Владимир став всероссийским Великим князем в 980 году оставался на княжеском троне до 1015 года, он восстановил единоначалие и объединил все княжества в единое государство Киевская Русь. В летописи под 980 годом сообщается, что Владимир «бежал за море» не просто так: он привёл оттуда войско варягов, готовое выступить против Ярополка. В 980 году на Руси произошло разрушение Древлянского княжества, что имело серьезные последствия для этого региона.
Читайте также
- Что происходило на Руси в 980 году
- События 980 года в истории Руси: войны, политические изменения и культурные достижения
- Что произошло в 1019 1054 году?
- Династические изменения
- Святой князь Владимир: правление и принятие христианства на Руси
- СОБЫТИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА I СВЯТОСЛАВИЧА - Русь Изначальная
Исторические события в 980 году
В 980 году на территории Беларуси, тогда еще известной как Русь, произошло объединение государств под властью князя Владимира Святославича. В 983 -985 он воевал с племенами ятвягов и поволжскими болгарами В 988 году произошло крещение Руси. В 980 году на Руси произошли значимые события, одним из которых было приход Владимира Святославича к власти великого князя Киевской Руси. Получи верный ответ на вопрос Что произошло среди восточных славян в 980 году?
980 год событие на руси. Русь: история, основные даты и события. Ярослав в Новгороде
Дочь правителя Полоцка, Рогнеду, просватанную за Ярополка , он насильно взял в жёны. Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. Подкупленный Владимиром воин Ярополка заставил его бежать в маленький городок Родень, откуда Владимир заманил его на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка , бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы. Всеволод Иванов "Капище у озера" Языческое правление[ ] Старый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества Перуна , Хорса , Даждьбога , Стрибога , Семаргла и Мокоши , без Велеса , также, князь ввёл, подобно скандинавам, практику человеческих жертвоприношений богам. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.
Завоевание Червена и Перемышля. В 981—982 Владимир совершил поход на вятичей, который закончился обложением данью. В 983 Владимир покорил балто-литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией, что открывало путь к Балтике. В 984 Владимир совершил поход на радимичей, чьи земли лежали между Киевом и Новгородскими землями. Покорение радимичей объединило северные и южные регионы Руси. В 985 Владимир воевал с Волжской Булгарией.
Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях. В том же 985 он обложил данью Хазарию. В обмен на руку Анны киевский князь предлагал императорам военную помощь, в которой те очень нуждались. В конце концов они приняли предложение русской стороны. К этому же времени Владимир призвал в Киев послов-миссионеров от волжско-камских булгар мусульман , хазар иудеев , "немцев" посланцев папы римского и греков восточных христиан. Каждый из посланцев стремился привлечь князя проповедью своей веры.
Около 987 года Владимир остановился на православии. Несмотря на легендарный характер, в повествовании есть историческое зерно.
Серьезной причиной, повлиявшей на выбор Владимира, стали политические амбиции римской церкви. Ее возвышение над властью светской для киевских князей было абсолютно неприемлемым.
Татищев, во время этого похода Владимир основал город Владимир-Волынский, что подтверждается археологическими материалами. Владимиру пришлось воевать с Польшей, отстаивая свое право на земли Черниговского княжества. Хотя после крещения тяга к битвам у князя и ослабела, непрерывные столкновения с печенегами не давали надежды на мирную жизнь.
Наиболее крупными и значимыми были два племени: Словене ильменские с центром в Новгороде, Поляне с центром в Киеве. Историю восточных славян до возникновения у них государства принято делить на два периода: VI-VII вв. На первом этапе славяне жили в основном родовыми общинами, занимались примитивным земледелием и имели слабую социальную дифференциацию. На втором этапе происходит переход от родовой общины к соседской, усложняется хозяйство, усиливается социальная дифференциация. Характерной общей чертой обоих этапов является языческая религия славян. Причем каждое племя почитало этих богов по-своему.
Возникновение государства у восточных славян В. Считается, что к середине IX века некоторые северные племена восточных славян, в частности словене ильменские, находились в зависимости от так называемых варягов они же норманны , то есть скандинавских племен, проще говоря, викингов. В середине IX века словене ильменские изгоняют варягов, но начинают ссориться между собой и тогда принимают решение призвать варягов обратно на княжение с целью прекратить внутренние распри. Так, в 862 году состоялось легендарное призвание варягов на княжение. С этого момента и начинается история Древнерусской государственности. Первым правителем Древней Руси стал варяжский князь Рюрик , севший править в Новгороде со своими братьями Синеусом и Трувором. Детали данного события вызывают острые дискуссии в современной науке. Поэтому проблема научно-теоретического осмысления возникновения Древнерусского государства заслуживает отдельной статьи здесь вы найдете более подробное описание «норманнской» и «антинорманнской» теории, а также и другие интересные факты, связанные с дискуссией по поводу возникновения Древней Руси. Рюрик правил с 862 по 879 гг.
О его деятельности нам известно очень мало, ему подчинялась еще лишь небольшая часть восточнославянских племен. Следующим после Рюрика правителем стал князь Олег 879-912 гг. Нельзя точно сказать кем он приходился Рюрику: возможно братом или соратником. Но о деятельности Олега нам известно уже больше. В 882 г. Олег совершил поход на Киев и захватил его, провозгласив «матерью городов русских».
Кроме того, Перун считался богом-громовержцем — владыкой и повелителем молний, что также весьма импонировало амбициозному князю.
Но главным, по всей вероятности, было желание утвердить свою волю вопреки мнению черни и лишний раз доказать, что по его решению возносятся и низвергаются не только земные владыки, но и божества, наделенные высшими силами. Кумир с золотыми усами Провозгласив Перуна своим покровителем и повелителем всех прочих богов, князь Владимир установил требования, которым должны были соответствовать изображавшие его идолы. Так, головы, установленные на каменных туловищах, он повелел отливать из серебра и украшать золотыми усами насчет бороды указаний не было. Однако, в силу дороговизны такого проекта, полностью реализовать его удалось только в Киеве, но и там, по свидетельству летописи, истукан с серебряной головой был утоплен в Днепре по случаю принятия народом христианства. Отжившая свой век религия В середине 80-х годов X века политическая обстановка, в которой развивалось Древнерусское государство, значительно изменилась, и перед князем Владимиром во всей полноте встал вопрос о поиске новой идеологической базы, способной стать тем духовным стержнем, вокруг которого сплотятся все подвластные ему земли. Прежняя официальная религия более не отвечала насущным требованиям и была обречена на забвение. Вместе с ней сходили на нет и все плоды проведенной совсем недавно языческой реформы.
Причин отказа от многобожия было несколько, и главная из них состояла в том, что оно препятствовало интеграции Древней Руси в сообщество более развитых государств, давно уже вставших на фундамент монотеизма, хотя и в различных его формах. Прежняя вера мешала налаживать торговое и военное сотрудничество с западноевропейскими странами, правители которых воспринимали язычников как скопище варварских племен, застрявших в своем развитии и не способных к просвещению. Требовались решительные меры, и они были приняты. Послесловие Следует отдать должное князю Владимиру — недаром он вошел в историю с титулом Великий.
События на Руси в 980 году
Трагедия произошла в Минске 118 лет назад, стреляли по его ж. Тем временем в Норвегии Владимир набрал варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород и выгнал посадника Ярополка. Именно это произошло в Новгороде, где в год языческой реформы правил некий воевода по имени Добрыня. Одним из главных событий произошедших в 980 году на земле древней Руси, стало начало правления выдающиеся князя Владимира I Святославича. В Маргуте заключен мир между императором Оттоном II (Красным) и королем Лотарем III (или Лотарем IV), положивший конец франко-германской войне 978-980 годов. Первая усобица на Руси — период междоусобной борьбы сыновей Святослава за Киевский престол в.
980 год в истории России: события и значимые моменты
Подробные ответы на вопрос Что произошло в 980 году на руси? В 980 году произошло несколько династических изменений, которые повлияли на политическую историю. Междоусобица 977-980 годов – первый конфликт за власть среди Рюриковичей. В 980 году итало-греческий архитектор Афанасий приступил к работам, которые оказали значительное влияние на архитектурную обстановку на Руси.
11 июня 978 года Русь возглавил князь Владимир (Креститель)
Правление великого князя Ярополка (980х). Келья, в которой произошло явление Архангела Гавриила и монаха. В 980 году произошла смерть правителя Руси князя Владимира I Святославича, что вызвало политическую и военную борьбу за власть в Киевском княжестве. Данный пример приводится не случайно, поскольку вся Отечественная война 945–980 годов связана с именем как раз этого выдающегося государственного деятеля и полководца Киевской Руси. В 980 году произошла смерть правителя Руси князя Владимира I Святославича, что вызвало политическую и военную борьбу за власть в Киевском княжестве. Языческая реформа в 980 году не встретила всенародной поддержки, а в отдельных случаях вызвала открытый протест.
Что произошло в 980 году на Руси?
Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали» из «Повести временных лет». Данный период, являясь очень важным для истории нашего государства, включает в себя множество событий, повлиявших на дальнейшее развитие страны. Рассмотрим некоторые из них. Важным событием этого времени является принятие Русью христианства, причиной которого послужила необходимость укрепления власти князя и положения государства на международной арене.
Стоит отметить, что данному событию предшествовала другая реформа Владимира, в ходе которой был сформирован пантеон из шести богов во главе с Перуном, но данные меры не принесли должностных результатов. В западных странах на Русь все еще смотрели, как на язычников и варваров. Принятие христианства же повысило авторитет страны. Непосредственным участником данного события был воевода Добрыня, который руководил крещением в Новгороде, сдерживая беспорядки, возникавшие среди населения, не желавшего отречься от своей веры. Следствием крещения Руси явилось укрепление власти князя, усиление влияния страны на международной арене, развитие грамотности и укрепление института семьи, что заставило другие государства считаться с Русью.
Важными процессами данного временного периода можно считать распространение культуры и грамотности на Руси. Появление школ, развитие письменности были важными эталонами в истории государства. Причиной этому процессу послужило принятие христианства, которое принесло на русские земли церковные книги, способствовало появлению культурного наследия и духовного обогащения людей. В данном процессе нельзя оставить без внимания роль самого Владимира Святого, так как без его решения крестить Русь распространение грамотности и образования не получило бы столь широких масштабов. Следствием развития культуры и грамотности стало появление первых церквей Десятинная церковь , распространение школ, подъем духовного уровня населения.
На дальнейшую историю России данный период, несомненно, оказал сильное влияние, так как события данного временного отрезка заложили основу реформам Ярослава Мудрого и сыграли большое значение в становлении государственности, укрепив власть князя и объединив народ. Владимир возвратился с наемным варяжским войском и пошел на Ярополка, дорогой овладев г. Полоцком за то, что дочь полоцкого князя Рогволода, Рогнеда, предпочла ему Ярополка, силой женился на Рогнеде; затем, при содействии изменника боярина Блуда, главного советника Ярополка по смерти Свенельда, Владимир овладел Киевом. Ярополк послушался коварного совета Блуда, бежал из Киева и затворился в г. Родне, при устье реки Роси.
Этот период оставил множество исторических и культурных достижений, которые по сей день являются частью нашей национальной культуры и идентичности. Жизнь и быт на Руси в 980 году В 980 году на Руси основным занятием была земледелие. Урожай занимал центральное место в жизни людей, так как оно обеспечивало пищу на протяжении всего года. Основные сельскохозяйственные культуры включали пшеницу, ячмень, рожь и овес. Крестьяне работали в полях, возделывая землю с помощью простых сельскохозяйственных орудий.
Жилье в 980 году было скромным и простым. Основным материалом для строительства было дерево. Крестьянские дома состояли из одной комнаты, где жила вся семья. Внутри находились простые деревянные мебель и утварь. В некоторых богатых семьях могло быть несколько комнат и более украшенные интерьеры, но это было редкостью.
Одежда в 980 году на Руси была простой и функциональной. Крестьяне носили простые холщовые или льняные одежды, состоящие из рубахи и штанов. Зимой надевались шубы из овчины или меховые накидки. Более богатые люди могли позволить себе шелковые ткани и украшения из драгоценных камней. Питание в 980 году было основано на злаках, мясе, молочных продуктах и овощах.
Хлеб и молоко были основными продуктами питания. Мясо животных, таких как свиньи, быки и овцы, также присутствовало в рационе. На Руси популярными были квас и мед, которые использовались в качестве напитков. Время от времени можно было найти продукты из заграничных стран, такие как сухофрукты и специи. Время проводилось в основном на труде и взаимопомощи.
Жители Руси занимались простыми ремеслами, такими как кузнечное дело, плетение, шитье и пекарское дело. Также существовали рынки, где можно было приобрести необходимые товары и обмениваться продуктами. Всеобщая взаимопомощь и солидарность были важными ценностями в обществе. В 980 году на Руси образование и культура были представлены преимущественно церковной сферой. Монастыри и церкви были не только центрами религиозной жизни, но и местами образования.
Монахи изучали Священные Писания и некоторые миросозерцательные трактаты. Жизнь и быт на Руси в 980 году были простыми и скромными.
Это событие стало одним из ключевых моментов в истории Руси и оказало непосредственное влияние на последующие события. Главной причиной возникновения конфликта были территориальные претензии киевского князя Владимира Святославича к западным землям Полоцкого княжества, а также возможные амбиции на великое княжество. Киевский князь стремился расширить свою власть и утвердиться как великий князь всей Руси.
В ответ на это Полоцкое княжество под руководством Всеслава Чародея воспользовалось возможностью защищать свои интересы и показать свою силу. Хроника событий 980 года свидетельствует о том, что война началась после того, как Владимир Святославич направил войско к полоцким землям. Всеслав Чародей сформировал свою армию и встретил киевских войск на Клеповых полотнах, недалеко от Полоцка. Битва продолжалась несколько дней и была крайне кровопролитной. В результате битвы на Клеповых полотнах полоцкие войска смогли отразить атаку киевского князя и одержать победу.
Владимир Святославич потерпел серьезное поражение и был вынужден отступить.
Именно в период правления Владимира стала использоваться система предупреждения о нападениях. Были построены сигнальные башни, на которых разводился большой костер, в случае приближения неприятеля. Так информация быстро передавалась к самому центру Руси. Одной из главных заслуг Владимира по праву считается реформация религиозных традиций. Фреска Васнецова. Крещение Руси В 980 году им был проведена языческая реформа, с помощью которой князь попытался унифицировать язычество и ввести культ Перуна по всей территории государства, то есть сделать язычество государственной религией. Целью этой реформы было, конечно же, укрепление княжеской власти как внутри страны единый бог, единый князь , так и на внешнеполитической арене независимость от Византии. Но в итоге объединить все славянские племена не удалось, так как у каждого племени был свой верховный языческий бог. Именно тогда появились первые предпосылки к крещению Руси.
Однако выбор стал между несколькими религиями. Почему же было избранно именно крещение по Византийскому образцу? Основные причины крещения Руси Принятие христианства открывала дорогу к уже давно крещеному Европейскому миру Христианство предполагает единого бога, что могло позволить укрепить единоличную власть князя чего не получилось добиться с помощью языческой реформы Принятие христианства могло стимулировать развитие культуры, путем обмена опытом с Византийскими мастерами Христианство могло обосновать социальное и имущественное неравенство, что способствовало бы улучшению напряженного положения в обществе; а также могло укрепить институт семьи и брака Русского князя поразил антураж византийской церкви Кроме того, крещение Руси было выгодно и для самой Византии, потому как налаживание таких дипломатических отношений сводило на минимум вероятность военных конфликтов.
Что произошло среди восточных славян в 980 году?
Победу Ярославу принесли шведские наёмники. Незадолго до битвы, в феврале 1019 г. Ярослав женился на дочери шведского короля Ингигерд на Руси Ирина. В этом же году около города Листвена происходит сражение в котором побеждает Мстислав. Ярослав бежит в Новгород. После победы он предложил разделить страну — Ярославу отходили территории по правому берегу Днепра, Мстиславу по левому с Черниговом и Переяславлем. После смерти Мстислава в 1036 г. Это интересно. Мстислав в 1023 г. Калека с детства, Ярослав благоразумно отказался.
Это, однако, возмутило его скандинавскую жену Ирину, которая не привыкла, что бы мужчины отказывались от вызовов и сама бросила вызов Мстиславу. Последний отказался на том основании, что с женщинами он не бьётся. Мстислав в крещении Константин Удалой 983-1036 гг. В 1022 г. Касожский князь Редедя вызвал его на поединок проход без использования оружия в котором Мстислав победил, что принесло ему большую славу. В 1029 г. Погиб на охоте в 1036 г. Борис и Глеб — первые русские святые. Глеб самый младший из Ярославичей.
Нестор в 80-е гг. Вполне возможно, что он опирался на более ранние материалы, не дошедшие до нас. В 1115 г. Раньше считали, что канонизированы Борис и Глеб были где-то в промежутке между 1020 и 1072 год перенесения мощей в новый храм тремя Ярославичами — Изяславом, Святославом и Всеволодом, в том же году они приянли «Правду Ярославичей» гг. Однако, А. Ужанков называет отрезок времени 1086-1093 гг. В летописи они впервые называются святыми в статье, посвящённой 1093 г.
Это 980 год нашей эры, 980 год 1-го тысячелетия, 80 год X века, 10 год 8-го десятилетия X века, 1 год 980-х годов. События «Повесть временных лет» впервые упоминает город Туров и князя Тура. Норвежцы потерпели крупное поражение от ирландцев. Поражение Олафа Ситриксона Олафа Рыжего от датчан. Он изгнан на Гебридские острова ум.
В тот же год, месяца ноября восьмого, поставили игумена Филофея из Ферапонтова монастыря в Пермь епископом. Той же осенью, месяца декабря восьмого, поставлен был епископом в Рязань Феодосий, архимандрит Чудского монастыря. Того же месяца, пятнадцатого, поставили в Москве в архиепископы в Новгород Великий Феофила. Той же зимой после Рождества Христова явилась звезда великая, а от нее луч большой, и длинный, и очень светлый, светлее самой звезды; а всходила около шести часов вечера, там, где солнце встает летом, и шла к закату летнему; а луч впереди нее, а на конце луча того будто птичий хвост распростертый. В тот же год месяца января явилась другая звезда хвостатая, но на заходе летнем; хвост же ее тонок и не очень длинен, вверх, к той звезде концом, а луч темнее, чем у первой звезды; но первая звезда за три часа до восхода солнечного исчезала на том месте, где возникала, а эта другая звезда через столько же часов после захождения солнца на том же месте являлась. Леди Годива — англо-саксонская графиня, жена Леофрика, эрла графа Мерсии. Адальберо герцог Каринтии — герцог Каринтии в 1011—1035 гг из династии Эппенштейнов.
Положение братьев-соправителей в тот момент было весьма шатким, им ничего не оставалось, как согласиться на брак. Однако принцесса потребовала, чтобы Владимир принял крещение по православному греческому образцу: она не хотела идти замуж за дикого язычника из северных степей. В тогдашних греческих летописях жителей Руси по старой традиции часто называли таврами и скифами. Владимир согласился принять крещение, но, когда Анна прибыла в Корсунь, передумал. Большая часть его дружины и приближённых были язычниками, очевидно, что они расценивали обещание своего князя, данное грекам, всего лишь как военную хитрость. Сам же Рюрикович считал, что принцесса Анна, красотой которой он был очарован, находится в его руках и станет его супругой в любом случае. Князь жестоко просчитался. На следующий день после отказа креститься он внезапно ослеп. Летописи трактуют это событие как "наказание божье", однако не следует забывать, что византийцы были известны своим искусством приготовления самых тонких и изощрённых ядов. Был ли применён один из них для того, чтобы заставить строптивого русского князя изменить своё решение, установить теперь, конечно, невозможно. Во всяком случае, согласившись принять крещение, Владимир прозрел — возможно, ему дали противоядие. А может быть, история с временной слепотой Рюриковича — просто легенда. Как бы то ни было, остаётся исторический факт: в Корсуни Владимир вместе с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания с Анной. Вернувшись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жён в источнике, известном в Киеве как Крещатик. Вслед за ними крестились многие приближённые. Как сказано в летописи: "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…" Языческих идолов с капища волоком притащили к Днепру и бросили в воду — плыть по течению прочь от Киева. Согласно летописной хронологии, это важнейшее событие произошло в 988 году. После принятия христианства образ святого Владимира резко меняется: он описывается как праведный муж и мудрый правитель, учредитель и покровитель Православной церкви на Руси. Владимир искоренял языческие обряды, утверждал христианские ценности, какое-то время запрещал даже казнить самых отпетых преступников. Князь сам отказался и другим повелел отказаться от обычая многожёнства: он освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён, Рогнеде же предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг. Анна до самой смерти оставалась единственной супругой князя Владимира. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский отмечал, что Анна усердно участвовала в распространении православия на Руси, "построив многие церкви". В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: "сгадав аз со своею княгинею Анною". Скончалась Анна за четыре года до смерти мужа и была погребена в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. После своей кончины князь Владимир был погребён в мраморном саркофаге под сводами киевской Десятинной церкви. Это случилось 15 июля 1015 года. Впоследствии церковь была разрушена, а саркофаг с останками князя долгое время покоился под руинами, пока в 1635 году по указанию митрополита Киевского и Галицкого Петра Могилы руины не были разобраны — и погребение не было обнаружено. В 2010 году мощи святого Владимира в оригинальном ковчеге были торжественно переданы Русской православной церкви и размещены в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве. Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси не везде проходило мирно и в целом затянулось на несколько столетий. В 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле. Похожее восстание повторилось в 1071 году. Тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу.