Новости функциональная грамотность на уроках географии

Что такое функциональная грамотность, какие приёмы и методы использовать на уроках географии для её формирования. Предлагаю посмотреть конкретные задания для формирования функциональной грамотности в разных классов. Одним из базовых навыков функциональной грамотности является читательская грамотность, формируемая на различных уроках, в том числе и на географии.

Включение заданий по функциональной грамотности в уроки географии

Задания для развития функциональной грамотности на уроках географии. Предлагаем вашему вниманию подборку заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, по отдельным темам географии. Формирование функциональной грамотности на уроках географии. В ходе интенсива педагоги рассмотрели вопросы, связанные с развитием функциональной грамотности в процессе обучения географии и биологии. Формирование функциональной грамотности на уроках. географии. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта.

Формирование математической и финансовой грамотности на уроках географии

Ее мы регулярно формируем на уроках. Это, в первую очередь, работа с текстом учебника. Умение находить и анализировать информацию в тексте. Математическая грамотность — тесно связана с географией. Ведь 5 и 6 класс это курс физической географии, который полностью построен на законах физики. Да и вся картография в целом, это математический анализ территории.

В 5 и 6 классе мы закладываем детям фундаментальные знания по предмету. Но особенность и трудность заключается еще и в том, что курс географии идет с опережением математики например, изучение тем географические координаты, построение графиков и диаграмм, нахождение средней температуры и амплитуды. В 6 классе практически на каждом уроке формируется математическая грамотность.

Связано это не только с размером оклада труда и личными интересами, но и с собственным мышлением, гибкостью ума, умением применять теорию на практике — то есть мыслить функционально. Нам часто говорят — читайте книги. И это правильно. Но опять же может возникнуть проблема — человек прочитал, а смысл не уловил.

И когда он пытается донести информацию — получается, что он просто произносит текст — без понимания. Именно с этой проблемой часто можно столкнуться в школе в рамках уроков географии. Школу постоянно упрекают — она учит всему, кроме жизни. Проблема, в первую очередь, в качестве написания учебников. А вторая проблема — в отсутствии желания учителя заинтересовывать детей своим предметом. Как правило, уроки сводятся к чтению текста и написанию конспекта параграфа или показыванию видеороликов без каких-либо комментариев и дополнений. Да и в учебниках географии бывает так, что текст даётся очень поверхностно и «рвано».

Например, в рамках темы «Природные зоны», к одной дают показатели температуры, к другой — осадки, к третьей — животных, к четвёртой — растения. Как можно при этом сформировать понимание, что общего и в чем же черты отличия каждой из природных зон? Как можно углубиться в материал, составить целостную картину и придать практичность представленной информации? Как результат — отсутствие возможности анализа, а значит — невозможность развития функциональной грамотности. Давайте опустим общие моменты, связанные с понятием, разновидностями функциональной грамотности и способами её формирования их можно легко найти в интернете , и перейдём непосредственно к примерам разноплановых практических вариаций, которые можно использовать на уроках географии. На примере собственной практики, в старших классах, я предлагаю актуальные, реальные вопросы и возможность найти разумные варианты их решения. Спрашиваю: «Как исправить ситуацию?

И пока не начнёшь задавать наводящие вопросы, ничего с места не сдвинется: «С чего вдруг государство должно вам давать деньги на это? Нет глубины мышления... Например, часто слышишь возмущения в магазине или на рынке: «Это стоит дорого». Но мало кто задумывается, что, прежде чем попасть на прилавок, товар проходит через огромное количество этапов, за которые, в конечном счете, платит потребитель. И начинается поиск «корней»: сначала добывают или выращивают сырье а это и время, и человеческие ресурсы, что подразумевает финансовые затраты , потом перерабатывают… и так выстраивается вся цепочка из пункта А в пункт Б.

В помощь педагогам разработаны цифровые ресурсы, которые можно использовать в работе. Участники также рассуждали о том, что такое креативное мышление, какие методы и приемы помогают формировать критическое мышление. Подводя итоги семинара, преподаватель кафедры естественно-научного, математического образования и информатики СПб АППО Роман Гаврилин рассказал о технологиях формирования функциональной грамотности, отметил, что в быстро меняющемся мире функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих формированию умения принимать грамотные и ответственные решения.

В работе семинара приняло участие 74 человека. Деятельность образовательного мероприятия носила творческий и продуктивный характер. Похожие записи В Липецкой области стартовал региональный...

Похожие файлы

  • Курс для учителей географии о формировании функциональной грамотности
  • Продолжаем формировать функциональную грамотность на уроках географии
  • Занятие 1. Функциональная грамотность человека: содержание
  • Тема: «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии» учитель географии
  • Формирование функциональной грамотности на уроках географии - география, прочее
  • Функциональная грамотность на уроках географии | учиGEO | Дзен

Содержание

  • «Формирование функциональной грамотности на уроках географии»
  • Занятие 2. Структура функциональной грамотности
  • Включение заданий по функциональной грамотности в уроки географии
  • ⭐ Возможно вас заинтересует

Учебные издания по теме

  • Формирование математической и финансовой грамотности на уроках географии
  • ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ — Образование для жизни
  • Похожие записи
  • Международный педагогический портал

Развития функциональной грамотности на уроках географии

Представлен опыт работы по формированию функциональной грамотности не только на уроке, но и на занятиях по внеурочной деятельности по географии. Участники семинара узнали об интересных приемах для формирования математической грамотности на уроках географии. Спикеры отметили, что ведущая роль в формировании функциональной грамотности у обучающихся принадлежит учителю. В помощь педагогам разработаны цифровые ресурсы, которые можно использовать в работе.

Задание также может хорошо вписаться в работу географического кружка в 5—6 классах. Пример 2. Задание «Дорога к морю» Ещё одна дорога а как же без этого, если речь идёт о географии , на этот раз в Симферополь.

Именно туда отправляется на отдых семья Оли. Для этого нужно приобрести подходящие билеты и рассчитать бюджет поездки. Математическая грамотность здесь формируется как через прикладное умение пользоваться расписанием поездов для расчёта продолжительности поездки и времени прибытия, так и напрямую, через расчёт стоимости билетов для всей семьи. Кроме того, на последнем шаге предлагается сравнить стоимость поездки на поезде и самолёте и определить более экономичный маршрут. Это задание можно использовать при изучении темы «Транспорт» в 9 классе. Разумеется, стоит добавить в задание географической атрибутики, например, предложить учащимся найти на карте маршрут поездки, обсудить сравнительные преимущества разных видов транспорта и т.

Пример 3. Задание «Запас древостоя» Ну а это задание уже ставит учащихся в позицию экономистов-профессионалов.

Отбор часовой нагрузки, форм организации обучения осуществляется с учётом содержания и практической значимости курса, а также возможностей образовательной организации. Возможно следующее распределение нагрузки при изучении курса: по 1 часу в неделю в 8 и 9 классах; 1 час в неделю в 8 или 9 классе. При этом изучение курса «География родного края» можно организовать как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности или системы дополнительного образования: урок в рамках основной сетки расписания; внеурочное занятие в рамках проведения факультатива, кружка и т. Это вполне вписывается в тренд на практическую ориентацию образования, которая в обновленных стандартах ставится во главу угла. Поэтому в преподавании географии появляется содержание, связанное с финансовой грамотностью. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. Отсутствующие темы можно брать из учебников других авторов если они есть в школе , использовать конспекты занятий, электронные ресурсы, учебники в формате pdf, делать распечатки электронных версий рабочих тетрадей, можно организовать проектно- исследовательскую деятельность по изучению нового материала по разным источникам. Поэтому учитель может вести обучение по учебникам: Климанова О.

Учебник" под редакцией Климановой О. Летягин А. Начальный курс. Предметная линия «Роза ветров». Алексеев А. Предметная линия «Полярная звезда». Максимов Н. Предметная линия «Классическая география». Следует отметить, что содержание всех представленных учебников соответствует содержанию примерной рабочей программы по географии. Однако, последовательность изложения тем в предметных линиях «Роза ветров» и «Классическая география» более точно соответствует последовательности изложения тем в примерной рабочей программе.

Особенности преподавания географии в соответствии с ФГОС ООО География — учебный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле в целом. Это единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся. Построение содержания учебного курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В блоке «География Земли» 5-7 классы у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География России» 8-9 классы — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательнообучающей функцией важную идеологическую функцию.

Маклакова В. С целью выявления профессиональных затруднений педагогов при формировании функциональной грамотности обучающихся была проведена оценка сформированности функциональной грамотности педагогов —участников интенсива. Практические аспекты были отработаны в ходе практикума по формированию и развитию естественно-научной грамотности.

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Функциональная грамотность – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. В географии функциональная грамотность складывается достижением, прежде всего, предметных результатов через: работу с текстом, работу с географической картой, работу со статистическими данными. Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

Функциональная грамотность на уроках географии

Здесь Россия занимает лидирующие позиции: второе место из 45 в 2011-м году и первое! TIMSS — исследование качества школьного обучения в сферах математики и естественных наук выборка: 4 и 8 классы. В 2015 году российские четвероклассники заняли 7 место из 49 по математике и 4 из 47 по естествознанию. Восьмиклассники — 6 из 39 по математике и 7 из 39 по естествознанию. PISA — программа по оценке образовательных достижений учащихся пятнадцатилетнего возраста.

Здесь российские школьники пока что показывали хороший результат только в финансовой грамотности: в 2015 году — 4 место. В том же году они заняли лишь 30-34 место по естественно-научным навыкам, 20-30 — по математическим, 19-30 — по читательским. Для наглядности приводим графики из доклада Института стратегии развития образования РАО 2018 г. Начальная школа Основная школа Как география формирует функциональную грамотность Согласно утвержденной модели 2018 года, универсальные знания, которые проверяются мониторингом PISA, выстраиваются на основе читательской грамотности и взаимосвязи вокруг нее математической и естественно-научной грамотности, глобальных компетенций.

Все эти составляющие включаются в современные курсы географии. Например, в учебниках нашей корпорации большое внимание уделяется развитию читательских умений — то есть обработке текста, поиска в нем информации, ее интерпретации и осмыслению, работе с разными формами подачи материала в том числе с таблицами.

Для формирования функциональной грамотности необходимо развивать у ребенка информационные, коммуникативные компетенции и грамотность социального взаимодействия. Формирование функциональной грамотности учащихся в современной школе должно решаться на каждом уроке, по каждому учебному предмету, в том числе и по географии. Проводимые исследования авторов Ю. Барышевой, Н. Болотниковой, Р. Гакаева, Л.

Гавриленко, Т.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Атмосфера». В состав ресурса входят несколько наборов дидактических материалов. Ученики должны подобрать характеристики и выложить их к граням нужных шестиугольников.

Работа осложняется тем, что среди примеров есть те, которые нельзя отнести ни к одному слою атмосферы, необходимо объединить такие фигурки вокруг пустого гекса и вписать в него самостоятельную формулировку, например, «не являются характеристиками атмосферы». Ученики должны подобрать термины и выложить их к граням нужных шестиугольников. Так же как в наборе среди примеров есть те, которые нельзя отнести ни к одному цветному гексу, необходимо объединить такие фигурки вокруг пустого гекса и вписать в него самостоятельную формулировку. Ученики должны подобрать верные решения и выложить их к граням нужных шестиугольников.

Неверные решения необходимо объединить вокруг пустого гекса и вписать в него самостоятельную формулировку. В процессе реализации метода шестиугольного обучения: Учащиеся учатся анализировать учебный материал; Получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса. Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать: Организация работы в группах, парах, индивидуально; Развитие личностных компонентов познавательной деятельности учащихся ОВЗ ЗПР активность, самостоятельность, произвольность , формирование самостоятельности, гибкости мышления; Интерактивность , наглядность; Реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению; Активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке.

Заключение: Развитее функциональной грамотности как педагогов, так и школьников необходимо. Цитирую Жака Делора «Научиться познавать. Научиться жить вместе Научиться делать. Научиться жить».

Педагогам , необходимо применять современные методы и формы профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся. Например: Для того чтобы собрать урожай яблок, необходимо заложить яблоневый сад. Много работать, чтобы вырастить дерево и собрать первый урожай. Так вот, пусть дерево — это функциональная грамотная личность.

Нужна вода для поливки деревьев. Пусть вода — это педагогические технологии. Нужна лейка, или инструменты для передачи новых или старых, но усовершенствованных технологий - это учитель. Собранный урожай яблок через несколько лет - ключевые компетенции.

Инструментарий, «Лейка — учитель», для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться то есть заниматься самообразованием. Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности. Какие задания тебе интересно делать на уроке?

Участники семинара узнали об интересных приемах для формирования математической грамотности на уроках географии. Спикеры отметили, что ведущая роль в формировании функциональной грамотности у обучающихся принадлежит учителю. В помощь педагогам разработаны цифровые ресурсы, которые можно использовать в работе.

Участники также рассуждали о том, что такое креативное мышление, какие методы и приемы помогают формировать критическое мышление.

Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе

В процессе реализации метода шестиугольного обучения: Учащиеся учатся анализировать учебный материал; Получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса. Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать: Организация работы в группах, парах, индивидуально; Развитие личностных компонентов познавательной деятельности учащихся ОВЗ ЗПР активность, самостоятельность, произвольность , формирование самостоятельности, гибкости мышления; Интерактивность , наглядность; Реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению; Активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке. Заключение: Развитее функциональной грамотности как педагогов, так и школьников необходимо. Цитирую Жака Делора «Научиться познавать. Научиться жить вместе Научиться делать.

Научиться жить». Педагогам , необходимо применять современные методы и формы профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся. Например: Для того чтобы собрать урожай яблок, необходимо заложить яблоневый сад. Много работать, чтобы вырастить дерево и собрать первый урожай. Так вот, пусть дерево — это функциональная грамотная личность.

Нужна вода для поливки деревьев. Пусть вода — это педагогические технологии. Нужна лейка, или инструменты для передачи новых или старых, но усовершенствованных технологий - это учитель. Собранный урожай яблок через несколько лет - ключевые компетенции. Инструментарий, «Лейка — учитель», для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться то есть заниматься самообразованием.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности. Какие задания тебе интересно делать на уроке? А работать с учебником В самому придумывать задания или вопрос Г делать модели на компьютере Д составлять схемы, графики, таблицы 2. Что для тебя важно при выполнении заданий? А задание должно быть интересным, связанным с жизнью Б в задании должны быть представлены критерии оценки В консультация учителя Г возможность выполнения совместно с одноклассником Д не потратить много времени на выполнение заданий 3.

Интересно ли тебе выполнять задания на бланках, карточках? Да нет не знаю. Интересно ли тебе выполнять задания в режиме онлайн? И нтересно тебе самостоятельно добывать знания и доносить их до своих одноклассников? Нравиться тебе удивлять учителя в области познания нового материала?

Формирования функциональной грамотности на... Согласно программе семинара, руководителям МО и учителям географии региона были предложены для рассмотрения и изучения следующие вопросы: функциональная грамотность как инструмент образования; особенности формирования функциональной грамотности учащихся на уроках географии; интегративные компоненты функциональной грамотности; исследование Международной оценки образовательных достижений учащихся — PISA. Педагоги обсудили проблемы развития функциональной грамотности у обучающихся, выявили пути решения проблемы, одним из которых является переход к «задачному подходу»: по уровням знаний и творчества; способам подачи материала видам формулировок ; уровням рефлексии; направленности на формирование личностной позиции школьников.

А 19 ноября 2023 г. Большинство писали онлайн.

Основной целью написания диктанта является популяризация географических знаний и повышение интереса к географии России среди населения. В 2023 году эта акция проводилась уже в девятый раз. Начальник методического отдела.

В 2015 году российские четвероклассники заняли 7 место из 49 по математике и 4 из 47 по естествознанию. Восьмиклассники — 6 из 39 по математике и 7 из 39 по естествознанию. PISA — программа по оценке образовательных достижений учащихся пятнадцатилетнего возраста. Здесь российские школьники пока что показывали хороший результат только в финансовой грамотности: в 2015 году — 4 место. В том же году они заняли лишь 30-34 место по естественно-научным навыкам, 20-30 — по математическим, 19-30 — по читательским. Для наглядности приводим графики из доклада Института стратегии развития образования РАО 2018 г. Начальная школа Основная школа Как география формирует функциональную грамотность Согласно утвержденной модели 2018 года, универсальные знания, которые проверяются мониторингом PISA, выстраиваются на основе читательской грамотности и взаимосвязи вокруг нее математической и естественно-научной грамотности, глобальных компетенций.

Все эти составляющие включаются в современные курсы географии. Например, в учебниках нашей корпорации большое внимание уделяется развитию читательских умений — то есть обработке текста, поиска в нем информации, ее интерпретации и осмыслению, работе с разными формами подачи материала в том числе с таблицами. Для развития нужных способностей на уроках географии эксперты рекомендуют ознакомиться с результатами Национального исследования качества географического образования за 2018 год. Используйте готовые материалы КИМ как примеры заданий для построения собственного мониторинга: задания 26-28 предполагают анализ текста, а 16-17 — данных из таблицы.

Формирование математической и финансовой грамотности на уроках географии

Необходимо выбрать среди предложенных утверждений верное объяснение процесса. Например, задание о сейсмической активности вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания. Для ответа на вопрос учащимся нужно вспомнить определение процесса сейсмической активности, в каких физико- географических районах она распространена на территории России или мира. Или задание: «Антициклон является атмосферным вихрем, характеризующийся низким давлением. Он наоборот, «разгоняет» воздушные массы от собственного центра, втягивая их из более высоких слоев атмосферы. В его центре формируются восходящие потоки воздуха, которые спирально от центра распределяются по земной поверхности» 1. Прочитайте и проанализируйте информацию об и антициклоне. Найдите географические ошибки и исправьте их. С приходом какого атмосферного вихря — циклона или антициклона — следует ожидать улучшения экологической обстановки в их населенном пункте.

Вторая компетенция, которую формирует естественнонаучная грамотность это интерпретация научной информации. Интерпретация предполагает трактовку обучающимися информации об объекте, представленной в текстовой, графической форме текстовая, графическая, символьная информация. Формулировка задачи предполагает распознавание объекта или рассмотрение его взаимосвязей с другими объектами. Задание на рациональное и нерациональное природопользование: Компетенции и умения: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Для выполнения задания необходимо установить причинно— следственную связь между технологией вторичного использования сырья и глобальными проблемами истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды. Как вторичное использование сырья решает проблему истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды?

Ярославля, прошёл открытый урок географии, на котором была представлена работа с обучающимся по формированию функциональной грамотности. В ходе групповой деятельности на уроке ребята определяли страну-производителя продуктов потребительской корзины, факторы размещения производств, рассчитывали финансовую выгоду от приобретения однотипной продукции разных производителей и т.

Это умение предполагает, что обучающиеся сформулируют свое мнение с опорой на собственные знания и опыт ----Задание по климату Южной Америки. Компетенции и умения: умение проводить учебное исследование. Учащиеся по климатической карте должны провести учебное исследование, сопоставить климатообразующй фактор и его влияние на уровень влажности климата материка и т. С помощью карты определите, для какого из показанных на карте городов был составлен этот прогноз. Санкт-Петербург Б. Москва В. Мурманск Г. Требования к читательской грамотности включены в ФГОС ООО в виде метапредметного образовательного результата, именуемого как «смысловое чтение». Работа с текстовыми материалами на уроках географии необходима. Поскольку у учащихся формируется комплекс умений, связанных с анализом и пониманием текстов, то есть развивается «компетентность чтения». При анализе прочитанного материала формируется «компетентностью понимания», так необходимые в учёбе и жизни. На уроках географии работа ведется как со сплошными без визуальных изображений , так и с несплошными текстами с визуальными изображениями. К сплошным текстам относятся: описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция. К несплошным: графики, диаграммы, статистические таблицы, карты, картосхемы. Принято диагностировать три уровня читательской грамотности: - Умение найти и извлечь информацию из текста.

Согласно программе семинара, руководителям МО и учителям географии региона были предложены для рассмотрения и изучения следующие вопросы: функциональная грамотность как инструмент образования; особенности формирования функциональной грамотности учащихся на уроках географии; интегративные компоненты функциональной грамотности; исследование Международной оценки образовательных достижений учащихся — PISA. Педагоги обсудили проблемы развития функциональной грамотности у обучающихся, выявили пути решения проблемы, одним из которых является переход к «задачному подходу»: по уровням знаний и творчества; способам подачи материала видам формулировок ; уровням рефлексии; направленности на формирование личностной позиции школьников. В работе семинара приняло участие 74 человека.

Функциональная грамотность на уроках географии

Формирование функциональной грамотности на уроках географии как способ повышения качества образовательных услуг. Основные способы формирования функциональной грамотности на. уроках географии. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта. Мне хотелось бы поделиться некоторыми приемами, которые повышают мотивацию, а значит учебный успех на уроках географии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий