К конференции была приурочена выставка, в экспозиции которой были представлены картины и более шести тысяч фотографий известных памятников архитектуры исторических городов стран – участниц конференции. Выставка раскрывает многогранный талант Рериха, все творчество которого пронизано идеями миролюбия и веры в преображающую силу культуры. Новая Третьяковка, Москва, Крымский Вал, 10. В Новой Третьяковке на Крымском Валу с 10 октября 2023 по 10 марта 2024 года проходит монографическая выставка «Николай Рерих», посвященная 150-летию Выдающегося художника и философа. Выставка Рериха – одно из самых ожидаемых событий 2023 года в культурной жизни.
Тибетские иконы и «Христос с учениками»: что еще смотреть на выставке «Рерихи. Сохраняя культуру»
Рерих в эскизе занавеса изобразил напряженную битву между русскими и татарами. Стремительно мчащиеся всадники, тревожно клубящиеся облака, отражаясь в водах реки, скрывают формы исчезающего города, тем самым спасая его от разрушения врагом. Эскиз занавеса для симфонического антракта оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» был исполненного Рерихом для «Русских сезонов» в Париже, организованных Сергеем Дягилевым. Зал 4. Картины последних лет Большую часть коллекции произведений Николая Рериха, хранящихся в Русском музее, составляют картины индийского периода творчества 1930 — 1940-е годы , переданные в дар музею в 1960 году старшим сыном художника Юрием Николаевичем Рерихом, ученым-востоковедом.
Обосновавшись в селении Нагар в долине Кулу — «долине трехсот шестидесяти богов», как ее называли, — художник оказался в центре древнейших культур, откуда распространялись религии, знания, духовный опыт. Здесь сохранялось духовное знание, уходящее корнями в невероятную древность. Рерих приобрел старинный дом в горах, где в окружении близких людей, среди коллекций, книг и картин, среди древних памятников и высоких прекрасных гор прошли последние 18 лет его жизни. Все эти годы художник работал над Гималайским циклом — самой большой своей живописной сюитой.
Одна из центральных тем, всю жизнь волновавшая Рериха, — существование некоего общего Бога или, точнее, некой субстанции, определяющей прошлое и будущее разных народов. По верованиям индуизма и буддизма связь между Землей и другими мирами, порядок на Земле поддерживают высшие иерархи, находящиеся в Шамбале. Где находится эта легендарная страна? На выставке экспонируется известная картина «Полунощное» — своеобразная иллюстрация этих слов.
Картина «Поход Игоря» написана Рерихом в Индии в разгар Второй мировой войны, в один из самых драматических моментов истории страны. Она входит в серию произведений, посвященных событиям родного прошлого, национальным героям и святым. В них художник выразил свои размышления о современности, переживания о судьбе далекой Родины, России. В основу полотна положен реальный сюжет — героический и вместе с тем трагический поход киевского князя Игоря против половцев.
Он в равной мере навеян Рериху и реальным событием, и образами оперы А. Бородина «Князь Игорь», которую художник оформлял в начале 1910-х. Из стольного града Киева с его мощно укрепленными стенами и башнями выходит печальное пешее войско князя Игоря. Острые силуэты фигур, ритм пик и знамен с ликами святых на фосфоресцирующем желтом фоне неба, в момент затмения солнца, вызывают чувство тревоги и предопределенности судьбы.
А рядом - платье танцовщицы из "Весны священной". Так музей перебрасывает мостик к недавней прекрасной выставке "Генеральная репетиция. Та выставка только обещала показ занавеса к "Половецким пляскам" написал его, кстати, по эскизу Рериха Борис Анисфельд.
Но мы смогли увидеть занавес уже год спустя - спасибо реставраторам! Нынешняя выставка "Рериха" дарит то же ощущение перспективы. После этой выставки понимаешь, почему Грабарь в своих воспоминаниях заметил: "Рерих был для всех нас загадкой, и я должен признаться, что до сих пор не могу с уверенностью сказать, из каких действительных, а не только предполагаемых и приписываемых ему черт соткан его реальный сложный человеческий и художнический облик…".
Перед нами пролог. Не столько к юбилейному году Николая Рериха, сколько к загадке пути Рериха. Вроде бы это был путь, по которому шли многие европейские художники - от Гёте до Гессе, от Гогена до Сарьяна.
В ХХ веке по нему двинулись массы, открывшие для себя йогу и духовные практики. Но Рерих стал тем, кого Восток признал своим. А это совсем другая история.
Кстати Один из хитов выставки - огромное полотно "Сокровище Ангелов" 1905 , впервые покинувшее "Дворец конгрессов" в Петербурге. Написанное темперой, оно напоминает о крещении викингов Харальдом I Синезубым в Х веке. Образ Еллингского камня с рунами и образом распятия на первом плане тому свидетельство.
Полотно кажется монументальной фреской или мозаикой. Утонченное стилизаторство модерна, нежность итальянских фресок, плоские фронтальные фигуры святых, узорочье русских книжных миниатюр с птицей Сирин - получился крутой замес. Но для Рериха, очевидно, этот синтез западных и восточных традиций был программным.
Он покажет полотно на всех крупных европейских выставках - в Вене, Париже, Лондоне, Мальмё. Из Мальмё, где полотно застрянет из-за начала Первой мировой, Рерих вывезет картину в 1920-х в Нью-Йорк, откуда она отправится по городам страны. Позже украсит Музей Рериха в Нью-Йорке.
В Россию картина приедет в 2008 году после покупки Виктором Вексельбергом коллекции Ростроповичей и Вишневской.
В Новой Третьяковке действует выставка «Николай Рерих» 12. Выставка представляет наследие Рериха как знаковое явление российской и мировой культуры и демонстрирует многогранность его творчества 1897—1947 годов.
В экспозицию вошли художественные и документальные материалы из наследия живописца. Здесь можно увидеть свыше сотни картин и графических листов — от ранних шедевров «Гонец» и «Заморские гости» до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази».
Николай Рерих написал больше Айвазовского — около 7000 работ.
Многие — эскизные, сделанные на скорости в экспедициях, задумки на будущее. Из-за того, что такие превалируют, а эффектные и важные вещи либо отсутствуют вовсе, либо распиханы по углам, либо вывешены под потолком, кому-то даже кажется, что Рерих — вовсе не интересный художник, а просто неплохой рисовальщик. Это не так.
Фото: Мария Москвичева Рерих — явление. В его сюжетах — удивительный синтез славянской и восточной мифологии и художественных приемов. Некоторая осознанная наивность письма сближает с русским авангардом.
Главную роль играет цвет. Но все это сложно почувствовать, когда стоишь в толпе зрителей, которые мало понимают куда идти, сталкиваются и наступают друг другу на пятки. Там, где стоило бы поставить лавочку для вдумчивого просмотра, негде пристроиться.
Не хватает воздуха и логики. Не спасает положение даже гигантский задник-занавес, созданный Рерихом для постановки «Половецкие пляски» на Русских сезонах в 1909 году для театра Шатле. Эту живописную махину чудом удалось спасти — шестиметровая декорация была сильно изношена и порвана во многих местах.
Правила комментирования
- В Новой Третьяковке действует выставка «Николай Рерих»
- В Новой Третьяковке – выставка Рериха – MyWay
- Масштабная выставка работ Николая Рериха пройдет в Новой Третьяковке
- Выставка к 150-летию Николая Рериха в Новой Третьяковке - Версия для печати
- Кто такой Николай Рерих?
- Выставка Николая Рериха
Открылась выставка «Рерихи и Кавказ»
В экспозицию войдут художественные произведения и документальные материалы. Они разместятся в нескольких залах галереи. Частью экспозиции станут более 80 работ, которые хранятся не только в Третьяковке, но и в других российских музеях, например, в Государственном музее Востока. Зрители увидят знаменитых шедевры раннего творчества Рериха — «Гонец» и «Заморские гости», а также работы индийского периода — «Гуга Чохан» и «Ченрази».
Рерих предвидел, что мир ждет много потрясений, и ближе к концу жизни приложил максимум усилий, чтобы создать и продвинуть на международном уровне охранную грамоту для культурного наследия. Но все эти грани таланта свалены в кучу, и поэтому мало что можно понять. Выставку открывают цитаты, вырванные из контекста, плакатно развешенные под потолком. Сложно задержать взгляд на каком-то одном высказывании, вместе они не складываются в единую философию. Зритель попадает на экспозицию, где всё опять же в куче.
Тут и иконостас, созданный для фамильной церкви купцов Каменских в Успенском женском монастыре в Перми, и картины из экспедиций на Русский Север, и на Восток, в Азию, и пророческие мистические полотна. Одна из самых эффектных вещей — «Армагеддон» 1936 , где читается предчувствие Второй мировой, — зажата в углу. Стоило бы подчеркнуть медитативность работ художника-прорицателя приглушенным светом, точечно подсветив работы. Вместо этого большинство пересвечены так, что невозможно найти точку, чтобы увидеть их без бликов. А из-за громоздкой экспозиционной застройки, которая сталкивает зрительские потоки, сложно подойти к интересующим полотнам, чтобы их увидеть целиком, без чужих голов и плеч. Николай Рерих многое взял у своего учителя Куинджи, главное — прием, когда свет словно исходит из картины, будто она и есть его источник. Куинджи выставлял свою «Лунную ночь» в почти полной темноте, направив свет на картину, и это произвело фурор в ХIХ веке. В 2018-м примерно так же, в полумраке, его показывали в старой Третьяковке.
На контрасте со сдержанным русским залом здесь — буйство красок: фиолетовый, лиловый, розовый, индиго. Все картины повернуты к фигурке Майтрейи Будды грядущего — бронзовая скульптура из Непала разместилась в центре зала. Твои священные письмена, в которых обрисовано прошлое, настоящее, будущее. И мы будем вспоминать тебя с тем же трепетом, как лучший первый цветок на весеннем лугу Николай Рерих Гималаи были любимым местом Рериха, еще в 1928 году он купил дом в долине Кулу, где позже поселился со своей семьей. Напротив входа в него стояла статуя, посвященная Гуга Чохану — древнему герою, который, по преданию, был покровителем здешних земель. Ее в окружении цветущих деревьев можно увидеть на пейзаже 1931 года. Сам каменный всадник до сих пор охраняет усадьбу Рерихов в Кулу.
Эхо "Русских сезонов" Постепенно индийская экспозиция перетекает в театральную. Сценографией художник занялся еще в конце 1900-х. На выставке представлены эскизы костюмов и декораций к спектаклям "Снегурочка", "Пер Гюнт", "Тристан и Изольда", "Весна священная". Но главный экспонат здесь и, вероятно, на всей выставке — это проступающий в полумраке задник к балетной постановке "Половецкие пляски", созданный в 1909 году для "Русских сезонов" Сергея Дягилева. История его бытования привела к тому, что занавес находился в аварийном состоянии", — рассказала Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи. Когда сотрудники Третьяковки отправились на выездную экспертизу в Лондон, где прежде находился задник, им понадобилось арендовать спортивный зал, чтобы можно было развернуть его полностью. На выставке занавес занял два этажа — чтобы как следует рассмотреть его, лучше подняться на балкон.
Если остаться с декорацией один на один, можно почувствовать, что работа буквально пропитана историей: аромат, который ни с чем не спутаешь, так пахнет в старинных региональных театрах — старое дерево, пыльный бархат, дощатая сцена и канифоль.
Реставрировать его горизонтально не представляется возможным, потому что у нас нет даже площадей такого размера. Для реставрации этого полотна создали специальную конструкцию, которая позволила работать нам в вертикальном положении».
Революцию Рерих не поддержал и уехал в большое путешествие по миру длиною в 30 лет. Владимир Никишин, куратор выставки «Николай Рерих»: «Это другой уже период, другие сюжеты. Рериха окружал другой мир.
Когда вы путешествуете по Средней Азии с экспедицией, проходите как минимум 25 тысяч километров по нагорьям, по перевалам, по пустыням, вас уже окружает совершенно другая реальность». За неотделимым от идей искусством Николая Рериха стоит поспешить в Новую Третьяковку — выставка будет работать с 10 октября до 10 марта. Картина дня.
«Николай Рерих»: выставка в Новой Третьяковке
Рериха, впервые выпущенный в 1931 году в США на русском и английском языках. Этот сборник открывал программный очерк, который тоже назывался «Держава Света». Темы и адресаты очерков сборника «Держава Света» поистине охватывают весь мир: тут и Монголия, и Индия, и Япония, и Америка, и, конечно же, Россия и подвижники русской культуры. На этих же идеях сложилась выставка «Держава Света». Зритель найдёт на ней и русско-европейский раздел, и сюжеты, посвящённые культуре Монголии, Тибета, Ирана, Китая, Японии, Индии.
Выставке «Николай Рерих» посвящен и выпуск проекта «Музыкальное измерение»: дирижер Теодор Курентзис и резиденты musicAeterna составили музыкальные подборки, позволяющие посетителям взглянуть на картины с иной стороны и погрузиться в персональную медитацию наедине с искусством. Выставка будет работать до 10 марта 2024 года. Билеты можно приобрести в кассах и на сайте музея.
А из-за громоздкой экспозиционной застройки, которая сталкивает зрительские потоки, сложно подойти к интересующим полотнам, чтобы их увидеть целиком, без чужих голов и плеч. Николай Рерих многое взял у своего учителя Куинджи, главное — прием, когда свет словно исходит из картины, будто она и есть его источник. Куинджи выставлял свою «Лунную ночь» в почти полной темноте, направив свет на картину, и это произвело фурор в ХIХ веке. В 2018-м примерно так же, в полумраке, его показывали в старой Третьяковке. Смотрелось эффектно. Почему-то уроки Куинджи к выставке Рериха позабыли. Николай Рерих написал больше Айвазовского — около 7000 работ. Многие — эскизные, сделанные на скорости в экспедициях, задумки на будущее. Из-за того, что такие превалируют, а эффектные и важные вещи либо отсутствуют вовсе, либо распиханы по углам, либо вывешены под потолком, кому-то даже кажется, что Рерих — вовсе не интересный художник, а просто неплохой рисовальщик. Это не так. Фото: Мария Москвичева Рерих — явление. В его сюжетах — удивительный синтез славянской и восточной мифологии и художественных приемов. Некоторая осознанная наивность письма сближает с русским авангардом.
Тень учителя. RU - Выставка, посвященная Николаю Рериху, пройдёт в Новой Третьяковке на Крымском валу, в экспозиции будет представлено более 150 работ художника из собрания 18 музеев, сообщила гендиректор галереи Елена Проничева. Это очень большой исследовательский, научный труд наших сотрудников, большая работа. Более трех лет мы готовились к этому проекту", - сказала Проничева на пресс-конференции в среду. Она уточнила, что всего на выставке будет представлено более 150 работ из собрания 18 музеев, в том числе зарубежных.
Третьяковка впервые за 65 лет открыла выставку работ Рериха
Смотрите видео онлайн «Выставка Рериха в Москве #Рерих #Москва #Выставка» на канале «Звёздный Канал» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 27 марта 2024 года в 13:00, длительностью 00:06:25, на видеохостинге RUTUBE. Главная страница» Новости» Новости МЦР. В Новой Третьяковке открылась очередная выставка-блокбастер — ретроспектива Николая Рериха (1874–1947). Выставка раскрывает многогранный талант Рериха, все творчество которого пронизано идеями миролюбия и веры в преображающую силу культуры.
В Новой Третьяковке – выставка Рериха
Фото: tretyakovgallery. Он ставился в Париже в первом сезоне антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Размер полотна впечатляет — 10х23 метра. Этот экспонат является самым большим произведением в собрании Третьяковки. Его доставили в Москву из-за границы в 2021 году. Декорация сейчас нуждается в восстановлении.
Стравинского, эскиз занавеса «Сеча при Керженце» для оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже…» и многие другие театральные постановки. Рерих «Половецкий стан», 1909. В 1914 году в Лондоне Дягилев осуществил постановку оперы полностью в четырех действиях с прологом, вновь пригласив Рериха для оформления спектакля.
Рерих исполнил декорации за короткий промежуток времени: конец 1913 — начало 1914 года. Яркое узорочье костюмов, праздничный колорит архитектуры, носящей порой сказочный характер, создали притягательный образ далекого прошлого, наполненного жизненной силой. Успех лондонской постановки во многом был связан с оформлением спектакля. В этой битве, по преданию, исчез в водах реки Керженец, протекающей в Нижегородской области, целый город под названием Китеж. Рерих в эскизе занавеса изобразил напряженную битву между русскими и татарами. Стремительно мчащиеся всадники, тревожно клубящиеся облака, отражаясь в водах реки, скрывают формы исчезающего города, тем самым спасая его от разрушения врагом. Эскиз занавеса для симфонического антракта оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» был исполненного Рерихом для «Русских сезонов» в Париже, организованных Сергеем Дягилевым. Зал 4. Картины последних лет Большую часть коллекции произведений Николая Рериха, хранящихся в Русском музее, составляют картины индийского периода творчества 1930 — 1940-е годы , переданные в дар музею в 1960 году старшим сыном художника Юрием Николаевичем Рерихом, ученым-востоковедом.
Обосновавшись в селении Нагар в долине Кулу — «долине трехсот шестидесяти богов», как ее называли, — художник оказался в центре древнейших культур, откуда распространялись религии, знания, духовный опыт. Здесь сохранялось духовное знание, уходящее корнями в невероятную древность. Рерих приобрел старинный дом в горах, где в окружении близких людей, среди коллекций, книг и картин, среди древних памятников и высоких прекрасных гор прошли последние 18 лет его жизни. Все эти годы художник работал над Гималайским циклом — самой большой своей живописной сюитой. Одна из центральных тем, всю жизнь волновавшая Рериха, — существование некоего общего Бога или, точнее, некой субстанции, определяющей прошлое и будущее разных народов. По верованиям индуизма и буддизма связь между Землей и другими мирами, порядок на Земле поддерживают высшие иерархи, находящиеся в Шамбале. Где находится эта легендарная страна? На выставке экспонируется известная картина «Полунощное» — своеобразная иллюстрация этих слов.
Людмила Лунина 09.
При этом интересы Николая Константиновича никогда не ограничивались только лишь изобразительным искусством. Имея, помимо художественного образования, еще и диплом юриста, он был археологом, путешественником, писателем, совместно с женой Еленой практиковал спиритизм. Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Он совершил несколько легендарных путешествий в Центральную Азию. Его выдвигали на Нобелевскую премию. Наконец, он инициировал первый международный документ по защите культурного наследия — так называемый Пакт Рериха был подписан в 1935 году в Белом доме 20 странами Панамериканского союза. Цель выставки — показать Рериха не только как мастера сине-фиолетовых горных пейзажей, но и как разностороннего творца. Для этого собрали свыше 140 экспонатов: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, костюмы, книги — из 18 музеев и одного архива, в том числе из Национальной галереи Армении, что придает проекту международный статус. Куратор выставки — Владимир Никишин.
Выставку открывает «Гонец.
Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция рассказывает об особенностях мировоззрения художника и позволяет оценить его вклад в историю искусства.
Только в таком межмузейном сотворчестве и возможен подход к дате, дорогой для всех, кто любит творчество Николая Константиновича Рериха. Уверена, это проект в ближайшие месяцы соберет вокруг себя и профессиональное сообщество, и многих любителей русского искусства, на него будут приходить семьями, и непременно открывать что-то новое и близкое для себя», — сказала Ольга Любимова. Данный проект — это большой научный и исследовательский труд наших специалистов, и я хочу сказать большое спасибо всей команде галереи за то, каким замечательным получился этот проект.
Большая выставка к 150-летию Рериха откроется в Третьяковке
По словам организаторов, такой масштабной экспозиции Рериха в Москве не было 65 лет. В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения знаменитого художника, археолога, мыслителя и путешественника Николая Рериха. Она будет работать до 10 марта 2024 года на Крымском Валу, 10 в залах 60–61. В октябре 2023 г. в Третьяковской галерее откроется глобальная экспозиция «Николай Рерих», приуроченная к 150-летию со дня рождения великого русского живописца. Николай Рерих — художник, писатель, философ, археолог, общественный деятель — одна из уникальных и универсальных фигур в российской культуре первой половины ХХ века. В Новой Третьяковке на Крымском Валу открывается масштабная выставка Николая Рериха, приуроченная к 150-летию художника. Николай Рерих — художник, писатель, философ, археолог, общественный деятель — одна из уникальных и универсальных фигур в российской культуре первой половины ХХ века.
Большая выставка к 150-летию Рериха откроется в Третьяковке
Главная Новости Культура Ретроспективная выставка Николая Рериха открылась в Москве. МОСКВА, 10 окт — РИА Новости. В Третьяковской галерее открылась выставка "Николай Рерих" в честь 150-летия со дня его рождения. Настоящая выставка является образно-тематическим продолжением серии выставок: «Пути благословения», «Держава Рериха» и «Врата в будущее». Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет.
Правила комментирования
- В октябре в Новой Третьяковке откроют большую ретроспективу Николая Рериха - Москвич Mag
- Первая за 65 лет выставка в Третьяковке: о знаменитых полотнах Николая Рериха
- Новости Международного Центра Рерихов
- Правила комментирования
- Выставка "Николай Рерих" - Новости - Отдых с детьми -
Не только мастер гор: в Новой Третьяковке покажут другого Рериха
В Новой Третьяковке идет выставка, название которой говорит само за себя — «Николай Рерих». На выставке впервые покажут театральный задник, который Николай Рерих создал в 1908 году специально для балета «Половецкие пляски» дягилевских Русских сезонов. На ВДНХ 4 сентября открывается масштабная выставка «Рерихи. Николай Рерих — художник, писатель, философ, археолог, общественный деятель — одна из уникальных и универсальных фигур в российской культуре первой половины ХХ века. Накануне в Галерее современного искусства ГМИИ РТ открылась для посетителей выставка одного из самых значимых мастеров отечественной и мировой живописи, путешественника, ученого Николая Константиновича Рериха.