Михаил Пуговкин умер через 12 дней после 85-го дня рождения.
Смешной и великий. 100 лет назад родился актер Михаил Пуговкин
Михаил Пуговкин, закончивший всего несколько классов сельской школы, смог поступить во МХАТ. Михаил Иванович Пуговкин родился 13 июля 1923 года в деревне Рамешки, ныне Чухломский район, Костромская область. В 1943 году Михаил Пуговкин поступил в только что открывшуюся Школу-студию имени вича-Данченко при МХАТе СССР имени го. 25 июля 2008) - советский и российский комический актер, удостоенный звания народного артиста СССР в 1988 году. Вдова Михаила Пуговкина — о самом счастливом периоде жизни народного артиста.
Михаил Пуговкин - биография, новости, личная жизнь
Михаил Пуговкин стал для многих лицом советского кинематографа 60-70-х годов прошлого века. Пуговкин, Михаил Иванович — Михаил Иванович Пуговкин Имя при рождении: Михаил Иванович Пугонькин Дата рождения: 13 июля 1923(1923-07-13) Место рождения: дер. Рамешки, Чухломской уезд, Костромская губерния, РСФСР, СССР Дата смерти: 25 июля 2008(2008-07-25). Во второй раз Михаил Пуговкин женился на эстрадной певице Александре Лукьянченко. Михаил Пуговкин стал для многих лицом советского кинематографа 60-70-х годов прошлого века. Режиссер Якин, Яшка артиллерист, прораб из «Приключения Шурика». На этой неделе исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского актера Михаила Пуг. В 1936-м семья переехала в Москву, где Михаил Пуговкин устроился на тормозной завод имени Кагановича на должность электромонтера.
Гадание на жен и «юмор ниже пояса»: 10 малоизвестных фактов о Михаиле Пуговкине
Море, горы, изумрудная зелень произвели на Михаила Пуговкина сказочное впечатление и зародили мечту когда-нибудь обосноваться в этих удивительных краях. Читайте также «Три плюс два»: интересные факты о фильме Позже актёр ещё неоднократно приезжал на полуостров по работе. Здесь он снялся более чем в 30 фильмах. Среди них были те, которые прославили простого парня на всю страну. Это сказки режиссёра Александра Роу и, конечно, искромётные комедии Гайдая — «Иван Васильевич меняет профессию» и «Спортлото-82». Коллеги по цеху вспоминали, как поклонники не давали покоя Михаилу Ивановичу. Чтобы как-то от этого спастись, он в жару вынужден был ходить в тёмных очках, застегнутой наглухо куртке с поднятым воротником и шляпе. Читайте также Известные люди на отдыхе в Крыму: фотоархив Одна из самых ярких сцен «Ивана Васильевича» снималась вовсе не на абхазском курорте, как это было по сюжету, а на пирсе Ялты , откуда открывался панорамный вид на море и город. Именно там прозвучал любимый многими поколениями хит «С любовью встретиться» «Звенит январская вьюга» , который исполняла для режиссёра Карпа Якина Михаил Пуговкин героиня Зинаида Тимофеева Наталья Селезнёва. Михаил Пуговкин в роли Якина Стоп-кадр фильма «Иван Васильевич меняет профессию» В 2016 году в южной оконечности того самого пирса, где пела очаровательная Зина, появился памятник герою знаменитого фильма Якину и актёру Пуговкину в одном лице. Бронзовая скульптура выполнена в натуральную величину.
Герой сидит точно также, как в кинокадре, закинув ногу на ногу и держа в руках трость. Авторами памятника стали крымские скульпторы К. Цихеев и А. Для тех, кто хочет увидеть бронзовую фигуру, сообщаем её координаты: 44. Он переехал в Ялту , где 9 лет жил по адресу Черноморский переулок, 6. Об этом теперь рассказывает памятная табличка на доме. Жизнь на полуострове действительно стала сказочным периодом для народного артиста СССР.
И людям хорошо, и артистам: они час-полтора проведут на сцене, и в море искупаются, и денежки заработают... С Михаилом Ивановичем я познакомилась в 1988 году, Александра Николаевна еще была жива. В Ялте как раз снимался фильм «Цирк приехал», я работала на этих съемках — хорошего организатора всюду зовут.
Ведь мы, организаторы, до сих пор штучные люди. Очень много у нас менеджеров, которые двух слов связать не могут. Ну, пусть учатся... Я работала по всему побережью, от Фороса до Феодосии. А это 84 санатория. Работать можно ежемесячно, отдыхающие же меняются. И Михаил Иванович у меня работал. А потом, когда Александра Николаевна умерла, я как-то по ялтинской набережной бежала с афишами, вижу, стоит Пуговкин около гостиницы «Ореанда». Я подошла к нему, выразила соболезнования, говорю: «Давайте поработаем вместе, вы же любите Ялту». А он 40 лет отработал в Ялте, 28 фильмов с его участием здесь было снято.
И мы стали работать вместе. Ему понравилось: раньше он работал через общество «Знание», билеты были по 80 копеек, а у меня билеты на артистов были по 4—5 рублей. Гонорар, как вы понимаете, выше. Он удивился: как же так, женщина, маленькая, худенькая, а я была худенькой, и может полный зал собрать, и микрофон у нее работает, и пленка идет. Общество «Знание» не распространяло билетов, у них на встречу с актером могла прийти и половина зала, а мы распространяли билеты и без аншлагов не работали. А Пуговкина любили всегда. А он очень любил Ялту. Еще со времен, когда здесь снимался фильм «Адмирал Ушаков» 1953 , он мечтал жить в Ялте. Это я уже потом узнала, он мне рассказал. Так что я невольно осуществила его мечту.
Мы поменяли его московскую квартиру на Ялту. Он не изменял ни одной жене. У него много приемных детей: у Александры Николаевны, когда они поженились, было две дочери, а потом три внука. У меня два сына и четверо внуков. Пять правнуков при Михаиле Ивановиче уже родились, мы их вместе забирали из роддома. Он очень любил детей, называл их ангелочками. Из воспоминаний Михаила Пуговкина. Моя мама в это время работала в пирожковом цехе — пекла пирожки в большом котле, которые потом продавали на улицах. Чтобы прокормить нашу большую семью — 13 человек женщин и детей все мужчины были на фронте , мама один пирожок не вынимала из котла и после работы, спрятав его в фартук, несла домой. И там на этом пропеченном маслом одном пирожке варили суп — было ведь голодное «карточное» время.
Однажды кто-то донес на маму, ее посадили в тюрьму и потом увезли куда-то в Вятку. Я никогда не писал и не пишу никаких просьб и жалоб, а за маму написал Сталину. Откуда у меня нашлись слова — не знаю, ведь в это время уже погибли мои два старших брата, отец еще воевал. Сам я был тяжело ранен и списан с фронта, а кому-то надо было кормить моих двоюродных братьев, сестер и старых тетушек. Это все я написал. И, знаете, через неделю неожиданно приходит домой мама. Ей так и сказали: «Вас освобождаем по письму сына». Спросите у любого творческого человека... Пуговкин никогда никого не поучал, никогда никому не указывал. Вся съемочная группа крутилась вокруг него, потому что юмор его был искрометным.
Он уважительно относился и к молодым артистам, и к старшему поколению. И никогда никуда не лез. Это очень хорошие черты характера. Это единственный случай в нашем кинематографе, чтобы режиссер снимал одного актера шесть раз подряд. Георгий Данелия, мой любимый кинорежиссер, снял Евгения Леонова четыре раза, и то уже все гудели. А здесь шесть раз! А в Америку надо было лететь много часов ради маленького эпизода. Зачем это надо? Картина Александра Абдулова. Он не дружил с ним, он любил его...
Шел 98-й год, Пуговкину — 70 лет, юбилей. И вдруг на сцену выходит Абдулов. А мы были с ним не знакомы... И приглашают Михаила Ивановича сниматься в кино. Представляете, прямо на сцене. Вот это был подарок. И мы 2 года жили этой картиной. В Баку снимали, в Москве и Ленинграде. Вы знаете, какие азербайджанцы гостеприимные, ночами ужин накрывали. Потом все спят, а мы с Пуговкиным уже на съемочной площадке.
Михаил Пуговкин родился 13 июля 1923 года в деревне Рамешки ныне Чухломский район Костромской области. В ряде источников встречается версия, что настоящая фамилия Михаила Ивановича - Пугонькин. Отец - Иван Михайлович, мясник. Мать - Наталья Михайловна, крестьянка.
Семья была большая и жила бедно. Из-за этого он имел возможность закончить только три класса сельской школы. В 1936 году семья Пуговкиных переехала в Москву. В Москве Михаил Пуговкин устроился на Московский тормозной завод имени Кагановича учеником электромонтёра.
После работы посещал драматический кружок в клубе им. Каверин, который возглавлял тогда Московский драматический театр, и пригласил его в профессиональный театр. Так, с 16 лет, Михаил Пуговкин попал в Московский драматический театр на Сретенке, где работал с 1939 по 1941 год артистом вспомогательного состава. В 1940 году семнадцатилетнего Пуговкина заметил известный кинорежиссёр Григорий Львович Рошаль и пригласил сняться в картине «Дело Артамоновых».
Это был дебют Пуговкина в кино: ему досталась крошечная роль купца Степаши Барского, который пытается переплясать главного героя на свадьбе. Съёмка этого эпизода закончилась 22 июня 1941 года, в первый день войны. А через два дня, Михаил Пуговкин ушёл добровольцем на фронт. Служил в 1147-м стрелковом полку разведчиком.
В октябре 1942 года был тяжело ранен в ногу под Ворошиловградом ныне Луганск.
Биография Пуговкина Михаил Пуговкин появился на свет 13 июля 1923 года в селе Рамешки Костромская обл. Он рос и воспитывался в бедной крестьянской семье. Его отец, Иван Михайлович, работал мясником, а мать, Наталья Михайловна, занималась воспитанием детей, работая то в одном, то другом месте. Кроме Михаила в семье Пуговкиных родилось еще двое сыновей. Детство и юность Поскольку Пуговкины жили в крайней нужде, Михаил имел возможность окончить только 3 класса средней школы.
Еще в раннем детстве у него начали проявляться артистические способности. Когда Пуговкину было 5 лет, у него проявился живой интерес к песням и пляскам. В подростковом возрасте он вместе с семьей переехал к тетке в Москву. Причиной переезда была тяжелая болезнь матери, которой требовалось соответствующее лечение. В столице 15-летний Михаил устроился на тормозной завод в качестве помощника электромонтера. После работы он посещал драмкружок, где сделал свои первые шаги на сцене.
В ходе одной из постановок на юношу обратил внимание режиссер Федор Каверин, руководивший тогда Московским драмтеатром. В результате, Каверин предложил Пуговкину место в своей труппе, благодаря чему Михаил начал играть на профессиональной сцене. Все шло хорошо до начала Великой Отечественной войны, на которую молодой артист отправился добровольцем. Изначально Пуговкин состоял в рядах народного ополчения, занимаясь постройкой оборонительных объектов. Позднее он участвовал в Ельнинской операции. Когда он с однополчанами попал в окружение, ему удалось выбраться из него и благополучно дойти до своих.
В начале 1942 г.
13 июля 2023 - Михаилу Ивановичу Пуговкину исполнилось бы 100 лет
Третий брачный союз Пуговкин заключил в конце 1991 года с администратором «Союзконцерта» Ириной Лавровой, у которой был от первого брака сын Михаил. Жизнь и судьба артиста Михаила Пуговкина: как деревенский парень с тремя классами школы стал известным и популярным актёром. Полная биография актера Михаила Пуговкина. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, фильмография актера театра и кино на портале «».
Великая война рядового Пугонькина
Генерал Федор Раевский назначил актера руководить ансамблем курсантов. Ему даже разрешили не особо усердствовать в военной подготовке, но при одном условии: каждый месяц готовить новую программу самодеятельности. В это же время он познакомился с Надеждой Надеждиной, которая стала его первой женой. После учебы актер попал по распределению в Мурманский театр Северного флота.
Он играл здесь в четырех спектаклях, а самой заметной ролью стал персонаж Олега Кошевого в постановке «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева. Следующий сезон Пуговкин отыграл в Вильнюсском русском драматическом театре, а в 1949 году вернулся в Москву. Новым местом его работы стал Театр Ленинского комсомола.
На один из первых спектаклей с участием актера пришел маршал Семен Будённый. Я играл будённовского бойца, а Будённый сидел в первом ряду. Текст такой: «Какое у вас впечатление от Будённого?
И прямо на него гляжу. Гиацинтова актриса Софья Гиацинтова. За это я сразу получил комнату.
Михаил Пуговкин Работу в театре Михаил Пуговкин совмещал со съемками в кино. В 1955 году вышел фильм «Солдат Иван Бровкин», в котором актер сыграл заведующего гаражом Захара Силыча. Эта роль стала для Пуговкина звездной: зрители начали узнавать его, а режиссеры приглашали в свои картины.
Сначала образ не получался. Сказывалась неуверенность — сыграть такого негодяя! И режиссер Николай Досталь устроил мне своеобразный экзамен.
Меня загримировали, изобразили заросшее испитое лицо, низко надвинули на глаза кепку, надели потрепанный ватник. И в таком виде привезли на Курский вокзал. Угловатой походкой я медленно прошелся по перрону, злобно и подозрительно шарил взглядом по лицам идущих навстречу людей.
Меня обходили стороной. Присел на скамейку рядом с молодой женщиной. Не прошло и минуты, как она прихватила свой чемодан и исчезла.
После этого режиссер сказал: — Миша, ты в образе. Михаил Пуговкин В 1959 году первый брак Михаила Пуговкина распался. Надежда Надеждина отправила их общую дочь Елену к своим родителям в Смоленск , а сама уехала в Омск — работать в драматическом театре.
Пуговкин в том же году познакомился с певицей Александрой Лукьянченко и вскоре женился второй раз. Царь, вельможа и мастер по отмычкам В 1960 году Михаил Пуговкин окончательно оставил театр, перешел в студию «Мосфильм» и сосредоточился на кинематографе. Лучшим своим временем в кино актер называл работу с Леонидом Гайдаем : он говорил, что нашел «своего» режиссера.
С 1964 по 1982 год Пуговкин сыграл в шести его комедиях : «Операция «Ы» и «12 стульев» , «Иван Васильевич меняет профессию» , и «Не может быть! Кроме комедийных ролей в жизни артиста были и сказочные образы. В фильмах Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса» и «Огонь, вода и… медные трубы» он сыграл царей, а в картине Геннадия Васильева «Финист — Ясный сокол» — воеводу.
К концу 1980-х на счету Михаила Пуговкина было более 60 ролей в кино. Но с этого времени карьера актера пошла на спад. Его по-прежнему часто приглашали на пробы, но уже не предлагали таких ярких образов, как в работах Гайдая и Роу.
Необычной на фоне комедийных образов стала роль в картине «Визит к Минотавру»: Пуговкин сыграл Степана Мельника — мастера по изготовлению отмычек. Также он снялся в нескольких выпусках сатирического киножурнала «Фитиль» и его аналога для детей — «Ералаша». В 1991 году умерла Александра Лукьянченко.
Пуговкин тяжело переживал смерть супруги. Вскоре после этого он переехал в Ялту , где играл в Театре киноактера, ездил с творческими выступлениями по Крыму. Там же артист познакомился со своей третьей женой — Ириной Лавровой, которая работала тогда в Ялтинском цирке.
В 1999 году Пуговкин и Лаврова вернулись в Москву. Вместе они основали в столице «Киноцентр Михаила Пуговкина» — музей, где были выставлены личные вещи актера, реквизит со съемок, памятные фотографии. С 2003 года Михаил Пуговкин все реже появлялся на публике.
Актер умер в 2008 году. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Памятники его героям — режиссеру Якину из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» и отцу Федору из «12 стульев» — установлены в Ялте и Харькове.
Астрономы назвали именем Михаила Пуговкина одну из малых планет Солнечной системы. Народный артист СССР 20. Семья жила бедно, и будущий артист с ранних лет познал все тяготы крестьянского труда.
Актёрский талант проявился на деревенских свадьбах, где он лихо отплясывал цыганочку, барыню и полечку. В 1938 году семья Пуговкиных переехала в Москву. Михаил устроился на работу на тормозной завод электромонтером, а после смены занимался в Клубе имени Каляева в драматическом кружке.
Каверин, возглавлявший тогда Московский драматический театр, и пригласил его в «настоящий» театр. Сначала поручались эпизодические роли, но юноша не затерялся среди мастеров, он много и упорно работал. В 1941 году Михаил Пуговкин получил приглашение на первую роль в кино. Известный режиссёр Г. Рошаль предложил ему сняться в роли Степаши в картине «Дело Артамоновых». На пробах Рошаль спросил, сможет ли он петь, плясать, играть, и на всё был ответ: могу. Что ж, будем его снимать», — сказал Рошаль. Съёмки фильма «Дело Артамоновых» шли в июне 1941 года. Картину не успели озвучить, началась война. Михаил, ушёл вслед за отцом и братьями на фронт.
Попал в стрелковый полк разведчиком, в августе 1942 года под Ворошиловградом получил ранение в ногу. В госпитале началась гангрена, Михаила готовили к ампутации. Он попросил главного хирурга полевого госпиталя: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист! Хирург пошёл навстречу. После длительного лечения вернулся в Москву и пришёл в единственный действовавший в то время театр драмы, где главным режиссёром был заслуженный артист РСФСР Н. Горчаков ныне Театр имени Вл. В театре репетировали пьесу «Москвичка», Михаил получил в ней роль. Успех у публики был огромный. В 1943 году поступил в только что открывшуюся Школу-студию В. Сахновским, на курс И.
Пуговкин был потрясен на вступительных экзаменах, когда вызвал неудержимое веселье вполне серьезным чтением пушкинской "Ночи": "Мой голос для тебя и ласковый и томный... Во время учёбы продолжал сниматься в кино. Сцена была с танцем, снимали много дублей. Раненая нога болела и кровоточила, но Михаил старался двигаться легко и плавно. В 1944 году пришлось прервать учёбу из-за призыва на действительную службу в танковое училище в Ветлуге. Начал работать, делать концерты, выступать, защищая честь родного училища. После окончания войны и демобилизации продолжил занятия в студии МХАТа. В 1947 году женился на сокурснице — актрисе Надежде Надеждиной. В 1948 году родилась дочь Елена. В 1959 году супруги развелись.
В 1961 году женился на певице Александре Лукьянченко, которая была старше его на 11 лет. Прожил с ней счастливо 32 года вплоть до её кончины 1 апреля 1991 года. Затем год работы в Вильнюсском русском драматическом театре, а затем снова Москва, театр Ленинского комсомола и съёмки в кино. После фильма «Адмирал Ушаков» к артисту пришло признание. Его незаурядная внешность говорила сама за себя, поэтому играл комические роли, и в каждой из них он был неповторим. Много позже режиссёры рассмотрят в нём новые, совершенно иные свойства, которые позволят ему играть роли противоположного жанра. Режиссёр Михаил Ромм в молодом актёре увидел не только нужный типаж, но и талант, редкую для молодых актёров способность совершенно естественно держаться перед камерой. Именно он сказал ему важную фразу: «Думаю, если будете много работать, то годам к 50 полностью оформитесь. Тогда вас будет ещё интереснее снимать». Его слова оказались пророческими.
К 50 годам М. Пуговкин снялся в 57 фильмах. С Леонидом Гайдаем Михаил Пуговкин встретился уже в пору творческой зрелости. Их счастливое сотрудничество продолжалось долгие годы. Он много ездил по стране, встречался со зрителями и снимался в кино. Значительной работой в 1967 году оказалась роль Яшки-артиллериста в фильме Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». Потом он сыграл у того же режиссёра главную роль в картине «Шельменко-денщик». После 1982 года Пуговкин снялся в более чем 20 фильмах. В 1991 году после смерти супруги Михаил Иванович приехал в Ялту для работы над фильмом и остался там. В августе 1995 года в гостинице «Ялта» кинорежиссёр и кинооператор Игорь Красовский снял документальный фильм, посвящённый Михаилу Пуговкину.
В 1999 году Михаил Иванович вернулся Москву. Столичные власти благодаря хлопотам А. Абдулова подарили ему двухкомнатную квартиру в Глинищевском переулке. Чуть позже переселились в новостройку в Сокольниках. В 1997 году в честь него названа одна из малых планет.
Между тем в Школе-студии службу Пуговкина в танковом училище засчитали за экзамены, и через год Михаил продолжил учебу. Тяжелое время печально сказалось на всей семье Пуговкиных: нужно было как-то кормить 13 женщин и детей. Мама артиста Наталья Михайловна в военное время работала в пирожковом цехе: жарила пирожки в большом котле, а потом их продавали на улице. Михаил Иванович рассказывал, что мама была вынуждена утаивать один пирожок — она не вынимала его из котла, а припрятывала и уносила домой в фартуке. Потом из него делали суп: масляный пирожок давал имитацию бульона. Кто-то донес на Наталью Михайловну, ее арестовали, а затем сослали в Вятлаг, который развертывался в 1937—38 годах в непроходимой тайге на северо-востоке Кировской области Вятского края как один из семи лесозаготовительных лагерей страны. Михаил решил спасти маму и в первый и последний раз в жизни написал письмо-просьбу, адресуя его Сталину. Откуда у меня нашлись слова, не знаю, ведь в это время уже погибли мои два старших брата, отец еще воевал. Сам я был тяжело ранен и списан с фронта, а кому-то надо было кормить моих двоюродных братьев, сестер и старых тетушек. Это все я написал", — рассказывал Михаил Иванович. Прошение неожиданно удовлетворили, причем быстро. Мама актера вернулась домой уже через неделю. Он играл в четырех спектаклях, а самой заметной его ролью стал персонаж Олега Кошевого в постановке "Молодая гвардия" по роману Александра Фадеева. Следующий сезон Пуговкин отыграл в Вильнюсском русском драматическом театре, а в 1949 году вернулся в Москву. Новым местом его работы стал Театр Ленинского комсомола. На один из первых спектаклей с участием актера пришел маршал Семен Буденный. Михаил Иванович вспоминал об этом так: "Я играл буденновского бойца, а Буденный сидел в первом ряду. Текст такой: "Какое у вас впечатление от Буденного? И прямо на него гляжу. Гиацинтова после спектакля спросила: "Семен Михалыч, а какое на вас впечатление произвел боец Пуговкин? За это я сразу получил комнату". Работу в театре Михаил Пуговкин совмещал со съемками в кино. В 1955 году вышел фильм "Солдат Иван Бровкин", в котором актер сыграл заведующего гаражом Захара Силыча. Эта роль стала для Пуговкина звездной: зрители начали узнавать его, а режиссеры приглашали в свои картины. Сказывалась неуверенность — сыграть такого негодяя! И режиссер Николай Досталь устроил мне своеобразный экзамен. Меня загримировали, изобразили заросшее испитое лицо, низко надвинули на глаза кепку, надели потрепанный ватник. И в таком виде привезли на Курский вокзал. Угловатой походкой я медленно прошелся по перрону, злобно и подозрительно шарил взглядом по лицам идущих навстречу людей. Меня обходили стороной. Присел на скамейку рядом с молодой женщиной. Не прошло и минуты, как она прихватила свой чемодан и исчезла. После этого режиссер сказал: "Миша, ты в образе", — вспоминал о съемках актер. За десять лет вышло более 20 фильмов с участием Пуговкина, и актер понял, что совмещать театр и кино у него не получится. Он принял решение оставить сцену ради экрана. Кино захватило артиста полностью — режиссеры бились за то, чтобы он снялся в их фильмах. Но при этом почти никто не предлагал главных ролей. Зрители же полюбили героев Пуговкина всем сердцем. Особенно Яшку-артиллериста из "Свадьбы в Малиновке". Знаменитую сцену танца "В ту степь" Пуговкин вместе с балетмейстером Галиной Шаховской репетировал полтора месяца. В еще одном из любимых многими фильме, "Девчата", Михаил Пуговкин сыграл коменданта. Несмотря на то что актеру досталась небольшая роль, его герою принадлежат фразы, ставшие в народе крылатыми: "Едут тут всякие! Ни профессии, ни подушек — одна морока с вами", "Зря сидите: жилплощади в этом году не предвидится", "Посидят-посидят, а потом комнату отдельную требуют!
Большая часть лент, где участие принимал Пуговкин Михаил — комедийные ленты, которые были более свойственны его личности. Он совершенно не любил играть главных героев, предпочитая небольшие роли, которые позволяли ему быть свободным в своих действиях. Его первой значимой и боле заметной ролью был образ матроса в комедии «Солдат Иван Бровкин». В 1965 году режиссер Гайдай Леонид позвал актера в собственный культовый проект «Операция «Ы» и другие приключения Шурика на роль Верзилы. При этом сам артист предпочел сыграть небольшую роль прораба. Больше всего актер запомнился публике по яркой роли в картине «Свадьба в Малиновке». Режиссер проекта сразу же выбрал Михаила Пуговкина для роли Яшки, поэтому ассистенту было поручено разыскать его и пригласить на роль. Впрочем, девушка намеревалась на данную роль утвердить своего приятеля, поэтому около месяца делал вид, что все поиски актера оказались безуспешными. Тогда режиссер сам позвонил актеру и буквально за один день до начала съемочного процесса пригласил Пуговкина Михаила на роль. Роль далась Михаилу довольно трудно, так как по сценарию его персонаж должен был танцевать на свадебном торжестве, а у актера была травмирована нога. Актер очень часто принимал участие в проектах самого Гайдая. После картины «Операция «Ы» он участвовал в съемках «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию», чем окончательно смог заслужить славу артиста комедийного жанра. Личная жизнь Михаила Пуговкина Великий актер состоял в официальных отношениях три раза. Его первой женой стала известная актриса театра и кино Надежда Надежкина, с которой он познакомился еще во время обучения во МХАТе. Они сыграли свадебное торжество в 1947 году, а уже спустя один год у них родилась наследница, которую счастливые родители решили назвать Еленой. Все свое свободное время от роботы он проводил рядом с супругой и подрастающей дочерью. Вместе они прожили около двенадцати лет, после чего их судьбы разошлись по разным сторонам. Второй супругой Михаила Пуговкина стала эстрадная исполнительница Лукьянченко Александра, которая на то время была замужней женщиной. Их роман очень быстро перерос в настоящую любовь, поэтому Александра решила развестись с мужем и оформить отношения с актером. Ее взрослые на тот момент дочери не смогли сразу принять решение матери, однако, смотря на ее счастье, все же разыскали в себе силы и поняли ее выбор. Вместе пара прожила не менее 30 лет до самой смерти актрисы, которая скончалась в 1991 году. Артист очень тяжело переживал потерю своей любимой женщины и даже решился на переезд в другой город, где и встретил третью супругу — Ирину Лаврову.
Костромские архивисты сделали киноактера Михаила Пуговкина на полгода старше
Зрители влюбились в него за роли в картинах «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев». На экране Пуговкин всегда был оптимистичен и бодр. Но что скрывалось за его напускной веселостью? Невинный флирт вылился не только в серьезные отношения, но и в брак. Скромную свадьбу пара отгуляла в общежитии, сварив на угощение горшок фасолевого супа.
Как раз тогда по распределению влюбленные уехали на Север, где и родилась их дочь Елена. Супруги вели «кочевой» образ жизни, меняя театры и квартиры. Зарплаты артистов были крошечными, иногда не хватало и на еду. В начале 50-х Пуговкин играл лишь в эпизодах, например, исполнил роль матроса в картине «Корабли штурмуют бастионы».
В итоге ребенка пара отдала на воспитание к бабушке и дедушке в Смоленск. Родители редко навещали девочку, так что она отвыкла называть Надежду мамой. Однажды Лена обратилась к ней по имени-отчеству, что довело Надеждину до истерики. Проблемы у супругов назрели не только с дочкой.
Отец больше киноактер, а мама — театральная актриса, поэтому они постоянно были в разъездах, а это семью не скрепляет. В какой-то момент она не выдержала и подала на развод», — рассказывала дочь артистов. Надежда Надеждина почти не снималась в кино Надежда уехала в Омск, где устроилась в театр, из ее киноролей известна лишь работа в ленте «Перед свадьбой». Пуговкин начал новую жизнь в столице.
Два года он был один, пока не встретил певицу Александру Лукьянченко. Исполнительница романсов была старше на 11 лет, к тому же, замужем и с взрослыми детьми, но все это меркло на фоне внезапно вспыхнувших чувств к обаятельному актеру. Ради любви артистка оставила супруга и роскошную квартиру в центре Москвы, переехав вслед за Михаилом Ивановичем в коммуналку. В дальнейшем они смогли позволить себе приличную «двушку».
Игра стоила свеч: союз оказался по-настоящему счастливым, даже дочь звезды «Свадьбы в Малиновке» уважала новую избранницу отца. Александра Николаевна безумно любила отца, посвятила ему свою жизнь. Низкий ей поклон за это!
Эту ситуацию начинающий актер подробно описал в послании самому Иосифу Сталину — и через неделю мать освободили «по письму сына». Несмотря на три класса образования, актеру удалось поступить и успешно отучиться почти два года. На втором курсе Пуговкин провалил зачеты по марксизму, истории и французскому языку — и был отчислен. В 1944 году он поступил во 2-е Горьковское танковое училище в Ветлуге и начал курировать там творческую самодеятельность.
Работал в театрах Мурманска , Вильнюса и Вологды После окончания учебы в 1947 году Пуговкин вместе с женой Надеждой Надеждиной уехал в Мурманск служить в Драматическом театре Северного флота на один сезон. В сезоне 1948-1949 годов артист работал в Вильнюсском русском драматическом театре, а затем вернулся в Москву, где в течение восьми лет служил в Театре Ленинского комсомола. В 1958-1959 годах работал в Вологодском драматическом театре, после чего решил посвятить себя съемкам в кино. Снялся в шести фильмах Гайдая Любимым периодом своего творчества Пуговкин называл работу с Леонидом Гайдаем. Он снялся в шести фильмах режиссера подряд — «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть! После роли в «Операции Ы» режиссер приглашал Пуговкина сниматься со словами: «Я вам дам сценарий, а вы скажете, кого хотите играть! Актера положили в больницу, и работу над лентой пришлось приостановить на три недели.
Еще не восстановившись до конца, он приходил на площадку в бинтах и был ограничен в движениях.
Но, переходя из одного театра в другой, Пуговкин продолжал активно сниматься в кино. К 1960 году его фильмография насчитывала уже 35 картин, в числе которых были «Верные друзья», «Солдат Иван Бровкин», «Максимка», «Адмирал Нахимов», «Илья Муромец», «Корабли штурмуют бастионы» и другие. И Пуговкин оказался перед выбором — чему отдать предпочтение: театру или кино. Подумав, Михаил выбрал кино. Фильмы Гайдая Пуговкин считал самыми удачными своими работами Всего же Пуговкин снялся более, чем в ста картинах. Причем большинство из них — комедии. В них Михаилу чаще всего доставались роли бюрократов, подхалимов, взяточников и приспособленцев. При этом самыми удачными своими работами Пуговкин считал все фильмы Леонида Гайдая — «12 стульев», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Не может быть», «Иван Васильевич меняет профессию», «За спичками», «Спортлото-82». В перерывах между съемками Пуговкин много ездил по стране с творческими встречами и концертами, которые всегда проходили с неизменным аншлагом.
В последний раз на экране Михаил Пуговкин появился в 2005 году. В мини-сериале «Бриллианты для Джульетты» он сыграл деда одного из героев. В 1947 году Михаил и Надежда сыграли свадьбу, а через два года у них родилась дочка Елена Алена. Поэтому уже в полгода Алену отправили в Смоленскую область к родителям Надежды, у которых она жила до самого совершеннолетия. По словам последней жены артиста, Ирины Константиновны, Алена на всю жизнь затаила на родителей обиду. И когда ей говорили, что отец уже пожилой человек и нуждается в заботе, отвечала : «Родители обо мне не думали, почему я должна теперь о них заботиться? А потом начались постоянные упреки. Надежде не нравилось, что муж начал выпивать. А Михаил, в свою очередь, имел все основания ревновать супругу. В итоге они настолько устали от взаимных обид, что решили развестись.
А, выйдя из ЗАГСа, оба вздохнули с облегчением. Уже через несколько месяцев, возвращаясь с выездного концерта, он оказался в одном купе с певицей Александрой Лукьянченко. Всю дорогу они проговорили, а, вернувшись в Москву, начали встречаться. Лукьянченко была почти на 11 лет старше Пуговкина: еще до войны она записала восемь сольных пластинок и была не менее известной, чем Лидия Русланова. На момент встречи с Пуговкиным Лукьянченко была замужем за аккомпаниатором Яковом Немеровским и имела двух взрослых дочерей. Жила она в шикарной квартире на Арбате в кооперативном доме, построенном специально для артистов филармонии в соседней квартире жил Леонид Утесов. А всем знакомым, которые пытались ее отговорить, отвечала : «Пусть проживу с ним недолго, зато в любви». Потеря любимой жены сильно подкосила Пуговкина и с горя он даже запил. Чтобы хоть как-то отвлечь Михаила от скорбных мыслей, его друг и коллега Юрий Медведев посоветовал ему съездить с выступлениями в Крым. Медведев сказал, что его двоюродная сестра Ирина как раз занимается организацией таких концертов и умеет обеспечить артистам хорошие условия и достойный прием.
Ирина Константиновна Лаврова и вправду оказалась женщиной очень энергичной. К приезду Пуговкина у нее все было налажено — лучший номер в лучшей гостинице, холодильник до отказа забит овощами-фруктами, гастрольный график расписан буквально по минутам.
Вся съемочная группа крутилась вокруг него, потому что юмор его был искрометным. Он уважительно относился и к молодым артистам, и к старшему поколению.
И никогда никуда не лез. Это очень хорошие черты характера. Это единственный случай в нашем кинематографе, чтобы режиссер снимал одного актера шесть раз подряд. Георгий Данелия, мой любимый кинорежиссер, снял Евгения Леонова четыре раза, и то уже все гудели.
А здесь шесть раз! А в Америку надо было лететь много часов ради маленького эпизода. Зачем это надо? Картина Александра Абдулова.
Он не дружил с ним, он любил его... Шел 98-й год, Пуговкину — 70 лет, юбилей. И вдруг на сцену выходит Абдулов. А мы были с ним не знакомы...
И приглашают Михаила Ивановича сниматься в кино. Представляете, прямо на сцене. Вот это был подарок. И мы 2 года жили этой картиной.
В Баку снимали, в Москве и Ленинграде. Вы знаете, какие азербайджанцы гостеприимные, ночами ужин накрывали. Потом все спят, а мы с Пуговкиным уже на съемочной площадке. Он там был самый старший по возрасту.
Премьеру делали в кинотеатре «Пушкинском». Потом Сашенька ездил с этой картиной. К сожалению, они так много наснимали — на 3 фильма, а когда сократили, сюжет порвался, сюжетная линия ушла. Но картина хорошая, для семейного просмотра.
А какие там замечательные артисты! Жора Мартиросян тоже был. Михаил Иванович играл главную роль — короля. Это было частное кино, там не было ни одной государственной копейки, все дали сашины друзья.
Еще раньше у него часто спрашивали, какое у него хобби. Он всегда отвечал: «Я — ходок в хорошем смысле слова, я люблю ходить». Мы действительно всегда гуляли пешком, везде и всюду, по парку на пляж, туда и обратно. Все еще спят, а мы идем на пляж по набережной, это километра три.
Часов в одиннадцать мы возвращались, обедали, отдыхали, потом опять гуляли, опять на пляж, если хорошая погода. А если выступление, а выступления у нас часто были, значит, вечером за нами заезжали мои сыновья. Ему же поздно дали звание заслуженного артиста. Поздно никогда не бывает.
Но ему действительно долго не давали. Он не был членом КПСС, был глубоко верующим человеком, из верующей семьи. Я в Ростове выпустила брошюру о Пуговкине, там на первой страничке есть церковь в деревне Рамешки. Вот в ней он и вырос.
И уходил он из этой жизни с нашим семейным батюшкой — отцом Артемием Владимировым. Мы в церкви его отпевали. Спасибо Никите Михалкову и Союзу кинематографистов — Михаила Ивановича похоронили как фронтовика, салют был, как народного артиста и как православного человека. Из воспоминаний Михаила Пуговкина о съемках фильма «12 стульев».
Приготовились снимать. Народу много было. Все собрались. Я подошел к Гайдаю и говорю: — Я — человек верующий, у меня даже похолодела спина.
Давайте перекрестимся и будем снимать, — бодро сказал Гайдай. Мы перекрестились, и я начал сниматься. Мама моя была неграмотная, но очень мудрая и верующая женщина. Прожила трудную жизнь.
Я сказал ей: — Мам, Гайдай предлагает мне отца Федора сыграть. Боженька простит». У нас никогда не закрывалась дверь. Безруков Сергей за полгода до ухода Михаила Ивановича у нас был.
Молодые актеры приходили, Дмитрий Харатьян. Была вся команда «Бременских музыкантов» — все они артисты «Ленкома». Пуговкин сам 8 лет служил в этом театре. У нас постоянно были люди.
Я — хлебосольный человек, он — хлебосольный человек.
Михаил ПУГОВКИН
Король советской комедии Михаил Пуговкин не любил вспоминать о войне. Когда ему задавали вопросы журналисты, он неизменно отвечал, что отдал свой долг Родине и больше ему добавить нечего. Историкам и сотрудникам музеев приходилось собирать информацию о фронтовых буднях актера по крупицам. Народный артист СССР отвоевал около года, пока не получил серьезное ранение и едва не лишился ноги. По одной из версий, ногу ему «сохранил» … Сталин. Талант от Бога и отказ от брони Юный Миша Пуговкин. Рос мальчик в бедной семье крестьян, не имея даже возможности учиться в школе дольше 3 лет. Но это не помешало ему проявить актерский талант уже в 5-летнем возрасте. Он залихватски исполнял частушки и заразительно плясал на публике. В 1936-м Пуговкины перебрались в столицу, где был шанс вылечить тяжело заболевшую мать.
Благодаря переезду Михаил и стал артистом. Устроившись на работу учеником электрика, Пуговкин записался в драмкружок при местном клубе, который возглавлял актер Шатов. Он и поделился с режиссером Кавериным наблюдениями за новым учеником-самородком. Михаил Пуговкин зарекомендовал себя талантом еще до войны. Актер демонстрировал высокий творческий потенциал, но грянула война. Отец и старшие братья Пуговкина пошли на фронт в первые же дни. Уже заработавший актерский авторитет Михаил вполне мог воспользоваться гарантированной бронью, тем более возраст позволял. Но 17-летний юноша твердо вознамерился воевать и использовал свое положение, чтоб накинуть себе год и последовать за старшими мужчинами семьи. Окружение под Вязьмой и военный ад В разведроте Пуговкина звали «Артист».
В те первые месяцы удача отворачивалась от Красной армии, и сотни сослуживцев Михаила остались в тех землях навечно.
Завидуя такой популярности, кто-то из коллег наградил его кличкой Крестьянин. Где интеллект, где творческий поиск?
И своего крестьянского происхождения Михаил Пуговкин не стыдился - напротив, всегда мечтал навестить родную деревню Рамешки близ Чухломы. Вспоминал про окружавшие ее бескрайние леса, про рыжики, которые солили целыми бочками, прю удивительных черных карасей, водившихся в Чухломском озере. Но приезжал он на родину редко - сначала мешала постоянная занятость, потом возраст и болезни.
Рамешки и сейчас настоящий «медвежий угол» - от ближайшего города Галича туда нужно добираться 60 км по ухабистой дороге. Детство и юность, семья В полувымершей, как все Нечерноземье, деревне сейчас уже никто не укажет, где стояла изба Ивана Михайловича Пуговкина, где 13 июля 1923 года появился на свет Михаил, русский по национальности - третий, младший сын, или, как говорят в народе, «поскребыш». Кое-где можно прочесть, что настоящая фамилия его Пугонькин, но такой фамилии в природе нет, а Пуговкины - дальние родственники актера - до сих пор живут в Рамешках.
Биографию детства Миньки, как все вокруг называли мальчика, беззаботным не назовешь. Во время коллективизации большую крестьянскую семью сочли бедняцкой и не раскулачили, но поголодать им все-таки пришлось - поэтому Пуговкин не отличался крепким здоровьем. Его «университеты» свелись к трем классам начальной школы, а дальше нaчались трудовые будни: он гонял на выпас корову, работал в огороде, а еще лихо отплясывал на деревенских свадьбах.
Говорят, уже тогда Пуговкину дали прозвище Артист. Но, скорее всего, об артистической карьере Минька задумался уже в Москве, куда семья перебралась в 1936 году. Есть версия, что мать, Наталья Михайловна, тяжело заболела, и ей понадобилась операция, но больше похоже, что Пуговкины просто-напросто сбежали в столицу от «райской» колхозной жизни.
К тому времени в Москве уже жили двое Минькиных братьев, работавших на заводе, и сестра матери Вера Михайловна - она и приютила родню в своей комнате в Печатном переулке. Тринадцатилетний Минька сумел, нахально прибавив себе годы, устроиться учеником электромонтера на тормозной завод имени Кагановича на улице Лесной. После работы другие рабочие шли в пивную, а Пуговкина по малолетству с собой не брали.
Со скуки он как-то забрел на спектакль драмкружка в соседний клуб имени Каляева. Пуговкин начисто забыл, какую пьесу тогда играли, но всегда помнил пережитый тогда восторг: актеры примеряли на себя чужие роли и чужие жизни, властно заставляя публику то смеяться, то плакать. Он вдруг понял, что его место - среди них, на сцене.
Записавшись в кружок, он почти каждый день бегал в клуб на репетиции, даже не умывшись после работы. Узнав, что способный парнишка работает на заводе. Каверин воодушевился еще больше: в ту пору театры усиленно разыскивали талантливую молодежь из народа.
После разговора с режиссером Пуговкин колебался недолго: испросив у матери благословения на смену профессии, он отнес в отдел кадров заявление об уходе. Будущего артиста не остановило даже то, что на заводе ему, подмастерью, платили в несколько раз больше, чем обещали в театре. Скоро Пуговкин стал выходить на сцену в небольших ролях.
Через год - новая удача. Известный режиссер Григорий Рошаль увидел, как Минька отплясывает русскую в одном из спектаклей, и позвал его в свой фильм «Дело Артамоновых». Там требовался как раз такой типаж - наглый купчик Степаша Барский.
Пуговкин, не лицо, а целая кинобудка! Ради минутной сцены он готов был. Военная биография Съемки фильма закончились 22 июня 1941 года.
А через неделю семнадцатилетний Пуговкин, снова прибавив себе годы, ушел добровольцем на фронт. В составе московского ополчения его отправили под Ельню, где шли тяжелые бои. Колонну с новобранцами разбомбили, Михаил чудом добрался до части, где ему выдали винтовку с тремя патронами.
В 26-дневных боях за Ельню Пуговкину помогли уцелеть хладнокровие и крестьянская смекалка. Битву под Москвой он встретил уже опытным солдатом, разведчиком 1147-го стрелкового полка. После того как фашистов отогнали от столицы, его часть была переброшена на юг к Ворошиловграду.
Осенью 1942-го в одном из боев Пуговкина ранило осколком. Пока везли в медсанбат, началась гангр ена. Хотели отрезать ногу, и он даже согласился: «Режьте».
На его счастье, буквально накануне Сталин разбранил медиков за обилие ампутаций: «Солдат нужно лечить, а не превращать в инвалидов». Следуя воле Верховного, Пуговкина стали лечить - и вылечили. Но воевать ему больше не пришлось: в конце года он, опираясь на палку, вернулся в Москву к постаревшим от горя родителям - два их старших сына к тому времени погибли на фронте.
Театральная карьера Уже через несколько дней Михаил в гимнастерке с боевыми медалями стоял у дверей одного из немногих оставшихся в Москве театров -Русского драматического, где режиссером был Николай Горчаков. Мужчин в театре не хватало, и Горчаков тут же предложил Пуговкину главную роль в спектакле по пьесе В. Гусева «Москвичка».
В своей второй роли Михаилу Пуговкину опять пришлось плясать, но на сей раз с незажившей до конца раной. Он вспоминал, что после очередного дубля, каждый раз буквально выливал из сапога кровь, но терпел. Преданность делу победила-забыв про палку, артист еще не раз лихо отплясывал перед камерой.
В том же 1943 году он сыграл матроса Федю в фильме « Кутузов ». На сей раз роль была трагической: его герой погибал на Бородинском поле, прося передать матери, что «живот свой положил за Отечество». В своей биографии Пуговкин вспоминал: «Пpиeмнaя комиссия в Школе-студии состояла тогда из двадцати двух народных артистов, и возглавлял ее Иван Михайлович Москвин.
Я прочитал басню Крылова «Кот и повар». Комиссия вежливо улыбнулась.
После окончания войны артист был принят в Московский театр драмы, где Михаил Пуговкин сыграл одну из основных ролей в собственной карьере — Огонькова Петра из постановки «Москвички». О том, что ему досталась главная роль, актер узнал буквально за одну неделю до премьеры. Его игра так поразила публику, что, несмотря на слабую драматургию, о постановке написали в газетах. В 1960 году артист решил завершить театральную деятельность, так как планировал посвятить себя кино. Фильмы Первой кинокартиной Михаила Пуговкина стала кинокартина «Дело Артамонавых», которая была снята в 1940 году. Режиссер Рошаль Григорий пришел в театр, где на то время еще трудился артист в поисках актера на второстепенную роль Степаши Барского, который по сценарию должен был плясать на свадебном торжестве. Единственным требованием для актера было умение петь и танцевать. Немного приукрасив собственные таланты, Пуговкину удалось попасть в ленту.
В военное время он принял участие в съемочном процессе кинокартины «Кутузов» в небольшой роли солдата Федора, который по сценарию произносит довольно трогательный монолог перед смертью. При этом сам Сталин посчитал, что для столь трудного времени эта сцена будет лишней, поэтому монолог пришлось вырезать их фильма. В результате он на несколько секунд появился в фильме, и его изображение сменилось знаменем. Большая часть лент, где участие принимал Пуговкин Михаил — комедийные ленты, которые были более свойственны его личности. Он совершенно не любил играть главных героев, предпочитая небольшие роли, которые позволяли ему быть свободным в своих действиях. Его первой значимой и боле заметной ролью был образ матроса в комедии «Солдат Иван Бровкин». В 1965 году режиссер Гайдай Леонид позвал актера в собственный культовый проект «Операция «Ы» и другие приключения Шурика на роль Верзилы. При этом сам артист предпочел сыграть небольшую роль прораба. Больше всего актер запомнился публике по яркой роли в картине «Свадьба в Малиновке». Режиссер проекта сразу же выбрал Михаила Пуговкина для роли Яшки, поэтому ассистенту было поручено разыскать его и пригласить на роль.
Впрочем, девушка намеревалась на данную роль утвердить своего приятеля, поэтому около месяца делал вид, что все поиски актера оказались безуспешными. Тогда режиссер сам позвонил актеру и буквально за один день до начала съемочного процесса пригласил Пуговкина Михаила на роль. Роль далась Михаилу довольно трудно, так как по сценарию его персонаж должен был танцевать на свадебном торжестве, а у актера была травмирована нога. Актер очень часто принимал участие в проектах самого Гайдая.
Он снялся более чем в 100 фильмах, и в его честь названа малая планета. Михаил Пуговкин родился в 1923 году в селе Рамешки Костромской губернии. Своим днём рождения он считал 13 июля, хотя в документах значилось 21-е ноября — Михайлов день. Съёмки картины оборвались с началом войны, и её премьера состоялась лишь спустя шесть лет.
Ему грозила ампутация, однако актёр уговорил врача не делать этого.
13 июля 2023 - Михаилу Ивановичу Пуговкину исполнилось бы 100 лет
Скончался Михаил Пуговкин (Биография) | Актер Михаил Пуговкин Актер Михаил Пуговкин. Пуговкин появился на свет теплым летним днем 1923 года в деревне Рамешки. |
Сказочный Крым Михаила Пуговкина | Полезно знать | Туристический портал Республики Крым | Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Михаил Пуговкин можно посмотреть на Иви. |
Михаил Пуговкин: в конце жизни Народного артиста заставляли "побираться" | Незвезда | Михаи́л Ива́нович Пу́говкин — советский и российский актёр театра и кино; народный артист СССР (1988). Участник Великой Отечественной войны. |
Удивительная жизнь Михаила Пуговкина. За что получил подарок от Сталина и как ему помог Абдулов
В 1944 году военкоматом был призван на военную службу во Второе Горьковское танковое училище. Начальник училища генерал Фёдор Николаевич Раевский, который любил искусство, назначил Михаила Пуговкина ответственным за самодеятельность училища, и благодаря этому Пуговкин вернулся в Школу-студию МХАТ. После учёбы в Школе-студии МХАТ 1945 — 1947 Пуговкин уехал в театр Северного флота города Мурманска всего на один сезон, где удачно сыграл четыре роли. С 1948 по 1949 год один сезон Пуговкин работал в Вильнюсском театре русской драмы. Затем Пуговкин возвращается в Москву, где показывается сразу в трех театрах, но решает остаться служить в Театре Ленинского комсомола , где был главным режиссёром И. Берсенев , который знал его по студенческим работам. В это время Пуговкин уже постоянно снимался в кино. Проработав в Театре Ленинского комсомола восемь лет 1949 — 1958 , Пуговкин твёрдо решает посвятить своё творчество кинематографу. Сыграв в 1958—1959 гг.
С 1960 по 1978 годы Пуговкин работает киноактёром при студии « Мосфильм », потом с 1978 по 1991 год — киноактёром студии им. Горького , много снимался в кинофильмах и постоянно ездил по стране с творческими встречами со зрителями.
Пожалуй, самая известная роль Пуговкина — похотливый режиссер Якин Но не только комедийные роли удавались актеру с блеском. Почти физическое отвращение вызывал у зрителей персонаж драмы «Два капитана» отчим главного героя, Сани Григорьева Борис Токарев , Гаер Кулий. Михаил Пуговкин. Я всю жизнь ждал звонка Хорошо запомнился и его садовник Рэберн из «Приключений принца Флоризеля», и заведующий автобазой Василий Булавин из «Женатого холостяка», и спекулянт Сан Саныч из комедии «Спортлото-82». Он — Сан Саныч из «Спортлото-82» Играя роль «медвежатника» Степана Мельника из детектива «Визит к Минотавру» актер оказался в Бутырской тюрьме, где его героя, по сюжету, вели на допрос. Стоял, ждал начала съемок, наблюдая за проходящими мимо заключенными. Все здоровались с любимым артистом, а один даже остановился и воскликнул: «Ну, наконец-то и Пуговкин с нами! Оба актера сыграли махровых эгоистов — Шуру Гололобова и его папу Георгия Терентьевича — очень убедительно.
Последняя роль актера в кино — дедушка Миша в фильме «Бриллианты для Джульетты» 2005 год. Он, конечно же, не поверил ей, но в жизни все так и случилось. Светская утонченная девушка поразила воображение деревенского парня, и в 1947 году они поженились. Через год родилась дочка Леночка. Вместе артисты прожили двенадцать лет, после чего развелись. Михаил пуговкин с первой женой и с дочкой Леной Михаил недолго был один — в 1959 году он женился на певице Александре Лукьянченко. Любовь была настолько сильной, что актера не остановили ни большая разница в возрасте Александра Николаевна была старше него на одиннадцать лет , ни то, что у возлюбленной были муж, аккомпаниатор Яков Немировский и две дочки — Юля и Наташа. Дочери не сразу приняли выбор матери, но со временем отношения наладились. Вместе Пуговкин и Лукьянченко прожили более 30 лет, до самой смерти певицы в 1991 году. Он переехал в Ялту, где организовал Центр кино своего имени.
Его друг,Юрий Медведев познакомил его со своей двоюродной сестрой Ириной Лавровой, администратором Союзконцерта, которая в то время работала в ялтинском цирке. Сотрудничество вскоре переросло в семейный союз. Последняя жена Пуговкина — Ирина Лаврова По рассказам Ирины Константиновны, Пуговкин сделал ей предложение весьма необычно: привез знакомиться с дочкой и там же объявил, что они женятся. Вместе пара прожила до самой смерти Пуговкина в 2008 года. Смерть и память В последние годы Михаил Пуговкин очень редко появлялся на публике. Он не хотел, чтобы коллеги и поклонники видели его беспомощным. А здоровье становилось все хуже. Артист страдал сахарным диабетом. В последние годы жизни Михаил Пуговкин страдал от диабета По просьбе Михаила Ивановича его похоронили на Ваганьковском кладбище, рядом с могилой Александра Абдулова, который в конце девяностых очень помог Пуговкину при возвращении из Крыма в Москву, выхлопотал для народного артиста квартиру и постоянно поддерживал друга. Могила Пуговкина на Ваганьковском кладбище Еще при жизни Михаила Ивановича его именем была названа малая планета, создана скульптурная композиция отца Федора на Южном вокзале в Харькове, прообразом которой стал Пуговкин.
В год его смерти вышел документальный фильм об актере «Житие мое…». Боже, какой типаж! Документальный фильм Был открыт музей Пуговкина в крымской Ливадии, а в Ялте стоит памятник любимому артисту в образе кинорежиссера Карпа Якина. В последующие годы было снято несколько документальных фильмов, в числе которых «Михаил Пуговкин. Ну и, разумеется, память о великом актере хранят фильмы с его участием. Он никогда никого ни о чем не просил, пока не арестовали его маму. В военные годы она работала в цехе по производству пирожков и иногда утаивала один пирожок, чтобы принести домой и сварить на нем суп для семьи: помимо Михаила, она обеспечивала дальних родственников, всего 13 человек. Кто-то донес на нее, и по законам тех лет ее отправили в лагерь за воровство. Женщину вернули из ссылки в Вятлаг «по письму сына». Актер признался, что однажды на зимних ночных съемках бегал по просьбе Михаила Яншина в буфет ВТО за водкой.
Чтобы его везде пропустили, знаменитый артист отдал ему свой пропуск, шубу и портфель, а когда Михаил принес бутылки на съемочную площадку, Яншин заявил: «…не знаю, каким ты станешь артистом, но гонец ты уже гениальный!
Но при этом почти никто не предлагал главных ролей. Зрители же полюбили героев Пуговкина всем сердцем.
Особенно Яшку-артиллериста из "Свадьбы в Малиновке". Знаменитую сцену танца "В ту степь" Пуговкин вместе с балетмейстером Галиной Шаховской репетировал полтора месяца. В еще одном из любимых многими фильме, "Девчата", Михаил Пуговкин сыграл коменданта.
Несмотря на то что актеру досталась небольшая роль, его герою принадлежат фразы, ставшие в народе крылатыми: "Едут тут всякие! Ни профессии, ни подушек — одна морока с вами", "Зря сидите: жилплощади в этом году не предвидится", "Посидят-посидят, а потом комнату отдельную требуют! С 1964 по 1982 год Пуговкин сыграл в шести его комедиях: "Операция "Ы" и "12 стульев", "Иван Васильевич меняет профессию" и "Не может быть!
Началось все с того, что Гайдай пригласил его на пробы в фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Только что вышел детектив "Дело "пестрых", где Пуговкин сыграл вора, поэтому предполагалось, что он снимется в роли хулигана Верзилы. Но когда директор "Мосфильма" Иван Пырьев увидел пробы, то сказал, что это не просто хулиган, а настоящий уголовник!
Верзилу отдали Алексею Смирнову, а Пуговкин сыграл строгого прораба. Впоследствии Гайдай приглашал актера так: "Я вам дам сценарий, а вы скажете, кого хотите играть! Актеру такой подход не нравился, и на этот раз он отказался читать, пока режиссер сам не скажет, в какой роли его видит.
Так Пуговкин и стал отцом Федором... РИА Новости На съемочной площадке его облачили в настоящую церковную рясу. Актер почувствовал себя неуютно и пошел к режиссеру: "Я человек верующий, у меня даже похолодела спина...
Поэтому давайте перекрестимся и начнем снимать". Мама моя была неграмотная, но очень мудрая и верующая женщина. Прожила трудную жизнь.
Когда я сказал ей: — Мам, Гайдай предлагает мне отца Федора сыграть. Боженька простит", — рассказывал Михаил Иванович в интервью журналу "Наше кино" в 2006 году. Самой сложной стала сцена с разрубанием стульев топором: они оказались очень прочными, и "отец Федор" шесть часов рубил их на берегу штормового моря.
На съемках этой сцены его продуло так, что Михаил Иванович несколько месяцев потом болел. Когда в 1973 году Леонид Гайдай начал снимать фильм "Иван Васильевич меняет профессию" и пригласил Михаила Ивановича на роль кинорежиссера Якина, руководство "Мосфильма" было категорически против. Члены худсовета в один голос твердили: "Разве может у режиссера быть такое "неинтеллигентное лицо"?
Но за актера вступился руководитель студии Григорий Чухрай: "Я знаю, что вы все о себе думаете хорошо. Но Пуговкин вам покажет". Эти слова предопределили решение худсовета — Пуговкина все-таки утвердили.
Его Карп Савельевич Якин стал культовым персонажем этой советской комедии. Он сыграл царей в фильмах "Огонь, вода и... Роу очень сожалел, что они встретились только в 1968 году — он был готов давать Пуговкину роли в каждом фильме, но успел снять только в четырех.
Режиссер считал, что для любого сказочного персонажа необходимо богатое чувство юмора, а у Пуговкина оно было прекрасным. Вот почему в свою новую работу — фильм "Огонь, вода и... Как-то снимали на горе Ай-Петри сцену, в которой нужно было проскакать на конях.
Из молодых артистов никто не мог сесть на коня. И когда я сел и проскакал, Роу обомлел и говорит: — Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат.
Надо учить актеров, чтобы они могли и прыгать, и на лошади скакать. Артист должен все уметь делать в кино". По словам Пуговкина, режиссер Роу был совершенно необыкновенным человеком — необыкновенным тем, что он очень тепло относился к артистам.
А есть режиссеры, которые относятся с душой", — говорил Михаил Иванович. И добавлял: "Александр Роу был именно таким".
Незадолго до возвращения комиссованного сержанта домой была арестована его мать. Якобы за кражу. Деталей того дела не осталось, но Пуговкин рискнул обратиться к вождю письмом.
Удивительно, но Иосиф Виссарионович отнесся к просьбе молодого солдата с вниманием, и Пуговкину освободили. В экспозиции ростовского музея, посвященного артисту, хранится массивный ключ. Лежит он на пышной сафьяновой подушке, подсвеченный софитами. С этой тяжелой ржавой отмычкой от родной избы в Рамешках Михаил Иванович носился до последнего дня жизни. Он так и не смог отпустить милую сердцу деревню, из которой его увезли еще ребенком.
Это был его пожизненный якорь. Однажды в узком семейном кругу вспоминал, что, когда ему объявили об ампутации, решил, что вернется в отчий дом, заведет скотину и потратит жизнь инвалида на ведение хозяйства подальше от людей. Но судьба решила иначе, и чудом выздоровевший Пуговкин пополнил ряды выдающихся советских актеров. Уже почти в самом конце войны Михаила Ивановича опять призвали на службу. Он попал в танковое училище, где развлекал окружение своим дивным талантом.
Через короткое время командир подписал бумагу о демобилизации Пуговкина, поясняя свое решение тем, что человеку искусства нужно на сцену. Так Михаил Пуговкин с боевыми медалями поверх гимнастёрки явился в Русский драматический театр. Мужчин-актеров там не хватало, и его приняли без разговоров. А дальше актеру предложили сняться в фильме «Свадьба». Та работа далась Пуговкину очень нелегко, потому что рана не до конца зажила, а плясать приходилось по десятку дублей подряд.
Случались дни, когда за несколько танцевальных сцен сапог заливало кровью, но прошедший военный ад боец не сдавался. Чувствуя ответственность за взятую на себя роль на одной площадке с Алексеем Грибовым, Фаиной Раневской, Эрастом Гариным он держался, как мог.