группа посвящена святому благоверному князю Александру Невскому. Телеканал «Санкт-Петербург» показывает, как прошел День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Княжение святого Александра Невского совпало с одним из самых тяжелых периодов в истории Руси.
Икона святого благоверного князя Александра Невского
Петр I построил в Петербурге специальный монастырь для хранения мощей Александра Рака в Александро-Невской лавре, литография 1890 года Общественное достояние В 1703 году Петр I основал новую столицу России — Санкт-Петербург и наряду со святым Петром «назначил» и святого Александра Невского святым покровителем города. Это объяснялось тем, что совсем неподалеку князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. В 1723 году Петр I повелел доставить раку из Владимира в Петербург и специально для нее построил Александро-Невский монастырь вскорости получивший статус лавры. Ее выполнили в стиле монументальных католических реликвариев в помпезном стиле барокко. К работе привлекли лучших придворных художников и серебряных дел мастеров и на саркофаг ушло около 1500 кг серебра. Непосредственно рака с мощами Работа представляет собой пятиярусную пирамиду, на которой изображены сам Александр Невский и барельефы со сценами из его жизни. Также в ансамбль входят два пьедестала с военными трофеями и два подсвечника. Старую, малую, раку поместили внутрь новой. Батальные барельефы на раке Рака была не только святыней для верующих, но и важной достопримечательностью города, на которую обращали внимание иностранные путешественники.
В то время страна была оккупирована татаро-монголами, и святому князю Александру, как и всем русским князьям, приходилось ездить к хану, привозить подарки. Почему же он не вступил в борьбу с татаро-монголами? Конечно, потому, что сила новгородской дружины была несоизмерима с силой восточной армии, но еще и потому, что князь Александр Невский, несмотря на свой молодой возраст, сумел прозреть, откуда исходит настоящая опасность. Восточные завоеватели интересовались только материальным фактором. Им нужна была дань, и они ее собирали, но они совсем не вмешивались во внутреннюю жизнь. Им было безразлично, в какого бога верят русские, кому они поклоняются, каковы их внутренние государственные и религиозные устроения и обычаи. Им важно было собирать дань, и этим ограничивалась их роль как оккупантов. А вот тем, кто пришел с Запада, была нужна не наша дань — им были нужны наши души, наш разум, наша политическая воля. И эту опасность прозрел молодой князь Александр Невский и понял, с кем нужно бороться, не жалея жизни своей. Не имея шансов победить, он наголову разгромил шведов, и это была действительно большая победа, оградившая землю Русскую от оккупации, которая могла нанести урон ее духовной жизни. Святой благоверный князь Александр Невский совершил много важных деяний, одержал немало побед над врагом, который своей возможной оккупацией земли Русской мог принести духовную погибель, изменить духовный, религиозный, культурный код страны.
О чем молятся Александру Невскому 12 сентября в Санкт-Петербурге, каждый год проводится величественный крестный ход, который посвящен Александру Невскому. На это событие собираются тысячи верующих, как местных, так и паломников. Это символизирует глубочайшее почитание этого святого в нашей Имперской столице, одним из Небесных покровителей которой является именно благоверный князь Александр Невский, в схимническом постриге — Алексий. Люди верят, что Александр Невский является охранников и защитником северных и восточных границ Российского государства. Молятся Александру Невскому с просьбами о защите и опеке. Просят святого защитить дом, жилье, от нечистой силы и неприятных взглядов. Какого числа день памяти Александра Невского в 2024, 2025, 2026 году Какого числа день памяти Александра Невского в 2024 году - 6 декабря, 12 сентября. Какого числа день памяти Александра Невского в 2025 году - 6 декабря, 12 сентября. Какого числа день памяти Александра Невского в 2026 году - 6 декабря, 12 сентября. Птичкина Наталья С этой статьей читают:.
Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой конфиденциальности на сайте, и если вы подтверждаете согласие с политикой cookie-файлов, нажмите на кнопку «Согласен а ». Если вы отказываетесь от использования файлов cookie, отключите их, изменив настройки вашего браузера.
Меню раздела
- «Александр Невский – Святой защитник Отечества»
- Новости монастыря
- Последние новости
- Защититься от Запада. В памяти об Александре Невском переплелись правда и вымысел - ТАСС
Современные чудеса святого Александра Невского
Главные военные победы Александр Ярославич одержал в молодости. Во время Невской битвы 1240 год ему было 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. За всю свою жизнь великий полководец не проиграл ни одного сражения. Князь Александр прославился как умный политик, тонкий дипломат и талантливый военачальник. Имя Александра Невского — одно из самых славных в истории нашей страны. Жизнь князя Александра — полководца и дипломата, выдающегося государственного деятеля и святого — издавна привлекала внимание потомков. Еще Михаил Ломоносов увековечил Александра в мозаике.
К последнему относится каноническая Украинская православная церковь. В РКН объяснили решение тем, что на этом ресурсе «на систематической основе распространялись материалы, направленные на возбуждение ненависти и вражды в отношении лиц, объединенных по признаку социальной, национальной, религиозной и языковой принадлежности». Картина дня.
А с 2006 года издаёт журнал для тех, кто любит и строит новую Россию - «Честь Отечества». Был создан экспертно-редакционный совет конкурса на соискание Высшей российской общественной награды Ордена Святого Благоверного князя Александра Невского. Организатором всей этой работы стал Александр Михайлович. В Совет вошли знаменитые и очень уважаемые люди. Состав Совета указан на сайте www. Александра Невского «За труды и Отечество» в наши дни как Высшей Российской общественной награды, коей отмечаются лучшие представители нашего общества, делами своими подтверждающие верность славным традициям наших великих предков. Значимое доброе дело, — продолжил Патриарх, — и написанная профессором Воловиком книга о святом защитнике России благоверном князе Александре Невском, вечно живом в памяти народной, во всех повседневных делах наших во благо Отечества». Благо Отечества… С этим связаны создание Воловиком Российского союза неправительственных организаций «Отечество» и Благотворительного фонда знака ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество», которыми он руководит уже почти два десятка лет, издание исторического и общественно-политического альманаха «Россия. Москва Первопрестольная», а также редактируемого им журнала «Честь Отечества», наконец, руководство организацией и проведением Международного конкурса «Молодые таланты Отечества». В 2014 году за литературную деятельность А. Воловику была присуждена государственная премия РФ в области культуры. Естественно, часть из накопленного материала вошла во второе издание книги. Сейчас, после расширенного вступления ее открывает новый раздел «Строители государства Российского. Легенды и были о Рюрике и рюриковичах». В обстоятельном рассказе о средневековой Руси Новгородской и Киевской прослеживается родословная Александра Невского до деда Рюрика по его матери Умилы — новгородского князя Гостомысла и его отца князя Буривоя. Конечно, рассказывается и о князе Олеге, вещем наставнике Игоря, ставшего великим князем Киевским, о его супруге святой Ольге, их сыне, князе-воине Святославе и внуке Владимире, ставшем Крестителем Руси. Владимиру-Крестителю, как и его потомкам Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху посвящены отдельные главы. Так прослеживаются этапы рождения, становления и развития из княжества Московского великого государства Российского… Серьёзно дополнены по сравнению с первым изданием главы и о победе на Неве, которая и принесла Александру Ярославичу почётное звание Невский, и о Ледовом побоище, которое учинил он на Чудском озере, надолго отвадив западных завоевателей — охотников пробовать русскую силу на пограничных рубежах. Однако к каждому юбилею Александра Невского, буквально каждые пять лет к очередной даже не «круглой» юбилейной дате непременно появляются жаждущие очернить святого князя — он, де, и родственник восточных ханов, во всяком случае, их ставленник и подручник.
Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси. Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. Александр Невский со своим отцом Ярославом выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить св. Александр Невский. Обещав свою поддержку, св. Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 г. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 г. В тьму язычества св. Александр нес свет евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими. В 1256 г. В 1261 г. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси.
Благоверный князь Александр Невский
При погребении князя произошло первое чудо: когда отпевавший князя митрополит Кирилл приблизился к умершему с разрешительной грамотой, святой князь, как живой, поднял руку и принял грамоту. Как пишет митрополит Московский и Коломенский Макарий Булгаков , «некоторые с того дня стали призывать святого Александра в своих молитвах». Но официальная канонизация князя произошла в 1547 году при царе Иоанне Грозном. В честь святого князя по всей России возводились храмы и часовни, закладывались монастыри. Народ гордился и глубоко чтил своего любимого святого, который уже при жизни считался заступником земли Русской.
Кроме того, святой являлся небесным покровителем царствующего дома — три императора были соимённые святому благоверному князю Александру Невскому. Под сенью трех небесных покровителей Один из соименных святому благоверному князю Александру Невскому императоров — император Александр III Миротворец в 1891 году подписал Указ о строительстве Великого Сибирского пути, который промыслом Божиим, прошел через поселок Кривощековский ныне Новосибирск. Чем собственно и определил судьбу небольшого тогда поселения. Благодаря железной дороге поселок довольно быстро разросся до масштабов города.
В 1995 году жители Кривощеково начали ходатайствовать о строительстве в поселке большой церкви, которая сразу была задумана как храм-памятник императору Александру Миротворцу, почившему годом раньше. И освятить ее собирались во имя небесного покровителя императора святого благоверного князя Александра Невского. В связи с этим Кривощековский поселок даже начали называть Александровским — по одним сведениям в честь усопшего императора, по другим — во имя святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя Александра Миротворца. Однако вскоре жители поселка подали прошение Томскому губернатору о переименовании поселка в Ново-Николаевский — в честь нового Государя Императора Николая II, спустя годы канонизированного Русской Православной Церковью в лике страстотерпца.
Строительство церкви шло высокими темпами. Уже в 1899 году огромный по тем временам поселковый храм — 24 метра в высоту! Это было вообще первое каменное здание в поселке. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Ново-Николаевск-Новосибирск имеет сразу трех небесных покровителей — святого князя Александра Невского, святого Царя-страстотерпца Николая II и святителя Николая Чудотворца, в честь которого был назван последний российский император.
И кстати, в правом пределе собора находится особо чтимая прихожанами икона святителя Николая Чудотворца афонского письма. И вот что в связи с этим интересно.
И даже сына, родившегося в 1691 году, Пётр назвал в честь покровителя правда, Александр Петрович умер в младенчестве.
В 1710 году у впадения в Неву речки Чёрной Пётр лично выбрал место для строительства монастыря в честь Александра Невского. К летописной Невской битве это место отношения не имеет, так как устье реки Ижоры, где она состоялась, находится от него в сорока километрах. Но Петру нужен был монастырь в самой столице, а не в её дальнем пригороде.
В 1723 году Святейший синод постановил перенести мощи Александра из Владимира в Александро-Невский монастырь в действительности останки, которые монахи Рождественского монастыря выдавали за мощи князя, погибли при пожаре ещё в 1491 году. Маршрут был устроен так, чтобы ковчег с ракой следовал через крупные населённые пункты. Весь этот путь кортеж под охраной почётного воинского эскорта двигался в окружении духовенства, скопления народа, нищих и юродствующих.
Перенесение мощей Александра Невского Петром I. Далее по Волхову на Ладожское озеро и Неву. Через месяц ковчег прибыл в окрестности столицы.
На этом церемонию прервали на целый год: Пётр решил устроить торжественную встречу мощей в очередную годовщину заключения Ништадтского мира. Пётр занял место рулевого. Петру принадлежит и идея учреждения ордена в честь Александра Невского.
Но наградить этим орденом он никого не успел по причине скоропостижной смерти. Марта Скавронская, оказавшаяся волею судеб на русском престоле после смерти мужа под именем Екатерины I, стремясь завоевать расположение подданных, выступила как продолжательница его дел. Поэтому своё восшествие на престол Екатерина I отметила вручением нового ордена Российской империи.
Императрица Елизавета Петровна, подчёркивая, что продолжает дело отца, не жалела средств на Александро-Невский монастырь. Главным его украшением должна была стать новая рака. Елизавета Петровна распорядилась отдать на её создание девяносто пудов первого отечественного серебра, которое было получено с Колыванских рудников.
Почти три года работали над серебряным ансамблем русские мастеровые с Монетного двора. Эпитафию, начертанную на саркофаге, сочинил Ломоносов. В ней поэт называет Александра Ярославича «усердным защитником», «укротившим варварство на востоке, низложившим зависть на западе».
Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург.
Вплоть до Петра. Роман Соколов, доктор исторических наук, профессор, автор нескольких монографий и десятков статей, посвященных Александру Невскому и исторической памяти о нем - Что изменилось при Петре? К тому же Петр понимал, что, в общем-то, не все до него понимали - значимость идеологии не только для внутреннего, что называется, использования, но и для внешнего. То есть для Петра было важно объяснить, что война, которую он ведет со Швецией, - справедливая. И опыт Александра Невского был чрезвычайно важен.
Соответственно, здесь уже большое значение имело почитание князя как национального героя. Но в любом случае до революции эти ипостаси — святой, покровитель династии и национальный герой — были связаны. Не было повода для того, чтобы искусственно их разрывать. Но в советское время, конечно, ситуация поменялась. Например, в дореволюционное время было большое количество храмов в честь Александра Невского, и среди них множество воинских, полковых. Здесь сходилось одно с другим.
И посвящение храмов Невскому — это выражение именно верноподданнических чувств. Именно поэтому после революции 1917 года от этих самых патриотических символов и патриотизма как такового новая власть, ломавшая прежний уклад, стала отказываться. Национальные герои — они, как казалось в первые полтора десятилетия после событий Октября, противоречили духу этой самой установившейся советской власти. К тому же изначально революция предполагалась мировой, а там, где мировая революция, патриотизм отдельной страны не нужен. Как Карл Маркс за Невского заступился - Почему же тогда в 1938 году вдруг выходит фильм Эйзенштейна «Александр Невский» и возвращается интерес к нацгероям? Первым этапом здесь, конечно, стало крушение доктрины Троцкого и удаление его от власти.
Троцкий — главный идеолог перманентной революции, мировой революции. И когда стали в 30-х годах строить социализм в отдельно взятой стране, постепенно начался переход к иной ситуации. До этого в течение 20-х годов историю — древнюю и средневековую — вообще неохотно изучали. Это считалось «немодным». Модно было рассматривать причины, почему революция произошла, ход классовой борьбы и т. А после того, как события, о которых я сказал, произошли, стало понятно, что отдельно взятой социалистической стране, находившейся во враждебном окружении, необходима оборона.
А для обороны необходимы идеологические обоснования. Дух-то надо укреплять. Ну и стало понятно, что историю надо возвращать и, соответственно, патриотические символы и национальных героев тоже. Причем во второй половине 1930-х годов прежде всего вспомнили Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, а Невский еще несколько лет оставался забыт. Это было особенно удивительно в связи с тем, что в тот же период публикуются «Хронологические выписки» Карла Маркса. Это конспект, который Маркс вел, читая труд историка Шлессера по всеобщей истории.
Он вовсе не думал, что это когда-то опубликуют. Делал это для себя. Ну и в этом конспекте среди прочего упомянуты события, связанные с «псами-рыцарями» и Александром Невским. Подчеркну, что «псы-рыцари» — это термин непосредственно Карла Маркса, который, упомянул и Невского. Разбитые же на Чудском озере орденские братья именуются там и другими крепкими словами: «прохвосты», «крестоносная сволочь» и проч. Но, несмотря на это Александра все равно не упоминали ни в одной научной статье вплоть до 1937 года в СССР.
На это даже эмигранты стали обращать внимание. Федотов, автор книги «Святые древней Руси», в 1937 году опубликовал в парижской газете статью, которая так и называлась «Карл Маркс и Александр Невский». Минину и Д. Пожарскому на Красной площади а такие планы прежде были , а Александра Невского по-прежнему как бы не замечают, даже несмотря на «заступничество» К. И сам же Федотов отвечал: потому что Александр — святой, и вряд ли советская атеистическая власть когда-то изменит отношение к нему. Но как раз в этот момент отношение Невскому и стало меняться.
Эйзенштейн начал работу над фильмом, и был опубликован его сценарий, вышла первая научная статья о князе. Кадр из фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский». Черкасов, сыгравший Невского, и С. Эйзенштейн говорили, что одна из главных задач, которые они перед собой ставят — это «снять с Александра святой лик» цитата из интервью Н. То есть предполагалось убрать все моменты, связанные с православным почитанием князя, и оставить только его значение как национального героя-воина.
В принципе, в фильме это все получилось сделать, потому что Эйзенштейн — гениальный режиссер — знал, как реализовать задуманное. И в том, что во время войны образ Александра Невского оказался столь востребован, конечно, определяющая заслуга его. После выхода ленты Невский снова стал очень популярным героем. Отсюда и самолеты «Александр Невский» летчик герой России посмертно Ф. Шикунов, например, на фюзеляже своей «Аэрокобры» изобразил орден Александра Невского , были названные именем князя танки, бронепоезд. Шведы, немцы, литовцы, ордынцы… - В 1240-м Александр разбил шведов, в 1242 - ливонцев, то бишь немцев, а в 1245-м - литовцев - враги у Новгородской республики были, получается, на любой вкус.
Это не считая ордынской угрозы. В 1240 году шведы, как минимум, хотели обосноваться в среднем течении реки Невы и тем самым отторгнуть от Новгорода выход к Балтийскому морю. Князь их оттуда вышиб. Шведы, в общем, ничего не потеряли и не приобрели, но Новгород, оставшись при своем, получил очень много, потому что он сберег важнейшие геополитически значимые земли, и в самое сложное время. Для нас имелась просто кровная заинтересованность в том, чтобы сохранить Приневье — ключевой пункт на пути к Балтике. Что касается немцев, то примерно также все выглядело.
Они аж до Новгорода уже доходили, их цель была, как минимум, блокировать Новгород, и они ее реализовали 1240-1241 , а с течением времени могли бы и сам Новгород захватить. Александр вышиб их из новгородских пределов, заставил заключить мир.
Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам: «Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«. Они же возвратились восвояси».
В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд. Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом а именно это было непременным условием предлагавшегося союза. Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века наглядно доказывало это.
Так князь Александр избрал для себя иной путь — путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси. Период недолгого великого княжения Андрея Ярославича очень слабо освещен в русских летописях. Однако очевидно, что между братьями назревал конфликт. Андрей — в отличие от Александра — показал себя противником татар. Развязка наступила летом 1252 года.
Нам опять-таки в точности не известно, что же тогда произошло. По свидетельству летописей, Александр снова отправился в Орду. Во время его пребывания там а может быть, уже после возвращения на Русь из Орды против Андрея была направлена карательная экспедиция под началом Неврюя. В сражении у Переяславля дружина Андрея и поддержавшего его брата Ярослава была разгромлена. Андрей бежал в Швецию. Северо-восточные земли Руси оказались разграблены и разорены, множество людей убито или уведено в плен.
В Орде Св. Александр Невский. Однако можно догадываться, что поездка Александра в Орду была связана с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя. По свидетельству источников, «все ярлыки и печати, которые князьям и вельможам без разбору были выданы в предшествующее царствование», новый хан приказал отобрать. А значит, теряли силу и те решения, в соответствии с которыми брат Александра Андрей получил ярлык на великое княжение Владимирское. В отличие от брата, Александр был крайне заинтересован в пересмотре этих решений и получении в свои руки великого княжения Владимирского, на которое он — как старший из Ярославичей — имел больше прав, нежели его младший брат.
Так или иначе, но в последнем в истории переломного XIII века открытом военном столкновении русских князей с татарами князь Александр оказался — может быть, и не по своей вине — в лагере татар. Именно с этого времени можно определенно говорить об особой «татарской политике» Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Последующие его частые поездки в Орду 1257, 1258, 1262 годы имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси. Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя.
Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром». Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения».
Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды или, если угодно, заискивания перед Ордой продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго. Князь церкви воздвиг, города отстроил …В том же 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол. После страшного Неврюева разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития.
Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей. В 1255 году новгородцы изгнали сына Александра Василия и посадили на княжение князя Ярослава Ярославича, брата Невского. Александр подступил к городу со своей дружиной. Однако кровопролития удалось избежать: в результате переговоров был достигнут компромисс, и новгородцы подчинились. Новое волнение в Новгороде произошло в 1257 году. Оно было вызвано появлением на Руси татарских «численников» — переписчиков населения, которые были присланы из Орды для более точного обложения населения данью.
Русские люди того времени относились к переписи с мистическим ужасом, видя в ней знак Антихриста — предвестие последних времен и Страшного суда. Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и тысячников, и темников», — записывал летописец. От «числа», то есть от дани, было освобождено только духовенство — «церковные люди» монголы неизменно освобождали от даней служителей Бога во всех покоренных ими странах, независимо от вероисповедания, дабы те могли свободно обращаться к различным богам со словами молитвы за своих завоевателей. В Новгороде, непосредственно не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением. Волнения в городе продолжались целый год. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий.
При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков. На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам. Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя. Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили. Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж.
Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена. После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия. В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом. В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена. В этом походе приняли участие дружины младшего брата Александра Невского Ярослава с которым он успел примириться , а также его нового союзника, литовского князя Товтивила, обосновавшегося в Полоцке. Поход завершился крупной победой — был взят город Юрьев Тарту.
В конце того же 1262 года Александр в четвертый и последний раз отправился в Орду. Князь же великий Александр пошел к царю ордынскому хану Берке. Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов Ростове, Суздале, Ярославле вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани. Последние дни Александра Александру, очевидно, удалось достичь своих целей. Однако хан Берке задержал его почти на год. Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь.
Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг согласно поздним источникам, с именем Алексея и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Церковное почитание Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».
Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками. Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» по внешне парадоксальному выражению Акафиста. Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы.
Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры.
Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира 1721 год. Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года. Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью.
По преданию, на последнем отрезке пути от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа. Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября 6 декабря по новому стилю и 30 августа 12 сентября. Дни празднования святого Александра Невского: 23 мая 5 июня по нов. Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что в западных летописях они даже не упоминаются. Эта идея родилась из чистого невежества.
Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности, в «Старшей Ливонской рифмованной хронике». Основываясь на ней, отдельные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего двадцати рыцарей. Но здесь важно понять, что речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров. О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится. Что касается Невской битвы, то она не нашла никакого отражения в шведских хрониках. Но, по мнению крупнейшего российского специалиста по истории Балтийского региона в средние века Игоря Шаскольского, «…этому не следует удивляться.
В средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник».
В день памяти Александра Невского
Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Состоялась пресс-конференция, посвященная празднованию в 2024 году 300-летия перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Афиша Plus - 4 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - В ноябре исполняется 760 лет со дня завершения земного пути Александра Невского, а в 2024 году в Русская православная церковь будет широко отмечать 300-летие перенесение мощей святого благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Орден святого Александра Невского был учрежден Екатериной I в 1725 году и стал одной из высших государственных наград.
Православный взгляд. Россия и святой Александр Невский. День Святой Троицы
Отвечая на вопрос, почему перенесение мощей благоверного князя не состоялось в 1713 году, когда в Невском монастыре была освящена первая церковь и обитель начала отсчитывать свое существование, историк отметил, что Петр трепетно относился к восприятию в обществе своих свершений и побед. Полтавская победа, битва при Лесной праздновались достаточно широко. В 1713 году было еще далеко до окончания Северной войны. Долгожданный мир подписали лишь 30 августа ст.
Сразу же Петр задумался о совмещении этого светского праздника с праздником церковным. Тогда ему и пришла в голову мысль о перенесении мощей святого Александра Невского в Петербург. В литературе, особенно в иностранной, подчеркивается волюнтаризм Петра в этом вопросе.
Однако никаких новшеств в этом плане он не вводил. Примеры перенесения мощей того или иного святого, появление в связи с этим новых дней памяти святых, есть в истории Церкви. Лектор напомнил о перенесении мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, из Соловецкого монастыря в 1652 году.
Описание этого события стало образцом для церемонии, связанной уже со святым князем Александром Невским. Можно увидеть, что император Петр I хотел неукоснительного соблюдения существовавшей традиции. Святыня, по задумке государя, должна была прибыть в Петербург к 30 августа ст.
Для подготовки во Владимир ездил настоятель Александро-Невского монастыря архиепископ Феодосий Яновский. Сначала мощи хотели перевозить на лектике, но дороги сделали этот план невозможным, поэтому раку переносили на руках. Выделяли так называемых «ношатых» людей из местных окрестных сел.
По словам историка, вероятно Петр сразу понимал, что это мероприятие не удастся завершить в срок. В результате многочисленных проволочек процессия выдвинулась из Владимира только 11 августа 1723 года. Путешествие было очень тяжелым.
Есть документы, описывающие весь путь. Было решено оставить их там на год. Раку перевезли в крепость Орешек и поставили в крепостной церкви.
Лектор подчеркнул, что была полемика о том, в каком именно храме Шлиссельбурга находились мощи. То, что они хранились в крепости Орешек, подтверждается источниками. Здесь также мнение о новаторстве Петра Великого несостоятельно.
Александра Ярославича писали как великого князя в светском одеянии еще в допетровскую эпоху. Лектор привел в качестве примера несколько изображений. По его словам, мнение, что после этого указа Александра Невского изображали в монашеских одеждах только в старообрядческой среде, также неверно.
Это доказывает сохранившаяся икона-скульптура князя в иноческом обряде в Троицкой церкви села Ворша во Владимирской области. Для императора это стало венцом его долгих усилий — возвращение Приневья, основание нового великолепного города, дарование ему сильного небесного покровителя. Историк отметил, что в перенесении мощей благоверного князя Александра Невского не последняя роль была отведена флоту.
Хорошо известно, что финальный отрезок пути святыню перевозили на галере: первые сановники империи сидели на веслах, сам Петр Великий стоял у руля. Однако часто забывают о том, что святыню встречал, как вспоминает один из иностранных современников события, «весь русский флот». Конечно, это был не весь флот, но в акватории Невы он в этот день был представлен.
Вместе с кораблями там находился и знаменитый ботик Петра Великого, с которого начался отсчет истории русского флота. Обер-иеромонах российского флота, насельник Невского монастыря, будущий епископ Рязанский Гавриил Бужинский написал новую службу святому Александру Невскому. В 1725 году она была напечатана и разослана по храмам для употребления на богослужениях.
Об этом оставили воспоминания иностранцы. Екатерина I, продолжая начинания своего мужа, учредила в 1725 году орден святого благоверного князя Александра Невского. После ее смерти возникла определенная коллизия.
В службе авторства Гавриила Бужинского в череде благодарностей за победу в Северной войне, важных акцентов на свершениях Петра I, содержалась также благодарность за победу над «злоковарными мятежниками», среди которых был и отец нового императора. Вскоре после воцарения Петра II был низвергнут Меншиков, служба Александру Невскому была изъята из храмов и запрещена, а день памяти святого, 30 августа, отменен. Праздник в день перенесения мощей благоверного князя Александра Невского восстановила императрица Анна Иоанновна.
Последующие правители династии Романовых продолжили почитание святого. Особенно сильным оно стало в XIX веке, когда три российских императора были названы Александрами в честь благоверного князя. Отвечая на вопрос о месте смерти Александра Невского, историк подчеркнул, что это был именно Городец в Нижегородской области, а не Городец Мещерский современный Касимов.
На это есть указания в исторических источниках, в частности, упоминание о том, что процессия с телом князя проходила через Боголюбово. Путь занял девять дней. Наличие одинаковых названий различных городов часто вызывает путаницу.
Автор первого научного описания биографии Александра Невского Герхард Фридрих Миллер ошибочно указал место кончины князя как Городец Мещерский. Говоря о недавних находках, связанных с историей мощей Александра Невского, лектор остановился на освидетельствованиях святыни, которые произошли в 1917 и в 1922 годах. Первое вскрытие раки произвело духовенство во главе с митрополитом Вениамином Казанским.
Тогда все посторонние предметы из ковчега были изъяты, кости сложены в новый кипарисовый ларец. Это было сделано для возможной эвакуации мощей в связи с угрозой захвата Петрограда во время Перовой мировой войны. Акт об этом освидетельствовании хранился в областном государственном архиве в Выборге и был введен в научный оборот в 2021 году.
Второе вскрытие раки с мощам святого Александра Невского произошло в 1922 году уже советскими властями. Была поставлена задача доказать подложность мощей - это была обычная практика в то время. Экспертизу провел профессор Первого медицинского университета Георгий Шор, который установил, что кости в ларце старые и не принадлежат современному человеку.
А когда юному князю исполнилось 15, он стал самостоятельно управлять Новгородом. Прибавьте личные качества будущего полководца — решительность, смелость, находчивость. Зная это, уже не кажется удивительным, что в 19 лет только со своей дружиной и успевшими собраться небольшими отрядами он атаковал лагерь шведов в устье реки Ижоры и одержал победу.
В историю она вошла как Невская битва, а князь Александр Ярославич получил прозвище Невский. А тогда в пору междоусобиц было ой как непросто. Помимо страшного давления ига шла борьба и внутри государства.
И эта неприкрытая вражда между своими, дробление мешали объединиться. Даже некоторые родственники не скрывали, что настроены против. Александр прекрасно понимал: чтобы ударить единым фронтом, необходимо время, нужные силы еще не собраны.
В этих условиях пришлось пойти на вынужденный союз с Ордой. Решалась судьба России, и легче было заплатить, чем отдать свое сердце. Раскрыть кошелек, но сохранить свою самобытность, как мы бы сегодня сказали — идентичность.
Кроме того, он хорошо осознавал, что духовное единство значит не меньше, чем территориальное. Почему-то забывают, что в столице Орды — Сарае — Александр построил православный храм, учредил епархию и назначил епископа. Даже в самом центре ханства сохранялась православная вера.
Сторонники индивидуализма буквально «несут» себя — я вот так живу и до других мне нет никакого дела. Чувства окружающих и даже закон им безразличны... Особенно это стало проявляться после советского периода.
Такого человека не волнует, что своим эгоизмом он может принести вред другим, а нередко горе и страдания. С сожалением вижу, что равнодушными, безучастными становятся и многие пожилые люди, воспитанные в традициях коллективной помощи. Что можно противопоставить подобным взглядам?
Нашу историю. Недавно мы отмечали День народного единства, учрежденный в память о событиях 1612 года. Во время смуты, когда в Россию вторглись польско-литовские войска, Минин и Пожарский создали народное ополчение.
В едином порыве поднялись представители всех сословий и вероисповеданий — крестьяне, купцы, мастеровые — и дали отпор чужакам. Также люди сплотились во время войны 1812 года, в Великую Отечественную. Мы должны отчетливо понять, что только вместе мы — сила.
Что народ и государство — едины. Если не осознаем — нам придется туго. Мы в прекрасных отношениях с Эрмитажем, и я с большим уважением отношусь к его директору Михаилу Борисовичу Пиотровскому.
В то же время надо учитывать желание Церкви восстановить справедливость. Ведь рака предназначалась не для Эрмитажа. По приказу императрицы Елизаветы Петровны ее сделали для мощей Александра Невского.
На изготовление ушло первое серебро с Колыванских рудников. С конца XVIII века она находилась в Троицком соборе, и когда в 1922 году из Лавры, прикрываясь словами о лучшей сохранности, ее увезли, это был, по сути, грабеж. Учитывая сложившиеся обстоятельства, самое правильное было бы памятник возвратить.
Вместе с тем мы понимаем, что это выдающееся произведение искусства. Поэтому, с моей точки зрения, приемлем вариант, когда для Лавры будет изготовлена точная, один в один, копия шедевра, в том же размере и материале. Таким образом мы бы вернули прекрасный ковчег для хранения святых мощей, а в Эрмитаже остался бы подлинник.
Но в том и величие фигуры Невского, что он ничем себя не запятнал. Яркий пример, когда власть и святость соединились в одной личности. Можно и сегодня поучиться такому отношению всем, у кого есть большая и малая власть над людьми.
В народе это сразу почувствовали, почитая и прославляя героя. История знает немало выдающихся людей, имена которых внесены в летописи, но широко не известны. Об Александре Невском в литературе, официальных источниках написано не очень много, но народная любовь, память прочно сохранили его имя на протяжении многих веков.
Не случайно храмы в честь князя возведены от Калининграда до Токио. Со всеобщего почитания начинается и канонизация. В 1547 году Русская Православная Церковь причислила князя к лику святых.
Во-первых, в 2024 году мы будем отмечать 300-летие перенесения мощей благоверного из Владимира в Санкт-Петербург. Во-вторых, у нас же юбилей не ради юбилея. Главная цель, чтобы как можно больше людей узнали об этом выдающемся человеке, правителе.
Напомню: в сложный период истории он не позволил подчинить нашу страну католическому Риму, и с другой стороны русские земли благодаря Александру Невскому не стали частью ордынского ханства. Князь сумел сплотить державу: его наследием стало сильное, централизованное государство, созданное потомками, а народ осознал себя единым целым. Я всегда ратую за то, чтобы юбилеи выдающихся личностей праздновались прежде всего на низовом уровне — в школах, институтах, общественных организациях.
И мы добились, что имя Невского звучало не только в устах президента, патриарха, но и детей, молодежи, рядовых жителей. Весной в саду Лавры зацветет сирень «Александр Невский». Это новый сорт, который селекционеры вывели в текущем году.
Пока есть лишь один кустик, и мы посадили отросток.
И, собственно, этой жизнью является Церковь. Жизнь Церкви есть вечная жизнь, вопрос только в том, насколько глубоко нам удастся ее усвоить. Зачем же Он посадил в раю дерево добра и зла?
Исключительно ради того, чтобы человек стал человеком. Человек — существо духовное. Отличительной особенностью духовного существования является свобода. Этим духовные творения Божии, ангелы и люди, принципиально отличаются от неодухотворенных, пусть даже одушевленных: зверей и тем более неживой природы.
Так вот, Бог творит человека по Своему образу, но перед ним ставится задача — достичь богоподобия, чтобы стать тем, кем его замыслил Бог. Этот путь может пройти только сам человек с помощью Божией. Получается, Бог доверяет человеку «дотворить» себя, и заключительным действием является акт свободы. Все, что нужно было сделать Адаму, — это явить послушание у древа познания, тогда он получил бы доступ к этому познанию.
Он все бы познал так, как должно. А так что он узнал? Увидел свою наготу — вот все его знание. Потерял все, преступив Божию заповедь.
А свобода опять же — это не цель, а средство к достижению любви. Бог есть любовь, и отношения с Ним могут быть совершенными только в любви. Любовь — это абсолютное доверие, когда человек добровольно, свободно подчиняется другому, живет с ним одной жизнью, не навязывает ему себя, готов принимать его всецело таким, какой он есть, тем более когда речь идет о Боге. Бог совершенен и ничего, кроме добра, человеку не дал.
Казалось бы, легче всего явить Ему послушание, исполнить заповедь и тем самым проявить любовь к Нему. Но Адам оказался к этому не готов. А сейчас их нет. Как же искать ответы в безвыходных ситуациях?
И у прозорливых старцев на лбу ведь не написано, что они прозорливые. Опять же они прозорливые не в силу особых природных дарований, а по благодатности своей жизни и тех даров, которые Господь им дает. Но ведь эти дары даны каждому священнику. Каждый священник поставлен быть пастырем, и Господь помогает ему в этом.
Если с верой прийти к своему духовнику и спросить у него совета по какой-то жизненно важной проблеме, помолившись, чтобы Господь ему открыл решение, то можно получить правильный ответ. Ведь люди нуждаются в них еще сильнее. Трудно представить, что на Вселенском Соборе для вразумления Вселенского Патриарха кто-то из предстоятелей смог бы выжать из кирпича воду, глину и огонь, как это сделал святитель Спиридон. Апостолы проповедовали грубым язычникам, которые не воспринимали тонких вещей.
Духовное зрение у них было слабое, нужно было что-то очевидное, явное — воскрешение из мертвых или еще какие-то чудеса. Мы христиане, душа наша восприимчивее, благороднее». Чудеса совершаются постоянно. В Церкви это — все таинства.
Таинство Евхаристии — величайшее чудо, к которому мы просто привыкли. Кроме того, чудеса совершаются и вокруг нас, и в нас самих, просто нужно улучшать свое зрение: чем духовнее оно, тем очевиднее для нас присутствие Бога, тем удивительнее мир вокруг. Просто мы к нему привыкли и не обращаем внимания на обилие чудес, которыми он наполнен. Ведущий Виталий Стёпкин.
Алексей Николаевич был удостоен памятного знака «В память о всех, за веру и отечество жизнь свою положивших». Отправить опечатку.
12 сентября – день памяти святого благоверного князя Александра Невского
Была прочитана молитва святому князю Александру Невскому и молитва о Святой Руси. Была прочитана молитва святому князю Александру Невскому и молитва о Святой Руси. У памятника святому Александру Невскому Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен небесному покровителю Санкт-Петербурга и обратился к собравшимся на площади с Первосвятительским словом. Рака Александра Невского – одна из самых известных и наиболее почитаемых в православии наряду с мощами святого Сергия Радонежского.
Благоверный князь Александр Невский
В пятницу, 6 августа, в Александро-Невском районе встретили ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского. Почему Александр Невский – один из многочисленных князей рода Рюриковичей – стал чуть ли не главным персонажем отечественного пантеона национальных героев? Александр Невский — князь новгородский, великий князь киевский, великий князь владимирский, полководец, святой Русской православной церкви. Александр Невский признан святым, канонизирован Русской православной церковью. С 1710-го года святой Александр Невский стал поминаться как молитвенный защитник Невской стороны. Главная страница Новости Александр Невский: правда и мифы.
Храмы и нетленные святыни Александра Невского
- Иконография святого
- Раскольническая ПЦУ отреклась от Невского, его поменяли на другого Александра | Украина.ру | Дзен
- Защититься от Запада. В памяти об Александре Невском переплелись правда и вымысел - ТАСС
- Другие новости раздела
- «Александр Невский – Святой защитник Отечества»
- Как стать святым и «именем России»
ГОСПОДУ ИЛИ ГОСДЕПУ? ЗАЧЕМ РАСКОЛЬНИКИ ВЫЧЕРКНУЛИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ИЗ СВЯТЫХ? ТЕСТ НА ПРАВДУ
её земли и культуры. С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал русским небесным покровителем северной столицы России. И ларец с мощами святого Александра Невского бережно переносится из Свято-Троицкого собора в старейшую Александро-Невскую Благовещенскую церковь, куда и были принесены останки князя по велению императора Петра I.