В любом случае аферисты пытаются имитировать «полезные действия». Выполнив указания аферистов, сельчанин ничего подозрительного не заподозрил и продолжил выполнять все их требования. По её словам, аферисты применяют многоэтапные схемы со сложными психологическими манипуляциями. Аферисты держат собеседника в стрессе, нагнетают обстановку: давят на то, что за разглашение данных предварительного расследования или другой секретной информации человеку грозит уголовная ответственность, — из-за этого меньше шансов. Что такое мошенничество и как его квалифицирует закон в России? Расскажем об обмане и злоупотреблении доверием как главных атрибутах этого правонарушения.
Крадут деньги, голос и лица: распространенные схемы мошенничества назвали в Роскачестве
Аферисты звонят пожилым и доверчивых людям и обещают выплаты в преддверии Дня Победы. Имитация бурной деятельности позволяет аферистам на начальном этапе «деятельности» уйти от наказания по статье 159 УК «Мошенничество». В полиции отмечают, что потерпевшая не в первый раз попадается на уловки аферистов. Принимаем сообщения о мошенничестве. Анализируем обращения. Публикуем информациюо новых легендах и схемах, даём рекомендации по безопасности.
Как работают телефонные мошенники и как бороться с ними с помощью закона и психологии?
Федерального закона от 07. Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового. Федеральных законов от 27.
Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение, — в ред. Федерального закона от 29. Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
Деяние, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное в крупном размере, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
По мере совершенствования системы кибербезопасности растут и возможности аферистов, которые придумывают все новые способы воровства денег с банковских карт при помощи телефона и интернета. Сколько денег теряют россияне по вине мошенников Телефонное мошенничество превратилось в основной способ выманивания денег у граждан России: в 2022 году на этот вид незаконной деятельности пришлось около 90 процентов основных схем, применяемых кибераферистами. По словам начальника управления противодействия кибермошенничеству Сбербанка Сергея Велигодского, в 2022 году злоумышленники пытались украсть у россиян 200 миллиардов кредитных денег.
Не все попытки увенчались успехом, однако статистика все равно пугает: по вине телефонных мошенников в прошлом году россияне потеряли рекордные 14,2 миллиарда рублей. Причем не исключено, что в действительности дистанционным путем было похищено еще больше денег. К столь неутешительным выводам эксперты приходят на основе заявлений людей в правоохранительные органы. В общей сложности было зафиксировано пять миллиардов попыток телефонного мошенничества.
В своих схемах аферисты прибегают к использованию роботизированных виртуальных ассистентов. Чаще всего звонки с подменных номеров поступают россиянам из-за границы: в лидеры по этому показателю выбились Украина, Польша, Казахстан, Таджикистан, Белоруссия. Через форму обратной связи в мобильном приложении банка клиенты в 2022 году пожаловались на 1,8 миллиона телефонных звонков от мошенников. Снижать свою активность преступники явно не планируют и, напротив, лишь расширяют масштабы своего бизнеса.
В 2023 году они используют для обмана не только звонки с подменой номера 20 процентов случаев , но и мессенджеры 40 процентов , и звонки с помощью DEF-номеров, когда телефонный код не привязан к географическому расположению 40 процентов. Схемы мошенничества Одна из старейших мошеннических схем, применяемых до сих пор, нацелена прежде всего на пожилых людей: это трюк с «попавшим в беду родственником». Скорее всего, почти все о нем слышали: звонящий в крайне эмоциональном тоне убеждает, что близкий вам человек стал виновником ДТП, попался с наркотиками или совершил какое-либо другое серьезное правонарушение. Как следует запугав собеседника и добившись желаемого психологического эффекта, преступник затем заговорщицки намекает, что «можно договориться» — и родственник избежит положенного наказания.
Затем трубку передают «сотруднику силовых структур», который развивает напор и уточняет детали. В зависимости от наглости мошенников сумма может варьироваться от 10-15 тысяч рублей до миллиона и даже больше. Деньги потребуют либо перевести сразу на карту, либо передать посреднику обычно их нанимают из молодых и не особенно одаренных людей; в среднем курьер успевает поучаствовать в двух-трех делах, после чего попадается полицейским и отвечает перед законом по полной, тогда как организаторы аферы могут находиться за границей. Фото: r.
Кто-то поверил в сказанное незнакомцем и поспешил перевести деньги, чтобы спасти своего сына, другим хватило выдержки сначала позвонить близким и спросить, действительно ли с ними случилась неприятность. Естественно, те пребывали в полнейшем недоумении, поскольку ни в какие аварии не попадали. Звонок из «службы безопасности банка» Не менее распространен звонок от «сотрудника службы безопасности банка»: преступник сходу огорошивает заявлением о том, что с карты клиента прямо сейчас пытаются списать крупную сумму, и чтобы этого не случилось, надо назвать звонящему номер карты, CVV-код и код из СМС. Так аферисты получают доступ к денежным средствам клиента.
Этот прием уже хорошо известен, но люди продолжают попадать в ловушку. В большинстве случаев мошенники действуют чисто интуитивно, они не знают, ни в каких банках обслуживается клиент, ни сколько денег он имеет на счете. К примеру, 23 марта 2023 года педагог из Челябинской области перевела 2,3 миллиона рублей на высланный ей номер счета якобы с целью спасения своих денег от кредита. Причем мошенники обрабатывали женщину в течение месяца.
В подтверждение этих слов приходит сообщение о зачислении средств. Расчет идет на то, что жертва почувствует себя неловко и поспешит вернуть деньги.
Жертвами чаще всего становятся пожилые люди. Есть даже случаи квартирных краж, совершенных под предлогом «обмена денег». Банк России напоминает, что обновленные банкноты — 100 и 5000 рублей — поступают в оборот постепенно. Старые банкноты не нужно специально обменивать на новые. И те и другие будут параллельно находиться в обращении. Игнорируйте предложения лиц, которые просят обменять банкноты или проверить их подлинность с помощью приложения.
Не устанавливайте никакие приложения по просьбе незнакомых лиц, а также не переходите по ссылкам, которые поступают от них. Ссылка для установки официального приложения «Банкноты Банка России» размещена на сайте регулятора. Его можно скачать самостоятельно на свой телефон. По любым банковским вопросам звоните в свой банк по номеру, указанному на его официальном сайте или на оборотной стороне банковской карты. Мошенники создают аккаунты в популярных мессенджерах от лица руководителей Банка России. Страницы содержат их реальные данные фамилия, имя, отчество, фото — эти сведения берутся из Интернета и выглядят максимально достоверно. Используя фальшивые аккаунты якобы служащих Банка России, злоумышленники отправляют сообщения руководителям или их заместителям различных крупных компаний или государственных органов. В письмах такие лжесотрудники просят помочь им, например, в задержании аферистов в кредитной организации и предупреждают о скором звонке уполномоченного сотрудника из профильного министерства.
Они рекомендуют следовать инструкциям звонящего, а о факте разговора никому не рассказывать. После этого злоумышленники звонят потенциальной жертве и под различными предлогами пытаются получить доступ к банковским данным или убеждают добровольно перевести деньги на подконтрольные мошенникам счета. Такую схему злоумышленники могут применять и в отношении обычных граждан. Например, за счет создания поддельных аккаунтов друзей человека в социальных сетях. Сотрудники регулятора не используют общедоступные мессенджеры или социальные сети для решения служебных вопросов. Обо всех подобных случаях мошенничества необходимо сообщать в правоохранительные органы. Банк России рекомендует гражданам сохранять бдительность и не сообщать посторонним людям личные и финансовые данные, под каким бы предлогом или каким бы способом их ни пытались узнать. Не нужно совершать какие-либо денежные операции по просьбе незнакомых лиц.
При возникновении любых сомнений относительно сохранности денег на банковском счете необходимо самостоятельно позвонить в свой банк по номеру, указанному на его официальном сайте или на оборотной стороне банковской карты. Злоумышленники начали использовать новую схему обмана людей, построенную на уловке о «специальном» счете в Центробанке. Они, как и прежде, сообщают человеку, что неизвестные пытаются похитить деньги с его счета, а для спасения средств их надо перевести на «безопасный» счет в Центробанке. Но теперь, по новой легенде, аферисты внушают потенциальной жертве, что сбережения на «спецсчет» переводятся временно, на период поиска преступников. А потом всю сумму человеку якобы возместят наличными в Общественной приемной Банка России в Москве. При этом злоумышленники пугают уголовной ответственностью за разглашение информации следствия. Мошенники действительно от имени потенциальной жертвы записывают человека на личный прием в Общественную приемную Банка России. Делают они это через сайт регулятора, указывая в качестве контактного номера телефон жертвы.
Это позволяет киберпреступникам войти в доверие и убедить собеседника сделать перевод. Только в сентябре 2023 года в Банк России обратилось несколько десятков человек, пострадавших от такой схемы обмана. В некоторых случаях суммы хищения составляют десятки миллионов рублей. Записаться на личный прием можно через сайт cbr. Банк России предупреждает: если вы самостоятельно этого не делали, но получили сообщение о записи, это значит, что вашими персональными данными пытаются воспользоваться злоумышленники. Не реагируйте на такое сообщение. Мошенники широко используют легенду о «безопасном» счете в Центробанке или «спецсчете». Они рассчитывают, что упоминание регулятора финансового рынка усыпит бдительность человека.
В действительности такого счета не существует, и по факту жертва переводит деньги злоумышленникам. Сотрудники Центробанка не звонят людям и не направляют никому копии каких-либо документов, не запрашивают персональные и банковские сведения, не предлагают совершить какие-либо операции со счетом. Если вам позвонили якобы «работники» Банка России, правоохранительных органов или банка и разговор касается ваших финансов, положите трубку. Не раскрывайте никому свои персональные и финансовые данные. Злоумышленники создают сайты, которые имитируют ресурсы государственных ведомств и популярных справочно-правовых систем, чтобы похитить средства компаний. Для эффективного продвижения страниц и привлечения большого числа потенциальных жертв они используют метод SEO-poisoning «отравление» поисковой выдачи. Другими словами, содержание фишинговых ресурсов представлено в таком виде, что в результате поиска мошеннические сайты предлагаются пользователям в числе первых. На них киберпреступники размещают зараженные вирусами шаблоны документов, которые часто ищут в Интернете секретари, бухгалтеры или сотрудники, занимающиеся финансовой, налоговой и другой отчетностью.
После скачивания вредоносного документа на рабочем компьютере сотрудника запускается программа удаленного доступа. Она позволяет хакерам дистанционно изменять в договорах с подрядчиками и поставщиками банковские реквизиты получателя средств на свои. Обнаружить вирусное программное обеспечение удается, как правило, не сразу.
Например, при продаже товаров и услуг, подписании договоров и т. Что касается злоупотребления доверием, то речь идет об использовании личных отношений или служебного положения. Например, когда родственник просит выступить поручителем по кредиту, по которому не собирается платить. Или когда врач, пользуясь статусом профессии, предлагает приобрести заведомо бесполезное лекарство. Точные определения всех видов мошенничества содержатся в статье 159 УК РФ. Как обезопасить себя от мошенников: Будьте бдительны.
Не доверяйте звонкам с неизвестных номеров. Если вам звонят из банка, то есть вероятность, что это мошенники. Никогда не сообщайте код, который пришел в смс-сообщении. Не сообщайте свои данные третьим лицам. Мошенники могут использовать любую информацию против вас. Это касается не только паспортных данных, но и номера телефона, счетов, банковских карт и так далее. Используйте только надежные сервисы онлайн-платежей. Не переходите по сомнительным ссылкам, они могут вести на фишинговые сайты, которые воруют ваши данные. Своевременно сообщайте в банк о пропаже и краже карты.
Что такое мошенничество и как защититься от него
Телефонное мошенничество: схемы, способы обмана, как защититься: Общество: Россия: | Что такое мошенничество и как его квалифицирует закон в России? Расскажем об обмане и злоупотреблении доверием как главных атрибутах этого правонарушения. |
Жульём поросло. Какие способы мошенничества появились в период пандемии? | Аргументы и Факты | Статья автора «Деловой Петербург — свежие новости и видео» в Дзене: Тинькофф за год вдвое снизил число клиентов со счетами для мошенников, заявил Олег Замиралов, глава Центра экосистемной защиты. |
Почему мы «ведемся» на уловки мошенников?
Кто такой аферист, или Тонкое искусство обмана | Как не попасться на уловки аферистов, когда подавать заявление в полицию и какое наказание ждет преступников по статье “Мошенничество”, — в материале РИА Новости. |
Последние новости о мошенничестве - РТ на русском | читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Гроза преступников: жительница Саратова борется с мошенниками Мошенники развели футболиста "Спартака" Классена на 900 тысяч рублей. |
Обвиняют в мошенничестве: что делать, как защитить себя | Здесь вы отыщете наиболее значимые происшествия, новости Санкт-Петербурга, последние новости бизнеса, а также события в обществе, культуре, искусстве. |
Кто такой аферист?
Правоохранительные органы действуют по уголовно-процессуальному кодексу, и звонки подозреваемым в этот процесс не включены. Вас вначале задержат, далее суд изберет меру пресечения, и только после этого ведутся следственные действия с вашим участием. Если же вас насторожил подобный звонок, закажите выписку из банка по всем действующим счетам и убедитесь, что нет подозрительных переводов. Вербовка в схему отмывания денег Мошенники под видом сотрудников правоохранительных органов предлагают якобы официальную работу по поиску преступников. Чаще всего такие звонки получают те, кто уже однажды стал жертвой злоумышленников. Все, что нужно делать человеку — получать на свою карту деньги и отправлять их далее по цепочке либо снять эти деньги в банкомате.
По сути, это вовлечение в незаконную деятельность — дроппинг. Дроппер — это человек, которому на карту жертвы мошенников переводят деньги. Таким способом истинные выгодоприобретатели скрывают следы — деньги от жертв получают не на свои карты. Выяснить, кто являлся организатором дела, почти невозможно, а подставным лицом становится завербованный. В Уголовном кодексе нет состава преступления за дроппинг — происшествие можно квалифицировать как кражу либо мошенничество.
В судебной практике уже встречаются случаи, когда штрафы получали даже те, кто был вовлечен в эту деятельность обманным путем. Как избежать мошенничества Не разговаривайте и не делитесь персональными данными с людьми, которые представляются службой безопасности банка либо сотрудниками правоохранительных органов.
Кроме того, при получении таких предложений о работе не сообщайте свои паспортные данные и финансовые сведения данные карты и ее владельца, трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. Злоумышленники звонят гражданам и представляются сотрудниками правоохранительных органов. Вначале лжеполицейский сообщает человеку, что по поручению Центрального банка расследует дело о массовой утечке банковских данных, в числе которых могут быть и сведения о гражданине.
Под таким предлогом и для возможного привлечения собеседника в качестве пострадавшего мошенник предлагает ему сверить банковские сведения с базой украденных данных. Далее злоумышленник спрашивает у человека, в каком банке он обслуживается, просит данные карты, в том числе трехзначный код на ее оборотной стороне. Чтобы убедить потенциальную жертву в правдоподобности истории, мошенник может направить в мессенджер или на электронную почту фото поддельного документа о проведении оперативно-розыскных мероприятий. При поступлении такого телефонного звонка прервите разговор. Банк России напоминает, что ни работники банков, ни сотрудники правоохранительных органов никогда не запрашивают данные банковской карты ее номер, трехзначный код с оборотной стороны, СМС-код.
Эти сведения нужны мошенникам. Кроме того, ни Банк России, ни представители правоохранительных органов не направляют фото удостоверений или какие-либо другие документы. Банк России отмечает очередную волну широкого распространения мошеннической схемы, при которой злоумышленники представляются сотрудниками Центрального банка. Вначале мошенники звонят человеку и сообщают о сомнительных операциях, якобы совершаемых по счету или карте, после направляют ему в мессенджер или на электронную почту поддельное удостоверение сотрудника Банка России с логотипом и печатью. Такие документы могут содержать фамилии реальных работников — эти сведения злоумышленники могут брать с сайта регулятора.
Высылая фальшивое удостоверение, они надеются убедить человека в правдоподобности своих недобросовестных действий, чтобы в дальнейшем лишить его денег или оформить на него кредит. Банк России напоминает, что не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета, не звонит им, а его сотрудники не направляют никому копии своих документов. При поступлении телефонного звонка от мошенника немедленно прервите разговор и по возможности заблокируйте его номер. При возникновении любых сомнений относительно сохранности денег на вашем банковском счете самостоятельно позвоните в свой банк по номеру, указанному на его официальном сайте или на оборотной стороне банковской карты. Злоумышленники звонят гражданам под видом сотрудников службы поддержки оператора сотовой связи и сообщают, что номер абонента скоро перестанет действовать.
Чтобы избежать отключения номера, человеку предлагают набрать на мобильном телефоне определенную комбинацию цифр. Однако в результате абонент подключает переадресацию звонков и текстовых сообщений, в том числе с СМС-кодами от банка, на номера мошенников. Это позволяет им получить доступ к дистанционному управлению банковским счетом и похитить деньги. Кроме того, мошенники могут сообщить, что гражданину необходимо переоформить договор об оказании услуг связи, поменять тарифный план на более выгодный, отключить платную услугу. Иногда злоумышленники сообщают, что поступила заявка о смене мобильного оператора с сохранением номера.
Независимо от причины звонка цель мошенников — либо получить у человека код для входа в его личный кабинет мобильного оператора и установить переадресацию, либо убедить абонента подключить ее самостоятельно. Если вы продолжили общение и вам во время разговора пришел СМС-код от личного кабинета, никому не сообщайте его. Если возникли вопросы, самостоятельно позвоните в службу поддержки мобильного оператора по номеру, который указан на его официальном сайте. Злоумышленники обзванивают граждан под видом сотрудников банков и сообщают, что накопленный за покупки кешбэк и другие бонусные баллы можно обменять на рубли. Для этого мошенники запрашивают у человека банковские данные и СМС-код, полученный от банка, якобы для подтверждения операции и оплаты комиссии за услугу.
Однако на самом деле злоумышленники, заполучив эти сведения, совершают кражу денег со счета. Сотрудники банков никогда не запрашивают по телефону финансовые данные, в том числе трехзначный код с оборотной стороны карты или СМС-код. По любым банковским вопросам, в том числе по кешбэку, самостоятельно позвоните в банк по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на сайте кредитной организации. Чтобы якобы вернуть пострадавшему похищенные у него деньги, мошенники создают специальные сайты, ссылки на которые направляют по электронной почте, через смс или мессенджеры. Иногда они звонят с предложением оформить компенсацию за похищенные средства.
Только за май 2022 года Банк России направил в правоохранительные органы на блокировку данные о 38 интернет-ресурсах с предложением различных компенсаций, а также возврата украденных мошенниками денег. Доверчивых граждан злоумышленники просят заполнить форму с личными и финансовыми данными, чтобы якобы проверить полагающуюся сумму возврата и оформить его. А затем, получив эти данные, похищают у человека деньги. Клиент банка вправе рассчитывать на возврат похищенной суммы лишь в том случае, если он самостоятельно не переводил деньги на мошеннические счета и не раскрывал злоумышленникам свои личные и финансовые данные. Если деньги списали без вашего согласия, то единственный законный механизм вернуть их следующий: незамедлительно обратитесь в банк, заблокируйте карту и в течение суток после происшествия напишите в отделении банка заявление о несогласии с операцией.
Злоумышленники предлагают гражданам проверить, не попали ли данные счета или карты в руки третьих лиц. Для этого человеку присылают по электронной почте или иным способом ссылку на сайт, якобы проверяющий утечку банковских сведений. Как только жертва введет на этом сайте свои банковские данные, они оказываются у настоящих мошенников. После этого злоумышленники могут похитить деньги держателя карты или использовать его данные в противоправных целях. Не существует сайтов, на которых можно проверить факт утечки банковских сведений!
Никогда не вводите данные своего счета или карты номер, срок действия, проверочный код с оборотной стороны карты и персональные данные данные паспорта, дату рождения, адрес местожительства и другие на сомнительных сайтах, не переходите по ссылкам из подозрительных электронных писем или СМС-сообщений. Злоумышленники используют актуальную повестку для хищения средств у граждан. Например, якобы сотрудники банка звонят и сообщают о дефиците как наличных рублей, так и валюты. Далее предлагают перевести деньги с карты или банковского счета на некий «специальный счет», с которого впоследствии человек сможет беспрепятственно снять средства. Для открытия такого счета злоумышленники запрашивают у гражданина финансовые данные — номер карты, включая трехзначный код на ее обороте, а также подтверждающий СМС-код от банка.
Узнав эти сведения, они получают доступ к счету жертвы и переводят средства с него на мошеннические счета.
Они могут даже вести видимую деятельность, а потом исчезнуть вместе с собранными деньгами. Кроме того, эксперт предупредил, что злоумышленники могут рассылать сообщения с предложением купить путевку или билеты по подозрительно низким ценам, пишет Радио «Комсомольская правда».
Ранее «СП» писала , что мошенники придумали с помощью искусственного интеллекта новую схему обмана.
Также свою роль сыграл муж, который сказал Альбине С. К слову, ей звонили и с мессенджера «Ватсап» на экране телефона высветилась картинка портала «Госуслуги» , и «сотрудник ФСБ». Все эти люди пытались заморочить голову потерпевшей. Увидев подозрительную активность, сотрудники банка заблокировали ее счет. Мошенники не смогли перевести всю сумму. Все их усилия были направлены на то, чтобы женщина разблокировала счета, и аферисты смогли бы украсть все ее кредитные деньги. Так, благодаря мужу и сотрудникам банка, мошенникам не удалось вывести всю сумму со счета женщины. Не ведитесь на уловки мошенников!
По словам заместителя начальника Отдела МВД РФ по Кармаскалинскому району, подполковника внутренней службы Динара Сайфуллина, с начала 2024 года по 19 апреля в районе зафиксировано 20 случаев мошенничества. Общая сумма перевода денежных средств составляет почти 3 000 000 рублей. Уважаемые жители района, не поддавайтесь на уловки аферистов! Не отвечайте на звонки с незнакомых номеров. Не переводите свои денежные средства на так называемые «безопасные» счета. Это счета мошенников!
Как помочь жертве мошенничества и не сделать хуже
К примеру, «удостоверения о подтверждении личности квалифицированного сотрудника банка». Как нас обманывают в интернете и по телефону По словам IT-специалиста Дарьи Татариновой, в интернете нужно опасаться QR-кодов, фейковых сайтов и приложений, а также ненастоящих розыгрышей и распродаж. По телефону же самые распространённые звонки аферистов: от лица службы безопасности банка, правоохранителей или родственника, попавшего в беду. Как защититься от телефонных мошенников Во-первых, можно запросить обратный звонок по видеосвязи.
Подумайте о том, чтобы установить ограничения на оплату, снятие наличных и переводы на другие карты. В настоящее время многие мошеннические схемы происходят через интернет.
Поэтому очень важно сохранять свои личные данные и не делиться ими с незнакомыми людьми. Никогда не переходите по подозрительным ссылкам и не открывайте приходящие на ваш электронный адрес сообщения и статьи от неизвестных отправителей. Не забывайте проверять организации, с которыми вы сотрудничаете, даже если дело касается оказания бытовых услуг. Убедитесь, что они имеют соответствующие лицензии и разрешения на предоставление услуг. Никогда не следует идти на компромисс, когда речь заходит о вашей финансовой безопасности.
Всегда помните о своих правах, защищайте свои финансовые интересы и будьте бдительны, чтобы избежать финансовых мошенничеств. Ответственность за мошеннические действия В России ответственность за мошеннические действия в сфере финансов установлена в Уголовном кодексе РФ. Статья 159 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ареста или лишения свободы на срок до десяти лет в зависимости от тяжести и последствий преступления. Кроме того, по этой статье суд может применить дополнительные меры воздействия, такие как конфискация имущества, запрет на занимание определенных должностей или занятие определенной деятельностью. Мошенничество, совершенное 1 участником Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение Штраф до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года.
Штраф до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет. Штраф в размере от 100 000 рублей до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет. Лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере от 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, или без штрафа и с ограничением свободы на срок до 2 лет, или без ограничения свободы. Обязательные работы на срок до 360 часов. Обязательные работы на срок до 480 часов.
Принудительные работы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без ограничения. Исправительные работы на срок до 1 года. Исправительные работы на срок до 2 лет. Лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев или без штрафа и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без ограничения свободы. Ограничение свободы на срок до 2 лет.
Принудительные работы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без ограничения свободы. Принудительные работы на срок до 2 лет.
Кроме того, эксперт предупредил, что злоумышленники могут рассылать сообщения с предложением купить путевку или билеты по подозрительно низким ценам, а также создавать поддельные сайты для их продажи. Разумеется, используют аферисты и классические схемы мошенничества. Это могут быть звонки якобы сотрудников банка или полиции и с призывами срочно перевести деньги на «безопасный счет». Ранее россиянам рассказали о новой схеме мошенничества с полисами ОМС.
При этом парламентарий отметил, что, столкнувшись с таким поведением собеседника, лучшим способом собственной защиты будет просто положить трубку.
Дело в том, что при продолжении разговора можно поддаться на психологические уловки злоумышленников. Депутат посоветовал не верить незнакомцам на слово. По словам парламентария, сегодня перестраховка является самым верным другом всех, кто действует в цифровом пространстве.
Что считается мошенничеством
«Предварительно установлено, что аферист знакомился с гражданами и представлялся финансовым экспертом. Аферисты часто пытаются создать у жертвы впечатление, что средства на счете находятся под угрозой. Когда аферисты притворяются сотрудниками полиции, Центробанка и ФСБ — это как раз пример такой социальной инженерии. В наше время каждый, у кого есть смартфон и любая сумма денег на счету, становится потенциальной жертвой аферистов.
Мошенничество
Завладев кодом, аферисты могут расплатиться вашей картой за покупки или перевести деньги на другой счёт. Аферисты представляются сотрудниками полиции, которые расследуют утечку личной информации, и просят данные о банковской карте, чтобы «сверить сведения». АФЕРИСТ, -а, м. Тот, кто занимается аферами. Схема была нацелена на получение аферистами доступа к банковским аккаунтам пользователей, отметили в компании. А что такое обман и злоупотребление доверием? Обман – это сознательное сообщение или представление ложных сведений, или умолчание об истинных фактах, или умышленные действия для того, чтобы ввести в заблуждение. Стоит сразу же прекратить беседу, как только вы поняли, что на том конце провода аферист.
Новый способ мошенничества на «Госуслугах»
Если вы хотите вернуть деньги за отмененный заказ в маркетплейсе, связывайтесь с их поддержкой, а не с продавцом через мессенджеры. Не переводите средства по реквизитам физлиц. Поставьте двухфакторную аутентификацию на все аккаунты, к которым у вас привязаны карты и на которых хранятся личные данные. Это значит, что помимо ввода пары логин-пароль для входа нужно ввести дополнительный код, который приходит по электронной почте, СМС или в уведомлении приложения.
Не называйте эти числа по телефону, на сторонних страницах или в мессенджерах. Таким образом, вашу учетную запись не взломают. В феврале этого года мошенники начали внедрять практику «пристрелочных» звонков.
Потенциальной жертве в течение недели звонят разные люди с разных номеров и у особо болтливых узнают информацию: количество денег на счету, нужду в дополнительных средствах, обслуживающий банк, размер пенсии и так далее. Легенды всегда разные — от сотрудника управляющей компании дома до сотрудника кредитного учреждения. В конце цепочки звонит мошенник со всей накопленной о человеке информацией.
Чаще всего он представляется сотрудником Следственного комитета и говорит, что жертва стала фигурантом дела. Далее, используя данные с «пристрелочных» звонков, он получает деньги от человека на один из подставных счетов. Как избежать мошенничества Никому и никогда не передавайте финансовую информацию по телефону.
Таким образом можно вычислить, кто сливает ваши данные. Недавно вот звонил девушке. Не помню уже, как назвал ее. А она мне — где вы мой номер взяли?
Я ей объяснил. Она говорит: «А, понятно. Я неделю назад под этим именем покупку делала, понятно теперь, откуда мой номер». Умные не ведутся на такую фигню, в основном тупенькие все ведутся.
А у вас тупеньких много. Ну вот сейчас до обеда тысяч 80 собрали. У нас тотал — 2—2,5 миллиона в день, — просто объяснил Денис. Затем мошенник порассуждал, о том, что летом на заработанные деньги съездил бы в Крым, но только при определенных условиях.
В Европу, по его словам, выехать возможности нет. Есть тут у меня пара программок, я скажу, откуда вы. После десятисекундного молчания Денис спросил, находимся ли мы в Ярославской области. Услышав положительный ответ, попытался определить город, но не смог.
Под конец диалога он назвал Лизе адрес ее электронной почты. К нашему удивлению, он действительно совпал с ящиком. В распоряжении редакции имеется аудиозапись диалога с мошенником. Эта история — случайный пример.
Мы уже рассказывали историю о том, как мошенник позвонил сотруднице 76. RU и представился следователем. Во время разговора он напирал на девушку, давил, а под конец стал угрожать.
Потенциальной жертве в течение недели звонят разные люди с разных номеров и у особо болтливых узнают информацию: количество денег на счету, нужду в дополнительных средствах, обслуживающий банк, размер пенсии и так далее. Легенды всегда разные — от сотрудника управляющей компании дома до сотрудника кредитного учреждения.
В конце цепочки звонит мошенник со всей накопленной о человеке информацией. Чаще всего он представляется сотрудником Следственного комитета и говорит, что жертва стала фигурантом дела. Далее, используя данные с «пристрелочных» звонков, он получает деньги от человека на один из подставных счетов. Как избежать мошенничества Никому и никогда не передавайте финансовую информацию по телефону. Кроме того, не стоит рассказывать о себе и своем материальном положении незнакомым людям.
Не перезванивайте по незнакомым номерам. Доступ в «Госуслуги» Мошенники представляются по телефону сотрудниками МФЦ и сообщают, что на ваше имя пришло электронное письмо. А чтобы оно пришло в личный кабинет на «Госуслугах», нужно назвать код из СМС. Таким образом мошенники пытаются получить доступ к персональным данным на портале. Если сообщить код, они смогут сменить пароль, запросить кредитную историю, получить справку о доходах, информацию о транспортных средствах, а также оформить займ.
Ранее подробнее рассказывали о мошеннических схемах с упоминанием банков и госорганов.
Чтобы убедить потенциальную жертву в правдоподобности истории, мошенник может направить в мессенджер или на электронную почту фото поддельного документа о проведении оперативно-розыскных мероприятий. При поступлении такого телефонного звонка прервите разговор. Банк России напоминает, что ни работники банков, ни сотрудники правоохранительных органов никогда не запрашивают данные банковской карты ее номер, трехзначный код с оборотной стороны, СМС-код.
Эти сведения нужны мошенникам. Кроме того, ни Банк России, ни представители правоохранительных органов не направляют фото удостоверений или какие-либо другие документы. Банк России отмечает очередную волну широкого распространения мошеннической схемы, при которой злоумышленники представляются сотрудниками Центрального банка. Вначале мошенники звонят человеку и сообщают о сомнительных операциях, якобы совершаемых по счету или карте, после направляют ему в мессенджер или на электронную почту поддельное удостоверение сотрудника Банка России с логотипом и печатью.
Такие документы могут содержать фамилии реальных работников — эти сведения злоумышленники могут брать с сайта регулятора. Высылая фальшивое удостоверение, они надеются убедить человека в правдоподобности своих недобросовестных действий, чтобы в дальнейшем лишить его денег или оформить на него кредит. Банк России напоминает, что не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета, не звонит им, а его сотрудники не направляют никому копии своих документов. При поступлении телефонного звонка от мошенника немедленно прервите разговор и по возможности заблокируйте его номер.
При возникновении любых сомнений относительно сохранности денег на вашем банковском счете самостоятельно позвоните в свой банк по номеру, указанному на его официальном сайте или на оборотной стороне банковской карты. Злоумышленники звонят гражданам под видом сотрудников службы поддержки оператора сотовой связи и сообщают, что номер абонента скоро перестанет действовать. Чтобы избежать отключения номера, человеку предлагают набрать на мобильном телефоне определенную комбинацию цифр. Однако в результате абонент подключает переадресацию звонков и текстовых сообщений, в том числе с СМС-кодами от банка, на номера мошенников.
Это позволяет им получить доступ к дистанционному управлению банковским счетом и похитить деньги. Кроме того, мошенники могут сообщить, что гражданину необходимо переоформить договор об оказании услуг связи, поменять тарифный план на более выгодный, отключить платную услугу. Иногда злоумышленники сообщают, что поступила заявка о смене мобильного оператора с сохранением номера. Независимо от причины звонка цель мошенников — либо получить у человека код для входа в его личный кабинет мобильного оператора и установить переадресацию, либо убедить абонента подключить ее самостоятельно.
Если вы продолжили общение и вам во время разговора пришел СМС-код от личного кабинета, никому не сообщайте его. Если возникли вопросы, самостоятельно позвоните в службу поддержки мобильного оператора по номеру, который указан на его официальном сайте. Злоумышленники обзванивают граждан под видом сотрудников банков и сообщают, что накопленный за покупки кешбэк и другие бонусные баллы можно обменять на рубли. Для этого мошенники запрашивают у человека банковские данные и СМС-код, полученный от банка, якобы для подтверждения операции и оплаты комиссии за услугу.
Однако на самом деле злоумышленники, заполучив эти сведения, совершают кражу денег со счета. Сотрудники банков никогда не запрашивают по телефону финансовые данные, в том числе трехзначный код с оборотной стороны карты или СМС-код. По любым банковским вопросам, в том числе по кешбэку, самостоятельно позвоните в банк по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на сайте кредитной организации. Чтобы якобы вернуть пострадавшему похищенные у него деньги, мошенники создают специальные сайты, ссылки на которые направляют по электронной почте, через смс или мессенджеры.
Иногда они звонят с предложением оформить компенсацию за похищенные средства. Только за май 2022 года Банк России направил в правоохранительные органы на блокировку данные о 38 интернет-ресурсах с предложением различных компенсаций, а также возврата украденных мошенниками денег. Доверчивых граждан злоумышленники просят заполнить форму с личными и финансовыми данными, чтобы якобы проверить полагающуюся сумму возврата и оформить его. А затем, получив эти данные, похищают у человека деньги.
Клиент банка вправе рассчитывать на возврат похищенной суммы лишь в том случае, если он самостоятельно не переводил деньги на мошеннические счета и не раскрывал злоумышленникам свои личные и финансовые данные. Если деньги списали без вашего согласия, то единственный законный механизм вернуть их следующий: незамедлительно обратитесь в банк, заблокируйте карту и в течение суток после происшествия напишите в отделении банка заявление о несогласии с операцией. Злоумышленники предлагают гражданам проверить, не попали ли данные счета или карты в руки третьих лиц. Для этого человеку присылают по электронной почте или иным способом ссылку на сайт, якобы проверяющий утечку банковских сведений.
Как только жертва введет на этом сайте свои банковские данные, они оказываются у настоящих мошенников. После этого злоумышленники могут похитить деньги держателя карты или использовать его данные в противоправных целях. Не существует сайтов, на которых можно проверить факт утечки банковских сведений! Никогда не вводите данные своего счета или карты номер, срок действия, проверочный код с оборотной стороны карты и персональные данные данные паспорта, дату рождения, адрес местожительства и другие на сомнительных сайтах, не переходите по ссылкам из подозрительных электронных писем или СМС-сообщений.
Злоумышленники используют актуальную повестку для хищения средств у граждан. Например, якобы сотрудники банка звонят и сообщают о дефиците как наличных рублей, так и валюты. Далее предлагают перевести деньги с карты или банковского счета на некий «специальный счет», с которого впоследствии человек сможет беспрепятственно снять средства. Для открытия такого счета злоумышленники запрашивают у гражданина финансовые данные — номер карты, включая трехзначный код на ее обороте, а также подтверждающий СМС-код от банка.
Узнав эти сведения, они получают доступ к счету жертвы и переводят средства с него на мошеннические счета. При поступлении такого телефонного звонка немедленно прервите разговор. Сотрудники банков никогда не запрашивают по телефону личные и финансовые данные, в том числе трехзначный код с оборотной стороны карты или СМС-код. Чтобы уточнить интересующие вас вопросы, позвоните в банк по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на официальном сайте кредитной организации.
В последнее время злоумышленники часто звонят человеку с сообщением о том, что неизвестные лица пытаются похитить деньги с его счета и для сохранности средства нужно перевести на «специальный» «безопасный» счет в Центробанке. На самом деле счет, реквизиты которого называют злоумышленники, принадлежит им.
Кто чаще всего попадается на уловки мошенников
Схема была нацелена на получение аферистами доступа к банковским аккаунтам пользователей, отметили в компании. Фишинговый сайт имитировал сайт «Госуслуг», подчеркнула пресс-служба. Ранее в банке «Тинькофф» сообщили о разработке системы, которая может находить дропов.
Где ищут жертву Пострадать от действий афериста может практически кто угодно. Каждый из них имеет свою целевую аудиторию.
Брачный аферистнацелен на женщин, ищущих отношения. Мнение, что «разводить» могут только богатых и одиноких— неверное. И любительницы свободных знакомств, и замужние женщины могут попасться при должной доле наивности. Аферист может сыграть на их эмпатии, вызвать жалость.
Цель всегда одна — деньги жертв. Множество аферистов специализируются на пенсионерах. Те нередко пускают в квартиру «доброжелательных людей», которые предлагают товары или услуги.
Представившись сотрудником Пенсионного фонда, сообщил, что ему якобы неправильно посчитали стаж работы перед выходом на пенсию, и предложил записаться на личный прием для проведения перерасчета. Пенсионер согласился.
Лже-сотрудник Пенсионного фонда предупредил, что мужчине придет смс-сообщение с кодами и их необходимо продиктовать для подтверждения записи. Андрей В. После потерпевшему поступил звонок с мессенджера «Ватсап». Женщина, представившись сотрудником Центробанка, убедила свою жертву в том, что неизвестные пытаются оформить на него кредит в размере 600 тысяч рублей. Чтобы избежать неприятностей, мужчине предложили снять денежные средства.
Под руководством лже-сотрудника Андрей В. Но по каким-то причинам потерпевший не смог установить данную программу. Тогда аферист предложил поехать в другой банк и перезвонить ему. Только потом он осознал, что его провели мошенники. Ни машины, ни денег Марат Р.
Откликнувшись на пост, начал переписываться с продавцом. Тот проинформировал его, что машина оформлена на брата и надо будет перевести деньги на его телефон.
В Екатеринбурге местная жительница стала жертвой мошенников.
Из-за аферистов она лишилась квартиры и более шести миллионов рублей. Главный специалист фирмы по оптовой торговле, ремонту и монтажу промышленных машин и оборудования обратилась в полицию. Далее через мессенджер женщине позвонил лжесиловик и сообщил о попытках неизвестных обналичить ее счет, — рассказали в отделении по связям со СМИ УМВД Екатеринбурга.
Далее с женщиной связалась якобы сотрудница « Росфинмониторинга », рассказавшая, что аферисты пытаются взять на ту кредиты.
Кто чаще всего попадается на уловки мошенников
Аферисты обманули москвичку на 16 миллионов рублей, убедив продлить договор связи. 5. Что такое фишинг и как от него защититься? Фишинг — это вид интернет-мошенничества, который используется для кражи конфиденциальных данных человека. Как не попасться на удочку обманщиков, телеканалу «МИР 24» рассказал независимый эксперт по кибербезопасности Александр Алексеев. Когда аферисты притворяются сотрудниками полиции, Центробанка и ФСБ — это как раз пример такой социальной инженерии. пренебрежение правилами личного финансового планирования, часто подталкивают человека к необдуманным финансовым поступкам и их негативным последствиям (банкротству, долгам, проблемам социального характера) – все это формирует образ идеальной жертвы афериста. «Предварительно установлено, что аферист знакомился с гражданами и представлялся финансовым экспертом.