К 85-летию танцовщицы её муж Владимир Васильев поставил спектакль-воспоминание лучших ролей артистки. Екатерина Максимова не раз говорила, что в балете могут состояться только фанатики.
История творчества и любви блистательной Екатерины Максимовой
Екатерина Максимова скоропостижно скончалась 28 апреля 2009 года на 71-м году жизни в Москве во сне в собственной квартире[10]. Екатерина Максимова не раз говорила, что в балете могут состояться только фанатики. 9. В 1994-м Екатерина Максимова стала крестной матерью японской балерины Юкари Сайто 10. Екатерина Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве.
Москва прощается с балериной Екатериной Максимовой
Он вспоминает, как проходило прощание с ней. Балерина покинула мир из-за сердечной недостаточности. Николай вспоминает, что во время прощальной панихиды на Новодевичьем кладбище в этот день был дождь. У могилы было мокро и скользко. Все пришедшие попрощаться с балериной стояли вокруг гроба с зонтами. Однако, когда батюшка произнес слова: «Возносится раба Божья Екатерина…», в этот же момент небеса буквально посветлели и на гроб с усопшей упал луч солнца.
Ей было 36. На репетиции «Ивана Грозного» новый партнёр не удержал Катю при выходе с верхней поддержки. Она рухнула головой вниз, повредив межпозвонковые диски. Врачи не могли сразу поставить точный диагноз, а Максимова спешила вернуться на сцену.
И вернулась было. До новой серьёзной травмы. Катя оказалась прикованной к постели, не могла двигаться. Он старался всё время быть рядом.
Но чем он мог помочь? В отчаянии приглашённый на банкет с высокопоставленными лицами в Кремлёвский дворец Васильев выступил там с непротокольной речью: «Вот вы здесь едите и пьёте, а человек мучается от боли, потому что не может попасть к нужному врачу». Это было чудо. И Володя верил в него.
После операции он разработал для любимой реабилитационные упражнения, сам же занимался с ней. Силы к ней возвращались. А вскоре стало понятно, что Катя беременна. Супруги мечтали о ребёнке, но несколько попыток уже закончились выкидышем.
Теперь, в 36, это был последний поезд, в который Катя и Володя надеялись запрыгнуть. Шёл шестой месяц. И вдруг беременность перестала развиваться. За что?!
Казалось, Катя выплакала тогда все слёзы.
В том же году Максимова стала участницей Всемирного фестиваля молодежи, откуда привезла наивысшую награду — золотую медаль. После этого танцовщица гастролировала в Китае, Норвегии, Дании, Финляндии. Мастерство балерины получило новый стимул для развития после того, как в столицу прибыл молодой балетмейстер Юрий Григорович , ранее проживавший в Ленинграде.
Он стал постановщиком балета «Каменный цветок», и выбрал именно Максимову для исполнения главной партии. Балетмейстер добивался, чтобы артисты танцевали совершенно не только с технической точки зрения, ему хотелось добиться одушевления в танце. Максимова прекрасно справилась со своей ролью, вначале ее героиня обычная лирическая русская девушка, а потом постепенно становится сильной женщиной, отстаивавшей свою любовь. Спустя год в копилке работ балерины появилась еще одна -11-й вальс «Шопенианы».
В 1961 году Максимову пригласили на съемки картины «СССР с открытым сердцем», созданной специально для зарубежного зрителя. Екатерина танцевала Жизель. Премьерный показ ленты прошел в столице Франции — Париже. Роль Марии из «Бахчисарайского фонтана» Максимова получила как наследство от своего наставника — Галины Улановой, до этого блиставшей в этой партии.
Екатерина сумела станцевать совершенно другую Марию, не похожую на «улановскую», но такую же яркую и запоминающуюся. Балет Екатерины Максимовой Карьеру Максимовой сейчас трудно представить без творческого союза с Владимиром Васильевым , талантливым и уверенным в своих силах танцором балета. Они стали очень гармоничной парой, дополняющей друг друга без всякого намека на конкуренцию. Постановка произвела сенсацию в культурной жизни Москвы в том году.
Эта роль предусматривает невероятную скорость, стремительность. Балерина то взмывала вверх в высоком прыжке «жете», то передвигалась по сцене мелкими «па», энергично вращалась, вызывая восхищение зрительного зала. Овации зрителей практически не смолкали на всем протяжении действия на сцене. Китри в исполнении Екатерины Максимовой имела много отличий с аналогичными партиями, но в исполнении других артисток — Суламифи Мессерер и Майи Плисецкой.
Из темпераментной испанки Китри в ее исполнении превратилась в бесшабашную русскую. Столичные любители балета старались попасть на все выступления Екатерины Максимовой, поэтому билеты были раскуплены на несколько представлений вперед. Эта драматическая партия была создана специально для нее, отличалась наличием акробатических элементов, сложнейшим хореографическим рисунком и поддержками. Все это исполнялось на наивысшем техническом уровне, к тому же героиня получилась очень одушевленная, как того и требовал от артистов Григорович.
В 70-80-е годы прошлого века Максимову и Васильева считали символами БТ. Гости, прибывающие в столицу, старались попасть на балет, в котором главную партию танцует Максимова. Это стало проявлением хорошего тона. Все складывалось отлично, триумф сопровождал балерину по жизни, удача не изменяла ей никогда.
Казалось, так будет продолжаться вечно. Однако в биографии Максимовой наступила и черная полоса. В середине 70-х , в результате неудачного выхода из верхней поддержки, Максимова получила травму позвоночника. Ей удалось быстро восстановиться после травмы, и вскоре балерина уже снова блистала на сцене родного театра.
Лечение продолжалось более года. Максимова при помощи мужа и своей силы воли сумела справиться с болезнью. Целый год носила специальный корсет и делала упражнения, разработанные для нее Васильевым. В «Жизели». Пережитые Екатериной Максимовой страдания, конечно, не могли не отразиться на ее восприятии мира, заставили переосмыслить многое в творчестве. Ее героини потеряли часть своей легкомысленности, приобретя взамен мудрость, силу и терпение, наивность сменилась глубиной чувств. В 1976 году Васильев поставил для Максимовой балет «Икар», где она сыграла Эолу, а затем еще целый ряд спектаклей, как в театре «Эти чарующие звуки…»,1978 , так и на телевидении «Анюта» и «Чаплиниада». Партию Эолы он создавал фактически в соавторстве с Максимовой. Ее танец состоял из излюбленных Максимовой и очень подходящих ее пластике струящихся мягких линий, причудливых, неожиданных и гибких.
Тогда перед артистами и балетмейстерами стояла задача — донести искусство балета до максимально широких кругов. Васильев и Максимова обратились к телевидению и кино. У балерины уже был опыт съемок в кинофильмах начала 60-х годов. Теперь ее творческие замыслы нашли свое воплощение на телевидении. Первой работой Максимовой на телевидении стал фильм-балет на музыку Прокофьева «Трапеция», где балерина исполняет роль Девочки, выступающей в бродячем цирке. Телевидение дало артистке возможность проявить свой дар тонкого юмора, эксцентрики, гротеска. Она смогла раскрыть талант комедийной и драматической актрисы. В фильме-балете «Галатея», поставленном Дмитрием Брянцевым в 1978 году по мотивам пьесы Бернарда Шоу и мюзикла Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди», Екатерина Максимова сыграла главную роль — роль уличной цветочницы Элизы Дулитл, которую буквально подобрал на улице преподаватель хореографии Хиггинс в исполнении Мариса Лиепы и старательно обучает основам хореографии, хорошим манерам. Максимовой удалось очень точно передать очаровательное сочетание грации и неуклюжести Элизы.
Следующим фильмом с ее участием стал фильм-балет «Старое танго», где Екатерина Максимова исполняла роль травести. Фильм был снят по мотивам известной в свое время кинокомедии «Петер». В основе сюжета лежат приключения влюбленной девушки, которая переодевается юношей. Вскоре Екатерине Максимовой довелось вновь вернуться к амплуа травести — на этот раз уже на театральной сцене, в балете «Гусарская баллада» в постановке Брянцева. Правда, здесь ей пришлось создавать совершенно другой характер — вспыльчивой и озорной Шуры Азаровой, девушки-гусара. В 1979 году на экране появился телефильм «Жиголо и Жиголетта», в котором Екатерина Максимова сыграла роль Стеллы, а годом позже — фильм-балет «Эти чарующие звуки».
На прощание с балериной Екатериной Максимовой пришли сотни москвичей
«Танцуй, пока танцуется»: уфимка занялась балетом в 72 года и выступает на сцене — видео | Балерина Екатерина Максимова Балерина Екатерина Максимова. Катя не мечтала о сцене или искусстве, она хотела стать кондуктором или пожарным из-за своей подвижности и непослушности. |
Шесть пермяков вышли в финал конкурса артистов балета «Арабеск» | Великая балерина Екатерина Максимова, которая скончалась на 71-м году жизни во вторник, была последней из могикан, считает известный танцовщик, руководитель театра "Русский балет" Вячеслав Гордеев. |
«Балерина, обогнавшая своё время»: 85 лет со дня рождения Екатерины Максимовой — РТ на русском | 1 февраля 2009 года Екатерина Максимова отметила 70-летний юбилей, а в ночь на 28 апреля ее не стало. |
Максим не поедет в большой тур по России 25.04.2024 | На Исторической сцене Большого театра состоялся концерт «Фрагменты одной биографии», поставленный Владимиром Васильевым в честь 85-летия со дня рождения его покойной жены, уникальной балерины Екатерины Максимовой. |
Другие записи
- Курсы валюты:
- фотографии >>
- «Балерина, обогнавшая своё время»: 85 лет со дня рождения Екатерины Максимовой
- В Большом театре прошел вечер балета в память о Екатерине Максимовой
- «Балерина, обогнавшая своё время»: 85 лет со дня рождения Екатерины Максимовой — РТ на русском
К 75-летию выдающейся балерины Екатерины Максимовой
Прославленная балерина Екатерина Максимова будет похоронена на Новодевичьем кладбище | Став примой-балериной Большого театра, Екатерина Максимова хотела поскорее доработать. |
Цискаридзе вспомнил как проходило прощание с Екатериной Максимовой | Большой театр скорбит о великой утрате и выражает глубокое соболезнование матери Екатерины Сергеевны Татьяне Густавовне Максимовой и мужу — Владимиру Викторовичу Васильеву. |
Максимова, Екатерина Сергеевна
Также балерину удостоили премий Дягилева и «Хрустальная Турандот».
Об этом сообщил генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов. По его словам, церемония прощания начнется в 10 часов утра в Атриуме ГАБТа, где состоится гражданская панихида. Сюда придут друзья и коллеги замечательной артистки, совсем недавно отметившей свою 70-летие, чтобы выразить слова сочувствия ее мужу и партнеру Владимиру Васильеву.
Имена их неразрывно связаны друг с другом. Большой театр отметил эту дату спектаклем «Фрагменты одной биографии», режиссером вечера выступил Владимир Васильев. Она не любила юбилеи. Нет, не надо. У меня этих папок знаете сколько», — говорила автору этих строк Екатерина Максимова в интервью всего за три месяца до смерти. Но она верила в судьбу: «Везение, стечение обстоятельств, знакомства, дружба, любовь… Вот так случилось, что мы с Васильевым поступили в один год в хореографическое училище.
А ведь могли бы вообще никогда не встретиться. Так получилось, что, когда я начинала в театре, Галина Сергеевна Уланова как раз заканчивала танцевать, и ей предложили выбрать какую-то ученицу. Она не очень готовилась к этой деятельности, но выбрала почему-то меня. Мы могли ведь тоже разойтись во времени, закончи она танцевать позже». Тогда она отмечала 70-летие. И вот уже 15 лет как Екатерины Сергеевны нет с нами.
Владимир Викторович — ещё и талантливый художник, оформление вечера он придумал сам. Его эскизы и рисунки проецируются на задник и кулисы, создавая взволнованную и таинственную атмосферу. Кажется, что перелистываешь мемуарную книгу Екатерины Сергеевны «Мадам «Нет», иллюстрации к которой нарисовал Васильев, и останавливаешься на каких-то фрагментах её биографии. Сначала «Антре» поставленное Владимиром Васильевым на музыку Чайковского для учащихся Московской академии хореографии. Ученики выходят в костюмах, напоминающих нам образы великой балерины, которые она создавала для сцены и кино. Вот её Жизель — девочка, одетая в белую пачку с голубым фартучком.
Хулиганистый мальчишка в черном костюмчике и белом паричке — Петер из фильма-балета «Старое танго». Большинство из этих образов мы потом увидим на сцене в исполнении звездных артистов Большого и Мариинки. Но это ещё и воспоминание о школьных годах. В юношеские годы этот интерес перерос в большое и очень сильное чувство. Конечно, в юности у каждого из нас были разные увлеченности, но как-то очень быстро мы поняли, что жить друг без друга не можем, - вспоминал Владимир Васильев. В младших классах мы даже особенно и не дружили.
Мы везде появлялись вместе — в кино, на вечеринках, бродили вдвоем по бульварам, сидели на лавочках. Он всегда рядом, в любом радостном, горьком. Смешном или трагическом событии. Жизнь, танец, Володя.
По традиции в этом направлении представлены две номинации — хореографы и исполнители. Жеребьевка участников конкурса современной хореографии прошла 24 апреля.
С результатами можно ознакомиться на сайте. Третий тур конкурса пройдет 26 апреля. Конкурсные показы сопровождаются онлайн-трансляциями на сайтах: arabesque-perm. Напомним, все показы начинаются в 12. Отметим, торжественное закрытие конкурса артистов балета «Арабеск», награждение лауреатов и гала-концерт пройдут 27 апреля. Гала-концерт лауреатов конкурса также состоится и 28 апреля.
Ушла из жизни Екатерина Максимова
Екатерина Максимова ушла из жизни в ночь на 28 апреля 2009 года в своей московской квартире от сердечной недостаточности. Здесь её последнее интервью для В Москве на 71-м году жизни скончалась выдающаяся балерина, Народная артистка СССР Екатерина Максимова. Екатерина Максимова: "Я люблю гречку, а Васильев не переносит". Екатерина Сергеевна Максимова родилась в Москве в 1939 году, окончила Московское хореографическое училище и в 1958-м поступила в Большой театр, где служила до 1988-го. Пришла печальная новость о кончине выдающейся балерины, народной артистки СССР Екатерины Максимовой.
Екатерина Максимова, балерина: дата рождения, биография, карьера, дата и причина смерти
От нас ушла великая балерина и "Великая молчунья Большого" Сегодня от сердечной недостаточности скончалась Екатерина Максимова. Балерина народная артистка СССР Екатерина Максимова родилась 1 февраля 1939 года. 75 лет сценаристу и режиссёру Александру Миндадзе. 15 лет назад умерла балерина Екатерина Максимова (1939-2009).
Прощание с балериной Екатериной Максимовой
Как-то лежим мы на пляже в Бразилии, на самом экваторе, полное блаженство. Я спрашиваю: «Катюш, о чём думаешь? Она была словно стальная пружинка. Вспоминаю, как она впервые — после перерыва почти в год, перенеся серьёзную операцию на позвоночнике, танцевала «Жизель». Мы все дрожали от страха: что будет? Я сидела в партере рядом с Катиной мамой Татьяной Густавовной она почему-то решила, что я помогу ей преодолеть волнение и врачом, который делал операцию. Так и волновались рядышком. В первом действии есть фрагмент, когда счастливая пейзанка Жизель, подпрыгивая на одной ножке, на кончике пуанта пересекает по диагонали всю сцену. Вариация очень сложная и всегда сопровождается овациями. Нам просто хотелось закрыть глаза. Милое же лицо Кати-Жизели не выражало никакой тревоги.
Когда вариация благополучно завершилась, мы схватились за руки, поздравляя друг друга. На наших глазах совершался настоящий подвиг. Открытием Кати, конечно, стали фильмы, где она поразила недюжинным дарованием драматической актрисы.
Поэтому Гельцер отказалась смотреть свою непоседливую тезку. После этого судьбой внучки озадачилась бабушка. Именно она привела девочку к «светиле балета» Василию Тихомирову, который и подтвердил, что малышка, несомненно, талантлива. В десятилетнем возрасте Максимова уже стала ученицей хореографического училища, обойдя своих соперниц. Стоит отметить, что в том году на одно место претендовали восемьдесят человек.
Катя проучилась всего шесть месяцев, и ей уже доверили ее первые роли. Творческая биография будущей известной артистки балета началась с эпизодических ролей в постановках «Золушка» и «Щелкунчик». Партии были небольшими, но этого хватило, чтобы подтвердить наличие невероятного таланта у маленькой шустрой девочки с волевым характером. Образ Маши из «Щелкунчика» принес ей первую в жизни награду, Максимова удостоилась премии Всесоюзного конкурса артистов балета. Наставницей Кати стала Елизавета Гердт, выпускница Имперского балетного училища. Она сама получила классическое балетное образование, и совершенно не приветствовала упрощения в современном балете. Гердт практически никогда не хвалила своих учениц, однако талант Максимовой выделяла всегда. Она называла свою любимую ученицу «Масик», и если Катя умудрялась вывести ее из равновесия своим взбалмошным характером, то могла и запустить в нее чем-то тяжелым.
Иногда летали даже стулья. Но, несмотря на это, педагог верила в способности своей талантливой воспитанницы, и именно ей, на тот момент ученице 8-го класса, доверила сложную партию Маши в «Щелкунчике», и не прогадала. Екатерина окончила хореографическое училище в 1958 году. Ее рост составлял 157 см, при этом девушка весила всего 47 кг. А после того, как ее приняли в Большой театр, похудела еще, и долгие годы держалась на отметке в 40 кг. В Большом театре Максимова оказалась под крылом у Галины Улановой. Балет Труппе Большого театра Максимова отдала тридцать лет. Она пришла туда в 1958-м и служила вплоть до 1988 года.
Талант юной балерины заметили сразу, и начали задействовать в сольных партиях. В то время, когда Екатерина уже блистала на сцене, ее одногодки танцевали кордебалет. Он была очень пластичной, ее техника поражала филигранностью, казалось, что Максимова просто рождена, чтобы танцевать классический балет. Тогда постановщики решили проверить ее талант на современных партиях, и всем стало понятно, что Екатерина настоящий универсал с безграничными возможностями. Екатерина Максимова на сцене выступает с балетом В 1959-м, буквально через год после поступления в БТ, Екатерина побывала с гастролями в Канаде и Америке. Восхищению публики не было границ, невероятная воздушность балерины поразила зарубежных зрителей до глубины души, ее называли «маленький эльф». В том же году Максимова стала участницей Всемирного фестиваля молодежи, откуда привезла наивысшую награду — золотую медаль. После этого танцовщица гастролировала в Китае, Норвегии, Дании, Финляндии.
Мастерство балерины получило новый стимул для развития после того, как в столицу прибыл молодой балетмейстер Юрий Григорович , ранее проживавший в Ленинграде. Он стал постановщиком балета «Каменный цветок», и выбрал именно Максимову для исполнения главной партии.
Два года продолжаются мои муки и в театре: за это время многое изменилось…Я люблю, и честолюбие мое во сто крат еще больше: я должен стать солистом, хорошим танцовщиком, чтобы она, Катя, которая сразу же стала танцевать сольные партии, поняла: я не менее талантлив, чем она, и меня любят и ценят в театре очень многие… …с Катей мы в 1961 году расписались в том самом ЗАГСе, что чуть сбоку от Павелецкого вокзала на Кожевнической улице… Расписались и отправились каждый в свою квартиру: она — в Брюсовский, а я — на Осипенко. Отправились по двум причинам: первая — не было у нас своей комнаты, вторая — на следующий день была премьера балета «Лесной песни», в котором мы были заняты в разных составах.
А еще через день мы, счастливые, теперь уже как муж и жена, улетели в Париж на премьеру фильма «СССР с открытым сердцем». Васильева В 1961 году французские кинематографисты совместно с их советскими коллегами сняли панорамный фильм «СССР с открытым сердцем», повествующий о молодой влюбленной паре из Большого театра — Кате и Володе. На их примере западный мир должен был увидеть жизнь в СССР. И хотя, помимо балетных классов, репетиций и спектаклей реальных сцен их жизни в фильме, конечно, было мало, и за кадром осталась настоящая история их любви, начавшаяся еще в училище, «играть» им здесь особенно не пришлось.
Искренность и свежесть их чувств только украсили фильм. За несколько дней до его премьеры в Париже Максимова и Васильев стали мужем и женой. Когда молодожены появились в этом городе влюбленных, французские журналисты совершенно естественно приняли их визит за свадебное путешествие. Впрочем, они и сами таковым считали этот подарок судьбы — начало их творческого и супружеского долголетия.
Много позже французский режиссер Д. Делюш снимет о них фильм, который назовет просто — «Катя и Володя» 1989. Ведь именно по именам знают этих удивительных артистов во всем мире. Тайну этого гениального дуэта разгадывать бессмысленно, невозможно.
Парижская академия танца отметила этот феномен премией имени М. Петипа «Лучший дуэт мира» 1972. Совместная творческая жизнь этих двух молодых дарований в Большом театре начала развиваться с балетов Юрия Григоровича — балетмейстера-новатора, приход которого они оба так горячо приветствовали в Большом и с которым долгое время были близкими друзьями и единомышленниками. Он подарил им «Каменный цветок», а потом свой «Щелкунчик» и «Спящую красавицу» и, конечно, «Спартак».
А кроме этого в 60-е в театре они танцевали и «Щелкунчик» В. Вайнонена и «Дон Кихот», «Петрушка», «Золушка» хор. Захаров , «Паганини» хор. С Улановой они готовили «Жизель» и «Ромео и Джульетту», после которых великая балерина написала: «Я отдала вам все, что у меня было».
Театр был их домом, а дом — сначала комната, потом общежитие театра, а потом постепенно увеличивающиеся в размере квартиры, — был их крепостью во многом благодаря маме Кати — Татьяне Густавовне, с которой они бок о бок прожили всю жизнь. Татьяна Густавовна стала не только ответственной за бытовую сторону их жития, но и их секретарем и помощником. Она собирала архив, следила за их выступлениями, отвечала на звонки и предложения выступить где-то, кроме театра, распределяла билеты на их спектакли среди друзей и близких. С 1960-х годов они начали проводить свой ежегодный отпуск в августе в Доме отдыха Малого театра в Щелыково, где стали неотъемлемой и гармоничной частью актерского сообщества — «щелыковцев».
Вплоть до 90-х годов, когда они купили неподалеку от Щелыкова свой собственный дом на высоком берегу реки Мера в деревне Рыжевка, состоящей из нескольких домов. Этому месту они не изменили ни разу. Их часто спрашивали, почему вы не уехали на Запад, ведь предложений было много и вдвоем они могли бы рассчитывать на роскошную жизнь за границей. Но для тех, кто знал их близко, ответ на этот вопрос был прост и ясен.
Заграничная жизнь сулила, в общем, только материальные блага, которые им обоим были малоинтересны. А как же друзья, близкие по духу люди, коих было огромное множество? Без них, без родных просторов, без родного театра не представляли себе жизни. А на гастроли они выезжали и с театром, и как приглашенные солисты.
Им — символам советского балетного искусства, позволялось и, например, общение со «сбежавшими» из СССР Нуриевым и Макаровой. Каким-то образом «наверху» было известно, что Максимова и Васильев никогда не помышляли о том, чтобы остаться за рубежом. Родное Щелыково и дорогие их сердцу его обитатели были важнее всех заграничных соблазнов. Любовь к русским лесам, рекам, полям, замечательным людям они пронесли через всю жизнь.
Невероятный успех. Выходил один через служебный подъезд для премьеров, где его уже ждала толпа — человек двести. Катя, как он ее ни просил, идти вместе с ним отказалась: «Я с тобой не пойду. Я спектакль не танцевала».
По окончании Московского хореографического училища с конца 1950-х годов она уже ведущая артистка Большого театра. Великолепная техника, одухотворенная обаянием и артистизмом, позволили Максимовой быстро преодолеть все ступени артистической карьеры и многие десятилетия оставаться на балетном Олимпе. Неудобно на сайте?
В Челябинске состоится XIV Международный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой»
О них снимали фильмы и писали монографии. Сегодня в эфире телеканала «Время» — фильм «Дуэт», посвященный легендарной паре Максимова-Васильев, а также знаменитый фильм-балет «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина, где заглавную партию танцует Екатерина Максимова. Первый канал — признанный лидер российского телеэфира, самый популярный и любимый русскоязычный канал в мире.
Ее постоянным партнером был ее муж Владимир Васильев.
Их дуэт начал складываться еще в училище, и впоследствии был признан эталоном артистического дуэта. Екатерина танцевала в спектаклях, поставленных Васильевым в Большом театре и за его пределами. Мировая критика назвала их «золотой парой балета XX века».
Многие партии балерина готовила под руководством Галины Улановой. Воспитанная в лучших традициях академической школы, Максимова обладала легкостью и природной грацией и изящной мягкостью линий в танце. Ее исполнение было отмечено элегантностью, технической виртуозностью и филигранно отточенными деталями.
С триумфальным успехом она танцевала на лучших сценах мира. С 1978 года Максимова выступала в зарубежных труппах и участвовала в спектаклях ансамбля «Московский классический балет».
По иронии судьбы последний классический спектакль «Жизель» в 1990 году русские артисты, всю свою жизнь прославлявшие свою Родину и русское искусство, исполнили на сцене «Метрополитен-опера» с труппой Американского балетного театра. Об этой последней «Жизели» Максимовой и Васильева газета «Нью- Йорк Таймс» написала: «проникновенный и эмоциональный спектакль… Их выступление, наполненное глубоким романтизмом, стало настоящим событием». Потом родилась идея, чтобы Катя станцевала «Золушку», второй акт — на балу. Ее партнер был раза в два моложе нее. Но, поверьте, это было совершенно незаметно! На сцене была прежняя Катя, необыкновенная породистая красавица. Часы били полночь.
Золушка роняла туфельку и убегала. Тогда появлялся Володя — в смокинге, лакированных туфлях. Он брал балетную туфельку в руки. И молчал. Но зрителю были понятны его чувства к удивительной женщине, которой эта туфелька принадлежит. Но не к Золушке, а к Кате. К каждому из прожитых с ней мгновений. Потом Катя возвращалась на сцену, Володя поднимал ее на руки — и на этом спектакль заканчивался. Сегодня я вспоминаю о том представлении — и у меня ощущение, будто бы наша Золушка просто вышла за кулисы и вот-вот снова появится перед своим любимым принцем...
Когда Васильев принял предложение возглавить Большой театр, жена отговаривала его от этого «самоубийственного» шага. Ведь Большой театр в середине 1990-х годов, как и вся страна, переживал не лучшие времена. Все пять лет его директорства она почти не видела его дома — он все время пропадал в театре. Поэтому когда он позвонил на Рыжевку, где она оставалась, когда он вернулся в Москву, чтобы начать сезон в театре в августе 2000 года, и сказал, что теперь свободен, она обрадовалась и просто сказала ему: «Приезжай! Мы тебя ждем дома! Они не перестали любить свой театр, ведь решения принимали конкретные люди, а театр — это их прожитая в нем вместе жизнь, которую отнять у них уже невозможно. В 2008 году Большой театр отозвался на эту любовь особым событием, которое стало подарком для Екатерины Максимовой и Владимира Васильева к 50-летию их творческой деятельности. Юбилейный марафон был начат Воронежским театром, который поставил в честь этого события балет «Анюта», где спустя много лет Васильева уговорили выйти на сцену в роли Петра Леонтьевича. Эстафету перенял Пермский театр с гала-концертом в день рождения Васильева и конкурс «Арабеск», специально посвященный их юбилею.
Наконец, Большой театр объявил о фестивале в честь юбилея своей великой пары, в который вошли спектакли «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Жизель», «Анюта». Фестиваль венчал грандиозный гала-концерт с участием отечественных и зарубежных звезд, исполнивших фрагменты балетов, в которых блистали в свое время эти две легенды Большого. Они оба были счастливы, и особенно Екатерина Максимова накануне своего 70-летнего юбилея. Васильеву тогда показалось, что Катя на какое-то время забыла о своих недугах, которые мучили ее последние несколько лет — так радостно она выглядела. Однако, жизнь распорядилась иначе: после радости в семью пришло горе. В начале марта у Васильева умерла мама. Ей было 89 лет, она долго болела, и родные понимали, что это должно было случиться. Но то, что произошло почти через два месяца, не мог предположить никто. В конце апреля Васильев был в очередной поездке в Италии.
Катя много работала в Большом и Кремлевском балете со своими девочками, с которыми не хотела расстаться ни на день, даже по болезни не пропуская ни одной репетиции. Находясь в вынужденной разлуке, они тем не менее каждый день обязательно звонили друг другу, обменивались новостями, и оба волновались за здоровье девяностопятилетней Татьяны Густавовны. В один их таких дней Васильев, как обычно позвонил домой, но в это утро Татьяна Густавовна не смогла разбудить дочь. Катя ушла из жизни во сне. Врачи констатировали внезапную остановку сердца во сне. Это случилось 28 апреля 2009 года на 71-м году жизни великой бплерины. Чем была эта страшная новость для всегда стойкого к жизненным поворотам Васильева, понятно любому, кто знал эту пару. Всю церемонию прощания в Большом он внешне держался, но на Новодевичьем кладбище смотреть на Васильева было больно.
По левую руку от гроба стоит ее супруг и постоянный партнер по сцене Владимир Васильев. Сказать последнее «прощай» Екатерине Сергеевне пришли ее поклонники, коллеги, друзья и практически все работники Большого театра. Ее неназойливое внимание к людям, к своим сотоварищам, ученикам — это все совершенно поразительно», — восхищается Сергей Юрский, народный артист России. Среди тех, кто пришел проводить её в последний путь — те немногие счастливцы, кому повезло видеть Екатерину Максимову на сцене. Поклонники вспоминают ее точные жесты и яркий взгляд из-под челки — как у Ренуара. Она была дивной актрисой. То, как она сыграла свои телевизионные роли, то, как она была прекрасна и искренна в своем искусстве, тоже делало нас лучше и чище», — рассуждает Вера Васильева , народная артистка СССР.
Екатерина Максимова. Малышка Большого театра
Это решение мама Екатерины Максимовой приняла при помощи соседки, знаменитой балерины Екатериной Гельцер, которая увидела в девочке определенные данные к балетному искусству. Выдающаяся российская балерина, народная артистка СССР Екатерина Максимова умерла сегодня ночью в Москве на 71-м году жизни, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на дирекцию Большого театра, где прошла вся творческая жизнь знаменитой танцовщицы. 28 апреля в Москве на 71-ом году жизни скончалась выдающаяся балерина Екатерина Максимова. Максимова Екатерина Сергеевна. Ekaterina Maksimova. Родилась в Москве 1 февраля 1939 года. Владимир Васильев во время прощания с балериной Екатериной Максимовой. Екатерина Максимова была известной балериной и педагогом, ее дуэт с Владимиром Васильевым признан лучшим в мире.