Ярослав Мудрый, Ослябя и Пересвет признаны святыми, сообщает РИА «Новости». Скончался благоверный великий князь Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде, под Киевом. Ярослав Мудрый был сыном святого равноапостольного князя Владимира. Биография Ярослава Мудрого, правление, город, "Русская правда", внешняя политика, библиотека, личная жизнь, рост, возраст, фото, смерть и последние новости о князе на
20 февраля 1054 года умер Ярослав (Мудрый)
Среди его деяний можно отметить строительство Софийского собора в Киеве, а также первую попытку установить независимость Русской Православной Церкви от Византии. В годы правления этого князя собор русских епископов выбрал митрополитом «пресвитера Лариона» — автора Слова о Законе и Благодати и первого «владельца» пещерки на высоком берегу Днепра, из которой впоследствии вырос знаменитый Киево-Печерский монастырь. Важным событием в годы правления Ярослава Мудрого стало составление первого известного свода законов русского права «Русской правды».
Ярослав одолел Святополка в яростной сече под Любечем , вступил в Киев , и занял великокняжеский стол в 1016 году, после чего щедро наградил новгородцев и отпустил их домой. Бежавший Святополк возвратился с полками своего тестя, Польского короля Болеслава Храброго , а также с дружинами немцев , венгров и печенегов. В 1017 или 1018 году Ярослав был разбит на берегах Буга и бежал в Новгород. Он готов был отплыть в Скандинавию, но новгородцы порубили княжеские ладьи и склонили Ярослава продолжить борьбу. С новым большим войском он разбил наголову Святополка и его союзников-печенегов, на реке Альте в 1019 году, на том же месте, где был предательски убит его брат святой Борис. Святополк бежал в Польшу и по дороге умер, а Ярослав в том же году стал великим князем Киевским.
Теперь он прочно утвердился в Киеве и, по выражению летописца, «утер пота со своею дружиной». В 1021 году племянник Ярослава, князь Брячислав Изяславич Полоцкий, объявил притязания на часть Новгородских областей. Получив отказ, он напал на Новгород, взял и разграбил его. Услышав о приближении Ярослава, Брячислав ушел из Новгорода со множеством пленников и заложников. Ярослав нагнал его в Псковской области, на реке Судоме, разбил его и освободил пленных новгородцев. После этой победы Ярослав заключил с Брячиславом мир, уступив ему Витебскую волость с городами Витебск и Усвят. Едва окончив эту войну, Ярослав должен был начать более трудную борьбу со своим младшим братом Мстиславом Тмутараканским, который требовал от него раздела русских земель поровну и подошел с войском к Киеву в 1024. Ярослав в то время был в Новгороде и на севере, в Суздальской земле, где был голод и сильный мятеж, вызванный волхвами.
В Новгороде Ярослав собрал против Мстислава большое войско и призвал наемных варягов, под начальством знатного витязя Якуна Слепого. Войско Ярослава встретилось с ратью Мстислава у местечка Листвена , близ Чернигова , и в жестокой сече было разбито. Ярослав снова удалился в свой верный Новгород. Мстислав послал ему сказать, что признает его старшинство и не добивается Киева, но Ярослав не доверял брату и воротился лишь собрав на севере сильную рать. Тогда, в 1025 году, он заключил с братом мир у Городца вероятно близ Киева , по которому земля Русская была разделена на две части по Днепру: области по восточную сторону Днепра отошли к Мстиславу, а по западную — к Ярославу. В 1035 году Мстислав умер и Ярослав стал единовластно править Русской землей - "был самовластцем", по выражению летописца. В том же году Я. В руках Ярослава были соединены теперь все Русские области, за исключением Полоцкого княжества.
Внешние отношения Ярославу пришлось еще совершать много походов против внешних врагов — почти все его княжение наполнено войнами. В 1017 году он успешно отразил нападение печенегов на Киев и затем боролся с ними, как с союзниками Святополка Окаянного. В 1036 году летописи отмечают осаду Киева печенегами, в отсутствие Ярослава, отлучившегося в Новгород. Получив об этом известие, он поспешил на помощь и наголову разбил печенегов под самыми стенами Киева. После этого поражения нападения печенегов на Русь прекратились. Известны походы Ярослава на север, против финнов. В 1030 году он ходил на Чудь и утвердил свою власть на берегах Чудского озера, где построил город и назвал его Юрьевым , в честь своего святого покровителя. В 1042 году Ярослав отправил сына Владимира в поход на ямь.
Символ Ярославля уже не в первый раз меняет свой облик в важные для города событийные и исторические даты. Он уже побывал в роли медика, студента, железнодорожника, а всего для бронзового зверя готовы более 150 костюмов. Рядом с памятником открыт музей медведя «Кутюр-шоу «Медвежий угол».
Ярослав ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. Церковь чтит память святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, князь Владимир посадил Ярослава в Ростове. В годы княжения в Ростове, молодой князь Ярослав на месте завоеванного его воинами поселения Медвежий Угол основал город Ярославль. По смерти старшего сына Вышеслава, князь Владимир перевел Ярослава в Новгород, где он и узнал о смерти отца. После смерти Владимира началась жестокая междоусобная борьба за Киевский престол. Старший сын Владимира Святополк вероломно убил своих братьев Бориса и Глеба и ценою крови братьев стал великим князем киевским.
В замыслы Святополка, прозванного в народе Окаянным, входило и устранение Ярослава. Получив известие от своей родной сестры Предславы о намерениях Святополка, Ярослав с новгородцами и варягами выступил к Киеву. У Любеча после 3-месячного противостояния Ярослав победил Святополка, которому удалось бежать под защиту своего тестя, польского короля Болеслава Храброго. В 1018 г. После непродолжительной осады Киев пал. Ярослав собрал в Новгороде новое войско из варягов и новгородцев-ополченцев и вновь двинулся к Киеву с целью вернуть себе великокняжеский стол. Решающее сражение между Ярославом и Святополком произошло на реке Альте 1019 г.
Комментарии
- Святой князь Ярослав Мудрый.
- День памяти Ярослава Мудрого в 2024 году — иконография
- День памяти Ярослава Мудрого в 2024 году — иконография
- Ослябя, Пересвет и Ярослав Мудрый стали общецерковными святыми : Общество: Россия:
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
- Ярослав Владимирович Мудрый
Святой князь Ярослав Мудрый.
Ему также приписывается древнейший русский памятник права «Устав», или «Суд Ярославль». По сложившейся традиции, святой благоверный князь Ярослав Мудрый считается небесным покровителем государственных мужей, юристов, судей, прокуроров, храмоздателей, библиотекарей, научных работников, учителей и студентов. Поделиться в социальных сетях:.
Он также пообещал заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя. Ярослав в Киеве 15 июля 1015 года в Берестове умер Владимир Святославич, так и не успевший погасить мятеж сына. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне.
В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда. В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами. Из летописей: «И отпусти их всех домой, - и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите». Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком: вскоре тот подступил к Киеву с печенегами, а в 1018 году польский король Болеслав Храбрый, приглашённый Святополком, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил в Киеве сестёр, жену Анну и мачеху Ярослава и, вместо того чтобы передать город «стол» мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. А Ярослав, после поражения вернувшись в Новгород, приготовился бежать «за море».
Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились. Весной 1019 года это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал. Конунг Эймунд спросил у Ярослава: «прикажете ли убить его, или нет? В 1019 году Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга - Ингигерде, за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестят созвучным именем - Ирина.
В качестве приданого от отца Ингигерда получила город Альдейгаборг Ладога с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии земли Ингигерды. В 1020 году племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме, разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 году согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города Усвят и Витебск. В 1023 году брат Ярослава - тмутараканский князь Мстислав - напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра, а в 1024 году Мстислав победил войска Ярослава под руководством варяга Якуна под Лиственом возле Чернигова. Мстислав перенёс свою столицу в Чернигов и, направив послов к бежавшему в Новгород Ярославу, предложил разделить с ним земли по Днепру и прекратить войны: «Садись в своем Киеве, ты - старший брат, а мне пусть будет эта сторона». В 1026 году Ярослав, собрав большое войско, вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с братом Мстиславом, согласившись с его мирными предложениями. Братья разделили земли по Днепру.
Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом. Ярослав, будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036 года года смерти Мстислава. В 1028 году норвежский король Олаф впоследствии прозванный Святым , был вынужден бежать в Новгород. Он прибыл туда вместе с пятилетним сыном Магнусом, оставив в Швеции его мать Астрид. В Новгороде Ингигерда, сводная сестра матери Магнуса, жена Ярослава и бывшая невеста Олафа, настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава после возвращения короля в Норвегию в 1030 году, где тот и погиб в битве за норвежский престол. В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов, изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев ныне Тарту, Эстония.
В том же году он взял Белз в Галиции. В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов, попов и бояр. В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен, завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был со-руководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету. В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира.
В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей - псковского князя Судислава - в темницу поруб. Только после этих событий Ярослав решается переехать со двором из Новгорода в Киев. В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя. В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 - Всеслав Брячиславич. В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней.
Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго - Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава - Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира - Гертруде, в знак союза с Польшей. В 1043 году, Ярослав, за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе, послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году. В 1044 году Ярослав организовал поход на Литву. В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина Ингегерда направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного. В 1047 году произошёл разрыв Ярославом Мудрым союза с Польшей.
Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде. Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде точно в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года старшего сына Владимира. В надписи граффити на центральном нефе Софийского собора под ктиторской фреской самого Ярослава Мудрого, датированной 1054 годом, говорится о смерти «царя нашего»: «В 6562 мца феврари 20 успен и е ц а ря наш е го в в оскресенье в н еде лю му ч Феодора». В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б. Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье.
В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету - с полуночи, в быту - с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была ещё суббота, а по другому, церковному, - уже воскресенье. Историк А.
Находку сделали в 1994 году во время археологических исследований на Троицком раскопе. С именем князя Ярослава связаны два важнейших события новгородской, а по существу — всей русской истории. В 1019 году, окончательно утвердившись на правлении в Киеве, Ярослав в награду за помощь в этом дал новгородцам «Правду и Устав». Документ описывал льготы, на которые городские управленцы ссылались всегда, когда приглашаемые ими князья пытались ущемить вечевую свободу. А в 1030 году Ярослав Мудрый открыл в Новгороде первую на Руси школу. И вошел в историю с гордым прозвищем за качество личности, особенно ценимое в народе и среди духовной элиты.
Ярослав оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси — «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа. Много сил уделял св. Церковь молитвенно вспоминает св. Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого, как местночтимого подвижника благочестия, началось сразу после его преставления 1054 г. Само погребение в храме а мощи великого князя, как известно, почивают в Софиевском соборе в древности свидетельствовало об особых заслугах почившего перед Церковью, поэтому перед его могилой совершались панихиды либо даже молебны, разрешавшиеся иногда священноначалием, чтобы с возношением молитв о нем до некоторой степени было воздаваемо ему почитание. Голубинский в известном труде «История канонизации святых в Русской Церкви» приводит свидетельство Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, Великого князя Ярослава Владимировича называет святым.
5 марта – День памяти князя Ярослава Мудрого
Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М. Ленивцевым в 1827 году. Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города. В 1958-1959 годах ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 года. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля.
Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. В «Степенной книге» XVI век сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» 1000 год. Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой. Другую версию привёл в «Истории Российской» В.
Эта дата в настоящее время принята большинством историков. Сменил Вышеслава в Новгороде Ярослав. Однако по сообщению Титмара Мерзебургского он был посажен Владимиром в темницу по обвинению в измене. Следующий по старшинству сын, Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование - для него был выделен в удел Полоцк.
И Владимир в Новгород поставил Ярослава. Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское. Период новгородского княжения Ярослава до 1014 года так же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород.
Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 года. До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода, Ярослав же поселился в самом Новгороде, который, к тому моменту, был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова, место это получило название «Ярославово дворище». Кроме того, у Ярослава имелась ещё и загородная резиденция в сельце Ракома, размещавшемся к югу от Новгорода.
Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава. Имя его первой жены неизвестно, предположительно, её звали Анна. Во время раскопок в Новгороде археологи нашли единственный пока экземпляр свинцовой печати Ярослава Мудрого, подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной её стороне изображены святой воин Георгий с копьем и щитом и его имя, на второй - человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав.
Князь Русский». По-видимому, на печати помещен довольно условный портрет самого князя, волевого человека с горбатым хищным носом, чей предсмертный облик реконструирован по черепу известным ученым - археологом и скульптором Михаилом Герасимовым. Выступление Ярослава против отца В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником.
Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение он пробыл там до смерти отца. И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца. Для того чтобы противостоять отцу, Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел.
Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно. В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи: «начали варяги насилие творить на мужатых жёнах». В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов.
Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему, жестоко расправился с ними. Произошло это в июле - августе 1015 года. Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях.
Это известие заставило князя Ярослава заключить мир с новгородцами. Он также пообещал заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя. Ярослав в Киеве 15 июля 1015 года в Берестове умер Владимир Святославич, так и не успевший погасить мятеж сына.
И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда. В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами.
Из летописей: «И отпусти их всех домой, - и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите». Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком: вскоре тот подступил к Киеву с печенегами, а в 1018 году польский король Болеслав Храбрый, приглашённый Святополком, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил в Киеве сестёр, жену Анну и мачеху Ярослава и, вместо того чтобы передать город «стол» мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. А Ярослав, после поражения вернувшись в Новгород, приготовился бежать «за море».
Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились. Весной 1019 года это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал.
Конунг Эймунд спросил у Ярослава: «прикажете ли убить его, или нет? В 1019 году Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга - Ингигерде, за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестят созвучным именем - Ирина. В качестве приданого от отца Ингигерда получила город Альдейгаборг Ладога с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии земли Ингигерды.
В 1020 году племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме, разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 году согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города Усвят и Витебск.
В марте 1966 года в Домодедово Анна Андреевна Ахматова скончалась. Ее отпевали в Морском соборе. Бог даровал Анне Андреевне мирную кончину. Знаменательно, что последняя запись, которую она сделала в своем дневнике в день кончины, была посвящена почитаемым ею мученикам и исповедникам Христовым: "Мы так много и подробно знаем о поведении первых христиан. Римские матроны еще носили свои обычные одеяния и драгоценности, так что палач не знал, как отрубать голову, чтобы не повредить жемчуга и изумруды на шее мучениц".
Ровно 360 лет назад скончался Данила Нечай, герой освободительной войны украинского народа против шляхетской Польши в 1648-1654 гг. Данила Нечай г. Хмельницкого, брацлавский полковник. Нечай был противником компромиссного Зборовского договора 1649 г. В 1649-1650 гг. Погиб в бою с польским войском в местечке Красное Подолия в 1651 г. О героических подвигах Нечая украинский народ сложил песни и думы.
Сегодня мы вспоминаем Александру Павловну 1783-1801 , великую княжну, дочь Павла I. Александра Павловна, великая княжна, старшая дочь Императора Павла I и его супруги императрицы Марии Федоровны, родилась 29 июля 1783 г. Воспитание великой княжны велось под непосредственным надзором Екатерины II. Уже в 13 лет Александра Павловна печатала переводы с французского в журнале «Муза». В 1796 г. Брак не состоялся из-за требования Екатерины II сохранить за невестой православие. В 1799 г.
Александра Павловна вышла замуж за наследника австрийского престола эрцгерцога Иосифа, палатина венгерского. В 1801 г. Похоронена в приделе русской православной церкви в Иреме предместье Офена. В этот день скончался Данило Самойлович Самойлович Сущинский ок. Самойлович настоящая фамилия - Сущинский родился 22 декабря 1744 г. В 1756 г. В 1761-1765 гг.
В 1767 г. В 1768-1770 гг. Как полковой врач, достиг значительного снижения заболеваемости и смертности личного состава. В 1770-1771 гг. Самойлович добровольно принял участие в борьбе с эпидемией чумы в Москве, был членом противочумной комиссии и заведующим чумными госпиталями. В 1780 г. Опубликовал за рубежом несколько своих исследований, в которых выдвинул некоторые новые предложения в сфере профилактики, диагностики и лечения чумы.
Самойлович первым доказал возможность противочумной прививки. За научные достижения Самойлович был избран членом Парижской, Марсельской, Тулузской общим числом 13-ти хирургических академий, а также Российской медицинской коллегии. В 1784-1799 гг. Самойлович руководил борьбой против чумы на юге России. За энергичные мероприятия по ликвидации чумы в 1785 г.
Согласно исследованиям историка и археолога Н. Воронина , «Сказание» было создано в XVIII—XIX веке, однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России [36]. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М. Ленивцевым в 1827 году [37]. Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города [38]. В 1958—1959 годах ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 года. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля [39] [40]. Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава , который правил в Новгороде. В « Степенной книге » XVI век сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» 1000 год. Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой [33]. Другую версию привёл в « Истории Российской » В. Эта дата в настоящее время принята большинством историков. Сменил Вышеслава в Новгороде Ярослав [33]. Однако по сообщению Титмара Мерзебургского он был посажен Владимиром в темницу по обвинению в измене [42]. Следующий по старшинству сын, Изяслав, к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование — для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава [43] [44]. Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем ростовское и все другие, за исключением киевского. Период новгородского княжения Ярослава до 1014 года столь же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 года. До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода , Ярослав же поселился в самом Новгороде, который к тому моменту был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова , место это получило название « Ярославово дворище ». Кроме того, у Ярослава имелась ещё и загородная резиденция в сельце Ракома , размещавшемся к югу от Новгорода [46]. Княжеский знак Ярослава Мудрого Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава [47]. Имя его первой жены неизвестно, предположительно её звали Анна [32]. Во время раскопок в Новгороде археологи нашли долгое время единственный экземпляр свинцовой печати Ярослава Мудрого, подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной её стороне изображены святой воин Георгий с копьём и щитом и его имя, на второй — человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав. Князь Русский». По-видимому на печати помещён довольно условный портрет самого князя, волевого человека с горбатым хищным носом, чей предсмертный облик реконструирован по черепу известным учёным — археологом и скульптором Михаилом Герасимовым [32]. Впоследствии, осенью 2014 года на Украине было обнаружено два экземпляра вислых печатей Ярослава с его изображением, сделанных, по-видимому, с одной матрицы. Первая печать была найдена в Чернухинском районе Полтавской области , и после находки хранится в частной коллекции в Киеве. Сведения о месте обнаружения и нахождения второй печати неизвестны. На этих печатях Ярослав также изображён погрудно, в высоком шлеме, с одеждой, застёгнутой на фибуле по-видимому, корзно , с бородой и торчащими усами, в одной руке он держит державу. Здесь князь несомненно изображён в более зрелом возрасте. По обеим сторонам от фигуры князя располагается древнегреческая надпись: «Ярослав — великий архонт России». На обратной стороне — изображение Георгия Победоносца. По всей видимости, эти печати равно как и новгородскую печать можно датировать ранним периодом княжения Ярослава, ориентировочно 1019-1026 гг. Восстание против отца[ править править код ] В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен [44]. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису , которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение он пробыл там до смерти отца. И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца [49]. Для того, чтобы противостоять отцу, Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом [44]. Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел [50]. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно [51]. В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи : «начали варяги насилие творить на мужатых жёнах» [52]. В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему, жестоко расправился с ними. Произошло это в июле — августе 1015 года [44] [51]. Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило князя Ярослава заключить мир с новгородцами. Он также пообещал заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя [53]. XVI в.
После смерти великого князя Владимира началась жестокая междоусобица за Киевский престол. Старший сын Святополк, прозванный Окаянным, вероломно убил своих братьев Бориса и Глеба, потом замышлял расправиться и с братом Ярославом. Ожесточенная борьба между ними продолжалась четыре года и закончилась победой Ярослава. На несколько десятилетий Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси, которая при нем достигла наивысшего могущества.
Тайна мудрого Ярослава.Почему исчезли останки киевского князя?
Чтобы привить в народе начала христианской веры, святой князь велел переводить греческие рукописные книги на славянский язык, а также заботился о подготовке священнослужителей из числа русских христиан. Он составил свод законов Киевской Руси — «Русской правды», которая на долгие годы стала правовой основой жизни русского народа. Ему также приписывается древнейший русский памятник права «Устав», или «Суд Ярославль». По сложившейся традиции, святой благоверный князь Ярослав Мудрый считается небесным покровителем государственных мужей, юристов, судей, прокуроров, храмоздателей, библиотекарей, научных работников, учителей и студентов.
В 1044 году Ярослав организовал поход [62] на литву. В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина Ингигерда направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора , вместо сгоревшего деревянного. В 1047 году Ярослав Мудрый разорвал союз с Польшей. Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.
Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде в праздник Торжества православия [63] на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года — старшего сына Владимира. В надписи граффити на центральном нефе Софийского собора под ктиторской фреской самого Ярослава Мудрого, датированной 1054 годом, говорится о смерти «царя нашего»: «В 6562 мца феврари 20 успен и е ц а ря наш е го в в оскресенье в н еде лю му ч Феодора». В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия В. Драчук объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету — с полуночи, в быту — с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счёту, это была ещё суббота, а по другому, церковному, — уже воскресенье [64]. Карпов считает, что князь мог умереть 19 по летописи , а похоронили его 20-го [63].
Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. Профессор Виктор Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 года [65]. Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе святой Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования. По результатам вскрытия января 1939 года [66] антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя. Рост его был 175 см. Лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, крупные глаза, резко очерченный рот практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко , резко выступающий подбородок [66].
Известно также, что он был хромым из-за чего плохо ходил : по одной из версий, от рождения, по другой — в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса. По сообщению журнала Newsweek , при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды [66] [67] [комм 7]. В ходе проведённого журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США юрисдикция Константинопольского патриархата. Браки, дети и династические связи[ править править код ] Родословное древо государей Российских. Была в 1018 году захвачена в Киеве в плен польским королём Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу [68]. Их дети разъехались по всей Европе.
Сыновья: Илья до 1018—? Гипотетический князь Новгорода [комм 1]. Изяслав Дмитрий 1024—1078 — женился на сестре польского короля Казимира I — Гертруде. Святослав Николай 1027—1076 — князь черниговский , предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии или Кикилии, Цецилии , неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде , дочери графа Леопольда. Вячеслав 1033—1057 — князь смоленский [комм 8]. Игорь 1036—1060 — князь волынский [комм 9]. Некоторые историки [69] отводят Игорю пятое место среди сыновей Ярослава, в частности, опираясь на порядок перечисления сыновей в известии о завещании Ярослава Мудрого и известие о том, что по смерти Вячеслава в Смоленске Игорь был выведен из Владимира «Повесть временных лет». Дочери: Елизавета 1025—?
Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I. В городе Тихонь, на берегу озера Балатон, в честь них названа церковь и установлен памятник. Анна Киевская 1032 или 1036 — между 1075 и 1089 вышла замуж за короля Франции Генриха I. Во Франции она стала известна как «дочь короля Руси Анна» [70]. Во Франции, в городе Санлисе Анне установлен памятник. Основная статья: Ингигерда Будущий православный святой благоверный князь Ярослав конунг Ярицлейв был свояком общехристианского [комм 10] будущего святого, норвежского конунга Олафа Святого — они были женаты на сёстрах: Ярослав на старшей сестре, будущей православной [комм 11] святой Ингигерд , Олаф на младшей сестре — Астрид. До того у обоих святых была одна невеста — принцесса Ингигерд Шведская на Руси благоверная княгиня Ирина , которая весной 1018 года дала согласие выйти замуж за Олафа Норвежского и собственноручно вышила плащ с золотой застёжкой своему жениху, а осенью того же года по требованию отца дала согласие выйти замуж за Ярослава свадьба состоялась в 1019. Романтические отношения Олафа и Ингигерд с 1018 по 1030 год описываются в трёх скандинавских сагах: « Саге об Олафе Святом », « Пряди об Эймунде » и т.
В 1029 году Олаф, будучи в изгнании в Новгороде, написал вису стихотворение об Ингигерд; часть его дошла до настоящего времени. После гибели и прославления Олафа в Новгороде, б. Малолетний сын будущего святого Олафа Магнус Добрый был после гибели отца усыновлён будущим святым Ярославом Мудрым, воспитывался в его семье и по достижении совершеннолетия при помощи приемного отца получил обратно престол Норвегии, а затем и Дании. Также Ярослав Мудрый — брат православных [комм 12] , первых прославленных на Руси святых — князей Бориса и Глеба , отец православных святых Владимира и Святослава Ярославичей, дед местночтимого православного святого Владимира Мономаха и католического Гуго Великого, графа Вермандуа. Ярослав был похоронен в Софии Киевской в бывшей шеститонной проконесского мрамора гробнице святого римского папы Климента , которую его отец Владимир Святославич вывез из завоёванного им византийского Херсонеса. Гробница цела до сих пор. Спорная генеалогия[ править править код ] Существует также точка зрения, что у Ярослава Мудрого была ещё одна дочь по имени Агата , которая стала женой Эдуарда Изгнанника , наследника престола Англии. Некоторыми исследователями ставится под сомнение факт, что Ярослав был сыном Рогнеды, а также существует гипотеза [71] , что у него была жена — Анна, которая умерла около 1018 года.
Возможно, Анна была норвежкой, а в 1018 году она была пленена Болеславом Храбрым во время захвата Киева. Там же выдвигается гипотеза о том, что некий Илья — «сын короля Руси» Ярослава Мудрого.
Вместе играли на сцене. И никогда не уставали друг от друга. Наоборот, помогали учить роли, советовались о том, как лучше сыграть того или иного персонажа. А однажды произошёл удивительный случай. Прямо на улице к Нелли подошёл пожилой человек.
Он оказался кинорежиссёром и искал исполнительницу главной роли для своего нового фильма. Типаж Нелли показался ему идеальным. Он пригласил женщину на пробы. Мужу Нелли решила пока ничего не говорить — вдруг не утвердят? Каково же было её изумление, когда на «Мосфильме» она увидела... Он пришёл пробоваться на роль в том же фильме! В итоге супруги получили роли в картине Маноса Захариоса «Ловцы губок».
Мы с Юрой играли главных героев, любящих друг друга, и сами были любящей супружеской парой», — вспоминала Корниенко. Роли в кино и театре приносили Юрию и Нелли много радости. Но главной радостью стало рождение дочери Екатерины в 1967 году.
В продолжение своего правления Ярослав вел пограничные войны, либо защищая пределы Руси, либо отодвигая их В продолжение своего правления Ярослав не раз вел пограничные войны, либо защищая пределы Руси, либо отодвигая их, либо оказывая вооруженную помощь союзнику. В этом сражении в составе русской рати сражались варяжские наемники, которые под этим годом в последний раз упоминаются в «Повести временных лет».
В 1038-м г. Ярослав воевал с ятвягами — балтским народом, обитавшим в соседстве с дреговичами на западе современной Белоруссии, в 1040-м «иде на литву», и в том же году «иде Ярослав на мазовшаны» — западнославянское племя, обитавшее на северо-востоке современной Польши, «в лодьях» [9] по Западному Бугу и Висле. В 1042-м г. В 1047-м г. Ярослав снова воевал с мазовшанами и «победи я, и князя их уби Моислава, и покори я Казимеру» [10] , польскому королю, с которым его связывали родственные узы: внук Болеслава Храброго Казимир был женат на сестре Ярослава Марии, в Польше носившей имя Добронега.
В качестве брачного вена Казимир отпустил 800 пленников, взятых его дедом Болеславом, когда тот захватил Киев, действуя в интересах своего зятя Святополка Окаянного. В 1043-м г. Русь в последний раз в своей истории и неудачно воевала с Империей ромеев. Запалом к войне послужило оставшееся безнаказанным убийство в Константинополе знатного русина, имя которого неизвестно. В поход на Царьград Ярослав послал своего сына Владимира.
Когда русские ладьи приблизились к имперской столице, «бысть буря велика и разби корабле руси, и княжь корабль разби ветр, и взя князя в корабли Иван Творимирича, воеводы Ярославля. Прочии вои Володимере вывержени быша на брег, числом 6000… И бысть весть греком, яко избило море русь, и послав Цесарь, именем Мономах, по руси олядий кораблей — В. Володимер же… изби олядии гречькия и вьзвратися в Русь… Вышату же яша сь извержеными на брег и приведоша я Цесарюграду, и слепиша руси много» [11]. Из византийских источников известно, что ослеплению подверглось около 800 пленников, а некоторые из них, вдобавок к лишению зрения, потерпели усечение правой руки. По прошествии 3-х лет между Империей и Русью был заключен мир, скрепленный женитьбой сына Ярослава Мудрого Всеволода на дочери Императора Константина Мономаха.
Родившийся в этом браке Владимир прозван был в честь своего деда-Императора Мономахом. Позже, в связи с происхождением князя Владимира, возникла легенда о «шапке Мономаха», будто бы подаренной Императором Константином IX своему киевскому внуку, и эта шапка, в действительности изготовленная в XIV веке и не в Византии, в течение веков служила на Руси главной великокняжеской и царской регалией. Чрез князя Владимира Мономаха потомками Императора Константина были Великие князья и потом русские Цари до Феодора Иоанновича включительно, а также до половины лиц из княжеских фамилий, принадлежащих к династии Рюриковичей. По мирному договору с Империей слепой воевода Вышата вместе с другими ослепленными пленниками «пущен бысть… в Русь к Ярославу» [12]. Дом Ярослава Мудрого связан был родственными узами с рядом правящих династий.
Своих дочерей Ярослав выдал замуж за западноевропейских монархов Дом Ярослава Мудрого связан был родственными узами с рядом правящих династий.
Ярослав Мудрый и монахи-воины Пересвет и Ослябя стали святыми Русской Церкви
За очень короткий срок древний Киев превратился в великую сокровищницу искусства и культуры, стал одним из красивейших городов Европы и Азии. При виде Киева внук Батыя потерял дар речи от восхищения. При Ярославе была построена София Киевская, возведены Золотые Ворота и многие другие прекрасные постройки. Сейчас невозможно и представить этого великолепия, которое родилось от слияния скандинавской, византийской и народной культур, ибо Киев напрочь был разрушен татарами. Князь Киевский Ярослав Владимирович Мудрый во святом крещении Георгий Ярослав Владимирович — единственный правитель русской земли, удостоенный звания Мудрый.
О дате рождения Ярослава Владимировича до сих спорят. Ярослав впервые упоминается в Повести временных лет в статье 6488 980 года, в которой рассказано о женитьбе его отца, Владимира Святославича, и Рогнеды, а после перечисляются 4 сына, родившихся от этого брака: Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод. В статье 6562 1054 года, где рассказывается о смерти Ярослава, говорится, что прожил он 76 лет. Соответственно, согласно летописным известиям, родился Ярослав в 978 или 979 году.
День его рождения тем более неизвестен. Сам Ярослав не был красивым человеком. Как и у всех Ярославичей глаза его были широко расставлены, у него были пышные кудрявые волоса и бородка. Ярослав плохо видел и был хромым на левую ногу, что плохо сказывалось на его здоровье.
В «Повести временных лет» за 6496 988 год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов. Но так как мальчику едва исполнилось 9 лет от роду, к нему был приставлен кормилец и воевода Будый в других источниках Буды. Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника.
В годы княжения в Ростове, молодой князь Ярослав на месте завоеванного его воинами поселения Медвежий Угол основал город Ярославль. Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. Сменил Вышеслава в Новгороде Ярослав. Княжение Новгородом имело более высокий статус, чем управление Ростовом.
И всё же новгородский властитель имел подчинённый статус по отношению к киевскому, то есть Владимиру. Это была сумма 2 тысячи гривен. Надо сказать, что её размер лишь немного уступал дружине Владимира. Наверное, именно это обстоятельство подтолкнуло сына взбунтоваться и в 1014 году отказаться платить огромную дань отцу.
Для того чтобы противостоять отцу, Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно. В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки.
В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему, жестоко расправился с ними. Произошло это в июле — августе 1015 года.
После беспорядков пообещал заплатить виру за каждого убитого и Новгородцы присоединились к нему. Владимир разгневался и начал готовить поход для усмирения бунтарей. Но на тот момент он был в преклонных летах. Вскоре заболел и скоропостижно умер, так и не наказав сына.
Место отца занял старший сын — Святополк Окаянный. Чтобы обезопасить себя и удержать власть в руках, он уничтожил троих братьев: Бориса, которого особенно любили киевляне, Глеба и Святослава. Такая же судьба ждала и новгородского посадника. Но тот сумел победить Святополка в кровавой битве под Любечем и в 1016 году вошёл в Киев.
Хрупкое перемирие между братьями, поделившими Киев по Днепру, время от времени переходило в «горячую» стадию.
Идея «механической» Власти «остановить мгновение» для рабов на уровне биологии и зова «плодитесь и размножайтесь», пусть даже подкрепленного прогрессом, никак не вписывалась в ценности вертикального становления человека, заданные христианством и нашедшие себя в понимании Святой Руси и стилистике Русского проекта. Формируя главные условия развития Русского государства и человека, Русский проект обращался к Новому уровню истории и Новому миру нового человека, созидаемого в любви к Богу, истине и человеку. В духовном складе русского народа эти ценности уже в Х веке составляли абсолютный уровень, который впоследствии и станет духовным камертоном русской культуры.
Равноапостольная княгиня Ольга ок. Благодаря этому последующее крещение Руси великим князем Владимиром в 988 году становится лишь естественным закреплением государственного и цивилизационного образа исторического Русского государства, его народа и его будущего. Он возводит дополнительную крепостную стену в Киеве. Впервые на Руси, как некогда в Иерусалиме, в стене создаются Золотые ворота, через которые Спаситель некогда вошел в Иерусалим.
Вслед за Киевом, Золотые ворота строятся в каждом крупном городе Руси, становясь великим народным свидетельством и приглашением Спасителя на Святую Русь. В «Хождении игумена Даниила» во святую землю, датируемом 1104-1106 годами, Даниил отнюдь не случайно именует Святую землю обетованную «своей родиной»2. Семена, посеянные Владимиром, при Ярославе Мудром прорастают великой мистической верой русского народа в то, что «благодать Святой Земли — молитвами, трудами и подвижничеством — может быть перенесена и на нашу родину»3. При этом Русская земля обретает черты подлинной Святой земли — Нового Иерусалима.
Тысячелетие спустя, в деяниях Ярослава Мудрого мы найдем ясность и определённость, задающие духовную высоту истории Русского государства и обретающиеся лишь на самых высоких уровнях духовной свободы. При этом Западный фаустовский проект, смещая христианские ценности на периферию и делая из них свой инструмент Власти, реализует онтологию обезбоженного мира, сводящуюся к интересам и Воле сильной сверхличности, творящей мир «под себя и свои интересы» и в своей свободе Власти, реализующей любые свои вожделения. Говоря о Западном проекте, Шпенглер обозначает волю к Власти высшей целью, к которой с самого начла устремлена «фаустовская душа» Запада и его «фаустовская культура». Воля к власти также и в области нравственного, стремление придать своей морали всеобщее значение, принудить человечество подчиниться ей, желание всякую иную мораль переиначить, преодолеть, уничтожить — все это самое наше собственное достояние»4.
Китеж-град При этом образ Святой Руси, отразивший представления русского народа об идеальном обществе и находящийся в пространстве неземного Православного царства и Небесного Иерусалима, со временем трансформируется и дополняется. Отдалясь от эпохи Владимира Святого и Ярослава Мудрого, этот образ, подобно сказочному граду Китежу, до времени погрузившемуся в глубину озера Светлояр, перемещается в глубину народного сознания, откуда «в хорошую погоду» можно услышать неземные переливы далекого звона его колоколов. На смену сияющему, воздушному образу Святой Руси приходит вполне земной образ Руси действующей, защищающей христианские народы и святые христианские ценности и исполняющей универсально-ценностную миссию в историческом мире перед лицом Творца. И это совсем не воздушный и совсем не бестелесный образ Небесного Иерусалима.
На смену ему приходит образ Православной земной империи, реализующей себя по праву первородства и соответствия принципу Translatio Imperii на основе книги пророка Даниила. Так Святая Русь становится важнейшей частью представлений о Третьем Риме, катехоне, удерживающем мир от зла. Литература Вебер Г. Всеобщая история.
Солдатенкова, 1887.
В этот день Новгородский музей-заповедник предлагает вспомнить, какие музейные артефакты и места связаны с этим знаковым для Великого Новгорода именем. В богатейшей коллекции древнерусских актовых печатей музея есть поистине выдающийся артефакт. Это печать Ярослава Мудрого XI века. Находку сделали в 1994 году во время археологических исследований на Троицком раскопе. С именем князя Ярослава связаны два важнейших события новгородской, а по существу — всей русской истории. В 1019 году, окончательно утвердившись на правлении в Киеве, Ярослав в награду за помощь в этом дал новгородцам «Правду и Устав».
Владимиру не нравилось большое количество богов, и он решил сделать Перуна — бога грома — главным богом среди всего славянского пантеона. Преобразование оказалось неудачным. Почему религиозная реформа провалилась? Князь не учел небольшую деталь: у каждого племени был свой верховный бог. Кто захочет молиться и приносить жертвы только богу Грома, вдруг это обидит других богов и они перестанут помогать людям? Поэтому религиозная реформа не была принята обществом, но Владимир не остановился и предпринял еще более радикальный шаг. Крещение Руси Выбор религии. В 986 году князь Владимир решил выбрать для своего народа единую веру, которая могла сплотить их и укрепить власть князя на Киевском престоле. Какие религии мог выбрать Владимир? Из летописи нам известно, что Владимир призвал к себе представителей трех религий: христианства, ислама и иудаизма. Например, в исламе был запрет на алкоголь и свинину. Ранее бабушка Владимира княгиня Ольга приняла христианство в Константинополе. Важно: не путайте христианство с православием, так как раскол христианской церкви на православную и католическую произойдет в 1054 году. Что повлияло на выбор христианства? Возможно, Киевская Русь так и осталась бы языческой, если бы Византия не попросила помощи против мятежников. Владимир согласился помочь, но с условием, что за это ему отдадут в жены сестру императора Анну. Владимир оказал помощь, но по окончании военной кампании византийский император не спешил отдавать свою сестру в жены языческому князю. Тогда Владимир со своим войском отправился в Корсунь, он же Херсонес город в Крыму в районе современного Севастополя , чтобы напомнить императору об их договоре. В ходе переговоров было решено, что Владимир примет христианство в этом городе. По возвращении в Киев в 988 году князь крестил народ в водах реки Днепр, куда же были сброшены и языческие идолы. Почему у Владимира столько прозвищ? Принятие христианства имело огромное значение, поэтому в прозвищах отражается отношение к нему всего народа. Васнецов, фреска «Крещение князя Владимира» Но мы знаем, как было на самом деле: Причины принятия христианства: Владимир стремился объединить под своей властью восточные племена, сплотив их верой в единого бога. Принятие христианства могло повысить международный авторитет и способствовать сближению с Византией и другими христианскими государствами. Религия обосновывала имущественное неравенство среди народа: не важно, беден или богат человек, если всех ждет суд перед богом. Принятие христианства могло усилить власть и авторитет князя. Последствия принятия христианства: Произошло объединение восточных славян, так как, приняв христианство, человек не был частью определенного племени. Возрос авторитет Руси на международной арене, укрепились дипломатические связи с христианскими государствами. На Руси появились нормы морали, которые регулировали поведение людей в обществе, снизилось число грабежей и убийств. Произошел толчок к развитию культуры: началось строительство церквей и храмов, развитие письменности и иконописи. С внутренними делами князя Владимира мы разобрались, пришло время узнать, как складывались отношения с соседями. Внешняя политика Владимира Главной целью Владимира было расширение государства. Рассмотрим схему, в которой приведены все основные направления внешней политики Владимира: Теперь кратко обсудим основные события: Походы на Волжскую Булгарию. В 985—986 годах Владимир совершил поход на Волжскую Булгарию и хазар, итогом которого стало выгодное торговое соглашение. Войны с печенегами. Для борьбы с печенегами на границах были построены засечные черты , а также города-крепости, которые помогали обороняться от врагов. В 992 году происходит битва на Трубеже, в которой войско Владимира победило печенегов. Итогом битвы стало строительство города Переяславля. Отношения с Византией. Князь удачно укрепил связь с Византией благодаря принятию христианства и женитьбе на сестре императора. Присоединения на Западе. Произошло удачное военное столкновение с Польшей за Червенские города, а также были организованы походы на племена ятвягов и белых хорватов.
ЯРОСЛА́В ВЛАДИ́МИРОВИЧ
Святой Благоверный Великий Князь Ярослав I Владимирович Мудрый (в св. крещении Георгий) (978 — Вышгород, 20 февраля/5 марта 1054). Сегодня в день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого митрополит Лев совершил Божественную литургию в Софийском соборе в сослужении духовенства. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 181. Рассказы о святых Ярослав Мудрый. Ярослав Владимирович Мудрый. Князь Ярослав Мудрый прославлен Русской православной церковью в лике святых. Православная Церковь 5 марта празднует память святого благоверного князя Ярослава Мудрого.
5 марта – День памяти князя Ярослава Мудрого
Ярослав Мудрый считается великим полководцем и политическим деятелем. В этот день все прихожане Русской православной церкви могут помолиться святому Ярославу. Ярослав Мудрый – сын Владимира I, стал киевским князем, после княжения в Ростове и Новгороде в результате очередной междоусобицы. После его смерти ящичек с мощами Ярослава Мудрого оказался в руках Украинской православной церкви в США, а икона Николы Мокрого представлена в храме Святой Троицы в Бруклине. Русский князь Ярослав Мудрый (978 – 1055) из рода Рюриковичей — сын князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. Именно Ярослав Мудрый избавил население своего государства от постоянной опасности, исходящей от печенегов. Об останках Ярослава, князя Киевского, в самой влиятельной и многочисленной православной общине в Северной Америке ничего не известно, признает настоятель собора Святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов.
Священномученик Ярослав Савицкий, дата памяти 8 февраля, 8 декабря
- Подпишитесь на рассылку семейного портала
- Ярослав святой: житие и почитание в православии, икона и тексты молитв
- Ярослав Мудрый: биография великого князя
- Новости по теме
- Содержание
- Последние новости
4 марта 2024 года верующие вспоминают благоверного князя Ярослава Мудрого.
Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам – Самые лучшие и интересные новости по теме: История, факты, ярослав мудрый на развлекательном портале Добавим, что сегодня, в день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого, митрополит Лев совершил Божественную литургию в Софийском соборе в сослужении духовенства. Святой благоверный князь Киевский Ярослав Владимирович (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 году и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Собор Святой Софии Премудрости Господней был заложен Ярославом в Киеве на месте полного разгрома печенегов, которые с тех пор прекратили набеги на Русь.