Конституция основной закон РСФСР 1978 года обложка. Принята на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года из-за принятия Конституции СССР 1977 года. конституция РФ, основной закон, конституция РСФСР, Общие положения Конституции Российской Федерации, местные органы власти, политическая система, экономическая система, права и свободы человека и гражданина, Советы народных депутатов Российской Федерации и. КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года): первоначальная редакция. Конституции Российской Федерации вступает силу со дня её официального опубликования по результатам всенародного голосования.
Виртуальный хостинг
- Последняя Конституция - Право Выбора газета Избирательной комиссии Иркутской области
- Конституция СССР 1977 г.
- Конституция РСФСР 1978
- От 1905 года до наших дней. Как менялась Конституция России? | АиФ Иркутск
Конституция РСФСР 1978г.
Конституция РСФСР 1978 г., являлась вполне «советской», и наследовала основы, заложенные в Конституции (Основном законе) СССР 1977 г. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. Конституция РСФСР 1937 года действовала до 12 апреля 1978 г., когда вслед за союзной Конституцией 1977 года внеочередная седьмая сессия Верховного Совета РСФСР девятого созыва приняла четвертую Конституцию (Основной закон) РСФСР.
Главная навигация
- Смотрите также
- Новая структура Конституции РСФСР 1978 года
- Конституция рсфср 1978 г
- Конституция РСФСР 1978 года - презентация онлайн
- Конституция РСФСР 1978 года
- Конституция РСФСР :: НОД СССР
Конституция 1978 г. - последняя советская Конституция. Пути ее эволюции
Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующих Советов. Статья 87. Важнейшие вопросы, отнесенные к ведению соответствующих Советов народных депутатов, рассматриваются и решаются на их сессиях. Советы народных депутатов избирают постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы. Статья 88. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях.
Органы народного контроля контролируют выполнение государственных планов и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; способствуют совершенствованию работы государственного аппарата. Статья 89. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь. Статья 90. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Советы народных депутатов и создаваемые ими органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях. Глава 11. Избирательная система[ править ] Статья 91. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 92.
Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными. Статья 93. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Статья 94. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.
Статья 95. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается. Статья 96. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям. Гражданам РСФСР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства. Статья 97. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам. Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям. Статья 98.
Избиратели дают наказы своим депутатам. Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации. Глава 12. Народный депутат[ править ] Статья 99. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов.
Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей. Статья 100. Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью. На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.
Статья 101. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Совета. Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки. Статья 102.
Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, законодательными актами РСФСР и автономных республик. Статья 103. Депутат обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты. Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
Статья 105. Верховный Совет РСФСР по представлению избираемой им Мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными. Статья 106. Статья 107. Статья 108.
Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных и республиканских органов. Статья 109. В случае необходимости проект закона либо соответствующий вопрос может быть передан для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий. Статья 110. Статья 111.
Статья 112. Статья 113. Статья 114. Статья 115. Статья 116.
Статья 117. Статья 118. Статья 119. Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета РСФСР, представлять им необходимые материалы и документы. Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями.
О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок. Статья 120. Статья 121. Глава 14. Статья 123.
Статья 124. Статья 125. Статья 126. Статья 127. Статья 128.
Совет Министров РСФСР в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров автономных республик, а также отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых, областных, городских городов республиканского подчинения Советов народных депутатов и исполнительных комитетов Советов народных депутатов автономных областей. Статья 129. Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты РСФСР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров РСФСР, так и соответствующему союзно-республиканскому министерству или государственному комитету СССР. Статья 130. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики[ править ] Глава 15.
Верховный Совет автономной республики[ править ] Статья 131. Высшим органом государственной власти автономной республики является Верховный Совет автономной республики. Принятие Конституции автономной республики, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета автономной республики и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов осуществляются исключительно Верховным Советом автономной республики. Законы автономной республики принимаются Верховным Советом автономной республики. Статья 132.
Верховный Совет автономной республики избирает Президиум Верховного Совета - постоянно действующий орган Верховного Совета автономной республики, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти автономной республики в период между его сессиями. Состав и полномочия Президиума Верховного Совета автономной республики определяются Конституцией автономной республики. Глава 16. Совет Министров автономной республики[ править ] Статья 133. Совет Министров автономной республики - Правительство автономной республики - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти автономной республики образуется Верховным Советом автономной республики.
Совет Министров автономной республики ответствен перед Верховным Советом автономной республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета автономной республики, которому подотчетен. Статья 134. Статья 135. Совет Министров автономной республики в пределах своей компетенции имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских городов республиканского АССР подчинения Советов народных депутатов. Совет Министров автономной республики имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов автономной республики, других подведомственных ему органов.
Статья 136. Совет Министров автономной республики объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов автономной республики, других подведомственных ему органов. Министерства и государственные комитеты автономной республики руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров автономной республики, так и соответствующему министерству или государственному комитету РСФСР. Местные Советы народных депутатов[ править ] Статья 137. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов.
Статья 138. Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения. Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждают планы экономического и социального развития, местный бюджет и отчеты об их выполнении; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны. Статья 139.
Была создана специальная комиссия, которая занималась разработкой проекта Конституции. В работе комиссии участвовали представители различных областей права, экономики и политики. Верховный Совет провел длительные дебаты и внес некоторые изменения в проект. После этого проект был отправлен на рассмотрение Всероссийского съезда народных депутатов. На съезде проект Конституции был подробно обсужден и принят большинством голосов.
После этого Конституция была официально принята и вступила в силу. Она стала основным законом РСФСР и определяла основные принципы организации государственной власти, права и свободы граждан, экономическую систему и другие важные аспекты жизни страны. Основные положения Конституции Конституция РСФСР 1978 года содержала ряд основных положений, которые определяли основы организации государственной власти, права и свободы граждан, экономическую систему и другие важные аспекты жизни страны. Вот некоторые из них: Принцип социалистического государства Конституция устанавливала, что РСФСР является социалистическим государством, основанным на принципах социалистической экономики, социалистической собственности и социалистического права. Принцип единства государственной власти Конституция определяла, что государственная власть в РСФСР осуществляется на основе принципа единства государственной власти, что означало, что все органы государственной власти подчиняются единому закону и руководятся едиными принципами. Принцип народного суверенитета Конституция утверждала, что власть в РСФСР принадлежит народу, который осуществляет ее через своих представителей — депутатов народных депутатов. Гражданские права и свободы Конституция гарантировала гражданам РСФСР широкий спектр прав и свобод, включая право на жизнь, свободу слова, свободу совести, право на труд и др. Экономическая система Конституция устанавливала, что экономическая система РСФСР основана на социалистической собственности на средства производства и плановом управлении экономикой. Это лишь некоторые из основных положений Конституции РСФСР 1978 года, которые определяли основы организации государственной власти и жизни в стране.
К тому же в главе 6 «Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР» впервые закреплялись и такие важные социальные права, как: право на жилище, право на охрану здоровья; на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца; право на пользование достижениями культуры и др. Страшун, позитивным вкладом советских конституций 1977-1978 годов в мировой конституционализм следует считать «разработанную систему социальных прав человека, оказавшую влияние на содержание новых и новейших конституций как развитых демократических стран, так и развивающихся стран и во многом на содержание ряда международных документов в данной области, прежде всего Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Наконец, укажем и на такой симптоматичный факт, что именно в преамбуле Основного Закона РСФСР впервые за всю историю российской государственности был зафиксирован принцип принятия и провозглашения Конституции народом Российской Федерации, который при этом руководствовался «идеями научного коммунизма», как это записано в самом тексте преамбулы. В то же время принципиально важно, что в указанной статье отсутствовало упоминание о возможности непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти посредством использования форм прямой демократии, например, референдума. Как отмечает Ж. Овсепян, «в условиях недемократических безальтернативных однопартийных выборов и неприменения в государственно-правовой практике СССР и РСФСР такой формы государственного народовластия, как референдумы, определение централизма в качестве демократического было неадекватным действительности» [9, с. Тем не менее в статье 9 главы 1 «Политическая система» в качестве основного направления развития политической системы провозглашалось «дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление право- вой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения». Несмотря на сохранение классовой ориентированности демократии в Основном Законе РСФСР 1978 года, ее содержание в понятийном смысле было обогащено закреплением принципа равенства всех граждан перед законом независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, языка, отношения к религии, образования, рода и характера занятий и места жительства, чего в предыдущих российских конституциях не было записано. Отмечая внутреннюю противоречивость советских конституций 1977 - 1978 гг.
Эбзеев пишет о том, что «с одной стороны, эти конституции в той или иной степени отражали объективную тенденцию к углублению демократических основ организации общества, закрепляли действительно широкие для своего времени и социально значимые права и свободы, призванные обеспечить свободу и индивидуальную автономию личности за пределами ее обязанностей перед обществом и государством» [10, с. С последней фразой трудно согласиться, так как она, на наш взгляд, гиперболизирует отрыв свободы личности от ее обязанностей перед социумом и государством, не характерный для буквы и духа конституций того периода. В то же время мы разделяем позицию Б. Эбзеева, считающего, что указанные конституции демонстрировали «отказ от наиболее одиозных проявлений пролетарско-классового подхода, выражавшегося в ограничениях политических и гражданских прав по классовому принципу, и провозгласили такие ценности, как народовластие, свободный от эксплуатации труд и пр.... В качестве особой характеристики новой редакции Конституции России 1978 г. Козлова справедливо выделяет объявление в прямой форме Российской Федерации суверенным государством, чего также не было в прежних конституциях [11, с. Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей. Наименования государства Российская Федерация и Россия равнозначны». Эти принципиальные новеллы стали конституционными основами благодаря Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 года, и последующим политико-правовым событиям, вызванными роспуском общесоюзного государства СССР и фактическим утверждением полного суверенитета Российской Федерации.
Как пишет В. Зорькин, «до Конституции 1993 г. Как известно, в прежней Конституции были закреплены права человека, федерализм, а также разделение властей в его истолковании, содержащемся в решениях Конституционного Суда. Вместе в тем Конституция закрепляла положение о правомочии Съезда народных депутатов принять к своему рассмотрению любой вопрос. В условиях сложившегося двоевластия - Президента как главы исполнительной власти и Съезда как органа народного представительства - борющиеся стороны не смогли разрешить конфликт мирным легальным путем, то есть в рамках Конституции» [12, с. В результате проведенных 12 июня 1991 г. Ельцин, вступивший в должность 10 июля того же года. Как известно, в Конституции Российской Федерации 1993 года ни о каком вице-президенте речи уже не было и эта должность «канула в лету». В ходе реформирования конституционных основ федеративного устройства Российского государства в самом начале 90-х годов XX века происходили очень существенные процессы, вызывавшие опасения за целостность страны после ее выхода из состава СССР и провозглашения полного собственного суверенитета.
В этот период времени бывшие автономные республики заявили о своем суверенитете в составе Российской Федерации. Аналогичным образом поступили и прежние автономные области, за исключением Еврейской автономной области. Как верно отмечает Б. Страшун, «представители республик требовали для себя преимущественного статуса. В этой связи 31 марта 1992 г. В апреле того же года текст этих договоров Федеративный договор , а именно - всех трех договоров о разграничении предметов ведений и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти соответствующих групп субъектов Федерации были включены в каче- стве приложений к Конституции Основному Закону Российской Федерации - России. Именно тогда в статье 78 Республика в составе Российской Федерации была провозглашена как «государство, обладающее на своей территории всей полнотой государственной власти, кроме тех полномочий, которые отнесены к ведению Российской Федерации». Как известно, первый из трех договоров, входящих в содержание Федеративного договора, был подписан 18-ю из 21 республик. Его не подписали тогда Татарстан, Ингушетия и Чечня.
По вопросам, относящимся к ее ведению, РСФСР координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения. Статья 75. РСФСР имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций. Статья 76. Статья 77. ГЛАВА 8. Автономная республика есть советское социалистическое государство, находящееся в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Статья 79. По вопросам, относящимся к ее ведению, автономная республика координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организации союзного и республиканского РСФСР подчинения.
Статья 80. Территория автономной республики не может быть изменена без ее согласия. Статья 81. ГЛАВА 9. Статья 83. За органами государственной власти и управления автономной области остается право взаимоотношений с органами государственной власти и управления РСФСР как через краевые органы государственной власти и управления, так и непосредственно. Статья 84. Автономный округ находится в составе края или области. Советы народных депутатов — Верховный Совет РСФСР, Верховные Советы автономных республик, краевые, областные Советы народных депутатов, Советы народных депутатов автономных областей и автономных округов, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов — составляют единую систему органов государственной власти.
Статья 86. Срок полномочий местных Советов народных депутатов — два с половиной года. Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующих Советов. Статья 87. Важнейшие вопросы, отнесенные к ведению соответствующих Советов народных депутатов, рассматриваются и решаются на их сессиях. Советы народных депутатов избирают постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы. Статья 88. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях. Органы народного контроля контролируют выполнение государственных планов и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; способствуют совершенствованию работы государственного аппарата.
Статья 89. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь. Статья 90. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе. Советы народных депутатов и создаваемые ими органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях. ГЛАВА 11. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 92. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.
Статья 93. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Статья 94. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно. Статья 95. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается. Статья 96. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям. Гражданам РСФСР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства. Статья 97. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам. Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям. Статья 98. Избиратели дают наказы своим депутатам. Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составления бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации. ГЛАВА 12. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов.
Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей. Статья 100. Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью. На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы. Статья 101. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Совета. Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.
Статья 102. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, законодательными актами РСФСР и автономных республик. Статья 103. Депутат обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты. Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке. Статья 105. Верховный Совет РСФСР по представлению избираемой им Мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах — о признании выборов отдельных депутатов недействительными. Статья 106.
Статья 107. Статья 108. Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных и республиканских органов. Статья 109. В случае необходимости проект закона либо соответствующий вопрос может быть передан для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий. Статья 110. Статья 111. Статья 112. Статья 113.
Статья 114. Статья 115. Статья 116. Статья 117. Статья 118. Статья 119. Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета РСФСР, представлять им необходимые материалы и документы. Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.
Статья 120. Статья 121. ГЛАВА 14. Статья 123. Статья 124. Статья 125. Статья 126. Статья 127. Статья 128.
Совет Министров РСФСР в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров автономных республик, а также отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых, областных, городских городов республиканского подчинения Советов народных депутатов и исполнительных комитетов Советов народных депутатов автономных областей. Статья 129. Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты РСФСР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров РСФСР, так и соответствующему союзно-республиканскому министерству или государственному комитету СССР. Министерства и государственные комитеты РСФСР несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления. Статья 130. Высшим органом государственной власти автономной республики является Верховный Совет автономной республики. Принятие Конституции автономной республики, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета автономной республики и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов осуществляются исключительно Верховным Советом автономной республики. Законы автономной республики принимаются Верховным Советом автономной республики.
«Брежневская» конституция стала последней в СССР
Республика в составе РСФСР имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции РСФСР и учитывающую особенности данной республики. Конституция РСФСР 1978 года — четвёртая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Сроки полномочий Советов народных депутатов, установленные статьей 86 Конституции РСФСР 1978 года, распространяются на Советы, избранные до ее принятия. КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. Данный закон является юридически ничтожным уже по факту отсутствия точного написания Основного Закона РСФСР – Конституция (Основной Закон) 1978 года. Четвертая Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года.
«Брежневская» конституция стала последней в СССР
Постановления СМ РСФСР -2021год. В Конституции РСФСР 1978 года они именовались Советы народных депутатов, которые подразумевались как символ построения общенародного социалистического государства, а также развития коммунизма. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Конституция РСФСР 1978 года — четвёртая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Кто и когда отменил Конституцию РСФСР и чем это подтверждается?
Так начался постепенный, но непрерывный процесс трансформации основного закона России, существенно изменивший его к моменту принятия действующей Конституции РФ 1993 года. В ходе поправок 1989-1992 годов Конституция РСФСР изменила большинство своих базовых принципов: отказ от социалистической модели развития, монополии идеологии КПСС, планового хозяйства, однопартийной системы. Признавался политический плюрализм, многообразие форм собственности и неприкосновенность частной собственности. Теперь государство стало именоваться Российской Федерацией, провозглашались федерализм, народовластие и республиканская форма правления, а власть принадлежит многонациональному народу России. Изменения коснулись органов власти, органов местного самоуправления, принципов федеративного устройства, системы избирательного права и судебной системы.
Фактически к концу 1992 года Конституция РСФСР представляла собой новый по содержанию документ, да и являлась она уже, по сути, главным законом не одной из союзных республик, а независимого государства, что и привело в 1993 году к референдуму, провозгласившему Конституцию Российской Федерации.
N 2708-I Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся. В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов. Статья 24. В Российской Федерации действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства. Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения.
Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта. N 2708-I Статья 25. Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство в другие сферы жизни. Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. В Российской Федерации всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества. N 2708-I Глава 4.
Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества Статья 28. Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации основывается на признании и уважении государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы и угрозы силы, экономических и любых других методов давления, принципов мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права. N 2708-I Статья 29. Защита суверенитета и территориальной целостности Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. Правила призыва на военную службу и ее несение военнослужащими устанавливаются законом. N 2708-I Статья 30. Российская Федерация обеспечивает безопасность и обороноспособность страны, оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации всем необходимым. Обязанности государственных органов, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Российской Федерации.
Государство и личность Глава 5. Права и свободы человека и гражданина в ред. N 2708-I Статья 31. Общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность. Статья 32. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации. N 2708-I Статья 33.
Перечень прав и свобод, закрепленных настоящей Конституцией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. N 2708-I Статья 34. Все равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы. Лица, виновные в нарушении равноправия граждан, привлекаются к ответственности на основании закона. N 2708-I Статья 35.
Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. N 2708-I Статья 36. Каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации в соответствии с законом Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен ее гражданства или выслан за ее пределы. Гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора Российской Федерации. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. N 2708-I Статья 37.
Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан Российской Федерации, за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации. Лицо не может быть лишено почетного гражданства либо предоставленного политического убежища на территории Российской Федерации без согласия Верховного Совета Российской Федерации. Статья 38. Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Государство стремится к полной отмене смертной казни. Смертная казнь впредь до ее отмены может применяться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности только по приговору суда. N 2708-I положения статьи 39 настоящей Конституции в части санкционирования судом заключения под стражу, обыска, ограничения неприкосновенности частной жизни граждан вступают в силу после создания необходимых организационно-технических условий и принятия соответствующих законодательных актов Статья 39.
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Заключение под стражу и лишение свободы допускаются исключительно на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законом. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без его добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. N 2708-I положения статьи 40 настоящей Конституции в части санкционирования судом заключения под стражу, обыска, ограничения неприкосновенности частной жизни граждан вступают в силу после создания необходимых организационно-технических условий и принятия соответствующих законодательных актов Статья 40. Каждый имеет право на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом на основании судебного решения. Каждый имеет право на уважение и защиту его чести и достоинства.
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается, за исключением случаев, указанных в законе. N 2708-I положения статьи 39 настоящей Конституции в части санкционирования судом заключения под стражу, обыска, ограничения неприкосновенности частной жизни граждан вступают в силу после создания необходимых организационно-технических условий и принятия соответствующих законодательных актов Статья 41. Жилище неприкосновенно. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Обыск и иные действия, совершаемые с проникновением в жилище, допускаются на основании судебного решения. В случаях, не терпящих отлагательства, возможен иной установленный законом порядок, предусматривающий обязательную последующую проверку судом законности этих действий. N 2708-I Статья 42. Каждый имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации имеет право свободно выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться. Ограничение этих прав допускается только на основании закона. N 2708-I Статья 43. Каждый имеет право на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться только законом. N 2708-I Статья 44.
Каждому гарантируется свобода совести - право свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона. Религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства, государственная система образования носит светский характер. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Оскорбление убеждений граждан преследуется по закону. N 2708-I Статья 45. Каждый гражданин Российской Федерации, убеждениям которого противоречит несение военной службы, имеет право на ее замену выполнением альтернативных гражданских обязанностей в порядке, установленном законом. Статья 46. Каждый вправе свобо4дно определять свою национальную принадлежность.
Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. Оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. N 2708-I Статья 47. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, свободно избираемых на основе всеобщего прямого равного избирательного права при тайном голосовании. N 2708-I Статья 48. Граждане Российской Федерации имеют равное право доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своей профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации. Требования, предъявленные к кандидату на должность государственного служащего, обуславливаются исключительно характером должностных обязанностей.
Статья 49. Граждане Российской Федерации вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей. Статья 50. Граждане Российской Федерации имеют право на объединение. Ограничение этого права может быть установлено только решением суда на основании закона. Статья 51. Граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок. N 2708-I Статья 52.
Каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется законом. Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. N 2708-I Статья 53. Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера. Каждый имеет право на защиту от безработицы. Принудительный труд запрещен.
N 2708-I Статья 54. Каждый работник имеет право на отдых. Работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и работ. N 2708-I Статья 55. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство принимает меры, направленные на развитие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также медицинского страхования граждан; поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта. Сокрытие государственными должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, преследуется по закону. N 2708-I Статья 56.
Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. Государство развивает систему социального страхования и обеспечения. Поощряется создание общественных фондов социального обеспечения и благотворительность. N 2708-I Статья 57. Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном учебном заведении.
Статья 58. Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций субсидий и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. N 2708-I Статья 59. Государство обеспечивает защиту материнства и младенчества, прав детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, а также граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке. Статья 60. Свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом.
Признается право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. N 2708-I Статья 61. Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону. N 2708-I Статья 62. Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. N 2708-I Статья 63. Каждому гарантируются судебная защита его прав и свобод, а также право на юридическую помощь. Решения и деяния должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, повлекшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если ему было отказано в защите его прав во всех установленных федеральным законом судебных инстанциях. N 2708-I Статья 64. Права жертв преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и скорейшую компенсацию за причиненный ущерб. N 2708-I Статья 65. Каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором компетентного, независимого и беспристрастного суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Каждый осужденный за уголовное преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Никто не должен дважды нести уголовную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы. N 2708-I Статья 66. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Закон, предусматривающий наказание граждан или ограничение их прав, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке.
N 2708-I Статья 67. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения от обязанности давать показания. Каждому гарантируется право на пользование квалифицированной юридической помощью. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу или обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката защитника соответственно с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Каждый имеет право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей. Временное ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается в случае введения чрезвычайного положения на основаниях и в пределах, устанавливаемых законом Российской Федерации.
N 2708-I Глава 6. Обязанности граждан Российской Федерации в ред. Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности. Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение. Исполнение явно преступного приказа влечет за собой ответственность по закону. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Именно по этой причине характеристика Конституция РСФСР 1978 года имеет различное содержание в зависимости от периода действия, что можно рассматривать в качестве одной из ее ключевых особенностей. Необходимость разработки и принятия на территории РФ новой редакции основного нормативного акта в 1993 была связана с большим количеством причин, вызванных в прежде всего принципиальными изменениями в жизни общества в конце 80-х - начала 90-х гг. Данная редакция Конституции в полной мере соответствовала принципам тоталитарного государства, который был принят в данный период времени. Одной, из ее особенностей можно назвать тот факт, что права свободы граждан закреплялись в противоречии с международными актами и соглашениями, так как были подчинены, в первую очередь целям «строительства» коммунистического государства. Так, в рамках В Конституции 1978 года государство признавалась советским и социалистическим, но не объявлялось правовым.
Конституция 1977 года название. Конституция СССР 1918 года. Конституция России 1918 года. Принятие Конституции 1918 года. Конституция 1937г. Форма правления по Конституции 1978 года. Верховный совет СССР 1977. Конституция 1978 года поправки. Принятие Конституции 1937 было обусловлено. Конституция Российской социалистической Федеративной Республики. Конституция 1989 года. Конституция 1978 основные положения. Конституция 1977 и 1978. Конституция 1978 г. Конституция России 1978. Конституция 1978 года презентация.
«Брежневскую» Конституцию РСФСР не корректировали до 1989 года
Знаменательно, что появилась отдельная статья о партии, причем включенная в первую главу Конституции СССР в прежней она включалась в десятую и положение о ней, составляло часть ст. Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры. Сохранилась в конституциях и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.
Эту функцию указали в списке полномочий Президиума Верховного Совета. В 1990 году Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость. Была принята «Декларация о государственном суверенитете РСФСР», в которой закрепили новое название страны — Российская Федерация, и заявили о необходимости принятия новой Конституции России.
Как известно, в Конституции Российской Федерации 1993 года ни о каком вице-президенте речи уже не было, и эта должность канула в Лету. Вопросы суверенитета В ходе реформирования конституционных основ федеративного устройства российского государства в самом начале 90-х годов XX века происходили очень существенные процессы, вызывавшие опасения за целостность страны после ее выхода из состава СССР и провозглашения полного собственного суверенитета. В этот период бывшие автономные республики заявили о своем суверенитете в составе Российской Федерации.
Аналогичным образом поступили и прежние автономные области, за исключением Еврейской автономной области. Представители республик требовали для себя преимущественного статуса, борясь в первую очередь за собственность и природные ресурсы. В то же время края и области требовали равного статуса с республиками. В этой связи 31 марта 1992 года было подписано три федеративных договора Российской Федерации: первый — с республиками, второй — с краями, областями и городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом , третий — с автономными округами и Еврейской автономной областью. В апреле того же года тексты всех трех договоров о разграничении предметов ведений и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти соответствующих групп субъектов Федерации были включены в качестве приложений в Конституцию. Именно тогда республика в составе Российской Федерации была провозглашена как государство, обладающее на своей территории всей полнотой государственной власти, кроме тех полномочий, которые отнесены к ведению Российской Федерации. Его не подписали тогда Татарстан, Ингушетия и Чечня. Последняя, несмотря на незавершенность процесса разделения бывшей Чечено-Ингушской Республики, в ту пору вообще объявляла о независимости от России, — напомнил профессор. Отметим, что Чечено-Ингушская Республика была разделена на Чеченскую и Ингушскую республики в составе российского государства. Это была последняя в общей череде поправок, внесенных начиная с 1990 года в основной закон 1978 года.
По подсчетам некоторых ученых, суммарное количество поправок в этот период превысило три сотни, больше половины из которых пришлось именно на 1992 год. Лоскутное одеяло Массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем рассогласованность норм и противоречивость подходов. Конституцию не без оснований сравнивали с лоскутным одеялом. Нередко возникали критические ситуации. Верховный Совет России по-прежнему именовался не только представительным и законодательным, но и распорядительным органом.
Конституция 1936 года, названная «сталинской», окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. Эту функцию указали в списке полномочий Президиума Верховного Совета. В 1990 году Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость.