Том 4 Четвертый том войны и мира охватывает события Отечественной войны второй половины 1812 года, а также мирную жизнь главных героев в Москве, Петербурге и Воронеже. Испытание войной проходят все главные герои романа «Война и мир», проявляя лучшие свои кА. Впервые Наполеон как персонаж «Войны и мира» появляется в главах, посвященных Аустерлицкому сражению; сначала его описывает повествователь, затем мы видим его с точки зрения князя Андрея.
Сколько героев в войне и мире
Селфи, яжематери и другие современные явления в романе «Война и мир» | Онлайн-журнал Эксмо | произведение с огромным количеством персонажей, их насчитывается более 500. |
Порядок персонажей «Войны и мира» по внешнему виду - War and Peace characters order by appearance | Сколько героев в войне и мире. Война и мир сериал 2016 кит Коннор. |
Герои "войны" и герои "мира"? | Воспитание. Образование. Развитие. | Дзен | Старший из центральных персонажей «Войны и мира», в отличие от остальных, не имеет конкретного прототипа — однако нельзя сказать, что Л. Н. Толстой полностью его выдумал. |
"Война и мир" в цифрах и фактах. Для тех, кто так и не осилил роман | Полный список персонажей в романе «Война и мир». |
Лев Толстой. «Война и мир»: создание романа и персонажи | Любимый персонаж толстого в романе война и мир о котором он рассказывал в письме. В «Войне и мире» герои романа – представители высшего сословия Москвы и Петербурга. |
«Война и мир»
Тегитолстой война и мир главные герои, кто из перечисленных героев романа толстого война и мир не является истинным патриотом россии, как толстой срывает маски со своих героев в романе война и мир, сколько лев толстой писал войну и мир, сколько персонажей в романе. Сколько персонажей в «Войне и мире» всего. В целом в «Войне и мире» нет ни одного по настоящему положительного героя — все совершают ошибки. Том 4 Четвертый том войны и мира охватывает события Отечественной войны второй половины 1812 года, а также мирную жизнь главных героев в Москве, Петербурге и Воронеже.
Другие работы автора
- Написание книги
- Сколько героев насчитывает роман «Война и мир»?
- Порядок персонажей «Войны и мира» по внешнему виду
- Сколько всего томов в войне и мире?
- Откройте свой Мир!
- Новая викторина - каждый день!
Возрастные парадоксы в романе-эпопеи «Война и мир»
В начале романа ему около 20 лет. Гусар, командир эскадрона. Участник Шенграбенского, Аустерлицкого сражений, боя под Островно. Его первая любовь — Соня. Муж княжны Марьи Болконской, отец 4 детей, в отставке — хороший помещик. Петя Ростов Граф, младший сын Ростовых. В начале романа ему 9 лет. Идет добровольцем на войну.
Участник боя под Вязьмой. Погиб в 16 лет в составе группы партизан. Глава дружной любящей семьи, патриот, монархист. Пережила смерть Пети, мужа, разорение. Николай Болконский Князь, отец Андрея и Марьи. Генерал-аншеф в отставке, друг Кутузова, глава местного ополчения. Христианка, воспитательница племянника Николеньки.
Живет в его семье, подруга Наташи. В начале романа ей 15 лет. Сирота, бесприданница. Любит Николая Ростова, замуж не выходит. Развратная красавица. Умерла после попытки аборта. Федор Долохов — офицер, который не раз был разжалован, герой, партизан.
Не богат, картежник, хотел жениться на Соне, но получил отказ. Василий Денисов — командир Николая Ростова, его друг.
Наталья Ростова — жена графа Ростова, умеющая вести себя в высшем обществе.
Чрезмерно любит свою семью, но слишком расчётлива. Это можно заметить в эпизодах, посвященных женитьбе Николая на Соне. Свадьбу женщина стремится расстроить, потому что для экономического положения семьи невеста невыгодна.
Николай Ростов — старший сын Ростовых, открытый и добросовестный юноша. В начале романа юноша создает о себе впечатление человека, жаждущего воинской славы. После участия в нескольких войнах герой осознаёт, насколько бессмысленна война.
Личное счастье Николай обретает в браке с Марьей Болконской. Соня Ростова — племянница графа Ростова, тихая и здравомыслящая девушка. Отвергает Долохова, потому что любит Николая, но когда узнаёт о его влюблённости к Марье, отпускает, так как не хочет мешать счастью любимого.
Николай Андреевич Болконский — отставной генерал-аншеф, гордый и грозный мужчина, который любит своих детей, но не демонстрирует этого. Марья Болконская — некрасивая женщина с большими выразительными глазами, которые поразили Николая Ростова. Элен Курагина — первая жена Пьера.
Яркая женщина, любящая мужское окружение. Анатоль Курагин — брат Элен, он был, как и сестра, знаменит в высшем обществе. Жил так, как хотел, устраивал пьянки.
Собирался похитить Наташу Ростову, чтобы обвенчаться с ней. На тот момент он был женат. Фёдор Долохов — лидер партизанского движения, эгоистичен и циничен.
Всех впечатляет то, что дома с родными он становится абсолютно другим человеком. Часть первая Эпилог англ. Его главной целью является побуждение читателя к размышлениям на серьёзную тему войны.
Эпилог состоит из двух частей. В первой идут рассуждения о войне 1812 года и истории императоров Александра Первого и Наполеона Бонапарта. Рассуждения о войне Пролог начинается с мыслей Толстого о последствиях войны 1812 года.
Затем автор порицает критику «учёных», направленную на действия Александра 1, так как они не вдавались в подробности воспитания и окружения императора. Они думали только научными критериями, не обращая внимания на человеческий фактор, благодаря которому жизнь остаётся жизнью. Во второй главе Лев Николаевич рассуждает о неизвестных целях двух сторон конфликта, а также о понятиях «случай» и «гений» и о том, что по факту они не дают никакого объяснения действиям.
Только если отречься от первоначальных мыслей и признать недоступность конечной цели, можно понять целесообразность и последовательность поступков исторических личностей в Отечественной войне. Далее литератор описывает планы европейских народов, их движения, цели и методы решения проблемы. План действия, по мнению автора, был таким: Собрать общину в достаточном количестве, чтобы ее не смогли разгромить несогласные с идеологией группы людей.
Чтобы их цели в процессе противостояния не изменились. Выбрать лицо, которое будет ответственно за их деяния. Этим лицом был Бонапарт — человек, воспитанный обществом, принявший все его привычки и действующий под его властью.
Он был слишком труслив, чтобы противостоять идеям народа. По мнению автора, Бонапарт был жалок, а все его действия были глупыми. В четвёртой главе время для необычной и роковой роли, отведённой Наполеону, наступило.
Он достиг своей цели со всеми возможными и невозможными исходами для мира, поэтому стал больше не нужен. Осталось только понести наказание за содеянное. Затем рассматривается роль Александра 1.
У него она диаметрально противоположна, чем у Бонапарта. Ему показать справедливость, но не в мелочах: «Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдалённое, не затемнённое мелочными интересами; преобладание высоты нравственной над сотоварищами — государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; личное оскорбление против Наполеона».
Брак для них — только выгодная сделка семья Курагиных, бездетная Шерер, Наполеон с портретом сына. У любимых героев отношения в семье построены на любви и самоотдаче семьи Ростовых и Болконских.
Нелюбимые герои оторваны от природы — у любимых с нею тесная связь вспомним небо и дуб князя Андрея, Наташу в Отрадном, сцену охоты, небо для Пьера в плену.
Он также подробно рисует второстепенные персонажи, которые тоже играют важную роль в сюжете и общественном контексте. Некоторые из них - приятели, родственники или слуги основных героев, в то время как другие представляют различные социальные слои общества. Итак, сколько же всего героев в "Войне и Мире"? Число 580 не является окончательным, так как разные источники могут приводить немного разные цифры.
Тем не менее, это число позволяет нам понять масштаб и сложность произведения. Благодаря многообразию персонажей, Лев Толстой создал роман, который пронизан глубоким пониманием человеческой природы и является неотъемлемой частью литературного наследия.
Сколько действующих лиц в романе «Война и мир»?
Героиня выходит за Николая Ростова и становится "графиней Марьей". Так Толстой показывает вхождение Болконской в семью Ростовых. Княжна Марья Популярность имени "Марья" в русских текстах с 1800 - 2012 Толстой выбирает нерусский вариант имени "Елена", чтобы подчеркнуть расчётливость и абсолютную "светскость" героини. Героиня выходит замуж за Пьера и получает титул "графиня Безухова", такой вариант её имени появляется достаточно часто. Для Элен важен её статус и её титул, именно он определяет её. Напротив, Наташу, которая получила такой же титул в конце романа, называют "графиня Безухова" лишь однажды. Элен Графиня Безухова Популярность имени "Элен" в русских текстах с 1800 - 2012 Чаще всего персонажа называют по имени на французский манер. Его не зовут по имени и отчеству, не указывают его титул.
Он привык всем нравиться, не испытывая ничего серьезного в ответ. После этого происшествия, герой был вынужден бежать из Москвы и скрываться от князя Андрея, который желал вызвать на дуэль соблазнителя своей невесты. Последний раз они видятся в лазарете, после Бородинского сражения. Андрей Болконский Это один из главных героев романа, сын князя Болконского, родной брат княжны Марьи. В начале романа мы видим Б. Он презирает людей высшего света, несчастлив в браке и не уважает свою хорошенькую жену. Этот герой переживает большие духовные перемены. Сначала мы видим, что его кумиром является Наполеон, которого он считает великим человеком. Там он сражается наравне со всеми солдатами, проявляет большую храбрость, хладнокровие, рассудительность. Участвует в Шенграбенском сражении. Этот момент крайне важен, потому что именно тогда началось духовное перерождение героя. Лежа недвижим и видя над собой спокойное и вечное небо Аустерлица, Б. Он осознал, что на самом деле в жизни должны быть совсем иные ценности, чем те, что у него были до сих пор. Все подвиги, слава не имеют значения. Есть лишь это огромное и вечное небо. В этом же эпизоде Б. Его жена умирает при родах, но ребенок выживает. Герой потрясен смертью жены и чувствует свою вину перед ней. Он решает больше не служить, поселяется в Богучарове, занимается хозяйством, воспитанием сына, читает много книг. Во время поездки в Петербург Б. В нем пробуждается глубокое чувство, герои решают пожениться. Отец Б. После измены невесты он возвращается в армию под руководство Кутузова. Во время Бородинского сражения смертельно ранен. Случайно он покидает Москву в обозе Ростовых. Перед смертью он прощает Наташу и понимает истинный смысл любви. Ее отношение к какому-либо человеку или событию полностью зависит от последних политических, придворных или светских соображений. Она дружна с князем Василием. В 1812 году ее салон демонстрирует ложный патриотизм, едя щи и штрафуя за французскую речь. Багратион Это реальное историческое лицо , один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 года, носит титул князя. Толстой говорит, что Б. В романе мы в основном видим его командующим Шенграбенским сражением, которого Кутузов благословил на спасение армии. Просто присутствие Б. Его все любят и уважают за решительность и отвагу. Во время самого решительного момента сражения Б. Во время Аустерлицкого сражения Б. Он один отбивал неприятеля, который был явно вдвое сильнее, а потом, при отступлении, вывел с поля боя свою колонну нерасстроенной. Толстой отмечает, что когда давался обед в честь Б. Немец, сначала жених, а потом и муж Веры Ростовой. Это "свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный". В начале произведения Б. Он точен, спокоен, учтив, но очень эгоистичен и скуп. Любит и может разговаривать только о себе и своих успехах. Окружающие посмеиваются над ним, он чужой в доме Ростовых. Им непонятны его расчетливость, скупость. Этот герой явно неприятен и чужд самому Толстому. С детства воспитывался и долго жил в доме Ростовых, которым приходился родственником. Внешне это "высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица". Так, князь Василий находит ему место в гвардии. Спустя время становится любовником Элен. В 1809 году вновь встречает Наташу и увлекается ею, даже думает на ней жениться. Но это помешало бы его карьере. Поэтому Б. В конце концов он женится на Жюли Карагиной. Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост. Отношение ко всем окружающим у князя В. Автор показывает своего героя "в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица", с "надушенной и сияющей лысиной". Но, когда он улыбался, в его улыбке было "что-то неожиданно грубое и неприятное". Специально князь В. Он просто пользуется людьми и обстоятельствами для осуществления своих планов. Герой считает себя образцовым отцом, он делает все возможное, чтобы устроить будущее своих детей. Он пытается женить своего сына Анатоля на богатой княжне Марье Болконской. После смерти старого князя Безухова и получения Пьером огромного наследства, В. Князь В. Очень добродушный, щедрый человек, любящий жизнь и не очень умеющий рассчитывать свои средства. Граф привык жить на широкую ногу, и тогда, когда средства уже не позволяют этого, постепенно разоряет свою семью, от чего сильно мучается. При выезде из Москвы именно Р. Так он наносит один из последних ударов по бюджету семьи. Гибель сына Пети окончательно сломила графа, он оживает лишь тогда, когда готовит свадьбу для Наташи и Пьера. В том же году Р. Графиня Ростова Жена графа Ростова, "женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми... Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение". Известие у смерти младшего и любимого сына Пети едва не сводит ее с ума. Она привыкла к роскоши и выполнению малейших капризов, и требует этого после смерти своего мужа. Автор описывает Федора Долохова так: "Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица". Этот герой небогат, но умеет поставить себя так, что все вокруг уважают и побаиваются его. Он любит развлекаться, причем достаточно странным и порой жестоким способом. За один случай издевательства над квартальным, Д. Но во время военных действий вновь обрел свой чин офицера. Это умный, храбрый и хладнокровный человек. Он не боится смерти, слывет злым человеком , скрывает свою нежную любовь к матери. На самом деле Д. Он разделяет людей на вредных и полезных, видит вокруг себя в основном вредных и готов от них избавиться, если они вдруг встанут на его дороге. Капитан Тушин Это штабс-капитан, герой Шенграбенского сражения. Этот герой робеет перед начальством, чувствует себя виноватым, маленьким. Накануне сражения Т. Но во время сражения герой преображается. Он чувствует себя "огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра". Батарея Т. Во время сражения штабс-капитан уже не боится смерти или ранений, ему становится все веселее и веселее, солдаты слушаются его как дети. Солдаты чудом выживают благодаря героизму Т. Княжна М. Она часто принимает у себя всевозможных богомольцев, странников. У нее нет близких друзей, она живет под гнетом отца, которого любит, но невероятно боится. Старый князь Болконский отличался скверным характером, М. Всю свою любовь она отдает отцу, брату Андрею и его сыну, пытаясь заменить маленькому Николеньке умершую мать. Жизнь М. Именно он увидел все богатство и красоту ее души. Они женятся, М. Блестящая петербургская красавица с « неизменяющейся улыбкой», белыми полными плечами, глянцевитыми волосами и прекрасным станом. В ней не было заметно кокетства, как будто ей совестно было «за свою несомненно и слишком сильно и победительно действующую красоту». Она умеет быть молчаливо-достойна в свете, производя впечатление тактичной и умной женщины, что в соединении с красотой обеспе- чивает ей постоянный успех. Выйдя замуж за Пьера Безухова, героиня обнаруживает перед своим мужем не только ограниченность ума, грубость мысли и вульгарность, но и циничную развращенность. После разрыва с Пьером и получения от него по доверенности большой части состояния, она живет то в Петербурге, то за границей, то возвращается к мужу. Несмотря на семейный разрыв, постоянную смену любовников, в числе которых Долохов и Друбецкой, Э. В свете она делает очень большие успехи; живя одна, она становится хозяйкой дипломатического и политического салона, приобретает репутацию умной женщины. Решив перейти в католичество и обдумывая возможность развода и нового брака, запутавшись между двумя очень влиятельными высокопоставленными любовниками и покровителями, Э. Реальное историческое лицо, главнокомандующий русской армией. Для Толстого он идеал исторического деятеля и идеал человека. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое".
Во второй и третьей частях описываются военные действия во время сражения русских с французами под Аустерлицем. Русской армией управляет Кутузов и пытается сделать так, чтобы солдаты не участвовали в сражениях. Армия отступает вплоть до Аустерлица. Параллельно автор рассказывает о службе гусара Николая Ростова. Во время Шенграбенского сражения его ранят, а позже награждают орденом. Князь Андрей готовится к встрече армии Наполеона под Аустерлицем. Его задача — прославиться и принять главную роль в сражении. В итоге Наполеон наступает, а русские войска бегут. Князь Андрей вместе с батальоном бросаются навстречу врагам, его ранят, а позже отправляют к местным жителям. Том 2 Интересует «Война и мир»? Сколько томов создал писатель? Всего их четыре. Второй рассказывает о мирной жизни и изменении мировоззрения населения. После размолвки с женой Пьер уехал в Петербург и стал размышлять о смысле жизни. Случайный попутчик познакомил его с масонством, и Пьер принял веру. Члены братства призывают героя помириться с женой, но тот не готов вернуться. Позже Пьер отправился в гости к Андрею Болконскому. После возвращения с войны тот проживает в Лысых Горах и воспитывает сына. Его жена умерла при родах. Пьер заметил изменения, произошедшие с другом. Пока он гостил в Лысых Горах, смог оценить всю важность дружбы и семьи. Далее автор романа-эпопеи «Война и мир» повествует о Николае Ростове, который вернулся в полк. Он старается улучшить жизнь солдат и проведывает друзей в больнице. Вскоре Николай узнает о подписании мирного договора и задумывается о том, зачем были все эти смерти. В канун Нового года вельможи проводят бал, куда отправляются Ростовы. Наташа танцует с Андреем Болконским, а тот просит ее руки. Она соглашается, но свадьба откладывается на год. В отсутствие Андрея за Наташей начинает ухаживать Анатоль и даже собирается ее похитить. Это разрушает узы между Андреем и Наташей. Войска Наполеона наступают, и в Лысых Горах становится небезопасно. Об этом Князь Андрей сообщает отцу, но тот не желает выезжать из поместья. Начинается бомбардировка Смоленска. Старый князь до последнего защищает дом, в итоге умирает от удара. Андрей Болконский возвращается в полк. Далее описываются события Бородинского сражения, где Болконский встречается с Пьером. Во время сражения Андрея смертельно ранят, и на перевязочном пункте он видит Анатоля, которому ампутируют ногу. В это время Пьер смело сражается с французами и приходит в ужас от вида мертвых тел. Во время Бородинской битвы Наполеон приказывает показать портрет сына своей гвардии. В результате французы терпят нравственное поражение. Кутузов поддерживает боевой дух солдат, но понимает, что они не в силах защитить Москву.
Он слишком болен, чтобы путешествовать, но Мария опасается за его безопасность при приближении французов. Со слезами на глазах князь наконец выражает благодарность дочери за то, что она всю жизнь была ему предана. Прибывший местный чиновник сообщает Марии, что она должна уехать, и она возвращается в спальню, чтобы узнать, что её отец умер. Тем временем Багратион пишет военному министру, чтобы представить в лучшем свете дебош в Смоленске. Алпатыч безуспешно пытается заставить местных богучаровских крестьян переселиться в Москву. После похорон отца Мария лежит в своей спальне, пока мадемуазель Бурьен не предлагает обратиться за защитой к наступающим французским войскам. Но лошадей, чтобы увезти её, нет, а крестьяне голодают. Мария предлагает крестьянам зерно, хранящееся в Богучарово, и призывает их уйти с ней. Однако они отказываются от её предложения, думая, что она хочет обманом вернуть их в крепостное право. Николай с двумя товарищами случайно едет в Богучарово, не зная, что это резиденция Болконских. Николай застаёт там Марию, так как крестьяне не позволили ей уехать. Он быстро наводит порядок среди бунтующих крестьян. По дороге в Москву Мария думает о Николае как о своём спасителе и задаётся вопросом, любит ли она его. Николай тоже думает о женитьбе на ней, богатой наследнице и к тому же привлекательной. Андрей, призванный на службу к генералу Кутузову, встречает Денисова, теперь уже подполковника, и вспоминает наедине о Наташе, за которой ухаживал Денисов. Приезжает Кутузов, толще, чем когда-либо. Андрей приветствует Кутузова и сообщает ему о смерти князя Болконского. Денисов излагает Кутузову свой план разрыва французских коммуникаций. Андрей замечает скучающее, слегка презрительное отношение Кутузова к подчинённым ему офицерам. У себя на квартире Кутузов прерывает чтение французского романа, чтобы сердечно поговорить с Андреем о покойном старом князе Болконском и высказать разочарование в военных советниках. Андрей отказывается служить генералу в штабе. По мере приближения французов к Москве поведение москвичей становится все более легкомысленным. По всему городу читаются яростные антифранцузские публикации, а аристократы изо всех сил стараются не поддаваться привычке говорить по-французски. Жюли Друбецкая, жена Бориса, готовится к бегству. Пьер рискует разориться, чтобы финансировать свой полк, но сам не готовится к бою. Жюли дразнит Пьера, что он защищает репутацию Наташи из личных побуждений, а также сообщает ему, что Марья в городе. Пьер с тревогой понимает, что французы действительно вторгнутся в Москву. Увидев, что французского повара пороли как шпиона, Пьер чувствует, что должен покинуть город. Мысль о том, чтобы пожертвовать своим имуществом ради родины, приводит его в восторг. Русские и французские войска сталкиваются в Бородинском сражении. Русские войска значительно ослаблены, хотя рассказчик утверждает, что Бородино можно рассматривать как духовную победу русских. Рассказчик говорит нам, что русские историки нашли способ приписать победу военному гению Кутузова, но эти историки ошибаются. По словам рассказчика, в выборе Бородина в качестве места сражения нет ничего стратегического; как и все остальное в истории, Бородино — продукт случайности. Покидая Москву, Пьер натыкается на колонну раненых солдат. Армейский врач говорит ему, что у них меньше трети повозок, необходимых для вывоза раненых из сражения на следующий день. В Бородино Пьер видит французский и русский лагеря и наблюдает церковную процессию, в которой Кутузов преклоняет колени перед святой иконой. Пьер встречает Бориса Друбецкого, а также Долохова, который пробрался на важную должность. Долохов подходит к Пьеру и просит у него прощения за прошлые обиды. Андрей, тем временем, несчастен и разочарован. Он размышляет о своём разочаровании в идеалах: он потерял веру в любовь и честь, в доверие отца к родине и в верность Наташи. Пьер посещает Андрея, который объясняет ему глупость полководцев и непредсказуемость войны. Цинично относясь к войне в целом, Андрей все же предвидит победу русских при Бородине на следующий день. В ту ночь он с тоской думает о Наташе. В покоях Наполеона французский император заканчивает свой туалет и готовится к сражению на русском фронте. Он получает в подарок портрет своего сына. Он посылает воодушевляющую прокламацию войскам, а затем осматривает место сражения, рассылая тщательно разработанные инструкции по размещению войск. Рассказчик говорит, что ни один из этих приказов в итоге не был выполнен во время битвы. Высмеивая теорию о том, что Наполеон не победил при Бородино, потому что простудился, рассказчик снова рассуждает о том, что историю творят обычные люди, следуя своей воле. На следующее утро Пьер просыпается под звуки битвы. Очарованный красотой происходящего, он едет в самый разгар сражения, чтобы понаблюдать, не подозревая, что находится в самом центре поля боя. Пьер не проявляет страха, и офицеры разрешают ему остаться. Однако когда рядом с ним что-то взрывается, он приходит в ужас. Пьер возвращается на батарею и обнаруживает, что французы захватили её, а его недавние знакомые убиты. Наполеон тем временем наблюдает за ходом сражения, но ни он, ни его офицеры не понимают, что происходит. Его офицеры просят подкрепления, а он все больше тревожится. Наконец, до Наполеона доходят вести о том, что дела у французов идут неважно. Он видит новые странные последствия военных неудач на лицах своих солдат. С другой стороны, Кутузов принимает решение не отступать, и эта весть распространяется по русским войскам, воодушевляя их. Полк Андрея все ещё находится под сильным огнём. Он пытается ободрить своих солдат, но его ранит разорвавшимся снарядом и в оцепенении уносит в армейский госпиталь, сознавая, что в жизни есть что-то, чего он не понимает. В военном хирургическом отделении Андрей видит, как рядом с ним делают ампутацию, и узнает в пациенте Анатолия Курагина. Андрей считает, что сострадание — это величайшее человеческое чувство. Наполеон не испытывает никаких угрызений совести, когда размышляет о своём поражении и всех потерянных жизнях. Он объясняет Бородино всего лишь досадным просчётом. Тем временем на поле трупов идёт дождь, и солдаты устали убивать. Повествователь снова размышляет об иронии судьбы, что потрёпанная русская армия, потерявшая половину личного состава, может считаться духовным триумфом над неудержимой французской военной машиной. Он приходит к выводу, что французам противостоял дух, превосходящий их собственный. Анализ Тот факт, что французская армия вторгается вплоть до Лысых Гор, поместья Болконских, символизирует конец уединения старого князя от современного мира. Остаток ушедших дней предыдущего царя, сопротивляющийся новомодным представлениям о современном государственном устройстве и обществе, старый князь пытается укрыть и себя, и свою дочь от марша истории. Вечные истины геометрии значат для него больше, чем социальный прогресс или исторические перемены. Однако растущая раздражительность князя в годы войны показывает, что он не в ладах с самим собой. С вступлением Наполеона в Смоленск наивная вера князя в старомодные времена приходит к мучительному концу. В этом отношении его смерть является символом конца русского старого режима: Россия никогда не будет прежней после Наполеона. Толстой намекает, что аристократия потеряет некоторые из своих старых прав, как мы видим, когда княжна Мери застряла на Лысых горах, потому что её крестьяне отказались запрягать её лошадей. Точно так же дворянин Пьер, посетивший поле Бородинской битвы, когда пули проносятся мимо, выглядит нелепо среди практичных простолюдинов, на долю которых выпала основная часть победы. Мы чувствуем, что новая Россия будет менее аристократичной и более приземленной. Окончательный анализ русской победы при Бородине сводится у Толстого к выводу о торжестве «более великого духа», чем французский. Окончательным победителем Франции оказалась не блестящая русская военная стратегия и не беспримерный героизм русских солдат, а мистическое осознание духовного превосходства русских. Толстой подчёркивает, что нет рационального объяснения тому, почему французы не одержали победу при Бородине. Французские войска значительно превосходят русских, но окончательная духовная победа почему-то достаётся России. Корыстные рассуждения Наполеона и его неглубокая самоуверенность помогли ему завоевать пол-Европы, но они не идут ни в какое сравнение с великим духовным примером, который подаёт Кутузов, смиренно преклоняя колени перед религиозной иконой во время церковной процессии. Наполеон верит в собственную гениальность, но Кутузов верит в нечто большее, чем он сам. Эта вера — то же чувство принадлежности к большой вселенной, о котором размышляет Андрей, глядя на небо при Аустерлице, и которое ощущает Пьер во время своих масонских экспериментов. Толстой подразумевает, что в конечном счёте именно смирение, а не разум, одерживает победу, будь то на поле боя или в испытаниях повседневной жизни. Том 3 Часть 3 С очередными комментариями о бесконечной сложности исторических процессов рассказчик сообщает нам, что Кутузов с опаской докладывает о победе при Бородине, но затем решает отступить за Москву со своей истощённой армией. Устало выслушав несогласных советников и несмотря на твёрдый отказ полководца Беннигсена оставить русскую столицу, Кутузов понимает, что Москву надо оставить французам. Наедине с собой Кутузов пытается понять, как он вообще допустил Наполеона до Москвы. Несмотря на официальный приказ не бежать, москвичи покидают город, отказываясь подчиниться французской оккупации. Тем временем Элен испытывает романтическую привязанность к иностранному принцу и старому русскому вельможе. Она переходит в католичество в надежде убедить Папу Римского аннулировать её брак с Пьером, сделав при этом значительное пожертвование в пользу церкви. После некоторых колебаний Элен решается на повторный брак с русским вельможей. Она добивается развода с Пьером, несмотря на то, что подруга Ростовых Марья Дмитриевна публично называет её шлюхой. После Бородино Пьер, ошеломлённый и подавленный, едет по дороге в Можайск, где намеревается укрыться. Заночевав во дворе трактира, он видит во сне своего масона-благодетеля и других знакомых. Проснувшись, он узнает, что Можайск оставлен французам, а Андрей и Анатоль Курагины погибли. Прибыв в Москву, Пьер вызывается к графу Ростопчину, местному главнокомандующему. Другой чиновник рассказывает Пьеру о деле, связанном с поддельной наполеоновской прокламацией, а также передаёт слухи о планах Элен уехать в Европу. Граф Ростопчин предупреждает Пьера о необходимости прервать контакты с масонами. Узнав, что Элен перешла в католичество, чтобы добиться развода, и с грустью размышляя о смерти Андрея, Пьер внезапно бросает двенадцать человек, ожидавших от него дела. Он бежит в Москву, никому не сказав, куда направляется. Когда Петя вступает в ряды гусар, графиня Ростова переживает, что оба её сына могут быть убиты в любой момент. Тем временем семья Ростовых неумело готовится к бегству из Москвы, несмотря на противоречивые официальные слухи о том, что никому не будет позволено покинуть город. Графиню радует новость Николая о романтическом интересе к богатой княжне Мери. Даже Соня признает, что такое развитие событий — хорошая перспектива, и успокаивает своё горе, руководя эвакуацией семьи Ростовых. Наташа и Петя, приехавшие в отпуск, находятся в приподнятом настроении в ожидании грядущих необыкновенных событий. В доме Ростовых царит беспорядок: эвакуация из Москвы становится неизбежной. Наташа, слишком отвлечённая, чтобы помочь собрать вещи семьи, приглашает раненых солдат, находящихся за городом, остановиться в доме Ростовых. Петя узнает, что на следующий день будет сражение. Графиня в ужасе, а Петя в восторге. Наташа берет на себя сбор вещей, и все домашние готовятся к отъезду на следующий день. Андрей появляется раненый и умирающий, и его без ведома Ростовых укрывают в доме Ростовых. В Москве царит неразбериха, товары дорожают, а крепостные бегут. Перед самым отъездом старый граф великодушно предлагает разгрузить несколько своих телег и использовать их для перевозки раненых солдат, несмотря на возражения жены. Под влиянием Наташи граф, наконец, приказывает выгрузить все имущество семьи, а все телеги отдать в распоряжение раненых. Соня, узнав, что среди перевозимых солдат есть Андрей, сообщает об этом графине, которая, опасаясь реакции Наташи, скрывает от неё это событие. По дороге из города Наташа встречает на улице Пьера. Они разговаривают, и Пьер говорит, что остаётся в Москве. Наташа хочет остаться с ним. Пьер, подавленный известием о предстоящем повторном браке Элен, живёт в доме своего умершего масонского советника Баздеева. Пьер разбирает книги и бумаги, оставленные Баздеевым, переодевается в крестьянскую одежду и вооружается пистолетом для самозащиты. Наполеон тем временем находится на Поклонных горах под Москвой, преисполненный гордости за то, что великий город скоро станет его, и представляя себе высокий уровень цивилизации, который он принесёт в Россию. Он готовится встретиться со старейшинами города, назначить губернатора и заняться другими делами. Но Наполеона поражает и оскорбляет известие о том, что старейшины покинули Москву, а город полон пьяных толп, как улей без пчелиной королевы. Некоторые из русских войск, выведенных из Москвы, поддаются искушению сбежать и разграбить брошенные магазины, и среди них трудно поддерживать порядок. Когда дворянство и администраторы ушли, городу угрожает анархия, и убийства становятся все более многочисленными. Графу Ростопчину, местному коменданту Москвы, приказано восстановить порядок. Однако в целях общественного спокойствия он лжёт обывателям, говоря им, что Москве не угрожает французское вторжение. Он также не делает достаточных приготовлений для полной эвакуации города. Хотя Ростопчин не в ладах с народными чувствами, он воображает себя вождём московского народа. Когда ему приказывают покинуть город без возможности проявить героизм, его самолюбие уязвлено. Он отдаёт необдуманные приказы выпустить в город арестантов и пациентов психиатрических лечебниц. Ростопчин готовится покинуть Москву, но его задерживает необходимость разобраться с политическим предателем Верещагиным — человеком, который ранее подделал наполеоновские декреты и распространил их. Ростопчин публично выставляет Верещагина и приказывает толпе наказать его, что они и делают с жестокостью. Ростопчин внутренне негодует на толпу. На выезде из города к нему в карете подъезжает безумец, возомнивший себя Иисусом Христом. Ростопчин снова внутренне сокрушается о жестокости, которую он совершил. Ростопчин встречает Кутузова, которого он мягко обвиняет в хаосе в Москве. Кутузов бессмысленно заявляет, что Москва не будет оставлена без боя, хотя именно это и происходит. Французские войска входят в Москву и с удовольствием пользуются её домами и запасами продовольствия, грабя везде, где только можно. Неосторожные солдаты способствуют возникновению огромных пожаров, которые уничтожают большую часть города. Тем временем Пьер, по-прежнему живущий в доме Баздеева, одержим мистическими доказательствами того, что ему суждено стать победителем Наполеона. Постоянно пьяный и почти безумный, он разрабатывает фантастический план убийства французского лидера. Когда в дом забредает французский офицер Рамбалль, обезумевший брат Баздеева стреляет в него. Пьер забывает о своей маскировке и бросается на помощь офицеру, спрашивая его по-французски, не ранен ли он. Рамбалль называет Пьера своим спасителем и приглашает его отобедать. Патриотически настроенный француз рапсодирует о Париже и сообщает Пьеру, что на следующий день должен прибыть Наполеон. Он рассказывает Пьеру о любви, и Пьер признается ему в любви к Наташе. Ростовы видят охваченную пламенем Москву, что вызывает слезы у графини и слуг. Наташа, узнавшая, что Андрей находится в их конвое, взволнована мыслью, что он спит на другом конце двора. Ночью она пробирается в его комнату и встречает его. Впервые Андрей вспоминает о своём откровении о настоящем счастье, полученном на поле боя. Сначала он принимает Наташу за галлюцинацию, но потом видит, что она реальна. Наташа умоляет Андрея о прощении. Полубезумный Пьер готовит план убийства Наполеона и выходит с кинжалом под плащом, шагая ошеломлённо и растерянно. Словно очнувшись от сна, он натыкается на горящий дом, возле которого стоит женщина и плачет над маленькой девочкой, оставленной внутри. Пьер обходит французских стражников, входит в дом и спасает девочку. Оказавшись снаружи, он не может найти семью девочки. Затем, пытаясь помешать французу приставать к армянской девочке, Пьер начинает злиться, привлекая внимание французских властей, которые арестовывают его по подозрению в шпионаже. Анализ Идея отречения, отказа от внешних ценностей своей жизни, часто повторяется в этих главах как символ духовного достижения Толстого. Это отречение носит как личный, так и общественный, как эмоциональный, так и военный характер. Жители Смоленска сдают свой город вторгшимся французам, и Кутузов следует их примеру, с сожалением сдавая Москву. Такая сдача поражает Наполеона, который в своей материалистической манере не может понять, что страна предпочтёт духовную свободу материальной потере собственности. Действительно, мы видим, что оставление русскими Москвы становится настоящей гибелью французов. Захватчики грабят русские сокровища, но не могут покорить Россию. Неспособность французов завоевать русскую душу отражается на индивидуальном уровне в Пьере, который, даже находясь в плену, знает, что французы не могут коснуться его «бессмертной души». Мы видим ещё одну добровольную сдачу физического мира, когда Ростовы бросают своё имущество, чтобы раненые русские солдаты могли быть эвакуированы из Москвы. Для Толстого отказ от материальных ценностей — это не потеря, а скорее духовное обретение. Толстой постоянно подчёркивает абсурдность войны в своём изображении оккупированной Москвы глазами Пьера. Осознание Пьером глупости войны усиливается тем, что из всех русских он наиболее символически ассоциируется с французами. На протяжении всего романа Пьера называют французским именем рассказчик никогда не называет его «Петром», так как имя «Петр» обычно встречается в русском языке , он прекрасно говорит по-французски, жил в Париже и хорошо ладит с французским офицером Рамбалем. На примере Пьера Толстой — сам один из великих пацифистов современного мира, оказавший большое влияние на доктрину Ганди о ненападении — подчёркивает человеческий инстинкт солидарности и единения, который противостоит противоположному инстинкту разделения и кровопролития. Том 4 Части 1 и 2 Петербургское высшее общество продолжает свою блестящую жизнь, почти не замечая страданий народа. Элен заболела и лечится у итальянского доктора, хотя все знают, что её беда — следствие супружеской дилеммы. На одном из приёмов у Анны Павловны Василий Курагин читает царю торжественное приветствие от епископа, молящегося о военной победе. Анна предсказывает, что хорошие новости придут на следующий день, в день рождения царя. И действительно, на следующий день приходит много новостей: победа при Бородино, смерть нескольких генералов, внезапная смерть Элен от передозировки наркотиков. Царь получает письмо от Растопчина, в котором сообщается о решении Кутузова покинуть Москву. Царь пишет Кутузову письмо, в котором выражает своё сожаление по поводу этого решения. В ответ Кутузов отправляет гонца, полковника Мишо, чтобы сообщить царю о сожжении Москвы. Царь со слезами на глазах клянётся сделать все возможное, чтобы спасти свою страну и победить Наполеона. Рассказчик напоминает нам, что даже в такие тяжёлые времена патриотизм и героизм были менее важны в жизни людей, чем их банальные, повседневные, частные интересы. Николай, живущий как все, едет в Воронеж, чтобы купить конницы для своих полков. Закончив свои дела, Николай посещает бал у местного губернатора и флиртует с привлекательной женой другого мужчины. Затем тётка Марии Мальвинцева, которая также присутствует на балу, приглашает Николая навестить её и Марию. Жена губернатора предлагает устроить брак между Николаем и Марией. Николай признается, что его влечёт к Марии, но говорит, что любит и помолвлен с Соней. Жена губернатора возражает, что брак с Соней не принесёт пользы в долгосрочной перспективе. План жены губернатора беспокоит Марию, которая все ещё убита горем по отцу. Хотя Мэри беспокоится о том, как разговаривать с Николаем, она, тем не менее, очаровывает его, когда он приходит в гости, и кажется озарённой любовью. Николаса влечёт к Марии, но его смущают обещания, данные Соне, и невозможность представить себя женатым на Марии. Его впечатляет её нравственная серьёзность, но в то же время он немного боится её. Николай получает письмо от Сони, в котором она милостиво расторгает помолвку с ним и сообщает, что Наташа ухаживает за раненым Андреем. Соня написала письмо под давлением графини Ростовой, которая требовала, чтобы Соня вернула долг семье, выдав Николая замуж за Марью. Однако втайне Соня чувствует, что Николай должен принадлежать ей. Она напоминает Наташе о её предполагаемом видении лежащего Андрея, говоря, что пророчество сбылось, и подразумевая, что Наташе и Андрею суждено быть вместе. Тем временем французы относятся к Пьеру с враждебным уважением, пока держат его в плену по подозрению в шпионаже. Пьер огорчается, когда похитители смеются над ним. Власти рассматривают его дело с обвинительным приговором как предрешённым. Пьер отказывается назвать своё имя, что раздражает французов. Они ведут Пьера по горящим улицам Москвы в кабинет маршала Даву. Пьер устанавливает человеческую связь с Даву, но, тем не менее, его ведут на казнь. Пьер размышляет о том, что какая-то непонятная ему система приговорила его к смерти. Пьера и ещё пятерых заключённых ведут в поле. Других заключённых расстреливают и закапывают стрелки, некоторые из которых испытывают тошноту от своих преступлений. Пьера неожиданно помиловали и отвели в качестве пленника в грязный сарай. Оцепеневший от пережитого, Пьер не понимает, что произошло. Один из заключённых, Платон Каратаев, поражает Пьера своей искренностью, простотой, здравым смыслом, верой и добротой к своей собаке. Платон средних лет никогда не жалуется и относится ко всем с неизменным добродушием. Княжна Марья, получив известие о том, что Ростовы в Ярославле, немедленно отправляется к своему брату Андрею, который находится с ними. Она приезжает в дом, где остановились Ростовы, и графиня радушно встречает её. Наташа со слезами на глазах рассказывает Марье о состоянии Андрея. Наташа ведёт Марью в комнату, где лежит Андрей, и Марья потрясена тем, что её брат выглядит мягким и нежным. Мэри понимает, что этот вид говорит о его приближающейся смерти. Андрей тихо говорит Мэри, что судьба все-таки свела его с Наташей. Андрей также говорит с Марией о Николае, давая своё согласие на их брак. Мария молится Богу за душу Андрея. Андрей, понимая, что умирает, размышляет о жизни и смерти. Он признается в любви Наташе, которая неустанно заботится о нем. Колеблясь между сознанием и забвением, Андрей думает о любви как об объединяющей силе, но он понимает, что его мысли церебральны и чего-то лишены. Под любящим присмотром Наташи и Марии Андрей умирает. Кутузов ведёт русские войска обратно к Москве, удерживая их от нападения на остатки французской армии. Наполеон пишет Кутузову высокомерное письмо из Москвы, которое Кутузов интерпретирует как просьбу о заключении соглашения. Русская армия отдохнувшая и более сильная, чем прежде, превосходит французские силы в Москве. Кутузов, со свойственным ему гением извлекать выгоду из случайностей, понимает, что не может сдерживать свои войска, и отдаёт приказ о наступлении. В ярости обнаружив, что его приказ не получен, он вынужден ждать лишний день. Во время сражения русские полки, как обычно, разделены и растеряны, и многие люди погибают бессмысленно. Однако один полк сражается хорошо. Кутузов, сумевший удержать свою колонну от атаки, награждается за сражение. Наполеон необъяснимым образом отступает из Москвы, избегая дальнейших боевых столкновений. Наполеон выпускает воззвания к москвичам, уверяя их, что церкви, театры и рынки снова работают, и что спокойствие возвращается в городскую жизнь. Ни одно из этих воззваний не имеет реального эффекта, и французы грабят город по мере своего отъезда. Пьер проводит месяц в тюрьме в лохмотьях и босиком, его уважают похитители и он дружит с безымянной собакой. Его товарищ по тюрьме Платон Каратаев шьёт рубашку для французского офицера и вынужден отдать остатки ткани. Офицер чувствует себя виноватым и отдаёт обрывки обратно Платону, который хочет использовать их в качестве бинтов для ног. Удивительно, но в тюрьме Пьер впервые в жизни чувствует себя счастливым и ценит такие простые удовольствия, как еда и сон. Он вспоминает горькое замечание Андрея о том, что счастье — это просто отсутствие страданий. Теперь Пьер согласен со словами Андрея, но без горечи. Французы освобождают русских пленных и заставляют их идти вместе с французскими войсками на эвакуацию Москвы. Во время похода Пьер и солдаты счастливы, несмотря на жестокость и лишения со стороны французов.
Характеристики главных героев Война и мир, Толстой. Их образы и описание
Главные герои романа "Война и мир" | Инфошкола | Это список персонажей романа Льва Толстого 1869 года Война и мир. Обратите внимание, что, поскольку работа изначально была на русском, имена некоторых персонажей латинизирова. |
Сколько всего героев в войне и мире. Главные герои романа «Война и мир | Испытание войной проходят все главные герои романа «Война и мир», проявляя лучшие свои кА. |
Второстепенные персонажи романа толстого война и мир. Характеристики героев "война и мир" | роман-эпопея Льва Николаевича Толстого, описывающий русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805—1812 годах. В романе насчитывают 559 действующих лиц. |
Полное несоответствие: 5 случаев, когда актёры были намного старше своих персонажей
это список персонажей романа Льва Толстого "Война и мир" 1869 года. РИА «Новости». Сколько лет героям «Войны и мира»? Почему Толстой неточен в указании их возраста? Внимательный читатель заметит, что с возрастом некоторых героев в романе происходит что-то странное. «Война и мир», роман-эпопея Л. Н. Толстого. Написан в 1863–1869 гг. Сюжет составляют события из жизни графа Пьера Безухова и персонажей. Пример краткой характеристики 3 Главные герои романа Толстого «Война и мир». В "Войне и мире" около 600 персонажей. Это список персонажей романа Льва Толстого 1869 года Война и мир. Обратите внимание, что, поскольку работа изначально была на русском, имена некоторых персонажей латин.
Военные события в романе Л.Толстого «Война и мир»
Тегитолстой война и мир главные герои, кто из перечисленных героев романа толстого война и мир не является истинным патриотом россии, как толстой срывает маски со своих героев в романе война и мир, сколько лев толстой писал войну и мир, сколько персонажей в романе. это один из самых знаменитых романов в мировой литературе, написанный Львом Толстым в 1865-1869 годах. В «Войне и мире» персонажи условно разделены на главных героев – чьи судьбы вплетены автором в сюжетное повествование всех четырех томов и эпилога, и второстепенных – героев, которые появляются в романе эпизодически. это один из самых знаменитых романов в мировой литературе, написанный Львом Толстым в 1865-1869 годах. «Война и мир» относится к литературному направлению реализм: в книге подробно описан ряд ключевых исторических событий, изображены типичные для российского общества персонажи, основной конфликт – «герой и общество». Выделение сообществ в сети персонажей «Войны и мира», построенной на основе диалоговых взаимодействий (сообщества отмечены цветами).
Сколько героев в войне и мире. "Война и мир": персонажи
В общей же сложности героев «Войны и мира» можно поделить на три группы: центральные, второстепенные и упомянутые персонажи. Анализ персонажей «Войны и мира» с помощью центральности по посредничеству. В разделах 2-6 рассказывается, каким образом Лев Толстой меняет возрастные характеристики героев "Войны и мира" в зависимости от их функции в романе, от того, насколько они молоды, какого они пола, а также от некоторых других индивидуальных особенностей. РИА «Новости». Сколько лет героям «Войны и мира»? Почему Толстой неточен в указании их возраста? Внимательный читатель заметит, что с возрастом некоторых героев в романе происходит что-то странное. В основе британской «Войны и мира» — судьбы Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Андрея Болконского и семейства Курагиных.
Война и мир краткое содержание
Пьер ценой новых нравственных мучений, новых ошибок и новых исканий втягивается в очередной поворот большой истории: он становится членом ранних преддекабристских организаций. Николенька полностью на его стороне; нетрудно подсчитать, что к моменту восстания на Сенатской площади он будет молодым человеком, скорее всего — офицером, и при таком обострённом нравственном чувстве окажется на стороне восставших. А искренний, добропорядочный, недалёкий Николай, раз навсегда остановившийся в развитии, заранее знает, что в случае чего будет стрелять в противников законного правителя, его возлюбленного государя... Правдоискатели Это самый важный из разрядов; без героев-правдоискателей никакой эпопеи «Война и мир» вообще не было бы. Их нельзя назвать безусловно положительными; для создания их образов повествователь использует самые разные краски — но именно благодаря неоднозначности они кажутся особенно объёмными и яркими. Оба они, князь Андрей и граф Пьер, богаты Болконский — изначально, незаконнорожденный Безухов — после внезапной смерти отца , умны, хотя и по-разному. Ум Болконского холоден и остр; ум Безухова наивен, зато органичен.
Как многие молодые люди 1800-х годов, они без ума от Наполеона; горделивая мечта об особой роли в мировой истории, а значит, убеждённость в том, что именно личность управляет ходом вещей, в равной мере присуща и Болконскому, и Безухову. Из этой общей точки повествователь и прочерчивает две очень разные сюжетные линии, которые поначалу расходятся очень далеко, а потом вновь соединяются, пересекаясь в пространстве истины. Но здесь-то как раз и обнаруживается, что правдоискателями они становятся вопреки своей воле. Ни тот, ни другой правду искать не собираются, к нравственному совершенствованию не стремятся и поначалу уверены, что правда явлена им в образе Наполеона. К напряжённому поиску истины их подталкивают внешние обстоятельства, а быть может — и само Провидение. Просто душевные качества Андрея и Пьера таковы, что каждый из них способен ответить на вызов судьбы, отозваться на её немой вопрос; только потому они в конечном счёте и поднимаются над общим уровнем.
Князь Андрей Болконский в начале книги несчастлив; он не любит свою милую, но пустую жену; равнодушно относится к будущему ребёнку, да и в будущем не проявляет особых отцовских чувств. Ни холодная пустота большого света, ни теплота семейно-родового гнезда не влекут его. Зато прорваться в число избранных вождей он не просто мог бы, но и очень бы хотел. Наполеон, повторим ещё и ещё раз, для него — жизненный пример и ориентир. Узнав от Билибина, что русская армия дело происходит в 1805 году попала в безнадёжное положение, князь Андрей почти рад трагическому известию. Чем это кончается, вы уже знаете, сцену с вечным небом Аустерлица мы разбирали подробно.
Казалось бы, сюжетная линия Болконского исчерпана уже в конце первого тома, и автору ничего не остаётся, как объявить героя погибшим. И тут, вопреки обыденной логике, начинается самое важное — правдоискательство. Приняв истину сразу и во всей полноте, князь Андрей её неожиданно утрачивает — и начинает мучительный, долгий поиск, боковой дорогой возвращаясь к тому чувству, которое однажды посетило его на поле Аустерлица. Вернувшись домой, где все считали его погибшим, Андрей узнаёт о рождении сына и о смерти жены: маленькая княгиня с короткой верхней губкой исчезает с его жизненного горизонта в тот самый момент, когда он готов наконец-то открыть ей своё сердце! Это известие потрясает героя и пробуждает в нём чувство вины перед умершей женой; бросив военную службу вместе с тщетной мечтой о личном величии , Болконский поселяется в Богучарове, занимается хозяйством, читает, воспитывает сына. Казалось бы, он предваряет путь, по которому в конце четвёртого тома пойдёт Николай Ростов — вместе с сестрой Андрея, княжной Марьей.
Самостоятельно сравните описания хозяйственных забот Болконского в Богучарове и Ростова в Лысых Горах — и вы убедитесь в неслучайном сходстве, обнаружите очередную сюжетную параллель. Но в том и различие между обычными героями «Войны и мира» и правдоискателями, что первые останавливаются там, где последние продолжают неостановимое движение. Болконский, узнавший истину вечного неба, думает, что достаточно отказаться от личной гордыни, чтобы обрести душевный покой. Но на самом деле деревенская жизнь не может вместить его нерастраченную энергию. А истина, полученная как бы в подарок, не выстраданная лично, не обретённая в результате долгих поисков, начинает ускользать от него. Андрей в деревне вянет, душа его словно бы усыхает.
Лишь на миг в князе просыпается счастливое чувство причастности к истине — когда впервые после ранения он обращает внимание на вечное небо. А затем пелена безнадёжности опять застилает его жизненный горизонт. Что же случилось? Душе князя Андрея предстоит сложная работа, ему придётся пройти через многочисленные испытания, прежде чем он вернёт себе ощущение незыблемой правды. И с этой минуты сюжетная линия князя Андрея уподобляется спирали: она идёт на новый виток, на более сложном уровне повторяя предыдущий этап его судьбы. Ему суждено опять полюбить, опять предаться честолюбивым помыслам, опять разочароваться — и в любви, и в помыслах.
И, наконец, заново прийти к истине. Третья часть второго тома открывается символичным описанием поездки Андрея в рязанские имения. Наступает весна; при въезде в лес Андрей замечает старый дуб на краю дороги. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. Понятно, что в образе этого дуба олицетворён сам князь Андрей, который не отзывается на вечную радость обновляющейся жизни, омертвевший.
Но по делам рязанских имений Болконский должен будет встретиться с Ильёй Андреичем Ростовым — и, заночевав в доме Ростовых, князь вновь замечает светлое, почти беззвёздное весеннее небо. А затем случайно услышит взволнованный разговор Сони и Наташи. В сердце Андрея подспудно просыпается чувство любви хотя сам герой этого пока не понимает ; как персонаж народной сказки, он словно бы сбрызнут живой водой — и на возвратном пути, уже в начале июня, князь снова видит дуб, олицетворяющий его самого. Сквозь жёсткую столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья... Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна...
Его новым героем, вождём, кумиром становится молодой энергичный реформатор Сперанский. За Сперанским, который хочет преобразовать Россию, Болконский готов следовать точно так же, как прежде готов был во всем подражать Наполеону, который желал бросить всю вселенную к своим ногам. Но Толстой строит сюжет таким образом, чтобы читатель с самого начала почувствовал нечто не совсем ладное; Андрей видит в Сперанском героя, а повествователь — очередного вождя. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Что в этой цитате отражает точку зрения персонажа, а что — точку зрения повествователя? Иными словами, князь Андрей на новом витке своей биографии повторяет ошибку юности; он опять ослеплён ложным примером чужой гордыни, в котором находит себе пищу его собственная гордость.
Но тут в жизни Болконского происходит знаменательная встреча: он знакомится с той самой Наташей Ростовой, чей голос лунной ночью в рязанском имении вернул его к жизни. Влюблённость неизбежна; сватовство предрешено. Но поскольку суровый отец, старик Болконский, согласия на скорый брак не даёт, Андрей вынужден уехать за границу и прекратить сотрудничество со Сперанским, которое могло бы соблазнить его, увлечь на прежний путь вождя. А драматический разрыв с невестой после её неудавшегося бегства с Курагиным вовсе выталкивает князя Андрея, как ему кажется, на обочину исторического процесса, на окраину империи. Он вновь под началом Кутузова. Но на самом деле Бог продолжает вести Болконского особым, Ему Одному ведомым путём.
Пройдя соблазн примером Наполеона, счастливо избежав соблазна примером Сперанского, повторно потеряв надежду на семейное счастье, князь Андрей в третий раз повторяет рисунок своей судьбы. Потому что, попав под начало Кутузова, он незаметно заряжается тихой энергией старого мудрого полководца, как прежде заряжался бурной энергией Наполеона и холодной энергией Сперанского. Толстой не случайно использует фольклорный принцип троекратного испытания героя: ведь, в отличие от Наполеона и Сперанского, Кутузов поистине близок к народу, составляет с ним одно целое. Детальнее о художественном образе Кутузова в «Войне и мире» будет сказано далее; пока же обратим внимание вот на что. До сих пор Болконский сознавал, что поклоняется Наполеону, догадывался, что втайне подражает Сперанскому. Духовная работа самовоспитания на примере Кутузова протекает в нём скрыто, подспудно.
Более того, Болконский уверен, что решение покинуть штаб Кутузова и пойти на фронт, ринуться в самую гущу сражений приходит к нему спонтанно, само собой. На самом же деле он перенимает от Михаила Илларионовича мудрый взгляд на сугубо народный характер войны, который несовместим с придворными интригами и гордыней вождей. Именно накануне Бородинского сражения Андрей встречается с другом своим Пьером; между ними происходит третий опять фольклорное число! Первый состоялся в Петербурге том I, часть первая, главка VI , во время него Андрей впервые сбросил маску презрительно-светского человека и откровенно сказал другу о том, что подражает Наполеону. Во время второго том II, часть вторая, главка XI , состоявшегося в Богучарове, Пьер увидел перед собой человека, скорбно сомневающегося в смысле жизни, в существовании Бога, внутренне помертвевшего, утратившего стимул к движению. Преодолев невольное отчуждение, накануне того дня, когда, возможно, оба они погибнут, друзья вновь откровенно обсуждают самые тонкие, самые важные темы.
Они не философствуют — для философствований нет ни времени, ни сил; но каждое их слово, даже очень несправедливое как мнение Андрея о пленных , взвешено на особых весах. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла... Ну, да ненадолго! Ранение на поле Бородина композиционно повторяет сцену ранения Андрея на поле Аустерлица; и там, и здесь герою внезапно открывается истина. Истина эта — любовь, сострадание, вера в Бога.
Вот и ещё одна сюжетная параллель. Но в том и дело, что в первом томе перед нами был персонаж, которому правда являлась вопреки всему; теперь мы видим Болконского, успевшего подготовить себя к принятию истины — ценой душевных мучений и метаний. Обратите внимание: последний, кого видит Андрей на Аустерлицком поле, это ничтожный Наполеон, казавшийся ему великим; а последний, кого он видит на Бородинском поле, — это враг его, Анатоль Курагин, также тяжело раненный... Впереди же у Андрея новая встреча с Наташей; последняя встреча. Причем и здесь срабатывает фольклорный принцип троекратного повтора. Впервые Андрей слышит Наташу не видя её в Отрадном.
И вот — раненый Болконский в Москве, возле дома Ростовых, в тот самый момент, когда Наташа приказывает отдать подводы раненым. Смысл этой итоговой встречи — прощение и примирение; простив Наташу, примирившись с нею, Андрей окончательно постиг смысл любви и потому готов с земной жизнью расстаться... Смерть его изображена не как непоправимая трагедия, а как торжественно-печальный итог пройденного земного поприща. Недаром Толстой осторожно вводит в ткань своего повествования тему Евангелия. Мы уже привыкли, что герои русской литературы второй половины XIX века часто берут в руки эту главную книгу христианства, рассказывающую о земной жизни, учении и воскресении Иисуса Христа; вспомните хотя бы роман Достоевского «Преступление и наказание». Однако Достоевский писал о своей современности, Толстой же обратился к событиям начала столетия, когда образованные люди из высшего общества обращались к Евангелию куда реже.
По-церковнославянски они в большинстве своём читали плохо, к французской Библии прибегали нечасто; лишь после Отечественной войны началась работа по переводу Евангелия на живой русский язык. Возглавил эту работу будущий митрополит Московский Филарет Дроздов ; выход русского Евангелия в 1819 году повлиял на многих писателей, включая Пушкина и Вяземского. Да по той простой причине, что Толстой хочет показать: евангельская мудрость вошла в душу Андрея, она стала частью его собственных размышлений, он читает Евангелие как объяснение своей собственной жизни и своей собственной смерти. Если бы писатель заставил героя цитировать Евангелие по-французски или даже по-церковнославянски, это сразу бы отделило его внутренний мир от евангельского мира. Вообще, в романе герои тем чаще говорят по-французски, чем дальше они от общенародной истины; Наташа Ростова вообще произносит по-французски только одну реплику на протяжении четырёх томов! А цель Толстого прямо противоположна: он стремится навсегда связать образ Андрея, нашедшего истину, с темой Евангелия.
Пьер Безухов Если сюжетная линия князя Андрея спиралевидна и каждый последующий этап его жизни на новом витке повторяет этап предыдущий, то сюжетная линия Пьера — вплоть до эпилога — похожа на сужающийся круг с фигурой крестьянина Платона Каратаева в центре. Мы знакомимся с Пьером в тот самый момент, когда он от избытка жизненной силы принимает участие в кутежах и почти разбоях история с квартальным. И это же — его главная беда, поскольку Безухов не знает, к чему приложить свою богатырскую силу, она бесцельна, есть в ней что-то ноздрёвское. Особые душевные и умственные запросы присущи Пьеру изначально именно поэтому он выбирает себе в друзья Андрея , но они распылены, не облекаются в ясную и чёткую форму. Пьера отличает энергия, чувственность, доходящая до страстности, крайняя бесхитростность и близорукость в прямом и переносном смыслах ; всё это обрекает Пьера на необдуманные шаги. Как только Безухов становится наследником громадного состояния, прожигатели жизни немедленно опутывают его своими сетями, князь Василий женит Пьера на Элен.
Разумеется, семейная жизнь не задаётся; принять правила, по которым живут великосветские прожигатели, Пьер не может. И вот, разъехавшись с Элен, он впервые осознанно начинает искать ответ на мучающие его вопросы о смысле жизни, о предназначении человека. Что хорошо?
Ничего похожего по замыслу в русской литературе до него не появлялось.
Количество героев - Более 600 Время действия - С эпилогом — 15 лет 1805—1820 Что лежит в основе сюжета - Судьба народа в том числе и героев Источник:.
И предназначен для того, чтобы заставить читателя о многом поразмышлять. Размышления о власти Вторая часть эпилога начинается с рассуждений об учёных. Писатель ставит под сомнение их идею сравнения исторических личностей. Во второй главе показаны философские мысли Льва Толстого о силе, которой подвластно повелевать народными массами. Автор в типичном для себя стиле спорит с историками, которые полагают, что эта необычайная сила присуща исключительно определённым историческим личностям.
В третьей главе литератор продолжает мысль о том, какая сила руководит народом и их поступками, проводя аналогию с паровозом и машинистом. Затем он в очередной раз ставит под вопрос описание историками отдельных личностей. Здесь Толстой проводит аналогию с бумажками и монетами. Он написал, что бумажки способны обмануть человека: они ценные, пусть и не шумят. А монета, пускай и звонкая, но никого обмануть не сможет. После этого Толстой задумывается, зачем нужна власть, а также рассматривает её как совокупность огромных масс народа. Он спрашивает себя, что для людей хуже: вера в силу божества или контроль над обществом, называемый властью.
Судьба народа Вопросом для размышления в этой главе является: «Почему жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей? Автор считает, что связь между ними толком и не установлена, аргументируя свои мысли поступками исторических личностей, разбирая их связь и итоги. В шестой главе Лев Толстой размышляет о приказах начальников и их непосредственном влиянии на окружающее войско, где армия — это не просто много военных, а объединение людей, связанных общей целью. Приказы должны быть выполнимыми, иначе их невозможно будет исполнить. Кроме того, сам главнокомандующий тоже должен их выполнять. Именно народ принимает наибольшее участие в выполнении приказов. По этой причине историческое лицо должно быть максимально связано с человеческими массами, так как его можно заменить, а массы не удастся из-за их непосредственной важности.
Свобода воли В следующих главах автор философствует на тему свободы воли. Если есть один закон, действующий на всех людей, то в таком случае нет и свободы воли. Ведь любой человек обязан подчиняться закону и никак не отходить от его рамок. Любые действия человека понимаются другими людьми без каких-либо противоречий, ведь они являются лишь частью свободы и необходимости. Десятая глава продолжает мысли о свободе и необходимости. Но только если ранее это было показано с точки зрения истории, то здесь — с материальной стороны. Критика автора В этой главе Толстой начинает критиковать исторические движения.
Автор считает, что вместо этого лучше было бы сосредоточиться на поиске единственно верного общего закона, который движет историей человечества. Старая и новая история Заканчивается эпилог поднятием темы о старой и новой истории, точнее, о ненадобности старой. Ее можно сравнить с открытием, согласно которому Земля движется вокруг Солнца. Старые исторические события опровергаются, их заменяют новые, более полезные и правдивые. Как написал автор, человеку нужно принять неощущаемый им исторический закон, который говорит, что историческая личность зависит от причин, времени и внешнего мира, а не от воли исторической личности. Эпилог показывает, насколько сильно война смогла изменить людей. Она сделала добрых личностей жестокими, что по-настоящему ужасает.
В эпилоге 2 части, где первая описывает жизнь героев, а вторая — мысли писателя. Но в первой части имеются также главы, содержащие рассуждения автора. Лучше их распределить так: Жизнь основных героев после войны. Их переживания и деятельность главы 5—16 первой части. Мысли Льва Николаевича Толстого о гнетущих его переживаниях и проблемах главы 1—4 первой части и вся вторая часть. Эпилог подводит жирную черту под событиями 1805—1812 гг. Анализируя переживания Пьера о будущем России, можно увидеть, что писатель опасается народного бунта, способного возникнуть из-за нестабильной экономики в стране.
В образе Николеньки заметна аллегория, что будущее будет за умными людьми, способными развиваться. Скорее всего, такое окончание романа было написано, чтобы донести до читателя суть произведения и заставить ещё раз обо всём задуматься.
Женщина, главным делом жизни которой является ее салон. По долгу «службы» ей положено соответствовать обществу, которое она принимает на своих вечерах. Почему же на лицах её гостей мы видим застывшие маски?
Другие важные персонажи
- Жанр. Композиция. Авторская идея
- Сколько героев в войне и мире
- Порядок персонажей «Войны и мира» по внешнему виду
- Военные события в романе Л.Толстого «Война и мир»
- Как зовут героев романа "Война и Мир"
- Фильм Война и мир (1965-1967) - актеры и роли - советские фильмы - Кино-Театр.Ру
Система персонажей в романе «Война и мир»
- Характеристика героев Война и мир
- Список персонажей романа «Война и мир» — Рувики
- Война и мир
- Сколько всего героев в войне и мире. Главные герои романа «Война и мир
- И как только он их запомнил?
Главные герои романа "Война и мир" и их краткая характеристика - 3 варианта
Группы персонажей. Война и мир: главные персонажи (15). Война и мир: прочие русские дворяне (40). Война и мир: прислуга и дворня (30). Возраст героев в романе "Воина и мир". Возраст в "Войне и мире", несомненно, функционален. «Война и мир» — общепризнанный шедевр литературы, который изучают в разных странах. В этой части разберемся, как Толстой выводил сюжетные линии и характер персонажей. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Ниже представлен список персонажей романа Льва Толстого «Война и мир». Главная антигероиня «Войны и мира» Элен Курагина каждый миг в обществе ведет себя так, будто на нее направлен с десяток-другой объективов.