КГБ. Архив Перестройки. Разделы Коллекции. [Распустить КГБ на все четыре стороны!] Газета «Антисоветская правда» / [ред. Саша Богданов]. № 10.
20 декабря - 100 лет органам ВЧК-КГБ-ФСБ
Накануне глава КГБ Белоруссии Иван Тертель заявил, что силовые структуры республики сумели предотвратить удары боевых дронов по Минску и его пригородам с территории Литвы. В 1992 году появилось Министерство безопасности России, преобразованное в 1993 году Федеральную службу контрразведки (ФСК). В результате вновь появилась критическая литература, в том числе роман Александра Солженицына "Один день из жизни Ивана Денисовича" (1962), получивший в КГБ кодовое прозвище"ПАУК" ("паук"). Сегодня мы поговорим о КГБ – одной из трансформаций службы защиты государственной безопасности, о ее функциях и роли, а так же расшифруем эту аббревиатуру.
Кто, когда и зачем придумал комитет государственной безопасности
Много позже, когда КГБ уже в очередной (и не в последний) раз переродилось и превратилось в ФСК, газета. В марте 1954 были образован союзно-республиканский Комитет государственной безопасности (КГБ) при СМ СССР (с 5 июля 1978 КГБ СССР). Когда сотрудники КГБ проникли в квартиру, мужчина застрелил одного из силовиков, после чего сам был убит ответным огнем, утверждают в СК. 13 марта 1954 создан Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР (с 1978 — КГБ СССР).
КГБ против МВД. История первой войны силовиков
— Валерий Павлович, после того как вы возглавили КГБ, в прессе стали появляться довольно скупые новости о работе Комитета. КГБ. Архив Перестройки. Разделы Коллекции. Именно в силу последующей карьеры Юрия Владимировича, после должности председателя КГБ занявшего высший в советской иерархии пост – Генерального секретаря ЦК КПСС, кое у кого и возникают «завихрения» по поводу того, что «на. После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет.
С праздником, товарищи чекисты: 69 лет назад был образован легендарный КГБ
Из Википедии: После провала выступления ГКЧП, 23 августа 1991 года по настоянию Ельцина президент СССР Михаил Горбачёв и президенты союзных республик в ходе встречи в Кремле предложили Вадиму Бакатину возглавить КГБ СССР для его реорганизации и реформирования. Но практически сразу после формирования КГБ его работа была заторможена начавшейся Н. Хрущёвым борьбой со сталинистами, что привело к крупной структурной реорганизации Комитета и проведённым в нём сокращением численности служащих более чем на 50%. В боте «Киберпартизан» появились данные более 8600 сотрудников КГБ. Как работало КГБ в СССР — пост пикабушника valkiriya87. Возникает вопрос: КГБ организован в 1954-м.
25 лет развалу КГБ
В результате вновь появилась критическая литература, в том числе роман Александра Солженицына "Один день из жизни Ивана Денисовича" (1962), получивший в КГБ кодовое прозвище"ПАУК" ("паук"). В КГБ Шелепин пришёл с наставлениями от Хрущёва, касающимися ускорения «десталинизации». Комитет Государственной Безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР был создан 13 марта 1954 г., путем выделения из МВД управлений, служб и отделов, имевших отношение к вопросам обеспечения госбезопасности. КГБ обеспечивал внутреннюю безопасность и осуществлял внешнюю кое правительство учредило 20 декабря 1917 для защиты новой власти Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК или ЧК) под. Главные новости об организации КГБ СССР на
Глава КГБ заявил о пресечении ударов боевыми дронами по Минску из Литвы
Сталина и его последствиях. Кроме контроля за внутренней ситуацией в стране и борьбе с инакомыслящими, КГБ отметилось и действиями на международной арене, в странах «народной демократии». В 1956 году сотрудники КГБ активно участвовали в подавлении венгерского восстания. Это позволило нейтрализовать венгерское военное руководство и обеспечить успех советских артиллерийских, танковых и пехотных подразделений в быстром подавлении мятежа и восстановлении в Венгрии просоветского режима. В 1970-80-е годы во внутренней политике КГБ сосредоточил свои усилия на борьбе с национализмом и антисоветскими проявлениями. Внутри страны органы госбезопасности усилили борьбу с диссидентами, включая слежку, давление с помощью общественного мнения, подрыв профессиональной карьеры, профилактические беседы, принудительное заключение в психиатрические больницы, политические судебные процессы, дискредитацию, депортацию из СССР. Под пристальным вниманием КГБ находились, в первую очередь, представители творческой интеллигенции.
Что нашло свое законодательное завершение в переходе к доктрине «наведения мостов» или «расшатывания социализма изнутри», что также означало коренную перестройку всей разведывательно-подрывной деятельности против государств социалистического содружества. Необходимо, однако, сказать и еще об одной стороне этого процесса, оставшейся по сути дела «за кулисами» истории. Эта не афишируемая сторона дела состоит в том, что еще в мае 1961г. На одной из встреч Кеннеди предложил Большакову «установить неофициальный обмен мнениями» по различным вопросам международного и двустороннего характера. При этом обеими сторонами ясно понималось, что речь идет о конфиденциальных отношениях высшего уровня, идущих от имени руководителей государств и в целях установления лучшего понимания позиций друг друга. Следует отметить, что в принципе подобная практика «неофициальных», зондажных отношений имела и имеет широкое распространение в мире. Всего по октябрь 1962г. После 16 октября Роберт Кеннеди обратился к Большакову за соответствующими разъяснениями, но, следуя установкам из Москвы, советский разведчик вполне искренне дезинформировал своего американского визави, что подорвало доверие президента к этому конфиденциальному каналу сотрудничества, в связи с чем с 22 октября их встречи прекратились.
Следует также отметить, что достоверной информацией о «мероприятии «Анадырь» не располагал даже советский посол в США. Кеннеди в книге мемуаров «Тринадцать дней», появившейся в 1969г. На наш взгляд, следует подчеркнуть, что политическая мудрость президента США Кеннеди была столь глубока, что он, допуская возможную неискренность лично Большакова либо связанных с ним советских представителей, решился на беспрецедентный по мужеству поступок: обратиться напрямую к советскому резиденту в Вашингтоне. После ряда зондажных бесед 26 октября Скали «по поручению высочайшей власти» передал Феклисову американские предложения по урегулированию конфликта: 1. США снимают морскую блокаду Кубы; 3. США публично берут на себя обязательство не вторгаться на Кубу. Поясняя, кого он имеет в виду, называя «высшей властью», Скали назвал Джона Фитцжеральда Кеннеди. При этом он подчеркнул, что президент США «не хочет войти в историю как второй Тодзио» и добивается разрешения кризиса мирным путем.
Поясним, что Тодзио был премьер-министром и военным министром Японии в 1941 — 1944 годах, начавшим войну против США, и был казнен в 1948г. Парадоксально, но факт: посол Советского Союза А. Добрынин отказался отправить официальную правительственную телеграмму с предложениями от имени президента США в Москву и информация эта ушла в Центр по каналу советской разведки. Но тут же ему было передано встречное требование демонтировать американские «Юпитеры» в Турции. Роберт Кеннеди после телефонной консультации с братом дал согласие и на это, обговорив, что, во-первых, демонтаж будет осуществлен через 3 — 5 месяцев после вывоза советских ракет и, во-вторых, что эта договоренность должна храниться в тайне и что ее не включат в официальный текст соглашения по деэскалации кризиса. Это было необходимо Кеннеди для «сохранения своего лица» в период подготовки к очередным президентским выборам. Американские компромиссные предложения, как известно, были приняты, и на следующий день в прямой диалог с Кеннеди вступил Н. А продолжением этой истории стало заключение в последующие годы договоров о запрете ядерных испытаний в трех средах 1963г.
За этим последовало интенсивное обсуждение учеными последствий «обмена ядерными ударами» и открытие эффекта «ядерной зимы», фактически исключившего ядерное оружие из арсенала человечества. Изменились также внешнеполитическая стратегия и тактика США в мире, но это уже совсем другая история. В зале ресторана «Оксидентал» в Вашингтоне, над одним из столиков в настоящее время висит следующая мемориальная бронзовая табличка: «В напряженный период Карибского кризиса октябрь 1961г. Эта встреча послужила устранению угрозы возможной ядерной войны. Остается только добавить, что за многолетнюю плодотворную службу в советской разведке, в том числе за решительные, смелые действия советского резидента в напряженные дни октября 1962г. Алексею Семеновичу Феклисову в августе 1996г. Подорванное в значительной степени доверие граждан к органам государственной безопасности было восстановлено лишь к концу 60-х годов благодаря продуманной и кропотливой работе руководства, и прежде всего председателя КГБ СССР Ю. Юрий Владимирович Андропов, без сомнения, является одной из крупнейших политических фигур в истории России ушедшего века.
Но мы не ставим перед собой задачу рассказать о личности председателя КГБ — об этом написано и еще будет написано немало, — мы попытаемся показать Андропова как руководителя советских органов безопасности, чьи мысли и установки во многом определяли направления и характер их деятельности. Как представляется, без учета мировоззрения Андропова и как публичного политика, а таковым он оставался и на посту председателя КГБ, и как руководителя органов государственной безопасности одного из крупнейших государств мира, трудно понять и деятельность возглавляемого им ведомства. В этой связи представляется необходимым обратиться к ряду его публичных выступлений. По неоднократно высказывавшемуся Андроповым мнению, «ныне источник угрозы безопасности СССР лежит вовне. Оттуда, извне, классовый противник пытается перенести на нашу территорию подрывную деятельность, активизировать и провоцировать идеологические диверсии, рассчитывая на отдельных неустойчивых людей»[1]. В то же время органы государственной безопасности — это специальные органы, которые призваны специфическими методами и средствами борьбы в пределах своей компетенции содействовать обеспечению нормальной жизни советских людей. Но при этом «деятельность органов государственной безопасности должна строго соответствовать историческому процессу развития нашего общества, и в первую очередь развитию и совершенствованию современной социалистической демократии... Поддержка и помощь органам госбезопасности со стороны масс являлась и является важнейшим условием эффективности всей чекистской деятельности»[2].
Задача чекистов, повторял он, — «пресекать деятельность тех, кто становится на путь антигосударственных действий, кто посягает на права советских людей, на интересы советского общества. В сегодняшних условиях обеспечение безопасности — это обеспечение безопасности не только государства, но всего общества от посягательств классового противника»[3]. Как руководитель, Юрий Владимирович не мог не обращать самое пристальное внимание на методы и стиль работы подчиненых, на вопросы их воспитания и профессиональной подготовки. В этой связи он подчеркивал: «имея дело с законом, мы должны самым строжайшим образом соблюдать его и по духу, и по форме. Здесь никаких отступлений быть не может. Органы государственной безопасности должны подавать пример неукоснительного соблюдения законности, быть законопослушными. Быть законопослушным значит не только строго соблюдать права и свободы советских граждан. Это значит также решительно и твердо принимать меры, определенные советскими законами, в отношении тех лиц, которые становятся на путь антисоветских враждебных действий».
Но решительно — это не значит безрассудно: «нашим действиям, как никогда прежде, необходимы продуманность, прицельность. Надо научится каждый раз бить точно, без недолетов или перелетов, а, как говорится, в яблочко». Говоря о возрастании значения в жизни страны общественного мнения, Андропов подчеркивал необходимость «учета реакции трудящихся на деятельность органов госбезопасности. Именно поэтому наши действия, наши шаги должны быть понятны массам. Мы должны добиваться того, чтобы трудящиеся понимали каждую нашу акцию, осознавали ее необходимость, оказывали нам необходимую поддержку. Это само собой не приходит. Нужна серьезная разъяснительная работа. Ее нужно проводить еще активнее, чем мы делали до сих пор...
Нужно думать о том, как тот или иной шаг будет воспринят советскими людьми. Нужно думать и принимать все меры к тому, чтобы наши акции получали поддержку масс»[4]. Дзержинского в июле 1967г. Сказанное имеет особое значение еще и потому, что за последнее время империализм все больше навязывает нам борьбу на фронте идеологии... Вот почему он пытается подтачивать советское общество с помощью средств и методов, которые с первого раза не укладываются в наше представление о враждебных проявлениях. Более того, можно сказать, что противник ставит своей целью на идеологическом фронте действовать так, чтобы по возможности не переступать статьи уголовного кодекса, не переступать наших законов, действовать в их рамках и тем не менее действовать враждебно. Нам надо беречь и укреплять доверие советских людей, всего советского народа к органам государственной безопасности, потому что это доверие — залог всех наших успехов»[5]. Чрезвычайно актуально звучат и сегодня следующие слова из того выступления председателя КГБ: «важным средством завоевания доверия масс является гласность в чекистской работе.
Советский народ должен быть больше и лучше информирован о подрывной деятельности иностранных разведок, зарубежных антисоветских центров, а также о подрывной деятельности антисоветских элементов внутри страны. Советские люди должны больше знать о трудной и сложной работе чекистских органов». Как нетрудно будет заметить далее, Андропов в самом начале своей деятельности на «чекистском поприще» во многом предвосхитил те задачи и проблемно-болевые точки, что останутся по-прежнему актуальными и более чем через два десятилетия, в годы перестройки. В то же время в записке в Политбюро ЦК по вопросу об образовании нового управления Ю. Андроповым, в частности, отмечалось, что если в марте 1954г. И в этой связи новый председатель просил увеличить штат Комитета на 2 250 единиц, в том числе на 1 750 офицерских и 500 вольнонаемных должностей. Андропов сделал доклад на торжественном собрании в Кремлевском дворце съездов, посвященном 50-летию образования советских органов государственной безопасности. В этом политически важном, знаковом первом публичном выступлении нового председателя КГБ перед широкой аудиторией был дан ретроспективно-содержательный анализ деятельности органов безопасности СССР с момента их образования.
Указав на важнейшие принципы работы ЧК: беззаветную преданность делу революции, тесную связь с народом, непоколебимую верность партии и Советской власти, твердость в борьбе с классовыми врагами и высокий пролетарский гуманизм, Андропов подчеркнул, что «эти демократические принципы были и остаются основой деятельности чекистов»[6]. Мы не вправе забывать, также подчеркивал он, что имевшие место извращения и беззакония нанесли серьезный ущерб интересам нашего государства, советским людям и самим органам госбезопасности. Но «нет и не может быть возврата к каким бы то ни было нарушениям социалистической законности. Органы государственной безопасности стоят и будут стоять на страже интересов Советского государства, на страже интересов советских людей». Обращая внимание на то, что спецслужбам иностранных государств отводится значительная роль в осуществлении их внешнеполитической стратегии, Андропов отмечал, что изменился характер, масштабы и содержание разведывательного противоборства с происками противников СССР, а органы государственной безопасности решают задачи по разоблачению и срыву его замыслов. Залогом успешной работы органов КГБ, обращал внимание присутствовавших Андропов, «гарантией правильного подхода к выполнению возложенных на них задач являются последовательное осуществление ленинских принципов, неукоснительное выполнение директив и указаний Коммунистической партии, строгое соблюдение законов социалистического государства, постоянная и самая тесная связь с трудящимися массами». В то же время председатель КГБ подчеркивал, что «было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас имеются еще отдельные случаи антигосударственных преступлений, враждебных антисоветских действий и поступков, которые совершаются нередко под воздействием враждебного влияния из-за рубежа... В соответствии с лучшими чекистскими традициями органы госбезопасности ведут большую работу по предупреждению преступлений, убеждению и воспитанию тех, кто допускает политически вредные проступки.
Это помогает устранять причины, могущие порождать антигосударственные преступления. Борьба партии и Советского государства с фактами нарушения законных прав трудящихся, с пренебрежением к их нуждам, с бюрократизмом, а также воспитание людей в духе социалистического патриотизма, честного выполнения своих гражданских обязанностей способствуют устранению почвы для антиобщественных поступков. Этому содействуют и повышение благосостояния трудящихся, дальнейшее развитие советской демократии, рост уровня культуры и сознательности масс в нашей стране». А вот как информировал Ю. Поскольку этот документ позволяет получить в целом представление как об основных направлениях и задачах деятельности органов безопасности в тот период, так и об объеме, и результатах их работы, приведем ряд выдержек из него[7]. В нем, в частности, председателем КГБ подчеркивалось: «... Основное внимание органов КГБ было сосредоточено на усилении прежде всего внешнеполитической разведки, с тем, чтобы она активно способствовала успешному осуществлению советской внешней политики, надежно обеспечивала своевременное выявление, срыв и разоблачение подрывных планов империалистических государств и их разведывательных органов... В этом документе отмечалось, что всего резидентурами КГБ было получено 25 645 информационных материалов, и еще 7290 материалов поступило в порядке обмена материалами от разведок социалистических государств.
Особо оговоримся, что здесь и далее в подлиннике документа, до самого недавнего времени имевшего гриф «Совершенно секретно. Особой важности», цифровые данные вписаны от руки в оставленные пропуски машинописного текста, что свидетельствует об их особо секретном содержании и значении. Дополнительно членам Политбюро были направлены 42 бюллетеня внешнеполитической развединформации. Помимо этого в различные министерства и ведомства СССР было направлено 1495 информаций, 9910 материалов и 1403 образца техники, по заданиям Военно- промышленной комиссии было добыто 1376 работ по 210 темам и более 330 образцов техники. По линии контрразведки «среди сотрудников дипломатических представительств и приезжающих в СССР туристов, коммерсантов, членов различных делегаций в 1967г. За разведывательную деятельность, проведение акций идеологической диверсии, контрабанду, незаконную валютную деятельность и нарушение норм поведения выдворено из СССР 108 и привлечено к уголовной ответственности 11 иностранцев. Аппаратами военной контрразведки КГБ совместно с органами безопасности ГДР разоблачено 17 агентов западных разведок, проводивших шпионскую работу против Группы советских войск в Германии.... Исходя из того, что противник в своих расчетах расшатать социализм изнутри делает большую ставку на пропаганду национализма, органы КГБ провели ряд мероприятий по пресечению попыток проводить организованную националистическую деятельность в ряде районов страны...
В 1967г. Органами КГБ установлено 1198 анонимных авторов. Большинство из них встало на этот путь в силу своей политической незрелости, а также из-за отсутствия должной воспитательной работы в коллективах, где они работают или учатся. Вместе с тем отдельные враждебно настроенные элементы использовали этот путь для борьбы с Советской властью. В связи с возросшим числом анонимных авторов, распространявших злобные антисоветские документы в силу своих враждебных убеждений, увеличилось и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за этот вид преступлений: в 1966г. Характеризуя состояние оперативных учетов органов КГБ, следует отметить, что в количественном отношении они продолжают сокращаться, хотя и в незначительной степени. По данным на 1 января с. В числе привлеченных к уголовной ответственности 3 человека, совершивших диверсии, 121 человек являются предателями и карателями периода немецко-фашистской оккупации, 34 человека обвинялись в измене Родине и покушении на измену, 96 человек — в антисоветской агитации и пропаганде, 221 человек — в нелегальном переходе границы, 100 человек — в хищениях государственного и общественного имущества в крупных размерах и взяточничестве, 148 человек — в контрабанде и нарушении правил о валютных операциях, один иностранец и один советский гражданин арестованы за шпионаж....
Следственными аппаратами КГБ пересмотрено по заявлениям граждан 6732 архивных уголовных дела на 12 376 человек; по 3783 делам вынесены заключения об их прекращении что, добавим от себя, влекло освобождение или реабилитацию проходящих по ним лиц. Важное значение придавалось мерам профилактического характера, направленным на предупреждение государственных преступлений. Контрольно-пропускными пунктами пограничных войск и следственными аппаратами КГБ у контрабандистов и валютчиков изъято в 1967г. На работу в органы и на службу в войска КГБ принято 11 103 человека, из них 4502 — на офицерские должности. Одновременно уволено 6582 человека, из которых 2102 являлись офицерами. Чекистские кадры пополнились в отчетном году 470 работниками, прибывшими с партийной, комсомольской и советской работы». Но в то же время в отчете подчеркивалось, что «разведывательной службой КГБ еще не создано необходимых агентурных позиций в правительственных, военных, разведывательных органах и идеологических центрах противника, что не дает возможности добывать информацию о его планах и замыслах, заблаговременно ориентировать ЦК КПСС и Советское правительство о наиболее важных действиях империалистических государств по главным направлениям их внешней и внутренней политики. По этой же причине разведывательная служба КГБ еще слабо влияет на развитие политических событий в кризисных ситуациях в выгодном для Советского Союза направлении, не всегда использует слабости в лагере империализма и противоречия между капиталистическими странами.
Контрразведывательная служба КГБ, располагая данными о наличии в СССР вражеской агентуры, не добилась в отчетном периоде ощутимых результатов в разоблачении этой агентуры, в выявлении и закрытии всех возможных каналов утечки государственных секретов... Слабо используются контрразведывательные возможности для противодействия попыткам противника осуществлять акции идеологической диверсии, склонять политически и морально неустойчивых лиц к невозвращению на Родину. В значительной мере этим недостатком объясняется тот факт, что в 1967 году 17 человек остались за границей; не удалось также предотвратить 3 случая измены Родине военнослужащими Советской Армии». Подобная форма и структура отчетов в «инстанции», как на профессиональном языке именовались ЦК КПСС и Совет Министров, сохранилась и в дальнейшем, дополняясь новыми блоками информации по вновь открывавшимся направлениям оперативной работы и с образованием иных структурных подразделений органов госбезопасности. Создание последних было связано как с изменениями оперативной обстановки в стране и на межгосударственном уровне, так и с постановкой руководством страны перед КГБ дополнительных задач. Дальнейшая реорганизация КГБ проводилась в направлении укрупнения и усиления некоторых подразделений контрразведывательного — Второго главного управления — путем преобразования их в самостоятельные управления всего к 1980г. Несколько нарушая хронологический порядок рассказа о деятельности Ю. В сентябре 1981г.
Ранее, с 1967г. Эти меры стали важным шагом на пути активизации борьбы с преступностью и коррупцией, укрепления законности и правопорядка, защиты законных прав и интересов советских людей. В дальнейшем, выступая на собрании партийного актива КГБ 26 апреля 1971г. Андропов так характеризовал современную политичекую обстановку в мирел: «Ареной исторического противоборства между социализмом и капитализмом является весь мир, все сферы общественной жизни — экономика, идеология, политика... Потерпев провал в расчетах добиться глобальной победы над социализмом «с позиции силы», международная реакция... Враги не жалеют усилий, чтобы путем распространения клеветы, идеологической диверсии и особенно путем инспирирования проявлений национализма дискредитировать марксистско-ленинскую идеологию, подорвать роль коммунистических партий в социалистических странах, вбить клин в отношения между этими странами. Империалисты не перестают искать слабые звенья в социалистическом фронте, пытаются использовать в своих интересах трудности, возникающие внутри отдельных стран, и разногласия во взаимоотношениях между ними»[8]. Важным направлением деятельности Андропова на посту руководителя КГБ являлось определение кадровой политики этого специфического правоприменительного ведомства.
И, учитывая общественную значимость этой проблемы для понимания истории нашей страны, представляется необходимым подробнее остановиться на этом вопросе. Еще в июле 1967г. Андропов подчеркивал, «в органах государственной безопасности должны работать хорошо подготовленные, высококультурные кадры чекистов»[9]. Выступая на собрании комсомольцев центрального аппарата КГБ 23 октября 1968г. Вот почему надо быть особенно бдительным. Вот почему скромность есть и всегда будет у нас одним из важных критериев оценки работников. Что значит быть на высоте требований? Это значит...
Об этом важно помнить, так как в нашей работе часто приходится сталкиваться с изнанкой жизни, самыми неприглядными ее чертами. Все это у людей нестойких может породить известный перекос в мировоззрении, в характере и в отношении к человеку. Для нашей работы такой перекос — дело недопустимое. Чекист без веры в советского человека, подменивший настоящую острую бдительность болезненной подозрительностью, видящий во всем одно только плохое, — это плохой чекист»[10]. Для Андропова была характерна высокая требовательность к кадрам. Много внимания, как председатель КГБ, Андропов уделял проблемам повышения профессионального уровня чекистских кадров. Он должен расти по мере того, как меняются и усложняются условия борьбы со спецслужбами противника. Только в этом случае мы сможем быть на высоте.
Мало быть хорошо обученным. Тут надо выстоять и победить, мобилизовав для этого все свои волевые и интеллектуальные качества... Надо беззаветно верить в справедливость нашего дела, не поддаваться на провокации, в какой бы форме они ни проявлялись, не забывать, что классовый враг всегда остается врагом, какими бы елейными словами он ни прикрывался. И еще один вопрос, имеющий самое прямое отношение к воспитанию чекистов. Партия, государство дали нам большие полномочия, право решать в ряде случаев судьбы людей... Мы всегда говорили и говорим о том, что действовать надо осмотрительно, что данные нам права и полномочия использовать надо разумно. Это заставляет нас с еще большей требовательностью относиться ко всем нашим действиям»[12]. Выступая 1 сентября 1981г.
Андропов наметил целую программу повышения эффективности подготовки чекистских кадров. В частности, он отмечал: «Было бы правильным теперь, опираясь на этот большой опыт и хорошие традиции школы, подумать над тем, как повысить уровень научной, учебной и воспитательной работы, чтобы выпускники школы и в профессиональном, и в морально-политическом отношении в полной мере отвечали бы тем возросшим требованиям, которые предъявляются к чекистам развитием советского общества, а также усложнившимся характером борьбы с противником... Из школы выпускники должны вынести необходимую сумму знаний. Но это только одна сторона дела. Одних книжных знаний недостаточно... Чтобы быть на высоте партийных, политических требований, чтобы умело применять полученные знания на практике, выпускник школы должен обладать еще и чекистским характером. Важно, чтобы чекистская наука умела глубоко заглянуть в будущее, чтобы выпускники школы унесли с собой знания, необходимые для решения задач не только сегодня, но и завтра... От чекиста требуется высокая нравственная и моральная чистота.
Он должен во всех своих поступках и действиях руководствоваться благородными принципами и нормами социалистического общежития. Вместе с тем решительно бороться со всем, что чуждо нашему социалистическогму образу жизни. Здесь не может быть никаких компромиссов со воей совестью. От чекиста требуются активная жизненная позиция, боевой чекистский характер»[13]. Важной составляющей подготовки и воспитании чекистских кадров является вопрос об отношении к гражданам, в том числе переступившим или балансирующим на грани нарушения закона. В многочисленных обращениях Андропова к чекистским коллективам мы можем найти немало указаний на этот счет. На одном из совещаний руководящего состава органов КГБ в феврале 1979г. Андропов обращал внимание на то, что «чекисты призваны бороться за каждого советского человека, когда он оступился, чтобы помочь ему встать на правильный путь.
В этом и заключается одна из важнейших сторон деятельности органов госбезопасности. Она имеет большую политическую значимость, вытекающую из самой гуманной сущности нашего строя, отвечает требованиям идеологической работы партии»[14].
В 1918 заместитель председателя ВЧК Я. Петерс в период с июля по август, временно выполнял обязанности председателя. Пришедший ему на смену В. Менжинский был председателем ОГПУ вплоть до 1934 г. В 1934 г. Ему на смену пришел Н. Ежов, возглавлявший комитет в течение 2х лет до 1938 г. В 1938 г.
Берия остался руководителем НКВД. А наркомом государственной безопасности стал В. Однако уже в июле 1941 г.
Идея о создании службы государственной безопасности появилась почти сразу после Октябрьской революции. И вот уже 20 декабря 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Но все сошлось к тому, что концентрировать слишком большое количество полномочий в одном ведомстве небезопасно, и 13 марта 1954 года генерал-полковник Иван Серов возглавил новый Комитет государственной безопасности при Совмине СССР. Согласно решению Президиума ЦК КПСС на КГБ возлагались следующие задачи: ведение разведывательной работы в капиталистических странах; борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР; борьба с вражеской деятельностью разного рода антисоветских элементов внутри СССР; контрразведывательная работа в Советской армии и Военно-морском флоте; организация шифровального и дешифровального дела в стране; охрана руководителей партии и правительства и др.
Тогда основной его задачей, поставленной непосредственно Никитой Хрущевым, была «десталинизация», поэтому Коммитет занимался, в первую очередь, внешними вопросами государства, оставив внутреннюю ситуацию второстепенной. Также при Шелепине была упрощена структура органа и утверждено положение о его работе аж до 1991 года.
Глава КГБ заявил о пресечении ударов боевыми дронами по Минску из Литвы
Все-таки во времена перестройки и гласности, хотя бы из чувства такта и здравого смысла, Горбачеву не стоило превращать один из госкомитетов в самый главный комитет. Но нет, жажда власти и страх ее потерять важнее любой логики и любого здравого смысла. КГБ должен быть на страже партийных интересов, пусть Крючков будет рядом под боком»5 Читаешь и думаешь, уж не обижается ли Борис Николаевич, что его дальше кандидата в Политбюро так и не взяли? А вот насчет госкомитета он хотя бы формально не прав. КГБ в то время не был государственным комитетом, он был просто комитетом. Этакое суперминистерство, не называемое министерством. Кстати, в конце 1991 года Ельцин, придя к полной власти, сам советовался часто а порой и только со своими людьми из спецслужб.
Так что, такова, видимо, судьба российских властителей. Впрочем, после августа 1991 года партийность КГБ вспоминали не раз и обычно недобрым словом. Например, ИЛ. Бунич писал: «Нужна ли нам подобная служба безопасности, которая ни разу с 1917 по 1994 год не смогла обеспечить безопасность государства? Может быть, настала пора очистить от десятков тысяч 5. Ельцин Б.
Они были лишь боевиками международной террористической организации, называвшей себя партией большевиков и гордившейся тем, что у нее нет Отечества»6. Вот так зараз и всех черной краской. Все чаще и чаще из органов поступала доступная для всех информация об экономических и прочих провалах. Горбачев упомянул в Указе «О взаимодействии милиции и подразделений Вооруженных Сия СССР при обеспечении правопорядка и борьбы с преступностью» от 26 января 1991 года, призвав к «решительной активизации борьбы с экономическим саботажем», и создав Комитет по координации деятельности правоохранительных органов при Президенте СССР. Сколько подобных структур будет еще создано. Правда, уже Президентом другой страны Российской Федерации.
Но об этом позже. Кстати, было принято считать, что «можно обвинить КГБ в неправильной политической линии, в попытке не так оценить ситуацию, в том, что там засилье реакции, но сказать, что там сидят шкурники, было нельзя». А сказал это человек, который в то время был одним из символов нарождающейся российской демократии. Впрочем, так говорили порой совершенно разные люди. Но воспринимали крючковские откровения по разному. Вот, например, как оценивал его еженедельник «Новое время» словами Симона Соловейчика: «Экономическое состояние страны действительно составляет основу ее безопасности.
Но, когда экономикой начинает заниматься государственная безопасность, это само по себе становится опасным для государства. КГБ - методами экономику поднять не возможно, данная организация по своему существу может лишь пресекать и разоблачать, а если некого разоблачать то находить саботажников-вредителей там, где их явно нет»7. Была и несколько более осторожная критика вхождения КГБ в экономику. Хотелось бы на это надеяться - но причины коррупции ведь не в порочности тех, кто идет служить в ОБХСС, а в системе, при которой работникам торговли выгодно торговать из-под полы и соответственно «подкармливать» тех, кто мог бы этому помешать. Если уж экономические соблазны заставили за последние годы около двадцати 6. Бунич И.
Вопрос времени и масштабов соприкосновения КГБ с миром торговли... Было видно, что постепенно по мере упрочения гласности процесс критики отдельных недостатков сталинизма стал перерастать в критику досталинского и послесталинского времени, а критика недостатков органов внутренних дел и прокуратуры как-то почти незаметно переросла в критику КГБ. Словно вездесущие журналисты, исчерпав свой «творческий» запас, кинулись на новую нетронутую еще целину. Например, одним из известных и длительно действующих критиков КГБ а потом и «наследников» этого ведомства стала журналистка Евгения Альбац. Ее писания будут не раз наносить ощутимые удары по ведомству плаща и кинжала, сначала СССР, а затем и его «скромного» или «жалкого» это уже от характера оценки остатка в виде Российской Федерации. Разумеется, Е.
Альбац была не одинока. Правда, нападали они на КГБ по многом потому, что отдельные руководящие сотрудники госбезопасности оказались по другую сторону баррикады в их нескончаемом споре по поводу коррупции в рядах членов ЦК КПСС. Тогдашняя народная вера в этих борцов с мафией привела их в депутатские кресла, обеспечила довольно значительную общественную поддержку и помогла появлению первых народных сомнений в праведности КГБ. После эпопеи Гдляна-Иванова неистребимая вера народа российского в борцов с мафией, конечно, несколько померкла. Нельзя же до бесконечности эксплуатировать эту веру. Но далеко не иссякла.
Она просто действительно неистребима. Вера в «борцов с мафией» напоминает веру в ангелов, приходящим в трудную минуту на помощь праведным беднякам, которых эта мафия обирает. Свежо предание, но вериться с трудом только знающими людьми. Остальные верят просто потому, что хотят верить. К сожалению, последних не редко обирает их не только мафия, но и многочисленные борцы с ней. Почему-то о борьбе с мафией вспоминают обычно люди, которым захотелось поиграть в избирательные игры.
А вот после победы на выборах они свои обещания часто откладывают в долгий ящик. Однако, мы несколько отвлеклись от темы и пора вернуться к вопросу о некотором падении авторитета КГБ. Отдельные средства массовой информации выбирали для себя «жертв КГБ» и становились на их защиту. Так, например, еженедельник «Новое время», начав еще в 1990, продолжил и в следующем году защиту Альфреда Шоленберга, советского немца, обвиняемого органами КГБ в контрабанде. Для среднего читателя понять кто прав, а кто виноват было невозможно, талантами Шерлока Холмса обладали далеко не все. Так что общественное мнение по конкретным проблемам создавалось методом: кто громче и красивее.
В некоторых регионах страны органы госбезопасности попадали прямо токи в гущу конфликтов. В ночь с 15 на 16 сентября 1990 года в Тбилиси после несанкционированного митинга возбужденная толпа совершила нападение на здание КГБ Грузии. Список таких примеров можно было бы и продолжить. Вот так вспоминает настроения сотрудников госбезопасности один из заместителей председателя КГБ СССР: «Редкий день обходился без сетования на средства массовой информации. Выпады против КГБ следовали один за другим. Особое раздражение у нас вызывал "Огонек", да и другим изданиям достается за необъективность.
Тон разговоров в целом пессимистический, хотя сам Крючков по натуре оптимист. Одна из его любимых присказок: «Проиграть мы всегда успеем, надо постараться выиграть». Примечательно, однако, что, выслушав какое-то безрадостное известие, он все чаще ограничивается неопределенным «да-а-а», не высказывает своего мнения и не дает указаний» Л. Шебаршин, «Рука Москвы», М, «Центр-100», 1992, с. Шебаршин констатировал: «Наше руководство тоже не знало, что делать»9. А когда руководство дезориентировано, подчиненные обычно положение не спасают.
Вот образец одного из высказываний хотя и опубликованного после 1991 года, но примерно такое же они не раз говорили и раньше Гдляна-Иванова на органы КГБ: «Совместная работа с КГБ дает достаточно оснований для того, чтобы судить о нравах таинственного учреждения. А таинственного-то, оказалось, мало. Не раз приходилось убеждаться, что не интересы дела здесь превыше всего, а честь мундира. Ведомственная корысть оправдывается, как известно, любые методы и способы достижения цели. В частности, бытует мнение, что подразделения КГБ из всех правоохранительных органов наименее заражены коррупцией. Это действительно так.
Но даже в такой элитарной семье, как говориться, не без урода. Однако, если мы время от времени узнает о судебных процессах над судьями, адвокатами, прокурорами, следователями, работниками милиции, преступившими закон, то сотрудников госбезопасности на скамье подсудимых что-то не видно. Молено, конечно, организовать шумный процесс над агентом, завербованным иностранной разведкой. Что же касается уголовщины, тут все шито-крыто. А чаще всего руководство тайной полиции стремится попросту не допускать суда над своими подчиненными»10 Анатолий Собчак посвятил двум следователям целую главу своей книги и назвал ее «Страсти по Гдляну и Иванову». Вспоминая их выступление, он написал: «Перед нами были не профессионалы, знающие цену доказательствам, не парламентарии, умеющие связать частное с общим, а ораторы с площади, обращающиеся поверх депутатских голов к миллионам телезрителей, жадно ловивших каждое их слово...
По самому строгому счету Гдлян и Иванов в новых социальных условиях продолжали действовать в традициях репрессивного аппарата 30-х годов.... Я понимаю, как это опасно: следователь, занимающийся политикой и использующий для этого непроверенные материалы уголовного дела... Шебаршин, «Рука Москвы» 10. Гдлян Д. Собчак А. Развал спец служб ведёт к хаосу в государстве.
Не малую роль в этом процессе сыграли отдельные сотрудники органов госбезопасности. Скандалы вокруг Калугина были, пожалуй, наиболее неприятными для органов госбезопасности. Впервые бывший генерал госбезопасности демонстративно пошел против руководства КГБ. И мало, того с успехам выиграл выборы в народные депутаты страны, не смотря на старания всего Комитета государственной безопасности. Кстати, судьба Калугина очень интересна, многогранна и поучительна. О нем можно было бы написать отдельную книгу.
Но и в рамках данного а к его личности еще придется возвращаться. Пока лее отметим, что пример Калугина оказался заразителен, некоторые иные сотрудники госбезопасности хотя и было их совсем немного воспользовались им. Вспомним строки из «Евгения Онегина»: «его пример другим наука». Все это неизбежно и объективно вело к снижению авторитета органов госбезопасности. Компенсировать этот процесс повышением результативности в работе КГБ, видимо, просто не мог. Работали те же самые люди, привыкшие работать так как работали раньше.
На общем фоне медленной инфляции снижалось и материальное их преимущество, бывшее одной из слагаемых престижности службы. Кроме того, сотрудники госбезопасности, как и многие другие люди, плохо представляли, что такое перестройка, зачем она и почему нет реальных положительных результатов.
Из них 5483 были осуждены за особо опасные государственные преступления, в том числе 2781 человек — за антисоветскую агитацию и пропаганду[5]. В то же время деятельность органов КГБ в 50-е — 60-е годы не была свободна от влияния субъективизма и волюнтаризма их руководства, хотя именно в этот период в полной мере утверждается прокурорский и партийно-государственный контроль за их работой. Следует также отметить, что в нашей стране, к сожалению, не получила полной реализации идея построения общенародного государства, провозглашенная в новой Программе КПСС, принятой на XXII съезде партии в октябре 1961г. Необходимо также сразу и особо подчеркнуть, что серьезная критика деятельности органов госбезопасности в 30-е — 50-е годы, начатая в специальном докладе Первого секретаря ЦК КПСС Н. Хрущева на ХХ съезде Коммунистической партии в феврале 1956г. Известно, что Н. Хрущев неоднократно официально заявлял, что «органы госбезопасности вышли из-под контроля партии и поставили себя над партией», что не в полной мере соответствует исторической правде, означало очередную мифологизацию истории органов госбезопасности СССР.
Январь 1922 — декабрь 1936» М. Декабрь 1936 — 1937гг. Под лозунгом «исключить возможность возврата к 1937 году» органам госбезопасности в нарушение конституционного принципа равенства всех граждан перед законом ЦК КПСС было запрещено собирать компрометирующие материалы на представителей партийно-советской и профсоюзной номенклатуры. Правда, подобное решение принималось еще и ранее, в декабре 1938г. По мнению многих исследователей, это ошибочное и противоправное политическое решение 1956г. С одной стороны, создавая некое подобие касты «неприкасаемых», оно в то же время способствовало зарождению «телефонного права», получившего особое распространение в середине 80-х годов прошлого века. В то же время это облегчало зарубежным спецслужбам попытки вербовочных подходов и оперативной разработки партийно-государственных функционеров различного ранга, в результате чего руководящая элита страны оказалась без должного контрразведывательного прикрытия от разведывательно-подрывного воздействия спецслужб иностранных государств. А в совокупности это решение имело самые негативные последствия для судьбы страны и Советского государства. Отметим также, что нечто похожее произошло в нашей стране и в 1988г.
Следствием этого решения стал уход в 1991г. Однако и в плане нормативного регулирования деятельности КГБ далеко не все складывалось благополучно. Но, имея гриф «Совершенно секретно», оно было недоступно и оставалось неизвестным даже сотрудникам, слушателям учебных заведений КГБ. В его первом пункте подчеркивалось, что органы государственной безопасности «... Они призваны бдительно следить за тайными происками врагов Советской страны, разоблачать их замыслы, пресекать преступную деятельность империалистических разведок против Советского государства... Комитет государственной безопасности работает под непосредственным руководством и контролем Центрального Комитета КПСС». В пункте 11 раздела «Кадры органов и войск государственной безопасности» Положения отмечалось: «Работники органов государственной безопасности должны воспитываться в духе беспощадной борьбы с врагами нашей Родины, умения предотвращать преступления, выполнять свой служебный долг, не щадя своих сил, проявляя при этом решительность и инициативу. В органах государственной безопасности не должно быть места карьеристам, подхалимам и перестраховщикам». В пункте 12 подчеркивалось: «Органы государственной безопасности обязаны непосредственно и через соответствующие организации принимать меры предупредительного характера в отношении тех советских граждан, которые допускают политически неправильные поступки в силу своей недостаточной политической зрелости.
Руководители и партийные организации органов и войск КГБ обязывались воспитывать своих сотрудников «... Партийные организации проводят партийно-политическую и организационную работу и обеспечивают развитие деловой критики и самокритики. Партийные организации и каждый коммунист имеют право, руководствуясь Уставом КПСС, сигнализировать о недостатках в работе органов государственной безопасности в соответствующие партийные органы»[6]. К сожалению, в Положении не закреплялись права и обязанности сотрудников. Это Положение продолжало формально действовать, поскольку личный состав КГБ с ним не знакомился, до 16 мая 1991г. С момента образования КГБ при СМ СССР по устоявшейся традиции формирование его штата шло по рекомендациям партийных или комсомольских организаций предприятий, воинских частей или вузов, после тщательной проверки и изучения кандидатов, или «партийным набором», то есть направлением партийных работников на, как правило, руководящие должности после соответствующей краткосрочной подготовки. С 1954г. Хрущев с явным подозрением смотрел на органы государственной безопасности, И. Серов в мае 1954г.
В то же время шел процесс проверки всего личного состава органов КГБ на предмет причастности к имевшим место в предшествовавшие годы нарушениям законности — часто подобные факты выявлялись в процессе пересмотра архивных уголовных дел по заявлениям граждан и обращениям с просьбой о реабилитации. В 1957г. Серов докладывал в ЦК КПСС, что с момента образования КГБ « было уволено 18 тысяч человек, в том числе более 2300 сотрудников за нарушения социалистической законности, злоупотребления служебным положением и аморальные поступки. Около 2000 человек были уволены из центрального аппарата КГБ, 48 из них являлись начальниками отделов и выше, 40 были лишены генеральских званий». Заменены были почти все руководящие работники главных управлений, управлений и отделов центрального аппарата. Он также отмечал, что по сравнению с 1954г. По этому поводу в одном из своих выступлений в феврале 1959г. Хрущев отмечал, что «мы... Хрущеву было направлено 2508 информационных сообщений, полученных от резидентур ПГУ за рубежом, 2316 сообщений было направлено в Совет Министров, также разведывательная информация направлялась в отдел ЦК КПСС по внешним связям, в министерства обороны, иностранных дел, внешней торговли, среднего машиностроения и здравоохранения[8].
За этими сухими цифрами стоит повседневная кропотливая и опасная работа советских разведчиков. Далее в этом же документе непосредственно о деятельности иностранных разведок против СССР говорилось следующее: «В своих разведывательных целях американская разведка использует многочисленные эмигрантские организации, в том числе т. Направляя антисоветские эмигрантские организации на борьбу против СССР и стран народной демократии, американская разведка затрачивает огромные средства на их содержание. Как известно, США ежегодно ассигнуют более 100 млн. За последние три года органами безопасности при активной помощи советского народа были пойманы на советской территории десятки шпионов, проникших нелегальным путем морем, воздухом, через сухопутные границы , у которых были изъяты радиостанции, оружие, фотоаппараты, средства тайнописи, яды, фиктивные документы и значительные суммы советских денег и иностранной валюты. По изъятым у этих шпионов документам и по их личным показаниям, а также по материалам, полученным нами из других источников, видно, что разведки капиталистических государств всеми силами стремятся добывать сведения о наших вооруженных силах, о новой технике и достижениях советской науки, пытаются проникнуть в важные промышленные центры страны и объекты оборонного значения и атомной промышленности. Наряду с заброской специально обученной агентуры на территорию Советского Союза вражеские разведки принимают активные меры к сбору разведывательных данных через своих разведчиков, прибывающих в СССР под видом дипломатов, туристов и членов различных делегаций. В этих целях они используют не только поездки по стране, но и новейшую технику, рассчитанную на добычу секретных данных большой государственной важности... Организуя подрывную работу против Советского Союза, американская разведка рассчитывает на использование отдельных вражеских элементов внутри нашей страны и создание с их помощью антисоветского подполья.
Органы госбезопасности за последние три года вскрыли ряд антисоветских групп, проводивших подрывную работу и поддерживавших связь с некоторыми иностранными посольствами в Москве. Под воздействием международной реакции жалкие остатки антисоветских элементов в нашей стране кое-где пытаются поднять голову, используя в своих гнусных целях имеющиеся еще трудности и недостатки, возводят клевету на политику партии и правительства, распространяют провокационные слухи. Имеюшиеся в органах госбезопасности материалы свидетельствуют о том, что разведки империалистических государств наряду с усилением шпионско-диверсионной деятельности развернули бешеную пропаганду против основ политического строя в СССР и странах народной демократии». Прервем здесь цитирование этого чрезвычайно важного документа для одного необходимого замечания по его дальнейшему содержанию. Объективные основания для подобной пропаганды действительно имелись. И содержались они в докладе Н. Хрущева 6 февраля 1956г. Несмотря на закрытый характер этого выступления, его содержание стало достаточно широко известно, а уже в апреле того же года ЦРУ получило его текст, который с прямой подачи директора ЦРУ А. Даллеса 4 июня был опубликован газетой «Нью-Йорк таймс».
Съезд в целом одобрил доклад Хрущева и призвал партийные и советские органы, всех советских людей бдительно стоять на страже социалистической законности, решительно и сурово пресекать всякие проявления беззакония, произвола, нарушения социалистического правопрядка[11]. Принятое в июле того же года постановление ЦК КПСС «О культе личности Сталина и преодолении его последствий» имело маловразумительный и противоречивый характер, не отвечало на насущные и актуальные вопросы, что не могло не породить как разного рода слухи, так и недоумение, возмущение, что искусно стимулировалось и инспирировалось западной радиопропагандой. Именно его половинчатость и породила в интеллектуальных кругах общества дискуссию о сталинизме и путях дальнейшего общественного развития, что стало лейтмотивом, главной темой духовно-творческих исканий, причиной появления «демократического» и «правозащитного» движений в Советском Союзе[12]. Особую активность проявляют бывшие участники троцкистско-националистических и других враждебных организаций, а также отдельные антисоветские элементы, которые ведут работу против партии, используя в этих целях неустойчивых и политически незрелых лиц из числа рабочих, интеллигенции, молодежи, призывая их к борьбе против советской власти. Оживлению антисоветской деятельности после венгерских событий в значительной мере способствовали вражеские элементы из числа лиц, возвратившихся из мест заключения, отбывавших наказание за контрреволюционные преступления. Эти лица пытаются группировать вокруг себя политически неустойчивых граждан с целью привлечения их к враждебной подрывной работе. Органы госбезопасности с помощью партийных, комсомольских и профсоюзных организаций бдительно следят за происками враждебных элементов и в соответствии с законами советской власти своевременно пресекают их преступные действия». Ставший 25 декабря 1958г. Шелепин продолжил политику дальнейшего сокращения кадров органов госбезопасности.
В апреле 1959г. Нельзя не отметить, что подобная затянувшаяся кампания «чисток» и сокращений не лучшим образом сказывалась как на результатах оперативно-следственной работы органов КГБ, так и на состоянии морально-психологического климата в чекистских коллективах, порождая у сотрудников чувства неуверенности, недооценки важности и нужности работы по обеспечению безопасности государства и его граждан. В феврале 1960г. Шелепину при председателе КГБ была организована Группа по изучению и обобщению опыта работы органов безопасности и данных о противнике со штатом 10 человек, трансформировавшаяся впоследствии в Группу консультантов председателя КГБ. В целом данное организационно-кадровое решение позволило значительно повысить уровень разрабатываемых планов контрразведывательных операций и оперативных мероприятий. Также в феврале 1960г. Второе главное управление, а фактически всю контрразведку страны с момента образования КГБ и до его упразднения последовательно возглавляли П. Федотов, О. Грибанов 1956 — 1964 гг.
Банников 1964 — 1966 гг. Цинев 1967 — 1970 гг. Григоренко 1970 — 1983 гг. Маркелов 1983 — 1989 гг. Грушко 1989 — 1991 гг. Однако вследствие непродуманной кадровой политики руководста страны в 50-е — 60-е годы проводилось сокращение числа контрразведчиков в органах КГБ. Если в марте 1954г. Соответственно в 1954 — 1991 годах военную контрразведку страны — 3 Главное управление КГБ — последовательно возглавляли Д. Леонов 1954 — 1959 , А.
Гуськов 1960 — 1963 , И. Фадейкин 1963 — 1966 , Г. Цинев 1966 , В. Федорчук 1967 — 1979 , И. Устинов 1970 — 1974 , Н. Душин 1974 — 1987 , В. Сергеев 1987 — 1990 , А. Жардецкий 1990 — 1991. В речи в октябре 1961г.
Шелепин заявил, что «органы государственной безопасности реорганизованы, значительно сокращены, освобождены от несвойственных им функций, очищены от карьеристских элементов. Вся деятельность органов КГБ проходит теперь под постоянным контролем Партии и Правительства, строится на полном доверии к советскому человеку, на уважении его прав и достоинства... Органы государственной безопасности — это уже не пугало, каким их пытались сделать в недалеком прошлом враги — Берия и его подручные, а подлинно народные политические органы нашей партии в прямом смысле этого слова». Следует также отметить, что реорганизация и последующее сокращение штатов органов госбезопасности негативно повлияли как на разведывательные, так и контрразведывательные возможности органов страны. Так, в апреле 1954г. Хохлов в Германии. Эти побеги привели как к усложнению условий деятельности советских разведчиков за рубежом, так и к раскрытию ряда ценных источников информации. Некоторые перебежчики из КГБ в те и последующие годы: А. Голицын, А.
Шевченко, О. Гордиевский, О. Калугин — активно использовались спецсужбами зарубежных государств для попыток дискредитации органов госбезопасности СССР. В целом следует сказать, что провалы в деятельности разведки и контрразведки — это следствие того объективного обстоятельства, что они действуют в условиях реального и непрекращающегося противоборства с реальным и потенциальным противником, стремящимся как скрыть, замаскировать свои подлинные цели и намерения, так и проводить специальные дезинформационные и отвлекающие кампании, активные мероприятия. Сопутствуют этому и те субъективные обстоятельства, что в последние годы получили наименование «человеческого фактора». При этом речь идет как о неосознаваемых просчетах и ошибках, так и о целенаправленном предательстве. О масштабах урона, наносимого предательством интересам безопасности государства, органов госбезопасности, свидетельствует лишь тот факт, что измена только одного В. Предательство не может иметь никакого оправдания. И поэтому вполне уместно недоумение по поводу того факта, что некоторые отечественные СМИ пытаются «ваять благородные» образы В.
Резуна и подобных ему перебежчиков. В то же время, уже в 50-60-е годы органами КГБ был разоблачен ряд как сотрудников разведок посольских резидентур в Москве, так и работавших на них агентов из числа советских граждан, в том числе и военнослужащих. Так, в 1958г. Попов, а в октябре 1961-го — полковник О. Поляков [16]. Однако представляется также необходимым рассказать о некоторых неизвестных страницах истории деятельности советской разведки в начале 60-х годов в США. Общая канва тех давних событий хорошо известна: 14 октября 1962г. Тогдашний американский президент Джон Кеннеди потребовал от советского правительства вывода этих ракет, что, с одной стороны, поставило мир на грань ядерной войны, и, с другой стороны, было выполнено Советским Союзом. Да, такова краткая фабула той далекой истории, за кулисами которой скрываются кардинальные повороты мировой политики, подлинные триумфы и мнимые поражения.
К числу последних многие наши соотечественники относили и относят ныне как эвакуацию советских ракет, так и мнимое «унижение» вследствие этого СССР, причиной чего стал якобы «авантюризм и волюнтаризм» тогдашнего советского руководителя Н. Хрущева, о чем на октябрьском 1964г. При этом некоторые отечественные, да и зарубежные исследователи говорят о якобы «односторонней вине СССР» в возникновении опасного международного кризиса, получившего в нашей стране название Карибского, в США — Ракетного, а на Кубе — Октябрьского. Напомним, что к тому времени администрация США придерживалась внешнеполитической стратегии «сдерживания» или «отбрасывания коммунизма», основой которой являлось военное, в том числе ядерное, превосходство и угроза применения вооруженной силы. К 1962 году США не только увеличили число своих военных баз вдоль границ СССР, но и развернули батареи стратегических ракет «Юпитер» в Турции и планировали их размещение в Японии и Италии, что было призвано изменить как пропорциональность носителей ядерных зарядов в отношении 1:17 в пользу США, так и сократить «подлетное время», являющееся важной стратегической характеристикой ядерного сдерживания. Отметим и следующее важное, но практически неизвестное современникам обстоятельство. Опираясь на свое мнимое научно-техническое превосходство, США полагали, что отныне космические и иные технические средства разведки надежно гарантируют безопасность страны и в этой связи решили перенести тяжесть разведывательной деятельности с агентурной разведки на техническую. Из этой оказавшейся впоследствии ложной посылки, между прочим, был сделан и достаточно сомнительный вывод о том, что в разведывательном противоборстве центр тяжести отныне также следует перенести с агентурной защиты государственных секретов на техническую, акцентировав основное внимание на противодействии техническим разведкам противника. Пеньковский арестован 22 октября 1961г.
Между прочим, Пеньковский рекомендовал ЦРУ в случае возникновения вооруженного конфликта разместить в Москве и привести в действие миниатюрные ядерные боезаряды, тем самым парализовав стратегический центр управления страной. За год до описываемых событий, в марте 1961г. При этом в августе того же года Кеннеди санкционировал подготовку новой тайной операции против Кубы с целью свержения ее правительства под кодовым названием «Мангуста», предусматривавшей возможность поддержки десанта «контрас» ВМС и армией США. Отметим при этом, что широкой общественности о плане «Мангуста» стало известно только в 1975г. Оперативный план «Мангуста» предусматривал два этапа: — август — сентябрь 1962г. Подготовку кубинских «контрас» для высадки на Кубу осуществляло специальное подразделение ЦРУ «W» в Майами, подготовившее более трех тысяч кубинских контрреволюционеров, и насчитывавшее более 600 оперативных сотрудников. Антикастровские силы имели в своем распоряжении свыше 80 судов, которые неоднократно в октябре выходили в море и 17 ночей подряд ждали сообщения о «начале антикастровского восстания на острове», что должно было стать сигналом для начала высадки десанта «контрас». С мая 1962г. Кеннеди приказал активизировать меры по «намеренному разжиганию полномасштабного восстания против Кастро».
Что помимо прочего свидетельствует о полном фиаско американской разведки по получению объективной информации о происходящих на острове событиях. Отметим также, что лишь 16 октября, после обнаружения советских ракет на Кубе, президент США отказался от завершения оперативного плана «Мангуста». Специально подчеркнем, что мы описываем деятельность США против Кубы на основании статьи «Mongoos» «Мангуста» в американской «Энциклопедии шпионажа» М. Обратим при этом внимание на следующие чрезвычайно важные обстоятельства. Авторы указанной энциклопедии Н. Полмер и Т. Аллен, как и многие другие исследователи истории Карибского кризиса, сознательно разрывают событийно-хронологическую последовательность действительного развития конфликта, с тем чтобы вывести США из-под обвинений в создании этого международного кризиса. Так, Полмер и Аллен говорят о том, что якобы операция «Мангуста» не влияла на принятие советским руководством решения об оказании военной помощи Кубе. Однако уже в апреле 1962г.
Аналогичной информацией располагала и разведслужба Республики Куба. Для кубинского, да и советского руководства к маю 1962г. Именно в этой обстановке Совет Обороны СССР принял 18 мая решение об оказании военной помощи Кубе и развертывании на ее территории Группы советских войск ГСВК численностью в 51 тысячу военнослужащих — реальная же ее численность к концу сентября составила 41 тысячу человек. Также предполагалось развертывание здесь Отдельной ракетной дивизии, что должно было служить гарантией независимости и суверенитета Кубы. Всего же планировалось поставить здесь на боевое дежурство 36 баллистических ракет Р-12 по западной терминологии «СС-4» , 24 ракеты Р-14 «СС-5» , 6 бомбардировщиков «Ил-28» и истребители прикрытия «Миг-21». В целом подобные «асимметричные» меры должны были изменить стратегическую расстановку сил на мировой арене, а о создании советской военной и военно-морской баз на Кубе планировалось объявить в ноябре того же года в ходе первого официального визита Н. Хрущева на Кубу. Следует особо подчеркнуть, что подобная практика заключения секретных межгосударственных соглашений имела и имеет поныне широкое распространение, и единственное, в чем можно упрекнуть советского лидера — это в отступлении от официально провозглашенного «ленинского принципа» отказа от заключения тайных договоров. В то же время эта мера в конкретных условиях обстановки была абсолютно оправданна с военной и политической точек зрения и не противоречила нормам и принципам международного права.
В конце мая Генеральный штаб ССР приступил к подготовке и осуществлению стратегического мероприятия «Анадырь», как официально именовалось операция по созданию советской военной базы на Кубе. Несмотря на разветвленную разведывательную сеть, в том числе и на Кубе, наличие здесь американской военной базы в Гуантанамо, дальние морские коммуникации, вовлечение в подготовку транспортных караванов десятков тысяч военнослужащих и гражданских специалистов, десятков судов, американская разведка просмотрела переброску многотысячного воинского контингента и средств вооружения, включая ракетные комплексы, бомбардировочную и истребительную авиацию и ядерные боезапасы — всего на остров были доставлены 158 ядерных боезарядов, причем только 24 из них к моменту начала «горячей фазы» конфликта оставались неразгруженными. Рассекречивание этого факта в 1992г. Кеннеди Роберта Макнамару — настолько близок оказался мир к порогу ядерной катастрофы. Первые эшелоны советских войск прибыли на Кубу 26 июля и приступили к оборудованию стартовых позиций ракет и военных городков. При этом, как уже отмечалось, 22 августа, когда советские войска уже приступили к строительству стартовых позиций на Кубе, Кеннеди санкционировал активизацию военных приготовлений по плану «Мангуста», а 21 сентября по просьбе Р. Макнамары утвердил активизацию разведывательных полетов самолетов У-2 над Кубой. При этом к 19 сентября Кеннеди получил 4 сводки оценок национальной разведки — главный информационный документ разведсообщества США для президента и других высших должностных лиц администрации, — в которых ничего не говорилось о присутствии советских войск на Кубе или об угрозах безопасности США со стороны СССР и Кубы. Только 16 октября 1962г.
В этой связи только 17 октября было совершено 6 разведывательных полетов авиации США над Кубой.
Генсеку ЦК КПСС, в том числе докладывали о недостатках в работе властных структур, которые приводили или могли привести к возникновению социального напряжения, росту недовольства различных групп населения. В результате Запад сформировал на территории Советского Союза свою «пятую колонну». Как сообщалось, организаторы августовского путча 1991 года и подписанты Беловежских соглашений виновны в развале СССР, считает Михаил Горбачев.
За диссидентами следили, а потом проводили с ними профилактические беседы и заставляли выезжать из страны. Значок КГБ Многих выселяли за пределы столицы за продвижение не коммунистической идеологии, измене родины. Были случаи, когда гражданам запрещали покидать страну. Также людей помещали в психиатрические больницы, привлекали к уголовной ответственности. Под присмотром были писатели, художники и остальные представители искусства и науки. Руководителем спецслужбы являлся Иван Александрович Серов. После этого начала существовать Федеральная служба разведки. Обычные системы могут поднимать на орбиту спутники или оправлять на другие планеты небольшие зонды, однако серьезные экспедиции реальны только при наличии гиганта грузоподъемностью более 100 тонн, отмечают эксперты. При этом программа Роскосмоса может косвенно указывать на то, что у российского правительства появилось понимание долгосрочной программы освоения дальнего космоса. Например, сверхтяжелая ракета позволит России осуществить собственную пилотируемую лунную или марсианскую программу. Кроме этого, возможно активное участие России в международном проекте. Например, строительстве окололунной станции — Deep Space Gateway. Пока есть договоренность о том, что российские специалисты изготовят для проекта шлюз для выходов в открытый космос, однако в будущем участие нашей страны в проекте может расшириться. Официальная задача для будущей «царь-ракеты» в программе «Роскосмоса» — изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства, выведение пилотируемых кораблей и автоматических космических аппаратов на околоземную орбиту. Проект дорогой, однако на кону — космическое будущее России. Через 8 дней были приняты соответствующие законодательные акты. Хотелось бы остановиться на управлениях КГБ. Итак, существовало 9 подразделений: Третье управление отвечало за военную контрразведку. Хоть война и не была объявлена официально, угроза перехода конфликта систем из «холодного» в «горячий» была постоянной. Пятое подразделение отвечало за политико-идеологические вопросы. Обеспечение идеологической безопасности и непроникновения «враждебных» коммунизму идей в массы — вот главная задача этой структуры. Шестое управление отвечало за соблюдение государственной безопасности в экономической сфере. Седьмое выполняло специфическую задачу. Когда на определенного человека падали подозрения в серьезных проступках, за ним могли установить наружное наблюдение. Девятое подразделение охраняло личную безопасность членов правительства, высшей партийной верхушки. Оперативно-технический отдел. В годы НТР техника постоянно развивалась, поэтому безопасность государства могла быть надежно защищена только при хорошей технической оснащенности соответствующих органов. В задачи пятнадцатого управления входила защита государственных зданий и стратегически важных объектов. Шестнадцатое подразделение занималось электронной разведкой. Создано было уже в последний период существования СССР в связи с развитием компьютерных технологий. Отдел по строительству для нужд Министерства обороны. КГБ: предпосылки создания и «золотой век» Андропова Первая советская спецслужба, ВЧК, была создана большевиками практически сразу после прихода их к власти — 20 декабря 1917 года. Все эти специальные службы имели структуры, занимавшиеся внешней разведкой, но их главной задачей было обеспечение устойчивости режима, и понимали они ее весьма своеобразно. Советские спецслужбы стали главными творцами великого террора 30-х годов, в ходе которого серьезно пострадала высшая элита страны. НКВД при Берии превратился в вездесущую и всесильную организацию, которая едва не захватила власть после смерти Сталина. Партийная верхушка не хотела повторения этой истории, поэтому после отстранения и казни Берии органы госбезопасности были серьезно реформированы. Их статус был понижен, штаты существенно сокращены. Период правления Андропова считается «золотой эпохой» КГБ. Он и сегодня популярен среди сотрудников ведомства Указ о создании новой советской спецслужбы опубликовали 15 марта 1954 года.
Почему чекисты не отмечают день создания КГБ
Майор Цюнис: заявления об атаке на Белоруссию являются дезинформацией на 99% | Бюро по связи КГБ с издательствами и другими органами массовой информации (пресс-бюро КГБ) было создано приказом КГБ от 2 июня 1969 г. 22 апреля 1990 г. Пресс-бюро было преобразовано в Центр общественных связей КГБ СССР. |
Как создавали КГБ - 53 Новости | В КГБ Шелепин пришёл с наставлениями от Хрущёва, касающимися ускорения «десталинизации». |
Кгб: почему самая могущественная разведка мира «проспала» развал ссср
То есть либерал, но встроенный во власть, который не говорит каких-то чудовищных людоедских вещей, но, тем не менее, продвигает свою линию. Эта группа была очень большая при Андропове. Не то что кто-то ее навязал ему, а он сам лично создавал эту группу из таких людей как Шахназаров, Бурлацкий, Бовин, Арбатов, Иноземцев — это все академики гражданские. Панкин: - КГБ в полную силу заработал с приходом Андропова в 1967 году. Возникает вопрос: КГБ организован в 1954-м. Ты сказал: был временной провис, когда КГБ как бы был, но его и не было. Но в 60-е Хрущев стучал по трибуне своим ботинком. И весь мир нас боялся. Американцы нас боялись. И успешно строил. А чего же мы тогда не боялись?
Кто нам тыл прикрывал, если КГБ не работал? Пряников: - Нет, КГБ работал. Тут надо пояснить. КГБ в эти 13 лет мучительно искал свою новую роль в новом государстве. Потому что раньше это была репрессивная машина. Мы все помним конец 30-х годов, сфабрикованные дела. Когда очень легко было дело раскрыть — поднажать на человека. А с введением той самой социалистической законности, о которой стал говорить Хрущев, КГБ начинал думать, как работать с внутренней оппозицией. Оппозиция всегда была. Нельзя уже просто было человека взять и кинуть в кутузку просто так, за какие-то слова.
Нужно было обоснование, нужны были следственные действия, нужны были свидетели и тому подобное. За границей, то, о чем мы говорили в прошлых передачах, постепенно начал по естественным причинам отходить тот класс разведчиков и нелегалов, которые были завербованы в 20-30-е годы, просто в силу возраста. Вот как раз этот переломный момент между 50-60-ми годами. Когда во многих странах приходилось заново создавать разведывательную сеть. Потому что тем людям уже было по 60-70 лет. Еще в 50-е годы были эти действия, но к 60-м было распущено диверсионное управление. Когда КГБ перестал убивать людей за границей, скажем так — врагов. Одни из последних таких политических убийств — то конец 50-х годов, ряд украинских националистов, ряд руководителей НТС, самых мощных антисоветских организаций. Вот КГБ искал эту роль, постепенно трансформировался. Как я уже говорил, ушло очень много опытных разведчиков.
Просто были выгнаны. Пришли гражданские люди, как Андропов. У которых не было большого опыта работы. Эта пересменка, конечно, существовала. Это не так сильно отразилось на организации, но это было. Иван: - Честно говоря, меня смущает то, что вы говорите. Разница между КГБ прошлых лет. До перестройки, во время перестройки и после. До развала Советского Союза. А что сейчас, ФСБ работает лучше?
У меня большие сомнения. Как-то однажды по антитеррору здесь началась кампания. Я звоню из Ставрополя. Я определил, что вход в одну из поликлиник очень простенький. Со двора входи, заноси что угодно в эту поликлинику. Я попытался выяснить вопрос — никого это не интересовало. Звоню через службу 112. Говорят: да, пожалуйста. И соединяют с дежурным по ФСБ. Был выходной день.
Он проугукал, проагакал, даже спасибо мне не сказал. А сегодня я просто проверил, по службе 112 просил соединить. Мне ответили: у нас уже несколько месяцев нет соединения. У нас что, упрощается система ФСБ? Панкин: - Я полагаю, что просто всё знают. Поэтому и так отреагировали. ФСБ хуже. В нашем деидеологизированном обществе по-другому и быть не может. Но с каким КГБ сравнивать? А если ЧК не чикало, чикали само ЧК.
А потом КГБ дошел до того, что его возглавил Крючков. И в конечном счете развалили страну. Вот такое сравнение. Там было идеологизированное общество, и что-то там работало. Сегодня ничего не работало. Предыдущий товарищ из Ставрополя совершенно точно дал оценку, что такое современная ФСБ. Панкин: - Я не думаю, что ничего не работает. Потому что я сколько раз общался с представителями этой организации в эфире у нас, и они отвечали достаточно компетентно на все даже неожиданные вопросы, которые я им задавал. Полагаю, что все-таки организация работает. А нам остального знать не положено.
Галина: - Я считаю, что Комитет государственной безопасности действительно был могущественной и сильной организацией. Ведь не зря же постарались его, когда сменилась наша власть, очень быстро убрать. Значит эта структура кому-то мешала. И хорошо мешала. Туда отбирались такие проверенные люди. Это был правильный отбор. А потом теперешняя Федеральная служба безопасности, даже само название какое-то расплывчатое. Какой безопасности? Комитет государственной безопасности — это значит и внутри страны безопасность, и за ее пределами. А теперь — Федеральная служба безопасности.
Уже так и не звучит. Да и подменили ее деяния. Не могут дилетанты вмешиваться в работу такой структуры.
Многие из этих материалов являлись фабрикацией [25]. В изданных миллионными тиражами книгах Яковлева излагалась позиция идеологических и карательных учреждений СССР, в негативном свете представлялись американская разведка и советские диссиденты , которые изображались «отщепенцами», «врагами народа», «двуличными, безнравственными типами, действующими по указанию западных спецслужб». Во второй половине 1970-х годов КГБ совместно с кубинской спецслужбой ДГИ была проведена многолетняя операция «Тукан» , направленная на дискредитацию правительства Аугусто Пиночета в Чили. В ходе операции в западных средствах массовой информации в частности, в американской газете New York Times были опубликованы десятки статей, негативно освещающих преследование политических противников режимом Пиночета и обеляющих ситуацию с соблюдением прав человека на Кубе. В публикациях использовались документы, предоставленные КГБ [27]. В Индии , где резидентура КГБ была крупнейшей за пределами СССР в 1970—80-е годы, советские спецслужбы «подкармливали» десять газет и одно информационное агентство. Мы, разумеется, платили той же монетой» [28].
На поддержку партии Индиры Ганди и антиамериканскую пропаганду в Индии комитетом было потрачено свыше 10 млн долларов США. Согласно отчётам советской резидентуры в Индии, в 1972 году для публикации в индийской печати из средств КГБ было профинансировано около четырёх тысяч угодных советским органам госбезопасности статей; в 1975 году эта цифра выросла до пяти тысяч [29]. Развивающиеся страны [ править править код ] В условиях усиления политического, военного и идеологического противостояния сверхдержав в 1970-80-е годы , КГБ предпринимал активные усилия по расширению сферы влияния Советского Союза в странах « третьего мира » — в Латинской Америке, Африке, Центральной и Юго-Восточной Азии. КГБ играл ключевую роль в Афганской войне [28] [30] [31] [32] , где были задействованы находившиеся в подчинении КГБ пограничные войска, подразделения внешней разведки КГБ, а также ресурсы органов госбезопасности для ведения психологической войны. Андропов опасался последствий на мировой арене после введения советских войск в Афганистан и высказывался о недопустимости для СССР «удержать революцию в Афганистане только с помощью своих штыков» [33]. Однако историки затрудняются с достоверностью установить фактическую причастность руководства КГБ к введению войск— предполагается, что по личному распоряжению Андропова были уничтожены все секретные документы КГБ, освещающие процесс принятия решения о свержении X. Амина , создании дружественного Советскому Союзу правительства во главе с Б. Кармалем и о начале военных операций в Афганистане. В ходе войны советники КГБ обучали сотрудников афганской службы государственной информации позже преобразованной в министерство государственной безопасности Афганистана , помогали афганским коллегам разрабатывать и проводить оперативные мероприятия, участвовали в налаживании переговоров между афганскими властями и вооружёнными формированиями оппозиции, в частности, с полевым командиром Ахмад-шахом Масудом [28]. Европа и Северная Америка [ править править код ] В 1978 году болгарскими спецслужбами был убит в Лондоне болгарский писатель и диссидент Георгий Марков.
Физическое устранение болгарского диссидента было осуществлено с помощью укола зонтиком, на котором находились крошечные гранулы рицина — яда, изготовленного в 12-й лаборатории КГБ и предоставленного болгарским коллегам для проведения операции [34]. За десять дней до убийства Маркова в Париже произошло аналогичное покушение на другого болгарского диссидента — Владимира Костова. У Костова внезапно поднялась температура и упало давление, но он не придал этому значения. Узнав о смерти Маркова, Костов обратился к врачу, который сделал рентгеновский снимок и обнаружил в мышце спины небольшой металлический объект, оказавшийся капсулой, в которой английские специалисты нашли следы рицина. Это происшествие вызвало повторное обследование тела Маркова, в котором была обнаружена такая же капсула. Андропова и после его смерти была продолжена советской разведкой в качестве «постоянно действующего задания» ПДЗ до полной отмены в конце ноября 1991 года [35]. Крупным успехом советской разведки была вербовка в первой половине 1980-х сотрудника советского и восточно-европейского отделения ЦРУ О. Используя полученную информацию, начиная с 1985 года КГБ в сотрудничестве с другими спецслужбами стран Варшавского договора приступил к обезвреживанию американской агентуры, в результате чего многие из действовавших на территории СССР и Восточной Европы агентов были арестованы. Нетипичная для контрразведывательной деятельности практика немедленной ликвидации зарубежной агентуры диктовалась решением высшего политического руководства СССР [36]. Успешные усилия КГБ по дезинформации ЦРУ завели расследование по выявлению советского агента в тупик, в результате чего в 1990 году ЦРУ практически прекратило вербовку новых агентов из-за отсутствия возможности их защиты от раскрытия.
Деятельность Эймса в пользу советской и позднее российской разведки успешно продолжалась до конца 1993 года, когда Советский Союз уже прекратил существование. Расследование катастрофы на Чернобыльской АЭС [ править править код ] Ещё до катастрофы 1986 года в 1983—1985 годах на Чернобыльской АЭС произошло шесть менее масштабных аварий и 63 отказа. В ходе оперативной работы органами КГБ вскрывались факты брака строительно-монтажных работ, поставок некондиционного оборудования, нарушения технологических норм и требований радиационной безопасности. Руководство страны информировалось о выявленных пробелах в обеспечении радиационной безопасности для принятия мер. Щербак и В.
В этой связи предлагалось выделить оперативно-чекистские управления и отделы — всего их было 16 из 40 структурных подразделений министерства, — и на их базе образовать Комитет по делам государственной безопасности при Совете Министров СССР. Согласно решению ЦК КПСС, на органы КГБ были возложены следующие основные задачи: ведение разведывательной работы в капиталистических странах; борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР; борьба с вражеской деятельностью всякого рода антисоветских элементов внутри СССР; контрразведывательная работа в Советской армии и Военно-морском флоте; организация шифровального и дешифровального дела в стране; охрана руководителей партии и правительства.
To perform this task, KGB agents often used extremely violent means.
Prague Spring The KGB famously crushed the Hungarian Revolution of 1956, by first arresting the leaders of the movement prior to scheduled negotiations with Soviet officials in Budapest. Twelve years later, the KGB took a lead role in crushing similar reform movements in the country then known as Czechoslovakia. These latter events, known as the Prague Spring , which occurred in 1968, initially resulted in changes in how Czechoslovakia was governed. However, Soviet troops were ultimately sent into the country to re-establish Communist Party control. KGB officers then targeted dissidents, including those staging non-violent acts of protest, jailing and, reportedly in some cases, executing them. These agents would appear to sympathize with the cause while later informing on the activities of the group and its leaders. It is an instrument for subversion, manipulation and violence, for secret intervention in the affairs of other countries. It is said that the successful efforts on the part of the anti-Soviet reformers in Poland may have ultimately spurred the downfall of the Communist Bloc.