В 1912 г. святителя назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, из Соловецкого монастыря в Москву в 1652 году празднует Православная Церковь 16 июля. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.
Митрополит Филипп Московский: житие, борьба с опричниной и конфликт с Иваном Грозным
Тропарь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца глас 5. Сегодня мы вспоминаем святителя Филиппа, митрополита Московского, который закончил жизнь свою мученически — он был умерщвлен по повелению царя Ивана Грозного. Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное ме. Там, в главном соборе Московского Кремля, и по сей день пребывают мощи святителя Филиппа, митрополита Московского. Царь захотел, чтобы святой Филипп стал митрополитом Московским и был его сподвижником, духовником и советником. Справа – святитель Филипп митрополит московский в житии, икона 17 века.
16июля-память свт. Филиппа Московского и всея Руси
Святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский. Филипп долго отказывался становиться предстоятелем Русской Церкви: духовной близости с царем он не чувствовал — он все пытался убедить Ивана уничтожить опричнину. Биография митрополита Московского и всея Руси Филиппа I: житие и литературная деятельность, епископ Суздальский, противник венчания Софьи Палеолог и Ивана III Великого, Успенский собор, в сериале "София". Память, смерть и канонизация святителя на 24СМИ. Святителя Филиппа, митрополита Московского. Митрополит Филипп (в миру Фёдор Степанович Колычёв) родился 11 февраля 1507 года. Итог митрополитству святителя Филиппа и заговору против него подводят святые Четьи-Минеи (за январь, в день памяти святого Филиппа).
22 января. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец
Он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги в местах прежде непроходимых, завел скотный двор, улучшил соляные варницы, воздвиг два величественных собора - Успенский и Преображенский и другие храмы, устроил больницу, учредил скиты и пустыни для желающих безмолвия и сам по временам удалялся в одно уединенное место, известное в дореволюционное время как Филиппова пустынь. Он написал для братии новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность. Слава подвижника дошла до царя Ивана Грозного, который знал его еще с детства и пожелал возвести на первосвятительский престол. Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. Филипп согласился, но требовал уничтожения опричнины. Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и смиренно принять сан.
Филипп уступил воле царя, видя в ней Божие избрание.
Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. Иоанн Грозный, один из самых противоречивых исторических деятелей России, жил напряженной деятельной жизнью, был талантливым писателем и библиофилом, сам вмешивался в составление летописей и сам внезапно оборвал нить московского летописания , вникал в тонкости монастырского устава, не раз думал об отречении от престола и монашестве. Каждый шаг государственного служения, все крутые меры, предпринятые им для коренной перестройки всей русской государственной и общественной жизни, Грозный стремился осмыслить как проявление Промысла Божия, как действие Божие в истории.
Чем сильнее сгущалась тьма вокруг Грозного, тем решительнее требовала его душа духовного очищения и искупления. Приехав на богомолье в Кириллов Белозерский монастырь, он возвестил игумену и соборным старцам о желании постричься в монахи. Гордый самодержец пал в ноги настоятелю, и тот благословил его намерение. С тех пор всю жизнь, писал Грозный, "мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец". Сама опричнина была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, долгой и уставной, длившейся от 4 до 10 часов утра. На "братию", не явившуюся к молебну в четыре часа утра, царь-игумен накладывал епитимию. Сам Иоанн с сыновьями старался усердно молиться и пел в церковном хоре. Из церкви шли в трапезную, и пока опричники ели, царь стоял возле них.
Оставшиеся яства опричники собирали со стола и раздавали нищим при выходе из трапезной. Слезами покаяния Грозный, желая быть почитателем святых подвижников, учителей покаяния, хотел смыть и выжечь грехи свои и своих соратников, питая уверенность, что и страшные жестокие деяния вершатся им ко благу России и торжеству Православия. Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией, возмущало святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земного и небесного, служения креста и служения меча. Тем более, что святой Филипп видел, как много нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников. Были среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении. Попущением Божиим история часто делается руками нечестивцев, и как бы ни желал Грозный обелить пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и изуверами, взывала к небу. Святитель Филипп решился противостать Грозному.
А в заступнике тогда нуждались многие. Начинается самая мрачная страница правления Ивана Грозного. Царь создаёт особую систему управления - опричнину. Внешним отличием опричников служат собачья голова и метла, прикреплённые к седлу, в знак того, что они грызут и выметают изменников. Из опричников Грозный формирует подобие монашеского братства. Вместе они посещают богослужения, молятся, поют в церковном хоре. И так же вместе пируют, пытают и казнят обвинённых в измене бояр. Кровь льётся рекой. И ни в ком царь не встречает противодействия. Всё это известно святителю Филиппу. Он понимает: кроме него никто не скажет правду грозному царю. Скрепя сердце, Филипп даёт согласие занять престол митрополитов Московских. Не добившись отмены опричнины, он оставляет за собой право заступаться за опальных. И поначалу его заступничество приносит плоды. Кроткие и мудрые увещевания святителя смягчают свирепый нрав Иоанна. Пытки и казни на время прекращаются, страна отдыхает от крови. Но спокойствие и тишина продолжаются недолго. Обострение отношений с Литвой и Польшей вызывает новую волну террора. Опять бесчинствуют опричники, опять Русь замирает от страха. И вновь святитель Филипп обращается к Грозному; снова и снова обличает он беззакония, которые творят опричники. Но уже не так благосклонно слушает царь митрополита. Всё чаще гневно прерывает его, а порой приходит в бешенство. Всё чаще прислушивается он к опричникам, для которых святитель становится смертельным врагом. Окончательный разрыв наступает весной 1568 года. Внезапно в храме появляется Иоанн Грозный с толпой опричников.
За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий Красуйся и радуйся Церкве Божия: се бо Царь твой прииде в правде, на жребяти седя, от детей воспеваемый: осанна в вышних! Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи ветви финиковой пальмы он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Перенесение мощей Святителя Филиппа (колычева), митрополита московского и всея россии, чудотворца. Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, из Соловецкого монастыря в Москву в 1652 году празднует Православная Церковь 16 июля 2021 года. Святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель Филипп хорошо был известен всей Церкви, он прославился еще будучи настоятелем Соловецкого монастыря, проведя строительные работы, которые до сих пор восхищают всех, кто посещает нашу Северную Фиваиду. Акафист святителю Филиппу, митрополиту Московскому и всея России чудотворцу на сайте
Федотов Георгий Петрович: Святой Филипп, митрополит Московский
Филипп пытался убедить царя прекратить репрессии, упразднить опричнину. Царь же наоборот старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Иоанн Грозный и митрополит пришли к уговору, чтобы митрополиту Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. Но волна жесточайших казней, случившаяся в 1567-1568 гг.
Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного. Малюта Скуратов убивает митрополита Филиппа. Фрагмент иконы Иноки Соловецкой обители спустя двадцать лет стали просить у царя Феодора Иоанновича тело митрополита Филиппа.
Царь Феодор исполнил просьбу соловецких иноков. По повелению царя Алексея Михайловича, 3 июля 1652 года мощи святителя Филиппа были торжественно принесены в Москву.
Уповая на помощь Божию, игумен Филипп приступил к строительству. Спасо-Преображенский собор был заложен в 1558 году.
Царь пожертвовал 1000 рублей на новый храм, а в 1559 году разрешил безпошлинный провоз соли и безпошлинную закупку разных припасов. Строительство не было завершено при игумене Филиппе, но он успел приготовить утварь, сосуды, образа, ризы, кадила, серебряные подсвечники, цветные стекла для окон, и под папертью, с северной стороны, ископал себе могилу. Близилось время, когда игумен Филипп должен был навсегда покинуть Соловецкую обитель и взойти к высокому служению митрополита Всея Руси. Не только в самой обители проявились благие плоды его трудов.
В монастырских волостях он входил во все нужды крестьян, вплоть до того, что из монастыря отпускали дрова для варки соли в деревнях. Игумен сам указывал, какие работы когда проводить, и какими семенами засевать поля. Наиболее вредные пороки - пьянство и игра в зернь - были им запрещены, под угрозою изгнания из монастырских волостей. Более всего игумен Филипп уделял внимание духовной жизни братии.
Четверо подвижников, подвизавшихся в обители во времена игуменства святителя Филиппа, прославлены Церковью - преподобные Вассиан и Иона Пертоминские и миряне Иоанн и Лонгин Яренгские. Внимание Иоанна Грозного к обители было связано и с тем, что он благоволил лично игумену Филиппу. Царь неоднократно призывал его в Москву. В 1566 году игумен Филипп был вызван особой грамотой "духовного ради совета".
Игумену шел уже 60-й год. Свой путь в столицу он направил через Новгород. Граждане города просили его быть заступником перед царем, зная о гневе Грозного. Царь объявил игумену Филиппу, что по его державной воле и соборному избранию ему должно быть митрополитом.
Игумен просил Грозного не разлучать его с пустынной обителью. Иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам уговорить Филиппа. Соловецкий игумен согласился принять этот сан лишь с условием, что будет уничтожена опричнина. При дворе Иоанна Филиппа встретили враждебно.
Грозный не выказывал еще гнева, но в особой грамоте повелел "архиепископам и епископам сказать Филиппу, чтобы он отложил свое требование, не вступался бы в дела двора и опричнины". Игумен Филипп был вынужден уступить царской воле. Святитель Филипп был посвящен в митрополита Московского и Всея Руси 25 июля ст. Сам царь казался растроганным миролюбивой речью митрополита.
Приняв на себя бремя правления, святитель Филипп "как бы не отлучался духом от своей возлюбленной пустыни". Он постоянно помнил о соловецкой братии и с радостью принимал приезжавших из монастыря. На дворе митрополии он выстроил храм в честь Соловецких Чудотворцев. В 1568 году им было отдано распоряжение об окончании озера, которое не было закончено в его бытность в Соловках.
В январе 1567 года царь переехал из Кремля в свой укрепленный дворец среди опричников и был уже совершенно в руках у этих извергов. Среди общего безмолвия, все ожидали, что раздастся единственный спасительный голос Филиппа". Митрополит обратился к епископам, но "единодушия между ними не оказалось". Святитель Филипп не устрашился и без помощников вступить в подвиг.
Сначала наедине, потом в собраниях он стал обличать царя. Грешно не возбранять согрешающим, но зачем разделять единство державы! Ты поставлен от Бога судить людей Божиих в правду, а не представлять из себя мучителя. Обличи тех, кто неправо говорит пред тобою...
После таких встреч царь бывал мрачен и задумчив. Малюта Скуратов и Василий Грязной умели пользоваться таким настроением и еще более разжигали его гнев на праведные слова. Святитель Филипп с твердостию утешал и ободрял скорбных. А я радуюсь, что могу пострадать за вас: вы - мой ответ пред Богом, вы - венец мой от Господа.
Если вам нужна молитвенная помощь, подайте записку о нуждах через службу «Елицы Записки». Благое житие святого Филиппа Колычева Родился будущий святитель, митрополит Московский в 1507 году в знатной боярской семье Колычевых. С ранних лет отец готовил его к государственному служению, уповая на ратный дух. Мать воспитывала сына в благочестии и искренней вере. С самого детства мальчик почитал Священное Писание, изучал святоотеческие произведения, на которых основывалось русское просвещение тех времен. До тридцати лет святитель, известный в миру под именем Федора, служил при великокняжеском дворе. Здесь он познакомился с князем Иваном, который впоследствии стал первым русским царем — Иоанном Грозным. У юноши, будущего митрополита Московского, были блестящие перспективы и карьерные возможности, но придворная жизнь и государственная деятельность его не прельщали. Кроткое сердце его стремилось посвятить жизнь Граду Небесному.
Однажды на Божественной литургии он услышал слова, которые стали судьбоносными: «Двум господам никто не может служить». После этого святой помолился и тайно покинул Москву, даже не попрощавшись с родителями. Он пошел на Онежское озеро, а затем достиг Соловецкого монастыря. Служение на Соловках Тридцатилетнему послушнику пришлось преодолевать немало тяжелых испытаний на новом месте. Он копал землю, рубил дрова, работал мельником и монастырским кузнецом. Через послушнические труды он решил принять постриг с именем Филипп. Спустя восемь лет святитель стал игуменом Соловецкой обители. Иногда он удалялся в пустынное место, подальше от Соловецкого монастыря, чтобы совершать молитвы. Эту глухую местность впоследствии прозвали Филипповой пустыней.
Григорий же после этого принял монашеский постриг. Отроч монастырь стал одним из крупнейших тверских монастырей, в нём велось тверское летописание Тверской летописный свод 1305 года , была написана «Повесть о Михаиле Тверском» и предположительно «Повесть о Тверском Отроче монастыре». В 1531 году в монастырь был сослан преподобный Максим Грек, который провёл в его стенах 20 лет. Во время заключения им были написаны многочисленные богословские труды, в том числе «Слово о неизглаголанном Божьем промысле», «Слово душеполезно» и «Слово о покаянии». В Отроч монастырь после своего изгнания с московской кафедры был сослан митрополит Филипп Колычёв. Во время новгородского похода в 1569 году царь направил в монастырь к Филиппу Малюту Скуратова попросить у него благословения на поход.
Митрополит Филипп Московский: житие, борьба с опричниной и конфликт с Иваном Грозным
У каждого члена Церкви есть право высказываться по любым вопросам, в том числе политическим, участвовать в избрании различных должностных лиц, а Церковь как институт, единственный в нашей стране, объединяет всех. В Церкви могут найти место люди разных политических убеждений, и правые, и левые, при одном только условии: эти взгляды не должны приносить зла другим, не должны нарушать мир, покой и благоденствие Отечества и не должны нести смуту внутрицерковную», — подчеркнул Предстоятель. Потому что всякое участие в такого рода действиях влечет за собой разделение людей, а Церковь призвана соединять всех вне зависимости от политических убеждений, от национальности, от историософских взглядов и т. Церковь — это мать, и двери храма открыты для всех. Именно как таковая Церковь и представляет особое значение для жизни народа, а в определенном смысле — и для жизни государства. Вот и сегодня хорошо известно, как с разных сторон — и из-за рубежа, и из самой России — стараются повлиять на Церковь, чтобы она заняла ту или иную политическую позицию, кого-то осудила, кого-то поддержала. Чаще всего эти требования связаны с политическими симпатиями и антипатиями тех, кто обращается к Церкви с подобными предложениями.
Всем тем, кто поступает так, мы вновь и вновь скажем: Церковь старше, чем государство, и Церковь всегда со своим народом. Главная миссия Церкви заключается в спасении человека. А что происходит в сердце спасающегося? Оттуда исторгаются грех, злоба, коварство — все то, что, преломляясь в политике, наносит колоссальный вред государству и народу.
Радуйся, благоговейныя матере твоея верный и послушный сыне и друже. Радуйся, старцы и старицы добре почитавый. Радуйся, нищия и убогия зело возлюбивый.
Радуйся, юношеских похотей победителю. Радуйся, целомудрия рачителю. Радуйся, церковных песен и Божественныя псалтири усердный любителю. Радуйся, песен срамных, смехотворства и безчинства злаго нелицемерный презрителю. Радуйся, всякую буесть юности отгнавый. Радуйся, мудрость Евангельскую возлюбивый. Радуйся, всех добродетелей вместилище.
Радуйся, благодати Божия искренний причастниче. Кондак 3 Силою благодати Божия влекомь, всем сердцем познал еси, угодниче Божий, суету жизни мира сего: того ради внимание к себе царево видя и общение со избранными слугами того имея, услады душевныя в сих мирских прелестех не обретал еси, но об иноческом житии в сердце твоем помышляя, молился еси о благодатней небесней помощи, и тую в себе ощутив, благодетелю Богу радостно взывал еси: Аллилуиа. Икос 3 Имея возраст совершен, услышал еси, преподобне отче, в храме Божием словеса Господа не можете Богу работати и мамоне Мф. Таковому твоему послушанию гласу Господа дивящеся, сице восхваляем тя: Радуйся, по завету Господа мир и вся, яже в мире, презревый. Радуйся, крест Христов на рамена твоя с веселием возложивый. Радуйся, путь тесный к Царствию Небесному избравый. Радуйся, узкими враты за Господем последовавый.
Радуйся, богатство мира сего возненавидевый. Радуйся, Христовой нищете себе смиренно покоривый. Радуйся, Господа и Спасителя паче родителей и дома твоего возлюбивый. Радуйся, царя земнаго оставивый, да Царю Небесному всего себе поработиши. Радуйся, добрый странниче ко Отечеству Небесному. Радуйся, безбоязненный путниче к морю-окиану ледовитому. Радуйся, земный ангеле.
Радуйся, небесный человече. Кондак 4 Буря смущений найде на тя, святителю Христов, егда Господь, испытуяй любящия Своя, не попусти тя дойти до Лавры Соловецкия, но остави тя в пределах земли Новгородския, у езера Онежского, идеже, в веси Киже, прилепился еси ко единому от житель страны тоя пасти овцы его. Но в сих напастех ты, угодниче Божий, унынию не вдался еси, радостно же вся Господа ради терпевый. Умильно взывал еси, овцы господина твоего пасый, истинному Пастырю Христу ангельскую песнь: Аллилуиа. Икос 4 Слышаны быша на езере Онежском подвиги иноков обители Соловецкия, и паки, аки огнь, возгореся желание твое, святителю Филиппе, в сей святей обители во славу Божию потрудитися. Таже, оставль Кижу, устремился еси на оток Соловецкий, идеже никим же знаемь, паче же высокородие твое скрывая, смиренныя ради мольбы твоея принят был еси во обитель, да послушание твое Господеви истинно явиши. И послушник быв, вся повеленная тебе во обители радостно творил еси и своея воли вседушно отреклся еси.
Сего ради в похвалу тебе сице глаголем: Радуйся, кроткий и смиренный послушниче обители Соловецкия. Радуйся, повеления игумена и старцев, яко веления Самого Господа, исполнявый. Радуйся, сечением дров во обители смирение стяжавый. Радуйся, земли копанием и камения ношением плоть свою обручивый. Радуйся, аки вторый Дамаскин, скаредныя места очищавый. Радуйся, всякие тягчайшия работы радостно исполнявый. Радуйся, яко биемь бываем, никакоже злом за зло воздавал еси.
Радуйся, яко многия обиды и уничижения благодушно претерпевал еси. Радуйся, Христовых заповедей добрый исполнителю. Радуйся, церковных заветов усердный хранителю. Радуйся, терпения учителю. Радуйся, смиренномудрия наставниче. Кондак 5 Богомыслие пустынное ко святому послушанию приложил еси, отче наш Филиппе, сего ради игумен обители радостно по благому твоему хотению сопричисли тя ко избранному стаду иноков Соловецких и твой постриг во инока соверши; ты же, со страхом и трепетом обеты иночества изрекая, о содействии благодати Божия молился еси и со слезами великого умиления взывал еси Господу: Аллилуиа. Икос 5 Видеша игумен и братия обители Соловецкия в тебе воистину избранный сосуд Божия благодати: ангельский бо чин восприяв, великих подвигов твоих не оставил еси, преподобне, но всяко смиряя себе, носил еси дрова и воду, огнь возгнешал еси, в поварне и пекарне прилежно трудился еси, вкупе же паче прежняго в молитве и прочих духовных трудех ходил еси.
Егда же иноцы обители начаша восхваляти тя блаженне, ты сея славы людския не стерпел еси, но оставль обитель, удалился еси на том же отоце во едино пусто место. И тамо денно и нощно не едино лето в молитве, чтении Слова Божия и богомыслии пребывал еси. За таковыя твоя во славу Господа подвиги восхваляем тя усердно: Радуйся, истинного монашеского жития великий образе. Радуйся, иноческих обетов пламенный исполнителю. Радуйся, дневными и нощными подвигами плоть твою всецело духови покоривый. Радуйся, молитве Иисусовой усердно прилежавый. Радуйся, умную молитву от Господа стяжавый.
Радуйся, древним восточным подвижником искренний подражателю. Радуйся, токмо в молитве ко Господу все утешение полагавый. Радуйся, сладостным общением с Господом в пустыни дух твой питавый. Радуйся, Божия Матере любимиче. Радуйся, Ангелов собеседниче. Радуйся, наше верное прибежище. Радуйся, наше светлое упование.
Кондак 6 Проповедник словом и делом чистаго и святаго монашеского жития был еси, святителю Филиппе, сего ради игумен, престарелый в летех, вкупе с братиею обители умоли твое смирение прияти высокое звание иноков начальника и священства, да водимая тобою святая обитель яко яркий светильник всея Руси православныя явится, да иноцы и мирстии людие, молящиеся в ней, возрастают от силы в силу, воспевая Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия светом велиим обитель Соловецкая, егда святитель Филипп, гласу Божию повинуяся, восприял бремя тяжкое игуменства монастырского. Святый игумен, по заповеди Господа, себе самого яко слугу всех вмени, телесным бо трудом и молитвенным подвигом паче прежняго себе предавая, Христоподражательным своим нравом и иноческим житием братию без слова пленяше, таже чин церковного богослужения исправляше и о благоукрашении святыя обители попечение имеяше. Воспоминающе убо славные труды сего дивнаго игумена, восхваляем его тако: Радуйся, Соловецкия обители мудрый управителю. Радуйся, братии обители кроткий и смиренный начальниче. Радуйся, о вечном спасении братии слезно ко Господу взывавый. Радуйся, скорби и радости иноков в сердце твоем не тесно вмещавый.
Радуйся, яко поучения инокам усердно вещал еси. Радуйся, яко Евангельския законы в сердца их глубоце внедрял еси. Радуйся, добрым иноком сугубую честь воздававый. Радуйся, строптивыя и нерадивыя иноки судом Божиим вразумлявый. Радуйся, Христовыя любве и небеснаго мира усердный благовестниче. Радуйся, вечныя правды Христовы твердый поборниче. Радуйся, иноческих уставов ревнителю.
Радуйся, красоты церковных служб рачителю. Кондак 7 Хотящих честне изобразити чудныя дела игуменства твоего вразуми, святителю Филиппе: недоумеет бо язык человеческий изрещи достойныя хвалы денным и нощным трудам твоим: твоему о благоукрашении обители попечению, твоему уставом церковным послушанию, твоим слезам молитвенным, твоим воздыханием сердечным, твоему пустынному уединению. Обаче в толиких безмерных трудех твоих силу благодари Божественныя видяще, усердно вопием щедродателю Господу Богу ангельскую песнь: Аллилуиа. Икос 7 Новый Зосима явился еси обители твоей, святителю Филиппе. Всею душею твоею живя в Господе, присно в молитве пребывая, слезами умиления покрывая ложе твое, ты, святителю великий, не забыл еси и великого дела домовного строительства: новые храмы и скиты воздвигал еси, блатныя места осушал еси, пути по отоку Соловецкому исправлял еси, братския домы, больницы и прочия строения обители созидал еси. Таковому твоему доброделанию дивящеся, тако похваляем тя: Радуйся, преподобному Савватию в молитве и духовнем делании подобный. Радуйся, по домовому строительству и во игуменстве великому Зосиме равный.
Радуйся, преподобному Герману в твердей вере и светлем на Господа уповании подражавый. Радуйся, добродетели всех Соловецких подвижников усвоивый. Радуйся, пустыни твоего имене и скитов обители основателю. Радуйся, пресныя воды Соловецких источников во единем Святем езере совокупивый. Радуйся, в красотах севернаго неба славу Премудраго Творца вселенной умильно созерцавый. Радуйся, всякую пядь земли отоков Соловецких твоими честными стопами освятивый. Радуйся, чащи лесныя и брега морския слезами умиления обильно орошавый.
Радуйся, пред Богом молитвенниче наш усердный. Кондак 8 Странник безвестен и проситель смиренный иноческого послушания у врат обители Соловецкия явился еси, Филииппе, но како духовных твоих доблестей ради содеяся славно имя твое блаженнее, град бо Москва и вся Русь православная познаша в тебе яве добродетелей твоих светлость и молитв твоих силу; сего ради и был еси вождь духовен всея Руси святыя и всех, спасения ищущих, во еже взывати Господу: Аллилуиа. Икос 8 Всею душею и телом обители преподобных Зосимы и Савватия поработал еси, отче преподобне, сего ради о нуждах обители сея зело прилежал еси и о сих царя Иоанна Грознаго извещал еси. Грозный же царь, юношеския дружбы твоея и подвигов твоих иноческих ради щедро обители твоей снабдение творяще, подражающе же ему, и прочии града Москвы обитателие от трудов твоих обители прилежаху, и к молитвенному твоему заступлению притекающе, тако прославляху тя: Радуйся, от царских чертогов до иноческия нищеты нисшедый. Радуйся, честь земную на богатство неоскудевающее пременивый. Радуйся, Божественныя литургии пламенный совершителю. Радуйся, слова Божия усердный изъяснителю.
Радуйся, иноческими подвигами твоими родительницу твою возвеселивый и житием твоим ко иночестей жизни склонивый. Радуйся, нужды отечества твоего земнаго в сердце твоем имевый и о них пред Богом слезы источивый. Радуйся, мирских людей наставниче. Радуйся, столпе православия непоколебимый. Радуйся, истины поборниче неодоленный. Радуйся, утешение всех скорбящих. Радуйся, отрадо к твоей помощи всех прибегающих.
Кондак 9 Всяк возраст и чин града Москвы зело возрадовася, егда изыде весть о приятии тобою, смиренным игуменом Соловецким, чести и сана первосвятителя Церкви Российския. Ведомо бо бе людем русским и прежнее твое к царю приближение, и царское твоих иноческих подвигов почитание. Сего ради упованием светлым сердца их исполнишася: новый бо первосвятитель истинный и мощный печальник и заступник пред Грозным царем о всех обидимых и правды ради гонимых восстанет, и в сей великой радости и надежде возгласиша Благодателю всех Богу благодарственно хвалебную песнь: Аллилуиа.
Послание оканчивалось словами, в которых ясно виден душевный стержень святителя: «А я вас благословляю и много челом бью… Бога ради, живите любовно». Отказ в благословении Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного.
Турлыгин, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. Врубеля В 1567 году, расследуя дело конюшего И. Федорова, одного из первых лиц в государстве, царь применил массовые казни. Репрессиям подверглось множество людей невинных — вельмож, их слуг, членов семей, крестьян. Московская Русь такой крови не знала, жестокий террор не был ее политической традицией.
Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «…я начал просить государя, чтобы он отступил от такого неугодного начинания. Не добившись своего, митрополит обличает опричников прилюдно: «Мы приносим жертву Господу чистую и бескровную за спасение людей, а за алтарем неповинно кровь льется христианская и люди напрасно умирают! Оклеветан и убит «Митрополит Филипп 1507-1569 и Малюта Скуратов». Неврев, 1898 Царь не ожидал от митрополита Филиппа столь твердого и публичного противостояния. Прилюдное осуждение невинных убийств, призыв к милосердию вызвали ярость.
Царь отдает приказ схватить митрополита и отдать главу Русской церкви под суд. Архиерейские одежды были сорваны с митрополита Филиппа прямо в храме, во время богослужения, и заменены на рваную рясу. Некоторые иерархи противилось суду, а когда, под давлением царя, первоиерарха Русской Церкви митрополита Филиппа на основе клеветнических показаний все-таки признали виновным в «порочной жизни», они не позволили его сжечь, как было положено по канонам за такое преступление. Смертная казнь была заменена ссылкой в тверской Отроч монастырь. Но месть Ивана Грозного, не сумевшего добиться прилюдной казни для Филиппа, не замедлила.
В монастырь тайно приехал опричник Малюта Скуратов-Бельский, личный убийца Ивана Грозного, и умертвил святителя.
Спустя восемь лет святитель стал игуменом Соловецкой обители. Иногда он удалялся в пустынное место, подальше от Соловецкого монастыря, чтобы совершать молитвы.
Эту глухую местность впоследствии прозвали Филипповой пустыней. Хозяйственные и религиозные достижения Игумен за время своей деятельности сделал храм великим культурным и промышленным центром Руси. Подвижник показал себя образцовым хозяином с большой энергией и предприимчивым умом.
На островах он воздвиг хозяйственные постройки, усовершенствовал промыслы. В поморских вотчинах появились соляные варницы, был прокопан пруд и проведено осушение болот для пополнения запасов пресной воды. Монастырь всегда был обеспечен скотом благодаря увеличению пастбищ, у жителей появилось молоко и масло.
Ветряные мельницы избавили монахов от необходимости молоть зерно вручную, а соляные и рыболовные промыслы стали снабжать солью и рыбой все русские земли. Так проходило житие служителя церкви на Соловках. Святитель сам помогал строить величественные сооружения, закладывал стены, а под папертью храма Преображения Господня он подготовил себе могилу, рассчитывая, что закончит свои дни в этом месте.
Но все сложилось иначе. Новые испытания и окончание жизненного пути Когда игумен Колычев посетил Москву, Иван Васильевич увидел в подвижнике духовную опору, которая нужна была ему в начавшемся противостоянии с боярами. Царь настоял на возведении Филиппа на престол московских первосвятителей.
В скором времени государственный правитель стал производить жестокие казни и пытки из-за писем польского короля к боярам. Гонимые искали защиты у митрополита. Тогда Филипп Московский обратился к царю с просьбой исполнить право «печалования» - защиты невинных от устраиваемых жестокостей.
В речи он напомнил царю, что тот сам просит Бога простить грехи, а других прощать не желает.
Церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского
Святитель Филипп (1507-1569), бывший митрополитом Московским и всея Руси с 1566 по 1568 гг., одна из самых трагических фигур истории России и Русской Православной Церкви. Так же митрополита Московского можно увидеть среди других святителей на иконах соборов святых. Сегодня Православная Церковь празднует память перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца. Святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский. Филипп долго отказывался становиться предстоятелем Русской Церкви: духовной близости с царем он не чувствовал — он все пытался убедить Ивана уничтожить опричнину.