Нужна ли классическая литература в школе и какие доводы нужно привести в пользу чтения классики – в колонке журналиста Анны Кудрявской-Паниной.
Зачем нужны литературные произведения
В истории художественной литературы в различное время возникала мода на различные направления: от мифов до экзистенциализма. Все эти направления получали свое развитие попеременно. То есть классицизм сменялся сентиментализмом, то в свою очередь — романтизмом и так далее. Художественная литература постоянно трансформировалась, вследствие чего приобрела свою уникальность. К характерным чертам художественной литературы можно отнести: Выражение чувств и мыслей автора через чувства и эмоции главных героев того или иного произведения. Все это включает в себя также симпатию или антипатию автора к какому-либо персонажу. Идейный замысел автора может проявляться в сюжетных линиях, что характерно только для художественной литературы. Использование тропов и различных языковых средств выразительности в большом количестве характерно только для художественной литературы. В этом случае они помогают раскрыть замысел произведения, а также передать чувства автора.
Но это не значит, что Раскольниковы, Чичиковы, Безуховы, Базаровы перевелись. Они среди нас. Быть может, только говорят немного по-другому и одеты иначе. Стоит воспользоваться жизненным опытом русских классиков. Их произведения — кладезь простой человеческой мудрости. Гуманность, человечность Оглянитесь. Возможно, где-то рядом несчастный маленький человек, напоминающий гоголевского Акакия Акакиевича. Он незаслуженно обижен и оскорблен. Хотя имя имеет вполне благозвучное, а вместо шинели у него добротная дубленка.
Великие классики, не только русской, но и зарубежной литературы, не пытались развлечь своих читателей. Они стремились заставить их задуматься. Чтение классической литературы формирует особое мировоззрение, хотя и не гарантирует чистоту помыслов и высокую нравственность. Что нужно читать Развиваться никогда не поздно. Некоторым удается открыть для себя прекрасный мир литературы уже в зрелом возрасте. К тому же, немногие произведения школьной программы понятны подросткам. Так, страдание Анны Карениной в пятнадцатилетнем возрасте могут показаться надуманными, а трагедия Раскольникова и вовсе непонятной. Что следует читать? Книги о будущем?
Или произведения, созданные в 18-19 столетии? Книги о будущем написаны, как правило, простым языком. Тогда как герои Достоевского и Гоголя изъясняются порою весьма пространно. Нужно читать произведения различных жанров и эпох. Однако желательно избегать второсортную литературу. В список книг, которые прочитать должен каждый, входят следующие произведения: «Братья Карамазовы» Ф.
Мы проникаемся сюжетом, размышляем над мыслями и поступками героев, делаем собственные выводы - мы прилагаем интеллектуальные усилия. Разум, привыкший трудиться, не спасует перед ЕГЭ. Источник вдохновения и поиск себя В некоторые моменты жизни каждый из нас нуждается в ответах на смысложизненные вопросы. Не всегда нам могут помочь семья или друзья, но на каждый такой случай обязательно найдется правильная книга. Если ребенок столкнулся с несправедливостью, посоветуйте ему хорошую книгу. Если вы сами устали и не видите смысла в происходящих с вами событиях, отправляйтесь в книжный магазин. Вдохновляйтесь красивыми и добрыми историями, и все обязательно наладится. Яркое воображение и креативное мышление В одной из своих статей редакция TutorOnline писала о самых важных навыках 21 века. Одним из этих навыков является креативное мышление. Чтобы быть успешным человеком в современном мире, ты должен мыслить нестандартно, не бояться находить оригинальные решения, преодолевать трудности и видеть альтернативы там, где казалось бы до тебя уже все придумали и сделали.
Читатели учатся анализировать и оценивать тексты, вырабатывая собственные взгляды и мнения. Это лишь несколько примеров пользы, которую приносят литературные произведения. Они оказывают значительное влияние на развитие личности и интеллектуальное развитие каждого читателя.
10 причин дать художественной литературе шанс
- ЗАЧЕМ НУЖНА ЛИТЕРАТУРА
- 1. Литература учит нас говорить так, чтобы все слушали
- Нужна ли литература в школе
- 5 преимуществ чтения художественной литературы
Зачем нужна художественная литература: цели и задачи
Если не существует безусловно авторитетных решений и если множество ответов может быть порождено любым вопросом, казалось бы, нам не нужно беспокоиться по поводу логичности и обоснованности наших исследований. Но в действительности все получается как раз наоборот. Если все тексты считаются культурно значимыми, тогда наш научный долг состоит в том, чтобы, прочитывая газету, пьесу, приглашение, обнаружить в них наличие «социальных проблем» «social anxieties», если воспользоваться одним из расхожих выражений. Погружаясь в текст XIV века, в отношении которого все спорно: дата создания, авторство, смысл, — мы тем не менее должны превратить его в свидетельство о средневековой личности. Если взгляды «маленьких людей» считаются не менее важными, чем взгляды их знаменитых исторических современников, тогда нам не избежать необходимости реконструировать «общественное мнение» даже в те периоды и в тех обществах, от которых не сохранилось достаточного количества документальных источников.
А в качестве исследователей литературы мы едва ли имеем право остаться «только» усердными филологами или проницательными читателями. Фраза: «Мы все сегодня являемся историками культуры» — широко разносится по профессорским комнатам британских университетов. Теперь я хочу задать вопрос: должен ли нас пугать подобный поворот событий? Или если зайти с другой стороны: существует ли опасность для литературы быть колонизированной другими дисциплинами?
Нужно признать, что эти другие дисциплины имеют привычку обращать к истории литературы неудобные для нее вопросы. И прежде всего историк культуры попросит литературоведа объяснить, что такое литература. Как это было ясно русским формалистам, однозначно удовлетворительного определения не существует. Хотите продолжить чтение?
Подпишитесь на полный доступ к архиву. Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.
Действительно, при быстром ритме современного человека найти время на чтение хотя бы небольшого литературного произведения часто становится не просто проблемой, а мечтой. Второй причиной автор видит отсутствие концентрации, которую молодое поколение теряет из-за использования гаджетов. Третья — отсутствие «стойкой привычки к серьезному чтению».
Основная мысль в данной работе прозрачна: современному человеку, несмотря на наличие других способов времяпровождения, важно уделять внимание чтению. Только оно личности развиваться, совершенствоваться. Богатая жизненная история писателей, которые уделяют время написанию шедевров, может предостеречь внимательного читателя от главных ошибок его жизни. Ряд авторов также рассматривает возможные решения проблем, их причинно-следственную связь. Я согласна с мнением автора о том, что чтение — важнейшая часть жизни. Нельзя дискредитировать образ книги, как часто делают власть имущие.
Например, в антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» жители небольшого городка не могли читать книги, ведь правительство запрещало это на законодательном уровне. Тот самый случай, когда правительство осознает, что читающие люди способны думать и созидать, а, как правило, именно такие личности не нужны государству. Он связывает это со страхом, ленью, нежеланием развиваться. Рэй Брэдбери также показывает, что большинство жителей уживались в четырёх стенах. Они всего лишь смотрели вещающие различные развлекательные передачи. Однако главный герой пошел против правительства: взял в руки книгу, понял всю прелесть чтения и больше никогда не смог отказаться от этой деятельности.
Еще одним писателем, который рассказывает, почему нужно и важно читать, является Александр Сергеевич Пушкин. В произведении «Евгений Онегин» идеальная личность Татьяна сформировалась именно под влиянием литературы. Девушка с детства увлекалась чтением и в итоге выросла воспитанной, эстетичной и аристократичной личностью. Таким образом, современный человек, несмотря на доступность гаджетов, обязательно должен находить время для классического чтения. Последнее всегда будет оставаться одним из важнейших инструментов на пути самосовершенствования. Какую роль они играют в формировании личности?
Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста А. Автор ставит важную проблему: потеря актуальности чтения книг в современном обществе. Раскрывая подлинный смысл проблемы, журналист рассказывает ,что в наше время лишь небольшая часть людей интересуется новинками литературы, читает произведения великих классиков ввиду нехватки времени и сил на это предложения 1-6. Соболев подчёркивает: стойкая привычка к чтению выработана не у всех, поэтому многие забывают об этом важном деле, которое так важно для саморазвития и работы над собой. Чем заменяют чтение люди всех возрастов? Действительно ли это хорошая альтернатива познанию мира с помощью книг?
Отвечая на эти вопросы, журналист пишет, что в наше время взрослые и пожилые люди прибегают к использованию телепередач ,а молодежь «познает мир слова»с помощью различных технических устройств :смартфонов и планшетов с необходимыми интернет- ресурсами, через наушники плееров предложения 7-8. Этим автор показывает, что общество нашло альтернативу книгам, заменив их на легкие и удобные в использовании гаджеты и телевидение, которое, к сожалению, никогда не заменит настоящего чтения. Позиция автора однозначна и выражена довольно четко. С болью в сердце А. Соболев пишет, что в наше время на смену книгам приходят средства массовой информации, интернет и различные технические устройства, а интерес к познанию литературы постепенно теряет актуальность. Я разделяю точку зрения автора.
Действительно, если раньше любовь к чтению книг прививалась с раннего детства ,передавалась из поколения в поколения, то сейчас родителям проще включить аудиозапись сказки для своего ребенка, чем изучить её вместе с ним. Я считаю, что так же происходит и со взрослыми людьми, ведь анализ прочитанного произведения—занятие интеллектуальное, требующее активной работы мозга. Так как на это зачастую не хватает времени и сил после тяжелого рабочего дня, намного проще пассивно воспринимать информацию через телевизор или статью в интернете. Прочитанный текст задел меня за живое, побудил задуматься о необходимости выработки привычки чтения литературы, расширяющей кругозор и обогащающей внутренний мир. Соболев начинает свой текст, посвященный проблеме снижения интереса к чтению. Какую роль играют книги в нашей жизни?
Может ли телевидение и интернет вытеснить их? На этот и многие другие вопросы отвечает автор. Размышляя над данной проблемой, А. Соболев обращает наше внимание, что чтение, в первую очередь, — это «работа над собой», на которую у большинства не остаётся ни сил, ни времени.
Общение Люди разные. Один предпочитает уединение, другой не может провести и дня без общения. Человек — существо социальное. Поэтому даже любитель одиночества время от времени нуждается в общении, понимании. Полное равнодушие ко мнению окружающих - это, по мнению психиатров, признак расстройства личности. Каждый человек, в той или иной степени, стремится нравиться, быть понятым. О нашем богатом внутреннем мире знают лишь наши близкие. На остальных приходится производить впечатление с помощью все того же слова, которое, в этом не стоит сомневаться, обладает поистине магической силой. Хорошие рассказчики пользуются популярностью и уважением у окружающих. Им верят, им доверяют. Конечно, не каждый человек, прочитавший несколько десятков книг, красноречив и убедителен. Но тому, кто недооценивает пользу чтения, вызвать расположение окружающих весьма сложно. Моя любимая книга Чтение снимает депрессию. Многие из нас в школьные годы писали сочинение «Моя любимая книга». Есть произведения, к которым хочется возвращаться снова и снова. У кого-то на книжной полке стоит зачитанный до дыр роман «Чапаев и пустота». Кто-то наизусть может зачитать отрывки из «Мастера и Маргариты». Быть может, где-то есть человек, который не сумеет заснуть, не прочитав несколько страниц из знаменитого «Капитала», созданного немецким философом. Ваша любимая книга — это средство от хандры, которое подходит именно вам. Читая ее, вы абстрагируетесь от окружающей реальности, которая, к сожалению, так часто огорчает. Любимое художественное произведение снимает стресс, расслабляет, освобождает от невеселых мыслей. Правда, любимая книга есть не у каждого. В нашей стране, которая еще 20-30 лет назад считалась самой читающей в мире, все больше появляется людей, интересующихся исключительно постами в социальных сетях или объявлениями на рекламных сайтах. Такие люди лишают себя удовольствия, которого невозможно получить при просмотре фильма и даже при прослушивании аудиокниги. Развитие памяти Многие слышали о таком страшном медицинском диагнозе, как болезнь Альцгеймера.
Мол, в этих выдуманных историях нет никакого смысла — только бесполезная трата времени. Ничему не научишься, ничего не узнаешь, а если хочешь развлечься, то проще фильм посмотреть. Каждый раз моему удивлению нет предела. Но я задумалась: а что если таких людей, которые не любят «художку», много? И решила написать о том, что дает мне художественная литература и почему я ни на что её не променяю. Эмпатия Мы выпускаем много книг про эмоциональный интеллект и без конца говорим о пользе эмпатии. Но мне кажется, что именно художественная литература — один из самых классных способов прокачать эти навыки. Когда мы читаем о переживаниях героя, то чувствуем его боль: ставим себя на его место, пытаемся понять его чувства, проживаем каждый момент. Мы учимся сочувствию, примеряем ситуацию на себя и проходим полноценный тренинг по развитию эмпатии. В реальной жизни этот опыт помогает нам сопереживать другим людям, быть более отзывчивыми и понимающими партнерами и друзьями. Источник Правда, не каждая книга так работает. Я, например, очень люблю романы о Второй мировой. Их ужасно тяжело читать: я переживаю, иногда не могу спать, но выходит новый хороший роман — и я опять открываю книгу на эту тему. Почему так происходит — непонятно.
Пушкин – «наше всё». Зачем читать книги?
Что же касается существования литературной науки, то здесь все обстоит сложнее. В гуманитарном знании эпистемологические требования сильно возросли в течение последних трех десятилетий. Это своего рода парадоксальное следствие релятивизации знания. Если не существует безусловно авторитетных решений и если множество ответов может быть порождено любым вопросом, казалось бы, нам не нужно беспокоиться по поводу логичности и обоснованности наших исследований. Но в действительности все получается как раз наоборот. Если все тексты считаются культурно значимыми, тогда наш научный долг состоит в том, чтобы, прочитывая газету, пьесу, приглашение, обнаружить в них наличие «социальных проблем» «social anxieties», если воспользоваться одним из расхожих выражений. Погружаясь в текст XIV века, в отношении которого все спорно: дата создания, авторство, смысл, — мы тем не менее должны превратить его в свидетельство о средневековой личности.
Если взгляды «маленьких людей» считаются не менее важными, чем взгляды их знаменитых исторических современников, тогда нам не избежать необходимости реконструировать «общественное мнение» даже в те периоды и в тех обществах, от которых не сохранилось достаточного количества документальных источников. А в качестве исследователей литературы мы едва ли имеем право остаться «только» усердными филологами или проницательными читателями. Фраза: «Мы все сегодня являемся историками культуры» — широко разносится по профессорским комнатам британских университетов. Теперь я хочу задать вопрос: должен ли нас пугать подобный поворот событий? Или если зайти с другой стороны: существует ли опасность для литературы быть колонизированной другими дисциплинами? Нужно признать, что эти другие дисциплины имеют привычку обращать к истории литературы неудобные для нее вопросы.
И прежде всего историк культуры попросит литературоведа объяснить, что такое литература. Как это было ясно русским формалистам, однозначно удовлетворительного определения не существует. Хотите продолжить чтение?
Их так много, что читателям сложно разобраться и найти «свою» книгу. В новом выпуске «Книжной полки» литературный обозреватель «Реального времени» Екатерина Петрова поговорит с книжным обозревателем журнала «Правила жизни» и главным редактором литературного медиа БИЛЛИ Максимом Мамлыгой о том, зачем нужны литературные медиа и критики, как социальные сети формируют литературные тренды и как блогеры повлияли на децентрализацию чтения в России.
Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души. Но понять и увидеть, как при помощи обычных слов открывает нам автор духовный мир человека, невозможно без специальных знаний и определенного читательского опыта. Неподготовленному читателю не откроет литература глубин, позволяющих понять чужие мысли и, может быть, пересмотреть свои. Литературу изучать нужно. Нужно изучать литературу для того, чтобы научиться не просто читать книги, но понимать, анализировать, научиться видеть то, что желал своим произведением донести до читателя писатель. Узнавать над чем автор смеется, чем восхищается и чем гордится. Истинное чтение — это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Каждому человеку, на мой взгляд, необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость. Именно эти качества и помогают совершенствовать вдумчивое чтение литературных произведений.
Они позволяют читателям понять и оценить историю, традиции и ценности различных эпох и культур. Понимание человеческих отношений и ценностей: Литературные произведения отражают различные аспекты человеческой жизни, отношений и ценностей.
Через истории о героях читатели могут извлекать уроки о дружбе, справедливости, любви и многом другом. Развитие критического мышления: Чтение литературы способствует развитию критического мышления и аналитических способностей.
10 причин, почему вам стоит читать художественную литературу
Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы. В 2013 году блог TestYourVocab опубликовал статистику: регулярное чтение художественной литературы увеличивает словарный запас на 30 процентов и выше. — Литература нужна человеку для того, чтобы оригинально мыслить. Так, литература пережила крах империи, это и заложило основной канон литературного произведения, созданного стать классикой – они способны остаться, выжить, даже если рухнула империя, сменились столетия. Может быть, нужно вообще исключить литературу из школьного курса?
Зачем людям литература - фото сборник
О великих авторах русской литературы, символах нашей культуры и истории, русский народ узнал только после того, как научился читать. В 30-е годы прошлого века люди учились читать по текстам Пушкина, Лермонтова, Чехова. Что происходит с литературой сегодня Петербургский писатель Сергей Арно в комментарии для «Слово и Дело» отметил, что «бронзовый век» в нашей литературе уже случился — это расцвет поэзии в начале Перестройки. Но вспомнит ли современный человек хотя бы одного автора той эпохи? Едва ли. Тогда поэты собирали залы, люди слушали поэзию.
Я не говорю о прозе — она стоит особняком. Прозу нужно читать, прилагать умственные усилия. Но это не значит, что снова не будет вспышек литературы и искусства, потому что сейчас несколько иное время. Это не время искусства, более прагматичное», — считает писатель. Серебряный век закончился сто лет назад, а нового расцвета все еще не предвидится.
Скорее всего, литература больше не будет прежней, и оценивать писателя по его мастерству и глубине смыслов нам уже не придется. Кто он — популярный современный писатель?
Я, например, очень люблю романы о Второй мировой. Их ужасно тяжело читать: я переживаю, иногда не могу спать, но выходит новый хороший роман — и я опять открываю книгу на эту тему.
Почему так происходит — непонятно. Понаблюдайте, какие истории вызывают у вас больший всплеск: возможно, эти эмоции помогут вам узнать что-то новое о себе. Образное мышление В детстве я не любила книжки с картинками. Вместо них с удовольствием перелистывала и читала советские тома собраний сочинений Пушкина, Лермонтов и Дюма: такие, наверно, были у всех.
Не скажу, что это правильно сейчас я обожаю детские книги с иллюстрациями , но вот такое чтение без визуальных подсказок очень повлияло на мое воображение. Оно у меня неплохое. Источник Художественная литература — это возможность придумать что угодно. Мы сами «рисуем» в голове образ главного героя правда, потом страдаем, когда видим, что в экранизации он выглядит совершенно иначе.
Если мы читаем, что герой оказывается в страшном месте, то тут же переносимся в свою холодящую дух фантазию. Каждую деталь мы достаем из своей головы и придаем ей знакомый вид. Включаем воображение на полную, и это делает нашу жизнь гораздо увлекательнее. Культурные коды История нашего мира — это миллионы культурных кодов, спрятанных в искусстве, литературе, кино, музыке и всех сферах жизни.
И тут понимаешь зачем человеку нужно читать книги. Следовательно, зачем нужно читать книги? Ответ на этот вопрос будем рассматривать в данной статье. Зачем нужно читать книги? Читая книгу, читатель может проникнуть в суть «с головой», почувствовать переживания героев, представлять себе все описанное. Это позволяет не только получить массу удовольствия, но еще и положительно сказаться на самосовершенствовании. Чтение как тренд Нужно ли читать книги в наше время? Сейчас молодежь часто говорит: «Читать модно», или «Чтение в тренде». И это действительно так.
Но, наблюдая за молодым поколением, которое в общественном транспорте, в парке или в другом месте пристально приковано к чтению, позволяет увидеть истинную заинтересованность. И это связано не только с трендом чтения. Читая какой-то интересный сюжет, человек настолько погружается в него, что забывает обо всем окружающем. Подрастающее поколение стремится быть успешным. И обычно, тот, кто понимает зачем читать книги, легко дойдет до своей цели. Книгочтение формирует в сознании видение мира с разной точки зрения, расширяет кругозор, самоутверждение и повышает уровень уверенности в своих силах. Ведь все редкостное является уникальным, трендовым. Плюсы и минусы интернет-книг Чтение бумажных книг приносит массу удовольствия. Но нужно ли читать книги только бумажные?
Электронные носители не в состоянии передать весь спектр наслаждения от процесса перелистывания книги Интернет-ресурса. Однако, большинство граждан современности все же отдают предпочтение именно таким интернет-книгам. Это объясняется рядом их преимуществ: Достоинства Открытый доступ к любому произведению; Бюджетный вариант; Сохранение леса с экологической точки зрения. Длительное чтение интернет ресурсов быстро утомляют сетчатку глаза, возможно ощущение усталости и головной боли. Важным недостатком является соблазн перейти на другую вкладку интернета с пометкой «Распродажа», «социальная сеть» и другие. Интернет книги часто зависят от скорости подачи трафика, который имеет способность уменьшаться, что приводит к длительной загрузке страниц книги и создает неудобство для читателя. Основные 10 фактов важности введения книги в свой стиль жизни Нужно ли в наши дни читать книги? Следует выделить основные 10 фактов зачем нужно читать книги: Факт 1. Развитие мышления.
Чем больше человек читает, тем больше размышляет над проблемой, описанной в сюжете произведения. Факт 2. Снижение стресса. Чтобы было сил выйти из состояния стресса следует окунуться в богатство сюжета какого либо произведения, желательно перед сном. Это позволит вернуть психику в нормальное состояние покоя. Факт 3.
Второе — это уменьшение стресса. Если вы желаете отдохнуть после тяжелого трудового дня, то просто удобно расположитесь в горячей ванне с любимой книгой, а после продолжите читать в уютном кресле с чашкой вкусного чая. Вы сразу поймете, что это прекрасно! Третье — развитие мышления. Это относится в первую очередь к литературе с жизненными ситуациями и элементами психологии. В этом случае чтение помогает задуматься над проблемой и ее решением, а также использовать появившиеся мысли в своей жизни. Четвертое — это саморазвитие. Бизнес, новые умения и навыки, психология общения и многое другое, что может вас заинтересовать, раскрыто в различных обучающих книгах по саморазвитию. Пятое — развитие словарного запаса. Почти наверняка вы обнаружите новые слова и выражения, которые вам понравятся и останутся в вашей памяти. Шестое — это развитие мозга. Чтение книг оказывает положительное воздействие на мозговую деятельность. Также чтение книг дает возможность похвастаться полученными знаниями перед окружающими. Расширяется кругозор, и во многих ситуациях вы сможете поддержать разговор.
Вы точно человек?
Действительно, зачем нам нужна художественная литература, если мы можем посмотреть художественные фильмы, снятые по мотивам известных произведений, прослушать аудиокниги. Причины, по которым литература необходима, можно перечислять очень долго, но суть в том, что без нее мы не сможем жить. Зачем нужна литература в жизни. И именно литература является главной основой любого общества, носителем новых идей и духовного насыщения: в художественных произведениях пережитое страной предстает во всей своей полноте. Нобелевская, разнообразные международные и национальные. Когда вы нашли жанр по вкусу, то не сможете оторваться от литературного произведения.
Зачем люди читают художественную литературу?
Значение литературы в жизни человека Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей. Заменой литературным произведениям стали совершенно глупые телепередачи, говорящие экраны с «родственниками». Какие произведения вам хотелось бы увидеть на страницах учебника литературы? Один из ответов на вопрос «Зачем нужно читать книги?» — получение знаний, повышение профессионализма.
Зачем читают книги? Какая польза от чтения книг
Ответ нейросети: Зачем нужна классическая литература? Этот вопрос волнует многих людей, которые не понимают, зачем читать произведения, написанные еще несколько веков назад. Однако, ответ на этот вопрос довольно прост. Классическая литература не просто набор старых книг. Это часть нашей истории и нашей культуры.
К сожалению, на молодое поколение классическая литература практически никак не влияет. Это связано с тем, что в школе обучение ей поверхностное, информация, идущая из СМИ, зачастую добру и порядочности не учит, а скорее наоборот проповедует насилие и вседозволенность. Информационные технологии "убивают" тягу к чтению, такая потребность в современном мире почти утрачена. Образ жизни настоящей молодежи никак не связан с литературой.
Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку" [4],- сказал как-то Луи Жан Жозеф Блан, в чем был абсолютно прав. В заключение хотелось бы отметить, что влияние классической литературы на образ жизни современного человека исключительно избирательное. Тот, кто в свое время почерпнул знания из книг, его жизнь проходит на этой основе. В основном, такой человек является «белой вороной» в обществе, особенно в настоящее время, находит недопонимание и зачастую враждебное отношение к себе. И в противовес этому существует большая серая масса людей, которая от своей общей необразованности и неначитанности чувствует комфорт в современном мире. На них классическая литература не влияет никак, потому что они сами этого не хотят, а то и вовсе не считают нужным. Ведь чтение подобных произведений не развлечение, не отдых, а напряженный духовный труд, требующий постоянной внутренней работы над собой. Классика зовет человека вперед, она его тревожит, раздражает, делая явными его тайные грехи и несовершенства [3].
Но нельзя забывать, что "литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым" [4] , - как справедливо отмечал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Афоризмы и высказывания писателей, философов, поэтов. Зачем нужна классическая литература. Лебедев, Ю.
Постараемся кратко представить некоторые функции.
Литература осмысливает конкретно взятые пространство и время целокупно с менталитетом народа или менталитетом определенного социума; тем самым литература способствует тому, что люди осознают собственные потребности, выверяют свои интересы. Так, например, «Белая Гвардия» Михаила Булгакова и «Как закаклялась сталь» Николая Островского с разных точек зрения показывают нам послереволюционную Россию; мы никогда не поймём сердцем всех противоречий грандиозной эпохи в истории Отчизны, изучая историю только по строкам учебников и исключив вклад литературы. Напротив: встречая произведение литературы, где познавательная функция не выполняется, мы должны посмотреть: поставлены ли автором какие-либо иные задачи? Может быть, это произведение выдающегося стилиста, где знаковые задачи довлеют над содержанием попробуйте оценить с точки зрения познавательности некоторые стихотворения Велимира Хлебникова, сильного математика, подходящего к литературным опытам зачастую как к художественным и математическим экспериментам! Или это произведение гуманистической направленности как, например, «Приключения майора Звягина» Михаила Веллера — замечательная книга для молодежи, способная воодушевлять и воспитывать, - но слишком смело было бы рекомендовать её в качестве познавательной!
Здесь мы процитируем слова, сказанные профессором, доктором философских наук Л. Немировской относительно трансляционной функции культуры. Мы полагаем, что выдержка из учебного пособия Л. Немировской «Культурология» удачно иллюстрирует также информативную функцию литературы: «Информативная функция позволяет людям осуществлять обмен знаниями, навыками. Хорошо сказал по этому поводу Бернард Шоу: «Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то у каждого остаётся по яблоку.
Но если у каждого из нас по одной идее, и мы передаём их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу же становится богаче, а именно — обладателем двух идей». Таким образом, становится понятно, что информативная функция литературы «работает» с «социальной генетической наследственностью» человечества; наиболее насыщены ею древние предания, легенды, былины, сказания… В самом деле, ничего «познавательного» для нас в сказах о Змее-Горыныче или о Бабе-Яге нет, настолько ничтожна вероятность для человека разумного встречи с ними. Одновременно сказы эти несут в себе колоссальную «генетическую социальную» нагрузку, работают на механизм социальной идентификации. Снова приведем два примера: назовем произведение литературы, где информационная функция проявляет себя мощно, и назовем такое произведение, где именно она чрезвычайно слаба.
В качестве первого примера можно привести многие драмы А. Так, в широко известных «Грозе», «Бесприданнице», так же, как и в сказке драматурга «Снегурочка», представлены архетипические модели поведения; эти произведения играют роль «учебников жизни» - так же, как большинство произведений древнерусской литературы - тем, что подспудно, самим развитием сюжета, дают нам важную информацию о социуме и возможном воплощении судьбы в нём.
Но это не значит, что снова не будет вспышек литературы и искусства, потому что сейчас несколько иное время. Это не время искусства, более прагматичное», — считает писатель. Серебряный век закончился сто лет назад, а нового расцвета все еще не предвидится. Скорее всего, литература больше не будет прежней, и оценивать писателя по его мастерству и глубине смыслов нам уже не придется. Кто он — популярный современный писатель? Для кого он пишет? Может ли он себе позволить полностью погрузиться в литературу, как это делали когда-то мастера?
Насколько большой его бэкграунд, чтобы написать чувственное произведение? Сегодня разница между блогером и писателем стирается. Качество оказалось продано за просмотры и комментарии. А люди настолько объелись информацией, что удовлетворить их вкусы бывает под силу далеко не каждому писателю. Именно поэтому литераторы откладывают свое писательское мастерство и вооружаются маркетинговыми уловками: скрываются, как Виктор Пелевин, или как будто погружают читателя в мир, куда не попасть — как, например, Цыпкин. Сегодня все умеют читать, но сказать людям уже нечего.
Зачем нужна современная литература?
Поскольку герои литературных произведений наделены самыми разнообразными качествами, чтение дает нам возможность узнать об уникальных характерах и судьбах. Читать произведения русской и зарубежной литературы нужно не только будущим филологом, но и тем, кто планирует связать свою жизнь с точными науками. Современную литературу следует изучать, несмотря на то, что множество произведений «на потребу дня» появляется, печатается и исчезает с литературного горизонта. Читать произведения русской и зарубежной литературы нужно не только будущим филологом, но и тем, кто планирует связать свою жизнь с точными науками.