Символом блокадного Ленинграда стал метроном. Жителям Петербурга расскажут о работе радио в годы блокады. Из студии, откуда вещали дикторы, звучит метроном военных лет. Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, что в Соляном переулке, едва не стал победной остановкой в этой исторической круговерти. "Ленинградский метроном" (Блокада Ленинграда). Голос за кадром.
Стук метронома напоминает о скорбной дате
3. За время блокады погибли, по разным данным от 600 тысяч до полутора миллиона жителей Ленинграда. для того, чтобы лишний раз не травмировать и без того обессиливших граждан. В среду, 8 сентября, в День памяти жертв блокады Ленинграда «Лахта центр» превратили в световой метроном. В Ленинграде в мае 1945 года по указанию штаба МПВО начальник управления городской радиотрансляционной сети отдал распоряжение ночью выключить метроном, писала газета "Ленинградская правда". В среду, 8 сентября, в День памяти жертв блокады Ленинграда «Лахта центр» превратили в световой метроном. Раскатистым эхом прозвучали слова в память погибших во время блокады Ленинграда.
В День памяти жертв блокады Ленинграда «Лахта Центр» подсветят в такт ударов метронома
По окончании передач звучал метроном - его стук называли живым биением сердца Ленинграда. Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам. Другие материалы.
Торопящиеся люди останавливаются на несколько минут, чтобы прослушать вести с Ленинградского фронта. Это тоже дело: важное, непременное, входящее в распорядок дня каждого ленинградца». Голос осажденного города слушали в глубоком тылу и на фронте, в оккупированных фашистами городах и селах, в партизанских отрядах. Для ленинградцев же и защитников города радио в блокадные годы стало своего рода первой «дорогой жизни», проложенной не по ладожскому льду, а в эфире.
Она так же, как и та, реальная и героическая, поддерживала и спасала людей, сплачивая их, поднимая дух, и давала столь важную возможность связи с борющейся страной. Впервые за время существования радиовещания настолько востребованными и во многом спасительными оказались его природные особенности коммуникации — массовость, вездесущность, оперативность, регулярность. Во многом именно благодаря этим качествам Ленинградское радио сыграло свою историческую роль. Но не только. Важным, даже наиважнейшим в блокадных условиях стал человеческий фактор. Личное мужество, патриотизм и обостренное чувство профессиональной ответственности помогали выдерживать напряженный, немыслимый по мирным меркам рабочий ритм. С первых же дней войны, послав на фронт половину своих сотрудников, коллектив Ленрадио работает на оборону города, на победу.
Уже в июле 1941 года появляются новые журналы — «Радиохроника» и «Юный патриот», а затем регулярные передачи «Письма на фронт и с фронта». Около 20 тысяч писем фронтовиков и тружеников тыла передало Ленрадио к концу 1942 года. С сентября 1941 года Ленинград стал транслировать ежедневные передачи на Советский Союз. В октябре появилась «Красноармейская газета по радио», дважды в неделю рассказывала она о боевых действиях воинов Ленфронта. В декабре молодежная газета «Смена» из-за недостатка электроэнергии и бумаги стала выходить трижды в неделю и только на двух полосах. А потом и вовсе было решено выпускать «Смену» по радио с привлечением к работе всех сотрудников газеты. Передачи были небольшими — минут пятнадцать, тем не менее мы успевали рассказать о текущих задачах в передовой статье и сообщить информацию о комсомольской жизни».
С весны 1942 года на радио стали выпускать и детский пионерский журнал «Костёр». Он выходил два раза в месяц. Его постоянно вела ответственный секретарь журнала Наталия Владимировна Теребинская, сотрудничавшая еще с Маршаком и Чуковским. В июле того же года Ленинградское радио начало транслировать передачи для партизан и населения оккупированных районов области. В октябре 1942 года вышел первый номер «Краснофлотского радиожурнала». Он звучал и в эфире, и по городской трансляционной сети подряд около трех часов. Радиомитинги стали традицией.
Они транслировались на город, на страну, обязательно в воинские части, на передовые позиции фронта и корабли Балтики. Всю эту огромную работу коллектив Ленрадио вел в труднейших условиях, в холоде и голоде, без выходных дней, без перерывов на отдых. Из журналистов и сотрудников была сформирована рота рабочего батальона во главе с заместителем председателя радиокомитета Виктором Антоновичем Ходоренко. Роте был выделен рубеж обороны в Октябрьском районе города. Кроме того, радиокомитет организовал команду ПВО противовоздушной обороны во главе с Е. Прудниковой, редактором областного вещания, ставшей затем комиссаром всего объекта радиодома. Таким образом, работники Ленинградского радио были не только фронтовыми журналистами, но и в полном смысле слова фронтовиками, бойцами осажденного города.
И работали они по-фронтовому, с максимальной отдачей. Когда, например, из-за болезней и голода в феврале 1942-го из строя вышли все дикторы и чтецы, к микрофону встали артист И. Горин и главный режиссер радиокомитета К. Они вели передачи попеременно, с утра до позднего вечера. Читали при свете самодельных свечей. От холода перехватывало дыхание. Но ежедневно звучал радиоголос сражающегося невского исполина.
На снимках из архива Владимира Никитина: — 27 января 1944 г. Салют в честь полного снятия блокады. Фото В. Федосеева — Набережная Невы у Зимнего дворца. В морозные дни город становится полностью безлюдным.
Метроном стал нашим союзником в этом бою. Его звук проникал сквозь тишину и вдохновлял нас сражаться с неприятелем. Я многие ночи провел, слушая его звук и думая о том, что однажды эта блокада закончится, а мы сможем начать новую жизнь. Марина Соколова: «Метроном стал для нас не только источником надежды, но и оружием против отчаяния. Когда уже казалось, что не осталось сил, и мы все сходили с ума от голода и холода, его звук возрождал наши души.
Мы использовали его, чтобы создать ритм и петь песни, чтобы забыть о голоде и муках. Метроном стал нашим костылем, нашим воображаемым пламенем надежды, которое грело наши сердца во время настоящего ада. Несмотря на то, что на первый взгляд может показаться, что метроном в таких трудных условиях не может иметь важность, он играл не только музыкальную функцию, но и служил символом надежды, веры и организованности. Во время блокады Ленинграда жители города страдали от голода, холода и постоянных бомбежек противника. Многие люди были эвакуированы, а те, кто остался, вместе с военными искусственными дорогами «Железная дорога жизни» и «Скорая почта» поддерживали контакт с внешним миром. Один из способов передачи информации и поддержки морали стал использование метронома. Музыкальные коллективы, которые продолжали выступать в городе, использовали метроном для синхронизации ритма исполнения. Это позволяло музыкантам играть вместе и создавать мощный эмоциональный заряд. Метроном также использовали для отсчета времени во время концертов и выступлений, чтобы точно следовать репертуару. Однако символическая роль метронома в гораздо большей степени превалировала над его практическим использованием.
Импортная апробация Фрама — метронома стала доказательством того, что бытие блокадного города Ленинграда продолжается. Такой оптимизм был важен для поддержания морального духа и настройки на победу. Метроном можно считать символом организованности и упорства ленинградцев.
Люди в блокадном Ленинграде были, фактически, отрезаны от страны. Снабжение и сообщение производилось нерегулярно, это было очень опасно. Ситуация была критическая, в любой момент могло случиться что угодно, и хотя люди верили в лучшее, поводов для опасений было достаточно.
Сложно даже вообразить, что довелось пережить людям в блокаду. В блокадном Ленинграде работающее радио означало, что еще не все кончено, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то это нужно и дальше держаться и не оставлять надежду. Этот равномерный и очень простой звук немного успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность. У трансляции метронома было и техническое значение. Во-первых, этот звук передавали, чтобы проверить, есть ли связь.
Материалы рубрики
- «Лахта центр» превратили в световой метроном в День памяти жертв блокады
- Историческая справка о блокаде Ленинграда
- Метроном в блокадном Ленинграде - его невероятная роль в сохранении жизни и надежде -
- Навигация по записям
- Ленинградский метроном – Питерский подсайт
- В День памяти жертв блокады в Петербурге впервые прошла минута молчания. Послушайте звук метронома
Смотрите также
- Презентация "Ленинградский метроном" 5-11 класс
- Блокада Ленинграда Блокадный метроном Видео арт
- Почему в блокадном Ленинграде постоянно звучал метроном? |
- Метроном в блокадном Ленинграде — его невероятная роль в сохранении жизни и надежде
- ЛЕНИНГРАДСКИЙ МЕТРОНОМ: eot_leningrad — LiveJournal
В День памяти жертв блокады в Петербурге впервые прошла минута молчания. Послушайте звук метронома
К 1941 году в Ленинграде были радиофицированы практически все дома, - сеть обслуживала 459 тысяч радиоточек. Также в городе прошла реконструкция системы оповещения. В годы войны на ленинградскую радиосеть была возложена важнейшая миссия - информировать о положении на фронте, международной обстановке и внутренней жизни страны. Электросирену использовали для сигнала «Тревога». В самое тяжелое время блокады система работала четко и надежно. Каждый раз по приказу штаба МПВО дежурный Центральной усилительной станции Ленинградской городской радиотрансляционной сети прерывал вещание программы, включал электропроигрыватель с грамзаписью текста тревоги, и тогда более тысячи громкоговорителей и 400 тысяч радиоточек разносили над городом вой сирены и речевой сигнал.
Подробнее: правила использования cookie. Нажмите кнопку «Принять условия», чтобы свернуть всплывающее предупреждение. This website uses cookies to improve your experience. Cookie settings Принять условия Сookie Close Privacy Overview This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these cookies, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website.
Cookie settings Принять условия Сookie Close Privacy Overview This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these cookies, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies.
Он позволял записывать звук на пленку. И хотя техника была громоздкой, этот факт не мешал оперативности журналистов. В ходу, однако, были и более старые способы записи — например, на восковые пластинки. Как блокадное радио слушали в Великобритании и США На ленинградском радио передавали информацию не только о происходящем в городе. Сообщалось о движении фронтов по всему Советскому Союзу, говорит «ФедералПресс» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Дмитрий Асташкин. Передавали и международные новости — это видно, к примеру, по блокадным дневникам. Люди пристально следили за тем, как повлияет вступление США в войну, когда ждать открытия второго фронта», — рассказывает Асташкин. По легенде радиоприемник в кабинете Уинстона Черчилля был настроен на ленинградское блокадное радио. Согласно мифу, кто-то из гостей спросил политика: зачем он это делает? На что Черчилль ответил, что для него это важный символ сопротивления. Значит, город стоит и живет, а СССР держится. За этой легендой есть реальный факт — между ленинградским радио и лондонским радио шел активным обмен информацией», — отмечает историк. А 16 сентября Ленинград выступил со своим приветствием Великобритании. Лондон ответил сразу же. Обращение к британцам записал и советский профессор Огородников, который на английском рассказывал, как он будет сражаться за свой город. В октябре из Ленинграда для Англии ретранслировался концерт с пятой симфонией Чайковского, записанный под обстрелами. Ведь в начале Второй мировой у Советского Союза был образ агрессивного чужака, которого выгнали из Лиги Наций. Восприятие надо было сменить с минуса на плюс», — говорит Асташкин.
Столетняя "смотрительница" блокадного метронома живет на Петроградской
А личные радиоприемники были изъяты. Что бы вражескую пропаганду никто не мог слушать. По приказу штаба МПВО дежурный Центральной станции радиосети прерывал вещание программы, включал электропроигрыватель с грамзаписью текста тревоги. Эту запись дополняло 400 электросирен. По окончании грамзаписи включался метроном с учащенным ритмом 160—180 тактов в минуту. Когда опасность миновала, по приказу штаба вновь включался электропроигрыватель, на улицах и в домах раздавался сигнал отбоя тревоги, сопровождающийся звуками фанфар.
Федосеева — Набережная Невы у Зимнего дворца. В морозные дни город становится полностью безлюдным.
Фото Б. Смирнова — Демобилизованные воины, прибывшие в Ленинград с первыми эшелонами. Справа — участник трех войн, гвардии рядовой Федор Вадюхин. Фото Н. Хандогина — Вывоз трупов на Волково кладбище. Кудоярова — Весна 1942 г. Открытие столовой.
Федосеева — Семья Никитиных в своей квартире. Зима 1942 года. Фото А. Никитина — Толкучка у Кузнечного рынка 1942 год. Фото Д. Прямые репортажи по проводам с передовой линии фронта, из окопов, с борта крейсера, ведущего артдуэль с вражеской дальнобойной батареей, с подводной лодки, с зенитной батареи, по радиоэфиру — с борта самолета-разведчика, корректировщика стрельбы, бомбардировщика, — все это стало обычным рядовым и непременным деянием фронтовых репортеров Лазаря Маграчева, Моисея Блюмберга, Матвея Фролова. Впервые на отечественном радио ленинградские журналисты использовали репортажный автобус с аппаратурой, позволявшей записывать на пленку, затем трофейную репортажную установку с возможностью записи на проволоку.
С громоздкой техникой репортеры ухитрялись быть вездесущими. Репортажи записывали на передовой, в атаке, в боевом охранении. Использовалась для звукозаписи и более архаичная аппаратура, записывавшая на восковые пластинки. Именно так сделаны с крыши Дома радио сохранившиеся записи бомбежек и обстрелов. Так сделана и запись победного ленинградского салюта 27 января 1944 года. Предвосхищая сегодняшние «стэндапы», радиожурналисты стремились донести дыхание боев, атмосферу труда в промерзшем цеху, радость возвращения к жизни раненых в госпиталях... Репортажный дух пронизывал и многочисленные радиопереклички, обеспечивая живой диалог тыла с фронтом, города со страной, с Большой землей.
Зародившись в годы пятилеток, этот жанр активизировался в блокадное время, осуществляя связь с далеким тылом, с родными в эвакуации, с отцами и мужьями на фронте. Радиопереклички превращались в адресные передачи-послания для далекой Сибири, сражающегося Киева, союзнического Лондона. Оно сберегло чтецкие актерские и приумножило дикторские традиции. На Ленрадио в блокаду работали десять-двенадцать дикторов, читали тексты и актеры. Все они обладали абсолютной грамотностью, звучными голосами, интеллигентным петербургским выговором, необыкновенно проникновенным стилем. Их работа была крайне ответственной. Даже в эти страшные для всей страны годы за ошибку могли жестко наказать, отстранить от эфира.
У ленинградцев были любимые дикторы и не очень. Михаил Меланед, к примеру, великолепно читал тексты, вел все официальные передачи. Его называли «ленинградским Левитаном», ценили профессионалы, а слушатели скорее уважали. А все дело в том, что именно его четким безапелляционным тоном в Ленинграде объявляли воздушную тревогу. Становится понятно, почему слушатели больше любили Давида Беккера, который вполне оптимистично, даже радостно объявлял отбой воздушной тревоги. Диктор, режиссер, актриса «с тысячью голосов» — детей, зверей, птиц — Мария Григорьевна Петрова. Она говорила ломким голосом голодного и холодного, но несгибаемого и непобежденного блокадного мальчишки.
Эта маленькая, хрупкая, травестийная женщина была к тому же политруком стратегического объекта — Дома радио. Ораторский посыл — словно бы над головами слушателей — в речах Всеволода Вишневского. Камерное, интимное грассирование в исполнительской манере «блокадной совести» Ольги Берггольц. Глубинные, грудные интонации, даже во фронтовых сводках, Нины Чернявской. Это все особые мазки звуко-речевой палитры фронтового Ленрадио. Деловитые и спокойные а ведь из самого пекла, с передовой репортажи Лазаря Маграчева, еще более спокойные, даже суховатые Матвея Фролова, но абсолютно взвешенные, с формулировками словно бы для истории. А еще актерски насыщенные и режиссерски закрепленные голоса Владимиров — Лебедева и Ярмогаева.
Вообще, радио, как основная ниточка, связывающая людей с миром, очень ясно присутствует в стихах блокадной поры таких выдающихся поэтов, как О. Берггольц, Г. Семенова, С.
Ботвинник, В. Инбер и других. То, как люди во время войны воспринимали метроном, можно лучше всего описать, приведя строчки В.
Азарова: «Во тьме казалось: город пуст; Из громких рупоров — ни слова, Но неустанно бился пульс, Источник Метроном как сердце города: звуковая летопись блокадного Ленинграда Если спросить у жителей блокадного Ленинграда, какой звук того времени навсегда отпечатался в памяти, то многие скажут: «ленинградский метроном». В годы войны он передавался по радио во время пауз между передачами и воздушных тревог. Бесстрастные сухие щелчки метронома, доносящиеся из черных круглых репродукторов, означали, что город — жив и борется.
Это как биение сердца Ленинграда, которое учащалось во время воздушных атак. Звуковую летопись блокадного города составляли журналисты ленинградского радио. Репортер Лазарь Маграчев во время авианалета решил не спускаться в бомбоубежище, а, напротив, подняться на самое опасное место — крышу Дома радио — и записать звук авианалета.
Конечно же, звучание блокадного города — это еще и голоса его жителей. Есть среди записей и интервью юной жительницей Ленинграда. Как известно, в блокаду в городе работали предприятия, в том числе военные заводы, где у станков стояли дети.
Яркой страницей в звуковой летописи блокадного города стало исполнение VII симфонии Дмитрия Шостаковича. Концерт через репродукторы слышал весь город. Он транслировался и на всю страну.
Перед этим композитор в эфире радио рассказал, как он работал над этим произведением.
Всю эту огромную работу коллектив Ленрадио вел в труднейших условиях, в холоде и голоде, без выходных дней, без перерывов на отдых. Из журналистов и сотрудников была сформирована рота рабочего батальона во главе с заместителем председателя радиокомитета Виктором Антоновичем Ходоренко. Роте был выделен рубеж обороны в Октябрьском районе города.
Кроме того, радиокомитет организовал команду ПВО противовоздушной обороны во главе с Е. Прудниковой, редактором областного вещания, ставшей затем комиссаром всего объекта радиодома. Таким образом, работники Ленинградского радио были не только фронтовыми журналистами, но и в полном смысле слова фронтовиками, бойцами осажденного города. И работали они по-фронтовому, с максимальной отдачей.
Когда, например, из-за болезней и голода в феврале 1942-го из строя вышли все дикторы и чтецы, к микрофону встали артист И. Горин и главный режиссер радиокомитета К. Они вели передачи попеременно, с утра до позднего вечера. Читали при свете самодельных свечей.
От холода перехватывало дыхание. Но ежедневно звучал радиоголос сражающегося невского исполина. На снимках из архива Владимира Никитина: — 27 января 1944 г. Салют в честь полного снятия блокады.
Фото В. Федосеева — Набережная Невы у Зимнего дворца. В морозные дни город становится полностью безлюдным. Фото Б.
Смирнова — Демобилизованные воины, прибывшие в Ленинград с первыми эшелонами. Справа — участник трех войн, гвардии рядовой Федор Вадюхин. Фото Н. Хандогина — Вывоз трупов на Волково кладбище.
Кудоярова — Весна 1942 г. Открытие столовой. Федосеева — Семья Никитиных в своей квартире. Зима 1942 года.
Фото А. Никитина — Толкучка у Кузнечного рынка 1942 год. Фото Д. Прямые репортажи по проводам с передовой линии фронта, из окопов, с борта крейсера, ведущего артдуэль с вражеской дальнобойной батареей, с подводной лодки, с зенитной батареи, по радиоэфиру — с борта самолета-разведчика, корректировщика стрельбы, бомбардировщика, — все это стало обычным рядовым и непременным деянием фронтовых репортеров Лазаря Маграчева, Моисея Блюмберга, Матвея Фролова.
Впервые на отечественном радио ленинградские журналисты использовали репортажный автобус с аппаратурой, позволявшей записывать на пленку, затем трофейную репортажную установку с возможностью записи на проволоку. С громоздкой техникой репортеры ухитрялись быть вездесущими. Репортажи записывали на передовой, в атаке, в боевом охранении. Использовалась для звукозаписи и более архаичная аппаратура, записывавшая на восковые пластинки.
Именно так сделаны с крыши Дома радио сохранившиеся записи бомбежек и обстрелов. Так сделана и запись победного ленинградского салюта 27 января 1944 года. Предвосхищая сегодняшние «стэндапы», радиожурналисты стремились донести дыхание боев, атмосферу труда в промерзшем цеху, радость возвращения к жизни раненых в госпиталях... Репортажный дух пронизывал и многочисленные радиопереклички, обеспечивая живой диалог тыла с фронтом, города со страной, с Большой землей.
Зародившись в годы пятилеток, этот жанр активизировался в блокадное время, осуществляя связь с далеким тылом, с родными в эвакуации, с отцами и мужьями на фронте. Радиопереклички превращались в адресные передачи-послания для далекой Сибири, сражающегося Киева, союзнического Лондона. Оно сберегло чтецкие актерские и приумножило дикторские традиции. На Ленрадио в блокаду работали десять-двенадцать дикторов, читали тексты и актеры.
Все они обладали абсолютной грамотностью, звучными голосами, интеллигентным петербургским выговором, необыкновенно проникновенным стилем.
Будет сердце у города биться, коль не смолкнет его метроном
Спокойный или частый в часы тревог и обстрелов, ленинградский метроном стал символом блокадного, но не сломленного Ленинграда. Все время блокады в Ленинграде работали медицинские вузы, они не закрывались ни на один день. Метроном во время блокады стал мощным символом сопротивления и надежды для жителей Ленинграда. Блокадный Ленинград. Но ленинградцы были настоящими героями, которые напрочь отказались сдать свой город врагу и находились в блокаде более восьмисот дней.
Блокада Ленинграда Блокадный метроном Видео арт
"Ленинградский метроном" (Блокада Ленинграда). Голос за кадром. #МузейШколаГрота В видеоролике экскурсовод музея истории школы-интерната №1 им.К.К. Грота Санкт-Петербурга Александр Шлапак рассказывает о символе ленингра. Метроном — Сердце блокадного Ленинграда 01:00.
Ленинградский метроном
Их пришлось сдать, чтобы не настроить случайно на волну фашистской пропаганды», — показал корреспондент Алексей Полторанин. Ленинградское радио в годы блокады словно дорога жизни, проложенная не по льду, а в эфире. Все 900 дней оно не прекращало вещания ни на минуту, доказывая всему миру, что город жив и победа обязательно будет. На казарменное положение радиокомитет и сотрудники радио, прежде всего техперсонал перешли сразу после начала войны. Под его началом работал уникальный коллектив, мужественные стойкие люди, благодаря которым слушали радио каждый день», — отметила замруководителя патриотического объединения. На стене схема объектов радиосвязи блокадного Ленинграда, ее называют еще картой Палладина. Вот на ней отмечен буддистский храм — здесь открыли еще один радиоузел, антенну аккуратно замаскировали. Когда закончилась война, в руки попали немецкие карты — фашисты хотели уничтожить радиостанцию, но не смогли, били по соседнему парку. Буквально за 5 дней проложили кабель от главного кабеля ответвление к городской телефонной станции и вещали по этим проводам», — добавила Елена Буянова. Радио слушали повсюду — на фронте, в глубоком тылу, в оккупированных поселках и селах, на Невском проспекте у громкоговорителей собирались толпы. Репродукторы звучали в больницах и на фабриках.
Вопрос не в том, как его применяли, а почему именно метроном? Лучший ответ владимир терентьев Высший разум 121544 13 лет назад Всё гораздо проще, чем можно было бы предположить. В блокадном Ленинграде действовало распряжение МПВО, запрещающее выключать репродукторы в домах ленинградцев. Оповещение о воздушном или артиллерийском налёте передавалось по- радио. В тот момент, когда вещание не велось, передавался сигнал метронома, который подтверждал, что радиоточка включена и радиосеть исправна. Радиосеть несла информацию для населения о налетах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налетов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.
Связь с Москвой, другими частями страны и союзными государствами могла осуществляться только по эфиру. Тарасов и главный инженер Н. В первый месяц блокады по их решению было построено 10 км высоковольтных фидеров — что позволило создать широкие возможности для маневра в работе радиоточек и громкоговорителей. Радио же было общедоступно и оперативно. Особенно ценной для жителей была информация о победах, репортажи о ситуациях на фронте. Музыка очень поддерживала Ленинград, а голосом блокадного города была Ольга Берггольц», — подчеркивает Ковалев. Роль радиоточки и уличных громкоговорителей в жизни горожан в блокадном городе была чересчур велика. Ведь своевременное оповещение спасало от бомбежек многих ленинградцев. Во время обстрелов сигнальная система прерывала вещание программы по радио, далее включался электропроигрыватель с грамзаписью текста тревоги. Тысяча громкоговорителей и 400 тыс. После грамзаписи начинал звучать метроном с учащенным темпом 160—180 ударов в минуту. Когда бомбардировка прекращалась, то электропроигрыватели звучали вновь с сигналом об окончании тревоги и фанфарами. Темп метронома после этого замедлялся до 50—55 ударов в минуту. Радиосеть работала круглосуточно на протяжении всей Великой Отечественной войны. Правительство приняло решение, что на время войны население было обязано сдавать радиоприемники на хранение государству. Как говорит Борис Ковалев, это было сделано с целью не допустить распространения немецкой пропаганды через эфир. Была даже такая радиостанция «Старая гвардия Ленина» — ее сотрудники уверяли, что они — оппозиционеры-коммунисты и антисталинисты. Слышались и националистические призывы.
Все 900 дней оно не прекращало вещания ни на минуту, доказывая всему миру, что город жив и победа обязательно будет. На казарменное положение радиокомитет и сотрудники радио, прежде всего техперсонал перешли сразу после начала войны. Под его началом работал уникальный коллектив, мужественные стойкие люди, благодаря которым слушали радио каждый день», — отметила замруководителя патриотического объединения. На стене схема объектов радиосвязи блокадного Ленинграда, ее называют еще картой Палладина. Вот на ней отмечен буддистский храм — здесь открыли еще один радиоузел, антенну аккуратно замаскировали. Когда закончилась война, в руки попали немецкие карты — фашисты хотели уничтожить радиостанцию, но не смогли, били по соседнему парку. Буквально за 5 дней проложили кабель от главного кабеля ответвление к городской телефонной станции и вещали по этим проводам», — добавила Елена Буянова. Радио слушали повсюду — на фронте, в глубоком тылу, в оккупированных поселках и селах, на Невском проспекте у громкоговорителей собирались толпы. Репродукторы звучали в больницах и на фабриках. Подвигом был выход в эфир и ленинградских дикторов. Работали они в тяжелейших условиях — под бомбежками, в холод и голод, без сна и перерыва на отдых, до последнего вздоха — умирали прямо перед микрофонами.
Метроном Блокада
Кого называли часовыми ленинградских крыш? Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб. Кто придумал метроном? Итак, метроном от греч. Он помогает ориентироваться в музыкальном темпе и стабильно ему следовать.
Какие животные спасли блокадный Ленинград от инфекций и уничтожения запасов еды? Для нашего города кошки имеют особое значение, ведь именно они спасли блокадный Ленинград от нашествия крыс. В память о подвиге хвостатых спасителей в современном Петербурге установили скульптуры кота Елисея и кошки Василисы. Сколько людей осталось в городе на начало блокады? До начала блокады были эвакуированы 448,7 тысяч ленинградцев Отчет Городской эвакуационной комиссии, 1942.
Удары метронома раздались в полдень 8 сентября из громкоговорителей на всей территории Петербурга, также прозвучала речь в память о мужестве и героизме ленинградцев. Так началась минута молчания, которой город почтил память защитников и жителей Ленинграда. С 12 часов дня по 120 адресам начались поминальные блокадные чтения.
В Санкт-Петербурге сегодня вспоминают об одной из самых трагичных страниц в истории города и всей страны. Город на Неве пережил 900 дней тяжелейшей обороны. Это бомбежки, массированные артобстрелы, более 100 тысяч авианалетов. Ленинград не сдавался, даже когда запасы воды, продовольствия и топлива практически иссякли, и… выстоял.
Монотонный звук метронома звучал сегодня на многих улицах города из громкоговорителей, заставляя горожан прислушаться, потому что в некоторых районах этот стук не был слышан из-за городского шума. Тем не менее стук простого механического прибора, который на самом деле нужен для фиксации темпа музыки, конечно, сильное напоминание о блокадных днях. Именно этот звук транслировался по радио в городе в дни блокады. Сегодня ровно в 11 часов 10 минут в Петербурге снова заработала система оповещения, и время от времени метроном прерывался звуками сирены.
В блокадном Ленинграде сирена звучала каждый раз при артобстрелах и авианалетах.
Центр города: 206-я школа, ул. Ломоносова, Фонтанка, Щербаков переулок и ул. Рубинштейна - места, где в послевоенные годы прошло детство её детей.
В начале войны Лизу отправили на окопы. Как-то ночью нас разбудили и велели бежать на поезд, но непременно с лопатами, потому что если лопат не возьмем - оставят на перроне. Человек, который нас тогда разбудил, сказал, что это последний поезд, который идет в Ленинград - фашисты на подступах, больше поездов не будет. Мы побежали, а самолеты врага летали так низко, что казалось, вот-вот коснутся голов, и обстреливали безоружных.
Поезд был забит битком, люди ехали на буферах и крышах - кто как мог устроиться", - поделилась воспоминаниями Елизавета Иосифовна. Это было самое страшное, тяжелейшее для города время - зима сорок второго года. В ту зиму умерли родные её мужа - мама и три брата. Больше всего её поразила смерть одного из братьев Сергея - Жени, в честь которого она потом назвала дочку.
О том, что Женя умер, ей сообщили, когда была на больничной койке, и она попросила свою сестру Элеонору в семье её называли просто Олей принести ей одежду и ботинки мужа, потому что ноги распухли от голода так, что собственную обувь невозможно было надеть. Каким-то образом о смерти брата сообщили и мужу, а тот сказал, чтобы ждали до воскресенья, пообещал насушить сухарей для того чтобы можно было расплатиться за то, чтобы тело спустили с пятого этажа и отвезли на санках в больницу имени Куйбышева, куда свозили трупы умерших... Пока Лиза болела, госпиталь, где она работала, расформировали, и она устроилась на санэпидемстанцию. Для предотвращения эпидемии в городе эти люди ходили по квартирам, убирали фекалии, грязь, выносили трупы.
При малейшей возможности на фронте сушил хлеб, собирал грибы. В семейном альбоме сохранилась единственная фотография военного времени, на которой мама и папа вместе, датирован концом декабря 1943 года, почти 70 лет назад", - листая альбом, вспоминает дочка Елизаветы Иосифовны. Зимой сорок второго года сестра Елизаветы слегла. Для того чтобы отнести ей лекарство от цинги - язык во рту у больной не помещался, приходилось пешком идти через весь город в госпиталь, располагавшийся в помещении Горного института.
Особенно страшной та зима была ещё и потому, что у них украли карточку, а прожить на одну было невозможно. Спас троюродный брат, который воевал под Ленинградом. Он приехал к ним, когда Ольга уже оправилась, и предложил одной из сестер пойти воевать в состав женского батальона. Решили, что у мамы есть муж - семья, а Оля одна ей был всего 21 год, маленького росточка , правильнее идти младшей.
Ольга, вернувшаяся с войны с медалями, пользовалась фантастическим уважением. В войну не погибла, потом работала начальником ОТК крупного военного завода, который выпускал двигатели для грузовиков в Ленинграде. В семье сохранилась военная газета, на одной из полос которой, "в подвале" - статья об этой защитнице Ленинграда. Тогда я дала себе слово: всюду, куда бы ни выходила, буду брать с собой, даже в лучшие времена, ломтик хлеба", - вспоминает Елизавета Иосифовна.
Ленинградский метроном В Дом радио старшим техником Лиза поступила в июле 1942 года в семейном архиве есть свидетельствующий об этом документ.
Метроном в блокаде Ленинграда — как он использовался и какая была его роль
Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налетов именно через эту сеть. За время блокады в Ленинграде было подано 649 сигналов воздушной тревоги и 3091 сигнал о начале артобстрелов. Напомним, что блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и длилась 872 дня. Воспоминания члена организации жителей блокадного Ленинграда в Железнодорожном районе Герта Евсюнина.