это уникальный этнокультурный народ, проживающий в различных регионах Восточной Европы, таких как Молдова, Украина, Болгария и т.д. Этот. Глава Гагаузии Евгения Гуцул рассказала о том, как на самом деле живет народ Молдавии. Большинство гагаузов проживает в Молдове, где они составляют около 4% населения страны. Автономная область Гагаузия, где проживает тюркское меньшинство, говорящее на русском и гагаузском языках.
История гагаузов. Кто такие гагаузы и где они живут? Гагаузия – это где
42. Гагаузы получили широкую автономию и живут во-многом как хотят, однако молдавские власти республику по понятным причинам недолюбливают, и всячески пытаются эту автономию уменьшить. Expand Menu. Контакты. Гагаузы что за нация где живут карта. Фото 7. Русский язык для гагаузов — это пуповина, благодаря которой гагаузский народ выживает в современной Молдавии. Сегодня большая часть гагаузов живёт в Молдове, там, где когда-то начинали строить свою независимость их предки. Фольклор гагаузов Гагаузы - где живут и численность Гагаузы в XIX—XX вв. Традиции гагаузов Жилище и одежда гагаузов. Гагаузы известны как народ традиционный, трудолюбивый, внешне спокойный, но способный к взрывоопасным эмоциям.
Буджакский историко-этнографический регион и гагаузы
Гагаузы вместе с болгарами пытались противостоять политике Кишинева, однако между обоими народами возникли разногласия. Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака. Большую часть его населения составляют гагаузы — тюркоязычный народ, потомки переселенцев с Балканского полуострова. Гагаузия обещает обратиться к России, если Молдавия введёт войска.
Навигация по записям
- Гуцул рассказала, в каком случае Гагаузия обратится к России
- Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами
- Демография
- Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками? /
- Сергей Гайдаржи: Гагаузы — горячий народ, который всегда за себя постоит
- Прорусская Гагаузия, или Из-за чего молдаване ссорятся с «бессарабскими чеченцами»
Гагаузы, как появились православные тюрки и почему их предки отказались от ислама
Вокруг истории и происхождения гагаузов до сих пор ведутся научные споры. По одной из версий — потомки тюркоязычных народов, пришедших с Алтая на Балканы. Во времена Османской империи турки прозвали их «прямыми клювами» упрямцами за отказ принять ислам.
Известно, что встреча состоялась, на ней гагаузская делегация высказала свое видение ситуации. О встречных предложениях депутатов парламента РМ пока неизвестно: когда номер «НГ» подписывался в печать, переговоры еще не завершились. Но ясно, что договориться можно только на основе взаимных уступок, в противном случае компромисс невозможен. Гагаузский правозащитник, основатель движения «Гагауз халкы» «Гагаузский народ» Иван Бургуджи сказал «НГ»: «Необходимо неукоснительно соблюдать требования норм Конституции РМ об особом правовом статусе Гагаузии. Не мести всех под одну гребенку. Гагаузия — автономия, а не рядовая административная единица страны, как трактуют руководители Молдовы и правящая партия PAS». Гагаузский политик отметил, что для отмены автономии необходимы голоса «за» трех пятых депутатов парламента Молдавии. То есть 61 голос из 101.
Иван Бургуджи назвал одну из проблем, которая волнует гагаузов: «Ст. А этот закон предписывает ст. А Молдова уже который год не желает соблюдать в этом вопросе требования собственной Конституции». Речь идет о поправках в Налоговый кодекс РМ, которые приведут к уменьшению бюджета региона на четверть.
Время принятия предками гагаузов христианства пока не установлено. Одни историки относили этот процесс к IX-XI вв. Христианство наложило отпечаток на культуру и на этническое самосознание гагаузов, которые не относят себя ни к болгарскому, ни к турецкому этносу, как это пытались доказать некоторые историки. Гагаузы считают себя самостоятельным тюркским народом, имеющим свой язык, культуру и этническую территорию Буджак. Изучение процессов этнодемографического развития гагаузов затруднено в связи с немногочисленностью письменных источников, а также разрозненности их в архивах разных стран.
В письменных и других источниках болгарских, румынских, восточно-славянских, турецких сведения о гагаузах носят фрагментарный характер. Отчасти этим объясняется возникновение различных противоположных гипотез об их этнической истории. Занимаясь попутно, а не специально проблемой гагаузов, исследователи видели в них или болгар, принявших турецкий язык, или потомков турок, греков, македонцев и. Так, в русской и болгарской литературе XIX века сложилась традиция рассматривать гагаузов как болгар, говорящих на турецком языке. Этих позиций придерживались в Болгарии Г. Занетов, Л. Милетич, В. Маринов, И. Райков, И.
Существующая противоречивость гипотез о происхождении гагаузов отразилась и на изучении проблем их этнической демографии. Многие исследователи XIX века не выделяли гагаузов из общей массы переселенцев из Болгарии. Не идентифицировали их при проведении переписей 1817-1818, 1835, 1851 и 1859 гг. Специалисты, историки, этнографы, филологи считают гагаузов одним из оригинальных народов тюркского мира. Этногеническим стержнем гагаузов являются кочевые племена - узы то есть - огузы. Печенеги, огузы и куманы занимали степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н. После 965 года, когда Хазария было разгромлена русским князем Святославом, печенеги, огузы и куманы мигрировали на запад, заняв территорию к северу от Черного моря территория нынешней Молдовы и Румынии до великого нашествия татар. В XI веке узы, как мигрирующие племена отмечены в письменных византийских источниках, когда они переправились через Дунай по некоторым источникам в 1065 г.
Наиболее вероятно, что в этногенезе гагаузского народа принимали участие все вышеназванные группы [6]. Генетическое происхождение [ править править код ] Последнее исследование генетической составляющей, проводившееся с гагаузами из разных населённых пунктов, не внесло ясности в вопрос об их происхождении.
Исследователи отметили, что генетически гагаузы крайне неоднородны. В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других — тюркские сельджукские [9] [10]. Это заметно и во внешних, физических чертах гагаузов. Филогенетический анализ Y-ДНК указывает на наибольшее родство гагаузов с болгарами и другими балканскими народами. Детальное исследование гаплотипов выявило некоторые связи гагаузских и турецких ветвей, что даёт некоторое подтверждение сельджукской [9] гипотезе. Лингвистические особенности [ править править код ] Логично предположить, что объединяющими факторами становления гагаузов как народа были тюркский язык и христианская религия, которые и отличали их от остальных жителей Балкан. Авторы исследования также выдвигают гипотезу, что тюркский язык является заимствованием, а предки гагаузов — это коренные жители Балкан [10]. История [ править править код ] В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков.
Гуцул обвинила власти Молдавии в обнищании народа
Люди живут за счет личных подсобных хозяйств, занимаются скотоводством и земледелием. Излишки сельскохозяйственной продукции продают на рынках Моздока. Правда, власти помогают сельчанам решать социально-бытовые проблемы - недавно были газифицированы дома жителей этих сел. Приехавший из Молдавии в гости к армейскому другу Владимир Слав сказал ВК: «Я был приятно удивлен, когда узнал, что здесь проживают мои соотечественники. Побывал в местах их компактного проживания. К сожалению, многие из них не знают, что наш народ имеет свою автономию, национальные газеты.
Настоящих гагаузов сегодня напоминают только представители старшего поколения, молодежь не говорит на языке предков. Думаю, что с созданием общества ситуация изменится в лучшую сторону. Необходимо наладить контакты с исторической родиной, шире изучать родной язык.
Их переход к христианству в 13 веке связывают с активной миссионерской деятельностью некоего Сары Салтыка, под именем которого, по балканским легендам, мог скрываться св. Георгий, св. Илья, св. Симеон, св.
Наум, святитель Спиридон или святитель Николай. Жили гагаузы патриархальными семьями с довольно жесткими устоями. Жесткими для молодых женщин. Мужчина, разумеется, был в доминирующем положении. За ним было решающее слово во всех делах. Битыми ходили жены и дети, однако нормы порядка обязывали делать это так, чтобы последствий не видели посторонние. Жаловаться на мужа считалось большим грехом и высказыванием неуважения к нему».
Свое уважение к жене муж выказывал тем, что не ругался при ней матом и не отпускал скабрезных замечаний. Но женщины никогда не вмешивались с мужские разговоры, не давали мужу советов, сидели отдельно во время общих застолий, шли в нескольких шагах позади мужа на прогулках. Доставалось молодым женщинам и от свекровей. А еще раньше от самого старшего поколения: бабушка играла решающую роль при выборе невесты для внуков, ее слово было важнее родительского. Готовый вступить в брак молодой человек, присмотревший невесту, сообщал об этом своим родственникам. Все, что касалось невесты, подвергалось тщательному рассмотрению: благосостояние семьи, здоровье самой девушки, ее репутация и пр. После бабушкиного: «нам подходит», отправлялись свататься.
Так и гагаузы: всегда идут своим путём. Внешность гагаузов На вид гагаузы мало отличаются от болгар , молдаван , южных украинцев, хотя иногда похожи на татар или турков. Они выраженные европеоиды, генетически имеют много общего с македонцами и сербами. Гагаузы - где живут и численность Всероссийская перепись населения 2010 года насчитала в России 13690 гагаузов, которые в основном компактно проживают в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии. В Московской области насчитывается 1,5 тысячи гагаузов, в Москве — 1,2 тысячи. По данным Переписи населения 2020 года - 9272. Всего в мире живёт 250 000 гагаузов.
По переписи населения 2004 года, в Молдове насчитывалось 147,7 гагаузов, в том числе 128,6 тысячи — в Гагаузии. На Украине насчитывается более 30 тысяч гагаузов, из них более 27 тысяч проживают в Одесской области. Язык гагаузов Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Существуют центральный чадырлунгско-комратский и южный вулканештский диалекты гагаузского языка. Южный — более архаичный и сохранил больше черт тюркских языков. До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. В настоящее время гагаузы пользуются на письме латиницей.
Религия гагаузов Большая часть гагаузов исповедует православие. Предки гагаузов, как и все кочевые тюркские народы, по всей видимости, были тенгрианами — то есть, обожествляли Тенгри — небо. Некоторые языческие обряды они сохранили до XX века. Гагаузы - происхождение Болгарский историк Г. Димитров в начале XX века насчитал 19 различных гипотез о происхождении гагаузов. У известного исследователя гагаузской этнографии М. Губогло версий оказалось ещё больше — 21.
В русской и болгарской литературе XIX века гагаузов считали болгарами , которые говорят на турецком языке. Болгары утверждают, что гагаузы произошли от отуреченных болгар, греки — что от греков. В любом случае вопрос происхождения гагаузов недостаточно изучен.
В пашенном клину преобладала яровая пшеница "арнаутка". Жителей края выручала кукуруза, которая давала неплохие по тем временам урожаи. Для накопления влаги люди строили системы запруд для водопоев скота, полива и т. Климатические условия Буджака, его тяжелые суглинки позволяли выращивать виноград столовых и винных сортов, абрикосы, персики, айву, бахчевые культуры.
Под садово-виноградные плантации и огороды отводились участки по берегам рек и лиманов. В выращивании овощей равных болгарам специалистов в Буджаке не было. Что касается скота, то он с апреля по октябрь находился на вольном содержании. Гагаузам и болгарам параллельно с выращиванием зерновых, винограда, фруктов, овощей, содержанием скота пришлось поднимать целину. А для этого в первое время не было подходящего инвентаря и необходимого количества тяглового скота. Первым задунайским колонистам приходилось впрягать в малороссийский плуг по шесть-во- семь волов. Так, в 1852 г.
В начале устройства в Буджаке лишь немногие гагаузские и болгарские хозяйства могли полностью закомплектовать плуг. По словам И. Мещерюка, в 50-х годах XIX в. Благо, что колонии были богаты большим трудовым потенциалом. В середине 30-х годов XIX в. На поле или дома работали также члены семьи моложе четырнадцати и старше шестидесяти лет. Специфику зернового производства в крае создавала короткая весна.
До наступления засушливых дней нужно было успеть подготовить почву. С посевом, как правило, запаздывали малоимущие крестьяне, которые часто оставались без должного количества продовольственного и кормового зерна. В начале 40-х годов XIX в. В крае уже не было достаточного количества казенной земли, особенно плодородной. Серьезной проблемой стали быстрый естественный прирост населения, прибытие новых переселенцев. Эти факторы привели к тому, что сокращались семейные наделы. Многие молодые семьи оставались без земли.
Местные чиновники стали взимать с переселенцев дополнительные поборы. Исправники заставляли их бесплатно работать на себя. Чиновники вынуждали крестьян продавать зерно по низким ценам. Продажа мяса была привилегией откупщиков, которым шла также пятая часть улова рыбы. Гагаузы и болгары, как и молдаване, крайне негативно отнеслись к переписи населения Бессарабии 1816 г. Ее целью было установить количество налогоплательщиков для обложения биром бир от венгерского слова Ьег - основная денежная подать крестьян и горожан в XV - начале XIX вв. С населения Буджа-ка стали взимать более 40 видов налогов и поборов.
На колонистов легло основное бремя по сооружению мостов, общественных зданий, а также посадке государственных лесов. В страдную пору местные власти заставляли крестьян использовать лошадей для перевозки строительных материалов, находивших-ся в десятках километров от их домов. Гнев переселенцев постоянно нарастал. Крестьяне открыто стали критиковать политику местных властей. Центром народ-ного движения 1842 г. Первая вспышка в Верхне-Буджакском округе была направлена против эксплуататорской деятельности окружного старшины А. Илашкова и его подручных.
Вскоре, однако, выступление коснулось и представителя царских властей более высокого ранга - управляющего задунайскими переселенцами М. Началом движения Комратских переселенцев следует считать день 9 мая 1842 года. Тогда два бедняка Не до Франко и Иван Велико отправили первую жалобу министру государственных имуществ П. Кисилеву, в которой раскрывались злоупотребления А. Как и следовало ожидать, высокое начальство заступилось за своего подчиненного - вора, охарактеризовав его как человека "высокой нравственности", "деятельного и усердного в работе". Однако под давлением крестьян власти вынуждены были уволить А. Эта была первая победа переселенцев.
Вскоре движение 9 мая 1842 г. В 1843 году протесты имели место в Болграде и Дезгиндже, Бешалме и Конгазе. Восстания гагаузских и болгарских переселенцев были подавлены. Однако царские власти вынуждены были отстранить от должности М. Буткова и целый ряд других чиновников. На этом настояла специально созданная комиссия по рас-следованию причин, приведших к обострению обстановки в Буджаке. Освобождение виновных от их должностей было успехом гагаузских и болгарских колонистов.
Пережив трехлетнюю засуху в 1831 -1833 гг. Затем в их жизни было относительно спокойное время. Аграрная эволюция несла с собой большие положительные сдвиги. Но в Европе все явственнее ощущалось приближение Крымской войны 1853-1856 гг. В этой войне бессарабские гагаузы и болгары еще больше использовались в качестве погонщиков, чем в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. По архивным данным, в тыловых частях русской армии их было 1270 человек. Они занимались обеспечением войск продовольствием, боеприпасами, перевозили раненых с поля боя.
Для царской России важно было, чтобы переселенцы обеспечивали русскую армию сельхоз - продуктами, фуражом, поставляли для нужд фронта волов и лошадей. Для пополнения армейских запасов в 1854 г. Было конфисковано также немало продуктивного скота, а в следующем году Бессарабию вновь поразила засуха. Переселенцы широко использовались для ремонта дорог, строительства мостов, рытья окопов, укрепления Измаильской крепости. В 1853 г. В разных работах было занято более 10 тысяч человек. Русские полки останавливались в до-мах гагаузов и болгар.
В памяти России останутся неизгладимыми ваше усердие, ревностность, ваша любовь к общему делу", - говори-лось в Указе царского правительства, адресованном бессарабским колонистам. Технико-экономическая и военная отсталость феодально-крепостнической России обусловили ее поражение в Крымской войне. Они были переданы Молдавскому княжеству, находившемуся под господством Османской империи. На отторгнутой территории, названной "Бессарабским участком", оказались 7 гагаузских сел. Здесь же оказались также важные хозяйственные и культурные центры области - Килия, Болград и Вилково. Новая граница, установленная в марте 1857 г. В общей сложности от Российской империи было отторгнуто 1177,9 тысячи гектаров земли с населением в 140,5 тысячи человек, в том числе 49 тысяч бессарабских гагаузов и болгар ЦГИА СССР, ф.
По Берлинскому договору 1878 г. По окончании Крымской войны многие гагаузы, принимавшие участие в ней на стороне царской России, вернулись в ту часть Буджака, которая находилась под ее контролем. Этим переселением гагаузов и других колонистов заканчивается по-следняя волна их движения. После этого не было никакого организованного импорта рабочей силы с Балкан. Известно толь-ко, что в начале войны в связи с продвижением русских войск в Болгарию часть местного населения из Силистры, среди которого были и гагаузы, перешла на русскую территорию. Тем временем в самой южной части Бессарабии происходили другие процессы. Еще продолжалась работа по разграничению русских и молдавских владений, а правители Молдавского княжества 4 февраля 1857 г.
В ней говорилось, что Молдавское княжество "принимает их как братьев и единоверцев". Утверждалось, что молдавское правительство не только сохранит за ними все привилегии и права, которыми они пользовались под правлением Российской империи, но значительно их расширит.
Где находится Гагаузия и почему ее жители разговаривают на турецком языке
На флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова. В старину гагаузы носили амулеты из волчьих зубов и украшения с изображением этого священного для них животного. Волчий праздник длился целую неделю. В это время гагаузы загоняли на зиму скот в стойла, что заставляло волков подходить ближе к их селениям. Поэтому для отпугивания хищников гагаузы пекли в это время лепёшки с дырками, как от волчьих зубов, не вязали и не шили одежду из шерсти, не пользовались ножами и другими острыми предметами, а женщины вдобавок замазывали заслонку печи глиной, как будто это уши, глаза и пасть волка, чтобы сбить зверя со следа. Кроме того, гагаузы по-особенному празднуют День Святого Николая. Он у них считался мужским праздником с шумными застольями и обязательными рыбными блюдами. Накануне мужчины наряжались в женское платье, обмазывались сажей и ходили в таком виде по домам, веря, что это приносит удачу. В канун Дня Святого Андрея у гагаузов было принято обмазывать косяки в домах чесноком и натирать пахучими приправами руки и лицо, чтобы отпугнуть нечистую силу. В День Святого Трифона гагаузы освящают виноградники, в Лазареву субботу проводят обряды с девушками-лазарками, на 1 мая — обряд вызывания дождя с Пипирудой. В обряде «Пипируда» «бабочка» участвуют девочки, не достигшие десятилетнего возраста.
Одну из них, как правило, сироту, назначают «невестой». Её голову украшают зеленью, ей шьют юбку из листьев. После этого процессия детей во главе с «невестой» обходит дома и возле каждого поёт обрядовые песни, во время которых «невеста» исполняет специальный танец. А хозяйка дома обязана облить всех участниц этого действа водой и наградить подарками. В старину гагузы женились тремя способами: сговором, сбеганием и похищением фиктивное похищение позволяло сэкономить на свадьбе. В выборе жён последнее слово было за бабушкой жениха. На второй день свадьбы в комнату к молодым сперва заходила родственница жениха с ружьём и плёткой. Если доказательства невинности невесты были очевидны, раздавался выстрел в воздух, невеста надевала красное платье и шла к гостям, чтобы продолжить гуляние, а те пили в её честь подкрашенную красным водку. Если же выяснилось, что невеста имела добрачные связи, жених брал в руки плётку и выпытывал у новобрачной признание, кто её опозорил. В случае, если жених с невестой согрешили до брака, их обоих впрягали в повозку и заставляли совершить по деревне круг позора.
На людях гагаузские женщины обязаны были идти в нескольких шагах позади мужа и уступать дорогу всем мальчикам старше семи лет. А мужчинам запрещалось непристойно себя вести в присутствии женщин — например, сквернословить. Но они имели право бить жён, причём не только за провинности, но и просто так, чтобы показать, кто в доме главный.
Сегодня гагаузы сохраняют свою идентичность и продолжают развиваться как национальное сообщество. Они организуют различные фестивали, мероприятия и культурные мероприятия, чтобы сохранить и передать свою культуру следующим поколениям. Уникальная культура и традиции Язык гагаузов относится к отдельной группе тюркских языков и является одной из основных составляющих их культуры. Гагаузы активно сохраняют и развивают свою родную речь, о которой они гордятся. Гагаузы известны своими национальными костюмами, которые они носят на праздниках и торжествах. Они отличаются яркими красками и богатыми вышивками.
Костюмы гагаузов передают их историю и культуру, они являются непременным атрибутом национального самосознания.
В 20-30-х годах XIX в. К середине XIX в. В их пользовании находилось свыше 763 тысячи гектаров земли. В общей численности колонистов доля гагаузов и болгар составляла 80-82 процента. Болгар было больше, чем гагаузов. Во второй половине XIX столетия на социально-экономическое развитие поселений гагаузов и болгар негативное воздействие оказали Крымская война 1853-1856 гг. Гагаузы, как и вся многонациональная царская Россия, в начале XX столетия на себе испытали негативные последствия русско-японской войны 1904-1905 гг.
В соответствии с Манифестом 1 января 1874 г. Гагаузы и болгары до этого на 50 лет освобождались от службы в армии. Распространение воинской повинности на переселенцев было встречено крайне негативно. Гагаузские воины приняли участие в самой кровопролитной битве русско-японской войны 1904-1905 гг. Поражение русской армии здесь имело большое значение для исхода войны в поль-зу Японии. В Мукденском сражении русские потеряли 89 тысяч человек, в том числе около 30 тысяч пленными. Среди убитых и пленных были и гагаузы, молдаване, болгары. Горе гагаузского народа, терявшего своих сыновей, нашло отражение в фольклоре.
В одной из песен гагаузская девушка Тудорка оплакивает погибшего в Мукденском сражении возлюбленного: «Огненные твои пули убили моего возлюбленного». Гагаузские юноши воевали также в Порт-Артуре и Манчжурии. Память об этой войне нашла отражение в балладе "В Порт-Артуре стреляют пушки". В ней есть такие строки: В Порт-Артуре пушки стреляют, От выстрелов земля затряслась. Царь Указ издал, Командиры приказали: Когда кончатся пули, Хватайте камни! На ней высечены строки: "Вечная память героям, павшим за Царя и Отечество". Стараясь, тело удержать в седле Наездники лицом о гриву трутся. Один наездник видимо богат, Но уважение к нему не из-за денег, Коль дружен с кем-то - дружбе он гарант, Как лодке перед бурей родной берег.
И тают, словно воск сердца девиц, Когда встречают его пылкий взгляд; Готов взлететь, не ведая границ, Его рысак - арабский Комур - ат. Удар, ещё удар по меди, Отпущены поводья, кони вскачь, Как будто не бегут, летят к победе, К решенью седоками их задач. Но Комур - ат сегодня всех быстрее, Хозяину его сам чёрт, как брат. Вот лента финиша коснулась его шеи. Так пусть же будет город здесь Комрат В честь этого коня, что быстр как ветер, Красив собой - Господь шедевр создал: Во лбу луна и будто майский вечер Цветенье яблони по телу разбросал. Построим храм, чтоб город жил здесь вечно, Чтоб прихожанин мир мог обрести, А что над входом голова Предтечи, Так Иоанн у Бога был в чести. Что голова отделена от тела, То символ гагаузов носит храм: Ведь гагаузов отделила вера От мира тюркского, несущего Ислам. Случаи перехода в ислам среди них не известны, не наблюдалось.
Это подтверждено примером катастрофы 1922 года, когда большая часть гагаузов была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами. Предки Гагаузов — скотоводческие племена, которые пришли из южнорусской степи, обосновались на морском побережье северо-восточной Болгарии и приняли христианство в XIII в. Несмотря на преданность христианству, которая укоренилась среди них за полтора века до турецкого завоевания, гагаузы только поверхностно понимали основную догму религии. До XX века практически не было книг на родном языке. Они пользовались алфавитом и книгами тех народов, на территории которых жили. В 1904 году, Протоиерей Михаил Чакир ходатайствовал перед архиепископом Владимиром, о разрешении Синода печатать на гагаузском языке религиозную литературу и выпускать газету. Разрешение было получено.
С 1907 года верующие читали Слово Божье на родном языке. Деятельность Михаила Чакира современники сравнивали с культурным подвигом Кирилла и Мефодия. Он заботился и о том, чтобы церковные службы для жителей гагаузской национальности, велись на гагаузском языке. Первым из гагаузов, кто осознал важность издания и распространения литературы на гагаузском языке, был гагаузский священник Михаил Чакир. Комратское восстание — Комратская Республика Отправной точкой революции стал день 9 января 1905 г. Участником восстания на броненосце «Потемкин» был уроженец Комрата, матрос Д. События первой русской революции вызывали живой интерес у жителей Комрата. Они горячо обсуждали животрепещущие вопросы о земле и свободе людей труда.
В Буджаке эхо русско-японской войны и революционного движения в центральных районах царской России отозвалось Комратским восстанием январь 1906 г. Главными требованиями восставших были: «Не допустим больше призыва наших мужчин в царскую армию! Выдержка из постановления крестьян гагаузского села Дмитровка Украина , принятого на сходе, гласит: «передать всю землю в распоряжение всего народа бесплатно». Восставшая Гагаузия требовала также выборности всех администраторов и чиновников, уравнения всех граждан перед законом, отмены смертной казни, созыва Учреди-тельного собрания и т. Сохранившиеся архивные материалы свидетельствуют, что наибольшим доверием крестьян пользовался уроженец Комрата, студент Харьковского технологического института Андрей Галацан. Его зажигательные речи находили отклик в душах крестьян, измученных беспросветной нуждой. В связи с накалившейся обстановкой в Комрате власти решили арестовать в ночь на 8 января главного «возмутителя спокойствия» А. Конные стражники ворвались к нему в дом и тайно увезли его из села.
Однако произошедшее событие вызвало обратную реакцию: оно ускорило восстание. Они разоружили и арестовали всех представителей власти и освободили Андрея Галацана. После чего был избран волостной комитет, в состав которого вошли А. Галацан, П. Георгиев, А. Митиогло, П. Николаев и другие активные члены движения. Новый орган принял решение о конфискации помещичьих земель и раздаче их крестьянам, уничтожил долговые расписки, вынес решение об отмене всех налогов.
Комитет принял решение о прекращении мобилизации людей в царскую армию. Был создан рабочий орган по охране края, состоявший целиком из деревенской бедноты. Так началось Комратское восстание крестьян 5-10 января 1006 г. О событиях, происходящих в Буджаке, стало известно в других регионах Российской империи. Объявлена автономия. Власти низложены и арестованы. Однако силы восставших и властей были неравными. Царская кавалерия учинила расправу над безоружными людьми.
Восстание было жестоко подавлено, а свыше 100 крестьян оказались в царских застенках в Бендерах и Кишиневе. Суд приговорил к тюремному заключению 40 человек. Андрей Галацан и Павел Николаев были приговорены к каторжным работам и сосланы в Сибирь. За границу бежал Вячеслав Шпиркан. На нелегальное положение перешел Федор Болфосов - впоследствии известный террорист партии эсеров. В киевском комитете он был близок с Д. Богровым, застрелившим 4 сентября 1911 г. После Октябрьской революции 1917 г.
Галацан работал в Москве и Ленинграде. На берегах Невы он и скончался 1942 г. Одна из улиц Комрата названа его именем. Спустя четверть века после подавления Комратского восстания другой его руководитель - Павел Николаев опубликовал свои воспоминания на страницах «Красной Бессарабии» 1931,1-2 , представляющие большой интерес для широкой читательской аудитории см.
Гагаузия видит будущее Молдовы в Евразийском экономическом союзе, где отношения выстраиваются на основе национальных интересов и уважения, заявила глава автономии Евгения Гуцул.
Гагаузия видит будущее Молдавии в Евразийском экономическом союзе, где отношения выстраиваются на основе национальных интересов, взаимопонимания, уважения и поддержки, заявила в среду глава молдавской автономии Евгения Гуцул. Об этом пишет ТАСС. Заявления главы Гагаузии Евгении Гуцул о возможном выходе автономии из состава Молдавии не подпадают под действие закона о сепаратизме, заявил председатель комиссии молдавского парламента по нацбезопасности и обороне Лилиан Карп в эфире канала Rlive.
Гагаузия ждёт русскую армию в Одессе, чтобы уйти из Молдавии
Проживают гагаузы преимущественно в Бессарабии (Молдавия), где имеют собственную автономию, а также в Болгарии, Греции, Украине, России и других странах. Гагаузы — тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на севере Балканского полуострова вблизи Черноморского побережья. Автономная область Гагаузия, где проживает тюркское меньшинство, говорящее на русском и гагаузском языках. Их целью стал компактный район, где жили гагаузы.