Буддизм сегодня — Десантники из Бурятии отметили буддийский Новый год в зоне СВО. Полиция Непала задержала «мальчика Будду» за изнасилование последователей. Происходит ли увеличение количества последователей Буддизма в России? Да, по данным статистики, за последние годы количество буддистов в России увеличилось. Число последователей: 7 млн. Определить численность конфуциан крайне затруднительно, в первую очередь из-за поликонфессиональности китайцев, являющихся конфуцианами и сторонниками китайской народной религии одновременно. Численность буддистов. Число приверженцев буддизма. По оценкам специалистов, количество последователей буддизма составляет примерно 6% всего населения Земли1, хотя проверить эту цифру трудно ввиду способности буддизма сливаться с любой культурой и влиять на представления, лежащие в ее основе.
Сколько процентов в мире исповедуют буддизм?
Количество последователей буддизма. Численность буддистов. В этой части мы поговорим о буддизме в современном мире. Новости Новости Новости. Самая многочисленная религия в мире и количество ее последователей. Буддизм является одним из крупнейших религиозных течений в мире и имеет значительное количество последователей. набросок десятичной. В 1910 году исследователи сообщили, что число последователей буддизма составляет примерно 138 миллионов человек, в основном сосредоточенных по всей Азии.
Статистика верующих: численность последователей Буддизма, Христианства и Ислама в мире
Католическая церковь: количество последователей и их распределение по странам Количество Последователей Буддизма Христианства Ислама в России | Справочник Лидер российских буддистов Аюшеев рассказал о 4-х селах Бурятии, которые вряд ли исчезнут. По данным всероссийского исследования «Атлас религий и национальностей РФ», последователями буддизма являются 0,5% россиян. Происходит ли увеличение количества последователей Буддизма в России? Да, по данным статистики, за последние годы количество буддистов в России увеличилось. Четвертая по распространенности религия — буддизм, насчитывающий около 500 миллионов последователей во всем мире и более 250 миллионов только в Китае. Цель международного собрания последователей Будды – поиск ответов на глобальные вызовы современного мира в учениях Будды. В 1910 году исследователи сообщили, что число последователей буддизма составляет примерно 138 миллионов человек, в основном сосредоточенных по всей Азии.
Численность исповедующих буддизм в России в 2023 году: актуальная статистика
Главная» Новости» Доля буддистов в россии в 2023. Узнайте о количестве последователей буддизма по всему миру и в различных регионах, а также о важных статистических данных и трендах роста этой религии. Численность христиан, мусульман, буддистов и других верующих в таблицах. Численность последователей основных религий мира. Происходит ли увеличение количества последователей Буддизма в России? Да, по данным статистики, за последние годы количество буддистов в России увеличилось. По оценкам специалистов, количество последователей буддизма составляет примерно 6% всего населения Земли1, хотя проверить эту цифру трудно ввиду способности буддизма сливаться с любой культурой и влиять на представления, лежащие в ее основе.
Статистика: Сравнение численности последователей Буддизма, Христианства и Ислама по всему миру
Численность христиан, мусульман, буддистов и других верующих в таблицах. Численность последователей основных религий мира. Главная» Новости» Доля буддистов в россии в 2023. В этой статье мы рассмотрим количество последователей трех крупных мировых религий — Буддизма, Христианства и Ислама в России. Буддисты России отмечают свой главный праздник. Согласно предсказаниям буддистов 2023 год будет полной противоположностью 2022 году. Об этом пишет «РИА Новости». Значительное количество буддистов проживает в Непале. Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33 %.
Религиозный состав населения мира - 2023
При этом важнейшее понятие этой школы — «сокровищница сознания» алая-виджняна , т. Новое направление получает в школах махаяны и традиционная практика медитации: её высшей целью становится полное освобождение сознания от всех форм феноменального бытия и реализация высшей пустоты, но при неизменном сострадании ко всему живому, поэтому считается, что «освобождённые» должны не уходить в нирвану, а вернуться в мир, чтобы помогать другим. Соединение махаяны с тантристской практикой приводит в 7 в. Ваджраяна, опирающаяся на тексты практического характера тантры , к 9 в. Буддизм в Китае Процесс становления и развития буддизма на китайской почве можно разделить на 4 этапа: Статуя Будды в пещерном храме горы Юнган Китай. Статуя Будды в пещерном храме горы Юнган Китай. Проникновение индийских и центрально-азиатских форм буддизма 1—4 вв. Становление их китайских версий, адаптация буддизма в борьбе с антибуддийской пропагандой 5—6 вв. Оформление оригинальных школ китайского буддизма конец 6 — 12 вв. Закрепление синтетических форм китайского буддизма в рамках религиозного синкретизма с 12—13 вв.
Буддизм стал проникать в Китай на рубеже нашей эры благодаря купцам, приходившим в Китай по Великому шёлковому пути из государств Центральной Азии. Впоследствии проповедники буддизма прибывали в страну также с юга, морским путём. Традиция считает первым центром буддизма монастырь Баймасы близ Лояна — столицы империи Поздняя Хань. В начале 2 в. Основоположником буддизма в Китае считается парфянский монах Ань Шигао , прибывший в Лоян в 148 г. Уже в 165 г. Первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм даосизма. Согласно легенде «о просвещении варваров», созданной, видимо, первыми апологетами буддизма в Китае, основоположник даосизма Лао-цзы, ушедший на Запад, стал в Индии учителем Будды и подлинным основателем буддизма. Сближение с даосизмом отразилось в первых переводах на китайский язык буддийских сутр: в них индийский термин зачастую передавался через то или иное понятие даосской философии; например, бодхи «просветление» обозначался термином дао путь , а нирвана — термином у вэй недеяние.
Особый вклад в развитие китайского буддизма внёс монах Даоань 312—385 , который занимался комментаторской и миссионерской деятельностью, создал образцовый монастырский устав, ввёл культ будды Майтреи , один из самых распространённых в раннесредневековом Китае, а также положил начало обычаю присваивать всем буддийским монахам фамилию Ши от Шакья — род, из которого происходил Будда. Ученик Даоаня монах Хуэйюань 334—416 защищал тезис о неотмирности и неподвластности буддийской сангхи правителю, основал культ будды Амитабхи , ставшего наиболее популярным буддийским божеством на Дальнем Востоке. Виднейшим проповедником буддизма и выдающимся переводчиком был индийский монах Кумараджива начало 5 в. Ученик Кумарадживы — Даошэн ум. При этом он не вытеснил традиционных китайских учений — конфуцианства и даосизма, а вместе с ними составил синкретический комплекс «трёх учений» сань цзяо. Сторонники концепции «единства трёх учений» полагали, что буддизм выражает «внутреннюю», «сокровенную» сторону наследия древних китайских мудрецов. Почти исключительно в ведении буддистов оказались заупокойные обряды, с 6 в. Другим популярным праздником стал День рождения Будды , отмечавшийся в 8-й день 4-го месяца. В быт китайцев также прочно вошёл буддийский обряд «освобождения живности», когда на волю отпускают различных водяных тварей.
Взаимодействие буддизма с китайской философской мыслью привело к существенной трансформации буддийской философии в Китае. Это проявилось уже в 5—6 вв. Стержнем дискуссий стала проблема «неуничтожимости души духа » шэнь бу ме. Трактуя психику как субстанциальный дух шэнь , а череду психических состояний как неизменную духовную сущность наподобие брахманистского атмана , китайские адепты буддизма фактически отстаивали отвергнутое индийскими буддистами учение о неизменности, вечности и самотождественности психики. Тезис о «неуничтожимости души» встретил отпор со стороны конфуцианских мыслителей, не допускавших мысли о посмертном существовании духовного «я» вне индивидуального психосоматического единства. Будда в аспекте Дхармакая «Тело Закона» начал восприниматься как субстанция и основа всего сущего, источник и конечная цель мира. В конце 6 — начале 7 вв. Их можно разделить на 3 основные группы: 1 «школы трактатов» лунь-цзун , базирующиеся на одной из индийских шастр и занимающиеся по преимуществу философской проблематикой: саньлунь-цзун [«школа трёх трактатов», созданная Цзицзаном 549—623 ] развивала доктрину мадхъямаки прежде всего, учение о «пустоте» ; фасян-цзун [«школа свойств дхарм», основоположниками её были Сюаньцзан 602—664 и его ученик Куйцзи 632—692 ], восходящая к традиции виджнянавады йогачары , как и вэйши-цзун «школа только сознания» ; 2 «школы сутр» цзин-цзун , базирующиеся на том или ином тексте, приписываемом традицией Будде. К ним относятся такие не имеющие индийских аналогов школы, как тяньтай-цзун «школа горы Тянь», где находился её главный монастырь , основным каноническим текстом которой была «Лотосовая сутра» , и Хуаянь-цзун, основанная на индийской «Аватамсака-сутре» «Сутра цветочной гирлянды», кит.
Тяньтай-цзун, основанная монахом Чжии 538—597 , стремилась к всеобъемлющему синтезу буддийской мысли и настаивала на присутствии «природы Будды» во всём сущем — и в том, что воспринимается как живое, и в том, что считается неживым. Хуаянь-цзун, фундамент учения которой был заложен монахом Душунем Фашунем, 557—640 и систематизирован Фацзаном 643—712 , акцентировала разработку философских проблем бытия, рассматривая мир как универсум, полностью присутствующий в каждом из его элементов дхарм, кит. Особое место в китайском буддизме занимает цзинту — школа Чистой земли — влиятельная до настоящего времени и декларирующая спасение верой в будду Амитабху, владыку буддийского рая — Чистой земли. В течение длительного времени буддизм пользовался покровительством императорского двора, однако в 845 г. В результате правительственных репрессий начался медленный, но неуклонный упадок сангхи, которая становилась инструментом государственной политики, находившимся под строгим контролем властей квоты и даже экзамены для желавших принять монашеский постриг, прикрепление монахов к определённому монастырю, установление надзора за монашеством и т. В то же время буддизм почти слился с народной религией, внеся значительный вклад в становление китайского религиозного синкретизма, а ряд персонажей буддийского пантеона Амитабха; Гуаньинь — женская ипостась Авалокитешвары превращаются в наиболее почитаемых в народе божеств. Всё большее значение в религиозной практике приобретали «памятование о Будде» молитва, обращённая к будде Амитабхе и учение школы чань о «мгновенном просветлении». В позднее Средневековье элементы буддийского учения включаются в мировоззренческие системы ряда религиозных сект в особенности эсхатологические мотивы пришествия будды Милэфо — Майтреи , с 12 в. Среди этих объединений, нередко называемых постбуддийскими, наибольшую известность получила секта Белого лотоса, предрекавшая скорую мировую катастрофу и наступление эры Белого Солнца.
Буддизм оказал сильное влияние на философию, литературу и искусство Китая. Буддисты познакомили Китай с индийской логикой, математикой, астрономией, медициной. Начавшееся в конце 19 — начале 20 вв. После образования в 1949 г. КНР китайским буддистам была гарантирована свобода совести. В мае 1953 г. С началом «культурной революции» в 1966 г. Деятельность Китайской буддийской ассоциации официально возобновилась в 1980 г. Доктринальные и иные различия между традиционными школами китайского буддизма фактически стёрлись, он рассматривается в Китае как единая «ханьская», т.
По данным ценза 2018 г. Общее количество буддийских храмов составляет более 33 тыс. Утверждение буддизма происходило в борьбе между его противниками — влиятельными родами Накатоми и Мононобэ, и сторонниками — родом Сога, одержавшим в конце концов победу. Большую роль в распространении буддизма сыграл принц Сётоку Тайси 574—622 , автор «Наставлений в 17 статьях» — первого собственно японского письменного памятника, сочетающего заимствования из конфуцианского и буддийского учений с национальную религией синто ; его авторству также приписывают и первый в Японии комментарий на три буддийские сутры, в том числе «Лотосовую сутру». При императоре Сёму 724—749 буддизм был признан государственной религией. Первоначально буддизм воспринимался в рамках стереотипа религии синто как особая форма магии, защищающей государство и избавляющей от болезней. Начальный этап становления буддийской мысли приходится на эпоху Нара 710—794 — время деятельности 6 школ, представлявшей собой схоластическое изучение буддизма, ограниченное монастырскими стенами и имевшее лишь небольшой круг последователей среди аристократии. Первой буддийской школой, проникшей в Японию, была санрон-сю её прообраз — кит. Школа хоссо-сю кит.
Школа куся-сю кит. Школа дзёдзицу-сю появилась в 673 г. В школе риссю-сю кит. Учение школы кэгон-сю кит. В период Хэйан 794—1185 наибольшее влияние приобрели две новые для Японии китайские махаянистские школы, не имевшие индийских аналогов, — тэндай-сю кит. Первый патриарх школы тэндай Сайтё 767—822 опирался на «Лотосовую сутру». Кукай Кобо Дайси был основателем школы сингон, которая наряду со школой таймицу, ответвлением тэндай, представляла собой трансформированный японский вариант тантрического буддизма ваджраяны , имевший статус «тайного» учения япон. В отличие от большинства индийских и китайских школ, популярных в период Нара, Сингон и Тэндай проповедовали возможность мгновенного достижения состояния Будды япон. В их учениях был сформулирован важный для японского буддизма в целом принцип хонгаку — «изначальной просветлённости».
В его основе лежала концепция «лона Истинно сущего» санскр. Кукай и Сайтё понимают хонгаку в духе полного тождества «истинного бытия» феноменальному миру, а не просто как потенцию, скрытую в нём. Даже не вступивший на путь бодхисаттвы человек изначально является Буддой. Поэтому все формы повседневного поведения, включая заблуждения, могут считаться проявлениями изначального просветления. Учения кэгон, тэндай, а затем дзен и нитирэн подчёркивали существование «природы Будды» даже в неодушевлённых предметах — травах, деревьях, горах и реках. Сайтё, создавшему доктрину охраны и защиты нации, принадлежит идея спасения «земли страны», т. Школа сингон также включала государство в число объектов спасения и разрабатывала соответствующие ритуалы. Политизация буддизма стала одной из характерных черт школ тэндай и сингон, отличавших их от китайских прототипов. Наряду с доктриной «изначальной просветлённости» в конце периода Хэйан возникла важная для японского буддизма теория «хондзи суйдзяку» буквально — след основного места пребывания , в соответствии с которой национальные синтоистские божества ками суть воплощения единого вечного Будды.
На этой основе в 13—15 вв. Период Камакура 1192—1333 , считающийся эпохой расцвета японского буддизма, отмечен появлением наиболее оригинальных учений, несводимых к их континентальным аналогам.
В первый день форума прошло восемь дискуссионных панелей, где обсуждались принципы буддизма в контексте вызовов современности, стремительно меняющегося информационного пространства, перспективы буддийского образования и дипломатических отношений, а также возможности восточной медицины.
На открытии форума глава Буддистской традиционной сангхи России Пандито хамбо лама Дамба Аюшеев подчеркнул важность развития многополярного мирового сообщества, за счет которого будет «установлен баланс разума и процветания», станет прочным взаимоуважение народов и конфессий. В ходе дискуссии «Миры буддизма: единство в многообразии» Спалдон Джегмет из Университета Ладакха Индия рассказала, что в Южной и Юго-Восточной Азии буддизм все больше определяется как философия, а не как религия. В зависимости от страны он действительно отличается, но люди, исповедующие его, принципиальны в том, что это «учение добра», уверен востоковед Андрей Фесюн.
Буддизм может рассматриваться «как серьезная миротворческая сила», согласился заместитель директора по научной работе Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН Сергей Лепехов. В это же время представители пяти университетов подписали соглашение о создании консорциума «Буддийское образование». Ломоносова Алексея Маслова, такое объединение религиозных и светских высших учебных заведений происходит впервые в истории России.
Бурятский, Калмыцкий и Тувинский госуниверситеты совместно с Агинской буддийской академией и Буддийским университетом «Даши Чойнхорлин» займутся научными исследованиями и формированием образовательных программ. Алдар Дамдинов, ректор Бурятского университета им. Доржи Банзарова БГУ , отметил, что вуз уже готовит программу, посвященную философии буддизма.
На сессии, посвященной современным международным отношениям, социолог из БГУ Тимур Бадмацыренов напомнил, что буддийские монастыри традиционно выступали образовательными центрами, а монахи даже выполняли дипломатические и политические миссии.
Он требовал от своих слушателей соучастия и учил внимать внутреннему голосу сердца, преодолевая страх смерти и комплексы негативных желаний. Он не хотел, чтобы люди поклонялись ему как наставнику. Лидеры уничтожают последователей, а последователи — лидеров.
Вы должны быть своим собственным учителем и своим собственным учеником. Вы должны подвергать сомнению все, что человеком считается ценным и необходимым». Он должен найти ее сквозь зеркало взаимоотношений, через понимание содержания собственного ума, наблюдение, но не интеллектуальный анализ или же самоанализ.
Некоторые из них включают Зен-буддизм, Дзен-буддизм, Школу чистой земли и многое другое.
У каждой традиции есть свои особенности и практики, которые помогают исповедникам развивать мудрость и сострадание. Рост популярности буддизма в России Популярность буддизма в России продолжает расти с каждым годом. Все больше людей обращаются к этой древней философии и религии в поисках духовного развития, мира и гармонии. Буддизм предлагает идеи о внутреннем покое, просветлении и мудрости, которые привлекают людей, стремящихся к личностному и духовному росту.
Исповедующие буддизм в России продолжают активно участвовать в буддийских церемониях, практиках и медитациях, а также организовывать различные мероприятия и фестивали, чтобы распространять дух буддизма и поддерживать местные общины. Таким образом, основанные на актуальных статистических данных, на 2023 год число исповедующих буддизм в России продолжает расти, а разнообразие буддийских традиций и практик делает эту религию все более значимой для общего религиозного пейзажа страны. Обзор актуальной численности верующих На сегодняшний день по официальным данным, численность верующих в буддизме в России продолжает показывать стабильный рост. Согласно последней статистике, число исповедующих эту религию в стране достигло отметки более 1 миллиона человек.
Такое повышение численности верующих свидетельствует о растущей популярности буддизма среди российских жителей. Увеличение числа буддистов в стране можно объяснить как активной миссионерской деятельностью, так и увеличением числа выходцев из азиатских стран, где буддизм является господствующей религией. Существует несколько регионов в России, где концентрация верующих в буддизме является особенно высокой. В основном, это регионы, граничащие с Бурятией, Тувой и Калмыкией, которые традиционно являются центрами буддизма на территории России.
Не смотря на рост численности верующих, буддизм остается одной из меньшинственных религий в России, по сравнению с другими крупными конфессиями. Тем не менее, влияние буддизма на общество и культуру страны продолжает укрепляться, особенно в регионах, где буддизм является традиционной верой. Историческое развитие буддизма в России Официальное введение буддизма в Россию произошло в XVII веке, когда русский землевладелец Симеон Ушаков принял буддистскую веру после своей поездки в Тибет. Он был официально объявлен первым русским буддистским учителем и начал проповедовать учение Будды на Руси.
Вскоре после этого появились первые буддийские храмы и монастыри в различных регионах страны. В XIX веке ситуация вокруг буддизма в России изменилась. Были проведены реформы, направленные на укрепление связи России с Востоком. Были основаны первые буддийские гимназии и введены кадетские школы для подготовки буддийских духовенств.
Важной вехой в истории буддизма в России стала поездка Далай-ламы XIII в Москву в 1913 году, которая привлекла множество последователей и поклонников. Во время Советского Союза буддизм страдал от гонений и репрессий. Множество буддийских храмов были закрыты, монахи и последователи были подвержены преследованиям. Тем не менее, после распада Советского Союза религиозная свобода вернулась в Россию, и буддизм начал постепенно восстанавливаться.
Последователи буддизма и брахманизма
Последователи буддизма и брахманизма (Николай Ильин -Старцев) / Проза.ру | Тогда как количество христиан не изменится, составив 31,4%, или 2,9 млрд человек, а число мусульман вырастет с 23,2 до 29,7%, до 2,8 млрд человек. |
Самые распространенные религии в мире | Буддизм, однако, более популярен в странах за пределами Индии с наибольшим количеством последователей в Китае. |
Какие 5 религий самые крупные | Буддизм замыкает тройку лидеров с полумиллионным числом последователей. |
Буддизм: основы религии, сколько буддистов в мире | Главная» Новости» Доля буддистов в россии в 2023. |
Статистика верующих: численность последователей Буддизма, Христианства и Ислама в мире
Буддизм предполагает огромное разнообразие путей. В каждой стране, культуре, для каждого поколения он стремится найти свой ключ и свой язык, чтобы донести истину. Буддисты никогда не придавали негативного значения плюрализму школ и направлений — пусть они спорят между собой и пусть их будет настолько много, чтобы для каждого человека нашлось подходящее именно ему изложение. В странах, где людям нравятся молитвы, буддизм учит молиться. В странах, где господствует интеллектуализм, буддизм учит познавать и рассуждать. В странах, где люди хотят разобраться в своей душе при помощи психологии, буддизм использует понятия психологической науки.
На севере страны находится самое большое количество памятников буддийской культуры. Япония Распространение буддизма в Японии часто связано с популярностью частных школ буддизма - дзен-буддизм. Школа дзен была широко развита в древней Японии, когда в имперской стране стали появляться различные школы буддизма, некоторые из них успешно интегрировали философию с практикой боевых искусств, используемой для защиты безоружных монахов. В более поздние века буддизм преследовался правительством, приверженным модернизации страны, близкой к западному типу. Статуя Будды в Камакуре, Япония, считается одним из величайших шедевров буддийского искусства и привлекает тысячи туристов со всей Азии и всего мира. Другие страны с большим населением буддистов Растущее число коммунистических режимов в 20-м веке имело свои особенности в Азии. В Мьянме, где в настоящее время насчитывается более 38 миллионов буддистов, в далеком 1962 году военный переворот перенес власть на социалистов, объявивших свое правление «Средним путем». Это же имя Будда дал своему учению сразу после достижения Просветления. В Шри-Ланке с 14 миллионами буддистов основа религии возникла задолго до идей Карла Маркса, но пережила колонизацию, гражданскую войну и азиатские социалистические революции. В то время как во Вьетнаме с почти таким же количеством буддистов - 14 380 000, никто не стоял против коммунистического будущего.
Именно дзэн стал одним из самых популярных направлений буддизма в западном мире. О роли дзэна в восточных боевых искусствах будет рассказано позже, а вот о роли дзэна в повседневной жизни и о самых привлекательных его чертах мы попробуем рассказать уже в этой главе. Итак, что же такое дзэн-буддизм и каково его современное понимание? Вообще дзэн — это японское слово. Означает оно ничто иное, как медитацию. В китайском варианте это направление звучит как чань, в индийском — дхьяна. С традиционным буддизмом у дзэна разногласий практически нет. Это одно учение. Вот только методы достижения просветления разные. Настолько разные, что со стороны кажется невозможным, что настолько различные школы принадлежат к одной и той же религии — к буддизму. Зародился дзэн в Китае, хотя многочисленные легенды повествуют, что это направление произошло из Индии. Дзэн — направление чисто практическое. Теоретические размышления не поощряются, главное место уделяется практике. Если в традиционных школах махаяны или хинаяны огромное внимание уделяется изучению священных текстов, догматов буддизма, имеется стройная система обучения от простого к сложному, и прогресс планируется как линейный, то обучение в дзэне — процесс непредсказуемый. Ведь в дзэне делается упор не на помощь богов или накопление заслуг, и даже не на постепенное постижение всё более и более глубоких истин, а на мгновенное озарение, мгновенное постижение истины. Мастера дзэна ничему не учат. По крайней мере, они сами так утверждают. Они лишь создают условия для того, чтобы у ученика возникло состояние «сатори», или «озарения», которое и есть главнейшая цель дзэна. Как же достигается это состояние? Вот здесь мы и сталкиваемся с парадоксами этой странной религии. Чтобы подвести ученика к нужному состоянию, для начала его отучивают… логически мыслить. То, чему учат практически все без исключения традиционные буддийские школы, считается в дзэне только помехой. Наш обычный ум, который цепляется за какие-то ментальные конструкции, не может постигнуть истину. Он не может выйти за пределы самого себя. Он только мешает… Таким образом, задачей учителя является приведение ученика в такое состояние, в котором он полностью перестанет полагаться на какие-либо умственные выводы и свой прошлый опыт, отбросит все накопленные знания, которые лишь «замутняют» истинное видение вещей, и станет размышлять совершенно спонтанно, как размышляет только что родившийся младенец. Однако это вовсе не означает, что дзэнские мастера наивны и неразумны, как дети. Познаниям этих людей и живости их ума можно только позавидовать. А уж быстроте их реакции и мгновенности выводов нет равных. Хотя со стороны некоторые их поступки и реакции могут казаться неадекватными. По крайней мере, с первого взгляда. Иногда ученика приходится довольно долго «изводить», запутывать, сбивать с толку, прежде чем он откажется от попыток построить какие-то логические схемы, понять происходящее разумом, а не просто спонтанно реагировать на происходящее. Некоторые ищут логику там, где её нет, совершенно не понимая суть дзэна. С такими учениками мастеру приходится либо возится очень долго и тщательно, либо отказаться от попыток к обучению. Однако прогресс в дзэне всегда внезапный, и зачастую он проявляется тогда, когда никаких подвижек от ученика уже никто не ждёт. Дзэнская тренировка включает в себя две важнейшие практики: дза-дзэн, или сидячую медитацию, и размышление над коанами. С коанами мы немного познакомились ранее. Однако для успешной медитации могут использоваться не только записанные, «канонические» коаны, но и истории из жизни учителя, какие-то двусмысленные фразы, неоднозначные ситуации. Дзэнские учителя — настоящие режиссёры: в процессе обучения они могут моделировать самые различные положения, выпутываться из которых ученику приходится, мобилизируя все свои умственные и моральные силы. Особенно ярко это видно на примере «дзэнских» боевых искусств. Однако и в «небоевых» школах дзэна экстремальные ситуации, где от ученика требуется в короткий промежуток времени принять ответственное решение, нередки. Дзэн чрезвычайно популярен. Дзэнские наставники проповедовали чуть ли не на площадях, собирали огромные аудитории и, естественно, деньги. В Европу и Америке впервые в истории строились дзэнские буддийские храмы. Издавалась многочисленная литература, дзэнские психотехники и его философию изучали на государственном уровне в научных университетах. А виновником такой популярности дзэна на Западе был японский буддолог, долгое время преподававший в университетах Европы и США в том числе в таких престижнейших заведениях, как Колумбийский и Гарвардский университеты , Дайсэцу Тэйтаро Судзуки. Когда-то Судзуки сам был послушником в дзэнской школе Риндзай-сю. Однако интересы этого разностороннего человека не ограничивались одним лишь дзэн-буддизмом. Он написал множество работ по проблемным вопросам буддизма махаяны, чрезвычайно интересовался возможностями адаптации восточной культуры к западным реалиям. Однако знаменитым он стал благодаря пропаганде дзэна. Являясь признанным мастером, носителем традиции, и в то же время чрезвычайно образованным человеком он имел филологическое образование , Судзуки смог донести до западного автора непростую суть дзэнского учения. Дзэн в изложении профессора стал близок и понятен западному читателю, и оказался довольно привлекательным учением для стран, где духовные традиции были либо утрачены, как в Европе, либо ещё не сложились, как в США. Дзэн начал активно проникать в западную культуру. Его положения стали использовать в психологии, философии, литературе, музыке и живописи. Эти люди использовали в своём творчестве дзэн. Дзэн виден и в их произведениях, написанных по наитию, в состоянии творческого озарения. Вы изучали философию Альберта Швейцера? Эта философия питается дзэном. В их психологических построениях ясно звучат дзэнские мотивы. На сегодняшний день дзэн не является самой популярной буддийской школой. Всё же количество «коренных» буддистов значительно превышает количество новообращённых западных адептов. Однако дзэн сегодня сохраняет достаточно прочные позиции как на своей исконной территории, то есть в Китае, Японии, Корее, так и на Западе. Цифры говорят сами за себя: только приверженцев школы Сото-сю насчитывается около 7 миллионов человек. Школа Риндзай-сю, к которой принадлежал Судзуки, собирает под своими знамёнами не менее 3 миллионов человек. Дзэн живёт и развивается. Теперь, когда бум дзэна прошёл, настало время серьёзно и основательно изучить все аспекты этого явления. Что и делается сегодня психологами, учёными, философами и медиками. Издаётся серьёзные исследования, появилась практическая литература, есть выбор. Сегодня с уверенностью можно сказать, что дзэн является для западной культуры чрезвычайно ценным приобретением. Теперь, когда он прошёл школу аскетизма и созерцания, когда он получил знания из уст известнейших учителей, Сиддхартха понял, что идти ему больше не к кому. То, что предложил ему Арата, что могли дать ему Алара и Уддаха, его не устраивало. Не такое спасение искал наследник Шакья. Не таким видел освобождение от страданий. Но иного знания ему никто не мог дать. Оставалось одно: искать это знание самому. Благо инструменты для этого у него были: тело, закалённое в аскезе Аратой, и сильный, незамутнённый дух, познавший свою мощь в общине созерцателей. Были у него и первые ученики. Это были послушники, которые покинули общину созерцателей после того, как Сиддхартха заявил о своём уходе. Что же — он постиг учение аскетов и созерцателей. Отчего же он не может иметь учеников? Однако даже наличие учеников не снимало болезненного вопроса6 что же делать дальше? Практиковаться в созерцании? Дойти до пределов возможного в аскетизме? Ведь сам-то он знал, что не достиг того, о чём мечтал. Как же он сможет учить других? Над этим стоило поразмышлять. И Сиддхартха опустился в Падмасану, называемую великой позой Лотоса, и погрузился в глубокую медитацию. Незаметно прошёл день. Ученики Сиддхартхи поглядывали на неподвижно сидящую фигуру учителя с некоторой тревогой. Сами они никогда не медитировали так долго, ибо даже физически высидеть в одной позе полный день было нелегко. Наконец Каундинья, как старший ученик, решился подойти ближе. Он наклонился над лицом учителя… — Он не дышит! Учитель умер! Эта новость, как гром среди ясного неба, поразила остальных. Все пятеро собрались у дерева, где всё тек же, в полной неподвижности, темнела фигура учителя. Мертвый бы упал. Да и руки не холодные… — рассуждал Асваджит. А руки тёплые от жары. А у тебя похолодели от холода, — объяснил рассудительный Вашпа. А теперь вот в первый день потеряли учителя… — расстроился Бхадрика. Глаза Гаутамы медленно раскрылись. Он словно выплывал из глубокого сна, с трудом распознавая в темноте лица своих учеников. Вы живы! Среди учеников пронёсся радостный ропот. Ученики дружно кинулись помогать учителю. Некоторое время Гаутама разминал ноги, опираясь на плечи своих учеников. Недостаточно ещё мы приложили усилий, чтобы постигнуть истинное знание. Нынче же даю обет, что не сойти мне с этого места, если не постигну я истину. И пусть кожа моя истлеет и мясо иссохнет, но я добьюсь этой цели! С этого времени для учеников наступили тяжёлые времена. Такой отчаянной аскезы они давно не встречали. Их учитель сутками сидел в неподвижности, никогда не прятался ни от солнца, ни от дождя. Москиты кусали его, слепни и мошки докучали несносно, однако он как будто и не замечал их. Он почти ничего не ел: девушки из ближней деревни, приносящие ему фрукты. Были спасением для учеников, но не для учителя, ибо он брал лишь несколько зёрен риса или проса. От такой пищи помер бы и воробей. Но Гаутама жил, ибо сильным было его тело, но ещё сильнее — дух. Через годы аскезы тело его стало напоминать скелет, обтянутый кожей. Он напоминал глубокого старика, или даже древнюю высохшую мумию. И только глаза его, горящие, решительные, напоминали о том, что это сидит живой человек, а не статуя из сожжённого огнём дерева. Ученики были в нерешительности. С одной стороны, их снедала гордость за своего учителя: далеко не каждый великий аскет смог бы практиковать такое самоотречение. С другой стороны, их учителя всё чаще называли сумасшедшим, поговаривали о том, что усиленная аскеза помутила его разум.
Обновленной информации пока не предоставлено, но вряд ли за 5 лет положение сильно изменилось. Самая крупная по численности религии лидирует и по распространенности — христиане зарегистрированы во всех странах мира. Государственной религией оно впервые стало в Великой Армении в 301 году. Раскол в XI в. Древневосточные православные церкви и Ассирийская церковь Востока отделились еще раньше.
Общее количество последователей
- Статистика: Сравнение численности последователей Буддизма, Христианства и Ислама по всему миру
- Религии мира: численность верующих
- Число последователей буддизма
- Буддизм сегодня
Буддизм Связанный Туризм В Юго-Восточной Азии
- Статистика количества верующих в России и мире по Росстату
- Буддизм сегодня
- Число последователей
- Топ новостей
- Буддизм. Большая российская энциклопедия