В обзоре изменений за апрель 2023 года рассмотрим: дополнительные требования для значимых объектов КИИ с удаленным управлением, госконтроль и аккредитация. Переход субъектов КИИ на российское ПО и оборудование имеет под собой основания, по мнению представителя АРПП.
Обзор Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 № 1912
Президент России Владимир Путин подписал закон о расширении перечня субъектов критической информационной инфраструктуры. Современные вызовы КИИ российской промышленности», сообщает пресс-служба Ассоциация КП ПОО. Переход субъектов КИИ РФ на преимущественное применение доверенных ПАК на принадлежащих им значимых объектах КИИ РФ должен быть завершен до 1 января 2030 года. О порядке перехода субъектов КИИ на преимущественное применение доверенных ПАК на принадлежащих им значимых объектах КИИ (ПП РФ 1912). Кабмин внес в Госдуму законопроект о переходе субъектов критической информационной инфраструктуры РФ на использование российского программного обеспечения (ПО).
Кабмин определит перечень объектов критической информационной инфраструктуры
нарушить правила обмена информацией об инцидентах (в частности, между субъектами КИИ). нарушить правила обмена информацией об инцидентах (в частности, между субъектами КИИ). Что такое КИИ и кто попадает под ФЗ-187? Обязанности субъектов КИИ: категорирование объектов КИИ, обеспечение интеграции с ГосСОПКА, принятие мер по безопасности объектов. Согласно данному закону, КИИ – это объекты критической информационной инфраструктуры, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов. Что важно делать всем субъектам КИИ, и кто такие субъекты вообще.
Кто пользуется КИИ?
- Почему нельзя откладывать внедрение безопасной разработки ПО?
- Субъект КИИ: два подхода к определению статуса
- Обзор законодательства РФ о критической информационной инфраструктуре
- Переход бизнеса на российский софт. Зачем он нужен и какие споры вызывает - ТАСС
- Категорирование объектов КИИ (187-ФЗ) | Security
К 2030 году субъекты КИИ в РФ полностью импортозаместят ПО и оборудование
Категорирование объектов КИИ В январском письме Центральный Банк призвал поднадзорные организации провести повторное категорирование субъектов КИИ и до 31 марта 2023 отчитаться о статусе работ. Сама по себе эта необходимость для них, разумеется, новостью не является — речь о ней шла весь прошлый год. В первую очередь нужно определить критические процессы — в случае банков это основная финансовая деятельность, на которую ЦБ выдаёт лицензию. Также важно не забыть про вспомогательные процессы, нарушение которых может привести к проблемам в КИИ. Например, мониторинг и управление критическими процессами или управление телеком сетями в этот список также попадают». По требованиям Постановления, заниматься этой работой должна постоянно действующая комиссия, куда обязаны входить все ответственные лица: от руководителя субъекта КИИ до работников структурных подразделений по защите от ЧС. Определив объекты КИИ, можно переходить непосредственно к категорированию.
При этом ключевыми показателями должны стать безопасность и непрерывность работы и это в прямом смысле не эквивалентно просто импортозамещению. Важно выбрать такие отечественные решения, которые обеспечат более высокий уровень безопасности КИИ, чем импортные. Делать это надо, сохраняя устойчивость КИИ. Мы многое будем делать впервые и важно в этом вопросе не торопиться. Решения не просто должны заработать, но и обеспечить в компаниях непрерывность и безопасность их производственных процессов. Мы понимаем, что иногда запрашиваем большое количество информации по различным вопросам, связанным с объектами КИИ, однако, эта детализация необходима, чтобы в том числе понимать в каких областях есть сложности и где требуется скорректировать подходы. Директор дирекции информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций «Газпром нефти» Антон Думин поднял вопрос неоднозначного толкования понятийного аппарата в нормативной базе: Не всегда однозначно трактуются термины, которые применяются, например, такие как «программно-аппаратные комплексы» или что означает понятие «импортозаместить» внутри КИИ. Хотелось бы, чтобы мы выстраивали понятийный аппарат, учитывая, как будут реализовываться намеченные планы в горизонте десяти лет, а не двух. Эти циклы всегда более длинные и мы должны понимать, как будем двигаться, в том числе по таким направлениям, как восполнение кадрового потенциала или производство и эксплуатация радиоэлектроники. Генеральный директор холдинга Т1 Игорь Калганов также поддержал необходимость создания общего стратегического документа в сфере КИИ и единого глоссария: Когда мы придем к единому пониманию и найдем методы, при которых заказчики будут хотеть признавать себя КИИ, нам всем станет гораздо проще взаимодействовать и договариваться.
Начальник Департамента информатизации РЖД Кирилл Семион высказал предложение разделить понятие безопасности и требований, которые предъявляются к КИИ: Отсутствие импортозависимых компонентов в КИИ не всегда является достаточным, чтобы обеспечить их безопасность. Также спикер обратил внимание на необходимость введения конкретных требований к понятию безопасная разработка.
Программно-аппаратный комплекс в случае реализации в нем функции защиты информации соответствует требованиям, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и или Федеральной службой безопасности Российской Федерации в пределах их полномочий, что должно быть подтверждено соответствующим документом сертификатом. Что будет, если этого не сделать? ФСТЭК редко проводит ее в компаниях, а вот прокуратура вполне может осуществить. Что грозит компаниям, если при проверке выявится правонарушение: Уголовная ответственность по ст. Нарушение требований в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации; Штраф от 10 до 20 тысяч рублей.
Невыполнение предписаний органов власти. За невыполнение этих условий грозит достаточно серьезная ответственность. За дополнительной информацией и помощью можете смело обращаться к нам: aglegalmessages телеграмм.
Законодатели к началу проверок дополнили перечень нарушений в области обеспечения безопасности КИИ и предусмотрели административные меры ответственности за них.
По данным экспертов, тех, к кому данные меры могут применяться, достаточно. Так на сегодняшний день более чем по 1 700 объектам не соблюдены сроки представления сведений о результатах их категорирования, установленные в пункте 17 Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. Пройти процедуру категорирования непросто.
Вопрос-ответ
В прошлом году, по данным МИД РФ, самыми популярными мишенями хакеров становились разрабатывающие вакцины институты, сектор госуправления и финансовый сектор, объекты военно-промышленного комплекса, научные предприятия и институты, сфера образования, транспорта и здравоохранения. Закон о безопасности критической информационной инфраструктуры 187-ФЗ вступил в силу еще с января 2018 года. Его основная цель - защитить IT-системы госорганов, банков, промышленности, оборонных предприятий и других организаций от кибератак. В частности, система должна выявлять уязвимости и угрозы, а также расследовать уже случившиеся атаки на КИИ. Однако в последнем случае это потребует существенных затрат. Первый этап - определить, является ли организация субъектом КИИ. Для этого необходимо проанализировать виды деятельности организации в соответствии с ОКВЭД: есть ли среди них слова "здравоохранение", "наука", "транспорт", "связь", "энергетика", "банк", "финансы", "топливо", "атом", "оборона", "ракетно-космическая", "горнодобывающая", "металлургия", "химическая". Второй этап - провести категорирование значимых объектов КИИ. Организация создает соответствующую комиссию, определяет объекты категорирования, которым затем присваиваются категории значимости: самая высокая категория - первая, самая низкая - третья. Третий этап - разработать мероприятия по взаимодействию с ФСБ России.
Это относится к субъектам КИИ как с значимыми, так и с незначимыми объектами КИИ, так как организация должна обеспечить соответствие 9 статьи ФЗ-187 часть 2 , в частности, незамедлительно информировать о компьютерных инцидентах федеральные органы исполнительной власти. На этом этапе разрабатывается и утверждается регламент информирования НКЦКИ об инцидентах, также организация подключается к технической инфраструктуре НКЦКИ при выборе этого способа информирования.
ГосСОПКА представляет собой единый территориально распределенный комплекс, включающий силы и программно-технические средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак далее — силы и средства ОПЛ КА. К силам ОПЛ КА относятся: уполномоченные подразделения ФСБ России; национальный координационный центр по компьютерным инцидентам, который создается ФСБ России для координации деятельности субъектов КИИ по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных инцидентов; подразделения и должностные лица субъектов КИИ, которые принимают участие в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак и в реагировании на компьютерные инциденты. В данной системе должна собираться и агрегироваться вся информация о компьютерных атаках и инцидентах, получаемая от субъектов КИИ.
Перечень информации и порядок ее предоставления в ГосСОПКА будет определен соответствующим приказом, проект которого был представлен на общественное обсуждение. Согласно текущей версии документа, срок предоставления информации о кибератаке составляет 24 часа с момента обнаружения. Кроме того, в рамках ГосСОПКА организуется обмен информацией о компьютерных атаках между всеми субъектами КИИ, а также международными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты. При этом центры ГосСОПКА могут быть ведомственными, то есть организованными государственными органами, а также корпоративными — построенными государственными и частными корпорациями, операторами связи и другими организациями-лицензиатами в области защиты информации. Государство же будет выступать только в качестве регулятора и координатора.
Интеграция в ГосСОПКА требует от субъекта КИИ: информировать о компьютерных инцидентах ФСБ России, а также Центральный Банк Российской Федерации, если организация осуществляет деятельность в банковской сфере и иных сферах финансового рынка; оказывать содействие ФСБ России в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак, установлении причин и условий возникновения компьютерных инцидентов. В этом случае субъект дополнительно обеспечивает его сохранность и бесперебойную работу. Однако для значимых объектов КИИ субъектам КИИ придется реализовать меры по обнаружению и реагированию на компьютерные инциденты. А для этого в любом случае потребуются специальные технические средства и квалифицированный персонал, которые, по сути, и являются составляющими собственного центра ГосСОПКА. Согласно документу «Методические рекомендации по созданию ведомственных и корпоративных центров ГосСОПКА», для построения собственного центра ГосСОПКА необходимо обеспечить функционирование совокупности технических средств и процессов, выполняющих следующие функции: инвентаризация информационных ресурсов;.
В соответствии с определениями в документе, ПАК включает в себя радиоэлектронные продукты, телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение и технические средства, используемые для решения задач субъектов КИИ. С 1 сентября 2024 года запрещено использование комплексов, не являющихся доверенными, за исключением случаев единичных, произведенных в России. Для доказательства наличия аналогичных ПАК, которые могут быть приобретены, субъекты КИИ должны опираться на заключения об отнесении продукции к промышленной продукции Минпромторга на основании Постановления Правительства N 1135.
Определены уполномоченные органы в сферах деятельности для перехода на иные доверенные комплексы, которым поручено утверждение планов и определение ответственных лиц. Отраслевые планы перехода, начиная с 2026 года, содержат информацию о мерах по переходу субъектов критической рабочей силы по использованию доверенных программно-аппаратных комплексов и о долях этих комплексов в их общем количестве. Уполномоченные органы должны ежегодно до 1 мая обновлять эти планы.
Почему это важно
- Владельцы социально значимых объектов КИИ будут использовать ПАК
- Что такое КИИ?
- Повышенная ответственность
- КИИ. Информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
Теперь все серьезно: как меняется безопасность субъектов КИИ
В КоАП внесена ответственность за предоставление недостоверных сведений о категорировании объектов КИИ, а также утверждены правки в процедуру категорирования объектов КИИ и. Подробный план перехода субъектов КИИ будет утвержден до 1 сентября 2024 года. В обзоре изменений за апрель 2023 года рассмотрим: дополнительные требования для значимых объектов КИИ с удаленным управлением, госконтроль и аккредитация. Новости законодательства. В Госдуму внесен законопроект Минцифры о переходе субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на отечественное программное обеспечение и радиоэлектронную.