Борис Пастернак Стихотворение "Февраль" написано Борисом Пастернаком в начале творческого пути, в 1912 году, и сразу стало широко известным. Стихотворения Б. Пастернака отличаются мелодичностью, образностью, чему способствует перекрестная рифма и двусложный размер стиха — ямб. История создания, жанр, направление, темы, образы, символы, настроение, основная мысль стихотворения Пастернака «Февраль», средства выразительности с примерами.
Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Пастернака
В частности, стих «пережил» две переделки — 1928-го года и, соответственно, 1945-го. Идея переделок — демонстрация сиюминутности жизни, скоротечности существования. Впрочем, как это часто случается с художниками — не только слова, но и дела — в 1940-х годах автор снова возвращается к изначальному варианту стиха. По мнению писателя, именно первая редакция идеально отобразила специфику внешней и внутренней реальности. Элементы литературной критики «Февраля…» Первый мотив, который читатель подмечает в этом произведении, связан с предощущением весны. Что такое весна? Прежде всего, это жизнь, это обновление, это некое новое начало. Как мы уже мельком упоминали, важную роль здесь играет взаимодействие героя с природой. Для этого используется довольно богатая и синонимическая лексика: писатель описывает погоду, наделяет вещи антропоморфными чертами например, колеса пролеток в произведении «кричат». Ощущения от соприкосновения с природой дополняются ностальгией и воспоминаниями о детских годах, с мечтами о весенних праздниках о Пасхе, например.
Также Пастернак упоминает неотъемлемые элементы весны, вроде ливней, грачей, дожде, который плачет «навзрыд». Таким образом, эта многослойность, многовекторность пастернаковской лирики способствует выстраиванию специфической реальности, которая — на всех своих уровнях — открыта. Уровни сближаются, расходятся, противоположности притягиваются, а схожие моменты превращаются в метонимию. Следует отметить, что пастернаковский метод — по большей части — это именно метонимия, а не метафора. Все в лирике русского гения взаимосвязано. Причем это касается как отдельных элементов поэтической структуры, так и философской концепции в целом. Первая строфа заканчивается интересными образами «горящей слякоти» и «черной весны». При этом, Пастернак по типу восприятия — явно кинестетик, да еще и приверженец синестезии. Поэт сопровождает словесные, визуальные — большей степенью — образы звуками стуком колес — в данном случае , а также дополнительными зрительными впечатлениями.
Что такое «черная весна»? Прежде всего, это эмоция. В литературном же плане — метафора. Но также «черная весна» может расцениваться и в качестве метонимии, потому что первой от снега освобождается земля, которая, как правило, черного цвета. Особенно эта чернота выделяется на контрасте с зимней белоснежностью. Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит… Вторая строфа придает произведению динамичности, поскольку отсылает читателя к движению. Здесь, по мысли автора, должно разыграться воображение читающего этот стих. Начало стиха дополняется субъективностью и личными переживаниями автора, потому что радость от скорого прихода весны одновременно приносит и грусть. Так Пастернак показывает, что вся жизнь — это бесконечная амбивалентность.
Личные переживания передаются с помощью глаголов: достать, писать, плакать… Писатель ставит глаголы в неопределенную форму, достигая максимальной обобщенности, абстрактности. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез… Анализ произведения в контексте художественных средств Итак, автор выстраивает образы метонимическим путем, потому что творческий потенциал всегда неотделим от потенциала природного, сливается, смешивается с ним. Духовная жизнь человека, грубо говоря, едина с мирозданием. Поэт вдохновляется исключительно внешними проявлениями жизни и расточительности этого мира: буйством природы, красками цветов, звуками ливня. Все это вживается во внутренний мир писателя, появляясь на бумаге строками стихотворений и прозы. Творить вне природы так же сложно, как придумать новый цвет. Природа выражает жизнь, которая кладется в фундамент искусства. Лучшее и самое сильное вдохновение появляется от переплетения случайных эмоций, внезапно встреченных впечатлений.
Об этом и идет речь в третьей строфе. Где, как обугленные груши, Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей… Казалось бы, неужели так много смыслов может заключать в себе произведение из четырех миниатюрных частей? Однако поэзия — это демонстрация наиболее сжатого и концентрированного смысла. Каждая метафора развертывается сотней боковых ответвлений содержания. С другой стороны, мир, который описывает писатель, не представляет из себя ничего сюрреалистичного или странного, ничего, что могло бы удивить читателя. Это вполне понятный и даже обыденный мир.
С помощью неопределённой формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придаётся побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению природы. Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль — это ещё зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну. Концовка произведения имеет ещё один мотив — это творчество. Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души. Жанр Это лирическое стихотворение, которое воплощает в себе одновременно черты философской и пейзажной лирики. Оно имеет два плана: внешний, рассказывающий о природе и человеке, и внутренний, раскрывающий тайны пробуждения поэзии.
Краткий анализ История создания — это стихотворение было написано в 1912 году, но Пастернак переделывал его ещё по крайней мере трижды, возвращаясь к поэтическим строчкам на разных этапах своей жизни. Тема стихотворения — изображение порывов человеческой души через призму природы: они одинаково обновляются в преддверии весны. Жанр — лирическое стихотворение. Стихотворный размер — классический четырёхстопный ямб. История создания Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака — и действительно, оно написано в 1912 году. Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана ещё два раза — в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак.
Мир человека и мир природы у Пастернака тесно взаимосвязаны. Между этими мирами, находящимися в постоянном движении, полными звуков и влаги, на протяжении всего стихотворения идут постоянные смысловые переклички. Такой эффект создается благодаря цветовому и звуковому параллелизму. Ведущий цвет стихотворения — черный — относится как к миру человека чернила , так и окружающему миру весною черной, проталины чернеют, тысячи грачей, обугленные груши. Произведение богато звуковыми образами: к человеку относятся слезы и рыдания, мир природы насыщен криками грачей, кликом колес, грохотом слякоти, звоном благовеста и ливнем, что «еще шумней чернил и слез». Пастернак сумел представить картину природы в единстве всех стихий: огонь воплощен в словах «…весною черною горит» и «обугленные груши», стихию воздуха представляют грачи в небе и ветер, стихия земли воплощена в чернеющих проталинах, а вода — в слякоти, ливне и лужах. Классический четырехстопный ямб невероятным образом сочетается с изломанным синтаксисом и неточностью рифм гривен — ливень, груши — обрушат. Внутренние рифмы в перекрестной рифмовке также подчинены общей идее стихотворения, связывая мир человека и мир природы. Потрясающую выразительность стихотворению придает обилие изобразительных средств: неожиданные эпитеты сухая грусть, черная весна, грохочущая слякоть , непривычные метафоры ветер криками изрыт, дно очей, слякоть… горит и оригинальное сравнение грачи, «как обугленные груши».
Оформление работы
- Февраль достать чернил и плакать история создания. «Февраль», анализ стихотворения Пастернака
- Краткая характеристика произведения
- Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Пастернака
- Борис Пастернак, «Февраль. Достать чернил и плакать». Анализ стихотворения
- Февраль достать чернил и плакать анализ. Урок-анализ стихотворения Б. Пастернака
- Февраль достать чернил и плакать история создания. «Февраль», анализ стихотворения Пастернака
Анализ стихотворения «Февраль! Достать чернил и плакать!» Пастернака
История создания Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака — и действительно, оно написано в 1912 году. Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана ещё два раза — в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак. Но после последней переделки, 1945 года, он неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность. Тема Поэт показывает одновременно пробуждение природы и пробуждение души человека, которая порождает поэзию. В период написания Пастернак увлекался эстетикой символизма, что и нашло своё отражение в данном произведении. Природа обновляется в преддверии весны, а душа человека неизменно следует за ней — такова основная идея, вложенная автором в поэтические строки.
Основная тема «Февраль» — стихотворение не столько о состоянии природы, сколько о состоянии души. Предчувствие весны рождает в душе поэта непреодолимую жажду творчества, связанную с огромным нервным напряжением. Сладко-тревожное ожидание грядущих перемен вызывает душевное беспокойство и сумятицу. Намерение налить вина и писать стихи в тиши кабинета сменяется неожиданным порывом — вырваться из этих стен навстречу зарождающейся весне, ветру перемен и очищающему душу ливню. Читайте также: Основные темы и мотивы лирики К. Основные мотивы лирики К. Бальмонта Процесс пробуждения природы стимулирует изменение души поэта. Ведь слёзы — это признак, что душа жива, что она способна гореть ярким пламенем чувств. Достигая единения своего внутреннего мира с миром природы, лирический герой будто стремится набрать новых сил для творческого полёта души. Стихотворение по праву считается одним из лучших в творческом наследии Бориса Пастернака. Несмотря на то что написано оно в самом начале поэтического пути, его отличают красота формы, изящество стиля и оригинальность выразительных средств, что свидетельствует о творческой зрелости молодого автора и производит на читателей неизгладимое впечатление. В нём также используются ассонанс и аллитерация, которые передают настроение поэта и показывают, как, по его мнению, выглядит пробуждающаяся природа. Борис Пастернак, «Февраль. Достать чернил и плакать». Анализ стихотворения Творчество Бориса Пастернака занимает особое место в русской литературе двадцатого столетия. Его знаменитые строки многие знают наизусть, цитируют с легкостью и удовольствием. Большой популярностью пользуется бессмертное «Февраль. Анализ стихотворения позволяет окунуться в мир глубоких личностных переживаний поэта, почувствовать особенную мелодику его строк. Он дает возможность увидеть целостную картину действительности, в которой человек является неотъемлемой частью природы. В данной статье приведен анализ стихотворения «Февраль. Текст будет полезен учащимся старших классов и всем, кто интересуется литературой. Достать чернил и плакать»: анализ Кратко можно охарактеризовать тему стихотворения как некое предчувствие наступающих перемен. Произведение раскрывает сущность естественного сезонного процесса и целиком посвящено природе. Лирический герой наблюдает протекание зимнего времени со стороны: восторгается причудливостью февраля, с радостью ждет приближения весны. Тема стихотворения заключается в особенном необыкновенном понимании, что человек является частью великого целого, он способен чувствовать окружающий мир и эмоционально зависим от состояния природы. Композиция Очень красивое стихотворение — «Февраль. Анализ его помогает осмыслить суть и не потерять главного. Лирическое произведение состоит из четырех строф, каждая из которых последовательно раскрывает смысловую нагрузку. В первой происходит обнаружение желания постичь красоту природы, насладиться ее целостностью и многообразием.
Обрушивание грусти, при чем на этот раз сухой, то есть бесслезной, во второй редакции поручается уже не февралю, а грачам, что легко согласуется с их срыванием с деревьев, а это в свою очередь подкрепляет их сравнение с грушами. Без изменений остаются цветовое, звуковое и эмоциональное нераздельное единство поэта, города и мира. И вполне сохраняется свойственное пастернаковской поэзии экстатическое представление жизни и творчества, которое в обоих редакциях декларировано двукратным повторением наречия навзрыд. Во второй редакции появляется одно важное дополнение к теме творчества — чем случайней, тем вернее слагаются стихи, — для объяснения, что именно в появлении стихов Пастернак называет случайностью, обратимся к его автобиографической повести «Охранная грамота». Давая определение искусству он пишет: «Наставленное на действительность, смещаемую чувством, искусство есть запись этого смещенья. Оно его списывает с натуры. Как же смещается натура? Подробности выигрывают в яркости, проигрывая в самостоятельности значенья. Каждую можно заменить другою. Любая драгоценна. Любая на выбор годится в свидетельства состоянья, которым охвачена вся переместившаяся действительность 1. Если применить это правда, не самым понятным образом сформулированное определение к нашему стихотворению, то, вероятно, можно сказать, что здесь февраль порождает чувства эмоции , которые «смещают» все предметы в мире окружающем поэта, для описания этого «смещения» достаточно выбрать произвольный набор предметов, каждый из которых испытал на себе воздействие февраля — чем случайней будет выбор, тем вернее удастся передать в стихах общую атмосферу, порождаемую февралем. Еще одним принципиальным отличием второй редакции является отсутствие возвращения из мыслимого путешествия обратно в «реальный» город, четвертая строфа здесь является не возвращением к изменившейся картине, нарисованной в первой строфе, а продолжением третьей строфы. Соответственно исчезает и перебой ритма, знаменовавший в первой редакции возвращение к шумам города. Слагающиеся навзрыд стихи таким образом также возникают не по возвращении в город как засиневшая песнь в в первой редакции, , а все в том же мысленном путешествии за город среди «наступившей» там весны. Тема весны — более чем распространенная в русской и мировой поэзии. Естественно, что стихотворение Пастернака, как и любой другой литературный текст, различными своими элементами, характером восприятия окружающего мира, теми чертами, которые выбраны для характеристики февраля, наконец, самим восприятием февраля именно в качестве весны и т. В звуковой картине своего стихотворения Пастернак, похоже, опирался на известное стихотворение Аполлона Майкова, многократно перелагавшееся на музыку, «Весна! Пастернака также, возможно, откликается на голубую даль Майкова — в обоих стихотворениях нарочито «поэтичные», романтические образы. Однако, майковское стихотворение описывает весну в традиционно мажорных тонах. Иначе представляется весна в строках Пушкина «Весной я болен.. Весна, весна! Тянитесь от застав градских» «Евгений Онегин» глава 7, строфы II-IV , — таким образом, можно сказать, что Пастернак здесь следует не только пушкинской весенней грусти, но и совету покинуть город. Также грустная, мрачная весна возникает в стихах другого поэтического предшественника Пастернака — Иннокентия Анненского. В 1910 году была опубликована его книга стихов «Кипарисовый ларец», куда вошло стихотворение «Черная весна.
Оно быстро стало широко известным. В нем отразились основные черты поэтического таланта автора. Существует несколько редакций произведения, так как Пастернак неоднократно возвращался к нему и вносил существенные изменения. На фоне февральской непогоды автор описывает возникновение творческого вдохновения. Этот процесс резко отличается от весеннего упоения природой лирических поэтов, которые испытывают радостные и светлые чувства. Вдохновение у Пастернака — мучительное чувство, вызывающее слезы и страстное желание «достать чернил». Вместо спокойного и уютного размышления в кабинете лирический герой испытывает страстный порыв слиться воедино с бушующей стихией. Его слезы подобны каплям дождя, они так же стремительны и обильны. Не в силах прервать свой плач, автор пытается заглушить его ливнем. В результате в его душе рождаются удивительные строки, насквозь пропитанные дождем и печальными криками «тысячи грачей». Произведение имеет кольцевую композицию благодаря повторяющемуся в начале и в конце выразительному слову «навзрыд». Оно полностью передает настроение лирического героя. Особое значение имеет черный цвет, он связывает человека с природой «чернила» — «весною черною» — «чернеют». При этом черный цвет теряет свой традиционный негативный смысл. Пастернак использует неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «сухую грусть» , яркие метафоры «дно очей». Насыщенность символами и образами смягчается самыми обыденными предметами «шесть гривен», «пролетка». Этим автор напоминает читателю, что стихотворение имеет очень личный характер, является следствием реальных переживаний. Непосредственным влиянием символизма можно считать оригинальное сравнение грачей с «обугленными грушами».
Февраль достать чернил и плакать анализ. Урок-анализ стихотворения Б. Пастернака
Однако нельзя отрицать и то, что в нём есть пейзажные зарисовки, которые подчеркивают состояние лирического героя. Средства выразительности С деревьев тысяча грачей — гипербола, как обугленные груши — сравнение. Борис Пастернак для создания потрясающих воображение читателей образов применял разнообразие тропов. Также часто повторяется звук «р», задающий особую мелодику тексту.
Подтверждают ли рифмы тезис урока. Проследите звуковую организацию стихотворения. В результате работы появляются следующие наблюдения. Стихотворение написано Я4. В ритмической структуре выделяется 15 стих с двумя пропусками ударений — ПЯПЯ И чем случайней, тем вернее , отличающийся неопределенностью значения. Здесь наблюдается движение от человеческого мира Писать о феврале навзрыд , через зарождение идеи двойственности в 6 стихе Чрез благовест, чрез клик колес , к финалу, обретающему обобщенность Слагаются стихи навзрыд. Повтор в начале и в конце стихотворения оказывается качественно другим. Пастернак использует перекрестную рифмовку: навзрыд — горит, изрыт — навзрыд и др. В рифменной организации представляет интерес то, что рифмы между собой тоже составляют семантическую двойственность относятся к миру природы и к миру человека. Звуковая организация: через все стихотворение отчетливо проходят звуковые повторы свистящих и шипящих ч, з, щ, ш, ж , разные варианты сочетаний со звуком Р ра, ры, гро, гор, ор, гри, ре, гру, ир, гра, ар, ру, ри , все они подготавливают конечное навзрыд. Стоящие рядом с ним в последнем 16 стихе слагаются стихи в звуковом плане кажутся неожиданными. Так идея двойственности мира человека и мира природы подтверждается и на звуковом уровне. По Словарям проследить значение слов февраль, Водолей, благовест, благовещение. Дать интерпретацию этих слов в контексте стихотворения. Создают ли данные слова единое подтекстовое символическое поле? Наблюдения: Благовест — это колокольный звон, возвещающий о начале церковной службы. В нем тоже можно усмотреть двойственность, так как его звон соединяет небо и землю. Также в нем улавливается связь с Благовещением - весенним религиозным праздником, который празднуется 25 марта и восходит к библейскому мифу об Ангеле Гаврииле, посланном Богом к деве Марии возвестить о непорочном зачатии и рождении ею Иисуса Христа. Рождение Иисуса связано с двойственностью отцовства: наличием отца земного — Иосифа и отца божественного. Двойственность в рождении поэзии близка двойственности в рождении Иисуса Христа. Февраль — месяц очищения. В античности был связан с магией плодородия. К этому слову можно подобрать следующие контекстуальные синонимы: слякоть, весна, ливень, грачи, лужи, проталины. Очень многое связывается с весной и водой. Зодиакальным знаком февраля является Водолей, олицетворяющий универсальность и отношение к искусству. Символ Водолея — вода. Две извилистые линии - знак Водолея — означают двух змей мудрости: интуицию и рацио.
Формы инфинитива создают обобщённый план, как будто не относящийся напрямую к субъекту. При этом глаголы совершенного вида называют конкретное, завершённое действие-связку, а глаголы несовершенного вида — творческий процесс, состояние. Наряду с прямым указанием на явления, которые продолжаются перед глазами лирического героя 2 , создаётся вторая реальность сорвутся, обрушат , передающая его мечту, ожидание. По динамике чувств этот момент две последние строки третьей строфы является кульминацией происходящего в природе. Гипербола «тысячи грачей» усиливает звучание последнего аккорда. Стихотворение пронизано словами одной тематической группы об одном и том же разными словами : «плакать», «навзрыд», «слёз»; «чернил», «весною чёрною», «шумней чернил», «обугленные груши», «чернеют» - что позволяет говорить о сквозных мотивах. Употребление глагола «достать» в разных значениях «достать чернил» - вынуть и «достать пролётку» - найти создаёт каламбурный эффект. Сочетания «писать … навзрыд» первая строфа и «слагаются стихи навзрыд» заключительные строки закольцовывают композицию стихотворения. Проведённый анализ доказывает, что «язык художественного текста в своей сущности является определенной художественной моделью мира и в этом смысле всей своей структурой принадлежит «содержанию» — несет информацию» [3].
Используя предлог под, поэт подчеркивает, что проталины как символ весны и возрождения находятся под грустью — то есть, осушить слезы возможно, избавившись от нее, убрав ее, как предмет. Таким образом автор косвенно олицетворяет и грусть. Выразительное запоминающееся наречие «навзрыд» оформляет композиционное кольцо. При посредстве оборота «чем случайней, тем вернее» Борис Леонидович подчеркивает важность искреннего, а не заготовленного заранее выражения чувств. Стихотворение выражает модальность с оттенком желательности: в нем частотны глаголы в инфинитиве «достать чернил, пролетку , плакать, писать, перенестись». Они создают ощущение недосказанности, подразумевают наличие оборота «надо бы, вот бы, хотелось бы» категории состояния. Сияние звукового «грохочущая» и визуального ряда вызывает у автора всплеск эмоций, желание творить и одновременно мчаться туда, где рыдания заглушит ливень. Ожидание весны сливается у автора с яростными творческими муками. В рамках стихотворения человеческие слезы ассоциируются со слезами природы — дождем. Большой русский поэт стремится и выплакать, и одновременно осушить слезы своего лирического героя. Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать! Поэт возвращался к нему на протяжении всей жизни, не раз переписывал и переделывал, так что оно само стало воплощением идеи о сиюминутности жизни. Краткий анализ История создания — это стихотворение было написано в 1912 году, но Пастернак переделывал его ещё по крайней мере трижды, возвращаясь к поэтическим строчкам на разных этапах своей жизни. Тема стихотворения — изображение порывов человеческой души через призму природы: они одинаково обновляются в преддверии весны. Жанр — лирическое стихотворение. Стихотворный размер — классический четырёхстопный ямб. История создания Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака — и действительно, оно написано в 1912 году.
Пастернак Б.Л. «Февраль. Достать чернил и плакать…»
Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!” – это яркий образец ранней лирики Пастернака. Поэт возвращался к нему на протяжении всей жизни, не раз переписывал и переделывал, так что оно само стало воплощением своей идеи о сиюминутности жизни. Стихотворение Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать» было написано в 1912 г. Оно быстро стало широко известным. Краткий анализ стиха «Февраль» Б. Л. Пастернак. Стихотворение «Февраль» Борис Леонидович написал в 1912 году.
Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Пастернака
Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Тематические подборки: стихи о феврале. Анализ стихотворения Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..
Хотя февраль вызывает ассоциации со снегом и морозом, образный ряд стихотворения передает ощущение приближающейся весны — грохочущая слякоть, грачи, проталины, лужи, ливень.
Лейтмотивом стихотворения являются слезы: это и поток слез человека, и поток дождя, и поток чернил и стихов. Слово «навзрыд» начинает и заканчивает произведение, замыкая его композицию в кольцо. В концовке стихотворения возникает идея творчества, и финал обретает обобщенность. Внутренний план стихотворения раскрывает процесс пробуждения поэзии, когда под воздействием обновляющейся природы поэт обретает способность «слагать стихи навзрыд». Композиции стихотворения соответствует его ритмическая организация, напоминающая колокольный звон с чередованием быстрого и размеренного звучания. Медленный темп в первой строфе, созданный короткими предложениями и паузами, заметно убыстряется во второй и третьей строфах — его создают переход от безличных форм к личным глаголам и введение анафоры «чрез благовест, чрез клик колес». Последний катрен с равномерным членением плавно возвращает к медленному темпу начала стихотворения.
Мир человека и мир природы у Пастернака тесно взаимосвязаны.
Как вы поняли содержание стихотворения? О чем оно? Какова тема этого стихотворения? Это стихотворение о рождении поэзии. Есть ли в этом стихотворении лирический герой? Выражено ли его присутствие словесно? Что или кто выдвигается в стихотворении на первый план лирический герой или действие, состояние?
Каково, на ваш взгляд, настроение стихотворения? Мы с вами анализируем второй, знаменитый вариант 1928 года. Литературоведы считают, что в лирике Б. Пастернака есть стихотворения, в которых отсутствует словесное выражение лирического героя в виде местоимения я. Действие, относимое к одному предмету, может быть отнесено и к другому. Неопределенность в этом отношении оказывается необходимой для полноты лирического высказывания. Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева считает, что размышление Б. Пастернака о рождении поэзии держится на философии двойственности.
Учитель открывает запись высказывания на доске для актуализации зрительного и слухового восприятия. Итак, сегодня мы с вами попытаемся доказать, что формальная организация стихотворения осуществляется таким образом, что она уже несет в себе идею двойственности на всех уровнях ритмика, звук, лексика, синтаксис, композиция, образная система. Исследовательская работа в группах. Определите, каким размером написано стихотворение. Воспроизведите ритмический рисунок текста. Выпишите из стихотворения рифмопары. Определите способ рифмовки. Подтверждают ли рифмы тезис урока.
Проследите звуковую организацию стихотворения. В результате работы появляются следующие наблюдения. Стихотворение написано Я4. В ритмической структуре выделяется 15 стих с двумя пропусками ударений — ПЯПЯ И чем случайней, тем вернее , отличающийся неопределенностью значения.
А сравнение весенних грачей с обугленными грушами вносит явный диссонанс между выбранным образом и радостным, нетерпеливым ожиданием весны. Чтобы смягчить необычную остроту и яркость подобных символов, автор «разбавляет» их самыми обыденными, будничными деталями: «Достать пролётку. За шесть гривен». И тут же вновь использует необычное словосочетание — «чрез клик колёс». На этой самой обычной, ничем не примечательной пролётке герой проносится туда, где «ветер криками изрыт» — слиться с бушующей стихией, вырвавшись из тесных давящих стен, в погоне за вдохновением. Вдохновение — мучительное ощущение, которое наряду с желанием творить, вызывает слёзы, изливающиеся на бумагу поэтическими строчками. Но вместо спокойного писания стихов в тиши кабинета, мятущаяся душа поэта жаждет вырваться на волю, чтобы слиться в страстном творческом порыве с бурной стихией, смешать слёзы с потоками шумного ливня и уже там, слившись с природой, «слагать стихи навзрыд». Основная тема «Февраль» — стихотворение не столько о состоянии природы, сколько о состоянии души. Предчувствие весны рождает в душе поэта непреодолимую жажду творчества, связанную с огромным нервным напряжением. Сладко-тревожное ожидание грядущих перемен вызывает душевное беспокойство и сумятицу. Намерение налить вина и писать стихи в тиши кабинета сменяется неожиданным порывом — вырваться из этих стен навстречу зарождающейся весне, ветру перемен и очищающему душу ливню. Процесс пробуждения природы стимулирует изменение души поэта.
О чем плакал Пастернак в феврале
Читать стих поэта Борис Пастернак — Февраль, Достать чернил и плакать на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых. «Февраль» — одно из пяти стихотворений, которые весной 1913 года Пастернак опубликовал в сборнике, озаглавленном «Лирика», среди других стихов молодых поэтов. «Февраль», анализ стихотворения Пастернака. Лирический герой под воздействием обновляющегося, пробуждающегося к жизни мира обретает способность «слагать стихи навзрыд». «Февраль», анализ стихотворения Пастернака. В концовке стихотворения, выражающей поэтическое кредо поэта, Пастернак заявляет, что слагать стихи нужно не по правилам, а повинуясь мгновенным порывам своей души.
«Февраль. Достать чернил и плакать!..» Б. Пастернак
«Анализ лирического произведения на примере стихотворения Б.Л. Пастернака «Февраль. История создания: это самое известное стихотворение Пастернака, ставшее визитной карточкой его раннего творчества. Краткий анализ стиха «Февраль» Б. Пастернак Вариант 1 Стихотворение «Февраль.
Анализ стихотворения Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать!
Стихотворение начинается лирическим зачином в форме императива. Достать чернил и плакать … » Глаголы «достать», «плакать», «писать» приобретают особое значение, символизируют движущий процесс, который начался везде — и в природе, и в обществе, и в душе человека. Тема общих сдвигов найдет развитие в основной части стихотворения, которая является призывом поэта перенестись в мир весны, вдохновения, светлых идеалов. Композицию стихотворения логически завершает концовка, в которой звучит идея творчества. В душе лирического героя осуществляется рождения поэта.
Однако нельзя отрицать и то, что в нём есть пейзажные зарисовки, которые подчеркивают состояние лирического героя. Средства выразительности С деревьев тысяча грачей — гипербола, как обугленные груши — сравнение. Борис Пастернак для создания потрясающих воображение читателей образов применял разнообразие тропов. Также часто повторяется звук «р», задающий особую мелодику тексту.
И перед нами целостная картина чувствований лирического героя. Завершает поэт стихотворение словами: И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Пастернак утверждает: стихи писать нужно по вдохновению, по велению души, «случайно», повинуясь чувствам, а не разуму, именно тогда они будут искренними и правдивыми. Жанр этого произведения — лирическое стихотворение.
Лирическое стихотворение — это произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные жизненными обстоятельствами, передающее чувства, мысли, эмоции лирического героя. Данное стихотворение исполнено глубоких чувствований лирического героя, передаёт сложный мир его состояния. Множественность лирических образов, являющаяся особенностью поэтики Пастернака, по мнению исследователей его творчества, характерна для ранней лирики поэта в целом, и для данного стихотворения в частности. По мнению Р. Якобсона, поэт придаёт большое значение мелочам в своих стихах, и эту мысль можно подтвердить данным стихотворением. Смена настроения, целая гамма чувств лирического героя, их некая необъяснимость — это также особенности данного стихотворения. Самым значимым образом в стихотворении «Февраль…» является весна, так как именно ее ждет лирический герой, именно она побуждает двигаться, писать стихи! Образ весны интересен тем, что о нем много было сказано, много написано, но от этого он не стал хуже и скучнее.
Тонко чувствующий музыку, умеющий услышать мир так, как никто другой, Пастернак наполняет каждую строчку стихотворения особым звучанием. Ассонанс и аллитерация помогают читателю вслед за автором и услышать звуки надвигающейся весны, и понять душевное состояние лирического героя. Классический размер — четырехстопный ямб - и ритм, который создает данный размер, помогают поэту нарисовать не статичную, а динамичную картину. И это, несомненно, ещё одна особенность поэтики, характеризующая Пастернака. Художественное пространство стихотворения о чем было сказано чуть выше , создаваемое снаружи, довольно обширное, и в нем лирический герой может перемещаться. Но внутреннее пространство, пространство души и переживаний лирического героя, гораздо больше. Оно постоянно меняется. И сложность этих переживаний делает это пространство еще больше.
На протяжении стихотворения оно не меняется, оставаясь таким же глубоким и обширным, так как не меняются ни мысли лирического героя, ни его настроение. Многие исследователи творчества Пастернака например, Р. Якобсон отмечают слияние обыденного и возвышенного в лирике поэта. И если мы обратимся к лексическому строю стихотворения «Февраль…», то увидим, что высокие, возвышенные слова «благовест», «очи» гармонически смыкаются с земными, обычными «слякоть», «проталины» и другими. Еще одна особенность поэтики Пастернака — особый взгляд на природу. В её описании поэт уделяет много внимания мелочам. Он смотрит на природу больше нас, чаще, терпеливее и напряженнее. Он наблюдает и восхищается ею, впитывает в себя ее образы.
И это отражается в его стихотворениях, делает поэзию особенной, потому что образы, в ней явленные, поражают своей неординарностью. Якобсон говорит, что Пастернак не описывает вещи или действия, а записывает. И это еще одна особенность лирики Пастернака.
Первое, что обращает на себя внимание, - это ряды односоставных предложений их пять в первых двух катренах: одно назывное и четыре безличных. Безличность сказуемых достать, плакать… , с одной стороны, создаёт отстранённый план, а с другой, передаёт состояние субъекта через его соприкосновение с действительностью. Парцелляция в трёх моментах «разрывает» стремительное нарастание темпа, делая его неровным, прерывистым. Придаточные времени и места «пока грохочущая слякоть…», «где ливень…», «где, как обугленные груши…» , ряды однородных членов замедляют движение. На семантическом уровне мы видим эмоционально окрашенное стремление героя «туда, где…» через необходимое преодоление препятствий. Стихотворение начинается с точного почти дневникового указания на время номинативная роль подлежащего.
При этом прямое значение слова «февраль» размывает рамки конкретности, так как это переходное состояние в природе. Придаточное времени «пока грохочущая слякоть весною чёрною горит» подтверждает пограничное состояние природы. При чтении стихотворения создаётся ощущение, что всё происходит в настоящем, причём очень динамично.
Февраль достать чернил и плакать анализ. Урок-анализ стихотворения Б. Пастернака
Читать стих поэта Борис Пастернак — Февраль, Достать чернил и плакать на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых. Главная» Новости» Февраль пастернак анализ. Одним из наиболее ярких стихотворений раннего периода творчества Бориса Пастернака можно назвать произведение «Февраль. Главная» Новости» Анализ стихотворения февраль достать чернил и плакать пастернак. В качестве объекта исследования рассмотрим стихотворение Б.Л. Пастернака «Февраль. «Февраль», анализ стихотворения Пастернака. Лирический герой под воздействием обновляющегося, пробуждающегося к жизни мира обретает способность «слагать стихи навзрыд».