находятся вне зоны видеонаблюдения, рекомендуется использовать в том числе в нерабочее и ночное время средства видеофиксации, обладающие необходимым размером памяти емкостью и возможностью осуществлять видеонаблюдение видеофиксацию в отсутствие освещения в режиме ночной съемки. Такие устройства предоставляются по заявкам избирательных комиссий органами государственной власти, органами местного самоуправления в рамках установленной законом обязанности по оказанию избирательным комиссиям содействия в реализации их полномочий, а также вышестоящими избирательными комиссиями. В случае если указанные устройства не обладают возможностью осуществлять видеонаблюдение видеофиксацию в отсутствие освещения в режиме ночной съемки , то в зоне видеонаблюдения видеофиксации мест хранения сейф-пакетов должно быть организовано освещение.
Гарантиями сохранности находящихся в сейф-пакете избирательных бюллетеней являются: наличие на сейф-пакете на индикаторной ленте индивидуального серийного номера; наличие на сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, подписей не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей в случае их присутствия и проставления ими подписей ; целостность индикаторной ленты; отсутствие на сейф-пакете повреждений, свидетельствующих о нарушении его целостности; наличие составленного в отношении сейф-пакета акта. В целях контроля за целостностью отсутствием следов несанкционированного доступа к содержимому и идентичностью сейф-пакетов при установлении итогов голосования участковой избирательной комиссией перед вскрытием сейф-пакетов наблюдатели, иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования перечислены в пункте 2. После осмотра под контролем председателя участковой избирательной комиссии сейф-пакетов и или актов к ним сейф-пакеты вскрываются в соответствии с Положением. Каждый день голосования, за исключением последнего, избирательные бюллетени из стационарного ящика стационарных ящиков для голосования перемещаются в сейф-пакет сейф-пакеты незамедлительно по окончании голосования в помещении для голосования. В случае если сейф-пакет не вмещает количество избирательных бюллетеней, извлеченных из стационарного ящика стационарных ящиков для голосования, для этих целей допускается использование нескольких сейф-пакетов. Перемещение избирательных бюллетеней из стационарного ящика стационарных ящиков для голосования в сейф-пакет сейф-пакеты и их хранение осуществляется в порядке, аналогичном порядку перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет сейф-пакеты пункты 3. В случае использования нескольких сейф-пакетов в отношении них составляется один акт, и при этом указываются номера всех сейф-пакетов. По решению избирательной комиссии, организующей выборы, либо по ее поручению — избирательной комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к соответствующей участковой избирательной комиссии, для обеспечения сохранности избирательных бюллетеней может использоваться могут использоваться стационарный ящик стационарные ящики для голосования при условии, если они снабжены специальной опечатываемой заглушкой прорези для избирательных бюллетеней. Специальная опечатываемая заглушка прорези специальные опечатываемые заглушки прорезей пломбируется пломбируются. При этом специальная опечатываемая заглушка прорези специальные опечатываемые заглушки прорезей должна должны полностью перекрывать прорезь прорези стационарного ящика стационарных ящиков для голосования.
Пломба пломбы , используемая используемые для опечатывания специальной заглушки прорези специальных заглушек прорезей , должна должны иметь индивидуальный серийный номер индивидуальные серийные номера. До начала проведения голосования в последующие дни голосования лицам, присутствующим в помещении участковой избирательной комиссии помещении для голосования , предъявляется стационарный ящик стационарные ящики для голосования со специальной опечатываемой заглушкой прорези специальными опечатываемыми заглушками прорезей и пломбой пломбами для проверки ее их целостности и сохранности. При этом голосование с использованием стационарного ящика стационарных ящиков для голосования возобновляется только после проверки сохранности идентичности пломбы пломб , что отражается в вышеуказанном акте. В случае наличия повреждений или иных нарушений пломбы пломб , расхождения ее индивидуального серийного номера их индивидуальных серийных номеров и индивидуального серийного номера индивидуальных серийных номеров , указанного указанных в соответствующем акте, голосование с использованием такого стационарного ящика таких стационарных ящиков для голосования не проводится, такой ящик подлежит такие ящики подлежат опечатыванию. Указанные факты подлежат рассмотрению участковой избирательной комиссией при непосредственном подсчете голосов избирателей с составлением соответствующего акта, принятием решения и информированием непосредственно вышестоящей избирательной комиссии.
Россия готовит приглашения для международных наблюдателей на выборы президента РФ 2024 года, их будет достаточно много, сообщила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, отметив, что к наблюдению будут допущены все, кто приедет «с чистыми помыслами». Народное голосование продлится три дня, с 15 по 17 марта 2024 года «Мы заинтересованы, чтобы в наблюдении за выборами президента РФ принимали участие и зарубежные наблюдатели.
Сейчас Совет Федерации и Государственная дума совместно готовят приглашения для принятия участия в мониторинге выборов президента России в различные международные парламентские организации и структуры, парламентам дружественных стран, а их, поверьте, очень много», — подчеркнула Матвиенко. В частности, по ее словам, Россия заинтересована в оценке выборов со стороны партнеров и соседей из стран СНГ. Кто является ответственным за порядок голосования на избирательном участке Организуют и контролируют порядок на избирательном участке члены УИК. Председатель участковой комиссии следит за тем, чтобы избиратели голосовали по установленным правилам и не допускали нарушений. Распоряжения председателя обязательны к выполнению для всех участников голосования, находящихся в помещении. А если отсутствует заместитель, то его замещает секретарь или другой член участковой комиссии, обладающий правом решающего голоса. В прошлый раз главу государства определяли голосованием в 2018 году Член УИК с правом решающего голоса: обязанности, может ли быть уволен Члены участковой избирательной комиссии могут иметь право решающего или совещательного голоса.
Все обязанности членов УИК с правом совещательного голоса связаны с организацией и проведением голосования. У членов УИК с правом решающего голоса гораздо больше обязанностей и ответственности. Голосование в 2024 году пройдет на всей территории РФ, в ЛНР и ДНР выбирать президента будут по-новому Также они могут делать копии этих документов, за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей или других документов, которые содержат конфиденциальную информацию. Члены УИК с правом решающего голоса могут осуществлять проверку правильности подсчета голосов избирателей, контролировать сортировку бюллетеней, а также обжаловать действия или бездействие комиссии в вышестоящей инстанции или суде, если на это будут основания. Они принимают их и расписываются в получении. Только после этого председатель объявляет помещение для голосования открытым и приглашает избирателей на голосование. В период проведения голосования член УИК с правом решающего голоса выдает участникам бюллетени и заносит их данные в список избирателей, участвует в погашении неиспользованных бюллетеней, сортирует и подсчитывает бюллетени, участвует в голосованиях при принятии решений УИК, составляет протокол об итогах выборов и административных нарушениях.
Полномочия члена УИК с правом решающего голоса прекращаются в случае: — утраты гражданства РФ, получения им гражданства иностранного государства или вида на жительство; — вступления в законную силу в отношении члена комиссии приговора суда о наказании за нарушение законодательства о выборах; — признания судом члена комиссии недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; — если суд признал, что член комиссии систематически не выполняет свои обязанности; — расформирования комиссии. При таких обстоятельствах член комиссии с правом решающего голоса может быть уволен до окончания срока своих полномочий.
В законодательстве не урегулированы последствия выноса бюллетеня, а также порядок действий комиссии, если этот факт будет зафиксирован кем-либо из участников избирательного процесса. Более того, вынос бюллетеня создает трудности для членов участковой избирательной комиссии при подсчете голосов, поскольку число выданных бюллетеней сверяется с их количеством в урне, и, если число не совпадает, предстоит пересчет, чтобы исключить случайную ошибку. Поправки в законодательстве — новая преграда для провокаторов Сложившаяся проблема, на наш взгляд, может быть решена внесением изменений в Федеральный закон от 12. В этих изменениях предлагается предусмотреть сферу применения бюллетеня: 1 Назначением бюллетеня предлагается считать выражение воли при голосовании.
Необходимо прописать прямой запрет на вынос и оставление себе бюллетеня. В связи с предложенными нами изменениями мы видим необходимость дополнить и «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30. Введение нормы, запрещающей выносить бюллетень избирателю за пределы помещения, и административного наказания за такой проступок, приведет к аннулированию возможности использования вынесенных бюллетеней для вброса и другого рода провокаций, позволит точно учесть при подсчете все бюллетени, изготовленные на бюджетные средства и выданные комиссии. Это повысит доверие избирателей к избирательной системе, волеизъявление каждого избирателя останется учтенным, так как вероятность признания бюллетеней недействительными при подсчете голосов будет сведена к минимуму. За призывы портить бюллетени — административная ответственность! Законодательство также содержит пробел, связанный с отсутствием ответственности за призывы портить избирательные бюллетени, выносить избирательные бюллетени из помещения для голосования.
Из них 112,68 млн будут предназначены для избирательных участков в России, 886 тысяч — для участков за рубежом, а 11,7 тысяч — для Байконура, где расположен арендуемый Россией космодром. Количество бюллетеней рассчитали исходя из официальной численности избирателей. А для четырёх новых регионов учли протоколы прошедших там выборов. Согласно им, в Донецкой народной республике — 2 млн избирателей, в Луганской народной республике — 1,7 млн, в Запорожской области — 684 тысячи, в Херсонской — 496 тысяч избирателей. Бюллетени для всех При определении этих цифр в ЦИК исходили из максимально возможного числа голосующих. На заседании озвучили вариант другого подхода — корректировать число бюллетеней в зависимости от обстоятельств. Например, изначально сделать его меньше числа избирателей с учётом того, что часть населения воспользуется дистанционным электронным голосованием ДЭГ. Такой вариант позволил бы сэкономить на изготовлении бюллетеней, которыми никто не воспользуется.
Инструкция для наблюдателей
Из них 112,68 млн будут предназначены для избирательных участков в России, 886 тысяч — для участков за рубежом, а 11,7 тысяч — для Байконура, где расположен арендуемый Россией космодром. Количество бюллетеней рассчитали исходя из официальной численности избирателей. А для четырёх новых регионов учли протоколы прошедших там выборов. Согласно им, в Донецкой народной республике — 2 млн избирателей, в Луганской народной республике — 1,7 млн, в Запорожской области — 684 тысячи, в Херсонской — 496 тысяч избирателей. Бюллетени для всех При определении этих цифр в ЦИК исходили из максимально возможного числа голосующих. На заседании озвучили вариант другого подхода — корректировать число бюллетеней в зависимости от обстоятельств. Например, изначально сделать его меньше числа избирателей с учётом того, что часть населения воспользуется дистанционным электронным голосованием ДЭГ. Такой вариант позволил бы сэкономить на изготовлении бюллетеней, которыми никто не воспользуется.
В случае проведения повторного голосования текст избирательного бюллетеня, число избирательных бюллетеней утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка печатаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене.
К примеру, нанесенная типографским способом специальная фоновая защитная сетка. На бюллетенях для голосования по партийным спискам сетка светло-синего цвета, а по одномандатным округам — зеленого.
На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу предусматривается место для размещения специального знака марки , подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и печати этой комиссии. Бюллетени, используемые при голосовании на комплексах обработки избирательных бюллетеней — КОИБ, отличаются от обычных. Здесь есть специальная область для печати участковой избирательной комиссии и подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Но неприятные истории все же бывают. Иногда из-за влажной печати бюллетени могут слипнуться между собой, и есть риск выдать сразу два. Одна моя коллега нечаянно так и сделала. Узнали мы об этом совершенно случайно. Женщина, получившая два листка, зашла в кабинку, расставила галочки и вышла с двумя бюллетенями в руках.
Команда, естественно, на это среагировала. Но женщина, вместо того чтобы объяснить, что ей выдали два, и как-то погасить один, испугалась, побежала к урне, кинула их и со свистом ушлепала. Урну пришлось аннулировать. Самое главное правило на выборах: число бюллетеней в урне не должно превышать число бюллетеней, которое ты выдал! Их может быть меньше, потому что есть товарищи, которые ставят галочку и уносят бюллетень с собой. Что называется, не доставайся мой голос никому. Мало того, иногда это используют как повод обвинить нас в неправильном подсчете. В конце голосования мы большими цифрами, чтобы было видно на камеру, пишем — сколько бюллетеней выдали, сколько было в урне и сколько погасили.
Человек, зная, что он забрал бюллетень, видит, что все сошлось, и начинает возмущаться: «А как так, если мой бюллетень у меня! У вас должно быть на один меньше. Значит, вы мухлюете и занимаетесь вбросами! Повторюсь, бюллетеней не должно быть больше. Опять же, некоторые могут этим воспользоваться и дискредитировать выборы. Например, человек взял бюллетень на соседнем участке, к которому он прикреплен, а идет к нам и бросает бюллетень в нашу урну. По правде говоря, можно такое и проморгать. Если в конце дня мы замечаем, что бюллетеней внезапно больше, чем положено, первым делом мы начинаем проверять, нет ли бюллетеней с печатью чужого участка.
Если такой находится, это не считается нарушением, мы просто его погашаем. В ином случае вся урна признается недействительной. На выборах мы стараемся говорить о чем угодно, кроме выборов. Обстановка немного нервная. Другое дело, я слышала, что учителя нашей школы еще до того, как я начала в ней работать, действительно совершали вбросы, причем делали это завучи. Но это были 2010-е годы. К тому же сейчас выборы идут в прямом эфире, еще и со звуком. Если кто-то заметит неладное, а что хуже — сделает скриншот, нам достанется сполна.
Никто не ввязывается в махинации, потому что не хочет подставлять коллег. Раньше все голосовали в воскресенье, а в понедельник был санитарный день, когда школу убирали и намывали.
Четыре бюллетеня и одни выборы: 5 вопросов избиркому о голосовании 19 сентября
Например, если вы решили все же голосовать по месту регистрации. Смена избирательного участка на госуслугах Онлайн. В 2024 году на выборах президента впервые можно будет проголосовать онлайн при помощи дистанционного электронного голосования, ДЭГ. Оно доступно только жителям 29 регионов с постоянной регистрацией там. Временная регистрация не подойдет. Чтобы проголосовать дистанционно, нужно подать заявление на госуслугах до 11 марта. Жителям Москвы заявление подавать не нужно.
Тинькофф Журнал подробно рассказывал о том, как проголосовать онлайн. За границей. Участки для голосования организуют в 144 странах. Их список есть на сайте ЦИК.
В избиркоме сообщили, что 112,6 миллиона бюллетеней будут распределены между регионами России, а остальные будут использоваться на избирательных участках, образованных на территории Байконура и за пределами страны. Накануне ЦИК отказал в регистрации кандидатом на выборы президента Борису Надеждину, выдвиженцу от партии «Гражданская инициатива», из-за высокого процента брака в сданных подписях избирателей; он сообщил, что будет обжаловать решение в Верховном суде. Также отказано в регистрации было председателю партии «Коммунисты России» Сергею Малинковичу и не собравшим нужное число подписей Анатолию Баташеву и Раде Русских.
ЦИК не допустил Бориса Надеждина до выборов президента России Выборы президента России в 2024 году впервые станут многодневными и продлятся с 15 по 17 марта. Впервые на таких выборах применят дистанционное электронное голосование ДЭГ. Также избиратель может проголосовать не по месту регистрации.
Что делать?
Запретить вам зайти на участок с белым браслетом не могут — это предмет гардероба, и подобные запреты будут незаконными. Но, как считает политолог Юрий Чаусов, «это двоякое толкование: комиссия будет говорить, что это агитация, а избиратели — что это просто атрибутика, символ и так далее. Мы знаем по опыту кампаний наблюдения, что когда наблюдатели приходят со значками своих политических партий, общественных объединений или с символикой наблюдательных кампаний, то их комиссии просят снять, — продолжает Чаусов. Но поскольку штаб Тихановской призывает своих сторонников надевать их, то это политическое высказывание и агитация.
Ясно, что тут может быть двоякое толкование, и это вопрос настойчивости в реализации своих прав. Если человек считает, что это не агитация, надо про это заявить избирательной комиссии: дескать это не агитация, это у меня напульсник». Я хочу сфотографировать бюллетень, но мне запрещает комиссия. В первую очередь нужно помнить, что в Избирательном кодексе нигде не написано, что нельзя фотографировать бюллетень, — и на это надо ссылаться в ответ на запреты комиссии.
В Избирательном кодексе не предусмотрены все условия голосования, но там закрепляется принцип тайности: никто не должен видеть, что избиратель делает с бюллетенем, никто не должен ему препятствовать. Наверное, в сам день выборов избиратели с этим будут сталкиваться чаще, но все зависит от того, насколько это будет массово. Каждая комиссия, я думаю, будет самостоятельно предпринимать действия в отношении избирателей, которые принимают попытки фотографировать. Если приходит десять человек фотографировать бюллетени — что, у них бюллетени будут отбирать?
Что можно сказать комиссии? Если на участке кабинки для голосования не будут завешены шторами, требовать повесить их бессмысленно — участковые избирательные участки оборудованы заранее, и вряд ли в шкафах лежат запасные шторы. Но если избиратель считает, что отсутствие шторы нарушает реализацию тайного голосования, он может обратиться к председателю комиссии и потребовать, чтобы была обеспечена возможность осуществить свой выбор в условиях тайного голосования, что гарантируется избирательным кодексом. Согласно ст.
Но голосование уже идет, и Чаусов отмечает, что комиссии не идут навстречу таким обращениям со стороны избирателей, а это очередное нарушение. Если же обратиться к инструкциям, то у избирательных комиссий есть методические указания для участковых комиссий. Там есть раздел, касающийся оформления помещения для голосования, в котором достаточно небольшие положения о том, что для обеспечения тайного голосования устанавливаются кабины либо отводятся специально оборудованные комнаты, которые оснащаются столами, подставками, системой освещения, снабжаются письменными принадлежностями. Но при этом относительно штор там ничего не сказано, хотя они должны быть, потому что обеспечивают тайность голосования.
Что почитать по теме: Фоткать свой бюллетень можно? А с белой лентой на участок пустят?
Вместе с тем следует учитывать, что комментируемый пункт не содержит требований, предъявляемых к изготовлению бюллетеней для голосования на референдуме. Этот пробел комментируемого Федерального закона должен быть заполнен конкретными законами, посвященными регулированию различных видов референдума и муниципальных выборов. Законодательство специально оговаривает, что форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются соответствующими комиссиями не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Предусмотренный 25-дневный срок, не позднее которого соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума должны выполнить возложенные на них обязанности, связанные с обеспечением надлежащего изготовления бюллетеней, обусловлен необходимостью своевременного создания условий для досрочного голосования избирателей, участников референдума, проведение которого предусмотрено ст. Возложение на комиссии обязанности по утверждению порядка осуществления контроля за изготовлением бюллетеней призвано обеспечить необходимые условия для соблюдения предъявляемых к ним требований и исключить их неконтролируемое тиражирование. Избирательные комиссии, комиссии референдума вправе самостоятельно определять формы такого контроля.
По решению комиссии они могут быть связаны с обязательным дежурством членов комиссии в типографии, изготовляющей бюллетени, ежедневным заслушиванием информации о ходе изготовления избирательных бюллетеней бюллетеней для голосования на референдуме , привлечением сотрудников органов внутренних дел к охране мест изготовления бюллетеней, иными формами наблюдения за выполнением типографией заказа на изготовление бюллетеней. Текст бюллетеня должен быть размещен на одной его стороне. Такой порядок прежде всего отвечает интересам обеспечения действительно равноправного участия граждан в выборах и референдуме, так как размещение какой-либо информации о кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках или вариантах ответов на вопросы референдума на оборотной стороне бюллетеня заведомо может быть расценено как попытка повлиять на волеизъявление избирателя, участника референдума посредством размещения текста бюллетеня на разных его сторонах. Кроме этого, помещение текста избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме только на лицевой стороне бюллетеня удобно для одновременного, полного и системного восприятия его содержания избирателями участниками референдума. Принимая во внимание сжатые в сравнении с основными выборами сроки проведения повторного голосования, а также наличие при его назначении у соответствующей комиссии всей необходимой информации, комментируемый пункт специально оговаривает, что в случае проведения повторного голосования текст бюллетеней и число заказываемых для изготовления бюллетеней утверждаются одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. Что же касается порядка осуществления контроля за изготовлением избирательных бюллетеней для повторного голосования, то в его утверждении нет необходимости, поскольку он уже был оговорен при проведении основного голосования первого тура выборов. Вместе с тем это вовсе не означает, что соответствующая избирательная комиссия не может установить дополнительных форм контроля за изготовлением бюллетеней при назначении повторного голосования. Существенное значение для оформления бюллетеня имеет размещение в каждом бюллетене информации о порядке его заполнения.
Несмотря на то что прямое указание на этот счет в комментируемом Федеральном законе отсутствует, оно закрепляется практически во всех федеральных конституционных законах, иных федеральных законах, законах субъектов РФ, регулирующих различные виды выборов и референдума. Порядок размещения информации в избирательном бюллетене устанавливается в зависимости от того, по какой избирательной системе проводятся выборы. В случае проведения выборов по мажоритарной системе, предполагающей голосование избирателей за или против конкретных кандидатов, бюллетень содержит в алфавитном порядке сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов, перечисленные в комментируемом пункте. При размещении в тексте избирательного бюллетеня тех или иных данных о кандидатах серьезные трудности представляет собой неурегулирование в законодательстве вопроса об источниках соответствующей информации. Представляется, что все данные о конкретных кандидатах, воспроизводимые в избирательном бюллетене, должны указываться исходя из соответствующих документов, представленных в избирательную комиссию, производившую регистрацию кандидата. Не исключается, что с момента представления документов о выдвижении кандидата в комиссию в данных о нем могут произойти изменения. В целях наиболее полного информирования избирателей о кандидате целесообразно, чтобы в избирательный бюллетень вносились сведения, актуальные на момент утверждения текста бюллетеня, однако такие изменения должны быть официально подтверждены. В любом случае, какие-либо изменения, произошедшие или ставшие известными после изготовления бюллетеня, не являются основанием для перепечатки бюллетеней.
В законе могут быть более конкретно определены сроки и основания уточнения данных о кандидатах. Если выборы проводятся по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе, и один и тот же кандидат баллотируется одновременно и в одномандатном округе, и в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, информация об этом в обязательном порядке помещается в тексте бюллетеня, изготавливаемого для голосования за кандидатов в одномандатном избирательном округе. Это правило рассчитано на то, чтобы дать избирателям максимальное представление об избирательной активности соответствующих кандидатов и тем самым сделать их выбор более осознанным. Вместе с тем законодательство никак не оговаривает необходимость информирования избирателей об одновременном участии кандидатов в выборах различного вида и уровня. Поскольку ни федеральные законы, ни законы субъектов РФ не запрещают гражданам одновременно баллотироваться на любые выборные должности в случае совмещения различных выборов, в электоральной практике распространенной является ситуация, когда один и тот же претендент зарегистрирован в качестве кандидата на две или даже более выборные должности. В этом случае было бы также целесообразно предусмотреть в соответствующих федеральных законах и законах субъектов РФ правило, обязывающее избирательные комиссии указывать в избирательных бюллетенях сведения об одновременном участии одного и того же гражданина в качестве зарегистрированного кандидата в нескольких выборах. При проведении выборов по пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется по спискам кандидатов. При этом в избирательном бюллетене в порядке, определяемом жеребьевкой, размещаются наименования избирательных объединений, избирательных блоков, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и или его соответствующей региональной части и символы избирательных объединений, избирательных блоков в одноцветном исполнении.
Жеребьевка, по результатам которой определяется позиция место избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших списки кандидатов, в избирательном бюллетене, проводится по решению и в порядке, определяемом соответствующей избирательной комиссией. Обязательным условием проведения такой жеребьевки является ее открытый характер, предполагающий участие в ней уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, представителей СМИ. В случае применения системы открытых списков кандидатов политических партий, избирательных блоков избирательный бюллетень должен включать в себя дополнительные данные см. В качестве гарантии, обеспечивающей достоверное информирование избирателей о наличии в биографии зарегистрированных кандидатов фактов прошлого противоправного поведения, законодательство предусматривает отражение в избирательных бюллетенях сведений о привлечении к уголовной ответственности. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в бюллетене в обязательном порядке должны указываться сведения о его судимостях п. Законодательство также предусматривает обязательное указание в избирательном бюллетене наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства. Комментируемая норма касается также кандидатов, выдвинутых в составе списков кандидатов, если их фамилии, имена, отчества в соответствии с п. Текст избирательного бюллетеня размещается так, чтобы справа от обязательных сведений о каждом зарегистрированном кандидате от наименования избирательного объединения, избирательного блока находился пустой квадрат.
В конце перечня кандидатов, наименований избирательных объединений, избирательных блоков помещается строка "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Такое расположение текста в избирательном бюллетене призвано обеспечить единую унифицированную для всех видов выборов, проводимых в Российской Федерации, процедуру голосования, при которой голосование может производиться только путем нанесения в избирательном бюллетене какого-либо знака в соответствующем квадрате по правилам, предусмотренным ст. Для голосования на референдуме в бюллетене точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет", под которыми помещаются пустые квадраты. Если на референдум выносится несколько вопросов, они включаются в разные бюллетени. При вынесении на референдум проекта закона, нормативного правового акта органа местного самоуправления в бюллетене либо полностью воспроизводится его текст, либо однозначно определяется содержание этого текста. Поскольку полное воспроизведение текста выносимого на референдум проекта, как правило, бывает невозможным, очень важное значение приобретает указание законодательства именно на однозначное определение содержания проекта в бюллетене для голосования на референдуме с тем, чтобы каждый участник референдума имел четкое, ясное и недвусмысленное представление о предлагаемых вариантах закона, иного нормативного правового акта. Учитывая особую важность голосования на референдуме за или против конкретных законопроектов, а также необходимость обеспечения условий для более полного ознакомления участников референдума с содержанием выносимых на голосование законопроектов, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные гарантии информирования граждан о предлагаемых вариантах закона. Так, в соответствии со ст.
Если текст проекта закона и текст действующего закона, который предлагается отменить или изменить, не приобщаются к бюллетеню для голосования, то они вывешиваются в помещении каждого участка референдума Российской Федерации для всеобщего ознакомления. В соответствии со ст.
Когда голосуем, за кого и сколько бюллетеней? Ликбез по Выборам-2023
На избирательных участках установили специальные терминалы, которые выдавали электронные бюллетени. Все предметы на избирательном участке – столы, ящики, кабинки – должны регулярно обрабатываться санитайзерами. В первую очередь нужно помнить, что в Избирательном кодексе нигде не написано, что нельзя фотографировать бюллетень, – и на это надо ссылаться в ответ на запреты комиссии. Количество бюллетеней на избирательном участке не может превышать более чем на 0,5 процента число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей.
В Башкортостане на выборах выдаются минимум два бюллетеня
Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума. По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в УИК, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке. Такие участки должны быть образованы ТИКами по согласованию с избирательными комиссиями субъектов РФ. Если для избирательного участка печатаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене.
Ответы на вопросы Викторины
Главная Избирательные комиссии Территориальные избирательные комиссии Страницы территориальных избирательных комиссий ТИК Лениногорского района Республики Татарстан Выборы и референдумы Выборы Президента Российской Федерации. * Если число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему избирательному округу, обнаруженных в сейф-пакете, больше указанного в соответствующем акте количества избирателей, получивших избирательные бюллетени. По завершении ввода избирательных бюллетеней распечатываются контрольные данные о ходе голосования, содержащие информацию о количестве избирательных бюллетеней, содержащихся в КОИБ. Если для избирательного участка печатаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене. Бюллетени после подсчета голосов в избирательном участке упаковывают в специальную тару, опечатывают печатью комиссии, составляют об этом акт и отвозят в вышестоящую избирательную комиссию.
Когда голосуем, за кого и сколько бюллетеней? Ликбез по Выборам-2023
Избирательная комиссия состоит не только из учителей. Кроме педагогов на выборах работают социальные службы, например, кто-то из Пенсионного фонда или соцобеспечения. Мы же все как бы на добровольных началах, точнее, на добровольно-принудительных. Это как работа на ЕГЭ: мало кому хочется летом сидеть на экзаменах, но надо. Плюс ко всему выборы — это дополнительные деньги, довольно существенные.
В сумме член комиссии может получать до 12 тысяч рублей, зависит от должности и нагрузки. Получаете ли вы какие-то установки? Как реагируете на провокационные ситуации? Потом пломбируются чемоданчики для надомников люди, которые вынуждены голосовать дома , они тоже прозрачные, как и урны.
У всех членов комиссии есть общая установка: домовые книги превыше всего. Что случись, должны их спасти. Пожар — берем домовые книги и уходим. По этой же причине запрещено держать воду на столе.
Не дай бог одно неловкое движение локтем, и все... Также мы не имеем права светить персональные данные. Некоторые приходят, снимая все на камеру, и я сразу прикрываю домовые книги листочками или чем придется. Единственное, я могу сказать, много или мало пришло человек и были ли ваши соседи.
Некоторые смотрят и удивляются: «Ничего себе, весь этаж уже сходил! Вдобавок недавно появилось новое правило. Прежде чем взять паспорт у избирателя, нужно спросить, разрешает ли он переписать свои паспортные данные. Если человек вдруг говорит «нет», то выдать бюллетень мы не можем.
Однажды к нам пришел дедушка, у которого паспорт был заполнен еще от руки видимо, 45 ему было очень давно. Дедушка отказался давать свои серию и номер, предъявив: «вы же видите, я проживаю по такому-то адресу, отдай бюллетень! А мы не можем. Дед начал истерить: «Вы нарушаете мое избирательное право!
Зачем вам мои паспортные данные? Вы потом с ними сделаете все что угодно! Просто никто его никогда не предупреждал. Дедушка расстроился, посчитал, что мы из вредности не даем бюллетень и что все в России куплено, развалили Советский Союз и как обычно.
Ушел со скандалом, стуча палочкой. Очень многие избиратели не понимают, что мы простые учителя.
Не позднее 6 сентября 2019 года бюллетени в установленном законодательством порядке передадут в участковые избирательные комиссии. Количество бюллетеней на избирательном участке не может превышать более чем на 0,5 процента число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, включённых в списки избирателей на соответствующем избирательном участке на день передачи бюллетеней. Если ожидается, что на участке много избирателей проголосует по месту нахождения, то количество бюллетеней может быть увеличено по решению соответствующей комиссии. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.
Но если в день выборов проводится несколько голосований на одном участке, то для каждого избиратель получает отдельный бюллетень. В единый день голосования 8 сентября в некоторых регионах республики будет проводиться несколько голосований. Источник: Отдел общественных связей и информации Аппарата ЦИК РБ Добавить комментарий Возможность комментирования без одобрения модераторами сайта доступна только зарегистрированным пользователям Имя обязательное.
Список избирателей не уточняется на основании поступивших в участковую избирательную комиссию: заявления избирателя о включении его в список избирателей сообщения избирателя об изменениях в сведениях о нем официальных документов уполномоченных органов и должностных лиц сообщений из средств массовой информации 15. Заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения можно подать: через сайт избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в УИК в уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг МФЦ в ТИК через Единый портал государственных и муниципальных услуг функций ЕПГУ 16. При проведении подсчета голосов избирателей вправе присутствовать: наблюдатели, иностранные международные наблюдатели члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов избиратели 17. Какой геометрической формы используется печать для проставления на лицевой стороне бюллетеня в случае использования КОИБ: прямоугольная 18. В день, предшествующий дню первому дню голосования, список избирателей: подписывается председателем и секретарем УИК, заверяется печатью комиссии подписывается секретарем УИК и двумя членами УИК подписывается только секретарем УИК и заверяется печатью комиссии только заверяется печатью комиссии 19. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции: нет верного ответа могут быть учтены нижестоящими комиссиями не обязательны для нижестоящих комиссий 20.
Количество бюллетеней на избирательном участке
- Как правильно заполнять бюллетень и как его случайно не испортить?
- О праве голосовать на выборах вне помещения для голосования
- Последние новости
- Сколько бюллетеней на избирательном участке: законодательные нормы
- Что нужно знать об избирательном бюллетене
- Для выборов президента РФ напечатают более 113 млн бюллетеней - Российская газета
Какие документы нужны, чтобы получить бюллетень
- Ответы на вопросы Викторины
- ЦИК утвердил количество избирательных бюллетеней к выборам президента
- Защита документов
- Напомните, а кто кандидаты в президенты?
- Президентские выборы в России (2024) — Википедия
- День первый: поджоги, зелёнка и 6000 заходов на госуслуги в секунду
«Дайте мне проголосовать за Пу-ти-на!»: наблюдатель на выборах — о закулисье избирательных участков
Рекомендуется на избирательном участке применять единообразный способ погашения избирательных бюллетеней. В избиркоме сообщили, что 112,6 миллиона бюллетеней будут распределены между регионами России, а остальные будут использоваться на избирательных участках, образованных на территории Байконура и за пределами страны. Все предметы на избирательном участке – столы, ящики, кабинки – должны регулярно обрабатываться санитайзерами. По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в УИК, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке. Интерфакс: Центризбирком России принял постановление, которое утверждает утвердил количество избирательных бюллетеней для голосования на выборах президента в 2024 году. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.