Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. Провалы в памяти у взрослых и пожилых людей могут предшествовать появлению болезней Паркинсона и Альцгеймера.
Ухудшение памяти у молодых людей и в старости
С помощью ЭЭГ мы регистрируем биотоки мозга. Это позволяет выяснить, как работает каждый участок головного мозга. Исследования внутричерепного давления. Магнитно-резонансную томографию МРТ мы рекомендуем провести при подозрении на опасные заболевания, например растущую опухоль мозга, болезнь Альцгеймера, проявления последствий инсульта и др.
Лабораторные анализы крови необходимы для выявления таких состояний, как анемия малокровие , при котором кровь плохо насыщается кислородом и, соответственно, ухудшается питание головного мозга, для выявления дефицит а витамина В12 и фолиевой кислоты. Гормональный анализ крови например, понижение гормонов щитовидной железы провоцирует снижение памяти и концентрации внимания. Психометрические тесты могут показать какая именно память и по какому типу нарушена.
Например, болезнь Альцгеймера можно выявить по специфическим результатам психометрического тестирования еще до клинических проявлений. Лечение в клинике «Эхинацея» Лечение плохой памяти строится на непосредственном воздействии на причину проблемы.
Помогут и физические нагрузки в высоких пульсовых зонах — минимум 150 минут в неделю. Такая активность стимулирует выработку нейротрофического фактора — биологически активных веществ, отвечающих за процессы нейрорепарации», — заверил невролог. Оценка качества и количества сна — обязательное условие для тех, кто хочет укрепить память, подчеркнул собеседник, как и отказ от легкодоступных углеводов и регулярного потребления кофе. О курении и токсичных дозах алкоголя тоже придется забыть. А если все эти шаги не приносят улучшений, нужно проконсультироваться с врачом.
Есть ли шанс таким образом самостоятельно избавить себя от психотравм, не прибегая к медикаментам?
Когда я говорил, что каждое воспоминание, реактивация памяти — это и ее реконсолидация, то есть переукладывание памяти в мозге заново, я упрощал ситуацию. Когда мы открыли этот феномен в середине 1990-х гг. В этом лозунге, направлявшем наши исследования, были соединены несколько идей. Но дальше в ходе наших исследований мы поняли, что такая схема неполна. Если бы каждый раз, когда я беру в руки карандаш и пользуюсь им, мой навык манипуляции им а это тоже память, моторная рекатегоризировался и запоминался бы снова, то это было бы катастрофой, потому что в этот процесс могло бы вмешаться все что угодно. Рутинное использование прошлого опыта, например, когда я иду по коридору и извлекаю из памяти моторные программы движения конечностями, не приводит заново к запоминанию этих программ действий и запуска перестроек работы генов в соответствующих нейронных сетях мозга. Но если, например, вы свяжете человеку два пальца на одной руке вместе, то многие привычные вещи, которые он делал с помощью этой руки раньше, окажутся для него непривычными. И как раз в этот момент извлечение памяти, в данном случае моторного навыка, сопровождается ее реконструкцией, рекатегоризацией и реконсолидацией: запускается воспроизведения давно знакомого в изменившихся условиях, в мозге начинают работать гены, которые заново создают модифицированный след того, что мы считаем одной и той же памятью.
Теория К. Анохина описывает устройство этой нервной структуры гиперсети , принципы ее возникновения и функционирования. Или же нейрон может быть тем же, но работающим через другие входы. Поэтому даже если нейроны остались теми же, хотя обычно и часть нейронов разная, это все равно новое для них событие, ведь работать в этом воспоминании нейроны заставили другие партнеры, то есть конфигурация нейронного ансамбля изменилась. Все это приводит к тому, что событие запоминается заново. При этом поначалу мы думали, что старый след в это время стирается. В первые годы исследований моей гипотезой было то, что старый след стирается, а вместо него формируется новый. Но результаты экспериментов заставили нас отказаться от этой идеи.
Мы неожиданно обнаружили, что при определенных условиях старая, казалось бы, стертая память возвращается [10]. На основе этого у меня возникла гипотеза множественных следов памяти, согласно которой каждая реактивация в условиях новизны создает новую копию воспоминания. Это похоже на торт «Наполеон», и такое ощущение, что самый последний, верхний слой этого торта вытесняет в момент обращения к памяти предыдущие, доминирует над ними. Если вы искусственно, как мы делаем в экспериментах, не дадите последнему слою сформироваться, то старые воспоминания все равно будут подавлены, уйдут в запас, но новые не образуются. Получается, у вас полна «кладовка» старых следов, но выбраться они не могут, потому что вы фармакологически или какими-то другими способами не дали сформироваться последней копии воспоминания. При этом нельзя сказать, что старые воспоминания стерлись. Похоже, что старые следы подавляются естественным процессом в момент попытки создания нового, а когда мы мешаем новому следу сформироваться, мы заставляем таким образом замолчать весь этот «бутерброд» из многих слоев. Это ведь гипотеза, которую необходимо проверять.
Предположение заключается в том, что для того, чтобы активировать описанные выше процессы, нужно вспоминать в условиях новой необычной ситуации или новой информации. А каким образом вы эту новизну создадите — это уже другой вопрос. Назову еще одно ограничительное обстоятельство для моей гипотезы: возможно, эта новизна должна находиться по содержанию в том же регистре, что и само воспоминание. Представим нашу память в виде дерева. Если вы создадите новизну как условие изменения старых воспоминаний, но начнете это делать не на той ветке, где нужно, то толку, вероятно, не будет. Скажем, ваше исходное воспоминание лежит в сфере межличностных отношений, а вы добавляете новизну из области восприятия живописи или поэзии. Тогда то новое, что вы создали на этой ветке своего опыта, никак не отзовется, не достигнет другой ветки, которую вы хотите сделать лабильной и изменить. Может быть, нужно подбирать такое новое воздействие и такую новую информацию, которые были бы родственны исходному воспоминанию.
Так, если вы хотите поменять какие-то из своих воспоминаний, скажем, о школьных днях и отношениях с кем-то в этот период, то, может быть, нужно воспользоваться какой-то новизной в виде напоминаний об этой школе, например, фотографией школьного класса, то есть обращаться к той же ветке, к тому же ансамблю нервных клеток, где лежит исходное воспоминание. Сработает это или нет, не знаю, но я бы сделал ставку именно на этот момент. В целом, однако, в нейробиологических экспериментах эта область практически не изведана. И мы видим это в экспериментах с участием животных, даже если над памятью поработали медикаментозно. Почему воспоминания не стираются навсегда? Такое ощущение, что контроль ослабевает и они выползают из «чулана» сами, независимо от экспериментатора, то есть за этим стоит некая собственная динамика мозга, внутренняя жизнь следа памяти. В экспериментах мы видим, что через некоторое время животное вспоминает исходное событие чуть-чуть лучше, потом еще лучше, а затем вообще все воспоминание возвращается назад.
Об этом «Доктору Питеру» рассказали специалисты. Как рассказал врач-невролог, профессор ВМА Андрей Емелин, несмотря на существующие противоречия и дискуссии про механизм развития болезни Альцгеймера, считается, что в основе этого заболевания лежит накопление патологических белков в тканях головного мозга. Этот процесс далее запускает в организме целый каскад сложных и связанных между собой реакций, которые в итоге приводят к деменции. Между тем болезнь Альцгеймера у кого-то из близких родственников не означает, что человек тоже обязательно заболеет. Андрей Емелин, невролог, профессор кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии имени С. И в этом случае не стоит сразу рисовать себе какие-то мрачные картины, — успокаивает Андрей Емелин. Первые признаки По словам невролога ВМА, при болезни Альцгеймера, как правило, больше всего страдает память на текущие, недавние события. При этом память об отдаленных событиях может оставаться относительно сохранной. Но обычно начинается болезнь с изменений в поведении.
Виды нарушений (расстройств) памяти
Проблемы с памятью | В клинике соматических заболеваний нарушения памяти и других когнитивных функций могут быть обусловлены дисметаболическими церебральными расстройствами. |
Виды нарушений памяти | Нейрофизиологи говорят: нет плохой памяти — есть недостаточное количество повторений. Психолог, профессиональный коуч ICU Ольга Зродникова рассказала «», как улучшить свои навыки запоминания. |
Амнезия и провалы в памяти: Psychology | Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию. |
6 причин, почему память иногда подводит нас | Расстройства, которые обычно приводят к нарушению памяти, подразделяются на два типа. |
Синдром потери кратковременной памяти > Семья и дети, давление, сосуды | Будучи похороненными в недрах памяти и забытыми на протяжении многих лет, воспоминания вырвались наружу, будучи поддерживаемые и подталкиваемые противоречивой психотерапевтической техникой, известной как «терапия восстановления памяти». |
Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать
Характерна амнезия на период приступа. Профилактика прогрессирования потери памяти Прогрессирующую потерю памяти при различных деменциях, в том числе и болезни Альцгеймера, возможно замедлить. Симптом связан с повреждением нейронной сети в головном мозге. Восстановить утраченные связи невозможно, однако можно создать новые. Поэтому лучшие результаты показывают больные, которые не лишены общения с близкими, а также те, чья жизнь наполнена событиями. Новые эмоции, впечатления, разговоры могут даваться с трудом, но все же приносят свою пользу. Прогрессирование заболевания у одиноких людей идет быстрее. У здорового человека потеря клеток мозга начинается приблизительно с 20-летнего возраста. Однако, мозг способен обучаться, в частности, перепрофилировать другие клетки, передавать им функции утраченных, выстраивать новые нейронные связи. На эти процессы благотворно влияют: Чтение. Получение новых навыков в том числе и физических, связанных с моторной памятью: танцы, шитье, обучение игре на музыкальных инструментах и прочее.
Изучение иностранных языков. Решение кроссвордов и других головоломок исследования показали, что это может замедлить процесс потери памяти в среднем на 2,5 года. Активная социальная жизнь с постоянным общением. Кроме этого, важно уменьшить воздействие факторов, усугубляющих состояния, связанные с потерей памяти. Исключить алкоголь и наркотики, спать не менее 8 часов, регулярно питаться например, не пропускать завтрак , разнообразить меню овощами и фруктами. Подборка сайтов для тренировки памяти Можно тренировать свой ум и с помощью специальных онлайн-тренажеров. Занимательные головоломки, тесты, игры способствуют развитию различных возможностей человеческого мозга: памяти, скорости мышления, внимательности и вычислительных навыков. MedAboutMe рекомендует 7 популярных интернет-ресурсов для тренировки интеллекта: Риск развития старческой деменцииСтарческая деменция — это серьезный диагноз, прогрессирование этой патологии приводит не только к снижению качества жизни самого пожилого человека, но и к множеству хлопот для его близких родственников. Насколько велики риски подобных расстройств нервной системы именно у вас, поможет оценить наш тест, его результаты помогут в проведении активных профилактических мер. Симптомы и лечение амнезии потери памяти Провалы в памяти — одно из загадочных явлений наших дней.
В младенчестве мало кто из нас помнит о происходящих событиях. Память пропадает у молодых, здоровых парней и у пожилых. Причины амнезии, так называют потерю памяти, бывают самыми разными, и они не все изучены досконально. Утрата воспоминаний о важных событиях, неспособность восстановить мысленно обстоятельства, приводит человека в состояние шока, пугает. В одних случаях индивидуум не может восстановить полную картину происшествия, помнит лишь отдельные части события. Абсолютная потеря памяти приводит к тому, что субъект забывает лица и имена родственников, свое имя, биографию. Такие люди часто начинают жизнь на новом месте, с новыми друзьями, под другим именем. Возвращаются воспоминания тоже по-разному, вскоре, через несколько минут или через несколько лет. В таком случае человек может позабыть новую биографию и друзей. Что такое амнезия или потеря памяти Острая потеря памяти знакома нам по рассказам о бабушке, которая вышла из своего подъезда и забыла, как вернуться домой, где она живет.
У молодых людей такое тоже случается, при алкогольном опьянении. Правда пьяницы таинственным образом возвращаются домой на «автопилоте». Но зато совсем не помнят, что творили под воздействием алкоголя. Читать еще: Болит голова после прогулки на морозе — причины, лечение, профилактика В одних случаях воспоминания возвращаются быстро, через несколько часов или минут. Такие сюжеты называют: кратковременная потеря памяти. Но бывают случаи, когда память теряется медленно и верно, навсегда, это касается пожилых людей. И не всегда это происходит от старости, причиной может быть травма головы, заболевание головного мозга. Симптомы амнезии проявляются по-разному. Один человек помнит, как его зовут, но вдруг забывает, что он прекрасный портной. Другой помнит все, что было с ним в пятом классе и девочку, которой нес портфель, но не знает, что делал полчаса тому назад.
Виды амнезии Различают виды амнезии по скорости ее появления, забытым навыкам, распространенности, длительности и по тем событиям, что исчезли из головы: По продолжительности Утрата памяти делится на кратковременную, когда амнезия наблюдается краткий отрезок времени, и долгосрочную. Во втором случае воспоминания человека теряются на долго. По распространенности Амнезия бывает частичной, если произошла потеря незначительных фрагментов воспоминаний, и полной, когда потеряны все воспоминания. По событиям, утраченным из памяти Описываемую проблему относят к ретроградной и антероградной. Ретроградная форма заключается в потере воспоминаний о том, что случилось до появления причины болезни. Потеря памяти у пожилых людей относится к этой разновидности недуга. Она случается, если у человека диагностируется болезнь Пика, Альцгеймера, токсическая энцефалопатия. Антероградная амнезия Не дает вспомнить индивидууму все, что было с ним после травмы, хотя, он прекрасно знает, что было до нее. Такие изменения в памяти случаются после черепно-мозговых травм, ужасных психических потрясений, эмоциональных стрессов, длятся короткое время. По скорости развития Рассматриваемый недуг бывает острым, внезапным, наступившим вследствие неожиданного происшествия — это травматическая амнезия, другими словами — конградная.
Ее причиной может стать сильный ушиб, падение на голову. Конградная амнезия — часто временное нарушение памяти. Медленный, постепенный процесс, как следствие наступления слабоумия, угасания мозговой деятельности приходит со старостью. Естественное старение может закончится потерей воспоминаний на долгое время, навсегда. По забытым навыкам Потеря памяти классифицируется на: семантическую, процедурную, эпизодическую, профессиональную. Семантическая амнезия мешает общему пониманию окружающего мира. Тогда человек не способен различать растения или мебель окружают его. Процедурная характеризуется потерей воспоминаний о простых манипуляциях. Субъект не помнит, как расчесывают волосы. Человек, страдающий эпизодической амнезией, никак не вспомнит отдельные моменты и части происходящего.
Мужчина, не способный ориентироваться на своем рабочем месте, страдает профессиональной амнезией. Музыкант разучивается играть и даже не узнает ноты. Антероретроградная амнезия Простое сочетание ретроградной патологии с антероградной. Фиксационная амнезия Потеря воспоминаний о текущих событиях, на некоторое время, но больше, чем на 5 минут. Составляющая часть проявления синдрома Корсакова.
Существуют и другие центры памяти в мозге.
Поэтому любые повреждения этого органа провоцируют развитие забывчивости, невнимательность. Причины проблем с памятью у молодых людей: Черепно-мозговые травмы. Область поражения не имеет значения. После любого удара наблюдается кратковременная или длительная потеря памяти, ретроградная или антеградная амнезия. При нарушении кровообращения нарушаются функции центров памяти. Злокачественные и доброкачественные новообразования.
Опухоли поражают близлежащие ткани, в том числе центры памяти, расположенные в них. Энцефалит, менингит. Инфекция негативно влияет на работу головного мозга и память. Постхирургический астенический синдром. После любых травм и болезней головного мозга необходимо постоянно наблюдаться у невролога. Это поможет своевременно выявить нарушения памяти и когнитивные расстройства.
Какие болезни внутренних органов негативно влияют на память Нормальная работа головного мозга во многом зависит от слаженной работы всего организма. Многие дисфункции косвенно могут повлиять на концентрацию внимания, память. Гормональный фон влияет на процесс запоминания. Тестостерон, вазопрессин, пролактин, эстроген помогают преобразовывать кратковременную память в долгосрочную. Окситоцин ухудшает процесс запоминания. Основные болезни: Гипертония, другие болезни сердечно-сосудистой системы.
Провоцируют ухудшение кровоснабжения головного мозга. Нарушение процессов обмена. При сбое в обмене веществ ткани мозга страдают от дефицита питательных веществ.
Молодые люди, которые способны целую ночь провести за компьютером или с друзьями на вечеринке, утром испытывают проблемы с памятью, не могут сконцентрироваться на занятиях. Ненормированный рабочий день, многозадачность, дедлайны, недостаточная физическая активность, отсутствие сбалансированного питания делают людей трудоспособного возраста уязвимыми в отношении развития когнитивных нарушений. Помимо этого, нарушения концентрации внимания могут возникать на фоне различных заболеваний, таких как артериальная гипертензия, атеросклероз, сахарный диабет, лишний вес, болезни щитовидной железы.
Вредные привычки — курение и частое потребление алкоголя — также являются факторами риска развития когнитивных нарушений. Такие проявления когнитивных нарушений являются обратимыми при своевременном начале терапии и чаще встречаются у молодых. Жалобы на снижение концентрации внимания могут присутствовать несмотря на то, что при нейропсихологическом тестировании отклонений может и не быть. Наличие рассеянности, невнимательности, которые приводят к социально-бытовой дезадаптации и требуют посторонней помощи, заслуживают пристального внимания и нуждаются в немедленном реагировании, ведь это может быть лишь вершина айсберга. Отличаются ли они у молодых и у людей старшего возраста?
Как будто нахожусь под наркозом. Но девушка стала такой рассеянной, что однажды постирала пульт от телевизора вместе с бельем, а также была вынуждена вернуть собаку, которую недавно взяла из приюта, потому что не могла доверить себе заботу о домашнем животном. Но я не могла вспомнить, кого или почему я должна просить. Я забыла, кто я и где нахожусь. К июлю мисс Тейлор почувствовала себя лучше и сказала своему начальнику, что может вернуться к работе.
Но после очередного «белого эпизода» написала ему: «Мне страшно. Я действительно хочу вернуться к работе. Но я сильно устаю и часто путаюсь».
Нарушения памяти. Причины, подходы к лечению
Получить такую болезнь можно даже любым серьезным эмоциональным шоком. В целом ее причины разделяются на психологические или органические. Если причина психологическая, амнезию называют психогенной; она является симптомом диссоциативной реакции, при которой представления больного о самом себе и прошлом опыте отделяются от основного потока сознания. Органические причины включают как повреждения головного мозга, например, сотрясение, так и его морфологические изменения, вызываемые, например, склерозом артерий. Амнезия может сопровождать также некоторые виды эпилепсии, афазии или шизофрении. Существует четыре вида амнезии, различающиеся характером и степенью потери памяти. При антероградной амнезии память страдает таким образом, что больной не помнит ничего из того, что произошло после начала заболевания, но хорошо помнит все, что было до этого. Ретроградная амнезия характеризуется тем, что больной не может вспомнить прошлых событий или сведений, но помнит все случившееся после возникновения амнезии. Такой вид амнезии часто наблюдается после сотрясений мозга. При парамнезии память искажает хорошо знакомые факты и сведения. Четвертый вид амнезии обозначается как реакция бегства, или как состояние психогенного бегства.
Это диссоциативное нарушение, при котором больной забывает всю свою прошлую жизнь и кто он есть, утрачивает свою идентичность, он может даже начать новую жизнь в совершенно ином окружении. Обычно это вызывается тяжелым эмоциональным шоком или личными переживаниями и длится иногда довольно долго. Потеря памяти иногда служит для сохранения психики человека, при информации от которого у человека может остановится сердце и не смог бы пережить. Но есть случаи, от которого человеку не позавидуешь. Вот человек успешный, нет у него в жизни проблем, имеет властную должность, и вдруг он начинает страдать болезнью потери памяти. Во всех случаях амнезии наблюдаются нарушения на различных стадиях запоминания, кодирования, сохранения и извлечения информации. Другие мозговые функции при этом могут быть ненарушены, и поведение человека остается прежним как в его здоровой жизни. Позже выяснилось, что корсаковский синдром может быть не только у алкоголиков. Он встречается также при других диффузных поражениях мозга.
В повседневной своей жизни больные сами прибегают к такому способу, отмечая: «Я уже стал делать себе отметочки на память», «Я себе примечаю что-нибудь, чтобы мне напомнило».
Однако в некоторых случаях выступили парадоксальные факты: операция опосредования например, метод пиктограмм приводила не к улучшению, а к ухудшению процесса воспроизведения. Нарушение динамики мнестической деятельности может выступить и как следствие аффективно-эмоциональной неустойчивости. Аффективная дезорганизация больного, часто сопутствующая многим органическим заболеваниям посттравма-тического, инфекционного и другого генеза , может проявиться в забывчивости, в неточности усвоения, переработки и воспроизведения материала. Точно так же может действовать и аффективная захваченность больного, приводящая к забыванию намерений, недифференцированному восприятию и удержанию материала. Во всех этих случаях измененным оказывается именно динамический компонент памяти. Клиническому психологу следует иметь в виду, что правильная квалификация нарушений динамики мнестической деятельности. Утрату своей работоспособности больные нередко объясняют снижением памяти, особенно часто такое объяснение применяется при снижении учебной успеваемости. Больные пытаются «тренировать» свою память, заучивать, по много раз повторять материал. Коррекционная работа в подобных случаях должна состоять либо в создании условий, предупреждающих наступление истощаемости, либо в нахождении путей, которые могут скомпенсировать невозможность удержания цели. Нарушение опосредованной памяти Опосредованное запоминание - это использование промежуточного, или опосредующего, звена узелки, пиктограммы, рисунки и т.
Из общей психологии работы А. Леонтьева известно, что акт опосредования своих действий является адекватным свойством психической деятельности зрелого человека, что одним из показателей развивающейся личности является формирование умения опосредовать свое проведение. При этом опосредование, несмотря на то, что оно отвлекает на себя усилия человека, не заслоняет собой содержания мнестической деятельности и не ухудшает памяти. У больных фактор опосредования, улучшающий запоминание в норме, часто становятся помехой. Этот факт был еще в 1934 г. Исследуя больных разных нозологии с помощью метода пиктограммы, она показала, что больные утрачивают возможность опосредовать процесс запоминания. Как известно, метод этот, предложенный А. Лурия, состоит в следующем: испытуемый должен запомнить 14 слов. Для лучшего запоминания ему нужно придумать и зарисовать на бумаге что-либо такое, что могло бы в дальнейшем помочь воспроизвести предложенные слова. Никаких записей или пометок буквами делать не разрешается.
Испытуемые предупреждены, что качество их рисунка не имеет значения. Точно так же не учитывается и время выполнения этого задания. Задание по методу пиктограммы может быть выполнено двумя способами. Первый заключается в том, что изображение представляет собой условное обозначение понятия, заключенного в слове. Например, для запоминания слова «развитие» можно нарисовать любую маленькую и большую фигуру квадрат, круг , для слова «сомнение» - вопросительный знак и т. При втором способе выполнения задания условно изображается, например, понятие, менее общее по сравнению с заданным; первое должно служить как бы условным знаком для второго. Например, «развитие» - «развитие промышленности», «развитие умственное» и т. То же с предметом и т. Посмотрим, в чем состоит психологический механизм опосредованного запоминания. Задание требует умения увязать понятие, обозначаемое словом, с любым более конкретным понятием.
Вполне очевидно, что круг значений слова шире, чем то, что можно обозначить рисунком. Вместе с тем и значение рисунка шире, чем смысл слова. Задача будет выполнена только тогда, когда испытуемый может отвлечься от многообразия конкретных значений, которые содержат понятие, обозначаемое заданным словом, когда он может оттормозить все частные значения, связанные с ним. Иными словами, выполнение этого задания возможно при определенной уровне обобщений и отвлечения, так как значение рисунка и слова должны совпадать лишь в какой-то своей части. Именно в этом умении уловить общее в рисунке и слове заключается основной механизм активного образования условного значения. Наблюдение показывает, что у больных разных нозологических групп этот механизм работает по-разному. Приведем некоторые иллюстрации по наблюдениям Б. Пример 1. У группы больных эпилепсией эксперимент на опосредованное запоминание вызывал значительные трудности. При инструкции найти рисунок для запоминания слова «развитие» больной К.
Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же вы хотите? Не понимаю, что нарисовать? Он пытается нарисовать кровать, но тут же заявляет, что этот рисунок не подходит, так как больная женщина не обязательно должна лежать: «У нее может быть грипп, и она его на ногах переносит». Тогда испытуемый решает нарисовать столик с лекарствами, но и это его не удовлетворяет: «Ведь не обязательно больная женщина лекарства принимает». В результате из-за чрезмерной конкретизации больные хуже запоминают слова, когда они пытаются прибегнуть к опосредованию. Пример 2. Процесс опосредования мало помогал и больным, которые устанавливали чрезмерно формальные связи, например, связи по созвучию. Так, для запоминания слова «сомнение» больной нарисовали рыбу-сом, потому что «у них одинаково звучат первые слоги». Или для слова «дружба» больной нарисовал треугольник и квадрат, поскольку «треугольник это одно, а квадрат - другое».
Знание особенностей нарушения механизма опосредованного запоминания позволяет клиническому психологу участвовать в постановке диагноза основного заболевания, а также разрабатывать коррекционные программы, позволяющие скомпенсировать рассматриваемый мнемический дефект. Нарушение мотивационного компонента памяти Более 70 лет назад, а именно, в 1927 году, был открыт уже известный нам из курса общей психологии «эффект Зейгарник» или так называемый «феномен воспроизведения незавершенных действий». Эксперимент заключался в следующем. Испытуемому предъявлялся ряд задач от 18 до 22 , которые он должен был выполнить. Это были сравнительно легкие задания различного типа: зарисовать монограмму, сложить определенную фигурку из спичек, нанизать бусы, написать стихотворение, вырезать из бумаги спираль, слепить коробочку из картона, обратный счет письменно , нарисовать вазу, из бумаги сложить фигурки, умножение трехзначных чисел, из проволоки, сделать фигурку, решить кроссворд, составить ландшафт испытуемым даются муляжи — деревья, животные, люди, дома - из цветного картона и т. Инструкция: «Вам будет предложен ряд заданий, постарайтесь их выполнить по возможности точнее и быстрее». Половину предложенных задач испытуемый выполнял до конца, половина же их прерывалась экспериментатором до того, как испытуемый их завершит. Прерывание происходило таким образом, что экспериментатор предлагал испытуемому другую работу. Если испытуемый спрашивал, что делать с незавершенным заданием, экспериментатор делал вид, что не расслышал вопроса или занят протоколом; во всяком случае, испытуемый не получал четкого, определенного ответа. Сразу после выполнения испытуемым последнего задания экспериментатор спрашивал: «Скажите, пожалуйста, какие вы выполнили задания?
Клиническое улучшение сопровождалось положительной динамикой биоэлектрической активности мозга по данным электроэнцефалограммы и улучшением церебральных клеточных метаболических процессов по данным МР-спектро-скопии. Терапия фонтурацетамом способствует также регрессу некогнитивных симптомов хронической ишемии головного мозга. Так, по данным М. Герасимовой и соавт. Клиническое улучшение сопровождалось снижением уровня антител к основному белку миелина и к ДНК, что свидетельствует о нейротрофическом эффекте препарата [30]. В связи с последствиями пандемии COVID-19 огромное внимание исследователей привлекает хорошо известный клиницистам антиастенический эффект Ак-титропила. Как известно, астения является самым частым последствием новой коронавирусной инфекции, может сохраняться длительное время и существенно снижает работоспособность и качество жизни пациентов, переболевших COVID-19.
Антиастенический эффект фонтурацетама был продемонстрирован М. Мокиной и соавт. В результате в группе фонтурацетама наблюдался досто- верный регресс выраженности астенических нарушений по шкале ЫИ-20 , в то время как в группе плацебо су- 4. Одновременно с регрессом астенических нарушений в группе фотурацетама было отмечено уменьше- 6. Антиастенический эффект фонтурацетама был воспроизведен в рамках широкой неинтервенционной наблю- 7. Был отмечен бо- 9. Важно подчеркнуть, что фонтурацетам оказывает антиастенический эффект, не вызывая побоч- 10.
При гиппокампальных нарушениях памяти наибо- 11. С середи- 12. В кли- 13. Другой общепринятой стратегией базисной терапии дементирующих заболева- 15. Оправданна и целесообразна комбинация ингибитора ацетилхолинэстеразы и мемантина, в особенности на стадиях умеренной 16. Следует отметить, что ноотропы также могут использоваться при гиппокампальных расстройствах памяти в качестве дополнительной терапии. Речь идет прежде всего об Актитропиле, который имеет 17.
Данный препарат может 18. В заключение следует подчеркнуть, что раннее выявление и тщательный анализ качественных и количественных особенностей мнестических нарушений 20. Литература 1. American Psychiatric Association. Baddeley A. Working memory: theories, models, and controversies. Хомская Е.
Лурия А. Основы нейропсихологии. Turner M. Subcortical dementia. Matthews B. Memory dysfunction. Kopelman M.
Disorders of memory.
Обратился за консультацией к врачу-психотерапевту по направлению невролога. При этом состояние очень сильно варьируется в течение дня и день ото дня. Много лет терпел, стал заниматься спортом, стал придерживаться режима сна, но лучше не становилось. Кое-как окончил школу, кое-как учусь в институте, теперь живу жизнью амёбы: целыми днями за компьютером или телевизором.
Более полутора лет назад обратился в поликлинику к терапевту. Попытки решить проблемы с памятью Сначала сдал простые анализы — норма. Состояние сердца — норма. Глазное дно тоже в норме. Эффекта не было.
Побывал еще раз у невролога. Направили на РЭГ, он показал какие-то ужасы. Назначили «Гинос» и «Церепро». И электрофорез с «Эуфиллином» на воротниковую зону, наверное, из-за шейного остеохондроза. УЗДГ показала что всё нормально.
МРТ — норма. ЭЭГ — норма. Потом был у невролога, но уже у другого. Прописал на 2 месяца курс из таблеток «Фенотропил» и «Негрустин». По этой проблеме никак не помогло, но «Негрустин» временно снизил тревогу, которая была с детства.
Но через месяц стала возвращаться, приходится пить больше таблеток. Терапевт направил на Гастроскопию, УЗИ брюшной полости, биохимию крови. Всё в порядке. Ещё раз был у невролога, снова попал к другому. На всякий случай рассказал ему про ещё одну мою проблему: с детства, во сне, под утро, я начинаю издавать громкий монотонный звук.
Врач сказал, что это сноговорение, и это не страшно. Результат попыток решения проблемы с памятью Прописал дорогущий курс лекарств на 3 месяца: «Пантогам», «Семакс», «Триттико», «Настойка Женьшеня». Всё вместе выходит больше 4 тысяч, я уже потратил очень большие деньги на диагностику и таблетки, и теперь такую сумму мне найти очень сложно. Кроме того и это не помогло. Набрался духа и посетил психолога.
Психолог провел какие-то тесты на интеллект, и написал в заключении, что со мной всё нормально. После этого, желания там появляется, нет. Пошел еще раз, снова к другому неврологу, который направил на консультацию к врачу-психотерапевту. Основными моими жалобами были всегда на проблемы с памятью. Прошел амбулаторный курс интенсивной комплексной терапии под руководством врача-психотерапевта в течение четырех месяцев.
Под наблюдением врача-психотерапевта находится шесть месяцев.
6 причин, почему память иногда подводит нас
Это нарушение памяти проявляется в искажении существующих воспоминаний. Начальные проявления нарушения памяти всегда связываются с поведенческими расстройствами. Нарушения памяти могут быть вызваны различными заболеваниями, а также внешними факторами. нарушение памяти фото Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным. У людей пожилого возраста нарушение памяти связано с дисфункцией в головном мозге и плохо поддается лечению. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное) – одно из самых распространенных расстройств, знакомое практически каждому человеку и способное существенно ухудшить качество жизни.
Виды нарушений памяти
Качественные нарушения памяти парамнезии — это ложные воспоминания, смещение хронологии событий или воспроизведение вымышленных событий. К нарушениям памяти относится: Псевдореминисценции. Характеризуется ошибочными воспоминаниями. Устаревшее название — иллюзии памяти. Больной с псевдореминисценциями рассказывает о событиях, которые реально были в его жизни, но в неправильной хронологии. Врач спрашивает у пациента, когда он попал в отделение. Больной отвечает: «3 дня назад». Однако в истории болезни отмечено, что пациент уже 25 дней находится на лечении. Такое ложное воспоминание называется псевдореминисценцией.
Нарушение памяти характеризуется невозможностью вспомнить событие, при котором смещается источник информации. Например, больной читает стих и присваивает его себе. Но на самом деле этот стих он выучил еще в школе, но пациент считает, что он — автор произведения. Галлюцинации памяти характеризуются яркими, но ложными воспоминаниями, которые в реальности не происходили. Пациент убежден в их достоверности. Больной может утверждать, что вчера ужинал с Илоном Маском, а год назад встречался с Анжелиной Джоли. Классификация Лурии по специфичности: Модально неспецифические нарушения памяти возникают при поражении структур, отвечающих за тонус коры головного мозга. Характеризуется снижением всех компонентов памяти.
Модально специфические нарушения памяти возникают при поражении локальных отделов головного мозга: гиппокампа, зрительной или слуховой коры. Характеризуется нарушением сенсорной и тактильной памяти. Вместе с другими заболеваниями Расстройства памяти — не изолированное нарушение. Оно всегда сопровождается другие заболевания. Нарушение памяти при психических и органических заболеваниях: Шизофрения. Память — это последний процесс, который страдает при шизофрении. Возникает гипомнезия. Нарушение памяти при ЧМТ.
Чаще всего встречается ретроградная амнезия. Нейродегенеративные заболевания и деменция. Сопровождаются фиксационной амнезией, гипомнезией, прогрессирующей амнезией, конфабуляциями. Нарушение памяти в пожилом возрасте. Сопровождается гипомнезией из-за ухудшения кровоснабжения мозга. Нарушение сознания. При аменции, онейроиде — полная ретроградная амнезия. При сумеречном помрачении и алкогольном делирии — частичное стирание воспоминаний.
Хронический алкоголизм. Сопровождается гипомнезией и синдромом Корсакова фиксационная амнезия, псевдореминисценции, конфабуляции, амнестическая дезориентация, ретроантероградная амнезия. Нарушение памяти при эпилепсии. При эпилепсии мотивационные и эмоциональные установки становятся ригидными, наблюдается нарушение мотивационного компонента памяти. Характеризуется гипомнезией. Преходящие и невротические расстройства: астения, неврастения, нарушение адаптации. Характеризуются гипомнезией. Нарушение памяти при резидуальной органике.
Это остаточные явления в головном мозгу после интоксикации, черепно-мозговой травмы, родовой травмы, инсульта. Характерны дисмнезии и парамнезии. Диагностика Нарушения памяти исследует врач-психиатр или медицинский психолог. Диагностика нарушений памяти — это вспомогательный компонент в диагностике болезни в целом. Исследование нарушения памяти — это не цель, а средство. Диагностика памяти нужна, чтобы установить наличие той или иной болезни, ее стадию и динамику: деменция, маниакальная фаза биполярно-аффективного расстройства или черепно-мозговая травма. Тактика взаимодействия с пациентами начинается с клинической беседы. Врачу нужно знать, помнит ли больной о недавних событиях, считает ли он свою память хорошей, помнит ли он о событиях после острого периода болезни.
Чтобы убедиться в достоверности фактов, врач может расспросить родственников или друзей. Затем врач использует тесты по нарушению памяти. Наиболее популярные: «Заучивание 10-ти слов»; «Объем кратковременной памяти»; методика «Смысловая память». Изолированно память не лечится. В первую очередь нужно лечить основное заболевание, которое вызвало дисмнезию или парамнезии. Например, при сосудистой деменции назначаются таблетки, которые стабилизируют артериальное давление и снижают уровень холестерина в крови. Коррекция нарушений памяти в таком случае происходит ноотропами. Однако при заболеваниях, которые сопровождаются преимущественно нарушением памяти болезнь Альцгеймера, деменция с тельцами Леви , назначаются препараты для улучшения когнитивных функций, в том числе памяти.
Препараты: Мемантин, Ривастигмин, Донепезил, Галантамин. Читать еще: как алкоголь и всд связаны причины и симптомы Профилактика Некоторые патологии памяти нельзя предотвратить, например, конфабуляции, псевдореминисценции или синдрома Корсакова, так как они входят в структуру серьезных психических расстройств. Однако можно предупредить гипомнезию, которая настигает большинство людей в старости. Для этого следует изучать стихи, ходить новыми дорогами, смотреть новые фильмы и запоминать имена героев и сюжетную линию. Чтобы предотвратить снижение памяти на фоне гипертонической болезни и атеросклероза, следует ограничить соль до 5 г в сутки и исключить из рациона мучные блюда. Предотвращают гипомнезию ежедневные физические нагрузки. О чем говорит потеря памяти Забытые дома ключи, долгие поиски телефона, вылетевшая из головы встреча — ситуации, в которые попадает каждый из нас. Небольшие провалы в памяти случаются с каждым из нас.
Но если они повторяются слишком регулярно, то могут оказаться симптомом некоторых довольно опасных и прогрессирующих со временем заболеваний.
Говорит, что среди прочего «вспомнил», что он на самом деле не одинокий безработный инженер кем он объективно является , а крупный бизнесмен, владелец большой строительной компании и сети магазинов. Рассказывает, что неожиданно «вспомнил», как он несколько лет назад в качестве хозяина компании вел важные переговоры, связанные с приобретением тех или иных предприятий, земельных участков в самом центре Санкт-Петербурга под застройку торговыми комплексами и пр. Предполагает, что он «просто забыл» об этой жизни, так как иногда употреблял алкоголь, а теперь просит врача помочь ему вспомнить все подробности происходившего с ним и вернуться к своей «настоящей жизни». В ходе обследования выясняется, что проблем с запоминанием нет, события общественной жизни последних лет помнит хорошо. По словам матери никаких проблем с памятью она не замечала, с работой и домашними делами справляется хорошо, но никакой "второй" жизнью в качестве бизнесмена никогда не жил. Чтобы увидеть комментарии Вы должны зарегистрироваться Календарь событий Информация, представленная на данном сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации врача. Мнение авторов сообщений может отличаться от официальной позиции Российского Общества Психиатров.
В таком случае ухудшение или расстройство памяти происходит из-за того, что нервная система «зависает» и «застревает» в защитных реакциях, то есть в стрессе.
А стрессорная реакция предполагает временную активацию механизмов немедленной физической борьбы за выживание, при которой работа памяти на время ослабевает. Если стресс из временной ситуации превратился в постоянную — память может пострадать довольно сильно. Если еще и нарушен сон — память снижается гарантированно. Такое нарушение памяти обратимо и лечится довольно успешно. Потеря клеток головного мозга вследствие органических нарушений при таких заболеваниях, как дисциркуляторная энцефалопатия ДЭП , болезнь Альцгеймера , токсическая энцефалопатия , посттравматическая энцефалопатия и др. Прогноз восстановления при сильном расстройстве или потере памяти в таком случае зависит от обратимости основного заболевания и требует более активного лечения. Чаще всего нам удается предотвратить дальнейшую потерю памяти. Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты за счет хронической алкоголизации или нарушения усвоения витаминов синдром мальабсорбции, аутоиммунный гастрит.
Тиамин есть в бобовых, картофеле и шпинате. Отруби и мука из цельных злаков также содержат тиамин; Наладить сон. Взрослый человек должен спать не менее 7 часов именно в ночное время, когда происходит регенерация клеток. Если человек мало спит, он чувствует тревожность, его внимание ухудшается; Насыщать кровь кислородом: чаще бывать на свежем воздухе, заниматься физической активностью; Пробовать новое. То, что человек уже умеет делать, не заставляет полушария мозга работать, а память напрягаться. Если работа человека связана с логикой и мышлением, необходимо задействовать творческое правое полушарие. Можно рисовать или читать литературу. Девушка читает на природе Существуют простые упражнения, которые могут улучшить память и работу мозга: Больше запоминать. Многие стараются не нагружать мозг, лишний раз написать напоминание или записку. Память работает, как и мышцы: чем больше нагрузки, тем сильнее она становится. Можно начать с простейших действий: запомнить номер телефона, имя собеседника, выучить стихотворение. Необходимо контролировать не количество, а качество полученной информации; «Встряхнуть» мозг. Такие несложные действия, как пройтись по комнате, найти вещь или почистить зубы, нужно выполнить с закрытыми глазами. Сначала будет тяжело, со временем мозг будет быстро включаться и адаптироваться; Запоминать. Перед собой необходимо поставить предмет, в котором есть детали, например, вазу или картину. Внимательно смотреть в течение 1 минуты, после чего закрыть глаза и вспомнить все детали: цвет, оттенок, форму. Упражнение можно повторить со слуховой памятью, стараясь запомнить слова песни; Заострять внимание на мелочах. Не обязательно выделять отдельное время, это можно делать по пути на работу или домой. Нужно научить свой мозг замечать маленькие детали вокруг: вывеску, объявление, проходящую мимо кошку; Найти ассоциации. Запомнить информацию проще, выстраивая ассоциативный ряд. Например, имя собеседника может быть похоже на имя актера. Упражнения могут выполнять взрослые и молодые люди. Для детей желательно превратить их в игру, например, предложить ребенку с закрытыми глазами съесть яблоко, вместе выучить стишок. Иногда человек не может запомнить что-либо не потому, что у него плохая память, а потому, что это ему не интересно. Нужно вспомнить, как запоминается информация, связанная с любимым занятием.
Врач-токсиколог рассказал, как сохранить память до самой старости
― Если формирование новой памяти активирует экспрессию генов, что подтверждено на животных, то может ли посттравматическое стрессовое расстройство передаться по наследству? Снижение памяти (плохая память, забывчивость, расстройство памяти, потеря памяти, ухудшилась память) – это нарушение функции головного мозга. Мы часто жалуемся на то, что память нас подводит, потому что принимаем некоторые особенности её работы за нарушения. Депрессивные расстройства также сопровождаются когнитивными нарушениями в различных областях, таких как внимание, исполнительные функции, память и скорость обработки информации. Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией. С ней мы поговорим об ошибках памяти; как устроена человеческая память?
Нарушение памяти в психологии: причины и лечение. Особенности памяти
Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. ― Если формирование новой памяти активирует экспрессию генов, что подтверждено на животных, то может ли посттравматическое стрессовое расстройство передаться по наследству? *В случае тяжелых или прогрессирующих нарушений памяти медикаментозное лечение необходимо. Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Зачастую, слабость нарушение памяти указывает на многочисленные эндокринные заболевания. Начальные проявления нарушения памяти всегда связываются с поведенческими расстройствами.
Проблемы с памятью: 10 случаев, когда наш мозг подводит нас
Выпадение специализированных видов памяти на лица, цвета, запахи, символы, навыки. К данному виду амнезии относятся нарушения типа афазии, агнозии, апраксии. Моторная экспрессивная афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей. Типичным является телеграфный стиль речи как и в ранней речи детей состоящей из коротких, в два, три слова фраз, составленных из имен существительных и глаголов , аграмматизмы, замена одних букв, слогов и слов другими литеральные и вербальные парафазии , их пропуски, смешения контаминации — «палалет» — составлено из «палата» и «туалет» , застревания персеверации. Страдает произвольная письменная речь, в то время как при списывании она сохранена лучше. В более тяжелых случаях моторной афазии нарушается письмо под диктовку. Сенсорная афазия проявляется непониманием устной и письменной речи, поскольку нарушен фонематический слух — различение фонем, сходных по звучанию. Особенно плохо различаются близкие фонемы б-п, д-т и др. Больные многоречивы, их высказывания непонятны из-за аграмматизмов, парафазии. Нарушаются чтение, письмо.
Амнестическая афазия проявляется забыванием нужных слов, например, названий предметов. Вместо этого пациенты показывают или описывают назначение и свойства предметов, действия, которые совершаются с ними. Многоречивость сочетается с вербальными парафазиями, персеверациями. Письмо при списывании не нарушается. Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы, которые выражают отношения между понятиями. Например, пациент не видит различия между отцом брата и братом отца. Нарушения развития речи у детей обусловлены генетическими и в меньшей степени средовыми факторами. Нарушения речевого развития выявляется на этапах раннего детства и не связаны с неврологическими, сенсорными, умственными отклонениями, повреждениями артикуляционного аппарата. Речевым расстройствам сопутствуют трудности в овладении чтением, письмом, сложности в общении, эмоциональные и поведенческие проблемы.
Эйнштейн почти не говорил до трех лет. Специфическое расстройство развития речи может затрагивать разные ее стороны: во-первых, расстройство артикуляции речи, при котором затруднено использование звуков речи в норме оно достигается к 11 —12 годам : пропуски, искажения, подмены фонем, что приводит к сложностям в понимании речи детей окружающими, хотя невербальный интеллект детей остается в пределах нормы. К данному расстройству относят нарушения артикуляции, лепетную речь, дислалию, отклонения фонологического развития; во-вторых, это расстройство экспрессивной речи. Понимание речи не нарушено, не обязательны нарушения артикуляции, типично снижение уровня использования выразительной разговорной речи ограничение лексикона, замедление развития фразовой речи, трудности в подборе синонимов, синтаксические ошибки и др. Использование невербальных средств коммуникации не нарушено. Возможны тем не менее затруднения в контактах, эмоциональные и поведенческие проблемы, иногда избирательная потеря слуха. Наконец, это могут быть расстройства рецептивной речи: неспособность реагировать на знакомые названия, следовать простым инструкциям, понимать грамматические конструкции. Нарушение узнавания предметов. При оптической агнозии предметы не узнаются, возможно, из-за выпадения адекватных программ исследовательских действий ощупывающих движений глаз.
Зрение и цветовосприятие не страдают. Нарушение узнавания может касаться символов букв, цифр , рисунков, геометрических фигур. О симультанной агнозии упоминалось нами ранее. Агнозия в отношении собственного тела определяется как соматоагнозия. Соматоагнозия выражается в неузнавании частей своего тела. Пациент не знает, например, где у него нога, рука, где левая и правая, верхняя или нижняя половина тела аутотопагнозия. Соматоагнозия у неврологических пациентов проявляется отрицанием факта паралича. Так, при синдроме анозогнозии Антона-Бабинского больной не осознает левостороннего паралича и обнаруживает «слепоту на свою слепоту» очаг поражения в правой гемисфере. Мнимое ощущение дополнительных частей тела лишняя рука, голова и т.
Бехтерева и П. Останкова — описана при поражении коры субдоминантного полушария. Прозопагнозией называют неузнавание лиц знакомых людей на фотографиях. Выпадение моторных навыков действий с предметами, жестов, выразительных актов, способности подражать действиям окружающих и выполнять движения по просьбам извне. При моторной апраксии пациент забывает характер действий, требуемых для выполнения задания. При идеаторной апраксии страдает план, последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения цели. Конструктивная апраксия проявляется в том, что пациент не может из отдельных элементов или частей воссоздать нужную целостную структуру составить фигуру, орнамент и др. Нарушения развития школьных навыков чаще встречается у мальчиков. Предполагают, что они связаны с биологической дисфункцией и присутствуют с первых лет обучения.
Различают нарушения развития навыков чтения, письма, счета, смешанное расстройство школьных навыков, двигательных функций. При дислексии нарушены навыки чтения и понимание прочитанного На ранних этапах это трудности в пересказывании алфавита, в распределении по категориям звуков. Позднее становятся очевидными пропуски, искажения и замены слов их частей , медленный темп речи, запинки и потери места в тексте, литеральные и вербальные парафазии, чтение в обратном порядке. Нарушаются также способности вспомнить факты и делать выводы из прочитанного, а чтобы это делать, дети используют скорее общие знания, чем то, что они узнали из конкретного рассказа. Позднее трудности спеллингования составление слов из букв становятся более глубокими, чем недостаточность чтения. Нарушениям развития чтения обычно предшествуют расстройства развития речи. При расстройстве спеллингования нарушена способность произносить слова по буквам и правильно писать слова. Предшествующее расстройство навыков чтения отсутствует. При нарушении развития навыков счета дефект касается вычислительных операций прибавления, вычитания, умножения и деления иногда лишь отдельных операций.
Нарушен счет пальцев синдром Гертсмана. Более абстрактные математические операции в геометрии и т. Нарушения развития двигательных функций проявляется угловатостью, медленным обучением ходьбе, бегу, — прыжкам, подъему и спуску по лестнице, трудностями в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, бросании предметов, плохом подчерке и мн. Часто выявляются симптомы стриарной недостаточности. Явления афазии, агнозии, апраксии и другие нарушения корковых функций алексия, акалькулия и др. В психиатрической практике они встречаются при атрофических процессах болезнь Пика, Альцгеймера, сенильная деменция, травматические поражения. Мотивированная амнезия. Выпадение памяти на отдельные психотравмирующие события. Так, после неприятной сцены с Бабинским пациентка забыла его имя, внешность и все, что так или иначе было с ним связано.
Пробелы возникают по механизмам вытеснения. В состоянии гипнотического сна, по преодолении сопротивления утраченные воспоминания могут быть восстановлены. Наблюдается у лиц с истерическими чертами характера, при неврозах. Вытеснение психотравмирующих воспоминаний — явление чрезвычайно распространенное и среди здоровых индивидуумов; рассматривается как один из механизмов психологической защиты. Аффектогенная амнезия. Утрата воспоминаний о событиях, происшедших во время бурной эмоциональной реакции — аффекта. Выявляется по выходе из состояния патологического аффекта, обусловлена сужением сознания. Фактически является вариантом конградной амнезии. Считать ее кататимической, то есть связывать с действием механизмом вытеснения, очевидно, не следует.
Постгипнотическая амнезия. Наблюдается после пробуждения из глубокого гипнотического сна, в сущности возникает вследствие нарушения сознания. Амнезия может быть внушена в состоянии неглубокого гипнотического транса. Периодическая амнезия. Сопровождает описанные Рибо состояния двойного или альтернирующего сознания, при которых в одном болезненном состоянии сознания отсутствуют воспоминания о пережитом в другом. По выходе в нормальное состояние больной не помнит происшедшего как в первом, так и во втором патологическом состоянии, или только смутно вспоминает отдельные впечатления. Наблюдается при истерии. Переходу из одного состояния в другое может предшествовать глубокий сон. Скотомизация памяти.
Близка к мотивированной амнезии. Отличается от последней тем, что возникает у лиц, не обнаруживающих истерических черт характера. Амнезии наблюдаются при нарушении сознания кома, сопор, оглушенность, делириозное, сумеречное, аментивное помрачение сознания, психогенно обусловленные расстройства сознания, состояния патологического аффекта и патологического опьянения , при интоксикациях, уремии, алкогольной энцефалопатии, атрофических процессах болезни Пика, Альцгеймера, сенильная деменция , сосудистых заболеваниях головного мозга, после черепно-мозговой травмы, электросудорожных припадков, в клинической картине эпилептических расстройств. Детская амнезия. Проявляется забыванием событий первых трех, четырех лет жизни. Причины неизвестны. Ослабление памяти. Чаще всего проявляется в виде дисмнезии — неравномерного поражения различных функций памяти, в первую очередь ретенции и репродукции. Одним из ранних признаков дисмнезии является нарушение избирательной репродукции в виде невозможности вспомнить какой-либо факт, необходимый в данный момент, хотя позже этот факт всплывает в памяти сам по себе.
Признаком сравнительно легкого ослабления памяти является также забывание того, что о каком-либо факте больной уже сообщал ранее данному лицу. Наступающее ослабление памяти более заметно в отношении механической памяти, чем словесно-логической. Нарушается, прежде всего, запоминание и воспроизведение справочного материала — дат, имен, цифр, названий, терминов, лиц и т. Быстрее забываются также свежие и менее закрепленные впечатления. Ухудшается ориентировка во времени, страдает хронологическая память, нарушается чувство времени. Гипомнезия может проявляться анэкфорией — нарушением памяти, при котором теряется способность вспомнить о хорошо известном факте без напоминания. Приведем соответствующее наблюдение. Больная, перенесшая менингоэнцефалит, жаловалась, что не помнит многих фактов и событий последних лет: забылись имена, внешность сослуживцев, адрес нового места работы, номера служебных телефонов, имя родившейся дочери и многое другое. Осознает, что прекрасно знала все это до болезни.
Казалось, нужное воспоминание вот-вот появится, «вертится на языке», чувствовала, что оно не исчезло навсегда и упорно не прекращала попыток припомнить забытое. Мысль о дефекте памяти стала навязчивой, остро переживалась, появились опасения «сойти с ума». Воспоминания возвращались постепенно, но лишь после напоминания о соответствующем факте. В последующем они сохранялись, возникая с прежней быстротой и легкостью. Нарушения памяти распространились только на события прошлого, происходившие до болезни, память на настоящее не пострадала. Сходное с анэкфорией нарушение памяти описывалось под названием «отрицательные галлюцинации памяти» Блейлер, 1920. При более тяжелой гипомнезии из памяти выпадает множество подробностей и значительных событий, касающихся личной и общественной жизни. Вместе с тем никогда не наблюдается столь значительного опустошения памяти, как это бывает при прогрессирующей амнезии. Критическое отношение к ослаблению памяти у больных с гипомнезией обычно сохраняется,— это отражается в соответствующих жалобах, в попытках компенсировать возникшую несостоятельность ведение записей, вязание узелков, использование мнемотехники, стремление класть предметы на одно и то же или видное место, привычка перепроверять себя и др.
Типичны острые эмоциональные реакции на снижение памяти, депрессии. Ухудшение памяти, обусловленное различными органическими заболеваниями головного мозга, следует отличать от внешне сходных, но обратимых расстройств, возникающих на фоне различных психопатологических нарушений астении, депрессии и др.
В младенчестве мало кто из нас помнит о происходящих событиях. Память пропадает у молодых, здоровых парней и у пожилых. Причины амнезии, так называют потерю памяти, бывают самыми разными, и они не все изучены досконально. Утрата воспоминаний о важных событиях, неспособность восстановить мысленно обстоятельства, приводит человека в состояние шока, пугает.
В одних случаях индивидуум не может восстановить полную картину происшествия, помнит лишь отдельные части события. Абсолютная потеря памяти приводит к тому, что субъект забывает лица и имена родственников, свое имя, биографию. Такие люди часто начинают жизнь на новом месте, с новыми друзьями, под другим именем. Возвращаются воспоминания тоже по-разному, вскоре, через несколько минут или через несколько лет. В таком случае человек может позабыть новую биографию и друзей. Что такое амнезия или потеря памяти Острая потеря памяти знакома нам по рассказам о бабушке, которая вышла из своего подъезда и забыла, как вернуться домой, где она живет.
У молодых людей такое тоже случается, при алкогольном опьянении. Правда пьяницы таинственным образом возвращаются домой на «автопилоте». Но зато совсем не помнят, что творили под воздействием алкоголя. Читать еще: Болит голова после прогулки на морозе — причины, лечение, профилактика В одних случаях воспоминания возвращаются быстро, через несколько часов или минут. Такие сюжеты называют: кратковременная потеря памяти. Но бывают случаи, когда память теряется медленно и верно, навсегда, это касается пожилых людей.
И не всегда это происходит от старости, причиной может быть травма головы, заболевание головного мозга. Симптомы амнезии проявляются по-разному. Один человек помнит, как его зовут, но вдруг забывает, что он прекрасный портной. Другой помнит все, что было с ним в пятом классе и девочку, которой нес портфель, но не знает, что делал полчаса тому назад. Виды амнезии Различают виды амнезии по скорости ее появления, забытым навыкам, распространенности, длительности и по тем событиям, что исчезли из головы: По продолжительности Утрата памяти делится на кратковременную, когда амнезия наблюдается краткий отрезок времени, и долгосрочную. Во втором случае воспоминания человека теряются на долго.
По распространенности Амнезия бывает частичной, если произошла потеря незначительных фрагментов воспоминаний, и полной, когда потеряны все воспоминания. По событиям, утраченным из памяти Описываемую проблему относят к ретроградной и антероградной. Ретроградная форма заключается в потере воспоминаний о том, что случилось до появления причины болезни. Потеря памяти у пожилых людей относится к этой разновидности недуга. Она случается, если у человека диагностируется болезнь Пика, Альцгеймера, токсическая энцефалопатия. Антероградная амнезия Не дает вспомнить индивидууму все, что было с ним после травмы, хотя, он прекрасно знает, что было до нее.
Такие изменения в памяти случаются после черепно-мозговых травм, ужасных психических потрясений, эмоциональных стрессов, длятся короткое время. По скорости развития Рассматриваемый недуг бывает острым, внезапным, наступившим вследствие неожиданного происшествия — это травматическая амнезия, другими словами — конградная. Ее причиной может стать сильный ушиб, падение на голову. Конградная амнезия — часто временное нарушение памяти. Медленный, постепенный процесс, как следствие наступления слабоумия, угасания мозговой деятельности приходит со старостью. Естественное старение может закончится потерей воспоминаний на долгое время, навсегда.
По забытым навыкам Потеря памяти классифицируется на: семантическую, процедурную, эпизодическую, профессиональную. Семантическая амнезия мешает общему пониманию окружающего мира. Тогда человек не способен различать растения или мебель окружают его. Процедурная характеризуется потерей воспоминаний о простых манипуляциях. Субъект не помнит, как расчесывают волосы. Человек, страдающий эпизодической амнезией, никак не вспомнит отдельные моменты и части происходящего.
Мужчина, не способный ориентироваться на своем рабочем месте, страдает профессиональной амнезией. Музыкант разучивается играть и даже не узнает ноты. Антероретроградная амнезия Простое сочетание ретроградной патологии с антероградной. Фиксационная амнезия Потеря воспоминаний о текущих событиях, на некоторое время, но больше, чем на 5 минут. Составляющая часть проявления синдрома Корсакова. Синдром Корсакова Полное исчезновение памяти при алкогольном опьянении, плохом питании, хронических запоях, недостаточном поступлении в организм витамина В1, часто сопровождается травмой головы.
Синдром сочетается с выдуманными воспоминаниями. Субъект вспоминает то, чего с ним не было никогда. Молодые люди способны вылечиться, если бросают пить. У тех, кто перешагнул границу 60 лет, с проблемами алкоголизма, прогнозы не утешительные. Транзиторная глобальная амнезия Случается с пожилыми и молодыми людьми. Таких показывают по телевизору.
Мы видим аккуратно, чисто одетого человека, который вышел в магазин без документов и вдруг забыл, кто он, где живет. Причины кратковременной памяти не известны. Это может быть началом болезни Альцгеймера. Предполагают, что причиной бывает мигрень. У таких больных случаются приступы головной боли. Очевидно спазм сосудов головного мозга приводит к утрате памяти, до нескольких часов.
Таким больным следует иметь при себе записку, с телефонами родных, где указано, что такое может случиться. Специального лечения нет. Причины потери памяти у пожилых людей Естественный процесс старения приводит к тому, что индивидуум начинает терять память, что сопровождается разными болезнями. Болезнь Пика приводит к атрофии лобных и височных долей мозга. Она проявляется в возрасте от 50 до 60 лет, провоцируется заполнением клеток нейронов патологическими белками. Серое вещество теряет свою массу, ухудшение памяти сопровождается деградацией личности.
Человек забывает свои заслуги, теряет стыд, становится асоциальным, опасным для себя и окружающих. Смерть наступает лет через 10 после первой манифестации болезни Пика.
Необходим полный объем диагностических мероприятий, с помощью которого будет выяснено, с какой патологией связаны симптомы.
Не все знают, какой врач занимается памятью. Следует учесть, что может потребоваться консультация нескольких специалистов. К какому врачу обратиться при потере памяти?
Вам помогут психиатр, невролог и нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация терапевта и гериатра. Это сложная проблема, которая проявляется как на органическом, так и на психологическом уровне, поэтому необходима их совместная работа.
При проблемах с памятью врач применяет следующие методы диагностики: изучение анамнеза; оценка соматического здоровья; беседа с родственниками: когда у одного из членов семьи, особенно пожилого возраста, началось ухудшение памяти, к какому врачу обратиться часто решают близкие. Их участие в лечебно-диагностических мероприятиях может оказать существенную помощь; неврологическая, психиатрическая и психологическая оценка; психометрическое тестирование: измеряется точность, скорость и качество таких психических процессов как принятие решений, внимание, планирование; лабораторно-инструментальное обследование: анализы крови, МРТ-сканирование, позитронно-эмиссионная томография, электроэнцефалография и другое. Специалисты тщательно анализируют состояние больного, учитывая его поведение и результаты проведенных диагностических мероприятий.
Если вы думаете, к какому врачу обратиться по поводу памяти, лучше искать место, где возможна совместная работа нескольких смежных специалистов. Необходимо и наличие современного диагностического оборудования — это позволит результатам быть более точными и сэкономит время. В последующем результаты диагностических мероприятий используются для разработки плана лечения.
Если человек находится в преклонном возрасте, но пока не испытывает серьезных проблем с памятью, к какому врачу обратиться нужно знать заранее — если вы обеспокоены возможностью снижения когнитивных функций в будущем, лучше провести профилактическое обследование. Оно поможет отсрочить или даже избежать развития серьезной патологии. Наличие легких когнитивных нарушений увеличивает риск развития болезни Альцгеймера и других форм деменции.
При плохой памяти к какому врачу обратиться и в какое заведение пойти каждый решает сам: это может быть государственный психоневрологический диспансер и поликлиника по месту жительства, либо частный специализированный центр. К сожалению, в государственных учреждениях придется потратить слишком много времени, потеря которого опасна при активном инволюционном процессе мозга. Также в них врачи слишком загружены, чтобы уделить достаточно внимания пациентам.
При проблемах с памятью какой врач поможет лучше, можно понять из его опыта работы, уровня квалификации и статуса клиники. Лечение памяти При нарушениях памяти и внимания лечение зависит от причины. Симптомы, связанны с психическими недугами, сосудистыми нарушениями, болезнью Альцгеймера или другими органическими патологиями, требуют разных подходов.
При проблемах с памятью лечение может включать в себя: Лекарства для коррекции сопутствующих заболеваний: препараты для контроля артериального давления, ангиопротекторы, гормонозаместительная терапия и другое. Если ЧМТ стала причиной ухудшения памяти лечение может включать в себя назначение анальгетиков с целью устранения болевого синдрома. При психических расстройствах с признаками тревожности и депрессии применяются седативные препараты и антидепрессанты.
При деменции назначаются холинергические препараты, ноотропы, препараты, взаимодействующие с NMDA-рецепторами.
Для обследования пациентов врачи функциональной диагностики используют новейшую аппаратуру ведущих мировых производителей. Патологию головного мозга выявляют с помощью современных методов нейровизуализации. Неврологи разрабатывают для каждого пациента, страдающего нарушения памяти, индивидуальную схему терапии, которая включает медикаментозную поддержку и немедикаментозные методы лечения.
Тяжёлые случаи нарушения памяти обсуждают на заседании Экспертного Совета. В его работе принимают профессора, доктора медицинских наук, врачи высшей категории. Медицинский персонал уважительно относится к психологическим проблемам пациентов. Психологическую поддержку специалистов получают и родственники пациентов.
Их обучают комфортному общению с близкими людьми, у которых нарушена память. Психологи советуют, как организовать быт пациента с нарушением памяти, помочь ему социализироваться. Виды памяти По предмету запоминания различают следующие виды памяти: Образную Эмоциональную Двигательную. Образная память — это информация, которая сохраняется с помощью создания образов на основе данных, которые получают органы чувств.
Всё, что человек слышит, видит, осязает на ощупь, чувствует обонянием и вкусовыми рецепторами, преобразуется в образы и остаётся в этом виде в памяти. Вербальная память — информация, которую мы получаем с помощью слов и логики. Вербальной памятью обладает только человек. Все сведения, которые получены вербально, осознанно анализируются, классифицируются и используются в дальнейшем.
Переживаемые человеком чувства запечатлеваются в эмоциональной памяти. Сохраняются все положительные или негативные эмоции. В будущем человек, вспоминая эти моменты жизни, может вновь испытать аналогичные ощущения. Всё, что связано с движением запоминается моторной, или двигательной памятью.
Умение плавать, ездить на велосипеде, управлять автомобилем, которому человек однажды научился, сохраняется в его мышечной памяти. По способу запоминания выделяют произвольную и непроизвольную память. С помощью произвольной памяти человек запоминает информацию усилием воли, с помощью повторения. Непроизвольная память позволяет человеку запомнить не только то, что ему нужно, но и другие процессы, особенно, если эти данные соответствуют его предпочтениям и интересам.
По времени запоминания различают кратковременную, долговременную, промежуточную, оперативную и сенсорную память. Кратковременная память используется для решения задач, которые «стоят на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает большое количество информации, но очень быстро её забывает, как только в ней пропадает потребность.
Провалы в памяти
это расстройство, которое характеризуется снижением способности запоминать и вспоминать информацию. Нарушение памяти в психологии и психиатрии считается серьезной проблемой, которая требует медицинской коррекции. Нарушения памяти в резидуальном периоде после операции аневризмы передней соединительной артерии. Проблемы с памятью (когнитивные нарушения) могут привести к инвалидности, поскольку при выраженных нарушениях человек не способен не только работать и учиться, но и обслуживать себя. Снижение памяти (плохая память, забывчивость, расстройство памяти, потеря памяти, ухудшилась память) – это нарушение функции головного мозга. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным.