В бизнес-план включают следующую информацию. Оганесян рассказал, что бизнес-план имеет структуру, включающую следующие основные разделы. Постарайтесь при составлении бизнес-плана продемонстрировать состоятельность своей идеи в рамках маркетингового исследования ситуации на рынке.
Иркутской области
Бизнес-план должен включать в себя анализ рисков и стратегии их управления. Если бизнес-план — внутренний документ, это не значит, что к его составлению нужно подходить менее серьезно. Ключевые особенности составления финансового плана для небольшого бизнеса включают в себя. В бизнес-план включают следующую информацию. Этот раздел включается в бизнес-план только производственных компаний.
Как составить бизнес-план
Особенности структуры различаются только в зависимости от стандартов составления бизнес-планов, но в целом любой бизнес-план включает следующие разделы. Как правило, в бизнес‑план включают основную информацию о компании и чем она занимается. Бизнес-план играет важную роль в принятии решений предпринимателями, инвесторами и банками относительно финансирования или реализации проекта, поскольку он позволяет понять его потенциал и перспективы. бизнес план для малого бизнеса. Составлять бизнес-план можно только тогда, когда вы точно знаете себестоимость продукта.
Как правильно составить бизнес-план самому?
У компании нет бизнес-плана или его игнорируют. Это один из самых тяжких грехов для предпринимателя. Да, планировать сложно, гарантий никто дать не может, и подчас невозможно определить, какие решения верные, а какие нет. Однако именно бизнес-план станет вашей опорой в будущем, наполненном неизвестностью и сюрпризами. План не учитывает стратегические цели и задачи бизнеса, ценности, миссию.
Такой план — как поездки куда попало по пересечённой местности, без ясного понимания направления. Накатавшись по виражам, от которых захватывает дух, вы окажетесь в исходной точке. Пренебрежение потребностями клиентов. Этим вы открываете дорогу свои заклятым конкурентам.
Удивительно, сколько фирм её умудряются игнорировать, выходя на рынок в полной уверенности, что они лучше потребителя знают, что ему нужно. Недооценка соперников. Если не изучать других бойцов, можно быстро вылететь с ринга. В вашей нише есть и другие умные, сообразительные люди, торгующие теми же товарами и услугами.
Низкая самооценка, когда вся система бизнес-планирования построена на том, что у конкурентов будто бы всё лучше и успешнее. Не игнорируйте свои преимущества, активно используйте их, чтобы привлечь покупателя. Неправильная оценка роли бюджета в бизнес-планировании. Пока вы не сведёте бюджет, не станет ясно, какие суммы и когда надо вкладывать.
Бизнес-план состоит, в основном, из работы, объём которой и определяет бюджет. План помогает принимать грамотные решения, касающиеся финансов. Писать бизнес-план в одиночку. Такой документ, составленный одним человеком, будет слишком однобоким, узким.
Если прийти к инвестору и сказать, что вы хотите открыть булочную с самыми вкусными слойками в городе, он, вероятно, откажет во вложении, даже если слойки действительно самые вкусные. Если показать ему план, где подробно расписана бизнес-стратегия, преимущества перед конкурентами и особенность выбранной локации, — шансы на успех увеличатся. Не существует четко закрепленной модели плана, но есть примерная структура, которой стоит придерживаться. Особенно если не было предыдущего опыта составления таких стратегий. Титульный лист.
Должен включать в себя название компании, имя владельца и контактную информацию. Поможет ориентироваться и быстро переходить на нужные страницы. Краткое описание компании, ее истории, ресурсов, размера команды, миссии и уникальности. Инвестор должен понять, откуда к нему пришли и с кем предстоит строить бизнес. Описание бизнеса.
В этом пункте описывается концепция и основная идея бизнеса. Описание отрасли. Что уже есть в сфере, какие у нее перспективы и основные тренды. Какие есть основные игроки, какой у них рост и почему выгодно предлагать здесь свой продукт. Конкурентный анализ.
Чем конкуренты отличаются от вашего предложения, какие у них сильные и слабые стороны, как вы сможете их обойти и чем способны удивить. Анализ рынка. Здесь описывается портрет клиента. Кто он, сколько зарабатывает, какие у него привычки и потребности и почему ему нужен именно ваш продукт. Описание команды.
Люди с каким опытом будут руководить компанией. Что они знают о сфере и почему на них можно положиться. Операционный план. Как компания будет функционировать, какие операции будут выполняться каждый день. Какие стоят долгосрочные операционные перспективы.
Маркетинговый план. Здесь описывается стратегия продажи продукта и методы ее достижения. Финансовый план. Описание текущих и последующих расходов компании с составлением различных прогнозов. Дополнительная информация, которая не подходит ни к одному из предыдущих пунктов, но поможет убедить инвестора.
Как составить бизнес-план Есть несколько правил, которые стоит соблюдать при составлении бизнес-плана. Они помогут привлечь внимание инвестора и построить устойчивую компанию, которая будет приносить прибыль. План должен быть коротким и информативным.
Подготовить финансовую модель, отображающую ваши доходы и расходы при разном уровне продаж производства. Рассчитать оптимальные объемы продаж производства для эффективного использования ресурсов, оценить влияние сезонности. Предусмотреть возможные решения проблемных ситуаций и минимизации рисков. Подготовить бизнес-план на основе полученной информации. Итак, мы рассмотрели основные последовательные шаги, которые необходимо пройти при подготовке бизнес-плана и оценки перспектив вашего проекта. Как вы поняли, прежде чем приступить к составлению самого плана, от вас потребуется провести большую работу по сбору данных, их анализу и составлению финансовой модели. И только после того, как вы увидели, что ваша идея финансово привлекательна, можно приступать к подготовке самого документа. В следующих разделах поговорим об основных ошибках при составлении бизнес-плана и советах экспертов, которые помогут этих ошибок избежать. Типичные ошибки бизнес-плана Когда вы составляете бизнес-план важно быть крайне внимательным, так как малейшие неточности могут привести к отказу в финансировании или потери средств в будущем. Далее поговорим о наиболее часто встречающихся ошибках, которых нужно стараться избегать. Отсутствие конкретных целей и адресата Если в бизнес-плане отсутствуют конкретные цели, то по большему счету такой план не выполняет свою функцию как для инвестора, так и для внутреннего пользования. Также важно понимать для кого вы составляете бизнес-план. В зависимости от адресата меняются разделы, которым нужно уделить наибольшее внимание, и, зачастую, само оформление бизнес-плана. Поэтому сначала определитесь с главными целями вашего проекта и адресатом, для кого вы составляете бизнес-план. После этого обязательно пропишите показатели, которые помогут вам оценить направление развития и прогресс вашего проекта. Поверхностный анализ рынка и конкурентов, непонимание текущей ситуации и тенденций развития Если при составлении бизнес-плана вы поверхностно подошли к анализу рынка и конкурентов, то впоследствии вы можете принимать не верные управленческие решения, которые могут закончиться дополнительными расходами или крахом вашего бизнеса. Поэтому важно не только проверять данные, которые вы используете в бизнес-плане, но и тестировать элементы вашего плана. Это поможет подготовить более осуществимый план и упростит его реализацию. Непроверенные или приблизительные расчеты, не владение цифрами Профессиональный инвестор обязательно заметит, если вы не погрузились в сферу вашего бизнеса и не понимаете тех процессов, которые там происходят. Будьте готовы, что вам придется подтвердить вашими финансовыми отчетами или данными авторитетных источников те цифры и показатели, которые вы используете в плане. Неправильное оформление Если вы готовите бизнес-план для получения инвестиций, то неправильное оформление может быть одной из причин, по которой ваш план не будет утвержден. Поэтому заранее необходимо уточнить, какая методика составления бизнес-плана является желательной и на какие показатели необходимо обратить особое внимание. Перекладывание ответственности на инвестора Многие предприниматели, планируя привлечение инвестиций, пытаются все свои проблемы перенести на инвестора. Но с профессиональными инвесторами такие штуки не пройдут. Инвестор обязательно задаст вопрос, какую сумму вы уже инвестировали или планируете инвестировать и уточнит, какие гарантии возврата средств вы предоставите. Важно понимать, если ваш проект имеет большие риски для инвестора при запуске, то этот риск должен быть уравновешен высокой ожидаемой доходностью. Если этого нет, то получить финансирование будет очень сложно. Большой и непонятный бизнес-план Нормальным объемом для бизнес-плана считается документ в 25-40 страниц. Старайтесь писать лаконично и без воды, особенно когда план предназначен для внешнего инвестора. Иначе читатель устанет, пока доберется до сути. Также стремитесь писать бизнес-план понятным языком для широкого круга людей. Если вы будете использовать специфическую лексику и термины, то не владеющему ими инвестору ваш план может показаться непонятным, неинтересным, в итоге, ваша идея не будет одобрена. Непрозрачные условия для инвестора Важно понимать, что любой профессиональный инвестор заинтересован в окупаемости своих инвестиций в кратчайший срок. Поэтому, если в вашем бизнес-плане отсутствует информация по срокам возврата денег, основным рискам инвестора, его доли и процессе выхода из проекта, то риск не получить финансирование очень велик.
В зависимости от объема средств, задач и аудитории, кому план представлен, неспособность реализовать бизнес-план может иметь серьезные юридические последствия. Традиционно бизнес-планы являются строго конфиденциальными и предназначены для весьма ограниченной аудитории. Сам бизнес-план в целом рассматривается как тайна. Тем не менее, появление свободного программного обеспечения и открытых источников открыло модель и привело к появлению понятия открытого бизнес- плана. Открытый бизнес-план — это бизнес-план с неограниченной аудиторией. Такой бизнес-план, как правило, публикуется в интернете и доступен для всех. Бизнес-цели могут быть определены как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций. Для коммерческих организаций бизнес-планы обычно сосредоточены на финансовых целях, таких как прибыль или создание материальных благ. Бизнес-планы некоммерческих организаций, а также правительственных агентств, как правило, сосредоточены на "организационной миссии", которая является основой для их государственного статуса или их некоммерческой деятельности, хотя некоммерческие организации могут также сосредотачиваться на оптимизации доходов. Основное различие между коммерческими и некоммерческими организациями является то, что "коммерческие" организации максимально сосредоточены на получении дохода по сравнению с некоммерческими организациями, которые функционируют для обеспечения большей пользы для общества. В некоммерческих организациях могут развиваться попытки сбалансировать миссию с "запасами" или доходом. Форматы и структура представления бизнес-плана Формат бизнес-плана зависит от контекста. Общими для бизнеса, особенно для стартапов, являются три или четыре формата бизнес-плана: 1. Оно часто используется в качестве рекламы, чтобы пробудить интерес потенциальных спонсоров, клиентов или стратегических партнеров. Презентация основных моментов с устным повествованием — убеждающее, развлекательное слайд-шоу и устное повествование, предназначенные для запуска обсуждения и для того, чтобы вызвать интерес у потенциальных инвесторов в прочтении полного письменного представления. Содержание презентации обычно ограничивается резюме и несколькими ключевыми графиками, отражающими финансовые тенденции и ключевые ориентиры принятия решений. Если предлагается новый продукт и позволяет время, то демонстрация этого продукта также может быть включена в презентацию. Письменное представление для внешних заинтересованных сторон - подробный, хорошо написанный и приятно отформатированный план, ориентированный на внешние заинтересованные стороны. Внутренний оперативный план - подробный план, описывающий детали планирования, которые необходимы для управления, но не представляющий интерес для внешних заинтересованных сторон. Такие планы имеют несколько более высокую степень откровенности и неформальности, чем версия, направленная на привлечение внешних заинтересованных сторон и другие форматы. Типичная структура для бизнес-плана для запуска предприятия включает в себя титульный лист и оглавление, резюме, миссию компании, описание анализа среды бизнеса, SWOT-анализ, промышленный фон, анализ конкурентов, анализ рынка, маркетинговый план, оперативный план, резюме управления, финансовый план и приложения.
Бизнес-план: значение, виды, структура и пошаговая инструкция создания
Бизнес-план в отличие от стратегического плана состоит не из всего перечня общих целей компании, а только из одной, которая напрямую связана с созданием и развитием конкретного нового бизнеса. Из каких частей может состоять бизнес-план: краткое описание разделов. Бизнес-план – это набор документации, который включает в себя подробную информацию обо всех этапах формирования и осуществления предпринимательства, нюансы развития, возможные проблемы, а также пути их предупреждения и решения.
Как самостоятельно составить бизнес-план
Здесь надо подумать, на что скорее всего откликнется клиент: газеты, специальные журналы, справочники, радио, рекламные щиты, рекламные объявления, реклама на транспорте, телевидение, прямые почтовые отправления, личное убеждение, выставки. План производства В этом разделе должны быть описаны все производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на фирме. Здесь надо рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, которые занимает фирма, их расположением, оборудованием, персоналом. Кроме того, в этом параграфе должно быть уделено внимание планируемому привлечению субподрядчиков, если таковые присутствуют. Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы, связанные со сроками поставок, числом основных поставщиков и насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции. Управленческий персонал Инвестиции делаются в конкретных людей, а не в бизнес-план. Поэтому данный раздел является одним из самых важных. Он должен объяснить, каким образом организована руководящая группа и описать основную роль каждого ее члена. Маловероятно, что небольшая фирма на ранней стадии своего развития сможет собрать достаточно сбалансированную команду.
Поэтому резонно обратить внимание как на сильные, так и на слабые стороны руководящей группы. В этом разделе желательно представить данные о партнерах фирмы, их возможностях и опыте. Источники и объем требуемых средств В этом разделе предприниматель должен представить свои соображения относительно: объема требуемых средств; откуда намечается получить эти деньги, в какой форме и к каким срокам; сроков возврата средств. Практически, в этом разделе здесь речь должна идти о том, какую долю необходимых средств можно и нужно получить в форме кредита, а какую лучше привлечь в виде паевого капитала собственных средств для индивидуальных предпринимателей. Рассчитать срок возврата кредита. Оценка риска Цель раздела - определить и показать пути предотвращения тех рисков, с которыми может столкнуться предприятие в результате осуществления проекта. Хорошим способом проанализировать возможные риски - это провести анализ чувствительности. Это значит - переработать финансовые прогнозы так, чтобы увидеть, например, последствия изменения того или иного фактора, влияющего на живучесть проекта.
Финансовый план бюджет Необходимо включить в бизнес-план детальный финансовый план. Он должен содержать в себе следующие компоненты: прогноз объемов продаж; оценки прибыли и убытков; анализ движения наличности. Прогноз объемов продаж должен дать представление о той доле рынка, которую фирма предприниматель предполагает завоевать своей продукцией.
Затягивание сроков из-за проблем с подготовкой документов. Можно не угадать с желанием клиентов. Из-за этого невостребованный товар будет лежать на полках, а прибыль сократится. Когда закончите со SWOT-анализом, можно переходить к составлению бизнес-плана. Как составить план: структура с примерами Одного универсального шаблона под все виды бизнес-проектов нет. Но есть структура и образцы, от которых можно отталкиваться.
Я дам пример реального бизнес-плана, чтобы вы поняли, как это работает. Он подойдет для индивидуальных предпринимателей, акционерных обществ, кооперативов, холдингов. Рекомендации Чтобы бизнес-план работал, нужно придерживаться следующих требований: объем — 20—30 страниц; использовать информацию из достоверных источников; все разделы должны быть взаимосвязаны друг с другом; цены должны быть реалистичными и рассчитаны на основе себестоимости и конкурентного анализа; условия возврата денег банкам, инвесторам нужно четко прописать. Титульная страница Титульный лист — это то, с чего стоит начать. От его оформления и содержания зависит, захотят ли люди сотрудничать, давать деньги. Что должно быть: название компании с контактами, адресом; Ф. Меморандум конфиденциальности Документ, запрещающий копировать, использовать, давать другим бизнес-план без разрешения автора. Он защищает вашу идею от кражи, поэтому обязательно добавьте его. Резюме Краткое описание проекта.
По этим первым двум страницам инвесторы решают, вкладывать средства или нет. Что писать: Цель проекта. Что и где вы собираетесь открывать. Какие задачи будет решать проект. Сколько денег нужно, чтобы открыть свое дело. Когда проект окупится. Возможные риски. Можно не писать или набросать в общих чертах. Много думать не придется, если уже делали SWOT-анализ со мной.
На примере кадрового агентства: Цель. Открыть кадровое агентство в городе с населением 1 000 000 человек. Трудоустройство людей, поиск высококвалифицированных сотрудников для компаний. Кадровое агентство — перспективное направление. Почти все организации пользуются услугами рекрутеров, чтобы найти сотрудников. На первом этапе 6—12 месяцев не требуется больших вложений. Управлять агентством можно удаленно на дому.
Этап 1. Стратегический анализ бизнес-идеи Стратегический анализ включает в себя несколько этапов и методов оценки: Метод PEST-анализа заключается в оценке влияния четырех групп макроэкономических факторов политических, экономических, социальных и технологических , которые могут оказать влияние на реализацию предлагаемой бизнес-идеи. Метод оценки пяти конкурентных сил по М. Портеру является одним из наиболее распространенных способов исследования микроэкономических факторов влияния на результаты деятельности компании.
С этой целью необходимо привести следующие сведения: потребности, удовлетворяемые товаром или услугой; экономические показатели, которые включают в себя в первую очередь цену для потребителя; внешнее оформление; сравнение с аналогами; патентная защищённость; главные направления совершенствования продукции. Четвёртый раздел. Он включает в себя исследование и анализ рынка сбыта и конкуренции. Анализируя рынки сбыта необходимо определить спрос и ёмкость каждого конкретного рынка по всем видам товаров, наличие конкурентов на нём. Кроме того, необходимо проанализировать возможности предприятия для участия в конкурентной борьбе, также необходимо отобрать целевые сегменты, а именно самые привлекательные для предприятия в конкретный момент времени. Далее производится позиционирование рынка, что обозначает установление позиций продукта в конкретных рыночных сегментах и прогноз объёмов продаж. Пятый раздел. Он состоит из плана маркетинга. При разработке плана маркетинга необходимо в первую очередь обеспечить максимальное приспособление производства к требованиям рынка, активно влиять на потребителей посредством рекламы, целевой политики и качества. В этой связи данный раздел может включать в себя следующие элементы: стратегию маркетинга; товарную политику, которая подразумевает описание ассортимента товаров, создание новой продукции, стратегию, направленную на повышение качества имеющейся продукции; ценовую политику, которая определяет метод ценообразования; коммуникативную политику, среди инструментов которой выступают реклама, стимулирование продаж, личная продажа, прямой маркетинг, а также спонсорская поддержка. Все, перечисленные инструменты применяются с целью формирования и поддержания имиджа предприятия. Шестой раздел. Он состоит из производственного плана. Данный раздел определяет ход производственной программы предприятия, а также даёт подробное описание производственного процесса с указанием узких с технологической и организационной точек зрения мест и направлений их преодоления. Среди наиболее важного аспекта данного раздела является точное определение себестоимости производимой продукции. Описание технологического процесса содержит требуемые производственные мощности, потребности и условия покупки технологического и иного оборудования, а также потребность в сырье, материалах и пр. Кроме того, данный раздел должен содержать информацию о требованиях к источникам энергии и их доступности; подготовке производства; контроле качества продукции, а также требования, которые предъявляются к квалификации и наличию необходимого персонала. Седьмой раздел. Он состоит из организационного плана и служит для раскрытия организационно-правовой формы, которая определяет организационную структуру предприятия, а также объясняет показатели эффективности последней. Восьмой раздел.
Бизнес-план – первый шаг к своему бизнесу
Тем более его подготовительный этап не является затратным. Есть мастера, которые на начальном этапе даже не арендуют помещение, а услуги маникюра предоставляют на дому. Кроме того, чтобы начать бизнес, не требуется больших вложений. Достаточно приобрести необходимое оборудование, инструменты, материалы и пройти обучающие курсы. Далее бизнес можно развивать, улучшая качество услуг, ведь опыт приходит со временем.
Скачать бизнес-план по соцконтракту для маникюрного кабинета Пример бизнес-плана по соцконтракту для парикмахера Одной из хорошо развитых предпринимательских сфер являются парикмахерские услуги. Парикмахерскими пользуются все — мужчины, женщины, дети, а потому данный вид бизнеса всегда востребован и достаточно прибылен. Этот вид оказываемых услуг требует умеренных вложений, что значительно облегчает создание своего бизнеса. Однако стать парикмахером может не каждый.
Данному мастерству нужно обучиться. Как правило, человек решается открыть свое дело, проработав некоторое время в найме и получив ценный опыт. Скачать бизнес-план по соцконтракту для парикмахера Особенности бизнес-плана для ЛПХ Достаточно неплохо государство поддерживает сельское хозяйство. Личное подсобное хозяйство — это не бизнес, а вид деятельности, который может приносить доход.
В данном случае можно не бояться проверок налоговой и санитарной инспекции. Имея личное подсобное хозяйство и земельные участки, можно выбрать любой вид деятельности: разводить птиц, в том числе кур-несушек, выращивать овощи, содержать пчел, выращивать скот. При отсутствии земельной площади можно арендовать земельный участок из сельскохозяйственных земель населенного пункта.
Однажды предприниматель, который хотел собирать и развозить по городам продукты из домохозяйств, в анализе рынка указал, что в стране 120 млн домохозяйств. В результате проверки выяснилось, что в России всего 52 млн домохозяйств — человек ошибся в два раза! После этого его бизнес-план уже не было смысла читать дальше. План продаж и стратегия маркетинга Этот важный раздел показывает, каким образом и через какие каналы продвижения вы будете доставлять продукт и показывать его клиенту. Анализ ресурсов Чаще всего этот раздел опускается, если занимаются услугами. Здесь даются общие данные: сведения о строительной, производственной площадках, трудовые ресурсы, сырье, материалы и капитальные вложения, которые нужны, чтобы создать или арендовать эти площадки. Анализ проектных рисков Их около десятка, и один из самых важных — маркетинговый, который содержит три тезиса: не то, не тем и не там. Вы продаете не тот продукт который не пользуется популярностью, вышел из моды, не в тренде , Не тем — не знаете своего клиента, не разобрались, существует ли он вообще, заходите в низкоконкурентный, а, следовательно, безденежный рынок. Не там — выбираете не ту локацию, канал продвижения. Например, хотите продавать задвижки для нефтепровода через Инстаграм, а металлоконструкции в Facebook. Второй важный риск — это риск участников проекта. Люди, которые находятся внутри контура предприятия например, совет директоров и акционеры, руководители и подчиненные, которые не нашли общий язык и участники проекта за контуром: налоговики, поставщики, контрагенты, компании на аутсорсинге. Все они относятся к рискам участников проекта, которые нужно прорабатывать. Например, вы должны быть готовы, что аналитики, которые будут смотреть ваш бизнес-план, спросят: «Как вы будете решать ситуацию, если поставщик откажется работать? Еще существуют финансовые риски если вы неправильно используете средства , юридические и политические какова обстановка в стране, запрещается ли что-то законом, вводятся ли санкции, можете ли вы закупать иностранное сырье или оборудование. То есть, как только вы зашли, вы должны запустить деятельность и начать инвестировать. Все «минусовые» месяцы, которые получатся в PNA, и есть та сумма инвестиций, которую вы будете запрашивать. Сюда же внесите, например, основные макроэкономические показатели, если они важны: куда двигается курс экономики, каков курс валют. Сделайте прогноз основных финансовых показателей и покажите расходы: сколько планируете тратить на маркетинг, сколько стоит клиент, каков размер фонда оплаты труда, ожидаемые траты аутсорсинг и закупку продукции. Укажите, сколько получите дохода, исходя из ассортимента. В этом пункте также должны быть видны налоги и налоговая база,тогда будет понятно, какую систему налогообложения вы выбираете. Рассчитана ставка дисконтирования — она показывает, насколько подешевеют ваши деньги с течением времени. И указывается показатель эффективности проекта, IRR, норма доходности на инвестиции, прогнозная стоимость бизнеса, мультипликатор, который вы применяете к расчету стоимости бизнеса, чистая прибыль.
Именно этим подробностям стоит уделить особенное внимание. Для поиска инвесторов. Этот вариант направлен на то, чтобы получить деньги от инвесторов. Конкретные требования к документу зависят от потенциальных финансовых партнёров. План должен зацепить инвестора, поэтому к стандартным пунктам можно добавить наглядные таблицы, инфографику или резюме с выжимкой основных параметров проекта. Для получения господдержки. Существуют государственные программы, которые направлены на поддержку малого бизнеса. Такие есть, например, для агропромышленности, туризма и других сфер. Документацию нужно собрать в соответствии с требованиями конкретной программы, в противном случае заявку не примут. Это запасной план на случай тяжёлого финансового положения. Он должен помочь минимизировать ущерб, который возник на фоне резкого падения спроса. Часто такой план используют предприятия-банкроты и предбанкроты, чтобы показать кредиторам, как компания сможет урегулировать споры с ними в судебном или досудебном порядке. Как написать бизнес-план: пошаговая инструкция Мы рассмотрим стандартную схему составления бизнес-плана. Она подойдёт, чтобы открыть новую компанию или изменить стратегию развития уже существующей. В зависимости от цели предпринимателя, структуру можно менять. Например, если вы собираетесь получать стороннее финансирование, скорректируйте содержание разделов под требования ведомства. Сначала нужно провести анализ рынка, оценить сильные и слабые стороны бизнеса, продумать финансовую модель и только потом приступать к написанию бизнес-плана. Это можно сделать за 5 шагов. Шаг 1. Анализируем рынок и конкурентов Этот шаг нужен, чтобы понять, есть ли спрос на продукт, и определить ценовую политику. Кроме того, он поможет найти, что упускают конкуренты, чтобы отстроиться от них. Например, если у другой компании платная доставка, вы можете сделать свою дешевле или бесплатной. Анализ включает два больших этапа: 1. Выход на ЦА. Определите, кому интересен продукт.
Инвесторы имеют большой опыт и при беглом взгляде на текст, сразу поймут, стоящий он или нет. Это чёткая и конкретная лаконично изложенная информация до двух страниц , которая сразу посвятит вас в проект. Резюме призвано убедить инвесторов, что игра стоит свеч и прибыль последует незамедлительно. Резюме содержит следующую информацию: данные о компании чем занимается, кто основал, ведёт, каких успехов добились и другое по необходимости ; основополагающие цели будущего дела; ресурсы, необходимые для реализации проекта средства инвесторов, кредитование ; методы, влияющие на воплощение в жизнь и успех дела; план и график воплощения проекта в жизнь, возможные корректировки; способы и временные рамки возврата инвестиций занятой суммы , уровень прибыли; какого эффекта планируется достичь. Цели Под целью компании подразумевается конкретный результат, которого планирует добиться предприниматель. При постановке цели важно отметить уникальность дела, его пользу и преимущество для потребителей. Не забудьте о технологической стороне бизнеса, а также о дальнейшем развитии: укажите, что компания не будет выходить в ноль, а будет постепенно наращивать прибыль. Подробнее про цели бизнес-плана мы писали в этой статье. Анализ рынка и отрасли Важный вопрос: следует ли открывать именно это дело, будет ли оно востребованным и перспективным. Ответы на эти вопросы должны быть утвердительными. Вам следует убедить инвестора, что рынку требуется ваш бизнес, что дело займет определенную нишу и сможет стать в ней ведущим. В этом разделе также следует очертить портрет потенциального покупателя, и дать прогнозы на развитие отрасли в будущем.
Основы составления бизнес-плана
Учитывайте особенности изменения цен, присущие вашей сфере, региону, сезону. Приводя в плане утверждения, ссылайтесь на подтверждающие документы, статистику. Используйте только достоверные источники, соответствующие рассматриваемой теме. Старайтесь сделать бизнес-план емким, грамотным, но максимально коротким. Оптимальный объем — 20-25 страниц без приложений. Никто не будет тратить время на изучение «истории» объемом в 50-100 страниц. Ориентируйтесь на людей, которые будут рассматривать документ, — им должно быть все понятно, проект должен заинтересовать. Делать бизнес план ради бизнес-плана смысла нет. Документ должен стать вашим путеводителем к цели.
Добавляйте в план графические элементы диаграммы, графики, схемы, иллюстрации , которые позволяют быстро разобраться с новой информацией, оценить и сравнить данные. Планируйте достаточно времени на разработку бизнес-плана. Если подходить к этому процессу основательно, работа займет минимум 3 месяца. Перед составлением бизнес-плана ознакомьтесь с похожими документами других компаний, которые можно использовать в качестве образца. Применяйте современные инструменты для анализа рынка и бизнес-среды. Не стесняйтесь прибегать к помощи специалистов, имеющих знания и опыт в этой сфере.
Данный раздел может содержать в себе приложения в виде натурального образца продукта, а также фотографии, документации с описанием технической стороны и так далее. Если продуктом труда является несколько единиц, то в данном разделе описывается каждая из них. Этот раздел имеет следующую структуру: описание и наименование продукта; область его применения и основное назначение; описание характеристик; авторские права, если таковые имеются; сертификат качества, гарантии; эксплуатация и сервис. Раздел 8. Маркетинг план по сбыту продукции В данном разделе предоставляет анализ рынка, разработка стратегии поведения на рынке, объясняется, в каком объёме потребители будут покупать продукцию, а также указываются возможные способы воздействия на спрос. Отмечаются и основные методы продажи продукта или услуги, определение планируемых цен. Информация, которая будет содержаться в этом разделе, должна убедить потенциального потребителя приобрести этот продукт для себя. Покупатели в данном случае имеют свои характеристики, например, по месту в цепочке поставок, а также статусом — они могут быть юридическими или физическими лицами. Описываются потребительские характеристики бизнес плана, и среди них важно уделить внимание внешнему виду, степени его привлекательности, цене и назначению, прочности, безопасности в использовании и так далее. Проводится анализ потребителей, конкурентов, описание преимуществ товара. Проводится анализ рынка сбыта продукции или услуги, описывается логистическая концепция по доставке товара, а также указывается лицо, которое занимается управлением цепью поставок. Кроме того, в данном разделе указывается стратегия, по которой будут привлекаться потребители и рекламные кампании, это может быть также предоставление образцов бесплатно и многое другое. Здесь же указывается цена и прогнозируемый объём продаж.
Просто попытайтесь найти услугу, которую будет предоставлять ваша компания, в браузере. Конкуренты найдутся на первой-второй странице поисковой выдачи Локальному бизнесу особенно важно оценить рынок в отдельном районе. Если открываете кафе у дома или шиномонтажку, вы не будете конкурировать с такими же компаниями в других частях города. А бизнесу, целевая аудитория которого шире, чем жители ближайшего ЖК, стоит поискать конкурентов более глобально — изучить данные Росстата, отраслевые рейтинги, которые публикуют деловые издания, и список тех, кто бывает на профильных мероприятиях: на конференциях, вечеринках и премиях. Чтобы изучить конкурентов, смотрите их соцсети, читайте отзывы и подмечайте важные детали: стоимость и ассортимент услуг, давно ли компания на рынке, условия работы. Провести подобное маркетинговое исследование можно самому или через специальные компании. Шаг 2. Название метода — аббревиатура. Она расшифровывается так: S — Strengths — сильные стороны бизнеса, которые выделяют его среди конкурентов W — Weaknesses — слабые стороны компании O — Opportunities — возможности для роста и развития бизнеса T — Threats — внешние угрозы, которые препятствуют развитию компании и могут привести к негативным последствиям Представим, что вы собираетесь открыть интернет-магазин. Шаг 3. Собираем исходные данные Прежде чем приступать к написанию плана, важно определиться с вводными вашего бизнеса. Например, это: Выбор системы налогообложения. Выберите налоговый режим, который подойдёт вашей компании, и рассчитайте размер налогов. Инвестиционные расходы. Сюда входят затраты на ремонт помещения, закупку оборудования и обучение сотрудников. Перечень прочих затрат. Он может включать в себя аренду, коммунальные платежи, расходы на рекламную кампанию и многое другое. Расчёт источников финансирования и сроки выплаты займов. Численность персонала и размер оплаты труда. Анализ закупки сырья. Выберите, какое сырьё, где и с какой периодичностью придётся закупать. Расчёт выручки, прибыли, рентабельности, а также прогнозирование зависимости от сезонности при необходимости. Политика ценообразования. Определите, за счёт чего будет формироваться цена на услуги. Это только минимальный перечень сведений, которые нужны для планирования.
Круг задач, для которых составляются бизнес планы, очень широк. Приступая к составлению бизнес плана, помните — главное, чтобы в итоге эта работа помогла Вам достичь поставленных целей. Кто-то сталкивается с необходимостью составления бизнес плана непосредственно на этапе создания собственного бизнеса, но многим студентам экономических направлений впервые иметь дело с бизнес планом приходится еще во время обучения в ВУЗе. Грамотное составление бизнес плана является комплексным и многогранным процессом, требующим определенного опыта. Безусловно, выполнение подобного учебного задания может вызвать ряд трудностей. Если задание, связанное с составлением бизнес плана вызывает затруднения, Вы всегда можете обратиться к нашим авторам , которые помогут разобраться в проблемных моментах. Дерзайте, развивайте свои идеи, и занимайтесь тем, что Вам действительно нравится.
АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА НОВОЙ БИЗНЕС-ИДЕИ
- Что учесть при составлении бизнес-плана?
- Как составить бизнес-план
- Что такое бизнес-план: определение, понятие и сущность
- Что такое бизнес-план
- Бизнес-план | Что это такое, как составить, пример с расчётами
Как составить бизнес-план для социального контракта в 2023-2024 годах
Если вы знаете, как составить бизнес-план, но не учли все нюансы, толк от проделанной работы будет минимальным. SWOT-анализ 1. Сильные стороны — то, что выгодно отличает вашу деятельность от конкурентов. Возможно, у вас в подчинении будут работать лучшие специалисты сферы или же вы нашли способ удешевления себестоимости продукта. Слабые стороны — то, чего не хватает, чтобы начинать бизнес. Возможно, у вас нет помещения или какого-либо оборудования.
Возможности — перспективы, которые могут сыграть на руку. Например, можно поучаствовать в конкурсе и выиграть грант. Риски — негативные факторы, тянущие дело назад. Например, высокая налоговая ставка, необходимость получения массы разрешений и так далее. Бизнес-план пошагово Разобравшись с теорией, переходим к практике - отвечаем на вопрос как составить бизнес-план пошаговая инструкция.
Документ должен быть составлен четко и грамотно, и содержать следующие структурные элементы: Купить рекламу Отключить Резюме Первой и определяющей частью стратегии является резюме.
Получив возможность детально изучить цели предприятия, возможные перспективы и доходы, опытный специалист примет решение остаться в компании и найти свое предназначение именно здесь. Для объединения с другим предприятием.
Нередко бизнес-планирование становится главной ступенью на пути к слиянию двух компаний. Это позволяет продемонстрировать перспективность будущего тандема, раскрыть возможные риски, дать представление о предстоящих прибылях или убытках. Для осуществления реорганизационных процессов или оптимизации производства.
Многие предприятия в процессе роста изменяют направление своего развития, охватывают новые сферы деятельности. Выбрать грамотную концепцию в этом случае гораздо проще, составив бизнес-план. Это даст возможность четко определить цели предстоящих перемен, наметить задачи и сроки исполнения.
Ключевые принципы бизнес-планирования Осуществление бизнес-планирования в организации опирается на несколько основных принципов: Единство. Суть в том, что предприятие следует рассматривать как целостный объект. Его составляющие должны придерживаться одного направления в развитии.
Планы отдельных подразделений — неразрывно взаимодействовать с задачами всей компании. Вне зависимости от должности и круга обязанностей к осуществлению бизнес-планирования привлекается каждый работник. Суть этого принципа сводится к тому, что бизнес-планирование является процессом постоянным и непрерывным.
Такой подход позволяет своевременно корректировать тактику с учетом неопределенных и стремительно меняющихся внешних условий. Способность быстро перестроиться в связи с возникновением непредусмотренных факторов, влияющих на работу предприятия. Максимальная точность.
Необходимое условие при составлении любого бизнес-плана. Непременное выполнение. Составленный план надлежит четко исполнять, и это касается каждого сотрудника организации.
Задачи бизнес-планирования Как и любой другой процесс в деятельности компании, бизнес-планирование выполняет определенные функции и задачи. Некоторые из них: выделить направление для работы предприятия. Определить положение на современном рынке, возможные перспективы роста; дать оценку поставленным целям ближайшим и на длительный период , способам их достижения, стратегическим и тактическим маневрам.
Выход на плановый объем прибыли ожидается через 10 месяцев после открытия. Годовой доход — 893 000 рублей, а месячный — 153 000 рублей через 9—10 месяцев после запуска проекта. Люди предпочтут знаменитых конкурентов. Опирайтесь на факты и цифры. Уложитесь в 1-2 страницы. При прочтении оно должно заражать вашей идеей, рисовать перспективы в голове. Где я возьму денег?! Цели В этом разделе мы будем писать о том, ради чего вообще захотели стать бизнесменами. Деньги — да. Но за воздух их же не получишь.
В описании не забудьте про следующие детали: Технологические процессы. Схема производства. Достаточно разбить все по пунктам, состоящим из 3—5 предложений. Можно добавить инфографику. Детальное описание оставьте для специального буклета. Выгоды потребителей, подкрепленные доказательствами. Особенность, за которой к вам придут покупатели. Новая технология, низкие цены, ускоренная доставка и т. Перспективы развития. Каким вы видите предприятие через год после открытия, через 5 лет.
Что вы намерены сделать для этого. Патенты, авторские права. Они убедят банки, инвесторов в уникальности стартапа. Этот раздел на примере выращивания зелени в теплицах: Технологический процесс. Построим 2 теплицы общей площадью 50 кв. Рассаду будем закупать у оптовиков с 15-процентной скидкой. Для полива установим оросительное оборудование. Высадка рассады, прищипывание, удобрение, сбор урожая делаем вручную. Урожай получим через 40—50 дней после посадки. Почему потребители пойдут к нам.
Зелень из первой теплицы мы будем отправлять в магазины.
Руководители компаний и предприниматели сегодня хорошо ориентируются в вопросах управления и развития бизнеса. Однако, несмотря на багаж знаний и опыта, часто спотыкаются на вопросе: «Зачем мы готовим бизнес-план? Он отвечает на вопрос, каким образом предприниматель сможет заработать деньги и избежать критических финансовых угроз. Важно поставить себя на место инвестора и изучить его интересы.
С этой точки зрения не так важно, кто выступает инвестором — банк, венчурный фонд, бизнес-агент или круг родственников. У каждой группы инвесторов своя картина мира, в которой есть ключ к позитивному решению. Информация не всегда доступна в полном объеме, но нужно обращать внимание на любые сигналы, связанные с задачами и интересами инвесторов. Так предприниматель сможет понять, что можно сделать, как оформить и преподнести информацию, чтобы инвестор смог оценить потенциал проекта, риски и принять решение. Произвольная организация работы с бизнес-планом Предположим, что предпринимателю нужно обосновать перед инвесторами строительство нового цеха.
Времени всегда не хватает, предприниматель чувствует, что находится на растущем рынке, и старается быстрее ухватить удачу за хвост. Он примерно прикидывает организацию работы в новой части производства, на скорую руку подтягивает строительный проект часто довольно сырой , поручает финансисту сделать расчеты. В этой ситуации есть идея бизнес-проекта, но сам план создается «на коленке». Он годится в случае, если инвесторы так же хорошо чувствуют рынок и у них есть доверие и позитивный опыт работы с предприятием. В других случаях, например, при выводе на рынок нового продукта, нужна последовательность в организации работы с бизнес-планом: исследование внешней среды, выделение рыночных трендов, фиксация идеи, поиск потенциальной бизнес-модели и т.
Затем — определение круга потенциальных инвесторов, изучение их интересов и проработка позиции бизнес-плана. Экономика инноваций Как стать венчурным инвестором: пять шагов для начинающих Можно ли составить план самому Елена Малькова считает, что успех плана сильно зависит от того, что бизнесмен умеет делать сам. Для расчетов ему понадобится помощь грамотного финансиста. А также, вероятно, ему нужно будет сделать несколько полевых исследований силами сотрудников собственной компании или сторонних агентств. В этом случае он может выступить и как эксперт, и как интегратор результата.
В случае, если руководитель компании обладает сильной бизнес-чуйкой, лидерским талантом, опытом и сильной профессиональной командой, в которую входят директор по маркетингу, финансовый директор, коммерческий директор и директор по производству, то руководитель может организовать работу команды над бизнес-планом. В такой ситуации «приглашенные» специалисты будут полезны на этапах выполнения внешних исследований, работы с первым лицом при подготовке решения о стратегии и бизнес-модели, для оценки разработанного бизнес-плана, готовности команды к презентации перед инвесторами, организации командной дискуссии. Если опыт в развитии инвестиционных проектов мал, а команда первого лица не контактировала с новым типом инвестора, то лучше обращаться к специалистам. Это могут быть разные профессионалы, и сам проект по разработке бизнес-плана будет состоять из отдельных элементов: исследования, описания бизнес-модели, финансового анализа, оформления презентации и пр. Главное здесь — собрать информацию у разных специалистов и интегрировать ее в единый документ, который будет соответствовать интересам инвесторов.
Такая работа обладает более сильным потенциалом для руководителя, чем полный аутсорсинг. Ведь, погружаясь в работу с консультантами, координируя усилия разных специалистов, руководитель и сам начинает довольно хорошо ориентироваться в материале. А это сделает его более уверенным в работе с инвесторами. Советы по составлению плана Елена Малькова делится советами для предпринимателей, решивших составить свой бизнес-план: Не пытайтесь запрыгнуть в последний вагон. Подходите к разработке бизнес-плана как к отдельному жизненно важному проекту.
Планируйте время. Речь идет о квартале и больше. Думайте о решении инвестора, а не о бумажке, которую нужно подать. Если будете удерживать в фокусе внимания интересы инвестора, его критерии оценки инвестиционных проектов, особенности поведения, то сможете точнее выстроить взаимодействие.