Новости ссср луноход

Американские ученые попали в советский луноход лазерным лучом — такая новость появилась в пишущих о науке СМИ в конце апреля. Советские луноходы были оборудованы двумя навигационными камерами в передней части корпуса и четырьмя панорамными телефотокамерами. За время работы «Лунохода» камера малокадрового телевидения передала водителям более 25 тысяч снимков.

Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы

В СССР запущена космическая станция Луна-17 - Знаменательное событие Всего Советский Союз удачно отправил на Луну три лунохода.
50-летие «Лунохода-2» Советский аппарат 8ЕЛ №203, более известный, как "Луноход-1" успешно работал на поверхности Луны с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года, то есть 10,5 земных месяцев.
Одиночество потерявшегося на Луне: что произошло с первым советским луноходом Луноход-1 был первым из двух автоматических аппаратов, изучавших Луну в рамках советской программы «Луноход».

Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы

ИВАК» Космонавтика» А.Л. Кемурджиан – основатель научной школы космического транспортного машиностроения (к 50-летию «Лунохода-1»). На Землю советский планетоход передал 86 лунных панорам и около 80 тысяч снимков, после чего вышел из строя из-за перегрева. Но советские конструкторы и инженеры решили большую часть проблем, свидетельством чего служит успешная миссия «Луны-24» в 1976 году. #СекретныеХроники«Луноход-1» (Аппарат 8ЕЛ № 203) — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луны с 17 ноября 197. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья.

История советских «Луноходов»: один разбился, один замерз, один перегрелся

В результате аппарат прислал на Землю 17 фото. После этого 11 запусков оказались вновь неудачными. Первые испытания устройства проводились в 1968 году, и они оказались успешными. Уже в 1970 году советский «Луноход-1» оказался на поверхности спутника Земли. На связи с учёными он находился 301 день, всего проехал по спутнику - более 10 тысяч метров и отправил на Землю 25 тысяч снимков. Также роботу удалось изучить физические свойства поверхности Луны 537 раз и осуществить 25 химических анализов грунта.

Следующий аппарат - «Луноход-2» - вышел из строя спустя четыре месяца нахождения на Луне в мае 1973 года. Это случилось из-за того, что устройство забуксовало, а после ошибки в управлении - перегрелось и перестало работать.

За первые 72 часа он проехал целых 197 метров!

Впоследствии водитель аппарата Вячеслав Довгань ныне академик вспоминал: «Сеанс начался. Трасса проходила по относительно ровной поверхности, имевшей впадины и возвышения с углами наклона до 10 градусов. На пути встречались камни и кратеры небольшого размера, а также невысокая гряда, которые были преодолены.

На различных участках провели измерения физико-механических свойств грунта и параметров проходимости шасси. Работал в старт-стопном режиме движения, сосредоточился на восприятии и анализе телевизионного изображения. Параллельно с этим с помощью стрелочных индикаторов контролировал крен и дифферент лунохода, следил за изменением его курсовых характеристик.

Впервые увидел, как изменяется на экране линия лунного горизонта при различных значениях дифферента, что позволяло приближенно следить за величиной крена лунохода. Прислушивался, конечно, и к докладам бортинженера Алика Кожевникова, который по громкой радиосвязи сообщал о давлении и температуре внутри приборного отсека и о других параметрах, характеризующих состояние лунохода». Выполняя маневры, члены «экипажа» аппарата внимательно изучали расположение кратеров и камней.

Сначала «Луноход» двигался на юго-восток, а на исходе третьего дня лунного, разумеется сменил направление маршрута на северо-западное. К 20 февраля 1971 года первоначальная программа работ была выполнена, но поскольку аппарат оставался во вполне работоспособном состоянии, ученым пришлось разрабатывать дополнительную программу исследований. К тому времени экипаж настолько освоился со своим «конем», что на следующий день 8 марта «луноходовцы» решили поздравить работавших с ними в коллективе женщин — и выписали по поверхности Луны цифру 8.

Передвигаясь с максимальной скоростью два километра в час, «Луноход-1» за 302 дня «прополз» 10 540 метров, обследовав площадь в 80 000 квадратных метров. Он передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. При этом велось постоянное исследование физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках проведен его химический анализ.

Миссия длилась с 16 января по 10 мая 1973 года. В первой части отчета рассказывается о работе комплекса и бортовой аппаратуре самих космических аппаратов, а во второй части рассказывается о системе управления наземного комплекса связи «Сатурн-МС».

Там же, под Симферополем, был устроен лунодром — полигон для тренировки экипажей, устроенный с учетом данных, полученных с «Луны-9» и «Луны-13». Было сформировано два экипажа, каждый по пять человек: командир, штурман-навигатор, водитель, бортинженер и оператор остронаправленной антенны. Одиннадцатым участником группы управления был резервный водитель и оператор. Ни один советский луноход на обратной стороне Луны не был никогда по причине сложностей, сопряженных с организацией связи и управления.

Также и посадка пилотируемых кораблей планировалась только на видимой стороне. Самый первый из них цели не достиг, поскольку при запуске 19 февраля 1969 года произошла авария ракеты-носителя, завершившаяся на 53 секунде полета взрывом. Потерянный при аварии аппарат получил условное наименование «Луноход-0». Сойдя с посадочной платформы станции, начал свою работу на Луне первый советский луноход. Масса машины составляла 756 кг, габариты — 4,42 м в длину с открытой солнечной панелью , 2,15 м в ширину и 1,92 м в высоту. При движении она оставляла колею шириной 1,60 м.

Перемещение по поверхности спутника осуществлялось в течение 11 лунных дней. С наступлением лунной ночи крышка корпуса закрывалась, и аппарат ожидал наступления дня в стационарном состоянии. Несколько слов о том, что обнаружил на Луне первый советский луноход и каких достиг результатов. Он проработал втрое дольше запланированного срока — до 14 сентября 1971 года, обследовал территорию площадью 80 тыс. На Землю было передано более 20 тысяч телевизионных снимков и свыше 200 панорам Луны. Физико-механические тесты грунта производились более 500 раз, а химический состав его исследовался в 25 пунктах.

Лазерная локация с использованием уголкового отражателя, выполненная советскими и французскими учеными, позволила определить расстояние до спутника Земли с точностью до 3 метров. Аппарат благополучно совершил посадку в Море Ясности 16 января. Принципиальных отличий от предыдущего зонда «Луноход-2» не имел, но некоторые усовершенствования в его конструкцию были внесены с учетом пожеланий операторов-водителей. В частности, на нем была установлена третья навигационная камера на высоте человеческого роста, что существенно облегчило управление машиной.

Что советские «Луноходы» делали на Луне и почему запуск этих аппаратов прекратили

В рамках одного из этапов этой длительной программы на поверхности спутника Земли в течение нескольких месяцев в 1970-71 годах, а также в 1973-м работали дистанционно управляемые мобильные исследовательские зонды серии Е-8. Весь мир знает их как советские луноходы. Этапы лунной программы СССР Реклама Аппараты, при помощи которых проводилось исследование Луны и прилегающего пространства, принято делить на три поколения. Автоматические станции, относящиеся к первому поколению, имели задачей добиться доставки зонда на спутник Земли, а также совершить ее облет и фотографирование обратной стороны с передачей снимков на Землю. Аппараты второго поколения были предназначены для мягкой посадки, и, кроме того, для выведения на окололунную орбиту искусственного спутника, фотографирования поверхности Луны с его борта и отработки систем связи с Землей. Вам будет интересно: «Мирской» — это о каждодневной жизни простых людей Реклама Третье поколение станций серия Е-8 создавалось уже для более глубокого изучения нашей ближайшей космической соседки. В ее рамках проектировались управляемые с Земли подвижные устройства — луноходы, а также тяжелый спутник Луны Е-8 ЛС и станции Е-8-5 с возвращаемым аппаратом, предназначенным для доставки грунта со спутника Земли. Серия межпланетных станций Е-8 Вам будет интересно: Рубцовский индустриальный институт: обзор, особенности и отзывы Реклама Еще с 1960 года в ОКБ-1 ныне корпорация «Энергия» рассматривались вопросы создания самоходной лунной машины. В 1965 году работы по проектированию межпланетных станций были поручены конструкторскому бюро Машиностроительного завода с 1971-го — НПО им. Лавочкина, руководимому Г. Бабакиным, которое в 1967-м подготовило документацию по собственному варианту аппарата.

В частности, был полностью изменен проект шасси. Вместо предполагавшихся ранее гусениц конструкторы оснастили советские луноходы восемью ведущими колесами шириной 200 мм и диаметром 510 мм каждое. Станция серии Е-8 состояла из двух модулей: посадочной ракетной ступени КТ и, собственно, лунохода 8ЕЛ. Доставка на Луну должна была осуществляться ракетой-носителем «Протон-К», снабженной разгонным блоком Д. Конструкция и оборудование подвижного зонда Вам будет интересно: Что такое чащоба? Толкование слова и синонимы Луноход представляет собой герметичный контейнер. Это приборный отсек, установленный на самоходное колесное шасси. Крышка контейнера снабжена фотоэлементами солнечной батареи мощностью 180 Вт для подзарядки буферной аккумуляторной батареи. Шасси имеет комплекс датчиков, при помощи которых оценивались свойства грунта, проходимость и велся учет преодоленного расстояния.

Непосредственное изучение естественного спутника нашей планеты началось со старта советской лунной программы.

Несмотря на то, что станция на Луну не попала, «Луна-1» стал первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости, преодолевшим притяжение Земли и ставшим искусственным спутником Солнца. Это был огромным прорыв в области освоения космоса, но главная цель — перелёт с одного небесного тела на другое так и не была достигнута. Вымпелы, доставленные на Луну космическим аппаратом «Луна-2» Прошло совсем немного времени и 12 сентября 1959 года вторая ракета стартовала к Луне. На борту её был космический аппарат «Луна-2». Впервые в истории осуществлен космический полет с Земли на другое небесное тело. Королев хотел официально зафиксировать приоритет СССР при достижении Луны, поэтому, было принято решение отправить туда вымпел с гербом Советского Союза. В ознаменование этого выдающегося события на поверхность Луны доставлены вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических Республик. Сентябрь, 1959 год». Это два шара состоящие из пятиугольных стальных сегментов. Шар большего диаметра 150 мм был установлен на третью ступень, шар меньшего диаметра 90 мм — на контейнер с аппаратурой.

На каждый шар приходилось по 72 пятиугольника двух видов — правильной 12 шт. Внутри полых шаров размещалась взрывчатка. Имелся ударный взрыватель, который срабатывал при ударе о поверхность Луны. При взрыве вымпелы разлетались во все стороны, как осколки. Энергия взрыва должна была погасить хотя бы у некоторых из них скорость падения, и они должны остаться лежать на поверхности.

Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" модернизация "Л-3" , который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека.

Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года. Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела. Но несмотря на это, аппарат выполнил научные задачи — зарегистрировал внешний радиационный пояс Земли, провел прямые измерения солнечного ветра и стал первым искусственным спутником Солнца.

Первый в истории человечества аппарат, который достиг поверхности Луны, — советская автоматическая станция "Луна-2". По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые. Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму. Последняя советская автоматическая станция на Луну "Луна-24" была запущена в 1976 году. По итогам этой миссии на Землю удалось доставить 170 г грунта. В советское время реализовать большую часть лунной программы не удалось. Отчасти из-за недостатка финансирования, отчасти из-за отсутствия двигателей достаточной мощности.

Миссия длилась с 16 января по 10 мая 1973 года. В первой части отчета рассказывается о работе комплекса и бортовой аппаратуре самих космических аппаратов, а во второй части рассказывается о системе управления наземного комплекса связи «Сатурн-МС».

Маршрут Луна — Чернобыль. Кто придумал планетоход

Вымпелы с барельефом В.И. Ленина, государственным флага СССР, герба СССР с надписью "50 лет СССР", "Лунохода-2" и станции "Луна-21", подготовленные для отправки на Луну. История лунной программы СССР и создания советских Луноходов. Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий («Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24») доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. «Луноход-1» продолжает трудиться и сейчас: с 2010 года расположенный на его борту уголковый светоотражатель начал использоваться для точных измерений лунной орбиты. Управлять им было совсем не просто, особенно с расстояния 380 тысяч километров. О миссии «Луноход-1» — #заминуту. Впервые инженерная задача создания лунохода была сформулирована в коллективе главного конструктора ОКБ-1 Сергея Королева и поддержана президентом АН СССР Мстиславом.

Советские луноходы: обзор, история и интересные факты

Вымпелы с барельефом В.И. Ленина, государственным флага СССР, герба СССР с надписью "50 лет СССР", "Лунохода-2" и станции "Луна-21", подготовленные для отправки на Луну. Об одном из самых успешных в СССР запусках межпланетной станции Луна-2, достигшей поверхности спутника задолго до Луны-25 в 1959 году, рассказывает ФедералПресс. В августе 2023-го Россия запустила свою первую с советских времен лунную миссию «Луна-25», она потерпела неудачу. Впервые инженерная задача создания лунохода была сформулирована в коллективе главного конструктора ОКБ-1 Сергея Королева и поддержана президентом АН СССР Мстиславом. В 1966 году советским конструкторам удалось изобрести шасси будущего Лунохода. Как были созданы советские Луноход-1 и Луноход-2, какие цели преследовала программа изучения Луны и почему для проекта планетохода выбрали колеса, а не гусеницы.

Одиночество потерявшегося на Луне: что произошло с первым советским луноходом

В 70-м году прошлого столетия на поверхность Луны приземлился советский «Луноход-1». Он провел на Луне чуть больше 10 месяцев и проехал за это время более 10 километров. Устройство не развивало большой скорости, но она и не была нужна для проведения качественного исследования спутника Земли. Луноходом управляла группа специально обученных людей. Несмотря на такое расстояние от нашей планеты, устройство выполняло команды с задержкой всего в 5 секунд. Кстати, если вам интересно узнать о том, как Луна поможет нам найти жизнь в космосе, то переходите по ссылке на другой наш материал. Через определенные промежутки времени аппарат выходил на связь с Землей и передавал ученым данные о своих новых исследованиях.

Фото: РКС Это можно сравнить с торможением автомобиля на скользкой дороге. Вы нажали на тормоз, а машина еще какое-то время продолжает движение вперед. На лунном расстоянии очень сложно создать высокоскоростной радиоканал, способный передавать подвижные изображения, подобно вещательному телевидению. Водитель лунохода вместо динамической телевизионной картинки наблюдал лишь слайды с изображением поверхности Луны, сменявшиеся с частотой в диапазоне от одного слайда в три секунды до одного слайда в двадцать секунд. Как это происходит на практике? Допустим, вам требуется продвинуться на расстояние десять метров вперед, вы отправляете команду и ждете ее исполнения, и лишь через несколько секунд видите изображение нового участка поверхности. Так очень легко попасть в аварийную ситуацию. Водителю надо постоянно предугадывать развитие событий. Эта нетривиальная задача требовала особых навыков у водителей. Они отрабатывались на Земле на специальных «лунодромах». На них воспроизводились лунные условия? Основных лунодромов было два. На этапе разработки технических решений испытывался макет лунохода, который передвигался в ангаре. Его подвешивали на специальных резиновых канатах, чтобы имитировать лунную силу тяжести, которая в шесть раз меньше, чем на Земле. В таком «обезвешенном» состоянии сцепление колес становилось меньше, и тогда можно было понять, как он реально будет двигаться по Луне. Так имитировалось поведение шасси, сначала без телевидения — мы участвовали на этом этапе как наблюдатели. Материалы по теме: 7 октября 2016 Потом, когда луноход уже был создан, небольшой «лунодром» был построен в Симферополе, около наземного Центра управления, буквально во дворе. Все как сегодня в компьютерной игре: экраны, джойстики. Задержка в передаче сигнала была смоделирована. Там луноход управлялся не по радио, а по проводам. Он ехал, а за ним передвигался провод с пультом управления. На этом этапе уже использовались наши камеры. И я, и сотрудники моего отдела участвовали в тренировках, управляли луноходом на Земле. Важно было самим сыграть роль водителей, чтобы понять, как работает телевизионная система управления в данных условиях. Чем оборудование, которое вы делали для «Лунохода-2», отличалось от «Лунохода-1»? На первом аппарате две телевизионные камеры были установлены очень низко, поэтому они видели перед собой лишь небольшой участок поверхности. Поначалу все считали, что очень важно видеть то, что находится непосредственно перед луноходом, чтобы рассмотреть более мелкие предметы, не пропустить какие-то препятствия. Тем более что изображение более далеких объектов давали четыре панорамные камеры — правда, они работали не все время. Надо было часто останавливаться, чтобы осмотреться, что заметно снижало скорость движения первого лунохода. Эти обстоятельства были учтены на втором луноходе: была установлена дополнительная камера на высоте человеческого роста. Она оказалась наиболее эффективной в реальной работе.

Возвращение на Землю Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров. После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника. На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна — Земля и управляемым спуском на поверхность Земли. Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту. По их словам, власти потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии в тот момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована. Все это привело к сырым конструкторским решениям и резкому снижению надежности новой космической техники. Независимый эксперт по космосу, член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин считает, что проблема заключалась в создании мощного мотора. По его мнению, реализовать советскую лунную программу было заведомо невозможно. Лунное затишье К концу 1970-х годов многим казалось, что на Луне делать уже нечего и в Солнечной системе существуют более интересные объекты для исследований, например Марс или Венера. Период лунного затишья продолжался почти 20 лет. В середине 1990-х годов академик, сотрудник Института геохимии и аналитической химии имени В. Однако проект был отложен и в конце концов превращен в современную "Луну-25" — посадочный аппарат, которому впервые в истории предстоит сесть у лунного полюса и "попробовать на вкус" лунную воду.

Для лазерной локации с Земли на борту машин устанавливался уголковый отражатель, созданный во Франции. Управление аппаратами В систему, обеспечивающую управление луноходами, входили следующие элементы: комплекс аппаратуры на борту самого агрегата; наземный комплекс НИП-10, размещавшийся в Крыму, в поселке Школьное, где располагалось оборудование космической связи и пункт управления агрегатом с пультами управления для членов экипажа и залом оперативной обработки телеметрии. Там же, под Симферополем, был устроен лунодром — полигон для тренировки экипажей, устроенный с учетом данных, полученных с «Луны-9» и «Луны-13». Было сформировано два экипажа, каждый по пять человек: командир, штурман-навигатор, водитель, бортинженер и оператор остронаправленной антенны. Одиннадцатым участником группы управления был резервный водитель и оператор. Ни один советский луноход на обратной стороне Луны не был никогда по причине сложностей, сопряженных с организацией связи и управления. Также и посадка пилотируемых кораблей планировалась только на видимой стороне. Самый первый из них цели не достиг, поскольку при запуске 19 февраля 1969 года произошла авария ракеты-носителя, завершившаяся на 53 секунде полета взрывом. Потерянный при аварии аппарат получил условное наименование «Луноход-0». Сойдя с посадочной платформы станции, начал свою работу на Луне первый советский луноход. Масса машины составляла 756 кг, габариты — 4,42 м в длину с открытой солнечной панелью , 2,15 м в ширину и 1,92 м в высоту. При движении она оставляла колею шириной 1,60 м. Перемещение по поверхности спутника осуществлялось в течение 11 лунных дней. С наступлением лунной ночи крышка корпуса закрывалась, и аппарат ожидал наступления дня в стационарном состоянии. Несколько слов о том, что обнаружил на Луне первый советский луноход и каких достиг результатов. Он проработал втрое дольше запланированного срока — до 14 сентября 1971 года, обследовал территорию площадью 80 тыс. На Землю было передано более 20 тысяч телевизионных снимков и свыше 200 панорам Луны. Физико-механические тесты грунта производились более 500 раз, а химический состав его исследовался в 25 пунктах. Лазерная локация с использованием уголкового отражателя, выполненная советскими и французскими учеными, позволила определить расстояние до спутника Земли с точностью до 3 метров. Аппарат благополучно совершил посадку в Море Ясности 16 января.

День в истории. Луноход

Сколько раз в СССР пытались высадиться на Луну Советская программа лунных пилотируемых полетов была запущена в 1959 году и представляла собой серию проектов, включающих два параллельно реализуемых направления: лунно-облетную и лунно-посадочную. При этом из-за конкуренции между различными конструкторскими бюро проекты с аналогичными целями разрабатывались одновременно в двух или даже трех из них. Например, различные варианты лунного корабля пытались создать в КБ имени С. Королева и КБ имени В.

Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну создавался в Конструкторских бюро Королева, Челомея и М. Эффективности общим целям это не добавляло — напротив, приводило к перерасходу сил и ресурсов. Запуски советских автоматических межпланетных станций серии «Луна» проводились с 1958 по 1976 годы с космодрома «Байконур» в Казахстане.

Всего было 33 старта, из которых 16 прошли успешно, а 17 были неудачными. Однако в 1977 году программу «Луна» свернули. Последний, 34-й запуск с «Луноходом-3» на борту, был отменен.

Решение было принято по ряду причин, включая финансовые и технические сложности. Тем не менее серия «Луна» оставила свой след в истории космических исследований. В ее честь в 2023 году Международным астрономическим союзом была названа линия на поверхности Плутона — Luna Linea.

Также на корпусе аппарата имелись антенны для связи с Землей. Для управления «Луноходом-1» использовался специальный пульт. Пилотом аппарата был Вячеслав Довгань — кандидат военных наук и автор более 120 научных работ. Вячеслав Довгань за пультом управления «Луноходом-1» Успехи «Лунохода-1» «Луноход-1» проработал на поверхности земного спутника 302 дня и преодолел 10 540 метров со средней скоростью 0,14 километров в час. Максимальная скорость, которую он смог набрать, составила 2 километра в час. Важно отметить, что большую часть времени он находился в неподвижном состоянии и занимался сбором научных данных. При помощи своего оборудования он сделал и передал на Землю более 20 000 изображений, 206 панорамных снимков и 25 рентгеновских анализов химического состава лунного грунта.

Также он часто использовал пенетрометр — устройство, которое вводит инструмент в вязкую среду и оценивает его густоту. При помощи него исследователи получили информацию о физических свойствах поверхности Луны. Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!

После первой неудачи полёты луноходов решили отложить — на первое место вышла доставка на Землю образцов лунного грунта. Идея о создании станций типа Е-8-5, а именно так аппарат обозначался в конструкторской документации, родилась у главного конструктора КБ имени С.

Лавочкина Г. Бабакина задолго до того, как «лунная гонка» подошла к своему финалу. Он полагал, что аппараты подобного типа полетят не только на Луну, но и на другие планеты. Но в конце 1960-х годов не было задачи важнее, чем опередить американцев, поэтому и делали станцию только в лунном варианте. За основу была взята посадочная ступень Е-8, которую разрабатывали для доставки лунохода. Вместо самоходного устройства на ней планировалось установить бур для взятия образцов, а доставку грунта на Землю обеспечить ракетой «Луна — Земля».

Масса станции должна была составлять приблизительно пять тонн. С началом полётов по этой программе очень спешили. Очень хотелось получить образцы лунного грунта ещё до того, как это сделают американцы. Но тем не менее первую станцию смогли подготовить к старту только летом 1969 года, когда до старта «Аполлона-11» оставалось совсем немного времени. Как это часто бывает, первый блин вышел комом. Первая попытка запустить станцию типа Е-8-5 была предпринята 14 июня 1969 года.

Из-за ошибки в системе управления не произошёл запуск двигательной установки блока «Д». Станция не вышла даже на околоземную орбиту. Вторая попытка была сделана 13 июля 1969 года, за три дня до старта «Аполлона-11». На этот раз первый этап полёта прошёл нормально, станция вышла сначала на околоземную орбиту, потом успешно стартовала в сторону Луны, а затем была выведена на селеноцентрическую орбиту. Она получила название «Луна-15». Всё шло хорошо до того момента, пока не пришла пора садиться на Луну.

Рельеф предполагаемого места посадки был неизвестен, там оказалась гора, в которую и врезалась станция. В 1969 году были предприняты ещё две попытки запуска станций типа Е-8-5. Но обе оказались неудачными — подвёл разгонный блок «Д», который не обеспечил перевод станций на траекторию полёта к Луне. И следующий год начался с неудачи — 6 февраля 1970 года во время запуска погиб очередной «космический геолог». И лишь станции «Луна-16» удалось выполнить то, к чему стремились конструкторы. Она была запущена 12 сентября 1970 года, спустя восемь дней совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия, а ещё через сутки с образцами лунного грунта отправилась в обратный путь.

На Землю были доставлены 101 грамм лунного грунта. С большими предосторожностями грунт извлекли из капсулы и отправили в лабораторию Академии наук СССР, где он подвергся тщательному исследованию. В последующие годы ещё несколько раз предпринимались попытки доставить лунный грунт на Землю. Точнее, таких попыток было пять. Три из них были неудачными — один раз произошла авария носителя на участке выведения, в другой раз авария случилась при попытке посадки на Луну, а третьем случае, хотя станция и опустилась на лунную поверхность, было повреждено грунтозаборное устройство. А вот два полёта оказались успешными, и советские учёные получили образцы ещё из двух районов лунной поверхности.

А теперь вновь о луноходах. К работе над ними возвратились в середине 1970 года. А в космос отправили только после того, как на Землю всё-таки удалось доставить «кусочек Луны». Станция «Луна-16» Старт автоматической станции «Луна-17» с «Луноходом» состоялся 10 ноября 1970 года. Ровно через семь дней, 17 ноября, станция совершила мягкую посадку на Луне, в Море Дождей. В тот же день с посадочной платформы на лунную поверхность съехал «Луноход».

Аппарат был рассчитан на два месяца работы на лунной поверхности, а проработал 11 месяцев до 14 сентября 1971 года и наездил более 10 километров. На Землю было передано 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Максимальная скорость движения составила 2 километра в час. В течение первых трёх месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял ещё и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины.

В каждом таком экипаже был водитель, штурман, бортинженер, оператор, который отвечал за правильное наведение антенны, и командир, контролирующий работу экипажа. У каждого колеса «Лунохода» всего их было восемь был собственный привод, за счет чего аппарат мог преодолевать любой рельеф. Солнечные батареи позволяли ему заряжаться днем, а ночью аппаратура питалась с помощью радиоизотопного источника энергии. За это время он преодолел дистанцию в 10,5 тысяч метров и исследовал 80 тысяч квадратных метров поверхности Луны. Аппарат перестал выходить на связь 30 сентября 1971 года, к тому времени исчерпался ресурс изотопного источника тепла.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий