Новости романы достоевского список

Федор Достоевский. произведений: 85 томов: 15. книги в fb2 и epub. Роман в девяти письмах. Читайте и слушайте книги автора Федора Достоевского: доступно 401 книга, отзывы и цитаты. На Литрес вы можете скачать электронные и аудиокниги в удобном формате или читать онлайн. "Достоевский Федор Михайлович", списки по категориям произведений.

Главные романы Ф. М. Достоевского

Библиография Федора Достоевского (1821-1881) включает романы, повести, новеллы, эссе и другие литературные произведения. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений [в четырёх томах] / Вновь просмотренное и дополненное самим автором издание. Список произведений Достоевского, посвященных криминальной тематике, будет неполон, если в нем упустить роман «Бесы», написанный в 1871-1872 годах и практически незнакомый советскому читателю по причине его запрета.

Лучшие произведения Достоевского

Но была и другая жизнь — внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим. В 1839 неожиданно умирает отец. Это известие потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок — предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность. Окончил училище в 1843 и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание — литература.

Рассказы Романы Романы писателя всегда отличались точностью описаний, раскрывали человеческую душу и всегда близки к простому народу. На страницах всегда можно найти что-то близкое сердцу и отражение собственных мыслей. А точность описаний природы, городов, времени — позволяет ближе узнать прошлое. Достоевского, опубликованный в 1846 году. Для этого произведения автор выбрал эпистолярную форму.

Роман представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Именно такая форма позволяет передать самые тонкие грани души главных героев, которые по мере повествования всё больше раскрываются не только перед читателем, но и перед самими собой. Роман «Униженные и оскорблённые» увидел свет в 1861 году в журнале «Время». Этот журнал выходил под редакцией Фёдора и Михаила Достоевских. Чтобы заполнить журнал Фёдор Михайлович и писал этот роман.

Повествование идет от лица молодого писателя Вани. Многие события, описанные в романе автобиографичны, но сам исторический фон играет второстепенную роль. Это произведение, которое описывает страдания маленького человека, простой быт и контрасты жизни. За три года до выхода романа Фёдор Достоевский проиграл крупную сумму денег, и чтобы расплатиться по счетам заключил с издательством соглашение на написание романа «Игрок». Очень запутанный, но увлекательный роман.

Это история о том, как игра становится сутью жизни, когда уже нельзя остановиться. Это история семьи, где у каждого есть свои мотивы, тайны и гордость. Над этим романом писатель работал год. В 1866 году был опубликован в журнале «Русский вестник». Через год роман появился в книжной версии, в которой автор изменил структуру и внёс ряд сокращений и изменений.

Это удивительно тонкий мир героев, с их психологическими и социальными проблемами с философской точки зрения. С главными героями, как и с сюжетом романа знакомы все. Роман «Идиот» публиковался в журнале «Русский вестник» в 1867-1868 годах. Думаю, что знакомить с этом романом не нужно. Скажу, что эта книга стала популярной во всем мире.

Первая экранизация романа состоялась в 1910 году в России, а в 1946 году фильм сняли во Франции. Всего же экранизаций вышло за все время 14, которые снимали в Японии, Польше, Великобритании, Германии и Индии. На создание этого романа Ф. Достоевского подтолкнула сложная политическая ситуация в стране и зарождение террористического и радикального движения. Структура романа очень сложна, а истоки полемики между героями стоит искать еще в «Преступлении и наказании».

Действие романа происходит в губернском городе в поместье Варвары Ставрогиной. Пётр Верховенский, который является идейным революционером, всеми силами старается привлечь в революционное движение сына Варвары Николая Ставрогина. Пётр вокруг себя собирает молодёжь, а чтобы укрепить дух и связать новую революционную ячейку, собирается убить студента, который отказался от революционных идей. Роман «Подросток» впервые опубликован в журнале «Отечественные записки» в 1975 году. В этом произведении писатель затрагивает вечную проблему отцов и детей.

В романе описываются отношения подростка Аркадия Долгорукого и его отцы дворянина Андрея Версилова. Достоевский смог передать самые тонкие грани становления и развития личности в атмосфере алчности, наживы и разврата. Кроме этого автор противопоставляет настоящего отца Версилов с фактическим Макар Долгорукий , показывая нравственную разницу между людьми. Это один из самых философских и сложных романов писателя. В этом произведении затрагиваются глубокие и вечные вопросы о Боге, морали и свободе.

Этот роман экранизировали 15 раз в нескольких странах мира, например, в Германии, Франции и Италии.

Читатель знакомится со всеми тяготами ссыльных XIX века, переданными в виде отдельных зарисовок без соединения в единый сюжет. Достоевский передаёт и быт, и эмоции, и чувства заключённых — самого героя и его «товарищей по несчастью». Произведение основано на реальном опыте Достоевского, бывавшего в ссылке, поэтому в достоверности событий не нужно сомневаться.

Дворянин А. Горянчиков, главный герой повести, отбыв свой срок в тюрьме, рвёт все связи с родными и остаётся в Сибири, ведёт замкнутый образ жизни, а на жизнь зарабатывает частными уроками. Чтения и зарисовки о каторге становятся единственным развлечением бывшего узника. Он рассказывает, как тяжело ему было привыкнуть к крестьянскому окружению, как он знакомился с бытом в тюрьме, с нравами заключённых и их межличностными отношениями.

Герой попал под второй разряд на службу в крепость в отдел отбытия преступников по особо тяжким делам обвинён в убийстве жены на 10 лет , где арестанты несут службу под контролем военных. Повесть «Записки из Мёртвого дома» носит документальный характер. Из неё можно узнать о жизни заключённых во второй половине XIX века, об их мечтах, развлечениях и т. В письмах Ф.

Достоевский признаётся брату: «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров… На целые томы достанет». Бедные люди 1844-1845 гг. Они ведают друг другу о течении жизни, из отдельных писем можно сложить сюжеты. Под «бедными» следует понимать не материальное положение, а душевную пустоту персонажей, трагичность их судьбы и случившихся несчастий.

Герои позаимствованы у европейских писателей, молодой Достоевский использовал и основу сюжета, преобразовав её и адаптировав под конкретную историю. Критики высоко оценили первое произведение Фёдора Михайловича за глубину и новаторский подход, определивший основу ранее не существующего жанра написания «натуральная школа». Белые ночи 1948 г. Мечтатель, главный герой, знакомится с красавицей Настенькой, между ними возникает крепкая дружба: встречи, прогулки, разговоры по душам, во время которых девушка делится с новым другом своими чувствами к постояльцу комнаты в квартире бабушки.

Он обещал через год вернуться к юной особе, но она так и не дождалась его в положенный срок. Мечтатель, сам не заметив того, влюбляется в Настю и вызывается ей помочь разыскать того постояльца. Произведение изначально было посвящено другу Достоевского Алексею Плещееву. Через 12 лет, в 1860 году, Фёдор Михайлович вернулся к редакции «Белых ночей» и значительно переработал произведение, добавив в него пушкинского романтизма и одновременно жёсткости главному герою, преобразовав его монологи.

Подросток 1875 г. Главный герой — молодой девятнадцатилетний человек Аркадий Долгорукий, возомнивший себя великим грешником. Им движет алчность, жадность, разврат — формирование личности происходит вне традиционных психологических и духовных рамок.

Космополитизм и еще безбожие — вот два важнейших, взаимосвязанных, по Достоевскому, греха, во власти которых находится значительная часть русского образованного общества. Все другие многочисленные грехи всходят, по убеждению писателя, на поле, разрыхленном первыми двумя. И как с течением времени менялось читательское переосмысление этой книги? Понятно, как он оценил «Бесов». Но и преобладающее массовое восприятие романа Достоевского было неблагоприятным для автора. То, что это художественный шедевр, оценили немногие. Смысл романа стал очевиден только с трагическим ходом отечественной истории, в XX веке.

Глубину проблематики «Бесов», не сводимую к злобе дня, раскрыла или приоткрыла религиозно-философская критика Серебряного века. Значимым событием в общественной и культурной рецепции романа Достоевского явилась постановка в 1913 году Владимиром Немировичем-Данченко в МХТ спектакля «Николай Ставрогин». Статьи Вячеслава Иванова, Николая Бердяева, Сергея Булгакова о «Бесах», опубликованные в 1914 году в связи с этой театральной постановкой, стали прорывом в раскрытии масштаба экзистенциальной проблематики «Бесов». В большей части XX века по понятным причинам серьезное изучение «Бесов» велось главным образом в русской эмиграции. Когда в 1983 году Международное общество Достоевского свой 5-й симпозиум посвятило обсуждению именно романа «Бесы», ни один отечественный ученый не получил от советских властей разрешения принять участие в этом научном форуме. В последнее десятилетие века минувшего и в первую четверть нынешнего столетия появились десятки глубоких исследований «Бесов», свободных от политической конъюнктуры. Обложка первого отдельного издания романаФото: Общественное достояние Поделиться — Тексты произведений Достоевского давно растащили на цитаты, причем не всегда верные. Шатов предъявляет Ставрогину его же слова: «Но не вы ли говорили мне, что если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной? Вот уже полтора столетия философы, богословы, литературоведы ломают голову над этой дилеммой: Христос или истина? Помня, что евангельский Спаситель сказал о Себе: «Азъ есмь путь и истина и жизнь».

Но все-таки с формулировкой «Бесов» легче разобраться, нежели с признанием самого Достоевского, сделанным в письме 1854 года к Наталье Фонвизиной, где он писал о себе: «…если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». По поводу этих слов самого писателя о. Сергий Булгаков заметил, что «любовь ко Христу в Достоевском сильнее, чем вера в него». В «Бесах» же говорится не о действительном положении вещей, а о «математическом доказательстве» того, что «истина вне Христа». Достоевский не однажды писал, что в вопросах веры математические доказательства ничего не значат. Да и один из отцов Церкви, Тертуллиан, сформулировал принцип: «Верую, ибо абсурдно» потому что если можно «доказать», то и вера не нужна. Оставил ли эту лазейку для себя Ставрогин?

Произведения Достоевского (список самых популярных)

По документам, умер от апоплексического удара; по воспоминаниям родственников и устным преданиям, был убит своими крестьянами. Мать -Мария Федоровна урожденная Нечаева; 1800—1837. В семье Достоевских было еще шестеро детей: Михаил, Варвара 1822—1893 , Андрей, Вера 1829—1896 , Николай 1831—1883 , Александра 1835—1889. Тяжело пережив смерть матери, совпавшую с известием о смерти А. Пушкина которую он воспринял как личную потерю , Достоевский в мае 1837 едет с братом Михаилом в Петербург и поступает в приготовительный пансион К. С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище. Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок. По окончании училища конец 1843 г. В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести "Евгения Гранде" Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В 1844 он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман "Бедные люди".

Роман, связь которого со "Станционным смотрителем" Пушкина и "Шинелью" Гоголя подчеркнул сам Достоевский, имел исключительный успех. Лето 1845 как и следующее Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. Рассказ "Господин Прохарчин" 1846 и повесть "Хозяйка" 1847 , в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860—1870-х гг. Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский, осудивший "фантастический" элемент, "вычурность", "манерность" этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского — в повестях "Слабое сердце", "Белые ночи", цикле острых социально-психологических фельетонов "Петербургская летопись" и незаконченном романе "Неточка Незванова" — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений. В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией "Современника": большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей особенно Тургенева, Некрасова , резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С.

Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя изнуряющий труд для "Отечественных записок". Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу в частности, он редактировал статьи для "Справочного энциклопедического словаря" А. В 1846 Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков, а постоянными участниками были А. Майков и А. Плещеев — друзья Достоевского. С марта—апреля 1847 Достоевский становится посетителем "пятниц" М. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении.

Был признан следствием "одним из важнейших" среди петрашевцев, виновным в "умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка". Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: "... По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. Анненковой, А. Муравьёвой и Н.

Оставил ли эту лазейку для себя Ставрогин? Об этом можно написать целую диссертацию, но это будет уже совершенно иной жанр. Достаточно длительное время в центре произведения для писателя безусловно стоял Петр Верховенский и основным сюжетным событием являлось убийство его подпольной революционной «пятеркой» Шатова. Однако в конце лета 1870 года первоначальный замысел радикально изменился. Сообщая критику Николаю Страхову о ходе работы над «Бесами», Достоевский так описывает суть совершившегося перелома: вдруг «выступило еще новое лицо, с претензией на настоящего героя романа, так что прежний герой лицо любопытное, но действительно не стоящее имени героя стал на второй план». Этот «настоящий герой» — Николай Ставрогин. Прежний, стоявший в центре замысла, — Петр Верховенский. В письме к издателю Михаилу Каткову, характеризуя свое изменившееся в ходе создания романа отношение к фигуре Нечаева-Верховенского, Достоевский писал: «Без сомнения, небесполезно выставить такого человека; но он один не соблазнил бы меня. По-моему, эти жалкие уродства не стоят литературы. К собственному моему удивлению, это лицо наполовину выходит у меня лицом комическим». Таким образом, ключевым для проблематики «Бесов», бесспорно, является образ Николая Ставрогина. Но когда в июле 1871 года в составе стенографических отчетов о судебном процессе над нечаевцами был опубликован пресловутый «Катехизис революционера» Сергея Нечаева, повлиявший на разработку Достоевским сюжета второй половины «Бесов», роль Петра Верховенского, деятельного и вездесущего, в событийной канве романа вновь повысилась. Однако в центре религиозно-философской проблематики романа по-прежнему остается Ставрогин. Наиболее яростно он обрушивался на эту книгу в 1913 году, протестуя против постановки Немировичем-Данченко на сцене МХТ спектакля «Николай Ставрогин». В статье «О карамазовщине» Горький относил «Бесов» к «темным пятнам злорадного человеконенавистничества на светлом фоне русской литературы», считая этот роман «еще более садическим и болезненным», чем поставленных тремя годами ранее на сцене того же МХТ «Братьев Карамазовых». Но даже и в это время он находил, что «вся деятельность Достоевского-художника является гениальным обобщением отрицательных признаков и свойств национального русского характера», специально подчеркивая, что протестует «не против Достоевского, а против того, чтобы романы Достоевского ставились на сцене». Об изменении оценки Горьким в эпоху революционных потрясений значения романа «Бесы» позволяет говорить его публицистический цикл 1917—1918 годов «Несвоевременные мысли», где он оценивает деяния большевистских вождей сквозь призму этого произведения Достоевского, не однажды цитируя Петрушу Верховенского — главного романного беса. И Ленин, и Троцкий, и все другие, кто сопровождает их к гибели в трясине действительности, очевидно убеждены вместе с Нечаевым, что «правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно», и вот они хладнокровно бесчестят революцию, бесчестят рабочий класс, заставляя его устраивать кровавые бойни, понукая к погромам, к арестам ни в чем не повинных людей…». Позднее Горький, естественно, признал эти свои былые оценки ошибочными. Но в 1925 году вдруг обмолвился, что в таланте Достоевского «было что-то пророческое». Поэтому не стоит удивляться, что в 1935 году, когда в последнем негосударственном издательстве СССР «Academia» было подготовлено двухтомное комментированное издание «Бесов», Горький, назвав «Бесов» «самым удачным произведением Достоевского», в печати горячо высказался за его публикацию. Трудно сказать, был ли писатель искренен в своем высказывании, или это был тактический ход, но Горький обосновывал свою позицию тем, что «врага надо знать, надо знать его идеологию по книге, в которой идеология эта дана в образах ярко и картинно». Это, однако, был последний год жизни писателя: он был уже очень слаб для борьбы. Горького», где «отбрил» своего оппонента репликой: «Этак вы потребуете, чтобы мы и нынешних белогвардейцев печатали!

Резкий стоицизм и волнующая красота матушки Земли до сих пор удивляет современного читателя, а ведь эту драму испытал на себе сам Федор Михайлович! Повесть «Записки мертвого дома» 1860 — представляет собой интригующий реальный документ, который открывает читателю быт и нравы преступников, что были засланы в холодный и далекий Сибирь. Характеры людей и поступки главных персонажей говорили о неуловимой действительности и правдивости написанного очерка творцом. Нельзя вычеркнуть из биографии писателя тот момент, когда он долгие годы провел в ссылке, в заключении, так почему же ему молчать и не излить свою душу на бумаге. Вот так и получилось такое волнительное и бушующее сочинение Достоевского «Записки мертвого дома». Многим современникам описанная проблема в романе близка и знакома. Полное бездействие, отчаяние, рефлекторная паника, жестокость и моральное уродство главного персонажа представляет собой верхушку пролетариата, злободневную и неуправляемую. Спустя два года Достоевский напишет «Преступление и наказание», где раскроет суть морального Раскольникова и его взгляды на действительность. Именно здесь прослеживается натура писателя и характерные черты личности Федора Михайловича. Водевиль «Чужая жена и муж под кроватью», написанный в 1860 году, удивил публику юмористическим характером и саркастической манерой письма Достоевского. Скажем, не часто он прибегал к такому характеру сочинения, что еще больше придает лоску и почтения его творчеству. Сочинение не оставило без внимания кинорежиссеров и уже в 1984 году было снято с этого водевиля экранизацию с Олегом Табаковым в главной роли. Это еще раз подчеркивает глубокую силу мысли и высокий писательский талант автора. Необычный рассказ Достоевского «Крокодил» 1865 года. Этот скверный анекдот поражает своей мудростью и смелостью, главный герой — чиновник, проглоченный крокодилом целиком, остался жив после нападения и не изменил своих общественных и политических взглядов.

Но 19 ноября 1849 года смертный приговор был отменен по заключению генерал-аудиториата «ввиду несоответствия его вине осужденного». В конце ноября император Николай I утвердил данное решение. Однако самим петрашевцам об этом сказали только в день, назначенный для казни, 22 декабря 1849 года. Сначала им на Семёновском плацу зачитали приговор о «смертной казни расстрелянием» с переломлением над головой шпаги, а затем уведомили о помиловании. Один из осужденных сошел с ума. Ощущения, которые Достоевский испытывал в тот момент, отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот». А впечатления от пребывания в остроге позже отразились в повести «Записки из Мертвого дома». В конце февраля 1854 года Достоевский был отправлен рядовым в Сибирский линейный батальон в Семипалатинск. А в день коронации Александра II, 26 августа 1856 года, бывшим петрашевцам было объявлено прощение.

You might like:

  • «Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского
  • Произведения Достоевского (список самых популярных)
  • Фёдор Достоевский
  • Самые известные произведения Достоевского: список топ-10 лучших книг знаменитого писателя

Федор Достоевский

Для такого случая писатель нанял стенографистку, которая в последствии стала его женой. Деньги как самоцель — центральная проблема произведения. Главным героем становится обыкновенный учитель. Он попадает в историю с азартным проигрышем и любовью. В попытках завоевать сердце дамы он спускает все деньги. Сергей Прокофьев создал оперу «Игрок», к которой сам написал либретто по роману. Также было выпущено 9 экранизаций.

Это вечные вопросы. В князе Мышкине соединились черты образа Христа и одновременно ребенка, умиротворенность, граничащая с беспечностью, и невозможность пройти мимо беды ближнего. В обществе «нормальных» людей, одержимых корыстью и разрушительными страстями, князь Мышкин — идиот.

В мире, где красота замутнена нечистыми помыслами людей, такой герой беспомощен, хотя и прекрасен.

С каждым новым прочтением роман открывается по-новому. Если в юношестве понять страдающего альтруиста Мышкина невероятно сложно, то в зрелости читатель видит, как его образ становится многогранным истолкованием христианской доктрины. Герой до сих пор является идеалом порядочности, нравственности и душевной чистоты. В этом произведении все персонажи, на удивление, очень колоритны и необычны. То же самое можно сказать и про ситуации, которые каждый раз ставят читателя в тупик, и тот задаётся вопросом: «А как бы поступил я?

Чего стоит только сцена с деньгами, выброшенными в пламя камина. Хорошая книга для того, чтобы порассуждать и пофилософствовать: что было бы, если бы Христос вновь пришел на Землю неузнанным? Не стал бы он в наших глазах таким же идиотом? Братья Карамазовы 1880 г. Этот роман — самый объемный у Достоевского. В нем он поднимает множество тем, над которыми можно и нужно подумать.

Такие как двойственная сущность в каждом человеке, совокупность «ангелов» и «демонов» в его душе, тема греха и милосердия. Федор Михайлович всегда был любителем философии и психологии, и эта его особенность здесь ярко выражена. Кроме того, книга понравится ценителям интриг и детективов, ведь в основу сюжета легло расследование убийства отца братьев Карамазовых. В каждом из них живет дьявольская искра убитого Федора, маленькое насекомое, порабощающее человеческие качества. Пытаясь уничтожить ее в себе, каждый из героев становится невольным соучастником преступления, ибо корень зла — в том порочном и низменном старике, от гибели которого, как в случае со старухой-процентщицей, все, казалось бы, только выигрывают. Униженные и оскорбленные 1861 г.

Достоевский написал это произведения после того, как вернулся из сибирской ссылки.

В нем есть место прозе и поэзии, публицистике, романам и малым литературным формам. Перечислять все нет никакой нужды. Для того чтобы составить собственное мнение о достоинствах разных книг этого выдающегося писателя, лучше всего прочитать их самостоятельно, не вникая предварительно в статьи критиков и не слушая советов друзей, какими бы знатоками они ни считались. Есть что-то, написанное «на злобу дня», и чтобы разобраться в фабуле таких очерков, следовало бы изучить их историческую подоплеку. Но лучшие произведения Достоевского посвящены вечным вопросам, и находятся вне временных рамок. Шифр Священного Писания В каждом романе, написанном Федором Михайловичем, по мнению одного из ведущих теософов, зашифровано Евангелие. Список произведений Достоевского начинается с романа «Бедные люди», впервые опубликованного в 1846 году. Трогательная история жертвенной и безрассудной любви скромного титулярного советника Макара Алексеевича Девушкина к Вареньке изложена в эпистолярной форме. Письма чиновника полны нежности и отчаяния, читать их и не сочувствовать их автору просто невозможно.

Тема «альтер эго», то есть второго «я», жестко проведена в повести «Двойник».

Федор Михайлович Достоевский - все книги автора в библиотеке fb2.top

Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают!.. Везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный... Знаете ли, сколько мы одними готовыми идейками возьмём? Уже преступление не помешательство, а именно здравый-то смысл и есть, почти долг, по крайней мере, благородный протест.

Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи водки ведро». О, дайте, дайте, взрасти поколению. Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они ещё попьянее стали! Ах, как жаль, что нет пролетариев!

Но будут, будут, к этому идёт... Одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь — вот чего надо! А тут ещё «свеженькой кровушки», чтобы попривык... В русском народе до сих пор не было цинизма, хоть он и ругался скверными словами...

Надо, чтоб и народ уверовал, что мы знаем, чего хотим, а что те только «машут дубиной и бьют по своим». Эх, кабы время! Одна беда — времени нет. Мы провозгласим разрушение...

Надо, надо косточки поразмять. Мы пустим пожары... Мы пустим легенды... Тут каждая шелудивая «кучка» пригодится.

Я вам в этих же самых кучках таких охотников отыщу, что на всякий выстрел пойдут, да ещё за честь благодарны останутся. И начнётся смута! Раскачка такая пойдёт, какой ещё мир не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам...

Заражена была не только столица, а и самая что ни на есть патриархальная Русь. В среде русских интеллигентов, разночинцев и прочих расцветает террористическое и радикальное движение. Небывалое явление в политической жизни страны получает определение — «Нечаевщина». Московские события потрясли Достоевского.

Он начинает писать свой новый роман уже в первых числах января 1870 года. Фактологическую основу составили политические предпосылки, организационные принципы радикального общества «Народная расправа», особенности личности Сергея Нечаева, подробности его подпольной деятельности, обстоятельства идеологического убийства Ивана Иванова, послужившего прототипом для персонажа «Бесов» Ивана Шатова. Достоевскому представлялось важным не только раскрыть содержание и смысл нашумевшего события, но и выявить его подоплёку, определить почву, питающую подобную идейную практику. Убийство студента воскресило в сознании писателя воспоминания молодости, когда в кружке Петрашевского он сам увлекался теориями утопического социализма и, по собственному признанию, внутренне был готов на подобный поступок: «Нечаевым я не мог бы сделаться никогда, но Нечаевцем, не ручаюсь, может, и мог бы...

В дни моей юности». Художественный замысел романа, по выражению самого Фёдора Михайловича, состоял в следующем: «Я хотел поставить вопрос, и сколько возможно яснее, в форме романа дать на него ответ: каким образом в нашем переходном и удивительном современном обществе возможны не Нечаев, а Нечаевы, и каким образом может случиться, что эти Нечаевы набирают себе под конец нечаевцев». Идейно-художественный замысел «Бесов» требовал такого изображения единичного события, чтобы в нём отразились основные тенденции бытия современного общества, раскрылись связи настоящего с будущим, проявились бы отчётливые переходы высокого в низкое, извращённое и растленное. Фёдор Михайлович подчёркивал, что в его произведении нет реальных фотографических портретов и буквального воспроизведения нечаевской истории.

Ему необходимо было создать литературный тип псевдореволюционера, который мог нисколько не походить на Сергея Нечаева, однако должен был вполне соответствовать совершённому злодейству и будущим злодейским замыслам под видом активной деятельности «на благо народной революции».

В обществе «нормальных» людей, одержимых корыстью и разрушительными страстями, князь Мышкин — идиот. В мире, где красота замутнена нечистыми помыслами людей, такой герой беспомощен, хотя и прекрасен. Но «красота спасет мир! Каждый характер, как бы сложен он ни был, у Достоевского предстает некой частью одной, почти безграничной картины — это картина многогранной человеческой души, и в этой душе идет нескончаемая битва добра и зла.

Село Степанчиково и его обитатели: Повесть. Скверный анекдот: Рассказ.

Достоевский; Г. Записки из мертвого дома. Фридлендер, М. Храпченко; Худож. Идиот: Роман в 4-х ч. Достоевский; Ил. Новоатрибутированные статьи 1872-1874 г.

Статьи относятся к времени редакторства Ф. Достоевского в еженедельнике "Гражданин" "Желание"; "Соборяне. Старгородская хроника.

И заметьте себе, дорогой друг: кто теряет свой народ и народность, тот теряет и веру отеческую и Бога. Ну, если хотите знать, — вот эта-то и есть тема моего романа».

А почему так вышло, кто в этом виноват? В начале 1870 года в эмиграции умер публицист-революционер Александр Герцен, Достоевский был лично знаком с ним еще с 1840-х годов. Смерть Герцена была остро пережита Достоевским, он вновь перечитал в это время многие его сочинения, рассматривая Герцена как крупнейшего представителя русского западничества. Мысль об ответственности идеологов западничества в формировании нигилистических настроений у современной молодежи — одна из важнейших в «Бесах». Но Достоевский мыслил отношение «отцов» и «детей» сложнее.

Представляющий в романе поколение «отцов», идейно и морально ответственных, по замыслу Достоевского, за «беснование» молодого поколения, Степан Трофимович, столкнувшись с разгулом бесовской стихии в городе, не только «с ужасом и первый» «отворачивается», отшатывается от крайних проявлений воинствующего нигилизма, но и бросает на празднике в пользу гувернанток в своей речи вызов духу времени. И с кого писал «портрет чистого и идеального западника» Степана Верховенского? Как историческое лицо историк Тимофей Николаевич Грановский действительно представлял собой яркий тип «чистого и идеального западника» 1840-х годов. Но Степан Трофимович не является его, пусть и карикатурно трансформированным, «портретом». Если и говорить о «портретности» этого персонажа «Бесов» — то он, бесспорно, коллективный портрет деятелей 1840-х.

Но и здесь необходима важная оговорка. Излагая на первых страницах романа биографию Степана Верховенского, Хроникер в самом начале сообщает, что тот, действительно, «некоторое время принадлежал к знаменитой плеяде иных прославленных деятелей нашего прошедшего поколения», но тут же оговаривается, что «одно время, — впрочем, всего только одну самую маленькую минуточку, — его имя многими тогдашними торопившимися людьми произносилось чуть не наряду с именами Чаадаева, Белинского, Грановского…». Уже в этой характеристике между Грановским и Верховенским проведена важная черта, обозначена иерархическая дистанция как между личностями разного исторического масштаба: первый представляет эпоху и поколение 1840-х годов, второму в этой эпохе принадлежит «одна самая маленькая минуточка». Достоевский собрал в образе Степана Трофимовича практически все исторические грехи, которые он традиционно инкриминировал западничеству. Это оторванность от «почвы», незнание народа, отрицание русской национальной самобытности.

Космополитизм и еще безбожие — вот два важнейших, взаимосвязанных, по Достоевскому, греха, во власти которых находится значительная часть русского образованного общества. Все другие многочисленные грехи всходят, по убеждению писателя, на поле, разрыхленном первыми двумя. И как с течением времени менялось читательское переосмысление этой книги? Понятно, как он оценил «Бесов». Но и преобладающее массовое восприятие романа Достоевского было неблагоприятным для автора.

То, что это художественный шедевр, оценили немногие. Смысл романа стал очевиден только с трагическим ходом отечественной истории, в XX веке.

Достоевский Фёдор Михайлович

«Роман в девяти письмах» /рассказ 1847. Предлагаем Вашему вниманию список произведений Ф.М. Достоевского в хронологическом порядке: «Бедные люди», роман, опубликован в 1846 году. Библиография Федора Достоевского (1821-1881) включает романы, повести, новеллы, эссе и другие литературные произведения. Всего же автор издал восемь романов (список произведений Достоевского в хронологическом порядке есть ниже в статье), пять из которых считаются «великим пятикнижием». Ключевые произведения Достоевский оставил множество значимых произведений, но отдельно стоит выделить три из них,которые известны каждому. Четвёртый роман своего «великого пятикнижия» Достоевский, по просьбе Н.А. Некрасова, предоставил для публикации журналу «Отечественные записки».

Федор Достоевский читать все книги автора онлайн бесплатно без регистрации

Читать онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) все книги автора Федор Достоевский на сайте электронной библиотеки «LibKing». Федор Достоевский. произведений: 85 томов: 15. книги в fb2 и epub. Роман в девяти письмах. Роман в девяти письмах. Федор Достоевский. Роман Федора Достоевского «Бесы» входит в список признанных шедевров мировой литературы. Произведения писателя Достоевского Федора Михайловича | Библиотека. 3.3 Библиография произведений Ф. М. Достоевского и литературы о нём.

Достоевский Федор Михайлович

Произведения Достоевского. О Достоевском (Статьи, критика и пр.). Собрание сочинений Достоевского состоит из 12 романов, четырех новелл, 16 рассказов и множества других произведений. Ключевые произведения Достоевский оставил множество значимых произведений, но отдельно стоит выделить три из них,которые известны каждому. Список лучших книг автора Федор Достоевский, биография автора, рейтинг и чтение онлайн книг в электронной библиотеке Описание: В размышлениях вского о русской литературе находят отражение те же философские, социальные и нравственные идеи, которые легли в основу его великих романов.

Экранизации Достоевского

Первая экранизация романа состоялась в 1910 году в России, а в 1946 году фильм сняли во Франции. Всего же экранизаций вышло за все время 14, которые снимали в Японии, Польше, Великобритании, Германии и Индии. На создание этого романа Ф. Достоевского подтолкнула сложная политическая ситуация в стране и зарождение террористического и радикального движения. Структура романа очень сложна, а истоки полемики между героями стоит искать еще в «Преступлении и наказании». Действие романа происходит в губернском городе в поместье Варвары Ставрогиной. Пётр Верховенский, который является идейным революционером, всеми силами старается привлечь в революционное движение сына Варвары Николая Ставрогина.

Пётр вокруг себя собирает молодёжь, а чтобы укрепить дух и связать новую революционную ячейку, собирается убить студента, который отказался от революционных идей. Роман «Подросток» впервые опубликован в журнале «Отечественные записки» в 1975 году. В этом произведении писатель затрагивает вечную проблему отцов и детей. В романе описываются отношения подростка Аркадия Долгорукого и его отцы дворянина Андрея Версилова. Достоевский смог передать самые тонкие грани становления и развития личности в атмосфере алчности, наживы и разврата. Кроме этого автор противопоставляет настоящего отца Версилов с фактическим Макар Долгорукий , показывая нравственную разницу между людьми.

Это один из самых философских и сложных романов писателя. В этом произведении затрагиваются глубокие и вечные вопросы о Боге, морали и свободе. Этот роман экранизировали 15 раз в нескольких странах мира, например, в Германии, Франции и Италии. Повести «Двойник. Петербургская поэма». Работу над этим произведением писатель начал в 1845 году, а уже через год повесть была опубликована в журнале «Отечественные записки».

Самое интересное, что перед публикацией Фёдор Михайлович зачитывал отрывки в кругу других писателей и получил хвалебные отзывы. Но вот после публикации Белинский высказал мнение, что повесть затянута, а главный герой скучен. Достоевский принял решение изменить повесть. И только в 1866 году повесть приобрела свой окончательный вариант. Главный герой повести Яков Голядкин. Он простодушен и мнителен.

Он ищет всюду подвох, но при этом имеет мягкий характер. Идея двойника возникает практически с первых страниц повести. Вскоре появляется и сам двойник с ужасным характером, который делает всё, чтобы занять место настоящего Голядкина. В этой повести автор уходит от темы и образов чиновничества, а создает нового героя — героя-мечтателя. Повесть насыщена и переполнена снами, видениями, переплетениями реального и мистического, бредом героя и символами. Сюжет повести завязан на главном герое Василии Ордынове, который пишет работу по истории церкви в уединённом месте.

На старике-старообрядце Мурине, которого Василий считает колдуном и на девушке Катерине, которая находится во власти Мурина. Василий силой своей любви и веры хочет вырвать прекрасную Катерину из лап нечестного и злого Мурина. В центре повествования находится бедный молодой чиновник Вася Шумков, который собирается жениться. Он ответственный работник, которому начальник поручает переписывать документы. Вася из-за предстоящей свадьбы часто отвлекался от работы, а по ночам не щадил себя. Нервное напряжение и желание всё сделать вовремя сыграли злую шутку с молодым человеком.

Повесть «Неточка Незванова» рассказывает о жизни главной героини с 8 до 17 лет. История о ребенке, которая прошла через бедность, страдания, предательство и клевету. Но при этом она верит в людей, любовь и умеет мечтать. Впервые она появилась в журнале «Отечественные записки» в 1848 году.

Девушкин тратит на Вареньку все деньги, но не признается в этом. Неожиданно к Вареньке начинают свататься сразу несколько человек: один офицер и помещик. Варенька в раздумьях, ведь ее решение повлияет не только на нее, но и на Макара Девушкина. Что же решит девушка?

Эта книга о противоречивом мышлении безымянного главного героя, бывшего чиновника из Петербурга, который не выходит из своей квартиры, то есть из «подполья». Проблема «подполья», в которое загоняет себя рефлексирующий чиновник, остается актуальной и современной до сих пор. Один петербургский чиновник получает наследство и выходит в отставку. Он решает вести, затворнический образ жизни и целыми днями сидит в своей квартире. В первой части «Записок» безымянный герой рассказывает о своей жизни, исследует собственное сознание и душу, спорит с воображаемыми и реальными оппонентами, размышляет о цивилизации. Во второй части бывший чиновник делится двумя важными эпизодами своей жизни. Первый — посещение обеда, на котором он всех обидел и даже вызвал одного из гостей на дуэль. Второй — поездка в публичный дом и моральные издевательства над одной из работниц — Лизой, от которой позже сам будет терпеть муки.

Многое в этом романе читателям казалось необычным: перед ними была поставлена новая этико-социальная проблема — проблема эгоизма. Князь Валковский стал первым в творчестве Достоевского героем-«идеологом», предшественником Раскольникова и Свидригайлова. Об этом свидетельствует перекличка заглавий обоих романов. В этом смысле «бедные» — это и есть «униженные», «оскорбленные». Ваня будущий писатель Иван Петрович воспитывался в семье бедного помещика Ихменёва. Дружба и любовь связали его с дочерью Ихменёвых Наташей. Богатый сосед Ихменёва, князь Валковский, назначает его своим управляющим, а позднее и поручает воспитание сына Алёши. Однако вскоре возникают слухи о том, что Ихменёв хочет женить Алёшу на своей дочери и не слишком честно управляет поместьем.

Валковский в отместку обвинил старика в воровстве и затеял судебный процесс. Достоевского — произведение, не имеющее аналогов в мировой литературе. В январе—августе 1873 года под таким названием Достоевский вел рубрику в журнале «Гражданин»; позднее писатель начал выпускать дневник в виде собственного отдельного журнала.

Роман был напечатан частями в журнале «Русский вестник». Достоевский задумывал роман как первую часть эпического романа «История Великого грешника». Произведение было окончено в ноябре 1880 года. Писатель умер через два месяца после публикации.

Одна — о мальчике Ване, а другая о 13-летней девочке Елене. В книге описываются события полутора лет. Есть также важные исторические моменты, которые можно наблюдать уже в начале произведения. Игрок Произведение «Игрок» было впервые показано всему миру в 1866 году. Идея пришла автору во время его отдыха в Висбадене. В романе прослеживается одна главная история, которая произошла с самим писателем. Книга «Игрок» о человеке, который не видел смысла ни в чем, кроме игры. Действие происходит в небольшом немецком городке. Главный герой Алексей вместе со своей семьей путешествует по миру. Долгое время они ждут, когда, наконец, умрет бабушка, у которой имеется огромное наследство. Стоит отметить, что именно по этому роману Достоевского известный композитор Сергей Прокофьев написан оперу под названием «Игрок». Бесы Роман «Бесы» был издан в 1871 году. Это также одно из самых замечательных произведений автора. В центре сюжета поместье Варвары Ставрогиной. Главный вдохновитель Степан пытается вовлечь в различные революционные движения сына помещицы. Вскоре Степан замышляет страшное убийство, в результате которого произойдет разрыв связей с революционерами. Произведение было написано им за 2 года. Он состоит из нескольких частей, каждая из которых несет свое предназначение для читателя. В первой части идет рассказ о том, что главный герой Федор Карамазов женится на одной знатной женщине. Узнав его ближе, женщина сбегает. У нее остается сын, который был всеми забыт.

Достоевский Федор - все книги автора

Роман «Братья Карамазовы» — главное произведение Достоевского, в котором выразились его мысли о свободе, христианстве и морали. То, что Достоевского включили в курс русской литературы для школ, это важно, хотя не все в молодые, школьные годы могут читать полностью его романы. Первый роман Достоевского "Бедные люди" был написан в 1845, опубликован Некрасовым в "Петербургском сборнике" (1846). Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — знаменитый русский писатель-романист. 1881 г.) включает в себя романы, повести, рассказы, очерки и другие литературные произведения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий