Приверженцы норманской теории, ссылаясь на сведения летописей о призвании варяг княжить в Новгороде, считали, что государственную власть и, вообще, начало государственности на Руси было заложено норманами, или варягами, как их называли в русских летописях.
Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий кратко
В дальнейшем противостояние между антинорманской и норманской теорией получило политический характер. Кратко о норманской и антинорманской теории. — Норманская и антинорманская теория — Кратко о норманской и антинорманской теории происхождения древнерусского государства. Назовите главное расхождение норманской и антинорманской теорий. Трудности с пониманием предмета? Эта норманская теория происхождения древнерусского государства теория широкого распространения добилась в 18 веке, во времена так называемой "бироновщины".
Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий кратко
Норманнская теория: кратко о происхождении, авторы идеи, сравнение норманнской и антинорманнской теории, а также изучение сильных и слабых сторон обеих гипотез. В первые полтора десятилетия советской эпохи норманнская теория происхождения Руси пользовалась официальной поддержкой со стороны партийного руководства, одержимого идеей борьбы с великорусским шовинизмом. Тут и пресловутая норманская теория не в помощь.
2.3. Дискуссия норманистов и антинорманистов
Норманская теория происхождения древнерусского государства заключается в том, что приглашенные извне на княжение варяги заложили основы государственности на территории Древнерусского государства. Антинорманнская теория Антинорманнская теория (её ещё называют славянской теорией или национальной концепцией) – это теория, отвергающая идеи норманнской теории, которая гласит, что древнерусское государство было. Антинорманнская теория происхождения древнерусского государства Прежде чем углубится в историю, будет лучше, если сначала узнать что это вообще такое – антинорманнская теория, какова её сущность и. Собственно, одним из основных камней преткновения между последователями норманнской и антинорманнской теория происхождения Древнерусского государства является спор об этнической принадлежности как Рюрика, так и варягов в целом. Норманская и антинорманская теория происхождения государства. Возникло два основных подхода к решению проблемы, или две теории: норманнская и антинорманская.
Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий кратко
3) назовите главное расхождение норманской и антинорманской теории. 4) Почему династию правителей Руси называли рюриковичами. Вопрос посетителя Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий. Ответ эксперта Споры о происхождении варягов и руси начались ещё в. Глава 1. Этапы в развитии норманской и антинорманской гипотез. 1.1 Предыстория противостояния В 862 году, согласно Повести временных лет, племена ильменских словен, кривичей.
Основные плюсы и минусы норманнской теории
Тех, кто считал варягов норманнами, стали называть норманистами. Против подобных взглядов выступил тогда М. Ломоносов, который занимался и историей. Тех, кто считает варягов-русь славянским или иным нескандинавским народом, называют антинорманистами.
Такие отношения, сопровождаемые формальными соглашениями, не могли начаться ни с того ни с сего, без ряда соответствующих обстоятельств. И действительно, те же самые договоры имеют прямые указания на то, что они являются продолжением прежних мирных трактатов: "... Таким образом, мы все больше и больше убеждаемся, что норманнская теория явно надуманна, и, мастерски используя благоприятные для себя моменты, ее сторонники не замечали ярко выраженных несоответствий. Однако мы не будем останавливаться на этом и укажем еще на некоторые противоречия. Одним из наиболее серьезных возражений против чисто норманнской теории можно назвать тот факт, что этнос Русь был известен на Днепре и в других южнославянских землях задолго до viii века, то есть еще до великого исхода викингов из Скандинавии. Название "Русь" было гораздо более распространено на юге, чем на севере, и что, по всей вероятности, Русь на берегах Черного моря была известна еще до половины IX века, до прихода Рюрика и его братьев.
Конечно, ряд современных историков на первый взгляд придерживаются прямо противоположной точки зрения на первоначальную локализацию Руси. Более того, эта точка зрения становится производной от концептуальной позиции, которая формулируется достаточно безапелляционно: "Итак, мы можем исходить из того, что первоначальными русами 7-9 вв. Уже в конце VIII в. Затем эти проторусские, как их следует называть, установили связи со славянскими землями",-говорится в книге, изданной Институтом российской истории РАН. Отсюда и сообщение, предшествовавшее выводу о локализации Руси, предшествовавшей IX веку: "Вопрос о происхождении термина" Русь " в нашей историографии, к сожалению, довольно искусственно запутан. Теперь, однако, в целом вполне доказано, что этот термин пришел с севера: так называли финские аборигены пришельцев из Скандинавии, и от них тот же термин первоначально употреблялся славянами в том же смысле. Однако подобный термин форма "рос" издавна существовал на юге. В иранских языках оно означало "свет" и как таковое фигурировало в различных иранских этнонимах роксоланы - светлые аланы, роксамоны-светлые люди и др. В свое время ряд учений предполагал двойное происхождение термина "Русь" от своеобразного слияния северного "Русь" и южного "Рось".
В принципе это могло произойти, но нельзя забывать, что местная" родная "форма этнонима, а от нее - название земли, страны, а именно "Русь, Русь", в то время как "Рось, Русь" появилась первоначально в греческом языке в связи с библейским северным народом Рось древнееврей. Любопытно, что в России форма " Рос " Россия появилась поздно и стала общепринятой только с 18 века. Но на юге, вплоть до Крыма, мы встречаем их довольно часто, и это задолго до 8-го века. Так у Л. Гумилева мы находим: "Как теперь установлено, славяне не были аборигенами Восточной Европы, но проникли в нее в viii веке, заселив Приднепровье и бассейн озера Ильмень. До славянского нашествия эта территория была заселена Русами, или Россами, этносом, который вообще не является славянским. Сторонники норманнской теории уделяли значительное внимание известиям западных историков, чтобы подтвердить их правоту, что вполне объяснимо. На кого еще они могут положиться, как не на нелюбимых представителей цивилизованной Европы. Основными источниками были бертинские хроники и труды епископа Кремонского Лиутпранда, который дважды был послом в Константинополе в середине x в.
Платонов довольно критично относился к первым: "Говорят, что в 829 году царьградский император Феофил послал послов к Людовику Благочестивому, а с ними людей: "Rhos vocari dicebant" - то есть он послал послов к Людовику Благочестивому. Людовик спросил их о цели их визита; они ответили, что хотят вернуться на родину через его землю. Людовик заподозрил их в шпионаже и стал выяснять, кто они и откуда. Оказалось, что они принадлежат к шведскому племени... Таким образом, в 839 году Русь именуется шведским племенем, что в то же время противоречит имени их царя - Хакан, что вызвало множество различных толкований. Под этим именем одни подразумевают германское, скандинавское имя "Гакон", а другие прямо переводят это " Чаканус "со словом "каган", подразумевая здесь хазарского хана… Во всяком случае, известие о Бертенских хрониках до сих пор путает все теории" Не намного убедительнее сообщения епископа Лиутпранда, которых немало - два: "На севере Константинополя живут Угры, печенеги, хазары, русы, которых мы называем Нордманами, и булгары, ближайшие соседи", а в другом месте он вспоминает рассказ своего отчима о нападении Игоревой Руси на Константинополь и добавляет: "Это северный народ, который греки называют Русами по их внешнему качеству, а мы по их положению-Нордманами. Если взять слово Нордманы в скандинавском смысле, то получается, что русы, поселившиеся на Днепре, до сих пор продолжают так называться, несмотря на то, что с момента их выхода из Скандинавии прошло более 100 лет. Если подразумевается собственно происхождение России, то кто помешал прямо указать на нее, а не выражать в расплывчатых выражениях? Лиутпранд непосредственно помещает русов в соседство с Уграми, печенегами и хазарами, и это соответствует положению Днепровской Руси и совсем не вписывается в концепцию Скандинавии.
В качестве не менее убедительных контраргументов Норманистам можно привести еще много известий от арабских авторов, квалификация которых не вызывает сомнений, а также провести параллели с легендами о призвании иноземных князей, существующими у других народов. Но следующий аргумент все же наиболее убедителен. Почему же такое замечательное событие, как завоевание большой страны на юге, никак не отражено самими скандинавами в их знаменитых сагах? Казалось бы, подвиги могучего царя Рюрика должны быть достойно воспеты сладкоголосыми скальдами, оставшимися на его родине, но они об этом умалчивают. О меньших и менее славных победах викингов вся суть которых состояла в стремительных набегах и разграблении побережий известно более чем достаточно. Даже если бы вышеупомянутый Рюрик сделал что-то неподобающее дома перед отъездом на юг, все равно остались бы свидетельства его позорного бегства от праведной мести какого-нибудь Эрика Кровавого Топора. Но, увы, ничего подобного до сих пор не найдено, и мы смеем надеяться, что оно никогда не будет найдено. Это означает, что норманнская версия происхождения русской государственности-обычная надуманная теория, которая, однако, захватила весьма уважаемых личностей. Лучше всего, она была той, кто пытался оправдать законность своего временного правления над великим и могущественным народом, при этом презирая.
Противоречия славянской версии Было бы нечестно не указать на недостатки славянской версии, которых не так много, но нельзя не обратить внимания на их значение, что и сделал Л. Работа по их изучению только сделает более жизнеспособной саму патриотическую идею. Древние летописи, в том числе и "Повесть временных лет", всегда четко различают Русь и русских славян. И это подчеркивается в очень характерных деталях. Не будем перечислять всех случаев, но вспомним хотя бы описание возвращения Олега после похода на Царьград в 907 году: "И сказал Олег:" Шьют паруса из паволока для Руси, а коприн паруса для славян", и было так. Так, говоря о борьбе князя Владимира с мордовским князем Пургасом в 1229 году, Соловьев отмечает: "В том же году сын русского присяжного Пуреша напал на Пургас с половцами, побил всю его Мордовию и Русь. Русы брили головы, оставляя пучок волос на макушке, славяне стригли волосы "по кругу". Русь жила в военных поселениях и " кормилась "на военных трофеях, часть которых продавалась хазарским евреям, а славяне занимались земледелием и скотоводством. Авторы 10-го века.
Иордан и Захария Ритор. Единственной последовательной версией является утверждение епископа Адальберта, который назвал княгиню Ольгу королевой ковров, народа, западная часть которого погибла в Норике и Италии в 5 веке, а восточная осталась в Восточной Европе до 10 века, оставив славянам династию и название державы. Этот факт наводит на размышления. Однако Русь, которую славяне строят из полян, известна там еще до прихода последних. В этом отношении интересен значительный эпизод, зафиксированный в Житии святого Стефана, епископа Сурожского. Из текста жития следует, что во второй половине viii века русы вошли в Крым из Донско-Донецкой области и, не дойдя до Сурожа, разграбили все побережье Крыма, от Херсонеса до Керчи. Сомнительно, чтобы в период переселения столь малочисленное с точки зрения славян племя русов оно даже не зафиксировано в летописной этнографии могло одновременно вести столь масштабные военные действия на юге. Так кто же такие русы? Прежде чем позволить себе сделать окончательный вывод, приведем все факты, собранные Л.
Гумилевым, которые помогут нам разобраться в проблеме. Этноним "взросление" впервые был зафиксирован в 4 веке Иорданом в критике "вероломного народа росоманов" за то, что они помогли победить готов гуннов. Немецким летописцам Руса Росса также известна как руги. На тождество этнонимов Руга и Руса, помимо Л. Гумилева, указывает и историк А. По словам Кузьмина, руги упоминаются уже в 307 году, как Федераты Римской империи. Они классифицируются как немецкая группа, однако, по мнению А. Кузьмина, руги русы не немцы, а иллирийцы. Широкое расселение этого этноса привело к нестабильности этнонима: руги, роси, русы, русины.
Их основное занятие-военные походы. На основе этих и других материалов, накопленных нашей исторической наукой, можно провести логическую реконструкцию, которая позволит получить непротиворечивую картину того, как руссы появились на нашей исторической сцене, и, следовательно, установить их этническую принадлежность. Мы знаем, что примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры индоевропейская языковая группа начала распадаться.
Многие историки полагают, что братьев Рюрика Синеуса и Трувора не существовало. В летописи утверждается, что они, придя на русскую землю со своим старшим братом, до 864 года княжили в своих уделах. Так, в летописи написано, что Синеус княжил в городе Белоозеро, но это не является правдой, так как исследователями-археологами установлено: такой город существовал с X века, то есть Синеус не мог править в этом городе. Нам известна легенда об основании Киева. Она гласит, что этот величественный город основали Кий, Щёк и Хорив — три брата из славянского племени полян. Вполне возможно, Нестор хотел создать схожую легенду об основании Великого Новгорода тремя братьями — Синеусом, Рюриком и Трувором, но уже из воинственного скандинавского племени. Тем самым, считал Д. Лихачев, летописец хотел возвысить этот город до уровня Киева и сказать о величественном начале, так называемых его основателей. Какой теории придерживаться каждый выбирает сам, но антинорманская теория кажется боле правдоподобной и достоверной. Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории. Читайте также:.
Томсен , А. Шахматов , Ю. Готье , Б. Греков , С. Юшков и др. Бранденбург , Д. Самоквасов , А. Спицын , Т. Арне и др. В середине 1940-х — начале 1950-х годов в Советском Союзе произошло новое усиление антинорманизма, которое имело две основных причины: реакция на эксплуатацию идей «норманизма» в нацистской Германии для пропаганды расового превосходства германцев над славянами, а также « борьба с космополитизмом » [1]. Сказание о призвании варягов стало ассоциироваться с нацистскими идеями о неспособности «славянской расы» к самостоятельному развитию и воспринималось как чуждое «патриотической» русской летописи, которая свидетельствует об исконно славянских киевских истоках государственности [98]. В сферах истории и археологии «борьба с космополитизмом» выразилась в теории автохтонного без внешних влияний развития восточных славян. Присутствие скандинавов в Восточной Европе отрицалось А. Для этих терминов предлагалось восточно-славянское М. Тихомиров , кельтское, прибалтийско-славянское А. Кузьмин и др. Другим аргументом считался тезис одного из основоположников марксизма Фридриха Энгельса о том, что государство не может быть навязано извне, дополненный официально пропагандируемой в то время псевдонаучной автохтонистской теорией лингвиста Н. Марра , отрицавшей миграции и объясняющей эволюцию языка и этногенез с классовой точки зрения. Идеологической установкой для советских историков стало доказательство тезиса о славянской этнической принадлежности племени русь[ источник не указан 322 дня ]. Характерные выдержки из публичной лекции доктора исторических наук В. Мавродина , прочитанной в 1949 году, отражают состояние дел в советской историографии сталинского периода: Естественно, что «учёные» прислужники мирового капитала стремятся во что бы то ни стало опорочить, очернить историческое прошлое русского народа, принизить значение русской культуры на всех этапах её развития. Они же «отказывают» русскому народу в инициативе создания своего государства. Таким образом уже в теоретических построениях основоположников марксизма-ленинизма нет и не может быть места норманнам как создателям государства среди «диких» восточно-славянских племён [99]. Многие годы советский антинорманизм представлял историк и археолог Б. С 1940-х годов он отождествлял русов и славян, помещая первое древнеславянское государство, предшественника Киевской Руси, в лесостепь Среднего Поднепровья [100]. Историк А. Новосельцев так описывал ситуацию в позднесоветский период: «Возражать им [академику Рыбакову и его последователям] становилось даже опасно, так как можно было заслужить малопочтенный в ту пору ярлык норманиста, что вело к ограничению возможностей публикации трудов тех, кто его получал, и т. Авдусиным , в котором значилось: «Позиция группы Клейн-Лебедев-Булкин представляется мне противоречащей марксизму-ленинизму, антипатриотической. Поездка любого из членов этой группы за границу, тем более — в гнездо зарубежного норманизма — Швецию, послужит не на пользу, а во вред советской исторической науке» [102]. Позиция историка и археолога Л. Клейна по норманской проблеме, занятая им с 1960 года, поначалу вызывала только неявное недовольство партийного руководства наукой, которое привело к организации дискуссии 1965 года, где оппонентом Клейна выступил И. Шаскольский [103]. Это была третья публичная дискуссия по данной проблеме каждая отстояла от предшествующей приблизительно на столетие; в первой участвовали Г. Миллер и М. Ломоносов , во второй — М. Погодин и Н. Костомаров [6]. В печати реакция началась после появления в 1970 году сводки норманнских древностей Руси, выполненной Клейном совместно с его учениками: последовали рецензия в Польше, три подробных отклика в России [104]. В 1960-е годы «норманисты» вернули позиции, признавая существование славянского протогосударства во главе с русью до прихода Рюрика. Тихонов называет одну из причин, почему в 1960-е годы многие становились норманистами: …отход от научного официоза воспринимался и как своего рода «научное диссидентство», фронда, а это не могло не привлекать молодых людей, политическое диссидентство которых ограничивалось чтением Гумилева и Бродского, распеванием песен Галича, да анекдотами про Брежнева […] Некоторая оппозиционность вполне устраивала нас и создавала некий ореол вокруг участников «Варяжского семинара» [105]. В 1960-е — начале 2000-х годов в трудах археологов Д. Авдусин , М. Артамонов , А. Кирпичников , Г. Лебедев , Е. Носов , Т. Пушкина и др.
Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий.
Возможно, что князь сфальсифицировал их с целью укрепить свой авторитет, возвыситься над народом и разорвать связи с государством-соперником Византией. В 1615 году шведский дипломат Пётр Петрей де Ерлезунда развил теорию в своей книге Muschowitiske Cronika, а в 1670 её поддержал придворный историограф Юхан Видекинд. Большое влияние на будущих норманнистов оказал также поэт Олаф Далин, хотя сам не был приверженцем этой концепции. Другие влиятельные представители сторонников теории: В. Татищев — историк российского происхождения, один из основоположников гипотезы. Фридрих — немецкий историк, изучал русскую культуру и собирал копии документов в 1725 и последующих годах. Людвиг — учёный родом из Германии, прожил в России с 1761 по 1767 год и получил звание члена РАН, известен своим трудом «Повесть временных лет». Штрубе де Пирмонт — один из авторов норманнской теории, русский учёный с германскими корями. Зигфрид — другой немецкий основоположник гипотезы, член РАН.
Это стало возможным благодаря деятельности Российской академии наук РАН. Сторонниками гипотезы стали в основном немецкие историки, что добавило ей критики — это был беспрецедентный случай, когда иностранные учёные пытались переписать историю народа. История развития Центристская гипотеза о происхождении правительства Руси от норманнов с самого зарождения подвергалась критике. Её ярким противником стал знаменитый физик, химик и естествоиспытатель М. Ломоносов — его дискуссии со сторонниками норманнской теории нередко доходили до драк. Противники концепции считали, что она принижает достоинство славян как самостоятельного народа и выставляет их как неполноценную нацию, непригодную для управления самой собой. К последователям скандинавского происхождения примкнули Н. Кармазин и С.
Соловьёв, хотя последний считал влияние варяг незначительным. Сторонниками антинорманнской позиции стали С. Гедеонов и Д. Основной точкой спора приверженцев и антагонистов гипотезы стал вопрос о том, может ли создание государства быть стимулировано или навязано извне. В XIX веке лидером антинорманнской позиции стал Б. А Рыбаков, который приравнивал русов к славянам. В 1960 гипотеза начала резко расти в популярности. Тихонов считал, что это было следствием желания молодёжи привлечь к себе внимание и поучаствовать в дискуссии.
Впрочем, учёных с обеих сторон устраивало наличие некоего соперничества, поскольку это придавало происхождению ореол загадочности. Аргументы и источники В основу теории о возникновении русской государственности в результате влияния норманнов взято несколько письменных и археологических источников. Среди них главным являются летописи, письмена. Лингвистические особенности языка, в частности, имена правителей и героев, также приводятся как доказательство в пользу гипотезы. Древние летописи и письмена Если верить «Повести временных лет», то в 862 году земли Руси страдали от междоусобных стычек восточных славян, кривичей, ильменцев, фино-угоров, народов весь и чудь. Войны между ними заставили племена призвать варягов. Согласно легенде, послы отправились за море, где описали местному правительству своими земли как «большие и обильные, но разрываемые беспорядками». В результате варяги отправили править в города трёх князей, одним из которых был Рюрик.
Княжеская власть должна была уберечь племена от внешних нападений и междоусобиц. Этническая принадлежность и происхождение варягов-родоначальников вызывает многие споры. В основе норманнской гипотезы лежит предположение, то ими были норманны. В поддержку этой версии приводятся списки имён. Имена со славянскими корнями появляются в летописи только начиная с 944 года. Другим аргументом в пользу теории является содержание письменных работ современников древнерусского народа. Многие из них причисляли Русь к норманнам и ставили в один ряд с народами Скандинавии. Среди всех произведений наиболее важным можно считать работу императора Византии Константина VII Багрянородного «Об управлении империей».
Там приведены названия порогов Днепра на двух языках — русском и славянском. Такое деление показывает, что русы и славяне были двумя народами с отдельной культурой. Археологические исследования Подтвердить расхождение между русами и славянами, а также подтвердить влияние скандинавов могут археологические свидетельства. Среди них: Могилы, обнаруженные под Ладогой и в Гнездовье. Способ захоронения соответствует традициям скандинавов — тело знатного воина сжигали в ладье, после чего возводили курган. Арабский путешественник и писатель Ибн Фадлан, чьи труды относятся к первой половине X века, описал применение этого обряда на Руси. Предметы скандинавского происхождения в торговых и ремесленных поселениях и первых древних городах русов. К ним относятся предметы быта, орудия труда, оружие, украшения, обереги, инструменты.
Всего найдено около 1200 ископаемых свидетельств, разбросанных по 70 археологическим памятникам древнего государства, среди которых раскопки древнего Новогорода, Киева, Чернигова, Пскова. Рисунки и граффити. Всего их найдено более 100 штук. Изображения сокола на предметах эпохи первых Рюриковичей. Позднее они стали гербом-символом этой династии. При раскопках в Рюриковом городище были найдены не только инструменты и предметы быта скандинавов, но и одежда, доспехи, оружие, военное снаряжение викингов. Кроме того, были обнаружены монеты с молотами Тора, подвески с рунами, фигурки валькирий и другие специфические свидетельства. Это позволяет однозначно говорить о присутствии норманнов на Руси во время образования Древнерусского государства.
Лингвистика и язык Третий аргумент в пользу гипотезы — лингвистические свидетельства. Большой список древнерусских слов имеет доказанное древнескандинавское происхождение. К ним относятся в основном термины торговой лексики, но встречаются и элементы морской, бытовой, а главное — государственной и правительственной речи.
Таня Масян 1 Содержание «Повести временных лет» В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов-русь с Рюриком во главе призвание варягов и образовании государства Русь. Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям.
Слово «русь» для сторонников норманской версии этимологически связано с финским термином «руотси», которым традиционно обозначались скандинавы. Так, лингвист Георгий Хабургаев пишет, что из «Руотси» может чисто филологически образоваться название «Русь». Филологи-норманисты не проходят мимо и других похожих по звучанию скандинавских слов — «родсов» швед. В славянской огласовке, по их мнению, «родсы» вполне могли превратиться в «русов». Однако существуют и другие мнения. Например, историк Георгий Вернадский оспаривал скандинавскую этимологию слова «рус», настаивая на том, что оно происходит от слова «рукхс» — названия одного из сармато-аланских племен, которое известно как «роксоланы». Согласно византийским источникам варяги это, прежде всего, наемные воины без точной локализации места проживания и конкретной этнической принадлежности. Сигизмунд Герберштейн в «Записках о Московии» 1549 одним из первых провел параллель между словом «варяг» и названием племени балтийских славян — «варгов», которые, на его взгляд, имели общие с русскими язык, обычаи и веру. Михаил Ломоносов утверждал, что варяги «от разных племен и языков состояли». Летописные свидетельства Одним из основных источников, донесших до нас идею о «призвании варягов на княжение» является «Повесть временных лет». Но далеко не все исследователи склонны безоговорочно доверять изложенным в ней событиям. Так, историк Дмитрий Иловайский установил, что Сказание о призвании варягов было позднейшей вставкой в Повесть. Более того, являясь сводом разных летописей, «Повесть временных лет» предлагает нам три отличающихся друг от друга упоминания о варягах, и две версии происхождения Руси. В «Новгородской летописи», вобравшей в себя предшествующий Повести «Начальный свод» конца XI века уже нет сопоставления варягов со скандинавами. Летописец указывает на участие Рюрика в закладке Новгорода, а затем поясняет, что «суть людие новгородстии от рода варяжска».
По Миллеру, именно скандинавы они же германцы вывели славян на широкую историческую дорогу. Естественно, в своей критике Миллера и Байера, на исследования которого опирался Миллер Ломоносов касался не только патриотических чувств и престижа страны, но и научных методом, использовавшихся Миллером. В частности, он писал: «Последуя своей фантазии, Байер имена великих князей российских перевертывал весьма смешным и непозволительным образом для того, чтобы из них сделать имена скандинавские; так что из Владимира вышел Валдмар, Валтмар и Валмар, из Ольги — Аллогия, из Всеволода — Визавалдур и проч... Ежели сии Бейеровы перевертки признать можно за доказательства, то и сие подобным образом заключить можно, что имя Байер происходит от российского Бурлак. Я не спорю, что некоторые имена первых владетелей российских и их знатных людей были скандинавские, однако из того отнюдь не следует, чтобы они были скандинавцы. Почти все россияне имеют ныне имена греческие и еврейские, однако следует ли из того, чтобы они были греки или евреи... В этом споре Ломоносов оказался убедительнее. Так уже напечатанная речь была уничтожена, а Миллер на один год был разжалован из профессоров в адьюнкты. Однако вскоре он был прощён. Так закончилась первая публичная дискуссия по вопросу происхождения варягов. Особенно поспособствовали этому немецкие историки на русской службе Шлёцер и Куник. Во вступлении к сборнику «Изгнание норманнов из русской истории» А. Сахаров и В. Фомин дают краткий обзор развития норманнской гипотезы и пишут, что: "в 1834 г. Сенковский уверял, «что не горстка солдат вторглась в политический быт и нравы человеков, или так называемых славян, но что вся нравственная, политическая и гражданская Скандинавия, со всеми своими учреждениями, правами и преданиями поселилась на нашей земле; эта эпоха варягов есть настоящий период Славянской Скандинавии», что восточные славяне, утратив «свою народность», сделались «скандинавами в образе мыслей, нравах и даже занятиях», в связи с чем произошло общее преобразование «духа понятий, вооружения, одежды и обычаев страны», образование славянского языка из скандинавского»[17]. Такого рода воззрения получили название «ультранорманизм». Ситуация стала меняться в начале второй половины XIX века, когда уже появилась «критическая масса» русских учёных — сторонников антинорманской гипотезы — С. Гедеонов, Д. Иловайский, И. Забелин, Н. Вторая публичная дискуссия по вопросу происхождения варягов состоялась через 111 лет после первой. Погодиным и исповедавшего антинорманнскую гипотезу — Н. Впрочем, Н. Костомаров отстаивал ту версию, что варяги были не славянами, а происходили из литовского края Жмудь. Но здесь это было не суть важно, важен сам факт того, что вопрос о происхождении варягов опять встал обсуждаться с прежней остротой сторонниками двух противоборствующих научных гипотез[18]. В своей книге «Спор о варягах» известный сторонник норманнской идентификации летописного народа «варяги-русь» Л. Клейн приводит не только аргументы в пользу исповедуемой им гипотезы, но и рассказывает историю противостояния двух фундаментальных версий по данной проблематике. Вот что он пишет о том, какое внимание привлёк этот диспут между Погодиным и Костомаровым в обществе: «Встреча была назначена на 19 марта 1860 г. По живому описанию современника, «варяги занимали действительно все образованное общество наше до того, что слова "Погодин", "Костомаров", "дуэль" беспрерывно оглашали воздух и на Невском проспекте, и на набережных Невы, и в театрах, концертах, ресторанах, и даже в каждом доме, где сходились пять-шесть человек. По городу бродили самые нелепые слухи. Кроме того, рассказывали, что среди университетской залы будет устроен костер, на котором сожгут сочинения побежденной стороны... Два дня до диспута походил и на Новый год; приезжему человеку можно было подумать, что все разъезжают с визитами, а это они за билетами рыскали! Задолго до диспута публика записывалась в очередь. Две тысячи билетов расхватали в несколько часов. Перед самым открытием билеты перекупались с рук за совершенно баснословную сумму — по 50 рублей за билет! Как писали тогдашние газеты, в зале было много «ученых, литераторов, военных, студентов, — и даже несколько дам»[19]. Вот чем закончился этот спор: «Спор близился к концу. Противники отыскали точки соприкосновения своих схем и шли на перемирие, оставаясь каждый при своем убеждении в основных вопросах: «г. Костомаров: Я допускаю возможность, что в той литовской колонии, которая к нам пришла, могло быть незначительное число норманнов. Погодин: Это для меня главное — присутствие норманнского элемента. Я сделаю сравнение: капля вина сообщает вкус воде в целом стакане, эта капля — норманны... Костомаров на это заметил, что не верит в гомеопатию. Турнир закончился. Обоих диспутантов вынесли из зала на руках. Все же оба остались разочарованными»[20]. В последние десятилетия XIX века антинорманская гипотеза стала официальной догмой, а варягов стали считать балтийскими славянами напомню, этой же версии придерживался и Ломоносов. При этом, поскольку выше упомянутая гипотеза стала официальной версией в вопросе о варягах, то, естественно, у оппозиционно настроенной интеллигенции в пику царской власти популярность стала набирать норманнская гипотеза. Большевики, полностью отрицавшие царские порядки, в учебниках истории опять вернулись к норманнской версии происхождения Рюрика[21]. Однако, в конце 30-х годов, когда стало очевидно, что с мировой революцией получается накладка, а вторая мировая война рано или поздно начнется, руководство страны задумалось о воспитании патриотизма. Стали появляться фильмы патриотического толка «Пётр Первый», «Александр Невский», «Суворов», а варягов опять стали считать славянами.
Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий
Русских преподавателей было мало. Германцев несколько десятков. Вот Михайло один за всех и отдувался. И надо сказать успешно. Боялись его как огня. После одной из таких потасовок, их с Миллером даже на время исключили из Академии. Ломоносов фамилия то какая говорящая немцев не боялся.
По молодости ему встречались соперники и поопаснее и позубастее. Так вот наш академик утверждал, что варяги Рюрика были не скандинавами, а балтийскими славянами, проживавшими на берегах одноимённого моря. Доказывал он это тем, что слишком быстро произошла ассимиляции "пришельцев". Причём как культурная, так и языковая. А это естественно может указывать на родственные корни славян и варягов. Никаких серьёзных доказательств у Ломоносова конечно не было, а только "голый" патриотизм.
Ну и конечно "немного" его антинорманская теория была "притянута за уши". Да что же это такое скажете вы. Первая версия не патриотичная, вторая "урапатриотичная". И тут нам на помощь приходит версия современных учёных - центристская теория происхождения Древнерусского государства. Которая кстати, в отличии от первых двух, подтверждена фактами археологических раскопок и работами лингвистов. Она говорит, что в 862 году славяне действительно призвали варягов из-за моря в качестве "третьей примиряющей силы".
Ну не смогли мы договориться кто будет править. Чтобы избежать крови пошли на компромисс. Между прочем это не такая уж и редкая практика в мировой истории. Ну и государство конечно они нам создать не могли, так как это длительный процесс и каждый народ проходит его самостоятельно. Нельзя заставить жить в государстве. Не мог Рюрик сказать вонючим, глупым дикарям, что с завтрашнего дня они будут государством.
Не поняли бы его. У нас идея объединения зрела давно и ускорялось внешним фактором с юга на нас наседали кочевники хазары, а с запада всякая "европейская" шелупонь. А теперь фактики. Факт Первый.
Тех, кто считает варягов-русь славянским либо иным нескандинавским народом, называют антинормани-стами. Большая часть антинорманистов на данный момент считают, что варяги приплыли в Новгородскую землю с южного либо восточного берега Балтийского моря. На южном берегу Балтики тогда жили племена западных славян.
Одно из их в Европе именовали варинами ваграми , а их столицей был город Рерик. Варины, так же как и скандинавы, совершали морские походы, атаковали на далёкие земли.
Почему династию правителей Руси называли Рюриковичами? На этой странице находится вопрос 1. Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теории?. Здесь же — ответы на него, и похожие вопросы в категории История, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 5 - 9 классов.
В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку. Последние ответы Hahik95ru 27 апр.
Вы знаете, сколько норманистов покоится на днепровских порогах, упомянутых Константином Багрянородным, приводя их имена в двух формах: русские - Ливорси, Афар, Варуборо, Лаанти и Строуан; и славянские - Астромонер, Сова, Вульнера, Верука, Напрези. Кроме того, в обоих случаях один из порогов назывался ESPI. Немало усилий было затрачено представителями скандинавской школы для объяснения русских якобы скандинавских названий с помощью северогерманских языков и диалектов, а если их не хватало, то использовались другие, даже кельтские. В частности, ливорси был транскрипционно переведен на Колымвари, якобы из-за того, что греки потеряли "М" на "В". Далее нетрудно было догадаться о происхождении: Holm в шведском, датском и других языках означает "остров", а вторая половина названия напоминает Worth или Warothe, англосаксонские обозначения крутого берега, впрочем, Fors порог тоже подходил. Но почему бы не истолковать славянское от подобных слов, или не принять версию, что ливорси, это искаженные вулнеры, а не астромонтеры.
Самое интересное происходит с объяснением общего имени-Есупи а Константин объясняет себе, что это значит "не спать" , норманисты нашли в германских диалектах вполне подходящее - ne suefe, что означает то же самое. Аналогичная картина с толкованием названий всех порогов, не может быть сомнения, что венценосный историк несколько исказил их, это неизбежно в устах иностранца да и нам самим иногда южнославянские слова кажутся странными. Однако почему норманисты, считавшие Русь чужеродным племенем, пытались доказать, что славянские географические названия были переведены этими же варягами? Этого не наблюдалось ни раньше, ни сейчас. Новоселы перенимают старые имена, несколько приспосабливая их к своему произношению исключения крайне редки и носят единичный характер , или дают свои. Мы не пытаемся перевести название великой реки, на берегах которой живем, мы называем ее Волгой, игнорируя тюркское Итиль. У нас есть Жигулевские горы, как называли их народы, жившие здесь раньше, и мы спокойно называем самый большой город Соединенных Штатов Нью-Йорк-не пытаясь перевести даже очевидное первое слово. Норманисты много полагались на договоры Олега и Игоря, чтобы подтвердить свою теорию. Действительно, нет серьезных оснований сомневаться в их подлинности - это едва ли не единственные документальные источники, перечисленные на первых страницах нашей летописи. И их содержание во многом противоречит легендарным историям, которыми они снабжены.
Однако начало соглашения Олега с византийцами вполне убедительно свидетельствует о правомерности некоторых положений скандинавской версии, поскольку имена послов нельзя отнести к славянскому корню: "Мы, древнерусские Карл Инглот, Фарлоу, Веремид, Рула, худс, Руальд, Карн, Плельв, Рев, Аккутрон, Лизальфос, Стемид, посланные Олегом, Великим князем русским и всем, что под его рукой... Но почему бы не предположить такой сценарий: Олег послал к соседям в качестве своих представителей именно варяжских воинов ведь никто не отрицает их службу в качестве воинов при государях разных земель по причине, известной ему одному. Удивительно, что, признавая главенство чужого племени, норманны не обращают внимания на клятву, которую принимают стороны при подписании договора: "Цари Лев и Александр заключили мир с Олегом, обязались платить дань и поклялись друг другу: они сами целовали крест, а Олега и его людей привели к присяге по русскому закону, и они поклялись своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и подтвердили мир. Или, покорив славян, варяги покорились своим родовым богам? Почему-то ни Карамзин, ни другие сторонники норманнской версии не обратили на это никакого внимания, хотя верно передали этот факт в своих научных трудах. Если Россия-это народ, пришедший из Скандинавии, то как она могла так быстро изменить свою религию и кто мог заставить ее это сделать? Иловайский, известный противник норманистов, задает этот вопрос. Удивительно, что это несоответствие не привлекло внимания норманистов. Однако их противники уделяли этому факту слишком мало внимания. Такие отношения, сопровождаемые формальными соглашениями, не могли начаться ни с того ни с сего, без ряда соответствующих обстоятельств.
И действительно, те же самые договоры имеют прямые указания на то, что они являются продолжением прежних мирных трактатов: "... Таким образом, мы все больше и больше убеждаемся, что норманнская теория явно надуманна, и, мастерски используя благоприятные для себя моменты, ее сторонники не замечали ярко выраженных несоответствий. Однако мы не будем останавливаться на этом и укажем еще на некоторые противоречия. Одним из наиболее серьезных возражений против чисто норманнской теории можно назвать тот факт, что этнос Русь был известен на Днепре и в других южнославянских землях задолго до viii века, то есть еще до великого исхода викингов из Скандинавии. Название "Русь" было гораздо более распространено на юге, чем на севере, и что, по всей вероятности, Русь на берегах Черного моря была известна еще до половины IX века, до прихода Рюрика и его братьев. Конечно, ряд современных историков на первый взгляд придерживаются прямо противоположной точки зрения на первоначальную локализацию Руси. Более того, эта точка зрения становится производной от концептуальной позиции, которая формулируется достаточно безапелляционно: "Итак, мы можем исходить из того, что первоначальными русами 7-9 вв. Уже в конце VIII в. Затем эти проторусские, как их следует называть, установили связи со славянскими землями",-говорится в книге, изданной Институтом российской истории РАН. Отсюда и сообщение, предшествовавшее выводу о локализации Руси, предшествовавшей IX веку: "Вопрос о происхождении термина" Русь " в нашей историографии, к сожалению, довольно искусственно запутан.
Теперь, однако, в целом вполне доказано, что этот термин пришел с севера: так называли финские аборигены пришельцев из Скандинавии, и от них тот же термин первоначально употреблялся славянами в том же смысле. Однако подобный термин форма "рос" издавна существовал на юге. В иранских языках оно означало "свет" и как таковое фигурировало в различных иранских этнонимах роксоланы - светлые аланы, роксамоны-светлые люди и др. В свое время ряд учений предполагал двойное происхождение термина "Русь" от своеобразного слияния северного "Русь" и южного "Рось". В принципе это могло произойти, но нельзя забывать, что местная" родная "форма этнонима, а от нее - название земли, страны, а именно "Русь, Русь", в то время как "Рось, Русь" появилась первоначально в греческом языке в связи с библейским северным народом Рось древнееврей. Любопытно, что в России форма " Рос " Россия появилась поздно и стала общепринятой только с 18 века. Но на юге, вплоть до Крыма, мы встречаем их довольно часто, и это задолго до 8-го века. Так у Л. Гумилева мы находим: "Как теперь установлено, славяне не были аборигенами Восточной Европы, но проникли в нее в viii веке, заселив Приднепровье и бассейн озера Ильмень. До славянского нашествия эта территория была заселена Русами, или Россами, этносом, который вообще не является славянским.
Сторонники норманнской теории уделяли значительное внимание известиям западных историков, чтобы подтвердить их правоту, что вполне объяснимо. На кого еще они могут положиться, как не на нелюбимых представителей цивилизованной Европы. Основными источниками были бертинские хроники и труды епископа Кремонского Лиутпранда, который дважды был послом в Константинополе в середине x в. Платонов довольно критично относился к первым: "Говорят, что в 829 году царьградский император Феофил послал послов к Людовику Благочестивому, а с ними людей: "Rhos vocari dicebant" - то есть он послал послов к Людовику Благочестивому. Людовик спросил их о цели их визита; они ответили, что хотят вернуться на родину через его землю. Людовик заподозрил их в шпионаже и стал выяснять, кто они и откуда. Оказалось, что они принадлежат к шведскому племени... Таким образом, в 839 году Русь именуется шведским племенем, что в то же время противоречит имени их царя - Хакан, что вызвало множество различных толкований. Под этим именем одни подразумевают германское, скандинавское имя "Гакон", а другие прямо переводят это " Чаканус "со словом "каган", подразумевая здесь хазарского хана… Во всяком случае, известие о Бертенских хрониках до сих пор путает все теории" Не намного убедительнее сообщения епископа Лиутпранда, которых немало - два: "На севере Константинополя живут Угры, печенеги, хазары, русы, которых мы называем Нордманами, и булгары, ближайшие соседи", а в другом месте он вспоминает рассказ своего отчима о нападении Игоревой Руси на Константинополь и добавляет: "Это северный народ, который греки называют Русами по их внешнему качеству, а мы по их положению-Нордманами. Если взять слово Нордманы в скандинавском смысле, то получается, что русы, поселившиеся на Днепре, до сих пор продолжают так называться, несмотря на то, что с момента их выхода из Скандинавии прошло более 100 лет.
Если подразумевается собственно происхождение России, то кто помешал прямо указать на нее, а не выражать в расплывчатых выражениях? Лиутпранд непосредственно помещает русов в соседство с Уграми, печенегами и хазарами, и это соответствует положению Днепровской Руси и совсем не вписывается в концепцию Скандинавии. В качестве не менее убедительных контраргументов Норманистам можно привести еще много известий от арабских авторов, квалификация которых не вызывает сомнений, а также провести параллели с легендами о призвании иноземных князей, существующими у других народов. Но следующий аргумент все же наиболее убедителен. Почему же такое замечательное событие, как завоевание большой страны на юге, никак не отражено самими скандинавами в их знаменитых сагах? Казалось бы, подвиги могучего царя Рюрика должны быть достойно воспеты сладкоголосыми скальдами, оставшимися на его родине, но они об этом умалчивают. О меньших и менее славных победах викингов вся суть которых состояла в стремительных набегах и разграблении побережий известно более чем достаточно. Даже если бы вышеупомянутый Рюрик сделал что-то неподобающее дома перед отъездом на юг, все равно остались бы свидетельства его позорного бегства от праведной мести какого-нибудь Эрика Кровавого Топора. Но, увы, ничего подобного до сих пор не найдено, и мы смеем надеяться, что оно никогда не будет найдено. Это означает, что норманнская версия происхождения русской государственности-обычная надуманная теория, которая, однако, захватила весьма уважаемых личностей.
Лучше всего, она была той, кто пытался оправдать законность своего временного правления над великим и могущественным народом, при этом презирая. Противоречия славянской версии Было бы нечестно не указать на недостатки славянской версии, которых не так много, но нельзя не обратить внимания на их значение, что и сделал Л. Работа по их изучению только сделает более жизнеспособной саму патриотическую идею. Древние летописи, в том числе и "Повесть временных лет", всегда четко различают Русь и русских славян. И это подчеркивается в очень характерных деталях. Не будем перечислять всех случаев, но вспомним хотя бы описание возвращения Олега после похода на Царьград в 907 году: "И сказал Олег:" Шьют паруса из паволока для Руси, а коприн паруса для славян", и было так.
Антинорманская теория происхождения русского государства: правда или вымысел ?
Всего их найдено более 100 штук. Изображения сокола на предметах эпохи первых Рюриковичей. Позднее они стали гербом-символом этой династии. При раскопках в Рюриковом городище были найдены не только инструменты и предметы быта скандинавов, но и одежда, доспехи, оружие, военное снаряжение викингов. Кроме того, были обнаружены монеты с молотами Тора, подвески с рунами, фигурки валькирий и другие специфические свидетельства. Это позволяет однозначно говорить о присутствии норманнов на Руси во время образования Древнерусского государства. Лингвистика и язык Третий аргумент в пользу гипотезы — лингвистические свидетельства. Большой список древнерусских слов имеет доказанное древнескандинавское происхождение. К ним относятся в основном термины торговой лексики, но встречаются и элементы морской, бытовой, а главное — государственной и правительственной речи.
Известно, что Глеб, Игорь, Ольга, Олег и другие традиционные славянские имена также имеют скандинавские корни. Само слово «Русь» также может иметь похожее происхождение. Последователи теории верят, что изначально оно использовалось для обозначения норманнов, и лишь впоследствии определение распространилось на славянские народы. Состоятельность теории Если смотреть исключительно на факты и исторические доказательства, истинность теории подвергается большому сомнению. Для большинства учёных она представляет собой не стоящую внимания красивую легенду. Неоспоримым фактом остаётся то, что ещё до прихода скандинавов на Руси присутствовали все признаки зарождающегося государства, такие как: собственные города; армия, пускай и небольших размеров; торговля и купцы, выходящие далеко за пределы территорий. Вероятно, народы восточноевропейских равнин могли основать страну без какой-либо внешней помощи. Они отлично росли и развивались ещё до прихода варяг.
Проблемы и критика Кроме факта самостоятельного процветания древних славян, существует ещё несколько спорных или слабых мест в гипотезе. Среди них: Вопрос происхождения Рюрика. Имеются сведения, что он коренной славянин родом из Южной Прибалтики, а не чужеземец. Истоки слова Русь. Сторонники антинорманнизма считают, что оно произошло от названия реки Рось, а не из иностранного языка. Роль скандинавов в становлении государства. Хотя их присутствие на территории Древнерусского государства не подвергается сомнению, органы местного управления и основа державы могли появиться самостоятельно. Участие варягов в общественной жизни.
Противники гипотезы утверждают, что оно было незначительным и не оказало большого эффекта на культуру славян. Причины приглашения Рюрика на пост правителя.
Щербатов, Н. Карамзин, С.
Соловьёв, А. Пресняков, М. Погодин, А. Шахматов — видные деятели в области истории, которые являются приверженцами норманнской теории.
Факты, опровергающие эту теорию Но у любой теории есть как сторонники, так и противники. И зачастую противники тоже имеют неплохую аргументацию, которая, как минимум, заставляет задуматься о том, кто же прав. В «Повести временных лет» утверждается, что Рюрик прибыл со своими братьями Синеусом и Трувором. Но тот факт, что это не имена, а наименования дома и дружины на скандинавском языке, заставляет задуматься.
Как уже говорилось выше «Повесть временных лет» — не единственный, но основной источник. А то, что описываемые в нем события произошли в 9 веке, а летопись написана в 12 веке, наталкивает на мысль, что события могут быть недостоверными. Еще один популярный довод — появление в одном городе князя не означает, что другие города будут подчиняться, а значит не факт, что такое событие приведет к образованию государства. Чтобы образовалось государство, нужно, чтобы народ был к этому готов.
А так как по норманнской теории славяне были не готовы, но с приходом норманн сразу же «научились» жить по закону, подталкивает к мысли о том, что в норманнской концепции есть нотки пропагандизма. Ломоносов, И.
Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям. Имена Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, Вещего Олега не встречаются в других синхронных источниках, хотя делаются попытки отождествить некоторых исторических персонажей с перечисленными князьями.
В славянской огласовке, по их мнению, «родсы» вполне могли превратиться в «русов». Однако существуют и другие мнения. Например, историк Георгий Вернадский оспаривал скандинавскую этимологию слова «рус», настаивая на том, что оно происходит от слова «рукхс» — названия одного из сармато-аланских племен, которое известно как «роксоланы». Согласно византийским источникам варяги это, прежде всего, наемные воины без точной локализации места проживания и конкретной этнической принадлежности. Сигизмунд Герберштейн в «Записках о Московии» 1549 одним из первых провел параллель между словом «варяг» и названием племени балтийских славян — «варгов», которые, на его взгляд, имели общие с русскими язык, обычаи и веру. Михаил Ломоносов утверждал, что варяги «от разных племен и языков состояли». Летописные свидетельства Одним из основных источников, донесших до нас идею о «призвании варягов на княжение» является «Повесть временных лет». Но далеко не все исследователи склонны безоговорочно доверять изложенным в ней событиям. Так, историк Дмитрий Иловайский установил, что Сказание о призвании варягов было позднейшей вставкой в Повесть. Более того, являясь сводом разных летописей, «Повесть временных лет» предлагает нам три отличающихся друг от друга упоминания о варягах, и две версии происхождения Руси. В «Новгородской летописи», вобравшей в себя предшествующий Повести «Начальный свод» конца XI века уже нет сопоставления варягов со скандинавами. Летописец указывает на участие Рюрика в закладке Новгорода, а затем поясняет, что «суть людие новгородстии от рода варяжска». В составленной Василием Татищевым «Иоакимовской летописи» появляются новые сведения, в частности, о происхождении Рюрика. В ней основатель Русского государства оказался сыном неназванного варяжского князя и Умилы — дочери славянского старейшины Гостомысла. Лингвистические свидетельства Сейчас точно установлено, что целый ряд слов древнерусского языка имеет скандинавское происхождение.
Норманизм и антинорманизм
По их мнению, государство было привнесено славянам извне. В тот же период формируется и обратная - антинорманская теория. Одним из первых на её стороне выступах Михаил Юрьевич Ломоносов. Он считал, что славяне уровнем развития опередили племена варяг, которые к моменту приглашения в Новгород не знали государственности, и даже сам Рюрик являлся выходцем из Поруссии, русом, то есть славянином. В дальнейшем противостояние между антинорманской и норманской теорией получило политический характер.
Норманисты выдвигают следующие теории: Термин «русь» изначально обозначал отдельный слой населения Древнерусского государства, а именно — княжескую дружину, состоящую из норманнов. Термин «русь» происходит от финского слова «ruotsi», что в переводе означает Швеция. Термин «русь» связан с названиями шведских провинций Руден Roden или Руслаген Roslagen. Антинорманисты предлагают следующие объяснения: Термин «русь» имеет славянское происхождение и связан с названием реки Рось. Термин «русь» имеет иранское происхождение, пришедшее к восточным славянам от скифов и сарматов. Истоки термина следует искать на среднем Дунае территории Норика — Ругиланда или на южном побережье Балтийского моря острове Рюген.
Антинорманская теория основывается на полном отрицании идей норманистов.
Известный ученый М. Ломоносов, писавший историю Руси по поручению императрицы Елизаветы I, вместе с еще одним видным историком В. Татищевым решительно оспорил эти взгляды. Антинорманская теория основана именно на исследованиях этих ученых. Они провели немало поисков в различных источниках и археологических раскопок, дабы докопаться до истины. Антинорманская теория была также темой трудов С. Гедеонова, написавшего «Варяги и Русь».
Консервативные историки Д. Иловайский и М. Морошкин тоже исследовали данную тему и внесли в нее свою долю неоспоримых фактов. Норманисты считают, что в свое время норманнские племена стали господствовать над восточными славянами, захватив их в результате набегов либо мирным путем, а также убеждены в том, что слово «Русь» имеет норманнское происхождение. В свою очередь антинорманская теория аргументы приводит в пользу того, что данный термин был впервые введен в речь задолго до этого, в очень давние времена. Их убеждения строятся на «Повести временных лет», в которой приведены противоречащие норманской теории факты. Есть запись, сделанная в 1852 году, которая повествует о том, что когда в Византии царствовал Михаил, Русская земля уже имела свое название.
Ипатьевская и Лаврентьевская летописи говорят, что все северные славянские племена приглашали варягов княжить, и Русь не была исключением. Но исследователи Д. Лихачёв и Н. Тихомиров отрицают эту запись как оригинал и относят ее появление в летописи к более позднему времени. Объясняют они это политическими мотивами, мол, чтобы противопоставить между собой Византию и Киевскую Русь. С этой целью автор летописи указал иностранное происхождение династии князей. Конечно, норманцы не всегда абсолютно адекватно трактуют исторические факты, но и антинорманская теория также имеет свои слишком заметные погрешности.
Ведь невозможно отрицать то, что норманны присутствовали на Руси и вели активную деятельность, оставившую свой след в истории. Некоторые и вовсе отрицают существование Рюрика. Это, конечно, могло быть возможным, но очень маловероятно, ведь в истории запечатлена его большая родословная. Тем более что династия князей, а потом и царей, происходящая от Игоря, имела фамилию «Рюрикович» вплоть до конца XVI столетия. Уже более двух столетий норманнская и антинорманская теория происхождения древнерусского государства вызывают споры между их приверженцами. Но кто из них прав, никто с уверенностью не может утверждать. За годы их существования историки склоняют чашу весов то в пользу одной, то на сторону другой.
Споры приверженцев данных теорий. С самого первого выступления Ломоносова и его сторонников против норманнской теории, создания теории антинорманской, зародились эти, идущие по сей день, споры. Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пункта: во-первых, норманисты утверждают, что пришедшие варяги практически создали государство, что местному населению было не под силу; и, во-вторых, варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян.
Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям. Имена Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, Вещего Олега не встречаются в других синхронных источниках, хотя делаются попытки отождествить некоторых исторических персонажей с перечисленными князьями.