Крестопоклонная Неделя — это третье воскресенье Великого поста. Третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонной неделей.
НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Неделю Крестопоклонную можно считать серединой Великого поста. Третье воскресенье Великого поста — Неделя Крестопоклонная — ознаменовано изнесением в православных храмах Честного древа Животворящего Креста Господня для молитвенного поклонения верных и их духовного укрепления в великопостных трудах. Наступила третья седмица Великого поста, во время которой Церковь предлагала нам воспоминание о блудном сыне, а также готовила нас к третьему воскресению поста – Неделе Крестопоклонной (по-гречески: κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως). Неделя крестопоклонная (греч. κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως) — название третьей Недели (воскресенья) Великого поста, с которой начинается четвёртая седмица Великого поста, которая так же называется «Крестопоклонной».
Неделя Крестопоклонна
В материале РЕН ТВ расскажем об особенностях третьей недели Великого поста , о том, что можно и нельзя делать в это время и приведем календарь питания на эти дни. Значение Великого поста Великий пост — это установленный православной церковью период строгого воздержания, во время которого верующие не употребляют в пищу мясо, яйца, молочные продукты, рыбу. Он длится сорок дней в память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне. В древней церкви в каждом монастыре был свой устав, который регламентировал степень постного воздержания. Сегодня в России используется Иерусалимский устав, изначально созданный на Святой земле в лавре Саввы Освященного. Однако нужно помнить, что суть поста — в избавлении от страстей, в погружении в молитву, духовное чтение и размышления о Боге.
А телесное воздержание лишь помогает очистить душу для достойной встречи главного христианского праздника — Светлого Христова Воскресения. В субботу на этой неделе, 6 апреля, будет отмечаться вторая великопостная Родительская суббота — особый день поминовения усопших. В воскресенье, 7 апреля, церковь будет праздновать Неделю Крестопоклонную в церковном понимании Неделя — это воскресенье. В этот день все верующие поклоняются кресту Господню, на котором Он претерпел Свои страсти. В 2024 году торжество приходится на воскресенье.
Другие факты В песнопениях третьей недели Великого поста появляется доминирующая тема, связанная с воскресным чтением древней иерусалимской традиции — притча о блудном сыне. В древнем Иерусалиме до XI века во второе воскресенье поста в качестве евангельского чтения литургии читали притчу о блудном сыне. Впоследствии библейские чтения были заменены на константинопольские, однако в песнопениях сохранились иерусалимские темы, так что 3-ю неделю можно назвать "седмицей о блудном сыне". Оно было установлено в древности, чтобы в середине поста поддержать духовные силы верующих. Это напоминание о том, что именно Крест является главным орудием спасения христиан, а также о том, что он — символ не только искупительной смерти Иисуса Христа, но и его воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Спасителем.
Богослужения в третью неделю Великого поста Великий пост — совершенно особенный период в церковном году. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. С третьей седмицы Четыредесятницы церковь начинает особенно ободрять и укреплять тех, кто соблюдает пост. В чтениях этой недели им приводятся примеры благочестивого подвижничества, самоотвержения и терпения. В среду и пятницу, как в среду и пятницу всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия преждеосвященных Даров.
В древнем Иерусалиме до XI века во второе воскресенье поста в качестве евангельского чтения литургии читали притчу о блудном сыне. Впоследствии библейские чтения были заменены на константинопольские, однако в песнопениях сохранились иерусалимские темы, так что 3-ю неделю можно назвать "седмицей о блудном сыне". Оно было установлено в древности, чтобы в середине поста поддержать духовные силы верующих. Это напоминание о том, что именно Крест является главным орудием спасения христиан, а также о том, что он — символ не только искупительной смерти Иисуса Христа, но и его воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Спасителем. Богослужения в третью неделю Великого поста Великий пост — совершенно особенный период в церковном году. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. С третьей седмицы Четыредесятницы церковь начинает особенно ободрять и укреплять тех, кто соблюдает пост. В чтениях этой недели им приводятся примеры благочестивого подвижничества, самоотвержения и терпения. В среду и пятницу, как в среду и пятницу всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия преждеосвященных Даров.
В субботу проходит поминовение усопших. Во время всенощной в воскресенье торжественно выносится украшенный цветами Животворящий Крест и трижды поется "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Это песнопение сопровождается совершением трех земных поклонов. После этого верующие подходят целовать крест. Вынос креста осуществляется для того, чтобы напомнить верующим о страданиях и смерти Христа, а также укрепить постящихся в их маленьком духовном подвиге. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "Крестопоклонными". Верующие просят Господа о воздержании от пороков и об укреплении веры. В эти дни нужно уделять молитвам больше времени, чем обычно. Если нет возможности ходить в храм, то можно молиться самостоятельно.
В третью седмицу поста читают: молитву утреннюю и вечернюю; молитвенные тексты о покаянии; молитву Ефрема Сирина. В среду и пятницу на третьей неделе Великого поста верующие должны посетить храм, где в эти дни служится Литургия преждеосвященных Даров. На поминовении усопших в среду также проходит особая литургия, после чего на кладбищах и храмах служат литии и панихиды.
Именно поэтому перед верующими предстает Крест Христов, «напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий». Утешение заключается в том, что теперь пламенный меч уже не охраняет врата рая, а смерть и ее жало изгнаны.
На вечерней службе в субботу, в конце богослужения после пения Великого славословия «Слава в вышних Богу... Здесь он возглашает: «Премудрость, прости», после чего хор и весь храм, как правило поет тропарь кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Во время пения тропаря священник несет крест на середину храма и кладет его на центральный аналой.
Такое название происходит от того, что молящиеся в храме совершают особое поклонение в эти дни «Честному и Животворящему Кресту Господню» для укрепления душевных сил верующих в середине Великого поста. Требования к еде на этой неделе не такие строгие, как в самом начале поста. Однако верующим по-прежнему запрещены продукты животного происхождения. В этот период в меню можно включать грибы, каши, соления, фасоль, чечевицу, горох, нут, сою, овощные салаты, морские водоросли, семечки, пресные лаваши и макаронные изделия, если в их составе нет яиц. Для приправы блюд подойдут соусы: кетчуп, соевый соус, аджика и уксус. Любителям сладкого разрешены мед, варенье, сухофрукты и горький шоколад. Календарь трапез выглядит следующим образом: 13 марта.
Сухоядение — потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
Третья неделя Великого Поста, Крестопоклонная.
- Крестопоклонное воскресенье Великого поста
- Беседы с батюшкой. Крестопоклонная неделя
- Крестопоклонная Неделя проповедь
- КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ
Также рекомендуем
- Четвертая седмица Великого Поста 2023. Крестопоклонная неделя
- 19 МАРТА 2023 ГОДА - КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА.
- Комментарии в эфире
- Навигация по записям
- Как нас найти
- Крестопоклонная неделя — Русская вера
Крестопоклонная неделя Великого поста: история и традиции
Представляем вам художественную литературу, посвященную Оптинскому духовному наследию, истории монастыря и Церкви, а также периодические издания. Сбор материалов Проводится сбор материалов о случаях благодатной помощи по молитвам убиенных на Пасху 1993 г. Подробнее РПУ проводит набор на богословский и юридический факультеты В 2024 году РПУ проводит набор на богословский и юридический факультеты по направлениям подготовки: государственно-церковные отношения, масс-медиа, юриспруденция. На обучение принимаются только юноши. Обучение осуществляется за счет бюджета Русской Православной Церкви. Мобильное приложение «Оптина пустынь» Приложение в удобном и доступном формате предоставляет паломникам всю необходимую и актуальную информацию о нашей обители.
С его помощью также можно прослушать аудиотрансляции богослужений, заказать поминовения и отправить пожертвование. Крестопоклонная Неделя. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос истинный Бог наш и мы веруем во Христа, Христа распятого и воскресшего. Много Христов и много Иисусов, но распятый и воскресший один.
У третьего воскресенья Великого поста название редкое — Крестопоклонная неделя. Смысл понятен — речь идет о почитании Креста. Но ведь есть праздники Креста Господня — 14 августа или 27 сентября, когда так же торжественно на середину церкви выносится крест, и ему поклоняются, и его целуют. Но почему тогда то же самое делается еще раз и в Великий пост? А вот для чего!
Цель поста — побороться с самим собой, как бы распять свои привычки и пристрастия. Дело это непростое, тут надо себя постоянно понуждать. Давно заметили, что к середине поста энтузиазм ослабевает, человек к нему привыкает и перестает быть требовательным к себе. Вот тут-то и самое время предложить ему утешение и укрепление. А что может верующее сердце укрепить больше, чем память о крестных страданиях Христа?
Так всегда и думали. Вот типичное мнение древнего проповедника: «Если Сам Бог распялся ради нас, то разве не следует и нам сораспяться Ему и облегчить свои скорби воспоминанием о Его страданиях и Животворящем Кресте Его славы? В одном из своих посланий апостол Павел пишет: Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» Гал. Когда Павел упоминает о Христе, он использует фразу «Крест Христов». Апостол довольно часто так поступает.
Евангелие у Павла называется «словом о кресте» 1Кор. В других местах проповедник пишет о «соблазне креста» см Гал. Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» 1Кор. Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение.
Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками Быт. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки крестовидно простираемые и обращающее в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия: змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верою смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавший греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами Втор.
Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. На фото богослужение в храме Воскресения Христова с.
Вот эти слова Господа, которые содержатся в Евангелии от Марка: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».
Последние же слова этого «зачала» Евангелия — обетование Царства, которое Господь обещал Своим Апостолам и нам: «… Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» Мк. Часто читающие Писание знают, о каком историческом событии говорится у св. Марка дальше в этой главе: о Преображении на горе Фавор. А было это, по церковному преданию, за 40 дней до Его Распятия… Что вспоминает Церковь Крестопоклонная — особое время, соединяющее напоминания: о Крестной жертве Христа во имя спасения людей; о грядущем Воскресении Христовом; об историческом событии: обретении Креста во Иерусалиме, что произошло в 1 пол. Смысл и значение для верующих Крестное древо — утешение и надежда для всех, идущих дорогой Поста, укрепление ослабевших, радость о будущем Воскресении — для тех, кто начал унывать от многих искушений, которые, как правило, окружают постящегося, или же от неприглядного зрелища своих грехов и немощей. Вот что говорит об этом Постная Триодь, напоминая о пути евреев через пустыню, и о горьком источнике воды, который претворился в пригодный для людей по молитве прор.
Моисея: «… Горькому источнику подобна есть Святая Четверодесятница, сокрушения ради и сущия нам от поста горести и печали. Якоже бо во оного среду, божественный Моисей древо вложи и услади его, тако и Бог, проведый нас умнаго Чермнаго моря и фараона, Животворящим Древом Крестным услаждает, иже от четверодесятодневнаго поста, горесть и печаль. И утешая нас, яко в пустыни пребывающих, дондеже ко умному Иеросалиму возведет Своим воскресением». Интересное из истории Считается, что традиция изнесения Распятия для поклонения в середине Четыредесятницы установилась примерно с VII в. Какое-то время день возвращения святыни праздновался ежегодно, тогда же воспоминалось обретение Креста царицей Еленой. Однако позже сложилась традиция переносить празднования, приходившиеся на будние дни Четыредесятницы, на ближайший воскресный день.
Кроме того, поклонение Распятию связали с Крещением новых христиан и, конечно, с глубоким смыслом Креста, утешения и надежды для всех постящихся. Так и возникла Крестопоклонная Неделя. Отрывок из проповеди священника о Кресте Протоиерей Алексий Уминский: «Для христиан понятие креста нераздельно с самой жизнью. Крест не является для Церкви каким-то отдельным элементом ее, символом или воспоминанием Божественной жертвы. Крест — это единое явление, единый смысл. Человек, принимающий Божественную любовь по отношению к себе через крестную смерть Спасителя, должен быть готов чем-то ответить на это Богу.
Это торжественное действие напоминает не только о страданиях Иисуса, но и о приближающемся празднике Светлого Воскресения Христова и служит для воодушевления и укрепления постящихся в продолжение трудного поста. В эту неделю все верующие должны прикладываться к кресту и молиться Спасителю о придании сил для соблюдения ещё долгого Великого поста. Вынесенный Крест Господень должен напомнить верующим, что Иисус терпел великие страдания ради людей, и помочь им понять, что их страдания ничтожны по сравнению с тем, что перенёс ради людей Спаситель. В благодарность Ему необходимо соблюдать до конца все требования Великого поста, и, главное, духовный пост более важный, чем временное ограничение в питании.
Великий пост — сложный период для всех верующих христиан. Это время уничтожения внутри себя «прежнего» человека, время для изгнания пагубных привычек и страстных желаний. Поэтому очень важным является напоминание о мучениях на кресте Иисуса, которые он перенес ради спасения людей. Крест приводит людей к раскаянию в совершённых грехах и, одновременно, дает надежду на воскресение, после очищения от грехов.
Любой человек имеет свои трудности, болезни, печали и грехи, то есть свой собственный Крест. Крестопоклонная неделя напоминает, что нести этот крест надо без ропота, благодаря Господа и помня о безмерных мучениях и последующем воскресении Христа.
Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная
Мы могли бы тогда вместе со Христом посмотреть вокруг себя и поставить себе вопрос: Кому нужен Христос? Кому нужна Его любовь? Кому нужна Его забота? Кому нужна Его чистота и правда? Кому нужен Его свет?..
Мы могли бы тогда прислушаться к жизни и попробовать услышать не тот громкий гомон земной, который нас глушит, а те голоса, которые поднимаются в мольбе, в тоске, в радости, и отозваться на них.
В конце чина выноса креста было совершено елеопомазание, на которое приехали паломники из г. Настоятель храма иеромонах Андрей с братией монастыря в этот день также приняли участие в Пассии в храме Тихвинской иконы Божией Матери на подворье Свято -Никольского Черноостровского женского монастыря в деревне Чумазово Барятинского района.
Горячая пища с маслом — разрешается вареная растительная пища каши, супы, тушеные овощи, грибы с добавлением масла. Обычно монахи и православные, которые строго соблюдают пост, в будни едят только один раз, в конце дня, а по выходным дням позволяют себе принимать пищу дважды. Мирянам, придерживающимся поста, разрешено есть 3-4 раза в день.
Людям, занятым тяжелой физической работой, спортсменам необязательно отказываться от мясной и молочной пищи. Церковь также не рекомендует строгий пост беременным женщинам и кормящим матерям, маленьким детям, пожилым людям и всем, кто тяжело болеет. В середине Великого поста, как и в течение всего периода, по церковным канонам запрещено ругаться, ссориться, обижаться на других людей и, тем более, родных и близких. Верующим не стоит звать в дом шумные компании гостей и устраивать веселые застолья. Также не рекомендуется ходить на вечеринки, светские праздники и в развлекательные центры.
Православные христиане признают все эти три вида.
Вот только носить крест напоказ как украшение не следует. Крестопоклонная седмица всегда приходится на середину предпасхального поста, который длится 48 дней. Состоит этот пост из 40-дневного Великого поста, Лазаревой субботы, Вербного воскресенья и Страстной ударение на «о» седмицы. В Крестопоклонную седмицу строго постятся те, кто по той или иной причине не может соблюдать весть длительный пост. А «ломается» предпасхальный пост то есть со следующего дня он идёт на убыль в среду Крестопоклонной седмицы. В этот день на Руси во всех крестьянских домах пекли из пресного теста кресты.
Третья Неделя Великого поста, Крестопоклонная. Часы и Литургия
Особенности Крестопоклонной недели в 2023 году: какие виды крестов признают православные христиане. © Все новости Новосибирской области. Такое действо совершается каждый Великий пост. — Во время 40-дневного поста мы словно «распинаем» себя, на людях начинают сказываться усталость и уныние, — пояснили журналисту «Известий Мордовии» значение Крестопоклонной недели представители Саранской епархии. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.
Оптина пустынь
Неделя Крестопоклонная, крестопоклонная неделя, Крест Христов. Татарстан, Православие в Татарстане, Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Альметьевская епархия, Чистопольская епархия, новости, новости Татарстана, новости Казани, православие. Вот почему сегодня, в третье воскресение Великого поста, в центре каждого Божиего храма находится святой Крест Господень, которому мы поклоняемся с любовью и трепетом. Крестопоклонная неделя. – Не напрасно Крестопоклонная неделя Великого поста находится посередине этого трудного и важного пути. В Крестопоклонную неделю Великого поста необходимо ежедневно молиться и посещать храм. В третье воскресенье Великого поста за Всенощной после Великого славословия выносится Святой Крест и предлагается для поклонения верующим.
Крестопоклонное воскресенье Великого поста
Со словами «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» священники и прихожане трижды поклонятся кресту. На протяжении этого времени прихожане имеют возможность поклониться Животворящему Кресту Господню. После, его снова внесут в алтарь. Отсюда и название четвертой недели поста «Крестопоклонная». История Крестопоклонная неделя — это праздник, установленный в VII веке в честь обретения Животворящего креста Господня. В IV веке равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого, находившаяся уже в весьма преклонном возрасте занялась поиском Голгофы и Креста, на котором был распят Иисус Христос. Для этого она отправилась в Иерусалим. Поиски увенчались успехом. День обретения Животворящего Креста с тех пор стал праздничным и 27 сентября православная церковь отмечает Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Согласно преданию найденный крест императрица Елена разделила на две части.
В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны. Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.
Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом.
С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья чтобы не нарушать строгий настрой будних дней , тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.
Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому. Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест.
Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и , благословив своих сыновей переменными руками Быт. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами Втор. Исаия: "всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям" Ис. О, если бы мы, поклоняющиеся ему то есть Кресту , получили удел во Христе, Который был распят! Преподобный Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры кн.
Кроме того, в данный период существует традиция выпекания «крестов», которые представляют собой печенья крестообразной формы. Для каждого числа Крестопоклонной недели в 2023 году существует определенный перечень продуктов, которые можно употреблять. Воскресенье, 19 марта — рацион может состоять из горячих блюд: каши и супы, при этом продукты могут заправляться постным маслом. Допускается употребление незначительного количества красного вина. Понедельник, 20 марта — разрешается приготовление овощных салатов, при этом они не должны содержать масла. Также в этот день можно включить в рацион маринованные овощи и постные хлебцы. Вторник, 21 марта — допускается прием горячей пищи: каши, не наваристые супы без мяса, запеченные в духовке овощи или фрукты.
Среда, 22 марта — разрешается употреблять только сырые продукты: овощи и фрукты. При этом можно добавить в рацион орехи и бобы. Четверг, 23 марта — употребляются горячие блюда без использования масла. Пятница, 24 марта — период сухоядения, допускается употребление постных хлебцев, овощей и фруктов. Суббота, 25 марта — рекомендуется употребление горячих каш, супов или борща, при приготовлении можно использовать растительное масло. Также могут подаваться вареники с картошкой или капустой, при этом тесто готовится без использования яиц. Что можно и что нельзя делать: Принято считать, что третья неделя Великого поста является самой трудной для верующих.
В это время многие отказываются от длительного воздержания и перестают придерживаться правил, установленных для данного периода. Священнослужители утверждают, что выдержать испытание Великим постом значительно проще, если посещать церковные богослужения дважды в сутки, то есть утренние и вечерние службы. Кроме того, важно помнить о необходимости избегания любых увеселительных мероприятий и развлечений. В этот период верующим запрещается посещать кинотеатры, концерты, кафе и другие заведения. Также немаловажными событиями, которые должны посетить все верующие, являются субботняя и воскресная службы, когда в каждой церкви в центр помещения выносится крест. Таким образом, можно сделать вывод, что третья неделя Великого поста считается важным праздником для всех прихожан.
Крестопоклонная Неделя Великого Поста
Иоанн Богослов; иногда встречаются также иконы с такими изображениями; по крайней мере с XIв. Особенности богослужения Они связаны с содержанием этого праздника: накануне, вечером субботы 26 апреля в 2022 году , во время всенощного бдения, на средину церкви выносится Крест; он обильно украшен цветами; древо полагается на аналой; оно будет доступно для поклонения все следующие дни до утра пятницы, когда пред началом литургии Преждеосвященных Даров его унесут в алтарь; Сам вынос креста из алтаря происходит в самом конце всенощного бдения, когда хор поет Великое Славословие. При начале этого пения священник выносит крест из алтаря, держа его «на главе», затем обходит с ним храм по кругу. Евангелие, которое читается накануне воскресного дня, посвящено не Воскресению Христову, а Богородице; к Ней же обращены песнопения, исполняемые по чтении — вместо великопостного «Покаяния отверзи ми двери…»; помазание елеем, к которому привыкли подходить воцерковленные христиане сразу после Евангелия, теперь будет совершено после выноса Креста и поклонения ему; Евангельское чтение литургии воскресенья от Марка говорит о несении верующим житейских скорбей, его следовании за Господом; начиная с воскресного дня, на седмице совершается четыре поклонения Распятию с земными поклонами, молитвами; первое происходит в сам воскресный день, второе, третье — в понедельник и среду, после чтения службы Первого часа, четвертое же, последнее, в пятницу— после чтения всех Часов, до начала литургии; за всеми богослужениями начиная с воскресного дня поются особые песнопения о Распятии Спасителя. Интересный факт В Византии существовала несколько иная, чем сейчас, практика поклонения: оно совершалось со вторника по пятницу, причем мужчины приходили к этой службе строго во вторник, среду, жены — следующие два дня. Такое раздельное моление также было элементом постного делания, воздержания даже от малейших поводов к соблазнам. Что нужно делать верующему в этот период Обычно православные: стараются посетить всенощную и литургию дня; по возможности исповедаться и причаститься; в течение седмицы посетить постную службу, или просто выбрать время, чтобы еще раз зайти в церковь, хотя бы ненадолго, дабы поклониться Распятию; некоторые включают Канон Кресту или Акафист Страстям Христовым в домашнее молитвенное правило этого дня. Народные традиции Русские крестьяне обычно пекли к этому дню кресты из постного пресного теста — каждому из членов семьи доставалось по одному.
Не обходилось без суеверий: одно из таких «печений» было «счастливым», туда запекали перышко чтобы куры лучше неслись , волос «чтобы голове легче было» или зерно на урожай. Иногда кресты хранили до самого посева, а потом помещали вместе с семенами, в сеялке. Кроме того, пекли также пироги в виде орудий труда земледельца — сохи, бороны, косы. Кроме того, воскресным днем малые дети ходили по домам, поздравляя родных, знакомых с «преполовением» поста краткими песенками, чем-то схожими с колядками. Тогда хозяева угощали ребят теми же сделанными из теста крестами.
Часть «крестов» селяне хранили до весенних посевов — их клали в сеялку к посевным семенам. В некоторых местах хозяйки в кресты что-либо запекали, и затем во время семейного застолья смотрели: кому с какой начинкой достанется пирог. Считалось, если доставался уголёк — к печали, хлебные зёрна — к доброму урожаю, лучина — к смерти, чаинка — к нечаянной жизни, кусочек кирпича — к плохому жилью, овсяное зёрнышко — к благополучию, монета — к богатству. Преполовение Великого поста часто понималось как его символический перелом.
Представление о переходном значении Средопостия нашло различное выражение в обрядах, магии и фольклоре восточных и западных славян [18]. На Руси говорили, что будто бы в среду на этой неделе «переламывается» пост в переднем углу. Няни и бабушки, забавляя детей, садились в передний угол, за стол, и стучали под лавкой.
А ведь Страстная седмица и Пасха — это некий единый период, это, можно сказать, даже единый праздник, потому что без Креста невозможно Воскресение. И я на этом сегодня сконцентрировал наше внимание, когда мы говорили о том, что «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» — то есть мы идем-то к Воскресению, и именно от этого и наше поклонение Кресту — это путь к Пасхе. А праздник Воздвижения — это праздник торжества Церкви, это праздник того, что наконец Константин Великий издал указ о том, что христианство уже становится принимаемой религией, это стало религией господствующей. И как видимый знак того, что христианство почитается, были и построены главные святыни на месте страдания Христова Воскресения в Иерусалиме, храм святого Воскресения, в Вифлееме была построена базилика. И, в частности, в рамках этих же мероприятий и было обретение Креста Господня, который лежал в поругании, в неизвестном месте, которое долгое время искали, но наконец его обрели, благодаря чуду воскресения умершего человека. Поэтому здесь как бы некие разные оттенки, хотя принципиально смысл все-таки где-то близкий.
Борисова — Вы слушаете программу «Седмица». Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь. Борисова — Продолжаем программу «Седмица», в которой мы каждую субботу с помощью наших гостей стараемся разобраться в смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. Вот начинается у нас неделя, где, мне кажется, такое христианское доказательство гендерного равенства, скажем так, что все святые перед Богом равны, независимо от пола и возраста. Я имею в виду воспоминания о мученице Фотине, она же Светлана, римская, — 2 апреля. Ну и о преподобной Вассе Псково-Печерской — 1 апреля. Это как раз тот самый символ гендерного равенства, на мой взгляд, по-христиански, по-православному. Но напомним сначала радиослушателям, кто такая была мученица Фотина.
Собственно говоря, такая традиционная для первых веков христианства история, когда целая семья христиан пострадала — то есть при императоре Нероне сначала был выявлен «злостный» христианин сын Фотины, и за ним уже потянулась цепочка, потому что и три его брата, и мать с ее сестрами, все практически пришли к единому финалу, все пострадали от гонений императора Нерона. Но мне вот всегда было интересно: мы, конечно, ужасаемся, читая жития мучеников первых веков, потому что там очень подробно, со вкусом описано, как их там страшным образом терзали. Возможно, когда жития эти писались писались они, как правило, ближе уже к средним векам , было актуально, по-видимому, нужно было такие жестокие картины показать тогдашним, уже в значительной степени обмирщившимся христианам, чтобы они вздрогнули и как-то прониклись. Но мне кажется, для нас это не самое значимое. А самое значимое, может... Ну мы можем себе представить, сконструировать такую картину вот времена Нерона: там кожу сдирали без всякого христианства десятками на арене цирка, для того чтобы просто развлечение получить, там народ был такой присмотревшийся к этим ужасам, что его так сильно и не проймешь всякими пытками. А важно, мне кажется, другое — важно то, что происходило внутри у этих людей, и что для христиан мученичество было не столько мучением, сколько свидетельством. Почему нужно было так засвидетельствовать, что есть что-то, ради чего стоит умереть. Почему это, казалось бы, ведь вроде все были пускай язычниками, но назывались-то они религиозными людьми, почему же было это для них так важно, чтобы кто-то продемонстрировал, что за свою веру можно, не жалко отдать жизнь?
Протоиерей Дионисий — В этом и есть сила христианства, что люди проповедуют не только словами, но главное, своей жизнью. А что проповедуют? А проповедуют то, что есть ценности выше, чем это земная жизнь со всеми ее благами и жизнь сама по себе, что есть жизнь важнее жизни, которая начинается уже после смерти. И в этом смысле христиане уподоблялись Христу, Который пошел ради людей на смерть, но таким образом открыл Царствие Небесное. Борисова — Ну, собственно, это то самое евангельское слово, о котором мы говорили, вспоминая воскресное чтение. Борисова — По сути дела, отвергнись себя, возьми крест свой. И кто захочет душу свою сохранить, тот ее потеряет, а кто ее потеряет ради Евангелия и Христа, тот обретет. Протоиерей Дионисий — Тот обретет. И христиане, конечно же, эти слова Христа все время имели в виду, для них это была путеводная звезда, как, надеюсь, и для современных тоже христиан.
Потому что мы все время должны себе напоминать, что есть ценности выше, чем наша обычная жизнь. Борисова — Вот мне хочется на этом сделать акцент. Поскольку мы живем в обществе, в представлении которого самое ценное — это жизнь человека. И мы в разных вариациях, по разным поводам слышим это с утра до вечера каждый день. Ну это и по поводу того, что нужно вот помогать больным, и вот дети, вот нужна операция, давайте соберем деньги — все это правильно и верно. Но все это смещает какие-то акценты очень важные у нас в голове, и мы начинаем относиться жизни как к священной корове. Жизнь — это очень важно, это то что каждому понятно и не нужно объяснять. Но мы перестаем понимать, что есть вещи, за которые жизнь можно отдать — вот просто сам пошел и отдал. Ну и еще, кстати, есть перемычка между тем, о чем вы говорили в понимании жизни как ценности.
Чужая жизнь — это безусловная ценность для тебя должна быть, ровно такой же, ради которой ты свою жизнь не будешь ценить, то есть жизнь ради Христа и ради ближних — это как раз возможность своей жизнью пожертвовать ради них. И обратим внимание, что многие моменты, которые нам кажутся в христианстве традиционными и обычными, на самом деле нами окрашиваются в другие цвета. Нам кажется, что мученики — это пассивные мученики, их просто вот схватили, отвели и умертвили; что смирение — это тоже состояние ничегонеделания. Но мне кажется, это так же, как и смирение — состояние активности, это состояние как бы внутреннего предстояния и свидетельствования, точно так же и мученичество — это активное состояние, при котором человек горит любовью, он ее демонстрирует, он ее проявляет. И если бы не тысячи мучеников, то, в общем-то, Церковь, может быть, и не смогла бы распространиться, потому что это и есть действенное свидетельство того, что Церковь жива, и то что Христос действует через этих святых. Борисова — А теперь давайте поговорим о моей любимой святой — преподобной Вассе Псково-Печерской. Вот в детстве у нас говорили: «1 апреля — никому не верю». А мы 1 апреля вспоминаем женщину, которая всей своей жизнью засвидетельствовала, что такое вера. И даже после смерти Господь так устроил, что ее мужу было явственно показано, как нужно обойтись с ее мощами, по сути, поскольку он ее два раза пытался по-христиански похоронить.
Муж был священник. Протоиерей Дионисий — Давайте не будем интриговать, а сразу расскажем, что мы имеем в виду. Это действительно необычная очень история, про то, что преподобная Васса является одной из основоположников... Борисова — Не одной, а именно первых монахов, которые там в отшельничестве занимались много веков назад, никто поименно кроме Марка не помнит. А пришедшие на это место намоленное священник... Протоиерей Дионисий — Иоанн. Борисова — Иоанн и его жена Мария, они, собственно, были первыми, кто остался в истории Псково-Печерского монастыря. А она была первой, чьи мощи оказались в пещере. Протоиерей Дионисий — Да, это к разговору о том, что какова роль женщины в церковной истории.
Действительно, она, с одной стороны, она была просто матушкой. Борисова — Да. Протоиерей Дионисий — Но, во-первых, она какой была матушкой и у какого батюшки. Это священник, который был направлен изначально в Дерпт, современный... Борисова — Тарту. Протоиерей Дионисий — Тарту, да, для того чтобы проповедовать христианство. Но такой, в общем, начался ад, что ему пришлось оттуда бежать, там были бесконечные казни. И, в общем-то, Псково-Печерский монастырь, эта территория не так далеко, там они в уже существовавших пещерах начали вместе со своей супругой копать и строить церковь. Борисова — Ну там у них дерево просто обрушилось, собственно, открыло вход в эту пещеру, где когда-то давно подвизались пещерники, потом засыпало землей, наросло там всякой растительности.
Они начали строить церковь — обрушилась половина этого берега, и вместе с деревом здоровенный ком отвалился, и открылся вход в пещеру, которая была там изначально. Протоиерей Дионисий — И вот священник со своей супругой стали строить там церковь в честь Успения. И, в общем, в конце концов матушка Мария уже на пороге своей смерти она приняла монашество с именем Васса, и была там и погребена. И дальше вот как раз началась та история, которую вы... Борисова — Первое монастырское чудо. Ну, собственно, Псково-Печерскую Лавру многие, я думаю, наши радиослушатели знают по прославленной книге владыки Тихона Шевкунова «Несвятые святые», там много всего интересного написано про этот монастырь. Но он начался вот с этого чуда. Потому что отец Иоанн хотел, естественно, похоронить свою усопшую супругу, и ничего у него из этого не получалось. У него все время гроб каким-то удивительным образом из могилы как бы выступал.
В первый день недели совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала. Каждый молящийся сможет преклониться перед ним до земли. А среда в эту седмицу носит название Преполовение поста, так как именно в этот день Великий пост достигает своей середины. В понедельник, вторник и четверг разрешается употреблять в пищу варёную пищу без масла, в среду и пятницу — еду без термической обработки. В субботу и воскресенье можно приготовить варёную еду с добавлением растительного масла и выпить немного красного вина.
Полностью запрещается употреблять мясо и молоко.
Беседы с батюшкой. Крестопоклонная неделя
– Не напрасно Крестопоклонная неделя Великого поста находится посередине этого трудного и важного пути. «В субботу третьей недели Великого Поста у нас выпекаются «кресты»: подходит «Крестопоклонная». Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною. Третье воскресенье, 7 апреля, и следующая, четвертая, седмица Великого поста называются Крестопоклонными.