Новости випассана в екатеринбурге

Йога и самосовершенствование, ретриты и випассаны, туры, ЗОЖ, в Екатеринбурге и не только.

Личный опыт: Как я не сказала ни единого слова за 10 дней и что из этого вышло

Неведомый ретрит: что тюменки искали и нашли в духовных практиках | Екатеринбург — третий по счету город в России (после Москвы и Питера), где появились курсы випассаны.
Тихий дом. Зачем я десять дней молчала в лесу под Екатеринбургом | | Дзен проститутки Екатеринбурга Випассана будет проходить в 50 км от Екатеринбурга.

Личный опыт: Как я не сказала ни единого слова за 10 дней и что из этого вышло

Центр йоги Хануман Этот центр йоги и медитации в Екатеринбурге особенно заинтересовал нас йогой вокала. Твердое понимание: спокойствие, сила и уверенность уже находятся внутри тебя. Новости випассаны – Telegram. Последние новости Екатеринбурга и Свердловской области сегодня. Vipassana Медитация Випассана в России Дхамма Дуллабха расположена в 100 км к востоку от Москвы. техника очищения ума от всех загрязнений, приводящих к страданиям в повседневной жизни. Osho-Vipassana - тренинг в Екатеринбурге, отзывы, скидки, фото. Пройти випассану — это значит провести 10 дней в абсолютном молчании и занятиях медитацией.

«Брат называет меня сектантом, зато жена довольна». Почему успешные люди десять дней молчат в лесу

Тихий дом. Зачем я десять дней молчала в лесу под Екатеринбургом Обычно Випассана длится 10 дней, где сначала учат технике, затем — практикуют. проститутки Екатеринбурга Випассана в Екатеринбурге, Яндекс Карты: телефоны, часы работы, фото, входы, отзывы, как проехать на транспорте или пройти пешком.
Что такое випассана и для чего она нужна - Афиша Daily В России официальные ретритные центры випассаны находятся в Подмосковье, Петербурге и Екатеринбурге.
Что такое випассана и для чего она нужна - Афиша Daily ВИПАССАНА НА УРАЛЕ pinned post.

Про Випассану, и почему лучше потратить время на психолога

Режим питания также передвинут: 7 утра — завтрак, 12 дня — обед, 17 часов — один фрукт и чай для тех, кто приехал первый раз, только чай — для тех, кто приехал второй раз. Дорожки огорожены веревками и запрещающими надписями. На лекциях говорится о постулатах буддизма, с которыми люди обычно согласны, но постепенно начинают вплетаться лживые утверждения. Одно из основных утверждений: «мы нашли единственно верный способ, ведущий в просветлению, остальные ведут либо к смерти жизнь — как медленное умирание , либо к самоубийству». Еще установка с лекций, которая помнится: «мы стираем ваше подсознание, оно становится, как чистый лист на который записываются установки ». Также внушается полное тотальное подчинение, служение данному культу, пожертвование всем, чем можно во имя этого и вербовка новых членов. Но помимо этого — невербально — человеку на уровень подсознания внушается сильный страх этому способствует совокупность методов депривации, описанная выше.

Психика человека становится подобна психике очень сильно напуганного ребенка, для которого внешний мир представляет большую угрозу, а поддержку он ищет у верхушки секты, руководители становятся тотальными родительскими фигурами, подобными фигурам тотальных политических направления например, фашизм. Атмосфера лагеря, где проходят курсы, по ощущениям очень напоминает атмосферу фашистского концлагеря — та же замкнутость пространства, одергивание хотя и в мягкой форме, но не терпящее ослушания при малейшем нарушении дисциплины и т. Создается ощущение, что лагерь оцеплен множеством людей, и если попробуешь сбежать, то тебе не дадут то сделать. Скорее всего, создается психологическая модель, напоминающая концлагерь, пробуждающая у человека генетическую память и страх. Во время медитаций несколько раз звучали звуки летящих и разрывающихся снарядов, а также звуки лающих собак. Также во время медитаций требуют снимать очки и линзы, в зале неким образом воспроихводятся периодические вспышки света.

Какие мысли ни приходили бы здесь и сейчас, какими бы ни были ощущения — приятными или не очень, — на них не нужно реагировать. Просто позволяйте им быть. Можно заметить, что воздух, как правило, проходит лишь через одну ноздрю. Также можно сконцентрироваться на том, как меняется температура воздуха при входе и выходе из тела. По мере продвижения в этой практике можно начать фокусироваться на еще более узком участке — под носом и над верхней губой. Это заостряет ум. Осознание ощущений на теле. К данной технике лучше подходить уже после того, как освоено дыхание.

Необходимо пошагово концентрироваться на всех частях своего тела с головы до ног и обратно. При этом придерживаясь все того же принципа — безоценочности, даже если сталкиваетесь с грубыми и болезненными ощущениями. Ходьба в стиле випассаны. Этот способ хорош тем, что его можно практиковать в любое время в течение дня. Суть заключается в том, что при медленной ходьбе человек осознает, как его стопы касаются земли. Куда именно и по какой траектории он движется, не имеет особого значения. Глаза все равно должны быть опущены, чтобы точно не отвлекаться на происходящее вокруг. В остальном правила все те же: просто наблюдать за процессом без каких-либо усилий.

Подводные камни випассаны «Я поехала на випассану впервые около полугода назад. Попасть было непросто, я хотела именно в медитационный центр в Подмосковье. Желающих посетить его крайне много, поэтому пришлось вставать в семь утра, чтобы успеть зарегистрироваться на курс в первые минут десять. Но, как оказалось, это было не самое тяжелое испытание», — рассказывает 26-летняя Валерия из Москвы. Буквально с первых дней на ретрите для меня начался ад. Мне было сложно расстаться с телефоном, я постоянно переживала, что пропускаю все важное, что сейчас творится в мире. На утренних медитациях я практически все время спала, а затем в течение дня — сходила с ума от дискомфорта и боли в теле, а также от голода. Не нужно себя мучить.

Важно понять, что даже у болевых ощущений корни, как правило, внутренние. Можно научиться разделять физическую и ментальную боль, — поясняет эксперт. Все ужасно болит". Учитель ответил: "Высшая цель йоги — это самадхи, просветление.

Это казалось адом. Он просто не заканчивался. Ощущение, что прошло 2 часа, смотришь на часы — прошло 10 мин. И так весь день. Мне казалось, что я попала в какую-то петлю времени и никогда из нее не выберусь.

В какой-то момент я вообще потеряла связь с реальностью. Я не понимала, сплю я или нет, или это вообще какой-то сюр. С 8 до 9 был отдых. Я пошла спать, т. Купить рекламу Отключить В 9 снова 2-х часовая медитация. И это снова было кошмаром. Время 11, а чувство, будто я прожила тут уже неделю и никогда не выберусь. Кстати, наконец-то была инструкция, что делать во время медитации — нужно просто наблюдать за воздухом, который заходит и выходит из носа. И все.

Причем дело было не в том, что я отрезана от мира и от информации. А именно в физических страданиях, которые я испытывала. В какой-то момент меня начал бесить гонг. Он был предвестником того, что перерыв закончился, и снова надо идти страдать. А еще нам запрещали есть еду на столах до тех пор, пока не прозвенит гонг. Обед в 11. И на обеде стало понятно, что еды недостаточно — ее съедали раньше, чем каждый успевал взять тот, кто задерживался немного — оставался без еды. Так что главное было для меня — не опаздывать на приемы пищи, иначе придется голодать. А страдать еще и от голода я точно была не готова.

К концу первого дня я ощущала себя в тюрьме. Везде надзиратели, никуда не выйти, пропустить медитацию нельзя — сиди и страдай. Больше страданий. Все от звонка до звонка. Стало еще сложнее жить и захотелось уехать уже в конце первого дня и все бросить. Но я же обещала себе 3 дня. Понаблюдаю еще. Я отрубилась просто без сил. День 2 Мое отношение к этой движухе не изменилось — я по-прежнему страдала и по-прежнему осознавала, что это не мой путь и, скажем, 2 часа с психологом гораздо эффективнее, чем 10 дней просиживания жопы и страданий на медитации.

И я просто поняла, что трачу время впустую. Тем не менее, все-таки несколько полезных мыслей я смогла вынести оттуда: Если я хочу найти себя и дело своей жизни, я не найду, сидя и медитируя. Нужно брать и пробовать то, в чем есть интерес и то, что может привести меня к цели. Сидеть и страдать ради вероятного «потенциального» успеха, чтобы быть счастливой в будущем — неправильно.

Пожилые — за лучшим самочувствием, здоровьем и гармонией в отношениях с близкими, с детьми. Конечно, випассана — это трудное дело и люди приезжают не от хорошей и легкой жизни. Находилась в творческом кризисе, не знала, что делать дальше, и когда поняла, что необходима «перезагрузка» — решилась. К тому же свадебный сезон пошел на убыль и появилось время заняться собой. Я стала гораздо спокойнее реагировать на происходящее: не включаюсь в споры, ссоры, я бережнее стала относиться к близким. У меня есть появилась потребность совершать элементарные добрые дела.

Например, смастерить с детьми кормушки для птиц. От этих намерений мне радостно и спокойно. Я понимаю, что именно так и надо жить — радостно. Мои родители очень переживали, говорили, что это секта, нас обманут и заставят подписать какие-то документы… Но после того, как мой муж отвез меня туда с сестрой и своими глазами все увидел — они успокоились. Поставила себе цель — на курсе випассаны бросить курить. И ура! Это случилось! Так получилось, что мои соседки приехали позже. Мы с ними увиделись уже вечером, когда наступило время тишины и познакомились только на девятый день, когда нам разрешили разговаривать — это было смешно. Мы сказали друг другу: «Привет!

Меня зовут….

Личный опыт: Как я не сказала ни единого слова за 10 дней и что из этого вышло

Центр йоги Хануман Этот центр йоги и медитации в Екатеринбурге особенно заинтересовал нас йогой вокала. Твердое понимание: спокойствие, сила и уверенность уже находятся внутри тебя. Новости випассаны – Telegram. Главная» Новости» Випассана на урале 2024. проститутки Екатеринбурга Випассана будет проходить в 50 км от Екатеринбурга. ВИПАССАНА НА УРАЛЕ pinned post. ВИПАССАНА НА УРАЛЕ pinned post. Новости випассаны – Telegram. Вернулась сегодня домой с майской випассаны «Погружение в тишину», проходившей в ретритном центре «Шанти». Новая напасть – курсы медитации «Випассана». В лесах под Екатеринбургом появился лагерь адептов бессловесной диеты.

Неведомый ретрит: что тюменки искали и нашли в духовных практиках

Главная» Новости» Випассана на урале 2024. Обычно Випассана длится 10 дней, где сначала учат технике, затем — практикуют. проститутки Екатеринбурга Випассана, что означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», – одна из древнейших техник медитации, зародившихся в Индии. Новости випассаны. 23-24 апреля 2024 года Екатеринбург вновь посетит преподаватель буддийского университета Гоманг Дацан Геше-лхарамба Чамба Тоньет.

Личный опыт: Как я не сказала ни единого слова за 10 дней и что из этого вышло

Сложно назвать ретрит отдыхом или расслаблением. Такой себе отдых, когда ты с утра до ночи делаешь простирания. На третий день у меня отваливались колени, я еле доходила до своей комнаты, чтобы поспать, а потом еле ковыляла обратно. У меня болело все, что может болеть. Был момент, когда я хотела все бросить и уйти.

Даже после десятилетней практики йоги мне тяжело было расстелить коврик и начать практиковать. Я думала: зачем вообще было сюда ехать?! Но мне очень повезло — я была не одна. Кроме Андрея Витальевича, редкие встречи с которым меня всегда вдохновляли, там в то время жила и его мама.

И она поддерживала и по-настоящему спасала меня в трудные моменты. Помогал даже сам факт ее присутствия и возможность общаться. Вдохновляло и то, что Андрей Витальевич сделал необходимое количество простираний в кратчайшие сроки. В монастыре нет фиксированной оплаты за проживание, все в формате «подношений» или более привычных «донейшн».

Можно оставить посильную сумму. Я сделала подношение учителю, заплатила за место, где жила. И поскольку монастырь расположен обособленно, магазина поблизости не было, то во время практики я посещала столовую с монахами. В конце своего пребывания в качестве благодарности я делала подношение и повару.

Ну и еще, конечно, купила билеты, кажется, они обошлись около 400 долларов. Сейчас точно не вспомню, но, кажется, всего ушло около 1 200 долларов. В итоге я практиковала около двух с половиной недель. Потом приехал муж, и мы отправились к священным местам Непала.

Сейчас у меня маленький ребенок, который почти все время со мной, поэтому я практикую в основном обычную медитацию и йогу, которую, думаю, тоже можно отнести к духовным практикам через тело. Постоянно наблюдаю за своими реакциями, анализирую их. Очень сложно в одно мгновение увидеть результат духовной практики. Не могу сказать, что после своего ретрита я познала смысл бытия.

Этого не произошло мгновенно, но спустя время я начала собирать пазл и делать выводы. После возвращения в Россию со мной, конечно, происходили постепенные внутренние трансформации. Если вспомнить, какой я была до поездки в Непал, и сравнить со мной нынешней, то это совершенно разные люди. Например, раньше я считала, что дети не вписываются в жизнь человека, увлеченного внутренними практиками йоги.

После практики в монастыре я поняла, что иметь детей — не страшно. Вскоре после ретрита я родила сына. Спустя 3-4 года в целом я начала относиться по-другому к себе, к своему телу, к окружающим. Для осознания произошедших изменений требуется время.

Это мой личный опыт. У каждого он свой. Кстати, во время практики простираний я понимала, что у меня есть силы продолжать, но мой разум сопротивлялся и говорил: «Давай поспим, давай поедим, давай выпьем чай». И я отчетливо понимала, что не всегда осознанно принимала решения, а часто делала что-то по привычке.

Это такое интересное осознание! Сейчас из каждого утюга говорят про осознанность, но насколько люди действительно понимают, что это такое?

Випассана — только начало, предварительная ступенька, чтобы пойти в практиках глубже Яна Мокееватренер по йоге и медитации Согласно «Палийскому канону», главная цель випассаны — это развитие понимания непостоянства всего сущего. В переводе на язык пали — аничча.

Практикующий должен глубоко осознать этот принцип и благодаря ему перестать бурно реагировать на любые ощущения в теле, ведь они все равно скоро пройдут. Таким образом развивается непривязанность к материальному миру, которая, согласно учению Будды, искореняет все страдания. На постсоветском пространстве особенно популярны курсы випассаны по Гоенке, которые проводятся в течение десяти дней. Это и есть те самые ретриты молчания, о которых все чаще рассказывают в соцсетях Изначально они проводились лишь в Индии , но позже медитационные центры випассаны появились по всему миру — буквально в каждой стране.

На данный момент их насчитывается около 400. И хотя техника вышла из буддизма, по словам Гоенки и его последователей, это универсальное средство, подходящее каждому — вне зависимости от вероисповедания. Проходят такие курсы лишь на благотворительной основе. Каждый десятидневный семинар организуется на пожертвования предыдущих студентов.

Оставить их могут лишь те, кто прошел весь курс целиком. Кроме того, согласно кодексу дисциплины випассаны, у всех студентов забирают телефоны и другие гаджеты, с первого дня курса в центре воцаряется «благородное молчание», которое длится до девятого дня, — никакой связи с внешним миром. Разговаривать во время курса можно лишь с учителем и менеджерами. На десятый день вести беседы между собой уже разрешается — это своеобразная подготовка к выходу в социум.

К примеру, основатель Twitter Джек Дорси более 20 лет практикует различные медитации, но самой эффективной считает именно випассану. Она, по его словам, «позволяет взломать самый глубокий слой ума и перепрограммировать его». Своими ощущениями от ретритов Дорси периодически делится в Twitter. Випассана остается самой сложной и при этом лучшей вещью, которую я делаю с собой Джек Дорсиоснователь Twitter Автор книги «Sapiens: краткая история человечества», историк Юваль Ной Харари даже посвятил учителю Сатье Нараяне Гоенке книгу «Homo Deus: краткая история завтрашнего дня».

В интервью The Guardian он также сообщил, что практикует випассану уже около 20 лет. Что о випассане говорит наука Согласно многочисленным исследованиям, техника випассаны действительно положительно влияет на человеческий мозг. Она способна утолщать префронтальную кору, которая регулирует тревогу и отвечает за рациональное мышление, увеличивать нейропластичность и когнитивные способности и даже омолаживать мозг. Их работа показала, что у всех респондентов значительно возросли положительные психометрические показатели, улучшилось ментальное здоровье, в то время как уровень стресса существенно уменьшился.

Единственным показателем, который никак не изменился, оказалась тревожность Как медитировать в стиле випассана Как уже было сказано, концентрация на дыхании и на ощущениях в теле — основа випассаны. И хотя лучше всего осваивать эту технику на специальных ретритах, можно попробовать практиковать ее и дома. Тренер по йоге и медитации Яна Мокеева рассказала, как это можно сделать. Осознание дыхания животом.

В данном случае необходимо наблюдать за движениями живота во время дыхания — как он поднимается и опускается. Не нужно пытаться контролировать происходящее, специально дышать глубоко.

Мой совет ехать и не думать сильно, это как раз и мешает. Виктор Касаткин Налоговый адвокат Ретрит - это такое спокойствие, которое основано на какой-то опоре. Опора - это медитация, которая здесь есть. Это очень хороший способ для того, чтобы перезагрузиться, поискать что-то в себе.

Если вы хотите почувствовать спокойствие, потрогать его, ощутить, открыть что-то новое, сделать шаг на пути к себе - ретрит для вас. Алена Леонова Мама Могу сказать, что этот ретрит случился со мной как нельзя вовремя. Моя основная цель была - обнулиться. Здесь я сформулировала свое своевременное нужное намерение - решение выйти из глубокого кризиса и начать действовать в направлении создания нового образа себя. Сложно было начать медитировать, понять специфику этого состояния. Многие люди, так или иначе, уже направляли меня к этому процессу, говорили, что это меняет жизнь.

Я никак не могла самостоятельно это делать. Здесь, благодаря этой максимальной концентрации на этом процессе, я поняла, в чем суть. Анна Буршич Маркетолог Мои ожидания совпали с действительностью в том плане, что здесь оказалась действительно такая атмосфера, в которой можно отвлечься от всего, но при этом быть с людьми и не чувствовать себя в полнейшем одиночестве. Я люблю находится вдали от людей, но находится 3 дня в одиночку в закрытой комнате наверное было бы страшно. Здесь атмосфера, занятия,практики и люди дают все возможности, чтобы себя почувствовать лучше и открыть в себе что-то хорошее. Самое запоминающееся - чувство вины перед собой за то, что забросила свои хотелки, желания и мечты.

Сейчас пришло время отдавать должок!

Единомышленники в этом аспекте, да и в некоторых других. Приятно В душе моей огромная благодарность за этот ретрит милой, прекрасной и заботливой Эльвире поющая чаша в Ваших руках была всегда желанной, хотя ранние подъёмы мягко говоря не для меня и уникальному, уважаемому и потрясающему Александру Адушкину, профессиональному, интеллигентному, тонкоюмористичному, доброжелательнейшему человеку с большой буквы. Особое спасибо за приятный чёткий голос, за обаятельную обходительность с каждым из нас, за искренность, деликатность, за строгость по-доброму, за необходимое и достаточное развитие речи без воды и пустословия, за использование ярких, точных, понятных и выразительных речевых оборотов, это так важно.

За соединение духовной практики с психотерапевтическими фишечками. За повторы, которые сначала шокировали, а потом так радовали, и теперь у меня конспект в голове терпеливо и настойчиво.. Уже сейчас с детьми и мужем применяю сразу и безотлагательно, как осознанная мама и жена, данные Вами практические навыки, надеюсь , их удастся укоренить пожизненно! Спасибо, Александр, что прививаете любовь к внутреннему труду.

Потрудились каждый из нас на славу. И Вы не только передали конкретный объём, но ещё и задали вектор для его дальнейшего расширения, что также ценно... У Вас превосходно получается быть Проводником. А, метта вообще моя Любимка.

Тихий дом. Зачем я десять дней молчала в лесу под Екатеринбургом

На медитации уходило около 15 часов в сутки. Никаких дел, кроме медитации, не было. В день мы ели 2,5 раза: завтрак в 6. До следующего завтрака только столовая вода.

Еда была вегетарианская, но разнообразная. Брать еду с собой на випассану нельзя. Обысков при заселении не устраивают, все на твоей совести.

Помню, в общем коридоре на этаже из мусорного ведра торчали обертки от шоколадок, печенья и даже пустая пачка сухого собачьего корма. Не всем легко выдержать такой режим питания. Моя соседка таскала с обеда хлеб, сушила его на батарее, а перед сном хрустела.

Бытовые условия меня не испугали. Мы жили в комнате по 3—4 человека, и в нашем здании не было душа: приходилось с мокрой головой, замотанной в полотенце, в минус 10 градусов идти из одного корпуса в другой. Правила випассаны В первый день ты принимаешь условия випассаны.

Отказываешься от всех видов связи с внешним миром и даешь обет молчания на все десять дней. Что бы ни случилось в мире — ты об этом не узнаешь. Все ценные вещи, документы, кошелек сдаются на хранение.

Нет ни ноутбука, ни телефона и какой-либо возможности позвонить. Нет всех тех вещей, которыми ты привык забивать свое свободное время: фильмы, книги, музыка, рисование. Есть только ты, и больше ничего.

Избавиться от телефона и интернета на 10 дней — это уже роскошь в наши дни. Випассана подразумевает сегрегацию полов: мужчины и женщины жили в разных корпусах. Мы пересекались только в общем зале медитации, где девушки сидели с правой стороны, а мужчины — с левой.

Под запретом не только тактильный контакт с кем-либо, но и контакт глазами: один случайный взгляд может выбить из равновесия на два дня. Знаю, что некоторые перемигивались, особенно те, кто приехал парами. Одна девушка после випассаны призналась, что на общей медитации у нее было удобное место и она могла рассмотреть всех симпатичных парней.

Я же честно приняла правила игры: все время смотрела в пол и не пропустила ни одной медитации. Выдерживали не все. Помню, две девушки поссорились из-за форточки: одной было слишком жарко, другой — слишком холодно.

Они нарушили обет молчания и высказали друг другу свои недовольства. Такое часто случается в середине випассаны: говорят, из человека лезут бесы, выплескивается накопившаяся агрессия. О медитации Самое сложное — медитировать.

Это длится не 15—20 минут, а долгие часы каждый день. Тяжело не только телу, тяжело успокоить мысли. Первый день в голове был настоящий покерный клуб.

И я не могла контролировать этот процесс. Бесконечные изнуряющие потоки мыслей. Ты пытаешься сосредоточиться на дыхании, а в голове вечеринка.

На второй и третий день, когда люди уже долго пьют и болтают, шумная вечеринка становится вялотекущей. И эти люди устроили в моей голове караоке! Я не подозревала, что знаю репертуар Филиппа Киркорова.

Стараешься медитировать, а в голове неожиданно включают «Кукарача, кукарача…». На четвертый день мысли наконец утихли. В середине випассаны у нас были медитации твердой решимости, когда тебе нельзя шевелиться: принимаешь позу и 60 минут сидишь неподвижно.

Первый день я провалила все три медитации. Ноги затекали, спину ломило. Казалось, это невыполнимая задача.

Кстати, идеальной тишины там не было. В общем зале медитирует более 80 человек: кто-то чихнул, почесался, высморкался, кто-то шуршит молнией, подушкой. Но ты учишься этого не замечать.

Одна из главных задач випассаны — научиться чувствовать жизнь в каждой клеточке своего тела. Это трудно и сначала не получается. Но ближе к концу випассаны мне это удалось.

У меня было ощущение, что я, как новогодняя елка, свечусь. Я могла направить энергию в мизинец правой ноги, на изгиб локтя, мочку уха или затылок. Звучит неправдоподобно, но это так.

О недоверии Ежедневно с 20. На пятый день лекция была про благодарность и денежные пожертвования. В один миг мне все стало казаться бредом: мы, как сектанты, внимательно слушаем эту чушь.

Появилась мысль, что сейчас меня заставят переписать все свое имущество. Хотя ничего такого не было. Как известно, випассана работает за донейшен: ты оставляешь в конце столько, сколько считаешь нужным и можешь себе позволить.

Если у тебя нет денег, то никто не осудит. Вместо этого ты можешь в следующий раз послужить: убирать комнаты, готовить или стать менеджером курса. Конкретную сумму оплаты никто не называет.

Был только один момент, который мне не понравился: когда ты оставляешь пожертвование, в тетрадь записывают твою фамилию и сумму, которую ты опускаешь в специальный ящик. На следующий день мысли все бросить и уехать, к счастью, прошли. О возвращении Близкие друзья знали о випассане, а родителям я сказала, что уезжаю в йога-лагерь, где нельзя пользоваться телефоном.

Оставила им телефон экстренной связи со словами, что по нему можно звонить только в случае землетрясения или цунами. Родители выдержали, не звонили, хотя мама до сих пор подозревает, что я была в секте. А как только включила телефон, узнала, что умерла бабушка, а еще меня неожиданно уволили из журнала.

Для меня это было шоком, и я долго приходила в себя. После випассаны сделала на запястье татуировку — слово anicca «аничча», язык пали , означающее «все временно, и нет ничего постоянного».

Он не только вне, он внутри», «события даны нам, чтобы почувствовать то, что живет вокруг»... И напоследок... Теперь о моих ощущениях и действиях после возвращения в город. Первое и самое важное - "политбюро" в моей голове стихло.

Это для меня достижение. У меня ведь были знания, как и у многих , о том что делать для осознанности. А как это воплотить в жизнь, было не понятно. Благодаря практикам, которые дал Сергей, пришло понимание. Сергей показал инструменты, с помощью которых можно снять себя с автоматического режима. Каждое действие происходит осознанно.

Беру в руку кружку, чищу зубы, иду, ем, говорю и множество других действий Это работает на процентов! На Ретрита сложного особо не было. Были испытания.

Ум был непривычно ясным, особенно первые три-четыре недели после курса.

Я начал регулярно, почти каждый день, медитировать, и это помогало сохранять уравновешенность. На удивление спокойно полностью отказался от пива, с которым, казалось, был связан навеки, — как-то вдруг стало ясно, что привязанность к нему не имеет ничего общего с удовольствием. И я чувствовал себя отдохнувшим, как, наверное, никогда раньше. Исследователи говорят, что практика випассаны влияет на активность мозга, например, может приводить к утолщению префронтальной коры, которая отвечает за рациональность и снижение тревоги, повышать нейропластичность и когнитивные способности, омолаживать мозг, а также значительно увеличивать гамма-ритмы в мозгу, которые отвечают за максимальное сосредоточение и состояние инсайта.

Я обратился в Центр биоэлектрических интерфейсов ЦБИ Института когнитивных нейронаук при НИУ ВШЭ, в котором в том числе изучают физиологические эффекты медитации, и предложил провести эксперимент: узнать, как продолжительная медитация повлияет на меня. С сотрудниками центра Марией Володиной и Анной Русиновой мы договорились измерить активность моего мозга с помощью электроэнцефалограммы ЭЭГ — два контрольных измерения перед курсом и одно сразу после; а также провести подробное психологическое анкетирование и снять биометрические показатели — от вариабельности сердечного ритма SDNN до способности к координации в пространстве. Организаторы курса рекомендуют за две недели до него отказаться от психоактивных веществ, в том числе от алкоголя, — считается, что випассана является довольно серьезной нагрузкой для психики и перед ней лучше максимально восстановиться. Кроме этого, за две недели до курса я исключил из рациона мясо, а за неделю — и рыбу: говорят, легкая пища несколько повышает способность к концентрации.

В таком очищенном состоянии я снова отправился на десятидневный курс медитации — чтобы наблюдать за тем, как я думаю, что чувствую, молчать и тренировать невозмутимость. В начале мая, после предыдущих двух с половиной месяцев бесконечных новостей из ада, последнее было для меня особенно актуально. Я был уверен, что двухнедельный ретрит поможет воспринимать происходящее в мире не так болезненно и легче относиться к ситуации, какой бы невыносимой она ни казалась. Кромешной маргинальщиной курсы випассаны не назовешь, такие ретриты проходят многие известные люди — например, действующий президент Индии Рам Натх Ковинд, знаменитый историк и футуролог, автор бестселлера «Sapiens: краткая история человечества» Юваль Ной Харари, основатель Twitter Джек Дорси.

Последний писал , что випассана «остается самой сложной и при этом лучшей вещью, которую я делаю с собой», а Харари посвятил учителю С. Гоенке одну из своих книг и в многочисленных интервью признавался, что его писательская карьера состоялась благодаря этой практике медитации. Источник Шри Сатья Нарайян Гоенка — «последний великий учитель випассаны» и главный популяризатор таких ретритов за последние 50 лет. С конца 1960-х и до смерти в 2013 году он активно обучал этой технике медитации мирян в Индии, США, Австралии, Франции, Великобритании, Непале, Японии и других странах.

Благодаря его усилиям эта практика сегодня широко распространена : в мире 233 постоянных и 136 временных специальных ретритных центров. Они есть на всех обжитых континентах и, как правило, расположены за городом, подальше от суеты и толп людей. Записаться на десятидневный ретрит может любой желающий, и во всех центрах — хоть в Ижевске, хоть в Сан-Паулу — курс будет бесплатным. Глобальное «Движение випассаны» существует исключительно на пожертвования и не принимает деньги от спонсоров.

Причем оставить донат можно только после прохождения курса, когда человек уже способен оценить пользу, полученную от практики. Организация и распорядок жизни в центрах медитации одинаковые во всех странах: подъем в четыре утра, через 30 минут двухчасовая утренняя медитация, потом завтрак, час отдыха, снова три часа медитации, обед и отдых, еще четыре часа медитации, полдник и отдых, последний час медитации, лекция по записям Гоенки, отбой в 21:30. Ругать или отчитывать за несоблюдение распорядка никто не будет, но если у студента не получится ему следовать, могут попросить покинуть курс. Есть некоторые поблажки, например, если студент сильно устал во время сессии медитации, он может выйти на улицу и погулять 5—10 минут.

Условия в разных центрах несколько отличаются: где-то установлено более современное оборудование, где-то во дворе гуляют павлины, где-то за окном видны вершины Гималаев. Правда, с учетом того, что абсолютно большую часть времени люди проводят на курсах с закрытыми глазами — либо спят, либо медитируют, — особого значения эти отличия не имеют. Чтобы не отвлекаться от практики и не выводить ум из равновесия, сразу по прибытии студенты сдают телефоны и другие ценности служащим — вещи вернут на десятый день курса. Читать и писать тоже не рекомендуется.

Также участники курса не должны контактировать с окружающими — разговаривать, прикасаться друг к другу и прямо смотреть в глаза. Считается, что это отвлекает от основного занятия здесь. Ограничение на общение — на випассане это называют «благородная тишина» — снимают на десятый день, за сутки до отъезда из центра. Каждый курс проходят как мужчины, так и женщины, и тех и других примерно по 50 человек.

Многие приезжают парами. Пример того, что люди тайком общаются, за два курса я видел только один раз. Быт в подмосковном центре Дхамма Дуллабха максимально аскетичен. Еда вегетарианская, посуда в столовой металлическая, живут студенты в общих комнатах или в небольших закутках, где вместо стен — ширмы.

Ремонт предельно скромный, местами как будто незаконченный — стена может быть обшита простым листом фанеры, а декор в центре отсутствует в принципе. Здесь нет ничего лишнего, но при этом всего достаточно. Атмосфера во многом напоминает постсоветский пионерский лагерь: четкий распорядок, минимум свободного времени, общие сборы по звуку гонга, визуальная скудность, если не считать природы вокруг. Из развлечений — прогулки и сон.

Судя по отзывам других участников, в первые дни многих настораживают вечерние часовые лекции, на которых после целого дня медитации сто человек сидят и слушают объяснения, как загадочная практика медитации изменит их жизни. В целом содержание этих записей довольно безобидное — они состоят из наставлений о том, как и зачем нужно медитировать, а также случаев из жизни грешников времен Будды. Но истории о драматичных последствиях участия в курсах личностного роста и других подобных кружках всё равно всплывали и у меня в голове первые пару дней. К слову, я всегда слабо верил, что после условного совершеннолетия в себе можно что-то глобально изменить.

Также странноватыми казались песнопения на древнеиндийском языке пали, с которых начинались сессии медитации. Это тоже как будто отсылало к старинным программам телеканала НТВ, в которых люди приходили на интенсив, чтобы узреть свет внутри себя, а в итоге оставались без квартиры. Успокоило меня то, что десять дней теория випассаны усердно обходила религиозный контекст, хотя изначально практика относится к буддизму, а точнее к его бирманской традиции — тхераваде. Несмотря на то, что в практике всё построено на буддистских этических принципах, в лекциях Гоенка подчеркивает, что этот вид медитации подходит представителю любой религии и, чтобы ее практиковать, не нужно менять систему своих верований.

В этом считывалось отсутствие принуждения и это располагало к доверию. Вторым, наиболее успокаивающим моментом было то, что в наставлениях подчеркивалась важность только одного — необходимости практиковать медитацию, наблюдая за дыханием и ощущениями в теле, чтобы отточить внимательность и восприимчивость. Для меня это слабо вязалось с повышенными рисками стать жертвой мошенничества. Из-за такой ориентированности на технике медитации я в итоге решил для себя, что происходящее на курсе скорее похоже на спортивные сборы, только на них целый день тренируют не икроножные мышцы, а способности ума к концентрации.

Еще одним подтверждением того, что подозрения в отношении намерений организаторов курсов напрасны, стал ответ российского фонда «Випассана» на просьбу о комментарии по поводу роста популярности практики: «У нас нет заинтересованности в участии в этой публикации, мы не заинтересованы в дополнительной рекламе или в подтверждении экспериментами эффективности техники или медитации вообще. Вы имели возможность пройти курс и составить собственное представление обо всем, что происходит на курсе, и о технике. Нам нечего добавить к этому». Мой чужой внутренний голос Медитировать студенты курса начинают сразу по прибытии в центр: заполнили анкеты и отказались от претензий к организаторам в случае обострения чего-либо или помешательства, послушали вводный инструктаж о том, как жить ближайшие десять дней, оставили вещи в импровизированных кельях, погрузились в благородную тишину — и в путь, к просветлению.

Практика випассаны состоит из двух техник медитации. Первая — анапана, в ней нужно постоянно максимально концентрироваться на дыхании.

Парень сзади спешно встает с коврика для медитации и, продолжая всхлипывать, выходит из большого зала. На вводном инструктаже студентов предупреждают, что практика випассаны может приводить к сильным переживаниям. Это может случиться, например, из-за всплывающих во время медитации подавленных воспоминаний из далекого прошлого. Причем человек может вспомнить не только ситуацию, но и остро пережить чувства того момента, а также четко понять, как всё это повлияло на его дальнейшую жизнь. Сомнений, что мой сосед получил такой привет из прошлого, у меня нет.

В лекциях рекомендуется встречать подобные эмоции лицом к лицу — их бесстрастное перепроживание как раз и позволяет освободиться от травм. Общаясь с другими практикующими випассану, понимаю, что такие ситуации случаются у многих и бывает это нередко. Те, кто давно посещает ретриты, относятся к этому спокойно. Психофизиолог, исследователь состояний мозга при умственных нагрузках и медитации, профессор МГУ Александр Каплан рекомендует не использовать медитацию в качестве способа лечения душевных расстройств: «Медитация — это психическая нагрузка, связанная с повышенным сосредоточением и фокусированием внимания. Если у человека есть слабинки — психологические или психиатрические, — медитативная практика может ухудшить его состояние. Это не инструмент для лечения, а скорее тренировка ума, поэтому заниматься, а тем более знакомиться с практиками медитации стоит в здоровом состоянии. Опытный учитель не даст случиться обострению в случае кризиса, но без него лучше не спешить активно практиковать самостоятельно.

Психиатр тоже не всегда может сделать правильный вывод — можно человеку в текущем состоянии браться за продолжительные сессии медитации или лучше воздержаться». Учитель випассаны присутствует на каждом курсе, дважды в день ему можно задать вопросы. В анкете участника курса есть много вопросов о наличии психических расстройств и зависимостей, о частоте и дозах употребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, приеме антидепрессантов и других медицинских препаратов. На основании этих ответов могут отказать в участии в курсе. Организаторы всячески подчеркивают, что випассана не является способом лечения, она разработана для здоровых людей. Но истории с участием неотложной медицинской помощи всё равно случаются. Один из частых посетителей курсов випассаны рассказывал о студенте, который посреди ночи на пятый или шестой день курса настоял на том, чтобы ему вызвали скорую: он «понял», что синусоида в его мозгу асимметрична и потому работает неправильно.

Что с ним стало после того, как его забрала скорая, неизвестно. Болезненное влияние медитации на психику — распространенная тема исследований ученых. Исследовательница Анна Луткайтис из Сиднейского университета изучает мистицизм, психоделики и связь между духовным опытом, религией и психическим здоровьем. В 2021 году она опубликовала книгу «Темная сторона дхармы: медитация, безумие и другие недуги на пути познания». В ней автор рассматривает случаи негативных и кризисных состояний, которые случаются с людьми в ходе духовных практик. Один из посылов книги такой: в западной психологии медитация рассматривается как исключительно положительная практика, тогда как из-за нее могут случаться в том числе интенсивные неприятные и травмирующие переживания. При этом в таких религиозных практиках, как буддизм, к подобным состояниям человека готовят как к одной из неизбежных вех на пути духовного развития, а если заниматься, скажем, с помощью мобильного приложения, получить такие наставления не получится.

Другой возможной причиной подобных состояний Луткайтис называет неправильную практику. Клинический психолог Уиллоуби Бриттон из Брауновского университета занимается схожей работой: после собственного пугающего переживания на ретрите она начала проект «Многообразие медитативного опыта» , в ходе которого изучает кризисные состояния людей, вызванные продолжительной медитацией. Вывод, к которому пришла Бриттон: почти все из более чем ста опрошенных ею участников исследования испытывали «нежелательные состояния» во время медитации — повышенную чувствительность к свету, потерю физических ощущений, снижение или усиление эмоций, нарастающее чувство тревоги, деперсонализацию, перепроживание травматических событий из детства. Иногда негативные «побочные эффекты» медитации сохранялись месяцами. Что о результатах моей практики говорит наука «Результаты психологического тестирования показывают положительный эффект випассаны, — говорит Мария Володина, которая вместе с Анной Русиновой проводила эксперимент. А копинг-стратегии избегания и дистанцирования, наоборот, снизились, равно как и социальная зависимость». Мария Володина отмечает, что большинство изменений наблюдалось не только после випассаны — сдвиг в этом направлении происходил в течение всех трех замеров.

То есть можно предположить, что на психологическое состояние оказывала влияние не только медитация, но и изменение образа жизни — диета, отказ от алкоголя. Совместное исследование ученых из Австралии, США и Бразилии, в котором принимали участие 36 человек, прошедших випассану, показало очень схожие результаты: участники существенно улучшили все положительные психометрические показатели и показатели психологического здоровья — от общей удовлетворенности жизнью до позитивного аффекта. При этом уровень депрессии, стресса, негативного аффекта у них существенно снизился. Изменения всех показателей в этой работе были в диапазоне от средних до больших. Единственным показателем, который остался на одном уровне, была тревожность. Из биометрических замеров в моем случае показательным было сильное изменение вариабельности сердечного ритма, в частности показатель SDNN: с 43 и 41 на первом и втором тестировании соответственно до 64 после випассаны. По словам Марии Володиной, этот показатель напрямую коррелирует со стрессоустойчивостью.

Мария Володина говорит, что наиболее показательным исследованием в плане оценки воздействия на мозг из тех, что мы проводили, можно считать ЭЭГ. С ее помощью можно зафиксировать патологии мозга и охарактеризовать его работу в норме. Первый — в состоянии покоя с открытыми глазами уменьшилась мощность дельта-ритма и соотношение альфа- и бета-ритмов. Вместе с физиологическими показателями это говорит о том, что после курса вы в обычном состоянии, вне медитации, одновременно находитесь в более бодром, алертном состоянии сознания, а в теле при этом есть некоторое расслабление». По словам Володиной, второй заметный результат регистрировался во время медитации при записи ЭЭГ. При вхождении в это состояние во всех трех исследованиях наблюдалось снижение тета-, альфа- и бета-ритмов, что можно интерпретировать как одновременное успокоение ума и уменьшение напряжения. Однако после випассаны снижение происходило быстрее — в течение минуты после закрытия глаз, тогда как до курса показатели мощности альфа-ритма заметно снижались в течение первых трех минут, а мощность бета- и тета-ритмов — в течение 13—15 минут.

Это ожидаемый результат — много часов ежедневной практики приводят к научению», — объясняет специалист. Изображения с изменением активности тета-, альфа- и бета-ритмов во время трех исследований Александр Каплан вместе с коллегами уже три года изучает мозг буддийских монахов во время тантрических медитаций, в первую очередь тоже с помощью ЭЭГ. Он говорит, что оценить по ЭЭГ итоговое влияние медитации на мозг сложно: «Мы сравниваем состояние мозга до медитации и в ходе практики. Работаем при этом с монахами, опыт медитации которых 40—50 лет. И можно сказать, что изменения активности отдельных частей мозга по ходу медитации на ЭЭГ у них слабо заметны». При этом, по словам Каплана, если по той же ЭЭГ оценивать связность работы различных структур мозга, так называемую коннективность, то здесь изменения в ходе медитации куда более заметны. При длительной медитации изменения коннективности мозга становятся устойчивыми и сохраняются даже в обычном состоянии.

По словам профессора МГУ, таким образом меняется структура мозга и этим можно объяснить позитивные сдвиги в поведении человека, регулярно практикующего медитацию. Например, регистрировалось, что фото дорожных инцидентов с сильной эмоциональной окраской перестают провоцировать негатив — отвращение и страх, а вызывают чувство сострадания к попавшим в аварию». Позитив будет им подчеркиваться, а негатив он будет трактовать как руководство к действиям, то есть не избегать его, а трансформировать во что-то конструктивное». Несмотря на очевидный положительный эффект, который медитация оказывает на эмоциональное состояние и когнитивные способности, Александр Каплан отмечает, что влияние практик очень индивидуально и зависит от того, как человек медитирует, с какими целями, как он пришел к идее медитировать. Мария Володина так подводит итоги нашего эксперимента: «Можно сказать, что функциональное состояние вашего мозга и организма в целом изменилось и это сопровождалось улучшением психологического состояния.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий