Причины возникновения молодежного экстремизма. 1. Обострение социальной напряженности среди молодежи. Всплески недовольства, агрессивности могут являться важнейшими причинами возникновения кризисных ситуаций.
Статья — Религиозный экстремизм
Человек теряется, в нём развивается чувство растерянности, пессимизма, неверие в будущее, что влечёт к повышению криминальности, агрессивности, злости, выражается в пренебрежении нравственными устоями и нормам поведения, и как следствие, влечёт к совершению экстремистских действий. К социальным причинам экстремизма следует отнести ухудшение климата в семье, конфликты со сверстниками, социальное неравенство, невысокий социальный статус. Семья является основой становления личности человека, она обеспечивает её воспитание и развитие, несёт ответственность за включение ребёнка в общество. Основное влияние на личность оказывают состав родительской семьи и психологическая атмосфера в ней. Для молодежи отсутствие или дефицит необходимых социализационных возможностей превращается в проблему компенсации необходимых социальных навыков, самостоятельного формирования мировоззрения, выбора стратегий и моделей поведения, жизненного пути, а иногда затягивания периода инфантильности. Очень часто происходит так называемый межпоколенческий конфликт, то есть не понимание родителями своих детей. Не получая понимая со стороны родителей, часто сопровождаемое насилием, молодой человек замыкается в себе, затаивает злобу, ненависть, которая в последствии перерастает в преступление, уходит из семьи. Неблагополучная атмосфера в семье может развиваться из-за пьянства, наркомании одного или обоих родителей.
Зачастую, не получая должного внимания, молодой человек уходит на улицу, вступает в различные экстремистские организации, где и получает понимание, сочувствие и примыкает к преступным субкультурам, получая от их членов то, чего ожидал от своей семьи. Конфликты со сверстниками дают хорошую почву для экстремистских проявлений. Культурно-нравственные проблемы не менее важный фактор, влияющий на проявление экстремизма. К ним относятся: изменение жизненного уклада и жизненных ценностей, морально-нравственных ориентиров, криминализация массовой культуры, социально-культурный дефицит, деформация системы ценностей, отсутствие положительных идеалов, преобладание досуговой ориентации над социально полезной. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды , которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Криминализация культуры обострилась после распада СССР. Особое внимание современная массовая культура уделяет теме агрессии, насилия, преступности. Жестокость сцен насилия на экране поражает воображение как количеством, так и своей натуралистичностью. Еще одна излюбленная тема кинофильмов страх: триллер, фильм ужасов, фильм-катастрофа и так далее. Как следствие, человек становится менее чувствительным к тому, что происходит в реальности. Эти фильмы воспитывают привычку к убийству, насилию, жестокости, зритель становится душевно чёрствым, безразличным к чужой судьбе.
Регулярно просматривая фильмы — боевики и им подобные, человек невольно попадает под их влияние, причем, большая часть молодежи оценивает такие фильмы как положительные, интересные, постепенно начинает подражать героям-бандитам, использует их лексикон, или обозначают перед собой цель стать таким же по криминальному добрым силовиком. Следует заметить, что отсутствие положительных идеалов стало особо ощутимо после падения СССР.
Это объясняется не только неудовлетворённостью материальной стороной жизни. Снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе привело к утрате частью молодёжи нравственных ориентиров. Традиционные для российского менталитета нравственные ценности, такие как патриотизм, интернационализм, веротерпимость, подверглись широкомасштабной деструктивной обработке извне нередко принимавшей характер манипуляции общественным сознанием. Именно молодёжь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в СМИ ввиду отсутствия жизненного опыта, оказалась наиболее подверженной такому влиянию Как результат следует отметить дезориентацию определённой части молодёжи, которой характерны бездуховность, отсутствие чётких представлений об истории и перспективах развития страны, а также утрата чувства сопричастности и ответственности за её судьбу. Практически все организации экстремистской направленности так или иначе стремятся использовать несовершеннолетних граждан в своих интересах: начиная от распространения литературы радикального характера и участия в обрядах религиозных сект до наиболее опасного вида вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, а именно, подготовка и проведение массовых беспорядков, организация и участие в деятельности экстремистской организации, организация и участие в экстремистском сообществе. Причины возникновения экстремизма В интересах противодействия угрозам экстремизма необходимо понимать и своевременно вскрывать причины возникновения экстремизма.
Очевидно, причины экстремизма носят комплексный характер и присущи не только государству или к какой-либо социальной общности, но и отдельным индивидам. В этой связи целесообразно в первую очередь рассмотреть причины социально-психологического характера, которые, как правило, обусловлены особенностями мировоззрения личности, разделяющей и отстаивающей взгляды экстремистской направленности. Причина и источник экстремизма как общей идеологии крайней непримиримости к инакомыслящим, во многом кроется в интеллектуальной и нравственной ограниченности личности, отстаивающей подобные взгляды. Высокоразвитый интеллектуально человек склонен к рефлексии, самокритике, анализу «плюсов» и «минусов» предмета внимания. Безапелляционные заявления, нетерпимость к критике, нежелание выслушать и неспособность понять оппонента — признаки ограниченного человека, привыкшего подчиняться не разуму, а силе, природным инстинктам выживания. С этих позиций, все «иное» расценивается как угроза своему существованию, доминированию и требует устранения по принципу естественного отбора. Моральная ограниченность способствует утверждению в человеке гордыни и самооправдания за любые действия. Низко развитый нравственно человек, как правило, всегда доволен собой и видит недостатки исключительно в других.
Важнейшей причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой-чужой», страх перед непохожим на себя. Формирование установки на агрессию по отношению к другомупроисходит в том случае, если человек привык некритично относиться к своим взглядам и поступкам, и считает себя несравнимо выше других. Есть две особенности психики человека, которые служат почвой для образования подобных установок. Первая особенность состоит в том, что люди, похожие на нас, кажутся нам привлекательнее, и безопаснее, тех, кто от нас отличается. Принадлежность к какой-то группе людей придаёт человеку чувство уверенности и собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи, даже самой абсурдной. Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого-то другого «Во всем виноваты евреи, негры, богатые, «враги народа» и т. По мнению ряда психологов, социально-психологическая устойчивость предполагает устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям.
Авторитарность, которую соотносят с интолерантностью, обычно определяется как «психическая тугоподвижность», консерватизм, что связано с определённым типом психологической устойчивости человека. Психологи со своей стороны тоже подтверждают, что негативные стереотипы и быстрее усваиваются и труднее поддаются изменениям. Получается, что на психологическом уровне агрессия, интолерантность более проста и доступна для понимания, чем миролюбивое отношение, толерантность. Потому, что всякое толерантное отношение с необходимостью включает примирение с некоторым отклонением. Причём субъект должен морально не соглашаться со значимым для него отклонением. Если удаётся примириться с отклонением, то необходимо, с одной стороны, с чем-то расстаться например, с желанием оскорбить, подавить или вытеснить кого-то и в то же время, с другой — сохранить приверженность своим собственным убеждениям. Вот эта борьба между приверженностью собственным взглядам и признанием позиции и убеждений других определяет толерантность как внутренне напряжённую категорию, более сложную для понимания по сравнению с интолерантностью. Ярким проявлением интолерантности является ксенофобия, как психологическая основа страха перед чужой культурой.
Экстремизм и ксенофобия или фобии связаны между собой, но имеют существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство то есть фобии к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия или этнофобии — страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов «кавказцев», «южан», «инородцев». Ксенофобия — это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм — это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц. Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма в нескольких отношениях: во-первых, из носителей ксенофобии формируются экстремистские организации; во-вторых, стереотипы ксенофобии чаще всего служат сырьём для экстремистских идей. Именно ксенофобия больше всего ограничивает возможности всех форм противодействия экстремизму, поскольку массовые стереотипы ксенофобии, обладают внутренней инерцией и могут существовать какое-то время даже и без пропагандистского воздействия экстремистских сил. Проявления ксенофобий, в том числе и этнофобий, имеют различную интенсивность, поскольку как настороженность, так и недоброжелательство могут варьировать от подозрительности до страхов и от неприязни до ненависти.
С одной стороны, этнофобия и ксенофобия, как и все фобии, являются производными от страха утраты «ресурсов», с другой — следствием страха «утраты собственной идентичности». Всплеск социальной, этнической и религиозной нетерпимости, лежащий в основе экстремизма, почти всегда сопровождает исторические перемены военное время и постконфликтные периоды, революции, распад и создание новых государств и союзов. На личностном уровне предпосылки этнического и религиозного экстремизма могут быть вызваны практически любыми изменениями социального статуса. Многими социологическими исследованиями фиксировалось нарастание ксенофобий и агрессивности в сознании людей, понизивших своё социальное положение. Но и «благополучные» люди не избавлены от опасностей ксенофобии и агрессии. При увеличении разрыва между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения возрастают агрессивные установки; неудовлетворённость обычно приводит к поиску виновника — им становится кто-то другой — власть, конкурентные группы, представители других народов и религий. На уровне социума, этнических и религиозных общностей проявления экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершённых исторических перемен. В таких условиях почти неизбежен т.
Стремление к преодолению этого кризиса порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками политического экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных, или как их ещё называют «примордиальных» общностях этнических и конфессиональных ; усиливаются традиционализм, растут проявления ксенофобии. Социологические исследования свидетельствуют о росте этнического самосознания практически всех этнических общностей России. В самом росте этнического самосознания нет ничего негативного, но, к сожалению, быстрее всего растут наиболее эмоционально выраженные формы этнической саморефлексии. Её психологическая функция — защита от других, ее цель — изоляция, либо полная, либо частичная. Ксенофобия — центральный психологический механизм формирования интолерантных установок и предрассудков. Это важная психологическая причина конфликтов и войн, так как она всегда порождает жёсткую ответную реакцию. Внушает оптимизм то, что как полагают психологи, сегодня такая форма отношений «с другими» в значительной степени утратила свою этнологическую и социобиологическую основу. Современное человеческое с большими усилиями подошло к представлению о том, что все человеческие расы, народы и племена состоят из существ одного вида.
Кроме психологических корней экстремизм тесно связан и с социально-политическими факторами. Проблема интолерантности, ксенофобии непосредственно порождается такими явлениями как волюнтаризм, тоталитаризм. Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что формирование миролюбия и толерантного сознания возможно только в условиях свободы выбора, демократии, гарантии прав человека, её социальной защищённости. В противном же случае толерантность всегда будет «односторонней», это будет равнодушие сильного по отношению к слабому, и терпимость слабого к сильному, основанная на страхе и угрозе насилия в тех или иных формах. Правовая защищённость также является важнейшим инструментом, гарантирующим мирное сосуществование между гражданами, поскольку именно право выступает первичной формой формирования тех принципов, которые сначала под угрозой наказания, затем — автоматически неосознанно , и, наконец, сознательно начинают проявляться в человеке как его нравственная позиция. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что причины роста экстремизма в современном обществе в значительной степени связаны со снижением уровня морального сознания граждан, ухудшением качества образования, снижением политической и правовой свободы при декларировании успешности действий по всем названным направлениям на фоне усилившейся миграции граждан из слабо развитых экономически регионов страны в Москву, Санкт-Петербург и другие, более благополучные субъекты Российской Федерации. Отсутствие чёткой системы нравственного и духовного воспитания в образовательных организациях, пропагандируемый рядом СМИ культ силы и сильной личности, свободы в её низшем проявлении как распущенность и потакание низменным инстинктам , политическая и правовая неграмотность граждан — становятся факторами, во многом влияющими на появление новых молодёжных экстремистских объединений и способствующим росту ксенофобии, агрессии, грубости, насилия, хулиганства, преступности на религиозной, национальной и политической основе. Вместе с тем наряду с многообразием причин возникновения экстремизма в Российской Федерации главной, доминирующей причиной, по нашему мнению, следует признать высокую степень дифференциации населения по уровню доходов и, как следствие, социальную дезорганизацию граждан.
Имущественное расслоение населения ведёт к тому, что социум перестаёт функционировать как целостный организм, объединённый общими целями, идеями, ценностями. Нарастает социальная напряжённость, появляются группы, сообщества, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе насильственными методами. Особо следует отметить, что социальную базу экстремистских группировок составляют люди, относимые к категории социальных аутсайдеров, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни особенно молодёжь, не имеющая образования и достойного уровня жизни, безработные, лица, уволенные по несоблюдению контракта или организационным мероприятиям из Вооружённых Сил и других силовых структур. Кроме этого, некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что, разумеется, никак не служит его оправданию. В целом основными причинами экстремизма в той или иной стране являются длительные периоды социально — экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дезорганизацией граждан, ожесточённой борьбой за власть, растущей преступностью, а с другой — недостаточной эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надёжных механизмов социальной и правовой защиты населения.
Глава государства 2 апреля принял участие в расширенном заседании коллегии министерства внутренних дел. В ходе совещания он обратил внимание на необходимость бороться с любыми проявлениями экстремистской деятельности. Кроме того, он призвал МВД РФ уделить особе внимание обеспечению общественного порядка и пресечению нелегальной миграции. Вместе с этим профильное ведомство должно сосредоточиться на нейтрализации организованной преступности в стране, подчеркнул Путин.
Список экстремистской деятельности содержит в себе 13 позиций, некоторые из которых имеют комплексный характер. Данный закон приравнивает понятие экстремистской деятельности к экстремизму, что противоречит общим методологическим основам юридической науки, поскольку базовая категория «экстремизм» признается тождественной со связанной с ней деятельностью, тогда как на самом деле они соотносятся как целое и часть целого. На наш взгляд под экстремизмом следует понимать мировоззренческие позиции, связанные с ненавистью или враждой в отношении какого-либо материального или духовного объекта. Отдельные конкретные наиболее опасные действия, связанные с экстремистским началом, запрещены в обозначенном законе. Зададимся вопросом о причинах совершения экстремистских преступлений. Базовых причин здесь несколько. Россия является многонациональной страной и РФ есть ассиметричная федерация, в которой субъекты имеют разный конституционно-правовой статус, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Национальные республики имеют де-факто обособленное положение и многие из них в 90-е годы обладали претензиями на собственный суверенитет, что наиболее ярко проявилось в создании непризнанной республики Ичкерия. К тому же, национальные республики имеют различное экономическое положение — помимо экономически развитых Татарстана и Чечни, имеется Дагестан, в котором наблюдается нехватка финансовых средств и высокий уровень безработицы. Это наглядный пример того, как в вопросе «ресурсы или сила» побеждают именно ресурсы, поэтому сильнейший очаг экстремизма и терроризма как одного из его проявлений в современной России находится именно в Дагестане. Исходя из этого, только сильная государственная власть совместно с экономически развитым социумом способна удерживать под контролем экстремистские проявления. Чем выше общее число преступлений, то есть чем более тяжелая криминогенная обстановка в стране, тем больше совершается преступлений экстремистской направленности. Ситуацию усугубляет тот факт, что в нынешнее время усиливается взаимосвязь преимущественно в форме сращивания экстремистских объединений с общеуголовной средой [2, с. Идеологический базис экстремизма тоже весьма существенен. Консервативная идеология в виде идеологии религиозной зачастую становится тем колодцем, из которого экстремисты черпают свои идеи.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Ключевые слова
- Профилактика терроризма и экстремизма
- Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде
- Экстремизм как социальное явление причины его возникновения последствия кратко
- Термин «экстремизм» в СССР и РФ
Причины возникновения экстремизма и его общественная опасность
Последние два этапа относятся к важным факторам для формирования антиэкстремистской и антитеррористической повестки. Там, где у граждан сформировано понимание опасности экстремизма и терроризма для их жизненно важных интересов, где на государственном уровне возникает потребность и воля для противодействия этой опасности — там начинается антиэкстремистская и антитеррористическая политика. Безусловно, в ходе действий силовых структур удается выявлять и пресекать деятельность носителей и распространителей идеологии экстремизма и терроризма. Но задача военно-политических и кадровых органов Вооруженных Сил — не допустить существенного влияния приверженцев экстремистских и террористических взглядов на российских военнослужащих, гражданский персонал ВС РФ, и членов их семей. То есть не дать превратить их из законопослушных граждан в пособников экстремистов и террористов или им сочувствующих. Принципы противодействия экстремистской и террористической деятельности Российское законодательство определяет принципы противодействия экстремистской и террористической деятельности. Приведем их в табличной форме таблица 3. Идеологии экстремизма и терроризма имеют мало различий, так как представляют собой виды единой идеологии насилия, под которой понимается совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей. При этом экстремистская идеология — совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов. Экстремистская идеология, в свою очередь, вызывает проявления экстремизма экстремистские проявления — общественно опасные противоправные действия, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, вражды по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, способствующие возникновению или обострению межнациональных межэтнических , межконфессиональных и региональных конфликтов, а также угрожающие конституционному строю Российской Федерации, нарушению ее единства и территориальной целостности. Деятельность органов военного управления, военно-политических и кадровых органов, командования воинских частей и подразделений, офицеров-политработников по противодействию идеологии экстремизма и терроризма Меры по обеспечению информационной безопасности Противодействие идеологии экстремизма и терроризма, в первую очередь, осуществляется в сфере защиты информации.
Меры в этой области можно разделить на две группы. Первая группа состоит из мер по защите информационных систем от повреждения и информации от утечки и перехвата. Вторая — из мер по защите психики личного состава от злонамеренного информационно-психологического воздействия. Меры из первой и второй групп должны приниматься в совокупности, опираясь на все новейшие научные разработки и программные продукты. К первой группе относятся такие меры, как: а защита объектов дислокации войск и расположенных в них автоматизированных систем управления АСУ и элементов компьютерной техники от любого намеренного выведения из строя; б защита систем от удаленного проникновения в них противника, в частности, за счет установки программных продуктов, обеспечивающих защиту от несанкционированных вторжений; в защита информации, носящей характер государственной, военной или служебной тайны, от утечек или намеренного похищения; г радиоэлектронная защита; д использование специальных защищенных моделей компьютеров и программных средств, в которых гарантированно отсутствуют заранее созданные уязвимости например, так называемые программные закладки ; е развитие средств электронной разведки; ж использование социальных сетей для намеренного дезинформационного воздействия на противника; з защита систем связи. Ко второй группе мер относится: а предохранение психики военнослужащих от намеренного деструктивного воздействия; б корректировка информации, транслируемой потенциальным противником. Защита личного состава войск от направленного психологического воздействия Противостоять направленному информационно-психологическому воздействию в Вооруженных Силах целесообразно по нескольким векторам: а изучение основных способов негативного целевого воздействия на психику личного состава; б использование всего арсенала средств психологической работы с военнослужащими; в проведение целенаправленных защитных мероприятий. Все эти меры нужны для того, чтобы создать устойчивую защиту воинских коллективов от информационного воздействия и выработать у военнослужащих способность отсекать информацию с признаками дестабилизирующей. Особенно важен контроль над теми военнослужащими, в чью зону ответственности входит работа со средствами связи, АСУ, системами передачи информации. Они с высокой вероятностью станут приоритетными мишенями для противника.
Внимание также нужно обращать на соблюдение военнослужащими правил пользования личными персональными электронными устройствами при выполнении должностных обязанностей, в служебной и в домашней обстановке, в командировках, отпусках. Как показывает практика, игнорирование этих правил зачастую открывает каналы утечки конфиденциальной служебной информации, делает военнослужащих уязвимыми, в том числе, перед вербовщиками экстремистских и террористических структур. Немаловажный элемент в системе противодействия идеологии экстремизма и терроризма в войсках — качественное проведение занятий по военно-политической подготовке и информирование личного состава. В ходе них можно, например, разоблачать дезинформацию «фейки» , циркулирующие в информационном пространстве, показывать античеловеческий, антиобщественный и антигосударственный характер основных идей экстремистов, террористов и других деструктивных сил. При обсуждении темы он благосклонно отзывался о террористах ИГИЛ организация признана террористической и запрещена в России. Это выразилось в его фразе: «Ребята просто воюют за свои интересы! После этого, подозревая, что он имеет дело с вероятным сторонником экстремистов, преподаватель запросил в деканате информацию о родных братьях Ш. Оказалось, что руководство факультета располагало информацией о том, что его братья — якобы военнослужащие Республики Таджикистан.
Между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светской и религиозной жизнью. Естественно, что подобные психологические внутренние противоречия могут привести какую-то часть молодежи к нетерпимости и агрессии. В- седьмых, экстремистские действия навязывают обществу. Некоторые формы экстремизма имеют исторические корни. Механизмы вовлечения в экстремистскую деятельность На сегодняшний день очень хорошо изучены патологические механизмы вовлечения индивидов в экстремистскую деятельность, среди которых различают убеждение, внушение, заражение. Все эти механизмы обеспечивают вовлечение широких масс в экстремистскую деятельность, они же отвечают за распространение среди людей идеологии экстремизма. Одним из основных механизмов вовлечения человека в экстремистскую деятельность, является контролирование сознания человека, влекущее развитие безнравственных взглядов и принципов экстремистского характера в любом его проявлении. Для успешного контролирования сознания необходимы четыре элемента: - контроль организации над поведением; - контроль над их эмоциональной жизнью; - контроль над языком; - контроль над информацией. Любая авторитарно-иерархическая организация будь то политическая, религиозная, образовательная, коммерческая или психотерапевтическая имеет свою практическую, обманную вербовку для зависимости и покорности своих членов. Происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим «близким» последователям ценные для них блага — духовные, социальные, материальные в обмен на полное подчинение своему лидеру. Ущерб, наносимый от экстремистской деятельности 1. Отток денежных средств у населения. Промывание мозгов и программирование людей. Разжигание религиозных распрей. Нарушение и ограничение Конституционных прав. Нарушение стабильности социально экономического развития. Повышение процента суицида. Повышение процента психиатрических заболеваний. Разрушение культурно — исторических ценностей.
По своей сути, экстремистская организация, представляет собой авторитарно-иерархическую организацию. Любая авторитарно-иерархическая организация будь то политическая, религиозная, образовательная, коммерческая или психотерапевтическая имеет свою практическую, обманную вербовку для зависимости и покорности своих членов, происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим «близким» последователям ценные для них блага — духовные, социальные, материальные в обмен на полное подчинение своему лидеру и не может возникнуть «сама по себе» - у нее есть конкретный автор, как правило он же, создатель и идейный вдохновитель экстремистской ячейки, из которой в дальнейшем возникает полноценное экстремистское сообщество. Идеология — это теоретическая система, которая оправдывает определенные ценности и нормы. Идеология не может возникнуть «сама по себе» - у нее есть конкретный автор, как правило он же, создатель и идейный вдохновитель экстремистской ячейки, из которой в дальнейшем возникает полноценное экстремистское сообщество. Любая форма экстремистской деятельности основана на религиозной идеологии или на псевдорелигиозной. Такая идеология в подавляющем большинстве случаев основана на слепой эмоциональной вере, на «откровении», а не на логических рационалистических принципах. Это подтверждается на примере любого экстремистского движения, псевдореволюционного, националистического или религиозного. Лучший механизм управления народом — это религия, ни чего более совершенного, чем механизм управления народом с помощью религии, человечество не создало. Все человеческие религии - плод человеческого творчества. В них подобно, как в богоискательстве философов, присутствуют ошибочные представления — плоды фантазии, навеваемые носителями падшего духовного мира. Люди не понаслышке знают те учения, которыми увлекли граждан постсоветского пространства новоявленные лжепророки. Они уверяют наших соотечественников, что именно они несут свет, истину и спасение человеческому роду. Религиозная идеология имеет разные направления, закамуфлирована и на протяжении длительного времени культивируется. Все существующие религиозные тоталитарные организации, являются по своей сути закамуфлированными экстремистскими организациями, так как своими действиями контролируя сознание человека, разрушают его как личность, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие нарушение прав человека, разрушая семейную этику, возбуждая распри на религиозной основе и по другим социальным причинам. Тоталитарность религиозных организаций, это не что иное как культивированное современное рабство людей, основанное на контролировании сознания человека путем психологического программирования. Экстремизм в его широком значении определяется как идеология, предусматривающая: 1 принудительное распространение ее принципов; 2 нетерпимость к оппонентам, отрицание инакомыслия; 3 попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов; 4 апелляция к каким-либо известным религиозным или идеологическим учениям с претензиями на их истинное толкование и в то же время фактическое отрицание многих положений этих толкований; 5 доминирование эмоциональных способов воздействия на сознание людей в процессе пропаганды идеологии экстремизма, обращение к чувствам людей, а не к разуму; 6 создание харизматического образа лидера экстремистского движения, стремление представить его непогрешимым. Все эти признаки имеют внутреннюю связь и тесно взаимодействуют друг с другом. Крайняя идеализация экстремистской деятельности способствует появлению особого типа экстремистов, склонных к самовозбуждению и потере самоконтроля над своим поведением и совершаемыми действиями, готовых на любые акции. Сторонники экстремистской идеологии могут быть настолько одержимы сознанием правоты и законности, предъявляемых ими требований, что вольно или невольно подгоняют многообразие жизненных ситуаций и процессов к видению мира через призму этой идеологии.
Вопросами экстремизма и борьбы с его проявлениями занимается Департамент по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел, созданный в ноябре 2008 г. Главной и определяющей в существовании молодежных экстремистских организаций является идеология. Многие экстремистские течения опираются на идеи расового превосходства, взятые из идеологии классического нацизма. Остановимся подробнее на экстремистских политизированных субкультурах. Прежде всего, какие существуют виды и разновидности экстремизма. Самым распространенным является политический экстремизм. Политический экстремизм — это идейно-политическое течение, проповедующие приверженность в политике к крайним взглядам и действиям. Выделяют «левый» и «правый» экстремизм. Наиболее распространенными формами политического экстремизма являются: фашизм, расизм, этнический и религиозный радикализм. Исторический опыт показывает, что политический экстремизм в любой форме захватывает общество постепенно. Именно поэтому в противодействии ему решающую роль должны играть меры раннего предупреждения насилия. Одной из самых опасных форм проявления политического экстремизма является терроризм. Наша страна очень серьезно пострадала от экстремизма, в частности террора, который имеет место не только в южных региона РФ. Однако не всякий политический экстремизм может быть назван терроризмом, а лишь тот, который допускает и реально применяют политически мотивированное насилие против гражданского населения. Таким образом, терроризм является разновидностью политического экстремизма в его крайнем, насильственном применении, проявлении. Это узкое по своей социальной базе явление зарождается в замкнутой, конспиративной группе или может быть характерно даже для отдельного индивида. В эпоху глобализации терроризм достигает пика своего развития.
К вопросу возникновения экстремизма
Таким образом, терроризм является разновидностью политического экстремизма в его крайнем, насильственном применении, проявлении. Это узкое по своей социальной базе явление зарождается в замкнутой, конспиративной группе или может быть характерно даже для отдельного индивида. В эпоху глобализации терроризм достигает пика своего развития. В последние десятилетия резко увеличилось число террористических актов и их жертв, появились новые виды терроризма. Этнический экстремизм — еще один распространенный вид насилия. Проблема этнического или национального экстремизма остается актуальной для России на протяжении двух десятилетий. Данная проблема является одной из острейших для российского общества и государства, она непосредственно связана с обеспечением национальной безопасности и территориальной целостности страны. Противодействие и борьба с экстремизмом, выработка эффективных мер возможна лишь на основе глубокого понимания закономерностей и тенденций его развития, предпосылок и условий его возникновения, то есть на основе выявления и учета факторов этнического экстремизма. Факторы этнического экстремизма в политическом процессе России можно разделить на две основные группы.
Первую группу составляют факторы общероссийского масштаба, объективно обусловленные процессами, происходящими в обществе и государстве. Вторая группа — факторы, имеющие региональную и этническую специфику. К первой группе факторов, прежде всего, относится системный кризис и последующее разрушение социалистической системы в СССР, охвативший не только непосредственно сам режим, но и всю политическую систему общества в целом и вызвавший нестабильность складывавшихся в течении длительного времени общественных отношений. Наибольший всплеск этнической и религиозной нетерпимости, лежащей в основе экстремизма, наблюдается в периоды масштабных исторических перемен, подобно тем, которые пережили народы бывшего Советского Союза. Вторым фактором данной группы является разрушение авторитарной политической системы. Данный процесс является закономерным и неизбежным последствием кризиса государственной власти советского периода. Ослабление государственной власти, в первую очередь — центральной, в совокупности с иными причинами и условиями, явилось причиной так называемого «парада суверенитетов» 1990-1991 годов. Так называемый глобальный «этнический парадокс современности», этнизация общественной и политической жизни является третьим фактором первой группы рассматриваемой классификации.
Молодые люди проводят все больше времени в онлайн-пространстве, где они подвергаются интенсивной информационной атаке, которая может повлиять на их мировоззрение. Более того, интернет предлагает молодежи анонимность и возможность свободно обмениваться радикальными идеями, что укрепляет и укореняет их позиции. Для преодоления проблемы молодежного экстремизма необходимо предпринять комплексные меры. Прежде всего, образовательную систему следует реформировать с упором на развитие критического мышления и регулярное обновление учебных материалов. Педагогам следует предоставлять больше возможностей для профессионального развития, а школы и университеты должны стать местами активного общения и эмоциональной поддержки. Кроме того, необходимо улучшить доступность информации о радикальных идеологиях и их последствиях. Это может быть достигнуто путем проведения информационных кампаний, образовательных семинаров и использования средств массовой информации. Важно, чтобы молодые люди получали объективные и аргументированные сведения о различных идеях, а не только искаженные или предвзятые мнения. Социальные программы и возможности воспитания молодежи в толерантности и уважении к правам человека также должны стать приоритетом. Государство и общество должны предоставлять молодежи платформы для общения и развития своих талантов, чтобы предложить им конструктивную альтернативу экстремистской деятельности.
Отсутствие толерантности в людях зачастую перерастает во враждебность, которая в итоге может принимать разрушительные масштабы. Социально-экономические и политические кризисы в государстве часто способствуют росту экстремизма, потому как некоторые лица и организации используют данный факт в своих сугубо личных интересах. Для таких людей первоочередной целью является психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыв авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан. Сознанием детей легко манипулировать, чем и пользуются недобросовестные граждане.
Экстремизм и ксенофобия или фобии связаны между собой, но имеют существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство то есть фобии к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия или этнофобии — страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов «кавказцев», «южан», «инородцев».
Ксенофобия — это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм — это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц. Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма в нескольких отношениях: во-первых, из носителей ксенофобии формируются экстремистские организации; во-вторых, стереотипы ксенофобии чаще всего служат сырьём для экстремистских идей. Именно ксенофобия больше всего ограничивает возможности всех форм противодействия экстремизму, поскольку массовые стереотипы ксенофобии, обладают внутренней инерцией и могут существовать какое-то время даже и без пропагандистского воздействия экстремистских сил. Проявления ксенофобий, в том числе и этнофобий, имеют различную интенсивность, поскольку как настороженность, так и недоброжелательство могут варьировать от подозрительности до страхов и от неприязни до ненависти. С одной стороны, этнофобия и ксенофобия, как и все фобии, являются производными от страха утраты «ресурсов», с другой — следствием страха «утраты собственной идентичности». Всплеск социальной, этнической и религиозной нетерпимости, лежащий в основе экстремизма, почти всегда сопровождает исторические перемены военное время и постконфликтные периоды, революции, распад и создание новых государств и союзов. На личностном уровне предпосылки этнического и религиозного экстремизма могут быть вызваны практически любыми изменениями социального статуса. Многими социологическими исследованиями фиксировалось нарастание ксенофобий и агрессивности в сознании людей, понизивших своё социальное положение.
Но и «благополучные» люди не избавлены от опасностей ксенофобии и агрессии. При увеличении разрыва между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения возрастают агрессивные установки; неудовлетворённость обычно приводит к поиску виновника — им становится кто-то другой — власть, конкурентные группы, представители других народов и религий. На уровне социума, этнических и религиозных общностей проявления экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершённых исторических перемен. В таких условиях почти неизбежен т. Стремление к преодолению этого кризиса порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками политического экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных, или как их ещё называют «примордиальных» общностях этнических и конфессиональных ; усиливаются традиционализм, растут проявления ксенофобии. Социологические исследования свидетельствуют о росте этнического самосознания практически всех этнических общностей России. В самом росте этнического самосознания нет ничего негативного, но, к сожалению, быстрее всего растут наиболее эмоционально выраженные формы этнической саморефлексии. Её психологическая функция — защита от других, ее цель — изоляция, либо полная, либо частичная.
Ксенофобия — центральный психологический механизм формирования интолерантных установок и предрассудков. Это важная психологическая причина конфликтов и войн, так как она всегда порождает жёсткую ответную реакцию. Внушает оптимизм то, что как полагают психологи, сегодня такая форма отношений «с другими» в значительной степени утратила свою этнологическую и социобиологическую основу. Современное человеческое с большими усилиями подошло к представлению о том, что все человеческие расы, народы и племена состоят из существ одного вида. Кроме психологических корней экстремизм тесно связан и с социально-политическими факторами. Проблема интолерантности, ксенофобии непосредственно порождается такими явлениями как волюнтаризм, тоталитаризм. Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что формирование миролюбия и толерантного сознания возможно только в условиях свободы выбора, демократии, гарантии прав человека, её социальной защищённости. В противном же случае толерантность всегда будет «односторонней», это будет равнодушие сильного по отношению к слабому, и терпимость слабого к сильному, основанная на страхе и угрозе насилия в тех или иных формах.
Правовая защищённость также является важнейшим инструментом, гарантирующим мирное сосуществование между гражданами, поскольку именно право выступает первичной формой формирования тех принципов, которые сначала под угрозой наказания, затем — автоматически неосознанно , и, наконец, сознательно начинают проявляться в человеке как его нравственная позиция. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что причины роста экстремизма в современном обществе в значительной степени связаны со снижением уровня морального сознания граждан, ухудшением качества образования, снижением политической и правовой свободы при декларировании успешности действий по всем названным направлениям на фоне усилившейся миграции граждан из слабо развитых экономически регионов страны в Москву, Санкт-Петербург и другие, более благополучные субъекты Российской Федерации. Отсутствие чёткой системы нравственного и духовного воспитания в образовательных организациях, пропагандируемый рядом СМИ культ силы и сильной личности, свободы в её низшем проявлении как распущенность и потакание низменным инстинктам , политическая и правовая неграмотность граждан — становятся факторами, во многом влияющими на появление новых молодёжных экстремистских объединений и способствующим росту ксенофобии, агрессии, грубости, насилия, хулиганства, преступности на религиозной, национальной и политической основе. Вместе с тем наряду с многообразием причин возникновения экстремизма в Российской Федерации главной, доминирующей причиной, по нашему мнению, следует признать высокую степень дифференциации населения по уровню доходов и, как следствие, социальную дезорганизацию граждан. Имущественное расслоение населения ведёт к тому, что социум перестаёт функционировать как целостный организм, объединённый общими целями, идеями, ценностями. Нарастает социальная напряжённость, появляются группы, сообщества, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе насильственными методами. Особо следует отметить, что социальную базу экстремистских группировок составляют люди, относимые к категории социальных аутсайдеров, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни особенно молодёжь, не имеющая образования и достойного уровня жизни, безработные, лица, уволенные по несоблюдению контракта или организационным мероприятиям из Вооружённых Сил и других силовых структур. Кроме этого, некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что, разумеется, никак не служит его оправданию.
В целом основными причинами экстремизма в той или иной стране являются длительные периоды социально — экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дезорганизацией граждан, ожесточённой борьбой за власть, растущей преступностью, а с другой — недостаточной эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надёжных механизмов социальной и правовой защиты населения. Все это ведёт к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путём, причём как со стороны существующей власти, так и оппозиционно настроенных к ней элементов. Проводниками экстремизма выступают как политические партии, религиозно-политические организации радикального толка, так и спонтанно возникающие на волне национализма и сепаратизма политические группировки и организации экстремистской направленности, отвергающие принципы демократии и отрицающие или считающие недостаточной легальную борьбу. Экстремизм, как массовое явление, начал распространяться в Российской Федерации в 90-х гг. Чаще подобные группировки занимались избиением представителей иных национальностей, проживающих рядом с ними, а так же мелким хулиганством и вандализмом. В указанный период экстремизм в России носил стихийный характер, проявляющийся часто в виде протеста, отчаяния, ненависти, утраты веры в незыблемость существующих порядков. Передел сфер влияния в преступном мире, финансовые махинации, коррупция, массовая алкоголизация и наркомания, безработица, кровопролитная чеченская война — все это способствовало тому, что, пользуясь своей безнаказанностью, эти молодёжные группировки взрослели, приобретали опыт, налаживали связи, привлекали новые кадры. Роль и значение экстремизма в 90-е годы XX в России оказались недооценёнными, что во многом способствовало появлению целой серии трагических событий последнего времени.
Данные проблемы также носят в себе потенциально кризисный и конфликтный характер. При этом следует отметить, что с 1991 года на территории России накапливались проблемы, связанные с ростом шовинизма, ксенофобии и религиозного экстремизма, активизацией ультранационалистических сил. В ряде регионов России достаточно широко распространились антисемитизм и антиэмигрантские настроения. Кроме того, продолжает иметь место проблема нелегальной и неконтролируемой миграции, которая создаёт дополнительную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Собственно угроза создаётся тем, что из-за несовершенной нормативной и правовой базы Россия может стать прибежищем и настоящим отстойником для многих приверженцев экстремизма из стран ближнего и дальнего зарубежья, получивших подготовку на своей родине. Бывшие боевики или члены международных террористических организаций и их пособники, скрываясь в России, оказывают существенное влияние на состояние государственной и общественной безопасности страны. При этом некоторые правящие режимы на постсоветском пространстве стимулируют миграционный процесс, который зачастую носит нелегальный и неконтролируемый характер. Таким путём они уходят от решения задач рыночной трансформации своих национальных экономик, решают проблему занятости своего населения, а за счёт значительных денежных поступлений из России формируют фонд накопления и потребления внутри своих стран, необходимый для их выживания.
В настоящее время на территории Российской Федерации находятся несколько миллионов человек, имеющих статус трудовых мигрантов из Украины, Белоруссии, Молдовы, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и других государств из ближнего зарубежья. Безусловно, деятельность трудовых мигрантов в рамках установленных квот с соблюдением установленных юридических норм в настоящее время востребована и отвечает интересам Российской Федерации. Но, к сожалению, наряду с законопослушными иностранными гражданами в страну нелегально прибывают и лица с криминальным прошлым или являющиеся членами экстремистских сообществ или террористических организаций. В этой связи правовая и организационная неурегулированность процесса миграции, а также недостаточное внимание со стороны соответствующих государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления к этому явлению, формируют значительный потенциал угроз национальной безопасности Российской Федерации. Таким образом, основные причины экстремизма в Российской Федерации, обусловлены наличием ряда наиболее значимых факторов, которые можно разделить на три группы: I. Социально-экономические: значительная дифференциации населения по уровню доходов и социальное расслоение российского общества, что, в свою очередь, порождает формирование у малоимущей части населения чувство социальной несправедливости; высокий уровень безработицы, особенно среди молодёжи, представители которой довольно легко попадают под влияние радикальных политических и религиозных течений. Идеологические: размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей10 путём внешней культурной и информационной экспансии включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры ; осуществление деструктивного информационно-психологического воздействия на население страны, пропаганда через СМИ и Интернет вседозволенности и насилия; возможность практически бесконтрольного использования новых информационных технологий Интернет-ресурсы экстремистской направленности, социальные сети, мобильная связь для пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости; возможность бесконтрольного использования нелегитимных технологий управления и манипуляции поведением человека и социальных сообществ; деятельность различных политических, религиозных, неправительственных организаций проводящих активную легальную и нелегальную идеологическую работу экстремистского содержания с различными слоями населения; резкое снижение в 90- е гг. ХХ столетия роли воспитательной функции в сфере образования Российской Федерации прежде всего, в образовательных организациях — общеобразовательных, профессионального образования и высшего образования ; утрата эффективного идеологического воздействия на молодёжь, что приводит к формированию широкого спектра молодёжных субкультур, в том числе и деструктивной направленности.
Миграционные: увеличение миграционных потоков с последующим компактным расселением вновь прибывших мигрантов и наличием определённых проблем их адаптации к новой среде; наличие нелегальной и неконтролируемой миграции, прежде всего, из государств ближнего зарубежья; изменение этнического и конфессионального состава населения, особенно в крупных городах, и, как следствие, рост напряжённости в межнациональных и межрелигиозных отношениях. Отдельно необходимо остановиться на проблеме распространения экстремистских взглядов и идей через сетьИнтернет как наиболее актуальный и быстроразвивающийся сектор, используемый для пропаганды радикальных идей экстремистской направленности. Несмотря на явно активизировавшуюся в последнее время работу органов власти по данному направлению кибер-пространство продолжает обладать огромным потенциалом для культивирования экстремизма в целом, а учитывая интерес молодёжи к новым информационным технологиям — и молодёжного в частности. Эта среда в незначительной степени подвержена оперативной цензуре, любой ресурс здесь может быть в любой момент перемещён на новое место, и, кроме того, доступ к ресурсам неограничен географически. Механизм, препятствующий публичному проявлению экстремизма на страницах общенациональных газет и телеканалов, не срабатывает столь же эффективно в кибер-пространстве. Это делает Интернет благоприятной средой для пропаганды экстремистских идей. Таким образом, в настоящее время кибер-пространство стало расцениваться экстремистскими идеологами как привлекательная площадка для ведения идеологической пропаганды и борьбы.
Профилактика экстремизма в молодежной среде
В нашей стране экстремизм является одним из факторов дестабилизации обстановки, создающих угрозу территориальной целостности государства и конституционному правопорядку. Его признаки и профилактика», которая освещает причины возникновения экстремистской деятельности, а также пути решения. Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде. Прокуратура информирует от компании Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области. Одной из базовых причин экстремизма является незащищенность широких слоев общества, представители которых подвержены правовому нигилизму и зачастую именно из данной среды появляются криминальные кадры.
Экстремизм. Что такое и как не вляпаться в это по незнанию. Краткий курс, кратко о серьезном.
6 причин возникновения молодежного экстремизма 🔥 10 Причин | Необходимо отметить, что одной из причин возникновения экстремистских побуждений и действий может стать социальная несправедливость, возникшая в обществе, которая выражается в снижении качества и уровня жизни граждан. |
Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде | К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие. |
Что такое экстремизм и откуда он берется | Низкий уровень знаний среди молодежи является одной из главных причин их склонности к экстремизму. |
Учёные выяснили, почему появляется экстремизм | Вопрос викторины: Тест по ОБЖ: Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения (Смирнов, Хренников 5 класс). |
Учёные выяснили, почему появляется экстремизм | Причинами экстремизма могут быть низкий уровень жизни населения, низкий уровень политической культуры людей, расслоение общества, отсутствие какой-либо идеологии государства, пропаганда экстремизма, слабость законов. |
Статья — Религиозный экстремизм
Экстремистской деятельностью (экстремизмом) является. Вопрос викторины: Тест по ОБЖ: Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения (Смирнов, Хренников 5 класс). Само возникновение экстремизма в России исследователи связывают со сменой политического и экономического строя, спровоцировавшей нестабильность общественных отношений.
Дети должны знать, что экстремизм – это преступление!
В нашей стране экстремизм является одним из факторов дестабилизации обстановки, создающих угрозу территориальной целостности государства и конституционному правопорядку. Одной из причин возникновения религиозного экстремизма является демократическое преобразование свободы совести. Отсутствие толерантности в людях зачастую перерастает во враждебность, которая в итоге может принимать разрушительные масштабы. Одной из причин возникновения экстремизма является бездуховность и отсутствие четких представлений об истории. По своей природе понятие экстремизма имеет отличные друг от друга причины возникновения. Как уже отмечалось, причиной экстремизма является экономический кризис, падение жизненного уровня, проблема безработицы в молодёжи.
Содержание
- ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ
- Причины возникновения экстремизма. Его признаки и профилактика
- К вопросу возникновения экстремизма.Теория и история экстремизма.
- Национализм и религиозный экстремизм
- Экстремизм – что это?
- Виды экстремизма
Содержание
Причинами возникновения экстремизма могут быть социальное неравенство и социальная несправедливость, возникшие в обществе. Экстремистской деятельностью (экстремизмом) является. Всплески недовольства, агрессивности могут являться важнейшими причинами возникновения кризисных ситуаций. Путин связал появление экстремизма и уголовщины с нелегальной миграцией.