Утвержден график богослужений в надвратном храме во имя преподобного Сергия Радонежского Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. При богослужениях в Новоспасском монастыре в Москве возле данной иконы собирается огромное количество людей. Первый раз я пришла на богослужение именно в Новоспасский монастырь. В Новоспасском монастыре ежедневно совершаются богослужения, на которые собираются сотни прихожан, туристов и паломников.
Новоспасский мужской монастырь – расписание богослужений
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь / Монастырский вестник | Новоспасский мужской монастырь (Москва) в проекте Паломник на портале Азбука веры. |
Новоспасский монастырь в москве: иконы, святыни, фото. адрес новоспасского монастыря | При богослужениях в Новоспасском монастыре в Москве возле данной иконы собирается огромное количество людей. |
Митрополит Ферапонт совершил Божественную литургию в Новоспасском монастыре города Москвы
Новоспасский монастырь в этот период являл собой значимое место для рода Романовых, будущих правителей Российской державы. Реквизиты счета и адреса: Московский Патриархат Сретенский ставропигиальный мужской монастырь 107031, Москва, ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 1 Для переписки: 107031, Москва, а/я 87Тел. (495) 623-3444. Расписание богослужений. интересное место для прогулки в выходной день. Монастырь закрыли в 1918 г., В 1991 г. Новоспасский монастырь возвращён РПЦ.
МОСКОВСКИЙ НОВОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ
Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
Социальная деятельность Митрополит Воскресенский Григорий прибыл в Москву 15 октября 2023 года митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, возглавил богослужение в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре столицы. Новый наместник Новоспасской обители совместно с братией монастыря совершил молебен на начало благого дела, после чего обратился с приветственным словом к братии и молящимся.
Литературной основой образа являются тексты византийских акафистов, в которых Дева Мария а ровно и Христос сравнивается с неувядаемыми… Подробнее о святыне Ковчег с частицей мощей святителя Иоанна Милостивого Святые мощи были переданы в дар подворью из Венеции 2018г. Ковчег находится в приписном храме святителя Иоанна Милостивого в д. Щербинки Рузского городского округа. Святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский,….
На заднем плане — два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву. Согласно древнему монастырскому преданию, однажды к иконе подошел юноша и принялся что-то невнятно бормотать. Вдруг лик Богоматери воссиял дивным светом, какая-то невидимая сила отбросила молодого человека, и он упал наземь. Поднявшись, он в страхе подбежал к старцам-инокам и со слезами на глазах признался им, что вел нечестивую жизнь, занимался колдовством и пришел в монастырь, чтобы проверить силу своей магии на святых иконах. Произошедшее у иконы Пресвятой Богородицы чудо навсегда отвратило юношу от колдовства, направило на путь покаяния и вернуло на стезю благочестивой жизни. Чудотворный образ Божией Матери «Всецарицы» почитается как на Афоне, так и далеко за его пределами. Само имя иконы — Все-Госпожа, Все-Повелительница — говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Проявив свою чудотворную силу впервые против волшебных чар, «Всецарица» имеет и благодать исцеления больных раком — страшнейшей из болезней современного человечества а ведь распространение увлечения магией, колдовством и оккультизмом по христианскому миру можно сравнить с поражением человеческого организма злокачественной опухолью. На молебнах Божией Матери «Всецарице» молятся больные дети и их родители с надеждой на небесную помощь Заступницы и Целительницы. Святыни Новоспасского монастыря Главной святыней Новоспасского монастыря в Москве является чтимый список иконы «Всецарица» сама икона хранится на горе Афон, а список с нее был изготовлен специально для российской обители. Этот образ является чудотворным, и около него молятся об исцелении онкологических заболеваний. Икону регулярно отвозят в московский онкоцентр. Икона нерукотворного Спаса — еще одна величайшая святыня обители. Сам чудотворный лик утерян, однако в монастыре хранится его список. Пояс Иоанна Кронштадтского — эта святыня оказалась в обители после длительного пребывания в Болгарии. Икона Смоленской Богоматери — этот чтимый образ обители подарила мать царя Михаила Федоровича, в монашестве носившая имя Марфа. Также в обители сохраняются мощевики и иконы с частицами мощей святых. Подворье У Новоспасского ставропигиального мужского монастыря существует несколько официальных подворий. Подворья Новоспасского монастыря: храм Иоанна Предтечи месторасположение — село Сумароково, Рузский район, Московская область ; храм Архистратига Михаила деревня Милюково, Первомайский сельский округ, Наро-Фоминский район, Московская область ; храм иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» село Дураково, Калужская область. Фото Новоспасского монастыря За монастырскими стенами царит тихая атмосфера, в которой душа словно успокаивается.
Экскурсии в Новоспасский монастырь в Москве
Монастырь начал пользоваться царской благосклонностью и приобретать современный облик после прихода к власти рода Романовых, чья родовая усыпальница издавна находилась в Новоспасском монастыре. В 1646—1649 годах архимандритом Новоспасского монастыря был будущий патриарх Никон. Монастырь был закрыт в 1918 году и в том же году на его территории был устроен концентрационный лагерь. Памятники монастыря, имеющие музейное значение, были приписаны к музею Симонова монастыря. В 1920-е годы архитектором С. Родионовым была проведена реставрация построек монастыря. В 1925 году территорию монастыря занимал Второй женский исправдом. Монастырское кладбище снесено в 1927—1930 гг. С 1935 г. Все монастырские постройки были переобрудованы для хозяйственных нужд или под жильё.
Выселение жильцов началось в 1960 году. В 1968 году было принято решение организовать на базе монастыря «музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». Восстановительные работы затянулись на многие годы. В соборе планировалось открыть Музей истории реставрации.
Новоспасский - родовая усыпальница царского рода Романовых. Знаменитый патриарх Никон начал свое восхождение именно в этом монастыре. На экскурсии узнаем историю создания монастыря, какие подарки делала династия Романовых обители?
В 1491 году Иоанн Третий заложил каменный соборный храм в честь Преображения Господня. Он стоял до 1497 года. Затем был разобран до основания. В 1645—1647 годах над могилами бояр Романовых на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича был сооружен Спасо-Преображенский Собор, грандиозный, торжественный, увенчанный могучим пятиглавием. Построен он был по образу Успенского собора и лишь ему уступал по своим размерам. В нем сохранились фрески 17 века. Особенностью Спасского собора были изображения внизу, в основании столбов соборной паперти древнегреческих философов и мудрецов Гомера и Орфея, Платона и других. Этим художники хотели сказать, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше нижних ступеней христианского храма. Новый храм являлся усыпальницей рода Романовых. Храм был освящен в 1649 году. А через год на средства князя Я. Черкасского в северо-западной части обители возвели больничную Никольскую церковь. На входе видим колокольню, строительство которой началось в 1759 году при императрице Елизавете Петровне. Её высота на три метра меньше колокольни Ивана Великого. Архитектором строительства является Иван Жеребцов. В первом ярусе находятся парадные входные ворота. Во втором ярусе — храм Преподобного Сергия Радонежского. Храм освящали 3 раза. Впервые — по завершению строительства — в 1675 году, в 1813 году после Отечественной войны с Наполеоном, а третий раз — в 1997 году. В ней хранилась чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесенная из Вятки.
Отправить заявку можно и на сайте обители. В монастыре проводят такие экскурсии: обзор архитектуры — часовое знакомство с монастырским ансамблем; обзорная с изучением архитектурного ансамбля, посещением усыпальницы Романовых и Преображенского храма — знакомство с фресковой живописью, историей обители, посещением могил Романовых; обзорная по музею — знакомство с экспозицией, фотогалереей, раритетными экспонатами; экскурсия по стенам — подъем на крепостные стены монастыря, прогулка по саду обители, посещение усыпальницы Романовых. Поскольку обитель является действующей, не забывайте о монастырских требованиях к внешнему виду посетителей женщины — в платьях, юбках, с закрытыми руками и покрытой головой, без косметики; мужчины — в брюках, закрытыми плечами, без головного убора. Фотографировать братию, а также службу в храмах запрещено.
Храмы моего города. Новоспасский монастырь.
20 августа 2023 - Новости Москвы - Группу сопровождала экскурсовод Новоспасского монастыря Юлия Шереметьева. Приход Новоспасского монастыря – один из самых больших в Москве, во время праздничных богослужений здесь причащается более тысячи человек. Вы здесь: Главная Новости Праздничное богослужение в храме Святого адмирала в Неделю 6-ю Великого поста, Вход Господень во Иерусалим. Новоспасский монастырь в Москве – один из самых значимых символов русского православия, в котором отчетливо чувствуется атмосфера прошлых эпох. 8 экскурсий в Новоспасский собор в Москве стоимостью от 199 ₽. Смотрите актуальное расписание на апрель-май 2024 года, читайте отзывы туристов, бронируйте и оплачивайте экскурсии в Новоспасский храм онлайн.
Новоспасский мужской монастырь на Пролетарской — расписание богослужений
20 августа 2023 - Новости Москвы - Группу сопровождала экскурсовод Новоспасского монастыря Юлия Шереметьева. 20 августа 2023 - Новости Москвы - Группу сопровождала экскурсовод Новоспасского монастыря Юлия Шереметьева. Новоспасский монастырь в этот период являл собой значимое место для рода Романовых, будущих правителей Российской державы. Монастырь закрыли в 1918 г., В 1991 г. Новоспасский монастырь возвращён РПЦ. Древнейшая мужская обитель Москвы, Новоспасский монастырь, имеет длинную и увлекательную историю.
'+obj.error+'
Решила, что нужно ехать в Псково-Печерский монастырь. Сутки в поезде пролетели незаметно и, даже не успев дочитать книгу об этой обители, я уже оказалась на месте. Печоры меня встречали непрекращающимся ливнем. Всё было не так, как я люблю, не так, как предполагала.
Приехала в любимой красивой юбке, с макияжем и аккуратной прической. Пока я шла от остановки до ворот обители, тушь растеклась и смылась, выпрямленные волосы завились и растрепались, пышная юбка промокла насквозь и выглядела нелепо. Таким образом, в монастыре я оказалась в своем истинном виде без прикрас.
В тот же день мне дали послушание в трапезной. Необходимо было мыть посуду. Но только не так, как я привыкла это делать дома, а так, как мне скомандовали работницы, трудящиеся здесь очень давно.
Боюсь, не успею и не смогу сделать то, что мне поручили», — молилась я. Изможденная от бесчисленного количества тарелок, стаканов и вилок, я предполагала, что завтра работать уже не смогу, сил моих на это вряд ли хватит.
Сложная гамма чувств рождается при попадании в это место. Восхищение красотой собора, храмов смешивается с чувством удивительного умиротворения и покоя. Все мирское теряет здесь свою силу и значимость.
Возникает непередаваемое ощущение сопричастности к великой тайне бытия. Главные ворота на территорию обители сегодня они закрыты находятся под невероятно красивой, стрелой устремленной ввысь, колокольней. Высота её до макушки купола — 80,41 м, выше неё только 81-метровая колокольня-церковь «Иван Великий». Во втором из четырех ярусов Новоспасской колокольни расположилась церковь святого чудотворца Сергия Радонежского. Над верхним ярусом издалека видны знаменитые Новоспасские часы.
Мелодичный бой их через каждые полчаса оглашает окрестности. Проектировал Новоспасскую колокольню и руководил строительством в период с 1759 по 1785 гг. Величественная, гордая и удивительно стройная, будто парящая в синем небе, она является главным украшением монастыря. Последний ярус колокольни достраивался уже после смерти Жеребцова. Его останки покоятся в основании колокольни.
Снаружи у основания колокольни, на временной звоннице, находится огромный 16-тонный «Романовский» колокол, отлитый в честь 400-летия царствующего дома Романовых. Величественный Спаса Преображения четырехстолпный, пятикумпольный и трехапсидный собор воздвигнут за 4 года, с 1645 по 1649 гг. Начал строительство первый государь российский Михаил Федорович Романов, закончил его сын и престолонаследник Алексей. Строгая внешняя простота и величавая монументальность выдают сильное влияние византийской и псковской зодческих школ. Подобно большинству храмов той поры, здание четырехугольное в основании, по церковным канонам.
Четыре массивных четырехгранных столба поддерживают свод здания. Каждая сторона снаружи оформлена тремя апсидами полусводами. Апсиды разделяют алтарь на три равных части, согласно старинной традиции храмового строительства. Почти вплотную к собору примыкает трехглавая Покровская церковь, имеющая общий внешний притвор с собором. Построена она была с 1673 по 1675 годы царем Алексеем Михайловичем, прозвищем Тишайший.
На строительство церкви государь пожаловал 5000 рублей, кладка велась государевыми каменщиками. Храм выдержан в русском стиле, венчают его три главы. Своды были выложены большемерным кирпичом и для стяжки впервые на Руси применили железные полосы ранее применялись дубовые. Внутри храма три придела: Главный престол — во имя Богородицы; Правый придел — в честь святого Дмитрия, митрополита Ростовского. Здесь же покоятся его мощи.
Стены этого придела расписаны изображениями святых; Левая пареклесия придел посвящена святой страстотерпице Варваре. Здесь на стенах изображены преподобные мученицы и святые девы. Знаменский храм вплотную к собору примыкает с северо-запада. Церковь возведена Михаилом Федоровичем в почитание иконописного образа «Знамение Богоматери», семейной реликвии царской династии. В 1791-м церковь Знамения пресвятой Богородицы была демонтирована, ввиду её ветхости.
Именно здесь находится усыпальница рода Романовых, где в середине 1990-х был перезахоронен прах великого князя Сергея Александровича. Своды собора украшают изображения родословного древа российских правителей, начиная с великих князей из династии Рюриковичей, Страшного Суда, библейского Апокалипсиса и 7 Вселенских соборов. Этот трехглавый храм выстроен в традиционном русском стиле и разделен на два придела, которые носят имена великомученицы Варвары и св. Дмитрия Ростовского. Первый из них расписан картинами с изображениями святых дев и мучениц, второй украшают лики тех, кто причислен к святым, и выдающихся священнослужителей православной церкви. Знаменский храм. Он уникален своей двухэтажностью: на верхнем обустроены хоры и проводятся богослужения, а нижний представляет собой усыпальницу. В ней захоронен прах графов Шереметьевых, а также князей Черкасских, Лобановых-Ростовских, Урусовых и других. Храм св. Николая Чудотворца.
Это скромное сооружение, увенчанное одной главой, расположено в северо-западной части монастыря. Именно под ним находятся подземные темницы и каменные мешки, куда в средние века сажали непокорных бунтарей. Часовня монахини Досифеи. Изысканная постройка, вход в которую украшает подобие колоннады, знаменита тем, что здесь до недавнего времени была погребена княжна Тараканова. Предполагаемая самозванка, называвшая себя дочерью императрицы Елизаветы, некогда претендовала на российский престол. Памятник великому князю Сергею Романову в виде золотого креста с распятым Иисусом на синем фоне. Он является точной копией креста, некогда установленного на месте гибели этого представителя царской династии. Святыни Новоспасского монастыря К наиболее почитаемым святыням обители, куда ежегодно стекаются тысячи паломников, относятся: икона Богоматери «Всецарица» в Новоспасском монастыре, являющаяся копией с чудотворного образа, хранящегося в Ватопедской обители на греческой горе Афон; икона «Нерукотворный Спас» — копия реликвии, утраченной в годы прихода к власти большевиков; пояс св. Иоанна Кронштадтского, с помощью молитвы сотворившего не одно чудо исцеления при жизни; колокол «Романовский» массой около 16 т, представляющий собой копию колокола, уничтоженного в годы Советской власти; пятиярусный иконостас Преображенского собора, который украшает Смоленская икона Богоматери, а также изображения Христа, апостолов, пророков и Бога-Отца; 2 ковчежца с мощами: первый содержит мощи святых настоятелей монастыря, другой — частицы риз Богоматери и Иисуса, иерусалимского Креста Господня, а также мощей учеников Христа, великомучеников, преподобных оптинских старцев и других святых. Экскурсии по обители Самостоятельно осмотреть храмы монастыря можно только во время утренней и вечерней служб, которые традиционно проходят в 8:00 и 17:00 с понедельника по субботу и в 7:00, 9:00 и 17:00 по воскресеньям.
Из остатков разбившегося при пожаре главного колокола Петра I отлили новый. В 1830—1840-х годах были обновлены храмы монастыря. В 1900 году при посещении обители императором Николаем II было решено основать храм в честь преподобного Романа Сладкопевца в Усыпальнице бояр Романовых. И уже в 1902 году было совершено освящение нового храма в присутствии Великого князя Сергея Александровича Романова. Обитель стала первым расстрельным монастырём в Москве. Памятники монастыря, имевшие музейное значение, были приписаны к музею Симонова монастыря. В 1920-х годах архитектор Сергей Родионов провёл реставрацию построек монастыря [5]. В 1925 году территорию монастыря занимал Второй женский исправительный дом. С 1935 года территорией монастыря ведало хозяйственное управление НКВД. Все монастырские постройки были переоборудованы для хозяйственных нужд или под жильё.
В соборном храме был размещен архив НКВД Московской области, в Никольском храме — склад конфискованной мебели и картофелехранилище. В 1968 году было принято решение организовать на базе монастыря «музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР».
Новоспасский мужской монастырь – расписание богослужений
Этим же днем проводится служба в честь божественного сочинителя молитв и псалмов Романа Сладкопевца, любимого заступника небесного династии Романовых. Это главный храмовый праздник Знаменской церкви. Господь говорил, что не здоровые, но больные имеют нужду во враче. В Новоспасский ставропигиальный монастырь редко кто приходит из праздного любопытства. В Москве немало святых, намоленных мест, где душа очищается от скорби и наполняется благодатью. Люди несут сюда свои болезни, горести, тяжкий груз вины и обиды. И приходящий с искренней верой и нуждой в помощи обязательно получает ее — в виде облегчения, укрепления душевных сил, а часто и физического исцеления. Оформление статьи: Владимир Великий История создания обители Этот монастырь является одной из старейших московских обителей и был основан князем Даниилом. Находился он на том месте, где сегодня располагается Данилов монастырь. Новоспасская же обитель просуществовала там лишь несколько десятков лет, после чего была перенесена на Боровицкий холм, к Преображенской церкви. В середине XIV века здесь строят каменный Преображенский храм, а также другие сооружения.
На тот момент обитель называлась просто Спасской. В период Иоанна Третьего великокняжеский дворец начали активно расстраивать, из-за чего монастырь перенесли на Васильевский стан. Именно тогда обитель сменила название. В конце XV века заложили и освятили Преображенский храм. В этот период монастырь стал местом усыпальниц боярских родов, включая Романовых. Позже обитель начала выполнять и еще одну функцию — ее превратили в крепость, которая защищала Москву. Со временем деревянную стену, окружавшую монастырь, заменили каменной. В это же время в обители построили застенки, где держали еретиков и преступников. Начиная с правления Петра I, обитель постепенно приходила в упадок — ее имущество расхищали, часть строений сгорела.
Построен он был на средства князя Якова Черкасского в 1652 году и с самого начала служил монастырской больницей. Печально известные застенки, где содержались опаснейшие еретики, государственные и уголовные преступники, находились в его подвале. Храм Николая Чудотворца в Новоспасском монастыре Богослужения в храме Николая угодника проводились вплоть до 1926 года, в те годы здесь располагалась приходская полулегальная община Преображения Господня. Этому способствовало то, что с улицы церковь имела отдельный вход. Усыпальница царской династии Романовых приютилась внутри фундамента собора Спаса Преображения. В ней покоятся останки более 70 членов династии Романовых-Захарьевых и их близких. Кроме того, в усыпальнице хоронили знатных бояр, настоятелей монастыря, иерархов РПЦ. Прах московского генерал-губернатора в 1995 году с подобающими почестями перевезли в монастырь. Тяжкие испытания, выпавшие на долю обители после революции, не обошли и усыпальницу. Большая часть надгробий были разрушены, могилы разворочены и осквернены. Только в конце 1990-х усыпальница была полностью восстановлена и приобрела настоящий вид. Рядом с некрополем находится крошечный храм святого преподобного Романа Сладкопевца. Образован он в 1902 году, является самым «молодым» из храмов монастыря. Преподобный Роман Сладкопевец, святой, живший в Константинополе в VI веке, прославившийся сочинительством молитв и псалмов, особенно почитался царской семьей. Братья обители обратились к государю императору с прошением об устройстве в усыпальнице Романовых Храма в честь преподобного Романа Сладкопевца, прошение через два года было удовлетворено. В 1902 году в усыпальнице был устроен придел Романа Сладкопевца небесного покровителя Романа Юрьевича Захарьина, человека давшего царскому роду благозвучную фамилию. По историческим документам в подклете Собора насчитывалось 74 захоронения бояр Романовых и их ближайших родственников. Здесь покоится дочь первого царя Ирина и его мать, Великая государыня, инокиня Марфа. Она благоденствовала монастырь, отписала ему село Домнино , из которого был родом Иван Сусанин. Это дар за спасение не только ее сына, но и всего отечества в смутное время. Еще, ее памятный дар монастырю, икона Смоленской Божьей Матери, которая и по сей день находится в ряду иконостаса. Покровителями обители были все государи Российские, даже Петр I в 1717 году сделал большой дар монастырю. По указанию Петра отливается колокол весом тысяча сто пудов, это около семнадцати тонн. Это было во время шведской войны , когда металл шел на литье пушек. Внутреннее убранство монастыря Внутренняя высота храма от пола до купола составляет 36 метров. Пол храма выложен массивными чугунными плитами. Красочная узорчатость и причудливость архитектурных деталей внутреннего убранства собора, идущие из русской древности, контрастируют с внешней строгой торжественностью. Внешне собор очень похож на Успенский собор в Московском Кремле. Росписью храма в 1689 году занимался приглашенный из Костромы знаменитый мастер иконописи и росписи фресок Гурий Никитин. В росписи сводов галереи монастыря есть генеалогическое древо Рюриковичей-Романовых. Этот род подарил Вселенской Церкви 63 святых. Все цари на этом древе изображены в полный человеческий рост. Еще очень показательно и совершенно необычно для православных храмов то, что паперть украшают изображения десяти античных философов в их числе Аристотель, Платон и Гомер. Величественный пятиярусный иконостас устроен по древнерусской церковной традиции. Сам иконостас установлен не так давно, взамен старинного, разрушенного в лихие времена богоборчества. Иконы в нем все древние, посреди него — Христос спаситель в образе Вечного архиерея. Основная причина это любовь к отеческим гробам, Романовы получили право на родовую усыпальницу в стенах этого древнего Московского монастыря. Читайте также: «Ночь музеев» 2020: лучшие места и вечеринки в Москве Первым захороненным здесь , непосредственно на территории в границах Спасо-Преображенского собора был василий Юрьевич Захарьин, брат Романа Юрьевича непосредственного родоначальника царственной ветви дома Романовых. Память о грандиозном строительстве, которое развернулось здесь в те годы , хранят названия окрестных улиц. Малые и Большие каменщики, здесь жили камнетесы которых свозили со всех концов страны. Романовы строят На закате своего царствования, Михаил Федорович разбирает собор предшественник, построенный при великом князе Иване III расширяет его и начинает строительство собора который мы сейчас видим. Храм расширяется для того , чтоб накрыть собой могилы предков, в подклетье он делает усыпальницу бояр Романовых, а наверху всегда совершается служба. Молитвы совершаются ежедневно над гробами предков. Но увидеть плоды своего детища Михаилу Федоровичу не довелось, поскольку через несколько месяцев после начала строительства он представился.
Свободному населению общение с заключенными было запрещено. Были ли побеги заключенных? Были, но редко. Существовало предание, что одному удалось убежать каким-то тайным подземным ходом. А один побег я видел. В те годы за оградой монастыря стояли два бревенчатых двухэтажных домика. На чердаке одного их этих домов и скрывался убежавший. Когда его обнаружили, он выскочил на крышу дома, и я видел, как его там били, а потом надели наручники. Над входом в усыпальницу Романовых прежде находился мозаичный образ Спаса Нерукотворного, о котором упоминается в туристическом справочнике по Москве за 1904 год. Этот образ закрыли фанерным щитом с изображением дымящихся заводских труб и лозунгом: «Дома культуры вместо монастырей! После войны, в 50-е годы, фанерный щит свалился. Перед праздником Пасхи местные бабушки, подставив лестницу, отмывали открывшуюся красоту. Над входом в усыпальницу долго сохранялась надпись «столовая». Говорили, что в усыпальнице пытались устроить столовую для заключенных. Но сделали ее в Покровской церкви, для чего в апсиде храма был проделан вход с улицы. Летом, в хорошую погоду, заключенные обедали прямо во дворе. Ставились в ряд столы на козлах, лавки, рассаживалась шумная публика. Был у заключенных и свой клуб. Он помещался в бывшей Никольской церкви. Сценой служила алтарная часть, а в зале стояли ряды скамеек. Приезжали в праздники артисты. Выступала в клубе знаменитая Лидия Русланова. В дни революционных праздников играл свой самодеятельный духовой оркестр из заключенных. В начале 30-х годов под колокольней, вместо прохода, был устроен продовольственный магазин, или, как тогда говорили, «кооператив». Со стороны двора проход был заложен кирпичом, в помещении проведено электричество. В стенах были пробиты проходы в подсобные помещения. Просуществовал магазин до отмены продовольственных карточек в 1935 году. На площади перед монастырем был колхозный рынок, называвшийся Спасским. Он сгорел при первой же бомбежке немцами Москвы в июле 1941 года. До революции на этой площади у монастыря в престольный праздник накрывались столы, святили яблоки и мед. Яблоки из монастырского сада раздавали населению бесплатно. Монастырский сад находился за малыми южными воротами, в так называемом хозяйственном дворе. Яблони росли и по берегу пруда и даже на крутых склонах. Было много сирени, акации. Пруд был чистый, водилась рыба. Во времена колонии на берега пруда не пускали. После ликвидации тюрьмы на южной части монастырского холма явно просматривался засыпанный ров. Тогда не могли знать, что это такое. Теперь выяснилось, что это захоронение расстрелянных в тридцатые годы. Вохровцы, оставшиеся жить на прежнем месте, перешли на работу в Таганскую тюрьму, благо она была рядом. Видно, работы там прибавилось, и кадры были нужны. Начался следующий этап разорения святыни. Освободившиеся помещения пустовали недолго. Территорию передали в ведение хозяйственного управления НКВД. Началось бурное заселение бывшего монастыря. В это время, видимо, значительно увеличилась численность московской милиции, и срочно требовалось жилье. Заселили все помещения, которые недавно освободились от заключенных. Кроме милиционеров и их семей, жилье отводилось обслуживающему персоналу и рабочим хозяйственного управления городской милиции. Кроме того, было устроено несколько общежитий в бывших церквях. Даже проход под колокольней был превращен в двухэтажное общежитие. Непонятно, как получали прописку в то строгое время, но селились буквально везде. На колокольне под арками, предназначенными для помещения колоколов, построили две хибары — жили! Даже кур завели. Жили в крепостных башнях, и даже в часовне у собора жила целая семья из четырех человек. В это время доламывали все, что не успели сломать прежние хозяева. Часы с колокольни сняли и увезли, часовые колокола сняли и покололи прямо на месте. Очень хорошо помню, как увозили обломки этих колоколов. Их грузили на подводы, солнце освещало сколы, и блестели серебряные крупинки. Во время погрузки где-то на колокольне был найден запрестольный, видимо, золотой, крест. Нашедший показывал его своим товарищам, крест блестел золотом на солнце. Это в какой-то мере спасло здание от разрушения. Следили, чтобы не текла крыша и были целыми стекла. Вход в архив охранялся милицией. А остальное… В усыпальнице Романовых сделали склад Мосмолока. В бывшем Никольском храме устроили склад конфискованной мебели. А конфисковывали в то время лихо. Каждый день по нескольку грузовиков привозили мебель и сгружали, сгружали. Иногда из шкафов и письменных столов вываливались чудом уцелевшие книги, школьные тетради… Склад был забит до отказа, во много ярусов. Иногда кое-что и увозили куда-то… В подклете церкви сделали картофелехранилище. Дальше еще страшнее. Решили на территории монастыря сделать ямы для гашения извести. Были вырыты две огромные ямы. Первая яма — в углу северо-восточной башни.
Видно, работы там прибавилось, и кадры были нужны. Начался следующий этап разорения святыни. Освободившиеся помещения пустовали недолго. Территорию передали в ведение хозяйственного управления НКВД. Началось бурное заселение бывшего монастыря. В это время, видимо, значительно увеличилась численность московской милиции, и срочно требовалось жилье. Заселили все помещения, которые недавно освободились от заключенных. Кроме милиционеров и их семей, жилье отводилось обслуживающему персоналу и рабочим хозяйственного управления городской милиции. Кроме того, было устроено несколько общежитий в бывших церквях. Даже проход под колокольней был превращен в двухэтажное общежитие. Непонятно, как получали прописку в то строгое время, но селились буквально везде. На колокольне под арками, предназначенными для помещения колоколов, построили две хибары — жили! Даже кур завели. Жили в крепостных башнях, и даже в часовне у собора жила целая семья из четырех человек. В это время доламывали все, что не успели сломать прежние хозяева. Часы с колокольни сняли и увезли, часовые колокола сняли и покололи прямо на месте. Очень хорошо помню, как увозили обломки этих колоколов. Их грузили на подводы, солнце освещало сколы, и блестели серебряные крупинки. Во время погрузки где-то на колокольне был найден запрестольный, видимо, золотой, крест. Нашедший показывал его своим товарищам, крест блестел золотом на солнце. Это в какой-то мере спасло здание от разрушения. Следили, чтобы не текла крыша и были целыми стекла. Вход в архив охранялся милицией. А остальное… В усыпальнице Романовых сделали склад Мосмолока. В бывшем Никольском храме устроили склад конфискованной мебели. А конфисковывали в то время лихо. Каждый день по нескольку грузовиков привозили мебель и сгружали, сгружали. Иногда из шкафов и письменных столов вываливались чудом уцелевшие книги, школьные тетради… Склад был забит до отказа, во много ярусов. Иногда кое-что и увозили куда-то… В подклете церкви сделали картофелехранилище. Дальше еще страшнее. Решили на территории монастыря сделать ямы для гашения извести. Были вырыты две огромные ямы. Первая яма — в углу северо-восточной башни. Вскрыто приблизительно два ряда по 10 могил в каждом. Могилы склепы были уничтожены, останки захороненных выброшены и валялись около Никольской церкви; вторая яма была между восточной стеной и часовней княжны Таракановой монахини Досифеи. Вскрыт один ряд могил, примерно 10 захоронений. Кстати, тогда часовня княжны Таракановой стояла не на том месте, где сейчас, Это, вероятно, горе-реставраторы ее подвинули. Она находилась дальше от стены и севернее. Останки захороненных из этих могил были свалены в ту же кучу у Никольской церкви. Во время «трудовой колонии» надгробие княжны Таракановой еще было в приличном состоянии но крест уже был сломан. Вход закрывался железными дверцами с раздвижной решеткой, в окнах цветные витражи, блестел позолоченный купол. Теперь все разорено. Со временем уничтожались и другие отдельные могилы — то грузовик в склеп провалится, то траншею нужно прокопать. В 1939 году решили подготовить монастырь к взрыву. Население обещали переселить. Часть наиболее ценных фресок из собора передали в Третьяковскую галерею. Фреска «Крещение княгини Ольги» сейчас находится в запасниках церкви Троицы в Никитниках. Начали разрушать монастырские стены. Сначала принялись за западную часть со стороны пруда. Одна бригада рабочих ломами отбивала у стен целые кирпичные блоки, а другая лебедкой, установленной у самой воды, стаскивала эти блоки вниз. До войны успели уничтожить стену между северо-западной и средней башнями и верх стены от средней до юго-западной башни. В начале войны были уничтожены все навершия. В подклете собора, в усыпальнице, было оборудовано бомбоубежище. Когда немцы подходили к Москве, жителям было предписано покинуть монастырь, так как собирались в нем сделать опорный оборонительный пункт, но дело кончилось только тем, что был вырыт ДОТ возле стены со стороны площади. В середине октября 1941 года, когда в Москве началась паника, не уехавшие в эвакуацию жители решили устроить себе тайное укрытие от немцев. Искали таинственный подземный ход, который, по слухам, начинался под колокольней. Копали женщины и подростки под последним маршем лестницы. Работа длилась два дня. Откопали еще целый марш каменных ступеней, которые уперлись в стену. На этом работа кончилась. Читайте также: Спасо-Хаус. Как особняк «русского Моргана» стал «Америкой на Арбате» После войны в Знаменской церкви решили устроить санпропускник по-русски: душевую с вошебойкой для существовавшей еще тогда Таганской тюрьмы. Когда рыли под церковью в северо-восточном углу траншею для подведения воды, обнаружили захоронение. Останки хорошо сохранились, и мумифицированный труп женщины в монашеской одежде несколько дней валялся у траншеи, пока его не выкинули в помойную кучу возле средней западной башни. После ликвидации Таганской тюрьмы санпропускник переделали под вытрезвитель. Туда свозили пьяных со всей округи. А в северном крыле монашеских корпусов сделали городскую гауптвахту для проштрафившихся милиционеров. После смерти «великого зодчего коммунизма» склад конфискованных вещей в Никольской церкви ликвидировали. Разместили там цеха скульптурного комбината — благо потолки высокие. На территории были построены огромные сараи, в которых рабочие воплощали в бетоне, гипсе, металле идеи художников. Готовые монументы теснились в монастырском дворе. В шестидесятые годы в монастыре начались реставрационные работы. Жителей стали постепенно переселять, выселили и скульптурный комбинат.