В Москве открылась выставка о Кафке и искусстве XX века. Музей изобразительных искусств имени Пушкина подготовит экспресс-маршруты к Чемпионату мира по футболу. Интерфакс: Постоянную экспозицию Главного здания Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина планируют вернуть к тому виду, что был при президенте музея Ирине Антоновой, сообщила директор Пушкинского музея Елизавета. Пушкинский музей – так коротко называют Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, расположившийся в самом центре столицы, на улице Волхонка. Нынешний директор ГМИИ им. Пушкина Елизавета Лихачева решила, что революция отменяется и «старый добрый Пушкинский» возвращается.
The Pushkin State Museum of Fine Arts
«Испанскую коллекцию» покажут в Пушкинском музее // Новости НТВ | Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (сокр. ГМИИ имени А. С. Пушкина), Пушкинский музей — российский государственный художественный музей в Москве, одно из крупнейших в современной России собраний западного искусства. |
В Пушкинском музее в честь 110-летия проведут бесплатные экскурсии | Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина является одним их самых больших в России музеев, в нём представлены. |
Пушкинский музей | Описание экспозиции и коллекций. Календарь выставок. Новости музея. Обзор проектов. |
Пушкинский музей объявил о запуске акции «Последний сеанс» | Здание Государственного музея изящных искусств (ныне — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). |
Выставки в Пушкинском музее | Северо-Кавказский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, наконец, получил собственное постоянное помещение. |
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Елизавета Лихачева вернет Пушкинский музей к состоянию, как было при Ирине Антоновой 1 мин. Ее придумал французский сценограф и историк искусств Патрик Уркад. Сама Марина Лошак называла эту реэкспозицию «музейной революцией, важной исторической точкой». Нынешний директор ГМИИ им. Пушкина Елизавета Лихачева решила, что революция отменяется и «старый добрый Пушкинский» возвращается. В залах старых мастеров снова грядут большие изменения, целью которых называют «восстановление постоянной экспозиции в том виде, в котором мы все с вами ее помним» — как было с Ириной Антоновой.
Однако выбор был сделан самой Ириной Антоновой, причем, в большй степени, как протестный. Антонова была немного знакома с Лошак, но, главное, не хотела видеть на позиции директора Зельфиру Трегулову, главного претендента на этот пост. Интересно, что предложение не вызвало особенного восторга у самой Лошак. Мне все было интересно. Да и зарплата, честно сказать, в "Манеже" была куда больше... Фото: Михаил ФРОЛОВ Однако от такого не отказываются Как говорила впоследствии Марина Девовна, на новом месте она чувствовала примерно то же, что и любовница, проживающая в одной квартире с законной женой. Несмотря на то, что Ирина Антонова сама представила нового директора и была инициатором назначения, отдавать власть она не собиралась.
Кабинет для нового директора так и не освободила, а на разных мероприятиях и открытиях предпочитала блистать сама. На открытии главной звездой была Антонова. Кожеваль всячески рассыпался в комплиментах Антоновой. Про сидящую рядом Марину Лошак все забыли. Но до поры ей удавалось запрятать амбиции так глубоко, чтобы не заметил пристрастный взгляд. Во всяком случае, не раз приходилось быть свидетелем, как Марина Девовна перенаправляла журналистов к Антоновой, если вдруг обе они оказывались в одном помещении: - Спросите у Ирины Александровны. Она вам расскажет лучше, - неизменно говорила она.
В этом было много такта и нежелания обидеть или ненароком унизить Антонову. Пушкина, 2014 год. И это можно было видеть не только по участившимся специфическим выставкам, которые не поругал только ленивый особенно вспоминается подвешенная под потолком лошадь , но и по деятельности пресс-служб: в какой-то момент неудобных журналистов, лояльных к Антоновой, начали просто игнорировать и не приглашать на экспозиции. Раздражение Антоновой нарастало. Ей казалось, что ее игнорируют, пренебрегают. К тому же предшественница ясно дала понять, что не хочет становиться второй ею. У меня есть и остаются другие интересы, - повторяла Лошак.
Незадолго до смерти Антонова вдрызг разругалась с директриссой по поводу выставки импрессионистов. Были и другие размолвки и недовольства. Но при всех взаимных обидах Лошак всегда четко понимала, благодаря кому получила этот пост.
В экспозицию войдут ранее неизвестные широкой публике произведения, отреставрированные в последние годы. Механическое рисование» Куратор — Ольга Аверьянова В 1783—1784 годах французский изобретатель Жиль-Луи Кретьен создал невероятный аппарат под названием физионотрас, который позволил создавать силуэтные портреты. Чуть позже, во время правления Людовика XVI, такие портреты обрели большую популярность.
Суть приспособления в том, что каждый желающий без каких-либо художественных навыков может создать точное очертание лица и фигуры человека. Именно благодаря использованию физионотраса в свое время появились и сохранились до наших дней весьма достоверные изображения великих людей. В экспозиции вы увидите силуэты известных писателей, политиков и ученых, а также сами физионотрасы. Особенность жанра в том, что трактовать произведения можно по-разному: помимо очевидных символов и смыслов, в каждой картине кроются завуалированные послания, незаметные с первого взгляда.
Помимо этого запланированы камерные экспозиции.
В главном здании возле Белой лестницы покажут части цикла, посвященного Государственному музею нового западного искусства. Продолжатся рассказы о результатах реставрационных исследований — в конце января представят два «Руанских собора» Моне. Обещают сделать какое-то количество мини-показов, касающихся недавно поступивших в музей работ. Кроме того, в течение года Елизавета Лихачева решила поэтапно закрывать залы старых мастеров на переэкспозицию — то, что было сделано сценографом и куратором Патриком Уркадом, ее не устраивает. А еще весь год музей будет публиковать материалы, посвященные Ольге Ройтенберг, исследовательнице, возвращавшей из небытия имена забытых художников XX века.
Новый директор Пушкинского музея Лихачева ответила на вопрос о рабочих планах
Глава Пушкинского музея Лихачева: санкции не отменят научный и культурный обмен | С октября 2023 по май 2024 в музее изобразительных искусств имени Александра Пушкина пройдут встречи видеоклуба «Пространство образа», посвященного медиаискусству в коллекции музея. |
Выставки в Пушкинском музее | Музей изобразительных искусств имени Пушкина закрыли из-за COVID-19. |
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина - Москва.Центр | Директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак ушла с занимаемого поста по собственному желанию. |
В Пушкинском музее в честь 110-летия проведут бесплатные экскурсии | Никакие санкции не смогут отменить научный и культурный обмен, заявила РИА Новости директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Елизавета Лихачева. |
В Пушкинском музее в честь 110-летия проведут бесплатные экскурсии - ТАСС | 17 мая 2024 года в Доме И.С. Остроухова в Трубниках Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля (ГМИРЛИ) откроется выставка «Уроки Золотой рыбки», приуроченная к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина. |
ГМИИ им. А.С. Пушкина
18.03.2024 Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина начал поэтапное обновление постоянной экспозиции искусства старых мастеров, включая картины итальянских и французских художников. В Белом зале Пушкинского музея беспорядок и суета: идет монтаж знаковой для этого сезона экспозиции, которая покажет эволюцию испанского искусства от вычурности XVI века до веяний импрессионизма XIX века. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Партнер ГМИИ им. А. С. Пушкина — Финансовый институт развития ДОМ. РФ. Фламандский и итальянский натюрморт, неизвестный Щукин, архитектура Рима глазами современников, русский авангард и реэкспозиция в Главном здании — все это (и не только!) в планах ГМИИ им. Пушкина на 2024 год. Музей изобразительных искусств имени Пушкина подготовит экспресс-маршруты к Чемпионату мира по футболу. Россия. Здание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве Пушкинский музей закрыли по техническим причинам.
В Пушкинском музее в честь 110-летия проведут бесплатные экскурсии
Пушкина, считает, что Сталин — это то, что используют власти и федеральных СМИ в момент, когда общество нужно отвлечь от серьёзных проблем, никакого другого смысла в этом нет. Самым громким событием в мире утончённого избранного общества и прочей дворянской интеллигенции России стало назначение нового директора Пушкинского музея. Прежний руководитель с простонародной фамилией Лошак написала заявление «по собственному желанию» и на её место пришла высокоинтеллектуальная женщина с царским именем Елизавета и академической фамилией Лихачёва. Мы не можем мерить нашу сегодняшнюю жизнь Сталиным, это просто смешно», -рубанула Елизавета и пояснила, что граждане, которые его все ещё обсуждают, «кукухой поехали».
По мнению Лихачёвой Сталин является предметом поп-культуры, как и Микки-Маус. Потому что Лихачева, сравнивая Иосифа Сталина с Микки Маусом, негативно отзываясь о других руководителях России, фактически оскорбляет многих людей, в том числе и память о великих подвигах, которые были в период того же Иосифа Сталина. Ведь не стоит забывать того факта, что, например, на медали «За Победу над Германией» есть профиль Сталина.
Неужели это для государственного работника то же самое, что и Микки Маус?
Пушкина Здание Государственного музея изящных искусств ныне — Государственный музей изобразительных искусств имени А. Главархив Москвы Деньги на строительство жертвовали многие состоятельные горожане. В следующем году Музею изобразительных искусств имени А. Пушкина исполнится 110 лет.
В Главархиве Москвы сохранились ценные документы, посвященные его становлению и развитию. Художественный музей в Москве решили учредить во второй половине XIX века. Его созданием занялись преподаватели Императорского Московского университета — городского центра науки и культуры того времени. Здесь изучали историю и теорию искусств. В качестве первого шага в 1888 году профессору Ивану Цветаеву — отцу поэтессы Марины Цветаевой — поручили дополнить коллекцию образцов античной скульптуры, которая находилась в университете.
Лондонская выставка предлагает новый взгляд на историю искусства рубежа конца XIX - начала ХХ века, одним из главных летописцев которой был Джон Ревалд. Для него, как и для художников начала ХХ века, Париж был центром, где рождалось новое искусство, а основной сюжет истории живописи рубежа веков выглядел как битва новаторов с ретроградами. Париж и впрямь учил многому. Не только живописи старых мастеров в Лувре и новому искусству в галереях маршанов… Как написал Кончаловский другу Машкову: "Париж учит работе.
Он учит ценить и чувствовать мгновение в жизни. Он такой большой, такой серьезный, что мелочи жизни тонут в нем и ваша душа сбрасывает все ненужное. И все же, при всем значении французских художников для ХХ века, сегодня силен интерес к истории искусства, которая создавалась тогда же в Мюнхене и Вене, Брюсселе, Барселоне, Москве и Петербурге… Эта история неотрывна от крупных международных выставок современного искусства, будь то выставки Сергея Дягилева в Петербурге, Салон "Золотого руна" в Москве 1908 года, выставка "Мане и импрессионисты" в Лондоне 1910 года или Международная выставка современного искусства в Нью-Йорке 1913 года. Очевидно, что Москва в начале ХХ века становилась одним из центров модернизма.
И вот этот взгляд на Москву как один из центров современного искусства ХХ века сегодня актуален со всех точек зрения, в том числе и с точки зрения истории искусства. Его и предлагает Пушкинский в новом проекте. Выставка получилась увлекательная. Одни названия разделов что стоят!
Но не ими одними жива выставка.
С наступлением Нового года принято давать праздничные обещания, ну, а мы предлагаем сразу планировать: музеи, новые места, концерты — дел хватит до декабря! Начнем с выставок — Пушкинский музей уже анонсировал проекты на 2024 год. При этом итальянский натюрморт игнорировали вплоть до ХХ века, хотя именно итальянская школа отличается многообразием форм и композиций. Так, в Неаполе чаще изображали цветочные композиции и «рыбные уловы», в Бергамо — музыкальные инструменты, а в Риме почитали декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков. В Музее Пушкина посетителей ждет первая в стране выставка итальянского натюрморта, где будет представлено более 60 произведений из фондов Пушкинского музея, а также Эрмитажа, Петергофа, Пермской галереи и других крупных российских собраний. Адрес: ул. Волхонка, д.
Пожар в здании музея изобразительных искусств имени Пушкина произошел в Москве
В Москве открылась выставка о Кафке и искусстве XX века. Пожар произошел в административном здании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в центре Москвы. Об этом сообщил «360» источник. Фламандский и итальянский натюрморт, неизвестный Щукин, архитектура Рима глазами современников, русский авангард и реэкспозиция в Главном здании — все это (и не только!) в планах ГМИИ им. Пушкина на 2024 год. Товары и аксессуары, вдохновленные коллекциями и предметами искусства из коллекций Пушкинского музея, украсят ваш дом и позволят раскрыть вас, как тонкого ценителя прекрасного.
Новый директор Пушкинского музея Лихачева ответила на вопрос о рабочих планах
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших вр. Экспонат «Малая диадема с подвесками» постоянной экспозиции вернулся в Государственный музей изобразительных искусств имени Александра Пушкина. Елизавета Лихачева/Музей архитектуры имени А. В. Щусева. Так Лихачева начала работать в музее, и вскоре, в 2008 году, поступила в МГУ на отделение истории и теории искусства исторического факультета.
'+obj.error+'
Бартоломе Эстебан Мурильо. Пушкина После основной части экспозиции, посвященной испанскому золотому веку, зритель оказывается в более поздней эпохе. Небольшой зал отдан Франсиско Гойе, где, помимо нескольких живописных полотен, показывают графику, в частности ранние гравюры с Веласкеса, впервые — рисунок «Искушение», два альбома «Тавромахии» и другое. Окончание экспозиции рассказывает о XIX веке и останавливается строго накануне экспериментов модернистов. Это означает, что Пикассо на выставке нет, кроме одной картины — «Старый еврей с мальчиком», размещенной рядом с «Иоанном Крестителем» Эль Греко. Зато здесь представлены яркие и избыточные живописцы, обычно причисляемые к «салону» или импрессионизму: Хоакин Соролья, Игнасио Сулоага, Мариано Фортуни. Причем у большинства оказалась замечательная история: они происходят из собраний Ивана Морозова, Михаила Рябушинского, Павла Третьякова, Сергея Щукина. Пушкина По словам Светланы Загорской, после окончания выставки и петербургских гастролей испанская живопись Пушкинского музея, включая недавно отреставрированные произведения, будет возвращена в постоянную экспозицию которую как раз планируют обновить, вернув привычную развеску.
Романтический миф «Образы Испании. Русское искусство XIX—XXI веков» в первоначальном замысле были лишь залом в окончании выставки классической испанской живописи, но по мере работы стало ясно, что это должна быть отдельная экспозиция. В результате ее даже перенесли в другое здание, что позволяет сделать восприятие более четким. Ее кураторы Елена Каменская и Дарья Колпашникова решили рассказать здесь не о подлинной Испании, а о той, какой она представала в фантазиях и художественных произведениях русских. Образов Испании у нас накопилось много: это поэзия, живопись, кинематограф, современное искусство — от Пушкина до Кошлякова. Семь последовательных рассказов проводят зрителя по хронологии этой любви к Испании начиная с первых десятилетий XIX века — золотого века уже, соответственно, русской культуры. Создатели выставки играют со стереотипами об Испании.
А конфликт она обусловливала "страхом сотрудников музея перед переменами, которые неизбежно наступят". Впоследствии о критике в свой адрес Лихачева говорила так: "Меня расстраивает трусость. Хотите что-то сказать, скажите в лицо, но в лицо ведь все улыбаются. Я это первый раз поняла во время истории с Домом Мельникова, мне в лицо не сказал никто ничего, а за глаза полили отборнейшей грязью. Когда меня назначали на пост директора музея, никто не пришел и не сказал в лицо: "Я считаю, что ты плохой директор".
А за глаза, боже мой, там такие битвы были. То же самое и сейчас: анонимные телеграм-каналы распинаются, а маску снять страшно. Но я думаю, что здесь нужно начинать с себя: если я не хочу ничего говорить, я просто молчу, а если хочу что-то сказать, то говорю, что думаю". Как признавалась Елизавета, за первые два года своего "правления" она изменила отношение музея к окружающей его действительности. И это немедленно сказалось на качестве выставок, на качестве издательской программы, на качестве научной работы музея", — рассказывала Лихачева.
Конфликт с защитниками исторического района Ивановская горка В 2020 году случился очередной виток конфликта между девелопером и жителями исторического района Москвы Ивановская горка. В соответствии с проектом застройщик планировал провести реставрацию и регенерацию то есть по факту снос нескольких зданий между Колпачным и Хохловским переулками. Жители района выступили против, а Елизавета Лихачева встала на сторону девелопера. Вместо того чтобы выработать решение, которое устроит большинство, его оскорбили, а меня обвинили в получении взятки. Почему я, человек, который по роду занятий должен выступать за сохранение любого здания в Москве, готова допустить снос ради спасения чего-то ценного?
Для меня палаты Украинцева палаты 1665 года постройки, принадлежавшие видному дипломату, думному дьяку Емельяну Украинцеву, считаются памятником архитектуры. Выставки За время руководства Елизаветы Лихачевой в Музее архитектуры было организовано более 80 выставочных проектов. Формула архитектуры", "Профессия — реставратор", "Авангардстрой. Пытаться отвратить Россию от своего правительства путем ее изоляции от мира — это, по-моему, самая идиотская идея из всех возможных. Да, это их выбор, не мы от них закрылись, а они от нас, но это плохо и для них, и для нас", — говорила она об уходе западных архитектурных бюро из России из-за спецоперации.
Щусева В марте прошлого года Елизавета Лихачева призвала коллег "не поддаваться ложной этике и не отменять мероприятия в сфере искусства". Лихачева подчеркнула, что в связи со спецоперацией музей не собирается отказываться от открытий выставок и останавливать работу над новыми проектами. Общественная деятельность: лекции, публичные проекты Елизавета Лихачева известна не только как директор Музея архитектуры, но и искусствовед, регулярно выступающий в качестве лектора и эксперта в медиа. Она — автор нескольких лекционных циклов, посвященных различным аспектам теории и истории искусств: вела авторский цикл лекций "Введение в историю искусства" в Мультимедиа Арт Музее, преподавала дисциплину "Арт-менеджмент и галерейный бизнес" в бизнес-школе RMA. Как отнеслись в соцсетях к назначению Назначение Елизаветы Лихачевой прокомментировали многие телеграм-каналы.
Журналистка с архитектурным образованием Наталия Архангельская из "Антиглянца" назвала ее "потрясной женщиной, очень конкретной, самоироничной, харизматичной и с реальными знаниями".
То есть серьезно? Вам что, заняться в жизни нечем? Еще вопрос про дуумвират Антонова и Лошак, если это можно так назвать. Вы с обеими лично знакомы? Как-то обсуждали это? Она меня знала, и я ее знала, мы здоровались периодически, иногда даже беседовали на общие темы. Но так сказать, что я ее знала, я не могу.
С Мариной Девовной [Лошак] я знакома гораздо лучше, потому что моя карьера директора Музея [архитектуры] пришлась уже на ее карьеру в Пушкинском музее. Мы делали несколько проектов, давали им вещи, они нам кое-что давали, то есть какая-то работа такая шла. Мне кажется, что Пушкинский музей неоднороден, и это плохо. Это то, с чего мы начали. Я бы не назвала это дуумвиратом. Просто, конечно, я могу только посочувствовать Марине Девовне: сидеть довольно долгое время на коленях у Ирины Александровны —это такое…Ирина Александровна была кремень. В интернете тоже часто обсуждается, что Лошак сняли, потому что ее признанная иноагентом Анна Монгайт работает на либеральном, признанном иноагентом телеканале «Дожде». Это политическая чистка в сфере искусства идет?
Как вы относитесь к таким теориям? Я, скажем так, предполагаю, и у меня на это есть основания, поверьте, что дочь ни при чем. И сама по себе эта ситуация довольно сложная для Министерства культуры, я могу это понять по-человечески. Но причиной ухода Марины Девовны Лошак было ее заявление, она написала заявление. А что вы в целом думаете про вот этот вот вектор Минкульта сейчас на смену руководителей? Чем она вызвана? А их не нужно было перезаключать? У людей еще оставались какие-то сроки, он всех просто загнал… Считайте, с конца декабря по середину апреля контракты заканчиваются у Зельфиры Трегуловой, Марины Лошак, у Владимира Гусева директора Русского музея в Санкт-Петербурге , у Алексея Левыкина директора Государственного исторического музея , в ноябре закончился контракт у [Михаила] Пиотровского директора Государственного Эрмитажа.
Как вы думаете, ждать ли смены, на посту главы Эрмитажа? Насколько мне известно, контракт Михаилу Борисовичу был продлен, но я не могу сказать, ждать нам смены [или нет]. Я не могу комментировать кадровую политику министерства. Тут у меня нет никаких догадок. Меня это, честно говоря, мало интересует. Вопрос напрямую: есть ли в этих заменах политика, как вы считаете? Если мы говорим о таких институциях, как Третьяковская галерея, Лувр, [музей изобразительных искусств в Париже] Орсе, [художественный музей в Потсдаме] Барберини, музей Виктории и Альберта или Национальная галерея в Лондоне — любая институция, которая живет на государственные деньги, независимо от того, в какой стране мира дело происходит, политика есть всегда. Потому что директора таких музеев — это не просто директора музеев, это политическая история, потому что культура строит мосты, по которым ходит потом бизнес, а потом политика уже настоящая, поэтому всегда есть политика.
Причины снятия Зельфиры Исмаиловны с должности или причины, по которым Марина Девовна ушла с работы, я не могу комментировать, потому что я не знаю, что двигало этими людьми. Коллектив вы как-то будете перетряхивать, омоложать? То есть какая-то кадровая политика? Мне кажется, что есть три вещи. Первое — это повышение зарплат. В Пушкинском традиционно самые низкие зарплаты в городе, и это просто несправедливо, правда несправедливо. Для того чтобы повысить зарплаты, надо разобраться, понять, что с деньгами. Вы имеете в виду, насколько они эффективно расходуются?
Потому что нельзя просто прийти и сказать: «Так, ребята, с завтрашнего дня всем поднимают зарплату на 100 условных рублей». Можно сказать, вас назначили как эффективного менеджера? Да, наверное, меня назначили как эффективного менеджера. Вероятно, да. У меня искусствоведческое образование, я специалист по раннему итальянскому барокко, и больше всего на свете, честно вам скажу, по секрету, я бы хотела заниматься своей научной темой. Но я не могу сейчас это делать. Я сейчас скажу вещь, за которую опять в комментариях мне обязательно кто-нибудь расскажет, насколько я не права: я люблю свою страну — по-настоящему. Я считаю, что Россия — это лучшее место на Земле, самое свободное.
И эта свобода, вы не представляете, насколько она велика. Ты когда немножко отвлекаешься от этого всего обвеса, которым вас там пичкают про отсутствие демократии, вот про все, то, что обычно мои коллеги, в том числе либерально настроенные, говорят, просто выезжаешь за пределы любого большого города русского и попадаешь в Бурятию, например: выезжаешь из Улан-Удэ, едешь по направлению к монгольской границе на север, вдоль Байкала — ты эту свободу чувствуешь. Ее столько — не унесешь. Россия — это удивительное место. Круче страны, чем Россия, нет, это я могу сказать совершенно ответственно. И моя страна переживает один из самых тяжелых периодов в истории, и началось это не вчера — это началось приблизительно, когда я родилась, то есть 40 лет назад, и я не могу смотреть на то, что с ней происходит. Если у меня есть возможность что-то делать: я не могу условно взять автомат и сесть в окоп, я не могу продвигать политические инициативы — я не политик, я не могу лечить людей — я не врач, но я искусствовед. То есть у вас свой культурный фронт?
Музей — это важнейший фактор существования, нормального существования страны. Музей — это признак цивилизации, музей — это и есть цивилизация. Вы никогда не задумывались, почему уничтожение культурных ценностей в Нюрнберге было признано преступлением против человечества? Фактически стирание нации с лица земли… — Конечно. Это стирание исторической памяти, это уничтожение культуры — той самой потребности. Это как человека лишить хлеба или воды, или сна — это пытка. Оставить человека без искусства — это пытка. И что я могу сделать с тем, что вокруг меня происходит?
Я не могу влиять на политику страны? Нет, не могу. Я не могу определять какие-то вещи — не могу. Но зато я могу хорошо делать свою работу, и я ее просто хорошо стараюсь делать, вот и все, что я делаю. Меня вчера спросили, буду ли я делать патриотические выставки. Я вообще не поняла, о чем речь, потому что я считаю, что самая патриотическая выставка, которую я сделала, называется «Константин Мельников. Вот это патриотическая выставка была, понимаете? А еще у нас в этом году должна открыться патриотическая выставка «Алексей Щусев» — очень патриотическая будет выставка.
А до этого была выставка «Шухов» — суперпатриотическая выставка. Я считаю, что сейчас в Пушкинском музее команда Марины Девовны сделала потрясающий проект про сарматское золото: из Оренбурга и Уфы привезут филипповский клад — это очень патриотическая выставка, потому что никто не знает, что такое филипповский клад и что такое сарматское золото. Никто не знает, где находится самое древнее архитектурное сооружение в мире — поселок Костенки Воронежской области, палеолитический дом. Там палеолитический костяной дом в прекрасной сохранности. Все знают Венеру Виллендорфскую, которая в Венском естественно-историческом музее стоит в отдельном зале, в отдельной витрине. Кто про них знает? Никто не знает. Судя по тому, что вы говорите, вы планируете сосредоточиться все-таки на русском искусстве?
В таком случае есть ли какое-то понимание, в текущей политической ситуации будет ли в Пушкинском музее по-прежнему появляться какое-то западноевропейское искусство? Оно там в залах висит. Имеются в виду какие-то выставки в партнерстве с международными коллективами… — Мы не можем сейчас. Реальность такова, что мы не можем возить вещи: ни мы, ни они. По сути, российских музейщиков отрезали, от западного мира? Вот и хотелось бы понять, полностью ли отрезали или какие-то ростки сотрудничества сохраняются? Во-первых, в России прекрасная коллекция западноевропейского искусства. Мы можем говорить о западноевропейском искусстве бесконечно, не выезжая за пределы Российской Федерации.
Вы знаете, что в Саратове на стенке в музее им. А он там висит. А вы знаете, что в городе Ирбите, на Урале — там раньше производили мотоциклы «Урал» — на стенке висит Рубенс, настоящий вполне себе Рубенс. И там одна из лучших коллекций западноевропейской печатной графики [Альбрехта] Дюрера в мире, о которой я вообще в своей жизни [слышала]. Вы намекаете на то, что активно надо региональное? У нас огромный запас. И тут важно, зачем мы это делаем: потому что российская, русская культура — часть западноевропейской культуры. Русское искусство — это часть общецивилизационного процесса, Россия — часть цивилизации, и как бы ни пытались нас из этой цивилизации выкинуть, не получится, ребята.
Россия — часть цивилизации. Попытки нас оттуда выкинуть предпринимаются регулярно, и надо сказать, что ни разу такого не было, чтобы по своей инициативе страна закрывалась, такого не было ни разу в истории нашей страны. И даже тот самый пресловутый железный занавес, о котором все говорят, опустил не Сталин, потому что Фултонскую речь, по-моему, не он сказал, нет? Вы не думаете, что будет какая-то переориентация в искусстве на Азию, на новых российских внешнеполитических партнеров? При чем тут переориентация? Пушкинский музей показывал японское искусство, показывал китайское искусство, показывал монгольское искусство, африканское искусство — почему он дальше не может? А еще можно показать, например, коллекцию Майя, привезти из какой-нибудь Мексики. То есть мир огромен.
Пушкинский музей традиционно занимался западноевропейским, иностранным искусством: давайте назовем это так — зарубежным. А рубежи России не только на западе, то есть еще и восток. Плюс традиционная для Пушкинского музея тема — это археология, собственно говоря, вот вам и сарматское золото — это та самая археология. Я бы еще сделала выставку про верхний палеолит, у меня давно такая мечта. И про костенковский дом, и про палеолитических Венер, и про живопись в Шульган-Таше, Капову пещеру в Башкирии, и про Хакасию, и про Хабаровский край… У нас невероятное количество палеолитических культур на территории нашей страны было сосредоточено в силу определенных климатических условий. Об этом никто вообще ничего не знает. Во Франции в пещере Шове, где, как считается, найдено самое древнее изображение — отпечаток руки на стене — построен огромный туристический центр. Туда автобусами возят туристов: люди ходят смотреть не на саму пещеру, а уже давно на копию, но тем не менее все знают, что такое пещера Шове.
А как вы относитесь к разговорам о том, что российскую культуру можно запретить на глобальном уровне? Подпись к картине Айвазовского изменили. Армянин, родился в Российской империи, ныне Украина — как вы относитесь к такому пересмотру? Они этим давно занимаются. У него имидж получше. Причем обратите внимание на одну вещь: никто не пишет про то, что, например, [Роберт Льюис] Стивенсон шотландский писатель, правда ведь? А он шотландец. А Оскар Уайльд — ирландский писатель.
Давайте будем честны: если мы начинаем уж по гамбургскому счету, слово «русский» — слово прилагательное в русском языке, оно не отвечает на вопрос «кто? До революции русский — это подданный русского царя, житель Российской империи. А кто он дальше после русского, вообще никого и никогда не интересовало. Дальше шло вероисповедание: русский, потом идет вероисповедание, и только потом, может быть, указывали национальную принадлежность, если человек хотел. Россиянами называли представителей трех славянских народов, населявших Российскую империю: это белорусы, малороссы и великороссы, все вместе — россияне. Соответственно, когда мы говорим с вами «русский», мы имеем в виду — если мы говорим об истинном значении этого слова — не национальную принадлежность, а культурную принадлежность. А называть Айвазовского армянским художником — это, ребята, как-то не очень правильно, потому что Айвазовский не учился в Армении… Да, он по крови армянин, ну и что? От истории к архитектуре.
Но, несмотря на расстояние, взаимное желание быть партнерами решило все проблемы. Наверное, эта выставка для нас про то, что искусство 20-30 годов XX века — это очень многогранная история. Мы хотели показать через образ москвички, насколько отличные были позиции, представления как эстетические, так и идеологические, политические и что очень сложно на самом деле охарактеризовать время 1920-1930-е.
Оно очень многослойное — сплетаются позиции дореволюционной эстетики и новые представления. И мы этой выставкой показываем, что нельзя однозначно смотреть на это время, и, несмотря на то что у нас есть какие-то конкретные залы, например «Работница» или «Героиня НЭПа», тем не менее вы попадаете в зал и видите, что очень сложно однозначно охарактеризовать. И что даже какие-то очевидные и яркие фигуры в советском искусстве могут тоже очень по-разному восприниматься».
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина
Лихачева отметила, что работы по реставрации могут начаться только после того, как будет закончена стройка вокруг музея, поскольку в противном случае экспонаты будет негде выставлять. Также Лихачева добавила, что реконструкция здания позволит приспособить его к людям с ограниченными возможностями.
Одна из самых ожидаемых выставок откроется в ноябре. Не только новое искусство» — кураторский рассказ Алексея Петухова о той части коллекции Сергея Щукина, которая по сравнению с французскими импрессионистами и модернистами не на слуху. Живопись старых итальянских и нидерландских мастеров, барочная скульптура, древнерусская иконопись, египетские, китайские, японские и индийские древности, фарфор. Хотя после национализации многое осталось в Пушкинском музее, «непрофильные» предметы передали другим институциям, от Музея Востока до Оружейной палаты и Музея религии, от Кусково и Останкино до музеев Астрахани, Махачкалы и Якутска.
Помимо этого запланированы камерные экспозиции. В главном здании возле Белой лестницы покажут части цикла, посвященного Государственному музею нового западного искусства.
Пушкина в центре Москвы. Об этом сообщил «360» источник. Пожару присвоен второй ранг», — рассказал источник.
Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Пушкинский музей объявил о запуске акции «Последний сеанс»
The Pushkin State Museum of Fine Arts | Большой проект в Государственном музее изобразительных искусств им. а играет с этим ощущением, используя работы иностранцев, то есть россиян, и в то же время пытается по-академически развенчать мифы, демонстрируя подлинное искусство испанских мастеров. |
Пушкинский музей планирует вернуть старую версию постоянной экспозиции | Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (сокр. ГМИИ имени А. С. Пушкина), Пушкинский музей — российский государственный художественный музей в Москве, одно из крупнейших в современной России собраний западного искусства. |
Директор Пушкинского музея рассказала о будущей реставрации главного здания | Сторонник Платошкина В марте 2023 Министерство культуры решило, что Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина должна возглавить Елизавета Лихачева. |
Пушкинский музей | Происшествия - 4 августа 2023 - Новости Москвы - |
Топ-5 выставок ГМИИ имени Пушкина в 2024 году
Описание: Благотворительный концерт в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Выставки в Москве. Директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак ушла с занимаемого поста по собственному желанию.
Пушкинский музей объявил о запуске акции «Последний сеанс»
Пушкина, считает, что Сталин — это то, что используют власти и федеральных СМИ в момент, когда общество нужно отвлечь от серьёзных проблем, никакого другого смысла в этом нет. Самым громким событием в мире утончённого избранного общества и прочей дворянской интеллигенции России стало назначение нового директора Пушкинского музея. Прежний руководитель с простонародной фамилией Лошак написала заявление «по собственному желанию» и на её место пришла высокоинтеллектуальная женщина с царским именем Елизавета и академической фамилией Лихачёва. Мы не можем мерить нашу сегодняшнюю жизнь Сталиным, это просто смешно», -рубанула Елизавета и пояснила, что граждане, которые его все ещё обсуждают, «кукухой поехали». По мнению Лихачёвой Сталин является предметом поп-культуры, как и Микки-Маус. Потому что Лихачева, сравнивая Иосифа Сталина с Микки Маусом, негативно отзываясь о других руководителях России, фактически оскорбляет многих людей, в том числе и память о великих подвигах, которые были в период того же Иосифа Сталина. Ведь не стоит забывать того факта, что, например, на медали «За Победу над Германией» есть профиль Сталина. Неужели это для государственного работника то же самое, что и Микки Маус?
Лондонская выставка предлагает новый взгляд на историю искусства рубежа конца XIX - начала ХХ века, одним из главных летописцев которой был Джон Ревалд. Для него, как и для художников начала ХХ века, Париж был центром, где рождалось новое искусство, а основной сюжет истории живописи рубежа веков выглядел как битва новаторов с ретроградами. Париж и впрямь учил многому.
Не только живописи старых мастеров в Лувре и новому искусству в галереях маршанов… Как написал Кончаловский другу Машкову: "Париж учит работе. Он учит ценить и чувствовать мгновение в жизни. Он такой большой, такой серьезный, что мелочи жизни тонут в нем и ваша душа сбрасывает все ненужное. И все же, при всем значении французских художников для ХХ века, сегодня силен интерес к истории искусства, которая создавалась тогда же в Мюнхене и Вене, Брюсселе, Барселоне, Москве и Петербурге… Эта история неотрывна от крупных международных выставок современного искусства, будь то выставки Сергея Дягилева в Петербурге, Салон "Золотого руна" в Москве 1908 года, выставка "Мане и импрессионисты" в Лондоне 1910 года или Международная выставка современного искусства в Нью-Йорке 1913 года. Очевидно, что Москва в начале ХХ века становилась одним из центров модернизма. И вот этот взгляд на Москву как один из центров современного искусства ХХ века сегодня актуален со всех точек зрения, в том числе и с точки зрения истории искусства. Его и предлагает Пушкинский в новом проекте. Выставка получилась увлекательная. Одни названия разделов что стоят! Но не ими одними жива выставка.
А самое главное — я не сделала того, для чего я там была директором: дом Мельникова пока не отреставрирован, хотя процесс начался, вопрос с новым зданием Музея архитектуры не решен, вопрос с постоянной экспозицией музея не решен, вопрос реставрации нынешнего здания не решен… Поэтому там на самом деле только мы дошли до той точки, когда можно все эти вопросы начинать решать. А тут мне предлагают уйти в другой музей, который гораздо мощнее, старше, серьезнее и по составу предметов, и по коллективу, и по финансированию — по всему. Если сравнивать, Музей архитектуры — это Пушкинский музей приблизительно 1930-х годов.
А какие аргументы «за»? Насколько вы очевидная фигура для такого высокого поста? Как вы думаете, почему выбор пал на вас?
Вам как-то это объясняли дополнительно? Потому что, когда я прощалась с коллегами, я им говорила, что «вы должны понимать, что это не я такая гениальная и меня оценили, а это мы все, нас, нашу работу оценили». Предложение уйти в Пушкинский музей, который, как многие считают, находится в кризисе — я не могу сейчас сказать, так это или нет, потому что я пока не в теме, что называется, — это признание работы команды, признание того, что Музей архитектуры — невероятное, потрясающее место, добившееся огромных успехов просто с минимальной на самом деле поддержкой внешней.
Расскажите тогда, что вы считаете своими главными достижениями на посту главы Музея архитектуры? Любой музейщик, который эту фразу слышит, сразу понимает, о чем я говорю. То есть не в момент открытия?
Стандартная музейная поговорка: «В первом зале открываем, в седьмом вешаем этикетки». Я считаю, что это мое большое достижение. Есть, конечно, еще всякие разные сложности, но все-таки мы эту практику ввели, что монтаж делается заблаговременно, по проекту, мы все точно знаем, и у нас такого, чтобы за 20 минут до открытия мы бегали, дописывали, дотирали что-то, — нет.
Утром в день открытия пришли, пыль протерли на макетах и вперед. А если серьезно, мои главные достижения, по моей оценке: Музей архитектуры занял то место, которое он должен занимать в карте города. Музей архитектуры превратился в место, в которое надо сходить хотя бы раз в году.
Когда люди будут ходить в Музей архитектуры регулярно, а произойдет это тогда, когда появится постоянная экспозиция, когда появится постоянный контент и там будет рассказана история русской архитектуры в контексте общемировой архитектуры, когда появится место, которое будет выполнять свою главную функцию, то есть образовывать людей в этой области и рассказывать об архитектуре как об искусстве, об эволюции художественной формы, ровно в тот момент музей, собственно, станет Пушкинским образца конца 1980-х годов. Мне важно и мне это удалось, чтобы музей зазвучал. Перейдем к Пушкинскому музею.
Даже далекие от музейной культуры люди знают, что там исторически сложилась система двоевластия: с одной стороны Марина Лошак, которую вы сменили, с другой — Ирина Антонова, президент и буквально мать-основательница. Как вы оцениваете эту систему? Насколько она была эффективна?
Можете ли вы дать оценки? И будет ли эта система двоевластия при вашем руководстве? Марина Лошак возглавила Пушкинский музей в 2013 году.
На этом посту она сменила Ирину Антонову, которая к тому моменту руководила учреждением более 50 лет — с 1961 года. После смены руководства Антонова получила пост президента музея, который сама Лошак назвала «почетной пенсией». В интервью изданию «Афиша» Лошак рассказывала, что теперь полномочия Антоновой будут ограничены возможностью дать директору совет или рекомендацию, а все решения будет принимать она сама как директор.
Этого не должно быть. Музей — это единый организм. Это разделение — одна из тех проблем, которую я преодолевала в Музее архитектуры.
Когда я стала директором, у нас была администрация, и у них была своя жизнь. Были фонды, и у них была своя жизнь. И они друг с другом практически не контактировали.
Сейчас мы это исправили, и одна из причин успеха, такого резкого подъема Музея архитектуры состоит в том, что мы объединились… Понимаете, в чем дело? Кажется, что, например, SMM никакого отношения к хранению не имеет. Ну как же не имеет?
Если хранитель не готов делиться информацией, никакой даже супергениальный и образованный SMM-щик никакого настоящего интересного контента не создаст — это же очевидно. В музее нет неважных людей, там нет специалистов, которые более важны или менее важны. Это, знаете, как у Зощенко была чудесная юмореска про театр, про осветителя, которому контрамарку не дали для девушки: он пошел, свет выключил, и нет вам никакого спектакля.
То же самое и здесь. От того, какое настроение у билетера и как билетер разговаривает с посетителем, зависит то, какое впечатление получит посетитель. От того, какое настроение у хранителя и как хранитель работает с предметом, зависит сохранность этого предмета и качество его изучения.
Этого разделения на одних и вторых ни в коем случае нельзя было допускать — это неправильно. А вы со своей командой какой-то приходите? Я прихожу одна.
Моя команда остается в Музее архитектуры. Послушайте, музей — это 17 лет моей жизни, и мне бы очень не хотелось, чтобы [оттуда] сразу все ушли, и все на этом для Музея архитектуры закончится. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы нынешняя команда музея сохранилась.
И директор, который возглавил музей, Наталья Олеговна Шашкова, в музее давно работает — 6 лет: почти одновременно я стала директором, она пришла в музей работать. Она хорошо знает музей, она невероятно образованный человек, невероятно харизматичный человек. Она абсолютный мой единомышленник в этом вопросе.
Поэтому нет, за мной нет команды. За мной вообще никого нет, по-хорошему. Когда вас назначили, к вашей персоне был огромный интерес.
Расскажите о себе: вы из семьи искусствоведов, при этом сначала вы учились на юридическом и работали в миграционной службе? Моя мама искусствовед, это правда. Она растила меня и брата одна.
Это был золотой период ЦДХ — пожалуй, самое счастливое время в момент моего детства. Как раз в этот период она познакомилась с Виктором Константиновичем Мельниковым. Виктор Мельников 1914 — 2006 — художник, сын архитектора Константина Мельникова 1890-1974 , дом которого в Кривоарбатском переулке Москвы считается памятником архитектуры советского авангарда конца 1920-х годов.
Она была научным сотрудником музея и экскурсоводом, методистом в отделе экскурсий, писала методички, читала лекции — в общем, просветитель. А потом начались 1990-е годы. Зарплата моей мамы в 1991 году перед распадом Советского Союза была 225 рублей.
Это была очень хорошая советская зарплата. Через год она превратилась в «Сникерс». То есть вас буквально выбила нужда?
Не только меня — всех, всю страну. Кто-то смог, кто-то не смог, всякое бывало. У меня мама бутылки собирала, ходила по подъездам… Плюс закрыли Центральный дом художника, надо было искать другую работу… Она сначала ушла в Третьяковку, потом работала некоторое время в Пушкинском музее, который нас, кстати, тогда спас, потому что Ирина Александровна Антонова была единственным музейным директором, пожалуй, еще Михаил Борисович Пиотровский в Эрмитаже, которые сохранили качество выставочной работы.
В 1993 году открылась первая выставка, которая называлась «От Моне до Пикассо». Она стала блокбастером, вызвала огромный интерес. И в этой стране, которая разваливалась на глазах, люди пошли, опять встали в очередь в Пушкинский музей.
Потом был проект, привезли Рене Магритта, и очереди тоже были до Кремля. Соответственно, если ты там работаешь, у тебя есть возможность водить не только группы, которые приходят, обращаются в кассу музея, ты можешь привести кого-то своих — это называлась «халтура». И эти экскурсии реально спасли мою семью.
Глядя на это, вы решили изначально выбрать себе другую стезю? Конечно, учиться не надо, все сыплется, зачем? Я ушла из школы, из 8-го класса, думая, что это образование не нужно, надо идти заниматься чем-то другим.
И у меня довольно веселая рок-н-ролльная юность [была]. Я играла в рок-группе, писала какие-то статьи… Был молодежный журнал «Бумеранг». Я туда описывала какие-то статьи, заметки, еще в «Комсомолке» какое-то время подвизалась… Сейчас это невозможно объяснить людям, что такое были 1990-е годы для людей моего возраста.
То есть, когда все началось, нам было по 13, 14, 15 лет, а когда все закончилось, мы уже были взрослыми людьми, и эта эпоха нас во многом формировала. В 1996 году я родила ребенка. Я пошла учиться на юриста, когда пришла работать в Федеральную миграционную службу.
Это был уже 2004 год — это уже была другая страна, другое время… У меня в сумке лежит трудовая книжка, которую я сегодня забрала из Музея архитектуры. У меня там первая запись — 1992 год, уборщица. Я работала уборщицей, оператором АЗС, официанткой, в хостесе, значит, продавцом, оптовым менеджером, помощником бухгалтера, товароведом.
Я хваталась за любую работу… Концы с концами просто свести?.. В Федеральную миграционную службу я пришла работать случайно. У моей мамы был ученик, который водил своих детей [на экскурсии].
И она не знала, где он работает и кто он такой, а было видно, что он человек, в общем, при деньгах. И когда я в очередной раз осталась без работы, она попросила, говорит: «Нет ли у вас работы? Я пришла и села секретарем ФМС, и это была работа на договоре, то есть она у меня даже в трудовой книжке не зафиксирована, потому что я пришла в мае, а запись в трудовой у меня в ноябре.
Он мне дал поручение, говорит: «Ты можешь написать концепцию сайта Федеральной миграционной службы? То есть вы еще и за сайтом ФМС стояли? Тот сайт, который мы сделали, а делали мы его не за деньги службы — это был специальный грант Министерства внутренних дел, — мы сделали, он стоял.
Он ее принял. Мой тогдашний руководитель ушел работать в Департамент внешних трудовых ресурсов, Управление внешней трудовой миграции, а я осталась в Управлении информационных ресурсов. Мы начали этот сайт реализовывать.
И мы его реализовывали. Это была не только я, там было несколько человек, но потом в конечном итоге было принято решение о создании единого портала государственных услуг, и сайт ФМС просто стал не нужен. И как вы в итоге вырулили в искусство?
Когда сайт стал не нужен, меня перевели в рамках этого управления. Я работала в отделе информационной поддержки. Я была техническим писателем, когда переводишь с программистского языка на русский, писала мануалы… У вас наверняка есть загранпаспорт, и там, скорее всего, стоит чип — биометрический паспорт.
В том, что он у вас есть, есть маленькая частичка моего труда. То есть я работала в рамках этого огромного коллектива людей, которые внедряли биометрические паспорта. И первое внедрение произошло как раз зимой 2006 года.
А сколько лет вы в итоге там проработали? Вам еще приписывали движение «Идущие вместе». Чем вы занимались?
Как туда попали? Попала я туда… Ко мне лучшая подружка пришла, сказала: «Лиза, вступай, мне пейджер дадут». Я пришла туда, посмотрела на это все.
Это была студенческая организация. Надо понимать, что это не было ощущение пропутинской какой-то организации. Я пришла, пообщалась с Васей Якименко основателем «Идущих вместе» и движения «Наши», первый глава Росмолодежи — прим.
У него тогда был офис «Идущих» на «Маяковской». В общем, это было ощущение, что государство наконец-то пытается что-то делать с молодежью. Потому что в 1990-е годы вы себе не представляете, что такое была общага, например, Московского университета… И поэтому, когда появляется организация, которая декларирует, например, своей целью защиту прав студентов.
Плюс мне, конечно, не хватило комсомольского опыта, ведь склад моего характера такой, что мне нужно было что-то такое поделать. В итоге он мне говорит: «Выбирай направление работы». Я говорю: «Давай антифашистами займемся».
Потому что скинхеды — это была довольно мощная группировка в начале нулевых в России: скины, фанатские группировки… Я думаю, что люди из ФСБ, которые этим занимались, в итоге могут много интересного рассказать, и во многом нынешние проблемы, в том числе с близлежащими странами, связаны именно с этим движением: в России их придавили, а там нет.
До 15 сентября Рубеж XIX—XX веков оказался особенным для русской культуры: Серебряный век подарил миру целую плеяду блестящих художников, писателей, поэтов. В то же время многим планам и надеждам было не суждено воплотиться в жизнь: крушение страны заставило одних навсегда покинуть Россию, других — кардинально изменить творческое направление, а третьи, увы, пали жертвой безжалостного нового мира.
Нынешняя выставка, исследующая интеллектуальную и духовную атмосферу той эпохи, является продолжением многочастного проекта «Изменившие мир. Время великого перелома интенсифицировало духовные поиски: некоторые авторы, как Виктор Васнецов или Павел Корин, обратились к прошлому страны. На выставке можно увидеть редкую вещь — подлинный этюд к шедевру Павла Корина «Александр Невский».
Представлен здесь и другой мастер эпохи — Михаил Нестеров с его историческими работами. Также показаны ранние опыты Ивана Билибина в области монументальной храмовой росписи. Наконец, есть и менее известный, но крайне интересный живописец — Клавдий Лебедев, изображавший сюжеты из жизни допетровской Руси.
До 12 мая Фестиваль современной фотографии «Другое измерение», придуманный куратором Андреем Мартыновым еще в 2006 году, проходит в Новосибирске: это единственный подобного рода регулярный смотр в столице Сибири. За годы существования в нем приняли участие фотографы из самых разных стран. Так, итальянец Элио Чиол показывал здесь виды Ассизи еще в 2010 году — за девять лет до сольного проекта в Мультимедиа Арт Музее.
В фестивале постоянно участвуют не только европейские гости, но и авторы из Азии — все-таки Сибирь находится на перепутье между Западом и Востоком. Нынешняя выставка «Другое измерение» сосредоточилась на китайской фотографии — как известно, 2024-й и 2025-й объявлены Годами культуры России и Китая. До 4 августа Выставка, сопоставляющая творчество двух художников-современников, недавно с большим успехом прошла в Петербурге, где экспонировалась в Музее Российской академии художеств.
Второй участник выставки, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Эрьзи, в свою очередь, хранит 215 произведений Степана Эрьзи: на выставку в Татарстан он предоставил полтора десятка работ. В творчестве обоих художников отразились господствовавшие в то время течения — от импрессионизма до экспрессионизма, и все же каждому из них удалось найти особый визуальный язык.
Сапожниковой» Николая Фешина, а также удивительные деревянные скульптуры Степана Эрьзи.