Новости предательство мазепы

Украинские власти намерены открыть в Киево-Печерской лавре музей гетману Ивану Мазепе (Русская православная церковь предала его анафеме за предательство во время Северной. Читать статью «Полтавская битва и предательство Мазепы» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. В июле 1704 г. Мазепа обвинил фастовского полковника Семёна Палия в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни в пользу казацкой голытьбы и черни. Когда до императора Петра I дошла информация о предательстве Мазепы, он поначалу даже не хотел в это верить: «Известно нам, великому государю, учинилось, что гетман Мазепа. Мазепа одним своим поступком умудрился предать сразу всех, включая и Украину, за что его все и вспоминают «незлым тихим словом».

Предатель, герой Украины. Успешный бизнес и крах гетмана Мазепы

Он крест святой целовал, присягая на верность царю, и продал его шведам. И тогда, и сегодня самым страшным преступлением было и осталось предательство. Так что Мазепу отлучили за предательство святой церкви. Об отношении Петра лучше всего говорит отлитый в единственном экземпляре пятикилограммовый орден Иуды, который царь предполагал повесить на шею предателю. Андрей Марчуков, старший научный сотрудник Института Российской истории РАН: — Его национальным героем считает не Украина, а украинские националисты и нынешняя украинская власть.

Карл XII решил положиться на свой излюбленный прием — внезапность нападения.

Ночью 7 июля Карл отдал приказ наступать на русские позиции. Однако застать врасплох русских ему не удалось. С наших редутов по подошедшим шведам ударил ураганный огонь из ружей и пушек. Шведы понесли большие потери и смогли лишь ненадолго захватить два недостроенных редута. Пробившихся к лагерю захватчиков ожидали русские пешие и конные полки.

К утру шведам удалось частично взять еще несколько укреплений, но на этом их наступательный порыв иссяк. Инициатива полностью перешла на русскую сторону. Вторая решительная схватка длилась около двух часов, но этого времени было достаточно, чтобы окончательно сломить боевой дух шведов. Их войско беспорядочно бежало. Как сообщала «Гистория свейской войны», «швецкое войско ни единожды потом не остановилось, но без остоновки от наших шпагами и багинетами колоты, и даже до обретающегося лесу… гнаны».

Шведы были наголову разбиты. Большая их часть попала в плен. Карлу XII и Мазепе удалось бежать на территорию Османской империи в крепость Бендеры, где спустя несколько месяцев гетман умер. Разгром под Полтавой мощного шведского войска изумил европейские державы, со времен Смуты считавшие Россию слабым государством, и заставил их вновь считаться с нашей страной. После истории с Мазепой были предприняты меры по недопущению дальнейших предательств.

Петр учредил Малороссийскую коллегию, взявшую на себя часть управления делами Малороссии. Изображение: cc Serge Lachinov Михаил Ломоносов. Мозаика «Полтавская баталия». И не случайно выходцем именно из этой среды, как считают историки, в первой половине XIX века был написан псевдоисторический документ под названием «История Русов». В «Истории Русов» Мазепа возводился в ранг народного героя и борца за обретение независимого украинского государства.

Вышеупомянутый момент, когда Мазепа, приблизившись к шведскому лагерю, открыл свои истинные планы удивленным казакам, авторы «Истории Русов» превратили в громкую политическую прокламацию «к войску и народу Малороссийскому» на тему независимости и нейтралитета Украины: «Мы стоимъ теперь, Братiя, при двухъ пропастяхъ, готовыхъ насъ пожрать, ежели не изберемъ пути для себя надежнаго ихъ обойти. Понятие «мазепинцы» для характеристики сторонников гетмана-предателя среди старшины было введено в оборот в 1884 году вышеупомянутым историком Костомаровым в его работе «Руина, Мазепа, мазепинцы». Политический же окрас термин «мазепинцы» приобрел в последнем десятилетии XIX века в Галиции. Изначально галицкие русофилы употребляли его в отношении русинских политиков и общественных деятелей, чрезмерно лояльных к польской администрации Галиции. Но вскоре «мазепинцами» начали называть всех апологетов украинства — от умеренных «автономистов» до радикалов-«самостийников».

В Российской империи термин «мазепинцы» распространился в 1908—1911 годах благодаря Киевскому клубу русских националистов ККРН и его председателю А. В резолюции клуба от 24 ноября 1911 года мазепинство называлось главной угрозой целостности страны. В своих докладах ККРН разделял политически активных малороссов на сторонников единства Малороссии и России, называвшихся «богдановцами» по имени Богдана Хмельницкого, и сепаратистов-«мазепинцев». Актуальным политическим содержанием понятие «мазепинство» наполнилось в период окончательного решения «русского вопроса» в Галиции, где в 1914—1917 годах австро-венгерские власти проводили геноцид русского населения. Первые концлагеря в Европе «Талергоф» и «Терезин» были построены именно в Австро-Венгрии для уничтожения русских.

В 20-е годы бывшие узники этих концлагерей издали «Талергофский альманах», описывавший зверства австрийских и местных польских властей, осуществлявшиеся при непосредственной помощи сограждан-мазепинцев: «Роль этих народных предателей, т. Детеныши национального изменника русского народа из-под Полтавы, вскормленные под крылышком Австрии и Германии, при заботливом содействии польской администрации края, в момент войны Австрии с Россией… сыграли мерзкую и подлую роль… в отношении бесконечных жертв австро-мадьярского террора и насилия над карпато-русским населением». Стоит отметить, что в слово «украинец» тогда вкладывали политический, а не этнический смысл. Подобно «богдановцам» и «мазепинцам» Малороссии русины Галиции делились на русофилов и «украинцев». Местная польская и мазепинская печать с восторгом и злорадством сообщала всё новые известия об арестах и казнях, в особенности крестьян.

Мазепинские газеты… печатали целые фельетоны о том, как вешали и расстреливали русских в провинции… и во Львове», — приводил «Талергофский альманах» свидетельство очевидца. Не правда ли, описываемая картина созвучна со злорадством современных украинствующих по поводу «горелой ваты» так на украинских интернет-форумах называли людей, сожженных националистами в Доме Профсоюзов Одессы и «оторванных лапок самки колорада» так на тех же форумах говорили о женщине с оторванными ногами в бомбардируемом киевскими снарядами Луганске? И такой донос, что тот или другой является человеком русских убеждений, довлел, чтобы его, как изменника или шпиона, сейчас же арестовали, а то и казнили даже», — свидетельствовал «Талергофский альманах».

От Петра I предатель заочно удостоился Ордена Иуды.

В наши дни на Украине его называют национальным героем. Алексей мартынов, директор Института новейших государств: — Мазепу прокляли как клятвопреступника. Он крест святой целовал, присягая на верность царю, и продал его шведам. И тогда, и сегодня самым страшным преступлением было и осталось предательство.

Следующей жертвой должна была стать Россия, которая готовилась к обороне. Петр велел вывезти из Москвы сокровища Кремля и строить по всей западной границе понятно, что она тогда была условной земляные укрепления. При этом гетман Мазепа, к которому Петр благоволил, совершил предательство - еще до начала Полтавской битвы. В 1654 году в Переяславле был заключен договор с Москвой, по которому запорожское казачество входило в состав России.

Однако в 1686 году был подписан еще один договор о вечном мире между Русским царством и Речью Посполитой. В этом соглашении был пункт 4, суть которого состояла в признании нейтралитета Запорожья и казаков Малороссии: «Запорожских козаков во истину и в правду сердцем Христианским от подданства своего и от присяги освобождают и отпущают, никакова над ними отмщения не творя и не требуя, и в оборону свою принимать и до места и до городов, там будучих вступатись вечными времены не будут и не велят; а взаимно и Великие Государи, Их Царское Величество, тех козаков за Днепром будущих, Его Королевскому Величеству належащих в Немирове и в Поволочи и около Белой Церкви живущих в оборону свою принимать и до мест и до городов, там будучих, вступатися в вечныя ж времена не будут и не велят». Между тем гетман Мазепа, возглавлявший казаков в течение 20 лет, переметнулся на сторону шведского короля. Петр, узнав о предательстве Мазепы, был вне себя и велел Александру Меншикову расправиться с предателем.

Русское войско в октябре 1708 года осадило Батурин ставку гетмана , Мазепа бежал и попал в лагерь Карла. Меншиков сжег Батурин дотла и уничтожил, по разным источникам, от 9 до 15 тысяч человек. В апреле 1709 года шведы осадили Полтаву.

«История гетмана Мазепы: мифология предательства»

И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю. Ивана Мазепы предать Петра I и присоединиться к шведским войскам. Читать статью «Полтавская битва и предательство Мазепы» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online.

Изменника Мазепу превзошёл Кравчук

Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу. Мазепа дожидается, пока его патрон, король Ян Казимир, в 1663 году решит вторгнуться на территорию Украины, и во время боевого похода легко и непринужденно предает Казимира. За своё предательство Мазепа был предан церковной анафеме, а по поручению Петра специально для него был изготовлен орден Иуды.

Заговор гетмана Мазепы

После чего король дал понять своему постельничему, что тот стал «персоной нон грата». Разумеется, проявлять какую-то минимальную лояльность к стране, которая несколько лет осыпала Мазепу милостями и деньгами, опальный вельможа не стал — перейдя на службу к злейшему врагу польской короны, правобережному гетману Дорошенко, ориентировавшегося на Османскую империю. При дворе этого еще одного «великого украинского патриота», по совместительству — преданного вассала турецкого султана, экс-камергер тоже сделал неплохую карьеру. Продолжавшуюся до тех пор, пока его не захватили запорожские казаки, чьих плененных Дорошенком побратимов Мазепа вез в дар крымскому хану, для изощренных пыток и мучительной казни.

Тоже, видимо, почитая сие иудино дело одним из проявлений «истинного украинского патриотизма». На страже российских интересов… Впрочем, заслуженной казни в Сечи этому профессиональному иуде удалось избежать. Но возвращаться к прежнему покровителю он не стал — зачем, если тот был уже на закате своей гетманской карьеры?

Вместо этого Мазепа примазался к левобережному гетману Самойловичу и оказывавшим ему помощь «клятым москалям» — после чего за 13 лет дослужился до должности «генерального есаула», фактически, второго человека после самого гетмана. В «благодарность» своему благодетелю Иван Степанович решил его «подсидеть» — и во время совместного с российскими войсками похода на Крым устроил нехилый заговор с «дворцовым переворотом». Примечательно, что одним из пунктов обвинений в адрес Самойловича перед российским правительством было якобы высказываемое тем недовольство заключенным Москвой и Варшавой в 1686 году «вечным миром», фактически, узаконившим разделение Украины на российскую и польскую «сферы влияния».

То есть, якобы истовый украинский патриот обвинял в глазах «клятых москалей» своего предшественника в том, что последний выступал за «единую Украину», раздел которой со своим врагом было вынуждено допустить на время Московское царство. Пикантный момент — после организации избрания себя любимого гетманом, Мазепа выпросил у все тех же «клятых москалей» целый полк опять же московских стрельцов — в качестве личных телохранителей. Оно-то, конечно, тогдашние казаки были еще теми «демократами» — могущими хоть на другой день после избрания своего атамана срубить тому буйну головушку или утопить в ближайшем водоеме.

Но все же, защищаться от соотечественников с помощью иностранных войск как-то больше приличествует какому-нибудь наместнику, а не вроде бы как законно избранному населением лидеру. Кстати, 12-й пункт заключенных новоиспеченным обладателем булавы соглашений с «ненавистной Москвой» звучал ну просто предельно патриотично с точки зрения современных бандеро-патриотов: «Гетман и старшины обязаны стараться о соединении малороссийского народа с великороссийским посредством супружеств и другими способами, для чего дозволяется малороссийским жителям вольный переход в города великороссийские». Меняем гетманство на полоцкое княжение!

Перейдем теперь к самому главному этапу мазепинской карьеры — переходу на сторону шведов.

Любопытно, что директор музея Полтавской битвы А. Янович прекрасно знает эту историю, но почему-то не спешит поведать ее своему президенту» [11]. Разорение храмов, осквернение святых икон — это тоже политика? Третье преступление Мазепы. Мазепа изменил православному государю и православному государству и попытался ниспровергнуть их, перейдя на сторону еретиков. Это, говорят, уже чистая политика, ничего общего с канонической практикой Вселенской Церкви не имеющая. Такое утверждение не соответствует действительности.

В течение истории Православная Церковь, не только Русская, но и Греческая, и даже Западная разумеется, до ее отпадения предавала анафеме бунтовщиков и изменников. Так, например, великий святитель Вселенской Церкви Амвросий Медиоланский г. Милан, Италия отлучил от Церкви узурпатора Евгения, выступившего против законного императора Феодосия Великого и попытавшегося захватить императорский престол в Западной Римской империи [13]. I, стр. Были и другие бунтовщики, преданные анафеме. Таким образом, попытка пересмотреть и отменить анафему Мазепе — это попытка выступить с ревизией церковно-канонической практики всей Вселенской Церкви. Второй аргумент. Анафема Мазепе неканонически наложена единолично патриаршим местоблюстителем митрополитом Рязанским Стефаном, в то время как необходимо было соборное решение.

И это является ложью. Как следует из именного указа о предании анафеме бывшего гетмана Мазепы, изданного 12 ноября 1708 года, «изволил он, благородный государь царевич, после литургии приитить в соборную и апостольскую церьковь Успения Пресвятыя Богородицы и, слушав молебнаго, о победе неприятеля свейскаго короля, обычнаго пения; а молебное пение совершали преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, с прочими митрополиты и архиепископы и со Освященным Собором… А по молебном пении, бывшаго гетмана Ивашку Мазепу… за такое его богомерзкое… дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно, чего он сам себе по делам своим от всегубителя душ получил» [16]. Итак, в Москве Мазепу предали анафеме местоблюститель митрополит Стефан с прочими митрополитами и архиепископами и со всем Освященным Собором. В тот же день в Глухове, в соборной Троицкий церкви, Мазепа был предан анафеме митрополитом Киевским и еще двумя архиереями — Черниговским Иоанном Максимовичем и Переяславльским Захарией Корниловичем. Обращает внимание тот факт, что среди множества архиереев, предавших Мазепу анафеме, был такой великий святитель Церкви Христовой как святой Иоанн Максимович , будущий митрополит Тобольский. В какой разряд запишут его поборники реабилитации Мазепы: политиканов или малодушных? Имя Мазепы торжественно предавалось анафеме в чине Православия до 1869 года. Это значит, что ежегодно в каждом по крайней мере, кафедральном храме Русской Православной Церкви ему провозглашалась анафема.

Неужели вся Русская Православная Церковь 160 лет соборно заблуждалась? Третий аргумент. Имя Мазепы было изъято из чина Православия в 1869 году. Это, якобы, свидетельствует о том, что само священноначалие Русской Церкви признало неправомочность анафемы Мазепе. Данный аргумент также не выдерживает критики. Из чина Православия постоянно исчезали анафематствования тем или иным лицам, потерявшие актуальность, либо чрезмерно отягощавшие чин. В 1869 году вместе с именем Мазепы из чина Православия исчезло имя Гришки Отрепьева [18]. Означает ли такое изъятие церковную реабилитацию и самозванца?

Чин Православия «был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков» [19]. Говорит ли это о том, что Русская Православная Церковь, исключив анафематствования отдельным еретикам из чина Православия, задумалась: так ли уж справедливы отлучения Ария, Нестория или Диоскора? Четвертый аргумент.

В городе, основанном по замыслу Петра Великого, почти двадцать лет действовал так называемый научный центр, основополагающей задачей которого стало обеление и прославление одного из главных врагов Петра — одиозного предателя Мазепы. Как могло это произойти?

Но произошло же! У меня абсолютная уверенность, что оправдание громкого предательства трёхсотлетней давности продиктовано сугубо злободневным интересом: перевернуть историю с ног на голову. Ради этого директор центра не только сама изощрялась, но и мобилизовала весь свой коллектив. В их непосильном и неблагодарном труде особо поражает стремление уйти от исторической правды, которая за века уже многократно доказана и прочно утверждена. Разве можно просто отмахнуться от характеристик, которые давали Мазепе многие современники и самые компетентные историки?

Одного из них — Н. Костомарова «Правда» в своей беседе недавно цитировала: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидел, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался».

Величайший благодетель — это, конечно, царь Пётр. Почему измена Мазепы вызвала у него столь бурный и яростный гнев, память о котором запечатлели многие современники? Да потому, что проглядел негодяя, доверился ему и превознёс его. Достаточно сказать, что после учреждения ордена Андрея Первозванного как высшей государственной российской награды Мазепа стал вторым, кто по личному царскому указанию был её удостоен. Так оценил Пётр реальные заслуги украинского гетмана, особенно во время второго Азовского похода; так выразил и надежду на дальнейшую достойную его службу.

Увы, не сбылось. Другой знаменитый предатель иного времени — генерал Власов после Московской битвы в 1941-м тоже чествовался как один из её героев. А что потом? Но доскажу про Мазепу и высокий орден его. Сперва в Троицком соборе города Глухова, где находился тогда Пётр, в царском присутствии, а также сослужении других архиереев митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России Иоасаф Кроковский совершил литургию и молебен, после чего «предал вечному проклятию Мазепу и его приверженцев».

Одновременно анафема низвергнутому гетману была провозглашена в Успенском соборе московского Кремля. Что же касается награды, как я уже раньше сказал, по поручению Петра I специально для Мазепы был изготовлен «орден Иуды». А прежнего, наивысшего российского ордена лишили его публично — перед символической казнью, учинённой в упомянутом Глухове. Вот как описал происшедшее один из наблюдателей: «Вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы. Прочитан приговор о преступлении и казни его.

Разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного: снята с чучелы орденская лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника. Все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на верёвке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил». Каково ваше впечатление и какие следуют выводы? Не правда ли, внушительно для всех постарался Пётр оценить такое гнусное деяние как предательство?

При этом замечу, он особым манифестом строго запретил оскорблять «малороссийский народ», попрекать его изменой Мазепы, а в противном случае угрожая жестоким наказанием и даже смертной казнью за важные обиды. Поставлю здесь и такой вопрос: а как соотносится петровское отношение к предательству с днём нынешним? Имею в виду прежде всего не частные какие-то факты, коих не счесть, а самое главное, в результате чего великая страна под названием СССР перестала существовать. Достаточно ли чётко и весомо, на ваш взгляд, с официальных позиций выражена оценка тех деятелей, которые решающим образом в этом повинны? Ну да, буквально петровские методы вряд ли кому ныне придёт в голову употребить.

Да ведь и смертной казни у нас давно уже нет. Но всё же, всё же! Разве можно за преступления, ценой которых стали существование целой страны и бедствия миллионов людей, награждать сотворивших это? И тут я не абстрактно вопрошаю, есть абсолютно конкретные поводы. А один из них словно самим провидением был организован: как своеобразная перекличка времён — по контрасту.

Никому не нужный он сдох в турецкой крепости, заеденный вшами, боясь, что Османская империя выдаст его России. Такая же судьба ждет киевский режим», — добавил он. Ранее стало известно, что в Киево-Печерской лавре планируется открыть музей гетмана Ивана Мазепы, а сегодня впервые в монастыре по нему состоялась панихида.

«История гетмана Мазепы: мифология предательства»

За государственную измену Русская православная церковь 23 ноября 1708 года предала анафеме Ивана Мазепу, с лишением всех титулов и наград. В русской историографии утвердилось суждение о Мазепе как об эталоне предательства, тщеславном эгоисте и амбициозном авантюристе. Новость о предательстве Мазепы и переходе на сторону врага стала для Петра громом среди ясного неба. Мазепа невиданно преуспел в решении подобных задач. К смертному часу он успел совершить с десяток предательств крупных и немереное количество злодеяний мелких. Эта победа стала возможна отчасти и потому, что народ левобережной Украины не поддержал предательства гетмана Мазепы. И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий