Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости». В начале 1956 году «Телевизионные новости (Первая программа ЦТ)» стала выходить в эфир под названием «Последние известия».
4 вещи, за которые в СССР стыдили, а теперь считают нормой
В советской журналистике настал период полного её подчинения власти, эпоха полного контроля над прессой. "Московские новости" называют продовольственный кризис следствием саботажа, а "Советская Россия" призывает КПСС стать "партией диктатуры порядка". музыка из программы новостей ссср. Начало Перестройки и "эры гласности" стало эпохой перемен для одних и началом конца для других. Выпуск новостей в 12:00 от 22.04.2024.
Самые популярные газеты в СССР
11 мая 2023 года на базе МБУДО-РДДиЮ состоялся Слёт Советников Советского Района – СССР. Товарищеские суды появились в СССР в хрущёвские времена и стали весьма заметной частью советского быта. В советскую эпоху было множество слов, которые использовала молодёжь, стремясь выделиться и быть непонятой старшим поколением.
История отечественной журналистики -2007 год
Подписка на партийную прессу тогда была обязательна для каждого коммуниста. В конце 70-80 гг. Информационные материалы поступают к подписчикам по телетайпам, фототелеграфу, по почте в виде бюллетеней, по линиям связи, а также по радио. В 1961 году происходит создание Агентства печати «Новости», среди создателей значилось несколько общественных организаций. Оно получает широкую сеть представителей по всему миру, организует собственное издательство.
На материалах данного агентства издаются журналы, газеты и пресс-бюллетени с общим тиражом 2,5 млн экземпляров в год. Закон стоимости это экономический закон товарного производства Поделиться с друзьями:.
АПН поддерживало деловые контакты с издательскими фирмами, национальными агентствами, радиокомпаниями 110 стран. К 1960 годам существенно расширились возможности радио.
В этот период большое распространение получило телевидение. Ежедневно 4 миллиона телевизоров собирали аудиторию в десятки миллионов человек. В феврале 1965года появилась вторая программа Центрального телевидения. Телевидение стало одним из основных способов информирования граждан о главных событиях как в стране, так и за рубежом. Определились общественные функции телевидения, закрепились формы и жанры документального телевещания, обозначились основные тенденции развития художественного вещания.
В дальнейшем были введены специальные каналы связи.
Это было связано как с его способностью наиболее оперативно доставлять последние новости даже в удалённые районы страны, так и с определённой демократизацией вещания: именно во время войны по радио стали достаточно регулярно передавать выступления простых советских граждан. В конце войны в распоряжении радиокорреспондентов появились трофейные немецкие магнитофоны, что заметно расширило их технические возможности. Эфирное радио использовалось для вещания на оккупированные территории и пропагандистских передач на немецком языке, адресованных солдатам противника.
Необходимость наращивать эфирное вещание была в полной мере осознана уже в первые послевоенные годы, но его развитие ещё довольно долго сдерживал дефицит дешёвых бытовых радиоприёмников, которые появились в достаточном количестве только после смерти Сталина. Отмечалось также, что лица интеллектуальных профессий по-прежнему предпочитают радио набирающему популярность телевидению. Это свидетельствовало о радикальном изменении общественной функции радио, которое на заре советского широковещания воспринималось скорее как технология, объединяющая и унифицирующая население. Продолжала функционировать и система проводного вещания — в модифицированном виде, с новыми трёхканальными приёмниками вместо прежних одноканальных «тарелок»; многие слушатели старшего поколения продолжают пользоваться ими даже сегодня.
Влияние последнего на аудиторию, по заключению автора, оставалось таким образом, весьма значительным и в эпоху «развитого социализма». Ввиду обширности изучаемого материала автор ограничила своё исследование рядом передач, выходивших по Первой программе Центрального телевидения. Тематически её монография, как и работа Ловелла, охватывает не только техническую и институциональную историю советского телевещания, но и содержание выходивших передач, которое, в свою очередь, анализируется в общем социально-политическом контексте того времени. Последний влиял на развитие советского ТВ в нескольких отношениях.
Работникам телевидения это открывало достаточно широкие возможности для экспериментов, хотя и в определённых идеологических рамках, в т. С другой стороны, советское телевидение не было полностью изолировано от заграницы, в СССР активно заимствовались и переосмысливались иностранные форматы передач — главным образом восточноевропейские, которые, в свою очередь, нередко были заимствованы из Западной Европы. Понимание этого контекста позволяет глубже и отчётливее изучить своеобразие советского ТВ — по сравнению как с капиталистическими странами, так и с просоветской Восточной Европой. Хронологическими рамками исследования являются т.
Не отказываясь от этого термина полностью, она относит его скорее к истории массового сознания, поскольку в политическом, экономическом, научно-техническом и культурном отношениях брежневский период был в действительности весьма насыщенным. История телевидения, где строгий цензурный контроль сочетался с поощрением творческих экспериментов, наглядно это подтверждает. Книга состоит из введения, семи тематических глав и эпилога. Эти идеи оказали немаловажное влияние на содержание и стилистику передач.
Программная политика первого канала описывается во второй главе. После 1970 г.
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала.
Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.
ВОПРОСЫ СССР
Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. В том, что раньше, например в советское время, информация скрывалась, были определенные плюсы. Начало Перестройки и "эры гласности" стало эпохой перемен для одних и началом конца для других.
Какие традиции советского времени могут быть полезными в современной жизни
Историю советского радиовещания в её политическом и социальном контексте подробно исследует Стивен Ловелл Королевский колледж, Лондон 2. Его работа охватывает период начиная с первых экспериментов в области радиотелефонии в 1919—1920 гг. Автор отмечает, что историю радио не следует сводить к одной лишь технической её составляющей; не следует и рассматривать её только как производную от истории советского государства в целом. Причём если в сталинские годы сеть проводных «радиоточек» с единственным каналом сделала радиовещание инструментом централизованной государственной пропаганды, насаждавшим единообразие мнений просто в силу собственных технологических особенностей, то распространение беспроводного вещания в послевоенный период, напротив, способствовало раскрепощению советского общества, поскольку слушатели впервые получили сначала элементарную возможность выбрать программу или просто выключить радиоприёмник, а впоследствии — и возможность принимать передачи из-за границы. В англоязычной историографии книга Ловелла является первым комплексным исследованием по истории советского радиовещания, в предшествующей литературе затрагивались лишь отдельные составляющие этой проблематики. В отечественной науке данный вопрос изучался гораздо активнее, первые фундаментальные работы появились ещё в советский период, они не утратили своего значения и сегодня. Тем не менее, как отмечается во введении, советские и современные российские публикации отличаются известной неполнотой, поскольку их авторы сосредотачиваются в основном на технологической и институциональной истории радиовещания. Содержание радиопередач анализируется довольно редко, а влияние их на аудиторию и другие социальные аспекты истории советского радио и вовсе остаются почти не исследованными. Монография основана на документах центральных и местных архивов, сохранившихся аудиозаписях радиопередач из Российского государственного архива фонодокументов, а также воспоминаниях работников советского радио. Источники по истории радиовещания отличаются значительной фрагментарностью, это обусловлено особенностями технологии и характерно не только для Советского Союза, но и для западных стран, где радиовещательные компании нередко уничтожали старые звукозаписи просто из-за нехватки свободного места.
В СССР значительная часть документов межвоенного периода, хранившихся в Москве, была уничтожена в октябре 1941 г. Этот пробел отчасти восполняют личные фонды, а также местные архивы, особенно нижегородские, поскольку крупнейшими центрами радиовещания после Москвы были Горький и Ленинград. Тем не менее, даже с поправкой на перечисленные факторы, существующий массив источников позволяет изучить историю советского радио, в т. Выводы автора излагаются в заключительных разделах к главам. В межвоенный период радиовещание в СССР, как и в других странах, переживало время своего становления и поисков формы. Это касалось не только технической стороны вопроса построение радиосети, тем более на огромной территории Советского Союза, требовало колоссальных усилий и инвестиций , но и содержательной по вопросу о том, что и как передавать по радио, единого мнения тоже не было. К началу Отечественной войны в стране действовало около 5 млн. В военные годы это обернулось для советского руководства своеобразным преимуществом, поскольку сделало возможной максимальную централизацию новостного вещания и пропаганды. На протяжении 1941—1945 гг.
Это было связано как с его способностью наиболее оперативно доставлять последние новости даже в удалённые районы страны, так и с определённой демократизацией вещания: именно во время войны по радио стали достаточно регулярно передавать выступления простых советских граждан. В конце войны в распоряжении радиокорреспондентов появились трофейные немецкие магнитофоны, что заметно расширило их технические возможности.
Эпоха ответственности: 5 самых советских норм, исчезнувших в наше время Более 30 лет назад они были неотъемлемой частью жизни каждого советского гражданина, а сегодня оказались забыты. И, хотя Советский Союз распался 30 лет назад, некоторые из них сохранились по сей день: мандарины по-прежнему неотъемлемый атрибут новогоднего стола, а без цветочных букетов невозможно представить школьную линейку 1 сентября. Другим традициям повезло меньше, и к настоящему времени они полностью исчезли.
Нуритдинов Товарищеские суды появились в СССР в хрущёвские времена и стали весьма заметной частью советского быта. Согласно изначальному замыслу, эти суды должны были вразумлять нерадивых строителей коммунизма посредством коллективного воздействия коллег и соседей. В их компетенции было рассмотрение нарушений трудовой дисциплины, административных правонарушений и даже мелких преступлений, не имевших общественной опасности. Рассматривались и дела из сферы семейных отношений. Товарищеский суд не имел полномочий лишать человека свободы правда, пьяниц могли рекомендовать направить на лечение в ЛТП , только воздействовать общественным порицанием или штрафом по решению коллектива либо ходатайствовать о понижении в должности или увольнении, если речь шла о нарушениях трудовой дисциплины.
Главная его функция была в другом — пожурить и дать шанс. В случае если судьи считали, что виновник способен исправиться, ему давали возможность искупить вину прилежной работой и поведением. Если же он проявлял полное равнодушие, материалы дела могли быть переданы в правоохранительные органы — и человек отвечал за свои поступки уже по всей строгости закона. Товарищеские суды существовали повсеместно — во всех городах и почти на всех предприятиях. Весьма ярко деятельность подобного органа отражена в знаменитом фильме Данелии "Афоня".
В целом идея товарищеских судов имела как плюсы, так и минусы. С одной стороны, они позволяли проштрафившемуся гражданину исправить свои ошибки и искупить вину без соприкосновения с настоящим правосудием. С другой — зачастую вызывали раздражение мелочным вниманием к личной жизни граждан. После распада СССР товарищеским судам не нашлось места в новой системе, они были упразднены. В настоящее время о них напоминают лишь советские фильмы 60—70-х годов, отразившие их в своих сюжетах.
Самые лучшие доставались передовикам производства, заслуженным деятелям партии, героям войны и труда, профсоюзным активистам. В таких могли быть редкие деликатесы и дорогой коньяк. На престижных предприятиях, связанных с оборонкой, наборы тоже были хорошими. На обычных заводах их состав был попроще. В целом всё зависело от региона и предприятия. Система продуктовых заказов просуществовала до самого распада СССР.
В дальнейшем она стала невостребованной в связи с отсутствием продуктового дефицита. Советские похороны Похороны в Калининградской области, 1950-е годы. Прощание с усопшим в большинстве случаев проводилось прямо у подъезда его дома, чтобы подойти могли все жившие неподалёку. Солидные похороны не обходились без присутствия оркестра, игравшего траурный марш Шопена, Бетховена, Чайковского и т. В случае отсутствия оркестра организатор похорон по инструкции обязан был предоставить магнитофон с траурными аудиозаписями. Речи на могиле покойного также регламентировались.
Например, если умирал член партии, то представитель местной партийной ячейки обязан был выступить с речью и подчеркнуть его вклад в общее дело. Отпевания покойного не проводилось, а вместо креста на могиле устанавливали пирамидку, увенчанную красной звездой. Позднее по желанию родственников мог быть установлен памятник высотой не более 1,2 метра с размещением на нём "боевых и трудовых символов СССР" либо небольших по размерам религиозных. С одной стороны, советский обряд отличался торжественностью до революции с оркестрами хоронили только военных , с другой — за день обычный прохожий по пути домой мог стать свидетелем сразу нескольких похорон, что наводило на не самые весёлые мысли. Особо впечатлительные граждане, издали заслышав траурный марш, спешили изменить маршрут. Погребение по религиозному ритуалу, с отпеванием в церкви, не пользовалось популярностью в СССР.
Большого влияния на советскую общественную жизнь "вражеские голоса" не оказывали, хотя ослабляли веру в коммунистические идеи. Первые регулярные телепередачи передачи в СССР начались в начале 60-х гг. В стране производились собственные телевизионные передатчики, ретрансляторы и приёмники. Начинали с трёх передатчиков, а к 1970 г.
В 1957 г. В 1967 г. В этом же году началось телевизионное вещание со спутника, что позволило охватить сигналом отдалённые регионы и сделать возможным практически полный охват населения телевещанием. К этому времени центральное телевидение вещало по четырём каналам.
Свои телевизионные центры были открыты и в союзных республиках. Они не только ретранслировали центральные передачи, но и организовывали вещание местных каналов на языках титульных народов. Первоначально телевидение передавало развлекательные и спортивные передачи, кинофильмы и мультфильмы, новости, потом перешло к специализированным выпускам для детей, любителей музыки, женщин, сельских жителей, обзорам культурных и научных событий. Первоначально телевизионные фильмы были односерийными, по существу являлись съёмками телекамерой небольших пьес, с минимумом декораций и костюмов.
Такими были, к примеру, фильмы «Моцарт и Сальери» 1962 , «Аппассионата» 1963 , «Душечка» 1966 , «Юрий Гагарин» 1969 , «Безумный день, или женитьба Фигаро» 1974 , «Соломенная шляпка» 1974 , «Здравствуйте, я ваша тетя»! Многие телефильмы снимали по произведениям классиков зарубежной литературы, знакомя таким образом с ними широкую телеаудиторию. После 1967 г. Именно тогда появились такие сериалы, как «Адъютант его превосходительства» 1969 , «Семнадцать мгновений весны» 1973 , «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979-1986.
Развитие техники позволило делать телевизионные репортажи с прямым включением, телевизионные концерты. Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нём практически до самого конца советского периода не было рекламы. Основной передачей, которая несла идеологический заряд, были непродолжительные «Последние новости». Передача шла около 10 минут в формате зачитывания новостей диктором.
В 1968 г. Аналитические передачи обычно шли раз в неделю, и главным в них были уже комментарии ведущего. Это тоже была недоступная для кинематографа форма коммуникации со зрителем. Ведь кинематограф мог себе позволить только документальные хроники с закадровым комментарием, выпуски делались раз в месяц, редко раз в две недели.
На советском телевидении практически все передачи давались в записи, что позволяло контролировать их содержание. Однако это существенно снижало интерес к передачам, которые приобретали характер отыгранных спектаклей. Удачными идеологическими проектами на телевидении были документальные фильмы: 50-серийная лента «Летопись полувека» и 60-серийный фильм «Наша биография». Формальный, тяжёлый формат такого рода передач удачно дополняли живые авторские передачи.
Эти передачи вели ученый С. Капица, литературовед И. Андроников, писатель А. Каплер, журналистка А.
Мелик-Пашаева, ведущая «Музыкального киоска» Э.
Эпоха ответственности: 5 самых советских норм, исчезнувших в наше время
Образ «идеи, носящейся в воздухе» был им одинаково близок. Через подобный же опыт человек проходит в раннем детстве, когда им командуют больше всего. Ребенок связывает феномен невидимого голоса с «наказанием», следующим сразу после анонимного предупреждения. Опытный диктор интонацией и тембром может придать своему голосу резко директивный характер и заставить слушателей поверить в «объективность» и «правдивость» ретранслируемой им «оценки» некоей информации [1] , использовать «авторитарные свойства невидимого голоса» [2]. На протяжении всех 20-х годов этот «голос» был важнейшей альтернативой проповеди священника, которую и призван был заменить. Его организация была возложена на акционерное общество «Радиопередача», учредителями выступили Наркомпочтель, Всероссийский электротехнический трест заводов слабого тока, РОСТА. Формой организации было акционирование, типичное для периода Новой Экономической Политики. Идеологический контроль над материалом, поступающим в эфир, осуществлялся Наркомпросом. Относительная свобода первых лет работы советского радио была связана, прежде всего с тем, что технические возможности вещания были несовершенными — передачи шли в прямом эфире.
Традиционная «печатная» цензура приспосабливалась к новому формату с большим трудом. Популистские по сути, однако, задействовавшие много людей одновременно «Радиогазеты» и «Радиомитинг» — как самая популярная из её составляющих в 20-е годы создавали некоторую возможность общественной дискуссии и обмена мнениями: «безграничные интонационные средства человеческого голоса, способного вобрать в себя всю палитру мыслей и чувств» [4] строгой цензуре не поддавались.
Все это позволило развеять миф об устрашающей непобедимости фашисткой армии. Главная задача идеологической работы состояла в том, чтобы каждый советский человек понял вес личной ответственности за судьбу всего его отечества и внес свой максимальный вклад в общую борьбу против захватчиков. Торжественно идет трансляция телепередачи после длительного перерыва в тот же день, а уже 15 декабря 1945 года начинаются регулярные первые в Европе передачи телепрограмм. Развитие техники позволило создать и передвижную телевизионную станцию, после чего передают репортаж с футбольного матча на стадионе «Динамо» 1949 года.
После войны советское правительство довольно быстро перестроилось с «мирного неба» на «холодную войну». Международная напряженность росла, поэтому многие радиочастоты с зарубежными передачами активно блокировались. Можно смело говорить о новом витке развития цензуры, но уже в радио-сегменте. Подобные тексты должны были воспитывать трудящихся и настраивать их на созидательный лад, ведь страну предстояло поднять заново из руин, созданных войной. Огромные потери создавали бреши на рабочих местах, мужчин не хватало, и женщины со стариками работали в три смены, чтобы уложиться в планы, спущенные сверху. Многие журналисты того периода были вынуждены откровенно врать, преувеличивая показатели до небес, лишь бы мотивировать народ работать больше.
Главными темами стали трудовые подвиги простых людей. Сталин, что приводит к пересмотру политической обстановки. В «Правде» и «Новом мире» появляются острые выступления В. Овечкина: он первым из журналистов заговорил о вреде партийного руководства сельским хозяйством его «Районные будни», «В том же районе», «Борзов и Мартынов», «На переднем крае». Он зацепил внимание читателей своим честным изображением жизни, без скрытия ее недостатков. Итоги периода Главной тенденцией советской журналистики того периода можно назвать неправдоподобность.
Авторы всячески ретушировали неприглядную действительность послевоенного десятилетия. Люди совершали чудеса и прорывы, жизнь била ключом, но только на бумаге. На деле реальность и журналистику разделяла гигантская идеологическая пропасть. Смерть Сталина обнажила многие давно уже назревающие проблемы. В частности, обсуждались «перегибы на местах» и ошибки, о которых ранее было даже страшно подумать. Страна нуждалась в переменах, и новое партийное руководство пришло к необходимости обличить особенно яркие злоупотребления властью, произошедшие за долгий период правления Сталина.
В конце концов, новый генеральный секретарь Н. Хрущев выступил с критикой культа личности и дал тем самым зеленый свет журналистам, которые осторожно, ощупью продвигались по политическому минному полю. Агентство печати «Новости», созданное в 1961 г. С этого момента журналистика стала менее зависимой и фанатичной. По-прежнему осуществлялся жесткий партийный контроль СМИ, но смягчилась сама линия партии. Телевидение и радио Примерно в то же время идет развитие телевизионных центров — появляется вторая программа Центрального телевидения с февраля 1956 года, а в январе 1982 года ее преобразовали в общесоюзную.
Первая общесоюзная программа — информационная, общественно-политическая, культурно-образовательная, художественная, оперативная — имела четыре дубля, позволяющих жителям различных часовых поясов смотреть передачи в удобное для них время. Вторая общесоюзная программа — культурно-просветительская — ориентировалась на литературно-драматические, музыкальные, региональные передачи и программы стран Восточной Европы. Кроме того, были Московская и Учебная программы. Всесоюзное радио насчитывало пять программ, каждая из которых имела свою специфику: первая — общественно-политическая, вторая — информационно-музыкальная, третья — литературно-музыкальная, четвертая — музыкальная, пятая адресована гражданам страны, находящимся за ее пределами морякам, рыбакам, полярникам. Стране требовались новые квалифицированные кадры, поэтому 24 факультета госуниверситетов поставляли новых журналистов, а в 1959 году в МГУ создали отделение радиовещания и телевидения. Печать В начале 1970-х снова закручивают гайки, вода снова превращается в лед, «Оттепель» заканчивается.
Стремление полностью подчинить прессу, сделать ее шестеренкой в идеальном механизме объяснялось созданием многообразных форм партийного руководства. Этот процесс привел к формированию новой политической элиты, которая не хотела развития. Стагнация и стабильность были выгодны людям, которые заняли выгодные места при власти. Журналистика должна была обслуживать их и убаюкивать народ, которому развенчания культа личности открыло глаза на несовершенство политической системы. Но вкус свободы, память о котором осталась на языках деятелей культуры страны, дал неожиданный результат. Эта дата считается началом нового, диссидентского движения.
В последующие годы инакомыслящих немилосердно высылали за пределы страны или сажали в тюрьмы. И вновь, как и раньше, зарубежье стало играть роль оппозиции существовавшему в СССР политическому строю. Стало актуально искать новые угрозы на Западе и обличать гниение западной цивилизации.
Для обслуживания телезрителей восточных районов Советского Союза были предназначены повторы.
В 60-е гг. Тогда появляются такие программы, как "Клуб весёлых и находчивых", "А ну-ка, девушки! Где участники могли проявить значительную степень индивидуальности и самостоятельности. Среди музыкальных передач этого времени следует отметить «Музыкальный киоск», «Кинопанорама», «Голубой огонек», "Музыкальный ринг".
Еженедельная передача "Очевидное - невероятное" представляла собой обсуждение с экспертами проблем развития науки. К этому времени наряду с общесоюзными радио и телевещательными каналами сложилась система телерадиовещания в союзных кроме РСФСР и автономных республиках. Они имели собственные телестудии, оркестры, хоры, коллективы редакторов, ведущих, комментаторов, издавали свои журналы, фонды звуко- и телезаписей. В союзных и автономных республиках на все руководящие и творческие посты национал-коммунисты назначали людей, которые тонко проводили линию на строительство своего собственного народа.
И при первом ослаблении контроля сверху они стали проводить антикоммунистическую, антисоветскую и русофобскую линию. О том, что контроль снимается, стало известно из действий коммунистов -перестройщиков в Москве. Перестройка на центральном телевидении началась с появления и таких передач, как «Прожектор перестройки», «Телевизионная служба новостей», «600 секунд» А. Невзорова на ленинградском телевидении, дискуссионная программа Э.
Сагалаева «12-й этаж», программа «Взгляд» с ведущими В. Листьевым, А. Любимовым, Д. Захаровым, А.
Эти передачи были выведены из-под цензуры, они ломали установившиеся шаблоны, затрагивали запретные темы и с интересом воспринимались аудиторией. Возьмём, для примера, телепередачу "Взгляд". Её авторы и ведущие прошли стажировку на американском телевидении. Они впервые на советском телевидении применили такую форму передачи, как ток-шоу.
Журналисты действовали не по сценарному плану, смешивали жанр аналитики и демонстрации музыкальных номеров, допускали отступления от традиционной стилистики, скажем, включали закадровые голоса. Впервые передача стала прерываться коммерческой рекламой. На передаче впервые стали свободно обсуждать темы Чернобыльской катастрофы, войны в Афганистане, говорить о роли Сталина и Ленина в истории страны, об обездоленных детях. Передачу смотрело 189 млн.
Поднявшаяся после этих передач широкая волна критики с экрана телевидения и одобрительная реакция на неё аудитории вызвали озабоченность властных структур, которые всё ещё пытались удержать телевидение в своих руках. Вскоре власти убирают эти передачи из эфира, но в умах людей были заронены семена недоверия к власти КПСС и советской власти в целом. Надо признать, что радио и телевидение были одним из самых эффективных инструментов формирования членов советской нации. Несколько телевизионных теле- и радиопередач критического содержания за пару лет сломать советскую нацию не могли.
Скорее СМИ использовались для создания "идеологического шума" и прикрытия процессов разграбления государственной собственности и превращения основной части населения в наёмных работников. Эти процессы вели правящие элиты, которые втихую отказались от коммунистической идеологии и облачились в пёстрые одежды "демократов". Теги события:.
Естественно, в ареалах своего распространения они пользовались большой популярностью. Для любознательных Для всех интересующихся наукой, природой и различными новинками технического процесса, также выпускалось большое разнообразие самых различных газет. Если второй был широко доступен, то вот первый был жестким дефицитом, за единственным экземпляром которого часто выстраивалась очередь из друзей, знакомых, коллег, которые по очереди читали один выпуск, стараясь сохранить его в целости и сохранности, чтобы передать дальше по цепочке. Она освещала не только культурную жизнь СССР, ознакамливая своих читателей с избранными произведениями выдающихся авторов, но также была примечательна тем, что на ее страницах многие популярные авторы тех лет впервые публиковали свои новые работы. И как это часто бывает в СССР, газета была в жестком дефиците.
Гласность в СССР
Однако во время перестройки роман был опубликован. Русский рок — новое слово в отечественной музыке Во время перестройки произошла своеобразная революция в советской музыке. Всё чаще по радио стали звучать электрогитары и барабаны. Ставшая легендой отечественной музыки ленинградская группа «Кино» обрела огромную популярность среди молодёжи 80-х годов прошлого века. Хотя лидер коллектива Виктор Цой отрицал революционность песен и старался в текстах уходить от политической составляющей, больше времени уделяя внутренней свободе и поиску себя в мире, часто в песнях слышатся отголоски бунтарского духа перестройки. К примеру, хит « Мама- А нархия » можно назвать гимном всех вольнолюбивых людей той эпохи. А вот без песни «Хочу перемен», звучавшей в каждом дворе, перестройка не была бы перестройкой: припев этой композиции отразил взгляды и устремления людей, мечтавших уйти от застоя и увидеть развитие во всём, что их окружало: Перемен! Требуют наши сердца. В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен, Перемен! Мы ждём перемен! Группа «Кино».
Источник: sova. Именно во время перестройки Егор Летов собрал группу «Гражданская оборона», посвятившую свой главный хит «Всё идёт по плану» годам ожидания изменений: А перестройка всё идёт и идёт по плану, А вся грязь превратилась в голый лёд, И всё идёт по плану… Подавляющую часть творческого пути Летов протестовал: то против коммунизма, то против сложившейся после распада СССР власти. Он был бунтарём, выразившим в текстах гнев народа, не желавшего мириться с деградацией «верхов». Группа «Гражданская оборона». Источник: rg.
Любопытно, что в разные времена СССР эти словески постоянно менялись, отражая особенности эпохи. Давайте вместе вспомним о некоторых легендарных речевых оборотах, которые были в обиходе у настоящего молодого гражданина СССР.
Левитан регулярно зачитывал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. В эфире появились выступления простых людей с фронта, писателей. Велись регулярные передачи для жителей оккупированных территорий и партизан. Немцы даже конфисковали у населения оккупированных советских территорий радиоприемники, чтобы уменьшить влияние коммунистической пропаганды.
Однако и советские власти конфисковали радиоприемники, опасаясь вражеской пропаганды, и вещание шло только по проводным системам одного существующего канала. В 1945 году радиовещание в России стало двухпрограммным — была запущена «2-я программа Всесоюзного радио» с 1964 года — Радиостанция «Маяк». В 1947 г. В 1960 в Москве году была запущена 4-я программа Всесоюзного радио.
Это была переориентация на более широкий круг слушателей эфирного вещания, которых не удовлетворяла простота однопрограммного радио. Это сопровождалось проникновением зарубежных «радиоголосов», которые подрывали идейное единство советской нации. Тем более, что промышленность выпускала радиоприемники, принимавшие КВ сигналы. С этой бедой стали боролись с помощью «радиоглушилок», которые размещались на границах страны и у крупных городов.
Проблема снабжения всего населения радиоприемниками была еще не решена и в 1962 г. Официоз первой программы радиовещания в 60-70-е гг. Тем не менее основной тональностью передач было высвечивание позитивных моментов советской жизни, критика Запада. В следующие три десятилетия уверенный прием трех программ Всесоюзного радио был обеспечен на всей территории СССР, четвертая программа вещала в УКВ диапазоне на Москву и область.
В послевоенное время радиопередачи стали более разнообразны и насыщены. В лучшую сторону выделялось радио «Маяк». Появились радиорепортажи с производства, спортивные репортажи, передачи для детей и юношества, наряду с классической музыкой, передавали советские песни и популярную музыку, специальные радиопостановки, выступления юмористов. Радиостанции «Голос Америки», ВВС, «Немецкая волна» в последние годы советской власти слушала в основном интеллигенция и молодежь.
Передачи этих радиостанций отличались более оперативной подачей новостного материала, критической точкой зрения на советскую действительность, на них транслировали западную популярную музыку, читали произведения советских диссидентов, сообщали о фактах сопротивления режиму. Большого влияния на советскую общественную жизнь «вражеские голоса» не оказывали, хотя ослабляли веру в коммунистические идеи. Первые регулярные телепередачи передачи в СССР начались в начале 60-х гг. В стране производились собственные телевизионные передатчики, ретрансляторы и приемники.
Начинали с трех передатчиков, а к 1970 г. В 1957 г. В 1967 г. В этом же году началось телевизионное вещание со спутника, что позволило охватить сигналом отделенные регионы и сделать возможным практически полный охват населением телевещанием.
К этому времени центральное телевидение вещало по четырем каналам. Свои телевизионные центры были открыты и в союзных республиках. Они не только ретранслировали центральные передачи, но и организовывали вещание местных каналов на языках титульных народов. Первоначально телевидение передавало журналы, развлекательные и спортивные передачи, кинофильмы и мультфильмы, новости, потом перешло к специализированным выпускам для детей, любителей музыки, женщин, сельских жителей, обзоры культурной и научной жизни.
Во всех республиках были созданы секции пропаганды физической культуры, проводились Всесоюзные парады физкультурников , были восстановлены кафедры физического воспитания и спорта, обновлены учебные программы, введены обязательные занятия по физкультуре [6]. Кроме того, партийное руководство старалось мотивировать рабочее население за счёт популяризации опыта передовых предприятий и ударников труда [2]. Так, в 1950—1980 годах одной из активных кампаний в СМИ стала «химизация» промышленного хозяйства. В 1957 году в передовых газетах страны частота появления терминов, связанных с этой темой, была даже выше, чем у терминов, связанных с « космической гонкой » «кибернетика» — 164 тыс. Важными темами советской агитации стали разъяснение партийно-государственных документов и решений руководства [2]. Одним из основных направлений пояснительной пропаганды стал атеизм , подавление церкви и искоренение религиозности.
Так как в дореволюционные годы религиозные институты тесно ассоциировалась с императорской властью , одной из основных функций большевистской пропаганды стало насаждение атеизма. В 1920—1940-х годах в стране массово издавали зарубежных анархистов , пропагандировали атеизм на региональном уровне, проводили расправы над духовенством, изымали церковное имущество [8]. Кроме того, пропаганда использовалась для оправдания таких важных решений руководства страны, как, например, подписание пакта Риббентропа — Молотова : советские агитаторы уверяли в пользе, которую документ принесёт немецким коммунистам, а также в установлении доверительного союза с бывшим врагом [9]. Советский плакат, прославляющий Сталина, 1938 год Одной из характеристик советской пропаганды является превозношение вождя, что становилось причиной возникновения культов личности. Так, уже с 1920 года города и посёлки страны переименовывали в честь крупных общественных деятелей, в особенности Владимира Ленина. Его прославляли в стихотворениях и книгах, повсеместно возводили статуи вождя.
Во времена правления Иосифа Сталина культ личности был необходим для сплочения населения вокруг единой фигуры: вождя представляли как непогрешимого руководителя и отца народа. Но после смерти Сталина партийное руководство придерживалось коллективной формы управления. Соответственно, попытки издателей представить, например, Георгия Маленкова в качестве единственного преемника власти пресекались. В 1970-х годах попытки создать культ личности Леонида Брежнева воспринимались населением негативно [10] [11] [12]. К середине 1930-х годов ярко проявилась роль пропагандистской машины в укреплении сталинского режима. Пропаганда создавала культ личности Сталина.
Пропаганда могла делать из бедствия подвиг, как это случилось со спасением парохода «Челюскин» в 1934 году , когда все лётчики, спасавшие челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. Пропаганда максимально использовала интерес к перелёту экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток в 1936 году, к перелёту экипажа Чкалова из Москвы через Северный полюс в США в 1937 году, к первой в мире советской дрейфующей полярной станции в 1937—1938 годах. Пропаганда также превозносила трудовые подвиги таких «простых людей» как Алексей Стаханов или Паша Ангелина , которые купались в лучах славы [13].
«В советское время информация скрывалась — в этом были плюсы»
Первые непечатные средства массовой информации - Советское радио и телевидение | В том, что раньше, например в советское время, информация скрывалась, были определенные плюсы. |
17 февраля в советских газетах | Какие изменения произошли в советской прессе в годы Великой Отечественной войны? |
Развитие структуры советских СМИ в 50-70 гг | В советские годы граждане страны придерживались строгих моральных принципов, некоторые из которых сегодня кажутся просто дикими. |
Советское радио и телевидение | 11 мая 2023 года на базе МБУДО-РДДиЮ состоялся Слёт Советников Советского Района – СССР. |
В советскую эпоху нормой стало строительство жилых домов егэ ответы
Журналистика периода "оттепели" | Главным в работе СМИ в этот период становится обзор положения дел в экономике, борьба с последствиями культа личности, с общим беззаконием. |
Заметки на полях: о чем писали газеты в СССР накануне Второй мировой | Статьи | Известия | Не хватало мяса, поэтому советские ученые стали разрабатывать продукт с таким же высоким содержанием белка, который мог бы его заменить. |