И в течение 40 лет, до восстановления ордена в 1814 году, Россия оставалась единственной страной, в которой иезуиты существовали легально. была открыта Антарктида первой русской антарктической экспедицией под руководством сгаузена и ва на шлюпах «Восток» и «Мирный». В истории России было много бунтов и восстаний, но одним из самых известных было восстание декабристов 190 лет назад.
Пушкин на Кавказе
17 мая 1820 года в Екатеринодаре состоялись официальные торжества по случаю открытия войсковой гимназии, завершившей свой первый учебный год. В том же 1820 году, когда в России запретили Орден иезуитов, произошла «семеновская история» ‒ восстание в лейб-гвардии Семеновском полку. 14 ноября 1820 года состоялся в Троппау высочайший приказ по армии о переформировании Семеновского полка: офицеры и нижние чины были переведены в различные полки армии. В 1820 году Александр Сергеевич был отправлен в южную ссылку за написание едких эпиграмм на власть. 28 января 1820 года первой русской антарктической экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева была открыта Антарктида.
История одного бунта или "Семеновская история"
28 января 1820 года первой русской антарктической экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева была открыта Антарктида. Русские мореплаватели открывшие Антарктиду в 1820 году. В 1820 году в Германии был казнен студент Карл Людвиг Занд, убийца писателя Коцебу. • 25 марта 1820 года иезуиты были изгнаны из России.
Рейтинг публикаций
- Декабристское движение
- Политика публикации отзывов
- Subscription levels
- Бородино с Тарутино
28 января: этот день в истории России
В ссылку его сопровождали А. Дельвиг и П. Яковлев - брат М. Александр I писал перед этим: «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает…» Источники.
Первая рота - государева - недовольная непомерной строгостью и взыскательностью нового полкового командира, собралась вечером 28 октября 1820 года, самовольно вышла на перекличку, отказалась идти в караул, требовала ротного командира и не хотела расходиться, несмотря на увещания начальства. Тогда эта рота была окружена двумя ротами лейб-гвардии Павловского полка и посажена в Петропавловскую крепость. Остальные роты решили заступиться за товарищей и выказали непослушание явившемуся высшему начальству, потребовали освобождения товарищей из-под ареста или отправить в крепость весь полк. Начальство приняло второй вариант. Правительство отправило все роты полка кроме государевой в Кронштадт, откуда их развезли в приморские крепости Финляндии. Новый Семеновский полк был сформирован 24 декабря 1820 года из офицеров и нижних чинов 1, 2 и 3 гренадерских дивизий и получил права молодой гвардии.
Никита Муравьев показывал, что «свободный образ мыслей» утвердился в нем благодаря речи «покойного государя императора к Сейму Царства Польского, в коей он объявлял свое намерение ввести представительное правление в Россию» [Муравьев 1925, с. Император на самом деле был уверен: «либеральные начала», к которым он относил и введение конституции, и отмену крепостного права, «одни могут служить основою счастия народов» [цит. Высшие государственные деятели составляли такого рода проекты; большинство из них разрабатывалось тайно. После дарования конституции Польше началась работа над «Государственной уставной грамотой» - российским основным законом; слухи об этом быстро расползлись по России. Иногда конституционные искания становились достоянием общественности: должностные лица и крупные душевладельцы выступали с речами, в которых - с большей или меньшей степенью радикализма - звучали призывы отменить крепостное право. Каждое такое выступление вызывало волну обсуждений и надежд в обществе. Идеи учебы и помощи императору имели совершенно очевидные последствия для офицеров-реформаторов. Они, по справедливому замечанию В. Боковой, хотели видеть себя людьми - «в первую очередь», и только потом уже - офицерами [Бокова 2003, с. Соответственно, изменился и их внешний вид. По словам Федора Глинки, после войны, Окончив полевые драки, Носили офицеры фраки. И даже когда офицеры не надевали фраков, соблюдать правила ношения форменной одежды они не желали. Пример показывали Милорадович и Си-пягин: Андрей Розен, например, описывал в мемуарах непорядок в одежде высших должностных лиц корпуса. Он писал: «Когда Н. Сипягин был начальником штаба, то он сам, и граф М. Милорадович, и Я. Потемкин, и вообще генералы-щеголи или франты, а за ними и офицеры носили зеленые перчатки и шляпу с поля». И вспоминал эпизод, когда, копируя поведение начальников, тоже оделся «против формы, по образцу тогдашнего щеголя»: «Под расстегнутым мундиром виден был белый жилет, шляпа надета была с поля, а на руках зеленые перчатки». На улице Розен встретил императора Александра: «Я остановился, смешался, потерялся, успел только повернуть поперек шляпу. Государь заметил мое смущение, улыбнулся и, погрозив мне пальцем, прошел и не сказал ни слова» [Розен 1984, с. Кроме того, между офицерами и солдатами еще на войне установились «добрые отношения»; после войны они только окрепли. В других полках ротные командиры нашли возможность без нее обходиться. Про жестокости, какие бывали прежде, слышно было очень редко», - вспоминал Иван Якушкин [Муравьев-Апостол 1922, с. Офицерам было ясно: просвещение и палки - вещи между собою несовместимые. Давно отмечено, что послевоенная эпоха в России - это «эпоха тайных обществ» [Бокова 2003]. Образовывались полковые артели, политические клубы, кружки, в которые, наряду с офицерами, вступали и их штатские единомышленники. Так, в 1815 г. В Генеральном штабе существовала Священная артель, «мыслящий кружок», участники которого беседовали «о предметах общественных» [Пущин 1988, с. В Москве возникло Военное общество и т. Все они были тайными, однако «их "тайна" - только принятая форма собраний, -негласных, более или менее замкнутых, непубличных» [Пресняков 1925, с. Между тайным и антиправительственным объединением ставить знак равенства пока еще было невозможно. В феврале 1816 г. Его основали шестеро молодых гвардейцев, связанных между собою узами родства и фронтовой дружбы. Среди основателей - четыре представителя разветвленной и дружной семьи Муравьевых, «муравейника», как их называли в свете: Александр и Никита Муравьевы, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы. При этом четверо - братья Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин и Сергей Трубецкой - служили на момент образования общества в гвардейском Семеновском полку, а еще двое -Александр и Никита Муравьевы - были гвардейскими квартирмейстерами. Нечкина считала, что Союз спасения - «первая русская революционная организация. Однако вряд ли в данном случае она права. В Союзе шли споры о том, что есть «благо России»: противодействие ли немцам на русской службе, «конституционное правление» или необходимость «даровать свободу крепостным крестьянам и для того пригласить большую часть дворянства к поданию о том просьбы государю императору» [Пестель 1927, с. Ни о каких конкретных «революционных действиях» Союза историкам не известно. Бокова [Бокова 2003, с. Однако Союз спасения - притом, что для власти он был абсолютно безопасен - стал первым, еще робким сигналом того, что власть теряет доверие мыслящего общества. Осенью 1817 г. Повод, в связи с которым возник цареубийственный план, заговорщики трактовали по-разному. Многие из них подтвердили на следствии, что план возник вследствие письма из Петербурга, от Сергея Трубецкого. В письме содержалась информация, что император намеревается присоединить к Царству Польскому часть бывшей польской территории и уехать со всем двором в Варшаву. Причины, по которым это было нужно императору, заговорщики запомнили по-разному. Никита Муравьев утверждал, что из Варшавы император собирался издать «манифест о вольности крепостных людей и крестьян», этот «манифест» мог сподвигнуть народ на применение оружия «противу дворян»; государь же, пользуясь «всеобщим смятением», «присоединит польские губернии. Якушкин показывал, что государь таким образом «старается. Трубецкой писал, что он действительно «полагал», что император вскорости объявит о присоединении «российско-польских провинций к Царству Польскому», а о других 14 «мнимых намерениях государя императора» ничего на следствии сказать не смог [Муравьев 1925, с. Сначала заговорщики решили - для того чтобы выбрать из своих рядов цареубийцу - «бросить жребий». Иван Якушкин, согласно его собственным показаниям, вызвался сам, «не хотя подвергнуть себя жребию» и желая «пожертвовать собой, дабы спасти Россию от погибели». Против этого замысла высказался Сергей Муравьев-Апостол: «На другой день, обдумав неосновательное намерение наше и быв болен, я изложил на бумаге мое мнение, коим остановлял предпринятое действие, показывая скудость средств к достижению цели» [Якушкин 1927, с. В итоге замысел был оставлен, император остался цел. Дело было, конечно, не в том, что царь в 1817 г. И не в том, что к 1817 г. Дело было в другом: молодые офицеры впервые поняли, что для реализации планов реформ они императору не нужны. И к реальной российской политике в государстве они - при всей своей учености и влюбленности в «Агамемнона» - никакого отношения иметь не будут. Год спустя основатель Союза спасения Александр Муравьев получил возможность почувствовать на себе отношение императора к собственным антикрепостническим идеям. Возражая одному из «обскурантов», публично критиковавшему идею отмены крепостного права, но желавшему при этом конституции, он написал записку, которую сумел передать царю. В записке, между прочим, были такие слова: «Непостижимо, как можно с таким восхищением говорить о собрании представителей и в то же время оскорблять вольность и противиться сообщению мыслей! Получив записку, монарх, согласно воспоминаниям Сергея Трубецкого, прочел ее и сказал: «Дурак! А в мае 1818 г. Однако ни в 1817, ни в 1818 гг. В 1819 г. Написанная в осторожных выражениях, она тем не менее хорошо передавала взгляды декабриста: «Не зная и не смея угадывать намерения правительства насчет общего освобож- дения крестьян, можно, однако же, быть уверену, что оно будет предпринимать все возможные по обстоятельствам меры к достижению сей благотворной цели. Дух справедливости, ознаменовавший наше правительство в глазах целой Европы, позволяет ожидать, что еще в настоящее царствование, столь славное многими победами, совершится славнейшая победа справедливости над несправедливостью, просвещения над варварством, света над тьмою». Кроме того, Тургенев в записке осуждал запрет на гласное обсуждение крестьянского вопроса: «Нет сомнения, что благонамеренные и пристойные суждения о предметах сего рода в журналах и в книгах могли бы принести великую пользу; вреда же никакого» [Тургенев 2001, с. Александр поручил Милорадовичу «передать свое благоволение автору». При этом монарх пообещал - для облегчения участи крепостных - выбрать «самое лучшее из поданных ему записок по этому вопросу» [Шебунин 1925, с. В том же 1819 г. Александр велел передать автору, что его стихи внушают «добрые чувства» [Жихарев 1989, с. Серьезной поддержкой в обществе пользовалась религиозная политика, тесно связанная с политикой гуманитарной. В конце 1812 г. Еще год спустя Библейское общество стало независимым и получило статус общероссийского. Официально декларируемая цель этой организации - перевод Библии на языки народов, населяющих Россию. Но, как видно по результатам многих исследований, деятельность Библейского общества оказалась гораздо шире декларируемой цели. Во главе этого общества стоял один из временщиков императора, князь Александр Голицын. Время управления Голицыным Библейским обществом ознаменовано ожесточенными спорами о роли Церкви в Русском государстве и русском обществе. Князь был сторонником «универсального христианства», стирающего конфессиональные различия; пропагандируемая им «внутренняя церковь» допускала единение с Иисусом Христом, минуя церковь официальную [Флоровский 2006, с. Религиозные воззрения князя распространяли подчиненные ему преподаватели учебных заведений. Начинания Библейского общества, безусловно, влияли и на развитие науки, в первую очередь языкознания. Согласно мнению А. Пыпина, «непосредственный результат библейской деятельности - новые издания Библии, и в особенности издания на русском языке и переводы на различные инородческие наречия, во всяком случае, были явлением высокой важности в истории русского образования» [Пыпин 2000, с. Идеи взаимодействия религии и просвещения как раз и лежали в основе концепции образованного в 1817 г. Министерства духовных дел и народного просвещения, главой которого и был назначен Голицын. Это, по выражению современников, «сугубое» министерство подмяло под себя не только собственно ведомство просвещения, но и иностранные вероисповедания, и православный Синод, и периодические издания за исключением нескольких ведомственных газет и журналов , и Академию наук, и вольные общества, и цензуру через посредство цензуры - и литературу ; «по совместительству» Голицын возглавлял и Почтовый департамент. На посту министра князь как мог развивал просвещение, учреждал школы и университеты: в частности, при нем был основан Санкт-Петербургский университет. С его санкции открывались новые периодические издания, выходили книги. Исследователи спорят, была ли политика Голицына «протестантским проектом, глобальной попыткой Реформации сверху», «мессианско-эсхатоло-гическим синтезом», «католической конверсией», «утопией общехристианского государства» или «христианским экуменизмом»1. Кроме того, вызывают споры и политические воззрения князя. Так, М. Майофис видит во главе Библейского общества либерала: по ее мнению, насаждавшаяся посредством этого общества «модель христианства» была орудием «либерализации режима и модернизации» [Майофис 2008, с. Готовцева полагает, что «многие инициативы лично Голицына и возглавляемого им Министерства духовных дел и народного просвещения укладываются в проевропейский космополитический дискурс» [Готовцева 2018, с. Минаков, напротив, считает князя «деятелем с консервативной репутацией». Однако он уточняет, что «вариант консерватизма, который он 1. Свод и анализ мнений о религиозной политике властей в первой четверти XIX в. Впрочем, спор о взглядах Голицына и «направлении» Библейского общества и «сугубого» министерства - это всего лишь спор о терминах. Главным было другое: согласно Пыпину, Библейское общество было, по сути, общественной организацией. Согласно Пыпину, «действия общества проникли в слои жизни, до которых редко касались какие-нибудь подобные влияния; и для людей, не задававших себе никаких вопросов, проводивших жизнь по принятому обычаю и переставших что-нибудь думать о ней, такое возбуждение религиозно-нравственных вопросов все-таки могло быть шагом вперед как пробуждение из нравственной спячки» [Пыпин 2000, с. В годы деятельности Голицына в России выходили многочисленные журналы - и почти у каждого из них было свое лицо. Министр искренне любил многих из своих неспокойных подчиненных, поддерживал при дворе Жуковского о взаимоотношениях Голицына и Жуковского см. Президент Библейского общества одним из первых русских правителей понял силу общественного мнения и старался в своей деятельности опираться на это мнение. Более того, он зачастую сам инициировал ту или иную общественную инициативу. В частности, он пытался внедрить в отечественное образование ланкастерский метод взаимного обучения. В 1816 г. Он лично наблюдал за обучением студентов и докладывал об их успехах императору, а в октябре 1817 г. При Главном правлении училищ был создан особый комитет для учреждения училищ народного просвещения [Сборник постановлений 1875, с. В 1818 г. Историки долго спорили о том, что представлял из себя Союз благоденствия. Пыпин считал, что его основатели хотели «заявить о нем правительству и просить его содействия» [Пыпин 2001, с. Пыпину возражала Нечкина, ставившая знак равенства между тайным и революционным обществом. Она удивлялась, зачем общество - если оно преследовало вполне благонамеренные, легальные цели - «оставалось тайным» [Нечкина 1955 а, с. По ее мнению, этот союз, как и предыдущий, был организацией революционной. Сегодня Союз благоденствия мало кто из историков считает революционной организацией. Самое многочисленное тайное общество в России 1820-х годов задумывалось вовсе не как собрание революционеров, стремящихся во что бы то ни стало убить царя и разрушить самодержавие. Между деятельностью этого союза и последующими событиями на Сенатской площади можно выявить лишь весьма условную связь. И это хорошо видно при анализе устава союза см. Устав декларировал: целью союза было «споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она самим творцом предназначена» [Устав 1951, с. Ничего, противоречащего «видам правительства», в союзе, согласно уставу, быть не могло: он создавался для того, чтобы обратить «собственную волю» частных людей «к цели правительства, к пользе общей». Устав гласил: «Всякий член имеет право учреждать или быть членом всякого рода правительством одобренных обществ. Однако никто из исследователей не задавался вопросом: а какое именно «правительство» имеется в данном случае в виду: императора окружали разные люди, выражавшие разные мнения относительно происходивших в России и в Европе политических процессов. Понятно, что Союз благоденствия не мог был создан для поддержки Аракчеева, начальствовавшего над канцелярией Комитета министров и тем самым имевшего непосредственное отношение к «правительству». Почти ничего не говорится в уставе и о военной сфере деятельности «правительства» - несмотря на то что многие члены союза были офицерами, а послевоенное положение армии оставляло желать лучшего. Как известно, деятельность членов Союза благоденствия должна была охватывать «четыре главные отрасли»: «человеколюбие», «образование», «правосудие» и «общественное хозяйство». Две из них - «человеколюбие» и «образование» - дублировали деятельность возглавлявшихся князем Голицыным государственных и общественных организаций. Как следует из текста устава, Союз благоденствия «вменял» себе в «святую обязанность» распространение «истинных правил нравственности и просвещения» [Устав 1951, с. И эта благая цель полностью согласовалась с целью Министерства духовных дел и народного просвещения. Согласно «Учреждению» этого министерства, оно как раз и должно было блюсти «истинное просвещение». Авторы «Учреждения» утверждали, что основанием такого просвещения должно быть «христианское благочестие» [Полное собрание 1830 с, с. Авторы устава тоже считали истинную веру необходимой принадлежностью «образования». Члены союза были обязаны «распространять истину» о том, что «человек не иначе, как с помощью веры, может преодолеть свои страсти, противостоять неприязненным обстоятельствам и таким образом шествовать по пути добродетели» [Устав 1951, с. Устав признавал желательность вступления в ряды Союза благоденствия священников. Вполне в духе «внутренней церкви» Голицына, устав утверждал, что «вера наша состоит не в наружных только признаках, но в самых делах наших» [Устав 1951, с. Духовные особы, состоявшие в союзе, должны были «иметь надзор» за своими собратьями, «вне союза состоящими», сообщать в союз «замечания свои насчет их поведения, дабы он мог споспешествовать трудам добродетельных и уничтожать козни порочных» [Устав 1951, с. Устав Союза благоденствия утверждал: под надзором этой организации должны были «находиться все без исключения народные учебные заведения» [Устав 1951, с. Однако «заведение и устройство училищ» было предметом деятельности входившего в министерство Департамента народного просвещения [Полное собрание 1830 с, с. Союз благоденствия должен был заниматься сочинением и переводом «книг, как хороших учебных, так и тех, кои служат к изяществу полезных наук» [Устав 1951, с. Однако составление учебных пособий тоже было прерогативой этого департамента. Союз собирался «исправлять нравы» «изданием повременных сочинений, сообразных степени просвещения каждого сословия, сочинением и переводом книг, касающихся особенно до обязанностей человека» [Устав 1951, с. Но цензура, которую эти «сочинения» не могли миновать, опять-таки находилась в ведении Министерства просвещения. Еще более показательны предполагаемые действия Союза благоденствия в сфере «человеколюбия». И это вполне согласовалось с деятельностью возглавлявшегося тем же Голицыным Императорского человеколюбивого общества и основанного им Попечительного общества о тюрьмах. Вообще членам союза предписывалось работать в тесном контакте с этими организациями, уговаривать «соотечественников к составлению человеколюбивых обществ и заведений» и вступать «во все, уже ныне существующие» [Устав 1951, с. Союз благоденствия собирался снабжать «праздношатающихся людей работами, стараясь помещать их сообразно их способностям и учреждая рабочие заведения, в которых бы упражняющиеся находили верное и без-нуж[д]ное пропитание» [Устав 1951, с. Императорское же человеколюбивое общество старалось «выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитать могут» [Полное собрание 1830 Ь, с. Человеколюбивое общество создавалось, в частности, «для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работам не способных» [Полное собрание 1830 Ь, с. Конечно же, сфера деятельности союза - в той мере, в какой она была заявлена в уставе - была шире сферы деятельности голицынских организаций. В частности, по его «ведомству» не проходили две из четырех «отраслей» союза: «правосудие» и «общественное хозяйство». И если «общественное хозяйство» хоть в какой-то мере интересовало Голицына в докладе об образовании Библейского общества утверждалось, что «чтение Священного Писания» благотворно влияет «на поощрение к промышленности» [Полное собрание 1830 а, с. Однако в реальности основная работа членов союза шла как раз в области литературы, просвещения, благотворительности и т. И можно, в принципе, представить себе, что авторы устава не понимали: коль скоро они собираются сотрудничать с правительством, вторгаясь в компетенцию Голицына, им придется иметь дело и с его министерством, и с ним самим. Однако организовывая, к примеру, Общество для заведения училищ по методе взаимного обучения 1819 , они не могли не знать, что это общество числилось подразделением Министерства духовных дел и народного просвещения [Месяцеслов 1820, с. По делам ланкастерского обучения члены общества тесно общались с министерскими чиновниками. Таким же подразделением министерства было и Вольное общество любителей российской словесности, которое многие исследователи считали и считают «легальным» филиалом Союза благоденствия. Либеральные журналы 1820-х годов были наполнены славословием в адрес Голицына и Библейского общества. Факты свидетельствуют о том, что роль Союза благоденствия в русском обществе 1820-х годов была, скорее всего, сходна с ролью Библейского общества. Библейское общество существовало для поддержки религиозных инициатив министра, Союз же благоденствия - для поддержки его просветительских и гуманитарных инициатив. Образованные дворяне Александровской эпохи не могли не видеть, что параллельно с разговорами об отмене крепостного права, о конституции и либерализации церковной жизни набирает силу прямо противоположная тенденция: тенденция, говоря сегодняшним языком, «закручивания гаек». Естественно, что гвардейская «вольница» привела к падению дисциплины в войсках. Официальные документы Гвардейского корпуса содержат немало сведений о дисциплинарных проступках офицеров. Они, стоя в карауле у городской заставы, могли забыть записать в списки выезжающих из города графа Аракчеева или морского министра маркиза де Траверсе, могли - «в фуражной шапке, в расстегнутом мундире, в рейтузах и без шпаги» - случайно попасться на глаза великому князю Николаю Павловичу, могли и просто быть «неисправными» в карауле «в экспедиции заготовления бумаг» и «у присутственных мест». Далеко не все офицеры, говоря словами Федора Глинки, «перо и книгу брали в руки» и действовали «на поле мысли»; некоторые из них, «нарядясь в штатские фраки и сертуки», приставали к гуляющим по улицам женщинам, заводили скандалы и с ними, и с их мужьями. Однако реакция императора и тех, кто исполнял его волю, была, мягко говоря, неадекватной. Власти не ограничивались наказанием конкретных виновных, они «подтягивали дисциплину» в масштабе всей гвардии и - шире -армии. В 1817 г. В том же году закрылся «Военный журнал». Военный историк А. Керсновский писал, что после войны войска стала «засасывать» «вязкая трясина мелочей»: «Вальтрапы и ленчики, ремешки и хлястики, лацканы и этишкеты сделались их хлебом насущным», «в 18151817 годах не проходило месяца, чтобы не издавались новые правила и добавления к оным, усложнявшие и без того сложный, строевой устав. Замысловатые построения и перестроения сменялись еще более замысловатыми. Идеально марширующий строй уже не удовлетворял - требовались плывущие стены! Недовольство сквозит и в письмах великого князя Константина, и в переписке генералов и офицеров, и в мемуарах. Кроме того, в 1810 г. В 1816-1817 гг. Про военные поселения написано много: послевоенный экономический кризис привел к тому, что содержание миллионной армии стало России не по карману, а демобилизация солдат - в условиях рекрутского набора - оказалась невозможной. Идея состояла в том, чтобы «поселить» солдат на землю, заставить их кормить самих себя, то есть хотя бы отчасти сделать армию самоокупаемой. Историки считают, что поселения «задумывались как специфический государственный институт, и их введение нужно рассматривать как серию мероприятий пусть и паллиативных по своей сути , призванных сократить государственные расходы на армию, стабилизировать экономику страны», ликвидировать рекрутские наборы, «путем создания зажиточного военно-земледельческого сословия расширить социальную базу самодержавия» [Ячменихин 2006, с. Некоторые исследователи и вовсе усматривают в идее военных поселений часть «либерального модернизационного проекта» Александра I [Кондаурова 2009, с. Можно спорить, было ли в идее военных поселений здравое зерно. Пестель, умный и дальновидный современник, прекрасный специалист в военном деле, например, утверждал, что государственные «выгоды» от поселений -«мнимые»: в военное время поселения не спасут страну от рекрутского набора, соединение военного и крестьянского сословий, оседлость солдат лишит армию «воинского духа». Кроме того, хотя поселения и давали возможность государству содержать армию «без особых на то издержек», поселенцы освобождались от «всякого вида податей» - а значит, государство вполне может оказаться в финансовом проигрыше. Поселения, по мнению Пестеля, пагубны и для государственной безопасности: поселенцы образуют вооруженное «особое государство», живущее по своим законам, - «между тем, как остальное государство», в случае поселения всей армии, останется без всякой защиты. Сколько пало невинных жертв для пресыщения того неслыханного зловластия, которое с яростью мучило несчастные селения, для сего заведения отданные!.. И все сие для удовлетворения неистовому упрямству одного человека», - эмоционально утверждал Пестель [Пестель 1958, с. Вводя поселения, император не оглядывался на мнение подданных. Против такой формы организации армии выступали не только армейские оппозиционеры, но и крупные военачальники, в частности фельдмаршал Михаил Барклай де Толли. Император никого не слушал, он утверждал, что поселения «будут во что бы ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова» цит. Во главе пехотных поселений встал Аракчеев, во главе кавалерийских - генерал Иосиф Витт. Военные поселения оказались постоянным источником недовольства. Солдаты и поселенцы, которым объясняли «выгоды» нового устройства армии, «от всех этих несказанных благодеяний» приходили «в страх и онемелость» цит. Летом 1817 г. Проведенная Михаилом Магницким, членом Главного правления училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения, ревизия заклеймена в большинстве мемуаров и исследований. Так, например, М. Нечкина утверждала, что Магницкий «учинил в университете настоящий разгром», а С. Мироненко видел в ревизии начало широкого «наступления на университеты» [Нечкина 1955 а, с. В современной исследовательской литературе делаются попытки взглянуть на эту ревизию по-другому, доказать, что в деятельности университета были «несомненные вопиющие недостатки, злоупотребления и должностные преступления» - и именно с ними в первую очередь боролся Магницкий. После ревизии Магницкий был назначен попечителем Казанского учебного округа. Преподавание в университете стало вестись исключительно в соответствии с «духом Святого Евангелия», причем с этим «духом» следовало согласовывать все дисциплины: физику, историю, астрономию, словесность. Минаков предпринимает детальный разбор инструкции директору Казанского университета, которую Магницкий подписал в январе 1820 г. Согласно этой инструкции, в преподавании философии нужно было следовать утверждению, что «все то, что не согласно с разумом Священного Писания, есть заблуждение и ложь». Правоведение должно доказывать, что «правление монархическое есть древнейшее и установлено самим Богом», «профессора физики, естественной истории и астрономии, согласно инструкции, обязаны были "указать на премудрость Божию и ограниченность наших чувств и орудий для познания непрестанно окружающих нас чудес"», а на занятиях по истории студенты должны были усвоить, что «Отечество наше в истинном просвещении упредило многие современные государства», а доказать это следует «распоряжениями по части учебной и духовной Владимира Мономаха» [Минаков 2018, с. Первым активным участником Союза спасения и Союза благоденствия, кто по долгу службы уехал из столицы в провинцию, был Пестель. От остальных молодых офицеров Пестеля отличали талант политического лидера, серьезные познания в политических науках, решительность и радикализм взглядов. Пестель покинул Петербург в начале 1817 г. Генерал от кавалерии граф Петр Витгенштейн, у которого он служил адъютантом, получил назначение командовать 1-м пехотным корпусом со штабом в Митаве. Там Пестель попробовал завести тайное общество, но потерпел неудачу. В мае 1818 г. Пестель, уже штабс-ротмистр, сопровождая назначенного главнокомандующим 2-й армией Витгенштейна, появился в Тульчине, месте дислокации армейского штаба. Здесь его действия были удачнее: ему практически сразу же удалось собрать вокруг себя штабную молодежь. Сам Пестель был уверен, что завел в Тульчине управу Союза благоденствия. Бокова же склонна считать тех, кто сгруппировался вокруг Пестеля, отдельной орга- низацией, которую она называет «тульчинское офицерское общество» [Боко-ва 2003, с. Через год во 2-й армии появился новый начальник штаба -Павел Киселев, а с ним в Тульчин приехал его адъютант, капитан Гвардейского генерального штаба Иван Бурцов - как и Пестель, признанный лидер Союза благоденствия. Бурцов тоже стал руководителем «офицерского общества». И вне зависимости от наличия или отсутствия у этого общества формальных связей с Союзом благоденствия, Пестель и Бурцов принесли на юг тот образ действий, к которому привыкли в столице. Декабрист Николай Басаргин вспоминал, что у общества было «серьезное» направление: штабные офицеры старались «употребить свободное от службы время на умственное свое образование». Собираясь вместе, они «отдавали друг другу отчет в том, что делали, читали, думали», а также «толковали о современных событиях и вопросах» или об «отвлеченных предметах». Слова Басаргина подтверждал Иван Якушкин: «В Тульчине члены тайного общества, не опасаясь никакого особенного над собою надзора, свободно и почти ежедневно сообщались между собой и тем самым не давали ослабевать друг другу» [Басаргин 1988, с.
Поскольку на языке оккупантов юноша говорил свободно, он подружился с французским офицером, вместе они и мародерствовали. В советское время следующий эпизод представлялся как пример нетерпимости к несправедливости со стороны юного Каховского. Однажды Каховскому и французу в оккупированной Москве удалось достать несколько бутылок с вареньем, Каховский засунул палец в бутылку и не смог его вытащить. А вот как, и разбил бутылку об голову насмешника. За это был побит. Для советских «историков» — это оказалось примером, достойным подражания. Перед повешением ему даже декабристы не подали руки. На допросе Каховский заливался слезами. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, к 1825 году дослужился до чина полковника. Сергей Трубецкой жил в доме тестя графа Лаваля на Английской набережной. Во время шумных сборищ Трубецкой все больше молчал, но поскольку происходил из родовитой семьи, заговорщики единогласно избрали его диктатором. Во время восстания растерялся, бледный, растрепанный просидел все время в главном штабе. Хотя Трубецкой вовлек в преступную деятельность много людей, убеждая в необходимости истребить царя и особ царствующего дома, он был помилован и смертная казнь была ему заменена вечной каторгой, а в 1839 он, как все остальные, был отпущен на поселение. Наверное, надо «благодарить» его за трусость. На допросах Трубецкой запросто сдавал заговорщиков, падал на колени с мольбой о прощении, не отставал от него и Рылеев. Трубецкой был арестован уже вечером 14 декабря. Этот неудавшийся диктатор был арестован в доме австрийского посла. Был ярым сторонником физического уничтожения царя и его фамилии, даже вел подсчет подлежащих ликвидации. Для убийства царя и его близких предлагал найти сторонних исполнителей, не входивших в Южное тайное общество, которое он возглавлял. А все дело в том, что он планировал после прихода к власти показательно казнить этих исполнителей как злодеев, совершивших цареубийство. Привлек польские тайные общества, обещая им независимость и отделение Польши от Российской империи. Отличался холодным цинизмом. Перед восстанием 1825 года был главной пружиной как Южного, так и Северного тайного общества. Но 14 декабря в Петербурге на Сенатской площади его не было, он был арестован 13 декабря 1825 в Киевской губернии, где он проворовался, будучи командиром Вятского пехотного полка. На допросе Пестель поспешно сообщил имена полусотни заговорщиков. Подобно Льву Троцкому, Пестель разделял точку зрения Вольтера: «народ всегда останется глуп и невежественен: это скот, которому нужно лишь ярмо, кнут и сено». Государство у него должно было стать полицейским: если в 1827 один полицейский приходился примерно на 10 000 человек, то Пестель предлагал увеличить количество членов тайного сыска в тридцать раз — один полицейский на 370 человек. Иудеев предлагал собрать всех вместе и выселить под прикрытием русских и польских войск в Палестину. Лютеранин по вероисповеданию, с 12 до 16 лет учился в Дрездене в пансионе Зейделя. Как говорится в таких случаях, своими романо-германскими замыслами сильно опередил свое время. Будучи адъютантом уже стареющего командующего Второй Южной армией, сосредоточил большую фактическую власть в своих руках, «борясь» с воровством, собрал большой компромат на сослуживцев, мастерски ставя их в зависимость от себя. Начальник штаба армии раскусил Пестеля, он говорил, что у Пестеля «много ума, но душа и правила черны, как грязь». Потому добился перевода Пестеля на должность командира Вятского пехотного полка подальше от себя. Ревизия обнаружила недостачу в кассе полка, которым командовал Пестель, в размере 60 000 рублей за четыре года , годовой заработок рядового полка составлял 10 рублей в год. Он умудрялся по два раза получать из казны на одно и то же, давал взятки, не гнушался обворовывать солдат: из выданных комиссариатом 2руб. Обворовывал и офицеров, но там уже фигурируют суммы в несколько сотен рублей. Всячески поощрял доносительство, требовал безусловного подчинения, А. Керсновский в своей «Истории русской армии» называет Пестеля негодяем, запарывающим своих солдат. Наворовав денег, Пестель слегка охладел к делам бунтовским, весной 1825 стал подумывать, а не перейти ли к царю. Погорел Пестель, прокручивая самую большую свою махинацию на 6000 рублей. Пестель поручил капитану Майбороде получить эту сумму в Московском комиссарском депо хотя эта сумма уже была получена в другом депо , тот испугался, поскольку недостачу обнаружат и привлекут непосредственного исполнителя. Когда Пестеля взяли, он сразу же сдал и тайное общество, и своих подельников бунтовщиков. Муравьев-Апостол родился в 1796, в один год с Николаем I. За участие в декабристском бунте приговорен Верховным уголовным судом к четвертованию, впоследствии замененному повешением. Как и иные участники созданных декабристами тайных обществ, он одобрял план убийства царя. Командовал батальоном в Черниговском пехотном полку, где он через четыре дня после восстания на Сенатской площади поднял солдат на бунт в Киевской губернии. При этом он ранил командира и узурпировал власть в полку. А дальше захватил полковую кассу 10 000 рублей, раздал деньги солдатам, не забыв поднять их революционный дух с помощью водки. Первая рота деньги взяла, а за самозванцем не пошла. Полк дефилировал по губернии. Деньги скоро закончились, стали распродавать на сторону полковой провиант. Грабили на большой дороге, так, двадцатидвухлетний прапорщик Мозалевский, дворянин, обобрал жандармов более чем на 1000 рублей. По сути, это была шайка бандитов, из имения богатой графини Браницкой прибыли посланцы к Муравьеву-Апостолу с вопросом, сколько ему надо денег, чтобы он не грабил ее имение. Если советские «исследователи» типа М. Нечкиной написали об измученных царским преследованием солдатах, то на самом деле они не могли перемещаться по причине пьянства, о котором было много свидетельств во время следствия. Когда же окончательно кончились деньги и водка, солдаты сдали своих «командиров-революционеров». Николай I солдат не наказывал, понимая, что во всем виноваты поднявшие их на бунт офицеры. Но солдаты Черниговского полка были наказаны как обычные уголовники, а не государственные преступники — революционеры. Рылеев проживал в доме Российско-Американской компании на Мойке. Он был одним из руководителей и организаторов декабристского движения. Вместе с Трубецким рассчитывал последовательно поднять воинские части, совершить переворот по принципу «домино», когда предыдущая косточка валит следующую. Первым должен был выступить Гвардейский морской экипаж, но верный последователь Рылеева — А. Якубович в решительный момент испугался, хотя накануне «храбрый кавказец» кричал о готовности идти под пули. В итоге на Сенатской площади было примерно 3000 бунтовщиков и 12 000 нормальных солдат. Части, которые по замыслу заговорщиков, должны были последовательно выступить на стороне восставших, завалившись как доминошные кости, — Измайловский, Семеновский, Егерский и Коннопионерский полки — оказались верными Николаю I. Рылеев был самым остервенелым приверженцем идеи цареубийства, всем предлагал взять на себя эту роль, зато на допросе, как и Трубецкой, поплыл и давал самые обширные показания, в результате чего с 25 по 30 декабря было арестовано 64 человека, причем подозреваемый арестовывался для дальнейшего выяснения, если на него указывали не менее двух заговорщиков. Рылеев уговорил полковника Булатова убить царя, тот взял с собой заряженные пистолеты, будучи боевым офицером, стоял рядом с царем во время бунта, но не смог поднять оружие на Николая I, а потом пришел и покаялся, осознав, с какой мразью связался. Не находя выхода своим мучениям, Булатов 18 января 1826 разбил себе голову о стену камеры, 19 января умер в госпитале.
События истории России и мира за 1820 год
Источник запрос в гугле Краском Просветленный 44854 8 лет назад Смена Государей, с политическим кризисом 1825 года. Восстание Семёновского полка. Бунт декабристов в Петербурге, восстание Черниговского полка в Малороссии.
К середине XIX века, судя по описаниям британского путешественника и писателя Лоренса Олифанта, Симферополь стал "веселым и современным городом". Его построили "в истинно русском вкусе": проложили широкие улицы и выкрасили высокие дома в ярко-зеленый цвет. Если бы не разнообразие национальностей в Симферополе, писал Олифант, город напоминал бы Казань или Саратов.
Такой новая столица полуострова была до начала Крымской войны 1853—1856 годов , которая ознаменовала новую веху в ее истории. За это время его не раз разрушали и восстанавливали. Когда Крым оказался во власти ханов, в тех местах находился главный рынок на Черном море. Каффа активно торговала с бывшим Константинополем, за что ее прозвали "Кючюк-Истанбул", то есть "Маленький Стамбул", или "Крым-Стамбул". Город сохранял это название в течение всего турецкого периода истории.
Последний крымский хан Шагин-Гирей тоже намеревался перенести крымскую столицу из Бахчисарая в Каффу и даже начал строить там новую резиденцию. Однако не успел реализовать свой план, так как отрекся от власти в 1783 году. Каффе было суждено стать и главным театром военных действий между Турцией и Россией. Город был сильно разрушен в результате похода под командованием князя Василия Долгорукова во время Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. После там разместился российский флот и гарнизон, а по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору от 10 июля 1774 года к России отошли в Крыму крепости Керчь и Еникале находятся на берегу Керченского пролива.
Россия также удержала за собой завоеванный ею прежде Кинбурн в Северном Причерноморье. С этого момента русские суда беспрепятственно ходили между Керчью и Кинбурном. На закате Крымского ханства на месте некогда грозных крепостных стен средневекового укрепления Каффы лежали развалины. Первая попытка оживить торговлю После присоединения Крыма к Российской империи Феодосии было возвращено ее греческое название. В 1783 году там проживало всего 290 человек, но с началом нового века в Феодосии начался следующий виток развития.
Феодосия получила право беспошлинной торговли на 30 лет. Иммигранты могли свободно жить в городе и исповедовать свою веру учинять "богослужения по своему обряду". Купцы, мещане и ремесленники могли не просто жить в Феодосии, но и строить дома, лавки, магазины и амбары. По свидетельствам Павла Сумарокова — племянника поэта Александра Сумарокова, купцы из Анатолии провинция в азиатской части Османской империи — прим. ТАСС и Стамбула везли в Феодосию вина, изюм, финики, винные ягоды, корицу, гвоздику, хлопчатую бумагу, а из Крыма вывозили пшеницу, масло, сыромятную кожу и овечью шерсть.
Однако Феодосия еще не успела оправиться от прошедших войн и волны эмиграции, инфраструктура была не развита — все это мешало торговле. Объявленный на 30 лет режим порто-франко просуществовал всего год и был ликвидирован в 1799 году. Зато в ближайшие годы происходили другие значимые для экономического развития Крыма события: 18 июля 1820 года в Феодосии был учрежден Коммерческий суд, в том же году был открыт Севастопольский порт, а еще спустя три года — порт в Керчи. Новая жизнь древнего города Несмотря на то что в начале XIX века Феодосия уступила лавры первенства в торговле по морю Севастополю и Керчи, город расширялся. В именном указе 1804 года феодосийскому градоначальнику, генералу от инфантерии Андрею Феньшу предписывалось очистить город "от громад и развалин" и заняться благоустройством публичных фонтанов.
Для этого государственная казна выделила 100 тыс. Кроме этого, Феодосия могла распоряжаться доходами с винного городского откупа особая форма налогообложения в торговле спиртными напитками, существовавшая в России до введения акцизного налога в 1863 году — прим. ТАСС и зарабатывать на соляных озерах, находившихся в окрестностях города. Градоначальник Феньш быстро приступил к работе и взял материалы для новых построек из бывших генуэзских укреплений. Некоторые из них тогда были окончательно разрушены.
Через пять-шесть лет после этого "город воскрес из-под своих развалин", писал автор исторического очерка "Феодосия" Василий Виноградов. Завязались прежние торговые отношения с Анатолией… Феодосийский рейд покрылся массой мелких судов — словом, жизнь в воскресшем порте закипела". Таким город был к 1812 году, пока не вспыхнула Отечественная война с Францией. Строительство крымского участка Лозово-Севастопольской железной дороги было инженерным вызовом — ее пришлось проложить над речными долинами и сквозь скалы, через которые прорубали тоннели только на подходе к Севастополю их шесть. Зато, когда в Феодосию прибыл первый поезд, в городе был настоящий праздник.
О том дне оставил воспоминания будущий доктор медицинских наук Иван Саркизов-Серазини. Будучи мальчишкой, он запомнил, как толпы радостных горожан заполнили городской бульвар, повсюду развевались трехцветные флаги, а в бухте выстроились суда Черноморской эскадры. Тогда же проходила реконструкция феодосийского порта. Этот проект тоже был технически непростым — нужно было возвести искусственную насыпь в районе порта. В 1895 году берег в районе порта было не узнать.
За четыре года рабочие со всей империи построили молы и укрепили бетоном новую прибрежную полосу, которая сдвинулась глубоко в море. Доля Феодосии в международной торговле среди крымских и остальных российских таможенных пунктов К 1897 году Севастополь утратил значение как экспортный пункт.
Солдаты роты Его Величества , недовольные непомерной строгостью и взыскательностью нового полкового командира, собрались вечером 16 октября [1] , самовольно «вышли на перекличку», отказались идти в караул, требовали ротного командира и не хотели расходиться, несмотря на увещания начальства; тогда эта рота была окружена двумя ротами лейб-гвардии Павловского полка и посажена в Петропавловскую крепость. Остальные роты решили заступиться за товарищей и выказали непослушание явившемуся высшему начальству, потребовали освобождения товарищей из-под ареста или отправить в крепость весь полк. Начальство приняло второй вариант.
Под конвоем казаков, без оружия, полк проследовал в Петропавловскую крепость. Эти события, продолжавшиеся четыре дня, произошли в отсутствие государя, который тогда находился на конгрессе в Троппау. Распоряжения исходили от комитета, составившегося из Санкт-Петербургского генерал-губернатора Милорадовича , генералов Васильчикова и Закревского. О событиях в полку каждые полчаса слались со специальными нарочными донесения Милорадовичу, «все меры для сохранности города были взяты. Через каждые полчаса, — вспоминает современник событий, — сквозь всю ночь являлись квартальные [в штаб-квартиру Милорадовича], через каждый час частные пристава привозили донесения изустные и письменные… отправляли курьеров, беспрестанно рассылали жандармов, и тревога была страшная…».
К государю с донесением был послан Чаадаев , адъютант командира гвардейского корпуса после этого поручения он подал в отставку. Полк был усмирен, «государева рота» загнана в Петропавловку. Наказание[ править править код ] «…Нижние чины, — вспоминал И. Якушкин , — были развезены по разным крепостям Финляндии; потом многие из них были прогнаны сквозь строй, другие биты кнутом и сосланы в каторжную работу, остальные посланы служить без отставки, первый батальон — в сибирские гарнизоны, второй и третий размещены по разным армейским полкам.
К берегам Антарктиды и раньше подходили корабли из других стран, но Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев первыми определили границы континента, по площади почти равного Южной Америке. Огибая айсберги, первопроходцы опасались попасть в ледяной капкан, поэтому на сушу так и не высадились. Зато обогатили мировую науку важнейшим географическим открытием, составив карту нового континента. Второй раз российские исследователи прибыли в Антарктиду спустя 135 лет, в 1955 году.
День в истории: 12 января
От брака с великой княгиней Анной Федоровной, урожденной принцессой Саксен-Кобург-Заальфельдской 1781—1860 , у Константина Павловича детей не было вовсе. Более того, великая княгиня, воспользовавшись семейным предлогом, в 1801 году покинула Россию и отказывалась возвращаться назад. Таким образом, брак Константина Павловича, являвшегося ближайшим потенциальным наследником императора, фактически распался. В связи с этим, а также с желанием великого князя жениться вторично императорская фамилия решилась на беспрецедентный шаг — развод наследника престола.
Это «дополнительное постановление об императорской фамилии» заключалось в следующем: «…если какое лицо из императорской фамилии вступит в брачный союз с лицом, не имеющим соответствованного достоинства, то есть не принадлежащим ни к какому царственному или владетельному дому, в таком случае лицо императорской фамилии не может сообщить другому прав, принадлежащих членам императорской фамилии и рождаемые от такового союза дети не имеют права на наследование престола». Иными словами, супруги неравного статуса и их потомство лишались прав членов императорской фамилии и, соответственно, права наследования престола Российской империи. Проект манифеста о передаче права наследования Николаю в связи с отречением Константина.
Автограф Александра I. Следствием этого обращения стал еще один манифест Александра I, подписанный 16 августа 1823 года.
Найти Первые дворяне-революционеры называли себя детьми 1812 года, многие были участниками войны и освободителями Европы. Они видели патриотический подъем населения и убедились, что в европейских странах, отказавшихся от крепостного права, существуют экономическое процветание и гражданский порядок. Сравнив полученные впечатления с действительностью России крепостное право, игнорирование общественных интересов, неуважение к правам личности , по окончании войны эти молодые дворяне ожидали от правительства продолжения либеральных преобразований, но Александр I, отказался от дальнейшей реформаторской деятельности. Замечание 2 Вторым фактором, повлиявшим на формирование идеологии дворян-революционеров, было воспитание. Дворянские революционеры являлись детьми людей, бывших при Екатерине II вольнодумцами. От отцов в наследство они получили идеи Просвещения. Одновременно в конце XVIII века наметился приток французских эмигрантов, спасавшихся от бедствий революции.
В дополнение к посту sQuartwox , Автор ко дню открытия выложил несколько американских картинок и забавных фактов, но не упомянул немаловажную деталь. До открытия Антарктиды о существовании еще одной части света единого мнения не было. Часть ученых утверждала, что на юге расположен не континент, а продолжение Южной Америки. Кроме того, господствовало расхожее заблуждение, виновником которого стал знаменитый мореплаватель Джеймс Кук. В своем кругосветном путешествии он подошел к Антарктиде достаточно близко, но увидел льды и решил, что дальнейший путь невозможен. Летом 1819 года началась Первая русская антарктическая экспедиция, главной задачей которой стал именно поиск нового континента или окончательное опровержение его существования.
Экспедиция Лазарева и Беллинсгаузена открытие Антарктиды. Исторические события в 1820 году. Восстание семёновского полка 1820. Восстание Декабристов на Сенатской площади. Декабристское восстание 1825. Восстание Декабристов 1825 г.. Внутренняя политика Александра 1 проект Новосильцева. Проект Новосильцева крепостное право. Уставная грамота Российской империи Новосильцева. Уставная грамота Российской империи Александра 1. Лейб гвардии Семеновский полк при Петре 1. Александр 1 восстание Семеновского полка. Семёновский лейб-гвардии полк 1820. Восстание Семеновского полу. Восстание Семеновского полка в 1820 году. Бунт Семеновского полка Шварц. Выступление семёновского полка 1820. Открытие Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Экспедиция м. Лазарева и ф. Беллинсгаузена открыла Антарктиду.. Экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Восстание семёновского полка 1820 картина. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен Антарктида. Русский мореплаватель открывший в 1820г Антарктику. Русские мореплаватели открывшие Антарктиду в 1820 году. Русский мореплаватель открыл шестой Континент. Восстание Семеновского полка декабристы. Восстание в Гвардейском Семеновском полку. Династический кризис 1825 восстание Декабристов кратко. Александр 1 династический кризис 1825. Восстание Декабристов династический кризис кратко. Какое событие вызвало династический кризис 1825 года?. Беллинсгаузен и Лазарев 1820. Открытие Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым. Михаил Петрович Лазарев открытие Антарктиды. Открыватели Антарктиды Лазарев и Беллинсгаузен. Сергей Соловьев 1820-1879. Соловьев 1820. Соловьёв Сергей Михайлович историк. Сергей соловьёв историк о России. Русские мореплаватели 16 века. Александр i 1820. Александр 1 1820 год. Кто правил в 1820. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями 1819-1821. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен открытие Антарктиды. Ф Ф Беллинсгаузен и м п Лазарев открытие Антарктиды. Беллинсгаузен и м. Ф Беллинсгаузен и м Лазарев. Историческая справка о 1820 годах. Историческая справка о Пушкине. Сергей Михайлович Соловьев 1820-1879 гг. Соловьев Сергей Михайлович. Сергей Соловьев историк портрет. Сенатская площадь восстание Декабристов Союз спасения. Николай i на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Семеновский полк восстание.
28 января: этот день в истории России
была открыта Антарктида первой русской антарктической экспедицией под руководством сгаузена и ва на шлюпах «Восток» и «Мирный». • 25 марта 1820 года иезуиты были изгнаны из России. 1820 год. В конце октября Александр Пушкин вызвал на дуэль сразу двоих — Федора Орлова и Алексея Алексеева. Это был 1820 год. Что происходило 200 лет назад. В 1820 году Семёновский полк прославился первым в России осмысленным массовым выступлением солдат. В ситуации жесткой цензуры начала 1820-х годов в России пресса была ограничена в своих возможностях донесения информации и публи-цистического осмысления; подававшая надежды журнальная публицисти-ка практически исчезла [История , 1973, с. 125].