Новости выступление крестьян в селе бездна

Наиболее известными выступлениями были восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандиевка Пензенской губернии. Бездненское выступление 1861 — выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Например, профессор университета Щапов завершил свое выступление лозунгом: "Да здравствует демократическая конституция!". Крестьяне из соседних сел приходили в Бездну, чтобы узнать о «воле».

После реформ: Народ и реформы

По инициативе Петрова народ сначала в вольнолюбивой Бездне, а потом уже и по всей округе стал менять низшие звенья власти на своих, «хороших людей». Ими были заменены «плохие» старосты, выборные, сотские ряда сел и деревень Спасского уезда. По селениям этого уезда, как было выяснено во время следствия, быстро разнеслась весть о том, что Антон Петров «велел сменить старых начальников и на их место миром избрать других». В своем показании на следствии Антон признает, что сама мысль об избрании новых начальников принадлежала ему, но «сотские назначены были» не им самим, а «миром», следовательно, начальниками избирали тех, кого желали сами крестьяне. Много ли было избрано миром «новых начальников»? Сказать точно нельзя, но не менее двух десятков. В чем же должна была состоять их основная функция?

Весной 1861 года в ряде уездов начались крестьянские волнения. В Казанской губернии центром этого движения стало село Бездна Спасского уезда, принадлежащее графу Мусину-Пушкину. Здесь насчитывалось 1021 крепостных. Бездненские крестьяне не поверили в подлинность оглашенных положений, считая, что помещики и власть скрывают настоящий манифест и положения. Молодой крестьянин Антон Петров из Бездны возглавил движение.

Обладая навыками чтения, он, изучив Положения, заявил односельчанам, что нашел «настоящую волю». В частности, он истолковал один из пунктов уставной грамоты так, будто царь уже в 1858 году освободил крестьян, а помещики скрывали это.

Он боролся во имя человеческих прав, во имя сострадания, против хищной толпы закоснелых негодяев и сломил их. Это ему ни народ русский, ни всемирная история не забудут… Мы приветствуем его имя освободителя! Wikimedia Commons Не зря Герцен радуется. Русский крестьянин наконец-то получил волю. Хотя… не совсем.

Иначе зачем готовить розги и вводить в столицу войска? Землю крестьянам? Вся проблема в том, что крестьян освободили без земли. Потому правительство и боялось волнений. Во-первых, дать волю всем и сразу оказалось невозможно хотя бы потому, что на проведение реформы требовалось два года. Пока в каждую деревню огромной России доедет грамотный человек и составит уставные грамоты и всех рассудит… А в это время всё будет по-прежнему: с оброком, барщиной и прочими повинностями. Только после этого крестьянин получал и личную свободу, и гражданские права, то есть выходил из практически рабского состояния.

Во-вторых, даже это не означало конец переходного периода. Земля оставалась в собственности помещиков, а значит, земледельцу придётся ещё долго зависеть от собственника — пока не выкупит у него свой надел. Так как всё это обмануло надежды крестьян, они стали роптать: как это — свобода и без земли, без домов и угодий, да ещё годами платить барину? Манифест и Положение о крестьянах читали, в основном, в церквях местные батюшки. Газеты писали, что весть о свободе встретили с радостью. Но на деле люди выходили из храмов с поникшей головой, хмурые и, как писали очевидцы, «в недоумении». Министр внутренних дел П.

Валуев признавал: манифест «не произвёл сильного впечатления в народе и по содержанию своему даже не мог произвести этого впечатления. Историк П. Зайончковский приводит типичный случай, который произошёл с одним сельским священником — ему пришлось остановить чтение царского документа, так как крестьяне подняли страшный шум: «Да какая же это воля? Публицист Ю.

По распоряжению Александра II Петров был предан воен. Наиболее активные крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению.

Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократич. Студенты Казанского ун-та и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на к-рой с речью выступил A. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февр.

4 выступление крестьян в селе бездна. крестьянские волнения и восстания

Студенты Казанского университета и Казанской духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил « Колокол » А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Казанское же дворянство выражало свой восторг действиями Апраксина. Литература [ править править код ] Бездненское восстание 1861 г. Ямпольского и др. Изд-во социально-экон.

Палену, министру внутренних дел А. Тимашеву и к самому царю взывали о наделении "где-либо землею", о замене неудобных земель удобными, об ограждении от произвола властей. Губернаторы доносили министру внутренних дел, а министр - царю о все новых формах протеста крестьян против их экономического удушения. Почти повсеместно крестьяне отказывались вносить непосильные выкупные платежи, многочисленные - оброчные, подушные, земские, мирские, штрафные и прочие - сборы. С 1870 г. Пермские крестьяне образовали особую "секту неплательщиков", которая объявила греховным взыскание с трудящегося люда непомерных налогов. Все это держало российскую деревню пореформенных лет в состоянии хронической напряженности, чреватой новыми бунтами. Хотя материальное как и правовое положение российского крестьянства после 1861 г. Достаточно сказать, что крестьяне и после освобождения большей частью жили в "курных" или "черных" избах.

Колоритно описал их крестьянский сын, народник Е. Толстого "Воскресение". Дым в такой избе "из печного чела должен был валить прямо вверх к потолку, наполняя собою всю избу чуть не до самого пола, и выходить в отворенную дверь а летом и в окна наружу. Так было летом, так было и зимой. Вследствие этого по утрам, во время топки печи, обитатели этих жилищ ходили обыкновенно согнувшись, со слезами на глазах, кряхтели, пыхтели и откашливались, глотая время от времени чистый воздух близ самого пола". Это называлось "топить по-черному". В таких избах крестьяне жили многолюдными семьями, а зимой "к двуногому населению приобщалось население четвероногое - телята и ягнята, к которым по утрам и вечерам приходили их матери покормить молоком.

В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. Один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то», он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 году, а помещики это скрывали, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с помещиков.

Иософовича, инициатора закрытия завода, обвинили во вредительстве, а предприятие решили восстановить. Достали со дна баржу с оборудованием, завезли новые станки, вернули самых квалифицированных рабочих. Но в 1935 году районный центр Спасск переименовали в Куйбышев, и «Красный котельщик» стал соответственно заводом имени Куйбышева, а посёлок на берегу залива — Куйбышевским Затоном. Пассажирские суда на заводе уже не строили. Здесь начали выпускать сухогрузные баржи, буксирные пароходы, плавучие краны, шаланды. В Куйбышевском Затоне было построено и отремонтировано более сотни судов различного назначения. Кроме того, завод производил по заказам других предприятий паровые котлы, домкраты, культиваторы, запчасти к сельскохозяйственной технике, выполняя частично функции районной МТС.

Восстание крестьян в селе Бездна Казанской губернии

В неспокойном селе Юркули грамотный дворовый человек Николай Михайлов еще до того, как начались события в Бездне, был приглашен своими крестьянами читать «Положения». Впрочем, село Бездна было не единственным, "радость" от реформ царя-освободителя Александра II в период 1861-1862 гг. выразили еще 2115 сел. в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна. Житель села Бездна Казанской губернии Антон Петров убеждал крестьян, что согласно царскому повелению барская земля бесплатно отдается крестьянам, и призывал их не платить оброк и не ходить на барщину. Самым кровавым считается восстание в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии, когда от солдатских пуль погибло 70 крестьян, около 20 было ранено, а организатор выступления Антон Петров был казнен перед односельчанами.

Волнения в селе

Иванов, Р. Кондратьев, Г. Михайлов, Н. Никитин, А.

Никифоров, И. Николаев, Л. Титов, Г.

Тарасов, В. Крестьяне добивались полного освобождения от крепостной зависимости и передачи земли в их собственность. В начале апреля 1861 года жители села Русская Бездна обратились к А.

Петрову с просьбой прочитать и разъяснить им «Положение 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Вопрос: Почему для Фирса отмена крепостного права была «несчастьем»? Реформа для государственных крестьян началась в 1866 г. За ними сохранялись земли, которые до этого находились в их пользовании. Предполагалось, что они будут уплачиваться 49,5 лет, но фактически были отменены с 1907 г. Условия наделения крестьян землёй Крайне важным для крестьян был вопрос о наделении землёй. Без этого полученная свобода могла оказаться лишь свободой умереть от голода.

Власти, готовя реформу, оказались в сложном положении. С одной стороны, освобождать крестьян без земли — почти гарантированно провоцировать взрыв недовольства. Но, с другой стороны, юридических оснований лишать помещиков их собственности тоже не было. Нужно было искать компромисс. Фрагмент уставной грамоты имения Сарья Дриссенского уезда Витебской губернии, 1862 г. Земельные наделы, которые передавались крестьянам для выкупа, во многих случаях оказывались меньше, чем были до реформы. Появились так называемые отрезки: помещик мог забрать часть наделов без согласия крестьян, если участки превышали установленную «Местными положениями» максимальную норму.

Это также было законно в том случае, если у помещика оставалось меньше трети земли на юге — меньше половины , которая была в его собственности до реформы. Кроме отрезков могли быть и «прирезки», если крестьянские наделы оказывались меньше минимальной нормы, но это случалось гораздо реже. Отмена крепостного права в 1861 г. В 4 томах. Бородко; отв. Регентова, Е. Развернуть Выкупные платежи стали тяжким бременем для многих крестьян.

Их размер никак не был связан с рыночной стоимостью земли. В случае с определением суммы выкупных платежей это означало следующее: крестьяне должны были заплатить за землю такую сумму, ежегодные проценты с которой, если бы помещик положил её на банковский счёт, равнялись годовому оброку крестьян. Задания Подсчитайте, какой выкуп должен был заплатить крестьянин, если годовой оброк с надела, который он выкупал, составлял 12 рублей. Попробуйте найти информацию о том, что в 1860—1870-е гг. Сразу выплатить такие деньги большинство крестьян не могли, ведь выкупные платежи составляли почти 17 годовых оброков. Многим крестьянским хозяйствам было достаточно проблематично собрать оброк даже за один год. Помещикам было гораздо выгоднее получить сразу крупную сумму.

При этом возможности отказаться от земли у крестьян практически не было. По крайней мере первые девять лет после реформы: за предоставленный надел нужно было либо выполнять повинности, либо выкупать его. Указ Александра III в 1881 г. Уставные грамоты — документ, который устанавливал размер надела и повинности за пользование им временнообязанных крестьян по «Положениям» от 19 февраля 1861 г. Временнообязанные крестьяне — бывшие крепостные крестьяне, получившие личную свободу, но до подписания выкупного договора продолжавшие выполнять прежние повинности — платить денежный оброк и отрабатывать барщину — за пользование помещичьей землёй. Мировой посредник — должность, учреждённая «Положениями» от 19 февраля 1861 г. Обычно мировых посредников назначали из местных дворян.

Отрезки — часть крестьянских наделов, которые согласно условиям реформы 1861 г. Выкупные платежи — сумма выкупа за землю, которую выплачивали крестьяне по условиям реформы 1861 г. Отношение к реформе Крепостные крестьяне к 1861 г. В результате реформы они стали свободными людьми, которые могли самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Но значительная часть крестьян была неудовлетворена содержанием реформы. Реформа отменила крепостное право, но свобода и гражданские права крестьян были ограничены привязанностью к общине и временнообязанным положением. За землю крестьяне должны были заплатить большой выкуп и попадали в долговую зависимость от государства.

Деревня выходила из-под власти помещика, но в новой системе управления сохранялись некоторые сословные ограничения: особый крестьянский волостной суд, телесные наказания для крестьян, отменённые для всего остального населения страны. Обманутые надежды на полную волю привели к взрыву крестьянского протеста. За первые пять месяцев 1861 г. Наибольшую известность получили восстания в селе Бездна Казанской губернии и в сёлах Кандиевка и Черногай Пензенской губернии. Началом Бездненских волнений стало выступление крестьянина Антона Петрова. Он говорил, что в «настоящем» царском манифесте объявлялось о передаче крестьянам всех помещичьих земель и прекращении всех повинностей в пользу помещиков. В протестных действиях приняли участие крестьяне 75 сёл и деревень Казанской, Симбирской и Самарской губерний.

Основными методами борьбы стал отказ от выполнения барщины, государственных повинностей, захват помещичьей собственности, в частности запасов хлеба. Общее число жертв убитыми и ранеными по разным данным составило от 128 до 350 человек. Антон Петров был арестован и расстрелян по приговору военно-полевого суда. Иван Владимиров Кандиевское восстание развивалось по похожему сценарию, но его участники действовали более радикально. Крестьянин села Высокое Леонтий Егорцев выдал себя за великого князя Константина Павловича и призвал к физической расправе над помещиками и чиновниками, «подменившими» царский манифест. Вооружённые косами и копьями крестьяне дали отпор воинским частям. Но силы были неравны, и 18 апреля восстание было подавлено в его центре — селе Кандиевка.

Жёсткие расправы над крестьянами в свою очередь также вызвали протесты. Прежде всего это относилось к Бездненским волнениям, где крестьяне выступали без оружия. Известно о демонстративной панихиде, которую устроили по жертвам бездненского расстрела студенты Казанского университета и Казанской духовной академии. В то же время местные дворяне-землевладельцы выражали удовлетворение действиями властей. Адъютант казанского губернатора так писал об этом в письме: «Радости их при получении известия о стрельбе не было конца; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало». Крестьянская реформа была проведена с учётом интересов помещиков. Они утратили бесплатные рабочие руки, но это компенсировалось достаточно длительным периодом временнообязанного положения крестьян.

Они разгромили дом управляющего и вотчинную контору, избили священника, конторщика и бурмистра. В Кандеевке собрались тысячи крестьян из соседних деревень. Присланную команду крестьяне гнали 10 верст, захватив в плен исправника и управляющего.

Восстание было подавлено лишь две недели спустя. В результате расстрела были убиты 11 крестьян, ранен 31. Наказанию шпицрутенами подверглись 165 человек.

Реакция дворян и интеллигенции Реакция дворян также была не восторженная. Часть помещиков были недовольны необходимостью хозяйствовать на земле без рабочих рук и оборудования. Помещичьи протесты выражались в дворянских губернских комитетах.

Многие дворяне предлагали изменить закон. По мнению помещиков, царское правительство отнеслось к дворянам с недоверием и пренебрежением. Эти мнения привели к перестановкам в правительственных кругах.

С поста министра внутренних дел был снят один из разработчиков реформы С.

Имея в своем распоряжении девять рот пехоты, Дренякин, окружив Кандеевку, 18 апреля начал свою кровавую расправу Все попытки Дренякина успокоить и уговорить при помощи угроз крестьян подчиниться помещичьей власти и отбывать барщину ни к чему не привели. После этого Дренякин отдал приказ о расстреле крестьян. После трехкратного залпа Дренякин предпринял внезапную атаку, в результате которой было захвачено 410 человек. После этого крестьяне отступили в деревню, часть же побежала в поле. Ночью значительная часть восставших разошлась по своим селениям. В результате было убито 8 крестьян, ранено 27, большинство которых вскоре умерло. Над захваченными крестьянами была учинена расправа. Согласно ведомости, составленной самим Дренякиным, наказанию подверглось 172 человека, из них 28 человек были наказаны шпицрутенами, прогнаны сквозь строй в 100 человек от 4 до 7 раз и затем сосланы на каторжные работы сроком от 4 до 15 лет; 80 человек прогнаны сквозь строй от 2 до 4 раз и сосланы на поселение в Сибирь, 3 человека наказаны шпицрутенами и направлены на службу в линейные батальоны, 3 человека заключены в тюрьму от 1 года до 2 лет, 58 человек наказаны розгами с последующим освобождением.

Кроме того, к различным наказаниям также были приговорены 7 человек отставных и отпускных солдат, участвовавших в восстании, в числе которых 72-летний старик Елизаров был сослан в Сибирь. Наконец, жестоко наказан был и священник Федор Померанцев, заключенный пожизненно в Соловецкий монастырь. Помимо указанных лиц, по данным, приводимым Герценом в «Колоколе», 200 человек было подвергнуто наказанию шпицрутенами и 700 человек — розгами. Кандеевское выступление было одним из самых ярких выражений борьбы крестьянства за землю и волю весной 1861 г. Однако надо вместе с тем подчеркнуть, что если со стороны крестьян были и убитые, и раненые, то с противоположной стороны не было ни одной жертвы. Больших размеров достигло крестьянское движение в Виленской и Смоленской губерниях. В Виленской губернии крестьянское движение получило распространение особенно в трех уездах: Свенцянском, Ошмянском и Дисненском. В Дисненском уезде около 6000 крестьян отказалось от выполнения барщины. Волнения крестьян были ликвидированы в результате применения воинской силы — трех рот Муромского и двух рот Софийского пехотных полков.

Как сообщал в рапорте царю флигель-адъютант граф Олсуфьев, 30 человек было арестовано и значительное число крестьян наказано розгами. Крупные волнения крестьян произошли в конце марта — начале апреля в местечке Ивье Ошмянского уезда Виленской губернии. Крестьяне десяти имений Ошмянского уезда и одного Минской губернии, собравшись на базарной площади, избили палками представителей местной администрации. Вызванные властями войска в составе четырех рот пехоты окружили двухтысячную толпу крестьян, которые, невзирая на это, продолжали упорно отказываться подчиняться. Только в результате массовой порки местным властям удалось привести крестьян к повиновению. В Ковенской губернии после обнародования «Положений 19 февраля» в 35 имениях крестьяне отказались от исполнения повинностей и были усмирены только посредством военной экзекуции. В Смоленской губернии крестьянским движением были охвачены все уезды. Наиболее активный характер носили крестьянские выступления в селе Самуйлове, имении князя Голицына Гжатский уезд. Значительный размах получили крестьянские волнения и в Черниговской губернии.

Выступление крестьян в селе бездна

выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу 1861. Крестьяне из соседних сел приходили в Бездну, чтобы узнать о «воле». выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861).

"События в селе Бездна"

Такой демонстрации город еще не видел. Реакция властей была суровой. Десятки студентов были арестованы. Однако в октябре волнения в университете начались вновь и еще раз были подавлены силой.

Вследствие этого по утрам, во время топки печи, обитатели этих жилищ ходили обыкновенно согнувшись, со слезами на глазах, кряхтели, пыхтели и откашливались, глотая время от времени чистый воздух близ самого пола". Это называлось "топить по-черному". В таких избах крестьяне жили многолюдными семьями, а зимой "к двуногому населению приобщалось население четвероногое - телята и ягнята, к которым по утрам и вечерам приходили их матери покормить молоком. Коровы-новотелы морозной зимой по утрам сами являлись в избу доиться, протискиваясь сквозь узкие сенные и избные двери с бесцеремонностью исконных членов семьи...

Тем временем формировался и вступал в борьбу за свои права рабочий класс. В условиях его жизни и даже в характере и способах борьбы было много общего с положением крестьянства. Рабочие 60-х годов еще сохраняли тесные связи с деревней. Так называемые сельские работники, выполнявшие на фабриках и заводах подсобные операции, стремились к тому, чтобы получить достаточный для пропитания надел и уйти с предприятия. Ткачи этой фабрики работали, стоя, по крайней мере, на обеих ногах. А вот свидетельство рабочего Кренгольмской мануфактуры в Нарве В. Герасимова: "На работу нас поднимали в 4 часа утра.

Этот адский труд продолжался до 8 часов вечера". Труд в таких условиях был тем более "адским", что рабочих заставляли выполнять запредельные нормы выработки. Так, мастеровые железнодорожных депо в Калуге жаловались, что хозяева задавали им такие "уроки", каких "не в состоянии выработать лошадь". Тяжкими "уроками" молодые российские капиталисты душили не только взрослых мужчин, но и детей, и женщин. Дети же и подростки с 10-12 лет иногда и с 8-ми работали буквально всюду.

Из них мы помещаем заметки о народных движениях и декабристах, как наиболее цельные по смыслу отрывки. Вторая категория его собственноручных бумаг заключает в себе "показание" Щапова о казанских событиях, письмо Александру II о реформе государственного строя и отрывки лекции "О конституции". Последняя опубликована нами в 1926 г. Но этот отрывок далеко не самая существенная часть показаний Щапова.

Из бумаг, не принадлежащих перу Щапова, но касающихся его, обращают на себя внимание указанные выше письмо Козлянинова и выписка из донесения Собещанского. Интересно и мнение воинствующего реакционера митрополита Филарета о письме Щапова Александру II, в котором мы видим попытку вскрыть вредное для правительства направление взглядов Щапова. Играя словами, не входя в существо мысли Щапова, митрополит, в тон резолюции Александра II, порицает Щапова, видя в нем врага господствующего государственного и социального строя. Отметим и интересные материалы, доставленные в III отделение жандармским полковником из Перми в начале 1862 г. Щапову" и копия речи на панихиде; копию речи в печати не воспроизводим, так как она отличается от опубликованной в "Красном Архиве" лишь стилистически, но, не сомневаясь, можно утверждать, что эта копия писалась со второго подлинника, о котором читаем в "показании" Щапова. Среди прочих документов этого дела отметим переписку о Щапове с III отделением министра внутренних дел Валуева, министра просвещения Головнина и госпитального начальства, которая вскрывает мелкие, но существенные детали о времени пребывания Щапова в столице и о высылке его в Сибирь. Эти материалы вполне позволяют нам выяснить политические взгляды одного из пионеров социалистического направления в начале 60-х годов XIX в. Его глубокие исторические познания прошлого России и в особенности крестьянства, живое участие в общественной жизни и критическое отношение к различным направлениям общественной мысли при его живой, восприимчивой и деятельной натуре создали в Щапове не только знатока истории народа, но и борца за его лучшее будущее. Провозгласив на панихиде демократическую конституцию как идеал в социально-политической борьбе ближайшего будущего, он проявил себя сторонником демократического государственного устройства, как мог его представить себе деятель, всецело проникнутый интересами трудовых классов населения России, и в особенности крестьянства.

Его политический демократизм проявился очень сильно в письме к царю, где он, не касаясь функций самодержавной власти, дает вполне ясное понятие о царе царствующем, но не управляющем, если не сказать еще больше. Эта мысль и дала повод митрополиту Филарету в страхе воскликнуть, что при осуществлении проекта Щапова монарху нечего будет делать. Бросаются в глаза чрезвычайно оригинальные мысли Щапова о народном просвещении. Идеи всеобщего обучения, профессионального образования, и особенно с сельскохозяйственным уклоном, идеи всесловности, приоритета общественной инициативы, пропаганды и введения специальных налогов на нужды просвещения, наконец, идея политического значения просвещения — все эти принципы Щапова в вопросе о просвещении нашли себе чрезвычайно полное выражение в письме к Александру II. Однако эти взгляды нельзя назвать окончательными, так как позже Щапов еще более их углубил, выдвигая на первый план в преподавании опыт и рисуя прообраз школы фабрично-заводского ученичества нашего времени. Изложенные в письме мысли Щапова об областности и федерации, о народосоветии и самоуправлении, о выборности администрации и ответственности ее, о военном и сословном строе, о гласности и других гражданских свободах не являются новыми, за исключением проекта реформы цензуры. Все это было не один раз высказано, как в исторических работах, так и публицистических, но в вопросе о цензуре Щапов идет значительно дальше своих современников, выдвигая ответственность только автора и лишь перед выборном судом. Но более серьезного внимания заслуживают мысли Щапова по экономической политике.

Крупные волнения крестьян произошли в конце марта - начале апреля в местечке Ивье Ошмянского уезда Виленской губернии. Крестьяне десяти имений Ошмянского уезда и одного Минской губернии, собравшись на базарной площади, избили палками представителей местной администраций. Вызванные властями войска в составе четырех рот пехоты окружили двухтысячную толпу крестьян, которые, невзирая на это, продолжали упорно отказываться подчиняться. Только в результате массовой порки местным властям удалось привести крестьян к повиновению. В Ковенской губернии после обнародования «Положений 19 февраля» в 35 имениях крестьяне отказались от исполнения повинностей и были усмирены только посредством военной экзекуции2. В Смоленской губернии крестьянским движением были охвачены все уезды. Наиболее активный характер носили крестьянские выступления в селе Самуйлове, имении князя Голицына Гжатский уезд. Значительный размах получили крестьянские волнения и в Черниговской губернии. В Новгород-Северском уезде крестьяне слободы Каменской не только отказались выполнять барщину, но и препятствовали производить работу на помещичьих полях вольнонаемным рабочим. В Нежинском уезде той же губернии, в селе Безуг-ловке, крестьянские волнения приобрели такую силу, что для подавления их потребовалось три батальона пехоты. Серьезные волнения происходили также в Пермской губернии среди крестьян и крепостных рабочих4. В апреле - июне, по данным Министерства внутренних дел, движение имело место в 42 губерниях из 43, на которые распространялись «Положения 19 февраля»5. Размах крестьянского движения в той или иной губернии определялся рядом местных условий: степенью эксплуатации крестьян помещиками, степенью ограбления их в период подготовки реформы, наличием местных вожаков и, наконец, степенью концентрации самих помещичьих крестьян, Наибольшего размаха крестьянское движение достигло в апреле-мае. Только с апреля по июль, по далеко не полным данным, приводимым в «Обзоре» Министерства внутренних дел, произошло 647 случаев выступлений крестьян. Действительно, определить число крестьянских выступлений не представляется возможным, так как в той или иной форме протестовало все крестьянство. Крестьянское движение весной 1861 г. Начиная с июня наблюдается спад крестьянского движения. Так, в мае, по данным Министерства внутренних дел, крестьянское движение наблюдалось в 32 губерниях, в июне - в 16, в июле - в 122. Как правило, движение подавлялось вооруженной силой. Значительная часть войск, как указывалось выше, находилась в непрерывном движении, переходя для экзекуции из одних населенных пунктов в другие. Определить количество деревень, в которых волнения были подавлены войсками, также не представляется возможным. Сплошь и рядом то или иное подразделение сажали на крестьянские подводы и направляли по уезду согласно маршруту, данному земским исправником. Прибалтийские крестьяне хотя бы поняли, что свободу им дают без земли, и работать на барина им все равно придется, пусть даже теперь это называется «батрачить». А вот русские мужики слов Манифеста об отмене крепостного права, зачитанного по всем селам страны в феврале — апреле 1861 года, не поняли совершенно. Манифест не был рассчитан на бездну крестьянского невежества. Его пункты были к тому же еще и не вполне справедливы. Ошибки освобождения совсем без земли Александр Николаевич избежал, но теперь земля переходила в собственность крестьян только после ее выкупа. Был установлен порядок выкупа и размер надела для каждой местности — свой и право получения части надела, но без выкупа и т. Для крестьян была разработана система банковского кредитования, совершенно грабительская, сродни нашему ипотечному кредитованию, но даже для того, чтобы взять ссуду, нужно было знать хотя бы азы финансовой грамоты. К Манифесту прилагались еще 17 положений по существу реформы — Положения о крестьянстве, и, чтобы понять этот сложный текст, нужно было иметь хотя бы начальное образование. Или переводчика с казенного языка на человеческий. Обычно же ознакомление с Манифестом проходило так: в село приезжал урядник, зачитывал, ничего не объясняя, текст и уезжал. Потом поп проводил в местной церкви благодарственный молебен во славу царя-освободителя. А из услышанного каждый делал выводы в меру своего понимания. Крестьянские волнения и произошли потому, что мера понимания была специфической. Первый кошмар приключился в селе Казанской губернии с характерным названием Бездна. Крестьянин Антон Петров понял из текста, что царь дал крестьянам волю еще в 1858 году, а чиновники и помещики царский указ утаили. Также он решил, что земля уже два года как полностью принадлежит крестьянам, как принадлежит им же все, что выросло на ней за эти два года. Своим открытием он поделился с односельчанами. Решили изъять у своего помещика сумму обмана — деньги за проданное зерно. Слухи об открытии Антона разлетелись по округе. В Бездну стал стекаться народ. Пришло около 10 000 человек. Все хотели восстановить справедливость. Восстала почти вся Казанская и частично Симбирская и Самарская губернии. Работать крестьяне отказывались, господский хлеб изымали, властям не подчинялись. Даже стали организовывать собственную власть, как во времена Пугачева, — призрак того бунта еще витал в воздухе. Местное дворянство перепугалось. Было решено послать в Бездну генерала Апраксина с войском. У Апраксина сдали нервы, и он приказал стрелять на поражение. Дали шесть залпов. Убили 51 человека, ранили — 87. После этого люди разбежались, тогда и взяли Антона. Он, по рассказам, вышел из дома, поднимая над головой текст нового закона. Через пять дней Антона, для острастки крестьян, публично расстреляли, 16 наиболее мятежных его единомышленников выпороли, а потом либо отправили в тюрьму, либо сослали в Сибирь.

После реформ: Народ и реформы

Антикрепостнические выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 года в ответ на Крестьянскую реформу 1861 года. Им стал Антон Петров, грамотный крестьянин из большого села Бездны Спасского уезда Казанской губернии. Наиболее крупным выступлением было выступление крестьян села Бездна. Настоящее восстание подняли крестьяне села Бездна в Казанской губернии. выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу 1861. Наиболее крупным выступлением было выступление крестьян села Бездна.

100 лет в печати "Декабристы разбудили Герцена"

Ночевал я в Гусихе, 3 версты от Бездны, Антона считают святым, мертвых — мучениками. 12 апреля 1861 г. в село Бездна были введены войска, которые открыли огонь по толпе крестьян. Крестьянин Антон Петров в селе Бездна Казанской губернии (ныне село Антоновка Татарстана)истолковал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости" в пользу крестьян. Выступление крестьян в селе Бездна.

Восстание крестьян в селе Бездна Казанской губернии

Распоряжением императора Александра II Николаевича крестьянин Антон Петров был предан военному суду и 19 апреля 1861 года публично расстрелян. Многие крестьяне были наказаны розгами, приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную Куртинскую панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А.

Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Центр - с.

Посчитав прочитанный манифест подложным, более пятисот крестьян потребовали от священника выдать настоящий указ царя. Они разгромили дом управляющего и вотчинную контору, избили священника, конторщика и бурмистра. В Кандеевке собрались тысячи крестьян из соседних деревень. Присланную команду крестьяне гнали 10 верст, захватив в плен исправника и управляющего. Восстание было подавлено лишь две недели спустя. В результате расстрела были убиты 11 крестьян, ранен 31. Наказанию шпицрутенами подверглись 165 человек.

Реакция дворян и интеллигенции Реакция дворян также была не восторженная. Часть помещиков были недовольны необходимостью хозяйствовать на земле без рабочих рук и оборудования. Помещичьи протесты выражались в дворянских губернских комитетах. Многие дворяне предлагали изменить закон. По мнению помещиков, царское правительство отнеслось к дворянам с недоверием и пренебрежением. Эти мнения привели к перестановкам в правительственных кругах.

Но, по признанию того же графа Апраксина, «общая безграмотность помещичьих крестьян была так велика, что людей, хорошо читающих и понимающих смысл печатных статей, между ними, можно положительно сказать, что и нет, и большая часть таких, которые едва читают по слогам». В силу этого крестьяне, получив Положение, «сначала обратились для объяснения к помещикам, дворовым людям, священникам и местным начальникам». Однако никто из этих чтецов крестьян не удовлетворил. Они, видя, что «мечтаемой ими воли в Положении никто не вычитывает, т. И такой нашелся. Им стал Антон Петров, грамотный крестьянин из большого села Бездны Спасского уезда Казанской губернии. Он стал толковать Положение по-своему, то есть так, как хотели его услышать крепостные.

Согласно офиц. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 чел. Распоряжением Александра II Петров был предан воен. Многие крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократич.

Волнение в селе бездна участники. Бездненская трагедия. Вопросы и задания

Настоящее восстание подняли крестьяне села Бездна в Казанской губернии. 12 апреля 1861 г. в село Бездна были введены войска, которые открыли огонь по толпе крестьян. Волнения крестьян села Бездна (ныне Антоновка) Спасского уезда (ныне Спасский район) Казанской губернии (ныне Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий