Книга содержит наиболее полный свод документов и материалов к биографии Марии Капнист, потомка графского рода Капнистов, представители которого не раз упоминаются в истории. 24-25 сентября в Центральной городской библиотеке им. прошли творческие встречи, посвященные истории графского рода Капнистов и известной актрисе Марии Капнист.
фотографии >>
- Основная навигация
- Не пропустите самое важное
- Удивительная Мария Капнист – история графини из ГУЛага…
- Мария Капнист - биография и личная жизнь актрисы
Мария Капнист
Валентина Ивановна также добилась моего перевода из Красноярского края в Харьков. Так как она сама жила в родительском доме на маленьком пятачке, считалась мне чужим человеком и была без работы, меня поселили в харьковском детдоме Ь3. Валентина Ивановна приходила ко мне каждый день, а на выходные забирала к себе. Мне потом было обидно, что я ее поняла слишком поздно, и я очень страдала от этого. Со мной рядом много лет была Валентина Ивановна, я любила ее.
И когда мне сказали: "Приехала твоя мама", я испугалась. А вдруг она меня заберет? Да и в детдоме все твердили: "Не та мать, которая родила, а та, которая воспитала". У меня, ребенка, просто зафиксировалось, что мама меня бросила, и я ее наказывала своей детской неосознанной жестокостью.
Каждый раз, когда мама приезжала в детдом, я пряталась от нее, и все меня искали. Первый раз меня силой притащили к матери. Она ко мне бросилась и стала обнимать, целовать: "Радочка, миленькая, дорогая". Это было рыдание всего тела.
А меня это дико раздражало, и я думала: "Когда же эта пытка закончится! Мы с ней долго сидели, разговаривали, я ее слушала. Мама считала, что мне, ребенку, знать это абсолютно не нужно. Я тогда видела боль в ее глазах, видела, как она мучается, чувствовала, что она что-то не договаривает.
Видела я и как Валентина Ивановна переживала, когда приезжала мама. А сама не могла меня забрать, так как ее "наградили" справкой, что она не может воспитывать ребенка из-за нарушенной нервной системы. Потом у мамы не было постоянной зарплаты, упорядоченного режима жизни - она постоянно уезжала на съемки. Когда расформировали детдом, детей начали отдавать в разные места.
Тогда решалась и моя судьба - с кем я должна быть. Это было ужасно... И я сказала, что останусь с тетей Валей. А когда, оправдываясь, я попросила: "Мама, ты меня прости, но мне жалко тетю Валю", она тихо ответила: "Радочка, ты очень правильно поступила".
Я это оценила уже потом. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как ее любят люди. Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий.
Стоило ей войти - как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение. А еще пекли и раздавали "жаворонков"! У мамы висела картина, излучающая очень хорошую ауру, - "Мадонна с младенцем". Мама картину очень любила и говорила, что она напоминает маме обо мне.
Теперь картина находится у меня. И вот тогда я стала регулярно к маме ездить. В Харьковский политехнический институт поступила своими силами. Вообще-то я не знала, чего хочу.
Как ни странно, тянуло в летчики-испытатели, но я понимала, что это невозможно. Поэтому решила сначала стать стюардессой. Потом безумно захотелось в театральный институт, но я была очень закомплексованной и, выходя на сцену, просто теряла дар речи. Пусть она закончит технический вуз, а потом уже идет в актрисы, стюардессы, куда угодно!
Не отпускала меня в Киев к маме, но я все равно ехала. И постепенно открывала для себя маму - каждая наша встреча сопровождалась какими-то потрясающими моментами. И сколько ее помню, эти "жаворонки" всегда делали. Вначале пекли монашки Покровского монастыря, с которыми мама была очень дружна.
А потом, когда она уже не могла, пекла я. Внуку Ярославу уже 12 лет, а младший, Ростислав, родился 22 марта 1996 года, в день рождения Марии Ростиславовны. Он - Ростистав Ростиславович-младший, как его прадед. Младший сын - Георгий Капнист - творческая натура.
Ему 20 лет, учится на 3-м курсе Банковской академии. У него великолепный слог, может часами писать научные работы. Георгий серьезно изучает родословную Капнистов. Как всегда, 22 марта, в день рождения Марии Капнист, соберутся ее преданные друзья, приедут из Харькова внуки и дочь Рада.
Следовательно, при выборе активатора важно учитывать версию ОС, чтобы не возникло проблем в работе. Как активировать Если пользователь еще никогда не сталкивался с подобного рода софтом, то у него, конечно, могут возникнуть проблемы в работе с ним. Однако, если немного разобраться, то все последующие активации займут считанные минуты, так как на это нужно всего несколько простых действий. Тем не менее, стоит выделить, что KMSAuto предусматривает два метода активации — автоматический и ручной. При этом первый значительно проще и именно им стоит пользоваться новичкам. Автоматическая активация Автоматический метод активации возможен только в случае, если юзер ранее не активировал систему и не пытался это сделать.
Следовательно, он подходит для первого раза. Если у вас именно такая ситуация, то для активации используйте следующую инструкцию: Обязательно отключаем антивирус на время работы с KMSAuto. Выбираем, что именно нужно активировать. Подтверждаем и дожидаемся конца процесса. После успешной активации перезагружаем ПК и пользуемся бесплатным лицензионным ОС и софтом. В случае если во время автоматической активации выбивает ошибку — следует использовать ручной метод.
Ручная активация Ручная активация — это более универсальный и точный способ получить лицензию. Активировать версию Windows после установки каких-либо обновлений или после предыдущих активаций можно только таким методом. Выбрать, что именно требуется активировать в вашем конкретном случае.
В ней тот, в частности, указал, что прибыл в Крым устраивать в Феодосии склад для госпиталей, а затем вернулся к семье в Судак, признался, что "не имел желания" покинуть полуостров с остатками армии Петра Врангеля, сочувствует революции и даже готов "службой" оказать помощь РСФСР. Увы, сочувствие графа, некогда помогавшего революционерам рублем и перевозившего из-за границы большевистскую "Искру", не спасло от расстрела.
Перед ним чекисты изъяли у Капниста "одиннадцать пачек папирос, две коробки табаку, восемь книжек курительной бумаги, пять штук свечей, один пояс, одну военную шубу". Сегодня на месте расправы установлена памятная доска. Крымские татары, для которых память о Капнисте была священна, помогли вдове и дочке Маше бежать из Судака в национальной одежде. Шестнадцатилетней Мария Ростиславовна попала в Ленинград, где поступила в театральную студию Юрия Юрьева, а после ее закрытия — в институт. Из-за "чистки партийных рядов", развернувшейся после расстрела друга семьи Капнистов Сергея Кирова, актерское образование пришлось прервать и спешно выехать из Ленинграда.
Однако от упрямого замысла судьбы, исполненного трагизма, убежать не удалось: в начале 1941 года "за антисоветскую пропаганду и агитацию" Марии дали восемь лет. В итоге срок растянулся на все пятнадцать. В лагере она познакомилась с фактической супругой флотоводца и ученого Александра Колчака Анной Тимиревой, с которой играла в спектаклях тюремного театра. К примеру, писатель Даниил Фибих в мемуарной книге "Двужильная Россия" вспоминал, как Мария Ростиславовна исполняла роль Констанции в спектакле по пьесе Карло Гольдони "Забавный случай". По словам дочери актрисы Радиславы Капнист, если в лагерь та отправилась с весом 92 килограмма, то оттуда вернулась 47-килограммовой.
Первую роль ее матери предложил украинский режиссер Юрий Лысенко в кинокартине "Таврия". В фильме она исполнила роль монахини. Затем последовали более ста ролей, в том числе неповторимые образы инокинь, ведьм, старух и даже графинь. А простудилась она, закаленная лагерными бараками, в больнице, куда попала сбитой автомобилем.
Отец девочки — польский инженер Ян Волконский тоже находился в заключении и позже был расстрелян. Девочка чудом выжила. Беременных заключенных заставляли делать аборты, Мария отказалась, за что её неоднократно били и обливали ледяной водой. В неполных три года Радиславу разлучили с матерью. Жили они на поселении под Красноярском. Маленькую Раду приняли в детский сад, где воспитательница ненавидела детей репрессированных и втайне издевалась над ними. Однажды Мария Ростиславовна увидела, как воспитательница бьет девочку и кричит: «Я выбью из тебя врага народа! Мать бросилась на обидчицу с кулаками, за что получила ещё 10 лет по 58-й статье, как «враг народа». Раду поместили в Есауловский детский дом в Красноярском крае. Всю жизнь они находились в разлуке, общались трудно. После лагерных мытарств Мария Капнист не смогла забрать Раду к себе: из лагерей она вернулась со справкой, запрещающей ей воспитывать детей.
Website Navigation
- Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет
- Мария Ростиславовна Капнист
- 110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист
- Актрисы и певицы сложной судьбы: За что и сколько сидели самые знаменитые зэчки
- «Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист
"Частная история": Мария Капнист
В одну из годовщин смерти Марии Капнист, которая сыграла в 80 картинах, артист написал: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели». Ольга Николаевна Дьяконова представляет книгу «Мария из рода Капнист», составителем которой она является. По биографии актрисы Марии Капнист можно снимать исторические документальные и художественные фильмы. « Я ходила в детский сад при лагере. Маме уже недолго оставалось отбывать срок, но однажды она увидела, как воспитательница бьет меня и приговаривает: “Я выбью из. Книга содержит наиболее полный свод документов и материалов к биографии Марии Капнист, потомка графского рода Капнистов, представители которого не раз упоминаются в истории.
Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага
Мария Капнист – Графиня из ГУЛага | Мария Капнист – биография актрисы и как выглядят ее дочь. Родители Марии были потомственные дворяне. После революции отца девочки взяли под арест, а их усадьбу снесли. |
Мария Капнист Графиня рудников | Мария Капнист похоронена рядом с ним на родовом кладбище. Жизни и творчеству Марии Капнист посвящён телевизионный документальный фильм "Мария Капнист. |
"Частная история": Мария Капнист - «Москва Доверие» | Когда узнаешь, как складывалась судьба украинской актрисы Марии Капнист, невольно начинаешь в этом сомневаться. |
Мария Капнист (Мариетта Капнист-Серко) - актриса - биография - советские актрисы - Кино-Театр.Ру | Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. |
Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага
Заслуженная артистка Украинской ССР Мариетта Капнист-Серко, известная также как Мария Капнист, сыграла старуху Изергиль в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». Когда узнаешь, как складывалась судьба украинской актрисы Марии Капнист, невольно начинаешь в этом сомневаться. Мария Капнист — советская актриса, потерпевшая множество проблем из-за своего дворянского происхождения, но сумевшая стать актрисой уже в 45 лет. 25 октября 1993, Киев) - украинская актриса.
Неисчерпаемый источник чудесных исцелений: о Козельщанской иконе Божией Матери
Смерть Марии Капнист. Мария Ростиславовна страдала клаустрофобией, которая развилась у нее после многолетней работы под землей. Мария Капнист прошла очень трудный жизненный путь: с детства познала горе и нужду, позже пережила настоящий ад. Но до последнего дня оставалась Женщиной с большой буквы. В поезде, который вез Марию Капнист на «большую землю», у нее впервые за много лет появилась возможность посмотреться в зеркало.
Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага
Георгий догнал её, неловко попытался утешить: — Что они с тобой сделали, Маша! Но несчастная женщина была безутешна. Ещё в поезде она не узнала себя, взглянув в зеркало в туалете. От ужаса выскочила оттуда, как ошпаренная, — прямо на неё смотрела незнакомая старуха. И вот — новое потрясение. Но чего же она хотела? В конце концов, её дорогой Юл — отнюдь не слепой. А она за годы лишений превратилась в чудовище — только детей пугать. Друга это не оттолкнуло, но мужчину… Позднее Георгий делал Марии предложение стать его женой, но она с достоинством отказалась.
Слишком глубока была рана, нанесённая тогда на вокзале. Женщина понимала, что её благородным другом движет не любовь, а жалость. Но как же больно! Какой красавицей она была когда-то, и во что превратил её злой рок… Дочка Рада тоже не признала мать. Ей куда больше нравилась «мама Валя» — женщина, которую Мария Капнист попросила присмотреть за девочкой. Только через несколько лет Рада осознала своё заблуждение — мать может быть только одна. Но душевная рана уже была нанесена.
Казалась бы, ее жизнь будет беззаботной. В Судаке было имение родителей М. Счастливые детские годы провела Мария со своей сестрой и братьями на берегу Черного моря, но 1917 год изменил их жизнь. В январе 1921 года расстреляли на мысе Алчак Ростислава Капниста, старшая дочь Лиза не смогла пережить гибель отца и умерла в тот же день от разрыва сердца. Сыновьям пришлось скрываться. Анастасия Байдак вынуждена была бежать из Судака вместе с детьми. Переодевшись в татарскую одежду, они уехали в Ленинград. Спокойной жизни они не нашли и там, через время судьба забрасывает Марию Капнист в Киев, затем в Батуми.
Мать получает работу, дочь — возможность учиться. Так Мария оказывается в театральной студии. В Ленинграде она встречает бывшего поклонника Лизы, старшей сестры, — инженера-электрика Георгия Холодовского, знакомого еще по Судаку. Завязывается роман… В декабре 1934 года прозвучали выстрелы в Смольном: убит Киров. В городе идут повальные аресты. Судьба сначала швыряет Марию Капнист в Киев, затем в Батуми. И вот первый арест: 27 августа 1941 года, приговор — 8 лет лагерей. Начался настоящий ад… Круги ада Арестованная как «неблагонадежный элемент» так как была дворянского рода , Капнист в течение 15 лет прошла множество самых страшных лагерей: от раскаленных песков Караганды до промерзших степей Тайшета. Это каторга. Это голод. Это унижение. Каждый день ее в бочке опускали в угольную шахту на 60 метров. Но ни ежедневный изнурительный труд, ни постоянные побои, ни домогательства начальника лагеря не сломили ее волю. Позже она вспоминала: «Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Палящее солнце. Сильный ветер с песком. Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда. Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью. Нестерпимо болели руки и нога». Выжить в этих страшных условиях Марии Ростиславовне помог ее сердечный друг Георгий Холодовский. Где бы она ни была, он находил ее и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая ее от голода и цинги. И каждый год на день ее рождения, 22 марта, старинный русский праздник — Жавороночный день, получала она свой традиционный, любимый с детства подарок — выпеченных из теста жаворонков. Когда надзиратели узнали о беременности заключенной, то принуждали сделать аборт. Мария наотрез отказалась.
Косы мои уже отрезали... Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство... В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских. В Карлаге я познакомилась с Анной Васильевной Темировой, невысокого роста, необычайно красивой женщиной - корнями из терских казаков. Мы подружились, и тогда я узнала, что она - жена Колчака... Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли... Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Ночью присылал "сваху" из наших же, лагерных, и она приводила ему назначенных. Как-то приходит такая в барак и говорит: "Шалва помирает, просит тебя написать письмо его дочке". Я пошла... Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти... И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись. Крикнула: "Черви вонючие! Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули... Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу». Освободившись, жила на поселении в Казачинском районе Красноярского края. Под давлением была вынуждена оговорить себя в том, что её имя не Мариэтта, а Мария, и постановлением суда далее была осуждена как Мария. В заключении она познакомилась с Валентиной Ивановной Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше. Базавлук сумела пробиться на приём к Анастасу Микояну и в итоге добилась того, что в 1956 году Капнист была освобождена изначально её срок должен был закончиться в 1963 году. В 1958 году она была полностью реабилитирована и все приговоры в отношении неё были отменены в связи с «отсутствием состава преступления». После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Мария Капнист в кино Однажды она стояла в фуфайке около касс кинотеатра, к ней подошел молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами «В каком фильме вы снимаетесь? Мария Капнист в фильме "Таврия" Далее режиссёры киностудии имени Довженко стали активно привлекать Капнист к съемкам. В 1972 году Александр Птушко предложил ей одну из главных ролей - Наину - в своем фильме-сказке «Руслан и Людмила».
Как графиня Мария Капнист нашла в себе силы и после всех испытаний сделала карьеру в кино
Капнист потеряла сознание прямо у себя на этаже, и в течение нескольких дней не могла подняться с постели. Марии всегда доверяли играть характерных персонажей, среди ее героев дамы, графини, ведьмы, загадочные старухи, чародейки, цыганки. В приключенческой ленте «Бронзовая птица» актриса перевоплотилась в таинственную, вызывающую страх у пионеров, графиню. В картине «Новые приключения янки при дворе короля Артура» Марии досталось одновременно три образа — рыцарь, Фатум, игуменья. Мария Капнист в фильме «Бронзовая птица» Есть в творческой биографии актрисы и одна главная роль — великосветская дама, персидская княжна Милица Федоровна из картины «Шанс», режиссера Александра Майорова. Фильм снят по повести «Марсианское зелье» Кира Булычева , которая вошла в цикл под названием «Великий Гусляр». События разворачиваются в середине 17-го века, когда одному казаку — Алмазу Битому, пришлось спасать от смерти инопланетянина.
Благодарный пришелец дал землянину эликсир молодости. Постоянное употребление эликсира помогло Алмазу и его подруге Милице дожить до 20-го века. Нужно было принимать очередную дозу, и Алмаз вернулся в город под названием Великий Гусляр, туда, где он все это время хранил волшебное зелье. Но оказалось, что их тайну раскрыли, и несколько жителей города уже опробовали на себе его действие. Мария Капнист в фильме «Шанс» Мария часто выступала с благотворительными концертами. Ей удалось вернуть имя своему славному предку — писателю Василию Капнисту.
Приняли решение отметить 230-ю годовщину с момента его рождения, напечатали его произведения, а некоторые из них стали изучать в школе, в рамках учебной программы. Личная жизнь Мария прожила трудную жизнь. Один за одним ушли ее близкие люди, кто умер сам, кого расстреляли или отправили в эмиграцию. Личная жизнь актрисы тоже не баловала ее, дочь она родила в тюремной больнице, в 1949-м, от польского инженера Яна Волконского. Спустя некоторое время мужчину расстреляли. Когда Рада была двухлетней малышкой, ее разлучили с мамой.
Девочка воспитывалась в Есауловском детдоме Красноярского края. Радислава потом пересказывала воспоминания матери об истории своего рождения. Когда руководство лагеря узнало, что Капнист беременна, ее вынуждали избавиться от ребенка, но женщина отказалась наотрез. И тогда ее начали пытать, могли облить холодной водой, или окунуть в ванну со льдом. Мария удивлялась, как девочка вообще выжила, ведь это пережить просто невозможно. Потом Капнист избил один из надсмотрщиков, который получал удовольствие от издевательств над женщинами.
Рада родилась достаточно крупной, поэтому во время регистрации девочке прибавили год. Изменили и отчество, вместо Яновны ее записали Олеговной, видимо, мало Капнист вынесла издевательств, нужно было добить человека до конца. После того, как Марию арестовали во второй раз, Раду переводили из одного детдома в другой. Позже Валентина Базавлук, выйдя на свободу, разыскала девочку, и добилась, чтобы ее перевели в харьковский детдом, недалеко от ее дома. В 1956 году Мария Капнист вышла на свободу, но забрать дочь не смогла, по причине отсутствия работы, жилья и слабого здоровья. Сама Рада уже успела привязаться к подруге матери — Валентине, и отказалась признавать родную мать.
В итоге, Базавлук удочерила Раду, правда, под прежней фамилией. В детском доме Радислава была записана под другой фамилией, но Валентине удалось добиться, чтобы ей вернули ее настоящую фамилию — Капнист. Отношения между мамой и дочкой постепенно налаживались, и когда Рада стала подростком, она поняла и простила мать. Он впервые увидел ее семилетним ребенком, а сам питал романтические чувства к ее старшей сестре Елизавете. Когда она умерла, Георгий прервал все отношения с семьей Капнист. Однако через десяток лет он встретил Марию в Петербурге, и эта встреча стала судьбоносной для них обоих.
Молодые люди влюбились, а через некоторое время Мария попала в тюрьму. Пока она находилась в заключении, Георгий поддерживал любимую посылками с воли.
Семья Капнисси родом из Греции, где она и удостоилась графского титула ещё в начале 18 века. С переездом в Россию они начали служить уже Петру Алексеевичу, который отдал в распоряжение семьи немало украинских земель.
А вот Мариэтта, как поначалу звали Марию Ростиславовну, появилась на свет в Петербурге. Но время было далеко не самое удачное: 1914 год, начало Первой Мировой войны. Однако принадлежность к высшему слою общества всё же одарила девочку роскошным особняком и интересными знакомыми, среди которых был сам Фёдор Шаляпин. Ходили слухи, что именно он начал учить молодую графиню актёрскому мастерству.
Впрочем, на деле девочка покинула Петербург уже в 1917 году. Её отец поначалу искренне верил в идеалы большевиков и активно им помогал, а те, в свою очередь, надеялись «переделать» аристократа на свой социалистический лад. Но революции в итоге так разочаровали мужчину, что он решил вместе с семьёй вернуться в Крым. Однако и там укрыться от нового мира не получилось.
В 21-м году Крым окончательно стал советским, и новая власть начала активно истреблять неугодных режиму людей. Ростислава Капниста расстреляли, его старшая дочь не выдержала ужасной новости — у неё остановилось сердце. Спастись удалось лишь матери и младшей Мариэтте, но жестокость советской власти породила в девочке сильную ненависть. Наша героиня попала в обычную школу, где помогала оформлять стенгазеты с пропагандой против себя самой.
Конечно, она скрывала свою историю, но сдержать злость всё же не смогла. Однажды, когда учительница попросила ребят найти рифму к слову «коммунист», Мариэтта произнесла: «Никогда коммунистом не будет Капнист!
К ней подошел молодой человек, и спросил, в какой картине она снимается. Это был Юрий Лысенко, начинающий режиссер. Он буквально силой затащил женщину на съемочную площадку, предложил ей роль игуменьи в фильме «Таврия». После этого режиссеры студии им. Довженко наперебой предлагали Капнист роли в своих картинах. В 1972-м Мария сыграла роль одного из ключевых персонажей в ленте «Руслан и Людмила». Ей доверили образ Наины.
В процессе съемок случился инцидент, который доставил актрисе немало переживаний. В сценарии ленты в кадре появляется волк, но режиссер Александр Птушко заменил его на другого хищника — тигра. Мария, естественно, об этом не знала. Когда она вошла в павильон, зверь зарычал, женщина оглянулась, и увидела, что животное готовится прыгнуть на нее. Капнист так смотрела на хищника, что он быстро ретировался в клетку, а камера успела заснять взгляд актрисы. Кода режиссер сказал Марии, что она молодец, женщина обозвала его подлецом, и в сценическом наряде умчалась в гостиницу «Москва», где находился ее номер. Капнист потеряла сознание прямо у себя на этаже, и в течение нескольких дней не могла подняться с постели. Марии всегда доверяли играть характерных персонажей, среди ее героев дамы, графини, ведьмы, загадочные старухи, чародейки, цыганки. В приключенческой ленте «Бронзовая птица» актриса перевоплотилась в таинственную, вызывающую страх у пионеров, графиню.
В картине «Новые приключения янки при дворе короля Артура» Марии досталось одновременно три образа — рыцарь, Фатум, игуменья. Мария Капнист в фильме «Бронзовая птица» Есть в творческой биографии актрисы и одна главная роль — великосветская дама, персидская княжна Милица Федоровна из картины «Шанс», режиссера Александра Майорова. Фильм снят по повести «Марсианское зелье» Кира Булычева , которая вошла в цикл под названием «Великий Гусляр». События разворачиваются в середине 17-го века, когда одному казаку — Алмазу Битому, пришлось спасать от смерти инопланетянина. Благодарный пришелец дал землянину эликсир молодости. Постоянное употребление эликсира помогло Алмазу и его подруге Милице дожить до 20-го века. Нужно было принимать очередную дозу, и Алмаз вернулся в город под названием Великий Гусляр, туда, где он все это время хранил волшебное зелье. Но оказалось, что их тайну раскрыли, и несколько жителей города уже опробовали на себе его действие. Мария Капнист в фильме «Шанс» Мария часто выступала с благотворительными концертами.
Ей удалось вернуть имя своему славному предку — писателю Василию Капнисту. Приняли решение отметить 230-ю годовщину с момента его рождения, напечатали его произведения, а некоторые из них стали изучать в школе, в рамках учебной программы. Личная жизнь Мария прожила трудную жизнь. Один за одним ушли ее близкие люди, кто умер сам, кого расстреляли или отправили в эмиграцию. Личная жизнь актрисы тоже не баловала ее, дочь она родила в тюремной больнице, в 1949-м, от польского инженера Яна Волконского. Спустя некоторое время мужчину расстреляли. Когда Рада была двухлетней малышкой, ее разлучили с мамой. Девочка воспитывалась в Есауловском детдоме Красноярского края. Радислава потом пересказывала воспоминания матери об истории своего рождения.
Когда руководство лагеря узнало, что Капнист беременна, ее вынуждали избавиться от ребенка, но женщина отказалась наотрез. И тогда ее начали пытать, могли облить холодной водой, или окунуть в ванну со льдом. Мария удивлялась, как девочка вообще выжила, ведь это пережить просто невозможно. Потом Капнист избил один из надсмотрщиков, который получал удовольствие от издевательств над женщинами. Рада родилась достаточно крупной, поэтому во время регистрации девочке прибавили год.
Как - разговор отдельный. Она ему обо всем рассказала. И о моей маме тоже. Он оказался порядочным человеком и "нажал" на все кнопки, выясняя, почему Мария Капнист, ничего плохого не сделавшая государству, столько лет находится в заключении. И в общем-то, это благодаря Валентине Ивановне маму освободили раньше, иначе мама пробыла бы в лагере аж до 1963 года.
Валентина Ивановна также добилась моего перевода из Красноярского края в Харьков. Так как она сама жила в родительском доме на маленьком пятачке, считалась мне чужим человеком и была без работы, меня поселили в харьковском детдоме Ь3. Валентина Ивановна приходила ко мне каждый день, а на выходные забирала к себе. Мне потом было обидно, что я ее поняла слишком поздно, и я очень страдала от этого. Со мной рядом много лет была Валентина Ивановна, я любила ее. И когда мне сказали: "Приехала твоя мама", я испугалась. А вдруг она меня заберет? Да и в детдоме все твердили: "Не та мать, которая родила, а та, которая воспитала". У меня, ребенка, просто зафиксировалось, что мама меня бросила, и я ее наказывала своей детской неосознанной жестокостью. Каждый раз, когда мама приезжала в детдом, я пряталась от нее, и все меня искали.
Первый раз меня силой притащили к матери. Она ко мне бросилась и стала обнимать, целовать: "Радочка, миленькая, дорогая". Это было рыдание всего тела. А меня это дико раздражало, и я думала: "Когда же эта пытка закончится! Мы с ней долго сидели, разговаривали, я ее слушала. Мама считала, что мне, ребенку, знать это абсолютно не нужно. Я тогда видела боль в ее глазах, видела, как она мучается, чувствовала, что она что-то не договаривает. Видела я и как Валентина Ивановна переживала, когда приезжала мама. А сама не могла меня забрать, так как ее "наградили" справкой, что она не может воспитывать ребенка из-за нарушенной нервной системы. Потом у мамы не было постоянной зарплаты, упорядоченного режима жизни - она постоянно уезжала на съемки.
Когда расформировали детдом, детей начали отдавать в разные места. Тогда решалась и моя судьба - с кем я должна быть. Это было ужасно... И я сказала, что останусь с тетей Валей. А когда, оправдываясь, я попросила: "Мама, ты меня прости, но мне жалко тетю Валю", она тихо ответила: "Радочка, ты очень правильно поступила". Я это оценила уже потом. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как ее любят люди. Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий. Стоило ей войти - как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение.
А еще пекли и раздавали "жаворонков"! У мамы висела картина, излучающая очень хорошую ауру, - "Мадонна с младенцем". Мама картину очень любила и говорила, что она напоминает маме обо мне. Теперь картина находится у меня. И вот тогда я стала регулярно к маме ездить. В Харьковский политехнический институт поступила своими силами. Вообще-то я не знала, чего хочу. Как ни странно, тянуло в летчики-испытатели, но я понимала, что это невозможно. Поэтому решила сначала стать стюардессой. Потом безумно захотелось в театральный институт, но я была очень закомплексованной и, выходя на сцену, просто теряла дар речи.
Пусть она закончит технический вуз, а потом уже идет в актрисы, стюардессы, куда угодно! Не отпускала меня в Киев к маме, но я все равно ехала. И постепенно открывала для себя маму - каждая наша встреча сопровождалась какими-то потрясающими моментами. И сколько ее помню, эти "жаворонки" всегда делали. Вначале пекли монашки Покровского монастыря, с которыми мама была очень дружна. А потом, когда она уже не могла, пекла я. Внуку Ярославу уже 12 лет, а младший, Ростислав, родился 22 марта 1996 года, в день рождения Марии Ростиславовны. Он - Ростистав Ростиславович-младший, как его прадед.
Мария Капнист
- Графиня из ГУЛАГа Мария Капнист: 15 лет лагерей красавицу-дворянку превратили в старуху
- Из юной красотки в седую деву. Судьба Марии Капнист и 15 лет в сталинских лагерях
- О Марии и Шаляпине
- Форма обратной связи
- «Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист
- Из юной красотки в седую деву. Судьба Марии Капнист и 15 лет в сталинских лагерях | Femmie
Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»
Мария Капнист – биография актрисы и как выглядят ее дочь. Родители Марии были потомственные дворяне. После революции отца девочки взяли под арест, а их усадьбу снесли. Представительницу одного из древних дворянских родов Марию Капнист знали, как известную актрису. "Частная история": Мария Капнист. 1956 год. Красноярская железная дорога. После всех суровых испытаний, мук и пыток, Мария Капнист сохранила чувство собственного достоинства и веру в людей.
Мария Ростиславовна Капнист
Мария (Мира) Ростиславовна КАПНИСТ (Капнист-Серко). Заслуженная артистка Украины Мария Капнист погибла под колесами автомобиля в 1993 году. Заслуженная артистка Украинской ССР Мариетта Капнист-Серко, известная также как Мария Капнист, сыграла старуху Изергиль в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». Заслуженная артистка Украинской СССР Мария (Мариэтта) Капнист называла свою жизнь адом – уже в раннем детстве она стала свидетельницей казни тети. 25 октября 1993, Киев) - украинская актриса.