Традиционное жилище коренных народов Севера видели все. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. традиционный вид деятельности, связанный с образом жизни северных народов. Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством.
Слово «Яранга»
констатирует председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский и приводит пример. Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой. город Свободный Амурской области Новости, события, блоги, фотоальбомы, панорамы, киносеансы, карта, встречи, расписание авто и жд вокзалов, организации. Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. У оленеводов тундры служил постоянным, в тайге – временным или сезонным жилищем. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири.
Традиционное жилье народов Крайнего Севера стало предметом роскоши
13 июня - 43979122929 - Медиаплатформа МирТесен. Эти оленеводы традиционно жили в переносных каркасных жилищах, покрытых оленьими шкурами. Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич. кровлей из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв. традиционный вид деятельности, связанный с образом жизни северных народов. Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири.
Древние традиционные жилища народов мира
- Жилища народов Севера
- Национальные дома народов севера: чум, яранга и иглу
- Чукотская яранга
- Яранга: basov_chukotka — LiveJournal
- Жилище на Севере, 6 букв, первая буква Я — ответы на кроссворды и сканворды
Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв Ad Ответ на сканворд Яранга Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной- имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв Слово из 6 букв на букву Я, вторая буква Р, третья буква А, четвертая буква Н, последняя буква А НАЙТИ переносное жилище боковая стенка выше крыши светлые круги убогое жилище Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич.
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв Ad Ответ на сканворд Яранга Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной- имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв Слово из 6 букв на букву Я, вторая буква Р, третья буква А, четвертая буква Н, последняя буква А НАЙТИ переносное жилище боковая стенка выше крыши светлые круги убогое жилище Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич.
Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. Каркас данного сооружения собирается из достаточно маловесных деревянных прутьев, а сверху жилище покрывают шкурами животных. Для того, чтобы покрыть жилище среднего размера, необходимо приблизительно 50 шкур.
Палатки просторные, в них можно стоять даже взрослому человеку, там может поместится семья из несколько человек. Отапливаются палатки современными печками дизель-газ. Соляра завозится из центральной усадьбы на снегоходах или вездеходах. В палатках тепло, как при комнатной температуре, свет из окошек.
Тамбур пристроен к платке, где хранится утварь и продукты. Разбирается и собирается такое жилье значительно быстрее чем яранга, большая часть оленеводов живут зимой в таких жилища, ну а летом строят просторные яранги, некоторые живут с электричеством от дизельных генераторов, что бы на досуге поиграть или посмотреть фильмы через ноутбуки.
Шатер народов Севера - слово из 6 букв
Само же название часто используют в отношении иных жилищ конической и куполообразной формы, а также более простых шалашей индейцев из различных регионов Северной Америки, хотя все эти жилища имеют свои национальные названия. Наиболее яркий пример это типи индейцев Великих равнин. Что такое типи? Именно типи стал символом жилища индейцев, именно его схематичное изображение использовал пёс Шарик из всем известной деревни. Само слово «типи» на языке одного из народов Северной Америки означает любое жилище, но в обиход типи вошли именно как традиционное жильё кочевых индейцев Великих равнин. Для оседлой жизни индейцы использовали либо большие вигвамы либо вообще комбинированные типы жилищ: полуземлянки с травяной или кожаной крышей, порой полудомики. Типи же использовались и горными племенами, и оседлыми племенами окраин степи в период охоты, и в лесных регионах. Главная отличительная черта типи — индивидуальность: эти жилища всячески раскрашивались и украшались, тем самым показывая статус хозяина. Большую популярность у кочевников типи получили за быстроту в сборке и разборке, удобство в транспортировке, а материалы покрывашки обеспечивали водонепроницаемость.
В настоящее время типи в основном утеряли свою актуальность именно как жилища, используясь как обрядовая атрибутика или тематическая для реконструкций и туризма.
В настоящее время типи в основном утеряли свою актуальность именно как жилища, используясь как обрядовая атрибутика или тематическая для реконструкций и туризма. Так в чем отличия? У всех этих жилищ есть два главных отличия — предназначение и территория распространения. Вигвам и типи были распространены среди народов Северной Америки, чум — по всей Сибирии, кувакса или вежа — по Скандинавскому и Кольскому полуостровам, яранга — традиционное жилище чукчей.
Жилища подобной формы и по сей день распространёны по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана у финно-угорских, кетско-енисейских, тюркских и монгольских народов. Идентичная конструкция, мобильность, простота в сборке, схожие материалы покрывашки сделали вигвам, типи, чум, вежу и другие подобные жилища едва ли не братьями-близнецами, разбросанными волею судеб по всему белому свету. И ныне эти жилища не потеряли своей актуальности именно благодаря вышеперечисленным свойствам. Нужны такие жилища? Звони и заказывай прямо сейчас!
Между наружными столбами вбивали по два ряда бревен, расколотых вдоль и образующих стены жилища. Их скрепляли наверху поперечными балками. От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши. Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья — заслон из прутьев или циновок. К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей.
Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей. Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 сантиметров от центрального бревна с зарубками, по которому зимой спускались через верхнее отверстие. В период промыслового сезона входили через боковой коридор.
Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище. С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами. Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им. Полог является спальным помещением. Чоттагин — отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи. В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе.
Значение слова «яранга»
Все ответы для определения Переносное жилище некоторых народов Севера в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице. традиционный вид деятельности, связанный с образом жизни северных народов. Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой. у некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. ЯРАНГА Яранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков. Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату.
Яранги и дома коренных народов Камчатки
Сборка Существует особый порядок установки чума. Место для стойбища и чума выбирает мужчина, обозначая центр воткнутым в землю или снег хореем. Зимой подыскивают закрытое от ветра пространство, летом, наоборот, открытое и хорошо продуваемое.
Площадка должна быть относительно ровной и иметь поблизости источник чистой воды, а также хорошие пастбища для выпаса оленей. Глава кочевья останавливает свой аргиш караван нарт на том месте, где предполагается ставить чум; его вход всегда ориентирован на восход юго-запад. Остальные аргиши выстраиваются по бокам от него, параллельно друг другу.
Первым действием оказывается расстановка нарт вокруг площадки будущего чума. Затем мужчина расчищает площадку, после чего ведущая роль в сборке чума переходит к женщине. В дальнейшем мужчины лишь помогают, перетаскивая вещи или поддерживая шесты.
Главным действующим лицом и «инженером» в установке чума выступает женщина женщина. Установка чума занимает сорок минут — час, в зависимости от сноровки хозяйки, наличия помощников и погодных условий. Первым делом женщина развязывает груз на нарте-сябу, достает железный очажный лист тюмю и кладет его на землю.
Затем по обеим сторонам от очага укладывает встык доски пола лата. В прошлом по наличию досок судили о зажиточности семьи: «если у очага по одной доске с каждой стороны, то это чум бедняка, по три — середняка, по семь — богача». Следом заносят печку и габаритную утварь столы, сиденья в виде чурок, ящиков.
С нарты-сябу берут маты из прутьев и циновки и укладываются на снег или на землю с двух сторон от досок пола, образуя две полукруглые постели-лежанки. Женщина развязывает веревки на нарте-нуто и достает опорные шесты. В установлении шестов-опор ей помогает мужчина или другая женщина.
Далее женщина устанавливает по восемь шестов с каждой стороны чума, справа и слева от опорных, образующие боковые стенки хуни. Затем заносится предварительно собранная из трех колен дымовая труба. Ее верхний конец прижат к сплетению шестов с задней половины чума си.
Женщина добирает шесты с задней стороны, «оплетая» ими трубу. Когда веревочное кольцо основных шестов оказывается заполненным, остальные шесты кладут сверху. Завершается монтаж каркаса установкой шестов в привходовой половине чума седя , последними ставят два шеста, образующие вход не.
После каркаса чума напротив входа устанавливается вертикальный шест-сымзы. Нижняя его часть ставится сзади костра, а верхняя крепится в месте соединения основных шестов. Шест считается священным и отождествляется с духом очага.
К двум привходовым шестам и сымзы приблизительно на высоте человеческого роста на веревочных петлях крепится надочажная конструкция в виде двух расходящихся горизонтальных жердей ти. С помощью отверстий на верхнем конце крюка регулируется высота расположения котла или чайника над огнем. Your browser does not support the video tag.
Сборка чума После того как каркас чума поставлен, на него натягивают нюки. Покрытие чума самая длительная и тяжелая операция. Выполнить это в одиночку или даже вдвоем сложно.
А хозяйка, взявшись за нижний край, «хлопает» полотнищем нюка, облегчая скольжение, и одновременно направляет и растягивает его. После того как нюк занимает свое место в верхней части каркаса, люди с шестами расходятся в стороны, оборачивая нюк вокруг шестов. Женщина закидывает веревки, пришитые к боковым сторонам нюка, на противоположную сторону и фиксирует их, завязывая у основания шестов.
В зимнем чуме сначала натягиваются по очереди внутренние покрышки, а затем внешние. При этом хозяйка внимательно следит за их положением, совмещая проемы окон, расправляя складки у входа. Веревки последнего верхнего нюка привязываются к прислоненной к чуму нарте-нутос.
Мужчина обкапывает чум по радиусу, присыпая и прижимая снегом летом дерном «подол» жилища, закрывая щели и предотвращая поддувание и попадание холодного воздуха. Женщина разводит огонь, вносит прочий домашний скарб, устраивает лежанку и застилает постели. Разборка чумов.
В центре строения расположен очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол уложен шкурами или досками. Жилище можно собрать или разобрать за 2 часа У казахов походную юрту называют абылайша. Их использовали в военных походах при казахском хане Абылайе, отсюда произошло это название. Это цыганская кибитка, по сути - это однокомнатный дом, который установлен на колесах.
Здесь есть дверь, окна, печь, кровать, ящики для белья. Снизу кибитки есть багажное отделение и даже курятник. Повозка очень легкая, поэтому с ней справлялась одна лошадь. Массовое распространение вардо получил в конце 19 века. Это шатер бедуинов арабские кочевники.
Каркас состоит из переплетенных друг с другом длинных жердей, его накрывали тканью, которую ткали из верблюжьей шерсти, она была очень плотной и не пропускала влагу во время дождя. Помещение было поделено на мужскую и женскую части, в каждой из них был установлен свой очаг. Жилища народов нашей страны Россия многонациональная страна, на территории которой проживает более 290 народов. Каждый имеет свою культуру, обычаи, и свои традиционные формы жилищ. Вот самые яркие из них: Землянка.
Это одно из древнейших жилищ народов нашей страны. Это вырытая на глубину примерно 1,5 метра яма, крышей которой служил тес, солома и пласт земли. Стену внутри укрепляли бревнами, пол обмазывали глиняным раствором. Недостатками этого помещения были то, что дым мог выходить только через дверь, и помещение было очень сырым из-за близости грунтовых вод. Поэтому жить в землянке было непросто.
Но были и преимущества, например она полностью обеспечивала безопасность; в ней можно было не бояться ни ураганов, ни пожаров; в ней сохранялась постоянная температура; она не пропускала громкие звуки; практически не требовала ремонта и дополнительного ухода; ее легко можно было построить. Именно благодаря всем этим преимуществам землянки очень широко использовались, в качестве укрытий во время Великой Отечественной войны. Русская изба традиционно строилась из бревен, с помощью топора. Крышу делали двускатной. Чтобы утеплить стены, между бревнами клали мох, со временем он становился плотным и закрывал все большие щели.
Стены снаружи обмазывали глиной, которую размешивали с коровьим пометом и соломой. Этот раствор утеплял стены. В русской избе всегда устанавливали печь, дым от нее выходил через окно, и только начиная с 17 века стали строить дымоходы. Название произошло от слова «куриться», что означало "дымиться". Куренем называли традиционное жилище казаков.
Первые их поселения возникли в плавнях речные камышовые заросли. Дома строили на сваях, стены были из плетней, обмазанных глиной, крышу сооружали из камышей, в ней оставляли отверстие для выхода дыма. Это жилище теленгитов народ Алтая. Представляет собой шестиугольное строение из бревен с высокой крышей, покрытой корой лиственницы. В аилах всегда был земляной пол, а в центре - очаг.
Коренной народ Хабаровского края, орочи, строили жилище кава, которое имело вид двускатного шалаша. Боковые стены и крышу покрывали корой ели. Вход в жилище всегда был со стороны реки. Место для очага выкладывали галечником и ограждали деревянными брусьями, которые обмазывали глиной. У стен сооружали деревянные нары.
Этот вид жилища строили в горной местности, сложенной мягкими породами известняк, лесс, туф. В них люди вырубали пещеры и обустраивали комфортные жилища. В комнатах обустраивали очаги, прорубались дымоходы, ниши для посуды и воды, окна и двери. Жилища народов Украины Самыми исторически ценными и известными жилищами народов Украины являются: мазанка, закарпатская колыба, хата. Многие из них существуют до сих пор.
Это старинное традиционное жилище Украины, она в отличие от избы, предназначалась для проживания в областях с мягким и теплым климатом. Строили ее из деревянного каркаса, стены состояли из тонких веток, снаружи их мазали белой глиной, а внутри раствором из глины, смешанной с камышом и соломой. Крыша состояла из камыша или соломы. Дом-мазанка не имел фундамента и не был никак защищен от влаги, но служил своим хозяевам 100 и более лет.
Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство. Канадский исследователь Вильяльмур Стефанссон в 1914 году издал книгу «Великий санный путь», в которой рассказал и о строительстве иглу. Путешественник описывал целые поселки из больших и малых построек, соединенных между собой переходами.
Эта часть снежного дома переходила в высокий портал вроде холла, где люди счищали с себя снег. К главному жилью примыкала просторная светлая пристройка, где поселились две семьи. Жира у нас было вдоволь и поэтому горело 7-8 ламп за раз, отчего в этих стенах из белых снежных глыб стало так тепло, что люди могли расхаживать полуголыми в полное свое удовольствие» Полы иглу эскимосы устилают шкурами, а иногда украшают ими и стены. Освещение и обогрев обеспечивают плошки с горящим жиром. Все, кто бывал в иглу, с удивлением отмечают, что внутри комфортно. Тепло от плошек и дыхания людей растапливает снег на поверхности стен и она покрывается льдом. Благодаря ему в иглу сохраняется сухой микроклимат.
Чем сильнее снаружи мороз — тем сильнее можно нагревать воздух внутри.
Чум: гениальность в простоте
Переносное жилище народов Севера России | Ответ на вопрос "Переносной домик у народов Севера ", 6 (шесть) букв: яранга. |
Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов | Яранга – совсем иной вид северного жилища, который используют народы Чукотки. |
Переносной домик у народов Севера | Важным достижением для этих народов стало создание мобильных, лёгких, сборно-разборных жилищ, идеально приспособленных для проживания в тундре, пустыне или степи. |
Интересный сайт сентстори о многом
- 1. Современные кочевники Крайнего Севера России
- Народы крайнего севера долганы. Жилища северных народов
- Ответ на сканворд
- Чум - традиционное жилище коми-оленеводов
- Презентация на тему "Жилища народов Севера" 5 класс
Очаг среди тундры. Сколько стоит традиционное жилище оленеводов
Шатер народов Севера - слово из 6 букв в ответах на сканворды, кроссворды | Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга — переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. |
Жилище на Севере, 6 букв, первая буква Я — ответы на кроссворды и сканворды | у некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. |
Переносное жилище у некоторых сибирских народов | традиционный вид деятельности, связанный с образом жизни северных народов. Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. |
Как устроен чум у ненцев
В центре устраивался очаг. Кувакса является разновидностью чума, а также напоминает типи североамериканских индейцев, но несколько более приземистая. Простейшая кувакса состояла из нескольких шестов, расставленных на земле по кругу и связанных вверху.
Тем не менее в чумах богатых семей сегодня можно увидеть даже телевизор со спутниковой тарелкой.
Чум изнутри. Схема Размер чума также зависит от уровня достатка семьи. Каркас жилья состоит из длинных тонких жердей.
Чем их больше, тем чум просторнее и выше. Самые большие чумы могут состоять из 50 жердей, что позволяет им иметь обширный, более 8 метров, диаметр. Среднее количество жердей чаще всего составляет от 30 до 40.
Их количество влияет и на форму жилища — чем жердей меньше, тем более заостренным является треугольник чума. По остроте угла крыши можно было определить благосостояние семьи. Ненцы долгое время используют одни и те же жерди, срезая с них отсыревшие после длительного использования концы.
Из-за этого чум с годами становится короче, и в какой-то момент жерди приходится обновлять. Первыми ставят два связанных друг с другом опорных шеста, между которыми образуется крестовина. В нее по кругу встраиваются остальные шесты.
За очагом внутри чума устанавливают последний, священный шест — симзы. На нем размещаются родовые обереги, окуриваемые дымом очага. Место за симзы является священным, в него может заходить лишь глава семьи.
По этой причине женщина, чья половина чума располагается ближе к выходу, не может обходить очаг сзади. Установка каркаса чума Получившийся каркас обтягивается сшитыми в единое полотно оленьими шкурами — нюки. Зимой на чум надевают две пары нюков — внутренние, шерстью внутрь, и внешние, шерстью наружу, которую необходимо было подстригать, чтобы на ней не скапливался снег.
Воздушная прослойка между двумя слоями шкур позволяет сохранять тепло внутри жилища.
Орлов запретил постоянный набатный звон в церквях, который создавал ощущение беды и нагонял страх на жителей. Приказал открыть новые изолированные инфекционные больницы, увеличил число лечебниц общих практик, разрешил лечение на дому. Орлов также приказал докторам поднять жалованье, а людям, выписанным из карантина, оказывать материальную поддержку: мужчинам по 15 копеек в день, а женщинам — по 10. Это сработало лучше всяких запретов. Орлов даже переделал под госпиталь свои собственные апартаменты.
Он лично обходил больницы, сопровождая врачей, и проверял качество содержания пациентов. Эпидемия пошла на спад. Вскоре вернулись к работе городские службы, возобновились поставки в город продовольствия и питьевой воды. В итоге эпидемия стала причиной улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Открывались новые бани, чинились дороги, вывозился мусор. Московская чума стала одной из последних массовых вспышек заболевания на территории Европы.
Вначале по кругу устанавливают треноги из жердей и фиксируют их камнями. К треногам привязывают наклонные шесты боковой стенки. Сверху крепится каркас купола. Всю конструкцию покрывают оленьими или моржовыми шкурами. Две-три жерди ставят посередине для того, чтобы подпереть потолок. Яранга делится пологами на несколько помещений.
Иногда внутри яранги ставят маленький накрытый шкурами «домик». Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Наша искренняя признательность замечательным фотографам, любезно разрешившим использовать в этом выпуске свои фотографии. Большое спасибо Людмиле Семёновне Грек — за оперативные консультации. Ваши отзывы и пожелания направляйте по адресу: [email protected] или через диалоговое окошко на сайте к-я. Дорогие друзья, спасибо, что вы с нами!
Это здание лаборатории, где доктор Йерсен впервые выделил чумную палочку В конце XIX века эпидемия чумы захватила Китай. Ее долго замалчивали, даже не докладывали императору, отказывались от европейской медицины. Весной 1894 года в одном только городе Гуанчжоу моровая язва погубила 80 тысяч человек и вскоре перекинулась на Гонконг. В конце концов в Китай прибыл ученик Пастера швейцарец Александр Йерсен. Исследуя под микроскопом срезанный с тела бубон, Йерсен еле-еле смог разглядеть злополучные бактерии. На следующий день мышь, зараженная взвесью обнаруженных Йерсеном бактерий, умерла.
Сомнений не осталось — возбудитель чумы найден. Когда через пару лет эпидемия повторилась, Александр Йерсен вновь прибыл в Гонконг уже с пузырьком противочумной сыворотки. А вскоре появилась и вакцина. Первую эффективную вакцину против бубонной чумы в начале XX века создал русско-французский бактериолог Владимир Хавкин. А в 1934-ом его советская коллега Магдалина Покровская синтезировала и испытала на себе еще более эффективную живую вакцину. Наконец, в 1947 году появляется антибиотик стрептомицин.
И даже при тяжелых формах чумы больные, которые казались безнадежными, начали выздоравливать. Подготовлено по материалам программы «Истории болезней. Чума» телеканала «Наука». Яранга Не стоит путать с чумом На самом деле именно яранга является национальным жилищем народов Чукотки. Данный тип жилища очень часто путают с чумом, и это не удивительно, ведь между ними есть определенное внешнее сходство. Тем не менее, яранга имеет крупный план и мощный деревянный каркас.
Покрывают жилище шкурами оленей, моржей, китов. Такой дом состоит всегда из двух половин: полога и чоттагина. Для одной или нескольких семей Полог — это непосредственно жилое помещение. Здесь спят, едят и сушат одежду в зимнее время. Топится полог жирником или керосинкой. Открывать ночью полог нельзя, поэтому малая нужда справляется в нем же.
Для этого предусмотрена специальная емкость. Соответственно чоттагин — холодная хозяйственная часть яранга. Зимой температура в нем такая же, как на улице, разве что ветра нет. В одном яранге может быть несколько пологов. На одну семью приходится один полог в яранге. Однако, это временная мера.
Очень скоро, молодая семья получит собственное жилище, а не отдельное помещение. Внутри дымно и тепло Абсолютно в каждом яранге есть верхние и боковые жерди, которые используются для мяса и рыбы. Они висят в дыму, который поднимается от очага в центре жилища. К слову, дым выступает неплохим консервантом. Не трудно догадаться, что в тундре проблемы с деревьями. Поэтому топят огонь преимущественно кустарниками, которые растут, как правило, у рек.
Очаг, который стоит в чоттагине используется исключительно для приготовления еды, а не для обогрева.
Он строится в виде конуса из жердей, обтянутых покрышкой из сшитых оленьих шкур зимой или брезента летом. Полом служат доски, на них настилают шкуры. В центре чума находится очаг на металлическом листе или жестяная печка; дым выходит в отверстие на верхушке конуса.
Устройство яранги: жизнь и секс в яранге
Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. ЯРАНГАЯранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков. Эти оленеводы традиционно жили в переносных каркасных жилищах, покрытых оленьими шкурами. имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. • У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей.
Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников.
у некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками. чумов, технология создания которых на полуострове почти утрачена.
Как устроено иглу – зимнее жилище эскимосов
При этом сохраняется определенная последовательность установки чума. Яранга — переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами. Яранга состоит из двух половин: чоттагина и полога. Чоттагин представляет собой подобие сеней. Это холодная часть жилища. Полог - теплый шатер, сшитый из оленьих шкур, отапливается и освещается жировой лампой.
Он служит спальным помещением. В ярангах двери закрываются только в пургу. Свет в чоттагин проходит через покрышку из кожи. В чоттагине стояли ящики с одеждой, выделанными шкурами, отрезами тканей. Рядом стояли бочки с квашениями. Над очагом висел котел. Полог освещался каменными жирниками горела, например, полоска меха, опущенная в жир и пропитанная им.
Чукотская яранга как многовековой символ непременно участвует во всех современных праздниках, проводимых на Чукотке. Яранги устанавливают на площадях, даже клубных фойе, устанавливают зимой и летом. В них женщины готовят оленину и чай, и угощают традиционными блюдами гостей. В форме яранги теперь строят на Чукотке даже теплицы и другие сооружения. Так, в центре Анадыря стоит яранга, сделанная из прозрачного пластика. Это не что иное, как овощная палатка. Так что яранга, как и олень, давно стала символом Чукотки.
О любви чукчей к яранге говорит тот факт, что она как символ изображается на многих плакатах, картинах, гравировках на моржовом клыке, эмблемах, значках, даже гербах. Иглу - жилище эскимосов из снега.
При этом снег подходит далеко не любой — эскимосы хорошо различают разные его виды и безошибочно выбирают самый подходящий. Для возведения иглу берут только тот снег, на котором остается четкий отпечаток ноги.
Иглу строится из снежных кирпичей-блоков, которые не лепятся, а нарезаются специальным «снеговым ножом». Так как снежный домик круглый в плане и имеет куполообразную форму, то совершенно ясно, что блоки должны иметь особую форму. Возводят иглу по спирали, начиная с небольших, но широких блоков. Каждый элемент опирается на блоки нижнего ряда в трех точках.
Швы между блоками эскимосы заделывают снегом, поэтому стены иглу выглядят монолитными и не продуваются ветром. Пол «зимнего жилья» находится ниже уровня снега — это важное условие для сохранения внутри тепла. Вход в иглу делают в виде тоннеля, начинающегося в полу. Если уровень снега небольшой, то входной коридор, также как и стены иглу, складывают из блоков снега.
Искусство выживать в снегах Строить иглу эскимосов учат в детстве, поэтому взрослые жители севера Канады владеют этим искусством в совершенстве.
И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков. А вот и задание на этот тур: Вопрос: Переносное жилище некоторых народов Севера. Слово из 6 букв Ответ: Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь формой поиска. Постараемся найти среди 775 682 формулировок по 141 989 словам.
Чум — это переносная, разборная постройка, которая представляет собой конусовидную платку из жердей, крытую сшитыми из оленьих шкур или бересты полотнищами. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах, осадки в виде дождя и снега скатывается с крутых боков. Остов чума состоит из 25-40 шестов, в зависимости от площади жилища, которая, в свою очередь, зависит от размера семьи и времени года так, летние чумы чаще всего меньше по размерам зимних. Шесты заготавливаются обычно в зимний период, когда оленеводы подходят к лесам. Их делают из стволов ели длиной около 5 метров, с круглым сечением. Два основных шеста — прямоугольного сечения. В верхней части каждого из них делается по сквозному отверстию — для веревочной петли, скрепляющей другие, продеваемые через нее, жерди. Зимние покрышки шьются из шкур взрослого оленя: две нижние мехом внутрь и две наружные мехом наружу. В верхних углах каждой покрышки имеются специальные «кармашки», в которые вставляют шесты и поднимают их, закрепляя на остове чума. На изготовления мехового покрытия чума требуется около 60 шкур оленей, что в пересчете на количество оленей заставляет относиться людей к жилищу как к весьма ценному материальному объекту. Вследствие этого покрышки никогда не меняют целиком, а только заменяют протершиеся местами шкуры по необходимости. Шкура оленя обладает тепло — сберегающим свойством, благодаря которому в чуме сохраняется тепло. Традиционное летнее покрытие чума изготавливалось из полос вываренной бересты. На чум уходило четыре — пять сшитых полотнищ: два покрывали, как правило, верхнюю часть чума, два-три - нижнюю. Бересту вываривали в кипятке до эластичного состояния и, складывая ее в несколько слоев для прочности, сшивали сухожильными нитками в полотнища. Вываренная береста обладает значительной эластичностью и прочностью, не пересыхает в течение долгого времени. Наряду с берестяными покрышками в летний период шили покрышки из брезента или сукна на них требуются не менее 80 м , использовались также старые чаще всего внутренние зимние покрышки из оленьих шкур. Традиционно установка чума предполагает строго определенный порядок. В прошлом, все шесты, в соответствии с их обозначением, устанавливались на раз и навсегда отводимые им по периметру окружности места. Площадка для устройства жилища определяется заранее, либо используется старая, ставшая привычной; ее, как правило, расчищают, в зимние месяцы — утрамбовывают снег. Вход в чум ориентирован, чаще всего, по направлению кочевания; при сильном ветре дверное отверстие переносят в противоположную, заднюю сторону жилища. Установкой чума в основном занимаются женщины, однако при необходимости им оказывают также помощь мужчины. В целом процедура установки чума занимает около часа, то есть быстрое построение этого жилища является особым преимуществом для кочующих народов. Человек не навредит без надобности природе, возьмёт ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы прокормить, обогреть свою семью. Первоначально на место, где намечается середина чума, выкладывается железный лист, используемый для обустройства очага,- разведения костра или установки железной печки, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы, а также не дает осадкам проникать внутрь: они испаряются от большой температуры. А летом в чум не могут залететь комары и гнус. Вопреки расхожему мнению, чукчи не живут в чумах, а строят яранги. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах. Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Зимние покрышки шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло. Яранга изнутри делится на 2 помещения - иоронгу, которая отапливается, и кладовую, в которой нет отопления, соответственно. Иоронгой называют самую теплую часть данного сооружения. Как правило, она находится напротив двери у одной из стен, и представляет собой импровизированную комнату, которая отделена от общей площади жилища при помощи прутьев, которые, в свою очередь, обтянуты шкурами животных.