Социолог занимается исследованием явлений, происходящих в обществе. Если специальность по диплому «социология», что за профессия может быть избрана по окончании учебы? Подробнее расскажем, кто такой социолог, чем он занимается и где можно учиться.
Профессия Социолог
Социолог – это специалист, который занимается изучением общества и социальных явлений, анализирует различные социальные процессы и их влияние на людей. 67% от всех опрошенных.). Сегодня поговорим, как развивается эта наука сейчас, чем занимаются современные социологи, и всем ли соцопросам можно доверять? Преимущества профессии социолог Данная профессия востребована на рынке труда в настоящее время и наверняка будет востребована в будущем. Чем занимается социолог? Социолог Дороти Смит определяет социальное как «постоянное согласование и координацию деятельности отдельных лиц».
Обзор профессии социолога
Следующий этап — анализ полученных данных. Выбранные из анкет ответы загружаются в программы и начинается обработка информации при помощи математических методов Важно верно интерпретировать результаты Мы кратко рассказали лишь о части работы социолога, ведь социология способна анализировать прошлое, изучать настоящее и делать предположения о будущем. Так, социологи рассчитывают результаты выборов, определяют причины некоторых событий и проводят анализ аспектов, влияющих на развитие социума. В основном они работают в научных учреждениях, в СМИ и агентствах по маркетингу. Где обучаются социологи Во многих высших учебных заведениях существуют факультеты социологии. Там дают необходимые знания и навыки. Большое значение имеет верный выбор вуза, в котором изучают прикладные способы анализа и программы, используемые социологами в работе. Профессия социолог Социолог обязан постоянно получать знания, ведь мир все время меняется, а значит, изменяются и социальные процессы. Социолог обязан хорошо разбираться в процессах, происходящих в экономике, взаимодействовать с целью накопления опыта с зарубежными коллегами. Социологи составляют программы и разрабатывают схемы исследований, анализируют происходящие процессы, оказывают консультативную помощь.
Карьера и перспективы Социологи имеют возможность работать в любой отрасли экономики, от культуры и рекламы до науки и производства, ведь везде нужны специалисты, умеющие анализировать различные процессы и имеющие навыки планирования работы предприятий. Еще будучи студентом можно выбрать направление своей работы — науку или бизнес. Если студент желает заниматься научной деятельностью, то предпочтет изучать социальные явления, будет публиковать собственные работы и участвовать в различных конференциях. Социолог востребован в области управления и научно-исследовательских разработок. Для этого рекомендуется закончить аспирантуру. Доход социолога зависит от опыта работы и сферы, в которой он работает, в случае если он грамотно подает информацию, проводит качественный анализ, владеет иностранными языками и может работать со специальными программами — шансы получать высокую зарплату велики. Социолог — в чем специфика деятельности? Выбор профессии остается сложной задачей, справиться с которой предстоит каждому человеку. Поэтому не удивительно, что все больше сограждан пытается выяснить личностные качества и черты характера перед тем, как определиться с будущей должностью.
С развитием общества появилась необходимость изучить его особенности, а также общественное мнение, изменяющееся под давлением внешних факторов. Так и возникла социология, обеспечившая более глубокое понимание того, как происходит взаимодействие людей между собой. Чтобы получить необходимую информацию начали проводить социологические опросы, первым из которых была перепись населения. Сегодня социологи проводят сложные и ответственные работы, связанные с получением общественного мнения, после чего на основании ответов респондентов они подводят итоги проведенного опроса и систематизируют его результаты в основательный отчет. Некоторые люди, которые плохо понимают важность деятельности социолога, предполагают, что на этом его обязанности завершаются. Это не редко приводит их к мнению о том, что социолог является совершенно пустой и ненужной работой. Попытаемся исправить подобное заблуждение Попытаемся исправить подобное заблуждение. Чем занимается социолог? Профессия предполагает не только работу с людьми, но и обеспечивает возможность развития в различных направлениях, ведь эта работа довольно разносторонняя.
В первую очередь социологи — это научные сотрудники, которые занимаются изучением общества. Еще совсем недавно такие специалисты были крайне ценными кадрами, поэтому особо высоко ценились их услуги. Сегодня специальность несколько трансформировалась, но многие отличительные черты сохранились. Навыки социолога применимы в различных областях нашей жизни, а в его услугах нуждается большинство средних и крупных компаний, а также практически все научные лаборатории. Специалист можно воспользоваться своими навыками для того, чтобы стать: маркетологом; политтехнологом; аналитиком. Говоря о тех ключевых задачах, которые стоят перед каждым социологом, нельзя не вспомнить об их научной деятельности.
Также эти специалисты востребованы в государственных и муниципальных органах власти. Читайте также.
Самые яркие воспоминания Больше всего запомнилась жизнь в общаге. Мы устраивали костюмированные вечеринки, дни рождения, квесты. На факультете были хорошие преподаватели, с которыми мы до сих пор поддерживаем связь, они — настоящие мастера своего дела. Работа Я частично работаю по специальности. Я — social media manager в сфере социальных сетей и рекламе, и занимаюсь этим уже четыре года. Соответственно, на мой диплом при устройстве на работу никто не смотрел — его тогда еще даже не было. В моей работе возникают ситуации, когда я могу применить знания, полученные в университете и на практике. Хотя, думаю, я справилась бы с такими проблемами, не имея социологического образования. А может, и наоборот, даже не нашла бы эту работу. Про факультет Расписание в бакалавриате помогало найти баланс, который позволил совмещать учебу с работой. Что бы я исправила, так это расстановку пар в магистратуре, потому что учеба начиналась в 12 или в 2 часа дня. Мы пробовали переместить пары на вечер, и какие-то преподаватели пошли нам навстречу, но, к сожалению, лишь меньшая часть. Также факультету нужно больше практики, потому что МГУ — скорее, классическое образование.
Принимает участие в международных проектах, вместе с командой организует массовые социологические опросы. Преподает социологию в вузе, колледже. Следит за международными трендами в науке. В бизнес-среде работает в маркетинговых, рекламных агентствах для проведения исследований потребительского поведения, рыночных тенденций, клиентских предпочтений. Сотрудничает как специалист по связям с общественностью с пресс-службами. В государственных, частных, религиозных социальных службах и благотворительных организациях внедряет программы и политики для решения социальных проблем, таких как бедность, детское бродяжничество, злоупотребление психоактивными веществами.
Кем может работать социолог: обзор актуальных профессий
Лучшие работодатели и должности Наиболее подходящие организации для устройства на работу по этой специальности: Консалтинговая компания. Издательские организации и другие средства массовой информации. Муниципальные и государственные органы власти. Аналитические, социально направленные сферы. Отделы с исследовательской деятельностью на предприятиях и в организациях. Маркетинговые отделы в организациях труда. Зарплата социолога составляет от 30 до 55 тыс. Зависит оплата в сфере социологии от работодателя и квалификационной категории сотрудника. Преподаватель Преподавание в системе высшего образования — прямое назначение социолога. Помимо собственно социологии и спецкурсов по углубленному профилю, специалист имеет право на чтение курсов по экономике, философии, политологии и по другим областям социальных наук. Разработка инструментария социологических исследований — область профессиональной деятельности социолога.
Этот инструментарий имеет прикладное значение фактически во всех областях социальной практики — начиная от изучения покупательского спроса в торговой лавке и до уровня исследования спроса на космические исследования в мировом масштабе. Профессионального успеха достигла благодаря в первую очередь своему образованию. В университете получила достаточно сильную теоретическую базу, которая пригодилась и на практике. Особенно важными для меня оказались история социологии и методы исследований в данном направлении. Сейчас я провожу коммуникационные мероприятия с клиентами, которые заключаются в выяснении их потребностей и проблем, подписании документации для проведения исследований. Из своей работы я извлекаю опыт и знания, которые помогают и в жизни. О выбранной профессии не жалею, рада, что приношу пользу нашему обществу. По работе имею возможность ездить по различным регионам, изучать жизнь людей и социальные проблемы, помогать населению в их решении. Профессия «социолог»: где с ней работать Рассматривая данное направление в общем контексте личностно-рыночных отношений, можно заметить, что ни одна сфера жизни современного человека не обходится без даже необязательно профессиональных социологических исследований. Социолог — современная, довольно почетная, по-своему уникальная профессия.
Это термин, введенный Ч. Он означает умение социолога абстрагироваться от личного опыта и посмотреть на общественную проблему с точки зрения социума, общества в целом. Необходимые личные качества Для социолога важно быть: Усидчивым. Много времени может уходить на рутинный поиск информации, составление графиков, таблиц и т. В какой бы области социолог ни работал, вся завязано на людях и обществе, поэтому данный специалист должен понимать, в каком состоянии общество находится, в чем оно сейчас нуждается, в чем нуждается целевая аудитория магазина, если социолог работает на конкретный бизнес и т. Для сбора информации нередко используют такой инструмент, как общественный опрос, где социолог может общаться с гражданами в живую. Очень важно вести разговор профессионально, чтобы человек хотел поделиться мнением. В дальнейшем это поможет сделать результаты опроса более объективными. Плюсы и минусы профессии Плюсы работы социологом: Творческая работа. Вам предстоит работать с данными, проводить исследования, которые могут быть интересны и вам.
Нужная профессия. Социологи играют важную роль. Они помогают взглянуть на проблемы объективно и вносят ясность, так как с цифрами спорить сложнее.
Результаты, получаемые в процессе такой деятельности, помогают не только изучать общественные явления, но и прогнозировать их.
Социологические опросы актуальны в разных областях: от маркетинга до избирательных кампаний. Именно эти специалисты рассказывают человеку, какие среднестатистические настроения существуют в обществе накануне выборов и какую марку масла предпочитают жители Москвы или других городов. Социология: направления специализации Что же изучают на факультете социологии в институтах? Это зависит от специализации, которую выберет студент.
Их довольно много. Среди основных можно назвать следующие: Прикладная информатика в социологии.
Социологические опросы актуальны в разных областях: от маркетинга до избирательных кампаний. Именно эти специалисты рассказывают человеку, какие среднестатистические настроения существуют в обществе накануне выборов и какую марку масла предпочитают жители Москвы или других городов.
Социология: направления специализации Что же изучают на факультете социологии в институтах? Это зависит от специализации, которую выберет студент. Их довольно много. Среди основных можно назвать следующие: Прикладная информатика в социологии.
Социолог - это какой специалист? Профессия социолог. Известные социологи
Особенности профессии социолог. Профессия эта достаточно распространена в современное нам время, а навыки данных специалистов пользуются значительным спросом. Преимущества профессии социолог Данная профессия востребована на рынке труда в настоящее время и наверняка будет востребована в будущем. Социолог: описание, обязанности и требования, зарплата и преимущества работы по профессии Социолог и где научиться.
Кем и где может работать социолог: список профессий, связанных с социологией
Сферы деятельности социологов: Академическая сфера: социологи работают в университетах и научных институтах, занимаются исследованиями, преподают социологию будущим специалистам. В отличие от философа, который занимается абстрактными и фундаментальными вопросами о природе реальности и знании, социолог фокусируется профессию конкретных социальных явлениях и взаимодействии в обществе. Потому что в 90-е стало понятно, что профессия социолога востребована, потому что востребованы прикладные маркетинговые исследования. Изучение общественного мнения, качества функционирования общественных институтов, настроений и трендов — вот чем занимаются социологи. Подробное описание специальности «социолог»: кто это, что он делает, в какие вузы нужно поступать. Социолог: описание, обязанности и требования, зарплата и преимущества работы по профессии Социолог и где научиться.
Кем работают социологи? В каких сферах деятельности они заняты?
Подписаться О сложном и приятном в профессии социолога Теги михайлов валерий алексеевич твгу , первая в мире кафедра социологии и факультет социологии , отношение к труду социология , отзывы факультет социологии спбгу , российский социолог в работе 14 ноября 2022 Сегодня, 14 ноября, свой профессиональный праздник отмечают социологи. Ежедневно мы сталкиваемся с явлениями, которые так или иначе имеют отношение к социологии, и даже не осознаем всей важности профессии социолога в современном мире. Именно тогда философ Огюст Конт сформулировал первую в мире социально-научную концепцию. Термин «социология» — составной, в дословном переводе с греческого и латинского языков он обозначает «общественное учение». День социолога в России — неофициальный профессиональный праздник. Он отмечается 14 ноября, начиная с 1994 года, инициатором празднования стал декан факультета социологии СПбГУ.
Санкт-Петербургский государственный университет по праву считается колыбелью русской академической социологии.
РОС вернулось к обсуждению этического кодекса социолога 7. В целом до конца 1990-х гг. Вопросы качества исследовательской деятельности не выходили за рамки методологических дискуссий о критериях достоверности, валидности социологической информации.
Самая плодотворная дискуссия развернулась в 1980-е гг. В ней приняли участие такие ведущие советские социологи, как В. Волович [Волович, 1974], В. Паниотто [Паниотто, 1986], Г.
Саганенко [Саганенко, 1979], В. Ядов [Ядов, 1972], В. Шляпентох [Шляпентох, 2006], и многие другие. Центральной методологической проблемой этой дискуссии был поиск критериев оценки качества результатов социологического исследования.
Социологическое исследование рассматривалось как вид научно-познавательной деятельности, преимущественно в контексте количественной стратегии. Авторы стремились прийти к терминологическому консенсусу относительно того, что подразумевать под надежностью, достоверностью, валидностью, полезностью результатов социологического исследования. Социологи активно обсуждали проблемы стандартизации измерительных процедур и показателей как способов получения надежных, достоверных данных. Например, В.
Паниотто в монографии «Качество социологической информации» [Паниотто, 1986] выделил три взаимосвязанных аспекта, применительно к которым следует рассматривать критерии качества: — Качество цели — общественно-полезная значимость цели, теоретическая важность, уникальность и реалистичность измеряемость т. Качество процесса исследования определялось через качество отбора единиц наблюдения репрезентативность, или представительность, отсутствие случайных и систематических ошибок и качество методики измерения и инструмента правильность измерения. Интегральной характеристикой качества социологической информации В. Паниотто предлагал считать ее надежность как результат обоснованности валидности, репрезентативности, правильности и устойчивости точности [Паниотто, 1986].
В конце 1990-х — начале 2000-х гг. Основные изменения были связаны с функциональной специализацией, сегментацией внутри профессионального сообщества. За последние 25 лет значительно увеличился академический сектор, в основном за счет открытия новых департаментов и кафедр социологии в региональных российских ВУЗах. Если вначале 1990-х гг.
Соответственно, выросла потребность в воспроизводстве кадрового корпуса преподавателей социологических дисциплин. В 1990-е гг. Тем не менее образовательный стандарт отстает от реальной исследовательской практики, и теоретически образованные выпускники зачастую не могут применить полученные знания на практике без дополнительной переподготовки. Вторым сложившимся сегментом в профессиональном сообществе стал динамично развивающийся сектор исследовательских компаний, специализирующихся на проведении социологических и маркетинговых исследований.
Для отечественной социологии это фактически новая отрасль информационных услуг с развитой рыночной инфраструктурой. По мере развития этого сегмента обозначились несколько важных тенденций. Потребность в формировании корпоративной культуры, профессиональных норм и стандартов исследовательских практик, обслуживающих данный профессиональный сегмент. На первых порах эта потребность удовлетворялась, да и сегодня во многом удовлетворяется за счет профессиональных кодексов, стандартов европейских и американских социологических и маркетинговых ассоциаций, которые «принесли» на российский исследовательский рынок крупные исследовательские компании, открыв в России свои филиалы, дочерние предприятия.
Российские исследовательские компании в 2000-е гг. Рост числа исследовательских компаний освоение специалистами новых исследовательских технологий и сегментов рынка информационных услуг, с одной стороны, и повышение методологической культуры заказчиков социологических и маркетинговых исследований — с другой, вывели проблему функционала профессии и качества продукции из методологического поля в нормативно-правовое. Третий, менее многочисленный, но также активно развивающийся в отечественной экономике сегмент профессионального социологического сообщества — это специалисты отделов маркетинга предприятий, социологические службы в органах исполнительной власти. Они пришли на смену советским заводским социологам, освободившись от идеологического давления, но сохранив значительную часть функционала, связанного с информационным обеспечением кадровой политики, изучением актуальных социальных проблем предприятий и территории и т.
Одновременно им пришлось осваивать новые грани исследовательского ремесла: изучение отраслевых рынков и потребительского поведения, электоральных исследований и изучения социально-политических ориентаций населения, инвестиционной привлекательности территорий и пр. Отсутствие у работодателей в этом сегменте представлений о должностной структуре, квалификационных требованиях профессии «социолог-исследователь» и совершенно невнятная позиция по поводу профессиональных норм и стандартов в самом профессиональном сообществе и по сей день приводят к тому, что социологи часто занимаются несвойственной им деятельностью специалисты по рекламе, курьеры, секретари, кадровики и т. С одной стороны, профессиональная деятельность социологов, особенно выходцев из философской и «научно-коммунистической» среды, воспринималась ими как некий глоток свободы, возможность неподцензурного творчества с неопределенным результатом и исключительно методологической рефлексией по поводу качества собственного труда. Любые регламенты отвергались ими как посягательство на свободу творчества и угроза со стороны чиновников введения сертификации, аудита и т.
С другой стороны, наличие этических кодексов, профессиональных стандартов европейских и американских ассоциаций рассматривалось как вполне достаточная нормативная база многими представителями отечественного профессионального сообщества, особенно интегрированными в зарубежные ассоциации. Сигналов от академического сектора также не поступало, поскольку единые образовательные стандарты, разрабатываемые УМО, жили своей жизнью, независимо от потребностей работодателей, коими в большинстве своем выступали исследовательские компании. В дополнение каждый университет в 1990-е гг. Однако необходимость разработки отечественного стандарта профессии «социолог» назревала по мере развития отрасли, прежде всего в сегменте исследовательских компаний.
Появление конкурсных, тендерных механизмов взаимодействия заказчиков и исполнителей ФЗ-44 и коммерческие тендеры обострило потребность в разработке объективно измеряемых показателей успешности компаний и квалификации сотрудников, то есть в создании некой нормативной основы определения конкурентных преимуществ исполнителей проектов. Заказчики социологических исследований хотели иметь четкие ориентиры, позволяющие оценить уровень надежности результатов исследования, иметь представление о нормативном и организационном оформлении исследовательского проекта. Сегодня вопрос создания профессионального стандарта социолога в России уже имеет историю, которая началась в 2009-2011 гг. В профессиональном сообществе осознание необходимости разработки стандартов проявилось в серии статей, круглых столов, меморандумов и форумов.
Например, плюсы и минусы разработки стандартов обсуждались на III Всероссийском социологическом конгрессе в 2009 г. Вот одно из положений Меморандума: «Большинство социологов России серьезно озабочено состоянием дел в самом социологическом сообществе и перспективами его воспроизводства и развития в будущем. Речь в данном случае идет не о формальном единстве. В условиях мультипарадигмальности социологической науки такое единство недостижимо.
Наличие различных площадок для обмена мнениями представителей разных научных подходов можно только приветствовать, а толерантность к другому мнению должна стать нормой развития социологической науки и всех социологических организаций России. Речь идет о формировании нормальной и полноценной конкурентной среды, в которой достижения каждого определялись бы, прежде всего, качеством его работы. Это ставит в центр повестки дня на ближайшее будущее исключительно болезненную проблему разработки стандартов качества социологических исследований и обучения по ним, прежде всего, для будущих социологов, а также качества подготовки и защиты диссертаций, публикуемых российскими социологами статей и монографий» 10. В 2009 г.
Участники дискуссии констатировали назревшую необходимость разработки стандартов качества социологической информации как основания дальнейшего развития профессии. Была обозначена целесообразность стандартизации в условиях перехода к индустриальному, массовому производству социологической информации: «Задача стандартизации возникает тогда, когда некоторое действие становится массовым, тиражируется и воспроизводится. Уникальные процессы, в т. Когда же исследовательская деятельность становится индустриальной, т.
Поэтому следует говорить о стандартах для определенного класса исследований, выводя за рамки этого разговора иные, например, академические исследования, для которых уникальность остается одним из основных критериев качества» [Соколов, 2010].
Благодаря осуществлению такого анализа компания имеет все козырные карты для увеличения продаж товаров и росту лояльности к своему бренду. Критерии при выборе социолога Грамотный социолог обладает следующими качествами и навыками: Аналитический склад ума и логическое мышление. Умение обрабатывать большой массив информации. Умение правильно оценивать ситуацию и четки формулировать итог исследования. Навыки работы с офисными программами Exel на уровне профессионала.
В этом заключается огромное преимущество и плюсы профессии — постоянное познание нового, исследовательская деятельность, ощущение полезности. Но не всегда общество, политические деятели или директора предприятий относятся к напряжённому труду социологов с полным доверием и выполняют их рекомендации. Таковы минусы этой полезной работы. Социология: что за профессия? Маркетолог, аналитик, руководитель отдела управления информацией — в этих специалистах высокая потребность у современных работодателей. И это все профессиональные социологи. Для них область применения познаний безгранична. Знание о разных социальных группах и слоях общества, владение системами оценок статистической информации, полученной в процессе исследования социального объекта, умение разработать социологическую программу исследования и применить полученные знания для оценки социального явления — это лишь небольшая зарисовка о специфике трудовой деятельности специалиста в области под названием «социология». Что за профессия и какое будущее у этой специализации, красноречиво говорят рейтинги профессиональной востребованности. В топ 10 входят специальности, для которых необходим диплом социолога. Интерес к познанию общества и закономерностей его развития — это элемент общей культуры человека. Поскольку без этого знания невозможно адекватно оценивать перспективы развития в нем личности. И роль социолога благородна по своей сущности. Его знания — золотой ключик к тайнам социума и стратегии успешности! В современном обществе постоянно происходят те или иные процессы, которые влекут за собой реакцию людей — отдельных личностей либо же целых групп людей; меняются настроения и поведение. Именно изучением этих процессов занимаются люди, чья профессия именуется социолог. Данная профессия появилась благодаря Эмилю Дюркгейму, который в своих работах дал подробное описание многим социологическим процессам и методам исследования общества. Эта профессия в наше время довольно перспективная. С каждым днем появляются все новые и инновационные методы по изучению общества. Соответственно тому, какую сферу изучает социолог, названия его должности разнятся: маркетолог, аналитик, политолог, социальный психолог и т. Если не углубляться в механизм работы, то можно сказать, что социолог занимается сбором данных при помощи опросов, анализирует ситуацию и находит методы решения данной проблемы. Требования профессии Чтобы достойно выполнять свои обязанности, социолог должен обладать определёнными качествами: Ответственностью. От результата работы зависит успешность исследования. Правильность выводов и рекомендаций скажется на развитии той деятельности, которую анализирует социолог. Усидчивостью, внимательностью. Без этих качеств невозможно обработать громадный объём данных, проследить закономерности, обработать графики или таблицы. Профессионал применяет в работе все новейшие инструменты и методики без опаски быть непонятым. Умение вскрыть любую спрятанную проблему, создание принципиально новых идей требуют нестандартного мышления. Необходимо доброжелательное отношение к собеседникам, иначе ответы на поставленные вопросы могут быть неискренними. Плюсы работы профессионала в том, что он может трудоустроиться в любой социальной сфере и на производстве. Везде, где существуют проблемы с человеческим фактором, социология выходит на первое место. Минусы заключаются в том, что не всегда есть возможность получить качественную подготовку. Кроме того, специалисты часто сталкиваются с непониманием их работы и недооценкой её роли. Как появилась социология Социология — это наука об обществе. Логично, что существовала он всегда. О проблемах общества начали задумываться ещё Платон и Аристотель. Но социология как самостоятельная наука появилась только в 19 веке, её основоположником считается Огюст Конт. Он старался изучить общество с помощью конкретных эмпирических методов, а не просто созерцая и делая выводы, как это делали его предшественники. Огюст Конт считал, что общество должно изучаться с помощью тех же методов, что используются и в социальных науках, только так могут решаться проблемы общества. Так появилась новая наука, которую Конт сначала назвал социальной физикой, ну а уж только потом — социологией. Как работает социолог? В своей деятельности социологу приходится иметь дело с огромным объёмом информации. Необходимо провести анализ, выяснить причины изменений, сделать выводы, составить рекомендации для улучшения ситуации. Основные расчёты и структурирование данных проводятся на компьютере с помощью современных программ. На этом этапе работы плюсы состоят в том, что техника экономит массу времени и позволяет сохранять результаты в нужном виде. Однако многие считают профессию социолога гуманитарной и не уделяют должного места техническому образованию. Это значимые минусы на этапе подготовки специалиста. Перед началом работы социологу необходимо тщательно обсудить условия и цели заказа. Нужно стремиться почувствовать запрос клиента. От этого зависит качество исследования и конечный результат. Плюсы этого этапа — возможность найти работу в любой сфере или самому предложить интересный эксперимент. Социолог легко найдёт себе применение в рекламной, туристической деятельности, в области культуры, социальных программах. Минусы — невостребованность в малых населённых пунктах, где ограничено количество предприятий и организаций.