Петр и Феврония, день памяти которых, 8 июля (25 июня) и стал датой празднества, считаются православными покровителями брака и семьи. День Петра и Февронии: что можно и нельзя делать 8 июля.
Когда празднуется День семьи, любви и верности в 2023 году
День Петра и Февронии. Чем занимались наши предки в этот день? | В день праздника, 8 июля, Русская Православная Церковь почитает память благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев, которые являются покровителями брака. |
День памяти святых Петра и Февронии: почему он превратился в День семьи, любви и верности | В день Петра и Февронии следует особенно бережно относиться к миру и гармонии в семье, нельзя злиться на близких, ругаться и вступать в конфликты. |
Почему именно Петр и Феврония были выбраны покровителями Дня семьи, любви и верности | Праздник Петра и Февронии в воскресный день сентября установлен ради желания христиан вступить в церковный брак. |
Петр и Феврония: нарушенное обещание жениться и любовь до последнего дня
Главное, в день Петра и Февронии нельзя ругаться со своей второй половинкой. Святые Пётр и Феврония помолитесь за меня перед Богом во спасение семьи моей. В конце богослужения приход во главе со своим архипастырем совершил славление с молитвой святым Петру и Февронии.
8 июля — день Петра и Февронии в 2022 году
Праздник направлен на укрепление семейных ценностей, пропаганду здоровых отношений между мужчинами и женщинами. Как мы знаем, они были причислены к лику святых не так давно в 1547 году. До этого были благочестивые сказания. Очень мало на самом деле информации об их жизни, но такое почитание в народе уже было. Они почитаются как благоверные, то есть они показали должный пример, правильной христианской жизни в миру обычных мирян. Есть много разновидностей святости в церкви: и мученики, и преподобные, и исповедники, и праведные в том числе. Праведный — это тот, кто живёт в миру как обычный человек, при этом являет собой пример для других. Такими были и они. Дай бог, чтобы этот пример был всегда в нашем уме, нашей памяти Николай Савченко, иерей храма Святителя Петра, митрополита Московского Санкт-Петербург Церковный календарь на 2024 год: важнейшие православные праздники и посты Чем важна для нашего времени история жизни Петра и Февронии? История жизни Петра и Февронии учит нас самопожертвованию и тому, что настоящие чувства, истинная любовь способны пройти через любые преграды, преодолеть любые трудности, испытания.
Известно, что они друг друга любили, что они похоронены вместе. Тоже в древности бывали случаи, когда часто кто-то из супругов преждевременно умирал, а второй супруг женился или супруга выходила замуж, — это, конечно же, не возбранялось. Здесь и Господь как-то хранил их брак, они вместе прожили всю жизнь. Это, конечно, идеал для супружеской пары, чтобы они как-то так вот рядом-рядом вместе прожили много лет и потом почили бы и были бы похоронены вместе. Это такой знак тоже для супругов — знак счастья. Этого можно пожелать всем, конечно же. Они этого сподобились Николай Савченко, иерей храма Святителя Петра, митрополита Московского Санкт-Петербург Чего нельзя делать в День Петра и Февронии В этот день супругам ни в коем случае нельзя ругаться, иначе ждёт беда. Не проводятся венчания, так как праздник выпадает на Петровский пост. А вот обручиться 8 июля — хороший знак.
Нельзя есть рыбные блюда. Не принято работать в огороде. Нельзя шить и заниматься рукоделием.
Пётр женился на девушке и стал править Муромом, но бояре и вся городская элита бунтовали против его власти. Они поставили условие: отречение от престола, изгнание и бедность или отречение от законной супруги и развод. Пётр выбрал брак с Февронией. Дожив до глубокой старости, супруги ушли в монастырь. Они жили в разных монастырях, но похоронить себя завещали в одном гробу.
Пётр и Феврония умерли в один день 25 июня — по старому стилю, 8 июля — по новому стилю 1228 года. Супругов пытались похоронить раздельно. Но их не получилось разлучить и после смерти. Супруги чудесным образом оказались рядом, в одном гробу, как они и завещали. Феврония никогда не спорила с Петром, но направляла на правильные мысли и принятие важных решений. Пётр прислушивался к своей супруге, отмечая её мудрость. Когда возник праздник Праздник берёт своё начало с середины XVI века, когда Русская православная церковь причислила супругов к лику святых.
Пришлось князю возвратиться к целительнице и под страхом смерти исполнить обещание. Иначе циничная и расчетливая Феврония оставила бы его умирать от язв, о чем не преминула заявить Петру: «Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». Так хитрой крестьянке при помощи шантажа удалось насильно женить на себе князя и впоследствии стать правительницей Муромских земель. С тех пор супруги не разлучались. На месте Петра не многие бы рискнули покинуть такую безжалостную чародейку. Можно ли назвать отношения, основанные на шантаже под страхом смерти, любовью? Едва ли. Да и полноценной семьей странную пару считать сложно, ведь детей у них не было. В старости Петр и Феврония ушли в монастырь и умерли в один день. Красивая легенда гласит, что после смерти их уложили в разные гробы, но каким-то чудом покойники оказались в одной домовине. История уж очень напоминает сказки о нечисти, восстававшей из гробов. Похоронили их вместе около церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Получается, что 8 июля многие россияне поклоняются фейковым персонажам, странные отношения и насильственный брак которых - далеко не пример для подражания.
По народным представлениям, в этот день запрещено возиться с тестом и выпечкой. Такие блюда грозят ухудшением финансового состояния. Нельзя переезжать на новое место жительства или работы. Не стоит передвигать свой рабочий стол — это может привести к неприятностям в личной жизни или деловых вопросах. Рядом с водоёмами желательно в это время тоже не находиться. Считается, что 8 июля наблюдается разгул русалок. Ведь накануне был Иван Купала. Неосторожного человека нечисть может затащить под воду или подстроить ему травму при заплыве или нырянии. Нельзя сажать растения. Однако можно выходить на их полив, тем более что очень часто первая половина июля является жаркой. Также запрещено заниматься рукоделием — изделие не получится, работа будет проделана напрасно. Супругам нельзя пользоваться одной ложкой — к ссоре; нельзя вытираться одним полотенцем — может случиться скандал буквально на пустом месте. Юным представительницам прекрасного пола 8 июля не следует гадать на суженого. Считается, что даже если он явится в видении, в реальности он не оправдает ожиданий: окажется или пьющим, или гулящим, или лентяем, или драчуном. Запрещено венчаться 8 июля, поскольку в это время все еще продолжается Петров пост. Однако принимать предложение руки и сердца можно и даже нужно. Наши прапрабабушки говорили: слово, данное в этот день, будет крепким и нерушимым. Народные приметы 8 июля: Дождь пошел — будет много меда. Северный ветер подул — к ясным денькам.
8 июля — день Петра и Февронии в 2022 году
25 октября в архиерейском подворье в честь Святого Духа в посёлке Смолино почтили память зауральских Петра и Февронии – протоиерея Григория и матушки Нины Пономарёвых. День памяти святых Петра и Февронии (перенесение их честных мощей). Заместитель руководителя Совбеза РФ Дмитрий Медведев передал в дар храму Петра и Февронии Муромских икону Божией Матери Нечаянная радость, передает РИА Новости. В России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. День Петра и Февронии впервые отметили как настоящий праздник относительно недавно — только в 2008 году, в Волгограде. Этот день многие называют православным Днем Влюбленных, потому что Петр и Феврония – покровители счастливого супружества.
День семьи, любви и верности. День Петра и Февронии Муромских
В России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. 8 июля 2022 года, в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, в Покровском ставропигиальном женском монастыре совершением Божественной литургии отметили престольный праздник. Если на День Петра и Февронии выдалась знойная погода, то следующие 40 дней будет жарко. В день праздника, 8 июля, Русская Православная Церковь почитает память благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев, которые являются покровителями брака. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских. Петр и Феврония, день памяти которых, 8 июля (25 июня) и стал датой празднества, считаются православными покровителями брака и семьи.
Под покровительством Петра и Февронии
Православная Церковь отмечает осенний день памяти святых благоверных князя Петра и святой благоверной княгини Февронии, Муромских чудотворцев, покровителей семьи и брака (переходящее празднование в воскресенье перед 19 сентября Феврония исцелила Петра, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. день святых Петра и Февронии из Мурома, отмечаемый православными 25 июня по юлианскому, а по новому стилю - 8 июля. В день Петра и Февронии категорически запрещается ругаться, сквернословить, конфликтовать, устраивать сцены ревности. Петр и Феврония умерли в один день и час — 25 июня по старому стилю, 8 июля по новому.
День памяти святых Петра и Февронии: почему он превратился в День семьи, любви и верности
Никто, повествует дальше Еразм, не мог излечить Петра, и только Феврония пообещала помочь ему, но при условии, что он женится на ней. Не веря в то, что из этого что-то выйдет и ему придется держать слово, Петр согласился. Феврония, хотя и была дочерью простого древолаза - ее отец собирал мед диких пчел, но обладала даром целительства. Петр выздоровел, но жениться не спешил, и тогда болезнь снова вернулась к нему. Тут уж Петр не стал медлить, и они зажили счастливо. Вскоре умер Павел, и Петр должен был стать князем. Но спесивые бояре не захотели, чтобы их княгиней была простая крестьянка, и поставили Петра перед выбором: либо отпусти Февронию, найди себе княжну и садись на престол, либо не быть тебе князем.
Петр выбрал жену. А Феврония, обладавшая даром прозорливости, утешала приунывшего Петра, говоря, что испытание ненадолго. Действительно, чванливые бояре перессорились, так и не решив, кто же будет править Муромом, и, в конце концов, позвали Петра назад. Петр и Феврония "управляли градом со справедливостью и кротостью, а жили с любовью и в счастии". Интересен такой эпизод, описанный Еразмом. Однажды Феврония плавала по реке на лодке, и один боярин начал оказывать ей знаки внимания.
Тогда Феврония предложила ему зачерпнуть пригоршню воды с правой стороны борта и с левой, и отпить из каждой - тогда еще можно было пить речную воду, не отравившись. Воспылавший страстью боярин отпил, и Феврония спросила его, есть ли в воде разница. В старости Петр и Феврония приняли монашеский постриг, и завещали, чтобы их положили в один, двойной каменный гроб с перегородкой.
Это предел. Что важно, учитываются как церковные, так и светские браки.
Во внимание не берется гражданский брак, он не учитывается. Считается, что это блуд», — рассказывает отец Александр. А когда речь заходит о расторжении церковного брака, многие люди представляют некое развенчание. Нет никакого развенчания. Для расторжения брака в ЗАГСе после венчания нужно прийти в епархию и написать прошение на имя епископа.
Церковь как констатирует, что брак есть, так же и констатирует, что его нет. Соответственно, она дает заключение, в котором указано, что той стороне, из-за которой произошел развод, нужно понести покаяние, а той, которая невиновна, можно вступить в следующий. То есть мы не развенчиваем таким образом, что, например, ломаем кольца, снимаем венцы — фантазировать можно сколько угодно, но такого нет. Есть только аннулирование церковного брака, которое проводит только епископ», — рассказывает иерей. В 90-е годы, когда население мало было просвещено в таких вопросах, существовало мнение, что тех, кто состоит в невенчанном браке, нельзя причащать.
Если у людей есть брак и они не живут в блуде, их можно причащать. Причащать невенчанных супругов можно. Другой вопрос — почему они не венчаются? Если обе стороны православные и обе стороны не против венчания, но по какой-то причине откладывают — это очень странно. Повенчаемся потом, на 50 лет свадьбы, в деревне, чтобы в ряд стояли дети, внуки, еще что-то — такие сказки иногда люди рассказывают!
Венчание — это то, что должно быть. Если человек православный, он ходит в храм и освящается сам, он живет духовной жизнью, он даже машину свою освящает, и так же логично венчается», — рассуждает священнослужитель. Многие считают, если Бог не дает детей, надо обвенчаться. Венчаться надо просто так, без привязки к чему-то, без получения какой-то выгоды, объясняет он. В Новом Завете указано, что на том свете люди не женятся, не выходят замуж.
И вообще вы уверены, что после смерти, если дай Бог попадем в рай, сядем и попьем вместе кофеечку? Возможно, наше общение там будет на каком-то другом уровне, возможно, в разы более высоком настолько, что у нас фантазии даже не хватит представить. И муж, и жена, возможно, там друг друга встретят, но в какой форме, неизвестно», — рассказывает иерей. Ну это не наш сценарий, смеется он. Вопросы могут возникнуть касаемо религии детей.
В смешанном браке дети принимают религию того родителя, который религиознее. То есть представим ситуацию: одна сторона знает основы своей веры, читает Священное Писание, в быту соблюдает правила, рассказывает об этом детям.
Именно таким представляли в народе Леля. Полелей — молодой мужчина в красивых одеждах, с венком из шиповника на голове.
Он был покровителем брака. Дид покровительствовал крепким союзам и семьям, прожившим вместе долгое время. Его изображали в виде красивого молодого мужчины, державшего в руках двух голубков. Были у этого дня свои приметы и запреты.
После Петра и Февронии не до жупана теплая одежда уже не нужна, наступает настоящая летняя жара. С Петра и Февронии в хороший год бывает еще сорок жарких дней.
Петра и Февронью хотели похоронить в разных могилах, но они чудесным образом оказались в одном гробу. В итоге так их и погребли. В этот день верующие ходят в храм, молятся святым Петру и Февронии о любви, семейном благополучии.
Февронии молятся об излечении недугов. По народным поверьям считается, что влюбленным этот день лучше проводить вместе, можно знакомиться с родителями будущего мужа или жены, свататься. А вот играть свадьбу 8 июля не рекомендуется, так как это время Петровского поста. Также в этот день не нужно печь и шить, так как можно «зелепить» или «зашить» свое счастье. Не стоит рвать ромашки, так как этот цветок — символ праздника.
По приметам в этот день судили о погоде.
Повезет в любви: что можно и нельзя делать в День Петра и Февронии, чтобы быть счастливым
Это предел. Что важно, учитываются как церковные, так и светские браки. Во внимание не берется гражданский брак, он не учитывается. Считается, что это блуд», — рассказывает отец Александр. А когда речь заходит о расторжении церковного брака, многие люди представляют некое развенчание. Нет никакого развенчания. Для расторжения брака в ЗАГСе после венчания нужно прийти в епархию и написать прошение на имя епископа. Церковь как констатирует, что брак есть, так же и констатирует, что его нет. Соответственно, она дает заключение, в котором указано, что той стороне, из-за которой произошел развод, нужно понести покаяние, а той, которая невиновна, можно вступить в следующий. То есть мы не развенчиваем таким образом, что, например, ломаем кольца, снимаем венцы — фантазировать можно сколько угодно, но такого нет.
Есть только аннулирование церковного брака, которое проводит только епископ», — рассказывает иерей. В 90-е годы, когда население мало было просвещено в таких вопросах, существовало мнение, что тех, кто состоит в невенчанном браке, нельзя причащать. Если у людей есть брак и они не живут в блуде, их можно причащать. Причащать невенчанных супругов можно. Другой вопрос — почему они не венчаются? Если обе стороны православные и обе стороны не против венчания, но по какой-то причине откладывают — это очень странно. Повенчаемся потом, на 50 лет свадьбы, в деревне, чтобы в ряд стояли дети, внуки, еще что-то — такие сказки иногда люди рассказывают! Венчание — это то, что должно быть. Если человек православный, он ходит в храм и освящается сам, он живет духовной жизнью, он даже машину свою освящает, и так же логично венчается», — рассуждает священнослужитель.
Многие считают, если Бог не дает детей, надо обвенчаться. Венчаться надо просто так, без привязки к чему-то, без получения какой-то выгоды, объясняет он. В Новом Завете указано, что на том свете люди не женятся, не выходят замуж. И вообще вы уверены, что после смерти, если дай Бог попадем в рай, сядем и попьем вместе кофеечку? Возможно, наше общение там будет на каком-то другом уровне, возможно, в разы более высоком настолько, что у нас фантазии даже не хватит представить. И муж, и жена, возможно, там друг друга встретят, но в какой форме, неизвестно», — рассказывает иерей. Ну это не наш сценарий, смеется он. Вопросы могут возникнуть касаемо религии детей. В смешанном браке дети принимают религию того родителя, который религиознее.
То есть представим ситуацию: одна сторона знает основы своей веры, читает Священное Писание, в быту соблюдает правила, рассказывает об этом детям.
С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье.
Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра. Но Феврония снова вылечила его — и тот женился. Бояре не пожелали, чтобы княгиней была девушка из народа, и потребовали, чтобы князь развелся с ней или отдал престол.
Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома. Вскоре в городе началась смута, бояре поняли, что без Петра не смогут поддерживать порядок в городе, и послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.
Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид, поселились в разных монастырях, вели переписку друг с другом и молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Предание гласит, что так и скончались супруги в один день и час 8 июля по новому стилю 1228 года. Спустя 300 лет после кончины Петра и Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти.
В 1990-х годах жители Мурома приписали к этому дню и празднование дня своего города.
С чем он был связан? Когда я думала над тем, что может стать образом преданности, чистоты, любви, мысль о цветке ромашки пришла, как говорится, сама собой. Я сразу позвонила подруге, с которой мы в тот день обсуждали идею праздника, ей очень понравился придуманный мною символ. Ромашка — простой, но в то же время удивительно красивый цветок, к тому же привычный для каждого из нас. Это очень родной, близкий, домашний символ. Кроме того — это символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности. В чем, по-Вашему, причина этого явления и как следует на него реагировать?
Семья — это прежде всего жертвенность, но в наши дни актуален вопрос: зачем жертвовать собой ради другого человека? Почему нужно предпочесть ответственность сиюминутным удовольствиям? Сложно сказать, как вышло, что сегодня мы, может быть, не готовы к такой жертвенности — даже ради любви к другому человеку, более того — нередко не понимаем ее смысла. Необходимо искать ответ на этот вопрос. Лично мне кажется, что здесь во многом сказался и произошедший в прошлом веке разрыв с традициями. Ведь что такое традиция? Это живой опыт предшествующих поколений, наших родителей, бабушек и дедушек. И к этому опыту следует относиться с уважением и вниманием.
Каждый человек волен выбирать, как ему жить. Но старшее поколение, как мне кажется, должно показать, из чего, из каких вариантов этот выбор состоит, к чему он может привести. Например, объяснить, что, отказавшись в молодости от семьи в пользу «свободной жизни», потом можно оказаться совсем одиноким. Научиться такому пониманию можно только на ошибках: либо чужих, либо своих. К сожалению, чужие ошибки интересуют сегодня людей все меньше и меньше, а ведь их осмысление и опыт — это тоже традиция, традиционные ценности, которые многим сегодня кажутся чем-то ненужным. Я убеждена, что сохранение семьи очень важно для нашего общества. Без этого не решить одну из важнейших проблем в нашей стране — проблему демографии. Кроме того, если мы со временем откажемся от семьи, то вслед за этим мы можем пойти еще дальше — отказаться от нормальных человеческих отношений, заменив их эгоизмом и себялюбием.
Сейчас необходимо говорить о тех жизненных принципах, которые когда-то казались неотъемлемой частью общества, а сегодня нуждаются в том, чтобы о них постоянно напоминали человеку XXI века. Хотя совершенно очевидно — и об этом тоже надо говорить с молодежью, — что эти принципы не противоречат современному образу жизни, что традиционная нравственность лишь укрепит наше общество, поможет ему двигаться вперед, а вовсе не отбросит назад. Если так, то, может быть, не стоит и противостоять ему? К примеру, в современном обществе практически неосуществимой становится модель патриархальной семьи двухсотлетней давности. Но, во-первых, я бы хотела отметить и другую тенденцию: сегодня, когда все больше говорится о равных правах супругов, значение семьи лишь возрастает. Ведь именно в семье, где люди оказывают взаимную поддержку и по-настоящему доверяют друг другу, каждый из ее членов может надеяться на наиболее полную самореализацию. Во-вторых, даже если негативные тенденции не так просто остановить, это еще не значит, что ничего не стоит делать. Об этом говорят нам и зарубежные примеры: в современном опыте разных стран разговор о семейных ценностях все чаще занимает важное место в государственной политике.
В нашей стране государство в последние годы все активнее поддерживает семьи, в том числе многодетные. Конечно, проблемы существуют, но сейчас делается очень много, чтобы веками формировавшиеся традиции крепкой и счастливой семьи не были утрачены. Однако в таком важнейшем и многостороннем вопросе усилий одного государства недостаточно. Никто не сможет заставить людей измениться, если сами они этого не захотят. Как бы ни были велики усилия государства, общественных и религиозных организаций, сколько бы сил ни выделялось на поддержку семей — если никто не захочет их создавать, все старания окажутся никому ненужными. Именно поэтому мы уделяем столько внимания Дню семьи, любви и верности. Ведь он воплощает в своем названии важнейшие ценности. Будут ли у нас настоящие крепкие семьи, научимся ли мы быть верными и преданными друг другу — все это зависит от каждого из нас, от нашего терпения, желания, готовности к пониманию.
Затем гробницы с мощами Муромских чудотворцев были возвращены Русской Православной Церкви. Тогда в Муроме был открыт лишь один православный храм — Благовещенский собор бывшего мужского монастыря, в котором и были положены мощи. В 1992 году мощи муромских святых были торжественно перенесены из Благовещенского храма в первый возрожденный во Владимиро-Суздальской епархии Свято-Троицкий женский епархиальный монастырь, где находятся и поныне. Сейчас прогрессивные люди за права гомо-, лесби-, транс- и прочих ущемленных борются, а вы, отсталые церковники, в позавчерашнем веке живете, всё о семье талдычите.
Смысл вашей настойчивости в чем? Мы талдычили, талдычим и будем талдычить одно и то же: заповедь Божия — путь к жизни, а нарушение заповеди, грех, извращение — путь к смерти. Неважно, какой век на дворе, неважно, что считают прогрессивным, а что — «отстойным», вообще ничто не важно, кроме одного: заповедь Божия — истина. История учит конечно, тех, кто способен воспринять ее уроки , что расцвет извращений, толерантное отношение к тому, что сейчас объединяет гомо-, лесби- и трансменьшинства, — предвестники близкой гибели цивилизации.
Это не прогресс, это уже было, это уже проходили, достаточно вспомнить конец Римской империи, который сопровождался расцветом и гомо-, и лесби-. К чему это привело? Пришли примитивные варвары и вырезали утонченных, прогрессивных и толерантных римлян. Уничтожили как государство и как культурную традицию.