6 января с приходом сумерек и появлением в небе первой звезды начинаются Святые дни, так называемые святки.
Святые дни между праздниками Рождества и Крещения
В книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и масленицу» (1895), электронная копия которой размещена на портале Президентской библиотеки, рассказывается, что празднование Святок пришло из Греции. святки. В 2023 г. начало Святок приходится на ночь с 6 на 7 января. Первый святочный вечер выпадает на 6 января — это фиксированная дата. С 6 января начинаются зимние Святки. Святки: что это за дни и что нужно в это время делать? Соответственно, Зеленые святки начинаются 1-го числа. Святки завершатся девятнадцатого января, сообщает РИА «Новости». Время начала Святок на Руси называли «от звезды до воды», потому что они начинаются в день прихода Иисуса, а завершаются в день крещения сына Божьего в реке Иордан.
Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать
Святки, длящиеся от Сочельника до Крещения Господня, побуждают верующих к радости от рождения Иисуса Христа. Святки завершатся девятнадцатого января, сообщает РИА «Новости». Время начала Святок на Руси называли «от звезды до воды», потому что они начинаются в день прихода Иисуса, а завершаются в день крещения сына Божьего в реке Иордан.
В Полесье две недели Святок могли называть соответственно Пэршыи сьвичкы и Другыи сьвичкы брест. У русских Удмуртии они, кроме того, назывались соответственно Ржаное цветьё и Яровое цветьё, что актуализировало параллелизм с летними Зелёными святками , во время которых происходило колошение и цветение злаков [10]. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная» [5].
Изгнание святок[ править править код ] Обряды «изгнания святок» кутьи, коляды , приуроченные к Крещению, широко распространены у западных и восточных славян. В Нижегородской области в Крещенской сочельник зажигали сноп соломы и возили его на санках по деревне с криками: «Митрофанушка горит! Пословицы и поговорки[ править править код ] На Святки только волки женятся [26]. От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех — с охотником несчастье случится [27]. Одна кутья на людей, другая на скотину , а третья на урожай полес. Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина — кататься воронеж.
Мокрые святки — мало урожая пол. Ясные святки — полные амбары пол.
Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий — узнать о будущем урожае. В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года.
В ночь на Коляду жгли костры зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась.
Она одаривала их «за то, что назначали сыну ее невесту по сердцу». Девичий хор переходил к другому дому под громкие удары в железное ведро или «замирающие звуки гармони, или пронзительный писк трехструнной балалайки». К полуночи песни затихали. В Пронском у. Рязанская губ. Фольклорист В. Чичеров, обобщая сведения о колядовании, опубликованные в 1830—40-х, писал: они «рисуют его как обряд, для проведения которого жители селения объединялись в однородные по возрасту и полу группы иногда характер их нарушался соединением в одну группу девушек и парней. Колядующие определяли, кому быть мехоношей, то есть носить мешок с полученными подношениями.
В отдельных случаях среди колядующих выделялся главарь, руководящий обходом домов». Мехоношей и вожаком могло быть и одно и то же лицо. Деление для колядования на возрастные или половозрастные группы отмечалось и во многих описаниях 2-й пол. XIX в. Особенно многообразные группы славильщиков описаны Г. Куликовским по Обонежью. В первый день Рождества, до обедни, там «ходили славить Христа» только нищие. Им подавали «коровашки» — хлебцы, приготовленные из ржаной муки пополам с ячменной. Следующая группа — «бабы и мужики»: семейные взрослые люди здесь тоже ходили по дворам славить. И только вечером, когда кончался зимний хоровод на улице, шла славить молодежь, парни и девушки раздельно.
Они собирались двумя большими толпами, пели праздничные стихири, переходя от дома к дому. Получали за это калачи и крендели. Наконец, девушки ходили еще сверх того петь так называемое «виноградье» от слов припева песни: «Виноградье — красно-зелено» к домам богатых крестьян или служащих: к учительнице, волостному писарю, старшине, фельдшеру, телеграфисту, начальнику военной команды — к тем, кто мог вынести исполнительницам деньги. Все «наславленное», как и деньги, полученные за исполнение «виноградья», передавалось хозяину избы, в которой в эту зиму проводились беседы молодежи. Это была плата за наем помещения. Такое многообразие групп славильщиков встречалось, по-видимому, сравнительно редко. В большинстве описаний речь идет о молодежи и детях. Иногда упоминается рождественский или новогодний обход дворов или домов только детскими группами. Пожилая крестьянка Е. Виноградова из Иркутской губ.
Нижнеудинский у. А в более ранние времена, по ее словам, «старики-бродяги в основном ходили, дети не умели петь. Подавали все больше хлебом, деньгами редко». На Новый год дети «подпевали» по избам. Им давали по 1 —2 копейке или блин. На Новый год ходили меньше, чем на Рождество. Духовный и величальный характер репертуара колядовщиков славильщики, славцы, окликальщики, окликалы отмечается специалистами на основе обширного материала. Авторы полагают, что «обходный комплекс состоял из хождения с пением христианских гимнов тропарей, кондаков , колядок, духовных стихов — рацей, виноградий». В ряде мест девушки «после пения религиозных песен по просьбе хозяев или по собственному желанию исполняли виноградья, чаще всего в домах, где были жених, невеста или молодые». Иногда по дворам ходили группы мужчин.
Их называли «пожилые» — в Пинеге, «старики» — в Поморье Холмогорский район , «взрослые мужики» — на Мезени, в Вятской и Енисейской губ. В их репертуаре были церковные песнопения и духовные стихи. В Вятском у. При обходах дворов наряду с колядками исполнялись религиозные песни — тропари, кондаки — также в Поволжье, на Сумщине и Псковщине. В тех местах, где особенно велика была роль старообрядчества, обходы дворов обычно сопровождались только христианскими песнопениями. У семейских Забайкалья в первый день Рождества, после службы в молитвенном доме, грамотные старики и те из молодежи, кто стоял на клиросе, ходили по домам партиями по 5 — 6 человек «славить Христа». Грамотность имела значение потому, что исполнялись духовные песнопения, подготовленные по письменным текстам. За один день в одном и том же доме могло побывать от 6 до 10 таких групп. Хозяева подавали христославщикам деньги, а в некоторых домах угощали их завтраком или обедом. Колядки имели разнообразные местные названия — коляда, овсень, таусень, щедровка, рацейка, волочебная.
Величальный их характер часто сочетался с шуточным и лирическим. В некоторых местах было принято, чтобы славильщики ходили с большой самодельной звездою. Все понимали этот символ — ведь звезда взошла над Вифлеемом, когда родился Христос. Дети пели в рождественском кондаке: «Волсви же со звездою путешествуют», а иногда и изображали волхвов, пришедших приветствовать Христа. Хождение колядовщиков с «вертепом» ящиком, в котором представляли сцены, связанные с Рождеством Христа у великоруссов было менее распространено, чем у малороссов и белорусов. В Шенкурском и Вельском у. Вологодской губ. Пришедши под окны дома, сперва поют они тропарь и кондак празднику, а затем виноградье; между тем звезда беспрестанно круговращается. Пропев виноградье, поздравляют хозяина и хозяйку с праздником, наконец восклицают: на славу Божию; этим они просят себе подачи. Тогда хозяин приказывает одному из славильщиков войти к себе и дает ему денег».
Колядовщиков нередко сопровождала толпа любопытствующих. Остроты, пение, сценки исполнителей, как и реакция хозяев, их угощение — все подлежало оценке зрителей, а значит, и общественного мнения селения.
Святки в 2024 году — история
- Церковь и мистика
- Традиции и обряды праздника
- Когда начинаются Святки в 2023 году |
- Святки — когда, зачем и как? | Тайны мира и человека
- Что такое Святки
Близкие понятия
- Святки: история и традиции праздника
- Когда отмечают Святки в 2024 году
- Когда отмечают Святки в 2024 году
- «Святые» и «страшные» вечера
Святки - самое время погадать на...варениках
Рождественские святки: история, традиции, приметы, описание праздника | Святки 2022, когда проходят. В 2022 г., как и традиционно, начало Святок приходится на ночь с 6 на 7 января. |
Рождественские Святки 2024. Время праздновать, гадать и колядовать | То есть начинается в то время, когда в канун Рождества появляется первая звезда, и продолжается до освящения воды на Крещение. С древних времен очень много традиций и обычаев связано с таким периодом, как Святки. |
Святки: история и традиции праздника
А сильнее ощутить его помогут традиции, старинные верования и приметы. Святки — наиболее благоприятное время для гаданий. Гадать можно на суженого, на будущую семейную жизнь, на материальное благополучие. Что это за праздник Святки имеют очень древнюю историю, появление их связано с язычниками. Изначально праздник проводили в честь Святовита, языческого бога войны и победы.
Чтили предки в это же время и Коляду — божество, которое по преданию являлось символом начала новой жизни, обновления природы. С появлением и распространением христианства на Руси, верования язычников стали искоренять сторонники новой веры. Но так как полностью это сделать не удалось, Святки, праздник многобожцев, священнослужители-христиане решили приурочить к празднованию Рождества. А древние традиции и ритуалы приобрели уже новый смысл — восхваление рождения Иисуса Христа.
Как Святки отмечают православные В самом начале Святок, в ночь на Рождество, проводят один из главных обрядов праздника — колядование. Собравшись большой и шумной компанией, люди ходят по дворам, поздравляют с праздником, поют песни, славящие Христа-Спасителя и его мать — Пресвятую Деву Марию. Колядующие желают хозяевам добра, богатства, счастья и здоровья, а те в ответ должны щедро одарить гостей деньгами или угостить вкусной едой. Все 12 дней, что длятся Святки, считают святыми.
В это время люди посещают храмы, усердно молятся, просят о прощении грехов, о даровании милости для себя и своих близких. Во время праздничных богослужений верующие не совершают коленопреклонений. Каждый добропорядочный христианин обязан посетить хотя бы один из молебнов, совершаемых в храме. На Святки церковь отмечает ряд памятных дат, посвященных святым и мученикам.
В дни православных Святок священники не совершают таинство венчания. Что делают на Святки по дням Весь период Святок для православных верников строго регламентирован. Что можно делать в святые дни, указано в таблице. Числа января Что делают 6 Подготавливают ритуальную трапезу: варят кутью, пекут блины, готовят другие постные блюда к столу.
Выпекают печенье в виде фигурок животных, дарят его близким, друзьям. В праздничный вечер всей семьей ужинают с появлением первой звезды на небе.
Именно этот вопрос задавали все молодые девушки: кто будет суженым, как он будет выглядеть, будет ли богатым или бедным? Некоторые девушки умудрялись узнавать даже имя суженого. Но самым опасным и страшным обрядом на суженого был зеркальный коридор. Девушка ставила два зеркала напротив друг друга и ждала в появившемся зеркальном коридоре образ суженого. Некоторые девушки сходили с ума после этого обряда, так как неизвестно, кого они видели в зеркальной глубине. Читайте также: Лучшие гадания на Рождество и Святки Дни святок Раньше в дни Святок были определенные традиции, которые соблюдало все население от мала и до велика. Дети тоже зачастую участвовали во многих обрядах. С самого утра люди начинают готовиться к празднику: приготавливают еду 12 блюд , приводят в порядок дом, кормят скотину если есть , возвращают долги.
При этом важно, чтобы в этот день вся семья была в сборе, так как было раньше поверье, что если член семьи в Сочельник отсутствует, то весь год у него будет суматоха. Для умерших ставили блюдца с узваром и сочивом на окно. В вечернее время семья выходила на улицу, чтобы изучать звёзды. Если небо было звездным, то по примете весь год будет плодородным.
В таком подсчете только один недостаток: в Святки включается день строгого поста — Крещенский сочельник. Три периода святок их богослужебные особенности Хотя термин «святки» обозначает единый 11-тидневный период с 7 по 17 января по новому стилю , его можно разделить на три временных отрезка на основании богослужебного содержания: 7—13 января — праздник Рождества Христова и его попразднства; 14 января — Обрезание Господне по плоти и святителя Василия Великого; 15—17 января — предпразднство Богоявления.
Богослужебные и уставные особенности всего периода Святок Пост в среду и пятницу отменяется; Коленопреклонение не совершается; Октоих в седмичные дни не поется; Святочные обычаи и традиции С периодом Святок связаны следующие обычаи, расположим их в порядке от более нормальных и приемлемых к спорным и нецерковным: Хождение в гости Праздновать Рождество Христово, делиться друг с другом этой радостью, позволить себе определенное утешение после долгого поста — не только законный, и но вполне похвальный образ проведения этих дней. Рождественские сценки, мероприятия в воскресных школах Понятно, что различные постановки и рождественские сценки основаны на неканонических и подчас фантастических реалиях, все же определённый просветительский и благотворный эффект они имеют. Колядование Есть обычай ходить по домам и рассказывать различные рождественские колядки. При этом ходят как правило дети под руководством и присмотром взрослых , поздравляют с Рождеством Христовым, поют песни и рассказывают стихотворения, а хозяева жилищ одаривают символическими угощениями. Здесь оценка должна быть взвешенной: есть колядки по содержанию вполне христианские, но немало и совершенно светских, в которых нет никакого религиозного смысла. В последнем случае колядование превращается в обычное попрошайничество и вряд ли может быть одобрено христианским сознанием.
Представления, гуляния Есть обычай наряжаться в различные шутовские наряды и устраивать представления, гуляния. Эта практика является рудиментом языческих верований, согласно которым начало года считалось временем, когда у богов можно выпросить хороший урожай.
Традиции на Святки Есть несколько главных традиций и представлений, что нужно делать в святочные дни, при этом в них причудливо переплелись христианские и языческие обычаи. Первая из них — это хождение в гости. В христианском мировоззрении таким образом люди делятся радостью Рождества, получают утешение после долгого поста. Второй традицией является колядование от которой, вероятно, и произошёл обычай ходить в гости у христиан. Колядуют, то есть ходят по домам, рассказывают стихотворения колядки и поют песни за вознаграждение, обычно дети под присмотром взрослых. Ещё одной традицией являются разнообразные гуляния, которые православная литература считает рудиментом языческих верований. Такие гуляния, особенно сопровождаемые различными хулиганствами, власти пытались запретить со второй половины XVIII века, однако успеха не добились: святочные гуляния по-прежнему остаются одной из форм празднования.
Фото: wikimedia. Несмотря на крайне негативное отношение церкви, традиция дожила до наших дней. Что нельзя делать в Святки В православной традиции на Святки нельзя прежде всего гадать — это считается языческим и предосудительным обычаем. Кроме того, в эти 11 дней нельзя вступать в брак, поскольку это мешает духовной радости. Также нельзя пить много алкоголя, переедать и браниться — то есть лучше воздержаться от обильных празднований в это время. Также, поскольку это время радости, нельзя на Святки грустить и жаловаться на судьбу. Женщинам стоит воздержаться от рукоделия, иначе в течение года придётся столкнуться с большим количеством забот. По той же причине лучше отказаться от тяжёлой работы в эти дни. Нельзя, по христианской традиции, и отказывать в помощи нуждающимся.
Есть и другие, народные традиции, с православными обычаями не связанные. Так, например, в дни Святок запрещается пересчитывать деньги, особенно мелочь, иначе это привлечёт в жизнь нищету. Вообще в Святки лучше финансами или новыми делами не заниматься, поскольку разгул нечистой силы сведёт на нет все усилия. Приметы на Святки В народной памяти сохранилось большое количество связанных со Святками примет, благодаря которым, как считается, можно узнать или изменить будущее. Так, по примете, если на Святки потерять вещь, это сулит убытки в будущем году. А вот найти вещь, особенно какое-то ювелирное изделие, — к денежному изобилию.
Сегодня начинаются Святки:что это - традиции празднования
Когда начинаются святки? Обычно первым днем святок считают сам праздник Рождества Христова, отмечаемый в Русской православной церкви 7 января по новому стилю. Рождественский сочельник — день весьма строгого поста, когда любые торжества исключены. Святки 2022, когда проходят. В 2022 г., как и традиционно, начало Святок приходится на ночь с 6 на 7 января. Святки 2023 — какого числа у православных начинается «святой» период.
Святки - самое время погадать на...варениках
Мы напомним вам о дате их начала и конца, а также расскажем об их главных традициях. Святки — это праздничный и веселый период времени, который соединяет между собой два важнейших православных праздника — Рождество Христово и Крещение , именуемое также Богоявлением. Когда начинаются святки Начинаются они всегда 6 января. Это день накануне Рождества, именуемый Сочельником. Согласно традициям, Святки начинаются с восходом первой звезды на небе 6 числа. Длятся они аж до 18 января — до Крещенского сочельника. Если быть более точными, то также до вечера — до момента освящения воды.
По духу и смыслу Церковного устава святки каждый христианин посвящает личной и церковной молитве, особенно Божественной литургии, сорадованию родившемуся Христу и ожиданию Его Богоявления. Уже много веков верующие проводят святые дни с особым благоговением, раздают милостыню, кормят нищих, помогают немощным, утешают одиноких и отчаявшихся, посещают нуждающихся — в больницах, в приютах, в тюрьмах, неся миру Евангельскую весть.
Слава Тебе, Господи! Святая Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в дни сии, учредила пред ними пост — некоторое стеснение, чтоб, вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том, однако ж, она никак не хочет, чтоб мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но, исстари наименовав дни сии святками, требует, чтоб самое веселие наше во время их было свято, как святы дни. Чтоб не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу Христа Рождшегося, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней их занятия. Славьте Христа. Нет… Но если помышляя или слушая о Рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликните: слава Тебе, Господи, что родился Христос,— этого и довольно. Это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако ж, небеса и внидет во уши Божий.
Желал бы я видеть всех вас радующимися сею именно святою радостию и не хотящими знать других радостей. Но не все сущие от Израиля суть Израиль. Начнутся у вас увеселения пустые — буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим сие сколько ни говори: укротитесь,— они затыкают уши свои и не внемлют, и всегда доведут светлые праздники до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: мерзость Мне все эти празднества ваши. И на деле так есть, что многие из наших увеселений общественных суть воистину мерзость языческая, то есть одни прямо перенесены из языческого мира, а другие, хотя и позже произошли, пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большом количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира — мучителю своему, противнику Божию повод говорить к Богу: что сделал Ты мне Рождеством Своим и Воскресением?!.
Для молодёжи эти праздники интересны обрядами щедрования. Старым Новым Годом заканчивается празднование, посвящённое началу календарного года.
Дом освобождается от украшений и еловых ветвей. Заканчиваются Святки в Канун Крещения. Для освобождения от грехов верующие люди соблюдают наиболее строгий пост. Посещают богослужения. Священники освящают воду, которую верующие относят домой. Считается, что такая вода хранится долгое время и обладает особыми свойствами. На водоёмах пробиваются проруби в виде креста, священнослужители освящают их, окуная в воду крест.
Одновременно отмечались и дни воспоминания об умерших, которые в целом назывались тризнами. Свои торжества были у семей — свадьбы, например. Обряды, сопровождающие языческие праздники, пережили само язычество. Даже после принятия христианства в X веке на Руси сохранялись многие языческие традиции и суеверия. Единственное отличие — старые, дохристианские обряды приурочивались к праздникам христианского календаря: например, коляда — к святкам, проводы зимы — к Масленице, купала — к Иванову дню. Очень долго славяне верили в леших, русалок, домовых. Шалаева, Кто есть кто в мире мифологии и религии, 2010 Среди календарных праздников выделялись дни зимнего солнцестояния, названные впоследствии святками, предназначенные для влияния с помощью потусторонних сил на будущий хозяйственный год. Две недели, с 24 декабря по 6 января, запрещалось работать особенно по вечерам и следовало произвести ряд магических ритуалов особенно в первый и последний дни, а также 1 января , гаданий, отследить ряд прогностических примет. В первый день встречали хлынувших на землю через открытую временную границу «гостей» с того света — умерших предков и нечистую силу, а в последний день их провожали домой, на тот свет. Хождение по домам с пением колядок — самый известный сегодня элемент праздника, но далеко не самый важный. Ряженые приносили в дом пожелание богатого урожая, здоровья, благополучия; задача хозяев была как следует, не скупясь, угостить пришельцев, представителей того света. Встреча на границе года с умершими предками особенно с теми, кто ушел из жизни за последний год , а также с нечистой силой, заявившейся непосредственно во двор «под окошко» , и составляла смысл основного обряда святок. Людмила Алексеевна Черная, Антропологический код древнерусской культуры, 2008 А самые любимые из праздников называли, «святки» или «святые вечера». Это был довольно долгий праздник. Он начинался в праздник Рождества, а заканчивался в праздник Крещения. А значит, святки длились целых 12 дней. Но Рождество и Крещение славяне стали праздновать только после того, как стали христианами. А до этого во время святок они пели песни, посвященные Коляде. Коляда — это было у древних славян божество, которое заведовало временем. У них вообще было очень много всяких божеств, и каждое чем-нибудь заведовало: одно устраивало дождь, другое гремело громом. А Коляда следила, чтобы времена года сменяли одно другое. Марина Корнева, Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней русский фольклор в рассказах для детей. У белорусов и украинцев более известен как Щедрый вечер или Щедрец; в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично — Воронежская, Белгородская и Курская был известен как Овсень, у болгар — Сурва. У славян-католиков канун Нового года называется День Святого Сильвестра... Народные гулянья гулянка — исторически распространённая и широко практикуемая традиция отмечания праздников у славян, а также у других европейских народов. Представляет собой массовое празднество под открытым небом, сопровождавшимися играми, хороводами, песнями, плясками, ряжением, игрой на гармошках, сопелках и дуделках, зажиганием костров. В этот день заканчивались Святки, совершалось освящение водоёмов, купались в проруби и начинали готовиться к зимнему свадебному сезону малая свадебница. Отличительной чертой Семика было поминовение «заложных» покойников, предшествующий поминовению предков в троицкую субботу см. Троица, Задушницы. К Семику уже в XVII веке было приурочено погребение погибших, казнённых либо умерших от голода и болезней, в скудельницах, или убогих домах. В православном календаре Семик как... Традиционно Пасха праздновалась три дня; однако пасхальные мотивы широко представлены в мифологии и обрядности всей Светлой, предшествующей ей Страстной когда совершались приготовления к празднику и следующей за ней Радоницкой недель. По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи. В календарном цикле симметричен Рождеству Коляде. В церковной традиции праздник называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем и посвящён воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. У восточных славян был праздником начала весны — с кострами, хороводами, ярмарками невест, закликанием весны. Считался преимущественно девичьим праздником. Обрядовая поэзия славян — вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года. У западных славян подобные собрания не были регулярными. Это день окончания «купальских празднований» и начала летних свадеб, прощание с весной, первая прополка и подготовка к сенокосу.
Когда начинаются Святки в 2023 году?
А Коляда следила, чтобы времена года сменяли одно другое. Марина Корнева, Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней русский фольклор в рассказах для детей. У белорусов и украинцев более известен как Щедрый вечер или Щедрец; в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично — Воронежская, Белгородская и Курская был известен как Овсень, у болгар — Сурва. У славян-католиков канун Нового года называется День Святого Сильвестра...
Народные гулянья гулянка — исторически распространённая и широко практикуемая традиция отмечания праздников у славян, а также у других европейских народов. Представляет собой массовое празднество под открытым небом, сопровождавшимися играми, хороводами, песнями, плясками, ряжением, игрой на гармошках, сопелках и дуделках, зажиганием костров. В этот день заканчивались Святки, совершалось освящение водоёмов, купались в проруби и начинали готовиться к зимнему свадебному сезону малая свадебница.
Отличительной чертой Семика было поминовение «заложных» покойников, предшествующий поминовению предков в троицкую субботу см. Троица, Задушницы. К Семику уже в XVII веке было приурочено погребение погибших, казнённых либо умерших от голода и болезней, в скудельницах, или убогих домах.
В православном календаре Семик как... Традиционно Пасха праздновалась три дня; однако пасхальные мотивы широко представлены в мифологии и обрядности всей Светлой, предшествующей ей Страстной когда совершались приготовления к празднику и следующей за ней Радоницкой недель. По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи.
В календарном цикле симметричен Рождеству Коляде. В церковной традиции праздник называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем и посвящён воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. У восточных славян был праздником начала весны — с кострами, хороводами, ярмарками невест, закликанием весны.
Считался преимущественно девичьим праздником. Обрядовая поэзия славян — вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года. У западных славян подобные собрания не были регулярными.
Это день окончания «купальских празднований» и начала летних свадеб, прощание с весной, первая прополка и подготовка к сенокосу. Петров день отмечался два-три дня. Название происходит от имени святого Георгия Победоносца, который в народной традиции обычно назывался Егорием или Юрием.
В этот день у русских на большинстве территорий проводили обряд первого выгона скота, купались в «егорьевской росе», собирали лечебные травы, устраивали ритуальные трапезы, совершали аграрные обряды и жгли костры. По Далю «Юрий — праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою... Радоницкая неделя Радуницкая неделя, церк.
Фомина неделя — праздничная неделя в народном календаре славян, начинавшаяся на Красную горку, и заканчивающаяся в субботу. У славян считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни. Обжинки характерны прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южных славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна.
Петровское заговенье рус. Канонический день посещения могил предков и других родственников, где совершается панихида. Считалось, что с Вознесеньева дня начинается полный расцвет весны и переход к лету; с этого дня начинали провожать весну.
Последнее же весеннее воскресенье именовалось «проводами весны и встречей русалок». Зелёные святки — славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый также по главному дню — Семиком. Празднование было распространено у восточных славян повсеместно.
У русских часто Зелёными святками называлась неделя, предшествующая празднику Троицы, у украинцев — период с четверга в иных местах со вторника седьмой недели после Пасхи по вторник восьмой недели после Пасхи в иных местах по Троицу. Васильев день Новый год — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 14 января. Название дня происходит от имени святого Василия Великого.
Первый день нового года, начало «Страшных вечеров». У восточных славян в этот день было принято ходить посевать по домам. Наиболее насыщенным обрядами является вечер, когда Русская православная церковь почитает навечерие Богоявления Крещенский сочельник.
По Далю «Юрий — праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою... Радоницкая неделя Радуницкая неделя, церк. Фомина неделя — праздничная неделя в народном календаре славян, начинавшаяся на Красную горку, и заканчивающаяся в субботу. У славян считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни. Обжинки характерны прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южных славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна. Петровское заговенье рус. Канонический день посещения могил предков и других родственников, где совершается панихида. Считалось, что с Вознесеньева дня начинается полный расцвет весны и переход к лету; с этого дня начинали провожать весну.
Последнее же весеннее воскресенье именовалось «проводами весны и встречей русалок». Зелёные святки — славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый также по главному дню — Семиком. Празднование было распространено у восточных славян повсеместно. У русских часто Зелёными святками называлась неделя, предшествующая празднику Троицы, у украинцев — период с четверга в иных местах со вторника седьмой недели после Пасхи по вторник восьмой недели после Пасхи в иных местах по Троицу. Васильев день Новый год — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 14 января. Название дня происходит от имени святого Василия Великого. Первый день нового года, начало «Страшных вечеров». У восточных славян в этот день было принято ходить посевать по домам.
Наиболее насыщенным обрядами является вечер, когда Русская православная церковь почитает навечерие Богоявления Крещенский сочельник. День строгого поста. Последний день колядований, последние святочные гадания. Под Крещение собирают снег, который, как считается, обладает особыми целебными свойствами и сохраняет свежей воду в колодцах в течение года. В структурном и генетическом отношении народные календари у славян представляют собой сложные переплетения различных моделей: распорядка христианских праздников, постов и мясоедов; календарей солнечного... Посевание рус. Входил в состав новогодних обходов домов и включал ряд действий, относящихся к магии первого дня. Они напоминали, что приближается пора полевых работ, летят птицы и «несут весну».
Состав поминальных дней и ритуал поминовения неодинаковы в разных этнических, конфессиональных и локальных... Соблюдается с 15 28 ноября по 24 декабря 6 января. Во многом аналогичен предрождественскому периоду Адвента на Западе. Период перед Великим постом широко отмечался в календаре русских, западных славян и южных славян-католиков, менее широко — у сербов, болгар и македонцев, очень скромно — у украинцев и белорусов. В Русской православной церкови отмечается во вторник после Фомина воскресенья, на второй неделе после Пасхи. В народной традиции восточных славян — в воскресенье на Красную горку , понедельник или вторник, в зависимости от региона. Согласно религиозным канонам все дни недели богослужения погружают верующих в события последних дней жизни Христа. В славянской традиции в течение всей недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери.
Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол... Братчина братщина, братшина — вид пирования на Руси, совершаемое в складчину в определенное время и на котором могли решаться внутренние вопросы сельского или городского общества. Словом братчина назывались также сельская общинная, религиозно-общинная или городская ремесленная цеховая корпорация. У каждой такой общины или корпорации имелся свой святой покровитель и годовой праздник. Ходить со звездой славления Христа, сев. Исполнителями обряда могли быть дети, неженатая молодёжь, иногда взрослые мужчины, а также церковный... Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в День Петра и Павла — 29 июня 12 июля , когда в православии воспевается «Петрова твёрдость и Павлов разум».
Когда заканчиваются святки? Святки заканчиваются 17 января. Первый день воздержания — Навечерие Крещения 18 января, когда Церковный Устав предписывает соблюдать пост, тем самым готовясь к еще одному Господскому двунадесятому празднику — Крещению. Святки длятся от Рождественского сочельника до Крещенского сочельника, или, как еще говорят, «от звезды до воды». Почему эти двенадцать дней называются «святками», что в них святого? Они освящены великими Евангельскими событиями. Праздники Рождества Христова и Крещения Господня — одни из главнейших торжеств богослужебного года. Христианский философ и учитель веры Климент Александрийский в третьем веке описывает обычай праздновать Явление Господне.
В первые века христианства это торжество, в отличие от известного нам праздника Богоявления, посвящалось воспоминанию целого ряда событий, связанных с пришествием в мир Богочеловека Иисуса Христа — начиная от Рождества в Вифлееме и до Крещения на реке Иордан. Впервые эти ключевые эпизоды Священной истории стали отмечать в разные даты только в середине четвертого века. Это произошло на христианском Западе при папе Юлии около 354 года. На Востоке, в Антиохии, отдельное празднование Рождества Христова было благословлено святителем Иоанном Златоустом приблизительно в 386 году. Таким образом период между торжествами получил название святых дней или, реже, святых вечеров. Мы можем найти упоминания об этом в проповедях св. Ефрема Сирина, св. Амвросия Медиоланского, св.
Григория Нисского.
Святки — это пора, которая близка к зимнему солнцестоянию, в это время, по языческим поверьям, размывается граница между миром людей и миром духов, и по земле бродит нечистая сила, у которой можно выведать будущее. Особым днём, когда святочные гадания в самом разгаре, считался Васильев день 14 января , названный так в память о святом Василии Великом. Церковные правила «Первые три дня, по древнему обычаю, христиане оставляли все дела мирские и житейские, не только частные, но и гражданские и общественные», — говорится в книге священника Григория Дьяченко « Праздничный отдых христианина » 1900. Остальные девять дней назывались «святыми вечерами». В эти дни вменялось в обязанность читать священные книги и «проводить душеспасительные семейные беседы». Святочные гуляния Святочные гуляния начинались накануне Рождества Христова, после захода солнца.
В своём исследовании выдающийся этнограф вспоминал ещё одну прекрасную традицию: «Во время колядских дней забывали застарелую вражду, примирялись и вступали в новую дружбу.
Святые дни между праздниками Рождества и Крещения
Действовали в праздники и особые запреты. Что нельзя делать в святки? Нельзя работать, этот запрет действовал во все большие праздники. Не разрешалось рукодельничать: прясть, ткать, вязать, шить, потому что можно пришить к себе болезни. Не стоит в это время пользоваться острыми и режущими предметами: рубить, резать, колоть, иначе, по поверью, несчастья не миновать. Запрещалось на святки что-либо скручивать и связывать, так можно притянуть беды. По примете не стоит в праздники выбрасывать из дома мусор, чтобы не вынести свою удачу.
Лучше не убирать со стола на ночь остатки ужина, иначе потом будешь голодать. Не поднимали с пола упавшую ложку. Считалось, что вещи с земли могут налечь порчу. Нельзя мыть посуду сразу после праздничного ужина, потому что в доме начнутся ссоры и скандалы. Нельзя плакать и печалится, иначе весь год таким будет. Запрещалось играть свадьбы, так как счастья в семье не будет.
Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами ». Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку.
Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог. Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл.
На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота. Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей как можно больше , рассказывать сказки и загадывать загадки как можно более сложные.
Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» первая и вторая недели после Рождества соответственно. В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали.
Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».
Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо.
Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место. Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению.
Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Читайте также — Рождество Христово — история праздника, традиции и обычаи, иконы, песнопения, проповеди Продолжение следует История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», — рассказывают сотрудники Русского этнографического музея.
В эти проруби после церковной ночной службы окунаются те, кто желает смыть с себя грехи. На святки многие прибегают к обрядам гадания. Считается, что в это время ритуалы дадут наиболее точные результаты. С помощью гадания пытаются поговорить с умершими родственниками, узнать будущее, определить своего суженого.
Приметы В Святки стоит отказаться от большинства работ. Считается, что это период для прославления Бога, а значит он может наказать работающего в эти дни человека. Желания, загаданные в период Святок непременно сбудутся. Во время святочного периода солнечный день начинает увеличиваться.
Звёздное небо в начале Святок говорит о хорошем урожае.
В Сочельник можно обращаться к Господу с просьбой — если молиться усердно, она будет услышана и исполнена. Посещают храм, окунаются в купель Служба В храмах проводят литургию, которая переходит во всенощное бдение. Во время службы освящают вино, хлеб, церковное масло — елей. Заканчивается литургия помазанием прихожан. Рождественский стол Праздничная трапеза состоит из 12 блюд — по числу апостолов. Все кушанья должны быть постными.
Рождественский пост завершается 7 января, поэтому рыбу и мясо можно ставить на стол лишь после полуночи. Употреблять пищу разрешено после появления в небе первой звезды. Основное блюдо торжественного стола — кутья. Ее готовят, чтобы помянуть усопших, из распаренного зерна, добавляя мед, ягоды, сухофрукты и орешки. Главный напиток — узвар, символизирующий рождение детей. Его варят из сухофруктов, заготовленных на зиму ягод и трав, сдабривают медом. Колядования Языческий обряд с приходом христианства не потерял актуальности, но традиции немного изменились.
Прежде молодые люди наряжались в костюмы животных и прятали лица за ритуальными масками. Ходили по дворам, распевая ритуальные песни, получая награду деньгами и сладостями.
Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать
Святки насыщены магическими обрядами, гаданиями, погодными приметами, обычаями и запретами. Святки после Рождества: когда будут в 2022 году и можно ли гадать и играть свадьбы в это время. в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды. Начинается пора Святок — сразу после Рождественского Поста. История возникновения Святок. В 2023 году Святки начинаются 6 января, на который приходится Рождественский сочельник. Праздник начинается момента восхождения на небе первой звезды. Когда начинаются святки? Обычно первым днем святок считают сам праздник Рождества Христова, отмечаемый в Русской православной церкви 7 января по новому стилю. Рождественский сочельник — день весьма строгого поста, когда любые торжества исключены.