Голова Богородицы увенчана короной, что является символом царства Божьей Матери, но ее царское достоинство основано исключительно на том, что Она стала Матерью Спасителя. Державная. Новый выпуск посвящен явлению одной из самых загадочных икон Божией Матери — «Державной». Явление Державной иконы Божией Матери «сквозит и тайно светит» сквозь все последующие события истории России минувшего столетия.
Трактовка образа и значение иконы Божьей Матери «Державная»
- Икона Богородицы «Державная»
- В чём помогает Селигерская икона Божией Матери
- Державная икона Божией Матери | Православиум
- Значение «Державной» иконы
- Икона Богородицы «Державная»
Листая православный календарь
Однако некоторые иконы Пречистой, например образ Божией Матери «Державная», близки миллионам верующих особо. Икона Божией Матери "Державная" помогает всем, кто молит об исцелении и мире. Наиглавнейшая святыня российских монархистов — Державная икона Божией Матери обретена в ХХ в. Хотя история ее берет начало значительно раньше. Голова Богородицы увенчана короной, что является символом царства Божьей Матери, но ее царское достоинство основано исключительно на том, что Она стала Матерью Спасителя. Державная. Икона Божией Матери под названием «Державная» является святыней, перед которой молятся в трудные для России времена. Державная икона Божией Матери. Державной иконы Пресвятой Богородицы является, наверное, одной из самых новых икон.
Что нужно и категорически нельзя делать в день Державной иконы Божией Матери 15 марта
Положение Богомладенца статичнее и монументальнее, а благословляющая Его рука расположена по вертикальной оси иконы. Десница Бога Отца расположена строго вертикально. Есть отличия и в положении рук Божией Матери: правая двумя перстами удерживает скипетр, левая царственным жестом возложена на державу а не поддерживает ее, прижимая к себе, как на явленной иконе. Временно переместили Было бы странно, если бы богоборцы первых советских лет смирились с тем, как на глазах разрастается народное почитание святыни, символизирующей принятую на Себя Богородицей самодержавную власть православного царя. В конце 1920-х годов Державная икона оказывается в спецзапаснике Государственного исторического музея. Во время всех этих перипетий серьезные исследования Державной иконы были невозможны. К 100-летию обретения святыня впервые публично демонстрировалась в светском экспозиционном пространстве — в выставочных залах Московского государственного объединенного музея-заповедника, рядом с ее нынешним «домом». Этому событию предшествовала кропотливая поисково-исследовательская работа, в результате которой удалось установить и уточнить малоизвестные ранее факты из предыстории явленного образа. Этот факт, правда, не документирован и восстановлен лишь по косвенным сведениям, а также по художественным особенностям иконописи, — говорит главный хранитель Московского государственного объединенного музея-заповедника заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Полякова. Там ее то ли потеряли, то ли о ней забыли. Но из официальных монастырских описей тех лет она не исчезла, именуясь с тех пор в документах женской кремлевской обители «Коломенским образом Божией Матери».
Раскрытие образа Трудно доподлинно установить, когда именно икона приобрела внешний облик, знакомый верующим последних поколений. Сейчас в реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры идет исследование живописного слоя. Точнее, не одного, а целых двух: как выяснилось, поверх первозданного образа лежат еще два слоя изображений. Много сложностей реставраторам доставляет потемневший лак на смоляной основе. В какой момент им покрыли икону, тоже не очень понятно. Под Его одеянием зеленого цвета, как оказалось, таится выполненное ранее белоснежное.
Этот тип очень близок другому широко известному типу — «Одигитрии», где Пречистая Богородица изображается вместе с Богомладенцем. По оценкам исследователей образ был написан не раньше XVIII века, и обновлен после его обретения в мастерской московского Алексеевского монастыря. Именно с него стали делаться списки, которые распространялись потом по всем храмам. Рука Богомладенца распростерта и сложена в благословляющем жесте. В одной руке Богородица держит скипетр с Крестом на конце, а в другой — державу, на Ее главу одета корона, на плечах — красная мантия или порфира. Все эти предметы являются знаками царской власти. И Богородица здесь имеет царственный вид, лик при этом у Нее строгий. Ведь Она принимает на Себя заботу о России. Священник Дмитрий Смирнов говорил в своей проповеди: «…Господь показал нам, что власть над Россией никаким большевикам не принадлежит, что власть эта в руках Божиих и, если отрекается от нее добровольно Государь Император, власть эта переходит в руки Матери Божией. И через Свое изображение на иконе Пресвятая Богородица показала, что именно Она и те Высшие Силы, которые с Ней станут опорой для всех людей, которые смогут сохранить веру в Бога. Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави!
Почему же эта икона долгое время была неизвестна? Дело в том, что до 1812 года она находилась в Москве, в Вознесенском женском монастыре. Икону Державную спрятали в селе Коломенском от наполеоновского разграбления, и, скорее всего, просто забыли о ней. И Пресвятая Богородица в переломное для России время напомнила о Себе народу, который лишился земного царя и так нуждался в Небесном покровительстве. В дальнейшем были составлены при участии святейшего Патриарха Тихона служба и акафист в честь иконы Божией Матери Державной. Это хвалебно-благодарственное пение получило название «Акафист акафистов», потому что складывалось оно уже на основе всех имеющихся на тот момент акафистов. Во время гонений из Вознесенского храма ее перенесли в церковь Георгия Победоносца, затем в советское время она попала в запасники Государственного Исторического музея на Красной площади. Потом, некоторое время Образ стоял в алтаре домовой церкви издательского дома при Московском Патриархате, до возвращения в Коломенское. Иконография и значение «Державной» Божией Матери Образ принадлежит к иконографическому типу «Панахранта» и в переводе с греческого означает «Всенепорочная, Пречистая». Этот тип очень близок другому широко известному типу — «Одигитрии», где Пречистая Богородица изображается вместе с Богомладенцем. По оценкам исследователей образ был написан не раньше XVIII века, и обновлен после его обретения в мастерской московского Алексеевского монастыря. Именно с него стали делаться списки, которые распространялись потом по всем храмам. Рука Богомладенца распростерта и сложена в благословляющем жесте. В одной руке Богородица держит скипетр с Крестом на конце, а в другой — державу, на Ее главу одета корона, на плечах — красная мантия или порфира.
Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. И о ней в монастыре забыли на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время. Многие стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки копии иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона. В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня. Но вкоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконсы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы Державная был изъят и более полувека хранился в запасниках Исторического музея. Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима икона была негласно передана в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма преподобного Иосифа Волоцкого.
Что нужно и категорически нельзя делать в день Державной иконы Божией Матери 15 марта
Сильные мира сего постоянно ищут покровительства и защиты сил свыше, чтобы те помогли осуществить задуманное. Чаще всего для таких целей используют молитву Державной иконе Богородицы. Данный образ стал наиболее почитаемым среди монархистов России. Что означает икона Обретена она была в 20 веке. Впервые образ явил себя в 1917 году в момент отречения от престола Николая II. Одной крестьянке Евдокии было явление о белой церкви и образе который она должна найти. Это происходило рядом с селом Коломенское.
Отличительные черты образа отражены в его названии. Царица Небесная восседает на троне с короной на голове. По описанию икона «Державная» относится к типу Панахранта от греческого — непорочная, чистая, Всецарица , он близок к Путеводительнице, но с рядом отличий. Облачение Богородицы — ярко-красного цвета, как подобает царским одеждам. Широкий трон имеет полукруглую спинку, сам он золотого цвета, на некотором возвышении. В руках Владычица держит атрибуты царской власти На коленях Матери — Христос Иммануил в виде отрока , одежды его светлые, правая рука благословляет, другая направлена на державу. Этим жестом Он указывает на царственное достоинство Богородицы. Ряд списков может иметь наверху изображение Бога Отца, посылающего благословение с небес. Но более каноническим будет икона без этого дополнения, поскольку по православной традиции Господа Саваофа изображать запрещено. Явленная икона написана маслом, верх доски полукруглый. Снизу она подпилена, поскольку была сильно повреждена. Сохранилось довольно много списков начала 20 в. Потеряв императора, народ был растерян, страну ожидали большие перемены. Разрушались устои, расстреливали духовенство, закрывали храмы. Новая власть начала преследовать тех, кто хранил у себя «Державную», но икона имела для народа большое значение. Она напоминала людям, что у него есть милостивая Заступница, которая никогда не оставит. Трон, изображенный на иконе, является символом величия Царицы Небесной. На это же указывают атрибуты царской власти: корона, держава, скипетр. Святая Мария здесь показана как наиболее совершенная из всего рода людского, выше нее — только Сам Спаситель. Уникальна ее роль в человеческой истории. От момента зачатия Владычице была отведена совершенно особенная честь — стать проводницей Божественного начала, через которое весь человеческий род, изъязвленный грехом, был оправдан. Тщетные поиски Едва дождавшись утра и помолившись Богу, она отправилась в путь. Дорога предстояла неблизкая, поскольку до Коломенского от их села было вёрст десять, а то и поболе. Придя, наконец, в село и отыскав настоятеля местной Вознесенской церкви отца Николая, она поведала ему о своих ночных видениях и просила помочь ей в столь необычном деле. Добрый батюшка, внутренне усомнившись в истинности слов Евдокии, счёл, однако, своим долгом открыть запертую на тот момент церковь и вместе с ней тщательно осмотреть все имевшиеся внутри иконы. Их совместные поиски ни к чему не привели, поскольку все образа, украшавшие стены и иконостас церкви, хоть и были весьма древними, но не походили на ту почерневшую и покрытую копотью икону, о которой говорила Евдокия. Где можно увидеть икону Почитание образа не становится меньше и в нынешнее время. Православная община московского района в Чертаново выступила инициатором возведения храма, где находится «Державная» икона Божией Матери. Прежний небольшой деревянный храм оказался недостаточным, и сегодня район украшает пятишатровая кирпичная церковь.
Спустя 100 лет эти точки следования и остановки поезда стали частью Екатеринбургского Пути Скорби , разработанного по благословению митрополита Кирилла ныне Преосвященного Казанского и Татарстанского накануне 100-летия подвига Царской семьи. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Державной, глас 4: Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.
Матерь Божия вновь — в какой уже раз! Этим явлением Царица Небесная возвестила, что здесь будет не какая-то другая страна, пусть и переименованная, не осколки бывшей империи, не чья-то колония, но будет и во время богоборчества продолжаться православно-державная русская история — ибо Пречистая, явив Свою икону, призвала наш народ к молитве. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет во время этих испытаний спасаем». Власть может объявить страну безбожной, но она не в силах отменить веру, молитву верующих людей. Явление иконы ясно говорило им о том, что не революционеры — ниспровергатели всех основ российской государственности, всех божественных и земных законов — определяют суть происходящих событий, но что судьба России и её народа продолжает по-прежнему решаться на небесах, — и решаться прежде всего заступлением Небесной Царицы. Икона была гонима, потому что она утверждала иную — и более реальную, более могучую — власть на нашей земле, чем та, которую захватили силой и обманом, невероятной жестокостью безбожники. Она поставила их власть вне Божьего закона, вне русской истории, как то, что не угодно Богу, но лишь попущено ради вразумления народа, ради того, чтобы он убедился в безплодности и пагубности безбожного исторического пути с его вроде бы благими, реальными целями — только руку протяни, — но на практике оборачивающимися кровью, страданиями и вечной гибелью души, по слову Спасителя: Без Мене не можете творити ничесоже Ин. Явление иконы возвестило нашему народу о том, что его державное, государственное устроение неразрывно связано с небесным его предназначением, что оно для него остаётся главным, как главное всегда в человеке — его душа. Это явление означало, что «свержение диавольскими силами с Престола последнего Российского Императора и его последующее убийство не принесло победы диаволу», — говорилось в одной из статей сборника, посвящённого Державной иконе О. Царица Небесная и Владычица наша. Явление иконы возвестило о том, что Москва остаётся Третьим Римом и после 1917 года. И даже ещё больше возрастает её значение в судьбах мiра — тогда, когда до крайности обостряется борьба сил света и тьмы. Но поскольку Сама Пречистая встаёт на защиту Своего Дома, берёт на Себя власть Удерживающего мiровое зло, зло победить не сможет. Вся история прошедшего столетия подтвердила это, и прежде всего — Победа в Великой отечественной войне, которая стала возможной прежде всего заступлением Державной Владычицы. Классовый подход, внешне вроде бы такой простой и справедливый, в начале века принёс великую беду нашему народу — беду разделения, гибель миллионов людей. Духовный, христианский подход противоположен классовому. Он исходит из того, что главное в человеке — его душа. Разное социальное положение и так разделяет людей, его не усугублять надо, а наоборот, сглаживать, соединять людей. Господь соединяет, диавол разделяет. Это единение совершилось ценой величайших жертв Великой Отечественной войны, которая в середине века напомнила нам, что все мы — прежде всего братья и сёстры. Вопрос, жизненно важный для нашей страны и сегодня — ради завтрашнего её дня. Что, в России слабее, чем в других странах, была вера? Наш народ оказался грешнее других? Если грешнее — в глазах Божиих — то по особой, высшей мерке: Всякому емуже дано будет много, много взыщется от него Лк. Нам дано было больше всех: хранить истинную веру на земле. И ведь хранили. Разумеется, не все, и отступление от веры было, особенно у образованной части общества, подпавшей под западное, неправославное и безбожное, влияние. Но простой народ в основном оставался верным. К 1917 году у нас было множество действующих храмов, монастырей, было старчество, была великая Оптина пустынь… И самым ярким доказательством того, что не слабее была вера в России, а сильнее, чем где бы то ни было в мiре, служит сонм новомучеников и исповедников российских — для них вера оказалась дороже жизни. Нигде, никакой другой народ не показал такой верности Христу в ХХ-м веке, как наш народ во главе с Царём-мучеником Николаем, который, по слову всероссийского старца архимандрита Кирилла Павлова , «первый удар принял на себя». Значит, причину катастрофы 1917 года можно видеть не только в грехах нашего народа — которые, разумеется, были, — но и в грехах других народов, за которые Россия сподобилась пострадать, принести жертву, взойти на свою Голгофу, — по слову Спасителя, сказанному Им Своим ученикам: Аще Мене изгнаша, и вас изженут… Ин. Протоиерей Сергий Булгаков, участник Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов, один из близких помощников святителя Тихона, писал о тех событиях: «Такой судьбы и Россия не заслужила, она как будто агнец, несущий бремя грехов европейского мiра, и она заклана и растлена. Здесь тайна… Все исчадия адова слетелись и душат Россию…» И ещё: «Совершилось не только по грехам нашим, но да и явятся дела Божии…» Протоиерей Геннадий Беловолов уже в наши дни написал: «Как ни странно прозвучит, но именно в ХХ-м веке Божия Матерь явила Свою славу как ни в какое другое время. Никогда ещё в истории не было явлено столько откровений, знамений, чудес Божией Матери, как в ушедший век Русской Голгофы… Где же должна быть Пречистая, если Её Сын распинается на Кресте? Своими иконами, явленными в ХХ веке, «Матерь Божия перекрестила Русь, оградила её с четырёх сторон, как стеной нерушимой, и сохранила от злобы и погибели Антихриста в последний век. Иначе трудно понять и объяснить, как могла спастись Русская Земля от великой напасти сатанинской, как смог доныне устоять Дом Пресвятой Богородицы» Цит. Господь определяет рамки, в которых только и может действовать сатана.
Державная Заступница у Русского Креста
Чудотворный образ Божией Матери «Державная» был обретен в тысяча девятьсот семнадцатом году в день отречения от престола императора Николая Второго. Державная икона Божией Матери ассоциировалась у советской власти с российской монархией, поэтому воспринималась особенно негативно. В чем помогает и от чего защищает чудотворная икона Божией Матери, именуемая "Державная"? Молитва перед иконой Державная Божья Матерь помогает человеку избавиться от сердечных переживаний и различных телесных и душевных травм. Державная икона Божией Матери есть в некотором роде продолжение чуда в Кане Галилейской, являющем образ брака Сына Божия с человечеством.
Державная Икона Божьей Матери ~ история обретения, кому помогает, как молиться
Новый выпуск посвящен явлению одной из самых загадочных икон Божией Матери — «Державной». Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года — в день насильственного отрешения от престола императора Николая II — в селе Коломенском близ Москвы. Державная икона Божией Матери ассоциировалась у советской власти с российской монархией, поэтому воспринималась особенно негативно.
Икона Божией Матери «Державная»
Когда икону почистили, Евдокия подтвердила, что именно это изображение она видела во сне. Мы уверены, что Вам будет интересна статья о том, в чем помогает икона Неувядаемый цвет. Державные иконы Божией матери в Интернет-магазине православных икон Святцы. Иконография Изображения Богородицы достаточно древние, уже первые христиане пытались изображать ее на досках или холстах, чтобы при донесении Благой вести о спасении через Христа можно было подтвердить ее иллюстрациями. С развитием иконописи работы стали более совершенными, красивыми и четкими. Стоит упомянуть тот факт, что никогда иконопись не имела развлекательный характер. Все доски были созданы с целью донести до христианина и неверующих людей церковное учение, продемонстрировать совершенные отношения между Богом и человеком и помочь при донесении Благой вести. Державная икона Божией матери имеет отличительные особенности, которые отражены даже в ее названии: Тип — Панахранта или Всецарица; Дева Мария расположена на троне, а на ее голове — корона; одежда Богородицы имеет ярко-красные цвета, которые характерны для любого царского облачения; трон с закругленной спинкой золотого цвета; располагается Богородица чуть на возвышении, а в руках у нее — атрибуты монаршей власти: корона, скипетр и держава; Христос изображен отроком и находится на коленях у Матери; Облачен Христос в светлые одежды; Одна рука Его поднята для благословения, а вторая указывает на державу. Расположение Богородицы, ее одежда, перст Христа, направленный на нее — все это подтверждает царственный статус Девы Марии и ее достоинство как Царицы Небесной. Некоторые копии имеют сверху изображение Бога Отца, однако по канону это неверно, поскольку изображать Господа запрещено, ведь грешный человек не смеет даже взглянуть на Него.
Именно поэтому традиция Православной церкви запрещает рисовать Господа на ликах, кроме изображений Иисуса Христа, которого люди видели воочию. Святой лик написан маслом на доске. Сегодняшняя версия лика отличается от первоначально нарисованного. В процессе транспортировок и перемещений доски ее низ был поврежден, и его пришлось отпилить. А вот верх, как и изначально, остался закругленным. Другие Богородичные иконы: «Ключ разумения» «Игоревская» Существует несколько списков, которые располагаются в храмах по всей стране и некоторые из них признаны чудотворными, как и оригинальная доска. Ведь во время революции, после потери монарха, народ был разобщен, началась гражданская война, и только икона «Державная» напоминала верующим, что у них есть одна правительница Царица Небесная, которую нельзя убить и которая заступится за них всегда. Несмотря на преследования коммунистической власти, люди укрывали у себя в домах «Державную» и продолжали ей молиться. Святая Мария тут изображена как совершенная из всех людей, ведь выше нее — лишь Христос.
Она не только заступница людей на земле, но и путеводительница их в жизнь небесную. Наличие царских атрибутов отображает величие, могущество и власть Царицы. В царских семьях было принято носить ярко-красную одежду, поэтому Святая изображена в одежде такого же цвета. На коленях Владычицы сидит младенец Иисус, повернувшись в левую сторону. Правой рукой он делает благословляющий жест, левой — указывает в сторону, где будут стоять все грешники на Страшном суде. Так Иисус олицетворяет прощение и благословение всех оступившихся на жизненном пути. Икона Божьей Матери «Державная» — фото и описание и значение Этот лик очень символичен, полон тайных аллюзий и скрытых смыслов.
Настоятелем церкви Вознесения Господня был священник Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить.
Отец Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду — на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. Именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. На Ее коленях находился благословляющий Богомладенец. Лик Богоматери был необычайно строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась перед пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений. В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник.
Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня. Об обретении иконы управляющий Московской епархии епископ Дмитровский Иоасаф Каллистов доносил митрополиту Московскому святителю Тихону Белавину будущему Патриарху , а тот в донесении от 13 октября 1917 г. По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Божией Матери. По некоторым сведениям было установлено, что Державная икона Божией Матери принадлежала Вознесенскому женскому монастырю в Москве.
Царица небесная ходит по земле, чтобы утешить тех, кто плачет, кто в скорби. Молиться можно Богоматери, прося о примирении враждующих. Хозяйки могут готовить кашу с медом. Блюдо добавит крепкое здоровье. А для именинника оно даст принадлежность семье и отчему дому. Разрешается заниматься важными или сложными делами. Можно сходить в баню, но не для развлечений. Ссориться, браниться и сквернословить нельзя. Запрещаются дурные мысли. Не стоит допускать и развлечения. Беременной даме нельзя заключать в объятия чужого ребенка.
Ведь во время революции, после потери монарха, народ был разобщен, началась гражданская война, и только икона «Державная» напоминала верующим, что у них есть одна правительница Царица Небесная, которую нельзя убить и которая заступится за них всегда. Несмотря на преследования коммунистической власти, люди укрывали у себя в домах «Державную» и продолжали ей молиться. Святая Мария тут изображена как совершенная из всех людей, ведь выше нее — лишь Христос. Она не только заступница людей на земле, но и путеводительница их в жизнь небесную. Наличие царских атрибутов отображает величие, могущество и власть Царицы. В царских семьях было принято носить ярко-красную одежду, поэтому Святая изображена в одежде такого же цвета. На коленях Владычицы сидит младенец Иисус, повернувшись в левую сторону. Правой рукой он делает благословляющий жест, левой — указывает в сторону, где будут стоять все грешники на Страшном суде. Так Иисус олицетворяет прощение и благословение всех оступившихся на жизненном пути. Икона Божьей Матери «Державная» — фото и описание и значение Этот лик очень символичен, полон тайных аллюзий и скрытых смыслов. Богато отделанная алая порфира, венец, скипетр и держава Девы Марии выглядят как драгоценный наряд императоров и королей, демонстрируя Её высшую власть над миром. А зелёный хитон, скрывающийся под верхней ризой, напоминает о вечной жизни, обновлении, радости, которые дарует вера. Светлое одеяние отрока Иисуса Христа — олицетворение Его духовной чистоты, кротости, мудрости. Об этом свидетельствует и поза Спасителя — десницей Он благословляет христиан, припадающих к реликвии, а левой рукой указывает на державу, лежащую на колене Богородицы. В облаках над сидящими на престоле фигурами виден лик Господа Саваофа — Он словно бы осеняет своей благодатью всех, кто склоняется перед иконой. Кроме того, такое изображение воплощает ипостась Всемогущего Творца, Владыки всех земных и небесных сил, воинств и существ. Считалось, что обретённая в бурное революционное время святыня оберегает мир от преждевременного пришествия Антихриста. После падения монархической власти бремя защитницы взяла на себя сама Небесная Царица, приняв государственные регалии, и с тех пор она хранит их для достойного правителя, даруя верующим надежду на лучшее будущее, утешая и духовно окормляя всех, кто взывает к Господу. В чем помогает икона Название «Державная» само за себя говорит о том, что просить у Богородицы нужно о мире, спокойной жизни, прекращении междоусобиц. Но ведь если неспокойно на сердце и тяжело на душе, то сложно достичь мирного неба над головой. О чем нужно просить у «Державной» Матери: о прощении и смирении; об искренней любви друг к другу; справиться с тяжелыми болезнями, пережить любой недуг; быстро восстановить здоровье после тяжелой операции; встретить вторую половинку; вернуть душевное спокойствие, обрести уверенность; побороть внутреннюю злость, зависть; избавиться от негативных мыслей. История появления В 1917 г. Некая православная женщина по имени Евдокия Андриянова из соседнего села несколько раз видела один и тот же странный сон, где к ней обращался тихий голос с повелением сходить в белый храм, отыскать там икону и сделать ее красной. Верующая крестьянка постаралась исполнить наказ. Она поделилась своими видениями с настоятелем Вознесенской церкви отцом Николаем. Батюшка поверил прихожанке, решив, что сон вещий.
Икона Божией Матери «Державная»
Многие люди увидели в обретении Державной иконы особый символ. Стали считать, что гибель Романовых, пролетарская революция, красный террор — наказание народам России за тяжкие грехи. Но есть выход. Он в покаянии, в надежде на возрождение страны, возвращение ее законной власти. Ведь сама Матерь Божия взяла в свои руки символы власти. Икона написана в конце восемнадцатого века. Вероятнее всего, для иконостаса одной из церквей Вознесенского монастыря. Монастырь размещался в Московском кремле. Долгие годы был местом погребения женщин царского рода.
Церкви монастыря неоднократно перестраивались. Иконостасы менялись. Один из них перенесли в Коломенское. Доски старели, требовалась замена. Почерневшие части иконостаса упрятали в подвал. После обретения икону отреставрировали. С нее изготовили не один десяток списков. Под руководством патриарха Тихона подготовили акафист и службу к иконе.
Но воинственные безбожники уже бесчинствовали в храмах. Началась кампания по изъятию ценностей у церковников. Однако Державная Божия Матерь уцелела.
Николай собирался служить вечерню и пригласил Адрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Адрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери , восседающей на троне с Богомладенцем. По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского. Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы.
Вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной.
Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери , восседающей на троне с Богомладенцем. По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского. Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. Вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.
Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна с сестрами.
В ночь с 15 на 16 марта 1917 г. Российская империя перестала существовать.
В тот же день в Москве был явлен образ Божией Матери «Державная» со знаками царской власти. Николай II накануне отречения. Фрагмент картины художника Валерия Алексеева До этого жительнице слободы Перерва крестьянке Евдокии а 14 марта празднуется день святой Евдокии Адриановой были два сновидения: первое 13 февраля и второе 26-го по старому стилю.
Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Благочестивая женщина стала молиться о более ясных указаниях и спустя две недели, 26 февраля, как бы в ответ на усердную просьбу, Евдокии приснилась белая церковь, а в ней величественная Женщина, в Которой сердцем крестьянка почувствовала Царицу Небесную.