На самом же деле чин прощения тесно связан с памятью о смерти. Он имеет древнее происхождение и возник в среде египетских монахов.
Начало великопостного пути. Вечерня с чином прощения
Прощеное воскресенье в 2024 году — какого числа У Прощеного воскресенья нет фиксированной даты. Это торжество проводится накануне Великого поста, который, в свою очередь, зависит от времени празднования Пасхи. В 2024 году праздник выпадает на 17 марта. Прощеное воскресенье в 2024 году — история В богослужебных текстах нет упоминания о Прощеном воскресенье.
Это народное название праздника, возникшее из-за совершения в храмах чина прощения, в конце которого прихожане и священнослужители получают благословение на начало Великого поста и извиняются друг перед другом. Традиция зародилась в первые века нашей эры на территории Египта и Палестины. В то время за несколько дней до начала поста монахи покидали свои обители и отправлялись в пустыни, чтобы провести в уединении и молитве 40 дней по примеру Иисуса Христа.
Многие из них уже не возвращались обратно, погибая от жажды, голода, вследствие нападения диких зверей или от старости. Поэтому, расходясь, отшельники просили друг у друга прощения и сами отпускали обиды, ведь эта встреча могла оказаться последней в их земной жизни. Со временем этот обычай трансформировался и стал частью праздничного богослужения.
Это связано с особенностями подготовки к долгому периоду говения. За неделю до поста церковный устав предписывает отказаться от мяса. С этого момента основным элементом рациона для многих монахов древности становился сыр наподобие брынзы — начиналась Сырная седмица.
Накануне поста священнослужители совершали заговение на все молочные продукты, а также яйца и рыбу. Отсюда название Сыропустная неделя слово «неделя» здесь употребляется в значении «воскресенье» , тот день, когда «отпускают сыр». Прощеное воскресенье в 2024 году — суть Согласно православной традиции, к Великому посту следует приступать с легким сердцем и чистой душой, ведь это не просто период воздержания от определенного вида пищи, а серьезный духовный подвиг.
Начало великопостного пути. Вечерня с чином прощения Начало великопостного пути. Вечерня с чином прощения Согласно богослужебной традиции Русской Православной Церкви в последнее воскресенье перед Великим постом во всех монастырях и приходских храмах совершается вечерня с чином прощения. Но ни Типикон, ни Постная Триодь в современных редакциях не содержат никаких предписаний относительно порядка совершения чина прощения. В Евангелии Господь многократно напоминает, что без мира с ближним невозможно достичь общения и примирения с Богом.
Этим изречением начинается евангельское чтение на Литургии недели Сыропустной зачало 17. До нашего времени дошло немало наставлений святых отцов перед началом Великого поста, призывающих к прощению ближних: «Кто к брату своему расположен враждебно, ненавидит его и ругается над ним, тот примирись сперва с братом и прости его; тогда уже может он приближаться ко Господу. Кто хочет предстать Богу, тот должен наперед оставить брату долг его; только такового пост и молитва угодны Богу» прп. Ефрем Сирин «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей, потому что истинный пост есть устранение от злых дел.
Заливая на сковороду первую партию теста, они внимательно следили, каким получится блин. Ровные края обещали незамужним девушкам скорую свадьбу и счастливую семейную жизнь, а неровные указывали на возможные ссоры между супругами. Тонкий блин предвещал легкий год, а толстый сулил трудности.
Если тесто зарумянилось, хозяйки не беспокоились о здоровье домочадцев, а если оставалось бледным — готовились к возможным болезням. Завершался праздник сожжением чучела Масленицы. Пока оно горело, в огонь бросали различную снедь, а после развеивали пепел над полями. Таким образом люди надеялись «накормить» землю, чтобы летом и осенью получить в благодарность богатый урожай. Во многих регионах России эта традиция сохраняется по сей день, хотя и в несколько видоизмененном формате. Молодые девушки в этот день делали маленьких куколок из ткани и ниток, а затем сжигали их в укромном месте. Считалось, что игрушка заберет на себя все беды создательницы и исчезнет вместе с ними.
Кроме того, в Прощеное воскресенье было принято ходить в баню, чтобы очиститься от грехов. Прощенное воскресенье в 2024 году — как просить прощения Особой формулы для выражения раскаяния в Прощеное воскресенье не существует. Чаще всего верующие говорят «Прости меня», а в ответ слышат «Бог простит, и я прощаю», но допускаются и любые другие формы извинений. Главное здесь не произнесенные слова, а искреннее желание заслужить прощение и отказаться от собственных обид. Врачи не рекомендуют съедать более одного-двух изделий за раз Извиняться можно за все вольные или невольные поступки. Никто не идеален, иногда люди ранят окружающих, не подозревая об этом.
Никто из нас не может ответить на этот вопрос положительно, потому что судеб Божиих мы не знаем. Жизнь человеческая в руках Божиих, только Он знает, кто и когда будет призван на суд Божий... Мы должны попросить друг у друга прощения и простить своих ближних если не от полноты нашей духовной жизни, то хотя бы от страха быть непрощенными перед лицом Божиим" Да не осудит нас Господь, да будет сердце наше спокойным, а молитва чистой и искренней; да будет время поста для нас не отягчающим бременем, но временем духовного осмысления жизни…».
Сотни зауральцев пришли на Чин прощения в Александро-Невский собор
История чина прощения Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. В завершение Святейший Патриарх испросил прощения у клира и верующего народа. В прощеное воскресенье в завершение вечернего богослужения состоялся чин прощения. В Раифском монастыре будет отслужены Божественная литургия и Вечерня с чином прощения.
Наместник и братия Троице-Сергиевой Лавры совершили чин прощения (+ВИДЕО)
Проводится аналогия между греховностью человечества и состоянием души падшего Адама. Пронзительно звучат строки сокрушения Адама о собственных грехах. После Литургии начинается Вечерня, перед которой идет чтение 9 часа. Открывается служба пением прокимна «Благословен Бог наш» одновременно осуществляется выход духовенства с каждением. Далее звучат прокимны «Свете тихий», «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего…».
Творится молитва «Сподоби, Господи». В минорном тоне творятся вечерние молитвы. Настоятель громко читает молитву св. Ефрема Сирина с троекратным поклоном.
Затем он произносит «Владыко Многомилостиве», присутствующие преклоняют колена. Далее проводится Чин Прощения. Настоятель кладет поклоны перед образами Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии, целует крест и прикладывается к иконам. Звучат стихиры и прокимены, прославляющие Отца Небесного, Духа Святого, Христа и Богородицу, призывающие к духовному подвигу Поста и приготовлению к сопричастию в вечной пасхальной радости.
Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель. Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним». Архимандрит Иоанн Крестьянкин.
Может быть, и из нас кто-то не доживет до светлого дня Пасхи Христовой, поэтому и нам необходимо, вступая в Великий пост, примириться друг с другом, чтобы вступая на поприще Великого поста чувствовать себя в душе примиренным со своими близкими, родными, с теми, с кем мы вместе идет одной дорогой жизни. В молитве Господней, которую каждый из нас неоднократно должен читать в продолжение дня, есть слова: "Остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим". Мы просим у Господа прощения многих и многих наших согрешений, обещая, что при этом мы оставим обиды, огорчения нашим близким, оставим и забудем их долги. И в ответ на наше примирение здесь на земле, с близкими нашими, мы просим у Господа прощения наших грехов. И я, дорогие братья и сестры, призываю всех вас задуматься сегодня о тех, с кем мы ссорились, кого мы обидели, кого мы осуждали, и постараться попросить прощения у того человека, которого мы осудили или обидели, попросить прощения, чтобы снять с души тяжесть греха, и примиренными вступить на поприще поста. Оглядываясь на свою жизнь и на свое служение Патриаршее, я хочу также попросить у всех вас прощения, если я кого-то не выслушал, огорчил, не посочувствовал в болезни, в горе, в потере родных и близких. Простите и меня, в чем согрешил перед вами делом, словом и помышлением. А теперь мы будем подходить к образам Спасителя и Божией Матери и получать благословение на наступающее время Великого поста. Сегодня, в Прощеное воскресенье, после примирения с нашими близкими, с теми людьми, с кем мы живем, постараемся сохранить душу и сердце свое в мире, чтобы начать Великий пост примиренными.
Диаконский чин возглавил клирик собора - диакон Евгений Ткач. Епископ Сергий прочитал особую коленопреклоненную молитву на начало Великого поста. После отпуста вечерни Архипастырь благословил духовенство и всех прихожан на Великий пост.
Зачем нужен Чин прощения в Прощеное воскресение?
Традиция родилась в древности у египетских монахов. В этот день, чтобы в тишине и сосредоточенности на Боге подготовиться к встрече Пасхи, они удалялись из монастыря в пустыню, скрывались в пещерах и там в уединении проводили весь пост. Пустыня — опасная среда. Монахи могли стать жертвой хищных зверей или ядовитых змей, заболеть, встретиться с разбойниками и погибнуть. Перед исходом они собирались на совместное богослужение, после которого просили друг у друга прощения. Монахи очень хорошо понимали, что этот Великий пост может стать для них последним, и просили прощения, чтобы, если так случится, с мирным и легким сердцем предстать перед Богом. Со временем появился чин прощения. Во время него настоятель храма или монастыря после вечерни кланяется прихожанам и просит у них прощения, те также отвечают ему поклоном. Чин прощения со временем ушел в народ. Даже если человек не посещает церковь, принято в Сыропустную неделю просить прощения у родственников и близких людей.
Значение Прощеного воскресенья Людям свойственно ошибаться, а Прощеное воскресенье — шанс каждого получить прощение за все проступки и прегрешения, совершенные вольно или невольно за прошедший год. Прощеное воскресенье напоминает, что обида, злость и, как следствие, отсутствие душевного мира может сильно осложнить наше существование в вечности, в которую каждый из нас может перейти внезапно и в которой уже ничего нельзя исправить. Что для освобождения души от этого греховного груза нужно научиться прощать тех, кто тебя обидел, задел, оскорбил. Последнее лишь призвано помочь нам осознать очень важную вещь: прощать своих обидчиков нужно каждый день. Прощать, независимо от количества и тяжести нанесенных обид, прощать, не считая. Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз" Мф 18:21—22. Как просить прощения и простить Признать свою вину и отпустить ее другому желательно при личной встрече или хотя бы по телефону.
Если вы не уверены, что ваше прощение готовы принять, напишите сообщение по почте или в соцсетях. Однако бывают ситуации, когда с человеком совершенно невозможно связаться. В таком случае зажгите свечу и попросите прощения возле иконы. Главное — искренне осознать свою неправоту.
Не оставляя, конечно, прошений и за свою малую Родину, за родных и близких. Это наше с вами призвание и долг. Нередко наша молитва имеет частный характер: на первом плане в ней личные переживания и проблемы. Это тоже необходимо, но впервую очередь мы должны полагать молитву «за други своя» Ин. Это наше первейшее дело, иначе какие же мы прихожане этого храма? Второе: конечно же, мы должны помнить о том, что все, что с нами происходит здесь, что мы совершаем, отражается и на поле боя, и на нашем Отечестве, и на мире. Когда мы грешим, то укрепляем силы зла в этом мире. Когда стараемся жить по-Божии, то Господь дарует миру еще какое-то время для покаяния. Мы отчетливо видим, как Господь вразумляет людей, наказывает сообщества, борется с грехами посредством грозных событий, которые происходят в современном мире. Господь сотрясает мир для того, чтобы мир покаялся. Этот призыв к покаянию во время любых тревожных событий напоминает нам, что жизненные приоритеты — всегда духовные. Сегодня мы видим, как гибнут наши дети, подростки и юноши, когда средства массовой информации льют им в сознание потоки пошлости и лжи, где тонут их неокрепшие души. Пристрастие к плохому искоренить сложно. Свое злое дело непрестанно творит и мир Запада, морально разлагая наших людей, отворачивая их от Церкви. Блуд, пьянство, наркомания — все это, увы, стало нормой жизни.
Этот умилительный чин родился из уставного чина прощения, который должен совершаться в конце повечерия ежедневно. Постепенно этот чин в Прощеное воскресенье был переосмыслен на базе сведений из жития прп. Марии Египетской , в котором говориться о обычае Иорданского монастыря в последний день перед началом Великого поста испрашивать друг у друга прощение и взяв благословение у игумена монастыря, уйти в пустыню на всею Четыредесятницу, чтобы вернуться к Вербному воскресенью. После окончания вечерни, настоятель храма берет напрестольный Крест и выйдя на солею говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика все, чем согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных». Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения и целую Крест. Для кого-то это просто ритуальное действие, за которыми по-прежнему скрываются обида и недоверчивость.
Монахи могли стать жертвой хищных зверей или ядовитых тварей, заболеть, встретиться с разбойниками и погибнуть. Перед исходом они собирались на совместное богослужение, после которого просили друг у друга прощения. Это прощение перед расставанием было для них и своего рода прощанием с братией. Монахи очень хорошо понимали, что этот Великий пост может стать для них последним, и просили прощения, чтобы — если так случится — с мирным и легким сердцем предстать перед Богом. Постепенно из монашеской среды этот обычай распространился на всю Церковь и утратил свой изначальный смысл. События последнего года, когда привычный жизненный уклад пошатнулся, а мир, еще вчера казавшийся таким симпатичным и стабильным, вдруг погрузился в растерянность и тревогу, показали, что изначальный смысл Прощеного воскресенья забывается зря. Человек смертен. И это было бы полбеды.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. По завершении Божественной Литургии Святейший Митрополит Московский и Всероссийский Серафим совершил вечерню с чином прощения. В этот день в храмах совершается чин прощения.
Чин прощения 17 марта 2024 года, Храм Христа Спасителя, г. Москва
Прощённое воскресенье: как проходит Чин прощения и какое значение имеет этот день.01 Март 2014. Вечером в Прощеное воскресенье совершается вседневная вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница. Сегодня мы просим другу у друга прощение и просим у Бога, чтобы он благословил наше намерение. Вечером 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В завершение Святейший Патриарх испросил прощения у клира и верующего народа.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
У праздника нет определённой даты в календаре: он выпадает на февраль или март и зависит от даты Пасхи. Именно от неё рассчитывают начало Великого поста, который длится семь недель до Воскресения Христова. В 2024-м Пасха приходится на 5 мая, Великий пост будет идти с 18 марта по 4 мая. Обычаи и традиции на Прощёное воскресенье Одна из главных языческих традиций в этот день — сжигание чучела Масленицы. В костёр бросали блины или другие лакомства, чтобы год был урожайный и благополучный. Пепел от костра нужно было рассыпать по полям, чтобы «накормить» землю.
Молодые девушки на Руси делали из ткани маленьких куколок и сжигали их во дворе. Считалось, что так они перекладывают на игрушку все свои печали и беды. В последний день Масленицы принято ходить в баню, чтобы смыть с себя грехи. Нельзя убираться и заниматься другой работой по дому. В православии считается, что в Прощёное воскресенье можно есть только скоромную пищу.
Это последний день до Пасхи, когда разрешено есть молоко, сыр, масло и яйца.
При этом постится следует только один субботний день согласно документу «Об участии верных в Евхаристии», который был одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви в феврале 2015 года. Лишь бы стремление к Причастию не было уловкой избежать постного труда, типа: «вот сейчас без труда приобщусь Святых Таин и буду молодец-молодец»… Священники благословляют причаститься строго «проверенных», кто соблюдает все посты в течение всего года. Как проходит служба в храме Как и всякий воскресный богослужебный день, этот также начинается накануне вечером, всенощным бдением — соединением служб Вечерни и Утрени. Особенность именно этого бдения — то, что его основной темой является воспоминание о падении первых людей. Смысл этих слов накануне поста ясен: Адам и Ева тоже имели заповедь о посте, но — легкую и необременительную, им было запрещено вкушать плоды лишь одного дерева в Раю; но эта заповедь была нарушена нашими прародителями; это — не просто непослушание Богу, но удаление от Него, источника жизни, причина смертности людей, их болезней; и корнем всех этих зол, ныне идущих по жизни с каждым из нас — нарушение поста ради своих вожделений; нельзя не признать: этот грех практически каждый повторяет в своей жизни —уходя от Бога «на страну далече», как блудный сын из Евангельской притчи, поддаваясь своим слабостям, страстям; другой путь предлагает христианам поприще Великого Поста — «оторваться от земли», мирской суеты, воздерживаясь от скоромных яств, борясь с угождением чреву и плоти, стараясь преодолеть страсти — в противоположность тому, что делали первые люди и что делает человек большую часть своей жизни даже до наших дней. Та же тема звучит и за литургией следующего, воскресного дня, когда будут читаться Апостол и Евангелие, посвященные посту и духовному подвигу. Читайте также: Первая неделя Великого поста — график церковных служб и трапезы по Уставу Чин прощения и благословение на Великий пост День накануне Четыредесятницы именуют Прощеным воскресеньем, в храмах совершается Чин прощения. Это богослужение проходит вечером воскресенья — и оно уже, по сути, относится к начинающемуся Великому Посту, ведь богослужебный день по церковной традиции начинается с вечерней службы накануне. По факту Вечерня и Чин прощения может совершаться после воскресной литургии , уточняйте расписание в вашем храме.
Чин прощения совершается в конце вечерни, которая имеет ряд особенностей. Первая ее половина до Вечернего входа носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении. После вечернего входа и «Свете Тихий» поется особенно умилительным напевом Великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю». После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: «Сподоби, Господи», а священнослужители переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению диакон произносит уже в черном облачении, и хор отвечает ему великопостным распевом.
Присылайте, пожалуйста, Ваши письма с требами не позднее, чем за один день до той даты, на которую Вы хотите их заказать, чтобы мы успели просмотреть почту и записать все имена в храме. Обращаем ваше внимание, что за ходом работ по реконструкции Троицкого храма можно наблюдать в разделе " Реконструкция и реставрация Троицкого храма ". Архив новостей.
Лишь только к Вербному воскресению братья собирались в обители, чтобы совершить службу.
Накануне удаления в пустыню монахи просили друг у друга прощение, потому что никто из них не знал, увидит ли он снова своих братьев, сможет ли вернуться в обитель. Эта традиция существует до сегодняшнего дня. Завтра мы вступим в Великий пост, а сегодня просим друг у друга прощение. Тот, кто не сможет простить, тот не сможет почувствовать Господа в своем сердце. Святитель Иоанн Златоуст сказал, что «ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас». Все святые отцы говорят о покаянии. Великим постом часто вспоминают житие одного святого мученика. Жили два друга. Одного звали Никифор, он был мирянином.
Второго друга звали Саприкий, он был священником. Они дружили на протяжении многих лет. И многие их называли братьями. Но как часто это бывает, посеял дьявол между ними вражду. Эта вражда зашла так далеко, что они не могли уже даже общаться друг с другом. И вот в стране, где они жили, произошло гонение на христианскую Церковь. Христиан стали сажать в темницы, казнить и отправлять в ссылку. Священника Саприкия сразу арестовали, потому что он был пастырем. Никифор пришел в себя, одумался и стал просить прощение у своего друга, который сидел в темнице.
Но священник был непреклонен, говорил: «Ты виноват! Священника вывели на площадь, где пытали христиан и заставляли отречься от своего Бога. Он мужественно терпел все пытки, как вдруг в толпе появился его друг Никифор. Он прошел к месту казни и сказал: «Друг! Прошу тебя, прости меня хотя бы перед лицом смерти. Я виноват перед тобой! К сожалению, дьявол озлобил сердце Саприкия. Даже перед лицом смерти, он не простил своего ближнего. И тогда Бог отступил от пастыря.
Благодать, которая его хранила и давала ему силы претерпеть мучения, отошла. Он сказал: «Что я здесь делаю? Зачем я терплю все эти муки?
Клин православный
Остается либо принять это условие, либо отвергнуть, с вытекающими отсюда последствиями. Приступая к подвигу Великого поста в так называемое Прощеное воскресенье, мы и совершаем Чин прощения, в котором свидетельствуем перед Богом, что всем простили, и сами просим прощения у людей, а потому и можем рассчитывать на прощение от Бога. В первую очередь мы миримся со всеми близкими, с кем трудимся и общаемся. Это понятно. Но зачем же просить прощения у незнакомых христиан?
А именно затем, что мы — совсем не такие, какими должны бы быть в соответствии с нашей православной верой. Если бы мы действительно жили по Евангелию, то в этом мире было бы гораздо меньше зла и больше добра. И все мы в определенной степени ответственны за то, что мир так жесток. Почему погибли ветхозаветные города Содом и Гоморра см.
Сколько людей покинули Церковь, доверяясь своему помыслу. Сколько семей распалось, когда между супругами из маленького уголька раздулось пламя. Сколько людей отошли от Бога, потому что доверили себе. Они не нашли нужным сказать: «Господи прости меня!
Когда нас обличает совесть, мы готовы каяться в грехах, но вот попросить прощение у своего ближнего, к сожалению, может не каждый человек. Сегодня мы просим другу у друга прощение и просим у Бога, чтобы он благословил наше намерение. Пост предлагается нашей Церковью для того, чтобы мы как можно лучше посмотрели на себя, увидели собственные недостатки и не судили ближнего своего. В каждый пост во время богослужения, который очень сильно отличается от обычного времени, мы слышим удивительные молитвы и удивительные слова.
Сущность покаяния открывают для нас псалмы и стихиры. Будем же стараться принимать их в свое сердце. Постараемся, чтобы пост для нас был не только отказом от пищи. Но, работая со своей душой, постараемся довериться Богу.
Священное Евангелие учит нас: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. А когда молишься, не выставляй на показ перед всеми и не говори много..
Конечно, братья и сестры, наша Церковь знает наше непостоянство, знает. Поэтому Церковь и ведет нас через пост и дает нам в руки опору — богослужение, Евхаристию, проповеди. В эти дни, дорогие братья и сестры, нужно обязательно приходить в Церковь Божию: участвовать в богослужениях, причащаться Святых Христовых Таин. Будем надеяться не на себя, а на Господа.
Традиция просить прощение у своих ближних очень древняя. Она существует в нашей Церкви уже много столетий. Накануне Великого поста мы собираемся в нашем храме, чтобы исполнить эту заповедь. Когда-то в монастырях Египта и Палестины монахи уходила на Великий пост в пустыню, где пребывали в глубокой молитве наедине с Богом.
Лишь только к Вербному воскресению братья собирались в обители, чтобы совершить службу. Накануне удаления в пустыню монахи просили друг у друга прощение, потому что никто из них не знал, увидит ли он снова своих братьев, сможет ли вернуться в обитель. Эта традиция существует до сегодняшнего дня. Завтра мы вступим в Великий пост, а сегодня просим друг у друга прощение.
Тот, кто не сможет простить, тот не сможет почувствовать Господа в своем сердце. Святитель Иоанн Златоуст сказал, что «ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас». Все святые отцы говорят о покаянии.
В этот момент оба человека кланяются друг другу. Словесная формула — не специальное заклинание, а лишь пример. Самое главное, говорят они, просить от всего сердца.
Считается, что затаить на кого-то обиду или не простить в Прощеное воскресенье — большой грех. Всякий грех, всякий промах делает нас виновными, прежде всего, перед Богом, и во вторую очередь — перед ближним. Отвечая "Бог простит", нужно осознавать, что каждый находится в одинаковом положении перед Высшим Судьей, и мелочные обиды и недоразумения на этом фоне сами по себе значат не так уж и много. Важно отметить, что в этот день просят прощения не только за причиненную боль или грубость. Слово "простить" означает не только прощение обиды. Часто бывает, что обиды как таковой между людьми нет, однако отношения почему-то натянутые, непростые.
Тут уместно вспомнить, что слова "простить" и "просто" неслучайно однокоренные. Прося прощения и прощая, близкие убирают накопившиеся сложности во взаимоотношениях. Днем, после литургии, священники меняют облачения с белых на траурные черные. Меняются покрывала в алтаре на престоле и жертвеннике, а также алтарная завеса. Вечерняя служба совершается при выключенном свете. А во время чина прощения прихожане сначала подходят к священнику, а после друг к другу.
Все просят друг у друга прощения и слышат в ответ: "Бог простит, и меня прости! В течение всего дня верующие просят прощения у близких и знакомых, которых могли обидеть словом или делом. Народные традиции Прощеного воскресенья Помимо церковных, есть еще народные обычаи. Прощеное воскресенье — последний день Масленицы. Поэтому считается, что ее надо как следует проводить, собравшись за праздничным столом с блинами. Ведь после этого на целых семь недель запрещена не только скоромная еда, но и различные увеселения.
На Руси в Прощеное воскресенье было принято гадать на блинах. Делали это в процессе выпечки первого блина и обращали внимание на такие детали: ровные края — скорое замужество, которое будет счастливым; неровные края — не исключены сложности в семейной жизни; толстый блин — трудности в жизни; тонкий — год пройдет как по маслу; румяный — признак здоровья; бледный — к возможным болезням; зажаренный посередине — муж сохранит верность; зажаренный по бокам — отправится за приключениями.
Будем молиться, поститься, взывая к Богу, будем тверды в нашем уповании, неленостны в молитве, усердны в воздержании. Будем просить Бога из глубины наших сердец, чтобы Он дал разрешение той ситуации, в которой оказался мир. Сегодня Прощеное воскресенье, и мы все перед началом этого поприща призываемся простить друг друга. Это прощение особенно важно сейчас, когда возрастает зло в мире, когда разделение проходит посреди семей, когда люди враждуют с остервенением друг с другом и готовы убивать друг друга просто потому, что другой мыслит иначе. И в это время мы слышим призыв Церкви простить. Борьба наша должна быть направлена против греха, ведь цель — спасти грешника. Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, искренне простить наших обидчиков и принять в свою любовь.
Дай Бог всем нам на протяжении этого Великого поста и всех выпавших на наш народ испытаний сохранить единство, избегать вражды, быть едиными в молитве и в добрых делах, наполнять время поста борьбой с духовным врагом и деланием добра. Дай Бог, чтобы мы не сдались перед нашим невидимым врагом, проявив свою леность и жестокосердие. Положив же добрый плод покаяния, приступим к этой духовной брани, попросив друг у друга прощения и изгладив из своей души обиду, злобу, неприязнь и ненависть. В завершение владыка Марк по традиции первым испросил прощения у всех собравшихся в храме священнослужителей, монашествующих и мирян, которые, в свою очередь, также испрашивали прощения в ответ.