Одной из самых фантазийных коллекций для меня оказалась коллекция художника и теоретика Элия Белютина. Элий Белютин был одним из первых представителей русского абстрактного искусства. Среди работ старины, которые Молева приписывала кисти самых именитых мастеров истории, есть и картины ее супруга Элия Белютина. советский и российский художник, педагог и теоретик искусства. Элий Михайлович Белютин в юности с одинаковым интересом занимался живописью и музыкой, но традиции семьи – его отец был театральным художником, известным коллекционером живописи и скульптуры – все же взяли верх.
Краски материнской любви в творчестве Элия Белютина
В картинах художников студии Элия Белютина нет традиционной картинной композиции фигуры удерживаются на плоскости только благодаря равновесию их эмоционального наполнения. Белютин Элий Михайлович (1925–2012) — российский художник, педагог, теоретик искусства. На 87-м году жизни в Москве скончался художник-авангардист, преподаватель и мистификатор Элий Михайлович Белютин, основатель знаменитой студии своего имени и участник легендарной выставки в Манеже 1962 года. Элием Михайловичем и Ниной Михайловной Молевой, организованная хранителем фондов графики при Министерстве культуры. Начал доставать эту коллекцию мой муж Элий Белютин, внук коллекционера, в 1949 году, уже после того, как вернулся с фронта и окончил аспирантуру. Белютин Элий Михайлович 10 июня 1925 (Москва) Живописец, график, коллекционер, искусствовед, педагог.
Белютин Элий
Нина Молева и ее супруг Элий Белютин — владельцы коллекции картин на $2 млрд, полученной от предков Белютина. Злотников, Снегур, Рабин, Неизвестный, Вечтомов, Вулох, Белютин, Зверев, Янкилевский и другие. Вместе с мужем Элием Белютиным (фамилия образована от «обрусевшего» Белуччи, имя Элигий дали в честь итальянского деда) Молева создала творческую студию «Новая реальность», которая сильно отклонилась от советских норм соцреализма. В 2012 году после смерти Элия Михайловича Белютина его вдова Нина Молева, историк, искусствовед, писательница, последняя в роду хранительница этой коллекции, завещала найденные ими с мужем картины России. В галерею поступила коллекция живописи, принадлежащая кисти Элия Белютина, известного русского мастера абстрактной живописи. Белютин и Молева совершили громадную ошибку, выпустив в 2005 году каталог своей коллекции.
Содержание
- От Белютина с любовью
- Элий Белютин и копия с Рафаэля – новости за 2 декабря 2022 года | Аукционный дом «Литфонд»
- Белютин элий михайлович картины
- Школа Элия Белютина «Новая реальность» и Эрнст Неизвестный
БЕЛЮ́ТИН ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
Здесь же говорила дочка пострадавшего, что придавало особый вес и основательность версии. Знаменитая пара — Белютин и Молева! В 1953 году Элий женился на красавице дворянских кровей Нине Михайловне Молевой. Внучка боевого генерала, лектор литинститута, активистка комсомола, комиссар агитбригады. Со школьной скамьи Нина состояла в отряде бдительных советских граждан, доносивших начальству о неполадках в комсомольском хозяйстве. Жизнь в ритме эпохи. Супруги приняли все правила советской игры, а с ней и людоедский строй Совдепии.
Работа с молодежью оказалось подходящей дорогой к славе, но и там видные места заняли враги. Мафиозник Андрей Дмитрич Гончаров сделал все возможное, чтоб выжить малахольного теоретика из стен своей цитадели. Белютин и его гениальная супруга считали, что искусство можно раздуть не только до человеческого лица, а гораздо шире, до особой духовности мирового уровня. Не солдатская шеренга, а колхозный хоровод. Сначала его общественный почин приняли как обычную кружковую работу по подготовке профессионалов карандаша и кисти, но через год-два власть обнаружила, что это не ортодоксальные курсы, а секта врагов народа. Драться пришлось на два фронта.
Против могучих адептов вечного реализма и реакционеров партийной идеологии. Молева, доктор и профессор всех наук, взялась разложить коммунизм изнутри, отхлопотав местечко консультанта по культуре при ЦК КПСС. Со скрипом, покачиваясь с боку на бок, просторная и непутевая Совдепия куда-то продвигалась. Люди рыли каналы, поднимали целину, рвались в комос. Модель советского счастья всерьез волновала западный мир. Русский язык, советские порядки тщательно изучались.
Кто сказал, что русские носят лохмотья и живут в непролазной грязи? Гнилой ватник, дырявая шапка, свинарка и пастух, штепсель и тарапунька — злостная выдумка капиталистов! Советская Россия — образец для человечества! Вечная ученица Белютина графист Учпедгиза Вера Ивановна Преображенская, до 90 лет приносившая свои опыты на суд учителя, с восторгом вспоминает вылазки курсантов на русскую природу. Сердечный, колхозный Барбизон!.. Затем идут веселые показы по клубам, обсуждения, выводы и почетные грамоты.
Литературно одаренные белютинцы Леонид Рябичев, Борис Жутовский, Игорь Снегур оставили человечеству светлые лирические описания героических дел белютинцев, нигде не упомянув о связях своего наставника с иностранными подданными. Секта возникла в советском пространстве без связи с внешним миром, но в дипарт Белютин вошел особым способом. На словах он громил и поносил своих питомцев за связи с ничтожными фирмачами, а на деле тихой сапой искал выгодный проход в подлый западный мир. Копать он начал с Польши, родины его предков. Они свободно и без слежки передвигались в метро и по улицам Москвы, торговали из-под полы и не уступали москвичам в пьянстве и дебошах. Белютин наладил связь с союзом польских плакатистов, рисовавших все, что им вздумается.
У поляков водились и коммерческие книжные магазины для выставок и продажи их продукции. В шестидесятые годы за встречу с иностранцем уже не расстреливали, молодежный фестиваль 57-го перепутал все статьи и кодексы. Много лет спустя я туда заглянул и листал скромный каталог белютинских работ в легком экспрессивном духе. О существовании свободного советского художника и педагога узнали на Западе. Белютинский трудколлектив стал моден в Москве. Летом 1961 года 250 курсантов арендовали пароход, загрузили его артистическими причиндалами и погнали вниз по матушке по Волге навстречу солнцу, искусству и любви.
У меня, провожавшего в этот круиз друзей и подруг, навсегда сохранилась в памяти пестрая картина отчала, крики, гам, свистки, гудки и музыка. Элий Михалыч в голубых джинсах, с роскошными бакенбардами а-ля Элвис Пресли выразительно жестикулировал, стильно одетые чуваки и неотразимве чувихи сплелись в бешеном танце. Лакеи Уолл-стрита!.. Изобретательный педагог всем, независимо от возраста и образования, предлагал кратчайший путь к вершинам гениальности, логически обоснованный и простой. Многофигурные композиции заранее исключались как старомодная и бессмысленная трата времени. Сделай высокое напряжение на картонке — и ты в раю.
Курсанты мусолили на палитре бесцветную фузу и втирали ее в поверхность холста до тех пор, пока не появлялись желанные бугры и ямки. Нетрудно догадаться, что такая убогая и фальшивая система долго держалась в среде невежественного общества, лишенного прямой связи с мировыми экспериментами в искусстве, а как только рухнула стена вражды, белютинская секта испарилась, как лужа под солнцем. Повсюду царствовало абстрактное направление, европейские наследники Кандинского, Мондриана, Малевича. В советском пространстве продукция Его Величества Капитала считалась очередной угрозой империалистов всему прогрессивному человечеству. Любые попытки подражать Западу без материальной поддержки государства были бессмысленны. Единичные опыты старика Родченко и молодых новаторов Слепяна и Злотникова 1956 без опоры в Кремле были обречены на забвение.
Примитивный реализм фотографического типа Бродского, Кацмана и Лактионова считался образцовым народным искусством и всякие попытки формалистов подправить его, расширить его живописные возможности пресекались голодной блокадой или просто физическим истреблением. На первом съезде советских художников в 1957 году возникло равновесие сил, раскол на два лагеря — консерваторов и либералов, правых и левых. Правые постоянно искали возможность дать бой левакам, сбросить сумасброда Хрущева, захватившего Кремль, и поправить положение в государственных делах. Левые потихоньку расширяли и разбавляли реализм в своих семейных интересах. В 1964 году, взявшись за руки, единодушно сбросили Хрущева, за космические заказы перегрызлись, как собаки за кость, в культуре наломали дров и разошлись по своим углам. Одной из жертв этой драки в декабре 1962 года стала студия Белютина.
В этом памятном году белютинцы выставлялись в марте Литинститут , апреле Дом кино , а в ноябре в Клубе учителя состоялся творческий отчет участников пароходного путешествия. Большое кубовидное помещение от высокого потолка до пола в несколько рядов было завешено картинками — штук двести — и все они походили друг на друга. Этюды поволжских берегов и дебаркадеров. Портретики рыбаков и грузчиков. Выделялся один холст с намеком на графическую абстракцию. На самодельных ящиках, обитых холстом, стояли скульптуры Э.
Рисунков Соболева и Соостера я не заметил. Оставался загадочным один пункт: зачем, с какой стати видный скульптор, лауреат фестиваля 57-го года и самобытный молодой живописец примкнули к учебной студии? Не из карьерных же интересов?
В общем-то, сейчас, когда она умерла и все вспомнили, что завещание-то на Владимира Путина, и в этом-то вся загвоздка, потому что это юридически обязывающий акт. Администрация президента должна решать, что с этим делать». От коллекции Белютина отказался также Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина.
Несмотря даже на то, что о собрании в 1990-х была пара высоких отзывов со стороны зарубежных специалистов. Известный французский независимый эксперт в области старой живописи Эрик Тюркен сказал, что в Белютинской коллекции есть десяток более или менее интересных картин. Но реальной экспертизы так и не было, отмечает директор галереи «Элизиум» Марина Молчанова: — По-настоящему коллекцию никто не изучал. Она не проходила никаких исследований, сказать, что там на самом деле, на сегодняшний день, наверное, все-таки преждевременно. К ней приходили в разные годы из-за рубежа, о ней писали, например, во французских ежедневниках. Приходили какие-то специалисты из аукционных домов и говорили о том, что там, конечно, не миллиарды, но несколько сотен миллионов долларов может быть.
Но исследования как такового, соответствуют эти произведения музейному уровню, представляют они какую-то историческую или музейную ценность, в настоящий момент нет данных никаких. Она сама атрибутировала эти вещи. Она же искусствовед.
И так продолжалось до его 73-х лет. Он не женился и объяснял это тем, что содержание жены стоит дорого, а ему деньги нужны на картины. А в 1904 году он построил дом-музей на семь залов, потому что всегда хотел, чтобы его коллекция была в публичном музее. В 1904-м построил, а на следующий год женился. В 73 года женился, а в 74 у него родилась дочь. Курбатовы — русский дворянский род, первые упоминания относятся к XV веку Замуж он взял княжну Марию Курбатову, она дожила почти до 100 лет, и я её ещё застала. Когда я спрашивала: «Мария Никитична, это же был мезальянс? Княжна-то княжна, а приданного не было, возраст — 40, кому ж такой лежалый товар был нужен? Если он взялся за топор, то не остановится. Надо убирать всю коллекцию». Пригласили Алексея Рыбникова, вчерашнего студента, который только ещё начинал карьеру реставратора, и все полотна были намотаны на валы. Были убраны рамы, скульптуры, и всё это спрятано на чердаке дома. Сверху покрыли рогожами и насыпали строительный мусор. Коллекция там пролежала с 1919 по 1949 год. Вынимал её и снова приводил в порядок, натягивал на подрамники уже профессор, доктор наук Алексей Рыбников. Иван Гринёв в том же 19-ом году умер от сыпного тифа и перед смертью просил жену, которая оставалась с дочерью-подростком: «Маша, если сможешь, сохрани коллекцию. Я всё-таки хотел бы, чтобы этот музей был подарен Москве под нашим именем». И они не продали ни единой вещи. Я спрашивала её потом: «Мария Никитична, ведь вы остались без профессии, без средств к существованию, с девочкой на руках, неужели же вам не пришло в голову что-то продать? Ни единая вещь не была продана. Начал доставать эту коллекцию мой муж Элий Белютин, внук коллекционера, в 1949 году, уже после того, как вернулся с фронта и окончил аспирантуру. К тому времени дедов дом заселили. Он смог попасть на чердак, потому что женщина, работавшая прислугой в их семье, получила комнату в этом музейном доме. И вот через неё всё это Белютин и перетаскивал домой. Эпидемии сыпного тифа чаще возникают в холодное время года и в периоды военных действий.
Смыслом занятий Студии было «раскрепощение эмоций художника». Уникальность школы Белютина включает не только метод работы, но и ее структуру. Художник студии Леонид Рабичев вспоминал, что мастерская становилась площадкой для совместного творчества десятков художников, постоянно взаимодействовавших друг с другом. Рисовали они, то правой, то левой рукой, и двумя сразу, используя самые разные техники и их применяя с особой быстротой. Иногда Элий Белютин, чтобы «раскрепостить» творческую энергию, наводил хаос во время штудий. Критиковал произведения, просил намазать холст мылом, кричал, иногда призывал «уничтожить собственное произведение». Белютин в ноябре 1962 года организовал первую после 1920-х годов, выставку абстрактного искусства в помещении Студии на Большой Коммунистической улице. В экспозиции представили более двухсот работ шестидесяти участников Студии. Он был недоволен непонятным, чужеродным ему искусством абстракции. И началась кампания против абстракционизма и формализма. Элий Белютин стал выставлять свои картины за рубежом с начала 1960-х годов. В 1961 году он с большим успехом участвовал в выставке «Художественные галереи» в Париже Galerie Lambert. Картины Белютина с этого времени постоянно представлены там, а деньги от продаж произведений художника перечислялись приюту для престарелых художников в Париже.
Элий Михайлович Белютин. Дети Войны.
Лишь в конце 1980-х годов ему удается представить свои работы широкой аудитории и плоды творчества школы "Новая реальность" на Родине. В 1988 году картины Элия Михайловича и его учеников впервые поступили в собрание Государственной Третьяковской галереи. Работы Элия Михайловича Белютина хранятся в собраниях ведущих музеев России и за рубежом, в частных и корпоративных собраниях. В собрании Тверской картинной галереи находится более двадцати живописных полотен и около ста графических рисунков автора, а также архивные документы: фотографии, книги, мемориальные вещи, личные предметы художника и его семьи. В экспозиции будущей выставки будут представлены работы мастера, относящиеся к разным периодам его творчества. В них можно найти интересные пластические решения в графических произведениях и смелые цветовые эксперименты в живописных полотнах. Выставка продемонстрирует творческие поиски художника от искусства абстрактного экспрессионизма ранних лет к схематичному письму позднего периода, свободного от условностей.
Белютин утверждал, что искусство может стать истинным стимулом развития общества.
В студии Белютина в разные годы занималось от нескольких сотен до тысячи человек. Каждому из них Элий Белютин сумел помочь раскрыть свое творческое начало, многие из них позднее создали собственные художественные школы. С конца 1960-х годов Белютин начал работать в стиле абстрактного экспрессионизма.
Был награжден Орденом Красной Звезды. После месяцев на фронте, где жизнь висела на волоске, к Элию пришло желание рисовать.
Родился цикл фронтовых рисунков: «Здесь был дом», «Убитая игрушка», «Немцы ушли», «На пепелище», «Вышли из землянки» и другие. Сажа служила краской, а обрывки бумаги холстом. Именно в это суровое время он состоялся как художник: вместе с ополченцами он написал картину «22 июня 1941-го». Более поздние картины военных лет — «Уборка картофеля» 1942 , «Воздушная тревога» 1943 — стремились передать трагедию войны. Образ бесприютного мира показан в произведениях «Флейтист» 1946 и «Рандеву» 1948.
Его скульптуры «Хоровод» 1946 , «Сидящая» 1946 , «Мальчик» 1946 , напротив, выражают радостные чувства художника и полны легкости. Дерево, масло. Самарский художественный музей. Вернулся домой. Галерея АртПанорама, Москва.
Натюрморт с рябиной. Ока вблизи Серпухова. Новосибирский краеведческий музей. Окно в сад. Челябинский музей изобразительных искусств.
Бумага, графитный карандаш, акварель. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г. И с 1942 года художник возобновляет учебу, участвует в многочисленных выставках. В 1946 году Элий Белютин оканчивает Московский художественный институт им. Дипломная картина «Смерть командира» была признана «формалистической» и конфискована у автора.
В 1949 г. С большой теплотой он напишет в своих воспоминаниях о «самом московском художнике» Аристархе Лентулове, который в июне 1941-го ввел его в Суриковский институт, а также и о своем руководителе по аспирантской мастерской Льве Бруни, где вел занятия и Павел Кузнецов; и о том, как пропадал в мастерской конструктивиста Владимира Татлина. Результатом работы в аспирантской мастерской становится «Серия обнаженных». В 1947 г. Белютин был принят в Союз художников, в 1948 состоялась первая персональная выставка художника в Москве.
И тут, словно гром среди ясного неба, Элий был исключен из Союза художников за так называемый формализм - отход от принципов социалистического реализма в искусстве. Натурная постановка I. Бумага, сангина. Обнаженная стоящая. Оба - Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Лежащая обнаженная. Бумага, соус. Натурная постановка 6. Бумага, чернила. Портрет матери.
Портрет Б. Нина Молева, аспирантка МГУ. В 1951 г. Элий женился на красавице дворянских кровей Нине Михайловне Молевой, которая стала его верным помощником в жизни и творчестве. Свидетелями были художник Павел Кузнецов и скульптор Сарра Лебедева.
Нина Молева на пляже. Сахалинский художественный музей. Портрет жены художника Н. Бумага, темпера. Ставропольский музей изобразительных искусств.
Две лодки. Рождение студии «Новая реальность». Первый прием белютинского факультета. С 1950 года Белютин начинает преподавательскую деятельность. Сначала в Московском товариществе художников, в Студии инвалидов Великой Отечественной войны.
Белютин является организатором и бессменным руководителем «Экспериментальной студии живописи и графики» при Горкоме художников-графиков, организованной по инициативе А. Косыгина, и которая получила официальный статус. Целью занятий Студии было раскрепощение эмоций художника. Студия арендовала один из залов в Доме учителя на Большой Коммунистической улице для своих занятий. В условиях запрета на многие русские произведения начала века и практически всё современное западное искусство, студия была местом, в котором молодые художники могли познакомиться с «другим искусством» и ощутить свободу творчества.
Белютин был прекрасным педагогом и тонким психологом. За ним шли сотни увлеченных искусством человек. Он не обещал им ни денег, ни славы, ни мирового признания, но давал ощущение свободы, внутреннего раскрепощения и самореализации. С «Новой реальностью» и непосредственно с занятиями у Белютина связано более 3 000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Опустошенье Автопортрет?
Бумага, карандаш. Оба - Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
Основная статья: Новая реальность студия В 1953 Белютин устраивается преподавателем рисунка и живописи в институт повышения квалификации работников издательств полиграфии. Через несколько месяцев группа художников под руководством Белютина начала заниматься самостоятельно. С этого момента практически все знаковые события жизни художника неразрывно связаны с историей его студии, получившей позже название « Новая реальность », базировавшейся на его даче в подмосковном Абрамцеве 1964—2007. Белютин был прекрасным педагогом и тонким психологом. За ним шли сотни увлеченных искусством человек. Он не обещал им ни денег, ни славы, ни мирового признания, но давал ощущение свободы, внутреннего раскрепощения и самореализации. С «Новой реальностью» и непосредственно с занятиями у Белютина связано более 3 000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов.
Живопись, скульптура, графика
Вдова Элия Белютина подарила Художественной галерее Калининграда коллекцию творчества художника | советский и российский художник, педагог и теоретик искусства. |
Покровитель странствующих | В 1988 году картины Элия Михайловича и его учеников впервые поступили в собрание Государственной Третьяковской галереи. |
ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ — Журнальный зал | Коллекция мировых шедевров художника Элия Белютина и его вдовы Нины Молевой вызывает немало пересудов. Еще бы! Ведь, по словам, владелицы, стоимость собрания, которое хранится у нее в квартире, составляет $2 млрд. Одно. |
Любовь как ключ к искусству: работы Элия Белютина в Новосибирском краеведческом музее
Элий Михайлович Белютин скончался на 86-м году жизни. БЕЛЮТИН ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ Элий Михайлович (р. 10.6.1925), рос. живописец и теоретик иск-ва (2005). Полвека назад художник Элий Белютин разработал методику раскрытия творческих способностей личности. Элий Михайлович Белютин на языке живописи рассказывает о тяжелых переживаниях, опустошенности, попытках пережить войну и сохранить существование.