Новости ольга чегодаева капабланка

Рассказывает княгиня Ольга Чегодаева, вторая жена Капабланки: «Помню, в Париже в 1937 году был приём в кубинском посольстве в честь Риббентропа. Его второй женой была русская княгиня Ольга Чегодаева, родственница поэта Сергея Городецкого, впоследствии ставшая женой героя Америки, адмирала Ж. Кларка и выпустившая книгу «Памяти любимых неживых» (1992 г., Буэнос-Айрес). Документальная, познавательное. Режиссер: Игорь Волосецкий. Документальная, познавательное. Режиссер: Игорь Волосецкий.

Хосе Рауль Капабланка — 3-й чемпион мира по шахматам

Тут их следы теряются и только в 1934 году Ольга материализовывается как русская княгиня (титул якобы перешел от мужа) на светском приеме в Нью-Йорке, где покоряет сердце кубинского дипломата и экс-чемпиона мира по шахматам Хосе Рауля Капабланки. Вскоре после того, как Капабланка оставил свою первую жену-кубинку, он встретил красавицу Ольгу Чегодаеву, русскую княгиню, молодую вдову эмигранта. Ольга Чегодаева и Хосе Рауль Капабланка. Русская княгиня и кубинский шахматный король, Ольга Чегодаева и Хосе Рауль Капабланка были самой эффектной парой на бесчисленных дипломатических приёмах и балах, которые Ольга называла партиями. Хосе Рауль и княгиня Ольга (воспоминания Ольги Капабланка - Чагодаевой) - бесплатно полную версию (целиком). Судьба русской княгини Ольги Чегодаевой, ставшей женой гениального гроссмейстера Капабланки |.

Русские жены. Часть 2

Княгиня ольга чегодаева и шахматный король хосе рауль капабланка, в акте «Berenice» (Береника) приверженец-шипун Эгей проникся ироничной моделью, что он должен обладать полными ограничениями своей умирающей обезьяны Береники, и выламывает их, совершая. 24_Телеинтервью в Париже со страой дамой Ольгой Голициной. Ольга Чегодаева-Капабланка-Кларк: русская княгиня, "солнечная девочка" 39. Смотреть видео про Ольга чегодаева. Ольга Чегодаева и Хосе Рауль Капабланка. На момент их встречи Капабланке было 46 лет, Чегодаевой – 35.

Жёны шахматных королей

Русская княгиня и кубинский шахматный король, Ольга Чегодаева и Хосе Рауль Капабланка, были самой эффектной парой на бесчисленных дипломатических приемах и балах, которые Ольга называла партиями. Ольга боготворила своего гениального мужа, готова была идти за ним хоть на край света, вот только в Советском Союзе ей не пришлось побывать с ним никогда. Дополнительные данные.

Ольга постаралась. Еще шампанского? Да, пожалуй, надо расслабиться. На пароходе, везущем молодоженов в Голландию, Капа сидел на палубе закутанный в клетчатый плед. Ему на какой-то момент показалось, что ровные клетки черные и белые. Это все нервы.

Надо смотреть на водную гладь - свинцово-серую, мрачную и угрожающе застывшую. Ольга сидела в шезлонге рядом, делая вид, что читает, а на самом деле то и дело бросала на мужа озабоченные взгляды. Он сделан из другого теста. Никто не верил, что он не терзает себя ежедневными шахматными задачами, как все остальные, не выписывает шахматных журналов, не анализирует чужие партии. Для него шахматная партия - это танец, красивый, изящный, а главное - легкий, именно легкий. Бог дал ему особый талант: взглянув на первые два хода противника, до мелочей предугадывать тот причудливый танец черных и белых фигур, который развернется на шахматном поле. Капа заранее знал все "па" этого танца и практически никогда не ошибался. Но потом интуиция предала его, он стал совершать один неверный шаг за другим.

Появились его постоянные спутницы - депрессия и головные боли. Перед турниром АВРО он был в хорошем настроении. С гордостью он представлял свою красавицу Ольгу , раздавал налево-направо интервью. Многие отметили, что он выглядел помолодевшим и оживленным. Капа даже сел за белый рояль и сыграл свою любимую фугу Баха. Да-да, он очень неплохо умел играть не только в шахматы! Накануне матча он написал в своем дневнике: "Я выиграю, теперь я уверен. Моей самой сильной и любимой фигурой всегда была королева.

Теперь это Ольга. Я выиграю". Но увы... Условия для него в этом турнире были наиболее тяжелыми: ему пришлось переезжать из одного города в другой. Также обострились его проблемы со здоровьем: у него появилось стойкое повышение артериального давления. Чуткая Ольга убеждала: жестокая драма, которую он переживает не стоит того. Они еще молоды, относительно богаты, абсолютно счастливы. Она уговаривала его бросить шахматы и "просто жить".

Он поклялся ей, что АВРО-турнир был последним. Ольга завалила его рекламными проспектами модных курортов - Ницца, Ривьера, побережье Испании. Он поддакивал с притворным энтузиазмом и как мог, старался скрыть, что в голове у него с мучительным скрежетом проворачивается одна мысль - отыграться. Это случилось 7 марта 1942 года во время игры в шахматном клубе Манхэттена, знакомом ему с ранней юности. Капабланка проигрывал партию какому-то юнцу и сильно нервничал из-за этого. В результате случился инсульт, и гроссмейстер скончался на следующий день в госпитале "Маунт Синай", не приходя в сознание. После смерти Капабланки Ольга еще дважды выходила замуж - за олимпийского чемпиона по гребле и за героя Америки, адмирала Джеймса Кларка. Она дожила до глубокой старости и ушла из жизни в возрасте 95 лет в 1994 году.

О своем втором муже, легендарном шахматисте Капабланке, Ольга написала мемуары и вырученные за них средства перечислила его бывшей жене Глории Бетанкур и детям, с которыми ей удалось сохранить хорошие отношения.

Их семья столкнулась с типичными проблемами в браке. Отношения могли разрушиться из-за алкоголизма Оззи, его пристрастия к наркотикам, и неверности — спустя 30 лет брака нервы Шэрон сдали из-за очередной измены Оззи с молоденькой парикмахершей. Несмотря на это, супруга музыканта всегда находила в себе силы простить мужа и помочь ему вернуться в семью. Ему очень сложно, как и нам всем. Но я счастлива, что он принял правильное решение бороться со своими демонами», — как-то сказала Шэрон журналистам. Тем не менее складывается ощущение, что ничто не может убить любовь этой странноватой, но все же крепкой пары. И во многом это заслуга Шэрон, ее бесконечного терпения и преданности.

Я знаю его с 18 лет, а сейчас мне 64 года, вы можете в это поверить? Вот как она описывает эту встречу: «Все начали танцевать, кроме одного мужчины. Я заметила, что он пытался оказаться рядом со мной. Тихо, но отчетливо он произнес: «Когда-нибудь мы с вами поженимся». Когда я засобиралась домой, он подошел и сказал: «Пожалуйста, дайте мне ваш телефонный номер и позвольте вам позвонить. Меня зовут Капабланка». На следующее утро раздался телефонный звонок». После этого звонка они были неразлучны.

И хотя Ольга не разбиралась в шахматах, она посещала все турниры, в которых принимал участие ее муж. На вопрос, не скучно ли ей смотреть игру, которую она не понимает, отвечала, что следит не за игрой, а за лицом супруга и по нему догадывается о положении дел. Ольга была неистовой защитницей супруга и его покоя, за что соперник Капабланки Александр Алехин прозвал ее тигрицей. С мужем же она была нежной, ласковой и называла его просто Капа. Мы с ним разговаривали по-французски. Этим языком он владел блестяще. Это была любовь с первого взгляда. Капабланка сказал мне при знакомстве: «Мы обязательно поженимся!

И вскоре мы действительно поженились! Капабланка очень любил Россию.

Любовь и ненавистьСтрана: РоссияРежиссер: Александр ГоршановЖанр: документальныйПродолжительность: 00:39:02Год: 2012Перевод: не требуетсяОписание: В 30-е годы двадцатого столетия шахматы и шахматисты были в большом почете. А Капабланка был не только шахматным королем, но и дипломатом. Перед ним преклонялись все, вплоть до коронованных особ.

Информация

Правда, этот брак продлился недолго — до того момента, пока он не встретил русскую княгиню Ольгу Чегодаеву. Гроссмейстер Хосе Капабланка с супругой Ольгой Фото: chesshistory. В 1921 ее семья эмигрировала в Константинополь, где Ольга вышла замуж за князя Чегодаева. Позже они переехали в Америку, где она и встретилась с Хосе Капабланкой. Супруга Глория отказывалась сопровождать гроссмейстера на турнирах, и по Европе он путешествовал один. Их отношения начали портиться, они постепенно отдалились друг от друга. Когда они встретились с княгиней Чегодаевой, его семья уже фактически распалась. Хосе Рауль Капабланка и его жена Ольга Фото: chesshistory. Об их знакомстве она позже писала в своих воспоминаниях: «Все начали танцевать, кроме одного мужчины.

Я заметила, что он пытался оказаться рядом со мной. Тихо, но отчетливо он произнес: «Когда-нибудь мы с вами поженимся». Когда я засобиралась домой, он подошел и сказал: «Пожалуйста, дайте мне ваш телефонный номер и позвольте вам позвонить. Меня зовут Капабланка». На следующее утро раздался телефонный звонок.

А Капабланка был не только шахматным королём, но и дипломатом. Перед ним преклонялись все, вплоть до коронованных особ.

Его русская жена Ольга в славе своей и красоте не отставала от именитого мужа.

Однако ни к быту, ни к браку любвеобильный Таль не испытывал интереса, и все его браки распались. Тем не менее все женщины вспоминали о Михаиле с неизменной нежностью. Михаил Таль и Салли Ландау Борис Спасский Советский и французский шахматист, заставший золотую шахматную эпоху, 10-й чемпион мира по шахматам, в 1972 году уступивший титул Бобби Фишеру. Сейчас Борису Спасскому 84 года, и он старейший из ныне живущих чемпионов мира по шахматам. В молодости это был харизматичный, прекрасно сложенный и обходительный молодой человек, которого любили женщины, и он отвечал им взаимностью. Спасский был женат три раза, и в каждом браке у него рождались дети. Третьей женой суперчемпиона стала француженка русского происхождения, внучка царского генерала Дмитрия Щербачева.

Разрешение на брак пришлось просить у Брежнева. После перестройки шахматист вернулся из Парижа в Москву и стал жить с четвертой, гражданской женой. Любитель отпускать неосторожные замечания в адрес соперников и большой ценитель женской красоты, которого часто можно было встретить в компании моделей. Однако Топалов не торопился жениться и впервые связал себя узами брака только в 2010 году.

Когда он приезжал на турниры, женщины поджидали его у входа. Он был очень влюбчивым, и связывать себя узами брака известный шахматист и дипломат не спешил. Во время его визита в Петербург у него было несколько романов с балеринами Большого театра. А женился Хосе все-таки на кубинке, Глории Бетанкур, и, как он и мечтал, его двое детей родились на Кубе. Правда, этот брак продлился недолго — до того момента, пока он не встретил русскую княгиню Ольгу Чегодаеву. Ольга была дочерью полковника царской армии Евгения Чубарова, служившего в Тифлисе.

В 1921 ее семья эмигрировала в Константинополь, где Ольга вышла замуж за князя Чегодаева. Позже они переехали в Америку, где она и встретилась с Хосе Капабланкой. Супруга Глория отказывалась сопровождать гроссмейстера на турнирах, и по Европе он путешествовал один. Их отношения начали портиться, они постепенно отдалились друг от друга. Когда они встретились с княгиней Чегодаевой, его семья уже фактически распалась. Своей самой блестящей партией Капабланка называл вовсе не ту, что была сыграна за шахматной доской, — так он говорил о браке с Ольгой. Об их знакомстве она позже писала в своих воспоминаниях: «Все начали танцевать, кроме одного мужчины. Я заметила, что он пытался оказаться рядом со мной.

Как жилось в браке женам талантливых мужчин

Но матч-реванш между Алехиным и Капабланкой так и не состоялся. Свою шахматную деятельность Капабланка успешно совмещал с деятельностью дипломата — во время своих визитов в СССР одновременно с участием в турнирах успевал вести переговоры о налаживании торговых отношений между Советским Союзом и Кубой. Капабланка очень интересовался Россией и был сторонником укрепления её связей со своей родиной. Как настоящий дипломат, Хосе Рауль Капабланка был вежлив, прекрасно воспитан, и, по воспоминаниям современников, был очень приятным и легким в общении человеком. Вполне объяснимо, что такой человек, как Хосе Рауль не был обделен вниманием женщин.

Он был трижды женат, его третьей — и последней — супругой была русская эмигрантка Ольга Чегодаева, с которой он познакомился в США. Ольга была творческой натурой — потомкам остались воспоминания, написанные ею о своем знаменитом муже. Виктор родился в 1913 году в Нью-Йорке, в семье русских эмигрантов. Вскоре семья Драгунских переехала в Россию.

Виктор начал публиковаться с 1940 года.

Русский поэт Константин Бальмонт называл ее «солнечной девочкой», но Ольга превращалась в настоящую тигрицу, если ей казалось, что муж нуждался в ее защите. В 1942 году Капабланка умер от инсульта.

Ольга прожила еще четверть века. После Капабланки у нее было еще два мужа. Замужняя Елена познакомилась с Дали в испанской деревушке, куда художник пригласил ее мужа отдохнуть.

Знаменитый сюрреалист носил тогда белоснежные брюки, шелковые рубашки, жемчужное колье и браслет. Он произвел на Елену, которую муж называл Гала «праздник» в переводе , сложное впечатление: по ее словам, она сразу поняла его гениальность, но уж очень он был ни на кого не похож. Тем не менее 35-летняя Гала тоже очаровала 25-летнего художника, и дальнейшая их жизнь проходила рядом.

Она была для Дали всем: возлюбленной и матерью, нянькой и музой, агентом и домоправительницей... Про нее говорили, что она жадная и алчная, а она утешала Дали, когда он просыпался от ночных кошмаров, следила за тем, чтобы он вовремя принимал лекарства, терпеливо, шаг за шагом сражалась с его мнительностью и неуверенностью. Совместная жизнь супругов отличалась эксцентричностью: они оба вели беспорядочную интимную жизнь, сохраняя вместе с тем нежность и страсть друг к другу.

Гала умерла раньше на 7 лет, и остаток жизни художник безутешно горевал по любимой. Кадр из фильма «Бал сказок» Они познакомились в гардеробе венского кафе. Гардеробщица не хотела обслуживать девушку, пока пальто не получит знаменитый композитор, и Имре Кальман возмутился.

Зачем мне было это нужно, что я собирался делать дальше с той странноватой коллекцией вырезок? Бог его ведает. Думаю, что это было нечто инстинктивно-рефлекторное, подобное действиям пчелы, набивающей себе брюшко нектаром и не задающейся вопросом, зачем она это делает… Таинственность же, я бы сказал, фантастичность образу Ф. Медведева придавала прежде всего та легкость необычайная, с которой этот господин перемещался по всему свету.

Спектр его ярких опусов был ошеломляюще пестр: хлесткие злободневные интервью со знаменитыми писателями, актерами, деятелями кино, художниками Ч. Айтматовым, С. Михалковым, С. Образцовым, И.

Глазуновым, Е.

Устрой так, чтобы приехать ко мне на недельку… О, узнаю тебя, Марочка моя! Почему только на неделю? Помнишь твои прежние мечты побыть вместе, остаться вдвоем, «хотя бы только на неделю»?

А оставались по месяцу и то не могли никак насладиться друг другом, налюбоваться, нарадоваться. Нет, не на неделю, и теперь уже не на месяц, а совсем, я тебе уже писал в прошлом письме, как я хочу и как будет. Писал искренно и честно. И того же прошу у тебя.

Не хитри: «На неделю». Неужели думаешь, что меня, моего желания, моих буйных и тихих ласк, бесстыжих и нежных слов хватит только на неделю!? Нет, ты меня ведь знаешь, как никто, знаешь, что полюбил тебя любовью, которая на годы, которая не успокоится до тех пор, пока не свяжет, не сольет, не скует нас совсем. И тогда не успокоится, а будет еще беспокойней, тревожней, набатливей, жадней, ревнивей, а значит, сильней и крепче.

Пишешь: «Хочу тебя видеть». Ведь не только видеть, да? И целовать, и ласкать, и быть моей без конца — и так, как бывало часто-часто. И так, как было только раз, и так, как еще ни разу не было!

Хочешь, женушка, голубка моя? Будет, будет так! Сейчас только послал тебе телеграмму, что сделал так, чтобы мы были вместе совсем, и в предыдущем письме писал тебе об этом. Будет больше и лучше!

Верь и знай! Друг ты мой, как хорошо читать «жду тебя». И как обидно, как больно, что заставляют ждать тебя, что не дают рвануться к тебе со всей силой истосковавшейся по тебе страсти. Что же, тем сильнее, тем неодолимее стремление, тем крепче мы прижмемся друг к другу, тем неразлучнее сплетемся, когда останемся вместе.

Не так ли, радость ты моя, Маринька моя? Меня скрутило здесь опять. Но от твоего «крепко целую… твоя…» я бы из гроба встал. Не беспокойся — отлежусь денек с этой телеграммой перед глазами, буду пить каждое ее слово измучившимся сердцем, как лекарство, — знаю, чувствую — все пройдет.

И доктор говорит, что молодцом, крепыш, он дивится такой бодрости — он того не знает, откуда она, что она от Марочки моей, от того, что женушка издалека приласкала своего муженька и дала почувствовать, всем существом ощутить, что будет, когда она будет вблизи, рядом, губами в его губы, ногами в его руках, вся-вся в нем… О, как хочу целовать твои волосы там, где они почти черные. Целую тебя всю, напропалую! Люблю тебя, моя жизнь, люблю сумасшедше, неистово. Хочу тебя так буйно, как никогда еще не хотел!

Только тебя, только тебя одну, потому что твой, весь только твой муж. Вот видишь — какой я нехороший — в радости, в восторге от твоей ласки опять забыл о тебе. Почему сообщаешь так скупо: «здоровье по-прежнему». Наверное, бедняжка, мучаешься зверски?

Когда же ты научишься беречь себя? Целую крепко, крепко. Так вышло, что с той поры мой адрес изменился, и теперь, проживая рядом с бывшим домом Марии Антоновны, я каждый день прохожу мимо здания общества «Россия» и иногда поднимаю голову, глядя в окна, за которыми когда-то жила одна из самых красивых женщин своего времени, жена крупного советского партийца, издателя, литератора, замечательного человека Петра Чагина, в которую наверняка был влюблен великий русский поэт Сергей Есенин кстати, несравненная Мария Антоновна была уверена, что его стихотворение «Шаганэ, ты моя Шаганэ…» посвящено именно ей. И всякий раз в память о нашей дружбе я мысленно говорю ей: «Привет, Мария Антоновна!

Как поживают ваши кошки? О Людмиле Кирсановой. Находка в моем архиве «Люсенька, будьте моей женой…» — сказал ей Семен Кирсанов на другой день после знакомства. Моя встреча с вдовой Семена Кирсанова Людмилой произошла в Москве в конце 70-х годов.

Я не помню, кто познакомил меня с ней и где мы беседовали… Помню лишь, что молодая вдова культового поэта XX века, друга Маяковского и Есенина, после смерти мужа то появлялась в Москве, то надолго исчезала. По одним слухам, жила в Испании, по другим — где-то в Хорватии. Чем она занималась, на что жила, я так и не понял… Говорила и говорила, перескакивая с темы на тему, не давая мне возможности задать вопрос. После единственной нашей встречи в моем архиве осталось вот это полуинтервью, полумонолог Людмилы Кирсановой.

Мне кажется, что он весьма интересен. Учился на филологическом факультете Одесского института народного образования. В 1924 году познакомился с В. Маяковским, стал его горячим последователем.

В 1926 году переехал в Москву, вошел в литературную группу «ЛЕФ». К поэзии С. Кирсанова неоднократно обращались композиторы-песенники. Особую известность приобрело его стихотворение «У Черного моря», положенное на музыку его земляком композитором М.

Табачниковым, а получившаяся песня впервые исполнена еще одним одесситом — Л. Умер Кирсанов в Москве 10 декабря 1972 года. Лиля Брик [6] почему-то сказала о нем: «Его не любила ни одна женщина». Но многие его стихи — о любви.

Но я не любила ею заниматься. Это было не для меня. Москва тогда строила Черемушки. И я оказалась в числе строителей.

Сохранилась фотография, где я таскаю кирпичи возле деревеньки Вознесение. Как-то меня послали в какой-то барак агитировать. Я увидела жутких обросших мужчин. В бараке не было ни горячей, ни холодной воды.

Я сумела помочь ребятам и «пробила» им воду. И в знак протеста против того, что я повидала, перестала заниматься этой общественной деятельностью. Тогда меня сняли со стипендии. По отношению ко мне поступили жестоко, ведь я жила без помощи родителей.

В семье нас было пятеро детей. Я единственная училась в Москве, и иногда по праздникам родители присылали мне сто рублей тогдашними деньгами. Окончательно поняв, что так жить невозможно, я устроилась на кафедру простой лаборанткой, подрабатывать… Шел 1955 год. Я обомлела, но, тем не менее, мне и вправду выдали стипендию аж за четыре месяца сразу.

Я получала «хрустящую» сталинскую стипендию. И вот я, счастливая, врываюсь к подружке, девочке из Симферополя, жившей в соседней комнате, и буквально ору на все общежитие: «Лизка, сегодня гуляем! Билеты на двоих купила я. Шла «Анна Каренина».

Тот день мне запомнился совершенно четко — 26 марта 1955 года. Эта дата прямо осела в моей памяти. Деньгами, МХАТом, такси. Ведь мы с Лизкой поехали на такси.

Выходим из театра, вокруг которого тогда были какие-то маленькие магазинчики, заходим то в один, то в другой. И вдруг сталкиваемся с мужчиной необыкновенной красоты, волосы с проседью, шикарный шарф, пальто в рубчик… Он вошел в магазин и сразу обратно. А я была девочка интересная, и Лизка бросает: «Вон тот дядька на тебя посмотрел, зашел в магазин и вышел, наверняка за тобой…». Я шучу: «Ну, скажешь тоже, за мной… Давай-ка лучше купим лук».

И вдруг слышу в спину вопрос: «Девушка, посоветуйте, что лучше купить». Я парирую: «Ну что покупают в марте! Конечно, зеленый лук…». И мы пятимся от него.

А Лизка мне шепчет: «Фу-у-у, дура! Стоим, а Лизка все причитает: «Видишь ли, ей не нравится такой красавец». Я в ответ: «Почему? Он мне очень понравился».

Ведь в каждой женщине есть какое-то особое свое зрение. И слух свой. Поэтому она сразу все схватывает. И я все поняла, хотя совершенно не знала этого человека.

Вдруг этот «пальто в рубчик» подходит к нам и говорит: «Девушки, хотите, я подвезу вас? А вы знаете, что значила в те времена «Победа»? Мы немного растерялись, а он представляется: «Семен, физик, — и показывает на своего шофера, — Анатолий Владимирович». И сразу дальше: «Ну, так куда вас подвезти?

А Лизка сзади щиплет меня и шипит: «Ты что, мы же их не знаем! Лизка продолжает шипеть… Я тогда еще не курила, только «для понта» носила в сумочке сигареты «Фэмэли» в такой красной длинной коробочке с серебряной или золотой окантовкой. Достаю эти сигареты, а «пальто в рубчик» вынимает из кармана шикарные английские сигареты в жестяной коробке с морячком. И тут началась блестящая игра.

Нейтроны, позитроны, синхрофазотроны… А были мы геологички. В общем, домчались до МГУ. А я все сидела и думала, что делать, если этот господин напросится в гости. Ведь пройти в общежитие было очень трудно, почти невозможно.

Ко мне как-то приезжала мама, так пропуск ей я выбила с большим трудом. И нам пришлось расстаться с незнакомцем. Прощаясь, он написал мне на коробке спичек свой телефон, а я на его коробке — свой. С Лизкой еще долго обсуждали произошедшее.

Она очень ругала меня за вольность мыслей. Утром тороплюсь на лекцию, меня подзывают к телефону. Он: «Люсенька, вы можете спуститься? О, господи!

Такого в жизни я никогда не видела. И наверняка уже не увижу: мой вчерашний знакомый держит в руках огромную корзину цветов. Чего только в ней не было: тюльпаны, розы, гвоздики, гладиолусы, нарциссы, фиалки!.. Мы можем поехать позавтракать?

Все было так неожиданно, так необычно. Мелькнуло: «Как я понесу эту корзину? Куда я ее дену? Конечно, ни на какие лекции в тот день я не пошла.

Договорились встретиться в три часа. Попросила Лизку отнести подарок в комнату, а сама побежала искать у студенток кофточку покрасивее. На каком-то этаже повстречалась с преподавателем, профессором университета я дружу с ним и сегодня. Почему-то он неожиданно дал мне на прочтение томик Шопенгауэра.

В машине он обратил внимание на книгу, которую я сжимала в руках, и удивленно воскликнул: «Неужели нынешние студентки читают Шопенгауэра? Тут же водитель Анатолий Владимирович поинтересовался: — Вы, наверное, как все девушки, любите Щипачева? И я начинаю читать «Геркулеса». Вдруг он спрашивает: «А вы знаете поэта Семена Кирсанова?

Так что я знала этого поэта, но личность моего нового знакомого с ним не ассоциировалась. Вдруг Семен говорит: «Люсенька, хочу признаться: я вовсе не физик, я поэт Семен Кирсанов». Я почему-то не удивилась и бросаю: «Я сразу поняла, что вы не физик». Надо сказать, что в ресторане я оказалась впервые в жизни.

Мы сидели в каком-то отдельном зале за длинным столом. Бегали официанты, собиралась публика. И тут у меня мелькнула наивная мысль: «Как же так? Человек, который только что познакомился со мной, дарит цветы, ведет меня в дорогой ресторан…» Начали накрывать на стол, какой только чертовщины не принесли… Разные закуски, травы, напитки… Впервые в жизни я тогда попробовала вино.

Выпиваем по бокалу. И вдруг Кирсанов наклоняется ко мне и говорит: «Люсенька, я хочу, чтобы вы стали моей женой». Эта фраза до сих пор стоит у меня в ушах. Стали встречаться, все было очаровательно.

Телеграммы, письма, признания к сожалению, я имела глупость сжечь письма Кирсанова ко мне. Моя жизнь стала иной. Уезжая в геологические экспедиции на Тянь-Шань, я скучала по Семену. Четыре-пять месяцев приходилось отсутствовать в Москве, жить в горах, при лавинах, часто рискуя… Но было в моей жизни, конечно же, больше радостного, даже счастливого.

Первый наш Новый год с 1958 на 1959 год мы встретили в Доме актера на улице Горького. Я видела, что Кирсанову приятно представлять меня своим друзьям. Я была молодой, красивой, никакой косметикой тогда не пользовалась, носила длинную косу. Кирсанов купил мне красивую одежду, хотя я и без нее выглядела прекрасно.

И сейчас помню, кто сидел с нами за столом: Плучек [7] с женой Зиночкой, Тенин с Сухаревской [8]. Я как-то странно чувствовала себя в этой компании, ведь я была совсем девчонка. И оказалась в кругу таких людей… Как вести себя? И я повела себя естественно, танцевала, пела.

Восхищенные мной друзья Семена спрашивали его: «Где вы нашли такую замечательную девушку? Да что литературная, весь столичный культурный мир… Первая встреча с Лилей Юрьевной Брик была фантастической. Приехали на Кутузовский проспект, где она жила. На мне свитерок, какая-то юбочка… Тогда я кормила сына Алешу.

Я и вправду не любила косметику и не пользовалась ею. Тот день и те минуты я никогда не забуду. Я четко это вижу и сегодня, как в кино. Лиля Брик меня потрясла.

Создались разные впечатления: и хорошие, и не очень… Когда она меня позже познакомила со своей сестрой Эльзой Триоле, то я сделала вывод, что сестра лучше Лили. О Брик и сейчас много сплетничают. Наверное, есть причины. Она имела, например, такую особенность как говорить о присутствующем в третьем лице.

Кого-то это унижало, и человек замыкался. Помню, что как-то сразу, с первой встречи, я поняла Лилю своим крестьянским умом. Когда она спросила Кирсанова: «Сема, где вы ее нашли? Я не сдержалась: «Неправда!

Ни у кого в жизни я не просила автографов! Ведь я общалась с разными известными людьми, в том числе и с Пабло Пикассо, но и у него не попросила автографа. Я ни перед кем никогда не испытывала благоговения, для меня существует человек и все. Лиля Юрьевна спросила меня: «Люсенька, вы комсомолка?

Лиля опять: «Семик, где вы ее нашли? И Эльзу Триоле я звала Эльзой. С домом на Кутузовском у нас установился «ритуальный четверг», когда мы с Семеном приходили к ней и к Василию Абгаровичу Катаняну [9]. Хочу сказать, что у Кирсанова было какое-то особое отношение к этому дому, к Лиле Брик.

Иногда я на это злилась, потому что он перед ней просто вытягивался во фрунт. Лиля язвила, она была резким человеком. При муже она задавала мне неловкие вопросы: курю ли я, пью ли я? Могла задать любой вопрос, с потолка.

Всякое случалось, но мы регулярно посещали этот дом. Часто приходил Андрей Вознесенский. Были люди из окружения Солженицына. Разные гости из других стран.

Конечно, мне было очень интересно. Кто-то назвал эту квартиру салоном, в таком толстовском, хорошем смысле слова. Не то чтобы люди приходили туда посплетничать, поболтать, многих притягивал ореол Маяковского. Каждый год день 14 апреля обязательно отмечался.

Один стул пустовал. Напротив стояла рюмка, которую ставили как бы для Маяковского. Несмотря на мой иногда проявлявшийся гонор, Лиля относилась ко мне все лучше и лучше. Однажды она меня спросила: «Люсенька, если бы сейчас я как раз сидела напротив этого стула сидел живой Володичка, между вами мог бы вспыхнуть роман?

В этом доме о смерти Маяковского говорили постоянно. Именно от Лили я узнала подробности случившейся много лет назад трагедии. И я понимала, что Маяковский остался главным человеком всей ее жизни. Я дотошно расспрашивала Лилю о тех днях.

И она почти была уверена, что он убил сам себя. Рисковая выходка Кирсанова — Правда, в общих застольных разговорах возникали и версии убийства. Помню, однажды мы с Кирсановым проговорили на эту тему у Брик целую ночь. Конечно, кое-что я уже забываю, но помню, что Лиля акцентировала, что предсмертная записка Маяковского датирована 12-м числом, а умер он 14-го.

Лиля считала, что записка жгла его сердце, что он ее написал просто в минуту душевной слабости, еще не окончательно приняв страшное решение. Кирсанов «подливал масло в огонь», вспоминая эпизод, который случился за несколько дней до гибели Маяковского. В доме на Мещанской, где жили тогда друзья Маяковского — Катаев, Кирсанов и другие, была настоящая попойка, и Кирсанов «выкинул номер». Дело происходило на девятом этаже.

Семен с кем-то поспорил, сколько времени продержится на вытянутых руках, держась за перила, над лестничным пролетом. И если бы его не оторвал какой-то пожилой господин он был врачом , поднимавшийся по лестнице, Кирсанов разбился бы насмерть. Как знать, может быть, эта рисковая выходка Кирсанова каким-то образом подействовала на Маяковского? Хочу сказать, что Кирсанов не вел дневников, только иногда беспорядочно что-то записывал.

Уже в конце жизни он подолгу лежал в больнице на Рублевском шоссе и что-то набрасывал в блокнотах. У меня сохранилось несколько страничек из такой записной книжки, где он рассуждает, почему человек перед смертью вспоминает все самое яркое и сильное, что пережито им. Эти странички завершает такая фраза: «Вспомнил. Может, повеситесь на этих подтяжках?

Я верю этим последним записям Кирсанова. Ведь они конкретны, они свидетельствуют. Хотя Кирсанов, если честно, никогда не говорил ни «да», ни «нет». Он говорил загадками и, в частности, о том, что касалось смерти Маяковского.

Лично я всегда переживала во время этих разговоров, потому что очень нежно и пылко относилась к личности Маяковского. Однажды в интервью польским журналистам Лиля Юрьевна заявила, что у Маяковского постоянно была повышенная температура, что он всегда был нездоров и поэтому мог покончить с собой… Друзья Маяковского, как мне кажется, срослись, сжились с ритмом жизни и характером поведения великого поэта. Во всем, в том числе и в быту. Как-то Семен мне заявил: «Люся, почему-то мой голос стал хриплым.

И почему-то я стал полнеть, а, может быть, мне плохо сшили костюм? Семен признался мне, что накануне трагедии с Владимиром Владимировичем он не мог уснуть, метался, пребывал почти в панике. Вообще на эту тему я могу говорить бесконечно. Считаю, что во всей этой трагической истории много неясного, и я пыталась подойти к ней со всех сторон.

Вы, например, знаете, что Маяковский сначала был влюблен в Эльзу? И то, что он это свое чувство свято хранил? Ведь я, так вышло, Эльзу Триоле знаю лучше, хотя с Лилей Юрьевной виделась больше. Четыре месяца мы с Кирсановым жили на вилле Эльзы и Арагона [10] рядом с музеем Родена.

Общались, разговаривали, завтракали, ужинали, посещали музеи. Вначале мы с Семеном жили в гостинице и платили по тогдашним временам не так уж дорого — 39 долларов в сутки. Вдруг примчалась Эльза и сказала: «Хватит», усадила нас в машину и привезла к себе. Она занимала целый этаж великолепного особняка — 10 комнат, и мы стали жить в двух из них.

Рядом был кабинет Арагона. Мне казалось, что я была слегка влюблена в него.

Ольга Чегодаева «Хосе Рауль Капабланка - молодые годы»

Я ведь до этого был единственным, кто компьютерам матчи не проигрывал… Действительно, Крамник как-то особо умел заставить железяку играть по-человечески и совсем не в «бисову силу». Открою маленький секрет. Когда-то Владимир на одном из турниров применил против компьютера любопытную расстановку сил с королем на f2 и продвинутыми вперед пешками королевского фланга при запертом центре и выиграл «в одни ворота». Дома я повторил его стратегию. И мой железный соперничек — чемпион мира, кажется, 1995 года — начал проигрывать черными партию за партией и в конце концов признал мой личный коэффициент третьим!!! Впереди — лишь Каспаров и Ананд!

Мы еще поговорили, и так как мечта Карла Шеннона и Михаила Ботвинника — через шахматные программы понять, как мыслит человек, — оказалась несбыточной, а машина берет лишь немыслимым быстродействием и счетом вариантов, Крамник свой вердикт подтвердил. Впрочем, в переносном смысле эти слова относятся и к шахматному миру вообще: добрый десяток малых и средних турниров прокатился в предновогодние дни по всему миру: от английского Гастингса, стартовавшего еще в 1895 году, до поединков в Дели, Москве, Одессе, Памплоне, Реджио-Эмилио. Молодежь, например, не знает, чем однажды еще в советские годы завершился последний из них. Выслушав гневную проповедь, «мудрейший Вася», как звали Смыслова шахматисты, поправил очки и спокойно ответил: — Вы зря волнуетесь. Ведь победил все равно представитель советской шахматной школы.

Чиновник задохнулся от бешенства: его как раз и возмущало то, что первое место занял экс-чемпион Москвы. Но к тому времени — уже гражданин Израиля… Сегодня же не чиновника, но всех российских любителей Игры порадовало то, что на приметном турнире в Памплоне москвич Александр Морозевич финишировал первым, а молодой по годам и по стажу москвич Дмитрий Яковенко — вторым. Здесь проявилась и еще одна особенность современных шахмат: турниров так много, что сильнейшие могут играть в них без опаски ухудшить свой рейтинговый имидж. У Морозевича, к примеру, совсем не пошла игра на Мемориале Таля, и он потерял фантастически много: 19 пунктов в общем списке гроссмейстеров. Но вот через месяц началась Памплона, и поболее двух третей потерянного Саша восстановил.

Так что былое сожаление о каждом рейтинг-очке у действительно хороших игроков в общем-то позади, и в какой-то мере это сказывается и на стиле игры: можно не слишком заботиться о путях отступления. За победу борются 14 гроссмейстеров: приглашенная элита и победитель прошлогоднего турнира В. На сей раз в группе сильнейших и позапрошлогодний победитель украинец Сергей Карякин и норвежец Магнус Карлсен, которым только по 17.

Но через некоторое время в Нью-Йорке на дипломатическом приеме он познакомился с русской княгиней Ольгой Чегодаевой. Красота этой женщины буквально сразила шахматного короля — и с тех пор он больше не посмотрел ни на одну женщину.

Из воспоминаний Ольги Капабланки:«Все начали танцевать, кроме одного мужчины. Я заметила, что он пытался оказаться рядом со мной. Тихо, но отчетливо он произнес: «Когда-нибудь мы с вами поженимся». Когда я засобиралась домой, он подошел и сказал: «Пожалуйста, дайте мне ваш телефонный номер и позвольте вам позвонить.

Художник, невзирая на предупреждения друзей «Осторожно! Она русская, а значит, придется жениться! Они вместе гуляли, много разговаривали, Пикассо постоянно рисовал Ольгу и даже познакомил ее со своей матерью. После свадьбы в Париже были сняты сразу две квартиры: одна — для мастерской художника, вторая — для семейного гнездышка. Ольга с головой погрузилась в наведение уюта, бросив ради мужа балет, и в Южную Америку труппа Дягилева уехала без нее. Пикассо же через некоторое время стал тяготиться верной и правильной женой.

Ему не хватало безумств, свойственных его натуре авангардиста. Не прошло и 10 лет после свадьбы, как он влюбился в другую, и все завертелось, как и до встречи с Хохловой. Ольга, успевшая серьезно полюбить художника, преследовала его очень долго, чем не на шутку раздражала увлекающегося Пикассо. Потом она стала требовать развода, уйдя из его дома вместе с сыном, но Пикассо так и не развелся с женой: после развода согласно брачному контракту она должна была получить большую часть его картин. Ольга Хохлова, русская танцовщица, осталась единственной женой Пикассо. Добавьте сюда непревзойденный талант и известность. Ольга родилась в Тифлисе. К моменту их встречи за плечами у нее был брак с блистательным князем Чегодаевым и переезд в 1921 году в Америку.

Я заметила, что он пытался оказаться рядом со мной. Тихо, но отчетливо он произнес: «Когда-нибудь мы с вами поженимся».

Когда я засобиралась домой, он подошел и сказал: «Пожалуйста, дайте мне ваш телефонный номер и позвольте вам позвонить. Меня зовут Капабланка». На следующее утро раздался телефонный звонок.

Капабланка Хосе Рауль (с женой Ольгой Чегодаевой)

Хосе Рауль Капабланка и Ольга Чегодаева встретились когда ему было 46, а ей 35. Ольга Чегодаева и Хосе Рауль Капабланка. А Ольга Чегодаева, похоронив мужа, спустя пару лет вышла за всеобщего американского любимца – адмирала Ж. Кларка. Хосе Рауль Капабланка и Ольга Чегодаева-Капабланка. Это была русская княгиня Ольга Чегодаева из семьи эмигрантов первой волны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий