Новости что нельзя в постные дни

Но и заниматься чревоугодством не постными продуктами тоже нельзя. считается, что в этот день вода становится целебной, и если помыться, то можно смыть с себя грехи и болезни. Что можно и нельзя делать в Страстную седмицу?

Рождественский пост: календарь, традиции, что можно и что нельзя

Календарь питания в Рождественский пост. Автор: foma. Обычная практика — это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи, в строгий пост следует исключить из рациона ещё и рыбу. Сухоядение не практикуется вовсе либо приходится на дни строгого поста со 2 по 6 января. Вино в умеренном количестве допустимо в субботние и воскресные дни, а также в дни памяти наиболее чтимых святых. Больным, детям и беременным женщинам допускается послабление физического поста.

Верующие, которым трудно держать все 40 дней сурового поста из-за здоровья или в силу других причин, также могут просить у своего духовника послабление. Это значит, что пост будет не таким строгим. Кому нельзя поститься и как подготовиться к посту Поститься запрещено детям до 7 лет. В православных семьях детей начинают приучать питаться в постные дни, как родители, с восьми лет. От поста нужно воздержаться беременным женщинам.

Нельзя поститься во время болезни. Запрещено поститься больным диабетом, онкологическими заболеваниями, а также тем, кто страдает от болезней желудочно-кишечного тракта. К ограничениям поста следует заранее подготовиться. Диетологи советуют начинать отказываться от животной пищи за пару недель по поста: сначала исключить из рациона мясо, затем — молоко и яйца.

Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века. Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами.

В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста.

Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених?

В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов.

Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи.

А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости. Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно.

За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино. Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта.

Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний. Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста. Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс. Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф. Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его. Можно ли кушать сладкое во время поста?

Правила о постной пище в равной степени относятся ко всей потребляемой еде. Соответственно, если сладкое не содержит в составе скоромных продуктов, например, сливочного масла или молока, то его кушать можно. Заниматься при этом буквоедством и выискивать в составе «следы» скоромных продуктов не стоит. Но в то же время необходимо помнить, что пост — это время ограничения и даже постными сладостями объедаться не стоит. Для сладкоежек отказ от любимых лакомств на время поста будет хорошим делом. Можно ли вкушать в посту морепродукты? Ответ на этот вопрос неоднозначен.

Устав складывался в теплых странах, где морепродукты — это традиционно простая и доступная еда.

Ореховый продукт будет в разы питательнее и полезнее для организма, нежели овсяные или гречневые варианты. Незаменимых молочных продуктов сегодня уже нет. Вместо сливочного масла можно купить масло гхи, так как в процессе приготовления из него выпариваются молочные белки — лактоза и казеин. Кому нельзя соблюдать пост?

Моральный аспект поста полезен для человека, но любое ограничение в продуктовом наборе обязательно должно быть компенсировано другими доступными продуктами или добавками к пище. Однако детям, беременным, кормящим, людям с диабетом и заболеваниями желудочно-кишечного тракта ЖКТ не рекомендуется соблюдать пост. Людям с тяжёлыми физическими нагрузками можно соблюдать пост не в полной мере, так как в их случае компенсировать недостаток полезных веществ будет непросто.

Мы постимся, воздерживаясь от пищи определенного качества. Святые отцы, зная влияние различной пищи на дух человека, установили различный устав о посте в разные дни. В Великий пост, время строгого воздержания и говения — растительная пища. Масло можно только в субботы и воскресенья. В остальные дни постимся строже и смиряем свое тело и душу сухоядением.

Рыба — тоже постный продукт. Но пост с рыбой уже облегченный. Рыбная икра считается менее питательной, чем рыба. Раз в год, на Лазареву субботу, она дозволяется для утешения постящихся в честь праздника. Еще легче пост, когда мы воздерживаемся только от мяса на Масленице. Собственно, это еще не пост, а подготовка к несению бремени Великого поста. Монахи никогда не едят мяса. Мясо и мясопродукты, молоко, яйца, пищу животного происхождения нельзя есть в пост не потому, что мы гнушаемся этой едой, считаем ее скверной, а потому, что качество пищи влияет на душу, на ум и сердце.

Скоромная пища утучняет плоть, придает ей дебелость, отягощает мозг. В этом состоянии человек не способен к покаянию, он сладострастен телом и умом, духовное преуспеяние делается для него невозможным. Поэтому святая Церковь и установила посты. Если внимательно посмотрите на православный календарь, вы увидите, что постных дней в году больше, чем скоромных. Когда начнете поститься, вы увидите и опытно познаете благотворное влияние поста на душу человека. Он вводит христианина в состояние духовное, способное к подвигам и принятию Божественной благодати. Пост — весна души. Вся градация скоромных и постных продуктов построена по принципу их калорийности и усвояемости желудком.

Чем более пища калорийная, сытная и усваиваемая, тем она более скоромная, чем менее калорийная и приятная желудку, тем она более постная. Поэтому градация такая: мясные продукты — молочные продукты и яйца — рыбные продукты — рыбная икра — пища с растительным маслом — пища без добавления каких-либо жиров без масла — невареная пища — хлеб с водой — полное воздержание от пищи. Хочу обратить внимание, в этой импровизированной шкале употребление какого-то определенного вида продуктов дозволяет и употребление всего, что перечислено правее этого вида. А то мне приходилось сталкиваться с такими курьезами, когда люди кушали на Масленице молоко, но запрещали кушать рыбу. Или одна только воцерковленная христианка жарила своему мужу рыбу без растительного масла, потому что в календаре не было указано, что можно «с маслом». Отче, помогите мне разобраться, как себя вести в пост в коллективе на работе. Здесь пост не соблюдают, а мне приходится скрывать, что я не употребляю скоромного, с трудом особенно в мясоеды, по средам и пятницам. Если в Великий пост практически ничего не надо объяснять, то в мясоеды мне сложно.

Вот, например, последний раз, я была в командировке в другом городе. Люди нас приняли и в честь нашего с ними знакомства накрыли стол причем это делала женщина очень небогатая, но с искренней симпатией к нам. Была пятница, я сидела и думала, что мне ответить, когда начали все обращать на меня внимание и спрашивать, почему не ем. Решила, чтоб не выглядеть «фарисеем», съесть предложенный мне кусок шаурмы. Отче, подскажите мне, пожалуйста, сильно ли я согрешила? Мне всегда хочется каждую минуту говорить о Боге, о Его заповедях, но замечаю, что многие еще невоцерковленные люди комментируют это с шутками и прибаутками, поэтому уже опасаюсь произносить что-то о вере, чтоб люди по неведению своему не говорили греховных речей. Опасаюсь тщеславия своего , если буду подчеркивать, что стараюсь соблюдать посты. Ведь Господь заповедал нам пост соблюдать пред Отцом небесным, а не перед людьми.

С другой стороны, нарушать пост — это малодушие и чревоугодие. Честныи отче, что мне делать в таких ситуациях, на Ваш взгляд? Отвечает иерей Иоанн Курбацкий. Вы избрали путь неуклонного соблюдения установленных в Церкви постов.

Церковный пост по средам и пятницам: что можно есть

Отвечая на вопрос о списке продуктов, которые церковь разрешает употреблять во время поста, отметили, что это крупы, грибы, сухофрукты, овощи, фрукты, соленья, постный хлеб, мед. В Великий пост в некоторые дни можно есть рыбу. Постные десерты для Пасхального поста (если нельзя, но очень хочется и иначе не можется). В 2024 году православные христиане станут держать Великий пост с 18 марта по 4 мая — ограничения в питании будут немного различаться по дням недели. Что можно, а чего нельзя — в нашем материале.

Диета в пост

Овощи, фрукты, зелень, крупы и т. Мясо, молоко, яйца и т. В определенные дни постов разрешается вкушение морепродуктов и рыбы, им иногда уделяют особое срединное место между постной и скоромной пищей. Сами же посты подразделяются на однодневные среда и пятница и многодневные Великий, Успенский, Рождественский и Апостольский.

Различают несколько степеней строгости пищевых ограничений во время постов в нашей схеме — шесть : Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются. Такое происходит раз в году — на Сырной седмице Масленице , которая предшествует Великому посту, и является подготовительной неделей к нему. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба.

В эти дни разрешается и горячая растительная пища, растительное масло, вино. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища, то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т.

Воздержание также и от растительного масла и вина. Разрешается горячая пища без масла. Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов.

Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи.

Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками.

И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века.

Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм.

В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья.

Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни.

В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды.

Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених?

В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок.

Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места.

И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения.

Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня.

Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости.

Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста?

Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно.

За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу.

В Рождественский 6 января Сочельник вкушаем пищу без масла. Для желающих причащаться в Рождественскую ночь Евхаристический пост с 18:00 не едим и не пьем. Великий пост 7 недель, от Прощеного воскресенья до Пасхи подготовка к Посту - Сырная седмица Масленица - не вкушаем мясо ср, пт - без масла пн, вт, чт, сб, вс - с растительным маслом кроме 1-й, 4-й Крестопоклонная , и последней Страстная седмиц - без масла по будням. Благовещение и Вербное воскресенье - рыба.

Лазарева суббота - рыбная икра. Великий Четверг - растительное масло.

Только утром воскресенья на праздник Пасхи можно разговеться.

Поэтому верующим христианам надо знать, когда Великий пост 2023 года, что можно и что нельзя делать. Важность Великого поста Не зря сделали такое строгое и длинное воздержание, которое является большой редкостью в жизни верующих людей. Такой пост дает человеку возможность сделать ревизию своей жизни.

Ведь Иисус стал частью мира человеческого, прошел много испытаний, умерев и возродившись он кардинально изменил мир. Поэтому верующий человек должен оставить отзыв на данное действие, прийти к чему-то новому и правильному. Запреты Великого поста Если человек сделал осознанный выбор, и хочет поститься длительное время, но никогда этого не делал, ему надо посоветоваться с духовником.

Ведь это нагрузка на организм. Вместе можно определить степень возможного воздержания. Вот список того, что нельзя делать в Великий пост: Употреблять мясные и молочные изделия, яйца, рыбу.

Кушать морепродукты мидии, осьминоги, кальмары , которые считаются деликатесом. К примеру, монахи южных стран вкушают креветки, это не считается излишеством.

Что нельзя есть во время поста? Самый распространенный «постный» вопрос — что можно и что нельзя вкушать во время поста? Это неудивительно, поскольку многие люди понимают пост исключительно как время гастрономических запретов и разрешений.

Однако, пост — это не только гастрономия. Воздержание в пище — это одна из составляющих поста. Воздержание от праздных или, что хуже дурных мыслей, слов, дел не менее важно, чем воздержание в еде. Пост — это время сугубого покаяния, трезвения и усердной молитвы. Цели поста: подчинение тела духу, то есть восстановление правильной иерархии духа и тела, умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе.

Во время поста особое внимание уделяется борьбе с чревоугодием, поскольку эта страсть часто лежит в основе ряда других страстей — блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния. Пост — это средство для выявления страстей и стяжания добродетелей, в том числе, воздержания. Но вернемся к еде. Православная традиция условно разделяет пищу на постную и скоромную. Различить их довольно просто, постная — это пища растительного происхождения, а скоромная — пища животного происхождения.

Овощи, фрукты, зелень, крупы и т. Мясо, молоко, яйца и т. В определенные дни постов разрешается вкушение морепродуктов и рыбы, им иногда уделяют особое срединное место между постной и скоромной пищей. Сами же посты подразделяются на однодневные среда и пятница и многодневные Великий, Успенский, Рождественский и Апостольский. Различают несколько степеней строгости пищевых ограничений во время постов в нашей схеме — шесть : Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются.

Такое происходит раз в году — на Сырной седмице Масленице , которая предшествует Великому посту, и является подготовительной неделей к нему. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба. В эти дни разрешается и горячая растительная пища, растительное масло, вино. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища, то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т.

Воздержание также и от растительного масла и вина. Разрешается горячая пища без масла. Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов. Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу.

Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи. Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях.

Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века. Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм.

В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста.

Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления.

Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок.

Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения.

Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными.

Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году

Великий пост — пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-дневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую Крестопоклонную и страстную седмицы. В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. В остальное время: среда, пятница — сухоядение вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты ; вторник, четверг — горячая пища без масла; суббота, воскресенье — пища с растительным маслом. Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса плащаницы обычно эта служба заканчивается в 15-16 часов. Апостольский пост Начало Апостольского поста всегда приходится на второй понедельник после Дня Святой Троицы. Заканчивается пост всегда 12 июля — перед праздником апостолов Петра и Павла. Продолжительность поста зависит от даты Пасхи от 8 до 42 дней.

В понедельник, среду и пятницу постящиеся придерживаются сухоядения, во вторник и четверг разрешена тушеная и вареная еда. В субботу и воскресенье допускается горячая еда с небольшим количеством растительного масла. Шестая неделя Великого поста 3 апреля — 9 апреля Неделя носит название Вербной и приближает светлую Пасху. В понедельник и среду придерживаемся сухоядения. Во вторник и четверг — едим вареное и тушеное. А вот питание в пятницу, субботу и воскресенье существенно отличается. На пятницу 7 апреля выпадает Благовещение.

К ограничениям поста следует заранее подготовиться. Диетологи советуют начинать отказываться от животной пищи за пару недель по поста: сначала исключить из рациона мясо, затем — молоко и яйца. Обязательно подумайте, чем заменить животный белок. К слову, разрешённая в пост рыба по количеству белка не уступает мясу, является ценным источником незаменимых жирных кислот омега-3 и омега-6 , богата многими микроэлементами. Аналогичными свойствами обладают морепродукты они допустимы в дни, когда разрешается вино , разрешено и оливковое масло. Растительный белок содержится в крупах, бобовых и орехах последние также являются дополнительным источником жирных кислот. Не следует забывать про грибы, в них также содержатся и белок, и необходимые аминокислоты. В Рождественский пост также употребляют фрукты, овощи, морсы, хлеб, каши на воде. Овощи, фрукты и зелень на рынке. В качестве примера постного обеда можно назвать такой: тарелка валаамских щей, 250 г кальмара с зелёным горошком, салат из огурцов и помидоров, заправленный нерафинированным подсолнечным маслом, 2 куска хлеба и чай с небольшим количеством цукатов. Основные критерии "постности" пищи — лёгкая усвояемость и простота приготовления. Формально постный "картофель, фаршированный грибной икрой" постным блюдом считаться не вправе из-за трудоёмкости приготовления, как и омары, например, но по иной причине — дороговизны, неуместной в пост. Празднование Нового года также приходится на дни Рождественского поста, и отмечать его священнослужители советуют сдержанно. Праздничный стол вполне может быть разнообразным. К слову, в Вологде в 2022 году впервые состоялся фестиваль постной трапезы.

Теперь Вы можете приготовить хотя бы немного рыбы в масле, а в салаты и гарниры из круп можно добавить икру. Вербное воскресенье. Еще один день, когда Вы можете есть рыбные блюда и использовать растительное масло. В последнюю неделю поста правила питания коренным образом не меняются. Понедельник, вторник, среда, четверг. В эти дни можно есть только сырые продукты, приготовленные без масла и без термической обработки. Вы также можете есть темный хлеб. Теперь стоит полностью отказаться от еды, пытаясь провести этот день в одиночестве, молясь и сожалея о своих собственных грехах. Суббота — это праздник Благовещения. Поэтому разрешается только сырая пища и постные лепешки. Воскресенье — это Пасха, поэтому после посещения службы в церкви Вы можете постепенно начинать есть мясо и другие продукты животного происхождения. После такого длительного поста следует соблюдать крайнюю осторожность, в особенности избегать переедания и чрезмерного потребление жирного мяса. Великий пост — это фундаментальный период в жизни каждого христианина. Каждый год священнослужители напоминают верующим, что можно есть и в какие дни недели. И в 2019 году эти правила остались прежними, поэтому запомнить их будет несложно. Но если есть проблемы со здоровьем или мы говорим о детях в возрасте до 12 лет, беременных или кормящих, то стоит понимать, что пост этим людям не подходит, особенно без предварительной консультации со специалистом. Допустимые продукты в пост Существует основной список постных продуктов, которые Вы можете съесть: Различные виды злаков: манная, ячменная, гречневая, рисовая, овсяная, перловая крупы. Овощи: картофель, капуста, лук, свекла, морковь. Фрукты и ягоды. Орехи: грецкие орехи, миндаль, арахис, кедровые. Продукты пчеловодства. Консервированные овощи, фрукты и ягоды компоты, консервы, овощные салаты. Специи, пряности и травы укроп, петрушка, лавровый лист, темный и красноватый перец, кардамон и др. Во время поста есть можно и нужно, потому что это своеобразное испытание для верующего, а не попытка выжить. Чтобы организм полноценно работал, ему нужно достаточно белка. А где взять, если мясо постится под серьезным запретом? Ответ: следует заменить мясные продукты на те, которые содержат растительный белок в своем составе. В частности, бобовые фасоль, соя, нут, горох обогащены таким белком. Попробуйте приготовить постный суп из любых видов бобовых, овощей и злаков. Приправьте по вкусу специями — и Вы поймете, что пост может быть «вкусным». Но не переедайте, ведь избыток пищи является нарушением поста. Вы должны есть в умеренных количествах, только пытаясь избавиться от голода, а не наедаться до отвала. Какие напитки можно пить в пост В течение всего периода поста нельзя употреблять молочные продукты, алкоголь и газированные напитки. Разрешается пить компоты из сухофруктов, кисель, цикорий, ягодный сок, травяной чай, воду. Полезно пить овощные, фруктовые и ягодные соки. Лучше не покупать соки, а готовить их дома. Вишневый кисель: рецепт Кисель — это не только вкусный, но и полезный напиток. Крахмал, содержащийся в напитке, благотворно влияет на пищеварительный тракт и печень. Что касается вишни, то в ее состав входит огромное количество витаминов и минералов, которые укрепляют иммунную систему и борются с инфекциями.

Чистый понедельник: что можно и чего нельзя делать 18 марта, в первый день Великого поста

Больным людям и кормящим матерям разрешено есть в постные дни даже немного мяса. Календарь Великого поста применяют православные россияне с 18 марта по 4 мая в 2024, чтобы составить меню на каждый день по Церковному Уставу. В крайнем случае в этот день православным разрешается есть только постный хлеб и пить только воду после выноса в храмах Плащаницы, то есть после 14–15 часов дня.

Постные дни среда и пятница: что можно есть мирянам, разрешена ли рыба

Чтобы Великий пост в 2024 году прошел в молитве, а не в мирских заботах, мы предлагаем уже составленный календарь питания по дням. Рассказываем, в какие дни весны 2024 года можно отходить от строгих правил питания. это самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов, поэтому сегодня мы поговорим с отцом Павлом Островским @pavelostrovski о том, для чего нужны постные дни, зачем нужно для человека воздержание и чего точно нельзя делать в пост. Что нельзя в Великий пост. Просто вернитесь к соблюдению постных дней, а на исповеди скажите священнику, что оскоромились.

Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты

Печеная, паровая или отварная рыба будут как нельзя кстати к столу. Верующие не употребляют обработанную термическим путем пищу, заменяя ее свежими овощами и фруктами. В этот день можно пить травяные настои и компоты с добавлением меда. Дополнит рацион салат из овощей с каплей оливкового масла, а на обед можно приготовить постный суп с чечевицей, а на ужин - гречневую кашу с грибами. Однако послабление сделать можно, так как самая строгая степень поста - для священнослужителей, поэтому можно приготовить запеченный картофель.

Разнообразить меню можно свекольным салатом, тыквенным супом и гарниром с добавлением грибов, солений или маринованной капусты. Карп с овощами в духовке, салат из морепродуктов с рисом и иные рыбные блюда будут ценным источником витаминов. Уха из нежирных сортов рыбы также станет приятным дополнением к рациону. В понедельник меню разнообразят орехи с медом, салаты из свежих овощей, маринованные и соленые закрутки.

Допускается употребление горячих травяных настоев с медом. Приготовить можно овощное рагу, салат с фасолью, тушеный картофель с грибами. Дополнит рацион компот из фруктов.

Первая седмица Успенского поста 14 августа, понедельник Горячая пища без масла — дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Допускается немного вина. Наряду с горячей пищей разрешается рыба и морепродукты.

Вторая седмица Успенского поста 21 августа, понедельник Горячая пища без масла — дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Успение Пресвятой Богородицы Поста нет. А потому возникает много вопросов. Когда можно есть рыбу в Успенский пост Рыбу во время Успенского поста можно ставить на стол только в День Преображения Господня, 19 августа. Также рыба разрешена в Успение Богородицы, если праздник выпадает на постные дни — среду или пятницу. Готовят рыбные блюда с добавлением растительного масла это не обязательно, но разрешается.

Можно ли есть креветки и морепродукты в пост Креветки, ракушки и другие морепродукты на берегах Средиземного моря в древности были дешевле рыбы и не считались деликатесом. Их кушать во время поста разрешалось. Сегодня — иная ситуация.

Как рассказывает журнал «Фома», после воскрешения своего друга Лазаря Христос отправился в Иерусалим на празднование иудейского праздника Пасхи. За Христом в столицу Израиля последовало множество народа. Люди были поражены чудом с Лазарем и оказывали Спасителю невероятные почести. Когда он въезжал на ослике в Иерусалимские ворота, все вокруг восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!

Эти дни подводят нас к особому периоду — Страстной седмице, которая, хотя и является постной, но уже вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова. Страстная седмица 29 апреля — 4 мая — особая неделя в церковном году, когда мы переживаем пребывание Христа в Иерусалиме, Его предательство Иудой, Тайную вечерю, Распятие и положение во гроб. Каждый день седмицы, ввиду важности вспоминаемых событий, называется «великим». Почему второе название дня — Вербное воскресенье?

Иначе выйдет не пост, а простая диета. К тому, что нельзя делать в Великий пост 2024, относится не только запрет на употребление в пищу продуктов животного происхождения. В период Великого поста каждый верующий должен ограничить свои удовольствия и смиренно себя вести, чтобы укрепить веру.

Целью Великого поста является не просто избавление от лишних килограммов, а отвлечение от посторонних мыслей о собственном удовольствие, в том числе и мыслей о еде, в пользу мыслей о Боге. Человек, согласно церковным учениям, состоит из тела и души. Священники говорят, что когда слабеет одно в период поста, это, конечно, тело , то укрепляется другое. Это интересно! Многие люди, которые придерживаются поста, подчеркивают, что этот период действительно действует на организм благотворно. Просветляется ум, появляется легкость в теле. Новичкам выдержать постное время будет сложно, особенно, когда они узнают, что нельзя делать во время поста.

Но это возможно, выдержав пост, шаг за шагом, верующий человек будет двигаться в сторону добра.

Что можно и нельзя делать в Великий пост 2023

Вплоть до Пасхи, которая в 2023 году приходится на 16 апреля, они будут ограничивать себя в питании и развлечениях. Смартпресс попробовал разобраться, откуда пошла традиция на длительное время пренебрегать многими радостями жизни, и насколько это безопасно для здоровья. Современный взгляд на пост: ограничения ради духовности Сегодня православная церковь выделяет четыре главных многодневных поста — Великий, Рождественский, Петровский и Успенский. Каждый из них имеет свои правила и ограничения. Если следовать церковной букве закона буквально, то придется на много дней отказаться от любой пищи животного происхождения, развлечений и сериалов, заниматься благотворительностью в угоду духовного роста и опасаясь кары небесной и осуждения людского, если этого не делать. Однако буквально соблюдают посты намного меньше людей, чем отмечают Рождество или освящают куличи и красят яйца на Пасху. Так происходит потому, что, даже считая себя христианами и поддерживая идеи данной культуры, мы остаемся при этом светскими, и, чего уж скрывать, грешными людьми, которые не привыкли себя сильно ограничивать. Великий пост — самый важный и строгий по канонам православной церкви.

В дни Великого поста церковь призывает больше молиться, посещать храм, не ссориться с окружающими. Помочь в преодолении страстей призваны ограничения в питании. Священники подчеркивают, что мера поста у каждого своя, и ее рекомендуется определять с духовником, с учетом состояния вашего здоровья. А раньше люди постились? Кто и когда придумал пост, доподлинно неизвестно. Известно, что посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности. Тогда было принято воздерживаться не от какой-то пищи, а вообще ничего не ели и не пили.

Что разрешено принимать в пищу: 1 апреля - «хлеб и вода и сим подобная» 2 апреля - можно горячее без масла 3 апреля - «хлеб и вода и сим подобная» 4 апреля - можно горячее без масла 5 апреля - «хлеб и вода и сим подобная» 6 апреля - горячая пища с растительным маслом 7 апреля - в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы разрешена к употреблению рыба 27 апреля 2024 года - церковный праздник — Лазарева Суббота. В честь дня воскрешения святого Лазаря можно добавить в рацион рыбную икру. Разрешена рыба. Можно выпить немного вина. Страстная седмица Страстная неделя — последняя в Великом Посте неделя со строгими правилами поста. От употребления масла и продуктов, содержащих сахар, лучше воздержаться. Православный пост в мае 2024 Нас ждёт 2 Великих православных праздника в этом месяце — Пасха 5 мая и День памяти Апостола Иоанна Богослова 21 мая. Продолжается Страстная седмица.

Что разрешено принимать в пищу: 1 мая - разрешена разогретая пища и питьё например постный суп, чай. Разрешены в пищу овощи, фрукты, хлеб, мёд, орехи. Нельзя подвергать термической обработке или добавлять масло. Впрочем, в эти дни разрешены рыбные блюда. Православный пост в июне 2024 Нас ждёт два Великих православных праздника в этом месяце — Вознесение Господне 13 июня и День Святой Троицы 23 июня. В эти дни разрешается употребление любой пищи. Однодневные посты 5 июня 2024 года, среда 7 июня 2024 года, пятница 12 июня 2024 года, среда 14 июня 2024 года, пятница 19 июня 2024 года, среда 21 июня 2024 года, пятница В однодневные посты можно употреблять рыбу. Православный пост в июле 2024 Петров пост 1 июля 2024 года, в понедельник, берёт своё начало Петров пост Апостольский.

Что можно в Петров пост?

Великий пост в 2024 году: история и суть, что нельзя есть, меню 21 марта 2024, 11:35 Фото: 1MI Великий пост в 2024 году Великий пост в 2024 году будет проходить с 18 марта по 4 мая. Смотрим, что можно есть в пост, что запрещено делать, в чем суть Великого поста и меню по дням. Суть Великого поста Этапы Великого поста. Как войти в пост? Что можно есть в Великий пост?

Что нельзя есть в Великий пост? Меню на каждый день на Великий пост Можно ли в пост рыбу? В этом году Великий пост выпадает на период с 18 марта по 4 мая.

В 2024 году длится с 18 марта по 4 мая включительно. Состоит из двух частей — Святой Четыредесятницы первые 6 недель и Страстной Седмицы последняя неделя — 6 дней. Каждая неделя Великого поста имеет свое название и символическое значение. Особое почтение высказывают императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви, после запрета в VIII веке. Он объяснил связь между Богом и миром. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются веточки вербы.

Суть Великого поста В христианстве наиболее важным праздникам предшествует пост. Суть Великого поста — очистить тело и душу от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу. Строгая диета, молитва, освобождение от обид, прощение врагов, очищение от зависти и злости, приближает человека к тому состоянию, в котором его хотел бы видеть Бог. В этот период существовала практика 40 часового поста, во время которого христиане не принимали пищу. В III веке был принят шестидневный пост, в который вспоминали о событиях Страстной недели. В начале V века возникла идея сорокадневного Великого поста, как десятины года. В этот же период церковь начала считать его обязательным для всех христиан. Что можно есть в Великий пост: правила питания Великий пост самый строгий. Основными продуктами питания в данный период являются соления и варения из овощей и фруктов, лук, морковь, капуста, свекла, бобовые, яблоки, апельсины, орехи, сухофрукты.

Первую неделю придерживаются особо строгого поста. В первый день Чистый понедельник необходимо полностью воздержаться от принятия пищи. Затем, со вторника по пятницу, можно есть хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду разрешено сухоядение , а в субботу и воскресенье — горячую пищу с маслом. Во вторую-шестую недели поста на понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, на вторник и четверг — горячая пища без масла, а на субботу и воскресенье — горячая с маслом. В период Страстной седмицы придерживаются строгого поста. Во все дни этой недели разрешается сухоядение, причем в пятницу нельзя употреблять пищу до выноса плащаницы. В церковный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье за 7 дней до Пасхи можно кушать рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем допускается употребление в пищу рыбной икры. Согласно монастырскому Уставу вышеперечисленные правила обязательны для соблюдения среди монахов.

Мирянам не обязательно придерживаться строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма. В статье приведен календарь монастырского Устава, который дает представление о степени строгости поста по дням. Каждый человек в индивидуальном порядке вместе с духовником определяет меру строгости своего поста. Кому разрешается не соблюдать пост По физиологическим, медицинским и возрастным причинам от вхождения в пост лучше отказаться детям, пожилым, беременным и кормящим женщинам, людям с нарушенным обменом веществ, больным диабетом, людям с пищеварительными заболеваниями, онкобольным, страдающим от дисфункции почек, проходящим послеоперационную реабилитацию, людям с хроническими заболеваниями и острыми респираторными инфекциями. Как подготовиться и планово войти в пост Подготовку к посту лучше начать за пару недель. Необходимо постепенно снижать в рационе содержание продуктов животного происхождения и увеличивать количество растительной пищи. В последнюю неделю перед постом необходимо создать белковое депо, чтобы организм не испытывал недостатка. Диетологи рекомендуют ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы.

Мясо животных лучше исключить, так как оно хуже усваивается организмом. Необходимо приучить организм к клетчатке. Основной рацион постной пищи — овощи и фрукты, которые в большом количестве содержат клетчатку. Добавляйте каждый день в рацион свежие салаты и перекусы из овощей и фруктов. Помочь в этом может масляничная неделя, если добавлять в тесто для выпекания блинов отруби или муку грубого помола. Восстановите микрофлору кишечника.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий